Юридический портал. Льготный консультант

История коренного населения обеих Америк полна загадок и тайн, но еще она очень печальна. Особенно это относится к индейцам родовые земли которых уже очень давно приватизированы Федеральным правительством США. Сколько коренных жителей североамериканского континента погибло в результате насильственной колонизации, неизвестно и по сей день. Некоторые исследователи утверждают, что к началу 15-го века индейцев на нынешних территориях США проживало до 15 миллионов, а в 1900 году их осталось не более 237 тысяч человек.

Особенно примечательна история тех, кого мы знаем под названием «ирокезы». Индейцы этого племени издревле представляли собой большой и сильный народ, но ныне от них осталось немного. С одной стороны, голландская и английская помощь первоначально позволили им невероятно усилить свои позиции… Но когда необходимость в ирокезах отпала, их начали истреблять беспощадно.

Основные сведения

Так называются индейцы Северной Америки, которые в настоящее время проживают в северных штатах США и Канаде. Слово «ироку» в лексиконе соседних племен значит «настоящие гадюки», что указывает на изначальную воинственность ирокезов, предрасположенность их к военным хитростям и глубоким познаниям в области военной тактики. Неудивительно, что ирокезы постоянно находились в весьма натянутых отношениях со всеми соседями, которые их откровенно недолюбливали и боялись. В настоящее время на территории США и Канады проживает до 120 тысяч представителей этого племени.

Первоначально ареал племени простирался от до Гудзонского пролива. Вопреки распространенному мнению, ирокезы - индейцы не только воинственные, но и весьма трудолюбивые, так как у них на довольно высоком уровне было развито растениеводство, были зачатки скотоводства.

Скорее всего, именно это племя было одним из первых, вступивших в контакт с европейцами в 16-м веке. К этому времени многие индейцы Северной Америки бесследно исчезли в пламени постоянных внутренних войн. Тем не менее память о них осталась до сих пор. Так, слово «Канада» происходит из языка лаврентийских ирокезов.

Образ жизни ирокезов

Социальная организация этого племени - яркий пример самобытного родового матриархата, но при этом род все равно возглавлял мужчина. Семья жила в длинном доме, служившим прибежищем сразу для нескольких поколений. В некоторых случаях подобные жилища использовались родом по нескольку десятилетий, но бывало, что ирокезы жили в одном и том же доме по сто лет и более.

Основными занятиями ирокезов была охота и рыболовство. Сегодня представители племени занимаются производством сувениров или работают по найму. Встречаемые в продаже традиционные корзины и чрезвычайно красивы, а потому популярны (особенно среди туристов).

Когда племя ирокезов было на пике своего могущества, его члены проживали в довольно многочисленных деревнях, в которых могло насчитываться до 20 «длинных домов». Ставить их старались компактно, выбирая те участки земли, которые были непригодны для земледелия. Несмотря на свою воинственность и частую жестокость, ирокезы нередко выбирали для своих деревень очень живописные и красивые места.

Образование Конфедерации

Примерно в 1570 году на территории близ возникло устойчивое образование из племен ирокезов, которое впоследствии получило название «Союз ирокезов». Впрочем, представители самого племени говорят, что первые предпосылки для появления такого рода образования возникли еще в 12 веке. Первоначально в состав Конфедерации входило около семи племен ирокезов. Каждый вождь имел равные права во время совещаний, но на военное время все равно избирался «царь».

В этот период все поселения ирокезов еще вынуждены были защищаться от нападений соседей, ограждая деревни плотным частоколом. Нередко это были монументальные стены, возведенные из заостренных бревен в два ряда, промежутки между которыми засыпались землей. В отчете одного французского миссионера встречается упоминание настоящего «мегаполиса» ирокезов из 50 огромных длинных домов, каждый из которых был настоящей крепостью. Ирокезы-женщины воспитывали детей, мужчины занимались охотой и воевали.

Население поселков

В больших деревнях могло проживать до четырех тысяч человек. К концу формирования Конфедерации необходимость в защите полностью отпала, так как к тому времени ирокезы практически полностью истребили всех своих соседей. При этом деревни стали располагаться компактнее, чтобы в случае необходимости можно было быстро собрать воинов всего племени. Тем не менее к 17 веку ирокезы были вынуждены часто менять расположение своих поселков.

Дело в том, что бесхозяйственное использование почв приводило к их быстрому истощению, а надеяться на плоды военных компаний можно было не всегда.

Отношения с голландцами

Примерно в 17 веке в регионе появляется много представителей голландских торговых компаний. Основывая первые фактории, они завязывали торговые отношения со многими племенами, но особенно тесно голландцы общались именно с ирокезами. Больше всего европейских колонизаторов интересовал бобровый мех. Но тут возникла одна проблема: добыча бобров стала настолько хищнической, что вскоре эти животные практически исчезли на всей территории, контролируемой ирокезами.

Тогда голландцы прибегли к довольно простой, но все же изощренной хитрости: они всячески стали способствовать ирокезской экспансии на территории, которые им изначально не принадлежали.

С 1630 по 1700 годы по этой причине гремели постоянные войны, получившие название «бобровых». Как этого удалось достичь? Все просто. Представители Голландии, несмотря на официальные запреты, в изобилии поставляли своим индейским союзникам огнестрельное оружие, порох и свинец.

Кровавая экспансия

К середине 17-го века численность племени ирокезов была около 25 тысяч человек. Это значительно меньше, чем численность соседних с ними племен. Постоянные войны и эпидемии, принесенные европейскими колонизаторами, еще быстрее сокращали их количество. Впрочем, в состав Федерации тотчас же вливались представители покоренных ими племен, так что убыль частично компенсировалась. Миссионеры из Франции писали, что к 18 веку среди «ирокезов» было глупо пытаться вести проповеди, используя основной язык племени, так как лишь треть (в лучшем случае) индейцев его понимали. Это свидетельствует о том, что всего за сто лет ирокезы были практически уничтожены, причем официально Голландия оставалась абсолютно «чистой».

Так как ирокезы - индейцы весьма воинственные, они едва ли не первыми осознали, какую мощь в себе таит огнестрельное оружие. Они предпочитали использовать его в «партизанском» стиле, действуя небольшими мобильными отрядами. Враги говорили, что такие группы «проходят сквозь лес, как змеи или лисы, оставаясь невидимыми и неслышимыми, подло ударяя в спину».

В лесу ирокезы чувствовали себя великолепно, а грамотная тактика и использование мощного огнестрельного оружия привели к тому, что даже малые отряды этого племени добивались выдающихся военных успехов.

Дальние походы

Вскоре головы вождей ирокезов окончательно вскружила «бобровая лихорадка», и они стали отправлять воинов даже в очень далекие земли, где у ирокезов просто физически не могло быть никаких интересов. Зато они были у их голландских покровителей. В результате все усиливающейся экспансии земли ирокезов расширились вплоть до окрестностей Великих озер. Именно эти племена во многом ответственны за то, что в тех краях начали массово вспыхивать конфликты на почве сильного перенаселения. Последнее возникало вследствие того, что бежавшие индейцы уничтожаемых ирокезами племен в страхе бежали на любые свободные от них земли.

Фактически в то время было уничтожено множество племен, о большинстве из которых не сохранилось вообще никакой информации. Многие исследователи из числа индейцев считают, что в то время уцелели лишь гуроны. Все это время не прекращалась голландская подпитка ирокезов деньгами, оружием и порохом.

Расплата

В 17 веке в эти края пришли англичане, быстро вытеснившие своих европейских конкурентов. Они стали поступать несколько «тактичнее». Англичане организовали так называемую Покоренную лигу, в которую входили все оставшиеся племена, ранее покоренные ирокезами. Задача Лиги была в постоянных поставках бобрового меха. Сами же воинственные ирокезы-индейцы, культура которых к тому времени сильно деградировала, быстро превратились в обычных надсмотрщиков и сборщиков дани.

В 17-18 столетии могущество их племени из-за этого сильно ослабло, но все же они продолжали представлять грозную военную силу во всем регионе. Великобритания, пользуясь богатым опытом интриг, сумела стравить ирокезов и французов. Первые смогли выполнить практически всю работу оп окончательному изгнанию конкурентов британских торговых компаний из Нового Света.

Этим ирокезы подписали себе смертный приговор, так как они стали не нужны. Их попросту вышвырнули с ранее захваченных территорий, оставив для проживания лишь их первоначальную территорию близ реки Святого Лаврентия. Кроме того, в 18 веке от них откололось племя минго, еще более ослабив ирокезов.

Последний удар

Британские дипломаты все же не сидели сложа руки, и во время войны с только что образовавшимися США уговорили своих бывших «партнеров» снова принять их сторону. Это стало последней, но самой страшной ошибкой ирокезов. Генерал Салливан прошелся по их земле огнем и мечом. Остатки некогда могучего племени оказались рассеяны по резервациям в США и Канаде. Лишь к самому концу 19-го века последние представители этого народа перестали массово погибать от голода и постоянных эпидемий.

Сегодня ирокезы - индейцы уже не столь воинственные, но весьма «подкованные» в юридических вопросах. Они постоянно отстаивают свои интересы во всех судах, добиваясь признания незаконности завладения Федерального правительства их землей. Впрочем, успешность их исков остается под большим сомнением.

Почему у племени столь дурная репутация?

Упомянутый выше Фенимор Купер представлял индейцев племени ирокезов как исключительно беспринципных и жестоких людей, противопоставляя их «благородным делаварам». Такая оценка - образчик предвзятости, и объясняется она просто. Дело в том, что делавары участвовали в войне против Великобритании на стороне США, а ирокезы воевали на стороне англичан. Но все же Купер был во многом прав.

Именно ирокезы частенько практиковали практику полного уничтожения своих противников, включая убийства младенцев. «Увлекались» воины племени и жесточайшими пытками, которые практиковали задолго до прибытия европейцев. Кроме того, их дурная репутация - во многом заслужена, так как ирокезам было неведомо понятие любой честности в отношении потенциальных противников.

Вероломство как стиль жизни

Известны случаи, когда они заключали мирные договоры с соседним племенем, а затем полностью его вырезали под покровом ночи. Нередко для этого использовались яды. В понимании соседних племен такая практика - чудовищное попрание традиций и беззаконие.

Историк Фрэнсис Паркман, хорошо относившийся к индейцам в принципе, собрал много данных, свидетельствующих о широком распространении не только ритуального людоедства (которое было характерно едва ли не для всех индейских племен вообще), но и случаев «обыденного» поедания людей. Неудивительно, что конфедерация ирокезов, мягко говоря, особой популярностью среди соседей не пользовалась.

После открытия Американских континентов и освоения новых земель, которое зачастую сопровождалось порабощением и истреблением коренного населения, европейцы были поражены методами борьбы индейцев. Племена индейцев старались запугать чужеземцев, и потому в ход шли самые жестокие способы расправы над людьми. Более подробно об изощренных методах умерщвления захватчиков расскажет этот пост.

"Боевой клич индейцев представляют нам как нечто настолько ужасное, что его невозможно выдержать. Его называют звуком, который заставит даже самого отважного ветерана опустить свое оружие и покинуть шеренгу.
Он оглушит его слух, от него застынет душа. Этот боевой клич не позволит ему услышать приказ и почувствовать стыд, да и вообще сохранить какие-либо ощущения, кроме ужаса смерти".
Но пугал не столько сам боевой клич, от которого стыла кровь в жилах, сколько то, что он предвещал. Европейцы, сражавшиеся в Северной Америке, искренне чувствовали: попасть живыми в руки чудовищных раскрашенных дикарей означает судьбу пострашнее смерти.
Это вело к пыткам, человеческим жертвоприношениям, каннибализму и снятию скальпов (и все имело ритуальное значение в культуре индейцев). Это особенно способствовало возбуждению их воображения.

Самым ужасным было, вероятно, зажаривание заживо. Одного из британцев, выживших в Мононгахела в 1755 г., привязали к дереву и сжигали заживо между двумя кострами. Индейцы в это время танцевали вокруг.
Когда стоны агонизирующего человека стали слишком настойчивыми, один из воинов пробежал между двумя кострами и отсек несчастному гениталии, оставляя его истекать кровью до смерти. Тогда завывания индейцев прекратились.


Руфус Путмен, рядовой из провинциальных войск Массачусетса, 4 июля 1757 г. записал в своем дневнике следующее. Солдата, схваченного индейцами, "нашли зажаренным самым печальным образом: ногти на пальцах были вырваны, губы отрезаны до самого подбородка снизу и до самого носа сверху, его челюсть обнажилась.
С него сняли скальп, грудь рассекли, сердце вырвали, вместо него положили его патронную сумку. Левая рука оказалась прижатой к ране, томагавк оставили у него в кишках, дротик пронзил его насквозь и остался на месте, был отрезан мизинец на левой руке и маленький палец на левой ноге".

В том же году иезуит отец Рубо встретил группу индейцев племени оттава, которые вели через лес несколько пленных англичан с веревками вокруг шеи. Вскоре после этого Рубо догнал боевой отряд и поставил свою палатку рядом с их палатками.
Он увидел большую группу индейцев, которые сидели вокруг костра и ели жареное мясо на палочках, словно это был барашек на небольшом вертеле. Когда он спросил, что это за мясо, индейцы оттава ответили: это зажаренный англичанин. Они указали на котел, в котором варились остальные части разрубленного тела.
Рядом сидели восемь военнопленных, перепуганных до смерти, которых заставили наблюдать за этим медвежьим пиром. Люди были охвачены неописуемым ужасом, подобным тому, который испытывал Одиссей в поэме Гомера, когда чудовище Сцилла уволокло с борта корабля его товарищей и бросило их перед своей пещерой, чтобы сожрать на досуге.
Рубо, пришедший в ужас, пытался протестовать. Но индейцы оттава не захотели его даже выслушать. Один молодой воин грубо сказал ему:
- У тебя французский вкус, у меня - индейский. Для меня это хорошее мясо.
Затем он пригласил Рубо присоединиться к их трапезе. Похоже, индеец обиделся, когда священник отказался.

Особую жестокость индейцы проявляли к тем, кто сражался с ними их же методами или почти усвоил их охотничье искусство. Поэтому нерегулярные лесные караульные патрули подвергались особому риску.
В январе 1757 г. рядовой Томас Браун из подразделения капитана Томаса Спайкмена рейнджеров Роджерса, одетых в зеленую военную форму, получил ранение в бою на заснеженном поле с индейцами племени абенаков.
Он ползком выбрался с поля боя и встретился с двумя другими ранеными солдатами, одного из них звали Бейкер, вторым был сам капитан Спайкмен.
Мучаясь от боли и ужаса из-за всего происходящего, они подумали (и это была большая глупость), что могут безопасно развести костер.
Почти мгновенно появились индейцы-абенаки. Брауну удалось уползти от костра подальше и спрятаться в кустарнике, из которого он наблюдал за развернувшейся трагедией. Абенаки начали с того, что раздели Спайкмена и сняли с него скальп, пока тот был еще жив. Затем они ушли, прихватив с собой Бейкера.

Браун говорил следующее: "Видя эту ужасную трагедию, я решил уползти по возможности дальше в лес и умереть там от полученных ран. Но так как я был близко к капитану Спайкмену, он меня увидел и умолял, ради всего святого, дать ему томагавк, чтобы он мог покончить с собой!
Я отказал ему и уговаривал его молиться о милосердии, так как он мог прожить всего еще несколько минут в этом ужасающем состоянии на замерзшей земле, покрытой снегом. Он просил меня передать его жене, если я доживу до того времени, когда вернусь домой, о его страшной гибели".
Вскоре после этого Брауна схватили индейцы-абенаки, вернувшиеся на место, где они сняли скальп. Они намеревались насадить голову Спайкмена на шест. Брауну удалось выжить в плену, Бейкеру - нет.
"Индейские женщины раскололи сосну на мелкие щепки, подобные небольшим вертелам, и вонзили их в его плоть. Затем сложили костер. После этого приступили к совершению своего ритуального обряда с заклинаниями и танцами вокруг него, мне приказали делать то же самое.
По закону сохранения жизни пришлось согласиться... С тяжелым сердцем я изображал веселье. Они перерезали на нем путы и заставили бегать вперед и назад. Я слышал, как несчастный молил о милосердии. Из-за непереносимой боли и мучений он бросился в огонь и исчез".

Но из всех индейских практик самое большое внимание ужасающихся европейцев привлекало снятие скальпов, которое продолжалось еще и в девятнадцатом столетии.
Несмотря на ряд нелепых попыток некоторых благодушных ревизионистов утверждать, будто снятие скальпов зародилось в Европе (возможно, среди вестготов, франков или скифов), совершенно понятно: оно практиковалось в Северной Америке задолго до того, как там появились европейцы.
Скальпы играли серьезную роль в североамериканской культуре, так как они использовались в трех различных целях (а возможно, служили всем трем): для "замещения" мертвых людей племени (вспомним, как индейцы всегда беспокоились о тяжелых потерях, понесенных на войне, следовательно, об уменьшении численности народа), чтобы умилостивить духов погибших, а также для смягчения скорби вдов и других родичей.


Французские ветераны Семилетней войны в Северной Америке оставили много письменных воспоминаний об этой страшной форме увечья. Приведем отрывок из записей Пушо:
"Сразу после того, как солдат падал, они подбегали к нему, коленями вставали ему на плечи, в одной руке зажав прядь волос, а в другой - нож. Они начинали отделять кожу от головы и отрывать ее одним куском. Это они делали очень быстро, а затем, демонстрируя скальп, издавали крик, который называли "кличем смерти".
Приведем и ценный рассказ очевидца-француза, который известен только по своим инициалам - Ж.К.Б.: "Дикарь немедленно схватил свой нож и быстро сделал надрезы вокруг волос, начиная с верхней части лба и заканчивая затылком на уровне шеи. Затем он встал ногой на плечо своей жертвы, лежащей лицом вниз, и двумя руками стащил скальп за волосы, начиная с затылка и перемещаясь вперед...
После того как дикарь снимал скальп, если он не боялся, что его начнут преследовать, он вставал и начинал соскребать с него кровь и плоть, оставшиеся там.
Затем он делал обруч из зеленых ветвей, натягивал на него скальп, словно на тамбурин, и какое-то время ждал, чтобы он подсох на солнце. Кожу красили в красный цвет, волосы собирали в узел.
Затем скальп прикрепляли к длинному шесту и триумфально несли на плече в деревню или в то место, которое выбиралось для него. Но при приближении к каждому месту на своем пути он издавал столько криков, сколько у него было скальпов, извещая о своем прибытии и демонстрируя свою отвагу.
Иногда на одном шесте могло оказаться до пятнадцати скальпов. Если их было слишком много для одного шеста, то индейцы украшали скальпами несколько шестов".

Невозможно ничем приуменьшить значение жестокости и варварства североамериканских индейцев. Но их действия следует рассматривать и в рамках контекста их воинственных культур и анимистических религий, и в рамках более крупной картины общей жестокости жизни в восемнадцатом столетии.
Жители городов и интеллектуалы, которые испытывали благоговейный ужас от каннибализма, пыток, человеческих жертвоприношений и снятия скальпов, с удовольствием посещали публичные казни. А при них (до введения гильотины) приговоренные к казни мужчины и женщины умирали мучительной смертью в течение получаса.
Европейцы не возражали, когда "предателей" подвергали варварскому ритуалу казней через повешение, утопление или четвертование, как в 1745 г. казнили повстанцев-якобитов после восстания.
Они особенно не протестовали, когда головы казненных насаживали на колы перед городами в качестве зловещего предупреждения.
Они терпимо переносили повешение на цепях, протаскивание матросов под килем (обычно это наказание завершалось фатальным исходом), а также телесные наказания в армии - настолько жестокие и суровые, что многие солдаты умирали под плетью.


Европейских солдат в восемнадцатом столетии заставляли повиноваться военной дисциплине плетью. Американские туземные воины вели борьбу за престиж, славу или за общее благо клана или племени.
Более того, массовые грабежи, мародерство и общее насилие, следовавшие за большинством успешных осад в европейских войнах, превосходили все, на что оказывались способны ирокезы или абенаки.
Перед холокостами террора, подобного разграблению Магдебурга в Тридцатилетней войне, бледнеют зверства в форте Уильям-Генри. В том же 1759 г. в Квебеке Вульф был полностью удовлетворен обстрелом города зажигательными ядрами, не беспокоясь о том, какие страдания пришлось переносить невинным мирным жителям города.
Он же оставлял после себя опустошенные районы, применяя тактику выжженной земли. Война в Северной Америке была кровавым, жестоким и ужасающим делом. И наивно рассматривать ее как борьбу цивилизации с варварством.


Помимо сказанного, специфический вопрос снятия скальпов содержит в себе и ответ. Прежде всего, европейцы (особенно - группы нерегулярных войск, подобные рейнджерам Роджерса) отвечали на снятие скальпов и причинение увечий по-своему.
Тому, что они смогли опуститься до варварства, содействовало щедрое вознаграждение - 5 фунтов стерлингов за один скальп. Это была ощутимая добавка к денежному жалованию рейнджера.
Спираль зверств и встречных зверств головокружительно вознеслась ввысь после 1757 г. С момента падения Луисбурга солдаты победоносного Хайлендерского полка отрубали головы всем индейцам, попавшемся им на пути.
Один из очевидцев сообщает: "Мы убили огромное количество индейцев. Рейнджеры и солдаты Хайлендерского полка никому не давали пощады. Мы снимали скальпы повсюду. Но нельзя отличить скальп, снятый французами, от скальпа, снятого индейцами".


Эпидемия снятия скальпов европейцами стала настолько безудержной, что в июне 1759 г. генералу Амхёрсту пришлось выпустить чрезвычайный приказ.
"Всем разведывательным подразделениям, а также всем остальным подразделениям армии под моим командованием, несмотря на все представившиеся возможности, запрещается снимать скальпы у женщин или детей, принадлежащих противнику.
По возможности их следует забирать с собой. Если такой возможности нет, то их следует оставлять на месте, не причиняя им никакого вреда".
Но какая польза могла быть от такой военной директивы, если все знали, что гражданские власти предлагают премию за скальпы?
В мае 1755 г. губернатор Массачусетса Уильям Шерл и назначил 40 фунтов стерлингов за скальп индейца-мужчины и 20 фунтов - за скальп женщины. Это, казалось, находилось в согласии с "кодексом" дегенеративных воинов.
Но губернатор Пенсильвании Роберт Хантер Моррис проявил свою склонность к геноциду, нацелившись на детородный пол. В 1756 г. он назначил вознаграждение, равное 30 фунтам стерлингов, за мужчину, но 50 фунтов - за женщину.


В любом случае, презренная практика назначения вознаграждения за скальпы аукнулась самым отвратительным образом: индейцы пошли на мошенничество.
Все началось с очевидного обмана, когда американские туземцы приступили к изготовлению "скальпов" из лошадиных шкур. Затем была введена практика убийства так называемых друзей и союзников только для того, чтобы делать деньги.
В достоверно документированном случае, произошедшем в 1757 г., группа индейцев чероки убила людей из дружественного племени чикасави только ради получения вознаграждения.
И, наконец, как отмечал почти каждый военный историк, индейцы стали экспертами в "размножении" скальпов. Например, те же чероки, по общему мнению, сделались таким мастерами, что могли изготовить четыре скальпа с каждого убитого ими солдата.
















Территория Племена
Северная Америка Субарктическая зона алгонкины, кри, оджибва, оттава
Северо-восточные леса гуроны, ирокезы, миами, могикане, шауни (текумсе)
Юго-восточные леса чероки, чоктау, лемент, ноупвел, натчези, семинолы
Великие равнины черноногие, чейенны, команчи, пауни, сиу, лакота
Северо-западное побережье чинук, тлинкиты, цимшиан
Пустыни юго-запада апачи, навахо, пуэбло, хопи, мохавэ, шошоны
Центральная Америка майя , тольтеки, ольмеки, ацтеки , киче
Южная Америка инки (кечуа, аймара), гуарани, мапуче, шипибо, конибо

Томагавк из рога оленя на протяжении всей истории индейцев служил символом доблести мужчины-воина. Это топорик с длинной рукояткой. Конструкция томагавка претерпела эволюцию. Наиболее древней формой этого оружия ближнего боя был томагавк из рога оленя-карибу. В короткий спиленный отросток такого рога вставлялось кремневое острие, а позднее металлическое лезвие. Длинный отросток служил рукоятью. Нижняя её часть украшалась бахромой из замши. Позднее рукоятка делалась из дерева, украшалась по традиции бахромой, а в верхний конец вставлялось металлическое лезвие. Когда индейцы Прерий познакомились с европейцами, те стали подносить в подарок вождям томагавки, совмещённые с трубкой мира.

Трубка мира - священный предмет, украшенный перьями орла, которые символизировали благоденствие и благополучие. Наиболее древние ритуалы, в которых использовалась трубка мира, были посвящены культу плодородия. Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу. Наиболее почитаемый человек - военный предводитель, вождь или старейшина - раскуривал священную трубку, делал несколько затяжек и передавал сидевшему рядом воину. Тот делал несколько затяжек и передавал соседу. Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые облака. Участники церемонии призывали их пролиться дождём. Дождь, благополучие и мир были тесно связанными понятиями. Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали ритуал, аналогичный ритуалу вызывания дождя. Европейцы, воевавшие с индейцами и не раз наблюдавшие ритуалы во время церемоний заключения перемирия, так и назвали священную трубку - трубка мира.

Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки (типи индейцев прерий) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озер; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки.


Атапаски - собирательное название индейцев этого обширного района, которые принадлежат к различным племенам: кучинам, коюконам танайна, иналикам и многим другим. Охотники и рыболовы. Фауна края разнообразна: олени, карибу, лоси и др., потому охота преобладала над рыболовством. Вход в дома как правило был обращен к реке, а поселения вытягивались вдоль берега. Дома рубили из бревен. Зимнее жилище имело куполообразный свод, углубленный в землю, и было покрыто шкурами животных, в центре находился очаг, по краям нары. Пол застилали ветками, а вход вел через короткий тоннель. Посуду изготавливали из дерева, рога, травы и бересты. Атапаски носили одежду из хорошо выделанной замши, приготовленной из лишенной меха оленьей шкуры. Рубашки из замши украшали бахромой из замши, вышивкой оленьим волосом. Покрой мужских и женских рубах был одинаков. Подол чаще имел заостренные очертания, его край украшали бахромой, края одежды орнаментировали, оставляли там мех или бахрому: это были обереги. Костюм дополняли замшевые штаны и особая обувь - мокасины.

Тлинкиты - жители северо-западного побережья от Якутат на севере до р.Колумбии на юге, вели образ жизни охотников и рыболовов. Кроме тлинкитов на побережье проживали чугачи, квакиутль, тсишман и другие индейские племена. Их деревни располагались по берегам лагун, озёр или рек. Дома также как у алгонкинов обращены были входами к воде и выстраивались в линию. Тлинкиты были искусными воинами и даже имели деревянные доспехи. Орудия охоты и оружие делали из камня, кости, раковин. Тлинкитам была известна холодная ковка самородной меди. Из меди делали в основном украшения и кинжалы. Охотились при помощи гарпунов, стрел, копий. Виртуозно владели техникой обработки дерева. У них были свёрла, тесла, топоры из камня, деревообрабатывающие и другие инструменты.

Они умели пилить доски, резать фигурные скульптурки. Из дерева они изготовляли дома, каноэ, рабочие инструменты, скульптуру тотемные столбы. Искусство тлинкитов отличаю еще две особенности: многофигурность - механическое соединение разных образов в одном объекте, и полиэйконичность - перетекание, подчас зашифрованный, скрытый мастером плавный переход одного образа в другой. Проживая в дождливом и туманном климате морского побережья, тлинкиты делали специальные накидки из волокон травы и кедрового лыка, которые напоминали пончо. Они служили надежным укрытием от дождя. В основе религиозных представлений лежали представления о духах-помощниках. Верили в существование духов-покровителей ремесел, охотников, персональных духов-помощников шаманов. Индейцы верили, что после смерти душа умершего переселяется в тело животного, которое почиталось как тотем. Тотем - это индейское понятие, которое происходит от записанного европейскими миссионерами слова индейцев оджибве «ото-те-ман».

Индейцы прерий (от канадских провинций Альберты и Саскачевана до Техаса). Тетон-дакота, сиу, команчи, киова, манданы - с представителями этих индейских племён первым повстречались американские торговцы и охотники на просторах Великих равнин. Всё племена говорили на разных языках и не понимали друг друга. Чтобы общаться, они изобрели язык жестов и рисунчатое письмо, знаки которых понимали все индейцы Прерий. Охота была в основном мужским занятием. Олений и лосей мужчины выслеживали, притаившись в зарослях кустарника или в мелколесье. Чаще всего это была индивидуальная охота. Коллективная охота на бизонов в летнее время. Стойбище охотников состояло из нескольких групп, члены которых были меж собой в родстве. Браки заключались между членами удалённых друг от друга групп. Племя объединило нескольких стойбищ.

Свои переносные жилища - типи - обитатели таких стойбищ устанавливали по кругу. Каждая семья ставила типи на определённом месте в этом кольце, которое было обусловлено степенью участия в общественной жизни. Типи - коническое сооружение из жердей, покрытое 8-12шкурами бизонов. Шкуры искусно выделаны и сшиты. Внешняя сторона покрышки типи обычно украшалась росписью. Это особая форма мнемонического письма. Рисунки, которые покрывали нижний край покрышки типи, делали женщины. Эта форма искусства передавалась от матери к дочери и была очень древней. Рисунки архаичные, плоскостные, в композициях отсутствует перспектива, наиболее значимые изображения выделялись крупными размерами.

Фигуры всадников с копьями, облачённые в пышные перьевые уборы, изображения пеших воинов, собак, животных столь обобщенны, что напоминают знаки-символы. В центре типи располагается очаг, дым от которого выходит через дымовое отверстие. Отверстие можно в случае плохой погоды закрыть шкурой. Нижний край покрышки приваливали камнями или пришпиливали к земле с помощью костяных или деревянных колышков. Летом его приподнимали, чтобы проверить помещение. В типи уютно и тепло в зимнее время, порой немного душно от дыма. Во время перекочевок колья типии складывали ни V-образную волокушу, которую тащила собака или лошадь.

Власть осуществлялась вождями нижнего и высшего звена. Принятие решений определялось соглашением среди высших вождей. Вожди и заслуженные воины образовывали сообщества, которые назывались мужскими союзами, куда принимали с учётом воинских заслуг кандидата. Высоко ценились воинская доблесть и щедрость. Индейцы прерий были прекрасными воинами. После прихода европейцев индейцы Прерий быстро освоили верховую езду. Лошадь стала неотъемлемой частью военного снаряжения.

Воинственный нрав и овладение лошадьми сделало племя Дакота агрессивным народом. Воины были вооружены, луками и стрелами. Мобильность и связанная с нею быстрота передвижения были наиболее важными чертами их культуры, так именно мобильность определяла для них возможность на обширных пространствах Великих равнин. Особо престижными считались подвиги мужчин. Индеец мог накапливать военные «бонусы». Престижным считалось смело посмотреть в глаза врагу подхватить винтовку из выпавшего из седла врага, украсть лошадь врага, незаметно пробравшись в его деревню, снять скальп с головы поверженного врага.

Керамика была слишком тяжела для кочевой жизни, поэтому для приготовления пищи использовались шкуры животных. Шкуру растягивали на палочках, наливали воду и бросали внутрь раскалённые камни. В кипящую воду помещали куски парного мяса, которое не нужно было долго варить.

Искусство выделки кожи которой делали одежду, передавалось по наследству по женской линии. Свежую шкуру бизона растягивали на земле мехом вниз. С помощью скребков из рога лося, с лезвием из железа или камня, женщины очищали поверхность от мездры. Если шкура предназначалась для изготовления одежды, снимался мех. Затем шкуру вымачивали или зарывали во влажную землю. После этого ее смягчали маслом или смазывали обрабатываемую поверхность мозгом бизона. Далее счищали остатки мездры и коптили над дымом. Копченые шкуры приобретали коричневый оттенок. Индейцы умели изготавливать и восхитительно белые шкуры. Более мягкие шкуры лосей шли на шитье одежды.

Мужской костюм индейцев состоял из кожаного тюрбана, безрукавки, замшевших легинсов, мокасин и рубахи из шкуры бизона. Он дополнялся нагрудником из костей крыльев сокола, скреплённых кусочками кожи бизона - церемониальным украшением. Женщины носили прямого покроя рубахи до колена, легинсы, мокасины. Рубахи шили, сложив две шкуры бизона хвостами вниз. Поэтому в нижней части женских рубах образовывался характерный мыс. Нижнюю часть таких рубах и швы декорировали бахромой из замши, которая символизировала мех бизона.

Вождя можно было легко узнать по накинутой на плечи шкуре бизона с великолепной зимней шерстью, украшенной перьями совы и шумящими подвесками. На шее - украшение из когтей медведя гризли. Волосы вождя были приглажены и покрыты охрой (как и лицо), в них были вплетены гильзы от патронов к винтовке. Выдающиеся воины и вожди носили высокие головные уборы из перьев, которые часто украшались и рогами бизона - символом могущества. Орлиное перо считалось наделенным магической силой и рассматривалось как амулет. В головном уборе вождя, длина перьев которого достигла 68 см, располагалось несколько десятков таких перьев.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Алексеев В.П. Этногенез. М, 1986.

Белик А.А.,Резник Ю.М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение). - М.: «Наука»,1998.

Бонгард-Левин Г.М., Гратовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. - М.: «Мысль», 1983.

Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество - это народы. - М.: «Мысль», 1990.

Вавилов Н.И. Пять континентов. - М.: «Мысль», 1987.

Глазами этнографов. - М.: «Наука», 1982.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2002.

Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных. Соч., Т.5. М., 1953.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л. 1991

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). М., 1997.

Моуэт Ф. Люди оленьего края. Отчаявшийся народ. Иркутск, 1988.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: «Высшая школа», 2000.

Сегеда С.П. Основи антропологiї. Київ, 1995.

Стингл М. Индейцы без томагавков.- М.: «Прогресс», 1984.

Страны и народы. (в 20 томах). М.: «Мысль», 1078-1985.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М.: Изд-во МГУ, 1964.

Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990.

Фальк-Ренне А. Путешествие в каменный век. - М.: «Наука», 1986.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. - М.,1988.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. - М.: «Наука», 1985.

Этнография. Под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. - М.: «Высшая школа», 1982.

Янковский Н.К., Боринская С.А. Наша история, записанная в ДНК // Природа, 2001 - № 6.

Индейцы – коренные жители Северной и Южной Америки. Это название они получили из-за исторической ошибки Колумба, который был уверен, что приплыл в Индию. Существует множество племен индейцев, но в этом рейтинге собраны наиболее известные из них.
10 место. Абенаки

Это племя жило на территории США и Канады. Абенаки не были оседлыми, что давало им преимущество в войне с ирокезами. Они могли бесшумно растворяться в лесу и неожиданно нападать на врага. Если до колонизации в племени насчитывалось около 80 тыс. индейцев, то после войны с европейцами их осталось меньше одной тысячи. Сейчас их численность достигает 12 тыс., и живут они преимущественно в Квебеке (Канада).

9-е место. Команчи


Одно из самых воинственных племен южных равнин, насчитывавших некогда 20 тыс. человек. Их храбрость и мужество в боях заставляло врагов относиться к ним уважительно. Команчи первые, кто интенсивно стал использовать лошадей, а также поставлять их другим племенам. Мужчины могли брать себе в жены несколько женщин, но если жена была уличена в измене, ее могли убить или отрезать ей нос. Сегодня команчей осталось около 8 тыс., и проживают они в Техасе, Нью-Мексико и Оклахоме.

8-е место. Апачи


Апачи — кочевое племя, селившееся в Рио-Гранде, а затем переселившееся на юг, в Техас и Мексику. Основным занятием была охота на буйвола, который и стал символом племени (тотемом). Во время войны с испанцами были почти полностью истреблены. В 1743 году вождь апачей заключил с ними перемирие, положив свой топор в яму. Отсюда и пошла крылатая фраза: «зарыть топор войны». Сейчас в Нью-Мексико проживает примерно полторы тысячи потомков апачей.

7-е место. Чероки


Многочисленное племя (50 тысяч), населявшее склоны Аппалачей. К началу 19 века чероки стали одними из самых культурно развитых племен Северной Америки. В1826 году вождь Секвойя создал слоговую азбуку языка чероки; были открыты бесплатные школы, учителями в которых были представители племени; а самые богатые из них владели плантациями и чернокожими рабами.

6-е место. Гуроны


Гуроны – племя, насчитывающее в 17 веке 40 тыс. человек и проживавшие в Квебеке и Огайо. Они первыми вступили в торговые отношения с европейцами, и благодаря их посредничеству стала развиваться торговля между французами и другими племенами. На сегодняшний день в Канаде и США проживает около 4 тыс. гуронов.

5-е место. Могикане


Могикане – некогда могущественное объединение пяти племен, численностью около 35 тыс. человек. Но уже в начале 17 века в результате кровопролитных войн и эпидемий, их осталось меньше тысячи. В основном они растворились в других племенах, однако небольшая горстка потомков знаменитого племени проживает сегодня в штате Коннектикут.

4-е место. Ирокезы


Это наиболее известное и воинственное племя Северной Америки. Благодаря способностям к изучению языков, они успешно вели торговлю с европейцами. Отличительная особенность ирокезов – их маски с крючковатым носом, которые были призваны защищать хозяина и его семью от болезней.

3-е место. Инки


Инки – загадочное племя, жившее на высоте 4,5 тыс. метров в горах Колумбии и Чили. Это было высокоразвитое общество, создавшее систему ирригации и использовавшее канализацию. До сих пор остается загадкой, как инкам удалось достичь такого уровня развития, и почему, куда и как вдруг исчезло целое племя.

2-е место. Ацтеки


Ацтеки отличались от других племен центральной Америки иерархической структурой и жестким централизованным управлением. На высшей ступени стояли жрецы и император, на низшей – рабы. Широко применялись человеческие жертвоприношения, а также смертная казнь, причем за любые провинности.

1-е место. Майя


Майя – самое известное высокоразвитое племя центральной Америки, знаменитое необыкновенными произведениями искусства и городами, целиком высеченными из камня. Они также были превосходными астрономами, и именно они создали нашумевший календарь, заканчивающийся 2012 годом.

А также территория Гавайев и Аляски, представляют собой остатки племен и этнических групп, некоторые из которых проживают на своих суверенных территориях резервациях, где действуют свои законы. Индейцы или коренные жители США часто называют себя просто индейцами или Indians, а молодое поколение часто использует слово уроженец или Natives. Термин индейцы был принят в среде белых колонистов, термин был единым для прессы и научных групп, исследовавших коренное население Северной Америки, однако коренные жители Аляски и Гавайских островов могут назвать себя иначе, например коренными гавайцами или коренными жителями Аляски, в пример можно привести инуитов, юпик и алеутов, уроженцы из Канады называются первыми нациями.

История

Переселение европейцев на территорию современных Соединённых штатов началось с 15 века, с этого времени стартовал конфликт интересов между колонизаторами и коренными жителями, которые являлись собирателями-охотниками и сохраняли свои традиции в устной форме, с этого времени начали появляться первые письменные подтверждения существования американских индейцев. Индейцы являлись полной противоположностью европейским пришельцам с их христианскими, культурными, социальными и промышленными традициями.

В резервациях сейчас проживает треть всех индейцев США, а площадь таких территорий достигает 2% от территории США.

Тем не менее индейцы самая бедная и несчастная часть американского этноса, безработица среди индейцев в пять раз выше чем в среднем по стране, сравните безработица среди афроамериканцев в два раза выше средней. Четверть всех индейцев США живут за чертой бедности, они страдают заболеваниями и социальными пороками в разы чаще чем средне статистический житель США. Среди индейцев высокая рождаемость, средний возраст индейца — 29,7 года, среднестатистического американца 36,8 лет. Индейцы пользуются особенными льготами от правительства, например среднее и высшее образование для них всегда бесплатное, однако сами индейцы учиться не желают, количество людей с высшим образованием среди них значительно ниже средних значений по стране.

Индейцы Америки начали забывать свои языки , только 21% из них говорит на своем родном языке, что правда не удивительно для такой страны как США, когда переселенцы уже во втором поколении не могут сказать ни слова на языке своих родителей.

Тем не менее сейчас индейцев можно увидеть во всех слоях общества и экономики , среди них есть видные политики, журналисты, экономисты, деятели науки, программисты, киноактёры, медики и тому подобное.

Сегодня индейцы продолжают мигрировать в городские районы , 70% коренных американцев проживают в городах и пригородах, особенно много их в Миннеаполисе, Денвере, Альбукерке, Финикс, Тусон, Чикаго, Оклахома-Сити, Хьюстон, Нью-Йорке и Рапид-Сити. Такие проблемы как расизм, безработица, наркотики и банды не обошли индейцев.

Музыка и искусство

Индейская музыка довольно примитивна, она может включать барабанный бой, различные погремушки, флейты и свистки из дерева или тростника, правда можно выделить некоторых индейцев, которые засветились в популярной эстрадной музыке в США в том числе Рита Кулидж, Уэйн Ньютон, Джин Кларк, Баффи Сент-Мари, Блэкфут, Тори Амос, можно отметить, что Элвис Пресли имел индейские корни. Ежегодно в Нью-Мексико и Альбукерке проходят фестивали индейской музыки, как правило это барабанная музыка.

Индейские племена очень искусны в керамике, картинах, ювелирных изделиях, плетении, скульптуре и резьбе по дереву.

В 1990 году был принят закон, согласно которому в США запрещается идентифицировать произведения искусства с индейской культурой если автор не является индейцем, что получило неоднозначную реакцию в обществе и даже трудности для индейских художников и мастеров.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант