Юридический портал. Льготный консультант

Существует немало богослужений. Каждое из них не только торжественно и красиво. За внешними обрядами скрывается глубокий смысл, который необходимо понимать верующему человеку. В этой статье мы расскажем простыми словами о литургии. Что это такое и почему именно литургия считается самым важным богослужением у христиан?

Суточный круг

Богослужение - это внешняя сторона религии. Через молитвы, песнопения, проповеди и священнодействия люди выражают свои благоговейные чувства к богу, благодарят его и вступают в таинственное общение с ним. В ветхозаветные времена было принято совершать службы непрерывно в течение дня, начиная с 6 часов вечера.

Какие богослужения входят в суточный круг? Перечислим их:

  1. Вечерня. Ее совершают вечером, благодаря Бога за прошедшей день и прося освятить приближающуюся ночь.
  2. Повечерие. Это служба после ужина, на которой даются напутствия всем готовящимся ко сну и читаются молитвы с просьбой к Господу защитить нас во время ночного отдыха.
  3. Полунощница раньше читалась в полночь, но в настоящее время совершается перед утреней. Она посвящена ожиданию второго пришествия Иисуса Христа и необходимости всегда быть готовыми к этому событию.
  4. Утреню служат перед восходом солнца. На ней благодарят творца за прошедшую ночь и просят освятить новый день.
  5. Службы часов. В определенное время (часы) в церкви принято вспоминать события смерти и воскресения Спасителя, сошествие на апостолов святого духа.
  6. Всенощное бдение. "Бдение" означает "бодрствование". Это торжественное богослужение совершается перед воскресными днями и праздниками. У древних христиан оно начиналось с вечерни и длилось всю ночь, захватывая утреню и первый час. Историю спасения грешного человечества через схождение на землю Христа вспоминают верующие во время всенощного бдения.
  7. Литургия. Это кульминация всех богослужений. Во время нее совершается таинство причащения.

Прообразом для нее стала тайная вечеря, на которую Спаситель в последний раз собрал своих учеников. Он дал им чашу с вином, символизирующим кровь, пролитую Иисусом за человечество. А затем разделил на всех пасхальный хлеб как прообраз своего тела, принесенного в жертву. Через эту трапезу Спаситель подарил людям самого себя и велел совершать обряд в память о нем до конца мира.

Что такое литургия сейчас? Это воспоминание о жизни Иисуса Христа, его чудесном рождении, мучительной смерти на кресте и вознесении на небо. Центральным событием является таинство причащения, на котором прихожане вкушают жертвенную пищу. Тем самым верующие соединяются со Спасителем, и на них нисходит божественная благодать. Кстати, с греческого "литургия" переводится как "совместное дело". Во время этой службы остро ощущается собственная причастность к церкви, единение живых и мертвых, грешных и святых через центральную фигуру Иисуса Христа.

Литургические каноны

Первыми служить литургию начали апостолы. Они делали это по примеру Иисуса Христа, добавив к таинству причащения молитвы и чтение Библии. Считается, что изначальный чин службы составил апостол Иаков, брат Спасителя, сын плотника Иосифа от первой жены. Передавался канон устно от священника к священнику.

Впервые текст литургии был записан в 4 веке святителем и архиепископом Василием Великим. Он канонизировал вариант, принятый на его родине (Каппадокия, Малая Азия). Однако предложенный им чин был продолжительным во времени, и не все прихожане выдерживали его. Святитель Иоанн Златоуст сократил службу, взяв за основу изначальную литургию апостола Иакова. В настоящее время канон Василия Великого служится десять раз в году, в особые дни. В остальное время предпочтение отдается литургии Златоуста.

Божественная литургия с пояснениями

На Руси ее называли "обедней", так как совершалась она до обеда. Литургия - необыкновенно красивая, богатая служба. Но по-настоящему прочувствовать ее может только тот, кто осознает глубокий смысл происходящего. Ведь главное действующее лицо во время литургии - не священник, а сам господь. Святой дух незримо нисходит на хлеб и вино, приготовленные к таинству причащения. И они становятся плотью и кровью Спасителя, через которые любой человек освобождается от греховного начала.

Во время литургии восстанавливается единство материального и божественного, людей и бога, нарушенное когда-то Адамом и Евой. В храме наступает царствие небесное, над которым не властно время. Каждый присутствующий переносится на тайную вечерю, где Спаситель лично дает ему вина и хлеба, призывая всех быть милосердными и любящими. Теперь подробно рассмотрим каждый этап литургии.

Подача записок

Что такое литургия? Это служба, во время которой стираются границы между царствием небесным и земным. Мы можем напрямую обратиться к Богу с прошением о близких. Но еще большей силой обладает коллективная молитва. Чтобы вся церковь помолилась о дорогих вам людях, живых или усопших, необходимо заранее подать записку в свечную лавку.

Для этого используют специальный бланк или обычный лист бумаги, на котором рисуется крест. Далее подпишите: "За здравие" или "За упокой". Молитва во время литургии особенно нужна людям больным, страдающим, оступившимся. Записки об упокое подаются в дни рождения и смерти покинувшего этот мир человека, на его именины. Допускается указывать на одном листе бумаги от 5 до 10 имен. Они должны быть получены при крещении. Фамилии и отчества не нужны. В записку нельзя включать имена некрещеных людей.

Проскомидия

Это слово переводится как "принесение". Древние христиане сами несли в церковь хлеб, вино, масло и другие продукты, необходимые для причащения. Сейчас эта традиция утрачена.

Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре. В это время читаются часы. Священник готовит дары на жертвеннике. Для этого он использует 5 служебных просфор в память о пяти хлебах, которыми Иисус накормил толпу. Первая из них называется "Агнец" (ягненок). Это символ безвинной жертвы, прообраз Иисуса Христа. Из нее вырезается четырехугольная часть. Затем вынимаются кусочки из других хлебов в память Богородицы, всех святых, живых священнослужителей и здравствующих мирян, усопших христиан.

Потом приходит очередь малых просфор. Священник зачитывает имена из записок, поданных прихожанами, и вынимает соответствующее количество частиц. Все кусочки укладываются на дискос. Он становится прообразом церкви, где собираются воедино святые и заблудшие, больные и здоровые, живущие и ушедшие. Хлеб погружается в чашу с вином, что означает очищение через кровь Иисуса Христа. В завершение проскомидии священник накрывает дискос покровами и просит бога благословить дары.

Литургия оглашенных

Оглашенными в древности называли тех, кто только готовится к крещению. На этой части литургии может присутствовать любой желающий. Начинается она с выхода диакона из алтаря и восклицания: "Благослови, Владыко!" Затем следует пение псалмов и молитв. На литургии оглашенных вспоминается жизненный путь Спасителя от рождения и до смертных страданий.

Кульминацией становится чтение Нового Завета. Евангелие торжественно выносят из северных врат алтаря. Впереди идет священнослужитель с горящей свечой. Это свет учения Христова и одновременно прообраз Иоанна Предтечи. Диакон несет поднятое вверх Евангелие - символ Христа. За ним идет иерей, склонив голову в знак покорности Божьей воле. Шествие заканчивается у амвона перед царскими вратами. Во время чтения Священного Писания присутствующим следует стоять, почтительно преклонив головы.

Затем священник озвучивает поданные прихожанами записки, вся церковь молится за здравие и упокой указанных в них людей. Завершается литургия оглашенных возгласом: "Оглашенные, изыдите!" После этого в храме остаются только крещеные.

Литургия верных

В полной мере осознать, что такое литургия, могут люди, допущенные к причастию. Последняя часть службы посвящена тайной вечере, смерти Спасителя, его чудесному воскресению, вознесению на небо и грядущему второму пришествию. На престол выносятся дары, читаются молитвы, в том числе самые главные. Хором прихожане поют "Символ веры", где излагаются основы христианского учения, и "Отче Наш", подарок самого Иисуса Христа.

Кульминацией службы становится таинство причащения. После него собравшиеся благодарят бога и молятся о всех членах церкви. В самом конце поется: "Буде имя Господне благословенно отныне и до века". Священник в это время благословляет прихожан крестом, все по очереди подходят к нему, целуют крест и с миром идут домой.

Как правильно причащаться

Не приняв участия в этом таинстве, вы не ощутите на себе, что такое литургия. Перед причастием верующий должен раскаяться в грехах, исповедаться священнику. Также предписан пост длительностью минимум 3 дня, во время которого не следует есть мяса, молочных продуктов, яиц и рыбы. Причащаться нужно на голодный желудок. Рекомендуется также воздержаться от курения и приема лекарств.

Перед причащением скрестите руки на груди, положив правую поверх левой. Встаньте в очередь, не толкайтесь. Когда подойдете к священнику, назовите имя и откройте рот. В него положат кусочек хлеба, смоченный в вине. Поцелуйте чашу священника и отойдите. Возьмите на столике просфору и "теплоту" (запивку из вина, разбавленного водой). Только после этого можно разговаривать.

Что такое литургия? Это возможность вспомнить весь путь Спасителя и соединиться с ним в таинстве причащения. После службы в храме человек укрепляется в вере, его душа наполняется светом, гармонией и умиротворением.

21.05.2018 1 889 0 Игорь

Психология и общество

В наш век, полный суеты и сомнений, люди стали чаще обращаться к церкви. Сюда они бегут от усталости, от бессмысленности, кружения на месте, от порочных тупиков, из которых не находят выхода. Приходя на богослужение, люди пытаются обрести покой, счастье и смысл жизни. Одним из важнейших богослужений Православной Церкви является литургия. Что она означает простыми словами?

Содержание:



Что такое литургия?

Литургия (в переводе с греческого – служение, общее дело) – важнейшее христианское богослужение в православной церкви, во время которого совершается священнодействие, связанное с передачей верующим под видимым образом невидимой благодати Бога. Это священнодействие называется таинством Евхаристии. Литургия – это общее и личное действие одновременно. Ее структура состоит из: чтения молитв и страниц Св. Писаний, праздничных обрядов и хорового пения, связанных в единое целое. Без приложения духовных и интеллектуальных усилий невозможно понять смысл этого служения. Поэтому для того, чтобы обрести новую, чудесную жизнь во Христе, необходимо знание церковных правил, предписаний и устава.

История возникновения божественной литургии

Внутреннее содержание литургии отражает процесс динамического движения человека к Богу. В Великий четверг Иисус Христос перед тем, как добровольно принять смерть за грехи наши, собрал всех апостолов и после прочтения молитв преломил хлеб и раздал всем им. Это таинство Причастия он заповедал апостолам.

После Вознесения Господа на Небеса, апостолы совершали Евхаристию, или таинство Причастия, ежедневно. Они разнесли завет по свету и научили священнослужителей выполнять литургию, которая еще называется обедней, поскольку ее начало приходится на рассветный час, а длится она до обеда. Брат Господний, апостол Иаков, составил первый чин литургии. В Римской Империи в Древней Церкви на протяжении IV–VII веков появилось множество чинопоследований Литургии, которые были унифицированы, и в таком же точно виде сейчас проводятся в Православной Церкви.

Обряд Богослужения формировался постепенно. С периода начала II века каждая служба получала свое особое проследование. По началу таинство Причастия совершалось по тому порядку, который был установлен Господом. Затем апостолы присоединили к литургии трапезы любви, вмещавшие в себя чтение молитв, вкушание пищи и пребывание верующих в братском общении. Преломление хлеба было после Причастия. Уже в наши дни литургия превратилась в отдельное священнодействие, в начале которого совершаются совместные обрядовые действия, а в конце выполняется трапеза.




Какие бывают литургии?

В Древнем мире различные общины составляли литургические чины по своему образу. Все они были едиными по смыслу и исходному содержанию, а отличались лишь молитвами, которые читали священники во время богослужения.

Русская Православная Церковь совершает три вида литургии:

  1. Литургия Иоанна Златоуста – самостоятельное творение святителя на основе текста Анафоры апостола Иакова, проводится чаще всех остальных богослужений.
  2. Литургия Василия Великого – сокращенная редакция Литургии Иакова, совершается 10 раз за год: каждое воскресенье Великого Поста, Великий Четверг, Великая Суббота, Рождественский и Крещенский сочельники, день памяти Василия Великого.
  3. Литургия Преждеосвященных даров – творение Римского Епископа Григория Двоеслова, проводится строго на Великий Пост: среда и пятница, четверг пятой седмицы, в первые три дня Страстной седмицы.

Анафора

Анафора (в переводе с греческого – возношение, единоначатие) – это центральная молитва Божественной литургии, которая представляет собой многократное обращение к Богу с просьбой сотворить чудо через приложение к вину и хлебу – символам Крови и Тела Иисуса Христа, Спасителя Человечества. Когда священник читает Анафору, то возносит, возвращает Евхаристический Дар Богу Отцу. Правила прочтения Анафоры:

  1. Сначала читается первая молитва, в которой прославляется и выражается благодарность Богу.
  2. Вторым читается Sanctus и звучит гимн «Свят…».
  3. Третьей произносится воспоминание о Тайной Вечере с исполнением тайных слов Христа.
  4. Затем воспевается лежащие Дары Святого Духа.
  5. Последней читается молитва о заступничестве и ходатайстве Бога, звучат молитвы о живых и умерших, воспоминания о Богородице и святых угодниках.




Сколько длится и когда проводится?

В больших храмах Богослужения происходят каждый день. Длится они в течение полутора-двух часов. В праздничные дни – до трех часов.

Литургии не проводятся:

  1. Перед началом Великого Поста по средам и пятницам в Сырную седмицу.
  2. В Великий Пост в понедельник, вторник и четверг.
  3. В Великую Пятницу (исключение – если совпадает Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), то проводится литургия Иоанна Златоуста).
  4. Если Рождество Христово и Богоявление Господне приходятся на понедельник или воскресенье, то перед ними.

Совершение литургии «Преждеосвященные Дары»

Проскомидия

Это богослужение состоит из нескольких частей. Начало таинства носит название Проскомидии – это приношение хлеба с вином. Хлеб, который верующие вкушают во время совершения службы, называется просфорой. В наше время хлеб готовится в Православной Церкви из дрожжевого теста квасного замеса. Для проскомидии сейчас используют пять просфор (до реформы патриарха Никона в литургии использовались семь просфор) в воспоминание чуда, описанном в Евангелии, когда Христос пятью хлебами насытил пять тысяч человек.

Причащение осуществляется одной «агничной» просфорой. В начале обряда в алтаре при чтении часов проводится проскомидия. Молитва «Благословен и Бог наш» читается в преддверии 3 и 6 часа, символизирует пришествие Святого Духа к апостолам и распятие Иисуса Христа. Начальный возглас проскомидии слышен в третьем часу. Проскомидия совершается на жертвеннике.

Из середины «агничной» просфоры священнослужитель вырезает кубическую форму – Агнец, которая является свидетельством того, что Господь – это Агнец, который умер за наши грехи. Просфора и вино – дары – несут в себе следующий смысл: куб, вырезанный из просфоры, символизирует четыре этапа жизненного пути Иисуса Христа: рождение, пришествие в мир, Голгофа и погребение. Агнец и остальные четыре просфоры воплощают полное единение небесной и земной церкви. Вырезанный Агнец кладется на золотое блюдо – дискос. Вторая просфора предназначена для поклонения Матушке Пресвятой Богородице. Из нее вырезается треугольная частица и кладется справа от частицы «агничной» просфоры. Третья просфора символизирует дань памяти Иоанну Предтечи и тех святых пророков, апостолов, великомучеников, бессребреников и православных святых, благословенных святителей, которые вспоминаются, когда совершается литургия, Иоакима и Анны, праведных святых родителей Богородицы. Две оставшиеся просфоры предназначаются для здравия живых и упокоения усопших христиан. Во время проскомидии верующие пишут записки с именами и кладут их в алтарь, а взамен достают частицы просфоры, которые достаются указанным в записке людям. Каждая просфора занимает свое место на дискосе. По окончании литургии все просфоры и их части высыпаются в Святую Чашу, за чем следует просьба священника к Богу о прощении грехов тех людей, чьи имена упоминались на проскомидии.



Литургия оглашенных

Второй частью литургии «Преждеосвященные Дары» является литургия оглашенных. Оглашенными раньше назывались люди, которые готовились к Крещению. В древности они должны были пройти специальную подготовку: изучить основы веры, ходить в церковь, молиться. Главное предназначение литургии оглашенных – чтение Священного Писания и проповедь. С помощью Евангелия до верующих доносится жизнь и учение Христа о Боге и распространение благодати на земле после проповеди Христа и апостолов.

Это действо сейчас называется мирная ектенья (протяжное моление), во время которой звучат псалмы, которые носят называние антифоны. Ектении бывают разных видов (малыми, просительными, об оглашенных, заключительными – поются в конце вечерней и ночной служб и т.д.).

Еще есть ектении для различных молебен, Таинств, требов, монашеских постригов, хиротесиев. Их структура такая же, как и основных видов ектений.

Священнослужитель, поднимая вверх Евангелие, в воздухе изображает крест и говорит: «Премудрость, прости!», своеобразное напоминание о том, что следует внимательно относиться к молитве. Прочтение Евангелия заканчивает сугубая или усиленная ектенья. Священник изрекает «Оглашенные, изыдите», после чего не крещёные и кающиеся люди покидают храм, и начинается основное таинство Божественной литургии – третья часть, которая называется литургией верных.

Литургия верных

На ней могут присутствовать только верные. Еще эта часть называется литургией жертвы, поскольку именно в ней происходит приношение бескровной жертвы Христу – Евхаристия. В начале литургии верных происходит пение Херувимской песни и Великий вход, в это время Святые Дары из жертвенника перекладываются на престол. Перед Анафорой все верующие вместе произносят Символ веры как свидетельство единства исповедания православной веры. Во время Анафоры священник читает тайносовершительные молитвы и призывает Святого Духа освятить молящихся и предложить Святые Дары. После этого начинается таинство Причащения священнослужителей и всех верующих, подготовившихся к нему.

Таинство Причащения

Причащение – это свидетельство соборности и единства церкви Христовой . Этапы таинства:

  • раскрытие царских врат как символ отворения гроба Господнего;
  • выход Диакона со Святой Чашей в руках как символ явления воскресшего Бога.

Перед причастием священник читает молитву о причастии. Все допущенные им к причастию складывают перед собой руки крестом и подходят по очереди к Чаше, называя свое имя, полученное при Крещении, целуя ее край и вкушая церковное вино и просфору. По окончании Чаша заносится обратно в алтарь и в нее опускаются части, вынутые из просфор. Это последнее появление Святых даров, которые переносятся на жертвенник, напоминающий о Вознесении Господа на небеса после своего Святого Воскресения. Причащенные в последний раз поклоняются Дарам и благодарят Господа Бога. Церковный хор исполняет благодарственную песнь.



Окончание Божественной литургии

По окончании литургии священнослужитель читает заамвонную молитву и благословляет всех молящихся и прихожан церкви. В это время он поворачивает крест лицом к храму и кладёт отпуст (отпускает грехи).

Литургия и таинство Причащения – привилегия православных христиан. Перед причастием каждый верующий должен очистить совесть и выполнить литургический пост. К причастию требуется особая подготовка:

  • Присутствие на церковных богослужениях.
  • Обязательное посещение вечернего богослужения в Храме.
  • Чтение молитв: последование, три канона и акафист.
  • Держать пост: ограничения в еде и питье и отказ от развлечений.
  • В канун причастия полный отказ от пищи.
  • Исповедание – покаяние и раскаяние за свои грехи, утверждение в желании исправиться и стать на путь истинный.

Важно! Сразу после причастия нельзя уходить из церкви, обязательно нужно выслушать благодарственную молитву.

Сущность Причащения состоит в том, что православными людьми нас делает не само посещение церкви, ношение нательного креста или же принятие обряда Крещения, а именно жизнь во Христе и участие в жизни церкви, которые начинаются с таинства Причащения. Евхаристия – это не просто какое-то воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысячелетий назад. Это реальное повторение тайной вечери.

Не вкушающие святых таин отрывают себя от источника жизни – Христа. Православные христиане, которые с благоговением и с должной подготовкой регулярно причащаются «пребывают в Господе».

Литургия – это богослужение, во время которого совершается таинство Причащения . Для полного осознания и принятия необходимости обращения к Господу Богу первое, что должен сделать каждый верующий, – это принимать участие в церковных богослужениях и чтениях молитв.

Божественная литургия (иначе обедня) – самое важное богослужение суточного круга. Если вечерня и утреня представляют собой чтение молитв с песнопением, то литургия является кульминаций церковной службы. Совершается она всегда в дообеденное время и сопровождается чтением глав из Библии, молитвами и пением псалмов. А заканчивается главным христианским таинством – причащением (Евхаристией).По церковным преданиям, порядок проведения литургии установил сам Иисус Христос на Тайной Вечере. Ныне она представляет собой ритуальное действие, которое символически отображает земную жизнь Христа и дает возможность верующим стать участниками новозаветных событий, прочувствовать жертву Христа на Голгофе и его Воскресение, которое воспринимается как очищение и возрождение собственной души. Начиная с 4 века нашей эры, в православной церкви укрепились два вида литургии: ежедневная Святого Иоанна Златоуста и Святого Василия Великого, которая совершается только 10 раз в год. Между собой они отличаются только протяженностью. В литургии Василия Великого используется расширенная редакция молитв и песнопений, поэтому она более долгая по времени проведения. Начинается литургия всегда с проскомидии или символической подготовки Святых даров (хлеба – просфор – красного вина) и происходит традиционно при закрытых дверях в алтаре. Священник переодевается и омывает руки, затем на жертвеннике вырезает части из пяти просфор и наполняет чашу вином. После этого он выходит к собравшимся в храме верующим и начинается второй этап действа - литургия оглашенных (или готовых принять ). Эта часть сопровождается хоровым пением псалмов, чтением Евангелия и Апостола и произнесением ектений (молитвенных прошений). Далее следует литургия верных, которая представляет собой освещение Святых даров (пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа) и заканчивается причащением священнослужителей и всех верующих. Во время литургии верных также молитвенные прошения и исполняются хоровые песнопения.До XVII века литургическая основывалась на различных распевах, а с конца XVII века стали использовать многоголосье. Многие известные обращались в своем творчестве к церковной и создали циклы литургических песнопений. Наиболее известные литургии Св. Иоанна Златоуста П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова.В католической и протестантских православной литургии соответствует месса. А начиная с XVI века, в католической по теологии термином «литургия » обозначаются все церковные богослужения и церемонии.

Литургия (в переводе «служение», «общее дело») - главнейшее христианское богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии (приготовление Причастия). Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин (Обращаю внимание, что для того, чтобы причаститься - необходимо специально готовится: попостится, вычитать каноны, придти в церковь полностью натощак, т.е. ничего не есть и не пить после 00-00 часов перед службой).
Литургия простыми словами. Литургия – самая главная церковная служба. Это то священнодействие (церковная служба) во время которой можно причаститься в церкви.

Что такое обедня в православной церкви?
Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.

Когда, во сколько и в какие дни проходит Литургия в церкви?
В больших храмах и монастырях Литургия может происходить ежедневно. В церквях поменьше Литургия обычно проходит по воскресениям.
Начало Литургии около 8-30, но к каждых храмах по разному. Продолжительность службы 1,5–2 часа.

Зачем в храме происходит (нужна) Литургия? Что значит Литургия?
Это святое Таинство установил Иисус Христос на Тайной Вечери с апостолами, пред Своими страданиями. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил ученикам Своим, говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. » Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Тогда же Спаситель апостолам, а в лице их и всем верующим, дал заповедь совершать сие Таинство до скончания мира, в воспоминание Его страданий, смерти и воскресения, для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Каков смысл и символические действия Литургии? Из чего состоит Литургия?
На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, а сама Евхаристия выражает земную жизнь Христа.
Порядок Литургии:
1. Проскомидия . Сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения - Проскомиди (перевод - принесение). Первая часть Литургии «Проскомидия» - это рождение Христа в Вифлееме. Хлеб, употребляемый на Проскомидии, называется просфорою, что означает «приношение».
Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).
Проскомидия, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии (Причастия) и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих». Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре, в храме обычно в это время читаются Часы. (для того,чтобы священник во время Проскомидии прочитал молитву за вашего близкого человека, вам надо перед Литургией подать записку в свечную лавку со словами «на проскомидию»)


2. Вторая часть Литургии - Литургия оглашенных.

Во время Литургии оглашенных (оглашенные – это люди, готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она Великой ектенией (совместно усиленной молитвой), в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».
После чтения ряда молитв, священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь через Царские врата. (Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь).
В конце пения священник с диаконом, который несет напрестольное Евангелие, выходит на амвон (перед иконостасом). Получив благословение от священника, диакон останавливается в Царских Вратах и, подняв вверх Евангелие, провозглашает:“Премудрость, прости”, то есть напоминает верующим, что скоро они услышат евангельское чтение, потому должны стоять прямо и со вниманием (прости - означает прямо).
Читаются Апостол и Евангелие. При чтении Евангелия верующие стоят с наклоненными головами, с благоговением слушая святое благовестие.
Затем, после чтения следующего ряда молитв оглашенным предлагают выйти из храма (Оглашенные изыдите).

3. Третья часть - Литургия верных.
Перед Херувимской песнью открываются Царские Врата и диакон совершает каждение. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выносит Святые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря. Остановившись в Царских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол. (Перенесение даров с Жертвенника на Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть).
После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв - «Символ веры», - которую вместе с певчими исполняют все прихожане.
Затем, после ряда молитв, наступает кульминация Литургии: Совершается Святое Таинство Евхаристии- преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш…») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата. Священник выносит Чашу со Святыми Дарами(в некоторых церквях принято встать на колени при выносе чаш с Причастием) и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите!». Начинается причащение верующих.

Что делать во время причащения? Причастники складывают руки на груди правая поверх левая. Сначала причащаются дети, потом мужчины, потом женщины. Подходите к священнику с чашей, называете имя, открываете рот. Вам положал в рот кусочек просфоры в вине. Надо поцеловать чашу в руках у священника. Потом вам надо съесть причастие, подойти к столу и взять там кусочек просфоры, заесть и потом запить. Заедать и запивать надо, чтобы все причастие попало внутрь тела, а не осталось на нёбе или в зубах.

По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша…» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст (т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.
Обращаю внимание, что после причастия необходимо прочитать «Благодарственные молитвы».

Святой праведный Иоанн (Кронштадтский): «…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

На каринке изображена фотография, на которой проявилось изображение Иисуса Христа а также свет от икон во время Литургии

Что нельзя делать после Причастия?
- После причастия нельзя становится на колени перед иконой
- Нельзя курить, ругаться, но надо вести себя по-христиански.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Проскомидия, Литургия оглашенных, антифон и ектения – что значат все эти слова, рассказывает архимандрит Назарий (Омельяненко), преподаватель Киевской духовной академии.

– Отче, Литургия Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме Великого поста, когда она служится по субботам, в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Неделю вайи. Когда появилась Литургия Иоанна Златоуста? И что значит слово «Литургия»?

– Слово «Литургия» переводится с греческого как «общее дело». Это важнейшее богослужение суточного круга, во время которого совершается Евхаристия. После того как Господь вознесся на Небеса, апостолы стали совершать Таинство Причастия каждый день, читая при этом молитвы, псалмы и Священное Писание. Первый чин Литургии был составлен апостолом Иаковом, братом Господним. В Древней Церкви существовало много чинопоследований Литургии на территории Римской империи, которые на протяжении IV–VII веков были унифицированы и в том же виде сейчас используются в Православной Церкви. Литургия Иоанна Златоуста, которая совершается чаще других, является самостоятельным творением святителя на основании текста Анафоры апостола Иакова. Литургия Василия Великого служится всего 10 раз в год (5 воскресений Великого поста, Великий четверг, Великая Суббота, Рождественский и Крещенский сочельники, день памяти святителя) и представляет сокращенную редакцию Литургии Иакова. Третья Литургия – Преждеосвященных даров, редакция которой приписывается святителю Григорию Двоеслову, епископу Римскому. Эта Литургия совершается только в Великом посту: в среду и пятницу, в четверг пятой седмицы, в первые три дня Страстной седмицы.

– Литургия состоит из трех частей. Первая часть – проскомидия. Что происходит во время проскомидии в храме?

– «Проскомидия» переводится как «приношение». Это первая часть Литургии, на которой осуществляется приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Изначально проскомидия состояла из процедуры выбора наилучшего хлеба и растворения вина с водой. Нужно отметить, что указанные вещества приносили для совершения Таинства сами христиане. С IV столетия возникает обрезание Агнца – евхаристического хлеба. С VII–IX веков проскомидия постепенно формируется как сложное чинопоследование с изъятием многих частиц. Соответственно, и местонахождение проскомидии во время богослужения в исторической ретроспективе изменялось. Сначала она совершалась перед Великим входом, позже, с развитием чина, была вынесена в начало Литургии для благоговейного совершения. Хлеб для проскомидии должен быть свежим, чистым, пшеничным, хорошо промешанным и приготовленным с закваской. После церковной реформы патриарха Никона для проскомидии стали использовать пять просфор (до реформы Литургию служили на семи просфорах) в воспоминание евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек. По внешнему виду просфоры должны быть округлыми и двухсоставными в ознаменование двух естеств Иисуса Христа. Для изъятия Агнца используется просфора с особой печатью сверху в виде знака креста, разделяющего собой надпись: ΙС ХС НИ КА – «Иисус Христос побеждает». Вино для проскомидии должно быть натуральным виноградным, без примесей, красного цвета.

Во время изъятия Агнца и вливания в потир растворенного вина священник произносит слова пророчеств и евангельские цитаты о страстях и крестной смерти Спасителя. Далее происходит изъятие частиц за Богородицу, святых, живых и усопших. Все частицы выставляются на дискосе таким образом, чтобы видимо указывать на полноту Церкви Христовой (земной и небесной), главой которой является Христос.

– Вторая часть Литургии называется Литургия оглашенных. Откуда взялось такое название?

– Литургия оглашенных действительно является второй частью Литургии. Такое название эта часть одержала оттого, что в этот момент могли молиться в храме вместе с верными и оглашенные – люди, которые готовились к принятию Крещения и проходили катехизацию. В древности оглашенные стояли в притворе и постепенно привыкали к христианскому богослужению. Эта часть еще именуется Литургией слова, поскольку центральным моментом является чтение Священного Писания и проповедь. Чтение Апостола и Евангелия доносит до верующих жизнь и учение Христа о Боге, а каждение между чтениями символизирует распространение благодати на земле после проповеди Христа и апостолов.

– Когда поются антифоны? Что это такое?

– За богослужением Православной Церкви молитвословия могут исполняться антифонно, т. е. поочередно. Принцип пения псалмов антифонно в восточной Церкви был введен священномучеником Игнатием Богоносцем, в Западной – святителем Амвросием Медиоланским. Существует два вида антифонов, которые исполняются на утрени и на Литургии. Степенные антифоны на утрени используются только на Всенощном бдении, они написаны по мотивам 18-й кафизмы в подражание ветхозаветному пению на ступенях при восхождении в Иерусалимский храм. На Литургии антифоны делятся на будничные (91-й, 92-й, 94-й псалмы), получившие свое название от использования во время вседневной службы; изобразительные (102-й, 145-й псалмы, блаженны) называются так, поскольку взяты из Последования изобразительных; и праздничные, которые используются на Господские двунадесятые праздники и Пасху и состоящие из стихов избранных псалмов. Согласно Типикону, также существует понятие антифонов Псалтыри, т. е. деление кафизмы на три «славы», которые и именуются антифонами.

– Что такое ектения и какие они бывают?

– Ектения в переводе с греческого – «протяжное моление», представляет собой прошения диакона с пением хора попеременно и заключительным возгласом священника. Существуют следующие виды ектений: великая (мирная), сугубая, малая, просительная, заупокойная, об оглашенных, литийная, заключительная (в конце повечерия и полунощницы). Также есть ектении на различных молебнах, Таинствах, требах, монашеских постригах, хиротесиях. По сути, они имеют структуру вышеуказанных ектений, только имеют добавочные прошения.

– Третья часть Литургии – Литургия верных. Это самая важная часть?

– Литургия верных так именуется потому, что на ней могут присутствовать только верные. Другое название – Литургия Жертвы, поскольку центральным местом является принесение Бескровной Жертвы, совершение Евхаристии. Это самая важная часть Литургии. В начале этой части совершается пение Херувимской песни и Великий вход, во время которого Святые Дары переносятся из жертвенника на престол. Далее перед Анафорой (Евхаристической молитвой) все верующие вместе произносят Символ веры, свидетельствуя единство исповедания православной веры. Во время Анафоры священником произносятся тайносовершительные молитвы с призыванием Святого Духа освятить молящихся и предложить Святые Дары. Завершается Литургия верных общим причащением священнослужителей и верующих, в котором видимым образом свидетельствуется соборность и единство Христовой Церкви.

Беседовала Наталья Горошкова

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант