1. Назови часть речи.
2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п.)
3. Укажи постоянные признаки: одушевленное-неодушевленное, собственное-нарицательное, род, склонение.
4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число (не по нач.форме)
Пример: На поляну выбежал заяц.
(На) поляну – сущ., поляна, нариц., неодуш., ж.р., 1скл.,
ед.ч., П.п., обстоят.
1. Назови часть речи.
2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п., м.р.).
3. Укажи постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число,
род (не по нач. форме)
5. Укажи, каким членом предложения является.
Пример: За высоким забором стоял дом.
(За) высоким (забором) – прил., высокий,
качест., ед.ч., Т.п., м.р. опред.
Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.
На письме обращение выделяется запятыми.
Например:
Колобок , спой свою песенку еще разок.
Эта пара , царь , моя и хозяин тоже я.
Мы , Муренка , с дедом в лес пойдем!
В добрый путь вам , господа.
Обращение не является членом предложения .
ПП – группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит.
КК – хоккей, аккуратный, аккорд.
ЖЖ – дрожжи, вожжи, жужжать.
ЛЛ – коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Кирилл, Алла.
ММ – грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, Эмма, Римма, симметрия, грамм, орфограмма
НН – тонна, аннотация, ванна, осенний, Анна, весенний, ранний, Сюзанна, утренний, теннис, колонна, юннаты, Геннадий, Инна.
СС – масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, ссора, бассейн, компромисс, компресс, пресс, профессор, ассистент, режиссёр, кросс, прогресс, процесс, рессора, миссия, русский, российский, классик, Россия, Одесса.
РР – корреспондент, территория, терраса, коллекция, террор.
ББ – суббота.
существительных женского рода 3-го склонения : дочь , тишь , ночь
наречий : прочь , наотмашь Исключения : уж , замуж , невтерпеж
глаголов в неопределённой форме: жечь , стричь
глаголов в повелительном наклонении: спрячь - спрячьте
глаголов во 2-м лице единственного числа: учишь , смотришь
в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН: ночка , дочка , денщик , нянчить
у существительных мужского рода в ед.ч. с основой на шипящую: нож, плющ
у существительных в родительском падеже множ. ч.: туч, рощ, пожарищ
прилагательных в краткой форме: могуч
Многозначные слова - этослова , которые имеют несколько лексических значений. Помимо прямого значения в многозначных словах дается толкование переносного значения. Пример: Золотой – 1) сделанный из золота; 2) - имеющий цвет золота; 3) - имеющий ценность золота
Омонимы - это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Пример: Шишка - 1) на ёлке; 2) – на лбу
Синонимы - слова, близкие по своему значению, но разные по написанию. Пример: Шагать -1) идти; 2) – топать
Антонимы - слова, имеющие противоположные Пример: хороший – плохой; добрый -злой
Буква и после ц в корне слова. Буква ы на конце существительных
В корне слова после ц пишется буква и: цифра, циркуль, цирк, панцирь.
Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и слова, от них образованные (цыганский, цып-цып, цыплячий и др.);
В окончаниях существительных после ц пишется буква ы: молодцы, леденцы
Сложные слова
Сложные слова -это слова, которые состоят из двух корней.
В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются о и е . П осле твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц) пишется буква о, например: тепловоз, атомоход. После мягких согласных, а также ж, ш, ц пишется буква е , например: землетрясение, пешеход, птицелов.
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
морфологический разбор слова находитьДостаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм слов.
Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.
Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:
Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:
«Андрей пил кофе из фарфоровой чашки ».
Андрей
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
Кофе
Из чашки
Урок русского языка в 3 классе (УМК «Перспектива»)
Учитель: Шуринова О.М.
Класс: 3 Г
Тема: «Разбор имени существительного как часть речи»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Актуализировать знания о понятиях «имя существительное», «признаки имени существительного».
Ввести алгоритм разбора существительного как части речи.
Познавательные умения:
Раскрывать значение понятий «имя существительное», «признаки имени существительного» и использовать их в активном словаре;
Различать постоянные и изменяемые признаки имени существительного и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
Выполнять учебное действие, используя алгоритм.
Коммуникативные умения:
Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
Рассказывать о постоянных и изменяемых признаках существительного;
Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;
Определять в предложении существительные;
Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм.
Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, презентация к уроку в формате PowerPoint 2013, карточки-помощники
ХОД УРОКА
1 ЭТАП Самоопределение к деятельности |
||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
Мотивировать учащихся к изучению темы. | Давайте расскажем о себе (СЛАЙД1): Мы умные! Мы дружные! Мы внимательные! Мы старательные! В третьем классе учимся, У нас всё получится! На доске слова(СЛАЙД2): глазки, угольки, нос, морковка, ведро, голова, метла. Какое задание я хочу вам предложить? Что вы можете рассказать об этих словах? Ответы детей. Составьте рассказ о каждом слове (работа в группе). Проверка. Что заметили? У каждого свой порядок. Как вы думаете необходим ли порядок? Ответы детей. Сформулируйте тему урока и цели. (СЛАЙД3) | Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы Регулятивные умения: формулировать тему урока ставить цель Коммуникативные умения: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины |
2 ЭТАП Учебно-познавательная деятельность |
||
Цель деятельности | Учебные задания | Планируемый результат |
Цели: Ввести алгоритм разбора имени существительного как часть речи. | Сейчас мы обратимся к информационному столу. Какая информация будет для важной? Информационный стол Схема. Рассмотрите схему. Что можете рассказать? (СЛАЙД 4) Получили ли мы нужную информацию? Как схема поможет нам научится разбирать существительное? Какие признаки постоянные (непостоянные)? | Предметные умения: Регулятивные умения: Выполнять учебное действие в соответствии с планом; Коммуникативные умения: Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; |
Учить: Определять в предложении существительные; Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм; Выполнять учебное действие, используя алгоритм | Рассмотрим, как записывать в тетради разбор (СЛАЙД5): Аня и Ваня записали предложение и сделали разбор: Мы остановились около школы. (около) школы-сущ., нач.форма-школа, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п. На что нам нужно обратить внимание при разборе? (СЛАЙД 6) Работа по зонам. А теперь попробуем сами выполнить разбор имени существительного. Кто хочет самостоятельно сделать разбор и потом проверить себя, будет работать в зоне «достижений». Кому нужна моя помощь, будет работать в зоне «сомнений». Зона «сомнений»: (вместо) носа- (на) голове- (с) метлой- Зона «достижений»: с.42 упр 75 с последующей самопроверкой. (из)окна-сущ.,Нф.-окно, нариц.,неодуш., с.р., ед.ч., Р.п. улицу-сущ.,Н.ф.-улица, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., В.п. красками-сущ., Н.ф.-краска, нариц., неодуш., ж.р., мн.ч., Т.п. Самопроверка: Какие ошибки вы допустили? Кто запомнил алгоритм разбора слова? Важен ли порядок? | Предметные умения: Разбирать существительное как часть речи. Регулятивные умения: Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога; Адекватно использовать речь для представления результата. |
Учить: Определять в предложении существительные; Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм; Выполнять учебное действие, используя алгоритм | Аня и Ваня выполнили домашнее задание. Давайте проверим, справились лиони с работой. Игра «Самый внимательный» (работа в группе) Проверьте, верно ли разобраны имена существительные. Исправьте ошибки. На сосне мы увидели пёстрого дятла . Я захотел найти его гнездо . (на) сосне-сущ., Н.ф.-сосне, собств., неодуш., ж.р., ед.ч., Д.п. дятла-сущ., Н. ф.-дятлы, нариц., одуш., м.р., ед.ч., Р.п. гнездо- сущ., Н.ф.-гнездо, нариц., неодуш., ср.р., И.п. Какое существительное разобрали правильно? Какой совет вы бы дали ребятам? | Предметные умения: Разбирать существительное как часть речи. Регулятивные умения: Ориентироваться в разных способах выполнения задания Коммуникативные умения: Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины |
Учить: Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи; | Составление алгоритма «Разбор имени существительного» (работа в группе) Проверка. (СЛАЙД 7) | Предметные умения: Знать алгоритм разбора имени существительного Регулятивные умения: Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; Коммуникативные умения: Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. |
3 этап Рефлексивная деятельность |
||
Цель деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Планируемый результат |
Учить: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат учебной деятельности. | Самоанализ (СЛАЙД 8) «Закончите предложения»: 1. Мне важно научиться разбирать имя существительное как часть речи, потому что... (СЛАЙД 9) 2. Чтобы разобрать имя существительное, надо... (СЛАЙД 10) Самооценка «Закончите предложение»: Я... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) ... (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя). | Личностные умения: оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
План разбора имени существительного
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма. Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | собственное или нарицательное; | ||
2 | одушевлённое или неодушевлённое; | ||
3 | род; | ||
4 | склонение; | ||
5 | число (если слово имеет только одну форму - единственного или множественного числа). | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | число (если слово изменяется по числам); | ||
2 | падеж. | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении). |
Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey
Образцы разбора имён существительных
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
(В) поезде
(шедшем) (из) Петербурга
(шедшем) (в) Москву
(ехал) в отделении
(в отделении) (для) курящих
(ехал) поручик
(ехал) Климов