- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право -
Понятие и содержание прокурорских
проверок исполнения законов
Прокурорские проверки исполнения законов - это основное право-
вое средство выявления, пресечения правонарушений и установления
обстоятельств, им способствующих. Они проводятся только при нали-
чии сведений о нарушении закона. Однако проверки законности содер-
жания административно задержанных в камерах временного содер-
жания, в медицинских вытрезвителях и в центрах социальной реабили-
тации или в приемниках-распределителях проводятся прокурорами пе-
риодически и при отсутствии сведений о нарушении законов. Без сигна-
лов о нарушении законов проводятся военными прокурорами проверки
законности содержания на гауптвахтах военнослужащих, арестованных
в дисциплинарном порядке.
Являясь разновидностью расследования, проверки служат установле-
нию истины. В ходе их проведения устанавливается, соответствуют ли
действительности полученные сведения о нарушении закона, т.е. имело
ли место нарушение закона.
Проверки могут носить целевой
характер, если в ходе их проведения
проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регули-
рующих однородные общественные отношения, например, в сфере при-
ватизации государственных и муниципальных предприятий. Они могут
быть комплексными,
когда проверяется исполнение нескольких законов,
регулирующих разнородные общественные отношения, скажем, в соци-
альной, банковской и в других сферах. Проверки могут быть сквозными,
когда проверяется исполнение конкретного закона во всех или во многих
органах данной отрасли, министерства, службы. К проведению таких
проверок обычно подключаются прокуроры всех уровней, обслуживаю-
щие территории, где имеются предприятия, учреждения и организации
данной отрасли, министерства, службы. Могут проводиться совместные
с органами контроля и другими, в основном, вышестоящими органами
146
проверки исполнения закона. Проводятся также одновременные
с други-
ми органами проверки, когда прокурор проверяет исполнение закона в
одном органе, а, например, налоговая инспекция - в другом.
Все перечисленные выше проверки являются первичными.
Прокуроры проводят также вторичные
или контрольные
проверки.
Основная цель проведения контрольной
проверки - определение каче-
ства и полноты проверки, ранее проведенной другим прокурорским ра-
ботником, в особенности не имеющим достаточного опыта работы. Раз-
новидностью контрольной проверки является повторная
проверка. В
ходе ее проведения устанавливается, какое влияние оказали предприня-
тые прокурором меры на состояние исполнения законов, т.е. уменьши-
лось, осталось на прежнем уровне или увеличилось количество правона-
рушений.
Могут также проводиться проверки результативности актов проку-
рорского надзора (реагирования) или фактического устранения наруше-
ний законов.
Основная цель проведения таких проверок - определение
эффективности акта или нескольких актов прокурорского надзора (реаги-
рования). Их цель - установление достаточности принятых прокурором
мер реагирования.
В целях повышения профессионального мастерства прокуроров, рас-
пространения положительного опыта работы практикуется проведение
показательных
проверок исполнения закона, которые проводятся наибо-
лее опытными прокурорами.
Проверки должны проводиться своевременно.
Проверку можно считать проведенной своевременно, если выявленные
в ходе ее проведения нарушения законов можно устранить. Эффективность
проверок тем выше, чем ближе время их проведения ко времени наруше-
ния закона. Поэтому желательно всячески добиваться приближения време-
ни проведения проверок ко времени совершения правонарушений.
Проверки должны быть полными.
Их полнота определяется двумя ка-
тегориями: объемом
и глубиной.
Объем
- это собственно границы проверки, которые должны быть оп-
тимальными, позволяющими качественно и в намеченный срок провести
проверку и выполнить стоящие перед ней задачи. Если границы проверки
определены слишком узкими, это может привести к тому, что отдельные
нарушения закона останутся невыявленными. Если же они определены
неоправданно широкими, то в силу большого объема работы ее трудно
или невозможно будет провести качественно.
Глубина
проверки характеризуется полнотой или степенью проникнове-
ния в те вопросы, которые подлежат выяснению (доказыванию). Она вы-
ражается в полноте выявления нарушений законов, причин и условий, спо-
собствующих нарушениям, в полноте установления вредных последствий
совершенных правонарушений, а также в полноте установления лиц, допу-
стивших нарушения закона и способствующих (попустительствующих) им.
Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов
служит тщательная подготовка к ним прокуроров. Содержание подготовки
к проверкам зависит от профиля органа, где ее предстоит проводить, от ха-
рактера сведений о нарушении закона, в определенной мере от объема и
специфики предстоящей проверки, ее сложности, от опыта работы и ква-
лификации прокурора и от времени, которым он располагает. Особенно
тщательно следует готовиться к проведению проверок начинающим или
проводящим такие проверки впервые прокурорским работникам.
Подготовка к проверкам обычно включает следующие элементы:
«» ознакомление с материалами ранее проведенных в этом органе прове-
рок исполнения законов в целях уяснения, какие нарушения данного
закона и других законов допускались там ранее, и какие в связи с
этим принимались меры администрацией к устранению нарушений и
недопущению их в будущем;
<* тщательное изучение законов, положений, других нормативных ак-
тов, регулирующих деятельность органа, где предстоит проводить
проверку;
* подбор и изучение законов и других нормативных актов, применяе-
мых органом, где предстоит проводить проверку;
*5* ознакомление с основными ведомственными актами, отражающими
специфику деятельности данного органа;
«I* изучение руководящих указаний Генерального прокурора РФ, его за-
местителей, прокуроров субъектов федерации в части предмета про-
верки;
5* определение тактики и методики проведения предстоящей проверки:
характера и последовательности проверочных, иных действий; опре-
деление структурных подразделений (отделов, цехов, участков, лабо-
раторий и т.д.), охватываемых проверкой, определение перечня мате-
риалов и документов, с которыми надлежит ознакомиться в ходе
проверки, а также перечня вопросов, подлежащих выяснению;
148
*« определение и подбор специалистов, привлекаемых к проверке (если
есть необходимость) и формулирование вопросов, на которые им не-
обходимо дать ответы преимущественно в виде заключений;
« составление плана или программы проверки, отражающих ее состав-
ные этапы, задачи и содержание, источники получения информации о
нарушениях законов и другие вопросы.
При подготовке к проведению совместной (одновременной) проверки
исполнения законов в составлении плана участвуют все участники про-
верки. По ходу проверки в план могут быть внесены коррективы.
Процедура проведения проверок исполнения законов конкретными
органами фиксируется в методических пособиях и в разработках. Обычно
о предстоящей проверке заблаговременно ставится в известность руково-
дитель органа, где ее предстоит проводить. Проверка начинается со
встречи прокурора с руководителем органа, который ставится в извест-
ность о цели прибытия прокурора и задачах, которые ему необходимо
разрешить в ходе проверки. По просьбе прокурора в его распоряжение
выделяется сотрудник органа для оказания помощи прокурору в предо-
ставлении необходимых материалов и документов, вызове сотрудников
органа и т.п.
В ходе проверок прокуроры (как сами, так и с помощью специалистов)
выясняют самые различные правовые вопросы, касающиеся исполнения
законов. Характер выясняемых вопросов зависит от характера сведений о
нарушении закона, которыми обладает прокурор: каждая проверка индиви-
дуальна, не похожа одна на другую. Во всех случаях, в первую очередь,
подлежат проверке сведения о нарушении закона. Если становится извест-
но, что имели место и другие нарушения законов, в том числе и в других
структурных подразделениях, то объем проверки увеличивается. Прокурор
обязан выявить все нарушения законов и принять меры к их устранению.
Если в адрес органа ранее вносились протесты или представления, то
необходимо выяснить, реализованы ли они, действительно ли отменены
незаконные акты и устранены другие нарушения законов. Достижению
полноты проверок исполнения законов способствует комплексное приме-
нение различных проверочных действий.
Прокурорами применяются следующие проверочные действия:
*«* ознакомление с актами проверок, расследований, ревизий, инвентари-
заций, приказами и другими правовыми актами, статистическими от-
четами и многими другими документами;
*«* осмотр документов и предметов;
назначение ревизий и экспертиз;
получение заключений специалистов;
беседы с должностными лицами и сотрудниками (работниками);
получение устных или письменных объяснений;
направление запросов и отдельных поручений;
снятие копий с документов;
составление разного рода справок.
В целях установления события правонарушений и обстоятельств,
способствующих им, прокурорам с помощью специалистов приходится
прибегать ко взятию проб и образцов (воды, грунта, разного рода ве-
ществ, материалов и т.д.) на исследование; к проведению контрольных
и иных замеров; опробованию в работе техники и оборудования; изъя-
тию предметов и документов; проведению различных расчетов (подсче-
тов); фото- и киносъемке различных объектов и местности; изготовле-
нию схем, макетов; записи объяснений на магнитную ленту и к другим
действиям.
Проверка, как правило, заканчивается разбором ее результатов с руко-
водителями органа, руководителями структурных подразделений, охвачен-
ных проверкой, сотрудниками юридической службы. В разборе принимают
участие специалисты, привлеченные к проверке. Основное внимание уде-
ляется анализу причин выявленных нарушений законов и рассмотрению
путей их устранения и недопущения в будущем. В обязательном порядке
называются должностные, а также иные лица, виновные в совершении этих
нарушений и способствующие (попустительствующие) этому.
Прокурорские проверки исполнения законов - это основное средство выявления и пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Они проводятся, как правило, при наличии сведений о нарушении закона. Проверки законности содержания административно задержанных в камерах временного содержания, в медицинских вытрезвителях и в центрах социальной реабилитации или в приёмниках-распределителях проводятся прокурорами периодически и при отсутствии сведений о нарушении законов. Без сигналов о нарушении законов военными прокурорами проводятся проверки законности содержания на гауптвахтах военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке. Проверки могут носить целевой характер, если в ходе их проведения проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения, например, в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий. Они могут быть комплексными, когда проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения, например, в социальной, банковской и других сферах.Проверки могут быть сквозными, когда проверяется исполнение конкретного закона во всех или многих органах данной отрасли, министерства, службы. Могут проводиться совместные с органами контроля и другими, в основном, с вышестоящими органами проверки. Проводятся одновременные с другими органами проверки, когда прокурор проверяет исполнение закона в одном органе, а, к примеру, налоговая служба - в другом. Все перечисленные выше проверки являются первичными.Прокуроры проводят также повторные или контрольные проверки. Они могут проводится для выяснения вопроса, устранены ли нарушения законов, выявленные при первичной проверке. Кроме этого, целью контрольной проверки может быть определение качества, полноты проверки, ранее проведенной другим прокурорским работников.Могут также проводиться проверки результативности прокурорского надзора. Основная цель их проведения - определение эффективности акта или нескольких актов прокурорского надзора. Практикуется также и проведение показательных проверок исполнения законов, которые проводятся наиболее опытным прокурором, с участием молодых прокурорских работников.Проверки должны проводиться своевременно. Проверку можно считать проведенной своевременно, если выявленные в ходе её проведения нарушения законов можно устранить.Проверки должны быть полными. Их полнота определяется двумя категориями: объёмом и глубиной. Объём - это границы проверки, которые должны быть оптимальными, позволяющими качественно и в намеченный срок провести проверку и выполнить стоящие перед ней задачи. Глубина проверки характеризуется полнотой изучения тех вопросов, которые подлежат выяснению.Залогом проведения качественной проверки исполнения законов служит тщательная подготовка к ней прокурора.Подготовка к проверкам включает в себя такие элементы:- ознакомление с материалами ранее проведенных в этом органе проверок исполнения законов в целях выяснения, какие нарушения законов допускались там ранее и какие в связи с этим приняты меры администрацией к устранению нарушений и недопущению их в будущем;- тщательное изучение законов, нормативных актов, регулирующих деятельность органа, где предстоит проводить проверку;- подбор и изучение законов и нормативных актов, применяемых органом, где предстоит проводить проверку;- ознакомление с основными ведомственными актами, отражающими специфику деятельности данного органа;- изучение руководящих указаний Г енпрокурора РФ, его заместителей, прокурора субъекта федерации в части предмета проверки;- изучение имеющихся в прокуратуре методических пособий, разработок и рекомендаций по предмету проверки;- определение тактики и методики проведения предстоящей проверки;- определение перечня материалов и документов, с которыми надлежит ознакомиться в ходе проверки, а также перечня вопросов, подлежащих выяснению;- определение и подбор специалистов, привлекаемых к проверке, и формулирование вопросов, на которые им необходимо дать ответы, преимущественно в виде заключений;- составление плана или программы проверки, отражающих её основные этапы, задачи и содержание, источники получения информации о нарушениях законов и другие вопросы.О предстоящей проверке заблаговременно ставится в известность руководитель органа, где её предстоит проводить, но в отдельных случаях проверки могут быть внезапными и проводиться без предварительного предупреждения.В ходе проверки прокурор с помощью специалистов, выясняет самые различные правовые вопросы, касающиеся исполнения законов. Достижению полноты проверки исполнения законов способствует комплексное применение прокурором различных проверочных действий, таких, как:- ознакомление с актами проверок, расследований, ревизий, инвентаризаций, приказами и другими правовыми актами, статистическими отчётами;- осмотр документов и предметов;- назначение ревизий и экспертиз;- получение заключений специалистов;- беседы с должностными лицами и сотрудниками;- получение устных или письменных объяснений;- направление запросов;- составление разного рода справок, и др.Проверка, как правило, заканчивается обсуждением её результатов с руководителями органа, руководителями структурных подразделений, охваченных проверкой.Основное внимание при этом уделяется анализу причин выявленных нарушений законов и поиску путей их устранения и недопущения в будущем.В целях установления события правонарушений и обстоятельств, способствующих им, прокурорам с помощью специалистов приходится прибегать к взятию проб и образцов (воды, грунта, разного рода веществ и т.д.) на исследование; к проведению контрольных закупок, проверок, замеров; опробованию в работе техники и оборудования; изъятию предметов и документов; проведению различных расчётов; фото/ видеосъёмке различных объектов и местности; изготовлению схем, макетов; записи объяснений.По результатам проверки прокурором составляется справка. В ней отражается характер и объём выполненной в ходе проверки работы, указываются выявленные нарушения законов.
Важнейшим направлением прокурорского надзора в сфере исполнительной власти является надзор за законностью правовых актов. В предмет надзора входит законность и обоснованность правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, исполнительных органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В основе установленного требования о необходимости соответствия законам издаваемых названными органами правовых актов лежит закрепленный в Конституции РФ принцип верховенства закона. Правовые акты указанных органов и их должностных лиц носят подзаконных характер. Они издаются в целях реализации законов и в своей основе имеют закрепленные в законе положения. Любое отклонение от текста закона может привести к искажению его смысла, наступлению отрицательных, во многом непредсказуемых последствий. Поэтому государство всецело заинтересовано в том, чтобы подзаконные акты издавались в точном соответствии с требованиями, заложенными в законе. Надзор за соответствием закону правовых актов является одной из основных задач прокуратуры, к решению которой прокуроры должны подходить предельно ответственно и профессионально. Принцип верховенства федеральных законов обусловливает необходимость соответствия им также законов субъектов РФ.
Несоответствие закону правовых актов, о которых идет речь, может выражаться по разному. Это, в частности:
Причины несоответствия правовых актов закону могут заключаться: в незнании закона, игнорировании требований закона; отсутствии должной юридической подготовки и культуры у разработчиков правовых актов и должностных лиц, от которых зависит издание правового акта, их стремление к получению незаконных льгот, к достижению иных корыстных целей 1 .
Прокурорам следует использовать имеющиеся в их распоряжении возможности для предупреждения издания правовых актов, несоответствующих федеральным законам. В этом плане особое значение имеет участие прокуроров в подготовке проектов правовых актов представительными и исполнительными органами субъектов РФ. Этим актам принадлежит большая роль в реализации федеральных законов. Акты органов субъектов федерации в значительной мере определяют состояние законности и правопорядка в регионах. В связи с этим прокурорам желательно проводить необходимую работу по оказанию правовой помощи представительным и исполнительным органам субъектам РФ при подготовке проектов правовых актов с тем, чтобы в последствии не прибегать к их опротестованию. По мнению Ю.И. Скуратова, «следует также искать формы влияния прокуроров на принятие правовых актов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.. 2 .
Важную роль в области надзора за законностью правовых актов играют прокурорские проверки. Обычно органы прокуратуры приступают к проверке только при наличии двух обязательных условий: поступления информации о нарушении законов и убежденность в том, что соответствующие вопросы не относятся к компетенции других органов власти и для устранения правонарушений требуется принятие мер непосредственно прокурором. Однако, на сегодняшний день есть, пожалуй, всего один случай, когда прокурор в целях защиты общественных и государственных интересов вправе начать проверку, не дожидаясь поступления к нему информации.
Речь идет о проверке в сплошном порядке законности правовых актов, которые издаются федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами и преимущественно касаются либо неопределенного круга лиц, либо больших групп населения или по своему характеру могут причинить существенный вред отдельным гражданам. Например, при применении к этим лицам правоохранительными и контролирующими органами административного задержания, различных санкций, налагаемых в административном порядке 3 .
Таким образом, при отборе правовых актов, подлежащих сплошной проверке, следует исходить из направленности правовых актов и круга лиц, которым они адресованы.
Установив незаконность правовых актов, изданных органами власти и их должностными лицами, прокурор определяет порядок реагирования на эти нарушения.
Для корректирования результатов нормотворческой деятельности органов власти и их должностных лиц прокуроры широко используют опротестование незаконных правовых актов либо обращение по аналогичному поводу с заявлениями в суды.
Протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования на выявленные нарушения закона. За 1997-1998 г.г. по протестам прокуроров отменены более 120 тысяч противоречащих законодательству актов представительной и исполнительной власти, должностных лиц 1 . Протест приносится на правовой акт в случае его противоречия его закону. В протесте заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, либо о его отмене. Сфера применения протеста, как следует из Закона, ограничена только правовыми актами. Однако, В.И. Басков считает, что предметом опротестования могут быть не только правовые акты, но и любое незаконное действие должностного лица 2 . Но большинство ученых-юристов считают эту теорию несостоятельной, и я с ними согласен, так как незаконные действия органов власти и должностных лиц устраняются с помощью иных средств правового воздействия (например, административная юстиция).
Правом принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель, Опротестование актов осуществляется в пределах компетенции прокуроров соответствующих уровней. Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, их должностных лиц. Прокуроры субъектов РФ обладают правом опротестования правовых актов представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов контроля соответствующего звена. Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором РФ и его заместителями. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже.
В тех случаях, когда прокурор выявляет незаконные акты органов, должностных лиц, надзор за законностью деятельности которых осуществляет вышестоящий прокурор, он должен подготовить проект протеста и представить его в вышестоящее звено прокурорской системы.
Протест приносится в органы или должностному лицу, издавшим незаконный или необоснованный правовой акт. Прокурор вправе принести протест в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Это определяет прокурор приносящий протест в зависимости от конкретных обстоятельств. Если, по мнению прокурора, не требуется вмешательство вышестоящего органа или должностного лица, протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему незаконный правовой акт. В вышестоящий орган представляется целесообразным приносить протест в тех случаях, когда есть основания рассчитывать на его более объективное, по сравнению с органом, издавшим правовой акт, отношение к протесту, а также при наличии сведений о том, что аналогичные нарушения могут иметь место в практике других органов данной системы. В вышестоящий орган приносится протест и в тех случаях, когда нижестоящим органом отклонен первоначальный протест прокурора.
Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону возникает в условиях свидетельствующих о заведомой предумышленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим правовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта, либо требующих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону.
Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел. При этом необходимо иметь в виду, что в арбитражные суды прокуроры обращаются с заявлениями о признании недействительными актов, в которых представлены вопросы, касающиеся сферы предпринимательской и иной экономической деятельности.
Форма протеста не определяется, но в практике прокурорского надзора по существу единственной признается письменная форма. Бесспорное значение для серьезного восприятия протеста имеет его оформление и стилистическое исполнение. Его обязательными реквизитами являются: точное название органа, в который приносится протест; акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону; конкретное название закона и его положений, в противоречии с которыми вступил опротестованный акт; обстоятельства, дающие основания для вывода о его незаконности; четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста; подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.
Законом установлен предельный 10-дневный с момента поступления срок рассмотрения протеста для органов, имеющих общий повседневный режим работы, т.е. прежде всего для исполнительно-распорядительных органов.
По мнению В.И. Баскова, принесение протеста на противоречащий закону правовой акта приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. Речь идет главным образом о таких нарушениях закона как лишение или ограничение права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т.д. Когда прокурор направляет протест он указывает на необходимость приостановления действия опротестованного акта 1 .
По действующему законодательству, как считает В.Б. Ястребов, принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта 2 . Тем не менее имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта противоречащего закону акта. Именно из этих соображений, прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступлений опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте 3 .
О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должно быть направлено письменное сообщение. Если невозможно техническое исполнение данного требования в тот же день, тогда оно исполняется на следующий день. Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.
Прокурор жестко не связан с позицией, изложенной в протесте. Мнение прокурора может измениться в результате установления новых ранее неизвестных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он может быть отозван. Права отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен, - прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.
Опротестование прокурором незаконных правовых актов стало играть важную роль в сфере надзора за законностью правовых актов субъектов РФ. За 1997 - 98 г.г. в России было опротестовано около 1400 несоответствующих Конституции РФ, федеральному законодательству правовых актов законодательных собраний, государственных советов, дум, президентов, правительств, глав администраций субъектов РФ 4 . В 1998 году по инициативе прокуроров изменены почти 900 региональных законов, указов и постановлений, противоречащих федеральному законодательству. Многие из этих актов искусственно сужали объем правомочий граждан, установленных второй главой Конституции РФ (прав работников, несовершеннолетних, предпринимателей) 5 .
Прокурорская деятельность все чаще обнажает серьезные государственные проблемы. В ряде регионов четко обозначилось стремление к присвоению полномочий, отнесенных к исключительной компетенции Российской Федерации.
Однако, к сожалению, далеко не все прокуроры эффективно используют предоставленные им возможности для противодействия антиконституционному правотворчеству субъектов РФ, порой ссылаются на Конституционный Суд страны, полагая, что только этот орган вправе решать сложные правовые вопросы.
О совершенствовании деятельности прокуроров по надзору за законностью правовых актов свидетельствует приказ Генерального прокурора РФ № 42 от 18 июля 1997 г. «Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов РФ». Главная цель этого приказа, по мнению А. Мельникова, во-первых, в том, чтобы напомнить прокурорам, что опротестовываться должны все без исключения незаконные акты субъектов РФ, несмотря на наличие процедур Конституционного Суда. Во-вторых, нужно отказаться от практики принесения протестов на такие акты, если очевидно, что соответствующий представительный или исполнительный орган добровольно не удовлетворит требование прокурора. В этом случае единственно правильный способ устранения нарушений - обращение прокурора в суд. Причем не только в суд общей юрисдикции, но и в конституционные (уставные) суды субъектов РФ 1 .
Не менее важную роль опротестования незаконных правовых актов играет в работе районных и городских прокуроров, осуществляющих надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления. За 1997-98 годы по протестам прокуроров в системе местного самоуправления отменены более 27 тысяч незаконных правовых актов, абсолютное большинство которых носило нормативный характер 2 .
Анализ практики прокурорского реагирования указывает на то, что большинство незаконных решений органов местного самоуправления, как правило, связано с грубыми нарушениями прав и свобод граждан. Причем наиболее характерным для органов местного самоуправления является игнорирование требований налогового, земельного, жилищного, трудового, административного законодательства, а также законов, предусматривающих предоставление определенных льгот ветеранам и инвалидам. Многочисленны факты подмены главами местных администраций в своей деятельности представительных, судебных, контролирующих органов.
Повсеместно распространены нарушения, связанные с установлением непредусмотренных законом налогов и сборов. Так, в нарушение требований Закона РФ «О государственной пошлине», Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», постановлением главы Грязновской сельской администрации Липецкого района Липецкой области на территории населенного пункта было предусмотрено взимание госпошлины за выдачу справок с места жительства. В соответствии с п.4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление местных налогов и платежей является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления. Как показывает прокурорская практика, зачастую налоги и сборы устанавливаются местными администрациями. Например, сбор за право торговли на территории Косыревского сельского совета Липецкого района был установлен постановлением главы администрации № 25 от10.04.98.
В то же время имели место факты, когда главы администраций необоснованно освобождали налогоплательщиков от уплаты налогов. Глава администрации Хлевенского района Липецкой области, в нарушение принятого на сессии районного совета депутатов Положения о порядке предоставления налоговых льгот, своим постановлением № 882 от 30.12.97 освободил СХПК «Ново-Дубовской» от уплаты в районный бюджет транспортного налога и сбора за уборку территории. Все названные акты отменены по протестам прокуроров.
Органами местного самоуправления вводились непредусмотренные меры административной ответственности. Главой администрации рабочего поселка Добринка административная ответственность была установлена за нарушение порядка использования воды из коммунального водопровода, главой администрации Елецкого района Липецкой области - за нарушение правил пребывания детей и подростков в общественных местах 1 .
Массовый характер приобрели случаи неправомерного вмешательства органов местного самоуправления в хозяйственную деятельность предприятий, не находящихся в муниципальной собственности. Перечисленные нарушения после вмешательства прокуратуры были устранены.
Заместитель Генерального прокурора РФ В.И. Давыдов, учитывая исключительную остроту рассматриваемого вопроса, а также отмеченные недостатки, предлагает осуществить меры по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о местном самоуправлении, опротестованию незаконных нормативных актов субъектов РФ, ограничивающих права граждан на местное самоуправление, а также усилить профилактическую направленность надзорной деятельности, максимально использовать прокурорские полномочия для пресечения нарушений законности на стадии подготовки в представительных органах нормативных актов, касающихся больших групп населения 2 .
Прокурорские проверки исполнения законов - это основное правовое средство выявления и пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Они проводятся только при наличии сведений о нарушении закона.
Однако проверки законности содержания административно задержанных в камерах (комнатах) временного содержания, в медицинских вытрезвителях и в центрах социальной реабилитации или в приемниках-распределителях проводятся прокурорами периодически и при отсутствии сведений о нарушении законов. Без сигналов о нарушении законов проводятся военными прокурорами проверки законности содержания на гауптвахтах военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке.
Будучи разновидностью расследования, проверки служат установлению истины. В ходе их проведения устанавливается, соответствуют ли действительности полученные сведения о нарушении закона, т.е. имело ли место нарушение закона.
Проверки могут носить целевой характер, если в ходе их проведения проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения, например в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Они могут быть комплексными , когда проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения, скажем, в социальной, банковской и других сферах. Проверки могут быть сквозными , когда проверяется исполнение конкретного закона во всех или многих органах данной отрасли, министерства, службы. К проведению таких проверок обычно подключаются прокуроры всех уровней, обслуживающие территории, где имеются предприятия, учреждения и организации данной отрасли, министерства, службы.
Могут проводиться совместные с органами контроля и другими, в основном вышестоящими, органами проверки исполнения закона. Проводятся также одновременные с другими органами проверки, когда прокурор проверяет исполнение закона в одном органе, а, например, налоговая инспекция - в другом. Все перечисленные выше проверки являются первичными.
Прокуроры проводят также повторные, или контрольные, проверки. Основной целью проведения контрольной проверки является определение качества, в основном, полноты проверки, ранее проведенной другим прокурорским работником, в особенности не имеющим достаточного опыта работы. Разновидностью контрольной проверки является повторная проверка. В ходе ее проведения устанавливается, какое влияние оказали предпринятые прокурором меры на состояние исполнения законов, т.е. уменьшилось, осталось на прежнем уровне или увеличилось количество правонарушений.
Могут также проводиться проверки результативности актов прокурорского надзора (реагирования) или фактического устранения нарушений законов . Основная цель проведения таких проверок - определение эффективности акта или нескольких актов прокурорского надзора. Их целью является также установление достаточности принятых прокурором мер реагирования.
В целях повышения профессионального мастерства прокуроров, распространения положительного опыта работы практикуется проведение показательных проверок исполнения закона, которые проводятся наиболее опытными прокурорами.
Проверки должны проводиться своевременно. Проверку можно считать проведенной своевременно, если выявленные в ходе ее проведения нарушения законов можно устранить. При этом следует иметь в виду, что эффективность проверок тем выше, чем ближе время их проведения ко времени совершения нарушения закона. Поэтому желательно всячески добиваться приближения времени проведения проверок ко времени совершения правонарушений.
Проверки должны быть полными. Их полнота определяется двумя категориями: объемом и глубиной. Объем - это собственно границы проверки, которые должны быть оптимальными, позволяющими качественно и в намеченный срок провести проверку и выполнить стоящие перед ней задачи. Если границы проверки определены слишком узкими, то это может привести к тому, что отдельные нарушения закона останутся невыявленными. Если же они определены неоправданно широкими, то в силу большого объема работы ее трудно или невозможно будет провести качественно.
Глубина проверки характеризуется полнотой или степенью проникновения в те вопросы, которые подлежат выяснению (доказыванию). Она выражается в полноте выявления нарушений законов, причин и условий, способствующих нарушениям, в полноте установления вредных последствий совершенных правонарушений, а также в полноте установления лиц, допустивших нарушения закона и способствующих (попустительствующих) им.
Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов служит тщательная подготовка к ним прокуроров. Содержание подготовки к проверкам зависит от профиля органа, где ее предстоит проводить, от характера сведений о нарушении закона, в определенной мере от объема и специфики предстоящей проверки, ее сложности, а также от опыта работы и квалификации прокурора и от времени, которым он располагает. Особенно тщательно следует готовиться к проведению проверок начинающим или проводящим такие проверки впервые прокурорским работникам.
Подготовка к проверкам обычно включает такие элементы:
Процедура проведения проверок исполнения законов конкретными органами фиксируется в методических пособиях и разработках. Обычно о предстоящей проверке заблаговременно ставится в известность руководитель органа, где ее предстоит проводить. Проверка начинается со встречи прокурора с руководителем органа, который ставится в известность о цели прибытия прокурора и задачах, которые ему необходимо разрешить в ходе проверки. По просьбе прокурора в его распоряжение выделяется сотрудник органа для оказания помощи прокурору в предоставлении необходимых материалов и документов, вызове сотрудников органа и т.п.
В ходе проверок прокуроры как сами, так и с помощью специалистов выясняют самые различные правовые вопросы, касающиеся исполнения законов. Характер выясняемых вопросов зависит от характера сведений о нарушении закона, которыми обладает прокурор. В этом смысле каждая проверка индивидуальна, не похожа одна на другую.
Во всех случаях в первую очередь подлежат проверке сведения о нарушении закона. Если становится известно, что имели место и другие нарушения законов, в том числе и в других структурных подразделениях, то объем проверки увеличивается. Прокурор обязан выявить все нарушения законов и принять меры к их устранению.
Если в адрес органа вносились ранее протесты или представления, то необходимо выяснить, реализованы ли они, действительно ли отменены незаконные акты и устранены другие нарушения законов.
Достижению полноты проверок исполнения законов способствует комплексное применение прокурорами различных проверочных действий. Ими применяются следующие проверочные действия: ознакомление с актами проверок, расследований, ревизий, инвентаризаций, приказами и другими правовыми актами, статистическими отчетами и многими другими документами; осмотр документов и предметов; назначение ревизий и экспертиз; получение заключений специалистов; беседы с должностными лицами и сотрудниками (работниками); получение устных или письменных объяснений; направление запросов и отдельных поручений; снятие копий с документов; составление разного рода справок.
В целях установления события правонарушений и обстоятельств, способствующих им, прокурорам с помощью специалистов приходится прибегать ко взятию проб и образцов (воды, грунта, разного рода веществ, материалов и т.д.) на исследование; к проведению контрольных и иных замеров; опробованию в работе техники и оборудования; изъятию предметов и документов; проведению различных расчетов (подсчетов); фотографированию и киносъемке различных объектов и местности; изготовлению схем, макетов; записи объяснений на магнитную ленту и другим действиям.
Проверка, как правило, заканчивается разбором ее результатов с руководителями органа, руководителями структурных подразделений, охваченных проверкой, сотрудниками юридической службы. В разборе принимают участие специалисты, привлеченные к проверке.
При этом основное внимание уделяется анализу причин выявленных нарушений законов и рассмотрению путей их устранения и недопущения в будущем. В обязательном порядке называются должностные и иные лица, виновные в совершении этих нарушений и способствующие (попустительствующие) этому.
По результатам проверки прокурором - руководителем прокуратуры составляется справка. Если проверка проводилась другим прокурорским работником, то им составляется докладная записка. В этих документах отражается характер и объем выполненной в ходе проверки работы и фиксируются выявленные нарушения законов.