Юридический портал. Льготный консультант

В декабре 1974 года в ленты информационных агентств по всему миру попадает сенсационная новость: «Побег из СССР. Гражданин Советского Союза бросился в Тихий океан с борта лайнера». Среди подробностей указано, что мужчина преодолел около сотни километров вплавь без еды, воды и отдыха и добрался до Филиппин. Как такое возможно? Ученый-океанолог Станислав Курилов очень хотел уехать из СССР. Настолько сильно, что его не остановил ни железный занавес, ни статус невыездного, ни ночь, ни незнакомые моря.

Станислав Васильевич Курилов родился в 1936 году в городе Орджоникидзе. Плаванием он начал заниматься еще в детстве, которое провел в Семипалатинске. Уже в 10 лет он сумел переплыть реку Иртыш. Большая вода так и манила его: он пытался устроиться без документов юнгой на Балтийский флот. Начав было изучать социальную психологию в педагогическом институте, Станислав Курилов перешел в мореходное училище, окончил его, а затем окончил Ленинградский метеорологический институт по специальности «океанография».

После окончания учебы будущий беглец работал в филиале Института океанологии Академии наук СССР в Ленинграде и обучал глубоководному погружению в Институте биологии моря во Владивостоке. Примерно в это время он начал увлекаться йогой, изучая ее по самиздату. Курилов очень хотел попасть в зарубежную командировку, но ему снова и снова отказывали, ссылаясь на разные причины. Одной из них было наличие родственников, которые проживали за границей: родная сестра Курилова вышла замуж за индийца и жила в Индии, а затем переехала в Канаду.

За ученым закрепился статус невыездного, но Курилов был не так прост: он решил обхитрить систему. Он долго вынашивал мысль о побеге, но окончательно созрела она случайно, когда ему на глаза попалось объявление о круизах на пароходе «Советский Союз» по Тихому океану. Согласно маршруту, корабль отправлялся из Владивостока до экваториальных вод, а затем плыл назад, не заходя ни в один иностранный порт. Именно поэтому путешественникам не требовалось оформления разрешения на выезд, виз и всего того бюрократического ада, ожидавшего любого, кто планировал ненадолго покинуть пределы родины.

8 декабря 1974 года пароход «Советский Союз» протрубил свое отплытие из Владивостока, и для Станислава Курилова начался обратный отсчет перед самой, пожалуй, дерзкой операцией побега в истории СССР. Как назло, корабль был меньше всего приспособлен для того, чтобы с него сбежать: снизу борта закруглялись цистернами системы пассивной нейтрализации качки. Эта система также включала подводные крылья шириной примерно полтора метра. Если бы Курилов выбросился с борта в сторону, его бы просто перерубило этими крыльями.

Но все-таки было одно место на борту корабля, куда можно было прыгнуть: бурун за лопастями гребного винта. Ночью 13 декабря, когда пароход оказался примерно в 100 километрах к западу от острова Сиаргао, входящего в состав Филиппин, Станислав Курилов прыгнул в воду. Почти три дня он плыл, не прерываясь на сон и не имея с собой ни еды, ни питьевой воды. Как ему удалось преодолеть такое тяжелое испытание? Возможно, помогли многолетние занятия йогой. Может быть, ученый правильно выбрал снаряжение. Скорее всего, ему очень повезло, что штормы, медузы и акулы обошли его стороной, а солнце почти не выглядывало из-за туч. 15 декабря под ногами Курилова оказалась суша.

Беглец оказался в центре расследования филиппинских властей, однако дружеских отношений с Советским Союзом у страны не было, поэтому Курилова не выдали. Далеко в стране, где ученый прожил 38 лет, позже ему вынесут заочный приговор: 10 лет тюрьмы за измену родине. Но ему на это уже было наплевать: он начал жить той жизнью, о которой мечтал, и продвигаться дальше в своей научной работе. Он участвовал в экспедициях и путешествиях, в том числе побывал на Северном полюсе. После Филиппин он оказался в Канаде, где начинал разнорабочим, но постепенно опять попал в свою любимую стихию: стал работать в компаниях, занимавшихся морскими исследованиями.

Во время одной из рабочих командировок в США Станислав Курилов встретился с израильскими литераторами Александром и Ниной Воронель. Они пригласили его в Израиль, и здесь он встретил свою судьбу - Елену Генделеву. В 1986 году они поженились, и Курилов переехал в Израиль, где поступил на работу в хайфский океанографический институт. В этом же году в израильском журнале «22» была полностью опубликована повесть Курилова «Побег». Отрывки из нее дошли до читателей на родине лишь в 1991 году, опубликованные в журнале «Огонек».

Станислав Курилов жил водной стихией, и она же его поглотила. 29 января 1998 года во время водолазных работ на Тивериадском озере в Израиле он с напарником освобождал от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне. Курилов запутался в сетях, у него кончился запас воздуха, и его не успели спасти.

В 2012 году режиссер Алексей Литвинцев снял документальный фильм о Станиславе Курилове «Один в океане». Его впервые показали в эфире «Россия 1» 16 декабря того же года:

История знает десятки, если не сотни громких случаев бегства из-за «железного занавеса»: не возвращались с гастролей артисты, становились перебежчиками дипломаты, находили свои лазейки ученые. Все они были ударом по репутации страны, но немногие способны и сегодня вызвать удивление и шок. Anews рассказывает о самых отчаянных, опасных и безумных поступках, на которые шли советские граждане, чтобы «вырваться на свободу». Чем все для них в итоге обернулось?

В случае удачи это был бы первый в истории СССР угон самолета и самый массовый побег за кордон. 16 советских граждан – 12 мужчин, 2 женщины и 2 девушки-подростка – планировали захватить на аэродроме местного значения под Ленинградом небольшой транспортник Ан-2, скрутить и выгрузить летчика и штурмана и улететь через Финляндию в Швецию. Замысел получил кодовое название «Операция «Свадьба» – беглецы намеревались выдать себя за гостей, едущих на еврейскую свадьбу.

Место действия – аэродром малой авиации «Смольная» (ныне «Ржевка»)

Группу возглавляли отставной майор авиации Марк Дымшиц (слева) и 31-летний диссидент Эдуард Кузнецов. Все «заговорщики» были арестованы до того, как смогли попасть на борт. Лидеры позже утверждали, будто знали о слежке со стороны КГБ и хотели только сымитировать угон, чтобы обратить мировое внимание на невозможность выезда из СССР. Как сказал в 2009 году Кузнецов, «когда мы шли к самолету, мы видели под каждым кустом кагэбэшников».

77-летний Кузнецов в документальном фильме «Операция Свадьба», снятом его сыном Женщин отпустили без обвинений. Мужчин судили и приговорили: большинство – к срокам от 10 до 15 лет, а Дымшица и Кузнецова – к расстрелу. Однако под давлением западной общественности казнь заменили на 15 лет трудовых лагерей.

Итог: уже через 8 лет (в 1979-м) пятеро осужденных, включая организаторов, оказались в Америке – их обменяли на пойманных в США советских разведчиков. Только один из 12 «самолетчиков» отбыл полный срок (14 лет). Все фигуранты дела теперь живут в Израиле, продолжают дружить и вместе отмечают каждую годовщину своей попытки побега, которая открыла дорогу массовой еврейской эмиграции.

«Ленинградское дело» еще только набирало обороты, когда двое литовцев, отец и 15-летний сын, впервые в истории СССР действительно угнали самолет за границу.

Это был Ан-24, вылетевший из Батуми в Сухуми с 46 пассажирами на борту. Никто и подумать не мог, что усач в офицерской форме и мальчик-подросток, занявшие передние места возле кабины пилотов, окажутся вооруженными террористами, чья цель – улететь в Турцию.

Их имена вскоре узнал весь мир: Пранас Бразинскас и его сын Альгирдас. При них были пистолет, обрезы и ручная граната. После взлета они попытались передать пилотам записку с требованиями и угрозами через стюардессу, 19-летнюю Надю Курченко, но та немедленно подняла тревогу и была в упор застрелена отцом.

Открыв стрельбу, Бразинскасы уже не могли остановиться. Тяжелые ранения получили командир экипажа (пуля попала в позвоночник, обездвижив тело), а также бортмеханик и штурман. Чудом уцелевший второй пилот был вынужден изменить курс. В Турции террористы сдались местным властям, те отказались выдать их СССР и судили их сами. Угон сочли «вынужденным», а стрельбу «непреднамеренной» и вынесли мягкий приговор – старший получил 8 лет тюрьмы, а младший 2 года. Не отсидев и половины срока, отец был отпущен по амнистии, а в 76-м оба угонщика кружным путем, через Венесуэлу, перебрались из Турции в США, где поселились в Калифорнии под новыми именами.

Итог: в феврале 2002 года наступила неожиданная кровавая развязка, которую многие сочли запоздалым возмездием. В пылу домашней ссоры Альгирдас убил 77-летнего отца, нанеся ему множество ударов по голове то ли гантелью, то ли бейсбольной битой. На суде он заявлял, что защищался от разъяренного отца, грозившего ему заряженным пистолетом. Сына признали виновным в убийстве и отправили в тюрьму на 16 (по другим данным, на 20) лет.

Отравиться, чтобы попасть в Америку Апрель 1970 год а

10 апреля советское рыболовное судно, проходившее в 170 км от Нью-Йорка, послало береговой охране сигнал бедствия: на борту чуть ли не при смерти находится молодая официантка, ей срочно требуется госпитализация. Когда прибыл вертолет, она была без сознания. Как выяснилось в больнице, 25-летняя латышка Дайна Палена рискнула принять сверхдозу лекарств только ради того, чтобы, спасая ей жизнь, ее переправили на американский берег. Фото Дайны из американских газет Палена провела в больнице 10 дней, каждый день ее навещали сотрудники дипмиссии СССР. Когда ее попытались перевести в другую больницу под советским наблюдением, она воспротивилась и с помощью латышской диаспоры в Нью-Йорке обратилась к иммиграционным властям. «О серьезности моих намерений говорят те меры, которые я приняла, чтобы попасть на берег и попросить политического убежища», - заявила она.

Итог: американцы сомневались, есть ли у Дайны политические мотивы или ей просто хочется «комфортной западной жизни», но, очевидно, она нашла нужные слова, потому что уже через 18 дней после своего «заболевания» все-таки получила убежище.

Этот знаменитый побег за «железный занавес» вошел в историю как один из самых дерзких и в среде диссидентов считался практически беспримерным «подвигом». Три ночи и два дня невыездной ученый-океанолог Станислав Курилов добирался вплавь через бушующие 7-метровые волны до берегов Филиппин, спрыгнув глухой ночью с советского круизного лайнера.

Слава Курилов в юности

Чтобы не сгинуть в океане, требовался точный расчет сил, времени и расстояния, для чего нужно было знать маршрут. Но у Курилова, когда он купил билет, никаких данных не было – только догадки и надежда выяснить недостающие сведения в ходе круиза.

Это было безвизовое путешествие из Владивостока до экватора и обратно без захода в иностранные порты, курс лайнера «Советский Союз» держался в секрете. С момента захода на борт у Курилова было меньше недели, чтобы подготовиться к безвозвратному прыжку. Зная, что лучше плыть на голодный желудок, он практически сразу перестал есть – только пил по 2 литра воды ежедневно. Однако, чтобы не возникло подозрений, он делал вид, будто разделяет общую трапезу, постоянно был на виду, флиртовал с тремя разными девушками, чтобы в случае его долгого отсутствия все подумали, что он с одной из них.

Курилов много лет практиковал йогу. Тренировка дыхания спасла его от гибели в океане Вместе со знакомым астрономом из числа пассажиров они «ради развлечения» определяли маршрут по звездам, а однажды Курилов сумел проникнуть в рубку и увидел координаты на карте.

Так, «на ходу», он и вычислил место, где нужно спрыгнуть. В ночь побега сильно штормило, но Курилов был рад – если обнаружат его пропажу, то не смогут послать за ним лодку. Прыгать пришлось в кромешной тьме с высоты 14 метров, это был риск, чреватый ушибами, переломами и даже смертью. Дальше была сплошная борьба один на один со стихией – почти трое суток без сна, еды и питья и даже без компаса, с одними лишь ластами, трубкой и маской. Через сутки лайнер все же повернул за пропавшим пассажиром – Курилов видел огни и шарящие по воде прожекторы. Ночью Курилов ориентировался по звездам, днем сбивался с курса. Его не раз относило далеко в сторону сильным течением, в том числе почти у самого берега, когда до него было рукой подать. В конце концов, преодолев вплавь почти 100 км, он оказался на песчаном пляже филиппинского острова Сиаргао и сразу потерял сознание. Его нашли местные жители. Дальше были расследование и 6 месяцев в филиппинской тюрьме для беженцев без документов, после чего Курилова депортировали в Канаду, где жила его сестра с мужем-индусом. Пока он получал канадское гражданство, в СССР его заочно осудили на 10 лет за измену родине.

Как морской исследователь он объездил полмира, в середине 80-х женился на гражданке Израиля Елене Генделевой, переехал к ней, получил второе иностранное гражданство.

Итог: так случилось, что новая свободная жизнь Славы Курилова началась и закончилась в море.

Прекрасный пловец и ныряльщик, укротитель стихии, он погиб во время водолазных работ в Галилейском море (израильское озеро Кинерет) в январе 1998 года. Высвобождая подводное оборудование, он запутался в сетях и выработал весь воздух. Его подняли поверхность уже без сознания и спасти не смогли. Ему было 62 года.

Никто в СССР не знал о Лилиане Гасинской, а вот в Австралии, куда она сбежала с советского теплохода, она стала сенсацией, суперзвездой, символом десятилетия и даже вызвала политический скандал. 18-летняя украинка, дочь музыканта и актрисы, служила бортпроводницей на лайнере «Леонид Собинов», который зимой совершал круизы в Австралию и Полинезию. Пассажиры и экипаж пребывали в шикарных условиях, но под неусыпным наблюдением: палубы постоянно патрулировались, а блуждающие лучи прожекторов по ночам исключали возможность незаметной «высадки» с корабля.

Беглянка на фоне «Собинова» Гасинская улучила момент, когда на теплоходе была шумная вечеринка. В одном лишь красном купальнике она вылезла через иллюминатор в своей каюте и спрыгнула в воду. Из более-менее ценного при ней было только кольцо. Больше 40 минут она плыла к австралийскому берегу через бухту, где встречаются акулы-людоеды. Она с трудом взобралась на высокий причал, вся в синяках и царапинах, с растянутой лодыжкой, и бесцельно блуждала по набережной, пока не заметила человека, гулявшего с собакой.

Тот едва понял ее ломаный английский, но помощь оказал. Тем временем сотрудники КГБ на теплоходе подняли тревогу, к розыску немедленно подключился советский дипкорпус. Однако первыми беглянку нашли жадные до сенсаций австралийские газетчики – они обеспечили ей укрытие в обмен на интервью и фотосессию в бикини.

Статья вышла в «Дейли Миррор» под заголовком: «Русская беглянка: Почему я рискнула своей жизнью». «Девушка в красном бикини» сделалась главной знаменитостью континента, все ревностно следили за ее судьбой. Разгорелись дебаты, стоит ли предоставлять ей убежище, с ее невнятными заявлениями о «репрессиях», которые, как саркастически заметили критики, сводились к жалобам на «скучные советские магазины».

Когда ей все же разрешили остаться, поднялся протест – мол, беженцев из раздираемых конфликтами стран Азии, которые по-настоящему подвергаются гонениям, не спешат встречать так же радушно. Многие говорили, что если бы она не была «юной, красивой и полуголой», то, скорее всего, ее отправили бы назад в СССР.

Гасинская украсила обложку первого номера австралийского «Пентхауса». Материал, полный откровенных снимков, назывался так: «Девушка в красном бикини – без бикини». За обнаженную съемку она получила 15 тысяч долларов. Первым покровителем Лилианы в Австралии стал фотограф «Дейли Миррор», который ради нее бросил жену и троих детей. С его помощью она утвердилась в шоу-бизнесе: была танцовщицей диско, диджеем, актрисой мыльных опер.

В 84-м она вышла за австралийского миллионера Яна Хайсона, но через несколько лет брак распался. С тех пор она исчезла со страниц газет и интерес к ней совершенно угас.

Итог: последний раз ее имя упоминалось в светской хронике в 1991 году, когда она представляла русское и африканское искусство на выставке в Лондоне. Судя по Твиттеру, Лилиана Гасинская, которой теперь 56 лет, так и живет в британской столице, никем не узнаваемая и не желающая вспоминать о своем прошлом.

Организм человека способен на многое, я бы даже сказал на невозможное. Об этом история одного побега через океан.

Декабрь 1974 года. Тихий океан. На пассажирском лайнере «Советский Союз» танцы. На борту несколько сот счастливчиков. Это советские граждане, которым повезло в самый разгар зимы отправиться в морской тропический круиз. Только очень внимательный взгляд из всех туристов выделил бы одного не совсем обычного. Он был почти всегда один, в то время как другие пили, ели и веселились. Он часами смотрел на океан или изучал звездное небо. Вечером 13 декабря 1974 года человек выходит на верхний мостик и оглядывается. На главной палубе пассажиры танцевали, девушки ожидали приглашения на танец. Но одинокий пассажир смотрел не на них, а в темноту за бортом. Ревущий океан и ни единого огня на горизонте. Часы показывали 21:00. Через одну минуту человек спустился на корму главной палубы и сделал шаг за борт через границу государства.

В канун нового 1975 года москвичи готовились к новогодним торжествам. В предпраздничные дни из-за океана приходит сенсационная новость - побег из СССР. Гражданин Советского Союза бросился в Тихий океан с борта лайнера. После трех суток проведенных в воде он самостоятельно вышел на филиппинский берег. Но советские радиостанции и пресса молчали, а сквозь шум и помехи так называемых «глушилок» радиостанция «Голос Америки» сообщила имя беглеца. Это был Станислав Васильевич Курилов. На запрос родственников, где Стас, они получали ответ, - пропал без вести. И только через 12 лет беглец дал интервью Израилю. Скромный и застенчивый человек с неуверенным английским и обезоруживающей улыбкой. Трудно поверить, но это он совершил один из самых отчаянных и дерзких побегов из СССР за всю его семидесятилетнюю историю.

Это был прыжок с высоты пятиэтажного дома под вращающийся гребной винт. Трехдневное плавание в штормовом океане среди акул. Не одна система тренировок не гарантирует безопасность человека, который решился на такой сумасшедший поступок.

подводная лаборатория «Черномор»

И, тем не менее, серьезный опыт работы в воде и под водой у Станислава Курилова действительно был и только благодаря этому он сумел выжить. Так в 1968 году близ Геленджика на побережье проводились испытания подводной лаборатории «Черномор». Среди испытателей был и молодой океанолог Станислав Курилов. Многотонной агрегат позволял водолазам неделями жить под водой, и выходить работать на морское дно.

Задачей подводной экспедиции было выяснить, как ведет себя организм в непривычных условиях и каковы пределы возможностей человека. Акванавты в условиях повышенного давления и без солнечного света испытывали постоянные физические нагрузки.

пароход «Albert Ballin»

лайнер «Советский Союз»



Лайнер «Советский Союз» почти полвека считался самым большим пассажирский судном в СССР. По высоте корабль мог сравниться с многоэтажным домом, длина его более 200 метров, водоизмещение свыше 30 тысяч тонн. Однако в энциклопедиях о нем не писали. А причина в немецком происхождении судна. Его первоначальное название «Albert Ballin». Лайнер был построен в Гамбурге в 1925 году. В 1945 году потоплен. После войны поднят со дна Балтийского моря, а уже в 1957 году уже под именем «Советский Союз» прибыл в новый порт приписки Владивосток. Советских пассажиров поражала роскошь и убранство лайнера. Сияющий узорчатый паркет, бронзовые светильники, бассейн с подсветкой, одним словом настоящий плавучий дворец. Выбить заграничную путевку на таком лайнере для обычного советского гражданина было почти невероятное везение. Однако это везение Станиславу Курилову сопутствовало. Дождливым ноябрьским вечером он прочитал в газете «Вечерний Ленинград» небольшое объявления о том, что приглашаются все желающие принять участие в морском круизе под названием «Из зимы в лето». Это был к экватору. На лайнере было около 1200 человек туристов, и следовал он без захода в иностранный порт, к экватору без остановок, а затем назад. Этакая приятная возможность позагорать в декабре. Но будущий беглец загорать не собирался. Он легко получил путевку, ведь лайнер не будет останавливаться в иностранных портах, а значит визы для пассажиров ни к чему. Охранять их тоже не обязательно, куда пассажиры могут деться, если вокруг на многие километры сплошной океан. Представить себе, что кто-то решится прыгнуть с борта самого большого в СССР круизного лайнера, даже у опытных сотрудников государственной безопасности просто не хватило воображения.

Станислав Курилов с раннего детства мечтал о приключениях. Он воображал себя на тропическом острове. Он бредил морем, и мог часами любоваться картиной с изображенным парусником. Родителей он считал «безнадежно сухопутными людьми». Страсть Станислава к морю, они считали блажью, которая скоро пройдет. Уже в 10 лет он объявил на улице что переплывет Иртыш - огромную судоходную реку с множеством водоворотов и быстрым течением. У Славы едва хватило сил выполнить обещание, но настоящий ужас он испытает спустя 28 лет, когда окажется на расстоянии нескольких метров от вращающегося винта лайнера в открытом океане.


Лайнер «Советский Союз» вышел из порта Владивосток 8 декабря 1974 года. Станислав Курилов мысленно прощался с родиной, впрочем, окончательной уверенности в том, что он сумеет совершить побег, у него пока не было. К тому же будущий беглец не взял с собой в рейс карту Тихого океана и даже не захватил компас, что для ранее готовящегося человека является непростительной небрежностью. Через 3 дня после выхода из порта, пассажиры разгуливали по палубе в одних плавках, и загорали под южным солнцем. Большинство из них подходили к борту с опаской как к пропасти, а Станислав Курилов еще ничего толком не решивший проводил у борта все свободное время. Он часами вглядывался в линию горизонта пытаясь увидеть землю.

В 15 лет Станислав Курилов тайком от родителей едет из Семипалатинска в Ленинград, чтобы попасть на судно дальнего плавания. Он сразу же получал отказ, но впервые в жизни видит море, и дает себе клятву к нему вернуться. «Не разрешили быть юнгой, значит, буду капитаном!», - решил для себя Слава. Сомнений у путешественника не было. Он решил поступать в мореходное училище, для чего он штудирует учебники по математике и физике. Но тут его снова ждет удар - из-за близорукости, он не может пройти медицинскую комиссию. Кажется судьба его настойчиво, раз за разом пытается увести подальше от моря, но сдаваться он не намерен. Когда надежды связать свою жизнь с морем уже почти не было, Станислав Курилов вспоминает, что еще есть факультет океанологии, и поступает в Ленинградский гидрометеорологический институт. Здесь он узнает о происхождении океанских ветров и течений, а также учится читать морскую навигационную карту. Уже очень скоро от того как он применит эти знания будет зависеть его жизнь.

круизный маршрут лайнера «Советский Союз»

11 декабря 1974 года лайнер «Советский Союз» полным ходом шел к экватору. Решение о побеге Курилов еще не принял. Как и все он знал приблизительный маршрут судна. Из Владивостока на юг вдоль Корейского полуострова, мимо острова Тайвань Филиппинских островов до экватора, а затем примерно тем же маршрутом обратно. И только когда за кормой осталось Японское море, он увидел карту с обозначением пути судна. На ней был отмечен непросто маршрут лайнера, а рядом с линией пути стояли даты и даже корабельное время. Теперь беглец точно знал когда лайнер будет проходить мимо того или иного острова. Он понимал, что ни в одном из следующих рейсов такого везения уже не будет, если он действительно хочет прыгать делать это надо сейчас. Он рассчитал, что покинуть пассажирское судно может в двух точках, ведь прыгать с борта и остаться незамеченным нужно лишь ночью. Первая точка возле острова Сиаргао, вторая возле южной оконечности острова Минданао. Беглец знал, что Филиппины зона влияния США и место базирования американских военных баз, а значит, если он доплывет, обратно в Советский Союз его не вернут, тем более в разгаре холодной войны. Но он также знал, что союзные Филиппины с 70-х годов зона военного конфликта. Местные сепаратисты развернули масштабную партизанскую войну против правительственных войск.

12 декабря 1974 года карта с маршрутом уже была у Станислава Курилова в руках. Перебирая варианты побега, понимал, что лучшим местом для прыжка будет близ острова Сиаргао. Но вокруг Тихий океан открытый всем ветрам берег. Как океанолог он знал, что у острова его ждут огромные волны, к тому же слишком велик риск утонуть, разбившись о рифы. Перспектива быть съеденным акулами, утонуть и наконец, в случае особого везения доплыть и попасть в плен к сепаратистам. Только он мог назвать это благоприятный обстановкой.

Ночью 13 декабря 1974 года будет находиться вблизи от филиппинского острова Сиаргао. Это он знал благодаря найденной на лайнере карте. Та же карта позволили ему вычислить длину острова и среднюю скорость судна. Расчеты показали, что в запасе у беглеца всего 1 час. Еще раз, взвесив все за и против, Курилов принял решение прыгать. Прежде всего, он прыгнул как можно дальше от гребного винта. В воде он прижимал к груди сумку с плавательным снаряжением, в которую входили трубка, ласты и маска. Вокруг не было никаких ориентиров, кроме уходящего судна, по которому он ориентировался какое-то время. Но вскоре огни исчезли. Тогда его впервые охватил страх.


Он остановился и в течение 2 часов ждал появления звёзд. Он собрал всю свою волю и посмотрел в лицо страху. Как только на небе появились звёзды, Станислав продолжил плыть. Карту звездного неба он изучил достаточно хорошо. Главное потрясение беглеца ждало утром. На рассвете, всматриваясь вдаль, он никакого острова не увидел. Пока ещё он не знал, что всего ему придется провести в океане два дня и три ночи без еды, воды и без сна. И только чудом на этом морском пути он смог уцелеть. К вечеру первого дня плавания беглец уже отчетливо видел землю. Долгие тренировки по системе йоги дали о себе знать.

Станислав Курилов на занятии йогой - домашнее фото

После суток проведенных в воде у Славы было отличное самочувствие. Его не мучили ни голод, ни жажды. Он был готов к этому, у него был опыт голодания 36 дней. Он мог обходиться без воды две недели. Но самым сложным во время плавания было обходиться без сна. Прямо под ним находилась 10-километровая Филиппинская впадина, одна из самых глубоких в мировом океане. Это опытного пловца ничуть не пугало. Еще более удивительно его не смущали и акулы, которыми кишат эти воды. Он знал как себя с ними вести. Находясь в океане, он настолько чувствовал себя в своей стихии, что даже наслаждался видом роскошного заката. Но наступил второй день плавания, и вдруг беглец обнаруживает, что удаляется от острова, а не приближается к нему. Его сносит на юг течение, бороться с которым уже нет сил. На исходе вторых суток Курилов плыл, подчиняясь только инстинкту выживания. Земля давно скрылась из виду. Вокруг был сплошной океан. Разум пловца время от времени отключался, появлялись галлюцинации. Позже Курилов узнает, что течение, которое не дало ему приблизиться к острову, через несколько часов вынесет на берег.

филиппинский остров Сиаргао

15 декабря 1974 года местные рыбаки острова Сиаргао увидели на ночном берегу странное светящееся существо, передвигающееся по воде в дикой пляске. Туземцы в ужасе замерли, им показалось, что это посланец с того света. Но пловец испытал такое счастье, что выйдя на берег, не выдержал и начал прямо здесь танцевать. Свечение производил фарфорицирующий планктон.

В то время как пловец вышел на берег, пропажу, наконец, заметили на . Пассажирское судно возвратилось назад, и экипаж пытался найти случайно упавшего за борт туриста. И только когда о Станиславе Курилове сообщила радиостанция «Голос Америки» за дело взялось КГБ. Его осудили по статье «Об измене родине» и приговорил к десяти годам тюрьмы заочно.

Первую неделю побега Курилов провел в филиппинской тюрьме. Затем был эмигрирован в Канаду. Вместо паспорта Станиславу Курилову была выдана официальная бумага самого фантастического содержание, которым он гордился. На западе беглец наконец-то исполнил давнюю мечту. Он объездил полмира, участвовал как океанограф в десятках экспедиций, достиг Северного полюса. Словом жил той самой жизнью, о которой грезил с детства. Но мыслями возвращался назад к своему побегу. Вскоре после переезда в Канаду он начал писать книгу о проведенных трех суток в океане. В 1986 году переехал в Израиль, где женился и работал по специальности в Израильском океанографическом институте. Он погиб на острове Кинерет во время рядового погружения зимой 1998 года, вызволяя напарника из рыболовных сетей.


Вдова Станислава Курилова, Елена Генделева-Курилова, тот человек, благодаря которому мир по-настоящему узнал его историю. Собрав воедино разрозненные черновые записи, которые он вел всю свою жизнь, объединила их в книгу с названием «Один в океане», вышедший в Москве в 2004 году. Теперь на его могильном камне изображен парусник и слова, которые он любил повторять: «Для того чтобы быть счастливым ему достаточно просто видеть парусник на горизонте ».

Ощущение без причинного счастья оставляет его книга. Слава Курилов не просто совершил то, что не совершал до него никто, он ещё сумел подарить своим читателям радость, небывалую и никем не испытанную.

Во вторник, 13 декабря, исполнилось ровно 42 года со дня самого удивительного побега из СССР.

Ночью 13 декабря 1974 года на туристическом круизном лайнере "Советский Союз", курсирующем из Владивостока до экватора и обратно (без захода в порты) пропал пассажир Станислав Курилов.

Океанограф Курилов неоднократно пытался добиться разрешения поехать в зарубежную командировку, но ему все время отказывали. Невыездным он стал еще и потому, что у него были родственники за границей - родная сестра Станислава вышла замуж за индийца и уехала с супругом сперва в Индию, а затем в Канаду.

Увидев рекламу лайнера, курсировавшего из Владивостока до экватора и назад, Курилов спланировал один из самых нашумевших побегов от коммунистического режима. Поскольку за 20 дней путешествия лайнер не заходил ни в один порт, визы пассажирам не требовались.

"Советский Союз" вышел из Владивостока 8 декабря. В ночь на 13-е, примерно в 100 км от филиппинского острова Сиаргао, Курилов прыгнул в воду. Причем из-за особенностей строения корабля прыгнуть можно было только сзади, в бурун за лопастями гребного винта. Иначе Курилов напоролся бы либо на подводные крылья, либо на цистерны, предназначенные для успокоения качки.

Курилову удалось не только удачно спрыгнуть, но и проплыть 100 км к филиппинскому острову.

Путь к свободе Курилов преодолел за три дня. Без еды и воды, один в океане. Сам он говорил, что преодолеть такое расстояние ему помогли многолетние занятия йогой. 15 декабря 1974 года под ногами Курилова оказалась земля. Поскольку Филиппины в дружеских отношениях с Советским Союзом не состояли, то беглеца обратно не выдали. Однако Курилова арестовали за незаконное пересечение границы. Позже его депортивали в Канаду, где Курилов получил новое гражданство. На родине его заочно осудили на 10 лет за "измену родине".

В Канаде Курилов успел побывать разнорабочим, потом работал в канадских и американских фирмах, занимающихся морскими исследованиями. В 1986-м женился и переехал в Израиль, стал сотрудником Хайфского океанографического института.

Спустя годы, уже в 2014-м, появилась книга "Один в океане", в которой Курилов подробно описал самое удивительное и опасное путешествие своей жизни.

С точки зрения здравого смысла мои шансы добраться до берега живым выглядели так: если во время прыжка я не разобьюсь от удара о воду, если меня не сожрут акулы, если я не утону, захлебнувшись или от усталости, если меня не разобьет о рифы, если хватит сил и дыхания выбраться на берег и если к этому времени я все еще буду жив - то только тогда я, может быть, смогу поблагодарить судьбу за небывалое чудо спасения.

Погиб Курилов в своей любимой стихии - воде. В конце января 1998-го во время водолазных работ на израильском озере Кинерет (том самом, где по Библии рыбачили будущие апостолы Андрей и Петр) он освобождал вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне. Курилов запутался в сетях и выработал весь воздух.

История помнит и другие, не менее опасные и удивительные побеги.

6 сентября 1976 года из авиабазы "Чугуевка" неподалеку от Владивостока в рамках учебного полета взлетело звено истребителей-перехватчиков МиГ-25. При идеальных условиях для полета самолет под номером 31 резко набрал высоту и скрылся с радаров. Спустя несколько часов поиска кусков самолета - именно крушение было единственным очевидным вариантом событий - в частях японских ПВО была объявлена тревога.

Спустя час самолет сел в аэропорту гражданской авиации Хакодате. Старший лейтенант ВВС СССР Виктор Беленко прилетел в Японию на последней разработке советских авиаторов. Этот случай мог стать началом открытой войны между СССР и США, поскольку засекреченный МиГ-25 был вещдоком в расследовании дела Виктора Беленко, участие в котором принимали эксперты из США. Вскоре именно Штаты стали для Беленко второй родиной. А самолёт разобрали, тщательно изучили и вернули в СССР 15 ноября 1976 года. Из-за того что истребитель был в разобранном виде, СССР получил компенсацию - 7,7 миллиона рублей (около 11 миллионов долларов).

Увы, но не все случаи экстравагантных побегов завершались "хэппи эндом". Так, 27 октября 1970 года 21-летний студент крымского мединститута Николай Гилев и 20-летний студент керченского филиала севастопольского приборостроительного института Виталий Поздеев купили билеты на рейс "воздушного такси" по направлению "Керчь - Краснодар". Самолет "Морава" L 200 на 4 пассажирских места взлетел в воздух, но вскоре резко изменил направление с востока на юг - студенты уговорили пилота лететь в Стамбул, воздушное пространство с которым не так давно открыли. После удачного приземления студентов ждало разочарование: для США, куда они незамедлительно обратились за политическим убежищем, они не представляли большой интереса. Спустя почти год ожидания положительного вердикта от посольства Штатов к Гилеву и Поздееву приезжает корреспондент ТАСС с письмами от родных. Надавив на больные места морально истощенных студентов, "журналист" уговаривает их вернуться, обещая условный срок и мирное возвращение в ряды студентов. Домой беглецов везли через Грузию, где для них даже накрыли банкет. Однако веселье закончилось наручниками и реальным сроком в 10 и 12 лет.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант