Юридический портал. Льготный консультант

А ксель *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения. Сейчас этот прыжок выполняют в 1,5 оборота (одинарный), 2,5 (двойной) и 3,5 оборота (тройной). Существует прыжок вполоборота, так называемый перекидной, или прыжок тройкой* , аналогичный прыжку аксель по способу отталкивания. Этот прыжок является основой прыжков аксель с большим числом оборотов (рис. 62).

Выполняют аксель после мощного разбега. Во время подготовки к толчку переходят к скольжению назад-наружу, при выполнении которого важно сохранить устойчивое положение. Для этого за последним толчковым шагом разбега следует кратковременная фиксация звеньев тела. В этой фазе необходимо следить за прямым положением тела, не выпячивать таз, не опускать голову и не сутулиться. Переход от разбега к толчку должен исполняться легко, непринужденно. При обучении этой детали прыжка нужно объяснить начинающему фигуристу, что снижение скорости, скобление зубцами льда, сутулость не облегчают, а усложняют качественное исполнение прыжка.

Переход к скольжению на толчковой ноге вперед-наружу не должен вызывать заметного изменения направления движения тела. Начальное вращение в этих прыжках создается стопорящим движением конька толчковой ноги. Иные способы, как правило, приводят к неудаче. Особенно ярко это проявляется при выполнении прыжка в 2,5 оборота и более.

Попытка приобрести начальное вращение за счет увеличения кривизны толчковой дуги обычно приводит к нарушению устойчивости движения продольной оси тела в полете. На рис. 63 приведены два варианта выполнения толчковой дуги - малой (а) и большой (б) кривизны. В первом случае направления движения конька и всего тела почти совпадают, и тогда условия для создания устойчивого движения в полете благоприятные. Во втором случае направления движения конька и всего тела расходятся, в результате чего к концу толчка происходит потеря устойчивости тела.

Попытка создать начальное вращение тела за счет вращения верхней части тела вызывает поворот нижней части в том же направлении, а это в конечном итоге приводит к увеличению кривизны толчковой дуги с отмеченными выше отрицательными последствиями.

В практике встречается несколько вариантов выполнения конца толчковой дуги, другими словами - различные варианты стопора: зубцовый стопор, при котором конек толчковой ноги отделяется от льда, совершая перекат через зубцы конька (след на льду в этом случае тонкий); реберный стопор, при котором конек опорной ноги поворачивается относительно направления скольжения и осуществляет торможение, соскабливая лед передней частью наружного ребра; комбинированный стопор, при котором начало его реберное, а конец -зубцовый. Выраженное скобление ребром переходит в следот зубцов.

При обучении толчку в прыжках аксель следует учитывать особенности каждого способа выполнения стопорящего движения. Зубцовый стопор помогает сохранить высокую горизонтальную скорость движения благодаря отсутствию длительного торможения коньком. Однако стопорящее движение, выполненное зубцом конька, короче по времени и для создания вращательного движения менее эффективно. Поэтому количество начального вращения, приобретаемого фигуристом при зубцовом стопоре, при прочих равных условиях меньше, чем при стопоре ребром.

Комбинированный стопор позволяет соединить достоинства обоих способов и создать у спортсмена очень важное ощущение уверенности, удобства отталкивания. Этот способ обеспечивает наиболее правильное, устойчивое движение продольной оси тела в полете. Фигуристы, использующие комбинированный стопор, прыгают более стабильно.

Положение тела во время толчка в прыжке аксель позволяет выполнить мощное маховое движение руками и свободной ногой в направлении вперед-вверх. Благодаря ярко выраженным маховым движениям большой амплитуды, с помощью которых можно достичь максимальной высоты и длины полета, прыжок аксель относится к наиболее эффектным прыжкам.

Сальхов *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения (рис. 64). Наиболее распространенным вариантом подхода к прыжку является тройка вперед-наружу - назад-внутрь. Другой вариант выполняется переступанием, например правая вперед-внутрь, левая назад-внутрь. Встречается вариант подхода, начинающийся тройкой назад-наружу - вперед-внутрь с последующим переходом к толчковой дуге назад-внутрь. Этот вариант отличается динамичностью, эффектом неожиданности.

В этом прыжке легче, чем в других прыжках, достичь большого числа оборотов. Дело в том, что начальное вращение создается двумя наиболее эффективными способами - скольжением по кривой и вращением верхней части тела. Кроме того, некоторое количество вращательного движения может быть сообщено телу при переходе на толчковую ногу. После разбега, который завершается скольжением назад, фигурист выполняет тройку вперед-наружу - назад-внутрь. Движение это должно сопровождаться отведением свободной ноги и одноименной руки назад, что облегчает последующее маховое движение.

Отрыв от льда происходит с дуги назад-внутрь и сопровождается активным маховым движением свободной ногой и рукой в направлении общего вращения тела. Уверенное скольжение по толчковой дуге - одно из основных условий успешного выполнения прыжка. Поэтому обучение прыжку сальхов рекомендуется начинать с разучивания тройки назад-наружу - назад-внутрь на большой скорости с длительным скольжением назад-внутрь. Свободная нога при этом выпрямлена и находится точно над следом, а одноименная ей рука отведена назад. Целесообразно также выполнять приседание на опорной ноге, четко соблюдая равновесие.

В дальнейшем последовательно выполняют тройки на толчковой ноге, завершая их прыжком в один оборот.

Подходом к прыжку может также служить перетяжка назад-наружу - назад-внутрь. Такое выполнение подхода внешне создает впечатление внезапности прыжка. Во время толчка важно избегать сильного скобления льда зубцами и стремиться к плавному, слитному выполнению дуг тройки, резко разгибая толчковую ногу и акцентируя маховые движения в конечный момент толчка.

Петля *. Прыжок без перемены ноги с положительным направлением вращения (рис. 65). Выполняется аналогично петле назад-наружу, отчего и происходит его название. Этот прыжок относится к сложным реберным прыжкам, так как приходится предотвращать преждевременный поворот тела в направлении вращения, а также выполнять маховые движения ограниченной амплитуды. Разучивание прыжка рекомендуется начинать с овладения шагом, включающим поворот тройкой назад-наружу- вперед-внутрь с последующим переходом на ход назад-внутрь на другой ноге. Этот шаг повторяют по кругу. Осваивая его, необходимо следить, чтобы свободная нога находилась перед толчковой в скрещенном положении, и не допускать преждевременного поворота верхней части тела в направлении вращения.

Овладев этим шагом, можно приступать к разучиванию наиболее распространенного варианта подхода, выполняемого тройкой вперед-наружу - назад-внутрь с постановкой толчковой ноги на ход назад-наружу. Здесь, как и в других прыжках, исключительно важна устойчивость скольжения при подготовке к толчку и непосредственно в толчке. Исходное для толчка положение отрабатывают, выполняя тройки вперед-науружу с длительным скольжением назад-внутрь. При этом рука, одноименная толчковой ноге, отведена назад, а голова обращена внутрь дуги скольжения. Начальное вращение в прыжке петлей достигается вращением верхней части тела, поэтому описанное исходное положение позволяет выполнить необходимый замах и увеличивает амплитуду вращательного движения.

При разучивании прыжка петлей полезно выполнять пируэт назад, подход и въезд в который аналогичны прыжку петлей.

Оллер *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения (рис. 66). По способу отталкивания аналогичен прыжку петлей, но приземление в нем происходит на маховую ногу. Поэтому здесь важны энергичное маховое движение выпрямленной свободной ногой в направлении общего движения тела и фиксация положения обеих ног в полете. Чтобы уверенно выполнять приземление ходом назад-внутрь, необходимо отводить назад и удерживать в этом положении свободную ногу и, одноименную руку. В качестве вспомогательного упражнения для овладения приземлением рекомендуется длительное скольжение в таком положении.

Валлей. Прыжок без перемены ног с отрицательным направлением вращения (рис. 67). Выполняют его обычно после перетяжки назад-наружу - назад-внутрь, во время которой голову и. руки поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете. Свободная нога отведена назад и остается сзади на протяжении всего прыжка. Толчок осуществляют внутренним ребром конька и сопровождают энергичным вращательным движением верхней части тела в сторону, противоположную закривлению толчковой дуги.

Внутренний аксель. Прыжок выполняется толчком внутреннего ребра опорной ноги (рис. 67). ,В исходном перед толчком положении свободная нога сзади, противоположная рука впереди. В толчке ноги и руки группируются, а приземление происходит на ход назад-наружу на толчковую ногу. При разучивании важно-контролировать выполнение окончания толчковой дуги и не допускать поворота тройкой, иначе технический рисунок прыжка меняется и он превращается в прыжок петлей. Во время скольжения по толчковой дуге следует слегка наклонить тело внутрь дуги, поскольку толчок может вызвать нарушение равновесия во внешнюю сторону толчковой дуги.

Кораблик. Это название объединяет группу реберных прыжков, исполняемых с положительным и отрицательным направлением из положения «кораблик» (рис. 67). Приземление может быть также в положение «кораблик», т. е. на две ноги или на одну - в обычное положение. Толчок и приземление выполняют как на наружных, так и на внутренних ребрах. В любом варианте прыжка главное - четкость сохранения положения в толчке и во время приземления. Прыжок требует совершенного владения положением «кораблик». Выполняется в 1, 2 и 3 оборота. В программах эффектен, оригинален, делает прыжковый арсенал фигуриста более разнообразным.

Подводя итог описанию основных положений техники исполнения реберных прыжков, следует еще раз подчеркнуть, что главным условием успешного выполнения этой группы прыжков является уверенное, устойчивое скольжение на ребре конька. Именно скольжение по инерции по закрывающейся кривой создает предпосылки для создания в финальной части толчка начального вращения, необходимого для выполнения в воздухе значительного числа оборотов, достигающего в настоящее время 3 и 4.

Уверенность и динамическая устойчивость тела фигуриста на толчковой дуге в большой степени определяются исполнением предыдущих дуг - последней дуги разбега и дуг подхода. Эти дуги должны выполняться естественно, логично, так, чтобы при выполнении троек и переступаний тело не изменяло общего, генерального направления движения. В противном случае возникает потеря равновесия, сопровождающаяся, как правило, искажением естественного прямого положения тела, скоблением льда зубцами конька и другими ошибками. Важно, чтобы составляющие подход дуги были уравновешены и по длине. Например, в лрыжке сальхов не следует излишне удлинять одну и укорачивать вторую дугу подхода. Это же соображение справедливо и при подходе с переступанием в прыжках петлей, оллер и внутренний аксель.

Носковые прыжки

Лутц. Прыжок без перемены ноги с отрицательным направлением вращения (рис. 68). Один из наиболее сложных и в то же время эффектных прыжков. В исходном перед толчком положении фигурист скользит назад-наружу по пологой дуге. Свободная нога впереди, одноименная рука несколько отведена назад, взгляд обращен вперед. При подготовке к толчку свободную ногу отводят рядом с опорной назад, а плечи поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете. Толчковую ногу ставят на лед на расстоянии двух-трех длин конька сзади опорной ноги. В результате энергичного отталкивания обеими ногами фигурист отрывается от льда. Первой покидает лед опорная нога, затем толчковая.

Вращательное движение создается двумя способами: вращением верхней части тела и стопорящим движением зубцов конька толчковой ноги. Вращение начинает создаваться с поворота верхней части тела. Только после этого можно начинать стопорящее движение. При обратном порядке или одноименном выполнении обоих способов эффективность поворота значительно падает, так как времени с момента касания коньком льда до отрыва часто оказывается недостаточно для того, чтобы придать необходимую угловую скорость верхней части тела.

Позднее начало стопорящего движения также является ошибкой, так как поворот тела в этот момент оказывается чрезмерным. Он осложняет выполнение отталкивания и уменьшает высоту прыжка.

Попытки создать начальное вращение искривлением, толчковой дуги приводят к искажению характера прыжка - он превращается в прыжок сальхов с дополнительным толчком зубцом конька маховой ноги.

При освоении прыжка важную роль играет амплитуда вращательного движения верхней части тела. Для развития подвижности позвоночного столба целесообразно выполнять вращательные движения с гимнастической палкой или штангой на плечах., В качестве упражнений, направленных на совершенствование техники создания вращательного движения, рекомендуется использовать каскадное выполнение прыжка валлей, сопровождая его-энергичным вращательным движением верхней части тела, весьма важным для успешного овладения прыжком лутц.

Для согласования вращения плеч со стопорящим движением важно добиться, чтобы перед толчком фигурист имел ярко выраженный отрицательный поворот верхней части тела. Такое исходное положение обеспечивает необходимую амплитуду вращательного движения, создает предпосылки для повышения его эффективности.

Флип. Прыжок без перемены ноги с положительным направлением вращения (рис. 69). Чаще всего этот прыжок выполняют после тройки вперед-наружу - назад-внутрь с постановкой конька толчковой ноги сзади на зубцы. После поворота тройкой в исходном перед толчком положении свободная нога и одноименная рука отведены назад, что облегчает последующее вращательное движение верхней части тела. В процессе толчка к начальному вращению, полученному поворотом верхней части тела, добавляется вращение, возникающее вследствие стопорящего движения зубцами конька толчковой ноги.

Фигурист должен добиваться энергичного разгибания не только толчковой ноги, но и опорной, иначе при приземлении тело наклонится вперед. В этом отношении толчок в прыжке флип аналогичен толчку в прыжке лутц.

Прыжок флип может также начинаться переступанием с хода вперед-внутрь на ход назад-внутрь. Этот вариант аналогичен подходу в прыжке сальхов, но отличается более плоскими дугами подхода, которые исполняются таким образом, чтобы подход воспринимался выполненным при скольжении по прямой.

Тулуп *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением движения (рис. 70). Толчок выполняется после поворота тройкой вперед-внутрь - назад-наружу, затем следует постановка носка конька толчковой ноги назад в направлении общего движения. Для толчка используют также троечный переход вперед-наружу. Первый способ предпочтительней при выполнении максимального числа оборотов; второй способ обеспечивает более устойчивое выполнение толчка. По механике прыжок близок к прыжку сальхов.

Прыжок тулуп отличается быстрым нарастанием угловой скорости вращения тела в толчке. Это объясняется высокой эффективностью стопорящего движения коньком толчковой ноги, выполняемого в конечный момент толчка. Возможность быстро достичь высокой скорости вращения тела делает прыжок одним из наиболее удобных для совершения трех и более оборотов.

При открытом или затяжном варианте выполнения прыжка маховые движения в нем заканчиваются как в акселе. Если фигурист намерен совершить максимальное число оборотов, лучше выполнять маховое движение более сдержанно, подобно соответствующему варианту толчка в прыжке сальхов.

Распространенной ошибкой является чрезмерно скрещенное сзади положение толчковой ноги в начале отталкивания. В качестве вспомогательного упражнения целесообразно включать в тренировки последовательное выполнение троек вперед-внутрь - назад-наружу.

Шпагат. Этот прыжок выполняют в 0,5 оборота. Главное здесь - высокий взлет и фиксация положения полного шпагата в верхней точке полета. Для овладения прыжком наиболее целесообразно использовать толчок после переступания с хода вперед-внутрь на ход назад-внутрь. При отталкивании следует обращать внимание прежде всего на высокий взлет и принимать положение шпагата лишь в верхней точке. Распространены русский и классический варианты шпагата (рис. 71). Первый чаще выполняют мужчины, второй - женщины.

Приземление в прыжке шпагат имеет свои особенности. Начинается оно на носок конька, а затем фигурист возможно быстрее и энергичнее выполняет переход к тройке вперед-внутрь - назад-наружу.

Каскады прыжков. Каскады прыжков стали неотъемлемой частью не только произвольных программ. Они введены в качестве обязательного элемента в короткую программу произвольного катания.

Не следует смешивать каскады прыжков и комбинации прыжков. Комбинацией прыжков называют два или более прыжка, следующих один за другим и объединенных общим техническим или эстетическим замыслом. Каскад является частным случаем комбинации прыжков без поворотов и смены ноги между прыжками.

Своеобразие техники каскадов заключается прежде всего в том, что для выполнения последующего прыжка используется скорость движения, оставшаяся от предыдущего.

Для достижения наибольшей скорости первый прыжок каскада целесообразно выполнять с пологой траекторией полета. Это позволяет облегчить амортизацию при приземлении. Глубокая амортизация после приземления из предыдущего прыжка часто усложняет выполнение последующего.

Различают два варианта соединения прыжков в каскады. В первом для вращения в последующем прыжке преимущественно используют остаточное вращение от предыдущего прыжка. Здесь особенно важна слитность выполнения, а глубокая амортизация между прыжками нежелательна. Примером такого варианта каскада является комбинация аксель - прыжок петлей (рис. 72, а), лутц - прыжок петлей, два прыжка петлей и т. п.

Во втором варианте начальное вращение создается так же, как при выполнении одиночного прыжка, например в каскаде лутц - тулуп (рис. 72, б), сальхов - тулуп. При таком способе соединения приземление из предыдущего прыжка должно выполняться в положение исходное для толчка, что позволяет создать добавочное начальное вращение. Необходимо добиваться положения замаха, чтобы качественно выполнять второй прыжок.

В каскадах; как в любых прыжках, особенно важно сохранять жесткость взаимного положения звеньев тела в полете. Выполнение этих прыжков предъявляет высокие требования к уровню развития специфических физических качеств фигуриста, и в первую очередь к быстроте толчка, скорости и плотности группировки.

Специальные упражнения в тренировке прыжков

Эффективность обучения прыжкам на всех этапах в значительной степени определяется применением специальных подводящих и имитационных упражнений, а также специальных устройств.

При разучивании подготовки к толчку в первую очередь овладевают устойчивым, уверенным скольжением перед толчком. Для этого можно сочетать разбег с длительным скольжением в позе, соответствующей положению тела непосредственно перед началом толчка. Следует обращать особое внимание на то, чтобы переход к толчку возникал произвольно и уверенно контролировался. Весьма эффективен следующий методический прием. Фигурист разбегается, принимает фиксированную позу, а переход к толчку выполняет только по сигналу тренера. Таким образом вырабатывается навык выполнять толчок из устойчивого исходного положения в намеченном месте площадки. Фиксация позы перед толчком преследует цель добиться устойчивого скольжения. После овладения этой деталью разбега переходят к такому выполнению прыжка, при котором между разбегом и толчком нет длительной паузы.

Особенно важен последний шаг разбега. Он непременно должен быть мощным, энергичным, чтобы еще больше увеличить скорость движения тела в направлении прыжка. Важным условием, определяющим качество толчка и прыжка, является правильное сопряжение последней дуги разбега с толчковой дугой {рис. 73).

Чтобы избежать резких изменений направления при переходе к толчковой дуге, можно использовать контрольное упражнение. Фигурист разбегается, переходит на толчковую дугу, но не отталкивается, а скользит в фиксированной позе. Если он способен достаточно долго (4-5 с) сохранять устойчивое положение, значит, сопряжение последней дуги разбега с толчковой дугой хорошее; потеря равновесия, нарушение позы свидетельствуют о неправильном выборе направления толчка. Чтобы исправить ошибку, например, в прыжке аксель, рекомендуется такой прием: если равновесие нарушено во внешнюю сторону толчковой дуги, то угол постановки толчковой ноги следует уменьшить; если же внутрь толчковой дуги, то угол следует увеличить. Этот прием полезен и при отработке таких прыжков, как сальхов, тулуп, флип.

Для уверенного создания начального вращения целесообразно использовать специальные упражнения. В их числе последовательное исполнение троек (рис. 74, вверху), серии прыжков на двух ногах из положения назад в 1 оборот с приземлением на две ноги (рис. 74, в середине), последовательное выполнение прыжка вал-лей, а также прыжка лутц в 1 оборот без толчка.

Стопорящее движение зубцами конька разучивают прыжком лутц, флип и тулуп без поворота в воздухе, а также путем имитации этих прыжков, заменяя вращение в полете вращением на льду, как показано на рис. 74 (внизу).

Перечисленные упражнения полезно включать в разминку перед выполнением прыжков. Они помогают лучше овладеть техникой вращательных движений и подготавливают афферентные системы организма фигуриста к безопорным вращениям.

При обучении многооборотным прыжкам следует обращать внимание на скорость выполнения группировки. Чем быстрее фигурист группируется, тем больше оборотов он может совершить. Для овладения высокой скоростью группировки имитационные упражнения рекомендуется выполнять с резиновыми амортизаторами (рис. 77).

Для совершенствования группировки используют и отягощения, прикрепляемые к кистям рук и ног, как браслеты.

Эффективным упражнением для совершенствования приземления на льду являются прыжки в глубину с предложенной автором подставки, имеющей форму стула (рис. 75). Фигурист становится на сиденье, держась за спинку. Преподаватель приводит в движение подставку, а спортсмен спрыгивает с нее и выполняет приземление на ход назад-наружу.

Для совершенствования позы при приземлении описанные упражнения целесообразно выполнять с отягощениями, прикрепленными к кистям рук и к стопе свободной ноги.

Специальным устройством, которое может быть использовано для совершенствования техники и повышения уровня физических качеств, необходимых для выполнения прыжков, является лонжа, как стационарная, так и переносная (рис. 76). Стационарную лонжу можно укрепить и на катке и на открытом воздухе - на спортплощадке. С помощью лонжи и отрабатывают правильное положение рук и ног при группировке, совершенствуют разгруппировку и положение тела в приземлении.

Применение лонжи в зале и на льду может быть весьма эффективным для разучивания и совершенствования элементов, не связанных с вращением вокруг вертикальной оси. К ним относятся прыжки шпагат и бабочкой. При совершенствовании многооборотных прыжков с помощью лонжи упражнения можно выполнять с частичным и полным выключением зрения.

Добавь оборотов. Как отличать прыжки в фигурном катании

«Чемпионат» показывает, что общего у лутца и флипа, как отличить тулуп от «ту луп» и почему Заяц и Волк грязно сделали легендарный выброс.

30 марта в Бостоне стартует чемпионат мира по фигурному катанию – 2016. За что подавляющее большинство болельщиков любит этот вид спорта? Правильно, за прыжки. Конечно, есть всякие дорожки шагов, вращения, красивые костюмы и прекрасная музыка, но без тройных и четверных, акселей и тулупов фигурное катание потеряло бы почти всё. Всем известно, что главное в прыжке – не упасть, однако есть и ещё кое-что.

Тулуп – зубцовый прыжок с заходом с правой ноги
Риттбергер – рёберный, одна нога заведена за другую
Аксель – рёберный, прыгается лицом вперед
Сальхов – рёберный, практически с двух ног
Флип – зубцовый с поворотом перед прыжком
Лутц – зубцовый с длинным заходом.

«Чемпионат» рассказывает и показывает, что именно.

Лёгкий и именной

Тулуп (базовая стоимость тройного – 4,3 балла; четверного – 10,3 балла)
Здесь напрашивается шутка про зимнюю одежду, но мы её употреблять не будем – уж слишком часто она упоминалась за последние полвека, а повторённое дважды, как известно, в два раза смешнее не становится. Привычное для носителя русского языка название произошло от английского «toe loop» (петля на носке). Самый лёгкий и часто встречающийся прыжок в фигурном катании благодаря тому, что спортсмены в основном тулупы ставят вторыми и третьими прыжками в каскады. В общем, если увидите, что фигурист делает на заходе правой ногой дугу назад-наружу, зубцом левого конька толкается, а приземляется на правую же ногу, то не сомневайтесь, это он и есть. В качестве образца предлагаем посмотреть тройной тулуп в исполнении открытия нынешнего сезона Александра Петрова…

… и четверной, максимально сложный тулуп на данный момент, за авторством другого россиянине - Михаила Коляды.

Аксель (двойной – 3,3, тройной – 8,5)
Единственный именной (то есть названный по имени, а не по фамилии основателя – норвежца Акселя Паульсена) и единственный прыжок, исполняющийся лицом вперёд, поэтому спутать его с другими практически нереально. Соответственно целого числа оборотов на этом элементе нет. Когда говорится о двойном акселе, на самом деле выполнено 2,5 оборота, на тройном – 3,5. О тройном акселе Елизаветы Туктамышевой год назад гремели все спортивные и не только СМИ. Но в этом году «туксель», как и катание в целом, даётся Лизе с трудом. Так что в качестве примера двойного прыжка взята Аделина Сотникова…

…а тройного – общепризнанный эталонный исполнитель акселя Хань Янь.

Метод от противного

Риттбергер (тройной – 5,1, четверной – 12,0)
Автору этого прыжка, который (прыжок, а не автор) шесть лет назад отметил вековой юбилей, немного не повезло. Это в России его называют по имени отца-основателя прыжка, знаменитого немца Вернера Риттбергера, а на Западе элемент окрестили гораздо проще – «loop» (петля). Фигурист скользит на правой ноге, толкается тоже правой и приземляется на неё же. И – ключевой момент – свободная левая нога заносится вперёд накрест. Как только вы это увидите, можете сразу делать пометку – сейчас будет выполнен риттбергер. В нашем примере его исполняет в три оборота (впервые тройной риттбергер удался великой Габи Зайферт в 1968 году) главный фаворит грядущего чемпионата мира Евгения Медведева. Обратите внимание на работу рук и корпуса.

Сальхов (тройной – 4,4, четверной – 10,5)
Замечено, что обычно сложнее всего болельщикам отличать именно этот прыжок, названный в честь понятно, кого – олимпийского чемпиона Ульриха Сальхова. Скорее всего, смущает тот факт, что фигурист перед исполнением элемента совершает свободной ногой мах вокруг тела, а потом приземляется как раз на маховую ногу. Если у вас возникнут подобные сложности, то существует метод от противного. Когда вы увидели рёберный прыжок, но это точно не риттбергер и не аксель, значит, способом исключения определяем, что это был сальхов. Есть мнемоническое правило: «если одна нога за другой – риттбергер, если лицом вперёд – аксель, а если не пойми как – сальхов». Этот прыжок несколько раз становился камнем преткновения для Юлии Липницкой, но в нашем примере она его выполняет на отлично.

18 лет назад американец Тимоти Гейбл впервые исполнил четверной сальхов. Почти вся элита мужского одиночного катания за исключением Патрика Чана включает теперь его в свой прыжковый набор. Есть уникум и у женщин – японка Мики Андо в юности смогла чисто исполнить этот сложнейший элемент. Впрочем, докрученность прыжка и тогда, и сейчас вызывала очень большие сомнения, поэтому в качестве эталона мы взяли не Андо, а Хавьера Фернандеса на минувшем чемпионате Европы.

Зубец золотой

Флип (тройной – 5,3, четверной – 12,3)
Самый молодой прыжок в фигурном катании – единственный, которому ещё не исполнилось столетия. Также пока никому не удалось чисто приземлить флип в четыре оборота. Фигуристы заходят на него с левой ноги, толкаются ударом зубца правого конька об лёд и приземляются на правую ногу. Главная особенность – спортсмен разворачивается спиной только перед прыжком, нет длинного захода. Как это происходит в реальности, увидим на примере Патрика Чана.

Лутц (тройной – 6,0, четверной – 13,6)
На первых порах болельщики-новички часто путают его с флипом. Действительно, техника исполнения (кроме одной тонкости, о которой речь пойдёт ниже) похожа, но, в отличие от флипа, фигурист делает длинный заход на прыжок, иногда чуть ли не через весь каток. За что потом и получает порцию критики от ратующих за эстетичность и красоту ценителей фигурного катания. Вашему вниманию – тройной лутц от Юдзуру Ханю.

В нынешнем сезоне весь мир потряс китайский феномен Боян Цзинь, который на регулярной основе прыгает на соревнованиях четверной лутц, да ещё как прыгает! Американцы, пытавшиеся исполнять лутц до Цзиня, и близко не подошли к тому, что вытворяет этот парень. Смотрим и восхищаемся.

А теперь о той самой тонкости. Заход на лутц исполняется с внешнего ребра конька (то есть конёк направлен как бы от себя), на флип – с внутреннего. Часто перед прыжком случается непроизвольная смена ребра на противоположное, и мы можем видеть такие нехорошие явления как «флутц» и «лип». Интересно, что гигантский процент таких ошибок приходится на долю женщин, а в мужском катании этого практически не бывает. Технические специалисты нещадно штрафуют за это фигуристок, но воз и ныне там. Зато порой случается анекдотические ситуации, когда на домашнем турнире у спортсменки внезапно заходы становятся правильными и исчезают недокруты.

Естественно, как только граница родной страны пересекается в обратную сторону, всё возвращается назад.

Один хорошо, а три лучше

Каскады (равны сумме стоимости составляющих прыжков)
Кроме одиночных прыжков, фигуристы исполняют и каскады. Второй прыжок исполняется в той позиции, в какой завершён первый. Поэтому далеко не каждый прыжок подойдёт в качестве каскадного, например, флип или сальхов исполнить не получится. Чтобы это исправить, спортсмены иногда включают в каскад перекидной прыжок, после чего прыгают тот же сальхов. Человеку, смотрящему фигурное катание крайне редко, это вообще может с непривычки показаться ошибкой. А Юдзуру Ханю в показательных выступлениях однажды прыгнул уникальную комбинацию – четверной тулуп и три тройных акселя. Но имей он желание выполнить её на официальном турнире, чемпион Сочи получил бы за неё 0 баллов – в каскад нельзя включить больше трёх прыжков. Не говоря уже о том, что три одинаковых элемента также запрещены. На видео ниже Елизавета Туктамышева демонстрирует каскад из трёх разных прыжков – лутца, тулупа и риттбергера.

Родом из детства

Выбросы (тройные тулуп/сальхов – 4,5, лутц/флип – 5,5, риттбергер – 5,0, аксель – 7,7, четверные тулуп/сальхов – 8,2, лутц/флип – 9,0, риттбергер – 8,7). Этот элемент характерен только для пар, зато для подавляющего большинства читателей именно с него началось знакомство с прыжками в фигурном катании. Даже для тех, кто его ни разу не смотрел. В восьмом выпуске культового мультфильма «Ну, погоди!» в кратком, но запоминающемся совместном ледовом прокате Волк выбрасывает Зайца. Судя по заходу, это был аксель. При замедленном просмотре выясняется, что четверной, но с тяжелым выездом и приземлением на ход вперед. Судьи бы такой однозначно заминусовали.

В реальности же многие пары учат четверной выброс, но выполняют его на турнирах единицы, и ещё меньше делают это стабильно. Среди исполнителей выделяются вице-чемпионы мира Суй/Хань, единственные на данный момент, кто выполняет выброс на скорости. Остальные дуэты перед отправкой партнёрши в свободный полёт существенно снижают скорость – с места сделать четверной проще и менее травмоопасно.

Как интересно наблюдать за красивыми синхронными движениями фигуристов на льду, и насколько же сложно им выполнять те или иные движения. При этом сами виды прыжков мало кто знает и различает. Зато многие любители зимних видов спорта могут назвать самых удачно выступивших фигуристов. Причем запоминаются не только их номера и тщательно подобранные костюмы, но и тот прыжок в фигурном катании, который они сделали в определенной сценической программе. Сегодня мы постарались выяснить, какими же бывают современные прыжки. А также о том, какой из них самый сложный.

Общие сведения о прыжках в программах

Прыжки считаются обязательными элементами и частью программы для спортсменов, занимающихся профессиональным фигурным катанием. Данные элементы являются наиболее яркими, их выполняют на льду во всех дисциплинах. Без прыжков работают лишь фигуристы, избравшие в качестве основной своей деятельности спортивные танцы. По словам опытных спортсменов, прыжок в фигурном катании придает остроту ощущениям и требует не только красоты, но и высокого качества исполнения.

Какими бывают прыжки у фигуристов?

Со временем в любом виде спорта появляются дополнения и изменения. В настоящий момент современные фигуристы включают в свои показательные выступления сразу несколько видов прыжков. Всего их шесть. Каждый прыжок в фигурном катании входит в свою подгруппу. В общей сложности их насчитывается две, в каждой по три прыжка разного вида. Итак, различают прыжки:

  • Реберные.
  • Зубцовые.

При этом первый вид предполагает, что в процессе выполнения упражнения фигурист отталкивается ребром своего конька (его называют опорным) от поверхности льда. А зубцовые позволяют сделать толчок от зубца или носка свободной ноги. При этом любой прыжок в фигурном катании является специфичным. Он требует от спортсмена особой подготовки и владения техникой выполнения.

Возможность усложнить текущую программу выступления

Многие спортсмены могут усложнять свою программу, устраивая настоящие «водопады», или «каскады» из прыжков. В итоге выполняются прыжки с двумя, тремя и четырьмя различными вариациями. И только самые сильные фигуристы могут выполнять прыжки сразу с четырьмя оборотами.

Что такое зубцовые и реберные прыжки?

К реберным можно отнести такие элементы, как сальхов, аксель и риттбергер. А к зубцовым - лутц, тулуп и флип. В настоящий момент самый сложный прыжок в фигурном катании - аксель. Далеко не каждый спортсмен способен его выполнить. Подробнее о нем и других видах прыжков мы и расскажем далее.

Особенности выполнения и история происхождения тулупа

Первые прыжки в фигурном катании с данным названием были выполнены американцем Брюсом Мэйпсом в начале 1920 года. Свое название данные элементы получили за счет сложностей перевода. Так, это не одно, а сразу два слова - toe и loop, что в переводе на русский означает «петля в носке». Выполняется такой прыжок обычно с использованием внешнего ребра левой ступни. При этом после его выполнения спортсмен оказывается в том же положении, что и до прыжка.

Что собой представляет флип?

Как вы уже поняли, исполнение прыжков в фигурном катании имеет свою историю. Так, второй по сложности элемент под названием флип, впервые был выполнен в середине 70-х годов. Как оказалось, не сохранилось фамилии человека, впервые его реализовавшего.

Однако достоверно известно, что это был мужчина, а в женском катании этот элемент был освоен лишь к началу 80-х годов. Это и неудивительно. Техника выполнения этого эффектного элемента довольно сложная. Делается он с разворота. А далее фигурист делает толчок от внутреннего ребра левой ноги и подпрыгивает.

История происхождения и особенности выполнения лутца

Лутц - это далеко не первый самый сложный прыжок в фигурном катании, но его также нельзя назвать и легким. Выполняется он по своеобразной траектории S, а толчок вверх делается от внешнего ребра левой ноги. Первый раз этот прыжок удался австрийцу Алоизу Лутцу в 1913 году.

Прыжки риттбергер и сальхов

Сальхов считается одним из самых простых реберных прыжков. Свое название он получил в честь шведа Ульриха Сальхова. Именно этот спортсмен впервые выполнил его в 1909 году. Выполняется этот элемент с разворота. Он сопровождается дополнительным махом правой ноги, а в качестве толчковой используется левая нога (ее внутреннее ребро).

Риттбергер, или луп, был выполнен немецким фигуристом Вернером Риттбергером в 1910 году. Это прыжок средней сложности, выполняемый с внешнего ребра, но не левой, а правой ноги.

Несколько слов из истории о первом прыжке

Первый прыжок в фигурном катании был сделан лучшим норвежским фигуристом Акселем Паульсеном. Именно этот человек впервые выполнил необычайно сложное вращение и приземление, используя беговые коньки. Было это в 1882 году. Впоследствии этот элемент назвали в честь норвежского спортсмена - аксель.

В чем заключается техника исполнения акселя?

Как мы уже сказали, аксель - это самый сложный прыжок в фигурном катании. Год его выполнения навсегда запечатлен в истории современного фигурного катания. Его сложность заключается в том, что выполняется он с определенным посылом вперед. Из-за этого общее число оборотов оказывается неполным.

В зависимости от сложности данных оборотов аксель может быть одиночным, двойным, тройным и четверным. Так, одиночный прыжок предполагает выполнение в полтора оборота. Двойной - два с половиной, тройной - три с половиной, а четверной, соответственно, четыре с половиной. Интересно, что несмотря на стремительное развитие техники обучения современных спортсменов, выполнение четверного акселя по-прежнему считается большой редкостью. С такой задачей могут справиться только лучшие фигуристы.

«Перекидные» и «одноногие» прыжки

Аксель, выполненный менее чем в полтора оборота, назвали «перекидным», «испанским» или «вальсовым прыжком». Несмотря на свою схожесть с начальным элементом, этот прыжок выполняется без предварительной группировки, что делает его более простым. Чаще всего его используют вместо некоего связующего элемента в длинной спортивной программе.

В случае, когда во время прыжка фигурист опускается на ту же ногу, которой отталкивался, этот элемент принято называть «одноногим» акселем.

Особенности выполнения акселя

Если год первого сложного прыжка в фигурном катании мы уже знаем, стоит немного подробнее изучить особенности его выполнения. Что же в нем такого сложного? Для его выполнения, говорят спортсмены, необходимо заходить против часовой стрелки. Делается он так:

  • Сначала фигурист выполняет разминочное скольжение на правой ноге, дабы набрать скорость.
  • Затем он делает выпад, разворачивается.
  • Смещает вес тела на левую ногу и медленно снижается, приседая на ней.
  • Далее он осуществляет скольжение на левой ноге.
  • Подпрыгивает вверх, притормаживая при помощи лезвия конька и одновременно поднимая свободную ногу вперед.
  • Выполняется оборот в воздухе, во время которого спортсмен группируется и приземляется на правую ногу.

Интересные факты о выполнении сложных прыжков

Первым, кто выполнил аксель после его создателя, стал Дик Батон. Фигурист идеально повторил идеальный этот сложнейший прыжок во время Олимпийских игр 1948 года. Затем прыжок с тремя оборотами правда, с характерными ошибками, выполнил фигурист из Канады - Верн Тейлор. Было это также в 1948 году. Ровно через три года повторить тройной прыжок, но без ошибок, смог Александр Фадеев.

Как видите, покорение акселя, да и то с большим трудом, давалась исключительно мужчинам. Этот элемент требует от спортсмена отличной физической подготовки. Однако эту несправедливость удалось устранить спортсменке Соне Хени. Она стала первой фигуристкой, которая выполнила этот элемент без ошибок и падений. После нее эстафетную палочку подхватила Кэрол Хейсс, которая в 1953 году выполнила аксель с двумя оборотами. Тройной прыжок в 1988 году покорился не менее очаровательной Мидори Ито. Несмотря на то что с тех пор прошло много лет, никто из девушек и мужчин так и не смог сделать аксель с четырьмя оборотами.

Продолжаем изучать самый красивый вид зимнего спорта. Мы уже знаем главные турниры и на что, в фигурном катании, не стоит распыляться. Теперь учим матчасть - элементы. Знание даже половины из них произведет неизгладимое впечатление на Вашу девушку и добавить Вам плюсов в её глазах...

Аксель (axel jump) — один из шести стандартных прыжков фигурного катания; рёберный прыжок, единственный, выполняемый при движении вперёд. Назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена.

Арабеск (arabesque) — то же, что ласточка.

Бабочка (англ. butterfly) — 1. Невращательный прыжок, в котором туловище находится параллельно льду, а ноги совершают высокую дугу. 2. Ошибка, при которой вместо многооборотного прыжка получается одинарный прыжок.

Бауэр, Ина Бауэр (англ. Ina Bauer) — скольжение, при котором коньки расположены параллельно: один направлен вперёд, второй назад. Назван в честь немецкой фигуристки Ины Бауэр.

Беговой шаг — простейший шаг, применяемый для набора скорости вперёд в повороте. Существует и «задняя» версия бегового шага, применяемая не для разгона, а как декоративный шаг. Английское crossover относится к беговому шагу вперёд и подсечке назад.

Бедуинский прыжок — то же, что бабочка.

Бильман (англ. Biellmann spin) — поза фигуриста (и вращение в этой позе), когда свободная нога поднята выше головы и удерживается руками за конёк. Выполняется большинством женщин, из мужчин доступно мало кому. Названо в честь швейцарской фигуристки Денизе Бильманн.

Борт — ограждение катка.

Вальсовая позиция (также закрытая позиция) — в парном катании расположение партнёров лицом друг к другу, один катится вперёд, другой назад.

Вальсовая тройка (waltz three) — комбинация «(LFO) → тройка наружу (LBI) → подсечка (RBO)».

Взрослые любители — фигуристы возрастом 16 лет и более, не участвующие в ледовых шоу и рейтинговых соревнованиях. Соревнования взрослых любителей делают акцент на точности исполнения и красоте скольжения, а не на сложных элементах; оборотность прыжков ограничивается. Одиночники/пары выполняют одну укороченную программу, танцоры — два танца (обязательный и произвольный).

Винт (upright spin, scratch spin) — вращение стоя.

Волчок (sit spin, duck spin) — вращение в позе «пистолетик».

Выброс (throw) — в парном катании элемент, когда партнёр выталкивает партнёршу, она вращается в воздухе и самостоятельно приземляется на лёд.

Двойной прыжок (double jump) — прыжок с вращением в два оборота (2,5 для акселя).

Дорожка шагов (step sequence) — комбинация из шагов и поворотов, выполняемая в такт музыке.

Дуга (lobe) — скольжение на ребре одного конька. В отличие от спирали — продолжительного скольжения на одном коньке в красивой позе — дуга не является самостоятельным элементом.

Жим (также «поддержка 4 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёр поднимает партнёршу силой.

ИСУ — то же, что Международный союз конькобежцев.

Заклон (layback spin) — элемент, приспособленный под женскую пластику; вращение с выгнутым туловищем и запрокинутой назад головой.

Закрытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога впереди по движению. В элементах открытость/закрытость определяется по позиции на выходе. 2) В парном катании — то же, что вальсовая позиция.

Зубец — зубья на носке конька, применяемые в некоторых элементах (прыжки, зубцовые шаги, «циркуль», тодес…).

Зубцовые прыжки — прыжки, исполняемые со свободной ноги. Чтобы оттолкнуться, фигурист упирается зубцом свободного конька в лёд. Из стандартных — тулуп, флип, лутц.

Кантилевер (кораблик Климкина, cantilever) — разновидность «кораблика», когда таз оказывается над коньками, а тело укладывается горизонтально.

Каскад (jump combination) — несколько прыжков, следующих друг за другом, без промежуточных шагов или перегруппировок.

Кауфман — выброс акселем.

Командные соревнования — соревнования, призванные определить, чья школа сильнее. Исполняются по две программы в четырёх основных дисциплинах (мужчины, женщины, пары, танцоры). Место в каждой из восьми программ переводится в очки; выигрывает та команда, у которой очков больше.

Комбинация вращений, комбинированное вращение (combination spin) — вращение со сменой позы (стоя/сидя/либела) и опорной ноги.

Комбинация прыжков (jump sequence) — несколько прыжков, разделённые связующими элементами (не шагами). Также в качестве исключения комбинацией считается аксель после любого стандартного, например, тулуп-аксель. Считается одним прыжковым элементом, засчитываются два лучших прыжка с коэффициентом 0,8.

Кораблик (spread eagle) — скольжение на двух коньках, поставленных пятками друг к другу.

Короткая программа — первая из двух дисциплин одиночного и парного (спортивного) катания; длится до 2:50 и требует выполнения определённых обязательных элементов.

Короткий танец — первая из двух дисциплин танцевального катания; длится 2:50 и совмещает обязательную танцевальную серию с творческой интерпретацией. С сезона 2010—2011 заменил обязательный и оригинальный танцы.

Кроссролл (crossroll) — танцевальный шаг, когда фигурист, едущий на внешнем ребре, заносит свободную ногу накрест с опорной и едет на внешнем ребре другой ноги. Заодно — упражнение на езду на внешнем ребре.

Кэрриган (Kerrigan) — спираль в позе «ласточки», свободная нога удерживается одноимённой рукой за колено. Приём назван в честь американской фигуристки Нэнси Кэрриган.

Лассо (также «поддержка 5 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёрша обводится вокруг тела партнёра. Наиболее сложная из поддержек. Названа так за сходство с действиями ковбоя, замахивающегося лассо.

Ласточка (arabesque) — спираль, в которой туловище расположено горизонтально, а свободная нога отведена назад.

Либела (camel spin) — вращение в позе «ласточки».

Лутц (Lutz jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра левого конька. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца.

Международный союз конькобежцев — международная организация, управляющая конькобежным спортом, шорт-треком и фигурным катанием.

Недокрут (cheat, underrotation) — ошибка при выполнении многооборотных прыжков, когда спортсмен не делает в воздухе нужное число оборотов, доворачиваясь уже после приземления. Недокрут до 90° считается нормой и не штрафуется; до 180° — даёт 70 % стоимости прыжка, больший — оценивается как прыжок ступенью меньше.

Новая судейская система — система оценок выступлений в фигурном катании на коньках, появившаяся в 2004 году. Выступление оценивается как сумма баллов за выполнение элементов, плюс оценки за общее впечатление от программы, плюс призовые/штрафные баллы.

Одинарный прыжок (single jump) — прыжок с вращением в один оборот (1,5 оборота для акселя).

Одиночное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой спортсмен выступает в одиночку. Бывает мужским и женским.

Ойлер (half loop, Euler jump) — нестандартный прыжок; однооборотный прыжок с заходом как у риттбергера и приземлением на маховую ногу. Применяется как промежуточный между каким-либо стандартным и сальховым/флипом. Сразу после введения новой судейской системы каскады с ойлером считались комбинациями, что привело к снижению популярности этого элемента. С 2010 года связка "прыжок-ойлер-сальхов/флип" считается каскадом, что возродило этот прыжок. В каскадах ойлер получает стоимость одинарного риттбергера.

Опорная нога — в «одноногих» элементах та нога, на которой фигурист едет.

Открытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога позади по движению. В элементах открытость/закрытость определяется позицией на выходе. 2) В парном катании — то же, что фокстротная позиция.

Параллельное вращение — то же, что синхронное вращение.

Параллельный прыжок — приём парного катания, когда оба партнёра одновременно совершают один и тот же прыжок.

Парное вращение — приём парного катания, когда оба партнёра вращаются как единое целое.

Парное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой участвуют пары из мужчины и женщины.

Перекидной (waltz jump) — простой, но красивый прыжок, аксель в половину оборота. Применяется как связующий элемент.

Перебежка: 1) Бег простейшими шагами от одного элемента к другому. 2) Простонародное название подсечки.

Пистолетик (duck) — позиция в приседе на одной ноге, вторая вытянута.

Поддержка (lift) — приём парного катания, когда партнёр поднимает партнёршу, удерживает в этом положении и ставит на лёд. Какие-либо акробатические трюки в поддержке запрещены. В спортивном катании поддержка должна быть выше плеч, в танцевальном — наоборот, поддержки выше плеч запрещены.

Подкрутка (twist lift) — приём парного катания, когда партнёр подбрасывает партнёршу в воздух и ловит.

Произвольная программа — вторая часть соревнований в одиночном и парном (спортивном) катании; длится 4:30 у мужчин и пар, 4:00 у женщин. В отличие от короткой программы, количество исполняемых элементов только ограничено сверху.

Произвольный танец — последняя из двух дисциплин танцевального катания. Правила требуют от фигуристов лишь выполнить некоторый набор элементов — ритм, музыка и программа остаются на их усмотрение. Длится 4 минуты у взрослых, 3:30 у юниоров.

Профессионал — фигурист, получающий деньги из запрещённых ИСУ источников. Не может участвовать в соревнованиях ИСУ.

Прыжки — правила фигурного катания «прыжками» считают исключительно многооборотные прыжки: шесть стандартных (сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц) и ещё несколько нестандартных (валлей, ойлер).

Прыжковый элемент — прыжок, каскад или комбинация прыжков.

Ребро (edge) — одна из двух заострённых кромок конька. Одно ребро называют внутренним, второе — наружным.

Рёберность — в некоторых элементах соблюдение (или несоблюдение) требования, на каком ребре конька скользить. См. также Спираль, Тодес, Флутц, Лип.

Рёберные прыжки — прыжки с опорной ноги. Из стандартных таковыми будут аксель, риттбергер и сальхов. Несмотря на то, что современная техника предписывает исполнять их с зубца, перед «наколом» всегда есть глубокий след — дуга, совмещённая с толчком.

Риттбергер (loop jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра правого конька. Вращение достигается за счёт поворота туловищем и маха левой ногой вверх-назад. Пригоден на роль второго прыжка в каскаде. Назван в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера.

Сальто — прыжок с вращением через голову. В соревновательном катании запрещён. По-английски: somersault для переднего сальто, backflip для заднего.

Сальхов (Salchow jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька. Вращение достигается за счёт маха правой ногой вперёд-вниз. Назван в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова.

Свободная нога — в «одноногих» элементах та нога, которая поднята.

Связующие элементы — элементы, соединяющие сложные трюки в цельную программу. За связующие элементы ставят отдельную оценку, иногда — за «креативный» заход на элемент могут поднять его GOE.

Синхронное вращение — в парном катании вращение обоих партнёров синхронно и независимо друг от друга.

Синхронное фигурное катание — разновидность фигурного катания; на льду выступает команда из 8—20 человек.

Скобка (bracket turn) — относительно сложный разворот на одной ноге со сменой ребра. Называется так потому, что прочерченный коньком след напоминает фигурную скобку.

Совместное вращение — то же, что парное вращение.

Спираль — продолжительная езда на одном коньке на чётко выраженном ребре, в то время как вторая нога поднята. Обязательный элемент женского и парного катания, мужчинами исполняется нечасто.

Спортивная пара — пара в дисциплине парного катания, в противоположность танцевальной паре.

Судейская система ИСУ — то же, что Новая судейская система.

Судейский борт — длинный борт катка, около которого располагаются судьи. Программы (особенно парные) компонуют с учётом расположения судей, чтобы показать сильные стороны фигуриста/пары и скрыть слабые.

Танцы на льду (ice dancing) — одна из дисциплин фигурного катания, основанная на сложных шагах и вращениях. В танцах выступает пара из мужчины и женщины; запрещены поддержки выше плеч, прыжки и прочие «акробатические» элементы.

Твизл (twizzle) — вращение в движении.

Технический специалист — член судейской бригады, фиксирующий название и сложность элемента.

Тодес (death spiral) — элемент парного катания, когда партнёр выполняет «циркуль», держа за руку партнёршу, которая описывает круги вокруг него, выгнув тело параллельно льду.

Тройка (three turn) — разворот на одной ноге со сменой ребра. Назван так, потому что конёк рисует на льду цифру «3».

Тройной прыжок (triple jump) — прыжок с вращением в три оборота (3,5 для акселя).

Тулуп (toe loop jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (при вращении влево) с внешнего ребра правого конька. Часто применяется как второй прыжок в каскаде.

Уголок слёз и поцелуев (Kiss and cry) — место, где фигурист ожидает оценки судей.

Уровень сложности элемента — по особым критериям техническая бригада относит элемент к уровню B (базовому), 1, 2, 3 или 4 и по таблице определяется базовая оценка (SOV). Например: дорожка шагов 4 уровня должна содержать разнообразные шаги и повороты, исполняемые в разных направлениях и сочетающиеся с поворотами туловища, и быстрые смены направления вращения.

Флип (flip jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька.

Фокстротная позиция (также открытая позиция) — в парном катании позиция, когда партнёры находятся бок о бок и скользят одним и тем же фронтом.

Центровка — способность (или неспособность) фигуриста вращаться на одном месте, не «съезжая» в сторону.

Чемпионат четырёх континентов — объединённый чемпионат Азии, Африки, Америки и Океании (всего остального мира, кроме Европы).

Четверной прыжок (quadruple jump) — прыжок с вращением в четыре оборота (4,5 оборота для акселя).

Чистое исполнение — исполнение элемента или программы без ошибок, которые могли бы привести к вычитанию очков (недокрут, приземление на две ноги, задевание рукой льда, неуместное пользование зубцом конька, падение…).

Чоктау (choctaw turn) — шаг со сменой ноги, ребра и направления. Из-за сложности применяется преимущественно в танцах.

Шаг — любое движение, приводящее к смене опорной ноги, опорного ребра и/или фронта движения.

Шестибалльная система — система оценивания выступлений фигуристов, в которой каждый из судей выставляет оценки от 0,0 до 6,0 баллов. Применялась с 1901 до 2004 года.

Молодца! Ну, на сегодня вроде всё главное осилили. Осталось только подписаться на блог.

    Если в детстве мы все задавались вопросом, почему самый известный в народе прыжок в фигурном катании назван в честь такого элемента нашего гардероба, как тулуп, то по мере взросления все эти тулупы и аксели настолько плотно вошли в жизнь любителя спорта, что мы продолжаем называть их правильными именами, даже не задумываясь о происхождении этих названий. Однако, каждое из них имеет свою историю.

    Для начала же отметим, что в современном фигурном катании используется всего шесть видов прыжков, которые разделены на две подгруппы, по три в каждой. Реберные прыжки названы так, потому что для их исполнения фигурист отталкивается ото льда ребром своего конька. К ним относятся такие прыжки, как сальхов, риттбергер и аксель. К носковым, или зубцовым прыжкам, для исполнения которых необходимо отталкиваться носком, на котором расположены специальные зубцы, относятся флип, лутц и полюбившийся нам тулуп.

    Тулуп

    С тулупа предлагаем и начать наше знакомство с прыжками в фигурном катании. Название его происходит от двух английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке».

    Впервые тулуп был выполнен американским фигуристом Брюсом Мэйпсом в 1920 году. Сначала фигуристы исполняли просто тулуп, затем научились делать двойной тулуп. Тройной же тулуп, который можно чаще всего видеть в исполнении фигуристов в современном спорте, впервые был засчитан на чемпионате мира 1964 года фигуристу по фамилии Литц . Для того, чтобы рискнуть прибавить к этому прыжку еще один оборот, фигуристам потребовалось 19 лет. И вот на ЧМ-1983 советский спортсмен Александр Фадеев впервые его исполнил. Однако судьи прыжок не засчитали, усмотрев в нем ошибку. Премьера отложилась еще на пять лет - до 1988 года, когда на чемпионате мира блеснул канадский фигурист Курт Браунинг . Но и он допустил помарки. Идеальный четверной тулуп выполнили лишь в 1991 году. На чемпионате Европы отличился россиянин Алексей Урманов .

    Женщинам пока покорился лишь прыжок в три оборота, хотя попытки исполнить четверной тулуп предпринимались и представительницами прекрасной половины человечества. Первой это в 1991 году сделала темнокожая фигуристка из Франции Скурия Бонали - неудачно. С тех пор чисто исполнить четверной тулуп девушкам так и не удалось. Есть информация, что на тренировках прыжок иногда поддается японской спортсменке Микки Андо , но, одно дело исполнить его на тренировке, и сосем другое - на соревнованиях. Возможно она попробует рискнуть на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

    Сам же тулуп считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании. Фигурист отталкивается зубцом левого конька, делает оборот и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок левой с приземлением на правую. Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно.

    Флип

    Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Выполняется он с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, далее следует удар зубцом правой ноги, оборот и приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

    Название прыжка - также калька с английского слова flip, что в переводе означает щелчок - характерный звук, который фигуристы 30-х годов ХХ века слышали, начиная исполнять флип. В хрониках не сохранилась фамилия человека, первым исполнившего тройной флип, но произошло это в середине 70-х годов прошлого столетия. Девушки начали исполнять флип в три оборота не раньше начала 80-х годов. Флип в четыре оборота пока не покорился никому. Японец Дайсукэ Тахакаси пробовал исполнить его несколько раз, в том числе и на чемпионате мира 2010 года, но чисто это сделать у представителя страны восходящего солнца не получалось ни разу.

    Лутц

    Самый сложный из зубцовых, и второй по сложности из всех прыжков в фигурном катании - лутц. В отличие от предыдущих прыжков, он был назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца , впервые исполнившего его в 1913 году. Еще около десяти лет потребовалось фигуристам, чтобы научиться исполнять двойной Лутц. Тройной прыжок покорился мужчинам лишь в 1962 году. Первопроходцем был канадский фигурист Дональд Джексон , которому тройной лутц принес чемпионство. Интересно, что вторым тройной лутц исполнил немецкий спортсмен Ян Хоффман лишь 12 лет спустя - в 1974 году. Попытки исполнить четверной лутц начались еще в 1998 году. На чемпионате США это сделал Майкл Вайс , но приземлился на две ноги. Упорный американец предпринял еще одну попытку на Олимпиаде того же года, но упал. Вторым спортсменом, рискнувшем выполнить лутц в четыре оборота, стал Евгений Плющенко в 2001 году - падение на выезде после прыжка. И наконец, лишь десять лет спустя, американец Брэндон Мроз чисто исполнил четверной лутц на международных соревнованиях.

    Несмотря на то, что впервые лутц был исполнен в 1913 году, женщинам он покорился лишь в 30-е годы ХХ века. В 1942 канадка Барбара Энн Скотт впервые выполнила двойной лутц. На чемпионате Европы в 1978 швейцарка Дениз Бильманн впервые выполнила тройной лутц.

    Сам прыжок заключается в следующем: фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок, раскручиваясь за счёт замаха туловищем и руками. После нескольких оборотов против часовой стрелки фигурист приземляется на правую ногу, на ход назад-наружу.

    Сальхов

    Один из самых легких прыжков в фигурном катании - сальхов, реберный прыжок, первый в этом тесте. Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова , впервые исполнившего его еще в 1909 году. Двойного прыжка пришлось ждать чуть более десяти лет, пока в середине 20-х годов ХХ века его не исполнил швед Йиллис Графстрем . Также рано, относительно остальных прыжков поддался человеку и сальхов в три оборота. Его первым исполнителем стал Ронни Робертсон , покорив публику на чемпионате мира по фигурному катанию 1955 года. И, наконец, четверной сальхов покорился мужчинам в 1998 году. Первым чисто его исполнил юный Тимоти Гейбл .

    Интересно, что на заре фигурного катания судьи считали сальхов прыжком: не достойным настоящих леди, потому что при его исполнении юбка задиралась выше колен. Это они заметили, когда первой из девушек его исполнила американка Тереза Вельд на Олимпиаде 1920 года. Тем не менее, уже в 1936 году 15-летняя англичанка Сесилия Колледж исполнила сальхов в два оборота. Не сильно отстав от мужчин, уже в 1959 году тройной сальхов прыгала чехословацкая спортсменка Яна Мразкова . А в 2002 году на соревновании юниоров японка Микки Андо впервые среди девушек исполнила четверной сальхов, который пока так и остается единственным четверным сальховом в исполнении представительниц прекрасной половины человечества.

    Техника прыжка весьма проста: заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу.

    Риттбергер

    Общепринятое название этого прыжка - риттбергер, хотя в англоязычных странах до сих пор иногда называют его лупом - очередная калька с английского слова loop (петля).

    Весь остальной мир же отдает должное человеку, впервые исполнившему этот прыжок на международных соревнованиях. Это сделал немецкий фигурист Вернер Риттбергер в далеком 1910 году. Это второй из трех реберных прыжков в фигурном катании, перечисленных в нашей статье. Информация об исполнении первых двойных прыжков затеряна в анналах истории, но наверняка у мужчин это произошло в 20-е, а у женщин - в 30-е годы ХХ века. Первый тройной риттбергер исполнил на Олимпиаде 1952 Дик Баттон , среди женщин — Габи Зайферт — дочь и ученица прославленного тренера Ютты Мюллер , на чемпионате Европы в 1968. Четверной риттбергер, несмотря на обещания юного Евгения Плющенко , пока никто исполнить не смог.

    Если смотреть на технику исполнения, то мы имеем следующую картину: фигурист скользит на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идет вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземление идет на правую ногу назад-наружу.

    Аксель

    Аксель, последний из реберных прыжков, исполняемых фигуристами, считается самым сложным. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперед, поэтому у него наблюдается уникальная по сравнению с другими техника. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая свободную ногу вперёд. В воздухе нужно быстро сгруппироваться, после чего следует приземление на маховую ногу на ход назад-наружу. В связи с тем, что прыжок исполняется, когда фигурист едет лицом вперед, а приземляется спиной, он - единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной.

    Удивительно, но самый сложный прыжок одновременно является и самым старым. Он назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена , впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, исполнял он его на беговых коньках. Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года. Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года. Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев на чемпионате Европы 1981 года. Четверной аксель пока не покорился никому.

    Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени - в 20-х годах ХХ века. Лишь в 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в1988 году. Это стало великим достижением и с тех пор лишь пять девушек смогли его повторить, хотя для мужчин, борющихся за победу в чемпионатах мира и Олимпийских играх, он считается обязательным элементом программы.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант