Юридический портал. Льготный консультант

Оценка: 2.3333333333333

Оценили: 3 человек

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий с группой 3-го дежурного караула пожарной части по ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ.
Тема: «Подвеска пожарной штурмовой лестнице в окно 2-го этажа».

Вид занятия: практический.
Отводимое время:45 минут.
Цель занятия: развитие силы, совершенствование умений личного состава по теме «Подвеска пожарной штурмовой лестнице в окно 2-го этажа».
1.Литература, используемая при проведении занятия:
Учебник: «Наставление по физической подготовке».

Основная часть

Работа со штурмовой лестницей.

По команде "Штурмовую лестницу с автомобиля-снять" пожарный поднимается на первую ступеньку автомобиля и, удерживаясь правой рукой за поручень, открепляет левой рукой лестницу поворотом рукоятки защелки вниз.

Взявшись этой же рукой за крюк лестницы, тянет ее назад, опускается на землю, подхватывает правой рукой за левую тетиву у восьмой ступеньки, разворачивает ее башмаками вперед, переносит в указанное место и кладет на землю.

Переноска, подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в этажи производится по команде "По штурмовой лестнице (указывается этаж) - марш".

Пожарный, удерживая лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около восьмой ступеньки, начинает движение бегом или шагом.

За 9-12 м до здания рывком правой руки вверх-вперед поднимает лестницу над головой, берется левой рукой за левую тетиву на уровне восьмой ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне.

Приближась к зданию, держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25-30 см от земли.

Опускает башмаки лестницы к основанию здания, делает руками перехват по тетивам до четвертой-пятой ступеньки, поднимает лестницу и с одновременной постановкой левой ноги на первую ступеньку производит подвеску лестницы в окно второго этажа.

Подъем по штурмовой лестнице на второй этаж производится следующим образом.

После подвески лестницы пожарный переводит правую руку с правой тетивы на седьмую ступеньку, а левой рукой захватывает девятую ступеньку.

Ноги ставит на каждую ступеньку до тех пор, пока левая нога не дойдет до седьмой ступеньки.

В этот момент одновременно с постановки правой ноги на девятую ступеньку правой рукой захватывает снизу за одиннадцатую ступеньку, ближе к левой тетиве, а левой - тринадцатую сверху.

Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, он осуществляет посадку на подоконник. После посадки левая нога прижимается к подоконнику с внутренней стороны, а правая нога, несколько согнутая в колене, плотно прижимается к наружной поверхности стены. Правая рука остается на одиннадцатой ступеньке, а левая - упирается о подоконник.

В момент окончания подъема на заданный этаж (перед финишем) положение рук и ног такое, как перед посадкой на подоконник.

При постановке правой ноги на девятую ступеньку необходимо левую ногу поднять на уровень подоконника и опереться внутренним краем стопы о подоконник, развернуть корпус на 180°, пронести правую ногу вовнутрь окна и поставить обе ноги на пол этажа.

Спуск по штурмовой лестнице производится по команде "По штурмовой лестнице вниз - марш".

По этой команде пожарный берется за тринадцатую ступеньку, садится на подоконник лицом к штурмовой лестнице, ставит правую ногу на девятую ступеньку, переносит левую ногу на восьмую ступеньку и спускается по лестнице до постановки правой ноги на первую ступеньку.

Удерживаясь руками за ступеньки или тетивы лестницы, поворачивает корпус на 90° к лестнице, заносит левую ногу за подоконник и садится на него. Удерживая лестницу за тетивы, приподнимает ее и выводит из вышележащего оконного проема поворачивает крюк на себя и, перебирая руками, опускает лестницу вниз до тех пор, пока крюк не достигнет верхней части окна.

Затем разворачивает лестницу на 90° крюком влево, вводит крюк в окно и продолжает опускать лестницу до опоры крюка о подоконник.

Дальнейший спуск по штурмовой лестнице производится описанным выше способом.

Спустившись на землю, пожарный берет лестницу за тетивы на уровне четвертой ступеньки, поднимает ее вверх на 10-15 см выше подоконника, делает левой ногой шаг назад, выводит крюк из окна и опускает лестницу к основанию здания.

Затем отходит назад, перебирая руками тетивы, и опускает лестницу на себя до тех пор, пока руки не достигнут восьмой ступеньки.

С поворотом кругом через правое плечо пожарный опускает левой рукой лестницу вниз и удерживает ее за правую тетиву.

Укладка лестницы на автомобиль производится по команде "Штурмовую лестницу на автомобиль - уложить".

Пожарный берет лестницу левой рукой за верхнюю тетиву около восьмой ступеньки, поднимает ее, разворачивает башмаками вперед и переносит к автомобилю.

Укладывает башмаки на ролики и продвигает правой рукой лестницу по роликам вперед. Если лестница крепится сверху на пеналах, то пожарный поднимается на ступеньки автомобиля, закрепляет лестницу, опускается на землю и становится на исходное положение.

Методический план
проведения занятий с группой личного состава 1го караула 49 ПЧ
по пожарно-строевой подготовке на 22.08.2014 г.

Тема: «Подъем по штурмовой лестнице в окно 4 этажа учебной башни».
Вид занятия: практический. Отводимое время: 2 часа.
Цель занятия:
Воспитание у личного состава высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и товарищества.
Литература, используемая при проведении занятия:
Нормативы по ПСП и ТСП 2011г.
Наставление по ПСП.
Приказ МЧС РФ от 31.12.02 г. N 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России.


п/п
Учебные вопросы (включая контроль занятий)
Время,
(мин)
Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения учебного вопроса)

1.
2.
3.
4.

1.
Вводная часть
25

1.1
Построение личного состава.
10
Проверка наличия личного состава и готовности его к занятиям.
Объявление темы и целей занятия.

1.2
Общее укрепление организма и
подготовка к более направленной
работе в основной
части занятия.
15
Бег 1000 метров. Упражнения для разминки мышц или
Упражнения для мышц шеи:
И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, круговое
движение головой влево и вправо по 5 раз.
Упражнения для разминки мышц спины:
И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены круговые
движения плечами вперед и назад по 5 раз
Упражнение для мышц плечевого пояса:
И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, круговые
движения руками вперед и назад 10 раз.
Упражнения для разминки мышц таза:

движения туловищем влево в право 10 раз.
И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, круговые
движения тазобедренного сустава вправо-влево 10 раз.
Упражнения для мышц груди:
И.П. – в упоре лежа, руки на ширине плеч, ноги опираются на
носки, сгибание, разгибание рук 10 раз.
Упражнение для мышц пресса:
И.П. – сид углом, руки в упоре сзади, сгибание-разгибание
ног 10 раз.
Упражнения для мышц бедра:
И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, выпрыгивание вверх,
толкаясь двумя ногами, подтягивая колени к груди 5 раз.
Упражнения на растяжение мышц:
И.П. – ноги на ширине плеч, руки опущены, пружинящие
наклоны вперед, пальцами рук доставать пол, ноги в коленях
не сгибать 10 наклонов

2.
Основная часть
45

Подъем по штурмовой лестнице в окно 4 этажа учебной башни.
45
Разбиваю учебную группу на отделения.
Объявляю нормативы на выполнение каждого упражнения:
«Переноска, подвеска и подъем по штурмовой лестнице в окно третьего этажа»:

1. Исходное положение: лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта. Пожарный стоит в удобной для него позиции
у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии и не отрывая лестницы от земли.

2. Окончание: лестница подвешена в окно 3 – го этажа учебной башни на всю длину крюка. Пожарный двумя ногами коснулся пола 3 – го этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.

Переноска, подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в этажи производится по команде «По штурмовой лестнице (указывается этаж) – марш». Пожарный, удерживая лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около восьмой ступеньки, начинает движение бегом или шагом. За 9 – 12 м. до здания рывком правой руки вверх – вперед поднимает лестницу над головой, берется левой рукой за левую тетиву на уровне восьмой ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне. Приближаясь к зданию, держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25 см от земли. Отпускает башмаки лестницы к основанию здания, делает руками перехват по тетивам до четвертой – пятой ступеньки, поднимает лестницу и с одновременной постановкой левой ноги на первую ступеньку производит подвеску лестницы в окно второго этажа. Подъем по штурмовой лестнице на второй этаж производится следующим образом. После подвески лестницы пожарный переводит правую руку с правой тетивы на седьмую ступеньку, а левой рукой захватывает девятую ступеньку. Ноги ставит на каждую ступеньку до тех пор, пока левая нога не дойдет до седьмой ступеньки. В этот момент одновременно с постановкой правой ноги на девятую ступеньку правой рукой захватывает снизу за одиннадцатую ступеньку, ближе к левой тетиве, а левой – тринадцатую сверху. Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, он осуществляет посадку на подоконник. После посадки левая нога прижимается к подоконнику с внутренней стороны, а правая нога, несколько согнутая в колене, плотно прижимается к наружной поверхности стены. Правая рука остается на одиннадцатой ступеньке, а левая – упирается о подоконник. При подъеме в следующие этажи пожарный, удерживая лестницу правой рукой за одиннадцатую ступеньку, выбрасывает ее вверх и разворачивает крюк лестницы над головой. Левой рукой берется за тетиву лестницы на уровне подоконника и поднимает ее на вытянутую руку вверх, перехватывает лестницу правой рукой, поднимает вверх, разворачивает ее крюком в окно и подвешивает в правую часть подоконника. Далее пожарный ставит правую ногу на первую ступеньку, подтягивается на руках и, опираясь левой ногой на подоконник, захватывает правой рукой седьмую ступеньку, отталкивается правой ногой от ступеньки, а левой – от подоконника, выпрыгивает правой ногой на четвертую ступеньку, а левой рукой берется за девятую ступеньку. Дальнейший подъем по штурмовой лестнице аналогичен подъему во второй этаж

3.
Заключительная часть.
20

3.1
Приведение орга-
низма в относите-
льно спокойное
состояние.
5
Ходьба медленный бег. Упражнения на расслабление мышц в
сочетании с глубоким дыханием.

3.2
Подведение итогов занятия.
15
1. Ответы на вопросы;
2. Объявление результатов занятия;
3. Выдача задания на самоподготовку;
4. Приведение в порядок мест проведения занятия.

Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план, учебная башня, ПТВ и ПТО, боевая одежда и снаряжение пожарного.
Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: не выдавалось.

Начальник 1го караула 49 ПЧ ФГКУ
«1 отряд ФПС по Ростовской области» М.В. Даниленко
« 18 » августа 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ
Начальник 49 ПЧ ФГКУ
«1 отряд ФПС по Ростовской области
подполковник внутренней службы
________________ О.И. Забазнов

Заголовок 1Заголовок 215

Бомбасик, я бы на вашем месте был поосторожней с "выражениями" в адрес штурмовки. Сам начинал с пожарного, штурмовку применять на пожарах не довелось, но вполне себе представляю ситуации, когда она очень бы помогла. А теперь по существу.
Что касается ответа на ваш вопрос:"Больше я её применения не видел ни разу.
И это нормально. Какой дурак полезет по ней на реальном пожаре?!". Вот навскидку несколько примеров.
1)2013г 16 апреля в 15:07 в Службу спасения «01» поступил звонок от взволнованных соседей о том, что в Ельце по ул. Юбилейная в одном из домов горит балкон и квартира. На место происшествия были направлены два отделения 10 ПЧ, 12 ПЧ и одно отделение 11 ПЧ. На момент прибытия подразделений открытым пламенем горели 3 балкона на 5, 6, 7 этажах, а из окна квартиры на 5-м этаже, откуда выбивали клубы дыма, и виделось пламя, мужчина подавал сигналы о помощи, создалась явная угроза жизни человека.
В сложившейся обстановке, начальником 10 ПЧ было принято решение о проведении спасательных работ при помощи ручных пожарных лестниц. Используя комбинированный подъём, при помощи выдвижной трёхколенной лестницы и штурмовой лестницы мужчина был спасен из горящей квартиры.
2)07.01.2012
Москва, ул. Екатерины Будановой, дом 8, корп 2
Около 15 часов поступило сообщении о пожаре в жилом доме по адресу улица Екатерины Будановой, дом 8 корпус 2. Пожар на 13 этаже семнадцатиэтажного жилого дома. Пламя вырывалось из двух окон, из третьего окна шел черный дым. На подоконнике одного из окон, сидел человек. Прибывшую автолестницу, не удалось установить, мешали зелёные насаждения. Пострадавший был спасён по штурмовой лестнице, спущенной с четырнадцатого этажа. героем, спасшим пострадавшего был начальник караула 21 пожарной части Зуев Вячеслав Викторович
3)5 сент, 2012 at 9:49 AM
Сотрудники 27-ой пожарной части города Люберцы представлены к медалям «За отвагу на пожаре». Лейтенант внутренней службы Тимофей Естишин, старший сержант внутренней службы Николай Касьянов и сержант внутренней службы Андрей Гагарин спасли жизнь жительницы г.Дзержинский Ирины Уваровой и ее трехгодовалой дочери Галины.
Пожар, который мог бы обернуться трагедией, произошел 28 июля 2012 года. Рано утром на пульт диспетчера Федерального казенного государственного учреждения «16 отряда федеральной противопожарной службы по Московской области» поступило сообщение о пожаре в г. Дзержинском, в многоэтажном жилом доме на улице Лермонтова. Прибывшие на место брандмейстеры установили, что горит двухкомнатная квартира на восьмом этаже. Сквозь сильный дым раздавались крики – это проживающая в квартире женщина и ее малолетняя дочь взывали к помощи спасателей. Самостоятельно безопасно покинуть квартиру у них не было возможности.
Ситуация усугублялась еще и тем, что, несмотря на все усилия сотрудников МЧС, не получалось вскрыть входную дверь, а концентрация дыма в квартире стремительно увеличивалась. И тогда начальник караула ПЧ-27 Тимофей Естишин принимает решение о спасении погорельцев при помощи штурмовой лестницы. Предполагалось установить ее на уровень 7-го этажа, чтобы Елена и маленькая Галина эвакуировались через соседскую квартиру. Но прикрепленный к стене дома кондиционер сорвал планы спасателей, поскольку исключал безопасную установку лестницы.

Тогда лейтенант Естишин отдает приказ устанавливать лестницу на уровень 9 этажа. Поднимать пострадавших было поручено Николаю Касьянову и Андрею Гагарину. Осторожно, соблюдая все необходимые требования техники безопасности, с помощью штурмовой лестницы и спасательной веревки, пожарные вытащили Ирину и Галину из задымленной квартиры.
3)23 декабря 2012г в 19 часов 49 минут
ул. Бусиновская горка, дом 11, где на 10-ом этаже 12-ти этажного жилого дома в 2-х комнатной квартире происходило загорание личных вещей и мебели на площади 20 кв. метров.
В пути следования командир отделения 31 пожарной части старший прапорщик внутренней службы Сухоруков Р.Н. передал информацию по радиостанции что видит открытое горение из окон квартиры, расположенной на 10-ом этаже. Установка подъемных механизмов на данном пожаре была не возможна из-за припаркованного личного автотранспорта.
Пожарно-спасательными подразделениями в ходе проведения разведки и тушения пожара из соседней с горевшей и вышерасположенных квартир были спасены 16 человек, 2-е из которых по штурмовой лестнице.
4)21 ноября 2010 года в 8 часов 03 минуты в пожарную часть № 34 ГУ Архангельской области «ОГПС № 21» поступило сообщение о том, что в старом русле реки Вычегда у деревни Метлино под лед провалился человек. Дежурный караул в составе начальника караула Баранова Максима Леонидовича, водителя Голубцова Романа Викторовича и пожарного Зобова Сергея Николаевича незамедлительно выехал к месту происшествия. По прибытии к берегу реки работниками пожарной части в ледяной воде, в 100 метрах от берега был обнаружен 64-летний житель города Сольвычегодска Повалихин Николай Егорович. Начальник караула Баранов Максим Леонидович, обвязавшись спасательной веревкой, направился к тонущему. Лёд под ногами трещал и ломался, поэтому почти от самого берега к полынье пришлось двигаться ползком. Следом за Барановым М.Л., пожарный Зобов С.Н и водитель пожарного автомобиля Голубцов Р.В. вооружившись второй спасательной веревкой, трехколенной и штурмовой лестницами, также ползком, двинулись к пострадавшему. Лёжа на льду они раздвинули трёхколенную лестницу, которую использовали для продвижения к полынье. Подстраховывали Баранова М.Л. и подавали ему инвентарь. Двигаясь к месту происшествия Баранов М.Л. сам провалился в ледяную воду, затем выбрался, срезал с тонущего рюкзак и обвязал его веревкой. Пострадавший уже начал терять сознание, не мог отвечать на вопросы, в один момент он почти ушел под воду. Однако Баранову М.Л. удалось привязать его к штурмовой лестнице и при помощи Зобова С.Н. и Голубцова Р.В. вытащить из полыньи на лед. Далее, используя штурмовую лестницу как средство транспортировки, работники пожарной части доставили пострадавшего к берегу и передали бригаде скорой помощи.
5)19.05.2010 В Гомельской области пенсионерка выжила после падения в 8-метровый колодецОб этом корреспонденту рассказал пресс-секретарь Гомельского областного управления МЧС Руслан Габрилев.
Бабушка 1935 года рождения, проживающая в деревне Горочичи, утром 15 мая пошла к колодцу и по неосторожности, пытаясь набрать воды, упала в него. "Колодец изготовлен из железобетонных колец, глубиной 8 м и уровнем воды 2 м", - уточнил Руслан Габрилев.
Работниками МЧС при помощи штурмовой лестницы женщина была спасена из колодца. Пострадавшая с диагнозом "нервное расстройство" передана работникам медицинской помощи для дальнейшего обследования в Калинковичской ЦРБ.
Как вы уже подметили, ни в одном из перечисленных случаев никто не применял штурмовку так, как мы сдаем на зачетах. Но, согласитесь, обе ситуации (успешная сдача норматива и спасение реального человека) требуют определенной ловкости, силы, скорости при наличии фактора страха (опасности). Не следует понимать методику использования штурмовки на зачете как прямую инструкцию к применению на пожаре. Норматив - это некие стандартизированные условия для тренировки вышеперечисленных качеств сотрудника МЧС несущего службу в ПО. Это те условия, которым он должен отвечать. Пожарных, отвечающих именно таким условиям хочет видеть государство. А зачет - это мера оценки таким условиям. Не можешь - досвидос, найдется тот, кто сможет. Что вы тут находите бредовым?
"Даже при зачётах народ травмируется, растяжение и порывы связок это как здрасте."- Регулярные занятия спортом, постепенное повышение скорости выполняемого упражнения - и ничего у вас не порвется и не растянется. Сам один раз (10 лет регулярно занимаюсь со штурмовкой) надорвал связку сустава фаланги пальца на штурмовке. Но это я со всей дури рвал, хотел выбежать из 16с. Но так то - чисто спорт, там разряды и макс скорость, а вы о зачетах говорите. Пробежать за 28 или за 16 разница громадная и получить травму можно только не готовясь к зачету (а что вам мешает готовиться?). И не впутывайте сюда пожарно-прикладной спорт, он к пожаротушению имеет такое же отношение как, например, велоспорт. Спорт и зачеты разные вещи (да и нормативы там совершенно разные).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

Особенности формирования профессионального мастерства пожарных и спасателей в рамках совершенствования методики обучения подъему по штурмовой лестнице

Шипилов Р.М., Шарабанова И.Ю.,

Маринич Е.Е., Зейнетдинова О.Г.,

Казанцев С.Г., Сорокин Д.В., Захаров Д.Ю.

Аннотация

Современное развитие организации учебного процесса зависит от эффективности использования новых средств и методов в процессе обучения. Исходя из этого, в статье предложена методика обучения упражнению «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни». Проведены исследования с целью выявления эффективности использования представленных методов. Определено, что наиболее эффективным в процессе обучения технике упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» стал метод с использованием тренировочной штурмовой лестницы.

Ключевые слова: штурмовая лестница, учебная башня, МЧС России, методика обучения.

The modern development of the organization of the learning process depends on the effectiveness of the use of new tools and methods in the learning process. Based on this, the technique of training the exercise “Ascent on the assault ladder to the 4 th floor of the training tower” is suggested in the article. Studies were conducted to determine the effectiveness of the presented methods use. It was determined that the most effective in the process of teaching the exercise technique “Ascent on the assault ladder to the 4 th floor of the training tower” was the method using a training assault ladder.

Keywords: assault ladder, training tower, EMERCOM of Russia, training methodology.

Актуальность

Пожарно-строевая подготовка в аспекте высшего образования является основным видом профессионально-прикладной подготовки личного состава подразделений ФПС ГПС. В её основу входит не только подготовка к успешному выполнению служебных задач, но и выполнению приёмов и способов работы с пожарной техникой и пожарно-техническим оборудованием . Формирование у личного состава профессиональных компетенций в области пожаротушения, обеспечения пожарной безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказалось в центре внимания компетентностного подхода.

Основной задачей пожарно-строевой подготовки является формирование у личного состава профессионального мастерства, высокой технической подготовленности, формирование высокого уровня развития физических, волевых и профессиональных качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных задач . Как показывает анализ исследований Самсонова Д.А. (2005), Динаева Б.М. (2009), недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с разработкой методик проведения учебно-тренировочных занятий, обеспечивающих совершенствование техники выполнения упражнений с пожарно-техническим оборудованием . Одним из таких упражнений является «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» (рис. 1).

Рис. 1 - Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни

Данное упражнение является одним из показателей профессиональной (в условиях ограниченного времени выполнять поставленные задачи в боевой одежде пожарного), физической (сила, быстрота, координация) подготовленности сотрудников ФПС ГПС. В профессии пожарного и спасателя важную роль играет его психоэмоциональное состояние, поэтому использование данного упражнения в учебном процессе позволит формировать психологическую устойчивость (морально-волевые качества, стрессоустойчивость, преодоление боязни высоты) .

Данное упражнение является сложно-координированным и требует проявления не только физических качеств, но и достаточно высокого уровня владения техникой его выполнения. Результатом освоения упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» является выполнение норматива № 5.7. . Этот норматив утверждён и является обязательным для выполнения при проведении инспектирования, итоговых проверок деятельности территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, а также обязателен на контрольных занятиях в образовательных организациях высшего образования МЧС России. Как показывает практика «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» является одним из самых сложных в программе дисциплины «Пожарно-строевой подготовки», это обусловлено рядом следующих факторов:

· «вертикальный подъём» по лестнице, то есть выполнение таких элементов как, подъём по лестнице и посадка на этаж; выброс, подхват, перехваты и завеска лестницы в окна этажей учебной башни; переход с подоконника на этаж;

· низкие эргономические показатели боевой одежды пожарного, приводящие к затруднению движений при выполнении упражнения и др.

На сегодняшний день упражнение «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» включают в себя 2 показателя (рис. 2) .

Рис. 2 - Утвержденные нормативные показатели упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни»

Освоение техники подъёма по штурмовой лестнице достигается за счет многократного повторения элементов упражнения, что способствует выработке автоматизированных действий и тем самым способствует формированию и сохранению мышечной памяти в центральной нервной системе в виде шаблонов. Приобретенные автоматизированные действия (навык) позволяют не обдумывать их заранее, не выделять из них отдельных частных операций, а приступать к выполнению четко поставленных действий. Благодаря приобретенным автоматизированным действиям, движения по подъёму по штурмовой лестнице выполняется быстро и точно.

На формирование навыка влияют:

· мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении упражнения, формирование модели действия в целом или по частям;

· уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь;

· полнота усвоения содержания материала, постепенность перехода от простого уровня овладения к сложному по определенным показателям .

На основе анализа педагогического наблюдения в 2015 году в ходе учебной деятельности по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка» при выполнении упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» было сделано заключение о том, что наиболее сложным для обучающихся при подъёме по штурмовой лестнице является координация движений рук и ног, понимание выполнения техники подъёма. Обучающемуся при выполнении подъёма, визуально тяжело ориентироваться, этому способствует вертикальное положение на лестнице, отсутствие понимания, на какие ступени нужно осуществлять постановку ног или выполнять захват руками. Также для обучающегося достаточно сложно выполнить выброс, подхват, перехваты и завеска лестницы за подоконник. Причинами этому является рассинхронизация работы рук и ног, связанная с невозможностью выделить правильность и последовательность техники выполнения упражнения, вследствие чего, выше перечисленные причины приводят к нарушению освоения техники подъёма по штурмовой лестнице.

В качестве основных, часто встречающихся ошибок, совершаемых при подъёме по штурмовой лестнице следует выделить:

· постановка ног (рук) на не соответствующие ступени;

· сед на подоконник осуществляется не с 9 ступени;

· не слаженная работа рук и ног при подъёме по штурмовой лестнице;

· неправильная поставка рук при выбросе штурмовой лестницы;

· «сбивание» ног при подъёме по штурмовой лестнице.

С целью облегчения понимания техники подъёма по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни, а также наиболее эффективного освоения данного упражнения в учебный процесс была включена тренировочная штурмовая лестница (рис. 3). Штурмовая лестница имеют специальную цветовую окраску, что позволяет обучающемуся выработать правильную последовательность постановки ног (рук) на ступени лестницы при подъёме. Также окраска лестницы показывает последовательность перехвата рук за тетивы при «выбросе» лестницы.

Рис. 3 - Окраска тренировочной штурмовой лестницы

Обозначение цветом ступеней и тетивы позволит обучающемуся выполнять изучаемые движения по тренировочной штурмовой лестнице более качественно и тем самым ускорить процесс освоения техники подъёма. Из-за анатомических особенностей организма (рост) обучающихся, на этапе обучения используются два вида подъёма по тренировочной штурмовой лестнице:

· способ подъёма в каждую ступень (рис. 4 а) (постановка ног на каждую ступень лестницы, хват рук через одну ступень);

· способ подъёма через одну ступень (рис. 4 б) (постановка ног через одну ступень лестницы, хват рук, также через одну ступень).

Рис. 4 - Способы подъёма по тренировочной штурмовой лестнице

Ступени тренировочной штурмовой лестницы окрашиваются в два цвета: синий и красный (рис. 5). Ступени, окрашенные в красный цвет - указывает на постановку ног, синий цвет - указывает на постановку рук. В процессе обучения подъёму по тренировочной штурмовой лестнице в каждую ступень (Рис. 5 а), выполняется следующая последовательность постановки ног (правая: 1, 3, 5, 7, 9 ступени; левая: 2, 4, 6, 8 ступени), работа рук осуществляется (правая: 7, 12 ступени; левая: 5, 9 ступени). При обучении подъёму по тренировочной штурмовой лестнице через одну ступень (Рис. 5 б), постановка ног выполняется следующим образом (правая: 1, 5, 9 ступени; левая: 3, 7 ступени), работа рук при этом осуществляется тем же способом, что и в предыдущем упражнении.

Рис. 5 - Способы разметки на учебном оборудовании

Цель исследования: определение целесообразности использования в учебном процессе тренировочных штурмовых лестниц.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

· анализ научной литературы по изучаемой теме исследования;

· определить уровень анатомических показателей, физической подготовленности и работоспособности;

· экспериментально обосновать использование тренировочных штурмовых лестниц при сдаче контрольных нормативов.

Методика проведения исследования.

Для апробации утверждений об эффективности использования в учебном процессе тренировочных штурмовых лестниц на этапе обучения упражнению «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни», в 2016 году на базе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России было проведено исследование. В исследовании приняли участие четыре группы испытуемых, две контрольные (1 КГ и 2 КГ) и две экспериментальные (1 ЭГ и 2 ЭГ), по 20 человек в каждой группе. Начальный этап исследования заключался в формировании контрольных и экспериментальных групп. Выявлялись анатомические показатели, физическая подготовленность и физическая работоспособность.

В качестве анатомических показателей контрольных и экспериментальных групп определялись рост и вес испытуемых. Анализ полученных результатов показал, что рост и вес респондентов был приблизительно одинаковый (табл. 1).

Таблица 1 - Анатомические показатели респондентов

Анатомические показатели респондентов

Значения

174,6+ 5,2

174,6+ 5,1

174,4+ 4,8

70,2+ 9,2

70,2+ 9,8

71,6+ 9,1

71,5+ 7,9

Уровень мониторинга физической подготовленности обучающихся определялся следующими контрольными нормативами: подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз), силовое комплексное упражнение (кол-во повторов), бег 100 м (сек.) и челночный бег 10х10 м (сек.) , . Сравнительный анализ полученных данных позволяет констатировать, что по уровню физической подготовленности испытуемые не имеют достоверных различий (р>0,05) (табл. 2). При этом незначительная разница имеется в количественных показателях полученных оценок «хорошо» и «отлично» между испытуемыми контрольных и экспериментальных групп. У 67,5% респондентов контрольных групп, а также у 60% экспериментальных групп показатели физической подготовленности при выполнении упражнения подтягивание из виса на высокой перекладине соответствуют оценке «хорошо» и «отлично», то же процентное соотношение между испытуемыми характерно при выполнении норматива бег 100 м. Челночный бег 10х10 м на оценку «хорошо» и «отлично» в контрольных группах выполнили 62,5%, а в экспериментальных группах 50%. Норматив «Силовое комплексное упражнение» все испытуемые выполнили на оценку «хорошо» и «отлично».

Таблица 2 - Уровень физической подготовленности контрольных и экспериментальных групп

Уровень физической подготовленности респондентов

Значения

Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)

13,25+ 2,53

12,60+ 2,52

13,0+ 2,70

12,90+ 3,11

Силовое комплексное упражнение (кол-во повторов)

4,80+ 0,41

4,60+ 0,50

4,65+ 0,49

4,60+ 0,50

Бег 100 м (сек.)

13,61+ 0,52

13,73+ 0,48

13,69+ 0,56

13,72+ 0,58

Челночный бег 10х10 м (сек.)

26,15+ 0,98

26,45+ 0,88

26,27+ 0,80

26,30+ 0,91

С целью выявления физической работоспособности применялся метод функциональной пробы с дозированной физической нагрузкой с определением ЧСС . Данный метод определял мощность физической нагрузки, при которой ЧСС достигает величины 170 уд./мин. Проведённое исследование констатировало, что в показателях физической работоспособности у испытуемых контрольных и экспериментальных групп достоверных различий не наблюдается (табл. 3). Величина PWC170 соответствует «среднему» значению.

Таблица 3 - Физическая работоспособность у респондентов КГ и ЭГ

Физическая работоспособность, кГм/мин на единицу массы тела

Показатели

Р1 (уд/мин)

84,3+ 9,10

77,7+ 8,77

79,9+ 4,48

79,9+ 6,91

Р2 (уд/мин)

111,7+ 6,99

109,5+ 7,62

108,9+ 8,55

109,2+ 7,74

252,7+ 33,21

252,2+ 35,46

257,9+ 32,92

257,4+ 28,38

575,6+ 75,65

574,4+ 80,76

587,53+ 74,98

586,3+ 64,65

18,6+ 3,32

17,4+ 2,83

18,5+ 3,36

18,1+ 2,48

Сравнительный анализ результатов уровня анатомических показателей, физической подготовленности и физической работоспособности испытуемых экспериментальных и контрольных группы до основного исследования показывает об отсутствии достоверно значимых различий по всем средним значениям.

Респонденты первой (1К) и второй (2К) контрольных групп на всём протяжении исследовательского маршрута обучались упражнению «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни», первая группа технике в каждую ступень, вторая группа технике через одну ступень не окрашенной лестницы. Испытуемые первой (1Э) и второй (2Э) экспериментальных групп обучались упражнению «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни», одна группа технике в каждую ступень, вторая группа технике через одну ступень окрашенной лестницы. Исследование проходило в период с сентября по декабрь 2016 года в рамках изучения дисциплины «Пожарно-строевая подготовка». Обучение проходило согласно изучаемой темы «Обучение работе с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленчатыми подъёмниками» (табл. 4).

Таблица 4 - Обучение работе с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленчатыми подъёмниками

Согласно тематического плана на обучение упражнению «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» выделяется 11 занятий. У всех испытуемых было одинаковое количество занятий по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка» (таблица 2). Все группы обучались по одной программе подъёму по штурмовой лестнице в этажи учебной башни. Исследование проводилось в два этапа. Первый этап исследования проходил с сентября по ноябрь 2016 года. В конце исследования на девятом занятии проводится контрольный норматив: «Подъем по подвешенной штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» (п. 5.6 Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы) . Второй этап исследования проходил с ноября по декабрь 2016 года. В конце исследования на одиннадцатом занятии проводится контрольный норматив: «Подъем по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» (п. 5.7 Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы) .

В конце первого этапа исследования был проведён контрольный норматив №1 (промежуточный) (рис. 2) с целью выявления временных показателей выполнения упражнения «Подъём по подвешенной штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни».

Рис. 6 - Сравнение результатов выполнения контрольного норматива испытуемыми в каждую ступень ЛШ (1К не окрашенной лестницы, 1Э окрашенной лестницы)

Рис. 7 - Сравнение результатов выполнения контрольного норматива испытуемыми через одну ступень ЛШ (2К не окрашенной лестницы, 2Э окрашенной лестницы)

Результаты исследования показали достаточно высокие различия между контрольными и экспериментальными группами (рис. 6, 7). Это выражено в более высоких значениях экспериментальных групп над контрольными. Полученные результаты были переведены в среднестатистические значения с целью определения разницы временных показателей между исследуемыми группами (табл. 5).

Таблица 5 - Определение разницы временных показателей между исследуемыми группами в упражнении «Подъём по подвешенной штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни»

Показатели подъёма по подвешенной штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни

Значения

(в каждую ступень)

(в каждую ступень)

(через одну ступень)

(через одну ступень)

t-критерий

22,28+ 1,17

21,54+ 1,2

23,13+ 1,19

22,47+ 1,06

Благодаря статистической обработке полученных результатов с помощью t-критерия Стьюдента достоверно доказано, что временные показатели экспериментальных групп оказались выше, чем аналогичные показатели респондентов контрольных групп при р<0,05. Среднестатистическое значение показателей в этих группах составляет: у 1 контрольной группы 22,28+ 1,17 у 1 экспериментальной группы значение 21,54+ 1,2, что говорит о значительном временном отставании контрольной группы от экспериментальной с разницей между ними 0,74 сек. Это является довольно значимым временным интервалом между исследуемыми группами. Этаже ситуация характерна для 2-й контрольной и 2-й экспериментальной группы при 23,13+ 1,19 к 22,47+ 1,06 соответственно, с разницей в 0,66 сек.

В конце второго этапа исследования со всеми группами проводился контрольный норматив №2 (итоговый) (рис. 2) с целью выявления временных показателей выполнения упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни».

Рис. 8 - Сравнение результатов выполнения контрольного норматива испытуемыми в каждую ступень ЛШ (1К не окрашенной лестницы, 1Э окрашенной лестницы)

Рис. 9 - Сравнение результатов выполнения контрольного норматива испытуемыми через одну ступень ЛШ (2К не окрашенной лестницы, 2Э окрашенной лестницы)

Результаты исследования показали также, как и при контрольном нормативе №1 высокие различия между контрольными и экспериментальными группами (рис. 8, 9). Нормативное время было переведено в среднестатистические значения для определения разницы временных показателей между исследуемыми группами (табл. 6).

Таблица 6 - Определение разницы временных показателей между исследуемыми группами в упражнении «Подъём по подвешенной штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни»

Показатели подъёма по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни

Значения

(в каждую ступень)

(в каждую ступень)

(через одну ступень)

(через одну ступень)

t-критерий

31,85+ 2,19

30,41+ 2,30

33,23+ 2,63

32,45+ 1,77

Статистическая обработка временных показателей «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» достоверно доказывает, что существуют различия между контрольными и экспериментальными группами. Результаты в экспериментальных группах значительно выше по сравнению с контрольными группами при р<0,05. Среднестатистические показатели в 1 контрольной группе составляют 31,85+ 2,19 в 1 экспериментальной группе 30,41+ 2,30. Разница между этими группами составила 1,44 сек, что говорит о значительном временном отставании контрольной группы от экспериментальной. Эта же ситуация характерна для 2-й контрольной и 2-й экспериментальной группы при 33,23+ 2,63 к 32,45+ 1,77 соответственно, с разницей в 0,78 сек.

Особые различия при выполнении контрольных нормативов №1 и №2 наблюдаются в группах, выполнявших подъём по штурмовой лестнице в каждую ступень по сравнению с группами выполнявших подъём по штурмовой лестнице через ступень в окна учебной башни. Оценка результатов показала наиболее высокие показатели у групп выполнявших контрольных норматив в каждую ступень. Об этом может свидетельствовать тот факт, что в качестве объективных показателей подъём по штурмовой лестнице через одну ступень более сложнокоординированн и более энергозатратен по сравнению с подъёмом в каждую ступень.

Таким образом, достоверно доказано, что в конце исследования показатели экспериментальных групп оказались выше аналогичных показателей контрольных групп. Исходя из результатов исследования можно с достаточной долей уверенности говорить о том, что наиболее эффективным в процессе обучения технике упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» стал метод с использованием тренировочной штурмовой лестницы. Однако, показатели подъёма по штурмовой лестнице в каждую ступень значительно выше показателей подъёма через одну ступень. Это может свидетельствовать о том, что при достаточно небольшом лимите времени на обучение подъёму по штурмовой лестнице наиболее рационально использовать именно этот метод.

Исходя из этого можно сделать вывод, что тренировочная штурмовая лестница позволит курсанту, при освоении техники упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» с использованием метода в каждую ступень, лучше скоординировать свои движения, визуально ориентироваться и следить за правильностью выполнения упражнения, исключая возможность совершения ошибок при выполнении подъёма.

штурмовой лестница пожарный спасатель

Список литературы / References

1. Приказ МЧС РФ от 26.07.2016 г. № 402 «О внесении изменений в приказ МЧС РФ от 30.03.2011 г. № 153».

2. Приказ МЧС РФ от 30.03.2011 г. № 153 «Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы».

3. Ашкинази С.М. К вопросу о совершенствовании процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений Государственной противопожарной службы МЧС России / С.А. Ашкинази, Р.М. Шипилов, Б.В. Кузнецов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгофта - 2016. - № 1 (131). С. 18-22.

4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Глубинная психология: учения и методика. [Электронный ресурс] URL: http://studepedia.org/index.php?vol=2&post=4871 (дата обращения 03.05.2017).

6. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы. - М.: МЧС России, 2011 г.

7. Теребнёв В.В. Подготовка спасателей-пожарных. Пожарно-строевая подготовка: (Учебно-методическое пособие) / В.В. Теребнёв, В.А. Грачёв, Д.А. Шехов. - Екатеринбург: Калан, 2013 г. - 300 с.

8. Теребнёв В.В. Специальная профессионально-прикладная подготовка пожарных / В.В. Теребнёв, В.А. Грачёв, М.А. Шурыгин. - Екатеринбург: ООО «Калан», 2013 г. - 216 с.

9. Шарабанова И.Ю. Применение новых методов подготовки и обучения спасателей, работающих в чрезвычайных ситуациях / И.Ю. Шарабанова, Р.М. Шипилов, А.В. Харламов // Электронный научный журнал. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 90.

10. Шипилов Р.М. Особенности адаптации курсантов образовательных организаций высшего образования к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций / Р.М. Шипилов, И.Ю. Шарабанова, О.Г. Зейнетдинова, А.К. Кокурин // В мире научных открытий. Т. 9. № 1. С. 78-89.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Волевая регуляция в процессе профессионального обучения курсантов. Конгруэнтность как психолого-педагогический аспект профессионального становления курсантов военного ВУЗа. Исследования адаптации курсантов к условиям военно-учебной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2008

    Создание первого автомата под специальный патрон. Массовое производство штурмовых винтовок в Германии. Отличие боевых патронов от учебных. Распространение и совершенствование средств индивидуальной бронезащиты. Распространение штурмовой винтовки в мире.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2009

    Педагогическое мастерство как уровень профессиональной подготовки офицера. Роль заместителя в процессе формирования педагогического состава роты. Особенности работы по повышению образовательного уровня среди офицерского и командного состава подразделения.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Назначение, структура и основы организации пожарных отрядов (частей) технической службы. Расчет годовой производственной программы, фонда времени и количества производственных рабочих. Меры безопасности при техническом обслуживании пожарных автомобилей.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2014

    Штурмовой автомат как основное наступательное оружие современной пехоты. Главные этапы проектирования штурмовой винтовки, обеспечивающей пробитие бронежилета 4-го класса на дальности 250 метров. Особенности проектирования ствола, этапы расчета баллистики.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2012

    Тренировки газодымозащитников на свежем воздухе, в тепловой и дымовой камере. Технические характеристики дыхательного аппарата для пожарных и его модификации. Назначение, устройство и правила работы с системой контроля дыхательных аппаратов СКАД-1.

    реферат , добавлен 23.02.2011

    Реализация прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания в рамках, предусмотренных законом. Религия в рамках воспитательной работы, целесообразность использования ее духовного потенциала в интересах задач, решаемых войсками и силами флота.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2010

    Организация деятельности ГУ "1 отряд ФПС по Саратовской области". Анализ видов документов, оформляемых в процессе деятельности 1 отряда ФПС. Особенности ведения делопроизводства в службе документационного обеспечения в пожарных частях ГУ 1 отряда ФПС.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2012

    Общая характеристика схемы централизованного оповещения субъекта Российской Федерации. Рассмотрение особенностей медико-психологического обеспечения населения и спасателей при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

    презентация , добавлен 21.03.2014

    Деятельность Зеленогорского поисково-спасательного отделения КГКУ "Спасатель". Организация кадровой работы и делопроизводства. Профессиональная подготовка и аттестация спасателей. Проблемные вопросы по совершенствованию ГО и ЧС в Красноярском крае.

Подъём по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни

Работа со штурмовой лестницей. По команде «Штурмовую лестницу с автомобиля - снять» пожарный поднимается на первую ступеньку автомобиля и, удерживая правой рукой за поручень, открепляет левой лестницу поворотом рукоятки защелки вниз. Взявшись этой же рукой за крюк лестницы, тянет ее назад, опускается на землю, подхватывает правой рукой за левую тетиву у восьмой ступеньки, разворачивает ее башмаками вперед, переносит в указанное место и кладет на землю.
переноска, подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в этажи производится по команде «По штурмовой лестнице /указывается этаж/ - марш». Пожарный, удерживая лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около восьмой ступеньки, начинает движение бегом или шагом. За 9 - 12 м здания рывком правой руки вверх - вперед поднимает лестницу над головой, берется левой рукой за левую тетиву на уровне восьмой ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне. Приближаясь к зданию, держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25-30 см от земли. опускает башмаки лестницы к основанию здания, делает руками перехват по тетивам по четвертой - пятой ступеньки, поднимает лестницу и с одновременной постановкой левой ноги на первую ступеньку производит подвеску лестницы в окно второго этажа.

Норматив. Переноска и подвеска штурмовой лестницы.
1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта /32 м. 25 см от основания учебной башни/. Пожарный стоит на линии старта, не отрывая лестницы от земли.
2. Лестница подвешена в окно 2-го этажа учебной башни.
Время 7.8.9.
Подъем по штурмовой лестнице на второй этаж производится следующим образом. После подвески лестницы пожарный переводит правую руку с правой тетивы на седьмую ступеньку, а левой рукой захватывает девятую ступеньку. Ноги ставит на каждую ступеньку до тех пор, пока левая нога не дойдет до седьмой ступеньки. В этот момент одновременно с поставкой правой ноги на девятую ступеньку правой рукой захватывает снизу за одиннадцатую ступеньку, ближе к левой тетиве, а левой - тринадцатую с верху. Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, он осуществляет посадку на подоконник. После посадки левая нога прижимается к подоконнику с внутренней стороны, а правая нога, несколько согнутая в колене, плотно прижимается к наружной поверхности стены. Правая рука остается на одиннадцатой ступеньке, а левая - упирается о подоконник.
При подъеме в следующие этажи пожарный, удерживая лестницу правой рукой за одиннадцатую ступеньку, выбрасывает ее вверх и разворачивает крюк лестницы над головой. Левой рукой берется за тетиву лестницы на уровне подоконника и поднимает ее на вытянутую руку вверх, перехватывает лестницу правой рукой, поднимает вверх, разворачивает ее крюком в окно и подвешивает в правую часть подоконника. Далее пожарный ставит правую ногу на первую ступеньку, подтягивается на руках и, опираясь левой ногой на подоконник, захватывает правой рукой седьмую ступеньку, отталкивается правой ногой от ступеньки, а левой - от подоконника, выпрыгивает правой ногой на четвертую ступеньку, а левой рукой берется за девятую ступеньку. Дальнейший подъем по штурмовой лестнице аналогичен ранее описанному подъему во второй этаж.
В момент окончания подъема на заданный этаж /перед финишем/ положение рук и ног такое, как перед посадкой на подоконник. При постановке правой ноги на девятую ступеньку необходимо левую ногу поднять на уровень подоконника и опереться внутренним краем стопы о подоконник, развернуть корпус на 180 градусов, пронести правую ногу во внутрь окна и поставить обе ноги на пол этажа.

Норматив. Подъем по подвешенной штурмовой лестнице на 4-йэтаж учебной башни.

1. Лестница подвешена на подоконник 2-го этажа учебной башни. Пожарный левой ногой встал на первую ступеньку, руками держится за тетивы.
2. Пожарный обеими ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни.
Спуск по штурмовой лестнице производится по команде « По штурмовой лестнице вниз - марш». По этой команде пожарный берется за тринадцатую ступеньку, садится на подоконник лицом к штурмовой лестнице, ставит правую ногу на девятую ступеньку, переносит левую ногу на восьмую ступеньку и спускается по лестнице до постановки правой ноги на первую ступеньку. Удерживаясь руками за ступеньки или тетивы лестницы поворачивает корпус на 90% к лестнице, заносит левую ногу за подоконник и садится на него. Удерживает лестницу за тетивы, приподнимает ее и выводит из вышележащего оконного проема, поворачивает крюк на себя и, перебирая руками, опускает лестницу вниз до тех пор, пока крюк не достигнет верхней части окна. Затем разворачивает лестницу на 90% крюком влево, вводит крюк в окно и продолжает опускать лестницу до опоры крюка о подоконник. Дальнейший спуск по штурмовой лестнице производится описанным выше способом.
Спустившись на землю, пожарный берет лестницу за тетивы на уровне четвертой ступеньки, поднимает ее вверх на 10-15 см выше подоконника, делает левой ногой шаг назад, выводит крюк из окна и спускает лестницу к основанию здания. Затем отходит назад, перебирая руками тетивы, и опускает лестницу на себя до тех пор, пока руки не достигнут восьмой ступеньки. С поворотом кругом через правое плечо пожарный опускает левой рукой вниз и удерживает ее за правую тетиву.
Укладка лестницы на автомобиль производится по команде «Штурмовую лестницу на автомобиль - уложить ». Пожарный берет лестницу левой рукой за верхнюю тетиву около восьмой ступеньки, поднимает ее, разворачивает башмаками вперед и переносит к автомобилю. Укладывает башмаки на ролики и продвигает правой рукой лестницу по роликам вперед. Если лестница крепится сверху на пеналах, то пожарный поднимается на ступеньки автомобиля, закрепляет лестницу, опускает на землю и становится на исходное положение.

Подъём по установленной трехколенной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни.

Упражнение с выдвижной лестницей выполняется расчетом в составе 2-х человек, по команде “Трехколенную лестницу в окно третьего этажа учебной башни марш!” Первый и второй номер становятся у заднего колеса. Первый номер, взявшись руками за рычаг и сделав рывок вниз, придает лестнице начальное движение и становится спиной к автомобилю с поднятыми руками. Второй номер подхватывает лестницу рукой, первый номер подхватывает ее на полусогнутые руки и начинают бег, разворачивая лестницу. Не добегая 6 (8) метров до здания, пожарные разворачивают и опускают лестницу линией башмаков параллельно основания здания. В это время 1 номер толкает ее вперед вверх, до принятия ею вертикального положения. При выдвижении лестницы вверх

2 номер следит за валиком останова и, как только он перешел 7-ую ступеньку, рывком закрепляет лестницу, затем берется за тетивы

и плавно наклоняет ее в оконный проем, убедившись, что лестница надежно закреплена

и выдвинута на 2-3 ступени выше подоконника.

Первый номер с постановкой левой ноги на вторую ступеньку, начинает по ней подъем, достигнув третьего этажа, пожарный правой ногой становится на подоконник,

правой рукой берется за коробку проема и переходит в этаж.

Лестницу необходимо ставить 1,5-2 м от

стены, выдвигать колена лестницы равномерно, без рывков, не допуская накручивания

веревки на руки. Упражнение выполнять в касках и со страховщиками. Предохранительная подушка должна быть взрыхлена.

При подъеме по лестнице колени ног держать вместе.

Норматив №19

Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни

1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25 см от основания учебной башни). Пожарный стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии и не отрывая лестницы от земли.

2. Окончание: пожарный двумя ногами коснулся пола 4-го¦ этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.

Отл. Хор. Удл.

Норматив№22

Установка и¦ ¦¦подъем по выд-¦ вижной лестнице¦ ¦в окно 3-го¦ ¦этажа учебной ¦ ¦башни

1. Выдвижная лестница уложена и закреплена на крыше автомобиля, находящегося в 30 м от основания учебной башни (ось задних колес совпадает с отметкой 30 м). Рукавная катушка снята.

2. Двое пожарных находятся у заднего колеса автомобиля за линией старта.

3. Окончание: первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант