Юридический портал. Льготный консультант

Методическая разработка урока музыки для 2 класса по теме:

«Рондо как форма музыкального произведения».

МАОУ «Лицей №56» г. Новоуральска

Славгородская Оксана Юрьевна

Тема урока: «Рондо как форма музыкального произведения»

Тип урока : открытие новых знаний.

Цель урока : создание условий для формирования представления у обучающихся об особенностях музыкальной формы Рондо.

Форма урока : у рок-исследование.

Планируемые результаты: Учащиеся узнают о существовании музыкальной формы «Рондо», систематизируют полученные знания по теме, расширят представления о многообразии форм музыкальных произведений, сумеют применить знания, полученные на уроке.

Задачи:

Регулятивные

- объяснить происхождение термина Рондо;

Определить характерные признаки формы Рондо;

Организовать свою деятельность.

Познавательные

Развивать умение сравнивать разные формы музыкальных произведений;

Формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы;

Развивать творческие способности обучающихся;

Личностные, коммуникативные

Углублять интерес обучающихся к истории создания музыкальных произведений;

Формировать у обучающихся эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;

Раскрыть влияние музыки на состояние человека;

Оценивать результаты деятельности.

Используемые методы обучения:

Методы обучения ПДО – подводящий и побуждающий диалоги;

Исследовательский;

Метод художественно-творческого моделирования;

Наглядный;

Словесно-практический.

Формы организации обучения:

Индивидуальная;

Групповая;

Фронтальная.

Ход урока

I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся попевкой, дети тоже отвечают пением.

Учащимся предлагается определить своё настроение, с которым они пришли на этот урок по методу Люшера, выбрав одну из цветных карточек, цвет которой им больше нравится. Объясняют свой выбор. На основании выбранных цветных карточек, учитель делает вывод о настроении ребят, кратко комментируя ситуацию.

Учитель: Как вы думаете, может ли музыка влиять на настроение человека? А хотите проверить это сегодня? Тогда давайте попробуем!

Учитель : Скажите, над какой темой мы с вами работаем?

Ученики: Формы музыкальных произведений.

Учитель : А с какими музыкальными формами мы уже познакомились?

Ученики : Одночастная форма, двухчастная форма

Учитель : А как вы думаете, есть ли ещё какие-нибудь музыкальные формы? Какие?

Учитель : Давайте, проверим ваши предположения, правильны они или нет и возможно, мы сегодня сделаем музыкальное открытие.

А для этого нам нужно набрать как можно больше информации.

II этап. Актуализация знаний. Исследование.

Учитель: Первую информацию о нашей новой музыкальной форме вы сможете собрать из хорошо известных вам попевок: «Мы - второклассники», «Мы - мальчики», «Мы - девочки».

Сейчас мы исполним попевки в следующей последовательности:

Мы – второклассники

Мы – мальчики

Мы – второклассники

Мы – девочки

Мы – второклассники.

Учитель : А теперь нам предстоит схематически изобразить форму этих попевок. В этом вам помогут те символы, которые лежат у вас на партах. Но прежде, я предлагаю вам посчитать, сколько у вас символов?

Ученики: 4

Учитель : А теперь давайте ещё раз споём и посчитаем сколько у нас куплетов.

Ученики : 5

Учитель : Ребята, я убеждена, что того количества символов, которое есть у вас на партах вполне хватит. Постарайтесь расположить их в той последовательности, в которой звучали попевки. (групповая работа)).

(Ученика, у которого получится круг, вызвать к доске и попросить объяснить свои действия).

Учитель : Движение музыки по кругу получило название РОНДО, что в переводе на русский язык означает «КРУГ».

Учитель: Следующую информацию о форме Рондо вы получите, проанализировав предложенную вам схему. А для этого надо ответить на 2 вопроса:

    Есть ли в этой форме постоянно повторяющиеся части? Какие?

Постоянно повторяющаяся часть называется РЕФРЕН – это повторяющаяся часть.

    Есть ли в этой форме меняющиеся части? Какие?

Эти части получили название – ЭПИЗОДЫ. Их может быть разное количество, но у нас 2 эпизода. (разбор эпизодов по характеру).

Учитель : Ребята, как вы думаете, ответили мы на вопрос урока о новых формах в музыке или нет?

Ученики : Да, узнали о новой музыкальной форме.

Учитель: Понравилась ли вам новая музыкальная форма «РОНДО»?

А хотелось бы вам познакомиться с другими произведениями, которые так же написаны в форме Рондо?

Ученики : да.

III этап. Применение .

Учитель: Я с удовольствием вам объявляю, что известная нам песня Д. Кабалевского «Зачем нам выстроили дом?» написана в форме «Рондо». (Пение).

Учитель: Дети, проанализируйте текст этой песни. Обратите внимание на последний рефрен, он не дописан и не допевался, как вы думаете, почему?

Учитель : В форме Рондо музыка звучит по кругу. А последняя строчка как бы разрывает наш круг. Это сделано для того, чтобы закончить песню. Последняя часть называется КОДА.

Учитель: Знакомство детей с композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом, и

3-й частью «Сонаты №2», которую ещё называют «Турецкий марш». Обратить внимание детей на форму этого произведения. (Слушание).

Учитель: - Понравилось вам это произведение? Чем?

А в какой форме написан это марш? (ответы детей)

А кто из вас может напеть мелодию Рефрена? А эпизоды?

У этой музыки есть ещё одно название - «Рондо в турецком стиле». Повторное слушание в оркестровом исполнении).

Учитель: А возможно ли использование формы Рондо в литературе? Давайте проверим?

(Дети рассматривают карточки с иллюстрациями к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина», и пытаются определить форму сказки).

Учитель : Ребята, а как вы думаете, это все музыкальные формы? (нет).

Вот нам и предстоит узнать, какие ещё существуют формы музыкальных произведений на следующих уроках.

IV этап. Рефлексия.

Учитель : - Какое открытие вы сегодня сделали?

Понравилась ли вам новая музыкальная форма?

Что больше всего понравилось на уроке?

Я предлагаю вам снова выбрать цветную карточку, которая соответствует вашему настроению к концу урока и объясните свой выбор. Правда ли музыка повлияла на ваше настроение?

Поём с тобой всегда свободно

Открытую сегодня форму «РОНДО».

Что означает, точно знаем, «КРУГ»

И этот круг встречаем мы вокруг.

На части разложили РОНДО мы

И новым знанием озарены!!!

Вот на запеве каждый узнаёт

Часть РОНДО это – ЭПИЗОД!

Мы повторим припев, недопустим обмен,

Ведь эту часть зовут – РЕФРЕН!

Заканчивается точкой ода,

А мы, ребята, скажем это – КОДА!

Похлопаем в ладоши те, кто многое узнали,

И те, кто вместе с нами, не скучали!!!

V этап. Домашнее задание.

1. Написать эссе на тему «Рондо»,

2. Найти примеры формы «Рондо».

Рондо это твердая стихотворная форма (см. Твердые формы); развилась из ронделя в 14 веке путем сокращения припева до полустишия. Достигла расцвета в 16-17 веках; в России известна начиная с В.К.Тредиаковского; в 19-20 веках сохранилась лишь в стилизациях. Схема классического рондо: 15 стихов в трех строфах на две рифмы aabba + abbR + abbaR, где R-нерифмующийся рефрен, повторяющий начальные слова 1-й строки. Обычный размер - 10-сложный стих с 4-сложным рефреном.

Пример рондо:

Манон Леско, влюбленный завсегдатай
Твоих времен, я мыслию крылатой
Искал вотще исчезнувших забав,
И образ твой, прелестен и лукав,
Меня водил, - изменчивый вожатый.
И с грацией манерно-угловатой
Сказала ты: «Пойми любви устав,
Прочтя роман, где ясен милый нрав
Манон Леско.
От первых слов в таверне вороватой
Прошла верна, то нищей, то богатой,
До той поры, когда без сил упав,
В песок чужой, вдали родимых трав,
Была зарыта шпагой, не лопатой,
Манон Леско!
М.А.Кузмин

В русской поэзии 18 века рондо назывались расширительно и более свободные формы стихотворения с длинными рядами одинаковых рифм.

Слово рондо произошло от французского rondeau, от rond, что в переводе означает - круг.

Рондо (от фр. rondeau - «круг », «движение по кругу ») - музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами

A - B - A - C - A - … - A

Неизменная главная тема - рефрен- подобна припеву, побочные темы - эпизоды - по смыслу являются запевами. Число эпизодов может быть от двух и более (на что указывают точки в схеме). Рондо - форма старинная. Она происходит от хороводных песен с припевом, который повторялся без изменения, а в запеве обновлялись только стихи, но не мелодия (A B A B1 A B2 A... A). В профессиональной музыке - это одна из самых распространенных форм. В средневековой Франции трубадуры и труверы сочиняли в форме рондо и стихи, и музыку. Средневековые музыкально-поэтические рондо имеют особое строение, не совпадающее с приведенной выше общей схемой, но и оно основано на возвращении рефрена. Сочинялись они как одноголосные или трехголосные композиции и исполнялись с сопровождением инструментов.

С XVII в. рондо (со схемой ABAC A... A) получает большое распространение в оперной, балетной, инструментальной музыке. По-видимому, первый образец рондо в опере встречается в прологе оперы «Орфей» К- Монтеверди, который построен на чередовании оркестрового отыгрыша (ритурнеля) и пения Музы, т. е. на чередовании инструментального рефрена с несколькими вокальными эпизодами. Французские композиторы Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. К. Дакен писали в форме рондо небольшие пьесы для клавесина с программными заголовками («Жнецы» Куперена, «Венецианка» Рамо, «Кукушка» Дакена). Этим пьесам свойственны тонкая звукоизобразительность, изящество, грациозность, танцевальные ритмы. Рефрен и эпизоды миниатюрны, их число колеблется от 5 до 17 и более. По характеру эпизоды близки рефрену и скорее дополняют, оттеняют его, чем контрастируют.

В произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена рондо - типичная форма финалов сонатно-симфонических циклов, лишь изредка - самостоятельная пьеса. В финалах характер музыки обычно песенно-танцеваль-ный, с оттенком юмора. Но встречаются у них и произведения лирического, углубленного содержания (рондо ля минор для фортепьяно Моцарта). Новым в рондо венских классиков были подчеркнутый контраст между рефреном и эпизодами, строгое ограничение пятью широко развитыми частями.

Рондо в творчестве композиторов последующих поколений отличается большой свободой: в нем возрождается многочастность, рефрен при возвращении может изменяться, богатство образных контрастов граничит с калейдоско-пичностью («Венский карнавал» Р. Шумана). В форме рондо пишутся отдельные пьесы, части сонатно-симфонического цикла или сюиты, романсы («Спящая княжна» А. П. Бородина), оперные арии, (рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), оперные сцены (сцена музицирования из оперы С. С. Прокофьева «Дуэнья»), эпизоды балетной музыки (четвертая картина в балете И. Ф. Стравинского «Петрушка»).

Принцип рондо даёт множество возможностей. Прежде всего, это чрезвычайная ясность и стройность структуры, её законченность и устойчивость за счёт повторения рефрена. При этом рондо имеет замечательные возможности для контрастов разного рода (между рефреном и эпизодами). Кроме того, важной является возможность насытить всю конструкцию развитием, хотя при этом к принципу рондо добавляется какой-то иной принцип формообразования, который отчасти подавляет первый. Форма рондо замечательно сочетает в себе единство и динамизм.

Принцип рондо включает множество форм различной протяжённости и конструкции. Кроме самостоятельных пьес или частей циклов, принцип рондо часто проникает в другие формы (например, рондо-соната). По принципу рондо может быть написана целая оперная сцена (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки - хоровые фрагменты образуют подобие рефрена).

Рондо-соната - музыкальная форма класса стабильных смешанных форм, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний представляет собой разработку, заимствованную от сонатной формы.

Форме рондо родственна старинная концертная форма (своим принципом многократного проведения темы и чередования её с иным материалом). Однако она не является разновидностью рондо в силу масштаба изменений, которым подвергается главная тема, и разработочности, нехарактерной для рондо.

Рондо, в современных понятиях, отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно - например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена - как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).

Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы», финал «Весны священной» Стравинского), драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель. «Павана»).

Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает её индивидуализация. Две одинаковых конструкции - редкость. Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков), нередко нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд).

Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с контрастно-составной (это выражается в усилении контраста между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с выставки» Мусоргского - рондо).

Уроки музыки

Музыкальная форма: Рондо

С понятием форма мы встречаемся в повседневной жизни: форма одежды — рабочая, спортивная, школьная; геометрические формы — круг, квадрат, прямоугольник и т. д.Знаем все мы: форма — это
Очертание предмета.
По ней мы сразу узнаём:
Лётчика, шахтёра,
Врача и полотёра,
Повара, железнодорожника,
Пожарного и дворника.Если есть щитки и шлем,
Хоккеиста видно всем.
Бескозырка, брюки клёш,
Воротник, рубашка,
А под ней тельняшка.
Все тогда издалека
Распознают моряка.Форма учит нас порядку,
В ней мы делаем зарядку.
Форма музыке нужна,
С ней она всегда стройна,
В ней ведут себя достойно
Содержание и форма.Композитора можно сравнить с архитектором. Прежде чем построить здание, архитектор создаёт его план — форму — конструкцию. Композитор тоже выстраивает план будущего музыкального произведения. Для этого каждый композитор использует свои приёмы построения музыкальных произведений.С давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев. Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.По-французски «круг» — «рондо». Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен народный танец с пением. Танец назывался рондо», что и означает круг, хоровод.Форма рондо — музыкальная форма, которая построена на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания.В рондо есть наиболее важная тема, которая называется РЕФРЕН – она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – ЭПИЗОДАМИ.Форма рондо, в силу своей выразительности, имеет обширную область применения в музыкальном искусстве. Очень часто его использование связано с образами шутливого, юмористического характера. В форме рондо написаны такие известные музыкальные произведения, как Рондо в турецком стиле В. А. Моцарта, «Ярость из-за потерянного гроша» Л. Бетховена, Рондо Фарлафа из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» и многие другие.

Людвиг ван Бетховен. «Ярость из-за потерянного гроша»

Рондо «Каприччио» соль мажор, op. 129 больше известно под своим подзаголовком «Ярость из-за потерянного гроша».Когда Бетховену исполнилось 25, он написал рондо «Каприччио», но так и никогда не сыграл его для своих современников. О короткой пятиминутной пьесе стало известно только после смерти Бетховена: её нашли в кипе бумаг, которые предназначались для продажи на аукционе. Это весёлое произведение имело необычный подзаголовок – «Ярость из-за потерянного гроша». Идея подзаголовка принадлежала не композитору, а его другу – Антону Шиндлеру.Название достаточно красноречиво поясняет музыку. Эта комическая сцена полна присущей Бетховену энергии, волевой устремлённости, динамики. Именно таков характер темы рефрена, не оставляющей сомнений в том, что ярость героя – шутливая.«Это великая бетховенская шутка, – отмечает музыковед Михаил Казиник, – бессмертная шутка гения и громовержца, написанная для одного лишь рояля. И каждый раз пианисты соревнуются друг с другом, кто сыграет её остроумнее, забавнее, задорнее: у кого проявится то самое бетховенское чувство юмора, приправленное щедрой порцией ярости?..»Современные музыковеды сравнивают это рондо с развёрнутым комическим рассказом-сценкой, где музыка передаёт различные контрастные эпизоды и ситуации: начальная безмятежность, затем обнаружение пропажи, чередования надежды и волнения. Далее следуют бестолковые поиски с блужданием по тональностям и нарушениями в композиции, создающими хаос. Наконец, бешеная ярость от безрезультатного поиска. Дополнительный комический эффект создаёт контраст понятий «ярость» и «грош». Это гнев по самому ничтожному поводу.Слушая рондо-каприччио, мы наблюдаем, как его герой в приступе гнева, под влиянием неконтролируемых эмоций теряет облик разумного уравновешенного человека. От звуков начальной весёлой и беззаботной темы в духе польки музыка переходит к бурным пассажам, трелям и арпеджио в низком регистре, напоминающим возмущённое рычание. И хотя это лишь музыкальная шутка, она приводит к выводу о необходимости сохранять человеческий облик в любой ситуации. «Учитесь властвовать собой».Сегодня рондо часто звучит в концертах и исполняется как именитыми музыкантами, так и начинающими.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Рондо в турецком стиле»

Мелодия, которую вы сейчас услышите, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире.«Турецкое рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo Alla turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты ля мажор для фортепиано.Звуки «Турецкого рондо» сразу же напомнили австрийцам хорошо знакомое звучание турецких военных маршей.Турция (называвшаяся тогда Османской империей) и Австрия (Osterreich, Восточная империя — именно так переводится с немецкого языка название страны) были давними и злейшими врагами, и воевали с перерывами с начала XVI века по конец XVIII века. Однако, несмотря на такую постоянную вражду, у австрийцев был сильнейший интерес и к турецкой культуре вообще, и к турецкой музыке в частности.Впервые австрийцы познакомились с игрой турецких музыкантов в 1699 году, когда в Вену прибыла турецкая делегация, чтобы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро-турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет. Охрану делегации Османской империи несли янычары — турецкая пехота, и вместе с другими янычарами делегацию сопровождал и янычарский военный оркестр, который дал несколько публичных концертов для жителей Вены.Австрийцы пришли от янычарской музыки в такой восторг, что многие австрийские музыканты стали пытаться имитировать турецкую музыку на европейских музыкальных инструментах, и даже появились фальшивые турецкие оркестры, когда коренные австрийцы надевали на себя янычарскую одежду, и играли на привезённых из Турции инструментах.И никакие последующие австро-турецкие войны не смогли уничтожить любовь австрийцев к турецкой музыке. Дошло даже до того, что в 1741 году австрийское правительство обратилось к правительству турецкому с просьбой прислать турецкие музыкальные инструменты для императорского придворного оркестра. Инструменты были присланы.Это очень живая, бодрая, весёлая музыка, под неё можно делать всё что угодно, но вот чтобы ходить строем и маршировать по плацу — она для этого не подходит. И действительно, турецкие янычары никогда под музыку строем не ходили. Музыку играли перед боем, во время боя, и после боя, чтобы отпраздновать победу, а также во время торжественных мероприятий.Вольфганг Амадей Моцарт, когда писал «Турецкое рондо», переложил традиционную оркестровую турецкую военную музыку для исполнения на фортепиано, в результате чего слушать музыку в турецком стиле стало возможно и не собирая огромный янычарский оркестр, в любом доме, где был рояль или пианино. Хотя есть и аранжировки «Турецкого марша» для оркестрового исполнения.«Турецкое рондо» имеет трёхчастную форму с припевом. Повторяющийся припев – рефрен – придаёт форме черты рондо. Празднично-весёлая, танцевальная мелодия припева звучит с характерным арпеджированным сопровождением, напоминающим мелкую барабанную дробь.

Михаил Иванович Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

В опере «Руслан и Людмила» Михаил Иванович Глинка использует форму рондо для характеристики одного из персонажей – Фарлафа. В арии Фарлафа наиболее полно раскрыты характерные черты его образа – трусость и бахвальство.… Крикун надменный,
В пирах никем непобеждённый,
Но воин скромный средь мечей…Так характеризует Фарлафа Пушкин.Фарлаф вместе с Русланом отправляется на поиски Людмилы. Однако «храбрый спаситель», завидя опасность, предпочитает спасаться бегством.Фарлаф…
Со страха скорчась, обмирал
И, верной смерти ожидая,
Коня ещё быстрее гнал.
Так точно заяц торопливый,
Прижавши уши боязливо,
По кочкам, полем, сквозь леса
Скачками мчится ото пса.Большая ария Фарлафа написана в форме рондо (отсюда и идёт её название): основная тема звучит несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами.Какими же выразительными средствами нарисовал Глинка музыкальный портрет Фарлафа?Обычно хвастунишка много и быстро говорит – и композитор выбирает для арии очень быстрый темп. Вокальную партию он насыщает виртуозными приёмами, например частым повтором одних и тех же звуков. Это производит впечатление захлёбывающейся скороговорки. И слушатель невольно подсмеивается над таким «героем». Ведь выражение юмора вполне доступно музыке.Вопросы:

Из каких музыкальных разделов складывается форма рондо? Что означает слово «рондо»? Как называется главная, повторяющаяся тема рондо? Каков характер произведения, которое мы прослушали? Каким предстаёт Фарлаф в музыке М. Глинки? Слова для справок: уверенным, горделивым, смешным, глупым, самодовольным. Как вы думаете, почему композитор использовал именно форму рондо для характеристики Фарлафа?

Форма рондо.

Определение.

Форма рондо основана на многократном (не менее 3 раз) поведении одной и той же темы, чередующейся либо с другими темами (АВАСАDA), либо с вариантными изменениями той же темы (А А1 А А2 А А3 и т.д.).

В ней преобладает один образ (Бетховен Л. Ф-п соната №21 финал, Глинка М. «Рондо Фарлафа»). Многократное повторение одной и той же темы создает особые выразительные возможности, так как утверждает ее как господствующую мысль. Таким образом, драматургическую основу формы рондо составляют принципы репризности (повтора) и контраста (чередования неизменного и нового).

Рондо – форма, в которой одна и та же тема проводится не менее трех раз, а между ее проведениями помещаются части нового содержания. Главная тема называется рефрен (фр. Refrain – припев), все остальные разделы, независимо от формы, называются эпизодами.

Как правило, форма рондо выражает светлые чувства, рондо драматических и трагических нет. Тематизм песенно-танцевальный (Гайдн. Соната №50 D-dur) или лирико-философский (Бетховен. Ф-п соната №2 2ч.).

2. Разновидности формы рондо.

Старинное рондо.

Старинное (куплетное, французских клавесинистов, однотемное) рондо отличается следующими признаками:

1) многочастное (5-17 частей);



2) рефрен – период, эпизоды – не сложнее периода. Форма эпизодов к концу произведения усложняется;

3) слабый контраст темы и эпизода. Безраздельное тематическое господство рефрена, отсутствие коды. Эпизодом часто является проведение рефрена в другой тональности (Ф.Куперен «Душистая вода»);

4) рефрен проводится в главной тональности, эпизоды в тональностях первой степени родства, одноименной или основной (особенно последний);

5) Отсутствуют связки.

3. Классическое рондо.

Особенности классического рондо:

1) 5-частное;

2) рефрен – период, простая двух(трех)частная форма. Строение эпизодов усложняется по мере продвижения к концу формы;

3) значительный контраст темы и эпизода. Наиболее контрастен второй эпизод. Вводится сопоставлением, поэтому перед ним связок и переходов не бывает ;

4) насыщенность развитием. Используются связки, ходы, варьирование рефрена, имеются вступление и кода. Иногда кода заменяет последнее проведение рефрена. Бетховен Л. Ф-п соната №10 финал.

6) рефрен проводится в главной тональности, эпизоды: В – в параллельной, одноименной или доминантовой, С – в субдоминантовой.

Классики вводят форму рондо в медленной части.

Романтическое рондо.

Характеризуется большей, по сравнению с классическим рондо, свободой. Форма рефрена более сложная, чем период. Возможны:

1) смена темпа – Даргомыжский А. «Ночной зефир», «Свадьба»;

2) увеличение количества частей;

3) проведение рефрена в разных тональностях – Прокофьев С. «Джульетта-девочка» - С-As-E;

4) пропуск одного из проведений рефрена, с непосредственным сопоставлением двух эпизодов – рондо Фарлафа:

А С А1 С1 D A Coda

Высшая форма рондо.

Высшая форма рондо – это семичастное рондо, сочетающее признаки рондо (трехкратное проведение темы), трехчастности (наличие середины-трио) и сонаты (тональное соподчинение эпизодов).

D,p R T все финалы пяти ф-п концертов Л.Бетховена.

Происхождение и применение формы рондо.

Происхождение формы рондо – в народной песенно-танцевальной музыке. Прообразом ее являются хороводные (круговые) песни с припевом, в котором текст с музыкой повторялся (своеобразный рефрен). Своим названием форма рондо также обязана происхождению. «Рондо» (фр. Rondeau) переводится как «круг», «рефрен» как «припев». Рефрену соответствует припев, эпизоду – куплет. Происхождение обусловило характер тематизма - преобладают песенно-танцевальные темы.

В профессиональной музыке форма рондо стала развиваться с середины XVIII века в творчестве французских клавесинистов (Ж.-Ф. Рамо, Ф. Куперена. Форма рондо в основном используется в произведениях жанровых, программно-изобразительных, эпических. Наиболее типична для инструментальной музыки.

Форма рондо встречается как

1) форма самостоятельного произведения (Ф.Куперен, Мендельсон Ф. Рондо-каприччиозо)

2) часть цикла (финалы венских классиков, Глазунов А. Симфония №6. Чайковский П. симфония 1 ч.2)

3) как форма оперной сцены (Римский-Корсаков Н. «Садко» 4 картина, «Снегурочка», сцена проводов масленицы, Прокофьев С. «Война и мир» вальс Наташи)

4) как форма оперной арии (Моцарт В. Ария Фигаро «Мальчик резвый», Глинка М. Рондо Антониды).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант