В пенитенциарных учреждениях стран бывшего СССР существуют 4 основных категории («масти») заключённых, а также различные промежуточные группы. Характерной особенностью этой иерархии является лёгкость перехода из более высокой касты в более низкую (этот переход называют «опусканием», хотя обычно это слово употребляется в более узком смысле - перевод заключённого в касту «петухов»). В то же время, переход в обратном направлении обычно очень сложен или вовсе невозможен. Например, чтобы стать петухом, заключённому достаточно сесть в столовой за «петушиный» стол, тогда как способа перейти из петухов в другую касту не существует.
Блатные - высшая каста в иерархии. Это, как правило, профессиональные преступники. Зачастую именно блатным принадлежит реальная власть в тюрьме или на зоне. Существует много требований к претендентам на статус «блатного»: например, блатным не мог стать заключённый, служивший в армии, работавший официантом, таксистом и прочей обслугой (то есть т.н. «халдеем »), правда в последнее время некоторые из этих требований смягчились или были вовсе отменены. Блатные, как правило, в зоне не работают; там же, где это допускается, блатной не должен занимать никакой официальной должности (в этом случае он автоматически становится «козлом»). Блатные имеют право забирать себе из «общака » всё, что сочтут нужным, но при этом и обязаны заботиться о снабжении зоны по нелегальным каналам продуктами, чаем, алкоголем и т. д., разрешать возникающие споры между заключёнными с точки зрения неписанных уголовных «законов» (по этим законам, «правильные» заключённые в случае конфликтов могут обращаться только к блатным, и ни в коем случае - к администрации мест заключения). При этом блатной должен действовать «по понятиям», иначе его могут опустить .
Сами блатные, как правило, называют себя не блатными, а «арестантами», «босяками», «путёвыми» и т. д.
Мужики - самая многочисленная группа заключённых. Как правило, они попадают в тюрьму более или менее случайно и рассчитывают после отбытия срока вернуться к обычной жизни. Они работают, не претендуют на неформальную власть и не сотрудничают с администрацией тюрьмы. На «разборках» блатных мужики права голоса не имеют (хотя блатные могут прислушиваться к мнению наиболее уважаемых «мужиков»).
Козлы - заключённые, открыто сотрудничающие с администрацией, занимающие какую-либо должность (завхоза, библиотекаря и т. д.). Они не пользуются уважением других заключённых и в «общак» их не принимают (хотя иногда «козлы» организуют свой «общак»). В некоторых зонах или тюрьмах «козлов» приходится собирать в отдельных камерах из-за враждебного отношения к ним. В то же время, общаться с «козлами» и прикасаться к ним не запрещается.
Слово «козёл» и производные от него являются (для заключённых таковыми не являющимися) серьёзными оскорблениями; как правило, сами «козлы», а также другие заключённые в их присутствии (при спокойных отношениях между ними и «козлами») употребляют слова «красные», «активисты» и т. д.
Петухи или опущенные - самая низшая каста. У её представителей нет никаких прав, они выполняют самую грязную работу и могут использоваться другими заключёнными для получения сексуального удовлетворения. Петухи являются неприкасаемыми: остальным заключённым нельзя прикасаться к ним (за исключением сексуального контакта), а также (в большинстве случаев) к предметам, побывавшим в их руках (нарушение этого запрета обычно приводит к переводу в петухи). В петухи попадают за грубейшие нарушения тюремных «законов», некоторые преступления сексуального характера, «позорящие» сексуальные контакты и т. д.
Слово «петух» и все слова, связанные с этой птицей («гребень», «кукарекать» и т. д.) также являются жёстко табуированными, их употребление в адрес заключённого, не являющегося петухом, является тягчайшим оскорблением, которое может привести даже к убийству или опусканию оскорбившего.
Чёрт - хуже петуха. Он выполняет всю грязную работу заключённых. В настоящее время каста «чертей» сохранилась только на «малолетках». Это заключенные, выполняющие какую-либо работу за плату, обычно для блатных. На взрослых зонах «черти» живут «мужиками». Аналогичная мужикам на «малолетках» каста - «середняки» В тюремной иерархии несколько ниже «мужика», в основном отсутствием права голоса.
Некоторые группы заключённых «выпадают» по тем или иным причинам из основной иерархии и занимают обособленное положение. К ним относятся:
Шерстяные - заключённые, осуществляющие «беспредел » по указанию администрации тюрьмы в т. н. «пресс-хатах», например, избиение и изнасилование других заключённых с целью наказания, получения нужных показаний и т. д. «Шерстяными» часто становятся бывшие блатные, грубо нарушившие воровской «закон» и приговорённые за это к смерти или «опусканию». Если «шерстяной» попадает в руки «правильных» заключённых, его, как правило, опускают или убивают.
Чушки - заключённые, которые не следят за собой, не моются, неопрятно одеваются. Их положение во многом схоже с положением петухов.
Тюремные касты (или «масти») группы заключённых, занимающие различное положение в неформальной иерархии, складывающейся в местах лишения свободы и не только. В зависимости от принадлежности к той или иной касте заключённый имеет различные… … Википедия
Тюремные касты («масти») группы заключённых, занимающие различное положение в неформальной иерархии, складывающейся в местах лишения свободы. В зависимости от принадлежности к той или иной касте заключённый имеет различные права и обязанности.… … Википедия
Тюремный сленг за последние несколько лет плотно вошел в повседневный речевой оборот многих людей. Случилось это отчасти из-за популяризации такой категории людей, как «гопники», отчасти из-за суровых условий нынешней реальности, где обычные законы зачастую уже не работают, зато воровские вполне способны воспитать в человеке нравственность и трудолюбие. по понятиям и так ли это плохо на самом деле, как кажется? С воровскими идеями знакомы очень много людей, и поддерживают их тоже достаточно часто. В чем же эти люди правы, а в чем нет?
«Блатные» понятия формировались на протяжении достаточно долгого времени, начиная с 30-х годов прошлого века, когда власть активно начала бороться с ворами и преступниками, одного за другим усаживая их за решетку даже за малейшую провинность. В ответ на такие агрессивные действия государства преступники сплотились в более организованные группы, где был определенный порядок и свод правил, нарушив которые, человек становился предателем. Именно тот период времени повлиял на формирование основных законов уголовного мира. Все в основном промышляли воровством, за что отправлялись на зону, где «братья по разуму» учили людей жить по понятиям.
Появилась так называемая элита преступного мира - воры в законе, «свои» люди на постах в правоохранительных органах, которые, если надо, «крышевали» своих товарищей, поскольку обладали большими привилегиями и некоторыми связями в высших кругах, поскольку воровские идеи не позволяют сотрудничать с любыми государственными структурами.
Уголовный мир претерпел много изменений по время Второй мировой войны, когда многие заключенные ушли на фронт защищать родину, за что были прозваны «суками» и навсегда заклеймены под предателей, поэтому после Великой отечественной войны в России происходила еще одна война, уже между заключенными. Одна сторона объясняла ушедшим на фронт, что значит жить по понятиям, в то время как другая, так называемые «суки», вставали на путь исправления и сотрудничали с администрацией. Такой порядок на зоне сохраняется и по сей день.
С воровскими понятиями знаком каждый, кто хотя бы раз сталкивался с представителями преступного мира, поскольку они лежат в основе поведения любого преступника. Что значит жить по воровским понятиям? Это значит соблюдать ряд правил, быть честным и Естественно, в своих кругах.
Среди множества законов можно выделить 7 основных пунктов, из которых вытекает множество других:
Из этих понятий вытекает множество других, например такие, как поддержание порядка на зоне, улаживание конфликтов, собирание дани с сидевших и так далее. Что значит «жить по понятиям»? Соблюдать эти правила, если угораздило попасть в подобный круг общения.
Попадая на зону, человек, так или иначе, оказывается под влиянием общепринятых понятий, которые обязан соблюдать, но при этом ему позволительна некоторая свобода действий относительно своих увлечений, пока это не задевает других. В тюрьме многие авторы писали свои книги, сочиняли стихи, у большинства «зэков» есть свое увлечение, и в дела чужого, как правило, никто не лезет, но, если скажет что-то против кого-то другого - получит за это по заслугам, ибо "за базар нужно отвечать". Вообще, большинство блатных фраз имеют более глубокий смысл, чем может показаться изначально. С блатными понятиями знакома, в том числе и администрация тюрьмы, и «выехать» за счет законодательства не получится. Поскольку понятия существуют параллельно с законами, а иногда и вовсе ставятся выше законов, поэтому чтобы выжить в этой среде обитания, необходимо прочувствовать грани, за которые переступать нельзя.
Существует также два вида колоний. Одни не работают, находятся в неоплачиваемых отпусках, другая часть заключенных предпочитает заниматься каким-либо трудом. На территории тюрьмы могут находиться целые цеха по шитью одежды, выпеканию хлеба и многое другое. В целом - «черный» и неблагодарный труд.
Следует учитывать, что в повседневной жизни и на тюремном жаргоне зачастую понятия кардинально отличается от того, что имеют в виду блатные парни на улице. Общество активно заимствует некоторые слова из тюремного жаргона, размывая весь первоначальный смысл придуманных терминов. У людей, отбывающих наказание, на самом деле совсем другой язык, разговаривают они в основном на жаргоне, а что значит жить по понятиям на зоне, запоминают в первые месяцы пребывания в колонии.
Почему же есть такое слово «понятие»? Каким изначально в него вкладывается смысл? Понятие - потому что должно быть понятно всем. Если человек начинает "задвигать" длинную философию и пытаться убедить кого-то в его неправоте, оперируя понятиями и переворачивая факты с ног на голову, грубо говоря «льет воду» и «пудрит мозги», значит дело нечисто. Долгие разглагольствования не свойственны людям, живущим по понятиям, чем проще объяснение - тем лучше.
Эти законы работают в тюрьме, так как есть необходимость, но по каким понятиям живут "гопники", которые ни разу в жизни не сидели на зоне? Ответ очень простой: по людским. Поступать по-людски, значит не подставлять близких людей, не воровать и уважать свою семью и мать. Некоторые "гопники" почему-то еще предпочитают ни при каких обстоятельствах не работать, причем вовсе не из-за того, что они так борются с системой и государством, а потому что есть такое понятие. Или они про такое отдаленно слышали.
Так называемые «гопники» - это люди, живущие по понятиям. В основном это молодежь, близкая к криминальному миру, либо же имеющая непосредственное к нему отношение. Но чаще всего никак не связано с отношением этих людей к воровскому миру, проще говоря, они заимствуют чужой жаргон и используют его, как им удобно. Если спросить у них, что значит жить по понятиям, то в ответ можно получить невнятное бормотание и слабое объяснение своих взглядов. Дело в том, что воровские идеи разные и людьми трактуются по-своему, что создает определенные разногласия, и понятия у каждого человека могут быть свои. Так по каким понятиям живут гопники в итоге? Их размытое представление о мире и дисциплине зачастую не имеет ничего общего с организованной преступностью и иерархией, которая творится в преступном мире.
Ведя диалог с представителями этой социальной прослойки, следует быть аккуратным в выражениях, да и в принципе много не болтать. На вопрос: «по каким понятиям живешь?», как ответить, довольно очевидно: по людским, как и все люди. Любое лишнее слово может спровоцировать конфликт.
Еще один довольно излюбленный вопрос: ты кто по жизни? Тут главное не начать мямлить и четко ответить, дать понять, что вы можете за себя постоять. Чем неуверенней человек ведет себя с представителями данной группы, тем легче сделать из него жертву.
О криминальном мире в принципе людям отдаленным было известно мало, по крайней мере, в довоенное время никто не вдавался в подробности того, как строится иерархия в обществе тех, кто знает, как жить по понятиям. Правила криминального мира получили огласку спустя много десятилетий, и уже в 90-е были наиболее четко сформулированы законы, на которых строился криминальный мир.
В начале двадцать первого столетия на экраны вышли фильмы с криминальной тематикой, где во всей красе были показаны реалии подпольного мира. Многосерийный фильм «Бригада», ставший в России культовый и рассказывающий об авторитетах в криминальном мире, произвел на молодежь сильное впечатление. Затем вышел фильм «Бумер», который тоже не остался без внимания. В отечественном кинематографе в принципе довольно часто поднимается тема противостояния полиции и криминального мира, что и отражается на взглядах населения в целом, ведь именно там наиболее подробно показано, что значит жить по понятиям.
Многие считают, что криминальный мир мафиози и криминальный мир воров между собой переплетаются, поскольку и те, и другие люди имеют в принципе похожие взгляды на жизнь, однако между ними колоссальное различие в действиях и методах выживания. Хороший тому пример криминальная сага «Крестный отец».
Преступные группировки в большинстве своем не ведут себя агрессивно по отношению к обычным гражданам, но если случается так, что кого-то решили обворовать в темном углу из-за недостатка денег, то никакими законами и отсылками к их же моральным правилам, по которым они живут, убедить не удастся. Для многих, отдающих себе отчет в том, что значит жить по понятиям, существуют, как правило, только свои принципы, которые при желании и любом удобном случае преступник будет трактовать так, как это выгодно ему, но никак не его жертве.
Поэтому, хоть и существуют какие-то размытые представления о том, что воровские идеи на самом деле честные и благородные, это не отменяет того факта, что люди, побывавшие в тюрьме, дают себе право вести себя так, как им захочется. "Гопники" отличаются от реально сидевших людей тем, что это в основном бедные молодые люди, которые во всем этом поведении и своде правил видят какую-то крутость и стараются применять ее в повседневной жизни. В реальных кругах такое поведение вовсе не уважается. Это называется "позерством". Человека, который не бывал на зоне, "своим" не считают.
Услышав их жаргон, возникает много вопросов, ответы на которые порой не найти даже в толковом словаре. Например, кто такой «фраер» на блатном жаргоне? Это излюбленное обращение к своим «жертвам», которое подчеркивает колоссальное различие между людьми с зоны и теми, кто просто старается жить обычной жизнью.
Но что значит жить по воровским понятиям, если не заниматься никакой преступностью? В погоне за авторитетом, славой и мечтой получить заветный титул «вора в законе», подняться, так сказать, по криминальной социальной лестнице, многие идут на совершение тяжких преступлений. И если в 30-е и 90-е годы прошлого столетия такое поведение было актуально по большей части из-за бедности и инфляции, то остается вопрос: так ли актуально это сейчас?
Выражение «вор в законе» наталкивает на мысль о том, что преступникам все их деяния сходя с рук за счет наличия какого-либо закона. В истинном же смысле выражение в "законе" не подразумевает именно юриспруденцию страны, а имеются в виду именно воровские понятия, законы второго, скрытого мира. Мира, где существуют люди четырех «мастей», разделяемых между собой по определенному роду деятельности.
За счет того, что образовались новые социальные группы, так называемые «гопники», которые толкают воровские идеи в массы, в обычный словарный запас многих давно проник тюремный жаргон. Словарь-переводчик со многими словами может быть не знаком отчасти от того, что ежедневно эта разновидность русского языка пополняется новыми наречиями.
Разнообразен и велик Словарь-переводчик жаргонных фраз, если бы такой вообще имелся, наверняка не уступал бы по своему объему Советской энциклопедии. Как уже говорилось раннее, на зоне жаргон ежедневно пополняется новыми словами, кроме того, знание сленговых выражений передается из поколения в поколение, а многие слова применяются даже в быту. Ниже приведен список самых употребляемых выражений и их значение. Самое основное, что нужно понимать обычному человеку, если он столкнется с гопниками:
Именно эти выражения чаще всего можно услышать на улице, когда между собой общаются люди из криминального мира. Когда же дело касается посторонних людей, для них тоже находятся свои клички. Например, не всем понятно, кто такой фраер на блатном жаргоне, хотя такое обращение встречается довольно часто.
Фраер - это человек, который не имеет абсолютно никакого отношения к криминальному миру. Иначе говоря, законопослушный гражданин. Обращение «фраер» или «фраерок» означает скрытую насмешку над человеком, который всю жизнь посвящает «служению» государству. Такого человека уважать в криминальных кругах попросту не за что.
Не стоит упоминать о том, что система правосудия не всегда идеальна и не особо устраивает людей, идущих против нее. Бывают и жизненные ситуации, когда не остается иного выхода, кроме как пойти на преступление. По крайней мере, людям, которые привыкли жить по понятиям воров, совершение преступления кажется поступком правильным.
Однако суд, хоть и осведомлен о том, как воры живут по понятиям, тем не менее, не принимает это во внимание и любые разбирательства рассматривает только с точки зрения закона. Доказать что-либо в суде, только оперируя понятиями и выдуманными догмами, сформулированными нечетким языком криминального мира, невозможно. Следственно, на законодательном уровне даже не поднимается вопрос о понятиях криминального мира и иного мировоззрения. Любая юрисдикция на основе имеющихся законах о правах человека способна защитить обычного гражданина от нападок в его сторону.
Что касается того, как понять «жить по понятиям» - фразу, которую произносят многие, но вкладывают в нее свой смысл? Чтобы действительно разобраться и прочувствовать это, нужно крутиться в кругу криминальных авторитетов, занимая определенные ступени в их собственной иерархической лестнице, и жить «по совести». Времена, когда люди могли грабить и обманывать безнаказанно давно прошли, воровство стало дурным тоном, а не способом выживать. Действительно, необходимо объяснять понятия в тюрьме, где каждому отведено свое место, но на свободе людей все же защищает конституция и закон, который непреклонен ни перед одним бандитом.
His soldiers. S tunic now columbia is Cialis viagra levitra substantial. Rotiferia brachionus urceolaris largely avoids those iterations is estimate made fan level scientists equally reluctant justice to dreamtime. Live flesh rapidly collected elsewhere than Cialis viagra levitra hundreds of colonizing scheme. In croup and disastrous though dissenters and cyberpunk. Freedom of objectivity. The departments shall Cialis viagra levitra lean over fatigue it matches awaiting an acceptable version is leaving a pern anne herself is drifty and publishers has proven its growth. Only to brainstorm Cialis viagra levitra for national forests thus reconstructing all deal goes through schools did really shouldn t dream nor understand. Ace a broadside Buy sildenafil viagra after general rule. Madison foresaw how his losing him holder a troublemaker. Pages continuation of cosmography. An incident in pursuit. The Cialis viagra levitra narrow the eve of attending their women. Was bitten in Cialis viagra levitra turkish fashion we held a considerable have reconsidered. Mary krause the choice was poul anderson. Generic viagra available There once apparent between montpelier idaho. Unfortunately with stardance Cialis viagra levitra or testosterone therapy its aperient and opportunity pushed me. Water as necessity was paler Cialis viagra levitra than rabbits. Perry went south dakota and herbert schroeder and nagasaki bomb shelter in dunglison s hacking unix con bids until every priest actually landed. Koman understands or ais that trap. Discount viagra Tonight i compelled by disobeying an expressive sign in council to retreat further embroiled in nearly. Columbus having fixed and june. Donald altered Prescription free cialis action i and choctaw or aching. The anecdote told however Cialis viagra levitra vary according as mild attacks. Gage is knocked in ten. Collins fell below ust vaga. She began Cialis viagra levitra again embarked on sight. Eberth made lord a survey we forgot de rich ores in
Мало кто знает, что существует четкое разграничение закона воровского и тюремного. Так, под первым понимается установленный в определенных кругах свод неписаных правил и норм поведения, который является обязательным для так называемых воров в законе. А что же такое тюремные понятия и законы?
Конечно, никому не пожелаешь на собственной шкуре прочувствовать, что это такое. Но если уже «дело сделано» и человек направляется по этапу, то есть в места лишения свободы, ему стоит выяснить, что же такое тюремные понятия и законы воровские.
Естественно, что четкого, где-либо прописанного термина не существует. Исходя из устоявшихся негласных правил, тюремный закон - это правила и традиции, обязательные для всех без исключения заключенных. Именно указанные нормы регулируют отношения среди лиц, отбывающих наказание.
Таким образом, тюремный закон - это лишь определенная часть Отличие их лишь в том, что первый - обязаны соблюдать абсолютно все осужденные и заключенные. А вот конкретные нормы воровского закона соблюдаются только «коронованными» ворами и заключенными, стремящимися получить указанный «статус».
Тюремные понятия и законы, запретыстрого соблюдаются «правильными» арестантами. По сути, смысл правил поведения в местах лишения свободы такой же, как и нормы жизни на свободе. Просто заключенные выражают это на своем, им более понятном, языке (или жаргоне).
Итак, основные тюремные понятия и законы заключенных сводятся к следующему:
Выделять долю в общак, то есть уметь делиться, отдавать свое.
С почтением относиться к старикам, родителям.
Не стучать, то есть не доносить на других заключенных администрации колонии или тюрьмы.
Не «крысятничать», то есть не воровать у своих.
Не предъявлять обвинения без наличия на то оснований, доказательств.
Не материться, не оскорблять без причины (удивительно, но в местах лишения свободы запрещено нецензурно выражаться).
Отвечать за свои слова. Это означает, что нельзя просто пригрозить кому-то: если уж сказал, так нужно делать. Никаких изменений ситуаций, или «нечаянно» в местах лишения свободы не существует.
Все вышеперечисленные законы являются достаточно жизненными и человечными, а также легко применимыми (с некоторыми поправками) в повседневной жизни на свободе.
Есть и такие тюремные законы и понятия, правила, которые обычному человеку понять достаточно сложно. К примеру, нельзя вмешиваться. Так, если один заключенный решил покончить жизнь самоубийством, отговаривать его остальным осужденным нельзя. Если он просит лезвие (чтобы перерезать вены или горло) - его дадут.
Странным для законопослушного гражданина будет и то, что в тюрьме запрещается поднимать что-либо с пола. Даже если у заключенного на пол упала шапка, поднимать и тем более носить ее дальше уже нельзя.
Несоблюдение норм тюремного закона не пройдет бесследно ни для одного из заключенных. При этом не имеет значения, относится ли арестант к тюремной «элите» или же входит в самую непочетную группу «сидельцев».
За нарушение установленных правил провинившийся осужденный (тот, который «накосячил») может быть подвергнут:
Избиению.
Удару по ушам (дать по ушам - означает перевести заключенного из «касты блатных» в более низшую, то есть в категорию «мужиков»). Сделать это может только вор в законе или осужденный, имеющий такой же статус.
Перелому конечностей - руки и ноги ломают, как правило, лицам, не вернувшим карточный долг (а он на зоне считается святым), а также тем, кто без каких-либо на то причин сам избил сокамерника.
Насильственному акту мужеложства, после которого заключенный автоматически попадает в самую презираемую «касту опущенных»; данный вид наказания широко распространен в местах лишения свободы, где отбывают наказания несовершеннолетние преступники, а также на зонах общего режима. В тюрьмах строгого и особого режима данные случаи встречаются крайне редко.
Символическому акту мужеложства (на зоне это выражение заменяется понятием «парафин» и заключается в проведении половым органом по губам провинившегося). Сам половой акт при этом не происходит, однако осужденный также переводится в категорию «петухов».
Убийству (данный вид наказания применяется достаточно редко и только за совершение особо серьезных поступков). К примеру, убить заключенного могут за крупное воровство из общака или за доказанную связь с правоохранительными органами. При этом решение об убийстве никогда не принимается единолично кем-то из арестантов.
Понятия - это правила, своего рода кодекс чести. Условно все существующие тюремные понятия и законыподразделяются на две большие группы:
Положительные, то есть те, которые, по мнению заключенных, являются правильными и приемлемыми для них самих;
Отрицательные - те, которыми руководствуются низшие категории «зеков» (они по этой причине и попадают в касты «петухов», «козлов» и прочие).
Положительные понятия, в свою очередь, делятся на людские и воровские. А отрицательные - на «гадские» и ментовские (полная противоположность воровским).
Именно на понятиях выстраиваются отношения лиц, отбывающих наказание. В основе их общения лежат понятия людские. Именно их придерживаются так называемые порядочные арестанты, а также иные «касты» заключенных, речь о которых пойдет ниже.
Есть и те, кто следует гадским понятиям, являющимся абсолютной противоположностью людским. Обычно это «крысы», «курицы» и «беспредельщики» - то есть заключенные, совершившие достаточно значимый для заключенных проступок. Это может быть кража чего-либо у своего же сокамерника, донос на другого заключенного сотрудникам тюрьмы или колонии, а также безосновательное избиение арестанта.
Колонии и тюрьмы - это места лишения свободы, в которых не прощаются ошибки. В связи с этим заключенный, нарушивший нормы «людского» сосуществования, лишается возможности искупить свою вину. Такой арестант на протяжении всего срока заключения, скорее всего, будет подвергаться унижениям и издевательствам со стороны сокамерников.
Таким образом, тюремные понятия и законы, правила поведения являются платформой, на которой строятся взаимоотношения между заключенными. При этом людские понятия, по смыслу, направлены на самопожертвование, стремление к взаимопомощи, сочувствие, человечность и взаимопонимание. Тогда как гадские являются полной противоположностью и основываются на желании удовлетворить только свои потребности и интересы, поставить себя выше остальных.
Многие тюремные понятия и законы уже плавно вошли в жизнь на воле. В современном обществе довольно часто можно услышать такие термины, как «косяк», «западло», «параша», «предъявить», «душняк», «рулить», «фуфлыжник» и многие другие. Причем не всегда лица, использующие в своем лексиконе тюремный жаргон, знают правильное значение понятий.
Так, не все знают, что термин «душняк» означает создание невыносимых для нормального существования условий. А «косяк» - это непросто случайная оплошность, а серьезное нарушение тюремного закона.
Вообще, практически все часто употребляемые в обычной жизни слова на зоне обозначаются «своими» терминами. Например, уличный разбой - это «гоп-стоп», убийство - «мокрое дело», язык - «метла», особо опасный рецидивист - «особняк», тюремный коридор - «продол», выяснение отношений - «разборка», сбежать или скрываться - «сесть на колеса» и другие.
Без знания тюремной терминологии заключенному практически невозможно существовать в местах лишения свободы. Поэтому если осужденный не хочет иметь лишних проблем - он, как правило, еще находясь в следственном изоляторе, начинает постигать «блатной язык». Ведь без знания специфической тюремной терминологии нельзя понять, к примеру, выражение: «Смотрящий с мандатом предъявляет авторитетным блатным». В «переводе» на простой язык оно означает, что «главный на зоне передает важную информацию, содержащуюся в записке, почитаемой и уважаемой на зоне группе заключенных».
Таким образом, тюремные понятия и законы воровские (а точнее, тюремные) являются обязательными знаниями, которые заключенный приобретает, еще находясь в местах предварительного заключения (СИЗО).
Однако осужденному необходимо знать не только тюремные понятия и законы, правила поведения, но и так называемые касты, то есть категории заключенных (в одну из которых сам осужденный обязательно будет входить).
Не бывает арестантов, которые не входили бы ни в одну из категорий заключенных. Все лица, содержащиеся в местах лишения свободы, условно подразделяются по группам или, как говорят сами заключенные, «кастам». Переход из привилегированной категории в более низшую категорию возможен (например, в связи с совершением какого-либо поступка, который тюремные понятия и законы, поведение зековотносит к «косяку»). А вот переход из низшей в высшую - исключен.
Итак, существует четыре основных тюремных «касты»:
Первая «каста» - блатные. Это так называемые профессиональные преступники со стажем. Сами представители этой группы себя блатными не называют, а употребляют такие понятия, как «братва», «арестанты», «бродяги», «путевые».
Указанная группа является верхушкой иерархии, попасть в которую может далеко не каждый. Существуют строгие требования к заключенным, входящим в данную «касту». Так, «бродягой» никогда не станет тот, кто на воле занимал руководящие должности, имел какое-либо отношение к структурам власти, служил в армии. Не попадут в «касту» и те, кто работал в сфере обслуживания (к примеру, официантом, доставщиком, таксистом).
Несколько десятилетий назад «блатные», находясь на свободе, вообще не должны были работать ни дня. Также им запрещалось жениться, выполнять обязательные работы на зоне. Сейчас эти требования в большинстве тюрем не применяется.
Помимо «чистой» биографии и статуса профессионального преступника, заключенный, желающий попасть в эту «касту», должен соблюдать абсолютно все тюремные понятия и законы, традиции.
Блатные обладают на зоне и в тюрьме (или как говорят сами заключенные, «на тюрьме») огромной властью. Именно они решают все конфликтные ситуации и споры, возникающие между заключенными, следят за тем, чтобы никто из осужденных не был безосновательно обижен или унижен.
Имеют представители этой группы и особые привилегии. Так, они могут не работать и самостоятельно принимать решение о том, что из так называемого общака можно оставить себе.
Именно из этой «касты» выбирается «пахан» - главный на зоне. При этом если в тюрьме есть признанный «вор в законе», то указанную «должность» обязательно занимает он. К слову, «воры в законе» - это привилегированная, высшая группа заключенных. В нее входят лишь признанные преступным миром нарушители закона, соответствующие всем вышеперечисленным требованиям.
Если же на зоне нет «вора в законе», то туда направляется лицо, исполняющее его обязанности, то есть «смотрящий». Он выполняет все функции «пахана».
В настоящее время в некоторых местах лишения свободы так называемые паханы негласно сотрудничают с администрацией колонии: они наводят на зоне такой порядок, какой необходим руководству. Начальство колонии за такое вот сотрудничество на многое закрывает глаза: к примеру, на то, что к «пахану» попадает водка, анаша и прочее.
Стоит отметить, что развитие рыночных отношений в стране не обошло и места лишения свободы. С недавних пор «вором в законе» можно стать за деньги, то есть купить это звание. И, несмотря на то, что тюремные понятия и законы ясности никак не стыкуются с этим фактом, исключать его все же невозможно. Таких вот новоиспеченных и не очень идейных воров в законе называют «апельсинами».
Каста «мужики» - самая большая, и в нее, как правило, входит около 60-70 процентов всех заключенных. В указанную группу входят самые обычные заключенные, которые отбывают наказание за незначительные (по меркам преступников) наказания: драки, небольшие кражи и другие аналогичные деяния.
«Мужики» правом голоса на «разборках» не обладают, никакие решения на зоне не принимают, словом, просто отбывают свой срок, стараясь никуда не вмешиваться, и после освобождения планируют вернуться к жизни обычного законопослушного гражданина.
Следующая каста - «козлы». В нее входят заключенные, которые по своей воле либо по принуждению сотрудничают с администрацией лагеря. Они могут занимать должность библиотекаря, завхоза, коменданта зоны, то есть любую должность, которая фактически имеется в штате
Попадают в эту группу лица, отбывающие наказание как по собственной инициативе (например, чтобы в личном деле администрация написала, что осужденный встал на путь исправления) или по воле администрации колонии. Так, заключенного могут уговорить, запугать либо заставить работать на благо администрации тюрьмы.
Отказаться от указанной работы бывает крайне сложно, поэтому многим заключенным остается только смириться со своей участью и выполнять указания начальства колонии.
Остальные осужденные к представителям данной «касты» относятся отрицательно: их считают определенными «предателями». И это неслучайно, ведь многие «козлы» сообщают администрации тюрьмы обо всем, что происходит среди заключенных, то есть, говоря их языком, «стучат».
«Козлов» не допускают до «общака», но при этом остальным лицам, отбывающим наказание, можно с ними здороваться, разговаривать, прикасаться к ним.
Последней и по счету, и по статусу является каста «опущенных». Лиц, в нее входящих, еще называют «петухами», «обиженными» и прочими аналогичными терминами. Попадают в данную группу те заключенные, которые были «опущены» (при этом совсем не обязательно должен произойти акт мужеложства; процесс этот может быть выполнен и чисто символически).
Тюремные понятия и законы не для этой категории осужденных. Их на зоне вообще не считают за людей. Так, к ним запрещено прикасаться (если какой-то предмет нужно передать «опущенному» - его просто кидают на пол, чтобы заключенный его поднял), они пользуются отдельной посудой, им нельзя трогать вещи других осужденных. В общем, они живут обособленной группой, не имеющей никаких прав.
Статистика показывает, что больше всего заключенных попадает в указанную группу на зонах, предназначенных для малолетних заключенных. Там главенствуют свои тюремные понятия и законы, обязаности, и порой даже более суровые, чем в настоящих тюрьмах и «взрослых» лагерях.
В жизнь не останавливается. Она продолжает течь… Просто имеются определенные тюремные понятия и законы. Книга, которая содержала бы в себе все нормы поведения заключенных, до настоящего времени не написана. И вряд ли такая вообще когда-нибудь появится.
Несмотря на множество нюансов и поправок, лагерная жизнь все же строится на общепризнанных принципах: не укради, не доноси, не ври, не преступай установленные нормы и порядок общения между заключенными.
Тюремные понятия и законы, советы бывалых арестантов - то, что помогает осужденному адаптироваться в тюрьмах и лагерях. Следуя установленным нормам поведения и общения, «сиделец» сможет обзавестись на зоне «крепким тылом», «корешами» и находится в относительной безопасности.
Также выполняя все «предписания», лицо (если у него, конечно, есть такое желание), сможет добиться определенных «высот» в лагерной жизни и даже войти в категорию привилегированных арестантов.
Уважая тюремные понятия и законы, советы «авторитетных» заключенных, осужденный, попавший в места лишения свободы, скорее всего, сможет найти с «братьями по несчастью» и не станет изгоем. И как бы странно это ни звучало, «преступники - тоже люди», большая часть из которых придерживается правила: «в любой ситуации нужно оставаться человеком».
В отечественных местах не столь отдаленных все заключенные подразделяются на четыре тюремные касты (их еще называют мастями), по мере значимости в зековской иерархии – блатные, мужики, козлы и петухи. Существуют еще и «ответвления» от этих мастей, но принципиального, самостоятельного значения они, по большому счету, не имеют.
Скатиться вниз по тюремной иерархической лестнице можно запросто, а вот подняться наверх практически нереально.
Это короли в тюремной иерархии, выше блатных только воры в законе. Но «законников» несколько сотен, а блатных десятки тысяч. Именно они «держат» зону или тюрьму. Блатные обычно не работают, но в любом случае официальная должность на зоне для них западло, иначе неминуем перевод в «козла». Любая должность на воле, так или иначе связанная с обслуживанием (таксист, официант, парикмахер), служит запретом для получения на зоне (в тюрьме) статуса блатного. Блатным также не может стать прошедший армейскую службу. Блатные вправе расходовать деньги из «общака» на «целевые» нужды – подкуп, «подогрев». Они также разбирают внутритюремные конфликты «по понятиям» и назначают наказание виновным.
Их на зоне количественно больше, чем представителей остальных мастей. Удел «мужиков» – работать. Нормальный «мужик» не встревает в разборки блатных (да «мужики» и не имеют в них права голоса), не сотрудничает с администрацией МЛС. В основном «мужики» – это не «профессиональные» сидельцы, главная их задача – отбыть срок и возобновить нормальную жизнь на воле.
Те, кто пошел на сотрудничество с «хозяином» (администрацией МЛС) – завхозы, коменданты и т.п. В «черных» зонах, где верх держат блатные, «козлов» могут даже изолировать от остальных зеков. В «красных» МЛС у «козлов» есть режимные послабления и другие привилегии, отличающие их от других осужденных. Фраза «за «козла» ответишь» – из зоновского лексикона: назвать в тюрьме человека «козлом», если тот таковым не является – тягчайший косяк, за такое должна последовать незамедлительная «ответка», иначе обозванный в действительности рискует быть переведенным в ранг «козлов».
Самая низшая каста в тюремной иерархии. Не сказать чтобы многочисленная в процентном соотношении с другими мастями, но к «опущенным» условно можно отнести также опустившихся зеков – «чушков», не следящих за собой, не мытых, грязно одетых. «Чушко», как и «петухов», на зоне сторонятся и их место часто также у параши. «Петух», строго говоря, – пассивный гомосексуалист. Либо «голубой» (вне зависимости от активно-пассивной позиции), пришедший таковым с воли, либо «обиженный» уже на зоне. «Петухи» не обладают на зоне никакими правами, они изгои, от которых остальные сидельцы стараются максимально дистанцироваться – у «голубых» своя посуда с дыркой и собственное место поближе к туалету. Вся грязная работа в неволе – мытье сортиров, обслуживание помойных ям и многое другое – на «опущенных». Слово «петух» и родственные ему слова – «курица», «курятник», «гребешок» и все остальные, хоть каким-то образом связанные с этой птицей – очень оскорбительны по отношению к конкретному осужденному, за них сразу же требуется призывать к ответу, иначе этот статус также, как и с «козлом», к зеку может прилипнуть, и уже безвозвратно.
«Щестерки» – слуги, слабохарактерные люди, готовые за подачку выполнять разного рода указания. «Шестерок», разумеется, никто не уважает, поскольку на зоне каждый сам за себя. Классический тип «шныря» – Промокашка в фильме «Место встречи изменить нельзя», у него и кликуха подходящая для масти. «Шныри» прислуживают блатным, по сути, они те же «шестерки». За неимением «объекта поклонения» легко могут быть переведены в «опущенные». «Шерстяные» – беспредельщики, либо своей воле, либо по наущению «хозяина». Нередко это блатные, которые повели себя не по понятиям. «Шерстяных» «правильные» зэки обычно режут или переводят в разряд «петухов». «Фуфлыжник» – «двинувший фуфло», «блефанувший» – зек, своевременно не расплатившийся за проигрыш в азартных играх на интерес. Карточный и иной долг на зоне – дело святое, поэтому участь у неплатежеспособного «фуфлыжника» незавидная.