Юридический портал. Льготный консультант

Для соблюдения гигиенических правил пользования компьютером необходима специальная мебель - стол достаточной длины, чтобы расстояние до экрана было не менее 60-70 см. Монитор должен быть установлен перпендикулярно столу, а работающий на нем должен смотреть на экран несколько сверху вниз. Для снижения блескости можно пользоваться фильтрами, устанавливаемыми перед экраном.

Статичная поза во время работы, однотипные, повторяющиеся движения и неправильная организация рабочего места приводят к возникновению нарушений аккомодации и увеличению близорукости, расстройств в скелетно-мышечной системе.

Выполнение работ по программам, когда цвет несет определенную информацию, противопоказано для лиц с нарушением цветового зрения, страдающих слепотой на красный и зеленый цвет.

Для профилактики зрительного утомления и его снижения при выполнении напряженной зрительной работы полезны упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения в глазах и уменьшению усталости.

Такие упражнения можно выполнять на рабочем месте, сидя на стуле.

Комплекс упражнений

  1. Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук массируют глаза - 10 с.
  2. Взгляд прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз по 5 раз.
  3. Круговые движения глаз по часовой и против часовой стрелки по 5 раз.
  4. Усиленно зажмуривать и открывать глаза 5 раз.

Для улучшения аккомодации, снятия усталости можно проводить тренировки с помощью метки на стекле по Э.С. Аветисову.

На оконном стекле на уровне глаз укрепляют метку, на которой изображена буква "С" диаметром 2 мм. Тренируемый располагается на расстоянии 30 см от метки и 3-4 с смотрит на метку, а затем - на предмет, находящийся за окном на той же линии (3-4 с), затем снова на метку на стекле и т.д. - 3 мин. 136

Упражнение можно делать во время перерыва в светлое время суток.

Особенно полезны эти упражнения для лиц с начальной пресбиопией и с близорукостью.

Для работающих на компьютере разработана специальная программа "Relax", которая предназначена для тренировки аккомодации.

Лицам всех возрастных групп показаны упражнения для профилактики возникновения и прогрессирования остеохондроза позвоночника или уменьшения его симптомов.

Комплекс упражнений

  1. И.П. (исходное положение) - стоя, руки опущены. Полукруговые движения головы к правому и левому плечу.
  2. И.П. - то же. Повороты головы вправо и влево.
  3. И.П. - стоя, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.
  4. И.П. -то же. Круговые движения головой.
  5. И.П. - стоя, руки на голове. Надавливание. То же другой рукой.
  6. И.П. - стоя, правая рука на правой щеке. Надавливания. То же другой рукой.
  7. И.П. - стоя, руки опущены. Поднимание и опускание плеч.
  8. И.П. - стоя, руки к плечам. Круговые движения вперед и назад.
  9. И.П. - стоя, руки в стороны. Круговые движения руками вперед и назад.
  10. И.П. - стоя, руки на поясе. Наклоны вперед, прогнувшись.
  11. И.П. - стоя, руки на поясе. Наклоны вправо и влево.
  12. И.П. -то же. Наклоны вправо, влево, вперед, назад.
  13. И.П. - стоя, руки опущены. Круговые движения тазом.

Упражнения не требуют специальной подготовки и могут выполняться в любое свободное время. Они позволяют избавиться от гиподинамии и улучшают кровоснабжение мышц.

Для снижения общего утомления и утомления глаз полезно проводить самомассаж шеи и волосистой части головы.

От волосистой части головы до верха лопаток производят поглаживания мягкими движениями ладоней, затем сильное надавливание последовательно в двух направлениях: от начала волосистой части головы к плечам и обратно - до ощущения тепла.

Затем - разминание ("щипцы") - проводят с помощью большого и четырех остальных пальцев захватывающими движениями вдоль трапециевидной мышцы. Заканчивают массаж поглаживанием. Каждый прием повторяют 5-10 раз.

При самомассаже волосистой части головы указательным и средним пальцами обеих рук одновременно производят мягкое надавливание с вращательными движениями внутрь.

К мерам профилактики развития зрительного утомления относятся ношение очков, покрытых светофильтрами, что снижает напряжение аккомодации во время работы за компьютером.

Однако у некоторых лиц, работающих за компьютером, может развиться зрительное перенапряжение, что может привести к ранней пресбиопии, т.е. потребности в очках при зрительной работе вблизи. Для таких лиц в Научно-исследовательском институте глазных болезней им. Гельмгольца разработана специальная методика лечения, которую проводят в специализированных кабинетах.

Основные рекомендации по сохранению зрения и уменьшению симптомов утомления у работающих за компьютером:

  • правильно установить дисплей на рабочем месте;
  • отрегулировать общее и местное освещение в комнате;
  • подобрать оптимальную яркость и контрастность, в том числе цветовую;
  • проверить зрение у офтальмолога и при необходимости подобрать очки;
  • соблюдать режим работы с компьютером, своевременно делать перерывы;
  • во время перерывов не выполнять никакой зрительной работы, а делать общие и глазные упражнения;
  • чередовать работу с компьютером и другие виды работ;
  • чаще и интенсивнее проветривать помещение.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

Физическая окружающая среда: солнечная активность, электромагнитные поля, атмосферные явления, почва, климат, вода, экология Биологическая окружающая среда: животный и растительный мир Социальная среда: человеческое общество Производственная среда (школа): условия труда, экология труда человек

Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости.

Объекты наблюдения Утомление незначительное значительное резкое внимание редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствуют поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивание, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку движения точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Среди мер профилактики утомления ведущее место принадлежит улучшению организации труда и отдыха, контролю за соответствием длительности и интенсивности нагрузки возможностям человека, мотивации к труду и физической подготовленности человека.

Самочувствие - суммарный показатель, складывающийся из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое; работоспособность, зависящая от общего состояния организма, а также от настроения и степени восстановления от предыдущей работы, оценивается как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления; нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна - признак переутомления; ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.

Частота сердечных сокращений; величина артериального давления.

Правило 1. Нагрузка должна быть не больше ваших возможностей. Правило 2 . Постоянно повышать свои умственные и физические возможности, соблюдая принципы здорового образа жизни. Для исключения перегрузок за счет учебной работы необходимо умело сочетать учебные занятия с занятиями физической культурой и спортом, научиться рационально использовать время, свободное от занятий, и выходные дни. Активный отдых в природных условиях - лучшее средство от утомления, возникающего в период интенсивной учебной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока 2 класс "Профилактика нарушения осанки"

Профилактика нарушения осанки. На уроке применяется здоровьесберегающая технология. Используются интересные упражнения для профилактики нарушения осанки...

Презентацией для 9 класса "Профилактика наркозависимости."

Профилактика наркозависимости презентация,может использоваться как материал, для классных часов так для учащихся. так и для родителей.В конце презентациии небольшая викторина, для усвоения основног...

20-08-2012, 21:35

Описание

Когда по роду занятий глаза испытывают большую нагрузку

В нашем компьютеризированном мире состояние зрения, нагрузка на глаза и связанные с ними общее самочувствие и работоспособность, а также ответственность за сохранение своего здоровья на рабочем месте стали одной из актуальнейших тем.

Как известно, более 80 % всей информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью органов зрения . Ни один другой орган чувств не испытывает такую большую нагрузку, как глаза, причем это происходит не только во время выполнения профессиональных обязанностей, но и в свободное от работы время,

При работе на компьютере и длительном просмотре телевизионных передач максимальную нагрузку испытывает зрительно-мозговой аппарат , поэтому часто возникают жалобы на ухудшение общего самочувствия и зрительное утомление.

Каждые четверо из пятерых длительно работающих на компьютере жалуются на

  • снижение работоспособности глаз,
  • периодически возникающие головные боли,
  • чувство тяжести в затылке,
  • скованность и напряженность мышц в воротниковой зоне и в области плечевого пояса,
  • рассеянность,
  • чувство разбитости и апатии.

Вследствие длительной напряженной зрительной работы на близком расстоянии у многих пользователей компьютерами

  • глаза краснеют,
  • слезятся,
  • возникают резь и ощущение инородного тела в глазах,
  • размытое изображение,
  • двоится в глазах,
  • появляются давящие боли в висках и в области надбровных дуг.
Глаза у них воспаленные, сухие, наблюдается светобоязнь, они плохо видят в темноте.

Требования, предъявляемые к зрению во время работы на компьютере, чрезвычайно высоки. Даже при оптимальном освещении, использовании монитора, который предусматривает максимальную защиту глаз, и при идеально оборудованном рабочем месте .

Работающие на компьютере часто застывают в течение нескольких часов в одной позе, не делая перерывов и не двигаясь. Вследствие этого сильно напрягаются мышцы затылка и плечевого пояса, затекают руки, возникают боли в спине, головокружение, чувство разбитости, снижение внимания и сильное утомление,

Общеизвестно, что перенапряжение глаз сказывается на физическом и умственном состоянии человека и может снизить на 90 % способность думать и концентрировать внимание,

Несмотря на огромную нагрузку на глаза (а вместе с ними и на головной мозг) и вызываемое этим ухудшение самочувствия и зрения, им, как правило, почти или совсем не уделяют внимания, не дают отдыха и не заботятся о них !

Прежде всего необходимо осознать, что во время работы на компьютере глаза испытывают огромную нагрузку и что ухудшение зрения отражается на общем самочувствии.

Следует также принять конкретные меры для защиты глаз и ухода за ними . Важно заботиться о том, чтобы во время интенсивной работы на компьютере была возможность снимать напряжение с глаз, чтобы восстановить их работоспособность. О том, как это можно сделать, доступно и наглядно рассказывается в этой книге,

При работе на компьютере ваш взгляд часами прикован к монитору, находящемуся на небольшом расстоянии, равном примерно 40 - 80 см. При этом естественная подвижность глаз оказывается резко ограниченной.

В результате однообразных, постоянно повторяющихся действий у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, они не имеют возможности перемещаться с темного на светлое, с близких объектов на удаленные, с мелких предметов на крупные, чтобы испытывать необходимый контраст. Таким образом, центральное и периферическое зрение не подвергаются нагрузке (центральное зрение позволяет рассматривать мелкие детали предметов, периферическое - дает возможность ориентироваться в пространстве). Это приводит к тому, что глаза напрягаются, их работоспособность снижается и общее состояние зрения ухудшается.

В этой ситуации необходима тренировка зрения , включающая упражнения для снятия напряжения с глазных мышц и восстановления работоспособности глаз. Цель данной методики - за короткое время эффективно снять напряжение с уставших от интенсивной работы на близком расстоянии глаз и восстановить их работоспособность,

Упражнения для глаз

Упражнения для глаз были разработаны еще в Древнем Китае и с тех пор применялись в традиционной индийской медицине для поддержания хорошего зрения. Ныне в Китае гимнастика для глаз используется для укрепления зрения, а стимуляция так называемых рефлекторных точек входит в повседневную программу перемен в детских садах, школах и университетах, а также перерывов в учреждениях и на предприятиях. Кстати, в Китае по сравнению со всеми другими странами очень мало «очкариков»,

Упражнения для глаз являются неотъемлемым компонентом йоги . Их применяют для снятия зрительного утомления, улучшения зрения и повышения способности концентрировать внимание,

Гимнастика для глаз - простой, но чрезвычайно эффективный способ помощи самому себе в форме упражнений для расслабления глазных мышц и тренировки подвижности глазных яблок - впервые с большим успехом была применена в начале 1920-х гг. нью-йоркским офтальмологом, доктором медицинских наук Уильямом Бейтсом (1860-1931 гг.) при лечении пациентов с нарушениями зрения.

Названная именем Бейтса гимнастика для глаз легла в основу современной методики целостной тренировки зрения , учитывающей новейшие научные данные из области психологии и общестимулирующей терапии/

Сознательное отношение к нагрузкам на органы зрения и уменьшение нагрузок

Ваши глаза заслужили внимательного, бережного и любовного отношения к себе.

Проявите заботу о своих глазах, выработав у себя новые зрительные привычки, способствующие уменьшению нагрузки на глаза . Помогите своим глазам, применяя меры профилактики. Выполнение гимнастики для глаз не требует больших затрат времени, однако, приступая к упражнениям, необходимо соблюдать определенные правила :

  1. во время выполнения упражнений всегда снимайте очки;
  2. сидите прямо, свободно, не напрягаясь;
  3. голову не опускайте;
  4. шея должна составлять с позвоночником прямую линию;
  5. расслабьте плечи и опустите их;
  6. следите за дыханием, при каждом вдохе вы получаете заряд энергии и бодрости, при каждом выдохе избавляетесь от зажатости мышц и усталости;
  7. сосредоточивайте все свое внимание на глазах.

В результате соблюдения этих простых правил снимется напряжение глазных мышц, глаза обретут хорошую работоспособность, восстановится способность головного мозга концентрировать внимание.

Серьезно относитесь к нарушениям зрения и иным проблемам, связанным с глазами и возникающим при работе на компьютере . Приложите усилия к тому, чтобы ваши рабочие будни не осложнялись недомоганиями, чтобы во время работы вы чувствовали себя бодро и у вас не уставали глаза.

Эта книга научит вас делать эффективные упражнения для глаз.

Выполняя их несколько раз в день, вы сможете давать отдых своим глазам . Несмотря на требующую предельной сосредоточенности работу на компьютере, вы значительно снизите зрительную нагрузку.

Не забывайте, что частые краткие перерывы значительно повышают работоспособность . Вы убедитесь, что после пальминга, т. е. наложения ладоней на глаза, ваши мысли станут более четкими и ясными, а способность концентрировать внимание улучшится. При ежедневном выполнении пальминга вы скоро забудете такие слова, как «усталость» и «перенапряжение глаз»,

Усваивайте новые зрительные привычки: не сосредоточивайте взгляд на одной точке

Это упражнение для глаз расслабляет глазные мышцы и избавляет от привычки смотреть, не мигая, в одну точку.

Перемещайте взгляд, осматривая все находящиеся в помещении предметы: это очень важный решающий процесс, позволяющий глазам отдохнуть и расслабиться.

Когда вы читаете эти строки, ваш взгляд 3-5 раз в секунду, т, е, около 250 раз в минуту, меняет свое положение. Взгляд скользит не последовательно с одного объекта на другой, а на миг замирает на одной точке, чтобы воспринять увиденное, затем перескакивает дальше, сдвигается назад, опять перескакивает на следующий объект и т. д. Глаза находятся в постоянном движении и автоматически «настраивают» резкость на находящийся на любом расстоянии предмет, на который падает взгляд (аккомодация). Сосредоточение взгляда напряженных глаз на одной точке - большая нагрузка !

При работе на компьютере или иной деятельности, требующей интенсивного участия зрения, естественные движения глаз ограничены , а поле зрения крайне сужено.

В результате однообразных в пределах ограниченного пространства движений глазные мышцы напрягаются, глаза вынуждены смотреть в одну точку. Подобная длительная нагрузка неизбежно ведет к переутомлению глаз .

Следствиями привычки к такой однообразной деятельности и односторонней нагрузке на глаза являются:

  • напряжение мышц глаз и затылка;
  • неглубокое дыхание;
  • снижение работоспособности глаз;
  • снижение внимания и чувство разбитости.

Несколько раз в день в течение 30 с или более, по возможности сняв очки, обводите взглядом предметы, находящиеся на различном расстоянии от вашего рабочего места.

Не напрягая глаза, переводите взгляд с предмета на предмет , обводите, к примеру, контуры дверей, оконных рам, цветов, календарей, письменных столов и т. п.

Не забывайте: каждые 3-5 с моргать, дышать глубоко и свободно.

Пользуйтесь каждой возможностью, чтобы поводить глазами по сторонам. А таких возможностей бесчисленное множество.

Во время ожидания транспорта на остановках рассматривайте наклеенные плакаты, таблички с названиями улиц, уличные часы, прохожих, их одежду и т. п.

Стоя в магазине в очереди в кассу, осматривайте полки с товарами, тележки для покупок, витрины, покупателей и т. п.

Для того чтобы вы не забывали почаще перемещать взгляд, а не смотреть в одну точку, мысленно нарисуйте себе «игровое поле», по которому могли бы «путешествовать» ваши глаза.

Старайтесь чаще смотреть на предметы, находящиеся как можно дальше (аккомодация вдаль), чаще моргайте и при этом глубоко дышите. Благодаря этому вы повысите резервы аккомодации глаза.

Моргание прерывает пристальное смотрение в одну точку.

В ненапряженном состоянии глаза с нормальным зрением моргают примерно каждые 3 с, т. е. около 20 раз в минуту.

Напряженные, усталые глаза, глаза с ослабленным зрением имеют тенденцию смотреть в одну точку. Глаза почти не двигаются и в итоге слишком редко моргают.

При моргании выполняются следующие важные процессы, способствующие расслаблению и регенерации глаз:

  • поверхность глазного яблока равномерно увлажняется и очищается при помощи слезной жидкости;
  • глаза восстанавливают свои функции;
  • благодаря слезам взгляд становится более ясным;
  • моргание перебивает непрерывное смотрение;
  • моргание сглаживает попытки глаз разглядеть объект, который плохо виден, таким образом предотвращается перенапряжение глаз. Моргание на короткое время прерывает информационный поток, направляющийся от глаз к зрительному центру в головном мозге. Возникает пауза, оказывающая на глаза благотворное расслабляющее воздействие, подобная запятой в предложении.

Редкое моргание сочетается с поверхностным недостаточным дыханием, чаще моргая, старайтесь одновременно глубже дышать. Моргание должно быть легким, плавным и свободным, как движение крыльев бабочки. Если во время напряженной работы вы внезапно почувствовали утомление и неприятные ощущения в глазах, поморгайте несколько раз и глубоко подышите , ваше зрение станет зорче, а взгляд - яснее.

При зевании пробуждаются тело и ум и повышается тонус

Знаете ли вы, что сладкое зевание, особенно многократное за день, оказывает на ваше самочувствие необыкновенное воздействие? Итак, зевание :

  • «открывает клапаны» организма, давая возможность пополнить запасы кислорода
  • позволяет глубже дышать;
  • активизирует кровообращение;
  • проясняет разум;
  • снабжает клетки мозга и тела энергией;
  • способствует деятельности слезных желез;
  • слишком сухие слизистые оболочки (результат использования кондиционеров!) увлажняются и чувствуют себя значительно лучше, словно после купания под душем;
  • расслабляет мышцы висков, челюстей, головы, лица, шеи, затылка, плеч, живота и диафрагмы;9) улучшает настроение и повышает общий тонус.

Зевнув от души, человек испытывает желание потянуться, подвигаться, походить, сделать несколько энергичных взмахов руками и ногами. Знаете ли вы, что при зевании больше всего напрягаются челюстные мышцы и что они оказывают непосредственное воздействие на зрение? При зевании мягко движутся височнонижнечелюстные суставы, при этом хорошо расслабляются жевательные и височные мышцы. Зевание может несколько снять головную боль в области висков.

При зевании можно слегка помассировать кончиками пальцев мышцы челюстей. Ничто так не снимает мышечное напряжение и не бодрит, как зевание с потягиванием всем телом .

Когда вы заняты сидячей работой за компьютером, пишущей машинкой или за письменным столом, возможности для естественных движений тела резко ограничены. Следствием сидячей работы становится поверхностное, а значит, недостаточно интенсивное дыхание. В результате организм недополучает кислород.

Уже через короткое время после начала работы вы чувствуете вялость, сонливость, усталость, повышенную раздражительность, апатию. Работоспособность снижается, реакция замедляется.

Организму срочно требуется дополнительная порция энергии : хорошенько потянитесь всем телом, с наслаждением зевните, шумно и смачно выдохните, как бы говоря самому себе: «Спокойно. Все дела будут выполнены одно за другим. Я со всем справлюсь. А сейчас я заправляюсь новой порцией энергии и обеспечиваю ею свои тело и мозг!»

Движение успокаивает и расслабляет

Нет ничего труднее, чем расслабиться в возбужденном, нервозном напряженном состоянии. Если вы импульсивный, нервный человек , положение лежа или сидя при определенных обстоятельствах вызывает у вас реакцию, как раз противоположную покою, релаксации и уравновешенности, т. е. беспокойство, нервозность, напряжение и гнев в спокойном расслабленном положении у вас не уменьшаются, а скорее увеличиваются.

В таких случаях рекомендуются движение и физическая активность . Общеизвестно, что физическая работа, требующая больших мышечных усилий, вызывает здоровую усталость. Нервная система при этом не испытывает большой нагрузки. Возникшая усталость снимается при помощи продолжительного глубокого сна.

Итак, чтобы снять напряжение, поработайте в саду, порубите дрова, сделайте зарядку, побегайте трусцой и т. п.

Наблюдая за природой, вы убедитесь, что медленные плавные и ритмичные движения великолепно снимают мышечное и психическое напряжение . Подумайте о мягко колышущемся под теплым ветерком пшеничном поле, среди которого виднеются красные цветки маков, ивах и березах на берегу задумчивого пруда, листья которых трепещут под слабыми порывами ветра.

Когда в обстановке суеты, нервозности, напряжения и мелких неприятностей вашему терпению приходит конец, вас несколько успокоит упражнение на раскачивание, которое нужно выполнять в течение 1-3 мин.

Раскачивание , являясь оптико-двигательным упражнением, позволяет за короткое время снять скованность мышц, овладеть собой и обрести спокойствие.

Знаменитый американский офтальмолог Уильям Г. Бейтс, который разработал оригинальную методику улучшения зрения без очков при помощи особых упражнений, писал: «Люди с ослабленным зрением страдают от напряжения всех нервов и мышц тела. В результате правильного выполнения раскачивания снимается усталость, а также уменьшаются боли, головокружение и другие симптомы, так как раскачивание расслабляет глазодвигательные мышцы ».

Существует 2 варианта оптико-двигательных упражнений: раскачивание и повороты . Положительное воздействие обоих упражнений

1 . Расслабляются внутриглазные и окологлазные мышцы, снимается напряжение с глаз.

2 . Дыхание делается глубоким и свободным.

3 . Позвоночник становится более гибким, подвергаясь своеобразному мягкому массажу.

4 . Раскачивание и повороты улучшают состояние мышц затылка и шеи.

5 . Плавные повороты головы и туловища снимают напряжение мышц плечевого и грудного пояса.

6 . Упражнения вырабатывают правильную осанку, приучают держать голову прямо.

7 . Вырабатывают чувство ритма, учат владеть своим телом.

8 . Снижают или полностью снимают неприятные ощущения дурноты и укачивания при поездках в транспорте или полетах на самолете.

9 . Упражнения, сделанные перед сном, в сочетании с пальмингом оказывают снотворное действие.

10 . Упражнения являются самым простым и естественным способом снятия мышечного и психологического напряжения, избавления от чувства дискомфорта и утомления.

Раскачивание

2. Встаньте прямо, ноги расставьте на ширину плеч.

3. Руки и плечи расслабьте и опустите вниз.

4. Голову держите прямо, не напрягая мышцы шеи и затылка.

5. Теперь, перенося вес тела то на одну, то на другую ногу, плавно и ритмично раскачивайтесь из стороны в сторону, подобно маятнику часов.

6. Глаза не закрывайте и следите взглядом за перемещающимися при ваших движениях предметами.

7. При выполнении упражнения чаще моргайте и с наслаждением позевывайте.

8. Следите за тем, чтобы дыхание у вас было глубоким, равномерным и свободным.

9. Это упражнение желательно делать в течение нескольких минут как угодно часто.

Повороты

1. При выполнении упражнения всегда снимайте очки!

2. Займите ту же исходную позицию, что и при раскачивании.

3. Отводя слегка приподнятые руки как можно дальше назад, одновременно поворачивайте то в одну, то в другую сторону туловище, плечи и голову.

4. Сделав поворот, не опуская голову, посмотрите назад.

Во время этого упражнения позвоночник без усилий медленно и плавно поворачивается. Это повышает его подвижность и гибкость.

5. Когда туловище поворачивается вправо, правая нога остается полностью прижатой к полу, только пятка левой ноги слегка отрывается от пола. При повороте влево от пола отрывается пятка правой ноги, в то время как левая нога полностью стоит на полу.

6. Выполняя упражнение, дышите глубоко, чаще моргайте и позевывайте.

7. Лучше всего выполнять это упражнение под тихую спокойную музыку.

Под действием плавны ритмичных движений снимается мышечное и нервное напряжение.

Заканчивая упражнение , хорошенько потянитесь, от души зевните, часто поморгайте и сделайте пальминг.

Вывод

При утомлении глаз их работоспособность снижается, наблюдаются нарушения зрения или светочувствительности.

Реакция головного мозга проявляется в снижении внимания и мыслительной активности, возникают вялость, усталость, общее переутомление.

Когда глаза продолжительное время лишены естественного солнечного света, например при ношении темных и солнцезащитных очков, при длительной езде в автомобиле с тонированными стеклами или пребывании в темном помещении, они испытывают световой голод . При этом ослабевают нервы сетчатки, притупляются ее воспринимающие способности, глаза становятся излишне чувствительными к солнечному свету, зрение, особенно в сумерках и темноте, ухудшается.

Человек, глаза которого не подвергаются действию солнечного света, может при ярком свете испытывать не только неприятные ощущения, но и резкую боль.

Не зная о взаимосвязи между дефицитом солнечного света и «светочувствительностью» глаз, большинство людей верит, что следует «беречь» глаза, защищая их темными очками. Между тем эти представления прямо противоположны истинному положению вещей !

Светочувствительность часто сопровождается плохим зрением в темноте, которое еще больше ухудшается при головной боли, приступах мигрени, общей усталости, стрессе или болезни.

У. Бейтс в своей книге «Улучшение зрения без очков » (на русском языке книга впервые вышла в 1990 г. в издательстве «Полина», Вильнюс) рассказывает об обратившейся к нему за помощью пациентке, которой некий врач из-за ее повышенной чувствительности глаз порекомендовал носить на одном глазу плотную повязку, а другой глаз защищать очками с темным стеклом. В течение двух лет женщина жила в состоянии практически полной темноты, однако не почувствовала никакого улучшения. Доктор Бейтс провел с ней курс лечения солнечным светом . Пациентка избавилась от повышенной светочувствительности, острота ее зрения повысилась.

Опыт показывает, что даже при сильной светочувствительности после регулярного принятия солнечных или световых ванн глаза без труда воспринимают солнечный свет.

Положительное воздействие солнечных или световых ванн заключается в следующем :

  • солнечный свет снимает глазное, нервное и мышечное напряжение;
  • чем больше солнечного света воспринимают ваши глаза, тем больше активизируется мыслительная деятельность и становится острее ваше зрение;
  • солнечный свет укрепляет и регенерирует сетчатку, улучшает кровоснабжение глаз;
  • солнечный свет значительно улучшает зрение в темноте. Глаза меньше страдают от бликов солнца на водной поверхности, искрящегося на солнце снега, света автомобильных фар и т. п.;
  • соляризация активизирует и стимулирует нервы головного мозга, что заметно улучшает внимание и мыслительные способности;
  • соляризация обеспечивает интенсивное поступление энергии в организм;
  • уже после нескольких сеансов соляризации испытывавшая световой голод сетчатка глаз значительно четче воспринимает предметы;
  • под воздействием солнечного света глаза отдыхают, глазные мышцы расслабляются, усиливается циркуляция крови;
    солнечный свет регулирует и активизирует работу слезных желез.

При перенапряжении глаза краснеют, слезятся, в них лопаются кровеносные сосуды, возникают неприятные ощущения покалывания как бы попавшей в глаз соринки, наблюдается светобоязнь.

Солнечный свет дает вам приятное ощущение физического комфорта, успокаивающей легкости и психического расслабления.

Тепло солнца не только снимает напряжение с уставших глаз и тела, но и улучшает настроение, успокаивает нервную систему.

Понежьте свои глаза, дайте им на несколько минут отдых. В ясную солнечную погоду регулярно укрепляйте их.

Под воздействием солнечных лучей на закрытые глаза исчезают воспалительные процессы, снижается активность микроорганизмов. Делайте соляризацию при каждой возможности: во время обеденного перерыва, на прогулке и т. п.

Делается это следующим образом :

1. снимите очки;

2. закрыв глаза, встаньте лицом к яркому солнечному свету (обязательно на свежем воздухе, а не в помещении через оконное стекло!);

3. свободно, не напрягаясь, поворачивайте голову то вправо, то влево, так, чтобы солнечный свет заливал ваше лицо со всех сторон.

Если даже сквозь закрытые веки солнечный свет кажется вам ослепительно-ярким, вызывая неприятные ощущения или боль, встаньте в тень, например под дерево.

Если вы принимаете солнечную ванну для глаз, находясь на юге, время от времени прикрывайте закрытые глаза ладонями , чтобы специально добиться абсолютной темноты, Таким образом ваши глаза будут подвергаться попеременно воздействию яркого света и полной темноты. Такие быстрые и резкие колебания являются тренировкой, полезной для любых глаз.

Продолжительность соляризации глаз определяйте сами исходя из самочувствия и потребности. Поначалу достаточно 30 с, затем продолжительность упражнения можно увеличить до 5 мин.

Положитесь на свою интуицию, руководствуйтесь степенью комфортности своего состояния. Для одного человека предельная продолжительность такого упражнения составляет 2 мин, другому требуется больше. Не забывайте соблюдать самое главное требование : делать это упражнение можно только с закрытыми глазами!

Время от времени прерывайте световую ванну так называемыми проблесками .

Соляризацию всегда заканчивайте пальмингом . Закончив упражнение, часто поморгайте, до хруста потянитесь всем телом, с наслаждением зевните. Ополосните лицо холодной водой, это взбодрит и освежит вас.

Проблески

1. Упражнение всегда выполняйте без очков !

2. Закройте глаза . На расстоянии ширины ладони от глаз расположите кисти рук горизонтально и параллельно одна за другой на незначительном расстоянии друг от друга, Расставьте пальцы обеих рук и быстро двигайте кистями вверх-вниз.

Попеременное воздействие на глаза света разной интенсивности полезно и благотворно. Являясь своеобразным массажем, это упражнение активизирует работу фоторецепторных клеток сетчатки, зрительного центра в головном мозге и усиливает кровообращение глаз.

Данное упражнение нужно обязательно заканчивать продолжительным пальмингом . Затем потянитесь всем телом, часто-часто поморгайте и с наслаждением зевните.

3. Завершая соляризацию , освежите и оживите глаза, Для этого смочите пальцы рук холодной водой и осторожно проведите ими по закрытым глазам. Смоченными холодной водой ладонями проведите по ушам, лбу и затылку.

Полезно делать контрастные обмывания глаз и лица . Ополаскивайте закрытые глаза то холодной, то довольно горячей водой. Смена горячего и холодного стимулирует кровообращение в тканях глаз и вокруг них, помогает снять застойные явления и оказывает тонизирующее действие.

В пасмурные дни, когда провести соляризацию на свежем воздухе невозможно, используйте электрический свет . Для этого можно воспользоваться электролампой мощностью 150 Вт, Лампа должна быть расположена на расстоянии около 1 м от лица.

Ни в коем случае нельзя пользоваться ультрафиолетовым светом !

Продолжительность искусственной соляризации зависит от вашего самочувствия, однако она не должна превышать 5 мин. И в этом случае сеанс закончите продолжительным пальмингом, Положительное действие упражнения усилится, если вы по его завершении часто поморгаете, потянитесь, зевнете и проведете по закрытым глазам ладонями, смоченными холодной водой.

Упражнение на фокусировку глаз

1. Упражнение выполняйте, сняв очки. Благодаря этому упражнению достигается расслабление цилиарной мышцы и хрусталика.

2. Несколько раз переводите взгляд с близко расположенных предметов на предметы, находящиеся на значительном расстоянии от вас.

Упражнение выполняйте медленно , чтобы успеть сфокусироваться как на близко расположенном, так и на удаленном предмете.

Упражнение на ступенчатую фокусировку глаз

1. Перед выполнением упражнения снимите очки !

2. Отвлеките свое внимание от выполняемой на близком расстоянии работы за компьютером, пишущей машинкой или за письменным столом и направьте свой взгляд вдаль .

3. Однако в отличие от предыдущего упражнения делайте это поэтапно , перемещая взгляд от близко расположенного предмета к более удаленному, затем к предмету, расположенному еще дальше и, наконец, к совсем далекому.

4. Переместив свой взгляд на очередной предмет, не торопитесь, давая глазам возможность настроиться на него, «навести резкость».

5. Когда вы доберетесь взглядом до самого дальнего предмета, задержите на нем свое внимание на несколько секунд , а затем перемещайте взгляд обратным путем, т. е. с самого дальнего на все менее и менее удаленный, и, наконец, остановите свой взгляд на близко расположенном предмете.

Выполняя приведенные выше упражнения, соблюдайте следующие условия :

  • Почаще моргайте, когда перемещаете свой взгляд с близких на дальние предметы, дышите при этом равномерно, глубоко и без напряжения. Если вы хотите, чтобы ваши глаза отдохнули еще лучше, то, закончив упражнение на ступенчатую фокусировку глаз, сделайте в течение нескольких минут пальминг.
  • Прежде чем продолжить работу, хорошенько потянитесь, с наслаждением зевните, сделайте несколько произвольных движений руками, встряхните кисти рук, подвигайте ногами, пошевелите пальцами ног, а затем с новыми силами принимайтесь за работу!

Упражнение с календариком

Начните работу за письменным столом, взяв в руки календарик, С его помощью вы проделаете своеобразный «массаж хрусталика».

1. Выполняйте упражнение, сняв очки!

2. Прикройте правый глаз ладонью правой руки,

3. В левую руку возьмите календарик (это могут быть также фотография, визитная карточка и т. п.).

4. Поднесите календарик совсем близко к открытому левому глазу,

5. Не напрягаясь, сфокусируйте взгляд, чтобы как можно четче увидеть цифры на календарике.

6. Теперь медленно отодвигайте от глаза календарик, пока совсем не вытянете руку,

7. В течение того времени, пока глаз будет настраиваться на любой отрезок этого расстояния, почаще моргайте и глубоко, равномерно дышите.

8. Теперь так же медленно верните руку в исходное положение, поднеся календарик к левому глазу. При этом сделайте выдох.

Повторите эти движения несколько раз, выполняя упражнение для каждого глаза в течение 20-30 с.

9. Не забывайте почаще моргать!

Займемся другим глазом .

1. Измените исходное положение и закройте левый глаз ладонью левой руки,

2. Календарик возьмите в правую руку и проделайте с ним те же движения, что были описаны выше.

3. Чаще моргайте, глубоко, равномерно и без напряжения дышите,

Каждое из этих упражнений выполняйте до тех пор, пока не почувствуете, что ваши глаза отдохнули .

Возможно, вам будет достаточно 10 с на каждый глаз, Главное, чтобы вы чувствовали себя комфортно.

Не забывайте : после упражнения для каждого глаза по возможности делайте в течение 1-2 мин пальминг.

Вниманию дальнозорких !

Если вы уже носите очки, вам следует знать, что их использование препятствует работе цилиарной мышцы и хрусталика, так как очки мешают им напрягаться и расслабляться, а значит, изменять кривизну хрусталика. Очки детренируют аккомодацию .

Глазные мышцы перестают выполнять свои функции и постепенно слабеют, ибо вместо них работу выполняют очки. В результате изменение кривизны хрусталика становится ненужным.

Осторожно : ловушка!

Каким бы удобным ни казалось использование очков для чтения, они по существу являются ловушкой , и это может подтвердить любой человек, пользующийся очками для чтения.

У того, кто пользуется очками для чтения, мышцы и хрусталик становятся вялыми и менее работоспособными . Глазные яблоки значительно обездвиживаются, кровообращение в глазах вследствие бездеятельности ухудшается. Очки «отбивают охоту» у тканей глаз к приспособлению. Со временем человеку неминуемо требуются новые, более сильные очки,

Так же, как костыли приводят к атрофии мышц ног, так и привязанность к очкам способствует увеличению вялости глазных мышц.

Тот, кто несколько раз в день тренирует свои хрусталик и цилиарные мышцы, сохраняет их подвижность и гибкость, что крайне необходимо для реализации аккомодационной способности.

Сделанный в заключение перечисленных упражнений пальминг регенерирует и укрепляет глаза и головной мозг.

Данные упражнения в сочетании с пальмингом отныне должны стать обязательным пунктом вашего режима дня !

Попробуйте проводить его ежедневно не менее 5 мин!

Перекрестные движения

Движение бодрит и поднимает настроение!

Перекрестные движения - это двигательный стереотип, при котором одновременно «включаются» в действие мозг, глаза и тело.

Перекрестные движения :

  • активизируют одновременно деятельность обоих полушарий головного мозга;
  • улучшают взаимодействие глаз и зрительного центра;
  • повышают работоспособность и улучшают усвояемость учебного материала;
  • облегчают выполнение любой умственной работы;
  • способствуют овладению новыми навыками, развитию творческих способностей и быстрой реакции;
  • содействуют целостности мыслительного процесса за счет активной работы обоих полушарий головного мозга.

Левое полушарие головного мозга ответственно за логическо-аналитическое мышление, выполнение действий, распределение заданий, соблюдение последовательности их выполнения и подведение итогов,

Правое полушарие ответственно за творчество и совершенствование, умение выразить свои мысли.

В целом перекрестные движения обеспечивают гармоничное и динамичное взаимодействие между правой и левой половинами тела, верхней и нижней частями тела, обоими полушариями и обоими глазами.

Перекрестные движения - это физические упражнения, которые снимают скованность мышц и одновременно доставляют удовольствие . Когда вы на рабочем месте или дома чувствуете себя, как «выжатый лимон» от усталости, когда у вас нервы напряжены до предела, когда вас одолевает сонливость и вялость, когда у вас наблюдается рассеянность и вам трудно сосредоточиться, сделайте несколько перекрестных движений стоя или на ходу, если есть возможность, под музыку. При этом вы можете подпевать, насвистывать или просто «мычать» с закрытым ртом.

А делается это так.

1. Встаньте прямо и одновременно вытяните вперед правую руку и поднимите левую, согнутую в колене ногу.

2. Теперь смените положение рук и ног: одновременно вытяните вперед левую руку и поднимите правую, согнутую в колене ногу.

3. Попытайтесь при этом делать глазами круговые движения, перемещая взгляд влево вверх против часовой стрелки. Это стимулирует работу правого полушария головного мозга. Затем делайте круговые движения глазными яблоками, перемещая взгляд вправо вверх по часовой стрелке. Это стимулирует работу левого полушария головного мозга.

Схожее действие по активизации и интеграции обоих полушарий головного мозга оказывает выполнение упражнения «горизонтальная восьмерка».

«Горизонтальная восьмерка»

При выполнении упражнения «горизонтальная восьмерка» в действие включаются одновременно оба полушария головного мозга .

«Напишите» в воздухе вытянутой левой рукой «лежащую» восьмерку.

Движение начинайте с центральной точки пересечения всех линий фигуры, затем против часовой стрелки ведите руку влево, описывая круг и возвращаясь в центральную точку.

Из нее ведите руку вправо вверх по часовой стрелке и снова возвращайтесь в исходную центральную точку.

То же самое упражнение проделайте правой рукой .

В заключение попытайтесь выполнить упражнение обеими руками одновременно .

Активизируйте правое полушарие головного мозга!

У большинства людей, работающих на компьютере, «работает» главным образом левое полушарие головного мозга.

Получается, что правое полушарие головного мозга при выполнении работы на компьютере остается практически «незагруженным», «отключенным» . Если правое полушарие не оказывает поддержки левому и не работает вместе с ним, то левое полушарие вынуждено испытывать большие нагрузки. Это отражается на общем состоянии организма, выражаясь в чувстве усталости, снижении внимания, истощении творческого потенциала.

Человек чувствует себя изнуренным, разбитым, у него буквально «голова пухнет» от чрезмерного зрительного напряжения.

В таком состоянии самое время восстановить свои силы с помощью перекрестных движений .

Когда оба полушария головного мозга снова начнут работать вместе, помогая друг другу, вы сразу почувствуете себя лучше, бодрее, и работа снова будет даваться вам легко.

Чрезвычайно важная и сложная «фаза включения» в совместную работу обоих полушарий головного мозга наблюдается уже у грудного младенца, когда он только начинает ползать.

При ползании, которое представляет собой не что иное, как перекрестные движения, к работе подключаются одновременно оба полушария головного мозга.

Это взаимодействие обоих полушарий необходимо, чтобы в дальнейшем научиться читать и писать.

По этой причине нужно всячески способствовать тому, чтобы грудные дети больше ползали , и ни в коем случае не ограничивать их двигательную активность. Именно она развивает способности ребенка, облегчающие ему в дальнейшем процесс комплексного обучения.

Научные исследования выявили взаимосвязь между двигательной активностью младенца и его способностями к учебе. У детей, которые почти или совсем не ползали , наблюдаются расстройство чтения (дислексия) и снижение способности к счету (дискалькулия).

Отчасти следствием недостаточной двигательной активности в младенческом возрасте может быть косоглазие.

Перекрестные движения действуют таким образом, что мозг активизирует и заставляет сокращаться мышцы в необходимый момент в необходимом положении.

Разумеется, на своем рабочем месте вы уже не сможете воспроизвести столь знакомое ползание, но вы можете принять меры для того, чтобы время от времени менять позу и вносить изменения в однообразный рабочий ритм.

Если вы в течение многих часов сидите за рабочим столом, причем нередко в неправильной позе, то вставайте в те моменты, когда вы разговариваете по телефону .

При необходимости обратиться к коллегам, работающим в соседнем кабинете, не торопитесь хвататься за трубку телефона, не ленитесь сходить туда, время от времени делайте перекрестные движения , через каждые 30-60 мин работы стоя или сидя делайте упражнения на расслабление скованных мышц.

Для выполнения любого из таких упражнений требуется не более 15 с! Чаще потягивайтесь и зевайте.

Активному снятию мышечного напряжения способствуют

  • плавание,
  • езда на велосипеде,
  • бег трусцой,
  • бег по пересеченной местности,
  • игра в футбол,
  • игра в настольный теннис,
  • бадминтон,
  • бальные и современные танцы,
  • занятия в оздоровительных группах,
  • участие в лыжных гонках,
  • занятия горнолыжным спортом,
  • бег на коньках,
  • игра в хоккей,
  • прыжки через скакалку,
  • прыжки на батуте.

Пассивное снятие психического напряжения и способы улучшения настроения

1. Слушайте в спокойной обстановке музыку (особенно хорошо снимает стрессовое состояние классическая музыка).

2. Совершайте прогулки по лесу, по парку, по берегу водоемов.

3. Принимайте участие в экскурсиях по достопримечательным историческим местам, любуйтесь памятниками архитектуры, посещайте музеи, зоопарк.

4. Занимайтесь йогой, аутогенной тренировкой, самовнушением (используйте формулу самовнушения, разработанную Куэ: «С каждым днем в любом отношении мне становится все лучше и лучше»).

Время от времени отдыхайте в уличных кафе или на скамейках в парке, наблюдая за прохожими.

И самое главное : не суетитесь и не торопитесь, тогда вы с удивлением заметите, что пульс у вас стал ровным и наполненным, а дышать вы стали глубже и спокойнее.

Упражнения на совмещение

Глаза и мозг представляют собой единую структуру!

Собственно говоря, мы видим мозгом, так как зрение на 90 % является результатом работы головного мозга.

В зрительном центре головного мозга различные изображения какого-либо предмета, сформированные оптической системой правого и левого глаза мгновенно совмещаются, сливаются в единый зрительный образ . Благодаря этому согласованному взаимодействию глаз и мозга мы имеем возможность перерабатывать информацию, воспринимаемую обоими глазами, и создавать единый, а не раздвоенный образ внешнего мира.

Формирование зрительного образа

Когда мы смотрим на какой-нибудь предмет, то каждым глазом воспринимаем разную «картинку» . Можете убедиться в этом сами: закройте левый глаз и посмотрите на какой-нибудь предмет только правым глазом. Затем закройте правый глаз и посмотрите на этот же предмет только левым глазом. Сравните оба изображения. Разница в «картинке» объясняется тем, что каждый глаз воспринимает предмет под своим углом зрения.

Различают монокулярное зрение (одним глазом) и бинокулярное зрение , когда поля зрения обоих глаз частично перекрываются. Благодаря разнице углов, под которым рассматривается один и тот же объект обоими глазами, бинокулярность приводит к стереоскопичности восприятия, которая является одним из средств оценки объемности предметов и расстояния до них.

Процесс совмещения изображений сложен и требует большого напряжения зрительно-мозгового аппарата.

Понять это можно только тогда, когда осознаешь, как часто и быстро меняется направление взгляда при работе на компьютере или работе с документами. Взгляд перемещается мгновенно с одного объекта на другой, с одной цифры на очередную, с одной строчки на следующую, когда вы читаете, проверяете что-то, сравниваете, ищите какие-то данные, и так практически без перерыва каждый час, каждый день, в течение многих лет.

Слабая способность совмещения .

Это выражается в раздвоенном зрении (косоглазии), размытом, расплывчатом восприятии, внезапном исчезновении букв, цифр, значков, односторонних головных болях или головных болях, сопровождающихся чувством давления или напряжения с одной стороны в области глаза, лба, виска, усталости, разбитости, вялости, стрессе, раздражительности, угнетенном состоянии духа или болезни.

Причины нарушения совмещения изображений

Причинами нарушения совмещения изображений могут быть непрерывная зрительная работа на близком расстоянии, например на компьютере, пишущей машинке, при чтении и ином, близорукость сильной степени, сильное искривление роговицы глаз, состояние, при котором один глаз видит значительно слабее, чем другой (возможно, в таком случае головной мозг подавляет изображение, воспринимаемое более слабым глазом), несогласованная работа глазодвигательных мышц.

Для того чтобы улучшить процесс совмещения изображений, сформированных каждым глазом в отдельности, и добиться оптимального, не вызывающего перенапряжения взаимодействия головного мозга и глаз, полезно выполнять упражнения для содействия процессу слияния изображений .

Эти упражнения предназначены для того, чтобы мозг был в состоянии легко совмещать изображения, полученные от каждого глаза в отдельности, в четко опознаваемый зрительный образ.

При выполнении данных упражнений нужно соблюдать следующие требования :

  • выполняя упражнения, всегда снимать очки;
  • во время выполнения упражнений дышать глубоко и размеренно;
  • чаще моргать и позевывать;
  • сидеть прямо, свободно, без напряжения;
  • не класть ноги одна на другую! Любое напряжение, усилие «взять себя в руки», «собраться» автоматически вызывает сокращение глазных мышц, в результате чего блокируется поступление энергии к глазам и мозгу.

Упражнение на слияние изображений

Восприятие удаленного предмета

1. Снимите очки!

2. Держите указательный палец левой руки вертикально на расстоянии примерно 20 см от носа, а указательный палец правой руки вертикально на расстоянии около 40 см от носа.

4. Для того чтобы взгляд не застывал на одной точке, слегка шевелите этим пальцем.

5. Вы видите 2 левых пальца, хотя ваш взгляд по-прежнему направлен на палец, находящийся дальше.

6. Вы видите так называемые ворота, это означает, что ваш мозг совместил изображения пальца, расположенного дальше, а не того, который находится ближе к носу,

«Ворота» передают вам «картинку», которую воспринимает по отдельности каждый глаз.

Во время выполнения упражнения чаще моргайте , это ослабляет напряжение, которое испытывает мозг. Следите за тем, чтобы ваше дыхание было глубоким и спокойным,

Восприятие предмета, расположенного вблизи

1. Теперь переместите свой взгляд на указательный палец левой руки, который расположен на расстоянии примерно 20 см от вашего носа.

Вы имеете возможность убедиться, что везде, куда сознательно смотрят ваши глаза, мозг мгновенно совмещает изображения . Ситуация, когда вы при выполнении упражнения «ворота» не видите двух пальцев вблизи, т. е. если один палец исчезает, а другой появляется, возможна в следующих случаях: глаз с более сильным зрением работает, а более слабый близорукий глаз в результате постоянного угнетения реагирует слабо. Мозг не полностью подавляет изображение, поступающее от слабовидящего глаза. Изображение, сформированное одним глазом, мозгом больше не воспринимается.

Упражнение на слияние изображений «Шнур с шариком» (упражнение желательно выполнять с партнером)

1. Возьмите шнурок или веревочку длиной 1 м и нанижите на него большой цветной деревянный шарик.

2. Зажмите конец шнурка между большим и указательным пальцами.

3. Если у вас нет партнера, с которым можно выполнить это упражнение, укрепите один конец шнурка на спинке стула, дверной ручке.

4. Ноготь большого пальца той руки, в которой вы держите шнур, слегка прижмите к кончику носа.

5. Шнур туго натяните, шарик должен находиться посередине шнура.

Подготовка к упражнению :

1. Закройте сначала левый глаз и обратите внимание на то, с какой стороны от вашего открытого глаза находится шнур.

2. Закройте другой глаз и убедитесь, что теперь шнур находится с другой стороны. Основное упражнение:

3. Полностью расслабившись, смотрите обоими глазами на находящийся посередине шнура шарик.

4. Дышите глубоко и свободно, чаще моргайте,

Когда вы будете без напряжения пристально смотреть на шарик, вы увидите 2 шнура: образуется «перекрестие шнура».

Вы увидите, что шнур образует большую букву «X», Это означает, что оба глаза и головной мозг работают согласованно и изображение сливается безупречно,

Теперь сдвиньте шарик :

а) в сторону своего партнера;

б) ближе к своему носу,

  • Попытайтесь при любом положении шарика получить изображение перекрещенного шнура.
  • Чаще моргайте, дышите спокойно, размеренно и глубоко.
  • Выполняя упражнение, не торопитесь, не напрягайте мышцы.
  • Слияние изображений является самой трудной работой для глаз и мозга.
  • Вознаграждайте свои глаза и мозг за затраченные усилия и по завершении упражнения в течение нескольких минут проделайте пальминг.

Статья из книги: .

Профилактика зрительного утомления.

В связи с компьютеризацией обучения возникло множество проблем, связанных с особенностями взаимодействия организма ребенка и компьютера. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей компьютеров, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Эта проблема постепенно решается, но до сих пор не утрачивает своей актуальности, поскольку возраст пользователей компьютеров неуклонно снижается. Особенно остро стоят проблемы изучения влияния работы за компьютером на организм детей дошкольного возраста, исследования состояния их здоровья, функционального состояния физиологических систем, работоспособности в целях обеспечения безопасных для здоровья ребенка условий общения с компьютером.

Важность разработки указанных проблем связана, с одной стороны, с отсутствием достаточной информации о влиянии компьютера на детский организм, а с другой – с имеющимися данными о специфике влияния работы с компьютером на организм взрослых пользователей компьютеров и школьников. Есть ряд других негативных факторов, о влиянии которых мы, к сожалению, задумываемся гораздо реже.

Ребенок 5-6 лет представляет собой усилено развивающийся организм. В частности, продолжает развиваться костная система, кисть руки еще находится в стадии развития. Интенсивные преобразования претерпевает важная для обучения функция произвольного внимания, формируется нормальная зрительная рефракция глаза. Аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам». Вот почему любая работа для дошкольников, в том числе и длительность их общения с компьютером, строго нормируется.


Еще один важный фактор – нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

В целях предупреждения переутомления следует ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Это очень важно: как показали наши исследования, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й мин работы ребенка на компьютере, а после 20 мин у 25% детей были зафиксированы «сбои», как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Многие родители строго ограничивают общение ребенка с компьютером, руководствуясь широко распространенным тезисом о том, что компьютер вреден. Но сейчас никто не может точно и, самое главное, обоснованно сказать, в какой степени реален вред, наносимый здоровью ребенка компьютером.

Понятно, что сидение за компьютером не прибавляет здоровья ребенку в том смысле, в каком его прибавляют умеренные занятия физкультурой. Но ведь и о чтении книг можно сказать то же самое. Но о вреде книг никто не говорит, а о вреде компьютеров говорят многие.

Кто на сегодняшний день может дать точные рекомендации о том, сколько времени ребенок может проводить за современным компьютером без вреда для собственного здоровья – при условии, что во всем остальном он ведет здоровый образ жизни? Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную – или близорукую , если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т. д.).

С целью профилактики зрительного утомления детей рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз. Обычно это пальминг, большие повороты, медвежьи покачивания (см. ниже) и традиционный комплекс:

1. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счетАналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет Повторить 4-5 раз.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет Повторить 4-5 раз.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1- 6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет Повторить 4-5 раз.


Метод коррекции зрения заключается в том, что для периодической активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций (тренажеры для коррекции зрения), разработанные группой доктора медицинских наук, профессора. Так выглядит в нашей группе офтольмотренажер:

Метод улучшения зрения У. Бейтса. По мнению У. Бейтса, плохое зрение является следствием аномального состояния психики. Цель его метода, используемого при лечении плохого зрения без помощи очков, - достижение прежде всего состояния покоя и расслабления психики, а затем уже глаз. В работе логопеда используются некоторые приемы, с помощью которых можно снять глазное напряжение: пальминг, медвежьи покачивания, соляризация газ на солнце, центральная фиксация, тренировка глазных мышц.

Пальминг. Сидя на стуле или в кресле, надо принять удобное положение, почувс­твовать себя свободно и комфортно. Закройте глаза, накройте их ладонями так, чтобы середина правой ладони была перед правым глазом, а левой перед левым (пальцы скрещены на лбу). Не давите на глаза!

В таком положении - глаза и закрыты, и прикры­ты ладонями - опустите локти на колени. Это очень удобное положение, и, запомнив, его легко принимать автоматически при повторении упражнения. Чем более черный цвет перед закрытыми глазами, тем большее расслабление они испытывают, тем эффективнее отдых.

В это время старайтесь не задерживать мысли на чем-то важном, серьезном. Мозг тоже должен отдыхать. Можно думать о глазах, представить, как чернота становится все более густой, а глаза испытывают все большее удовольствие. Можно представить себя в какой-то спокойной, приятной обстановке.

Если выполнять это упражнение 2-3 раза в день по 10-20 минут каждый раз, через некоторое время можно заметить значительное улучшение зрения.

Медвежьи покачивания. Встаньте прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Сохраняя непринужденное состояние, начинайте покачиваться из стороны в сторону. Вообразите себя маятником и двигайтесь так же размеренно и медленно. Можно слегка приподнимать пятку, но не отрывать ступню от пола. Туловище сохраняет прямое положение (вперед не наклоняться), ноги не сгибаются.

Покачивание следует выполнять стоя перед окном (можно использовать какой-нибудь неподвижный предмет, например, часы, картину, но пейзаж за окном наиболее удобен). Обратите внимание на то, что видимые предметы во время качания начинают как бы передвигаться в обратную вашему движению сторону. Покачавшись примерно минуту (глаза все время свободно , ненапряженно следят за предметами, «покачивающимися» вместе с вами), закройте глаза и, продолжая покачиваться, представьте на­сколько возможно четко «движение» окна. Затем вновь откройте глаза и продолжайте движение еще минуту.

Проделывайте это упражнение 3 раза в день по 5-10 минут каждый раз.

Большие повороты. Встаньте прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Сохраняя непринужденное состояние, начинайте поворачиваться из стороны в сторону. Расслабленные руки следуют за туловищем. Взгляд направлен прямо. Глаз не фиксируется на предметах, они как бы скользят за вами. Повернуть туловище надо так, чтобы увидеть краем глаза предметы, находящиеся сзади.

Моргание. В дополнение к накрыванию глаз ладонями и покачиванию есть и третий способ расслабления глаз - с помощью моргания.

Научитесь моргать 1-2 раза каждые 10 секунд (но без каких-либо усилий), неважно, что вы делаете в данное время, и особенно при чтении.

Это очень простой, но эффективный путь снятия напряжения.

Соляризация. Закройте глаза, поверните лицо к солнцу и медленно поворачивайте голову из стороны в сторону, чтобы лучи равномерно попадали на все части глаза. Это следует выполнять когда возможно, 3 раза в день по 10 минут. Такие солнечные ванны способствуют приливу крови к глазам и расслабляют мышцы и нервы глаз.

Центральная фиксация означает способность видеть лучше то, на что вы смотрите, чем то, что вокруг. Это может звучать абсурдно , но люди с нарушениями зрения лишены такой способности. Поэтому только когда восстановится зрительная способность центральной части сетчатки, т. е. будет достигнута центральная фиксация, будет возможно и нормальное зрение.

Лучшим методом достижения этого являются упражнения для восстановления центральной фиксации.

1. Улица – дом – окно в доме – оконный переплёт.

2. Толпа на остановке – человек в очках – его лицо – его очки.

3. Страница текста – строка – слово в строке – буква в слове.

4. Упражнения с таблицей – с предметом – со свечой.

Упражнения, предназначенные для снятия напряжения с мышц, окружающих глаз. Если «сделать мышцы гибкими и мягкими, то аккомодация и движение глаза будут происходить свободно и, как следствие, возможность ухудшения зрения снизится до нуля. Эти упражнения следует выполнять сидя.

Упражнение 1. Насколько возможно мягко переводите глаза вверх и вниз 6 раз. Глаза должны двигаться медленно и с равными интервалами насколько возможно вниз, затем насколько возможно вверх. Не прилагайте никаких усилий, используйте минимум силы. По мере расслабления вы сможете смотреть вверх и вниз с большей амплитудой. Пов­торите упражнение 2-3 раза в 6 движений с паузами 1-2 секунды между циклами.

Упражнение 2. Двигайте глазами из стороны в сторону с максимальной амплитудой, не прилагая усилий, 6 раз. Как и в предыдущем упражнении, по мере расслабления мышц вы сможете двигать глазами со все большей амплитудой и более легко. Повторите упражнение 2-3 раза, помня о том, что позволительно прилагать лишь минимум усилий, так как эти упражнения предназначены для снятия напряжения, а не для усиления его. Отдохните 1-2 секунды между повторами.

Упражнение 3. Поднесите указательный палец правой руки на расстояние около 20 сантиметров к глазам, затем переведите взгляд с пальца на какой-либо большой предмет по своему выбору (дверь, окно и т. п.), отстоящий на 3 метра и более. Переводите взгляд туда и обратно 10 раз, затем отдохните в течение 1 секунды и повторите упражнение 2-3 раза. Выполняйте это упражнение в достаточно быстром темпе. Это лучшее упражнение для исправления аккомодации, и его следует выполнять так часто, как вы можете, и в каком угодно месте.

Упражнение 4. Двигайте глазами медленно и мягко по кругу в одну сторону, затем в другую, по 4 круга в одну и другую стороны. Затем 1 секунду отдохните и повторите эти 4 круговых движения в каждую сторону 2-3 раза, стараясь прилагать минимум усилий.

Все эти упражнения следует выполнять только с использованием пальминга между упражнениями 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4.

Все вместе упражнения займут около 4-5 минут каждый день.

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.

1. Голова на плечо

2. Голова вверх – вниз.

3. Голова вправо – влево.

4. Плечи вверх – вниз.

5. Плечи вперёд – назад (спина – грудь колесом)

6. Вращение плечами

7. Поворот: плечо вперёд

8. Поворот: плечо назад

9. Скрутка назад (руки в замок)

10. Наклоны в сторону.

11. Вращение тазом.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.

Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.








Признаки физического утомления Обычно возникает в результате чрезмерной физической нагрузки Происходит временное снижение снижение работоспособности организма Нарушение функций мышц, снижением согласованности и ритмичности их работы, интенсивности и скорости их движений




Признаки переутомления Выполнение упражнений становится более трудным Постепенно пропадает желание тренироваться Учащенное сердце биение Отдышка, усталость и боль в мышцах Большая потливость Значительное покраснение кожи Нарушение координации и невнимательность




Лечение переутомления Витаминизация организма, особенно витамином С и комплексом витаминов группы В и Е Седативные и ноотропные средства (настойка валерьяны, новопассит, пирацетама) Средства улучшающие микроциркуляцию сосудов головного мозга (трентал, циннаризин) Применение гормонов коры надпочечников и гормоны половых желез


Список литературы А.Д. Тобарчук, Л.П. Крол «Медицинское обеспечение в спорте»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант