Юридический портал. Льготный консультант

Для правильной езды на дороге все водители должны знать и следовать правилам дорожного движения, и водители такси не исключение. Правовые нормы для таксистов содержатся в Федеральном Законе №69.

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой 11 апреля 2011 года. Данный Законопроект был одобрен Советом Федерации 13 апреля того же года. В законную силу вступил документ 21 апреля 2011.

Федеральный Закон №69 содержит 10 статей. Правовое регулирование перевозки пассажиров и багажа состоит из:

  • ФЗ №69 о такси;
  • — определяет штрафные санкции за нарушения общепринятых законодательных норм.

Последние изменения ФЗ о такси

Практически все законодательные акты требуют пересмотра. Законы пересматриваются членами Государственной Думы для их усовершенствования, путем внесения в них изменений, поправок и дополнений. Необходимы нововведения из-за возникающих спорных ситуациях, на который определенный законодательный акт не распространяется.

Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» претерпел изменения 14 октября 2014 года.

Федеральный закон 69 о такси ст 3

Данная статья характеризует ответственность за нарушения правил перевозки клиентов и багажа:

  • В легковом автомобиле, перевозящем пассажиров, должна быть информация о правилах езды в данном виде транспорта. Отсутствие информации влечет за собой штраф для водителя — 1000 руб. (для юр. лиц — 30 000 руб.);
  • Если водитель не выдает клиенту кассовый чек или квитанцию, то ему грозит штраф в размере 1000 руб. (для юр. лиц — 30 000 руб.);
  • На автомобиле должны быть отметки, свидетельствующие о его принадлежности к такси (опознавательный фонарь на крыше или цветографическая желтая схема на кузове машины). Отсутствие отметок грозит штрафом водителю 3 000 руб. (для юр. лиц — 50 000 руб.).

В последней редакции корректировке подверглась 3 статья настоящего закона, а именно 17 пункт. Из этого пункта исключили 4 абзац.

Закон 69 о такси ст 9

Важным аспектом в данной статье являются обязанности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении автомобилей, перевозящих клиентов и их багаж:

  • проводить периодическое и своевременное обслуживание и ремонт машин;
  • осуществлять технический осмотр автомобиля перед выездом на линию;
  • предоставить водителям обязательный медицинский осмотр.

Все водители и юридические лица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и багажа, обязаны знать положения настоящего закона о такси.

То, какие правила нужно соблюдать, новый закон в 2017 году четко регламентирует и диктует новые правила для таксомоторного рынка. Сейчас правительство ставит две основные задачи: избавить рынок от незаконных перевозок и регламентировать деятельность компаний, оказывающих информационные услуги посредников при заказе такси.

Посредники

Диспетчерские компании и интернет-ресурсы по заказу услуг такси, которые множество людей ассоциируют с фирмами-перевозчиками, в реальности оказывают только посреднические услуги по информированию. При этом не обеспечивается должное качество перевозок и безопасность клиентов. Не говоря уже о таких услугах, как страховка, или внедрение стандартов сервиса перевозок. Более того, так называемые информационные ресурсы на данный момент выступают регулирующими участниками рынка: существует парадокс, согласно которому рыночную цену перевозок определяют не таксомоторные компании. Рынком правят информационные посредники. Закон о диспетчерских службах 2017 призван существенно изменить ситуацию. И уже сейчас на рынке появляются компании http://www.voronezh-taxi.ru/ где можно заказать такси через интернет без посредников.

Установление чрезмерно низких цен перевозок ведет к неизбежному снижению качества последних, что сказывается и на безопасности, и на уровне сервиса. Новый законопроект призван четко регламентировать деятельность служб. В первую очередь, такой посредник обязан являться юридически зарегистрированным лицом. Оно обязательно должно быть в соответствующем реестре и иметь сайт с доменным именем ".ru" или непосредственно ".рф". Штраф компании за привлечение к обслуживанию поездок нелегальных заказчиков может достигать 400 000 руб.

Осуществляющие перевозку юридические лица, согласно закону о такси 2017, в обязательном порядке обязаны выноситься в установленный перечень. Устанавливается и список входящих в итоговую цену поездки затрат:

  • топливо
  • автостраховка
  • страховка пассажиров
  • оплата работы водителей
  • техническое обслуживание авто

Штрафы

Также одна из возможных поправок предусматривает изменения в ценообразовании. Если сейчас, несмотря на закон о такси с 1 января 2017 цену рынку диктуют посредники, то есть компании служба заказа, то теперь организовывать процесс ценообразования должны непосредственно таксопарки. Основные требования действующего законодательства для компаний, оказывающих таксомоторные услуги: обязательно работать с лицензией, когда отсутствует действующая лицензия минимальный штраф будет 50 000 руб. Для ИП он составит 100 000 руб., для коммерческих юридических организаций 400 000 соответственно. Повторное нарушение данного требования влечет за собой конфискацию автомобиля.

Лицензия

Федеральный закон 69 о такси 2017 упрощает механизм оформления лицензии для осуществления таксомоторной деятельности: теперь она выдается на пять лет. Для ее оформления пишется заявление в установленной форме, прикладывается копия паспорта, документы о постановке на учет в налоговой и, непосредственно, свидетельство о регистрации авто. Вместо оригиналов документов можно использовать копии. Выгодной для многих водителей станет возможность осуществить данную процедуру через систему государственных услуг в интернете. Оформленное разрешение на ведение деятельности в сфере таксомоторных услуг придет в обычном почтовом отправлении.

Особенности работы

Предпринимателям федеральный закон о такси 2017 предписывает условия, согласно которым вести деятельность разрешается не только имея собственный транспорт, но и используя арендованный автомобиль, машину, оформленную в лизинг. Неизменным остается требование о водительском стаже от трех лет. ТО автомобиля нужно проходить с той же регулярностью, что и при владении личным транспортным средством. Также для допуска к работе необходимо соблюсти следующие требования:

  • оформление кузова (оно регламентируется местными компетентными органами, может предусматривать различные варианты)
  • установка таксометра
  • специальная лампа на крыше (фирменный треугольник с подсветкой и надписью

Принят закон о такси 2017, и теперь, если хотя бы одно из требований не соблюдено, то штраф составляет для водителей 3 000 рублей, для должностных лиц 10 000 и для коммерческих юридических фирм 50000 руб. Когда водитель не имеет при себе лицензии, дополнительный штраф составит ещё 5 000 руб. Также обязательна отчётность перед потребителем в виде квитанции или чека. Их отсутствие подразумевают штраф от 1 000 до 30 000 рублей (для юридических лиц).

Лицензия предусматривает регламентирование следующих процессов: обязателен регулярный плановый ремонт и техобслуживание, а также контроль технического состояния автомобиля перед его выездом на линию. Важное требование: обязательный медицинский контроль здоровья водителей перед началом рабочей смены. Дополнительно министерство транспорта Москвы разработало следующие возможные нововведения для таксомоторных организаций: это возможность сделать лицензию бессрочной, а также введение механизма определения правового статуса для компаний-посредников и диспетчерских.

Есть ли смысл в нововведениях?

Поправки в закон в 2017 призваны систематизировать уже существующие нормативы и сделать их более доступными для мелких игроков рынка, дабы обеспечить большую гибкость таксомоторной отрасли. Современные условия рынка также диктуют свои условия, под которые необходимо подстраиваться. Закон о такси и закон о диспетчерских службах 2017 позволит четко регламентировать деятельность посредников и привлекать их к ответственности в случае нарушения законодательства.

Такая реформа в сфере таксомоторных перевозок позволит обеспечить большую конкуренцию на рынке, а значит повлечет за собой повышение качества оказываемых услуг, но вместе с тем, возможно и повышение цен. Фирмы перевозчики смогут диктовать свои условия и перестанут зависеть в большей степени от информационных посредников, что даст толчок к продуктивному развитию малого бизнеса в сфере перевозок.

ГОРОДА МОСКВЫ

О легковом такси в городе Москве*

________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 40, 19.07.2011);
(Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 29.12.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 04.06.2013);
Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 34 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 10.10.2016).

________________
* Название в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию .


Настоящий Закон устанавливает основы взаимодействия органов государственной власти города Москвы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими таксомоторные перевозки в городе Москве.

Статья 1. Основные понятия

1. Легковое такси - легковые автомобили, предназначенные для осуществления таксомоторных перевозок.
Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию)

2. Таксомоторные перевозки - деятельность по перевозке пассажиров и их багажа легковым такси.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию)

3. Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие разрешение на осуществление таксомоторных перевозок (часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).

4. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - . - См. предыдущую редакцию .

Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .

6. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .

Статья 2. Организация транспортного обслуживания населения в сфере таксомоторных перевозок

1. Транспортное обслуживание населения в сфере таксомоторных перевозок организует уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий управление в области транспорта (далее - уполномоченный орган), во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти города Москвы.

2. В городе Москве разрешение на осуществление таксомоторных перевозок (далее - разрешение) выдается уполномоченным органом (часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).

3. Разрешение выдается сроком на пять лет (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29).

4. Форма разрешения, порядок его выдачи и переоформления, размер платы за выдачу разрешения (дубликата разрешения) устанавливаются Правительством Москвы (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29).

Статья 2.1. Требования к легковому такси

Легковое такси должно иметь желтую цветовую гамму кузова.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2013 года Законом города Москвы от 22 мая 2013 года N 24)
____________________________________________________
Статья 2.1 настоящего Закона (в редакции Закона города Москвы от 22 мая 2013 года N 24) применяется к транспортным средствам, на которые разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выданы после 1 июля 2013 года . - См. пункт 2 статьи 2 Закона города Москвы от 22 мая 2013 года N 24 .
____________________________________________________

Статья 3. Реестр выданных разрешений на осуществление таксомоторных перевозок

(Название в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию)

1. Сведения о разрешениях включаются в Реестр выданных разрешений на осуществление таксомоторных перевозок (далее - Реестр). Положение о Реестре утверждается Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 74 . - См. предыдущую редакцию)

2. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .

3. Реестр создается в целях:

1) обеспечения общедоступности информации о перевозчиках и действующих на территории города Москвы разрешениях (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

2) мониторинга состояния таксомоторных перевозок, выявления тенденций развития таксомоторных перевозок (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).

4. Формирование и ведение Реестра осуществляются уполномоченным органом (часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).

5. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .

6. В Реестр вносятся следующие сведения:

1) регистрационный номер разрешения, который присваивается в соответствии с порядковым номером внесения в Реестр (в случае исключения из Реестра данный регистрационный номер в дальнейшем не используется), дата его выдачи и дата прекращения действия разрешения (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

2) полное наименование перевозчика (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

3) контактные данные перевозчика: место нахождения (для юридического лица), номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты и (или) иные контактные данные, представленные перевозчиком по его выбору для направления обращений (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

4) сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер - для юридических лиц; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей;

5) информация о марке, модели, государственном регистрационном знаке и годе выпуска автомобиля, на который выдано разрешение (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

6) сведения о приостановлении и возобновлении действия разрешения, отзыве (аннулировании) разрешения, дата внесения информации об изменении сведений, содержащихся в Реестре (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

7) иные сведения, предусмотренные положением о Реестре (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию);

8) пункт утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию ;

9) пункт утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию ;

10) пункт утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию .

7. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .

8. Реестр размещается на официальном сайте уполномоченного органа.

9. Сведения о выдаче и переоформлении разрешений, информация об изменении сведений, содержащихся в Реестре, вносятся в Реестр уполномоченным органом на безвозмездной основе и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в течение пяти дней со дня внесения в Реестр соответствующих изменений (часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 , - см. предыдущую редакцию).

10. Часть утратила силу с 1 сентября 2011 года - Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . - См. предыдущую редакцию .

Статья 4. Требования, предъявляемые к перевозчикам и службам заказа такси (утратила силу)


Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . -

Статья 5. Государственная поддержка в сфере таксомоторных перевозок (утратила силу)

(Статья утратила силу с 1 сентября 2011 года -
Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . -

Статья 6. Стоянки такси (утратила силу)

(Статья утратила силу с 1 сентября 2011 года -
Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 . -

Статья 6.1. Порядок осуществления регионального государственного контроля за соблюдением перевозчиками установленных требований

1. Региональный государственный контроль за соблюдением перевозчиками требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, осуществляется должностными лицами уполномоченного органа (учреждений уполномоченного органа) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .Законом города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 (Статья дополнительно включена с 1 июля 2013 года Законом города Москвы от 22 мая 2013 года N 24)

Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Через год закончится срок последнего разрешения на таксомоторные перевозки для автомобилей других цветов. Желтый цвет машины будет говорить о легальности перевозчика.

В 2018 году все московские машины такси будут желтыми. Это связано с тем, что в следующем году заканчиваются последние разрешения на таксомоторную деятельность, которые компании получили пять лет назад. Их выдавали службам такси независимо от цвета их автопарка. Но начиная с июня 2013 года в соответствии с городским законом «О легковом такси в Москве» разрешения оформляются только на желтые автомобили. К единому внешнему виду машины решили привести для того, чтобы пассажиры легко могли отличить легальное такси от нелегального.

«Согласно нашим расчетам, 1 июля 2018 года закончится срок действия последнего разрешения на не желтый автомобиль», — рассказал заместитель Мэра Москвы, руководитель .

По его словам, никаких проблем с переходом на желтые автомобили у перевозчиков не возникнет.

Заммэра отметил, что рынок такси практически полностью легализован. Если в 2011 году было выдано около 12 тысяч официальных разрешений на работу в таксомоторной сфере, то на данный момент — уже более 82 тысяч. Среди компаний такси — более тысячи юридических лиц и более 6,4 тысячи индивидуальных предпринимателей.

С 1 июня 2017 года вступили в силу поправки к федеральному закону «О безопасности дорожного движения». В соответствии с ними водители, которые управляют автобусами, грузовиками, коммунальной техникой и такси на территории России, должны иметь права российского образца.

По словам Максима Ликсутова, все компании такси были заранее предупреждены о требованиях нового закона.

«В первую очередь закон коснулся водителей, которые работали нелегальными таксистами. Те, кто хотел продолжить честно трудиться на рынке таксомоторных услуг, своевременно пересдали экзамен и получили российские права», — отметил заммэра.

«Это приоритетное требование, которое Департамент транспорта предъявляет ко всем участникам рынка пассажирских перевозок», — подчеркнул Максим Ликсутов.

Департамент транспорта подписал соглашения с рядом таксомоторных компаний, среди которых «Сити.Мобил» и «Везет». Аналогичные договоренности заключены с агрегаторами-такси «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Компании-перевозчиков обязали передавать в Департамент транспорта информацию о маршрутах подключенных к системе автомобилей. Все данные анонимные — без привязки к номеру машины. Эти сведения используют для анализа пассажиропотока и загруженности столичных дорог.

За три года проезд на такси в Москве в среднем стал дешевле . Среднее время ожидания машины сейчас составляет семь минут.

Деятельность граждан, связанная с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа за определенную плату, называется таксомоторными перевозками. Закон о такси являет собой очередную попытку урегулировать этот вид заработка со стороны государства.

Статьи Федерального закона № 69-ФЗ

Такси является одним из самых легких способов заработать деньги для тех, кто умеет водить, поэтому такая работа всегда популярна. Часто она осуществляется без лицензий и с нарушениями.

В современных условиях частных таксистов, работающих в одиночку, становится все меньше, так как на рынке существуют удобные таксопарки и специализированные компании с диспетчерами и интернет-сервисами, которые берут на себя всю заботу о заказах. Изменения в законе о такси приняты с целью усовершенствования эту деятельность.

Необходимость принятия новых норм диктуется современными условиями рынка труда. На данный момент нет закона, целиком посвященного таксомоторным перевозкам. Отношения, связанные с ними регулируются нормативным актом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Наименование «закон о такси» ему можно дать лишь с натяжкой, но пока иного нет.

Краткая характеристика статей (всего 4 шт.), касающихся таксомоторных перевозок отображена в таблице:

Итак, ст. №9 самая важная и затрагивает все стороны рассматриваемой деятельности для юридических и физических лиц.

Среди всего прочего это такие пункты:

  • получение разрешений, лицензий;
  • требования к автомобилям и водителям;
  • полномочия госорганов по контролю;
  • ограничения количества такси в субъектах РФ;
  • проведение аукционов на предоставление права осуществлять услугу

Указанный акт принят в 2011 г. Последние изменения вступили в силу с 1 января 2015 г. Лишь 4 из его 10 статей касаются работы такси, но они существенно реформируют всю систему этой деятельности, поэтому к нему неофициально применяют название «Закон о такси».

Небольшое количество статей, их лаконичность и простота, но, в то же время, значительная емкость является дополнительным преимуществом для использования этого документа.

Самые главные аспекты таксомоторных перевозок, действующие на данный момент такие:

  • наличие лицензии обязательное. Ее отсутствие наказывается штрафом в 50 тыс. руб., для ИП – 100 тыс. руб., для предприятий – 400 тыс. руб. Повторное нарушение – тот же штраф, но с конфискацией машины, а для юрлиц – приостановление деятельности на 90 суток;
  • за автомобиль с соответствующей раскраской, световым фонарем, но без лицензии – штраф 5 тыс. руб. с изъятием опознавательных фонарей;
  • порядок лицензии упрощен: достаточно собрать документы и отправить их отделению Комитета по транспорту РФ;
  • условия для предпринимателей упрощены: можно оформить лицензию не только на свой, но и на арендуемый автомобиль. Снижен стаж вождения до 3 лет (был 5);
  • можно осуществлять перевозки между регионами;
  • техосмотр такой же, как и для личного ТС, нет требования наличия талона ТО.

За нарушения в работе такси предусмотрены штрафные санкции. Эта сфера регулируется Административным кодексом РФ (КоАП). Санкции разные для частных таксистов, ИП и предприятий. В ближайшем будущем примут изменения в законе о такси, повышающие санкции для нелегально работающих, а также для диспетчеров, передающих им заказы.

Размер

Градация штрафов в зависимости от вида нарушения и субъекта следующая:

Нарушение Сумма, руб. Где предусмотрено в КоАП
Отсутствие лицензии.
  • 2500 – физические лица;
  • 2 тыс. – ИП;
  • 50 тыс. – предприятия.

Повторно – конфискация ТС + штраф, а для юрлиц еще и приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За автомобиль со световым оформлением и/или раскраской без лицензии. То есть, за установку цветографического оформления без разрешения. 5 тыс. с конфискацией световых приборов.
Отсутствие «шашечек» на бортах и фонаря на крыше.
  • 5 тыс. – для водителей;
  • 10 тыс. – для должностных лиц;
  • 50 тыс. – для предприятий.
Невыдача чека, квитанции, подтверждающих оплату за услуги такси. Соответственно, 1, 10, 30 тыс. руб.
Нарушение правил перевозок и фрахта. Соответственно, 5, 50, 200 тыс. руб.

Лазейки в законодательстве о такси

Вопрос об обходе норм законодательства особенно актуальный для водителей, занимающихся индивидуальной нелегальной деятельностью, и желающих работать более законно, не оформляя при этом ООО или ИП. Есть некоторые способы обойти закон о такси без административных наказаний. Следует сказать, что такие лазейки достаточно незначительные.

Можно обойти отдельные требования по специальному оборудованию машин, финансовым операциям, мерам по допуску ТС и водителей на маршрут, а именно:

  • теперь можно брать лицензию на арендованные автомобили или на оформленные по генеральной доверенности. Это позволяет фирмам сотрудничать с «частниками», имеющими личные автомобили, с которыми просто заключаются трудовые договора;
  • по цветографическому оборудованию нет никаких сложностей: все устройства съемные и недорогие. Стандартных требований к ним нет, кроме одного – это должны быть «шашечки» и традиционные обозначения (слова «такси» и пр.). Должен быть знак на крыше (фонарь) и полосы по бортам автомобиля (магнитные, простые наклейки). Исключения составляют случаи, когда в определенном регионе требуется использовать особое оформление, например, фон белого цвета (в Москве);
  • счетчик-таксометр должен быть, только, когда нет утвержденного тарифа, и цена не зависит от времени и километража поездки;
  • четких требований к техническому состоянию ТС и к медицинскому освидетельствованию водителей перед выездом на работу нет. Нет конкретных предписаний и требований к профквалификации персонала, занимающегося медицинским освидетельствованием и техосмотром.

Наказание для фирмы и оператора

Много водителей обслуживается специализированными фирмами-операторами, которые берут на себя все заботы о предоставлении заказов. Это достаточно выгодно: с помощью электронных сервисов и специальных программ таксист всегда имеет заказы, его быстро обслуживает оператор. Взамен этого водитель отдает небольшую часть заработка фирме.

Помимо фирм-операторов, которые используют труд водителей со своими автомобилями (арендованными или собственными), существуют также и полностью специализированные компании, имеющие свой собственный автопарк или оформленная сугубо на себя аренда ТС.

Поскольку указанные организации берут непосредственное участие в обслуживании клиентов, их услуги должны отвечать нормам закона.

Для диспетчеров и компаний в 2017 году предусмотрены такие штрафы (когда примут новые правила, они могут бать жестче):

  • 45 тыс. руб. – диспетчерам, передающим заказы водителям без оформленного ИП и разрешений;
  • для компаний и юрлиц то же нарушение наказывается суммой до 450 тыс. руб.;
  • альтернативная санкция для компаний – остановка деятельности на 90 дней.

В будущем планируется отдельно закрепить правило, согласно которому службы такси могут передавать заказы только при наличии лицензии юрлицам, ИП или водителями на трудовых договорах.

Как получить лицензию

Для получения разрешения на такси необходимо осуществить два простых действия: собрать документы и подать их вместе с заявлением в отделение Комитета по транспорту в регионе. На 1 ТС возможна только 1 лицензия.

Специфика выдачи

Новый закон упростил лицензирование. Вот его особенности:

  • срок разрешения – 5 лет;
  • лицензию допускается оформлять на машины в аренде и использующиеся по генеральной доверенности;
  • отказ в выдаче должен быть мотивированным и предоставленным в письменном виде на протяжении 1 мес. с даты подачи документации;
  • при изменении регистрационных данных фирмы или ИП лицензию можно переоформить;
  • при потере свидетельства его можно восстановить, для чего Комитету отводится до 10 дней;
  • уполномоченное учреждение ведет реестр всех разрешений, который размещается в свободном доступе на официальном сайте.

Пакет документов

Перечень документации окончательный.

Он действительный по всей стране и включает всего 4 пункта:

  • стандартное заявление;
  • подтверждение личности заявителя или его представителя (паспорт);
  • документ о налоговой регистрации (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП);
  • копия регистрационного свидетельства на легковое авто (ПТС, соглашения о лизинге, аренде, гендоверенность).

Заявление и документы можно подать почтой. Для подачи заявки есть также интернет-сервис: gosuslugi. ru.

Изменения в требованиях к предпринимателю

Для предпринимателей изменения в законе о такси максимально упростили требования:

  • наличие 3-летнего водительского стажа;
  • техосмотр осуществляется в том же порядке, что и для обычных ТС;
  • если машина подается в регионе получения лицензии, то допускаются межрегиональные перевозки;
  • если есть соглашение между регионами, то не имеет значения, где происходят посадки/высадки пассажиров.

Условия для работы таксистов

Требования к условиям работы такие:

  • легковое авто, предназначенное для перевозки пассажиров;
  • должно быть цветографическое оформление. Стандартно – буква «Т», полосы с «шашечками» и фонарь. Строгих правил нет, но «шашечки» обязательно должны быть по бокам машины, а на крыше – оранжевый фонарь с ними. В регионах власти могут утверждать несколько вариантов исполнения, например, в Московской области использование черных шашечек на фоне белого цвета обязательное;
  • таксометр обязательный, если нет фиксированного тарифа, и он зависит от времени поездки или расстояния перевозки;
  • действующая лицензия. Свидетельство всегда должно быть в машине и предъявляться по требованию клиента;
  • должен выдаваться кассовый чек или иной документ строгой отчетности об оплате услуги;
  • нарушения правил фрахтования, а также, если машина не собственная, то должен быть соответствующий арендный договор или генеральная доверенность.

Если выявлены нарушения

Согласно редакции закона с изменениями от 1 января 2015 г., если обнаружены нарушения, то региональным ГИБДД или другим уполномоченным органом выдается предписание устранить их в месячный срок. Иначе – аннулирование разрешения. Вместе с предписанием может налагаться штраф.

Причины отзыва разрешения

Причинами для отзыва лицензии могут служить следующие обстоятельства:

  • регулярное несоблюдение правил фрахта в иных регионах;
  • повторные нарушения требований к ТС;
  • стаж вождения до 3 лет;
  • авария с фатальным результатом или ДТП с тяжким ущербом здоровью.

Возможные поправки в закон

Когда примут новые нормы (вполне вероятно, что это будет уже в 2017 году), то возможными новшествами может стать следующее:

  • бессрочные лицензии и возможность сделать их отдельной ценностью, чтобы можно было закладывать их в банк, передавать по наследству, продавать, арендовать;
  • оформление разрешения не на ТС, а сугубо на юрлица и ИП;
  • более четкое определение правового положения диспетчерских служб;
  • ужесточение штрафов.

Ожидается, что новый закон введет отчисления в Пенсионный фонд и гибкую систему налогов и взносов в зависимости от окупаемости машин.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант