Юридический портал. Льготный консультант

Дворец Парламента в Бухаресте производит неизгладимое впечатление на каждого, кто впервые увидит его. Это циклопическое сооружение стало самым большим зданием в Европе, а во всем мире уступает своими размерами лишь Пентагону. На его счету есть и еще пара рекордов – самое тяжелое и самое дорогое административное здание в мире.
Сами румыны часто называют его Дворцом Чаушеску, в память о диктаторе, по приказу которого он и был построен.

Дом Народа

Чтобы возвести огромный Дом Народа (именно таковым было первоначальное название), Чаушеску приказал снести четверть старого Бухареста. На освободившемся пространстве насыпали большой холм, где и возвели это колоссальное сооружение высотой 86 м и площадью 350 тысяч квадратных метров.


По найденным свидетельствам, идея возведения столь внушительного Дворца пришла к диктатору после его визита в коммунистическую Северную Корею. Чаушеску приехал под глубоким впечатлением от современной архитектуры Пхеньяна и твердо решил возвести нечто подобное в родном Бухаресте.


Грандиозные и амбициозные идеи румынского правителя неожиданно приобрели целесообразность. В 1977 году, Бухарест содрогнулся от мощного землетрясения. В результате стихийного бедствия пострадало множество зданий, в том числе и административных, поэтому комфортное размещение обширного государственного аппарата превратилось в первоочередную задачу столичных архитекторов. Именно тогда было принято окончательное решение о полной перепланировке центра города и строительстве огромного архитектурного комплекса, венцом которого и должен был стать Дом Народа.

Новый центр Бухареста

Проект нового центра столицы был тщательно подготовлен, но перед началом работ, по повелению Чаушеску, все здания были изготовлены в виде макетов в натуральную величину и установлены на расчищенной под строительство территории, дабы диктатор мог лично оценить красоту и стройность общего архитектурного ансамбля.
Архитекторы потрудились на славу, несмотря на грандиозный размах (общая площадь перестроенной при Чаушеску центральной части Бухареста равна площади всей старинной Венеции) ансамбль получился не только монументальным, но и очень гармоничным.


На высоком холме, похоронившем под собой многие исторические здания старого Бухареста, раскинулась огромная площадь Конституции, эффектно обрамленная стройными административными корпусами.

Здесь же берет начало широкий 3-километровый бульвар Объединения, изначально носивший громкое имя Победа социализма. Этот бульвар часто называют румынскими Елисейскими полями, а историки утверждают, что Чаушеску именно так и формулировал задачу перед градостроителями – чтобы новая главная улица города была шире и красивей, чем буржуазные Елисейские поля.


А в створе этого великолепного бульвара, прямо за площадью Конституции, величественно возвышается то самое здание, ради которого и затевалась вся эта великая румынская стройка – потрясающий Дом Народов, впоследствии переименованный во Дворец Парламента.

Дворец Парламента

Огромный и тяжеловесный, он являет собой яркий образец архитектуры соцреализма и выглядит именно так, как должен выглядеть оплот сильной диктаторской власти, пинками ведущей свой народ к светлому будущему. Подобные здания можно встретить в каждой столице стран бывшего соцлагеря, не говоря уже о Москве и Петербурге, но достигнуть столь впечатляющего архитектурного размаха удалось только Чаушеску.


Во дворце насчитывается более 1100 помещений, и помимо наземной части, есть еще более обширная подземная, уходящая вглубь на 92 метра. На строительство ушло более миллиона кубометров мрамора и 3,5 тысячи тонн хрусталя, количество же обычных строительных материалов подсчитать просто невозможно.


Интересно, что над возведением дворца трудились несколько сотен архитекторов, и все они, без исключения, были румынами. Строительные материалы были тоже местными. Таким образом, весь Дворец Парламента, от первого чертежа до последней подвески на люстре, можно назвать чисто румынским сооружением. Стоит ли пояснять, что сделано это было опять же по приказу «Гения Карпат», мечтающего показать всему миру величие собственной страны.


В общей сложности, на строительстве Дворца были заняты более 300 тысяч человек, которые работали круглосуточно, в три смены, не прерываясь ни на один день. Так было с момента заложения краеугольного камня в фундамент, которое состоялось 25 июня 1984 года и вплоть до 1989 года, когда в Румынии произошел государственный переворот и Чаушеску был смещен с поста руководителя страны.


Диктатор не успел закончить свой шедевр, не закончен он и по сей день. Строительные работы до сих пор ведутся на подземных уровнях здания.
Сегодня во Дворце Парламента размещается не только румынский Парламент, здесь работает Конгресс-центр и Музей Современного искусства. Некоторые залы в свободное от мероприятий время открыты для экскурсионных групп. Один из самых запоминающихся моментов подобных экскурсий — впечатляющая панорама площади Конституции и бульвара Объединения, открывающаяся с балкона одного из залов.

Во все времена сильные правители старались оставить после себя некие материальные свидетельства величия своей власти. Так поступали египетские фараоны, древнеримские императоры и монархи всего мира, лидеры новейшего времени также не стали исключением. Чаушеску был неоднозначной, но, безусловно, одной из самых ярких личностей ХХ века, и как неординарный человек, он оставил после себя неповторимый архитектурный памятник.


Дворец Парламента стал визитной карточкой не только Бухареста, но и всей Румынии, поэтому посмотреть на это чудо архитектурной мысли ежегодно приезжают тысячи туристов. Разумеется, что большинство иностранных гостей не углубляются в превратности румынской истории, а просто восхищаются грандиозностью сооружения, но для многих поколений жителей Румынии, белоснежный дворец в центре Бухареста навсегда останется Дворцом Чаушеску, какое бы официальное название он не носил.

(1918-1989)
Розовая жизнь красного миллиардера
Николае в равной степени был привержен к роскоши и социализму. Он утратил и то, и другое.

Только очень недоброжелательный человек способен был попрекнуть Кондукатора его гигантским состоянием. Каждому известно, что частная собственность упразднена в странах коммунистического рая, и поэтому говорить о Чаушеску, как о «красном миллиардере» - а это делали некоторые - было бы чистой клеветой.

Николае Чаушеску - Безденежный миллиардер

Николае и Элена Чаушеску, чистокровные пролетарии, несгибаемые представители самого великодушного учения - марксизма-ленинизма - вызывали во всем мире восторг левых интеллектуалов своей преданностью борьбе за социальную справедливость, за раскрепощение народов и за права человека. Будучи образцовыми бойцами с безупречной революционной этикой, они не имели в карманах ни единой собственной копейки. Им никогда не принадлежали ни нарядные яхты, на которых они бороздили бы моря, ни пышные дворцы, оставшиеся с ненавистных времен Гогенцоллернов и реквизированные ими с целью поселять там свое потомство и родню, ни более скромные резиденции, где они принимали Жоржа Марше и других гуманистов такого же пошиба, преданных праведному делу защиты бедняков. Все, решительно все являлось собственностью победившего, освобожденного и расцветающего рабочего класса. По оценке экспертов

Личное состояние Чаушеску, за исключением просто-напросто предоставленных в его распоряжение официальных резиденций, машин и т. д., исчислялось приблизительно в 200 миллионов франков.


Передвижная витрина коммунизма

По этой причине у Чаушеску не было оснований для укоров совести, хотя у него в руках и находилось одно из крупнейших состояний всей планеты,-ведь оно ему не принадлежало. Ему просто дали его взаймы, и предполагалось, что после него это состояние перейдет к Нико, его сыну и наследному принцу, и потом к внукам и правнукам,-это уже будет тогда, когда сияющая звезда коммунизма и всеобщего равенства встанет, благодаря ему, над всем миром. Словом, это состояние было всего лишь инструментом, ему доверенным, дабы он мог достойно нести свою непосильную ношу вождя пролетарской революции; состояние-как функция выполняемой работы. Карьера

Назовем две даты в политическом восхождении Чаушеску: 1965г.- избран генеральным секретарем коммунистической партии Румынии, 1967 г.-президентом.

Тяжкая трудность этого ремесла

Нелегкая задача выпала однако на его долю. Ведь Чаушеску один должен был воплотить собой все чудеса коммунизма, и делать это приходилось не только на глазах у прогнившего и заведомо недоброжелательного капитастического мира, но также на глазах у тех братских стран, которых настигла перестройка и где многие товарищи уже задавались вопросом-не осталось ли прекрасное будущее коммунизма далеко позади. Но разве мог Кондука-тор наносить визиты главам западных стран в такой одежде, какую носили его соотечественники, иначе говоря-в поношенных костюмах, в стоптанных башмаках и в габардиновых плащах, столь же немодных, как марксистская идеология? Разве мог он принять Жоржа Марше в новостройке на окраине Бухареста? Конечно, нет. Это было бы оскорблением всему рабочему классу.

Зная капиталистический мир как свои пять пальцев, он понимал, что там дают в долг только богатому, а ему надо было немало взять в долг, чтобы как-то исправить ущерб, нанесенный его экономической политикой. А чтобы внушить доверие, необходимо было следить за своим внешним видом. И вот поэтому, уподобившись разорившемуся предпринимателю, который тщательно скрывает свою бедность, чтобы завоевать доверие, он подчеркнуто выставлял на всеобщее обозрение свое богатство. Шкафы его были заполнены норковыми шубками, сейфы с украшениями из драгоценных камней, гаражи с спортивными машинами, а ванные комнаты-фарфоровыми унитазами. Пожалуй, так можно было завоевать доверие западных инвесторов.

Сердце-слева, а бумажник-на Западе

Разумеется, кое-какие зануды недоумевали-зачем ему, при таких перспективах, счета, открытые им в швейцарских банках, и перечисленные туда американские доллары, немецкие марки-но только не советские рубли. Но подобные кощунственные вопросы неизменно вызывали раздражение у высокопоставленных левых демократов и социалистов, и они старались уклониться от ответа. Если товарищ Чаушеску богат, это значит, что богатство его идет на пользу пролетариям, да и вообще, деньги развращают людей только в прогнившей капиталистической системе. Кто же этого не знает!

Коммунистический король

Итак, Кондукатор наслаждался всеми благами, которые приносило ему богатство, и гордо, а главное-бессознательно игнорировал молчаливое неодобрение, которое день за днем все больше накипало в народе, находившемся, как он думал, у него в полном подчинении, благодаря целой армии доносчиков, жандармов и полицейских. Полицеские следили за жандармами, жандармы приглядывали за полицейскими, и все находились в напряженном ожидании сигнала, который дадут аппаратчики и по которому все как один встанут и громом аплодисментов ответят на его бесконечные, нагоняющие дремоту речи.

А старикан Николае упивался этими овациями и растроганно вспоминал о своем скромном вступлении в эту жизнь. Ведь до того как стать коммунистом и двинуться от одного преступления к другому, словно по ступеням лестницы, он был всего-навсего ничтожным подручным сапожника. Благодаря Карлу Марксу вся жизнь его изменилась. Если оглянуться, она представлялась некой волшебной сказкой, так же как его роман с Эленой напоминал книжки на розовой водице.

И он ни на одно мгновение не сомневался, что его народ, обладающий чувствительной душой и подвергшийся суровой идеологической обработке, поймет прекрасную историю его жизни.

Загородные домики коммунистических Королей:

Дворец Пелес (бывшая летняя резиденция Гогенцалнернов); дворец Могоэоайа; монастырь Контрочени.

Чаушеску - Слава властителя

Став верховным аппаратчиком Социалистической Республики Румыния, Николае Чаушеску делал все возможное, чтобы поднять престиж высокой должности, которую ему доверил рабочий класс. Он понял, что в его лице должна воплотиться вся слава новой Румынии, понял необходимость культа личности, по образу и подобию Сталина и Бокассы, и мало-помалу превратился во всемогущего и прославленного монарха. В государстве, где атеизм был возведен в догму, он стал править как самодержавец, и самодержавие его было вовсе не ограниченным, поскольку он думал, что ему никогда не придется отдавать отчет какому бы то ни было Богу. Вот он и заботился о собственной славе, с тем чтобы ее отблеск отразился на стране.

Чаушеску - Покровитель искусства и литературы

Сообразив, что блистательная политика невозможна без содействия со стороны искусства, он окружил себя когортой архитекторов, художников и поэтов-чиновников. Он осыпал их всяческими благами, предоставлял в их распоряжение роскошные дворцы и выражал им всяческое внимание, с тем чтобы они все как один воспевали его личные достоинства, блестящие заслуги его жены, а также все благодеяния социализма. И все эти гениальные творцы, жаждущие его дальнейших милостей, старались вовсю. Поскольку ирония была оружием весьма опасным в эпоху его просвещенного правления, они, ни разу не улыбнувшись, сплетали в его честь лавровые венки и придумывали тысячи разных прозвищ, которые пресса тотчас же подхватывали.

Если простые румыны склонны были, скорее всего, сравнивать его с Дракулой, то пресса превращала Кондукатора в «Дунай мысли», в «Маяк», в «многостороннего вождя». И вот музеи мало-помалу заполнились его портретами и собранными им сувенирами, библиотека-его философическими сочинениями, а площади-его скульптурными изображениями. Площади эти, кстати, были по его приказу прорублены с помощью бульдозеров в самой гуще старинных исторических кварталов города. По его указке там появились бесконечные неоклассические фасады, которые привели бы в восторг Муссолини, и на которые с завистью взирал Джек Ланг (человек культурный и, как известно, министр), вспоминая неприятности, чинимые ему парижанами всего-то из-за одной злополучной пирамиды.

Чаушеску - Красный кардинал

Что касается Элены, то ее прославляли не меньше, чем ее блистательного супруга. «Вы-наша икона, вдохновлявшая нас с первых мгновений жизни»,- взволнованно обращался к ней поэт, жаждущий поскорее выдвинуться. Лесть была слишком уж грубой, но супруге «Дуная мысли» она пришлась по вкусу и показалась вполне оправданной, а поскольку конкуренции Элена не любила, она с удвоенной энергией стала следить за тем, чтобы ни единой иконы Пречистой Девы не осталось в тех редких церквях, которые пощадил бульдозер социализма.

Надо сказать, сия иконописная особа была женщиной с характером. Являясь, по сути дела, настоящим серым кардиналом этого режима, она занимала одновременно несколько высоких постов и весьма умело их использовала; будучи министром культуры, опустошила музеи, чтобы обставить свои резиденции; занимаясь распределением государственных должностей, предоставила ключевые места обоим сыновьям, дочери и кузенам; взойдя благодаря мужу на международную вершину науки, печатала научные труды, смешившие до упаду ученых всего мира. И, неустанно заботясь о том, чтобы жизнь ее сограждан была возможно более упорядочена, она всячески боролась с обскурантизмом и проявляла в этой области недюжинную инициативу. Именно ей румыны были обязаны режимом питания с досконально рассчитанными калориями, режимом, который наверняка уморил бы их голодом, если бы экономическая политика Николае не взяла эту задачу на себя несколько раньше.



Sic Transit gloria mundi!

Некой старушке было поручено составить список всего этого домашнего имущества. Работе ее и конца не видно!

Конец прекрасного сновидения

Все это рухнуло в один прекрасный день 1989 г., когда народ решил не прислушиваться более к сигналам своих аппаратчиков. Вместо привычных аплодисментов стали раздаваться нахальные свистки. Народ наконец заговорил-сначала голосом сердца, потом голосом оружия. Розовый роман красных миллиардеров утонул, как известно, в кровавой бане. Вооруженные мятежники проникли во дворцы и резиденции карпатского чудовища. Изумленные роскошью, представшей их широко раскрытым глазам, словно они оказались в пещерах Али-Бабы, голодные дети бухарестских предместий разлеглись на ложе миллиардера-коммуниста. С негодованием взирали они на его письменные приборы из чистого золота, с хохотом фотографировались в его ванной комнате на фарфоровом унитазе.


октябрь 2012


// ts58.livejournal.com


В Бухарест мы недовольными и уставшими от жары и грязи приехали из Констанцы . Все 200 километров дороги между городами температура за бортом плавно росла. С ужасом приближался я к столице, устроившейся в степной низине в едва ли не самом жарком месте страны. До прибытия мысленно называл Бухарест "городом-сковородкой". Я не представлял себе после изнуряющих +34 в Констанце, как вообще можно гулять по улице в бухарестские +37 и как при такой температуре может жить современный двухмилионный город.

Все страхи и ожидания как рукой сняло сразу, как мы пересекли границу города. Волшебным образом выжженная степь после Бухарестской окружной сменяется приятными летними улицами. Влажность? Обилие тени? Не знаю. Но Бухарест, как и положено столице, оказался гораздо симпатичнее, чище и уютнее других румынских городов. Гулять по нему было более-менее терпимо и очень интересно. К сожалению, решение покинуть Румынию, принятое в Констанце, было уже невозможно отменить, и по столице мы походили неполных три дня. Естественно, за такой короткий срок в объектив попали только основные достопримечательности.

В первой части предлагаю пройтись по calea Victoriei (аллея Победы) - идеологически главная улица города, навроде Тверской в Москве. Потом подойдём к знаменитому дворцу Парламента, а в качестве бонуса я покажу некоторые детали и пару спальных многоэтажек Бухареста.

1. На сегодняшний день, деловой и смысловой центр города расположен в окрестностях Piata Unirii (площадь Единства). Здесь находится центральный пересадочный узел метро, отсюда начинается монументальный социалистический Bulevardul Unirii - парадный путь к дворцу Парламента. Тут же в двух шагах - недоразрушенный Чаушеску исторический квартал Бухареста. Наконец, тут находится парочка центральных торговых центров (изнутри страшный совок, кстати) и пересечение нескольких крупных автодорог. До кучи - под этой площадью замурована основная река Бухареста Дымбовица:

// ts58.livejournal.com


2. С реками Бухаресту совсем не повезло. Величественный Дунай проходит километров на 30 южнее Бухареста, а вышеупомянутая Дымбовица едва шире Яузы. Под землёй она протекает под Piata Unirii, а в целом она на поверхности и имеет довольно скучный, закованный в камень вид:

// ts58.livejournal.com


3. Calea Victoriei берёт своё начало чуть поодаль Piata Unirii. Несколько шагов по Проспекту - и мы видим помпезный Национальный музей истории Румынии. Здание - Дворец Почты - действительно дворец, монументальный и величественный, правда несколько тонет среди окружающих домов. На архивных фотографиях видно, как круто он смотрелся, когда вокруг не было столько зданий по соседству.

Построен дворец в 1894-1900 гг., до 1970-го выполнял свои прямые обязанности, работая на "почту Румынии":

// ts58.livejournal.com


4. На ступенях музея в апреле 2012-го года установили психоделическую скульптуру, изображающую римского императора Траяна с жуткой тварью на руках. Тварь, представляющая собой клон Капитолийской волчицы с Дакийским драконом (Dacian Draco), символизирует родство дакийских племён с римлянами, смесь которых и дала румын, по официальной версии. Несколько смущает то, что Траян, в общем-то, завоевал Дакию. Это всё равно что Батый у Исторического музея в Москве. В нагрузку к его наготе, собака держится даже не на его руках - она словно приклеена к его животу, а кусок дракона непонятным образом торчит у неё из шеи. А так ничего.

Румыны к памятнику относятся мягко говоря неоднозначно, прозвав его памятником румынским бродячим собакам :

// ts58.livejournal.com


5. Напротив музея расположено здание румынского сберегательного банка. Осмелюсь выразить своё мнение - это одно из самых красивых зданий не только Бухареста, но и всего мира пожалуй. Построено так же, как и музей напротив - в конце XIX века. Интересно, что для постройки банка в те годы снесли церковь XVI-го века. Про неё уже мало кто из интуристов узнает, а Сбербанком искренне любуются как жемчужиной Бухареста. Может быть, и дворцу Чаушеску лет через сто простят уничтоженный старый город?

// ts58.livejournal.com


6. Пройдём вперёд метров 20 и увидим православную церковь biserica zlatari, стиснутую многоэтажными домами. Первоначально построена в 1635-м, но неоднократно пере- и достраивалась из-за землетрясений и постоянных перестроек на calea Victoriei:

// ts58.livejournal.com


7. Calea Victoriei местами очень похожа на Тверскую - те же узкие тротуары, та же смесь красивых старых зданий, монументализма и серых коробок, тот же дух суетливого большого города. Тверская при этом пошире и побогаче, но Аллея Победы - уютнее. Внутри меня победил уют, и в Бухаресте мне понравилось больше, чем на Тверской. Хотя не исключено, что я просто предвзято критично отношусь к городу, в котором живу каждый день.

// ts58.livejournal.com


8. Впрочем, одно объективное отличие не в пользу Москвы тут есть. Не в пример Тверской, на и без того узких тротуарах не стоят припаркованные автомобили:

// ts58.livejournal.com


9. Сalea Victoriei впечатляет своим целостным образом - прогулка по этому каменному коридору из домов, большинство которых отдельно не представляет интереса, складывается в очень приятную общую картину. С другой стороны, на ней раз за разом посреди социалистических зданий встречаются шедевры, символы Бухареста.

Пройдя солидный участок улицы без фотографий, мы выходим на площадь Флага (Piata Drapelului), основным объектом которой является Национальный военный клуб (здание бежевого оттенка в левой части кадра). Здесь проходят основные культурные, образовательные и художественные мероприятия румынской армии.

Обратите внимание на фонтан перед зданием клуба - fantana Sarindar носит имя древнего монастыря, когда-то стоявшего на этой площади...

// ts58.livejournal.com


9a. Монастырь существовал тут уже в 1652-м году, когда вместо деревянной была построена каменная церковь. Впоследствии, монастырь, расположенный на окраине тогдашнего Бухареста, был одним из самых безопасных мест города. Тут был и паб, и гостиница и на закате монастыря - даже психиатрическая больница. Монастырь сильно пострадал от землетрясения, и в середине XIX-го века был снесён. Восстанавливать, очевидно, было дороже.

// ts58.livejournal.com


10. По моим фотографиям может сложиться впечатление, что город малолюдный и тихий. Это совсем не так. Просто нам повезло гулять по calea Victoriei в воскресенье, когда даже большинство магазинов было закрыто. Вот для сравнения та же площадь Флага на следующий день - в понедельник. Справа видно толпу горожан, ожидающих зелёного света:

// ts58.livejournal.com


11. Двигаем дальше. Пропустим ещё один кусок улицы, наполненный многоэтажками и старыми особняками, и остановимся напротив одного из самых известных театров города - Odeon. Сам театр существует с 1946-го, а здание, в котором изначально базировался Театр Комедии, построено в 1911-м. Как видно, именно конец XIX - начало XX века подарили городу самую запоминающуюся архитектуру. Бюст на площади перед театром - это Кемаль Ататюрк, "отец народов" для Турции, с которым мы уже встречались в Тулче :

// ts58.livejournal.com


12. В Бухаресте зашкаливает эклектика. Но если большую её часть составляет соседство старых румыно-европейских дворцов и особняков с домами эпохи социализма, то самыми яркими смешениями бесспорно является классика, встроенная в хай-тек. Причём местами это делается не случайно, от безвкусицы, как у нас, а вполне целенаправленно, с задумкой и старательностью:

// ts58.livejournal.com


13. Продолжаем. Опять проскочили солидный "каменный коридор" и вышли на ещё одно открытое пространство - начинается огромная Площадь Революции (Piata Revolutiei). Здесь первое, что мы видим - ставший модным в европейских столицах двухэтажный экскурсионный автобус, предлагающий обзорную поездку по самым интересным местам города за пару часов. С одной стороны - толком не увидишь ничего, проще по Гугл-панорамам побродить. С другой - если времени совсем в обрез или не знаешь, с чего начать... У нас такой катается в Питере, и, вроде бы, недавно и в Москве появился.

За автобусом - Церковь Кретцулеску (biserica crețulescu), ценный памятник эпохи Брынковяну, построена в 1720-1722 канцлером Кретцулеску, именем которого, очевидно, и названа:

// ts58.livejournal.com


14. Посреди площади - монумент в виде стелы, на которую надето что-то типа мозга, с которого стекает кровь. В Тулче, привыкнув к западной антисоветской истерии, я ошибочно подумал, что монумент в честь победы в русско-турецкой войне посвящён освобождению от социализма. В Бухаресте же, вспоминая половинчатых человечков в Праге, я не ошибся. Прошу любить и жаловать - Мемориал Возрождения - в память о героях революции 1989-го года. Как и император с приклеенной собакой на фото №4, Мемориал неоднозначно воспринимается местными жителями и имеет множество "фольклорных" прозвищ: "Brain Candy", "Оливка на зубочистке", "филе на шампуре", "палка за 56 млрд." (очевидно, не только у нас на стройках воруют) и т.д.

// ts58.livejournal.com


15. Общий вид на площадь Революции, включая Университетский Дворец Карола I (Palatul Fundației Universitare Carol I, слева), перед ним - новенькая статуя королю Каролу I, румынское МВД, вышеупомянутый мемориал и кусок Национального музея Искусств:

// ts58.livejournal.com


16. До этого момента я всё время пробегал участки calea Victoriei между площадями, самопально обозвав их "каменными коридорами", не показывая фотографий. Спешу исправиться - рядом с историческими дворцами разместились такие вот многоэтажки. Для Румынии они очень даже парадные.

Где-то в одной из таких перебежек между площадями мы остановились в небольшом кафе попить соку и лимонаду: +37 это Вам не шутки! Так вот, лимонад в Румынии - это целое искусство. Я про настоящий лимонад, а не про газировку. Он встречается почти во всех кафешках и ресторанах, причём готовят его всегда на месте и по-разному. В жару идёт очень хорошо. Недаром тем летом местная певица Alexandra Stan, у нас известная по песне "Mr. Saxobeat" выпустила сингл "Lemonade".

// ts58.livejournal.com


17. Отдышались? Идём дальше. Ещё один шедевр - дворец Кантакузино, ныне - дом-музей румынского композитора Георге Энеску. Дворец строился для Георге Кантакузино - председателя Совета Министров, мэра Бухареста, массона и, говоря современным языком, олигарха:

// ts58.livejournal.com


18. Следующая площадь - Победы (Piața Victoriei). Здесь Аллея Победы пересекается с чем-то вроде местного Садового кольца. Сама площадь очень напоминает площадь Гагарина в Москве - тот же бессмысленный и беспощадный монументализм и гигантомания, широкая асфальтовая гладь, тоннель под площадью и неприспособленность для пешеходов. Площадь со всей своей планировкой не влезает ни во взгляд, ни в объектив, ни в мозг:

// ts58.livejournal.com


19. Интересная особенность Бухареста - повсеместные опрыскиватели для изнывающих от жары людей. С периодичностью где-то раз в двадцать секунд форсунки разбрызгивают мелкую водную взвесь, увлажняя воздух и освежая пешеходов. Бывают двух видов - навес посреди улицы с рекламой (должны же они окупаться!) или встроенные в навесы уличных кафе. Первый тип - на фото ниже, второй тип - во второй половине рассказа про Бухарест:

// ts58.livejournal.com


20. Вот мы и добрались до шоссе Киселёва (soseaua Kiseleff), названного ни много ни мало в честь русского генерала Павла Дмитриевича Киселёва, управлявшего дунайскими княжествами, находящимися под протекторатом России после русско-турецкой войны. Он в числе прочего руководил строительством этой дороги, которую в итоге и назвали в честь него. В путеводителе было написано, что шоссе Киселёва должно быть похоже на Елисейские поля в Париже. Ну посмотрим...

// ts58.livejournal.com


21. Romani, hai la referendum! Basescu, hai, la revedere! - Румыны, идите на референдум! Басеску, давай до свидания!

Так гласит плакат с предыдущего фото. В посте про Констанцу я уже подробно описывал политический кризис в Румынии летом 2012-го. Оппозиция захватила парламент и им осталось убрать президента. Для этого был назначен референдум по импичменту. Вся страна пестрила рекламой, суть которой в целом была одна: президент плохой, геть! Оппозиция дорвалась до казённых денег и медиа-пространства и с их помощью травила действующего президента. Мы же пошли гулять по Бухаресту ровно в день референдума. Так что все фотки тут - репортаж с как бы государственного переворота.

По телевизору в студии какие-то серьёзные дядьки в пиджаках, играя желваками и напряжённо истекая потом, круглые сутки о чём-то перетирают. Показывают даже какие-то митинги. На улице при этом - народу почти никого, а кто есть - гуляет, катается на великах и играет в теннис. Против президента в итоге проголосовало большинство. Только референдум отменили из-за неявки. Всем тут пофигу на политику. Такой вот в Румынии госпереворот:

// ts58.livejournal.com


22. Ну а местные "Елисейские поля" мне не очень понравились. Просто зелёная аллея с какими-то непомерно официозными и пафосными домами. И бомжей тут ещё много. Я вроде в Париж этим летом собирался - надеюсь, всё-таки, там интереснее) На фото - Национальный геологический музей:

// ts58.livejournal.com


23. Триумфальная арка, построена в память о победе Румынии в Первой мировой войне (это не я придумал, это на румынской Википедии Румыния победила в Первой мировой). Вроде как известная достопримечательность, но не впечатлила. Арка на Кутузовском интереснее. Может быть, вечером с подсветкой смотрится лучше:

// ts58.livejournal.com


24. Подходим к финальной точке нашей прогулки по calea Victoriei - к дому Свободной прессы. Здесь уже вступает в свои права современная архитектура. Экспоцентр Romexpo:

// ts58.livejournal.com


25. Дом Свободной Прессы расположен на площади Свободной Прессы - здесь шоссе Киселёва превращается в шоссе Бухарест-Плоэшти. Обратите, кстати, внимание на уличные указатели в Бухаресте - они однотипны по всему городу и повторяют Парижские:

// ts58.livejournal.com


26. Дом свободной прессы построен в 1952-1956 годах по типу сталинских высоток в Москве. Всё здание предназначалось для редакции местной коммунистической газеты. Сегодня сдаётся под офисы (знакомо, не правда ли?)

На пустом пьедестале перед зданием когда-то стоял Ленин. Пьедестал, разрисованный интуитивно понятными надписями, я показывал в заглавном посте про страну . Вообще, Дом Свободной Прессы идейно достаточно похож на Дворец Парламента. Не посмотрев их картинки заранее, можно и перепутать. Вот давайте, смотрим на фото, а потом быстро спускаемся к следующему...

// ts58.livejournal.com


27. Ну как? По-моему похоже. Облаков только больше.

Так, резко переместившись к главной румынской достопримечательности советского периода, мы закончили прогулку по calea Victoriei. Безусловно, там ещё куча интересных мест и зданий. Ну вот хотя бы знаменитый Атенеум. Но всего в отчёт не впихнёшь - тут надо либо ехать вживую смотреть, либо на гугл-панорамы.

Несколько грустную историю строительства этого здания, похоронившего под собой шикарнейшие кварталы старого Бухареста, за которые его прозвали "Восточным Парижем", знают наверное все, кто хоть чуть-чуть интересовался Румынией. Кто не в курсе - в отличие от всех остальных румынских красот, про дворец Чаушеску есть русскоязычная статья на Википедии.

// ts58.livejournal.com


28. В ходе его строительства возник дефицит мрамора в масштабах страны. В конечном счёте и не только мрамора. И без того небогатая Румыния оказалась в кромешной нищете. Как я уже писал в самом начале, к фасаду Дворца ведёт Bulevardul Unirii. На всём протяжении он украшен фонтанами, а обрамляет его единый комплекс высоток, стилистически близких к самому Дворцу:

// ts58.livejournal.com


29. Самого Чаушеску расстреляли ещё до окончания строительства - он так в нём и не пожил. Строго говоря, здание и сегодня не достроено до конца. Мы обошли его вокруг, и с тыла оно упирается вовсе не в помпезный бульвар, а в пустырь с каким-то строительным мусором, огороженный ветхим забором. Дворец Парламента, по некоторым данным, - второе здание по объёму в мире после Пентагона. Размер лучше ощущается издали:

// ts58.livejournal.com


30. В дальнем от дворца конце Бульвара Единства - гигантский фонтан между двух встречных автомобильных полос. Вдали за фонтаном видно здание с надписью Samsung - это Национальная Библиотека, изначально строившаяся в том же едином стиле, что и весь бульвар. Но достроена она буквально за последние четыре года и в итоге облицована стеклом, в лучших традициях хай-тека. Зачем было рушить единый стиль, коли уж взялись достраивать? Разве что батьке Лукашенко позавидовали с его библиотекой в Минске...

// ts58.livejournal.com


31. В начале 90-х дворец хотели снести. Хорошо, что передумали. Это был бы венец человеческой глупости. Символам значение придают только лишь сами люди, а силы и ресурсы, да и старый город, уже никак не восстановишь.

Вокруг дворца мы обошли под вечер, когда жара хоть чуть-чуть спала. Огней не горит. Здание безмолвно и бездушно. Мне показалось, этот гигант и выглядит как-то осунувшись, словно он сам недоволен своим размером и ролью.

Внутрь не попали, хотя надо бы наверное - самое интересное именно там.

// ts58.livejournal.com


32. Вечерний Bulevardul Unirii:

// ts58.livejournal.com


33. В двух шагах от дворца можно свернуть в закоулки и оказаться на вполне милых и уютных южных улицах:

// ts58.livejournal.com


34. Напротив Национальной библиотеки, про которую речь шла выше, - суд. Догадываюсь, что он тоже изначально был светло-бежевым и с колоннами:

// ts58.livejournal.com


35. Всё. По calea Victoriei прошлись, дворец Парламента изучили. Галочки поставлены, можно и расслабиться. Обратим свой взор, например, на автопарк. Все, кто был в Румынии, знают местного автогиганта Dacia. Здесь на них, само собой, ездит больше половины страны. У нас поменьше, но всё же: мегапопулярный logan никакой не Renault, а именно Dacia. Да что уж там, сейчас на АвтоВАЗе вовсю клепают Dacia под названием "Лада Ларгус". Вот так вот наш автогигант прогнулся под румынский автопром. Это ли не унижение для патриотов? Это ли не показатель, какая страна сильнее?

// ts58.livejournal.com


39. Мы в Москве привыкли, что метро - это достопримечательность. В Бухаресте - это чисто вид транспорта. Вниз мы не спускались, но фото в интернете убедили, что жалеть не о чем. Здесь даже внешний вход в метро легко пройти мимо. У нас то сразу понятно - и по вычурным вестибюлям, и по толпам народу, и по многочисленным указателям - тут метро! Особенно внимательный читатель мог заметить вход в метро на фото №19. Ну а для тех, кто не заметил - крупным планом:

// ts58.livejournal.com


При всём моём брюзжании, Бухарест - прекрасный город. За три неполных дня я тут нафоткал на два объёмных поста. Во второй части - остатки старого города и небольшие улочки бухарестского центра.

Как говорит Андрей Малахов - не переключайтесь!

ts58
25/03/2013 11:10



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

Предлагаем вашему вниманию материал из архива сайт - текст передачи русской службы румынского иновещания от 13/12/2004 о здании, являющемся неофициальным символом Бухареста – Дворце Парламента. Напомним, что это циклопическое строение стало сооружаться по указанию тогдашнего румынского коммунистического лидера Николае Чаушеску в 1984 году как резиденция президента, правительства и парламента. Здание отмечено Книгой Рекордов Гиннесса как одно из крупнейших и дорогостоящих административных зданий в мире. В ходе расчистки места для этого сооружения были разрушены элегантные кварталы центра Бухареста, что стоило городу потери неофициального титула «Парижа Балкан». На момент свержения Чаушеску в декабре 1989 года дворец был не вполне готов. (Шли внутренние отделочные работы в ряде помещений). Кстати, согласно ряду румынских публикаций, за исключением санталового дерева, из которого были сделаны орнаменты в одном из залов для конференций, весь использованный для строительства здания материал – румынского происхождения. Дворец Парламента все еще остается символом современного Бухареста, несмотря на реконструкцию и восстановление в последние годы некоторых исторических зданий и кварталов города. Пока Бухаресту не удается вернуть свой шарм довоенных времен. А теперь обратимся к первоисточнику - румынскому очерку.

Дворец и район «Гражданский центр»

« Дворец Парламента в Бухаресте - второе по величине и третье по объему здание в мире. До 1989 г. оно называлось «Домом Республики», после 1989 г. «Домом Народа», а с середины 1990 гг., после перевода туда Палаты Депутатов и Сената, оно получило название «Дворец Парламента».

Здание возвышается над столицей и является настоящим магнитом для иностранных туристов, прозвавших его «Дворцом Чаушеску».

С одной стороны, такое прозвище оправдано, так как идея его возведения и выбор архитектурного и художественного стиля принадлежат бывшему лидеру коммунистической Румынии.

Но с другой стороны, оно отнюдь не оправдывается теми страданиями и лишениями, той слишком дорогой ценой, которую заплатил за него румынский народ.

Дворец Парламента был задуман как ядро нового урбанистического центра Бухареста, который в середине 1980 годов начал строить Чаушеску. Коммунистическая пропаганда называла его «Гражданским центром», так как в будущий дворец и близлежащие здания должны были переехать все центральные учреждения, от штаб-квартиры президента до Академии наук. (Район «Гражданский центр» прославился на весь мир в 1989 году в ходе прямых телетрансляций, после того как на одной из его площадей (ныне носящей имя «площадь Революции»), у здания ЦК румынской компартии и началась с организованного Чаушеску митинга в свою поддержку румынская революция. А здание парламента сначала оставалось в стороне от этих событий, оно находится в некотором отдалении от этой площади. Прим. сайт).

Осью нового городского центра был широкий бульвар с характерным названием «Победа социализма». Сегодня он носит название «Булевардул Унирий» (Бульвар Объединения). Он начинается на площади, над которой, на холме в центре огромного пространства, возвышается дворец.

Сам «Гражданский центр» был частью обширной программы систематизации городов и сел, начатой в 1976-1980 гг.

Основой для новой экономической и идеологической политики Чаушеску послужили документы IX Съезда Румынской Коммунистической партии 1974 г., в т.ч. принятая на нем Программа РКП. В 1974 г. был издан Закон о систематизации населенных пунктов, а в ноябре 1977 г. было упразднено Управление исторических памятников, которое занималось охраной и сохранением исторических мест и памятников. Разрушительное землетрясение 1977 г., от которого пострадали многие бухарестские здания, также послужило предлогом для начала массового сноса построек в старых, исторических кварталах столицы.

Диктатор Николае Чаушеску задумал «Гражданский центр» как символ своей власти, решив оставить след не только в истории Румынии, но и в архитектуре столицы. «Гражданский центр» характеризовался необычной для Бухареста шириной бульвара «Победа социализма», большими открытыми пространствами и огромными размерами зданий. Не только дворец, стоящий на искусственном холме, впечатляет величиной, но и окружающие его административные и жилые здания. По стилю Дворец Парламента - классический пример архитектуры коммунистического тоталитаризма, считает историк Адриан Мажуру - специалист по истории города Бухареста:

«“Дом народа” - не только один из символических монументов эпохи Николае Чаушеску. Это типичный пример коммунистического мировоззрения. Марксистско-ленинское учение говорило о преобразовании мира. Сам Маркс в “Тезисах о Фейербахе” писал: “философы ограничивались объяснением мира. Однако важнее его изменить”. Николае Чаушеску, коммунист-догматик, неуклонно следовал учениям отцов коммунизма, провозглашавших неограниченную власть человека над природой. Он был не только их верным последователем, но и пленником мира, в котором жили идеологи коммунизма. Отпечаток, оставленный им на архитектуре нынешнего Бухареста отсылает нас к утопическим началам коммунизма и дает безжалостное представление о том, каким могло бы быть будущее при коммунизме».

Строительство дворца началось 25 июня 1984 г. и только до 1989 г. стоило румынам около трех миллиардов лей и несколько сотен жизней. На гигантской стройке работали военные строители и солдаты-срочники. Было использовано 480 тысяч кубометров бетона и 42 тысячи тонн стального проката. Здание разместили на бывшем Арсенальском холме, в квартале Уранус. Ради этого живописный уголок старого Бухареста и расположенные здесь исторические и архитектурные памятники сравняли с землей. Вот еще несколько цифр, характеризующих этот дворец, внесенный в «Книгу рекордов Гиннесса», в раздел “административные здания”. Его высота от основания фундамента до вершины - 178 м., из которых 92 м. - под землей и 86 м. - на поверхности. Площадь, занимаемая зданием - 330 тыс. кв.м. (второе место после Пентагона). Объем - 2,5 млн. кубометров (третье место в мире после американского космического центра на мысе Канаверал во Флориде и пирамиды Кетцалькоатля в Мексике, но перед самой большой египетской пирамидой Хеопса). Главный фасад дворца имеет длину 270 м., боковая сторона - 245 м. У дворца есть два внутренних двора. Одиннадцатиэтажное здание имеет форму трехступенчатой пирамиды с плоским верхом. В здании расположены десятки залов для приёмов, заседаний, переговоров, кабинетов, большой зал заседаний Палаты Депутатов, служебные помещения, рестораны. С 90-х годов во Дворце Парламента работает самый большой в Румынии Центр международных конференций, где каждый месяц проходят многочисленные конгрессы, конференции, семинары. Недавно во Дворце Парламента открылся Музей современного искусства.

Строительство и внутренняя отделка дворца были завершены в целом в 90 годах, уже после свержения Чаушеску, хотя работы не окончены на 100% даже сейчас. Тех, кто впервые видит дворец, удивляют не только его огромные размеры, но и странный эклектичный стиль. О символистике здания рассказывает Адриан Мажуру:

"Планы Чаушеску по созданию новой столицы относятся к середине 70-х годов. Тогда была разработана стратегия новой Румынии, новой столицы, в которой «Гражданский центр» должен был стать центральной осью власти Чаушеску. Дворец впечатляет не столько огромными размерами, сколько удивительным воздействием на сознание зрителя. Хотя оно должным образом выделяется на фоне огромной площади, здание дворца угнетает окружающий пейзаж, подавляет его. По нему легко установить психологический облик режима, при котором возникла подобная идея: построение доминирующей власти, угнетение гражданина вместо того, чтобы придать ему чувство безопасности, символизировать волю народа”.

В начале 80-х годов Бухарест был постоянно окутан облаком пыли, возникшем из-за разрушения старых кварталов и строительства «Гражданского центра». Ныне, когда пыль рассеялась, в памяти остается странное здание в центре города и фотографии, напоминающие о навсегда утерянных памятниках и домах».

Этот материал основан на тексте передачи русской службы румынского иновещания «Radio Romania International» от 13/12/2004 из архива сайт;

Составление и примечания сайт

04.02.2016

Бухарест. Дворец Парламента Румынии

Это здание является известным архитектурным сооружением и красивой -столицы . Дворец Парламента (Palatul Parlamentului) является результатом усилий более чем 20 000 человек, которые работали 24 часа в три смены в сутки в течение нескольких лет, а в пиковые периоды, кроме того, к строительным работам привлекали 12000 солдат. В результате было построено здание площадью 365000 м², которое занимает 1 место в Книге рекордов Гиннеса, как самое крупное административное здание для гражданского использования и третье место в мире по внутреннему объему (2 550 000 м³); это самый тяжелый административный комплекс в мире.

Строительство Дворца Парламента было начато еще во времена существования в Румынии Социалистической Республики Румынии-25 июня 1984 года, а закончено строительство, в-основном, было к 1989 году, но и по сей день во дворце остаются некоторые недоделки.

После землетрясения 1975 Николае Чаушеску инициировал план строительства нового политико-административного центра в районе холма Спирий, который был признан специалистами как сейсмически безопасный для строительства монументальных зданий. Тенденцией диктатора было, с одной стороны, сосредоточение всех основных государственных органов в одном здании, а с другой стороны, создание безопасного места для работы административного аппарата и политической элиты, которое могло бы выдержать даже ядерный удар.


Общая площадь зданий, которые были снесены, начиная с 1980 года, чтобы построить Народный дом , как он тогда назывался, представляет собой эквивалент пятой части Бухареста (4,5 км в длину и 2 км в ширину), что соответствует нескольким районам Парижа. На месте строительства были разрушены множество жилых домов, были выселены сотни семей.

Хотя площадь первоначального проекта здания была 80000 м², Народный дом построили площадью почти в 5 раз больше. Поскольку Чаушеску не мог разобраться в архитектурных планах, была сделана уменьшенная в 1000 раз модель всего города Бухарест, в том числе улицы, площади, дома и памятники. Диктатор по модели давал инструкции по проведению работ. Почти каждую неделю, после визита Чаушеску на стройку, модель менялась.

Когда началась революция 1989 года в Румынии, здание было почти завершено. Но строительные работы осуществлялись и позднее, но значительно более медленными темпами. В 2004 году, к празднику 140-летия создания первой палаты румынского Сената и начала двухпалатной системы Парламента Румынии, был официально открыт новый Пленарный зал. Сейчас в здании размещены общественные институты: палата депутатов, Сенат, Законодательный совет и Конституционный Суд Румынии.

Размеры и внешний вид здания поражают воображение любого туриста. Высота дворца достигает 86 метров, а подземная его часть уходит в глубину на 92 метра. Размеры дворца-270 на 240 м. Здание состоит из 12 этажей и 1100 комнат. В строительстве здания было использовано много мрамора, хрусталя, бронзы и драгоценных пород деревьев. По всему Дворцу проводятся различные экскурсии, во время которых можно прогуляться по массивным лестницам и огромным мраморным залам.






Официальный сайт Дворца Парламента (на румынском языке)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант