Юридический портал. Льготный консультант


Описание:

Астенопия (зрительное утомление) - функциональные нарушения, сопровождающиеся неприятными ощущениями в глазах (резь, жжение, чувство песка, покраснение, затуманивание зрения и др.), возникающими после напряженной зрительной работы.

Раньше считалось, что зрение портится, если много смотреть телевизор и читать в темноте и движущемся транспорте. Теперь добавился еще один вредный фактор - компьютер.

В 1998 году с США американские медики ввели в обиход новый термин - компьютерный зрительный синдром (Computer Vision Syndrome, CVS). CVS - специфическое нарушение зрения у людей, проводящих много времени перед экраном компьютера. Считается, что этот синдром ежедневно возникает у 40% людей, работающих на компьютере, и периодически - у 92% пользователей. Зачастую невозможность правильно и рационально организовывать рабочее место (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию.

Несмотря на предупреждения врачей, многие из нас проводят до 8 часов в сутки перед компьютером на работе дома или в игровом клубе.


Симптомы:

Компьютерному зрительному синдрому наиболее подвержены люди в возрасте от 12 до 40 лет. Основными жалобами являются:

      *чувство жжения в глазах,
      *чувство песка в глазах,
      *боли в области глазниц и лба,
      *боли при движении глаз,
      *покраснение глаз,
      *двоение в глазах (диплопия),
      *замедление перефокусировки с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации),
      *ухудшение зрения,
      *быстрая утомляемость при чтении,
      *головная боль,
      *раздражительность,
      *эффект Маккалаха: при переводе взгляда с монитора на черный или белый предмет, он приобретает оттенок цвета, который доминировал на мониторе.


Причины возникновения:

Врачи долго искали доказательство того, что компьютер повреждает глаз, но так и не нашли. Ни катаракту, ни глаукому он не вызывает. Единственное изменение, которое может произойти - разовьется или усилится близорукость.

Специалисты насчитали пять основных причин вредного воздействия компьютера на глаза:

      *Пиксельная структура изображения. На мониторе компьютера подается не в виде сплошных линий, а в виде микроскопических точек.
      *Постоянное прямонаправленное свечение экрана. Отраженный свет, который мы обычно наблюдаем в освещенной комнате, для глаз более естественен. Когда лучи света из компьютера "бьют" прямо в глаза, они наносят вред мозгу, поскольку утомление зрения - это и утомление мозга.
      *Мониторы зачастую имеют низкую контрастность. Из-за этого глаза больше напрягаются и сильнее устают.
      *На наше зрение влияет мерцание монитора. Кто хотя бы однажды долго смотрел на мигающую лампу, заметил, наверное, как это начинает раздражать. Такое же действие оказывает и компьютер.
      *Зрение ухудшают блики на мониторе. Они появляются в виде отражения других светящихся объектов.

Негативное влияние оказывает неправильно выбранное расстояние от глаз до экрана, неудачные цвета. Кроме того, глаза быстрее устают, когда приходится постоянно перемещать взгляд с экрана на клавиатуру или бумажный лист.

Основными факторами риска развития астенопии являются:

      *работа на компьютере (независимо от типа монитора),
      *чтение книг на мобильных компьютерах,
      *длительное вождение автомобиля, особенно в сумерках и в ночное время,
      *работа, требующая постоянного зрительного внимания,
      *длительное чтение,
      *ежедневный просмотр телепередач,
      *неправильно подобранные очки,
      *неправильно организованное освещение в помещении.

Большинство постоянных пользователей персональных компьютеров начинают жаловаться на здоровье через 4 часа и практически все - через 6 часов работы за монитором. Самое сильное утомление вызывает работа с компьютерной графикой.


Лечение:

Для лечения назначают:


Исследование зрительных функций у людей, в течение нескольких лет работавших за экранами компьютеров, выявило снижение функций зрения по сравнению с возрастной нормой и большую частоту близорукости по сравнению с людьми того же возраста, не связанных с компьютером. У лиц, предъявлявших вышеописанные жалобы, все эти изменения были выражены более резко. Исследование влияния самой работы с дисплеем на зрение показало, что за рабочую схему происходит уменьшение объема аккомодации, и у некоторых пользователей развивается временная, т.н. ложная близорукость.
В современной жизни без компьютера уже не обойтись. Но как из "неизбежного зла" превратить его в действительно полезного помощника?
Не пренебрегайте посещением офтальмолога, и не занимайтесь самолечением.

Используйте для работы специальные компьютерные очки.
Ограничьте время работы за компьютером не более 4 часов в день.
Делайте обязательные паузы во время работы на близком расстоянии через каждые 20-30 минут. Через каждый час напряженной работы давайте глазам 10-15 минут отдыха. Самое лучшее - посмотреть за окно: полюбоваться пейзажем, переводя взгляд с близких предметов на дальние, или просто на небо.
Большое значение имеет правильная организация рабочего места и рациональный режим работы. Отрегулируйте положение и освещенность монитора, а также освещенность рабочего места и помещения. Избегайте резких перепадов света - например, работы в темной комнате с ярко освещенным монитором.
Особенно важно соблюдение правил для детей и подростков. Детям рекомендуется проводить время у персонального компьютера только с познавательной целью.
Используйте специальные очки с прогрессивными линзами, в которых зона ясного видения соответствует перемещению взора при работе на различных расстояниях. Применение таких очков у интенсивных пользователей ПК снижает зрительное утомление.
Работайте в удобной позе. Для хорошего зрения и профилактики астенопии важно хорошее кровоснабжение. Поэтому, отрываясь от монитора, делайте физические упражнения или массаж воротниковой зоны.
Используйте специальные капли для глаз. Для подбора терапии обязательно проконсультируйтесь с врачом-офтальмологом.
При соблюдении перечисленных рекомендаций уменьшается раздражительность и головные боли, улучшается эмоциональное состояние и работоспособность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1. ЗРИТЕЛЬНОЕ УТОМЛЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

2. ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Зрение -- это особый дар природы, который отвечает за визуальное восприятие окружающего мира. Как известно, с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем 90 % информации из внешней среды. В нынешних условиях роль зрительного восприятия невозможно переоценить -- практически все многообразие производимой информации рассчитано на образное усвоение. Вследствие длительной работы на близком расстоянии с такими агрессивными визуальными средами, как компьютер, телевизор, печатная продукция, а также комплекса неблагоприятных факторов внешней среды нередко возникает синдром зрительного утомления.

1. ЗРИТЕЛЬНОЕ УТОМЛЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

зрительный утомление астенопия

Характеристика зрительного анализатора. В процессе деятельности человек до 90 % всей информации получает через зрительный анализатор. Прием и анализ информации происходит в световом диапазоне (380--760 нм) электромагнитных волн. Цветовые ощущения вызываются действием световых волн, имеющих различную длину.

Порог световой чувствительности изменяется в широких пределах в процессе адаптации зрительного анализатора к внешнему световому воздействию.

Условия труда работающих при различных процессах с применением высокочастотного ультразвука весьма разнообразны. Например, труд операторов ультразвуковой дефектоскопии сопровождается психоэмоциональной нагрузкой и утомлением зрительного анализатора, связанными с необходимостью расшифровки сигналов; перенапряжением опорно-двигательного аппарата, особенно кистей рук, что обусловлено вынужденной позой и характером совершаемых кистью движений, связанных с перемещением искателя по контролируемой поверхности.

При хроническом отравлении Мп, кроме того, наблюдается тенденция к изменению кровяного давления.

Зрительное утомление - физиологическое состояние, связанное с временным уменьшением работоспособности органа зрения, в ухудшении координации работы органа зрения, сопровождаемое усталостью глаз, резью, болью, жжением в глазах, слезотечением, головными болями, общей раздражительностью.

Зрительное утомление особенно часто встречается у лиц, работающих с компьютером (так называемый компьютерный зрительный синдром), а также на сборке микросхем, вождении транспорта и т.д., характеризуется не столько нарушением работы аккомодационного аппарата глаза (работы мышц), сколько понижением функционального состояния сетчатой оболочки глаза, нарушением кровенаполнения, окислительно-восстановительных процессов.

Распространение зрительного утомления, или астенопии, -- это довольно распространенный симптомокомплекс, в особенности у школьников, студентов, у лиц, чья работа связана с компьютером, бухгалтеров, а также среди населения старше сорока лет; сопровождает технологические и демографические тенденции во всем мире. Жалобы на усталость глаз встречаются у значительного процента пользователей ПК (по данным разных авторов, от 20 % до 60 %) и сильно зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства -- через 4 часа, и практически у всех -- через 6 часов работы за экраном. Менее нагрузочным считается считывание информации с экрана дисплея, более нагрузочным -- ее ввод. Сильнейшее утомление вызывает работа в диалоговом режиме. Американская ассоциация оптометристов ввела термин «компьютерный зрительный синдром» (КЗС) для обозначения комплекса отрицательных проявлений зрительного утомления, связанного с работой пользователя за монитором. В отличие от существовавшего ранее представления об отрицательном влиянии излучений монитора на здоровье пользователя, современная офтальмоэргономика считает доказанным, что решающим фактором в формировании зрительных расстройств является зрительное утомление, развивающееся в процессе напряженной работы. Перегрузка зрительного анализатора часто вызывает «цепную реакцию» в виде заболеваний других органов и их систем: нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др.

Механизм развития зрительного утомления достаточно сложен и имеет ряд составляющих. Е. Е. Сомов ввел в список анатомических зон, ответственных за зрительное утомление, оптический аппарат глаза, аккомодацию и конвергенцию, сетчатку, подкорковые и корковые структуры. В результате было выделено три составляющих синдрома зрительной усталости. На первом месте, конечно, стоит усталостьвнутриглазных и наружных мышц глаза, напряжение которых обеспечивает правильную фокусировку и ориентацию зрительного аппарата при визуальной нагрузке. Далее необходимо затронуть глубже лежащие звенья зрительного аппарата, такие как изменения в сетчатке на биохимическом уровне. Процессы окисления и восстановления, происходящие во всем организме, не обходят, естественно, и сетчатую оболочку, поэтому при длительных нагрузках, требующих четкого, детального видения, запасы антиоксидантных систем организма начинают истощаться, что приводит к сбою в работе анализатора. И наконец, немаловажную роль в процессе зрительной усталости играют психоэмоциональные расстройства, которые приводят к нарушению восприятия и концентрации внимания. При объективных исследованиях и оценке состояния органа зрения у субъектов со зрительным утомлением выявлено, что оно связано как с нарушением функции периферического аппарата, так и со снижением активности центральных мозговых структур.

Эффективность функционирования зрительного анализатора зависит от ряда факторов, к которым относят соответствие структурнофункциональных возможностей глаза зрительным задачам, достаточную пропускную способность зрительно-нервных путей и оптимальный уровень функционирования коркового отдела зрительного анализатора. Функции периферического звена зрительного анализатора заключаются в сборе соответствующей информации из окружающей среды при условии хорошей остроты зрения, нормально функционирующей аккомодации, достаточно высокой световой, цветовой и контрастной чувствительности глаза. К факторам, ухудшающим работу зрительного анализатора,относятся: неправильная оптическая коррекция, колебания яркости, сниженная освещенность, некачественный текст, длительность, монотонность работы, уровень шума, общая астенизация, психическое состояние субъекта.

Симптоматически астенопия проявляется субъективными ощущениями: мелкие детали начинают «расплываться», буквы и строчки по временам затуманиваются, в глазах ощущаются резь и ломота, появляется боль в висках и между надбровными дугами, возникает светобоязнь, сжимание век, глазной тик. Основной признак -- появление или усиление астенопических явлений при зрительной работе на близком расстоянии, их исчезновение или ослабление во время отдыха. Различают:

Аккомодативная астенопия. Распространена наиболее широко. Астенопия, возникшая на почве аномалий рефракции, носит еще название оптико-аккомодационной. При дальнозоркости приходится аккомодировать сильнее, чем при эмметропии, особенно при работе на близком расстоянии, поэтому среди дальнозорких данная форма встречается чаще всего. Еще легче возникает астенопия при астигматизме, который ведет к неравномерному сокращению цилиарной мышцы. Аккомодативная астенопия возникает также вследствие ослабления цилиарной мышцы. Это возможно и при эмметропии. Основные причины -- общее переутомление, истощающие болезни, контузии, нервное перенапряжение. Парезы цилиарной мышцы по своему происхождению могут быть двух видов: вызванные расстройствами иннервации (центральными и периферическими) и обусловленные различными инфекциями, интоксикациями, хроническими заболеваниями.

1. Мышечная астенопия. Вызвана несоответствием между аккомодацией и конвергенцией при миопии. Неприятные ощущения исчезают при выключении конвергенции (т.е. закрытии одного глаза). Слабость конвергенции возникает как следствие перенесенных инфекционных и других общих заболеваний, а также хронических интоксикаций.

2. Смешанная (аккомодативномышечная). Обусловлена в качестве этиологических моментов любыми из описанных причин. Дифференциальная диагностика аккомодативной (слабость аккомодации) и мышечной (слабость конвергенции) астенопии основана на раздельном определении резервов этой функции (по Дашевскому А. И.). Снижение резервов аккомодации -- аккомодативная астенопия, снижение резервов конвергенции -- мышечная, при одновременном их ослаблении -- смешанная.

3. Нейрогенная. Чаще наблюдается как проявление общей неврастении и истерии.

4. Симптоматическая. Проявляется как симптом, сопровождающий некоторые воспалительные заболевания глаз, носа и придаточных пазух. Связь со зрительной работой на близком расстоянии менее очевидна. Иногда бывает первым признаком начинающегося увеита, в частности, симпатического воспаления.

Для снижения опасности развития астенопии и других, в основном, функциональных нарушений зрения предложены различные методы и программы их профилактики, которые составляют часть эргономики как науки, обобщающей разные методы сохранения психофизиологических функций человека при экстремальных и пограничных проявлениях дискомфорта. Залогом профилактики зрительного утомления является, прежде всего, полноценная коррекция оптических дефектов. С учетом того, что уже через 2 часа напряженной зрительной работы появляются объективные изменения физиологических показателей глаза, для их профилактики необходимо через каждые 2 часа делать перерывы на 20-30 минут для снятия зрительного и статистического напряжения, которая позволяет на 50 % снизить удельный вес неблагоприятных изменений в функциональном состоянии организма субъекта. Во время таких перерывов рекомендуется проводить комплексы гимнастики и самомассажа, в том числе на рабочих местах, в позах сидя и стоя.

Для профилактики нарушений зрительной функции глазного анализатора при длительной работе с текстом, за компьютером и др. рекомендуется применение препаратов с антиоксидантной и метаболической активностью. Результатом многолетних исследований европейских ученых является препарат Стрикс фирмы Ферросан (Дания), зарегистрированный как биологически активная добавка к пище. Стрикс содержит 260 мг экстракта черники, что соответствует 12 мг антицианозида, а также 1,2 мг бетакаротина, что соответствует 200 мкг витамина А.

Антицианозиды -- сильные антиоксиданты (поглощают свободные радикалы в 15-20 раз сильнее, чем витамин Е), а потому стимулируют восстановление зрительного пурпура, укрепляют соединительную ткань, стимулируют синтез основного материала капилляров сетчатки, укрепляют клеточную стенку и препятствую ее разрушению свободными радикалами. Кроме того, эти вещества уменьшают синтез и выброс в кровяное русло биологически активных веществ.

Каротин, или провитамин А, обладает выраженным антиоксидантным эффектом и защищает клетки от повреждения активными формами кислорода и свободными радикалами. Кроме того, стимулирует общий и местный иммунитет, препятствует излишнему пересыханию глаза, оказывает нормализующее влияние на формирование и функцию покровных тканей и повышает их устойчивость к инфекциям, обусловливает противоопухолевую устойчивость организма, способствует восстановлению зрительного пурпура.

В последние годы в офтальмологической практике широко используются медикаменты, содержащие лютеин-зеаксантиновый комплекс. Эти препараты обладают ярко выраженной антиоксидантной активностью, улучшают метаболические процессы в пигментном эпителии сетчатки, увеличивают его плотность, что способствует профилактике зрительного утомления. Наиболее распространенным в мире, в том числе и в Украине, является препарат Окувайт-лютеин, несмотря на то, что очень быстро налаживается производство других лекарственных форм аналогичного препарата.

Немаловажное значение в формировании синдрома зрительного утомления играет недостаток орошения роговой оболочки слезой и формирования синдрома «сухого глаза». Для повышения зрительной работоспособности сформулированы требования к офтальмологическому профессиональному отбору и периодическим медицинским осмотрам лиц с повышенной зрительной нагрузкой, а также к рациональному режиму труда и отдыха. Для пользователей компьютером предложена специальная оптическая коррекция -- очки, рассчитанные на расстояние 60-70 см от глаз и на повышение зрительного комфорта при восприятии цветного изображения на мониторе.

2. Профилактика зрительного утомления. Условия учебной работы

В предупреждении зрительного утомления большую роль играет свет, особенно в утренние часы, когда на организм оказывают интенсивное воздействие ультрафиолетовые лучи. При ультрафиолетовом "голодании" происходит нарушение фосфорно-кальциевого обмена, снижается работоспособность аппарата аккомодации. Под влиянием ультрафиолетовых лучей провитамин Б, находящийся в коже, переходит из недеятельного состояния в активное, способствуя тем самым правильному усвоению солей кальция и фосфора. Необходимо как можно больше бывать на воздухе в период наиболее интенсивного действия ультрафиолетовой радиации (с 10 до 16 ч) не только во время каникул, но и в учебные, в воскресные дни желательно для прогулок отводить именно эти часы. Не зря врачи советуют после занятий в школе 1-2 ч гулять на улице. Это важно не только для восстановления работоспособности всего организма, но и для отдыха глаз. В северных районах для общего укрепления организма школьников часто используют искусственное ультрафиолетовое облучение, включенное в систему искусственного освещения, при этом значительно улучшается и состояние аккомодационного аппарата.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно О и А. Витамин В содержится в таких продуктах, как печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло.

Витамин А является компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина А - каротина, который входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.).

Организация рабочего места в школе и дома. Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий: письменный стол, стул, книжный шкаф или полку дома и подходящую его росту парту в классе.

Необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться. К ним относятся прежде всего достаточная освещенность рабочего места как днем, так и в вечернее время; соответствие мебели (стол, парта) росту школьника; чередование зрительной работы с отдыхом для глаз.

Врачами гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс - единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избы ток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В осенне-зимний период как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 ч. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания и люминесцентные лампы. Согласно утвержденным нормам освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания не должна быть меньше 150 лк, люминесцентными лампами - 300 лк.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50%.Освещенность комнаты снижается на 10-40%, если на подоконниках стоят высокие цветы или окна занавешены тюлевыми занавесями. Окно, возле которого стоит рабочий стол, лучше не загромождать цветами. Их можно расположить вблизи окна на полочках. На уровень освещенности помещения влияют степень отражения света от потолка, стен, пола, окраска мебели. Светлые тона повышают освещенность, например белый цвет отражает до 90% световых лучей, желтый - около 80%, голубой - 70%, зеленый - 60%, темно-зеленый - 22%. Поверхность, окрашенная в черный цвет, поглощает почти все лучи. Как правило, стены жилых помещений мало отражают света, так как завешены коврами, уставлены мебелью, чаще темно-коричневого цвета и т. д. Именно поэтому письменный или рабочий стол лучше всего поставить у окна, чтобы свет падал или прямо на стол, или слева (если стол стоит торцом к окну), иначе на тетрадь будет падать тень от правой руки, она окажется затемненной. Если вы пользуетесь секретером, то его также надо разместить так, чтобы свет падал слева на рабочую поверхность стола.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет - появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.

Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк.

Роль физических упражнений/ При чтении, письме, рисовании, конструировании, выполнении столярных и слесарных работ, помимо достаточной освещенности, соответствия мебели росту, правильной посадки за столом, очень важно соблюдать чередование этого вида деятельности с активным отдыхом, т. е. переключением на физические упражнения. Упражнения следует проводить через каждый час напряженной зрительной работы в течение 10-15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Физическая нагрузка улучшает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мышцы, вовлекает в динамическую работу различные группы мышц, уставшие от статической (сохранение неподвижности) позы, и в то же время расслабляются мышцы глаз, особенно при взгляде вдаль. Если выбежать на улицу на 10- 15 мин не удается, то при открытой форточке, фрамуге можно сделать несколько физических упражнений, постоять у окна, глядя вдаль.

Рабочая поза. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия.

Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости.

Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

Чтение и зрение. При чтении зрительное восприятие текста представляет собой быстрое различение очень большого числа мелких деталей.

Глазам во время чтения приходится проделывать колоссальную работу, связанную с рассматриванием текста и с необходимостью движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Рассматривание текста, распознавание букв, особенно у неопытного читателя, связано с напряжением аккомодации для установления определенной кривизны хрусталика и усиления его преломляющей силы. В работу включается аккомодационная мышца глаза и одновременно напрягаются внутренние прямые мышцы глаз, которые поворачивают глазные яблоки кнутри и к носу.

Движение глаз вдоль строки осуществляется с помощью остальных глазодвигательных мышц. При этом многочисленными исследованиями физиологов и психологов установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после которых следует остановка. Скачки, т. е. собственно движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксация). Продолжительность фиксаций - от 0,2 до 0,6 с, скачков - 0,02 с. Во время чтения 97% времени приходится на фиксации, 3%-на скачки (у взрослых). Чем неопытнее читатель, тем чаще останавливается его глаз на строке. Это, конечно, зависит и от трудности текста. Опытный читатель при чтении простого текста делает мало пауз (4-6 остановок на строке), неопытный - 10-20. Помимо поступательных движений глаз вдоль строки, могут быть и возвратные движения (рефиксация), связанные с повторным возвращением к плохо понятному слову, потерей текста и т.д.

Возвратные движения особенно утомительны, так как глаза находятся в постоянном напряжении. Чтение взрослых характеризуется почти полным отсутствием возвратных движений глаз, поэтому менее утомительно для них. Естественно, помимо непосредственного восприятия текста, его рисунка, величины букв, строк, расстояния между буквами и строками, т. е. всего того, что определяет удобочитаемость текста, легкость его восприятия, мозг человека во время чтения совершает работу по осознанию содержания текста, эмоциональному его восприятию, запоминанию и анализу прочитанного. Интересно заметить, что при умственном утомлении физиологи обнаружили изменение в движениях глаз - утрачивается равномерность движения глаз, появляются длительные остановки, учащается число фиксаций и рефиксаций, снижается скорость чтения. Наблюдения показали, что при этом изменяется и поза читающего: человек ближе наклоняется к книге, чаще начинает менять положение тела, прерывать чтение. Особенно вредно читать при недостаточной освещенности или книгу с нечетким шрифтом, что заставляет чрезмерно приближать глаза к книге. Все это ведет к утомлению глаз (веки краснеют, в глазах появляется ощущение рези, "песка"), усталости мышц шеи и спины.

Массаж как профилактика зрительного утомления. К основным приемам массажа и самомассажа глаз относятся поглаживание по ходу круговых мышц, легкое растирание, а также мягкое надавливание на глазные яблоки в виде вибрации. Поглаживание тонизирует кожу век и повышает ее эластичность, растирание снимает спазм мышц, улучшает кровообращение и уменьшает боль, а разминание помогает при судорожных сокращениях век. Но для того, чтобы правильно сделать массаж, необходимо знать направления массажных линий. По верхнему веку они идут от корня носа наружу, а по нижнему веку -- внутрь.

При массаже век более эффективным будет поглаживание, растирание и разминание подушечками пальцев. Верхнее веко массируется по направлению от внутреннего угла глаза к наружному, а нижнее веко -- наоборот: от наружного к внутреннему углу.

Массаж глазных яблок представляет собой легкое надавливание на них через кожу сомкнутых век круговыми движениями подушечек пальцев, при этом глаз поворачивают вниз-вверх и влево-вправо. Эта процедура не только снимает зрительное утомление, отечность вокруг глаз, но и оказывает тонизирующее действие на весь организм, снимает головную боль и даже улучшает работу сердца. Можно применять и прием вибрации -- легкое ритмичное надавливание на глазные яблоки. Попробуйте сделать такой массаж, и вы заметите, как снижается нервное возбуждение, проходят головные боли, утомление, отечность вокруг глаз, а зрение становится острее. А вот сильно надавливать на глазные яблоки не рекомендуется, так как это может вызвать кратковременное потемнение в глазах, расстройство сердечного ритма и другие неприятные ощущения.

Известно, что любую болезнь, в том числе и зрительное утомление, легче предупредить, чем лечить. Отложите на время все домашние дела, сядьте поудобнее и попробуйте сделать самомассаж с акупрессурой -- точечным массажем.

Точечный массаж для глаз. В основе точечного массажа лежит механическое воздействие пальцами рук на биологически активные точки, которые связаны с различными органами и системами.

*Первая точка -- несимметричная, расположена по средней линии между затылочной костью и первым позвонком.

* Вторая точка -- симметричная, расположена на уровне первой точки и в 3--5 см кнаружи от нее у нижнего края затылочной кости.

* Третья точка -- симметричная, расположена в месте соединения лобной и теменной костей на уровне бугра лобной кости.

* Четвертая точка -- симметричная, расположена на уровне нижнего края брови в 1--1,5 см кнаружи от верхнего края орбиты.

* Пятая точка -- несимметричная, расположена по средней линии в центре переносицы в углублении между бровями.

* Шестая точка -- симметричная, расположена у основания верхнего внутреннего края брови.

* Седьмая, последняя, точка -- симметричная, расположена в области надглазничного отверстия примерно в середине брови.

Выполнять точечный массаж нужно кончиками указательного или большого пальца обеих рук, лучше всего сидя или лежа, не менее одного раза в день, особенно если на ваши глаза пришлась нагрузка и у вас появилось чувство тяжести или другие неприятные ощущения в глазах. Движения пальцев при массаже должны быть слегка вращательные или вибрирующие, давите на точку вначале легко, потом чуточку сильнее, затем силу давления постепенно ослабляйте до ощущения легкого прикосновения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа зрительного анализатора складывается из деятельности световоспринимающего и глазодвигательного аппаратов.

Астенопия (зрительное утомление) может наступать при воздействии неблагоприятных факторов на деятельность как одного, так и обоих аппаратов. Однако в значительно большей мере это относится к глазодвигательному аппарату. Для профилактики нарушений зрительной функции глазного анализатора при длительной работе с текстом, за компьютером рекомендуется применение препаратов с антиоксидантной и метаболической активностью. Для пользователей компьютером предложена специальная оптическая коррекция -- очки, рассчитанные на расстояние 60-70 см от глаз и на повышение зрительного комфорта при восприятии цветного изображения на мониторе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аветисов Э. С. "Охрана зрения у детей". Издательство "Медицина", 1975 г.

2. Глушкова Е. К. "Береги зрение". Издательство "Медицина", 1987 г.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Кн.1 Физиология нервн., мышечн. и сенсорн. систем: Учебник для биол. и мед. спец. ВУЗов / Под ред. А.Д.Ноздрачева - М., 1991.

4. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Смирнова. М., 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проводящие пути зрительного анализатора. Глаз человека, стереоскопическое зрение. Аномалии развития хрусталика и роговицы. Пороки развития сетчатки. Патология проводникового отдела зрительного анализатора (Колобома). Воспаление зрительного нерва.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2015

    Анатомо-гистологические особенности, схема строения зрительного анализатора. Внутриглазной отдел зрительного нерва. Этиология общих заболеваний, приводящих к развитию атрофии. Основные клинические симптомы, классификация заболеваний зрительного нерва.

    презентация , добавлен 22.12.2015

    Пороки развития сетчатки. Патология проводникового отдела зрительного анализатора. Физиологический и патологический нистагм. Врожденные аномалии развития зрительного нерва. Аномалии развития хрусталика. Приобретенные расстройства цветового зрения.

    реферат , добавлен 06.03.2014

    Этапы зрительного восприятия, результаты параллельной и последовательной обработки информации. Кодирование признаков в зрительной системе и каналы их описания. Проблема пространственного группирования. Главные свойства механизмов второго порядка.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2012

    Особенности устройства зрения у человека. Свойства и функции анализаторов. Строение зрительного анализатора. Строение и функции глаза. Развитие зрительного анализатора в онтогенезе. Нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость, косоглазие, дальтонизм.

    презентация , добавлен 15.02.2012

    Общая характеристика и анатомические особенности зрительного пути, его главные элементы и функциональное назначение отделов: внутриглазного, орбитального, внутриканального и внутричерепного. Аномалии развития зрительного нерва и возможные его воспаления.

    презентация , добавлен 21.02.2016

    Элементы точечного массажа. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики с элементами песочной терапии. Упражнения на профилактику зрительного утомления. Примерный комплекс дыхательной гимнастики. Упражнения с мыслеобразами и на мышечное расслабление.

    реферат , добавлен 09.01.2016

    Рассмотрение понятия и структуры органа зрения. Изучение строения зрительного анализатора, глазного яблока, роговицы, склеры, сосудистой оболочки. Кровоснабжение и иннервация тканей. Анатомия хрусталика и зрительного нерва. Веки, слезные органы.

    презентация , добавлен 08.09.2015

    Проведение офтальмоскопического исследования глаза. Особенности диагностики интрабульбарного неврита (папиллита). Недоразвитие диска зрительного нерва. Патология, при которой отсутствуют зрительные функции. Косой ход склерального канала зрительного нерва.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2015

    Принцип строения зрительного анализатора. Центры головного мозга, анализирующие восприятие. Молекулярные механизмы зрения. Са и зрительный каскад. Некоторые нарушения зрения. Близорукость. Дальнозоркость. Астигматизм. Косоглазие. Дальтонизм.

Утомление. Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.). Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).


Сроки утомления. Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению.


Переутомление. Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.


Состоянию переутомления характерно: В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.


Как же бороться с утомлением, усталостью и переутомлением? Интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся.


Профилактика переутомления. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого- либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого- либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.


Восстановление организма. Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) "имеет большое значение в спорте. Дело в том что, по мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена. Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) "имеет большое значение в спорте. Дело в том что, по мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена.


Адаптационные процессы. Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе. Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе.


Способы борьбы с утомлением. Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых. Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения. В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней. Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых. Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения. В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.





















Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения. Интенсивность выполнения и количество повторений зависят от самочувствия человека. Если эти упражнения выполняет здоровый ребенок, то количество повторений раз. Если после болезни, то начинать надо с двух-трех повторений, постепенно увеличивая их количество до раз. Интенсивность выполнения и количество повторений зависят от самочувствия человека. Если эти упражнения выполняет здоровый ребенок, то количество повторений раз. Если после болезни, то начинать надо с двух-трех повторений, постепенно увеличивая их количество до раз. 1. Спокойная ходьба. На один шаг вдох, на второй выдох, затем на два шага вдох и на два шага выдох, после этого на два шага вдох, на четыре выдох. 1. Спокойная ходьба. На один шаг вдох, на второй выдох, затем на два шага вдох и на два шага выдох, после этого на два шага вдох, на четыре выдох. 2. Бег трусцой. (3-5 мин.) На три шага вдох, на четыре выдох. 2. Бег трусцой. (3-5 мин.) На три шага вдох, на четыре выдох. 3. И.п. о.с. 1 поднимая руки вверх, оставьте правую ногу назад на носок вдох, 2 и.п. выдох. 3. И.п. о.с. 1 поднимая руки вверх, оставьте правую ногу назад на носок вдох, 2 и.п. выдох. 4. И.п. ноги шире плеч, руки на поясе вдох, 1 поднимая левую руку вверх, сделайте наклон вправо выдох; 2 и.п. вдох. То же с другой руки. 4. И.п. ноги шире плеч, руки на поясе вдох, 1 поднимая левую руку вверх, сделайте наклон вправо выдох; 2 и.п. вдох. То же с другой руки. 5. И.п. ноги шире плеч, руки вверх, пальцы сцеплены в «замок» - вдох. Наклоняясь вперед, руки с силой опустить между ног, имитируя рубку дров, - выдох со звуком ууууххх. 5. И.п. ноги шире плеч, руки вверх, пальцы сцеплены в «замок» - вдох. Наклоняясь вперед, руки с силой опустить между ног, имитируя рубку дров, - выдох со звуком ууууххх. 6. И.п. о.с. 1- поднимитесь на носках, руки вверх –вдох; 2 присядьте, руки перед собой – продолжительный выдох со звуками шшшааа, шшшшууу, жжжааа, жжжууу. 6. И.п. о.с. 1- поднимитесь на носках, руки вверх –вдох; 2 присядьте, руки перед собой – продолжительный выдох со звуками шшшааа, шшшшууу, жжжааа, жжжууу. 7. И.п. сидя на стуле. 1- разведите руки в стороны, прогнитесь вдох; 2 наклонитесь, стараясь достать пальцами рук носки ног – выдох. 7. И.п. сидя на стуле. 1- разведите руки в стороны, прогнитесь вдох; 2 наклонитесь, стараясь достать пальцами рук носки ног – выдох. 8. И.п. – сидя на стуле, ноги вытянуты вперед, руки опущены – вдох. Поднимая ноги, согните их в коленях и с помощью рук прижмите к груди – выдох. 8. И.п. – сидя на стуле, ноги вытянуты вперед, руки опущены – вдох. Поднимая ноги, согните их в коленях и с помощью рук прижмите к груди – выдох. 9. Спокойная ходьба. Повторите дыхательные упражнения. 9. Спокойная ходьба. Повторите дыхательные упражнения. 1)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное. 1)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.


2)И.п. – тоже, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2 – 4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное. 2)И.п. – тоже, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2 – 4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное. 3)И.п. – тоже. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 3)И.п. – тоже. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 4)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 2 – 4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное. 4)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 2 – 4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное. 5) И.п. – то же, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах и одновременно поднять руки вверх назад, затем вернуться в и.п. Повторить 2 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 5) И.п. – то же, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах и одновременно поднять руки вверх назад, затем вернуться в и.п. Повторить 2 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 6) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, соединить ладони тыльными сторонами вместе – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 6) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, соединить ладони тыльными сторонами вместе – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 7) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное. 7) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное. 8) И.п. – стоя, руки с мячом подняты над головой. Круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное. 8) И.п. – стоя, руки с мячом подняты над головой. Круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное. 9) И.п. – то же. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо – выдох, вернуться в и.п. – вдох. То же в левую сторону. Темп медленный. 9) И.п. – то же. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо – выдох, вернуться в и.п. – вдох. То же в левую сторону. Темп медленный.


10) И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой – вверх к подмышечной впадине. Тоже в другую сторону. Повторить 2 – 4 раза. Темп средний. Дыхание свободное. 10) И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой – вверх к подмышечной впадине. Тоже в другую сторону. Повторить 2 – 4 раза. Темп средний. Дыхание свободное. 11) И.п. – стоя, в опущенных руках палка. Присесть, поднимая палку перед грудью – выдох, встать вдох. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. 11) И.п. – стоя, в опущенных руках палка. Присесть, поднимая палку перед грудью – выдох, встать вдох. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. 12) И.п. – стоя, палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоняться вправо, влево. Повторить по 4 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 12) И.п. – стоя, палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоняться вправо, влево. Повторить по 4 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 13) Спокойная ходьба 1 – 2 мин, полностью расслабив мышцы рук и туловища. 13) Спокойная ходьба 1 – 2 мин, полностью расслабив мышцы рук и туловища.

Утомление.

  • Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).
Сроки утомления.
  • Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению.
Переутомление.
  • Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.
Состоянию переутомления характерно:
  • В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.
Как же бороться с утомлением, усталостью и переутомлением?
  • Интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся.
Профилактика переутомления.
  • Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.
Восстановление организма.
  • Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) "имеет большое значение в спорте. Дело в том что, по мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена.
Адаптационные процессы.
  • Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе.
Способы борьбы с утомлением.
  • Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых. Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения. В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.

Школьное утомление как основа нарушений здоровья обучающихся подготовила заместитель директора по УВР ГКООУ «Надежда» Щипанова Т.Н.




ЦЕЛЬ СЕМИНАРА:

Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса, способствующих предупреждению утомления воспитанников и сохранению их здоровья


ЗАДАЧИ СЕМИНАРА:

  • Определить факторы преждевременного умственного утомления.
  • Освоить средства повышения умственной работоспособности и предупреждения ее раннего снижения на уроке

Утомление -

временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем


  • поведенческий
  • физиологический
  • психологический

Внешние признаки утомления при умственном труде (по С.А. Косилову)


Объекты

наблюдения

У т о м л е н и е

Незначительное

Внимание

Поза

Значительное

Редкие отвлечения

Движения

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Рассеянное, частые отвлечения

Резкое

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание

Точные

Интерес к новому материалу

Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула

Неуверенные, замедленные

Живой интерес, задает вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка

Полное отсутствие интереса, апатия


Причины вызывающие утомление учащихся:

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
  • перегруженность школьных учебных программ;
  • нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.

  • нарушение температурного режима в помещении:
  • воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся (например, жужжание ламп дневного света);
  • недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
  • физический дискомфорт от неудобного положения тела, который обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной тактике учителя, когда дети «боятся пошевелиться»;
  • длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).


(по Н.К.Смирнову)

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Плотность урока

рациональный

не менее 60% и не более 75-80%

недостаточно

рациональный

Количество видов учебной деятельности

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

нерациональный

более 90%

не более 10 минут

11-15 минут

более 15 минут


Критерии рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову)

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 минут

Количество видов преподавания

смена через 11-15 минут

Чередование видов преподавания

не менее 3-х

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

смена через 15-20 минут

не позже чем через 10-15 минут

через 15-20 минут

Место и длительность применения ТСО

не чередуются

в соответствии с гигиеническими нормами

Чередование позы

с частичным соблюдением гигиенических норм

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

в произвольной форме

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем


Критерии рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову)

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого

Психологический климат

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Преобладают положительные эмоции

Отсутствуют

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

Преобладают отрицательные эмоции

До 30 минут


  • Трудность учебного материала
  • Насыщенность видов учебной деятельности
  • Эмоциональное состояние

Динамика работоспособности учащихся:

3-5 минут - врабатывание;

5-10 минут - оптимум, период самой высокой работоспособности;

2-3 минуты - период компенсаторной перестройки;

5-10 минут - период средней работоспособности;

оставшаяся часть времени урока - период непродуктивной работы.


  • Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.
  • Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
  • По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
  • Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
  • Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.


Профилактика школьной близорукости

Класc

Перерыв (мин)

Длительность работы с компьютером (мин)



МЕТОДИКА СЕНСОРНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ МЕНЯЮЩИХСЯ ЗРИТЕЛЬНО-СИГНАЛЬНЫХ СЮЖЕТОВ




Цвета должны соответствовать

следующим требованиям : ::

- изображается ярко-голубым цветом;

+ - коричнево-золотистым ;

- наружный овал – красным;

Внутренний овал – зеленым .




  • Гимнастика для глаз
  • Упражнения для релаксации глазных мышц (по Ше Я Линь)
  • Физкультминутки для улучшения

мозгового кровообращения

  • Физкультминутки для снятия утомления

с плечевого пояса и рук

  • Физкультминутки для снятия утомления с туловища
  • Бодрость за одну минуту по Д.В. Керни
  • Кинезиологическая гимнастика




«Если нельзя вырастить ребенка,

чтобы он совсем не болел,

то, во всяком случае,

поддерживать его высокий уровень здоровья

вполне возможно». Н.М. Амосов

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант