По вине пешехода :
Нарушения правил происходят из-за: спешки, незнания ПДД, алкогольного опьянения, неумышленное нарушение (ребенок выбежал на дорогу, играя) и т.д.
Причин много: превышение скорости, невнимательность, алкоголь, плохое техническое состояние автомобиля и т.д.
Сбивший пешехода, в обязательном порядке должен сделать следующее :
Если пешеход не является виновным в ДТП, он может требовать компенсации затрат на лечение и реабилитацию. Кроме того потерпевший может подать иск о возмещении морального . В случае виновности пешехода в ДТП, эти права у него отсутствуют.
Когда пешеход не сильно пострадал в дорожном происшествии и имеет возможность, ему следует зафиксировать данные очевидцев и заснять место ДТП.
ВАЖНО: обязательно дождаться прибытия сотрудников автоинспекции и проследить за составлением документов о дорожном происшествии. Пешеход не имеет права на получение копий документов, однако можно попросить сделать их фото на свой мобильный.
Если сбитый пешеход не получил серьезных повреждений и пребывает в сознании, ему нужно постараться запомнить приметы автомобиля (марка, цвет, номер и т.д.) Взять контактные данные свидетелей, если таковые имеются.
Сообщить о случившемся в ГИБДД. Дождаться приезда полиции и написать заявление о полученных повреждениях.
Часто, сбитый пешеход, покидает место аварии.
Автовладельцу следует сообщить о происшествии в ГИБДД, дождаться их приезда, передать сотрудникам запись с видеорегистратора, если таковая имеется.
Если нет видеозаписи и свидетелей наезда, не уезжайте, полагаясь на удачу, ущерб, причиненный сбежавшему пешеходу часто бывает незначительным и ответственности вы не понесете.
ВНИМАНИЕ: водителю уезжать вслед за ним не стоит. Впоследствии потерпевший может написать заявление в полицию, и водителя посчитают аварии.
В подавляющем количестве дел о наездах на пешеходов, ответственность в той либо иной мере, несет водитель, так как он использует средство повышенной опасности (автомашина). Суд всегда это учитывает.
При совершении наезда в пределах пешеходного перехода водитель признается виновным, так как п.14 ПДД устанавливает преимущество человека на пешеходном переходе.
Для возмещения ущерба за лечение и реабилитацию потерпевшему необходимо иметь:
Эти документы передаются в страховую компанию виновника аварии. Через 20 дней , страховщик производит выплату денег пострадавшему, либо дает обоснованный отказ.
Административная ответственность предусмотрена за:
Уголовная ответственность наступает за:
Дополнительно водитель лишается прав на срок до 3 лет.
Отягчающими вину обстоятельствами считаются: езда без прав, алкогольное опьянение, бегство с места ДТП.
Сбитый пешеход испытывает не только физические, но и душевные страдания. Переживают за него родные и близкие. Все это в судебной практике именуется моральным ущербом, который тоже должен быть возмещен. Водителю, наехавшему на пешехода, не по своей вине все равно может быть назначена выплата морального ущерба. Пример из практики:
Гражданка Б. перебегала проезжую часть на красный сигнал светофора, в результате чего была сбита автомашиной под управлением водителя К. На момент происшествия гражданка Б. была беременна, в итоге плод погиб. Суд установил полную невиновность водителя автомобиля, т. к. потерпевшая грубо нарушила правила дорожного движения и тем самым подвергла себя опасности. Спустя полгода пострадавшая направила в суд иск о возмещении морального ущерба, в размере 400000 рублей. В итоге судья взыскал с ответчика 100000 рублей.
Виновные, не оспорившие нарушение в ГИБДД, могут исправить положение. Для этого надо обратиться в суд с иском о проведении независимой экспертизы. Более того возможно оспорить уже вступившее в силу решение об административном правонарушении.
ВАЖНО: для оспаривания ДТП нужны серьезные доказательства (фотоснимки, показания очевидцев и т.д.)
Из судебной практики видно, что сразу такие дела редко завершаются победой. Чаще вопрос успешно решается в судах второй (а то и третьей) инстанции. Однако оспаривать ДТП, в котором вы не виноваты, безусловно, стоит.
Водитель освобождается от уголовной или административной ответственности, если доказано, что виновником ДТП стал пешеход (даже в случае смертельного исхода). Однако суд может вынести решение о компенсации вреда здоровью и морального ущерба, нанесенного пешеходу (ст. 1079 ГК РФ). В свою очередь автовладелец может взыскать с пешехода средства на ремонт автомобиля.
Из всего вышесказанного видно, что в подавляющем большинстве случаев, за наезд на пешехода, водитель несет тот или иной вид ответственности! Пешеход за участие в ДТП, расплачивается своим здоровьем, а нередко и жизнью. Внимание на дороге и соблюдение ПДД, во многом обезопасит существование всех участников дорожного движения.
Здесь рассказывается о том, какое наказание последует водителю за сбитого пешехода:
ДТП, в котором пострадал пешеход, уже само по себе серьезное происшествие, а если оно произошло на переходе, вина водителя многократно усугубляется. Если некоторые водители не проявили должного рвения при изучении ПДД и успели забыть, чем грозит ДТП с наездом на идущего по зебре пешехода, настоятельно рекомендуем заполнить пробелы в знаниях. Надеемся, что после прочтения этой статьи каждый водитель станет внимательнее на дорогах, включая зоны пешеходных переходов.
Согласно ПДД, пешеходный переход - это зона дорожного полотна, где приоритет отдается лицу, передвигающемуся пешком. ДТП на переходе - дорожное происшествие, предполагающее наличие движущегося транспортного средства (ТС) и пешего гражданина. Независимо от причины столкновения, при аварии на переходе фактически при любых обстоятельствах виновным является водитель ТС (кроме ситуации, когда гражданин сознательно бросается под колеса). Законодательством предусмотрены следующие виды ответственности в зависимости , нанесённого пешеходу:
Поскольку меры, применяемые к нарушителю, могут существенно различаться, рассмотрим подробнее, что грозит водителю, который совершил наезд на человека на пешеходном переходе.
Этот вид ответственности возникает вследствие нанесения вреда пострадавшему источником повышенной опасности, согласно ст. 1079 Гражданского Кодекса (ГК РФ),:
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов … и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Важно : если водитель не является виновником ДТП, он всё равно обязан возместить пострадавшему нанесённый ущерб. При этом наказание за сбитого пешехода на пешеходном переходе в 2020 году, согласно положениям ст. 1083 ГК РФ, может быть отменено либо уменьшен размер возмещения:
Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда … размер возмещения должен быть уменьшен.
Этот вид ответственность установлен Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Ст. 12.24 предусматривает за нарушение ПДД, в результате которого здоровью потерпевшего был причинён вред:
Лёгкий вред здоровью соответствует кратковременному (до 21 дня) его ухудшению, вред средней тяжести - при неопасном, но длительном (более 21 дня) расстройстве здоровья.
Это наиболее серьезная мера ответственности, привлечение к которой осуществляется при нанесении серьезного вреда здоровью пострадавшему, вплоть . Меры наказания установлены ст. 264 Уголовного кодекса (УК РФ).
УК РФ разделяет ответственность за нанесение вреда здоровью потерпевшего водителем, находившемся в момент аварии в трезвом виде и в состоянии . Кроме того, учитывается, оставлял ли виновный водитель место совершения ДТП или нет:
Максимальную ответственность УК РФ предусматривает за нарушение ПДД, повлёкшее смерть потерпевшего.
В процессе ДТП человеку может быть нанесён вред легкой, средней и тяжкой степени. Если пострадавший выздоравливает после лечения меньше чем через 21 день, то ему был нанесён легкий вред, а более трёх недель свидетельствует о причинении вреда средней тяжести. Нанесение тяжкого вреда может установить только судмедэкспертиза.
Если произошло дорожно-транспортное происшествие с участием пешехода, главное в этом случае не теряться и сохранять самообладание, после чего:
Если прохожий попал в аварию по собственной вине и при этом вообще не пострадал и попытался скрыться с места происшествия, следует постараться его задержать и вызвать сотрудника ГИБДД. Законодательство предусматривает ответственность пешехода за создание аварийной обстановки, особенно если от его действий пострадал человек или автомобиль.
Если в процессе расследования ДТП было установлено, что водитель не превысил скорость движения, то с большей долей вероятностью можно утверждать, что закон будет на стороне водителя, а пешеход понесет предусмотренную законом ответственность.
Вина будет полностью лежать на пешеходе, если он переходил проезжую часть в неустановленном для этого месте и его сбил автомобиль. Водитель автомобиля не будет отвечать даже в случае смертельного исхода. Если же в процессе такого ДТП пострадают иные участники дорожного движения, то нести материальную и административную ответственность будет пешеход.
Исходя из статистических данных, наиболее непредсказуемо ведут себя на проезжей части дети и женщины. Поэтому находящемуся за рулём водителю автомобиля следует быть особо внимательным при появлении таких пешеходов на проезжей части, независимо от того, переходят ли они дорогу в установленном или запрещённом месте.
После совершения ДТП составляется протокол, в котором описываются произошедшие события. Если выяснилось, что в момент ДТП пешеход стоял на проезжей части, то приводящаяся экспертиза устанавливает уровень видимости для водителя, цвет дорожного покрытия и одежды и определяет расстояние, с которого владелец транспортного средства мог бы увидеть человека.
После этого на основании показаний свидетеля и по тормозному пути определяется скорость движения остановочный путь машины. Если будет установлено, что остановочный путь, который проделал автомобиль, меньше расстояния, с которого владелец транспортного средства увидел пешехода, то это свидетельствует о том, что водитель не мог предотвратить происшествие, и не несёт за него наказание.
Участниками дорожного движения являются не только водители, но и пешеходы. Поэтому и виновником происшествия на дороге могут быть все участники движения. Прохожие достаточно часто игнорируют правила, переходя дорогу в неустановленных местах или на запрещающий сигнал светофора.
После фиксации такого нарушения, сотрудники ГИБДД могут привлечь нарушившего правила водителя к административной (при получении травм легкой или средней тяжести) и даже к уголовной (при получении тяжелых травм или смерти пострадавшего) ответственности в виде ограничения свободы сроком от 2 до 7 лет.
После того как пешеход был признан виновником ДТП, а автомобиль получил механические повреждения, то его собственник вправе подать исковое заявление в суд о возмещении материально ущерба.
Таким образом водитель сможет добиться компенсации за причиненный ущерб в случае отсутствия страховки КАСКО, а также возмещения морального вреда.
Разобраться во всех эти нюансах по доступным ценам помогут опытные юристы Интернет-ресурса Правовед.ru, которые дадут консультацию в онлайн-режиме или по указанным на сайте телефонам.
При ДТП водитель-пешеход в 2020 году есть очень несправедливая для водителей ответственность, даже притом, что последние не виноваты . Но она ещё больше при вине автолюбителя. О том, какое наказание за сбитого пешего участника дорожного движения, особенно, если тот пострадал или погиб, как работает ОСАГО в таких случаях, и другие тонкости аварий, если сбили пешехода, и рассмотрим ниже.
В дорожном движении отношения водитель-пешеход регулируются Правилами через соответствующие запреты и обязанности, коррелирующие так, чтобы одной группе участников движения было что-то было запрещено или предписано уступить дорогу, а другой – дано право приоритета.
И в этом контексте далеко не все автолюбители, и, тем более, пешие участники знают свои права, а, главное, обязанности. Потому наш долг – перечислить их.
Итак, в обязанности пешеходов входит:
Обязанности водителя согласуются с правами пешехода, чтобы не допустить наезда на последнего, и они нижеследующие:
Самая важная тонкость ДТП с участием пешехода заключается в том, что водитель в этом случае несёт 2 вида ответственности: административную за нарушения ПДД и гражданскую – за вред, причинённый пешеходу. Равно как и пешеход обязан возместить вред при своей вине в ДТП, а также подлежит штрафу или уголовной статье в зависимости от последствий наезда.
В первую очередь, выполнить все обязанности , предусмотренные пунктами 2.5-2.6.1 ПДД:
Это особенно важно, если вам кажется, что наезд на пешехода был очень лёгкий, вреда тому нет, и сам пеший участник движения подтверждает это и претензий не имеет.
В 2020 году просто на удивление часты случаи, когда пешеход, не имевший никаких претензий и увечий при ДТП, уже после этого идёт в травмпункт и фиксирует вред здоровью. Если ГАИ на место аварии вызвано не было, то водителя ждёт лишение прав по части 2 статьи 12.26 КоАП.
Она наступает как в случае с ДТП по вине водителя, так и при отсутствии последствий нарушения.
За простое нарушение - непропуск пешехода - водителя ждёт ответственность по статье 12.18 КоАП с штрафом от 1500 до 2500 рублей .
Это тот случай, когда не произошло аварии с наездом на пешего – если водитель не уступил дорогу:
Здесь рассматриваем случай, когда виноват водитель, а пешеход получил травмы, но не погиб. И наказаний уже за этот проступок два в зависимости от того, к каким последствиям для здоровья привела авария:
Как различить степень вреда в результате ДТП с пострадавшим пешеходом, довольно сумбурно регулируют примечания к статье 12.24 КоАП:
1. Под причинением лёгкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
УК РФ применяется в тех случаях, когда пешеходу нанесены травмы тяжёлой степени либо повлёкшие его смерть. Но, несмотря всего на 2 градации, наказаний гораздо больше.
При ДТП с пешеходом со смертельным исходом ответственность водителя в 2020 году увеличивается кратно – как в качестве, так и в количестве применяемых возможных статей.
Да. Автогражданка призвана защитить водителя от ответственности перед другими участниками дорожного движения. И таковая не ограничивается лишь возмещением ущерба по ОСАГО при причинении вреда другим автомобилям .
В частности, ОСАГО работает в таких ситуациях:
И ещё неожиданнее – даже если пешеход виноват, он всё равно сможет получить возмещение по страховке автовладельца. Но об этой возможности поговорим чуть ниже - по части гражданской ответственности.
Разумеется, пешеходы также несут солидарную ответственность при нарушении ими ПДД. Но, в отличие от водителя, штрафы пешим гораздо меньше:
Да. И основанием для этого служит отсутствие у пешехода документа, удостоверяющего личность. Есть также и другие основания , но они применяются гораздо реже.
Она наступает в тех случаях, когда по вине пешехода произошло ДТП – неважно с наездом на него или же тот просто создал помеху, в результате чего, к примеру, другие транспортные средства столкнулись, где людям причинён тяжкий вред здоровью или смерть.
И данный вопрос регулируют 2 статьи УК:
Судебная практика ВС, где рассматривались дела с пешеходами, которым вменялась или .
Как мы уже указали выше, помимо административной и уголовной, которые применяются как наказанием участникам дорожного движения от государства, есть ещё гражданская ответственность. Она выражается в возмещении ущерба здоровью, имущественного и морального вреда тому, кому таковые нанесены.
И при ДТП с участием пешеходов, где виновник – именно пеший участник, ответственность в полной мере несёт это лицо. Например, если человека сбила машина в неположенном для перехода месте, то ответственность несёт пешеход за вред автомобилю – помятые кузовные детали. Суров закон, но это закон 2020 года!
Главное, чтобы пешеход не сбежал, ведь идентифицировать его, в отличие от транспортных средств, у которых есть госномера, очень сложно. Следовательно, при ДТП с пешеходом, где тот скрылся с места, практически отсутствует вероятность найти его.
В любом случае ваша обязанность вызвать сотрудников ГИБДД, которые по факту скрытия обязаны возбудить дело для поиска виновника.
В этом случае для потерпевшего водителя последствия возмещения вреда от пешехода ничем не отличаются от того, как если бы тот был трезвый. А вот для последнего административная (штраф вместо предупреждения) или уголовная ответственность (лишение свободы вместо штрафа, как пример) будет жёстче, так как опьянение – несомненно, отягчающее обстоятельство в ДТП.
И ГИБДД следует вызывать в этом случае, тем более. Дело в том, что возможный вред здоровью в случае, если пешеход пьяный, может быть совсем не очевиден – тот просто не чувствует боли при опьянении, например. А притом, что пешеход – потенциальный виновник дорожно-транспортного происшествия, становится особенно важно вовремя зафиксировать все обстоятельства последнего.
Нет. Как мы уже описали выше, по ОСАГО страхуется автогражданская ответственность водителя. Не имущество, а именно ответственность. Поэтому такой вид страховки покрывает ущерб от автовладельца третьим лица, а имущество страхует Каско. Если у вас есть такой полис, то безусловно вы можете обратиться по нему.
Она аналогично заключается в возмещении причинённого вреда имуществу, жизни или здоровью пешехода, и в случаях, когда водитель виновен полностью в ДТП, всё предельно ясно. Но есть одна важная тонкость, когда водитель обязан возместить вред пешеходу при невиновности первого.
Таким образом, в этом случае в стандартных ситуациях происходит следующий расклад ответственности сторон аварии:
Да. Так как ответственность водителя застрахована, то вред пешеходу в ДТП возмещается по страховке. Пеший же участник как виновник платит водителю из своего собственного кармана .
При этом, водитель, разумеется, не получит выплату за собственный автомобиль по ОСАГО – такое право есть только у пешехода.
И это тот самый нелогичный, на первый взгляд, случай, когда даже при отсутствии вины водителя в происшествии, наступает его ответственность (при этом, нет наказания), и у него повышается КБМ , если пешеход будет обращаться за компенсацией ущерба.
Кроме того, обратите внимание, что, согласно судебной практике, также вследствие владения ИПО вред возмещается не только в ДТП водитель-пешеход, но и водитель-велосипедист и велосипедист-пешеход .
В случаях, когда в случившемся ДТП с наездом на пешехода водитель машины скрылся с места ДТП, то даже если подтверждена виновность пешего участника, вред также подлежит возмещению по ИПО. Однако, его уже выплачивает не водитель, а собственник транспортного средства.
Дело в том, что 1079 ГК говорит именно о владельце автомобиля. А таковым, если не установлен водитель, является собственник.
Обычно ДТП, связанные с пешеходами, где те пострадали, длятся достаточно долго – до 1 года. Причиной тому служит факт установления вреда, причинённого их здоровью. Такая же ситуация происходит при авариях только автомобилей, просто пострадавшие в таких случаях бывают реже, потому для ДТП с наездом на пешехода это становится более актуально.
Длительность административного расследования здесь прямо коррелирует с длительным процессом констатации травм и их степени. В результате этого водителю выносится определённое наказание, если тот виновен.
Но и пешеход по ОСАГО с водителя не сможет получить возмещение до окончания судебно-медицинской экспертизы и вынесения решения об ответственности автомобилиста.