Юридический портал. Льготный консультант

1. Назови часть речи.

2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п.)

3. Укажи постоянные признаки: одушевленное-неодушевленное, собственное-нарицательное, род, склонение.

4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число (не по нач.форме)

Пример: На поляну выбежал заяц.

(На) поляну – сущ., поляна, нариц., неодуш., ж.р., 1скл.,

ед.ч., П.п., обстоят.

Морфологический разбор имени прилагательного

1. Назови часть речи.

2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п., м.р.).

3. Укажи постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число,

род (не по нач. форме)

5. Укажи, каким членом предложения является.

Пример: За высоким забором стоял дом.

(За) высоким (забором) – прил., высокий,

качест., ед.ч., Т.п., м.р. опред.

Обращение.

Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

На письме обращение выделяется запятыми.

Например:

Колобок , спой свою песенку еще разок.

Эта пара , царь , моя и хозяин тоже я.

Мы , Муренка , с дедом в лес пойдем!

В добрый путь вам , господа.

Обращение не является членом предложения .

Слова с удвоенными согласными.

ПП – группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит.

КК – хоккей, аккуратный, аккорд.

ЖЖ – дрожжи, вожжи, жужжать.

ЛЛ – коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Кирилл, Алла.

ММ – грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, Эмма, Римма, симметрия, грамм, орфограмма

НН – тонна, аннотация, ванна, осенний, Анна, весенний, ранний, Сюзанна, утренний, теннис, колонна, юннаты, Геннадий, Инна.

СС – масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, ссора, бассейн, компромисс, компресс, пресс, профессор, ассистент, режиссёр, кросс, прогресс, процесс, рессора, миссия, русский, российский, классик, Россия, Одесса.

РР – корреспондент, территория, терраса, коллекция, террор.

ББ – суббота.

Правила правописания мягкого знака после шипящих в конце слов Пишете ь в конце

    существительных женского рода 3-го склонения : дочь , тишь , ночь

    наречий : прочь , наотмашь Исключения : уж , замуж , невтерпеж

    глаголов в неопределённой форме: жечь , стричь

    глаголов в повелительном наклонении: спрячь - спрячьте

    глаголов во 2-м лице единственного числа: учишь , смотришь

Не пишете ь

    в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН: ночка , дочка , денщик , нянчить

    у существительных мужского рода в ед.ч. с основой на шипящую: нож, плющ

    у существительных в родительском падеже множ. ч.: туч, рощ, пожарищ

    прилагательных в краткой форме: могуч

Многозначные слова - этослова , которые имеют несколько лексических значений. Помимо прямого значения в многозначных словах дается толкование переносного значения. Пример: Золотой – 1) сделанный из золота; 2) - имеющий цвет золота; 3) - имеющий ценность золота

Омонимы - это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Пример: Шишка - 1) на ёлке; 2) – на лбу

Синонимы - слова, близкие по своему значению, но разные по написанию. Пример: Шагать -1) идти; 2) – топать

Антонимы - слова, имеющие противоположные Пример: хороший – плохой; добрый -злой

Буква и после ц в корне слова. Буква ы на конце существительных

В корне слова после ц пишется буква и: цифра, циркуль, цирк, панцирь.

Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и слова, от них образованные (цыганский, цып-цып, цыплячий и др.);

В окончаниях существительных после ц пишется буква ы: молодцы, леденцы

Сложные слова

Сложные слова -это слова, которые состоят из двух корней.

В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются о и е . П осле твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц) пишется буква о, например: тепловоз, атомоход. После мягких согласных, а также ж, ш, ц пишется буква е , например: землетрясение, пешеход, птицелов.

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

морфологический разбор слова находить
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – поезд.
    соломенной морфологический разбор А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    морфемный разбор слова воробьи
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. – Петербург.
    деепричастия и причастия морфологический разбор А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
    разбор слова украсить Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  1. Существительное ; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. – Москва.
    морфологический разбор всех частей речи таблица А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
    часть речи тем Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – отделение.
    морфологический разбор слова весна А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое , средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
    морфологический разбор в казахском языке Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. – курящий.
    морфологический разбор слова скорбные А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие.
    морфологический разбор слова подруга Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – поручик.
    морфемный разбор слова шерстяным А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль приложения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – Климов.
    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль подлежащего.

Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм слов.

Что такое морфологический разбор имени существительного?

Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.

Как разобрать существительное как часть речи?

Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:

  • 1. Часть речи , к которой относится словоформа, и вопрос.
  • 2. Начальная форма , морфологические признаки:
    • 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
    • 2.2. Непостоянные (число, падеж).
  • 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в словосочетании или предложении).

Примеры морфологического разбора существительных

Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:

«Андрей пил кофе из фарфоровой чашки ».

Андрей

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. Андрей – существительное (кто?).
  • 2. Начальная форма – Андрей;
    • 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
  • 3. Подлежащее.

Кофе

  • 1. Кофе – существительное (что?).
  • 2. Начальная форма – кофе;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, м. р., несклоняемое существительное, единственное число;
    • 2.2. Непостоянные признаки: В. п.
  • 3. Дополнение.

Из чашки

  • 1. Чашки – существительное (из чего?).
  • 2. Начальная форма – чашка;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.
  • 3. Обстоятельство.

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Перспектива»)

Учитель: Шуринова О.М.

Класс: 3 Г

Тема: «Разбор имени существительного как часть речи»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

Актуализировать знания о понятиях «имя существительное», «признаки имени существительного».

Ввести алгоритм разбора существительного как части речи.

Познавательные умения:

Раскрывать значение понятий «имя существительное», «признаки имени существительного» и использовать их в активном словаре;

Различать постоянные и изменяемые признаки имени существительного и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

Выполнять учебное действие, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

Рассказывать о постоянных и изменяемых признаках существительного;

Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм.

Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, презентация к уроку в формате PowerPoint 2013, карточки-помощники

ХОД УРОКА

1 ЭТАП Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

    Мотивировать учащихся к изучению темы.

Давайте расскажем о себе (СЛАЙД1):

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

В третьем классе учимся,

У нас всё получится!

На доске слова(СЛАЙД2): глазки, угольки, нос, морковка, ведро, голова, метла.

Какое задание я хочу вам предложить? Что вы можете рассказать об этих словах? Ответы детей. Составьте рассказ о каждом слове (работа в группе). Проверка. Что заметили? У каждого свой порядок. Как вы думаете необходим ли порядок? Ответы детей. Сформулируйте тему урока и цели.

(СЛАЙД3)

Личностные умения:

    проявлять интерес к изу­чению темы

Регулятивные умения:

    формулировать тему урока

    ставить цель

Коммуникативные умения:

    формулировать

понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

2 ЭТАП Учебно-познавательная деятельность

Цель деятельности

Учебные задания

Планируемый результат

Цели:

    Ввести алгоритм разбора имени существительного как часть речи.

Сейчас мы обратимся к информационному столу. Какая информация будет для важной?

Информационный стол

Схема. Рассмотрите схему. Что можете рассказать? (СЛАЙД 4)

Получили ли мы нужную информацию? Как схема поможет нам научится разбирать существительное? Какие признаки постоянные (непостоянные)?

Предметные умения:

Регулятивные умения:

Выполнять учебное действие в соответствии с планом;

Коммуникативные умения:

Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Учить:

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

Выполнять учебное действие, используя алгоритм

Рассмотрим, как записывать в тетради разбор (СЛАЙД5):

Аня и Ваня записали предложение и сделали разбор:

Мы остановились около школы.

(около) школы-сущ., нач.форма-школа, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.

На что нам нужно обратить внимание при разборе?

(СЛАЙД 6)

Работа по зонам.

А теперь попробуем сами выполнить разбор имени существительного. Кто хочет самостоятельно сделать разбор и потом проверить себя, будет работать в зоне «достижений». Кому нужна моя помощь, будет работать в зоне «сомнений».

Зона «сомнений»:

(вместо) носа-

(на) голове-

(с) метлой-

Зона «достижений»: с.42 упр 75 с последующей самопроверкой.

(из)окна-сущ.,Нф.-окно, нариц.,неодуш., с.р., ед.ч., Р.п.

улицу-сущ.,Н.ф.-улица, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., В.п.

красками-сущ., Н.ф.-краска, нариц., неодуш., ж.р., мн.ч., Т.п.

Самопроверка: Какие ошибки вы допустили?

Кто запомнил алгоритм разбора слова? Важен ли порядок?

Предметные умения:

Разбирать существительное как часть речи.

Регулятивные умения:

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога;

Адекватно использовать речь для представления результата.

Учить:

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

Выполнять учебное действие, используя алгоритм

Аня и Ваня выполнили домашнее задание. Давайте проверим, справились лиони с работой. Игра «Самый внимательный» (работа в группе)

Проверьте, верно ли разобраны имена существительные. Исправьте ошибки.

На сосне мы увидели пёстрого дятла . Я захотел найти его гнездо .

(на) сосне-сущ., Н.ф.-сосне, собств., неодуш., ж.р., ед.ч., Д.п.

дятла-сущ., Н. ф.-дятлы, нариц., одуш., м.р., ед.ч., Р.п.

гнездо- сущ., Н.ф.-гнездо, нариц., неодуш., ср.р., И.п.

Какое существительное разобрали правильно?

Какой совет вы бы дали ребятам?

Предметные умения:

Разбирать существительное как часть речи.

Регулятивные умения:

Ориентироваться в разных способах выполнения задания

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

Учить:

Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

Составление алгоритма «Разбор имени существительного» (работа в группе)

Проверка. (СЛАЙД 7)

Предметные умения:

Знать алгоритм разбора имени существительного

Регулятивные умения:

Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

Коммуникативные умения:

Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

3 этап Рефлексивная деятельность

Цель деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Планируемый результат

Учить:

    соотносить получен­ный результат с постав­ленной целью;

    оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ (СЛАЙД 8)

«Закончите предложения»:

1. Мне важно научиться разбирать имя существительное как часть речи, потому что... (СЛАЙД 9)

2. Чтобы разобрать имя существительное, надо...

(СЛАЙД 10)

Самооценка

«Закончите предложение»:

Я... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) ... (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

    оценивать результат

собственной деятельно­сти.

    Регулятивные умения:

соотносить поставлен­ную цель и полученный результат деятельности.

План разбора имени существительного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму - единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

(В) поезде

  1. в чём?
  2. Н. ф. - поезд .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

(шедшем) (из) Петербурга

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. - Петербург .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (в) Москву

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. - Москва .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. - отделение .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(в отделении) (для) курящих

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. - курящий .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное - субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая ) и склоняется как полное причастие.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.

(ехал) поручик

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - поручик .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
  3. В предложении выполняет роль приложения.

(ехал) Климов

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - Климов .
    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль подлежащего.

Упражнение к теме «3.2.3. Морфологический разбор имён существительных»

  • 3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных
  • 3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант