Юридический портал. Льготный консультант

Утомление. Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.). Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).


Сроки утомления. Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению.


Переутомление. Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.


Состоянию переутомления характерно: В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.


Как же бороться с утомлением, усталостью и переутомлением? Интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся.


Профилактика переутомления. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого- либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого- либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.


Восстановление организма. Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) "имеет большое значение в спорте. Дело в том что, по мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена. Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) "имеет большое значение в спорте. Дело в том что, по мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена.


Адаптационные процессы. Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе. Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе.


Способы борьбы с утомлением. Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых. Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения. В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней. Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых. Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения. В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.





















Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения. Интенсивность выполнения и количество повторений зависят от самочувствия человека. Если эти упражнения выполняет здоровый ребенок, то количество повторений раз. Если после болезни, то начинать надо с двух-трех повторений, постепенно увеличивая их количество до раз. Интенсивность выполнения и количество повторений зависят от самочувствия человека. Если эти упражнения выполняет здоровый ребенок, то количество повторений раз. Если после болезни, то начинать надо с двух-трех повторений, постепенно увеличивая их количество до раз. 1. Спокойная ходьба. На один шаг вдох, на второй выдох, затем на два шага вдох и на два шага выдох, после этого на два шага вдох, на четыре выдох. 1. Спокойная ходьба. На один шаг вдох, на второй выдох, затем на два шага вдох и на два шага выдох, после этого на два шага вдох, на четыре выдох. 2. Бег трусцой. (3-5 мин.) На три шага вдох, на четыре выдох. 2. Бег трусцой. (3-5 мин.) На три шага вдох, на четыре выдох. 3. И.п. о.с. 1 поднимая руки вверх, оставьте правую ногу назад на носок вдох, 2 и.п. выдох. 3. И.п. о.с. 1 поднимая руки вверх, оставьте правую ногу назад на носок вдох, 2 и.п. выдох. 4. И.п. ноги шире плеч, руки на поясе вдох, 1 поднимая левую руку вверх, сделайте наклон вправо выдох; 2 и.п. вдох. То же с другой руки. 4. И.п. ноги шире плеч, руки на поясе вдох, 1 поднимая левую руку вверх, сделайте наклон вправо выдох; 2 и.п. вдох. То же с другой руки. 5. И.п. ноги шире плеч, руки вверх, пальцы сцеплены в «замок» - вдох. Наклоняясь вперед, руки с силой опустить между ног, имитируя рубку дров, - выдох со звуком ууууххх. 5. И.п. ноги шире плеч, руки вверх, пальцы сцеплены в «замок» - вдох. Наклоняясь вперед, руки с силой опустить между ног, имитируя рубку дров, - выдох со звуком ууууххх. 6. И.п. о.с. 1- поднимитесь на носках, руки вверх –вдох; 2 присядьте, руки перед собой – продолжительный выдох со звуками шшшааа, шшшшууу, жжжааа, жжжууу. 6. И.п. о.с. 1- поднимитесь на носках, руки вверх –вдох; 2 присядьте, руки перед собой – продолжительный выдох со звуками шшшааа, шшшшууу, жжжааа, жжжууу. 7. И.п. сидя на стуле. 1- разведите руки в стороны, прогнитесь вдох; 2 наклонитесь, стараясь достать пальцами рук носки ног – выдох. 7. И.п. сидя на стуле. 1- разведите руки в стороны, прогнитесь вдох; 2 наклонитесь, стараясь достать пальцами рук носки ног – выдох. 8. И.п. – сидя на стуле, ноги вытянуты вперед, руки опущены – вдох. Поднимая ноги, согните их в коленях и с помощью рук прижмите к груди – выдох. 8. И.п. – сидя на стуле, ноги вытянуты вперед, руки опущены – вдох. Поднимая ноги, согните их в коленях и с помощью рук прижмите к груди – выдох. 9. Спокойная ходьба. Повторите дыхательные упражнения. 9. Спокойная ходьба. Повторите дыхательные упражнения. 1)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное. 1)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.


2)И.п. – тоже, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2 – 4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное. 2)И.п. – тоже, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2 – 4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное. 3)И.п. – тоже. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 3)И.п. – тоже. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 4)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 2 – 4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное. 4)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 2 – 4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное. 5) И.п. – то же, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах и одновременно поднять руки вверх назад, затем вернуться в и.п. Повторить 2 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 5) И.п. – то же, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах и одновременно поднять руки вверх назад, затем вернуться в и.п. Повторить 2 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 6) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, соединить ладони тыльными сторонами вместе – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 6) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, соединить ладони тыльными сторонами вместе – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 7) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное. 7) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное. 8) И.п. – стоя, руки с мячом подняты над головой. Круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное. 8) И.п. – стоя, руки с мячом подняты над головой. Круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное. 9) И.п. – то же. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо – выдох, вернуться в и.п. – вдох. То же в левую сторону. Темп медленный. 9) И.п. – то же. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо – выдох, вернуться в и.п. – вдох. То же в левую сторону. Темп медленный.


10) И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой – вверх к подмышечной впадине. Тоже в другую сторону. Повторить 2 – 4 раза. Темп средний. Дыхание свободное. 10) И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой – вверх к подмышечной впадине. Тоже в другую сторону. Повторить 2 – 4 раза. Темп средний. Дыхание свободное. 11) И.п. – стоя, в опущенных руках палка. Присесть, поднимая палку перед грудью – выдох, встать вдох. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. 11) И.п. – стоя, в опущенных руках палка. Присесть, поднимая палку перед грудью – выдох, встать вдох. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. 12) И.п. – стоя, палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоняться вправо, влево. Повторить по 4 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 12) И.п. – стоя, палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоняться вправо, влево. Повторить по 4 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 13) Спокойная ходьба 1 – 2 мин, полностью расслабив мышцы рук и туловища. 13) Спокойная ходьба 1 – 2 мин, полностью расслабив мышцы рук и туловища.


Описание:

Астенопия (зрительное утомление) - функциональные нарушения, сопровождающиеся неприятными ощущениями в глазах (резь, жжение, чувство песка, покраснение, затуманивание зрения и др.), возникающими после напряженной зрительной работы.

Раньше считалось, что зрение портится, если много смотреть телевизор и читать в темноте и движущемся транспорте. Теперь добавился еще один вредный фактор - компьютер.

В 1998 году с США американские медики ввели в обиход новый термин - компьютерный зрительный синдром (Computer Vision Syndrome, CVS). CVS - специфическое нарушение зрения у людей, проводящих много времени перед экраном компьютера. Считается, что этот синдром ежедневно возникает у 40% людей, работающих на компьютере, и периодически - у 92% пользователей. Зачастую невозможность правильно и рационально организовывать рабочее место (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию.

Несмотря на предупреждения врачей, многие из нас проводят до 8 часов в сутки перед компьютером на работе дома или в игровом клубе.


Симптомы:

Компьютерному зрительному синдрому наиболее подвержены люди в возрасте от 12 до 40 лет. Основными жалобами являются:

      *чувство жжения в глазах,
      *чувство песка в глазах,
      *боли в области глазниц и лба,
      *боли при движении глаз,
      *покраснение глаз,
      *двоение в глазах (диплопия),
      *замедление перефокусировки с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации),
      *ухудшение зрения,
      *быстрая утомляемость при чтении,
      *головная боль,
      *раздражительность,
      *эффект Маккалаха: при переводе взгляда с монитора на черный или белый предмет, он приобретает оттенок цвета, который доминировал на мониторе.


Причины возникновения:

Врачи долго искали доказательство того, что компьютер повреждает глаз, но так и не нашли. Ни катаракту, ни глаукому он не вызывает. Единственное изменение, которое может произойти - разовьется или усилится близорукость.

Специалисты насчитали пять основных причин вредного воздействия компьютера на глаза:

      *Пиксельная структура изображения. На мониторе компьютера подается не в виде сплошных линий, а в виде микроскопических точек.
      *Постоянное прямонаправленное свечение экрана. Отраженный свет, который мы обычно наблюдаем в освещенной комнате, для глаз более естественен. Когда лучи света из компьютера "бьют" прямо в глаза, они наносят вред мозгу, поскольку утомление зрения - это и утомление мозга.
      *Мониторы зачастую имеют низкую контрастность. Из-за этого глаза больше напрягаются и сильнее устают.
      *На наше зрение влияет мерцание монитора. Кто хотя бы однажды долго смотрел на мигающую лампу, заметил, наверное, как это начинает раздражать. Такое же действие оказывает и компьютер.
      *Зрение ухудшают блики на мониторе. Они появляются в виде отражения других светящихся объектов.

Негативное влияние оказывает неправильно выбранное расстояние от глаз до экрана, неудачные цвета. Кроме того, глаза быстрее устают, когда приходится постоянно перемещать взгляд с экрана на клавиатуру или бумажный лист.

Основными факторами риска развития астенопии являются:

      *работа на компьютере (независимо от типа монитора),
      *чтение книг на мобильных компьютерах,
      *длительное вождение автомобиля, особенно в сумерках и в ночное время,
      *работа, требующая постоянного зрительного внимания,
      *длительное чтение,
      *ежедневный просмотр телепередач,
      *неправильно подобранные очки,
      *неправильно организованное освещение в помещении.

Большинство постоянных пользователей персональных компьютеров начинают жаловаться на здоровье через 4 часа и практически все - через 6 часов работы за монитором. Самое сильное утомление вызывает работа с компьютерной графикой.


Лечение:

Для лечения назначают:


Исследование зрительных функций у людей, в течение нескольких лет работавших за экранами компьютеров, выявило снижение функций зрения по сравнению с возрастной нормой и большую частоту близорукости по сравнению с людьми того же возраста, не связанных с компьютером. У лиц, предъявлявших вышеописанные жалобы, все эти изменения были выражены более резко. Исследование влияния самой работы с дисплеем на зрение показало, что за рабочую схему происходит уменьшение объема аккомодации, и у некоторых пользователей развивается временная, т.н. ложная близорукость.
В современной жизни без компьютера уже не обойтись. Но как из "неизбежного зла" превратить его в действительно полезного помощника?
Не пренебрегайте посещением офтальмолога, и не занимайтесь самолечением.

Используйте для работы специальные компьютерные очки.
Ограничьте время работы за компьютером не более 4 часов в день.
Делайте обязательные паузы во время работы на близком расстоянии через каждые 20-30 минут. Через каждый час напряженной работы давайте глазам 10-15 минут отдыха. Самое лучшее - посмотреть за окно: полюбоваться пейзажем, переводя взгляд с близких предметов на дальние, или просто на небо.
Большое значение имеет правильная организация рабочего места и рациональный режим работы. Отрегулируйте положение и освещенность монитора, а также освещенность рабочего места и помещения. Избегайте резких перепадов света - например, работы в темной комнате с ярко освещенным монитором.
Особенно важно соблюдение правил для детей и подростков. Детям рекомендуется проводить время у персонального компьютера только с познавательной целью.
Используйте специальные очки с прогрессивными линзами, в которых зона ясного видения соответствует перемещению взора при работе на различных расстояниях. Применение таких очков у интенсивных пользователей ПК снижает зрительное утомление.
Работайте в удобной позе. Для хорошего зрения и профилактики астенопии важно хорошее кровоснабжение. Поэтому, отрываясь от монитора, делайте физические упражнения или массаж воротниковой зоны.
Используйте специальные капли для глаз. Для подбора терапии обязательно проконсультируйтесь с врачом-офтальмологом.
При соблюдении перечисленных рекомендаций уменьшается раздражительность и головные боли, улучшается эмоциональное состояние и работоспособность.

  • Вопрос 5. Понятие об опасных и вредных производственных факторах, их классификация и краткая характеристика.
  • 6 Вопрос. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности работающих.
  • Тема 17. Организация обучения и контроль безопасности труда. Расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний
  • 1.Организация обучения и контроль безопасности труда.
  • 2.Расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний
  • 1Вопрс.Организация обучения и контроль безопасности труда.
  • 1.1. Организация обучения и контроль знаний по вопросам охраны труда
  • 1.2. Обучение и проверка знаний Работающих по рабочим профессиям по вопросам охраны труда
  • 1.3 Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда
  • 1.4. Инструктажи по охране труда
  • 2.Расследование и учет несчастных случаев. Специальное расследование несчастных случаев.
  • Список литературы
  • Тема 18. Требования к производственному освещению, газо­вому составу воздушной среды, микроклимату. Защита от неионизирующих электромагнитных излучений. Защита от поражения электрическим током
  • Вопрос 1. Основные показатели освещения.
  • Вопрос 2. Основные требования к производственному ос­вещению и цветовому оформлению производственного интерьера.
  • 1. Требование. Освещённость (е) на рабочем месте должна соответствовать характеру зрительной работы, который определяется 3-мя параметрами:
  • Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных вдт, эвм и пэвм
  • Вопрос 3. Санитар­но-гигиенические требования к газовому составу воздушной среды и микро­климату производственных помещений
  • Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы "перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ"
  • Вопрос 4.Требования к микроклимату.
  • Вопрос 5 Защита от неионизирующих электромагнитных излучений.
  • Тема19. Защита от поражения электрическим током.
  • Факторы, влияющие на степень поражения.
  • Вопрос 2.. Наиболее частые причины поражения электрическим током и основные методы защиты.
  • Вопрос 3. Явление при стекании тока в землю. Напряжение прикосновения и шага.
  • Вопрос 4. Классификация помещений по степени электробезопасности.
  • Вопрос 5. Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности.
  • Вопрос 6. Технические способы и средства защиты от случайного прикосновения к токоведущим частям оборудования.
  • Защитное заземление.
  • Защитное зануление.
  • Защитное отключение.
  • Вопрос 7. Изолирующие защитные средства (основные и дополнительные).
  • Вопрос 8. Правила электробезопасности при эксплуатации бытовых электроприборов и других электрических устройств.
  • Вопрос 9. Меры личной безопасности при освобождении пораженного от контакта с проводником электрического тока.
  • Тема 19 Защита от опасных и вредных факторов при работе на персональном компьютере.
  • Вопрос 1. Виды опасных и вредных факторов при работе на персональном компьютере.
  • Вопрос 2. Основные требования к организации рабочего места пользователя.
  • Вопрос 3. Требования к визуальным эргономическим параметрам.
  • Вопрос 4. Преимущества жидкокристаллических мониторов.
  • Габариты
  • Электромагнитное излучение
  • Вопрос 5. Требования электробезопасности при нормальных условиях эксплуатации и в аварийной ситуации.
  • Вопрос 6. Способы и средства защиты от электромагнитных излучений, повышенного шума и вибрации при работе на пк.
  • Вопрос 5. Требования электробезопасности при нормальных условиях эксплуатации и в аварийной ситуации.

    Оператору во время работы запрещается:

    Касаться одновременно экрана монитора и клавиатуры; - прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании; - переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании; - загромождать верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами, препятствующими вентиляции; - захламлять рабочее место бумагой и другими предметами во избежание накапливания пыли; - производить отключение-включение питания без необходимости; - допускать попадание влаги на поверхность процессора, монитора, клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств; - включать сильно охлажденное (например, принесенное с улицы в зимнее время) оборудование; - включать ПК со снятыми кожухами системного блока, монитора, принтера и др.; - оставлять ПК во включенном состоянии без наблюдения; - применять нестандартные предохранители, сетевые и сигнальные кабели; - самостоятельно вскрывать и ремонтировать оборудование, если это не входит в круг его обязанностей;

    В аварийной ситуации оператор обязан: - во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю и дежурному электрику; - при обнаружении человека, попавшего под напряжение, немедленно освободить его от действия тока путем отключения электропитания и до прибытия врача оказать потерпевшему первую медицинскую помощь; - при любых случаях сбоя в работе технического оборудования или программного обеспечения немедленно вызвать представителя инженерно-технической службы эксплуатации вычислительной техники; - в случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости - невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем руководителю работ и обратиться к врачу; - при возгорании оборудования, отключить питание и принять меры к тушению очага пожара при помощи углекислотного или порошкового огнетушителя, вызвать пожарную команду и сообщить о происшествии руководителю работ.

    Вопрос 6. Способы и средства защиты от электромагнитных излучений, повышенного шума и вибрации при работе на пк.

    Мероприятия по снижению шума

    1. В помещениях с ПЭВМ (ПК), где уровень шума превышает допустимые значения, для его устранения должны проводиться организационные, строительно - акустические и другие мероприятия (таб.1).

    2. Шумящее оборудование (АЦПУ, принтеры и т.п.), уровни шума которого превышают нормированные, должно находиться вне помещения с ПЭВМ. 3. Мерой борьбы с шумом является рациональная планировка помещений с ПК, позволяющая исключить проникновение шумов из соседних помещений. 4. Стены и потолки производственных помещений, где устанавливаются ПК и другое фотонаборное оборудование, должны быть облицованы звукопоглощающим материалом, независимо от количества единиц установленного оборудования. 5. В дисплейных залах при высоте помещения свыше 3,5 м к потолку необходимо подвешивать звукопоглотитель в виде поперечных и продольных диафрагм, обработанных с двух сторон звукопоглощающим материалом.

    Наименование мероприятия

    Материалы и устройства

    1. СТРОИТЕЛЬНО - АКУСТИЧЕСКИЕ

    Устройство подвесных потолков

    Плита минераловатная, акустическая Акустическая плита "Акмигран" ГОСТ 17918-72

    Облицовка стен

    Гипсовая перфорированная звукопоглощающая плита Перфорированный асбестоцементный лист

    Покрытие пола

    Ковровое Ковровое (антистатическое) Антистатические цветные резиновые пластины

    Изоляция рабочего места

    Дерево (дуб, береза), стекло, плексиглаз, кожа, поролон

    2. ВИБРОАКУСТИЧЕСКИЕ

    Установка на прокладки

    Войлок, поролон

    Установка на виброопоры

    Резиновые или пружинные

    3. ПРОЧИЕ

    Применение средств индивидуальной защиты

    Противошумные наушники различной конструкции (ВЦНИИОТ-1, ВЦНИИОТ-2М, ВЦНИИОТ-4А и др.), телефоны головные с низкой шумозащитой ТГ-С1, ТГ-С2

    6. Следует использовать звукопоглощающие материалы с максимальными коэффициентами звукопоглощения в области частот 63 - 8000 Гц для отделки помещений (разрешенные органами и учреждениями Госсанэпиднадзора России), подтвержденные специальными акустическими расчетами. Дополнительными звукопоглотителями служат однотонные занавеси из плотной ткани, гармонирующие с окраской стен и подвешенные в складку на расстоянии 15 - 20 см от ограждения. Ширина занавеси должна быть в 2 раза больше ширины окна.

    Мероприятия по снижению интенсивности электромагнитных излучений и постоянных электрических и магнитных полей

    Мероприятия по снижению излучений включают: - мероприятия по сертификации ПЭВМ (ПК) и аттестации рабочих мест; - применение экранов и фильтров; - организационно - технические мероприятия; - применение средств индивидуальной защиты путем экранирования пользователя ПЭВМ (ПК) целиком или отдельных зон его тела; - использование и применение профилактических напитков; - использование иных технических средств защиты от патогенных излучений.

    (п. 3.1 санитарных правил). 1. Все ПЭВМ (ПК) должны иметь гигиенический сертификат, включающий, в том числе оценку визуальных параметров (п. 3.1 санитарных правил). 2. Санитарно - гигиенический надзор и контроль за электромагнитными (ЭМИ) и другими видами излучений рекомендуется осуществлять как на стадии выпуска ПК, так и в процессе их эксплуатации. 3. Организационно - технические мероприятия подразделяются на: - рациональное размещение рабочих мест, оснащенных ПЭВМ (ПК); - применение экранов и фильтров класса "Полная защита". ПК следует располагать при однорядном их размещении на расстоянии не менее 1 м от стен; рабочие места с дисплеями должны располагаться между собой на расстоянии не менее 1,5 м. Минимальная ширина проходов с передней стороны пультов и панелей управления ПЭВМ при однорядном его расположении должна быть не менее 1 м, при двухрядном - не менее 1,2 м. Расстояние между рабочими столами с видеомониторами должно быть не менее 2 м (между тылом поверхности одного монитора и экраном другого монитора), а расстояние между боковыми поверхностями монитора - не менее 1,2 м. Экран монитора ПЭВМ (ПК) располагают на расстоянии 600 - 800 мм от пользователя ПК, но не ближе 500 мм с учетом размеров цифровых знаков и символов. .4. Применение экранирующих устройств на мониторах персональных компьютеров. Экраны и фильтры предназначены для защиты от вредного воздействия ЭМИ и уменьшения нагрузки на органы зрения. Рекомендуется применять фильтры (экраны) на мониторы ПК типа "Polaroid" и класса "Полная защита" ("Синко", "Эргон"). Экранные защитные фильтры должны быть подключены к общему контуру заземления. Сопротивление контура заземления не должно превышать 4 Ом. Вопрос 7. Предупреждение зрительного переутомления, чрезмерной статической нагрузки.

    Режимы труда и отдыха при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должны определяться видом и категорией трудовой деятельности.

    - Для целей настоящих Санитарных правил виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы:

    группа А – работа по считыванию информации с экрана ВДТ, ЭВМ или ПЭВМ с предварительным запросом;

    группа Б – работа по вводу информации;

    группа В – творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.

    При выполнении в течение рабочего дня (смены) работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50 % времени в течение рабочей смены или рабочего дня (смены).

    - Для целей настоящих Санитарных правил виды трудовой деятельности делятся на 3 категории по тяжести и напряженности работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, которые определяются:

    для группы А – по суммарному числу считываемых знаков за рабочий день (смену), но не более 60 000 знаков за смену;

    для группы Б – по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочий день (смену), но не более 40 000 знаков за смену;

    для группы В – по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ за рабочий день (смену), но не более 6 часов за рабочий день (смену).

    Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день.

    Продолжительность обеденного перерыва определяется действующим законодательством о труде и правилами внутреннего трудового распорядка организации.

    Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочего дня (смены) должны устанавливаться регламентированные перерывы.

    Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочего дня (смены), вида и категории трудовой деятельности с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должно устанавливаться согласно приложению 6 к настоящим Санитарным правилам. При несоответствии фактических условий труда требованиям настоящих Санитарных правил время регламентированных перерывов следует увеличить на 30 %.

    Продолжительность непрерывной работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов.

    При работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов) независимо от категории и вида трудовой деятельности суммарная продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.

    При восьмичасовом рабочем дне (смене) и работе на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:

    для II категории работ – через 2 часа от начала рабочего дня (смены) и через 1,5–2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;

    для III категории – через 1,5–2 часа от начала рабочего дня (смены) и через 1,5–2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

    При двенадцатичасовом рабочем дне (смене) регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при восьмичасовом рабочем дне (смене), а в течение последних 4 часов работы независимо от категории и вида работ каждый час продолжительностью 15 минут.

    Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития статического утомления необходимо выполнять физкультурные минутки.

    С целью уменьшения отрицательного влияния монотонности целесообразно применять чередование операций.

    В случаях возникновения у пользователей ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение Гигиенического норматива, эргономических требований, режимов труда и отдыха, следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ.

    Пользователям ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ с высоким уровнем напряженности труда во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня (смены) показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).

    Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочего дня (смены), вида и категории трудовой деятельности с видеодисплейными терминалами, электронно-вычислительными машинами и персональными электронно-вычислительными машинами

    Уровень нагрузки за рабочий день (смену) при видах работ с видеодисплейными терминалами, электронно-вычислительными машинами и персональными электронно-вычислительными машинами

    Суммарное время регламентированных перерывов, минут

    группа А, количество знаков

    группа Б, количество знаков

    группа В, часов

    при 8-часовом рабочем дне (смене)

    при 12-часовом рабочем дне (смене)

    * В соответствии с приложением 1 к Санитарным нормам и правилам «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях», утвержденных постановлением, утвердившим настоящий Гигиенический норматив.








    Признаки физического утомления Обычно возникает в результате чрезмерной физической нагрузки Происходит временное снижение снижение работоспособности организма Нарушение функций мышц, снижением согласованности и ритмичности их работы, интенсивности и скорости их движений




    Признаки переутомления Выполнение упражнений становится более трудным Постепенно пропадает желание тренироваться Учащенное сердце биение Отдышка, усталость и боль в мышцах Большая потливость Значительное покраснение кожи Нарушение координации и невнимательность




    Лечение переутомления Витаминизация организма, особенно витамином С и комплексом витаминов группы В и Е Седативные и ноотропные средства (настойка валерьяны, новопассит, пирацетама) Средства улучшающие микроциркуляцию сосудов головного мозга (трентал, циннаризин) Применение гормонов коры надпочечников и гормоны половых желез


    Список литературы А.Д. Тобарчук, Л.П. Крол «Медицинское обеспечение в спорте»

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

    Физическая окружающая среда: солнечная активность, электромагнитные поля, атмосферные явления, почва, климат, вода, экология Биологическая окружающая среда: животный и растительный мир Социальная среда: человеческое общество Производственная среда (школа): условия труда, экология труда человек

    Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости.

    Объекты наблюдения Утомление незначительное значительное резкое внимание редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствуют поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивание, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку движения точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

    Среди мер профилактики утомления ведущее место принадлежит улучшению организации труда и отдыха, контролю за соответствием длительности и интенсивности нагрузки возможностям человека, мотивации к труду и физической подготовленности человека.

    Самочувствие - суммарный показатель, складывающийся из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое; работоспособность, зависящая от общего состояния организма, а также от настроения и степени восстановления от предыдущей работы, оценивается как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления; нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна - признак переутомления; ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.

    Частота сердечных сокращений; величина артериального давления.

    Правило 1. Нагрузка должна быть не больше ваших возможностей. Правило 2 . Постоянно повышать свои умственные и физические возможности, соблюдая принципы здорового образа жизни. Для исключения перегрузок за счет учебной работы необходимо умело сочетать учебные занятия с занятиями физической культурой и спортом, научиться рационально использовать время, свободное от занятий, и выходные дни. Активный отдых в природных условиях - лучшее средство от утомления, возникающего в период интенсивной учебной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока 2 класс "Профилактика нарушения осанки"

    Профилактика нарушения осанки. На уроке применяется здоровьесберегающая технология. Используются интересные упражнения для профилактики нарушения осанки...

    Презентацией для 9 класса "Профилактика наркозависимости."

    Профилактика наркозависимости презентация,может использоваться как материал, для классных часов так для учащихся. так и для родителей.В конце презентациии небольшая викторина, для усвоения основног...

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Юридический портал. Льготный консультант