Бог Локи, хитрейший лгун, бог озорства и обмана, самый очаровательный из всех богов в скандинавской мифологии. Он хитер и коварен, ему было присуще редчайшее для мифологического персонажа качество - изменение характера. Когда-то, на заре времен он помогал в сотворении мира и бессчетное число раз помогал другим богам. Позже его проказы стали более злорадными, например когда он отрезал волосы богине Сив. А потом злоба окончательно овладела им, что проявилось, например, в убийстве Бальдра, которое Локи сам и подстроил.
Локи был женат трижды. Его первую жену звали Глют, и она родила ему двоих детей - Эйнмюриа и Эйза; все три имени связаны с огнем и его теплом, потому что Локи считался также и богом домашнего очага, спокойствия и отдыха, вот почему крестьяне почитали его как величайшего из богов. Дети от его второго брака были менее симпатичными. Великанша Ангброда родила Локи троих детей. Первая дочь -Хель, богиня смерти; один сын - Ёрмунганд, Мировой Змей, а другой - Фенрир, ужасный волк, угрожавший самому существованию богов. Третьей женой Локи была прекрасная Сигюн. Ее детей звали Нарви и Вали.
О скандинавском боге Локи сложено гораздо больше историй, нежели о других богах. Он мог быть добрым, помогал многим, развлекал их. Однажды великанша Скади поднялась в Асгард, чтобы отомстить за убийство своего отца Тиасси. Локи стал отвлекать ее, рассказывая разные скабрезные истории, и Скади сменила гнев на милость.
Иногда же Локи был чрезвычайно жесток. Однажды, прогуливаясь вместе с Одином и Хёниром по берегу реки, Локи заметил выдру, которая собиралась съесть лосося. Бог швырнул в нее камнем и убил. Но то была не простая выдра, а Оттер, один из сыновей короля троллей Хрейдмара. Так началась печально известная история о золоте Андвари и разорении семьи Хрейдмара.
Как известно, детьми Локи и великанши Ангрбоды были Хель, Ёрмунганд и Фенрир. Это был запрещенный богами брак, в пещере, но они росли так быстро, что Один узнал об их существовании. Он приказал Локи уничтожить их, пока они не выросли настолько, чтобы стать угрозой для всего мира. Один низверг Хель в Нифльхейм, и в этом мрачном царстве она стала богиней смерти. Змея Ёрмунганда он бросил в глубокое море, итак появился Мировой Змей, который, лежа среди моря, опоясал морское дно и кусает себя за хвост.
Третий сын Локи и великанши Ангрбоды волк Фенрир. Один его привел в для того, чтобы воспитать в нем доброту. Но Фенрир быстро увеличивался в размерах, и одновременно в нем росла свирепость. Тогда боги решили изготовить крепчайшую цепь и связать его так, чтобы он больше не смог угрожать им. После того как Фенрир разорвал две цепи, гномы соткали тончайшие путы - Глейпнир. Фенрир разрешил испытать на себе ее прочность, но только при условии, что кто-то из богов вложит ему в пасть свою руку в качестве гарантии, что никакое волшебство не будет использовано против него. Никто из богов не отважился. Тюр же вложил правую руку в пасть волку и тут же лишился ее. Потом волка посадили в подземное царство, где он дико выл. Чтобы заставить его замолчать, асы просунули ему в пасть меч: рукоять уперлась под язык, а острие - в нёбо, и кровь огромной рекой потекла из его глотки.
Проказы Локи становились все более и более злобными. С его любовью ко лжи и чужим секретам он постоянно ссорил богов друг с другом. Одну из самых отвратительных выходок он совершил, отрезав великолепные золотые волосы Сив. В результате этого и его последующего пари с Брокком и Синдри Локи страдал от боли, потому что ему сшили губы.
Вскоре Локи отказался от мелких злодейств и им овладела мстительная страсть уничтожения. Он начал с Бальдра, а затемявился к богам на прощальный ужин и оскорблял их в самых едких выражениях. Боги посчитали, что с них довольно, и решили связать злодея. Локи мог изменять облик, и превратился в рыбу. Богам скандинавских мифов: , и Квасиру все же удалось поймать его. Они привели его в глубокую пещеру, заставили сына Локи Вали превратиться в волка и разорвать горло своему брату Нарви. Асы вынули его кишки и привязали Локи к трем огромным камням. Путы превратились в железо. Великанша Скади взяла ядовитую змею и повесила над головой Локи, чтобы яд капал ему на лицо до скончания дней. Каждая капля яда причиняла низвергнутому богу невыносимую боль. Во время великой битвы в час богам придется весьма пожалеть, что они так жестоко обошлись с Локи.
Просмотры 11 523
За его необыкновенный ум и хитрость. Локи имеет несколько хейти (heiti, замена имени), включая Хведрунг (Hveðrungr) - «Прорицание вёльвы», 55, «Перечень Инглингов», 32, Лофт (Loptr) и Лодур (Lóðurr).
Снорри описывает Локи красивым, невысоким человеком. Побратим Одина . До того, как великаны начали войну с Асами , Локи прожил три года в Ётунхейме у великанши Ангрбоды . За это время она родила ему троих детей: дочь - наполовину красную, наполовину синюю Хель (богиня царства мертвых), гигантского змея Ёрмунганда и чудовищного волка Фенрира . Также у него есть двое детей от Сигюн : Нари и Вали (в др. вариантах: Нари и Нарви, Вали и Царви). Кроме того, в «Песни о Хюндле» говорится, что Локи породил всех ведьм, съев полусгоревшее сердце злой женщины и таким образом зачав их («Песнь о Хюндле», 41).
После этого Локи попытался скрыться и в образе лосося, спрятался в водопаде фьорда Франангр. Разгневанные асы поймали и его и двух его детей, Вали и Нарви. Вали превратили в волка, и он разодрал брата на части. Кишками Нарви связали Локи и приковали к скале, к трём камням. Скади , мстя за своего отца, повесила над его головой змею, яд которой непрерывно капает на лицо Локи. Но верная жена бога Сигюн держит над ним чашу, в которую и собирается яд. Когда чаша переполняется, Сигюн идёт опорожнить её, а в это время яд капает на лицо Локи, и он бьётся в мучениях. Именно это по преданию является причиной землетрясений .
С другой стороны, асы часто прибегали к услугам Локи в тех случаях, когда надо было проявить хитрость. Локи обладал способностью менять свою внешность. Так, он в образе прекрасной кобылы сманил коня по имени Свадильфари у ётуна-каменщика, строившего Асгард, чем избавил асов от необходимости отдавать последнему в жены богиню Фрейю . При этом Локи забеременел, после чего выносил и родил восьминогого жеребёнка Слейпнира , на котором впоследствии ездил Один . Благодаря Локи Асы получили такие сокровища, как молот Тора Мьёлльнир , копьё Одина Гунгнир , корабль Скидбладнир , кольцо Драупнир и вепря Гуллинбурсти .
Некоторые исследователи утверждают, что, будучи частью триады демиургов (Один, Хенир и Лодур, или Локи), этот бог изначально принадлежал к поколению богов, существовавших еще до Одина, и был сыном великана Имира, а его братьями были Кари (воздух) и Хлер (вода), сестрой - Ран, страшная богиня моря. Другие мифологи, однако, считают его сыном великана Фарбаути, которого ассоциировали с Бергельмиром, единственным выжившим после потопа, а также сыном Лаувейи (лиственный остров) или Наль (корабль). В этом случае единственное, что связывает Локи и Одина, - это клятва в побратимстве, которую давали друг другу скандинавы.
Помимо брака с Сигюн, Локи женился на великанше Ангрбоде (сулящая горе), живущей в Железном лесу и родившей ему трёх чудовищ: Хель - богиню смерти, змея Мидгарда Ёрмунганда и волка Фенрира .
Также Локи ошибочно приписывают брак с Глут (сияние), которая была замужем за Логи и родила тому двух дочерей - Эйзу (уголья) и Энмиру (пепел).
Вопрос об этимологии не разрешён. Самой распространённой является версия происхождения от древнеисландского lúka - «закрывать, запирать; заканчивать » (возможное указание на роль Локи в Рагнарёке , как хтонического божества).
Иногда имя Локи сближают с балтийским обозначением медведя лит. Lokys и греческим обозначением волка греч. Λύκος .
Также существует версия о происхождении имени Локи от слова «логи» - «огонь», что и является основой версии о том, что Локи - бог огня.
|
Покачиваясь от давки, охватившей его, Пьер оглядывался вокруг себя.
– Граф, Петр Кирилыч! Вы как здесь? – сказал чей то голос. Пьер оглянулся.
Борис Друбецкой, обчищая рукой коленки, которые он запачкал (вероятно, тоже прикладываясь к иконе), улыбаясь подходил к Пьеру. Борис был одет элегантно, с оттенком походной воинственности. На нем был длинный сюртук и плеть через плечо, так же, как у Кутузова.
Кутузов между тем подошел к деревне и сел в тени ближайшего дома на лавку, которую бегом принес один казак, а другой поспешно покрыл ковриком. Огромная блестящая свита окружила главнокомандующего.
Икона тронулась дальше, сопутствуемая толпой. Пьер шагах в тридцати от Кутузова остановился, разговаривая с Борисом.
Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию.
– Вот как сделайте, – сказал Борис. – Je vous ferai les honneurs du camp. [Я вас буду угощать лагерем.] Лучше всего вы увидите все оттуда, где будет граф Бенигсен. Я ведь при нем состою. Я ему доложу. А если хотите объехать позицию, то поедемте с нами: мы сейчас едем на левый фланг. А потом вернемся, и милости прошу у меня ночевать, и партию составим. Вы ведь знакомы с Дмитрием Сергеичем? Он вот тут стоит, – он указал третий дом в Горках.
– Но мне бы хотелось видеть правый фланг; говорят, он очень силен, – сказал Пьер. – Я бы хотел проехать от Москвы реки и всю позицию.
– Ну, это после можете, а главный – левый фланг…
– Да, да. А где полк князя Болконского, не можете вы указать мне? – спросил Пьер.
– Андрея Николаевича? мы мимо проедем, я вас проведу к нему.
– Что ж левый фланг? – спросил Пьер.
– По правде вам сказать, entre nous, [между нами,] левый фланг наш бог знает в каком положении, – сказал Борис, доверчиво понижая голос, – граф Бенигсен совсем не то предполагал. Он предполагал укрепить вон тот курган, совсем не так… но, – Борис пожал плечами. – Светлейший не захотел, или ему наговорили. Ведь… – И Борис не договорил, потому что в это время к Пьеру подошел Кайсаров, адъютант Кутузова. – А! Паисий Сергеич, – сказал Борис, с свободной улыбкой обращаясь к Кайсарову, – А я вот стараюсь объяснить графу позицию. Удивительно, как мог светлейший так верно угадать замыслы французов!
– Вы про левый фланг? – сказал Кайсаров.
– Да, да, именно. Левый фланг наш теперь очень, очень силен.
Несмотря на то, что Кутузов выгонял всех лишних из штаба, Борис после перемен, произведенных Кутузовым, сумел удержаться при главной квартире. Борис пристроился к графу Бенигсену. Граф Бенигсен, как и все люди, при которых находился Борис, считал молодого князя Друбецкого неоцененным человеком.
В начальствовании армией были две резкие, определенные партии: партия Кутузова и партия Бенигсена, начальника штаба. Борис находился при этой последней партии, и никто так, как он, не умел, воздавая раболепное уважение Кутузову, давать чувствовать, что старик плох и что все дело ведется Бенигсеном. Теперь наступила решительная минута сражения, которая должна была или уничтожить Кутузова и передать власть Бенигсену, или, ежели бы даже Кутузов выиграл сражение, дать почувствовать, что все сделано Бенигсеном. Во всяком случае, за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди. И вследствие этого Борис находился в раздраженном оживлении весь этот день.
За Кайсаровым к Пьеру еще подошли другие из его знакомых, и он не успевал отвечать на расспросы о Москве, которыми они засыпали его, и не успевал выслушивать рассказов, которые ему делали. На всех лицах выражались оживление и тревога. Но Пьеру казалось, что причина возбуждения, выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти. Кутузов заметил фигуру Пьера и группу, собравшуюся около него.
– Позовите его ко мне, – сказал Кутузов. Адъютант передал желание светлейшего, и Пьер направился к скамейке. Но еще прежде него к Кутузову подошел рядовой ополченец. Это был Долохов.
– Этот как тут? – спросил Пьер.
– Это такая бестия, везде пролезет! – отвечали Пьеру. – Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец!..
Пьер, сняв шляпу, почтительно наклонился перед Кутузовым.
– Я решил, что, ежели я доложу вашей светлости, вы можете прогнать меня или сказать, что вам известно то, что я докладываю, и тогда меня не убудет… – говорил Долохов.
– Так, так.
– А ежели я прав, то я принесу пользу отечеству, для которого я готов умереть.
– Так… так…
– И ежели вашей светлости понадобится человек, который бы не жалел своей шкуры, то извольте вспомнить обо мне… Может быть, я пригожусь вашей светлости.
– Так… так… – повторил Кутузов, смеющимся, суживающимся глазом глядя на Пьера.
В это время Борис, с своей придворной ловкостью, выдвинулся рядом с Пьером в близость начальства и с самым естественным видом и не громко, как бы продолжая начатый разговор, сказал Пьеру:
– Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!
Борис сказал это Пьеру, очевидно, для того, чтобы быть услышанным светлейшим. Он знал, что Кутузов обратит внимание на эти слова, и действительно светлейший обратился к нему:
– Ты что говоришь про ополченье? – сказал он Борису.
– Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.
– А!.. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом.
– Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
Логи — могущественный скандинавский дух огня. В мифах он упоминается как второй сын древнего инеистого турса Мистблинди, известного также под именем Форньот, и огненной великанши, родившийся сразу после Потопа. У Логи есть два брата: старший — Кари, Северный ветер, а младший — Эгир, король морей. Сам Логи присягнул на верность королю Утгарда-Локи и поступил к нему на службу. Он фигурирует в мифе о том, как Тор и Локи встретились c этим королем-волшебником и были вынуждены состязаться с его друзьями и родичами в разных умениях. Локи заявил, что он умеет есть быстрее всех, и Утгарда-Локи предложил ему померяться силами с одним из своих слуг — именно с Логи. И Логи одержал очень убедительную победу: в отличие от Локи, съевшего только мясо, он сожрал еще и кости и посуду. После этого он открыл свою природу: стало ясно, что это очень старый огненный великан, с которым Локи как более молодой тягаться не мог.
Друзья и родные иногда называли Логи «Высоким Логи» (Халоги), потому что он очень рослый — даже для великана. Его жену звали Глут («Горящие угли»); она родила ему двух дочерей — Энмиру («Пепел») и Эйзу («Тлеющие угли»). Но они давно покинули его, и теперь Логи живет один в своей черной горной пещере. В литературных источниках упоминается также смертный по имени Логи/ Халоги, в честь которого получило свое название древнее скандинавское королевство Халогаланд. Быть может, Логи-человек повторил в своей жизни архетипический образец, на котором основана история Логи-великана; но утверждать это с уверенностью мы не можем.
Логи — очень старый этин, один из древней магической троицы, состоявшей из Кари, Логи и Эгира (Ветра, Огня и Моря). Этой триаде поклонялись до прихода индоевропейских захватчиков. Некоторые ученые (например, Хелен Гюрбер в «Скандинавских мифах и легендах») предполагают, что эти трое богов-великанов были героями древнейшего мифа творения, бытовавшего до появления мифов об асах и ванах. Вместе они составляют триаду первозданных стихий, сформировавших Землю: Море, Пламя и Северный Ветер. Исследователь скандинавской мифологии Пребен Мюлленграхт высказывает гипотезу, что эти три стихии, Море, Пламя и Северный Ветер, представляли собой альтернативу магической четверице стихий (Земля, Вода, Огонь и Воздух). Исторические морские короли Оркнейских островов возводили к этим трем братьям свою родословную.
Я могу сварить тебе ужин,
но так же легко и просто
я могу тебя сжечь живьем.
Я пожираю всё: и угощенье, и стол.
Муспелльхейма посланник,
Полномочный наместник Сунны,
Я танцую во всех мирах, кроме лишь одного.
Я обхитрил того, кто делит со мною имя,
Я гнезжусь в его волосах;
Это во мне когда-то карлы сковали Мьёлльнир.
Я сражаюсь на всех сторонах.
Я сплю в кремне и кресале
и под красными кнопками пуска.
Хватит единственной искры.
Высечешь искру?
— Это стихотворение находится в общественном достоянии. Вы можете свободно распространять, указывая автора и источник и воспроизводя текст настоящей лицензии, но не можете изменять и преобразовывать его или брать за основу собственных произведений. —
Скандинавской мифологии вот уже многие столетия. Его сделали персонажем множества книг, музыкальных произведений, кинофильмов и даже компьютерных игр. Вместе с тем характеристика этого божества имеет немало спорных трактовок среди исследователей и мифологов. Основные данные о Локи содержатся в таких произведениях, как «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда», написанных исландским писателем Снорри Стурлусоном в XI веке в виде учебников по скальдической поэзии.
Локи - скандинавский обмана и хитрости. Снорри также дал божества: он красив, невысокого роста, худощав, а его волосы имеют огненно-рыжий цвет. Его отличительными особенностями являются острый ум, коварство, изворотливость, хитрость и двуличность, а также умение изменять облик. Благодаря этим качествам асы разрешили ётуну жить в Асгаре. У этого бога также есть несколько других имен: Лодур, Лофт и Хведрунг.
Касательно происхождения Локи считается, что его отцом был ётун Фарбаути, а матерью - Лаувей (другое имя - Наль). Хотя, по версии некоторых других исследователей, Локи существовал еще до Одина, потому как его отцом являлся великан Имир, воздух Кари и вода Хлер - братьями, а богиня Ран - сестрой. И лишь позже бог огня и обмана вошел в триаду демиургов вместе с Одином и Хениром. Несмотря на то что в современной трактовке скандинавской мифологии в разных источниках указывается, что Тор и Локи - антиподы, у того же Снорри Стурлусона Один является побратимом бога обмана, но при этом его противоположностью. А вот бог-громовержец лишь периодически составлял хитрому божеству компанию в тех или иных ситуациях.
Очень разносторонне хитрое божество раскрывает мифология. Бог Локи обладал множеством нужных качеств, за которые асы терпели его выходки и на многое закрывали глаза. Во многих ситуациях он выручал других богов, но в большей части таких случаев они попадали в переделку именно благодаря Локи, который спасал свою шкуру или видел какую-либо выгоду. Коварный бог помогал то асам, то великанам и долгое время их всех это устраивало, тем более что в начале своего появления в Асгарде Локи был хорошим, насколько это возможно для бога обмана, он помогал богам множество раз. Вместе с Одином он участвовал в сотворении мира, вместе с другими демиургами вдохнул жизнь в деревянные прообразы людей. Он помогал богам получить или вернуть множество сокровищ. Однако позже, становясь все злее и обретая более демоническую сущность, бог Локи заслужил ненависть асов, которых постоянно ссорил между собой и стал воплощением всех бед, вплоть до Рагнарёка. Это божество стало аналогом Люцифера в скандинавской мифологии.
В приключении вместе с Одином и Херниром, описанном в «Младшей Эдде», бог Локи ударил Тиацци, обернувшегося орлом и пытавшегося забрать лучшие куски пищи, приготовленной асами, но прилип к великану, который унес его в свое логово. Тиацци пообещал отпустить Локи в обмен на Идунн и ее и тот, благодаря своей хитрости и коварству, привел богиню к великану. Но асы без яблок начали стареть и заставили Локи вернуть Идунн. Обернувшись соколом, виновник смог вернуть богиню в Асгард, а прилетевшего за ней Тиации-орла убили другие боги. Этот случай как нельзя лучше демонстрирует, что Локи в большинстве своем совершал любые поступки, только исходя из своей выгоды или угрозы его жизни.
Но все же были у коварного бога и такие деяния, которые можно назвать бескорыстными. Только благодаря его уму, изворотливости и хитрости бог-громовержец смог вернуть свой легендарный молот Мьелльнир. Тор и Локи отправились в логово ётуна Трюма, который похитил легендарное оружие, под видом его невесты и ее служанки. Хитрец уговорил великана продемонстрировать своей невесте великий молот, а когда Трюм показал Мьелльнир, Тор сумел выхватить рукоять и победить похитителя.
Но были у этих двух богов и такие приключения, в которых Локи подставлял своего спутника. Чтобы спасти свою жизнь, урожденный ётун привел Тора прямо в логово великана Гейррёда, громовержец смог спастись только благодаря доброй Грид.
Как и у многих божеств самых разных пантеонов, у Локи также своеобразное наследие. Считается, что изначально он не был злым, являясь духом жизни. Вместе с женой Глут (сияние) бог огня Локи считался символом домашнего очага. От первого брака у него родилось двое детей - Энмира и Эйза. Однако чем дальше, тем более Локи озлоблялся и демонизировался. Второй его женой стала великанша Ангрбода, их тайный брак в Железном лесу Ётунхейма был запрещен Одином, который еще больше обозлился, когда узнал о рождении троих детей-чудовищ: красно-синей Хель, жуткого волка Фенрира и огромного змея Ёрмунганда. Один бросил Хель в Нифльхейм, где она стала Ёрмунганда отправил на дно морское, где он стал Мировым змеем, а вот Фенрира изначально забрал в Асгард, где пытался посадить на цепь, но ни одна не смогла удержать могучего волка, и в итоге его низвергли в подземное царство.
Бог Локи породил также и легендарного восьминого жеребца Одина Слейпнира. Используя свою способность, он обернулся кобылой, чтобы отвлечь коня Свадильфари, благодаря которому ётун-каменщик обещал асам построить Асгард в рекордные сроки, а боги не хотели ему платить по счетам. Третьей и последней женой Локи была Сигюн, родившая ему двоих сыновей: Вали и Нарви (или Али и Нари).
На пиру у Эгира (морского великана) бог Локи нелицеприятно обличил асов в их недостатках и признался в убийстве Бальдра, сына Одина. Для богов это стало последней капелей. Они схватили злодея и обоих его сыновей, обратили Вали в волка, который растерзал своего брата, и кишками Нарви привязали Локи к трем камням, а над его головой подвесили змею, яд которой должен был капать на лицо провинившегося божества и приносить ему адские муки. Сигюн держала чашу, в которую собирала яд, чтобы он не попал на лицо мужа. Но когда та переполнялась и нужно было ее опорожнить, капли попадали на лицо Локи, и от его мучений сотрясалась сама земля. И так до самого Рагнарёка, во время которого бог Локи сражался против асов.