Юридический портал. Льготный консультант

Трагедия в Иерусалиме, которая произошла вчера, взволновала весь мир. Гражданские лица без оружия молились в синагоге, в это время двое палестинцев из Восточного Иерусалима вошли в святыню с оружием и устроили кровавое побоище, убив четверых человек. Ответственность за нападение на себя взяла военизированная группировка «Народный фронт за освобождение Палестины». В очередной раз два непримиримых соперника напомнили миру о своем кровавом конфликте.

История существования на политической карте мира Израиля – это история войн. За свое недолгое существование границы страны менялись несколько раз. Еврейский народ на протяжении долгого времени оттеснялся арабскими соседями, не находя мирного выхода из сложившейся ситуации.

Вот уже более 20 лет Палестина и Израиль пытаются найти мирный способ разрешения векового конфликта.

Первая война: кровавая независимость

Война на территории государства Израиль начинается на следующий же день после объявления независимости. Провозглашение независимости Израиля произошло 14 мая 1948 года, а уже 15 мая пять арабских стран объявляют войну новой стране и отправляют свои войска к ее границам.

В ходе первой войны Израиль одерживает победу и значительно расширяет свои территории. Столицей провозгласили Иерусалим, но не весь город оказался под властью еврейского народа, а только часть.

Война официально закончилась в 1949 году. Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Израиль подписали мирный договор. Итогом войны арабского мира и Израиля стало большое количество палестинских беженцев, которые покинули мятежный регион. На сегодняшний день ООН заявляет о 5 миллионах переселенных лицах, которые обратились за помощью в другие страны.

Вторая война: возвращение земель

Следующий виток арабо-израильской войны произошел в 1967 году. Первым удары нанес Израиль. Боевые действия продолжались на протяжении 6-ти дней. С одной стороны был Израиль, с другой – союз Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Алжира.

Причиной агрессии Израиля стали действия его арабских соседей. За несколько недель до начала войны арабские соседи начали стягивать к границам государства военную технику. Правительство в Иерусалиме приняло решение атаковать первыми.

И в этой военной компании фактическая победа оказалась за Израилем. Оккупированные территории превысили собственные территории страны в 3,5 раза. Израиль вернул себе под контроль Восточный Иерусалим, который по мирному договору 1949 года отходил Иордании, а также аннексировал Сектор Газы.

Правительство принимает решение незамедлительно начать интеграцию оккупированных территорий в израильское общество и начинается строительство еврейских поселений. Мировая общественность не приняла результаты войны, Совбез ООН выступил с резкой критикой действий Израиля.

Резолюция 242 (1967 год), Совет Безопасности ООН: "22 ноября 1967 года после длительных переговоров Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 242 (1967), в которой излагались принципы мирного урегулирования на Ближнем Востоке. В резолюции утверждалось, что для установления справедливого и прочного мира необходимо применение двух принципов: вывод израильских сил с территорий, оккупированных во время недавнего конфликта, и прекращение всех претензий или состояний войны и уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в данном районе и их права жить в мире в безопасных и признанных границах, не подвергаясь угрозам силой или ее применению".

Третья война: удар исподтишка

Последнюю официальную войну начали Египет и Сирия. Война Судного дня началась 6 октября 1973 года. Продолжалась она 18 дней.

Египет и Сирия напали на Израиль неожиданно, в момент празднования иудейского праздника Йом Кипур. Эффект неожиданности и неготовность к боевым действиям дали свои результаты. На первой фазе боевых действий чаша весов перевешивала в сторону арабских военных.

Но вторая половина конфликта была благосклонна к Израилю, и евреи в очередной раз выгнали за свои границы нападающих. Война была окончена очередной резолюцией ООН, текст которой был схож с предыдущей.

Мадридские переговоры: страна-призрак Палестина

Первые мирные переговоры и заключение договора было осуществлено в 1978 году между Израилем и Египтом. Но решение палестинского вопроса не решалось до 90-х годов. Первая официальная встреча еврейского и арабского руководства состоялась в 1991 году в Мадриде. На этой встрече было выделено несколько пунктов, которые должны были урегулировать обстановку повисшей в воздухе полномасштабной войны.

1. Выполнение резолюции СБ ООН 242 и 338 (338 - вторая резолюция после Войны Судного дня);

2. Соблюдение принципа «земля в обмен на мир»;

3. Обеспечение законных прав палестинского народа;

4. Достижение безопасности и мира для израильтян;

Мадридские переговоры не подразумевали создания отдельного государства палестинским народом. Этот вопрос не поднимался вплоть до 2003 года. Мирный план «дорожной карты» был совместной разработкой России, США, ООН и Евросоюза. По тексту разработанного документа за два года необходимо было поэтапно снизить уровень напряженности конфликта и создать новое государство – Палестина.

Но этот план не реализован и ныне. Причина этого разногласия внутри и израильской, и палестинской политической элиты.

Последние события в Израиле показали, что Ближний Восток стоит на пороге очередной войны. В этом году израильская армия уже проводила бомбардировку Сектора Газы и палестинских территорий. В ответ на агрессию Иерусалима палестинцы устраивают теракты в границах Израиля.

Палестино-израильский конфликт снова получил громкое развитие. Не прекращаясь столетиями, политический, территориальный, национальный, и Бог знает еще какой конфликт, снова попал на первые полосы. В чем же причина столь долгого противостояния с присутствием Турции и США?

Конфликт Палестины и Израиля – откуда идут корни – история развития кратко

Глубоко в летах зарыта изначальная причина конфликта. Палестина и Израиль – наиближайшие соседи, которые располагаются в одном районе Ближнего Востока. Так, евреи и коренные арабы вполне мирно сосуществовали в данном регионе. Однако в начале XIX века еврейская составляющая стала резко возрастать. На то много причин – во-первых, естественный прирост населения, во-вторых, движение «на родину», в Иерусалим, евреев. Но обострилась ситуация со времен Второй мировой войны и геноцида евреев. Тогда, гонимые ужасами нацизма Третьего рейха, сиониты двинулись в Палестину. Как народ, не имеющий своих земель, евреи были «на птичьих правах».

По окончании Второй мировой войны, а точнее в 1949 году, после принятия Израиля в ООН, права евреев на Израиль несколько прояснились. Имея претензию на территорию Палестины, израильтяне добились разделения государства на две части: арабскую и еврейскую. С этого началась острая фаза конфликта.

Причина конфликта в резонансности мирового решения и непримиримости сторон. Обе стороны принимают активное участие в военных действиях. Во-первых, радикально настроенные сионисты, которые отказались принять независимость арабской части Палестины. Во-вторых, большое количество мусульманских стран просто не приняли такого государства, как Израиль. Это были и есть Иордания, Ливан, Египет и Саудовская Аравия. Начались военные действия, в ходе которых израильтяне оттеснили арабов, завоевав себе всю Палестину. Начался отток арабов из Палестины в другие мусульманские страны и приток евреев в свое государство.

Что там происходит сейчас?

Палестино-израильский конфликт актуален по сей день, так же как и был не решенным в течение всего столетия. В декабре 2017 года незатухающее противостояние заставило говорить о себе после заявления президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля. Трамп подкрепил свое решение переносом американского посольства из Тель-Авива в священный город. Таким образом, Трамп намерен показать свою убеждённость в том, что этот шаг поставит точку в решении палестино-израильского конфликта.

Данное решение стало причиной для накала негодования в Палестине и других мусульманских странах. В результате массовых демонстраций в Израиле близ границы с Дамаском пострадали 10 человек, а в результате столкновений палестинцев и израильтян с запада реки Иордан пострадали 90 митингующих. Кроме того, о чем сообщает НТВ .

Мировое сообщество также неоднозначно отреагировало на решение Трампа, в частности, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Он относится к нему весьма скептически, объясняя это так:

«Объявление Иерусалима столицей Израиля и перенос в этот город американского посольства - бессмысленный шаг в глазах Турции. По нашей инициативе 13 декабря в Стамбуле пройдет экстренное заседание лидеров стран ОИС. Они примут дорожную карту, которая продемонстрирует, что реализовать решение Трампа будет не так уж просто».

Кроме того, Эрдоган считает, что Израиль – террористическое государство, о чем он высказался однозначно:

«Мы не оставим Иерусалим на милость террористического государства - убийцы детей, у которого нет других целей, кроме оккупации и грабежа. Мы будем решительно продолжать нашу борьбу», - сказал он.

Будто вторя ему, в мире митингуют представители других мусульманских стран. Классика - митинги, столкновения, сжигание фотографии американского президента и флага США.

Похоже, что сегодня мы становимся свидетелями новой палестино-израильской войны. Как пишут британские СМИ, элитная бригада израильской пехоты «Гивати» уже вышла к палестинской границе. Одновременно с ней туда же подтянуто ударное десантное подразделение. Вечером 15 ноября власти Израиля подтвердили возможность начала наземной операции на границе с сектором Газа...

Готовящееся вторжение Израиль объясняет участившимися обстрелами ракетами с палестинской территории. Так, в конце прошлой недели за двое суток по израильским городам было выпущено более 100 ракет, из-за чего 40 человек получили ранения. После того, как палестинские боевики отказались прекращать огонь, израильские ВВС нанесли множество ударов по позициям палестинцев (включая и жилые дома). В результате только за первый день «антитеррористической» операции, по данным министерства здравоохранения Палестинской автономии, погибли около 20 палестинцев, в том числе и пятеро детей. В довершение всего израильские ВВС разбомбили машину, на которой передвигался по городу Ахмад Джабари, лидер «Бригад Изаддина аль-Касама» – военного крыла движения ХАМАС. Вооружённые силы палестинцев в секторе Газа, таким образом, оказались обезглавлены.

Впрочем, своей цели удары с воздуха так и не достигли: палестинцы не только не прекратили обстрелы израильской территории, но, наоборот, их усилили. Ракетному обстрелу подвергся даже Тель-Авив: это случилось впервые за последние 20 с лишним лет израильско-палестинского конфликта. Всего же по израильским городам палестинцы выпустили за последние два дня несколько сот ракет. Трое израильтян были убиты, десятки были ранены или обратились за медицинской помощью.

В ответ Израиль начал переброску войск к границе. Реакция мира на все эти события оказалась двоякой. США и Британия поддержали право Израиля на «самооборону». А вот Франция отметила «непропорциональность» ответа Израиля на ракетные обстрелы своей территории...

Таким образом, перед нами уже привычный сценарий очередного конфликта на многострадальной палестинкой земле. Евреи обвинили арабов в террористических вылазках, после чего начали наносить удары из всех видов оружия. Как всегда, от таких «точечных ударов» сильно пострадало мирное население. Сразу же посыпались упрёки в адрес Израиля в «чрезмерном применении военной силы». Наверняка после этого конфликт только обострится. А потом спустя какое-то время наступит очередное «перемирие», которое, в свою очередь, станет лишь передышкой в преддверии новой войны. И так далее — по замкнутому трагическому кругу. Ибо за последние полвека этот сценарий разыгрывался уже не раз и не два.

Возникает закономерный вопрос — неужели здесь никогда не наступит мир?

Существует серьёзная версия, согласно которой в непрерывном арабо-израильском противостоянии заинтересована некая третья сила — не будь закулисных поджигателей войны, евреи и арабы уже давно бы договорились между собой. Но как только мирный процесс начинает более-менее налаживаться, тут же происходят события, вызывающие очередную вспышку конфликта.

Невидимая рука

Вот несколько характерных примеров. В 1992 году между премьером Израиля Ицхаком Рабиным и лидером Организации освобождения Палестины Ясиром Арафатом была достигнута договорённость о прекращении взаимного насилия. Арафат отказался от проведения диверсионно-террористических вылазок, а Рабин согласился на создание Палестинской национальной автономии, которой передали контроль на арабских территориях по западному берегу реки Иордан и в секторе Газа.

В 1993 году за этот прогрессивный шаг оба лидера получили Нобелевскую премию мира. Казалось, взаимное кровавое противостояние вот-вот станет достоянием истории.

Но 4 ноября 1995 года Ицхак Рабин был застрелен еврейским студентом. Якобы это был религиозный фанатик, который не мог простить премьеру «капитуляции» перед арабами. Однако журналисты ведущих мировых СМИ обратили внимание на то, что личная охрана Рабина непонятным образом «прозевала» убийцу, сумевшего подойти к жертве почти вплотную.

«А может, кто-то специально отдал приказ охранникам не слишком усердно выполнять свои обязанности?» — задалось вполне логичным вопросом одно французское издание. Но израильские власти, а точнее те, кто стоял за этим убийством, поспешили поставить точку в расследовании, сосредоточившись исключительно на идее «убийцы-одиночки».

И арабо-израильские отношения стали снова стремительно ухудшаться. А в конце 1999 года новый премьер Ариэль Шарон вдруг совершил явно провокационное восхождение на Храмовую гору в Иерусалиме, святое для мусульман место. И тут же вспыхнула новая война.

Однако очень скоро эта война зашла в тупик. Тот же Шарон принялся активно искать мирные пути выхода из конфликта. В частности, им было принято решение об эвакуации ряда еврейских поселений с арабских земель, дабы не «дразнить» их присутствием палестинцев. Активные боевые действия вроде бы прекратились. Но не надолго. На сей раз в роли провокаторов выступили палестинцы.

Чьими-то стараниями в их среде во влиятельную политическую силу выросло экстремистское мусульманское движение ХАМАС, оттеснившее на задний план умеренную «Организацию освобождения Палестины». ХАМАС законным путём захватил власть в секторе Газа, после чего принялся методично обстреливать израильскую территорию... настоящими боевыми ракетами!

Одно время всех нас пытались убедить, что эти ракеты кустарного производства, мол, их изготовляют сами палестинские бойцы. Однако не так давно британские специалисты, в руки которых попала одна такая ракета, пришли к выводу, что эти заряды фабричного производства (правда, заводское клеймо на них отсутствует).

Так кто же производит эти ракеты и кто их услужливо поставляет ХАМАСу? Явно это не Палестина, где производственной базы для ракетной техники попросту нет...

Короли и пешки

Чтобы разобраться во всех этих хитросплетениях, следует обратить внимание на исторические корни арабо-израильского конфликта.

Дело в том, что само государство Израиль возникло не в результате естественных социально-экономических процессов, а по причине сложных глобальных игр некоторых великих держав. А арабы и евреи были лишь пешками в этих комбинациях. Видимо, таковыми они остаются и по сей день...

Впервые о желании создать государство Израиль в 19-м столетии заявили еврейские националисты из «Всемирной сионистской организации». Это желание было столь же «научно» обосновано, как и утопические мечты итальянских радикалов, мечтавших о возрождении Древней Римской империи — и Древний Израиль, и Древний Рим существовали примерно в одно время. Но в отличие от итальянцев у сионистов нашлись очень серьёзные покровители.

Это крупные еврейские финансисты, принявшиеся активно лоббировать идею государства Израиль. Зачем им это было надо? Ведь эти люди и так неплохо жили в разных странах Европы и Северной Америки. Думается, что подлинных целей было много.

Это и более действенный контроль над еврейской общиной всего мира, которая будет просто вынуждена финансово поддерживать новую «историческую родину», и полная власть над святыми местами. Ведь Палестина является колыбелью трёх мировых религий, и владение этими землями чисто психологически повышает статус самих властителей.

А ещё Израиль автоматически становился своеобразным ножом в сердце мусульманского мира, который отсёк Египет от Саудовской Аравии и Ирана, тем самым лишив их возможности объединиться против своего старого врага — Запада. О таком союзнике западные страны могли только мечтать! А лоббирование израильских интересов, в свою очередь, делало еврейских банкиров очень влиятельными не только в финансах, но и в политике.

Но влиятельность надо постоянно поддерживать. Лучше всего это делать через непрекращающиеся военные конфликты, когда можно громко взывать о «маленькой, но гордой стране, окружённой со всех сторон кровожадными мусульманами». Тогда постоянная финансовая и военная помощь Израилю будет гарантирована — а это для израильских лоббистов (и для политиков Израиля) верный источник небывалых доходов.

Возможно, именно с таким расчётом было принято решение о создании государства с постоянно тлеющим межнациональным конфликтом. Примечательно, что ни сами финансисты — все эти Ротшильды, Шифы, Варбурги и т. д. — ни их потомки переселяться в Израиль не стали. Они предпочли быть «патриотами» в уютных банковских офисах на Уолл-стрит или в лондонском Сити, зарабатывая на лоббистской деятельности. А право умирать в бесконечных войнах с арабами они отдали простым евреям. Как палестинским, так и приезжим, которые поддались на уловки сионистской пропаганды...

Поначалу создание Израиля банкиры «пробивали» через Британию, которая захватила Палестину во время Первой мировой войны. Уже в 1917 году лорд Бальфур подписал декларацию о разрешении массовой еврейской иммиграции на Ближний Восток. В 20-30-е годы доля еврейского населения Палестины стала стремительно расти: с 7-ми до 30%.

В 1943 году, в самый разгар Второй мировой войны, британский премьер Уинстон Черчилль принял у себя одного из сионистских лидеров, Хаима Вейцмана, которому сказал следующие слова: «После того как Гитлер будет разгромлен, евреи должны создать своё государство там, откуда они родом. Лорд Бальфур завещал мне это, и я не собираюсь отказываться».

В послевоенном мире инициатива перешла к американцам, которые и приняли окончательное решение о создании Израиля, появившегося на картах мира в 1947 году.

Любопытно, что закулисным лоббистам удалось даже использовать для этих целей Советский Союз, где наивно полагали, что сионисты собираются строить еврейский вариант коммунизма. Именно благодаря советской военной помощи израильтяне выиграли свою первую войну с арабами, которая началась сразу же после создания еврейского государства.

Однако банкиры вовсе не собирались дружить с Советами. Очень быстро советско-израильские отношения испортились, и Москва стала союзником арабов. Таким образом, Палестина превратилась в арену «холодной войны» между СССР и США, а арабы и евреи — пушечным мясом на этой войне. Русские и американцы не только мерились здесь силой, но и испытывали новейшие образцы своего вооружения, тактику ведения партизанской и контрпартизанской войны, методы идеологической обработки населения.

Довольны были и банкиры — в условиях непрекращающегося конфликта лоббистская деятельность приносила миллионы долларов.

Кому война, кому мать родна

Увы, ситуация нисколько не изменилась даже после краха Советского Союза. Мы уже говорили о том, как трагично закончились мужественные попытки Ицхака Рабина напрямую договориться с палестинцами — мир на этой земле финансовому закулисью по-прежнему не нужен. Вот почему место главного врага израильского народа после СССР недолго оставалось вакантным. На сей раз врагом объявили «мировой исламский терроризм».

Словно по заказу, на телевизионных экранах регулярно стал появляться лик «главаря» террористов некоего Усамы бен Ладена, бывшего агента ЦРУ, который грозит стереть израильское государство с лица земли. После его смерти эту воинственную риторику подхватили его преемники в организации «Аль-Каеда». Одновременно начинается стремительное возвышение движения ХАМАС, которое стало получать щедрую помощь из таинственных источников...

Кстати, Израилем и его войнами с арабским миром пользуются не только банкиры, но и американское государство для решения своих проблем. Есть версия, что война, начатая Ариэлем Шароном в 1999 году, была лишь необходимой прелюдией для провокационных самолётных атак на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года. Мол, «мировой терроризм» развернул широкое наступление против США и их союзников на огромном фронте — от Ближнего Востока до Нью-Йорка.

Начавшиеся следом удары израильской армии по палестинцам и вторжение США в Ирак позволили как следует загрузить щедрыми военными заказами предприятия американского ВПК. Это позволило Америке оттянуть неизбежный экономический кризис аж до 2008 года...

Что же касается последнего арабо-израильского конфликта, то он, возможно, связан с международными проблемами высшего руководства США. Дело в том, что демократическая администрация президента Барака Обамы настроена на сотрудничество с палестинцами. Само по себе, это очень невыгодно некоторым высокопоставленным израильским политикам, неплохо зарабатывающих на имидже Израиля, как «главной жертвы исламского терроризма» — известно, что Обама очень холодно относится к правящей верхушке Израиля, он даже несколько раз отказывался от личных встреч с израильским премьер-министром, чего никогда не бывало за многие годы американо-израильских отношений. Но у Израиля имеется очень могущественный союзник в Вашингтоне в лице еврейского банковского лоббии и деятелей из республиканской партии. Не исключено, что именно эти израильские лоббисты через свою агентуру в ХАМАС вполне могли спровоцировать новую войну, дабы как можно дольше удержать арабов и евреев от диалога, а Обаму сделать заложником сложившейся ситуации и заставить его занять однозначно произраильскую позицию — собственно, это уже и произошло...

Таким образом, обстановка в Палестине для её народов складывается тупиковая. К сожалению, она вряд ли изменится в ближайшее время. Если только не случится чудо, и израильтяне с палестинцами не начнут проводить независимую ни от кого политику.

Вадим Андрюхин, главный редактор

Под «арабо-израильским конфликтом» понимается противостояние между рядом арабских стран и арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения оккупированных Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль - с другой. Хотя это государство было образовано в 1948 году, фактически история конфликта охватывает более 110 лет – с 1897 года, когда в ходе проведенного в г. Базель учредительного конгресса было оформлено политическое сионистское движение, положившее начало борьбе еврейского народа за собственное государство.

В рамках этого крупномасштабного явления принято выделять региональный «палестино-израильский конфликт», обусловленный столкновением интересов Израиля и палестинских арабов, усугубляемый религиозной, культурной и межнациональной рознью.

Одна из главных спорных проблем касается принадлежности Палестины и Иерусалима, которые каждая из сторон считает своей исторической родиной и религиозной святыней. Ситуация осложнялась столкновением интересов ведущих мировых держав в регионе Ближнего Востока, ставшем для них ареной политического, а иногда и военного противостояния. О серьезности внимания Соединенных Штатов Америки к арабо-израильскому конфликту свидетельствует тот факт, что за годы существования Организации Объединенных Наций (ООН) Вашингтон использовал право вето в Совете Безопасности 20 раз, из которых 16 – в поддержку Израиля.

На ход арабо-израильского конфликта и возможности его урегулирования определяющее воздействие оказывает позиция непосредственных участников – США, европейских государств, а также ведущих стран арабского и мусульманского мира. Для понимания данной проблематики в целом и причин, которые приводили к трансформации точек зрения сторон кризиса, целесообразно привести хронологию его развития.

ЗАРОЖДЕНИЕ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОЙНЫ

Официальной датой зарождения арабо-израильского конфликта принято считать 29 ноября 1947 года, когда Генассамблея ООН приняла резолюцию 181 о разделе Палестины (в тот период находилась под мандатным управлением и об образовании на ее территории двух государств – арабского и еврейского. При этом предусматривалось выделение Иерусалима в самостоятельную административную единицу с особым международным статусом.

Арабские страны, не признав резолюцию 181, провозгласили лозунг о «защите национальных прав палестинских арабов». Весной 1948 года семь арабских государств ввели контингенты своих вооруженных сил на бывшие подмандатные территории и начали против евреев масштабные боевые действия. Резкое обострение ситуации в результате арабо-израильской вооруженной конфронтации вынудило около 400 тыс. палестинцев стать беженцами и покинуть места своего постоянного проживания. Арабо-израильский конфликт тем самым приобрел качественно новый характер, его рамки существенно расширились. Арабские войска так и не смогли добиться поставленных перед ними целей, а война завершилась в 1949 году заключением соглашений о перемирии.

Итогом этих событий стало появление на карте Государства Израиль, в то время как арабское государство создано не было. 40% предназначавшейся для палестинцев территории в соответствии с резолюцией 181 отошли к Израилю, остальные 60% - к Египту (Сектор Газа - СГ) и Иордании (Западный берег р. Иордан - ЗБРИ). Иерусалим был поделен между израильтянами (западная часть, составлявшая 73% городской площади) и иорданцами (восточная часть – 27%). В ходе войны еще 340 тыс. палестинцев стали беженцами.

В октябре 1956 года арабо-израильский конфликт разгорелся с новой силой. Великобритания, Франция и Израиль предприняли совместную военную акцию против Египта в качестве реакции на национализацию президентом Г. Насером Суэцкого канала. Под международным давлением коалиция была вынуждена вывести свои войска с захваченного Синайского п-ова.

В июне 1967 года Израиль, мотивируя свои шаги военными приготовлениями в ряде арабских государств, начал боевые действия против Египта, Сирии и Иордании («шестидневная война»). Им были оккупированы в общей сложности 68 тыс. кв. км арабских земель (что почти в 5 раз превышало размеры его собственной территории) – Синайский п-ов, СГ, ЗБРИ, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.

По итогам «шестидневной войны» Совет Безопасности ООН 22 ноября 1967 года принял резолюцию 242, в которой подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны», содержалось требование вывода израильских вооруженных сил с земель, оккупированных во время «шестидневной войны» (1967), и достижения справедливого урегулирования проблемы беженцев, указывалось на необходимость уважения и признания суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства на Ближнем Востоке, их права жить в мире. Фактически эта резолюция стала отправной точкой формулы «территории в обмен на мир», которая легла в основу дальнейшего мирного процесса по урегулированию арабо-израильского конфликта.

В октябре 1973 года Египет и Сирия предприняли попытку вернуть потерянные в ходе «шестидневной войны» территории, добились некоторых успехов на первом этапе боевых действий (египтяне, в частности, форсировали Суэцкий канал), однако не смогли закрепить их и не достигли поставленных целей, потеряв в конечном итоге еще ряд районов. Данный конфликт получил название «октябрьская война». Принятая 22 октября того же года СБ ООН резолюция 338 способствовала прекращению боевых действий и призвала все заинтересованные стороны начать практическое выполнение резолюции 242 путем вступления в переговоры.

Зоной военных действий неоднократно становилась также территория Ливана. Израиль проводил военные операции на территории этой страны, ссылаясь на «необходимость борьбы с терроризмом, исходящим от находящихся там палестинцев, и обеспечения безопасности своих северных территорий». Особенно масштабными были военные кампании 1978 и 1982 годов.

Проблема беженцев является одним из основных противоречий палестино-израильского конфликта. К настоящему времени общее число палестинских беженцев (включая лиц, родившихся в изгнании) составляет, по разным оценкам, 3,6-3,9 млн. человек. С 1967 года на оккупированных территориях было создано в общей сложности более 230 израильских поселений с числом жителей около 370 тыс. человек (учитывая население израильских поселений в районе Восточного Иерусалима).

ПОПЫТКИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

Среди международно-правовых документов, внесших вклад в ближневосточное урегулирование, следует выделить резолюцию 3236 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1974 года. Она подтвердила неотъемлемые права арабского народа Палестины (в том числе на национальную независимость и суверенитет, на возвращение к своим очагам и своему имуществу) и признавшую Организацию освобождения Палестины (ООП, создана в мае 1964 года) в качестве его единственного законного представителя. Кроме того, в резолюции 425 СБ ООН от 19 марта 1978 года содержалось требование безоговорочного вывода израильских войск из Южного Ливана.

Взгляды руководства разных арабских стран на пути урегулирования арабо-израильского конфликта сильно отличались, а в 70-е годы приобрели антагонистический характер. В частности, президент Египта А. Садат совершил в 1977 году официальный визит в Иерусалим. В сентябре 1978 года он заключил с Израилем соглашения в Кэмп-Дэвиде (США), а в марте 1979-го подписал мирный договор. Египтянам удалось вернуть контроль над Синайским п-овом и выйти из общеарабской конфронтации с Израилем. Подавляющее большинство арабских государств и палестинцы негативно восприняли шаг Каира. Египет оказался в фактической изоляции в арабском мире. После покушения на А. Садата и его гибели в октябре 1981 года отношения этой страны с другими государствами постепенно нормализовались. Каир вновь стал играть важную роль в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке.

После Кэмп-Дэвида подходы арабской и израильской сторон конфликта к ближневосточному урегулированию стали более реалистичными. Арабы отказались от категорического непризнания права Израиля на существование. В свою очередь, в израильском обществе созрело понимание необходимости прекращения ближневосточного противостояния и урегулирования палестинской проблемы на условиях взаимоприемлемого компромисса.

Принципиально новый этап в урегулировании арабо-израильского конфликта начался в 1991 году, когда 30 октября – 1 ноября удалось созвать Мадридскую мирную конференцию, значительную роль в которой сыграли СССР и США. Формат конференции предусматривал начало переговоров между Израилем и отдельными арабскими сторонами, а также проведение многосторонних переговоров, призванных рассмотреть некоторые общерегиональные проблемы: контроль над вооружениями и региональная безопасность, беженцы, экономическое развитие, водные ресурсы, экология и ряд других. Согласие на участие в работе конференции дали Сирия, Ливан, Израиль, и Иордания. Наряду с ними на это мероприятие были приглашены представители двух региональных организаций – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Союза арабского Магриба, а также европейских стран. Роль ООН из-за возражений Израиля ограничилась участием представителя ее генерального секретаря.

Вслед за Мадридской конференцией начались двусторонние арабо-израильские (по палестинскому, иорданскому, сирийскому и ливанскому направлениям) и многосторонние (по общерегиональной проблематике) переговоры.

В октябре 1994 года был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией. В качестве границы между двумя государствами была определена линия, установленная в свое время английскими мандатными властями.

После закрытых палестино-израильских контактов при норвежском посредничестве Израиль и ООП, признав друг друга, подписали 13 сентября 1993 года в Вашингтоне Декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления («Осло-1»). В ней была зафиксирована договоренность о пятилетнем переходном периоде, который должен был начаться с передислокации израильских войск из СГ и Иерихона (район на западном берегу Иордана) и закончиться определением окончательного статуса палестинских территорий. Россия и США подписали эту Декларацию в качестве свидетелей.

4 мая 1994 года в Каире палестинская и израильская стороны заключили соглашение «Газа-Иерихон» (свидетели - Россия, США, Египет), в соответствии с которым Израиль осуществил вывод войск из этих районов к концу мая 1994 года. Подразделения израильской армии остались только для охраны еврейских поселений в Секторе Газа. Эта договоренность одновременно положила начало пятилетнему переходному периоду.

28 сентября 1995 года в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу реки Иордан и Сектору Газа («Осло-2»). Свидетельские подписи под этим документом поставили представители России, США, Египта, Иордании, Норвегии и ЕС. Временное соглашение предусматривало расширение сферы палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и избрание Палестинского совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период (начиная с даты подписания соглашения «Газа-Иерихон»). Переговоры по окончательному палестино-израильскому урегулированию, включая проблемы Иерусалима, беженцев, поселений, границ, меры безопасности, отношения с соседними странами и ряд других, должны были начаться не позднее 4 мая 1996 года и привести к выполнению резолюций 242 и 338 СБ ООН.

Вся территория Западного берега реки Иордан была поделена на три зоны:

  • зону А (около 3% территории), где вводился полный контроль Палестинской национальной администрации (ПНА) в гражданской сфере и по вопросам безопасности (шесть городов: Дженин, Калькилия, Тулькарм, Вифлеем, Рамалла и Наблус, а также Иерихон, где передислокация уже была осуществлена);
  • зону В (районы с самой высокой плотностью населения, около 27% территории), где ПНА контролирует гражданскую сферу, а Израиль – безопасность;
  • зону С (территории Западного берега р. Иордан вне зон А и В; незаселенные земли; районы, имеющие стратегическое значение для Израиля; еврейские поселения, около 70% территории, кроме территорий, вопрос о которых будет обсуждаться на переговорах об окончательном статусе), где израильский контроль должен постепенно, по мере передачи, переходить к палестинцам.

Выполняя Временное соглашение, подразделения израильской армии к концу декабря 1995 года ушли из зоны А и с большей части зоны В. 17 января 1997 года, сразу после подписания специального Протокола по Хеврону, израильские силы были выведены из этого города (зона А). В соответствии с протоколом израильтяне сохранили военный и гражданский контроль над районом проживания еврейской общины в этом городе (около 450 человек), включая священную для иудеев «Гробницу патриархов».

23 октября 1998 года ПНА и Израиль под давлением США подписали Уай-Меморандум, регламентирующий пошаговое осуществление дальнейшей передислокации. Предполагалась передача палестинцам 13% зоны С (1% в зону А и 12% в зону В). Кроме того, 14,2% зоны В предполагалось перевести в зону А. Израильтяне осуществили только первый этап передислокации, в результате которого 2% зоны С было передано в зону В, а 7,1% зоны В - в зону А. После этого Израиль заморозил реализацию меморандума, аргументировав такой шаг тем, что палестинцы, по его мнению, не выполнили ряд договоренностей, и прежде всего в сфере безопасности.

После победы на выборах в Израиле Партии труда Э. Барака появились перспективы для активизации переговоров. 4 сентября 1999 года в египетском городе Шарм аль-Шейх Э. Барак и Я. Арафат подписали меморандум, в котором были согласованы новые сроки осуществления предусмотренных прежними соглашениями промежуточных мер, намечено проведение переговоров о постоянном статусе палестинских территорий с достижением рамочного соглашения в феврале и окончательного - в сентябре 2000 года. Многие положения этого документа были претворены в жизнь. В частности, был завершен второй этап передислокации израильской армии на Западный берег р. Иордан. В результате Палестинская национальная администрация (ПНА) стала осуществлять управление на большей части Сектора Газа (кроме приграничных зон и израильских поселений) и 39,7% территории Западного берега (в том числе под полным контролем ПНА находилось 18% территории, под частичным - 21,7%). В 1999 году израильские власти освободили в общей сложности более 400 палестинских заключенных. Был открыт южный маршрут безопасного коридора между Западным берегом и Сектором Газа. Кроме того, были приняты меры для начала строительства морского порта в Газе, а также для решения ряда экономических и финансовых вопросов.

Тем не менее ситуация на палестино-израильском направлении оставалась сложной. На фоне серьезных разногласий сторон по ключевым проблемам урегулирования (возвращение территорий и беженцев) переходный процесс был заморожен. Не удалось достичь к намеченным срокам (февраль 2000 года) рамочного соглашения о статусе палестинских территорий и соответствующего окончательного соглашения (сентябрь 2000-го). Руководство ПНА заявило, что при таком развитии событий оно пойдет на одностороннее провозглашение независимого палестинского государства в сентябре – ноябре 2000 года. В свою очередь, Израиль выступил с угрозой предпринять жесткие «ответные меры». В итоге к установленным срокам ПНА воздержалась от самопровозглашения.

В середине мая 2000 года арабо-израильский конфликт вспыхнул с новой силой: на оккупированных территориях произошли массовые выступления палестинского населения, вылившиеся в столкновения с израильскими силами безопасности. Поводом к ним послужил отказ Тель-Авива освободить очередную группу палестинских заключенных.

Эти события вновь осложнили обстановку в регионе. В создавшихся условиях израильское правительство отложило выполнение принятого накануне кнессетом (израильский парламент) решения о передаче под полный палестинский контроль трех населенных пунктов в пригородах Иерусалима.

В январе 2000 года в г. Шепардстауне (США, штат Мэриленд) были возобновлены сирийско-израильские переговоры. Делегации возглавляли министр иностранных дел Сирии Ф. Шараа и премьер-министр Э. Барак. Однако переговоры были прерваны из-за отсутствия между сторонами взаимопонимания. Сирийцы настаивали на том, чтобы Израиль взял на себя обязательство отвести войска на линию 4 июня 1967 года. Тот же отказался принимать такой посыл, настаивая на решении вопроса о судьбе сирийских Голанских высот в ходе прямых переговоров. Сирийско-израильское направление урегулирования ближневосточного конфликта продолжало находиться в «замороженном» состоянии.

5 марта 2000 года Израиль в соответствии с резолюциями 425 и 426 СБ ООН принял решение о завершении к июлю того же года вывода своих войск из Южного Ливана независимо от того, будут ли достигнуты соответствующие договоренности с ливанцами и сирийцами. Дамаск и Бейрут настороженно восприняли это решение. 24 мая израильские власти досрочно завершили эвакуацию национального воинского контингента с ливанской территории. В освобожденных районах были дислоцированы части Временных сил ООН в Ливане. Рубежи, на которые Израиль отвел свои войска, были определены экспертами ООН и получили условное название «голубая линия» (по географическим параметрам она близка к признанной международным правом границе).

Вместе с тем сохраняются проблемы, периодически вызывающие обострение арабо-израильского конфликта в Ливане и вокруг него. Бейрут оспаривает правильность прохождения «голубой линии» на отдельных участках, в частности в районе Шебаа, расположенном у подножия горы Хермон на стыке ливано-сирийско-израильских линий перемирия. Ливанская сторона настаивает на уходе израильтян из этого района и заявляет, что в противном случае она не может рассматривать вывод израильских войск как выполнение резолюции 425 СБ ООН. Дамаск разделяет позицию Бейрута в этом вопросе. В свою очередь, Тель-Авив утверждает, что полностью вывел свои войска с территории Ливана, а район Шебаа рассматривает как часть сирийских Голанских высот. Согласно решениям ООН спорный район также считается частью оккупированных сирийских Голан и подпадает под действие резолюции 242 СБ ООН. Другим пунктом разногласий между этими двумя странами является вопрос о разделе водных ресурсов пограничных рек. Ливан тоже настойчиво добивается решения проблемы палестинских беженцев на основе реализации их права на возвращение.

В сентябре 2000 года на фоне стагнации в палестино-израильских переговорах ситуация на палестинских территориях серьезно обострилась. После посещения лидером оппозиционной партии «Ликуд» А. Шароном мечети «Аль-Акса» (одна из главных исламских святынь) массовые волнения палестинцев вылились в ожесточенные столкновения с израильской полицией и армией, которые получили впоследствии название «Интифада Аль-Акса». В ответ израильтяне ввели блокаду территорий ПНА, нанесли удары по палестинским объектам с применением полевой артиллерии, танков и авиации. В ходе вооруженного противостояния погибли более 3,7 тыс. человек (около 2,8 тыс. палестинцев и почти 1 тыс. израильтян).

В январе 2001 года в египетском городе Таба прошли закрытые палестино-израильские переговоры по проблемам окончательного статуса. В отличие от всех предыдущих переговоров в ходе обсуждений сторонам удалось приблизиться к наиболее продвинутым вариантам решений по трем позициям:

  • территориальный вопрос – израильтяне впервые проявили готовность вести переговоры с учетом принципа возвращения к границам 1967 года на основе резолюции 242 СБ ООН, палестинцы дали согласие на определение окончательных границ;
  • проблема Иерусалима – город провозглашался «общей и открытой столицей» двух государств;
  • беженцы – справедливое решение этой проблемы в соответствии с резолюцией 242 могло бы привести к выполнению резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН.

В марте 2002 года в Бейруте прошел XIV саммит ЛАГ, на котором была утверждена мирная инициатива саудовского наследного принца Абдаллы («арабская мирная инициатива»). В принятой по итогам совещания декларации предусматривается установление нормальных отношений между арабскими странами и Израилем в рамках всеобъемлющего мира в обмен на его уход со всех оккупированных в 1967 году территорий.

В течение 2002 года Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции по ситуации на Ближнем Востоке - 1397, 1402,1403 и 1405. В них к сторонам арабо-израильского конфликта обращен призыв прекратить насилие, сотрудничать с представителями России, США, ЕС и ООН («ближневосточный квартет»), приветствуются усилия этих международных посредников «по установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира в регионе». Ключевое значение для современного этапа урегулирования арабо-израильского конфликта имеет резолюция 1397, где впервые СБ ООН подтвердил необходимость достижения в перспективе мирного сосуществования суверенных Израиля и Палестины в рамках безопасных и признанных границ.

Летом 2002 года Израиль приступил к строительству «разделительной стены» на палестинских территориях. К настоящему времени возведено более 200 км заграждений. Сооружение «стены» происходит со значительными изъятиями палестинских земель и охватом ряда израильских поселений. 21 октября 2003 года на чрезвычайной спецсессии ГА ООН подавляющим большинством голосов была принята резолюция ES-10/13 с требованием к Израилю прекратить строительство «разделительной стены», которое противоречит международному праву.

С целью возобновления мирных усилий «квартет» международных посредников 30 апреля 2003 года разработал свой мирный план «дорожная карта» о поэтапном урегулировании палестино-израильского конфликта в течение трехлетнего периода и графике создания палестинского независимого государства к 2005 году. 19 ноября 2004 года СБ ООН резолюцией 1515 одобрил этот план, придав ему международно-правовой статус. Палестинская сторона так же утвердила план, а израильское правительство одобрило его в целом, оговорив свое право в ходе будущих переговоров придерживаться и отстаивать внесенные им поправки (всего 14 поправок). Однако полностью «дорожная карта» так и не была реализована.

26 октября 2004 года израильский кнессет утвердил план А. Шарона об одностороннем размежевании с палестинцами, впервые законодательно закрепив ликвидацию поселений и вывод своих войск с палестинских территорий, оккупированных во время «шестидневной войны». Это создало прецедент для возобновления движения к миру на основе «дорожной карты» ближневосточного урегулирования. В результате осуществления упомянутого плана в течение месяца были эвакуированы 8,5 тыс. израильтян из 21 поселения в СГ и четырех - в северной части ЗБРИ. Из Сектора Газа были также выведены все израильские военнослужащие. Так завершилась его 38-летняя оккупация.

27 ноября 2007 года в г. Аннаполис (США, штат Мэриленд) прошла Международная конференция по Ближнему Востоку с участием представителей 50 государств и международных организаций. В ходе двусторонней встречи глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт достигли договоренности начать переговоры о создании к концу 2008 года независимого палестинского государства. Переговорный процесс был прерван в связи с проведением Израилем военной операции в Секторе Газа «Литой свинец» в декабре 2008 – январе 2009 года в ответ на возобновление ракетных обстрелов израильской территории палестинскими боевиками. В ходе нее были убиты более 1,4 тыс. палестинцев.

В сентябре 2010 года в Вашингтоне прошел первый раунд прямых палестино-израильских переговоров, возобновившихся после почти двухлетнего перерыва. Делегации конфликтующих сторон возглавляли премьер-министр Израиля Биньямин Нстаньяху и глава ПНА Махмуд Аббас. Израильский и палестинский лидеры договорились начать выработку рамочного соглашения по проблеме окончательного статуса и впредь регулярно проводить двусторонние встречи.

В начале декабря 2010 года прямые переговоры по урегулированию арабо-израильского конфликта зашли в тупик, после того как Израиль отказался возобновить мораторий на строительство еврейских поселений на оккупированных и спорных территориях. США не смогли убедить Тель-Авив возобновить мораторий. Более того, израильское руководство во время визита в страну вице-президента США Д. Байдена демонстративно объявило об утверждении плана застройки Восточного Иерусалима (палестинская часть города) и приступило к практическим работам.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

В феврале 2011 года по инициативе группы арабских стран СБ ООН предпринял попытку принять специальную резолюцию, осуждающую политику Израиля по строительству новых поселений на оккупированных территориях. Маневры Вашингтона, направленные на то, чтобы М. Аббас отозвал проект резолюции, провалились. Европейские союзники США при голосовании отказались высказаться против или хотя бы воздержаться. В сложившихся условиях Соединенные Штаты остались в одиночестве, а их посол при ООН С. Райе получила указание воспользоваться правом вето.

Тем не менее в настоящее время статут независимого палестинского государства (полностью или частично) признают более 100 стран. Если в период с 2005 по 2009 год его признали только Парагвай, Черногория, Коста-Рика и Кот-д"Ивуар, то в 2010-м - начале 2011-го к ним присоединились Бразилия, Аргентина, Эквадор, Боливия, Чили, Гайана и Перу, а Уругвай и Суринам заявили о готовности принять аналогичное решение. Из европейских государств палестинцев признал пока только Кипр, но Ирландия уже повысила статус своей дипломатической миссии в г. Рамалла до уровня посольства. Кроме того, руководство Норвегии объявило о планах стать первой страной ЕС, которая признает Палестину в границах 1967 года. Однозначно против такого положения выступают США, Япония, Великобритания и большинство стран Евросоюза. Администрация М. Аббаса рассчитывает до сентября 2011 года заручиться признанием не менее 150 субъектов международных отношений, что позволит им провозгласить собственное независимое государство.

В плане прогноза относительно дальнейших перспектив развития ближневосточного урегулирования необходимо учитывать позиции ключевых участников конфликта и других заинтересованных сторон, в том числе основных посредников мирного процесса. Наибольший интерес представляют подходы к урегулированию арабских стран, Израиля, США и Российской Федерации.

Арабские государства придерживаются согласованной позиции, сформулированной в одобренной в марте 2002 года на саммите ЛАГ в Бейруте «Арабской мирной инициативе». Их подход базируется на понимании того, что ни одна из сторон не способна добиться для себя мира и безопасности военным путем, а также на необходимости выполнения норм международного права, к которым относятся резолюции 242 и 338 СБ ООН и выработанный Мадридской международной мирной конференцией принцип «мир в обмен на территории».

В связи с этим арабские страны обращаются к Израилю с предложением пересмотреть внешнюю политику и провозгласить достижение справедливого мира своей стратегической целью. Для этого евреям необходимо отступить с оккупированных территорий до границ 4 июня 1967 года (исходные позиции перед началом «шестидневной войны»), обеспечить выполнение резолюции 194 СБ ООН по возвращению палестинских беженцев и согласиться с созданием независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.

Выполнение Израилем перечисленных требований арабские страны будут расценивать как окончание конфликта и достижение состояния мира. В этом случае они берут на себя заботу о мирном сосуществовании в регионе и установят нормальные отношения с этим государством в рамках всеобъемлющего мира. Кроме того, даются гарантии, что палестинцы не выдвинут никаких дополнительных требований, выходящих за рамки данной мирной инициативы.

По мнению руководства Израиля, выполнение любого из предъявляемых арабским сообществом требований, особенно касающихся вопроса границ и беженцев, грозит фактически утратой независимости. Возвращение почти 4 млн палестинцев для шестимиллионной страны, где еврейское население составляет 83 %, означает тотальное изменение этнического состава населения, что неизбежно повлечет за собой политические и экономические катаклизмы.

Другой болевой точкой арабо-израильских отношений является статус Иерусалима. Свое нежелание передать палестинцам восточную часть города израильские власти объясняют принципом неделимости столицы еврейского государства (в Иерусалиме находятся резиденция президента, кнессет, правительственные учреждения и т. д.), опасением того, что эти районы могут превратиться в центр террористической деятельности палестинских экстремистских организаций, а также тем, что там сосредоточены религиозные реликвии иудаизма.

Израильское правительство отказывается от возвращения Голанских высот Сирии по соображениям безопасности. Тель-Авив связывает отвод своих войск оттуда с прекращением сирийской поддержки организации «Хезболлах» и радикальных палестинских группировок, в то время как Дамаск настаивает на передаче оккупированных территорий без каких-либо предварительных условий. Израильтяне опасаются, что сирийцы могут позволить Ирану развернуть на этом стратегически важном плацдарме свои вооруженные силы.

Палестинское направление воспринимается в Тель-Авиве как часть и результат общего арабо-израильского противостояния. Поэтому все переговоры по созданию независимого палестинского государства израильтяне жестко обставляют тремя предварительными условиями:

  • во-первых, демилитаризация будущего палестинского государства, включая отказ от собственной военной авиации и фактический контроль Израиля над его воздушным пространством (что означает ограничение палестинского суверенитета);
  • во-вторых, признание палестинцами «еврейского характера государства Израиль»;
  • в-третьих, отказ от Восточного Иерусалима, рассматриваемого в качестве «единой столицы государства Израиль», а также от возвращения палестинских беженцев на израильские территории.

Для администрации США очень важным является сам регион, к которому принадлежит Государство Израиль. Это объясняется тем, что Соединенные Штаты зависят от импорта нефти с Ближнего Востока, где сосредоточена значительная часть мировых запасов «черного золота». Белый дом поддерживает финансовую заинтересованность арабских государств в поставках нефти на Запад, что исключает возможность их отказа от сотрудничества с США и другими странами. Кроме того, в Вашингтоне полагают, что Израиль, являясь единственной страной на Ближнем Востоке с политической системой, аналогичной западной демократической модели, должен и впредь оставаться форпостом и проводником американских идей и ценностей в регионе. Необходимо также отметить чрезвычайно важную роль, которую играет произраильское лобби в США. Будучи одним из самых эффективных на политической карте Соединенных Штатов, оно оказывает сильное влияние на принятие решений, связанных с Израилем. Это обусловлено высокой концентрацией евреев среди электората важнейших штатов и тем, что произраильскому лобби удается мобилизовывать граждан, по каким-либо причинам поддерживающих израильское направление внешней политики американской администрации. По этим причинам Израиль продолжает оставаться единственным стратегическим партнером США в Ближневосточном регионе.

По проблеме арабо-израильского конфликта Российская Федерация занимает взвешенную позицию, исходя из необходимости скорейшего разблокирования палестино-израильского конфликта и возобновления политических переговоров. При этом считается, что в основу мирного процесса должны быть положены мадридские принципы, резолюции 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН, формула «территории в обмен на мир», имеющиеся соглашения и договоренности, а также арабская мирная инициатива, принятая на саммите ЛАГ в 2002 году.

Истоки. Под термином «ближневосточный конфликт» принято понимать военно-политическую борьбу еврейского и арабского этносов за обладание Палестиной. Генезис данного конфликта непосредственно связан с возникновением в конце XIX в. сионистского движения среди еврейского населения Российской и Австро-Венгерской империй. Его целью являлось возвращение евреев на свою историческую родину – в Палестину, которая, согласно канонам иудаизма, считается «землей обетованной», то есть предназначенной для еврейского народа Богом. Ее утрата воспринималось как величайшая историческая несправедливость, подлежащая исправлению

Хотя начало еврейской иммиграции относится к 1882 году, когда в Палестину прибыли первые группы европейских евреев, это не привело к конфронтации с арабским населением. Численность мигрантов была невелика, а их экономическая активность ограничена. В первое десятилетие ХХ в. интенсивность иммиграции стала возрастать. В 1909 г. был основан Тель-Авив, и заметно увеличились размеры еврейской земельной собственности, что стало вызывать недовольство арабского населения. Власти Османской империи, провинцией которой тогда была Палестина, рассматривали евреев как неравноправное этноконфессиональное меньшинство, права которого условны.

Положение кардинальным образом изменилось в ходе Первой мировой войны, когда Палестина была оккупирована британскими войсками. В Лондоне приняли решение «закрепить» за собой Палестину, которая рассматривалась как «необходимое прикрытие» для Суэцкого канала. Для обеспечения надежности этого «прикрытия» было решено использовать сионистское движение. В ноябре 1917 г. МИД Великобритании опубликовал «декларацию Бальфура», в соответствии с которой британское правительство приняло обязательство создать в Палестине такие политические и экономические условия, которые обеспечат устройство «еврейского национального очага». Этот расплывчатый термин был использован не случайно: британцы не собирались способствовать созданию еврейского государства. Они полагали, что численность еврейского населения в Палестине не может превысить 200 тыс. человек, а поскольку к этому времени она уже составляла 85 тыс., то и размер миграции, учитывая возможности ее регулирования, представлялся весьма умеренным.

В отличие от правящих кругов Великобритании руководители сионистского движения рассматривали создание «еврейского национального очага» как промежуточный этап в деле создания еврейского государства. Тогдашний лидер арабского национально-освободительного движения эмир Фейсал не только признал, в принципе, декларацию Бальфура, но и дал согласие на создание еврейского государства (соглашение Фейсала – Вейцмана от 3 января 1919 г.). Его позиция была результатом не только неблагоприятных политических обстоятельств, но также господствующего тогда представления о евреях как «двоюродных братьях арабов». Об этом он и другие арабские политические деятели того времени говорили неоднократно. Согласно традиционной арабской генеалогии, арабы и евреи имеют общего предка – Сима, сына мифического Ноя. Старшую ветвь потомков этого прародителя составляют арабы, а младшую – евреи. Такой статус евреев подкреплялся наличием у них этнической религии – иудаизма, которая делала их «неверными» в глазах мусульман.

Установление британского колониального господства в форме мандата Лиги Наций изменило ситуацию. Евреи получили привилегированный статус в качестве младших партнеров британцев, а арабы оказались в подчиненном положении. Борьба палестинских арабов за ликвидацию британского господства объективно вела к их конфронтации с евреями. В 1931 г. начались первые вооруженные столкновения между арабами и евреями, которые британские войска отнюдь не торопились пресекать. Эту дату можно считать той точкой, в которой арабо-еврейский конфликт, заложенный декларацией Бальфура, превратился из политического в военно-политический. Таковым он остается до настоящего времени.

Причины конфликта:

1) Столкновение двух националистических течений – сионизма и арабского национализма.

2) Возрастающая иммиграция евреев «на землю обетованную», приведшая к обострению межконфессиональных противоречий в регионе.

3) Усиление насилия на палестинских территориях, прежде всего вызванного деятельностью еврейских экстремистских организаций, взявших курс на силовое давление на британскую администрацию и на расширение «жизненного пространства» за счет местных арабов.

4) Неспособность Великобритании эффективно осуществлять свой мандат на вверенной ей территории ни в вопросах обеспечения безопасности, ни в области политического или экономического развития региона.

5) Иностранное влияние, прежде всего США, стремящихся придать арабо-израильскому противостоянию характер межцивилизационного столкновения, вывести на первый план противоречия религиозного содержания.

31. Арабо-израильские войны в 1950-70е 20в.

32.Арабо -израильские войны в 50-70-е гг .

Первая арабо-израильская война. Согласно резолюции Генассамблеи ООН №181/II, принятой 29 ноября 1947 г. упразднялся мандат Великобритании на Палестину и на территории последней образовывалось 2 независимых государства Израиль и Палестина. Иерусалим с окрестностями признавался интернациональной зоной. 15 мая 1948 года, в день окончания действия английского мандата Временный еврейский национальный совет провозгласил создание Государства Израиль. В ответ на это семь арабских государств (Египет, Трансиордания, Сирия, Саудовская Аравия, Ирак, Ливан и Йемен) объявили ему войну. В первый месяц войны Израиль потерпел ряд серьезных поражений. Трансиорданские войска блокировали Иерусалим, а Египетские вплотную подошли к Тель-Авиву. Но к середине июля 1948 г. Израилю удалось значительно укрепить и перевооружить свою армию, что позволило перейти в наступление. Боевые действия в Палестине продолжались до 7 января 1949 г. Формально первая арабо-израильская война закончилась в феврале-июле 1949 г. подписанием Родосских соглашений о перемирии между Израилем и арабскими странами при активном посредничестве ООН. Территория Израиля увеличилась на 21% и стала более цельной за счет расширения наиболее узких участков. Однако Иерусалим оставался разделенным: Старый город со стеной плача перешел под контроль Трансиордании. Однако Лига арабских государств (ЛАГ) отказалась признавать легитимность Израиля. В результате Израиль в течении трех десятилетий практически не имел официально признанных границ.

Конфликт Израиля с его арабскими соседями в 1950-е годы проявился прежде всего в многочисленных инцидентах, связанных с инфильтрациями, т.е. несанкционированным проникновением арабов на его территорию через линию перемирия, что нередко приводило к вооруженным столкновениям.

Вторая арабо-израильская война 1967 гг . Арабо-израильское противостояние в середине 1960-х годов значительно усилилось, прежде всего на израильско-сирийской границе. Пытаясь сорвать осуществление ирригационного проекта по переброске вод из верховьев реки Иордан и Тивериадского озера в пустыню Негев, Сирия и Ливан в 1964 г. начали прокладывать отводные каналы на своей территории. Израиль пытался остановить эти работы с помощью артиллерийских и воздушных налетов. Сирия, в свою очередь, регулярно обстреливала с Голанских высот территорию Израиля. Определен­ные круги в советском руководстве, судя по всему, решили использовать эту си­туацию, чтобы спровоцировать военный конфликт, рассчитывая на победу пре­восходящих сил арабских союзников СССР. По некоторым данным, советская разведка передавала египетскому руководству депеши о мнимых планах Израиля совершить нападение на Сирию. В мае 1967 г. Египет начал военные приготов­ления, добился вывода Чрезвычайных сил ООН с Синайского п-ова, а затем за­крыл Тиранский пролив для израильского судоходства. Эти действия сопровож­дались заявлениями о необходимости уничтожить Израиль. В конце мая Египет и Иордания, долгое время враждовавшие друг с другом, подписали договор о совместной обороне. После бурных дебатов на закрытых заседаниях кабинета министров в начале июня 1967 г. израильское руководство приняло решение о нанесении превентив­ного удара.

Ранним утром 5 июня израильская авиация нанесла удар по ключевым воен­ным объектам Египта, Иордании и Сирии, уничтожив на земле практически всю их авиацию. Затем началось наступление израильских сухопутных сил на Синай­ском п-ове. За неполные четыре дня он был полностью захвачен израильскими войсками.

Иорданская армия, несмотря на попытки израильского руководства тайно достичь с королем Хусейном соглашения о невмешательстве, также вступила в войну. В ответ израильская армия к 7 июня заняла всю территорию Западно­го берега р. Иордан, включая Восточный Иерусалим. В целом за четыре дня бо­ев Израиль одержал победу на двух фронтах, захватив обширные территории, и 9 июня начал наступление на Голанских высотах, с которых велись постоянные артобстрелы Верхней Галилеи. К вечеру 10 июня они были полностью захваче­ны. На этом шестидневная арабо-израильская война закончилась.

После войны 1967 г. под контролем Израиля оказалась вся территория быв­шей подмандатной Палестины. В отношении оккупированных территорий За­падного берега р. Иордан и сектора Газа, где проживало в то время около мил­лиона арабов, Израилю так и не удалось выработать единой политической пози­ции. Притом что все попытки сопротивления самыми жесткими методами подав­лялись военной администрацией, министр обороны М. Даян, отвечавший за управление оккупированными территориями, стремился обеспечить нормальное функционирование экономики, а также основных гражданских структур и инсти­тутов. Арабские жители Западного берега сохраняли торгово-экономические свя­зи с Иорданией, получив при этом возможность работать в Израиле, что способ­ствовало росту их уровня жизни.

Поражение арабов и полная оккупация Израилем палестинских территорий вызвали подъем и радикализацию палестинского национализма. В начале 1970-х гг. боевики различных палестинских организаций совершили по всему миру серию терактов против Израиля и его граждан.

Третья арабо-израильская война 1973 г . В начале 1970-х гг. новый президент Египта А. Садат решил отказаться от насеровского панарабизма и односторонней ориентации на СССР. Он начал искать пути к освобождению Синайского п-ова. После неудачной попытки привлечь США к посредничеству Египет начал готовится к войне.

6 октября 1973 г. армии Египта и Сирии атаковали израильские позиции на Суэцком канале и Голанских высотах. Израильская армия была вынуждена отступить с тяжелыми потерями. Однако затем Египет снизил свою наступательную активность, и израильская армия развернула успешное контрнаступление. 16 октября израильские войска начали наступать в направлении Каира, а на сирийском фронте израильские войска подошли к Дамаску на расстояние около 40 км. 22 октября СБ ООН принял резолюцию №338, предусматривавшую прекращение огня, но Израиль продолжал наступление. Это вызвало опасный кризис в отношениях между СССР и США, которые привели в полную боеготовность свои войска для возможного вмешательства. Возникла реальная угроза третьей мировой войны. Что вынудило воюющие стороны и сверхдержавы приступить к переговорам. 21 декабря 1973 г. в Женеве открылась мирная конференция ООН. К концу мая 1974 г. было достигнуто соглашение о прекращении огня.

Первая ливанская война 1982 г . Израильское вторжение в Ливан (операция «Мир Галилее») началось 6 июня 1982 в ответ на покушение палестинских террористов на израильского посла в Лондоне Шломо Аргова. В течение недели израильские войска установили контроль над всей южной частью Ливана, подойдя к шоссе Бейрут-Дамаск. ВВС Израиля полностью уничтожили систему ПВО Сирии в Ливане, после чего израильская армия нанесла поражение сирийским наземным подразделениям. 11 июня вступило в силу перемирие между Сирией и Израилем. Израильская армия начала осаду Западного Бейрута, поскольку там находилась штаб-квартира ООП. Осада продолжалась до середины августа и привела к многочисленным жертвам среди мирного населения. В середине августа боевые действия прекратились после того, как Ясир Арафат согласился на эвакуацию подразделений ООП из Ливана; эвакуация была завершена 1 сентября, и на этом операция «Мир Галилее» формально завершилась.

В сентябре ситуация изменилась в связи с тем, что лидер ливанских христиан-фалангистов Башир Жмайель, избранный месяц назад президентом Ливана, погиб в результате террористического акта. Жмайель был союзником Израиля, и израильское руководство надеялось, что он согласится подписать мирный договор между странами. В ответ на теракт израильская армия вступила в Западный Бейрут, который после эвакуации боевиков ООП некому было оборонять. Затем христиане-фалангисты в качестве мести за гибель своего лидера устроили резню небоеспособного населения в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила. Резня вызвала всплеск антиизраильских настроений в мире и антивоенных настроений в Израиле. Министр обороны Ариэль Шарон, главный сторонник военной операции в Ливане, был отправлен в отставку. В стране прошли массовые антивоенные и антиправительственные демонстрации.

На смену ООП пришла террористическая организация «Хезболла», созданная при поддержке Ирана. Несмотря на гибель Башира Жмайеля, его брат Амин всё же заключил в мае 1983 года мирное соглашение с Израилем, однако в следующем году оно было разорвано из-за шаткости позиций ливанского правительства. Израильские войска в Ливане постоянно подвергались нападениям и несли потери. К июню 1985 года был совершен отвод войск в район границы, после чего израильская армия продолжала удерживать на территории Ливана только небольшой участок так называемой «зоны безопасности» на юге страны. Спорадические вооруженные стычки здесь происходили на протяжении 1990-х. Израиль во многих случаях наносил авиационные и артиллерийские удары по ливанской территории в ответ на действия боевиков «Хезболла», наиболее масштабные операции были проведены в 1993 («Сведение счётов») и 1996 («Гроздья гнева»). Полный вывод израильских войск с ливанской территории состоялся только 24 мая 2000.

Вторая ливанская война 2006 г .- вооружённое столкновение между государством Израиль, с одной стороны, и радикальной шиитской группировкой «Хезболла», фактически контролировавшей южные районы государства Ливан, с другой стороны, в июле-августе 2006. Конфликт был спровоцирован 12 июля ракетно-миномётным обстрелом укреплённого пункта «Нурит» и приграничного населённого пункта Шломи на севере Израиля (при обстреле ранены 11 человек) с одновременным нападением на пограничный патруль (убийство трех и захват двух израильских военнослужащих) Армии обороны Израиля на израильско-ливанской границе боевиками «Хезболлы».

В ходе наземной операции армии Израиля удалось продвинуться вглубь ливанской территории на 15-20 км, выйти к реке Литани и в значительной степени зачистить оккупированную территорию от боевиков «Хезболлы». Кроме того, боевые действия на юге Ливана сопровождались непрерывными бомбардировками населённых пунктов и объектов инфраструктуры на всей территории Ливана. Боевики «Хезболлы» в течение месяца проводили беспрецедентный по масштабам массированный ракетный обстрел северных городов и поселений Израиля.

Боевые действия продолжались с 12 июля по 14 августа 2006, когда в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН было объявлено прекращение огня.

1 октября 2006 Израиль завершил вывод войск с территории Южного Ливана. Контроль над югом Ливана полностью перешёл к подразделениям правительственной ливанской армии и миротворцам ООН. К началу октября на юге Ливана уже были дислоцированы около 10 тыс. ливанских военных и свыше 5 тыс. миротворцев.

Операция «Литой свинец» (или «расплавленный свинец») - кодовое название израильской военной операции в секторе Газа, начавшейся 27 декабря 2008 года, целью которой ставилось уничтожение военной инфраструктуры палестинской фундаменталистской исламистской террористической организации ХАМАС и предотвращение ракетных обстрелов территории Израиля.

19 декабря истёк срок полугодового перемирия между Израилем и находящейся у власти террористической организацией Хамас. Перед сроком окончания перемирия Израиль неоднократно заявлял о готовности продлить прекращение огня, однако Хамас, вопреки многочисленным призывам, объявил о прекращении затишья и усилил обстрелы территории Израиля. Хамас объявил, что вынудит Израиль согласиться на прекращение огня на своих условиях.

Решение о начале широкомасштабной операции было принято правительством Израиля после того, как десятки ракет, выпущенных из сектора Газа после окончания перемирия, обрушились на израильские города. Только за 24 декабря из сектора Газа было выпущено более 60 ракет и миномётных мин.

В субботу 27 декабря в 11 часов 30 минут местного времени был нанесён первый удар ВВС Израиля по инфраструктуре Хамас в секторе Газа. Всего в первый день операции было атаковано более 170 целей в секторе Газа.

В ночь на 29 декабря ВВС Израиля подвергли бомбардировкам около 20 целей в секторе Газа, в том числе Исламский университет в секторе Газа, здание министерства внутренних дел, 2 мечети и городскую больницу. В ночь на 30 декабря Израиль нанёс около 40 авиаударов по сектору Газа. Бомбардировке подверглись здания, где размещались службы безопасности движения ХАМАС, а также министерства обороны, иностранных дел и финансов, рабочий кабинет экс-премьера Исмаила Хание и комплекс Исламского университета Газы где располагалась главная мастерская по сборке взрывных устройств.

За 27-31 декабря из сектора Газа по территории Израиля было выпущено около 340 ракет и миномётных снарядов. При обстрелах погибло 4 израильтянина.

Утром 1 января 2009 г. ВВС Израиля атаковали не менее 10 целей сектора Газа, в том числе: здание т. н. министерства просвещения, здание министерства транспорта правительства ХАМАС, мастерскую по производству оружия в Рафиахе. В ходе бомбардировок погиб Низар Райан, третье лицо в организации ХАМАС. Удар был нанесен по его дому в Джабалии.

3 января Израиль начал вторую (наземную) фазу операции «Литой свинец». Ей сопутствовал артобстрел северной части Газы, откуда, по израильским данным, боевики Хамас вели ракетные обстрелы. Операцией командовал командир дивизии Газы бригадный генерал Эяль Айзенберг.

Развивая наступление израильские войска вышли к восточной границе сектора Газа до побережья Средиземного моря, разделив анклав пополам. Помимо танков и самоходных артустановок в ход активно шли армейские тяжелые бульдозеры, зачищая районы базирования боевиков и уничтожая склады оружия. Лидеры Хамас укрылись в бункерах.

Со своей стороны боевики Хамас продолжали ракетные обстрелы территории Израиля. В пригородах Газы, Бейт Хануна и других населённых пунктов они оказали вооружённое сопротивление. В ответ ВВС Израиля, продолжая подавлять огневые точки, наносили удары по местам, откуда по мнению генштаба армии Израиля могли выпускаться ракеты. В ходе бомбардировок в основном гибли мирные жители, а сама Газа оказалась на грани гуманитарной катастрофы, что усиливало международное давление на Тель-Авив с требование прекратить операцию. Серьёзную обеспокоенность вызвало то, что атакам Израиля подвергались не только дома и мечети, но и машины Красного креста и учреждения ООН. В гуманитарных целях Израиль объявил с 7 января о ежедневном прекращении огня в Газе с 13:00 до 16:00. В течение трёх часов боевые действия не велись, но после окончания времени возобновлялись. Хамас прекращение огня игнорировал и продолжал обстрелы в том числе и в эти часы.

В ходе операции палестинцы обвинили Израиль в использовании «белого фосфора» против гражданского населения Газы. По словам представителей Красного Креста, сам факт применения фосфорных бомб в ходе операции в секторе Газы не является противозаконным. Применение фосфорных бомб для освещения и создания дымовой завесы вполне легитимно, а оснований для обвинений Израиля в применении фосфора для сжигания домов с сознательным риском для человеческих жизней нет.

Помимо Газы, израильские части сконцентрировались на севере страны близ ливанской границы, откуда могли последовать ракетные обстрелы со стороны Хезболлы. Утром 8 января 4 реактивных снаряда типа «Град» были запущены с территории Ливана. Ни Израиль, ни Хезболла не были заинтересованы в очредной эскалации конфликта, особенно после войны 2006 года, потому израильская армия (ЦАХАЛ) открыла ответный артиллерийский огонь по пусковым установкам противника.

10 января израильская армия начала медленное наступление вглубь города Газа и окружающих его крупных пригородов. При поддержке танков и артиллерии ЦАХАЛ продвигался к центру города, ведя бои с боевиками ХАМАС.

На состоявшемся в ночь на 17 января экстренном заседании, Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию с требованием немедленного прекращения огня в секторе Газа. Вечером того же дня кабинет министров Израиля проголосовал за прекращение огня в секторе Газа. На следующий день о желании прекратить огонь объявили «Хамас» и другие палестинские группировки. К 20 января из сектора Газа были выведены последние воинские подразделения ЦАХАЛ, однако в течении первых пяти дней с момента окончания операции боевики Хамас продолжали огонь по территории Израиля, хотя и не с такой силой, как прежде.

Большинство намеченных Израилем целей ликвидировано, но обстрелы его территории всё же прекратить не удалось. Однако их интенсивность снизилась. Операция вновь привлекла внимание мировой общественности к Палестино-израильскому конфликту.

Сведения о потерях среди палестинцев отличаются в разных источниках - от 600 до 1330 убитыми. Количество раненых оценивается от 1000 до 5450 человек. Уточнение данных затруднительно, учитывая тот факт, что Хамас заинтересован в преувеличении потерь, особенно среди мирных жителей, а независимых источников в Газе не существует. Во время операции израильская армия не допускала журналистов в зону её проведения. По данным палестинского министерства здравоохранения погибло 1366 палестинцев, в их числе 430 детей и 111 женщин, раненых - 5380 человек, из них 1870 - дети и 800 - женщины. По данным Израиля среди погибших две трети - боевики Хамас и и других террористических организаций.

В Израиле потери насчитывают 13 погибших (10 военнослужащих, 3 мирных жителя) и 518 раненых, контуженых и пострадавших от шока (336 солдат и 182 гражданских). В число убитых входят также 6 местных сотрудников Агентства ООН по помощи беженцам в Газе UNRWA.

33. Сепаратные соглашения 1970-80х гг. положение на Ближнем Востоке в 90-е гг.


Уместным будет рассмотрение и первой арабо-израильской войны 1948 – 1949 гг., а также войн на более позднем этапе.

Соглашение о создании ЛАГ подписали 22 марта 1945 в Каире 7 стран: Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания (ныне - Иордания) и Йемен. Позже к ЛАГ присоединились Ливия (1953), Судан (1956), Марокко и Тунис (1958), Кувейт (1961), Алжир (1962), Южный Йемен (1967, в 1990 объединился с Северным Йеменом), Бахрейн, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты (1971), Мавритания (1973), Сомали (1974), Джибути (1977), Коморские Острова (1993). В 1976 в ЛАГ была принята Организация освобождения Палестины (ООП), с 1988 года представляющая в Лиге Государство Палестина.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант