Юридический портал. Льготный консультант

Во втором квартале 2017 года Государственная информационная система «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ГИС ЖКХ) вступает в фазу активной работы. С 1 июля ресурсоснабжающие организации (РСО), управляющие организации (УО), товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и органы местного самоуправления обязаны размещать в ней информацию в полном объеме. Ее состав, сроки и периодичность предоставления утверждены совместным приказом Минкомсвязи и Минстроя России от 29 февраля 2016 года № 74/114/пр.

Перенос сроков ГИС ЖКХ на 1 июля 2017 года

Сроки размещения информации в ГИС ЖКХ, установленные приказом № 74/114/пр на 1 января 2017 года, были перенесены в соответствии с Федеральным законом № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ». Президент подписал его всего за три дня до Нового года – 28 декабря 2016. Причину переноса сроков объяснил замминистра связи Евраев:

Не все участники рынка справились размещением информации в ГИС ЖКХ в установленный законом срок. В министерство поступили обращения от организаций сферы ЖКХ и региональных органов власти с просьбой перенести сроки административной ответственности. Мы пошли коллегам навстречу. Было принято решение не устраивать шоковую терапию и отложить введение обязанности по размещению информации на полгода – до 1 июля 2017, а ответственность на год, чтобы все успели качественно выполнить обязанности, не боясь быть оштрафованными.
Михаил Евраев, замминистра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Теперь большинство УК и других поставщиков информации будут обязаны формировать отчетность в ГИС ЖКХ с 01 июля 2017 года. Исключение составили города федерального значения. Для организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, срок был сдвинут еще на два года. Они должны приступить к размещению информации в системе с 1 июля 2019 года.

Согласно последним новостям о ГИС ЖКХ, уже в начале 2017 года 100% управляющих компаний активно работали в системе. От них значительно отстают ТСЖ (61%) и РСО (71%). При этом, в ГИС ЖКХ размещены данные о 80% МКД:

  • адреса управляемых МКД;
  • перечень работ и услуг по договорам управления;
  • реквизиты и электронные копии договоров управления и оказания услуг;
  • сведения об организациях, с которыми заключены договоры о приеме платежей по договорам управления и ресурсоснабжения.

Внесение этой информации в ГИС ЖКХ предусмотрено статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В ходе селекторного совещания с регионами 15 февраля 2017 года министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень отметил, что сроки запуска полноценной работы ГИС ЖКХ пришлось сдвинуть по техническим причинам. В ходе тестирования обнаружились сложности. Но повторный перенос сроков исключен. До 1 июля 2017 года в систему должны быть включены данные в полном объеме, а в дальнейшем нарушители будут привлекаться к административной ответственности.

Законодательная ответственность по ГИС ЖКХ в 2017 году

День, с которого начнут штрафовать безответственных поставщиков информации, наступит еще позже. Действующее законодательство о ГИС ЖКХ предусматривает перенос этих сроков на 01 января 2018 года.

Исключение составляют города федерального значения. Для них введение штрафных санкций начнется не ранее 01 июля 2019 года. Но для тех, чья обязанность по размещению информации уже наступила, сроки переноситься не будут.

Тянуть не нужно. За нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ установлены серьезные штрафные санкции».
Александр Сидякин, зампред Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ

Система штрафов и других форм стимулирования своевременного и достоверного внесения данных в ГИС ЖКХ разработана детально и приведена в соответствие со Статьями 13.19.1-2 Кодекса об административных правонарушениях России.

Лица, ответственные за размещение информации, будут привлекаться к административной ответственности в следующих случаях:

  • неразмещение информации;
  • нарушение установленных порядка, способов и (или) сроков размещения информации;
  • размещение информации не в полном объеме;
  • размещение заведомо искаженной информации.

Должностные лица, виновные в нарушении порядка внесения данных в систему, заплатят штраф в размере 30 тысяч рублей, юридические – 200 тысяч рублей.

За те же нарушения и в том же объеме будут привлекаться организации, принимающие коммунальные платежи от населения:

  • банки и другие кредитные организации;
  • расчетно-кассовые центры;
  • иные коммерческие организации, допущенные до взимания оплаты, в том числе посредством электронных платежей.

Не остались в стороне и чиновники. Если должностное лицо или организация, ответственные за взаимодействие с ГИС ЖКХ, нарушат предписанный порядок, их привлекут к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 13.19.1 КоАП РФ.

Должностное лицо заплатит штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей. Юридическое – от 20 до 70 тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.13.19.1 КоАП РФ возбуждаются прокуратурой.

При повторном нарушении регламента работы ГИС ЖКХ поставщики информации и чиновники, которые уже были оштрафованы, будут освобождены от занимаемой должности и дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет (с ч.4 ст.13.19.1 КоАП РФ).

Экономическая мотивация для РСО и УК с ГИС ЖКХ в 2018 году

Для РСО и УО помимо административной ответственности с 01 января 2018 года вступает в силу дополнительная «стимулирующая» норма, смысл которой лаконично выразил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис:

С 01 января 2018 года жители многоквартирных домов получат законное право не оплачивать выставленные счета, если они не отражены в ГИС ЖКХ.

Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ РФ

Если в системе не размещена информация о размере платы за жилье или коммунальные услуги, если размещенная информация не соответствует данным, указанным в платежном документе, потребитель вправе не оплачивать счет до его размещения в ГИС ЖКХ.

Для городов федерального значения срок введения этой нормы наступит не 01 января 2018 года, как для остальных регионов России, а с 01 января 2020 года.

С действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими работу ГИС ЖКХ вы можете ознакомиться на официальном сайте системы в разделе «Законодательство».

Автоматическое размещение информации в ГИС ЖКХ

Чтобы облегчить сбор и загрузку данных в ГИС ЖКХ, управляющие организации обычно используют один из следующих способов:

    • собирают вручную с помощью нанятых «обходчиков», однако не все пускают незнакомцев в свои квартиры к счетчику;
    • жильцы присылают информацию ежемесячно... но некоторые забывают об этом;
    • внедряют автоматическую систему диспетчеризации и данные передаются без участия человека;

Первые два способа самые распространенные за счет дешевизны. Но эффективность «ручного» метода далека от идеальной - человеческий фактор в виде ошибок при списывании показаний никто не отменял. Автоматизация процессов сбора данных позволяет исключить человеческий фактор и упорядочить сбор данных для дальнейшей отправки в 1C/ГИС ЖКХ.

Система должна работать без сбоев.
Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ

Мы помогаем внедрить современную диспетчеризацию ЖКХ управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям. Преимущества автоматизированного сбора показаний приборов учета:

      • поможет сократить время и ресурсы на их обработку показаний;
      • все показания доступны онлайн с любого компьютера.;
      • точный учет расхода воды с каждого счетчика;
      • снижение ОДН до приемлемых 1,5%;
      • возможность быстрого добавления новых устройств, например, на еще несколько домов.

Система «СТРИЖ» использует с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.

Системы беспроводного учета ресурсов для сбытовых и управляющих компаний

В продолжение статьи.

С 1 июля 2017 года управляющие МКД организации обязаны регулярно размещать и актуализировать в ГИС ЖКХ информацию о деятельности по управлению МКД. Исключение составляют УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, которые работают на территории Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Для этих организаций обязанность начнет действовать с 1 июля 2019 года.

Что нужно сделать сейчас

Если вы ранее еще не размещали информацию в , сделайте это как можно быстрее. Например, разместите сведения об уставе ТСЖ, ЖК, ЖСК. Иначе грозит административная ответственность.

Чтобы разместить информацию, необходимо получить электронную подпись в аккредитованном удостоверяющем центре (список центров размещен на сайте e-trust.gosuslugi.ru) и зарегистрироваться в системе.

Состав, сроки и периодичность размещения информации установлены приказом Минстроя России, Минкомсвязи России от 29 февраля 2016 г. № 74/114/пр (далее – Приказ № 74/114/пр).

Если вам уже приходилось размещать информацию, проверьте ее на актуальность. А также убедитесь, содержит ли она сведения, которые нужно размещать с 1 июля:

  • электронный образ акта ввода узла учета (прибора учета) в эксплуатацию – если он введен в эксплуатацию начиная с 1 июля 2017 года;
  • номер единого лицевого счета, присвоенный в системе собственнику помещения в МКД для уплаты взносов на капремонт (путем выбора его из информации, содержащейся в системе), – если УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК определили владельцем спецсчета;
  • номер единого лицевого счета, присвоенный в системе собственнику или пользователю помещения в МКД для внесения платы за ЖКУ (путем выбора его из информации, содержащейся в системе).

Это предусматривает подпункт 14 пункта 2 Приказа № 74/114/пр.

У кого обязанность размещать информацию возникла до 1 июля 2017 года

Для некоторых организаций закон предусматривает более ранние сроки размещения информации:

  • с 1 августа 2015 года УО обязаны размещать сведения о договорах управления и МКД, которыми эти организации управляют;
  • по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ в полном объеме размещают информацию УО, ТСЖ, ЖСК, которые работают на территории субъекта РФ, где заключено указанное соглашение.

Что перенесли на 2018 год

С 1 января 2018 года начнут действовать штрафы за неразмещение или неполное размещение информации в ГИС ЖКХ. При этом в отношении УО такое нарушение инспекция сможет квалифицировать как нарушение лицензионных требований. Это следует из части 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2016 г. № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

До этого срока органы ГЖН могут выписать предписание об устранении нарушений законодательства. В случае невыполнения предписания УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК грозит иная административная ответственность.

Также с 1 января 2018 года информация о размере платы за ЖКУ должна быть размещена в ГИС ЖКХ и соответствовать платежному документу на бумажном носителе. Иначе платежный документ не будет считаться представленным в соответствии с требованиями законодательства РФ. Собственники должны будут оплачивать ЖКУ до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором будут размещены платежные документы и указанная информация в ГИС ЖКХ. Это может привести к задолженности УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК перед РСО и подрядными организациями.

Изменения в единой информационной системе ЖКХ будут перенесены. Эту информацию озвучили чиновники федерального правительства. Согласно предложенным поправкам, жители могли не вносить деньги за коммунальные счета, сведения о которых не присутствуют в ГИС ЖКХ. В результате переноса сроков на 2019 год будут изменены требования к управляющим компаниям.

Что представляет собой ГИС ЖКХ

Общероссийская информационная система содержит наиболее полные сведения о ЖКХ РФ. На федеральном портале аккумулируется информация о:

  • жилищном фонде;
  • стоимости коммунальных услуг;
  • работах по ремонту общего домового имущества;
  • задолженностях потребителей;
  • объектах инженерной инфраструктуры.

Некоторые сведения находятся в общем доступе, другие предоставляются только пользователям личных кабинетов. Граждане могут предоставить данные счетчиков, посмотреть, нет ли у них задолженности, и погасить ее онлайн. Для доступа к личному сервису нужно зарегистрироваться в единой системе.

Управляющие организации также могут получить на портале определенную информацию. В онлайн-режиме ведутся электронные паспорта домов, принимаются показания приборов учета и выставляются платежки. В ГИС ЖКХ можно также заключать договоры с ресурсоснабжающими компаниями.

Почему меняют срок начала действия поправок?


Первоначально поправки, регламентирующие деятельность федеральной системы, планировали одобрить с 1 января 2017 года. Потребителям должны были разрешить не оплачивать коммунальные счета в том случае, если отчет о потребленном ресурсе отсутствует на портале.

Однако чиновники изменили план действий и сроки вноса поправок. Согласно последним новостям, президент РФ Владимир Путин подписал новый закон. Теперь все управляющие организации обязаны своевременно размещать достоверную информацию о коммунальных платежах в единой системе. Сроки размещения информации в ГИС ЖКХ также перенесены.

Поправки вступили в силу с середины 2017 года. Они касаются большинства субъектов. В списке отсутствуют Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Для них закон начинает действовать только с середины 2019 года. С 2018 года за несоблюдение новых правил должно вноситься административное наказание.

Но, как показала практика, практически никто из коммунальных организаций не может справиться с предполагаемыми объемами работ. В результате чиновникам вновь придется пересмотреть действие ГИС ЖКХ. Сроки будут сдвигать, несмотря на то, что фактически поправки уже действуют. В качестве новой даты называют 1 января 2019 года.

Перенос сроков для всех – вынужденная мера. Если на это не пойти, придется штрафовать практически все управляющие организации. Региональные власти считают, что раньше 2019 года не стоит говорить об исполнении закона. Например, в Ульяновске депутаты хотят обратиться в федеральное правительство с просьбой изменить начало действия поправок. Народные избранники сетуют на техническое несовершенство системы, которое мешает организациям в полном объеме вносить нужную информацию.

К экстренному запуску портала оказались не готовы все службы. Основная проблема – слишком большой объем информации, которую необходимо было внести в систему. В связи с переносом сроков у всех участников информационного портала появится возможность исправить неточности и внести корректные сведения.

Уровень ответственности


Законодательные изменения предполагают формирование ответственности для тех управляющих организаций, которые не вносят нужные данные. В систему обязаны включать следующие сведения:

  • размер коммунальных платежей;
  • реквизиты управляющих компаний;
  • список выполненных работ;
  • информацию о договорах с поставщиками и потребителями коммунальных услуг.

В том случае, если данные не будут заноситься на портал вовремя, для нарушителей предусмотрена разная степень ответственности.

Например, за несоблюдение закона должностным лицам придется заплатить штраф в размере 30 тыс. руб. Для юридических он возрастает в несколько раз и составит уже 200 тыс. руб.

Санкции грозят не только ТСЖ или управляющей компании. Любая организация, которая занимается сбором средств за коммунальные ресурсы, должна соблюдать правила единой информационной системы.

Ответственность предусмотрели даже для чиновников, которые курируют деятельность портала. За системные сбои им грозит штраф от 10 до 70 тыс. руб. Куратора проекта (им является «Почта России») обязывают также следить за сохранностью сведений и обеспечивать качественную работу портала. Правда, мер воздействия на него еще не разработали. Этот вопрос находится в стадии обсуждения.

Однако существуют и некоторые послабления. Например, при первичном нарушении норм предусмотрен не штраф, а предупреждение. А вот при многократном несоблюдении правил пеня будет увеличиваться. Самым злостным нарушителям к тому же запретят налагать штрафы на должников.

На возмущения со стороны управляющих организаций о постоянных сбоях в работе системы, чиновники заявили, что штрафы не будут начисляться, если причина несоответствия данных – в технической неисправности портала.

По задумке авторов законопроекта, федеральная информационная система решит целый ряд жилищно-коммунальных проблем. Во-первых, управляющим компаниям, которые являются посредниками между жителями и ресурсоснабжающими организациями, будет достаточно сложно завысить стоимость услуг. Во-вторых, система исключает возможность мнимого банкротства управляющих компаний. Они часто идут на него, чтобы не гасить задолженность перед поставщиками ресурсов.

Итак, по каждому из МКД в управлении, в «ГИС» нужно публиковать:

  1. Адрес дома;
  2. Номер и дата договора управления МКД;
  3. Дата начала осуществления обязанностей по управлению;
  4. Дата окончания осуществления этих обязанностей;
  5. Дата расторжения договора управления;
  6. Основание заключения (расторжения) договора управления;
  7. Копия протокола конкурса по отбору управляющей организации (если такой конкурс проводился);
  8. Договор управления многоквартирным домом;
  9. Документы об изменении, прекращении или расторжении договора управления.

Вот, собственно и вся конкретика. Выше написан точный список того, что с вас уже могут спросить инспекторы во время проверок. А сейчас пойдём переводить с птичьего на русский замысловатые формулировки закона о Государственной информационной системе.

Что требует раскрывать 209-ФЗ?

Повторюсь, что в законе в основном написаны только общие формулировки, которые позже будут уточнены и расширены дополнительными приказами. Для удобства мы оставили исходную нумерацию строк.

Итак, согласно пункту 18 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ (от 21 июля 2014 года) , организации, управляющие многоквартирными домами по договорам оказания услуг, в «ГИС ЖКХ» должны раскрывать следующие сведения:

  1. Списки поставщиков ресурсов, которые нужны для предоставления коммунальных услуг.
  2. Общие сведения об управляющей организации.
  1. Технические характеристики и состояние домов в управлении.
  2. Данные по объектам тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, которые используются для предоставления КУ и поставок ресурсов.
  1. Стоимость (и порядок её расчёта), объем, качество и периодичность предоставления услуг по:
    • управлению общим имуществом МКД;
    • работам по содержанию ОИ;
    • текущему и капитальному ремонту.
  2. Перечень предоставляемых КУ, а так же сведения об объеме, качестве и стоимости ресурсов, которые нужны, чтобы эти услуги оказать. Опять же нужно указывать порядок расчета стоимости и загружать копии договоров.
  3. Данные по приборам учета, с помощью которых определяются объемы поставляемых ресурсов, необходимых для оказания КУ, а так же информация о том, как показания этих приборов учитываются при расчете стоимости услуг;
  4. Информация о соблюдении установленных параметров качества товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе нужно рассказывать о фактах отклонений от этих параметров и о том, сколько их было;
  5. Сведения о:
    • проведении ремонта (в том числе планово-предупредительного);
    • выполнении работ по обслуживанию:
      • централизованных сетей инженерно-технического обеспечения;
      • внутридомовых инженерных систем, входящих в состав ОИ.
  1. Цены и тарифы на предоставляемые КУ;
  2. Цены на услуги по управлению;
  3. Цены и тарифы на услуги и работы по содержанию и ремонту ОИ;
  4. Информация о расчётах с поставщиками ресурсов;
  5. Если компания пользуется услугами посредников, чтобы управлять МКД (например чтобы выполнять работу по содержанию, текущему и капитальному ремонту ОИ), то нужно привести все сведения по взаиморасчётам, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг;
  6. Информация о расчётах потребителей с:
    • управляющим МКД,
    • поставщиками КУ,
    • поставщиками ресурсов, необходимых для предоставления КУ;
  1. Сведения по срокам внесения платы за жилое помещение и КУ, а также о сроках представления платежных документов, на основании которых вносится такая плата;
  2. Данные о проведении общих собраний собственников или иных специализированных потребительских кооперативов, с указанием решений таких собраний;
  3. Информация о выбранном собственниками способе управления и способе формирования фонда капитального ремонта, а также копии подтверждающих документов;
  4. Условия договора управления и отчёт о его выполнении;
  5. Договоры о предоставлении в пользование части ОИ собственников, и информация о тех, кто данные договора заключал (с документами, подтверждающими их полномочия);
  6. Списки поступивших обращений по вопросам ЖКХ и о результаты их рассмотрения;

Уже сейчас список получается совсем не маленьким, и, судя по всему, скоро он станет ещё больше. Кроме того, к нему добавят жёсткие рамки по срокам заполнения. Но подробнее о том, что нас ждёт в проекте приказа о размещении информации в «ГИС ЖКХ» , мы поговорим в следующий раз.

В правительстве приняли решение отказаться от нововведений, позволяющих населению не оплачивать коммунальные услуги, начисления по которым отсутствуют в ГИС ЖКХ. Вместо этого управляющим организациям будет исключено право насчитывать штрафы и пени при не несвоевременном размещении данных в ГИС ЖКХ, а дата вступления изменений в силу перенесена на 2019 год.

Что такое ГИС ЖКХ

Государственная Информационная Система ЖКХ – всероссийский портал на базе площадки Госуслуг, который должен стать источником информации по всем вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Согласно закону РФ «О ГИС ЖКХ» государственным заказчиком выступает Минкомсвязь, а оператором системы – «Почта России». Портал состоит из открытой части (с информацией о законах, новостях и т.д.) и личных кабинетов граждан, где отражаются данные о начисленных суммах по всем видам ЖКУ. С 1 июля 2017 года обязательство вносить данные в систему установлено для управляющих компаний всех регионов, за исключением работающих в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Для них действие обязательства начинается с 1 июля 2019 г.

Владимир Путин подписал изменения, предусматривающие поэтапное введение в действие системы ГИС ЖКХ в России:

  • с 2018 г. назначается административная ответственность в связи с неразмещением информации;
  • с 2019 г. вводится в действие норма об экономической мотивации размещения данных, то есть управляющие организации будут лишены возможности взимать пени при невыполнении своих обязательств.

Согласно документу, в полном объеме функционал системы во всех городах страны будет запущен к 1 июля 2019 года, когда она будет работать как платежная система и инструмент мониторинга деятельности компаний ЖКХ.

Перенос сроков

Несмотря на то, что для коммунальных организаций большинства регионов России обязательство вносить информацию в ГИС ЖКХ работает с 1.07.2017 г., административная ответственность за ее отсутствие будет вводиться только после 1.01. 2018 г. (или с 1.07.2019 г. для городов федерального значения). Начиная с указанной даты если в информсистеме будут отсутствовать данные о размере коммунальных платежей или они не будут совпадать с бумажной квитанцией, платежный документ будет считаться как непредставленный потребителю ЖКУ.

Изначально предполагалось разрешить население не оплачивать коммунальные услуги в таких случаях. Но в бизнес сообществе данное решение вызывало резко негативную реакцию: так, представители Союза промышленников и предпринимателей высказали предположения о появлении большого потока неплатежей. В связи с этим во время заседания межведомственной группы по вопросам ЖКХ, которую возглавил вице-премьер Дмитрий Козак, был выбран наиболее оптимальный вариант – вместо полной неоплаты квитанции потребителям отменят штрафы и пени при несвоевременной оплате ЖКУ, связанной с отсутствием начислений в информсистеме. Для этого будет сформирован механизм, подтверждающий отсутствие данных в ГИС.

Контроль за выполнением требований относительно состава норм потребления и их обоснованности возложен на органы Госжилнадзора. С этой целью возможно проведение как плановых проверок в случае установления или изменения норм, так и внеплановых – при поступлении жалоб от потребителей.

Дифференциация ответственности

В настоящее время для должностных лиц, виновных в нарушении правил внесения данных, предусмотрен штраф до 30 тыс. руб., для юридических – до 200 тыс. руб. Ответственность наступает при:

  • нарушении сроков и порядка внесения;
  • неразмещении данных;
  • размещении информации в неполном объеме;
  • предоставлении заведомо искаженных данных;
  • несоответствии начислений в системе и на квитанции в бумажной форме.

Согласно новым поправкам предлагается минимизировать применение штрафных санкций при случайных ошибках и привлекать к административной ответственности только при умышленном неразмещении данных. Для этого предлагается разграничение ответственности в виде:

  • предварительного предупреждения либо незначительного штрафа для первого нарушения;
  • более значительных штрафных санкций при последующих нарушениях с учетом степени вины.

Дополнительно планируется разработать санкции для оператора «Почты России» за некорректную работу информсистемы и потерю данных.

Таким образом, населению нужно будет оплачивать услуги ЖКХ, независимо от отсутствия или присутствия данных в ГИС ЖКХ. Единственное, на что можно рассчитывать – возможность не избежать оплаты пени, и то, не ранее, чем с июля 2019 года.

Видео о ГИС ЖКХ:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант