Юридический портал. Льготный консультант












1 из 11

Презентация на тему: Утомление и меры его предупреждения

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Из истории изучения утомления В петербургском Психоневрологическом институте (основан В. М. Бехтеревым в 1907 г.) под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского был выполнен ряд экспериментальных исследований, посвященных проблеме умственной работоспособности, утомления. Тематика их даже и по современным меркам была оригинальной и перспективной. И. Н. Спиртов экспериментально исследовал влияние музыки и цветных ощущений на мышечную работу и на кровяное давление. М. А. Минцлова экспериментально установила феномен снижения оригинальности ассоциаций при умственном утомлении. Для В. М. Бехтерева эти исследования имели не только прагматическое значение. Он рассматривал труд (его условия, содержание) как существенный социальный фактор развития, жизнедеятельности человека, как условие общественного прогресса. Развернутая программа исследований личности в труде была намечена В. М. Бехтеревым уже после Октябрьской революции в работе Центральной лаборатории труда при Институте по изучению мозга и психической деятельности. Были интересные работы в области изучения умственного утомления, проводившиеся под руководством А. П. Нечаева сотрудниками психологической лаборатории и слушателями воспитательских курсов при Педагогическом Музее военно-учебных заведений в Петербурге. Вопросы умственного утомления разрабатывались школьными врачами, педагогами, судя по публикациям в журнале "Русская школа"; с 90-х гг. XIX в. обсуждались на Всероссийских съездах по педагогической психологии и съездах по экспериментальной педагогике. Таким образом, в России, как и в странах Западной Европы, США во второй половине XIX в., а точнее, в 80-90 гг. формируется общественное движение за научное изучение труда в связи с задачами охраны здоровья трудящихся, задачами поиска способов оптимальной организации труда, в том числе и умственного труда, деятельности учащихся. Общими проблемами, существенно объединявшими целый ряд практических задач, были проблемы утомления и работоспособности человека. Если раньше основное внимание ученых концентрировалось на энергетической стороне физической работы, то сегодня главными становятся проблемы нервного напряжения и изыскание способов предупреждения высоких степеней состояния напряжения, увеличивающих ошибки, снижающих производительность труда, приводящих к переутомлению и иногда к заболеваниям.

№ слайда 3

Описание слайда:

Утомление и переутомление Утомление обычно возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и характеризуется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление условно. Умственное утомление проявляется в снижении продуктивности интеллектуального труда, ослаблении внимания.Физическое утомление характеризуется нарушением функций мышц: снижением согласованности и ритмичности их работы, интенсивности и скорости движений. Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга.

№ слайда 4

Описание слайда:

В чем заключаются первые признаки утомления и переутомления? Начальные признаки переутомления довольно трудно определить, но чаще они выражаются так: С каждым разом выполнение привычной, обыденной работы, которая раньше получались без особых усилий, становится все более трудным. Постепенно начинает пропадать желание что либо делать, работать. Появляются учащенное сердцебиение, одышка, усталость и боль в мышцах (суставах), большая потливость, значительное покраснение кожи, нарушение координации при выполнении упражнений и невнимательность. Восстановление дыхания и частоты сердечных сокращений после работы происходит более медленно, а чувство усталости наступает быстрее. При переутомлении дыхание осуществляется поверхностно - через рот, появляются головные боли, иногда тошнота и рвота, настроение становится подавленным.

№ слайда 5

Описание слайда:

Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня: исключить недосыпание, умело подбирать нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых. В повышении работоспособности и предупреждении утомления существенную роль играет минимизация усилий, затрачиваемых на поддержание позы тела, удержание инструмента, приборов и т.п. Выбор оптимальных условий трудовой деятельности, необходимая конструкция инструментов, оснащение рабочего места: положение стола, сидения; условий освещенности; температуры в помещении. Предупреждение вредного воздействия производственных факторов: шума, вибрации, давления, влажности воздуха, действие различных химических веществ и других производственных факторов с целью оздоровления условий труда и профилактики профессиональных заболеваний - занимается специальная отрасль науки гигиена труда.

№ слайда 6

Описание слайда:

Меры психологической профилактики утомления Чрезвычайно важными для поддержания оптимальной работоспособности, предупреждения нежелательных степеней напряжения являются удовлетворение результатами труда и другие моральные факторы, проявляющиеся в новом отношении к труду, породившем в свое время стахановское движение, развертывании социалистического соревнования, ответственности каждого за дело коллектива.

№ слайда 7

Описание слайда:

Меры предупреждения утомления и повышения работоспособности Для снижения утомления при выполнении локальной мышечной работы рекомендуется осуществлять следующие мероприятия:Уменьшать число движений и статическое напряжение за счет изменения технологии применения средств малой механизации.Снижать величину усилий при выполнении трудовых операций -рационализировать режимы труда и отдыха.Чрезвычайно важным является нормализация режима труда и отдыха. С физиологической точки зрения целесообразной является пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями подряд. Такой режим выходного дня снижает физиологические затраты на 12%. Желателен двукратный отпуск в течении одного года работы.Так же очень важна эргономическая составляющая трудового процесса.

№ слайда 8

Описание слайда:

Переутомление в клинике делят на нечетко отграниченные друг от друга три стадии I стадия Для нее характерно отсутствие жалоб или изредка человек жалуется на нарушение сна, выражающееся в плохом засыпании и частых пробуждениях. Весьма часто отмечается отсутствие чувства отдыха после сна, снижение аппетита, концентрации внимания и реже -снижение работоспособности. Объективными признаками заболевания являются ухудшение приспособляемости организма к психологическим нагрузкам и нарушение тончайших двигательных координаций. силой). Никаких объективных данных нет. При переутомлении I стадии следует снизить психологическую нагрузку и изменить режим дня на 2-4 недели, а именно уменьшить общий объем нагрузки, исключить длительные и интенсивные занятия. Основное внимание в режиме дня уделить общей физической подготовке, которая проводится с небольшой нагрузкой. В процессе улучшения общего состояния режим постепенно расширяется и через 2-4 недели он возвращается к прежнему объему.

№ слайда 9

Описание слайда:

Переутомление в клинике делят на нечетко отграниченные друг от друга три стадии II стадия. Для нее характерны многочисленные жалобы, функциональные нарушения во многих органах и системах организма и снижение физической работоспособности. Так, люди предъявляют жалобы на апатию, вялость, сонливость, повышенную раздражительность, на снижение аппетита. Многие люди жалуются на легкую утомляемость, неприятные ощущения и боли в области сердца, на замедленное втягивание в любую работу. В ряде случаев такой человек жалуется на потерю остроты мышечного чувства, на появление неадекватных реакций на физическую нагрузку. Прогрессирует расстройство сна, удлиняется время засыпания, сон становится поверхностным, беспокойным с частыми сновидениями нередко кошмарного характера. Сон, как правило, не дает необходимого отдыха и восстановления сил. Часто эти люди имеют характерный внешний вид, выражающийся в бледном цвете лица, впавших глазах, синеватом цвете губ и синеве под глазами. При переутомлении II стадии занятия на 1-2 нед. заменяются активным отдыхом. Затем в течение 1-2 мес. проводится постепенное включение в обычный режим, как это описано при лечении I стадии переутомления. Все это время запрещается нарушение режима труда и отдыха.

№ слайда 10

Описание слайда:

Переутомление в клинике делят на нечетко отграниченные друг от друга три стадии III стадия. Для нее характерно развитие неврастении гиперстенической или гипостенической формы и резкое ухудшение общего состояния. Первая форма является следствием ослабления тормозного процесса, а вторая-перенапряжения возбудительного процесса в коре головного мозга. Клиника неврастении характеризуется повышенной нервной возбудимостью, чувством усталости, истощаемостью, быстрой утомляемостью, апатией и сонливостью днем утомления, общей слабостью и бессонницей. В III стадии переутомления первые 15 дней отводятся на полный отдых и лечение, которые следует проводить в клинических условиях. После этого человеку назначается активный отдых. Постепенное включение в обычный режим дня проводится еще 2-3 мес. Все это время запрещается большая психологическая или физическая нагрузка. Необходимо проводить витаминизацию организма, особенно витамином С, комплексом витаминов группы В и витамином Е.

№ слайда 11

Описание слайда:

Выводы Для предупреждения возникновения переутомления необходимо правильный здоровый образ жизни, соблюдать режим дня: исключить недосыпание, умело подбирать нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых и т.п. Немаловажно находиться в хорошем расположении духа, уметь радоваться своим успехам и успехам окружающих, быть оптимистом. Лечение переутомления будет успешным только в тех случаях, когда устраняются все причины, вызвавшие ее, и нагрузка приводится в соответствии с общим режимом жизни.

Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся: стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки; несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся; несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса; отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.


Причины, вызывающие утомление учащихся. профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей; негативные особенности традиционной системы школьного обучения; перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса; переполненность классов учащимися (более 20 человек) затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса; несоблюдение гигиенических условий в школе и классах; нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.


Признаки переутомления Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания; Расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.); Стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства); Снижение иммунитета.


Причины переутомления учебные перегрузки, т.е. необходимость в ограниченное время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из разных областей знаний, что превышает возможности детского организма, если не вводить его в форсированный режим деятельности, т.е. в состояние психофизиологического перенапряжения; невозможность (или ограниченные возможности) индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной нагрузки на учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей, состояния здоровья;


Неоптимально составленное расписание уроков, постоянно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели; недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности школьников; обучение во вторую смену, что особенно часто вызывает состояния переутомления у учащихся пятых классов и школьников, относящихся к типу «жаворонков».


Внешние признаки усталости ученика: частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.


Домашние задания Перегрузку учащихся могут вызывать: чрезмерно большое домашнее задание; чрезмерно трудное домашнее задание; несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания; неумение учащихся правильно оформить выполненное задание. Основная причина перегрузки объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.


Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений вырабатывающих этот навык. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования. Методика проверки домашней работы учащихся должна быть чрезвычайно гибкой, а ее формы разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней


Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах: В первом классе – до 1 часа; Во втором классе – до 1,5 часа; В третьем-четвёртом классах – до 2 часов; В пятом-шестом классах – до 2,5 часов; В седьмом классе – до 3 часов; В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.


Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.


Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.


Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.


Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе. Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой- то период. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которое уже выполнялись учащимися на уроке самостоятелен. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке. Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать. Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.


Снять усталость за одну минуту. 1. Сильно и энергично потрите ладони одна об другую. Выполняйте 5 секунд. 2. Потрите разогретыми в предыдущем упражнении пальцами рук щеки вверх-вниз. Делайте это 5 секунд. 3. Постучите кончиками пальцев по макушке головы. Продолжительность та же - 5 секунд. 4. Сожмите пальцы в кулак и энергично погладьте верхнюю и нижнюю части предплечья. Сделайте это упражнение по 3 раза для левого и правого предплечий.


Зарядка, снимающая усталость. - Положить кисти на плечи и медленно вращать руками так, чтобы локти описывали в воздухе небольшие окружности (10 раз). Столько же раз повращать их в обратном направлении. - Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Глядя прямо перед собой, вращать бедрами по окружности (10 раз), не отрывая стоп от пола. Повторить то же в обратном направлении.


Встать прямо, ноги на ширине плеч. Медленно подняв кисти ладонями вверх на высоту плеч, вращать их так, чтобы они описывали небольшие окружности (10 раз). Повторить в обратном направлении. - Встать прямо, ноги на ширине плеч. Медленно разведя руки в стороны (ладонями вниз), описывать ими окружности. Вращательные движения увеличивать до тех пор, пока не включатся плечевые суставы.


Встать прямо, ноги на ширине плеч. Плавно подняв руки, представить, что держите над головой надувной пляжный мяч. Вращать воображаемый мяч десять раз в одном и другом направлениях. Последнее упражнение для достаточно разогретых мышц. - Встать прямо, ноги на ширине плеч. Руки над головой описывать ими окружности, как в предыдущем упражнении. Круги все шире и шире, по кругу начинает работать все тело: при наклоне вперед выдох, при взлете рук вдох. Выполняется упражнение не больше трех минут (при головокружении прекратить).


Минутка - и нет усталости. Специалисты рекомендуют проводить физкультминутки непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Упражнения должны выполняться с учетом нагрузки для всех групп мышц. Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук рекомендуют следующий комплекс упражнений. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение - сидя на стуле. 1. Голову наклонить направо. 2. Вернуться в исходное положение. 3. Голову наклонить налево. 4. Вернуться в исходное положение. 5. Голову наклонить вперед, плечи не поднимать. 6. Вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза в медленном темпе. Исходное положение - сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы направо. 2. Вернуться в исходное положение. 3. Поворот головы налево. 4. Вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.


Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук. Исходное положение - стоя, руки на поясе. 1. Правую руку вперед, левую вверх. 2. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями, голову наклонив вперед. Затем повторить 3-4 раза. Темп средний. Исходное положение - сидя, кисти тыльной стороной на поясе свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем опустить руки вниз и расслабленно потрясти. Темп медленный. Исходное положение - сидя, руки вверх. 1. Сжать кисти рук в кулак. 2. Разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.


Воспитание правильной осанки. за столом (партой) Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка.


При письме Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30. Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.




Стоя Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки.

Объективные же изменения физиологических показателей появляются уже после двух часов работы. Чтобы их не допускать, по крайней мере, после двух часов непрерывной работы с дисплеем нужно делать перерывы. Во время перерывов необходимо проводить гимнастику для глаз, самомассаж и физические упражнения.

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ

Для профилактики зрительного утомления во время работы предлагаем Вам использовать следующие рекомендации. Перед началом работы установите регуляторы яркости и контрастности изображения в наименьшее положение, при котором Вы еще можете комфортно считывать информацию. В дальнейшем (по мере наступления зрительного утомления) увеличивайте яркость (контрастность) для достижения оптимальных условий зрительного восприятия. Не смотрите подолгу пристально на экран. Глаза должны постоянно перемещаться по экрану, а не фиксироваться на какой-либо его части. Старайтесь периодически (через каждые 3-5 мин) переводить взгляд (на 3-5 с) с экрана монитора на самый дальний предмет в комнате или (что существенно лучше) на отдаленный объект за окном. При чтении с экрана старайтесь после каждой строки моргнуть, а после каждого большого абзаца - поднять глаза и посмотреть на 2-3 с вдаль. При вводе информации старайтесь не читать только что написанные слова (буквы). Во всех случаях, даже в момент интенсивной мыслительной работы, введите привычку регулярно (через 3-5 с) моргать (мягко, без усилий и только веками). Регулярно (через каждые 2 часа работы) выполняйте комплексы расслабляющих упражнений.

Упражнения для глаз

Выполняется сидя. Перемещайте взгляд из угла в угол дисплея. Движение глаз должны быть частыми и совершаться без усилий.

Выполняется сидя. Найдите дальний объект за окном, сосредоточьтесь на нем и рассматривайте его в деталях.

Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с. Затем открыть глаза на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

Выполняется стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 с, поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Выполняется сидя. Закрыть веки, затем массировать круговым движением пальца: верхнее веко - от носа, к наружному краю глаза, нижнее веко - от наружного края к носу, затем наоборот. Продолжительность 1 мин.

Выполняется стоя. Голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую руку в сторону. Медленно передвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем, затем то же - слева направо. Повторить 10-12 раз.

Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза, спустя 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3--4 раза.

Выполняется сидя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 с затем перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Упражнение повторить 6-8 раз.

Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять полусогнутую правую руку вверх, медленно передвигать палец сверху вниз и следить за ним глазами, затем то же при движении пальца снизу вверх. Повторить 10-12 раз.

Выполняется сидя. Голова неподвижна. Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо, производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за концом пальца, то же при движении левой рукой против часовой стрелки. Повторить 3-5 раз.

Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза вверх, опустить их книзу, повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону. Повторить б-8 раз.

Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать круговые движения против часовой стрелки. Повторите 3-5 раз.

Выполняется сидя. Глаза закрыты. Голова неподвижна. Поднять глаза, опустить глаза, повернуть глаза вправо, повернуть глаза влево. Повторить 6-8 раз.

Вы можете также выбрать любое упражнение, входящее в предложенные ниже разгрузочные комплексы.

Разгрузочный комплекс 1

Задание 1. Положите кончики пальцев на виски. 10 раз быстро и легко мигните с максимальной скоростью (не зажмуривайтесь, Вы не должны чувствовать движения под кончиками пальцев). После интенсивного и легкого мигания закройте глаза и сделайте 2-3 глубоких вдоха. Повторите 3 раза.
Задание 2. Посмотрите на кончик носа (на счет 1-4), затем вдаль (на самый отдаленный предмет) (на счет 5-8). Повторите 5 раз.
Задание 3. Тремя пальцами надавите 3 раза под бровями по верхнему краю глазницы, стараясь, чтобы ногти не касались кожи и направляя движение вверх. То же самое сделайте по нижнему краю глазницы, направляя движения вниз.

Разгрузочный комплекс 2

Задание 1. Глубоко вздохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Задержите дыхание на 2-3 с и старайтесь не расслабляться. Быстро выдохните, широко открыв глаза, и не стесняйтесь выдохнуть громко. Повторите 5 раз.
Задание 2. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно чувствуя напряжение глазных мышц, переведите глазные яблоки в крайнее левое положение, затем медленно с напряжением переведите глаза вправо (не следует щуриться, напряжение глазных мышц не должно быть чрезмерным). Повторите 10 раз.
Задание 3. Сядьте удобно и подушечками указательных пальцев надавите в течение 5 сек трехкратно с перерывом в 1-2 сек на следующие четыре точки на обоих глазах: точка 1 расположена на расстоянии 0,3 см от внутреннего угла глаза, точка 2 расположена на нижнем крае глазницы на уровне зрачка, точка 3 расположена на расстоянии 0,5 см от наружного края глаза, точка 4 расположена на расстоянии 0,5 см от наружного конца брови в углублении.

Разгрузочный комплекс 3

Задание 1. Массируйте закрытые веки с помощью круговых движений пальца (верхнее веко - от носа к наружному краю глаза, нижнее веко - от наружного края к носу), затем наоборот.
Задание 2. Поднимите глаза вверх, затем опустите их книзу. Поверните глаза в правую, затем в левую сторону. Проделайте круговые движения глаз по и против часовой стрелки. Повторите 5 раз.
Задание 3. Посмотрите на кончик пальца, удерживаемого по средней линии лица на расстоянии 30 см от глаз (на счет 1-4), затем максимально вдаль (на счет 5-8). Повторите 10 раз.

Пальминг

Сложите чашкообразно ладони рук и положите одну ладонь руки на другую крест-накрест, так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. Поднимите руки в таком положении и мягко опустите их вниз вдоль лица на переносицу, при этом место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков. Окончательно подберите положение ладоней, позволяющее свободно открываться и закрываться глазам, а также исключающее возможность проникновения света, проверить, направив взгляд на источник света. Обратите внимание на то, чтобы выполнение упражнения не сопровождалось каким-либо мышечным напряжением. В этих целях в домашних условиях очень удобна полужесткая подушечка, которая подкладывается под локти при положении сидя или лежа на животе. Если же Вы сидите за столом, то необходимо согнуться в пояснице, отодвинув немного стул от стола, так чтобы позвоночник и шея находились на одной прямой. Помните, что основная задача - избежать излишнего напряжения. Мягко закройте глаза.
Вторым, и наиболее трудным, этапом выполнения является психическое расслабление. Возможно, что перед Вашими закрытыми глазами предстанут довольно разнообразные калейдоскопические явления - штрихи, кружки, пятна, отражающие возбуждение зрительных центров мозга. Ваша цель - достигнуть совершенно черного поля перед глазами. При этом степень черноты, подобно манометру в паровозе, указывает на глубину расслабления. В этой связи необходимо усвоить ряд важных замечаний, от которых будет зависеть успешность выполнения упражнения.
Не пытайтесь прочувствовать глаза, то есть не обращайте внимание на глаза как на физические органы, так как они практически не поддаются волевому управлению.
Не следует добиваться черноты поля путем приложения усилий, то есть пытаться обязательно разглядеть черное. Это приведет только к усилению напряжения и обратному эффекту. Помните, что чернота появится автоматически, как только будет достигнута необходимая для этого степень расслабления тела и психики.
Правильность и законченность выполнения упражнения характеризуется абсолютно идеальным воспоминанием цвета любого объекта, наличием перед закрытыми и прикрытыми ладонями глазами совершенно черного поля, а также немедленным улучшением зрения при открытии глаз. Повысится острота зрения и снизятся симптомы зрительного дискомфорта. Обычно, чем дольше упражняться, тем более глубокого оттенка черного можно добиться. В то же время в ряде случаев помогают непродолжительные, но частые занятия. Следует апробировать оба варианта тренировки и выбрать лучший.
Следует еще раз подчеркнуть необходимость при выполнении упражнения не столько физического, сколько психического расслабления при отсутствии напряжения и излишней концентрации внимания. Именно поэтому для достижения эффекта Вам потребуется найти для себя оптимальный путь к расслаблению зрения.

Часы

Самомассаж точек проводится в положении сидя. Перед процедурой кончиком указательного пальца нащупайте указанные точки; при этом во время надавливания на них Вы должны ощутить болезненность, чувство ломоты или распирания. В точках, расположенных вблизи глаза, добиваться сильных болезненных ощущений не следует.
Массируйте одновременно каждую точку справа и слева кончиками указательных или больших пальцев. Движение пальца вращательное или слегка вибрирующее. Давление должно быть умеренным с легким нарастанием и последующим расслаблением. В целях профилактики зрительного утомления (рис.2) общая процедура включает в себя последовательный массаж следующих точек:

ТОЧКА № 1. Расположена на внутренней поверхности предплечья на расстоянии трех пальцев выше складки запястья. Время массажа - 2-3 мин.
ТОЧКА № 2. Расположена на задней поверхности шеи между мышцами и затылочной костью. Время массажа - 2-3 мин.
ТОЧКА № 3. Расположена на расстоянии 0,3 см от внутреннего угла глаза. Время массажа - 1 мин.
ТОЧКА № 4. Расположена на нижнем крае глазницы на уровне зрачка. Время массажа - 1 мин.
ТОЧКА № 5. Расположена на расстоянии 0,5 см от наружного края глаза. Время массажа - 1 мин.
ТОЧКА № 6. Расположена на расстоянии 0,5 см от наружного конца брови в углублении. Время массажа - 1 мин.

Точечный массаж повторяется через каждые 2-3 часа работы или при возникновении жалоб на зрительное утомление.

ПРОФИЛАКТИКА ОБЩЕГО УТОМЛЕНИЯ

К начальным признакам общего утомления относятся появление усталости, раздражительности и возникновение желания быстрее закончить работу, т.к. становится труднее сосредоточиться на конкретной задаче. При ухудшении состояния могут наблюдаться головные боли, головокружение, немотивированная тревога, а также неприятные ощущения в области сердца.

Для профилактики указанных расстройств необходимо соблюдать следующие правила :

Делайте обязательные перерывы в работе по возможности через каждые 30-60 мин. После 2-х часов работы (или после 1 часа интенсивной деятельности) перерыв является строго обязательным. Не следует использовать для разгрузки компьютерные игры, поскольку они не снимают утомление и не дают полноценного отдыха.
Длительность таких перерывов составляет 10-15 минут. Во время этих перерывов не поленитесь выполнить полностью любой из разгрузочных комплексов, описанных в предыдущих и последующих разделах.
Соблюдение перерывов во время работы лежит на основе всех профилактических мер. Это элементарное правило оказывается очень важным для здоровья и работоспособности, хотя зачастую с большей легкостью меняют компьютер, чем находят время и желание сделать перерыв и выполнить несколько простых упражнений.

Следите за своей позой во время работы. Позвоночник называют линией жизни. Нарушения кривизны позвоночника затрудняют работу всего организма, создают излишнее напряжение функциональных систем и приводят к быстрому развитию общего утомления. Правильная поза подразумевает, что спина несколько прогнута вперед, при этом избегайте сползания вперед по сиденью стула или опускание (прогибание) средней части спины по спинке стула. Старайтесь сидеть вертикально прямо, задняя поверхность бедер должна соприкасаться с сиденьем, колени расположены на уровне или ниже бедер.
Не закрепощайте тело, старайтесь, чтобы все движения были легкими и непринужденными, держите Ваши руки и плечи максимально свободно.

Следите, чтобы дыхание во время работы было естественным и регулярным, ни в коем случае дыхание нельзя замедлять.

Держите Ваши руки и плечи максимально свободно.

Не оставляйте руки на столе во время паузы в работе.

При печатании давление на клавиши должно быть минимальным.

Располагайте мышь так, чтобы Ваша кисть не была изогнута в запястье. На протяжении дня старайтесь управлять мышью то правой, то левой рукой. При перемещении мыши старайтесь удерживать кисть и предплечье в одной плоскости. Не держите мышь подолгу на одном месте (даже если это необходимо), передвигайте ее на другой участок поверхности стола каждый час. Не вцепляйтесь в мышь во время работы: держите ее легко, расслабленной кистью.

Регулярно (через каждые 2 часа работы) выполняйте комплексы расслабляющих упражнений.

Предлагаем несколько коротких и простых способов снятия легкого утомления :

Согните руки за спиной, а ладони сложите пальцами вверх. Шею держите вертикально. Походите в таком положении 30-40 секунд, после чего опустите руки и расслабьте мышцы. Глубоко вдохните, задержите дыхание на 10-15 секунд и резко выдохните. Подышите так 1-2 мин.

Усложнив немного предыдущее задание, Вы добьетесь лучших результатов. На вдохе (во время задержки дыхания) сожмите руки в кулаки и напрягите мышцы рук, спины и живота, а во время резкого выдоха расслабьте все мышцы и встряхните руками. Повторите несколько раз. Вы можете также выбрать любое упражнение, входящее в предложенные ниже разгрузочные комплексы. Для снятия общего утомления выраженной степени предлагаем специальные разгрузочные комплексы, которые выполняются в течение 10-15 минут. Перед тем, как приступить к выполнению заданий, примите удобное положение и сконцентрируйте внимание на собственном состоянии.

Разгрузочный комплекс 1

Задание 1. Выполните легкое поглаживание головы обеими ладонями так, словно приглаживаете волосы сзади: двигайтесь по затылку от макушки к плечам.
Задание 2. Сделайте вдох. Задержите дыхание и сожмите руки в кулаки. Напрягите мышцы рук, живота, спины. Выдохните и полностью расслабьте все мышцы.
Задание 3. Сидя, корпус прямой, руки опущены. Делая глубокий вдох, поднимите руки вверх и потянитесь 4 раза. Вместе с полным выдохом опустите руки вниз, расслабьте мышцы, округлите спину.

Разгрузочный комплекс 2

Задание 1. Подушечками пальцев обеих рук погладьте свое лицо, медленно двигаясь от середины лба по щекам к подбородку.
Задание 2. Сделайте вдох, медленно считая до 4-х. Сделайте выдох, медленно считая до 4-х. Задержите дыхание. Сделайте снова вдох и продолжайте выполнять упражнение.
Задание 3. Сидя удобно, опустите руки вниз. Выполните несколько круговых движений плечами, вращая их сначала назад, а затем вперед. Дышите произвольно.

Разгрузочный комплекс 3

Задание 1. Положите руки на голову так, чтобы кончики слегка согнутых и растопыренных пальцев находились в области макушки. Сделайте круговые растирания волосистой части головы.
Задание 2. Сидя на стуле, выпрямите спину и скрестите ноги. Дышите неглубоко через нос. При вдохе приподнимайте пальцем кончик носа и одновременно с закрытым ртом как бы разжевывайте резинку. При выдохе выпускайте воздух узкой струей через рот.
Задание 3. Сядьте удобно, положите одну ногу на другую, руки поставьте на пояс. Выполните 4 круговых вращения ступни внутрь, а затем повторите упражнение, вращая ступню наружу. Покачайте расслабленной ногой. Поменяйте ноги местами, выполните те же упражнения с другой ногой. Дышите произвольно.

Комплекс упражнений для снятия явлений длительной статической нагрузки позвоночника

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка (положение стоя, ноги - на ширине плеч, руки - на поясе). На счет "раз" - поворот туловища вправо с одновременным разведением рук в стороны. На счет "два" и "три" - пружинящие движения разведенных рук в направлении назад с одновременным сведением лопаток. На счет "четыре" - возвращение в исходное положение. То же самое - с поворотом туловища влево. Упражнение выполняется 5-6 раз.
Упражнение 2. Исходное положение - основная стойка. На счет "раз" правая рука поднимается вверх до упора, левая - вниз до упора. На счет "два" и "три" - рывки руками с одновременным прогибанием спины. На счет "четыре" - возвращение в исходную позу. На счет "пять" - смена положения рук (правая - вниз, левая - вверх), на счет "шесть" и "семь" - рывки руками с одновременным прогибанием спины, на счет "восемь" - возвращение в исходное положение. Упражнение выполняется 6-7 раз.

Упражнения для кистей рук

Упражнение 1. Растереть наружные и внутренние поверхности ладоней до ощущения тепла.
Упражнение 2. Пружинистыми нажатиями большим пальцем левой руки отгибать назад каждый палец правой руки. По четыре нажатия на каждый палец. Поменять руки.
Упражнение 3. Соединить пальцы обеих рук между собой, ладони обращены друг к другу тыльными сторонами и слегка расставлены. Вдавливать пальцы рук друг в друга на счет 1-5. Расслабить кисти рук, потрясти ими на счет 6-9.
Упражнение 4. Кисти постепенно сжимать в кулаки, все крепче и крепче на счет 1-6. Встряхнуть кистями, расслабиться на счет 7-9.
Упражнение 5. Руки выпрямлены в стороны, кисти слегка сжаты в кулаки. Выкинуть пальцы, сильно напрягая их удерживать напряжение на счет 1-6. Опустить кисти, расслабиться на счет 7-9.

Самомассаж биологически активных точек (БАТ)

В целях профилактики общего утомления (рис.3) процедура включает в себя последовательный массаж следующих точек:

ТОЧКА № 1. Расположена на внутренней поверхности предплечья на расстоянии трех пальцев выше складки запястья (рис.2). Время массажа - 2 мин.
ТОЧКА № 2. . Расположена сбоку на уровне между первым и вторым шейными позвонками на границе волосистой части головы, во впадине у наружного края трапециевидной мышцы. Время массажа - 1,5 мин.
ТОЧКА № 3. Расположена в центре мочки уха. Время массажа - 1,5 мин.
ТОЧКА № 4. Расположена в середине брови. Время массажа - 1 мин.
ТОЧКА № 5. Расположена у основания верхнего внутреннего края брови. Время массажа - 1 мин.
ТОЧКА № 6. Расположена в центре надпереносья в углублении, прощупываемом между бровями. Время массажа - 1 мин.
ТОЧКА № 7. Расположена в 2 см ниже середины нижнего края глазницы. Время массажа - 1,5 мин.
ТОЧКА № 8. Расположена на тыле кисти, в углу, образованном наружными концами I и II пястных костей, в ямке вблизи от II пястной кости. Время массажа - 1,5 мин.

Зрительная утомляемость знакома почти всем, кто долгое время работает за компьютером или проводит дни за работой над документами. Точно так же, как наше тело не создано для постоянного нахождения в статическом напряженном положении, наш зрительный аппарат не создан для долговременной однообразной нагрузки. И тот факт, что в наше время большая часть подобной работы выполняется с помощью всевозможных гаджетов, только усугубляет проблему.


Зрительная утомляемость (астенопия) – это состояние, характеризующееся группой однородных симптомов, связанных со зрительным дискомфортом. Так как это не болезнь, астенопию не лечат, а предупреждают, принимают меры профилактики. Несмотря на несколько несерьезный статус зрительной утомляемости, офтальмологи не советуют ее игнорировать. Во-первых, она сопровождается болезненными и неприятными симптомами, которые способны значительно ухудшить ваше самочувствие, снизить эффективность вашей работы: когда сильно болят глаза, сконцентрироваться уже просто невозможно. Во-вторых, хроническая астенопия может приводить к развитию ряда серьезных зрительных нарушений – косоглазия, конъюнктивита и т.д. Кстати, эта связь работает и в обратную сторону: появление симптомов зрительной утомляемости всегда вероятнее у тех, кто уже страдает нарушениями зрения.

Симптомы астенопии

Название зрительной утомляемости говорит само за себя: в первую очередь, вы ощущаете именно сильную усталость глаз – такую же, которая возникает, например, в мышцах ног после долгой и плохо переносимой вами нагрузки. Кроме того, астенопию можно узнать и по ряду дополнительных симптомов:
Слезотечение (при отсутствии других причин его появления – дыма, ветра и т.д.).
Ощущение пелены перед глазами, затуманенность изображения. Расфокусировка зрения, невозможность получить четкую картинку.
Сухость, чувство песка в глазах, похожее на то, которое появляется при синдроме сухого глаза. Резь в глазах.
Искажение изображения, мелькающие перед глазами звездочки.

Боль вокруг глаз – такая, словно болит вся верхняя часть лица, головы.
В целом, вы плохо видите, у вас болят глаза и голова, возникают те или иные деформации и нарушения картинки.

Причины зрительной утомляемости разнообразны: среди них и чрезмерная зрительная нагрузка, и другие , и врожденные патологии глазных мышц, и общие заболевания. В зависимости от причин, вызвавших проблемы, выделяют несколько разновидностей астенопии :

Мышечная . При мышечной астенопии симптомы появляются из-за систематического напряжения зрительных мышц. Чрезмерность этого напряжения возникает либо из-за внешних причин (слишком большая зрительная нагрузка), либо из-за болезней глаз, при которых мышцы глазодвигательного аппарата работают «сверх нормы» для обеспечения наилучшего – в данных условиях – зрения.

Аккомодационная . Этот вид астенопии возникает на почве уже существующих пресбиопии (поэтому часто встречается у людей старше 45-50 лет) и . Слишком большая нагрузка на цилиарную зрительную мышцу вызывает повышенную утомляемость и соответствующие симптомы.

Астеническая . Астеническая астенопия является одним из последствий некоторых системных заболеваний организма – от инфекционных до иммунных и вызванных физическим перенапряжением. В этом случае зрение откликается на общее снижение самочувствия и энергии организма так же, как и другие системы органов, проявляя свой низкий тонус в симптомах зрительной утомляемости.

Симптоматическая . Иногда все признаки зрительной утомляемости являются лишь временным симптомом, сигнализирующим о развивающемся воспалительном процессе (внутриглазном, уха, носа). При симптоматической астенопии симптомы зрительной утомляемости могут проявляться острее и быть более внезапными.

Как лечить астенопию? Профилактика

Лечение зрительной утомляемости заключается в двух подходах:
1. Пройдите обследование у и выясните, есть ли у вас проблемы со зрением. Если причина астенопии – в болезнях глаз, то единственным способом избавиться от утомляемости будет лечение коренной проблемы.
2. Снизьте нагрузку на зрение ; делайте частые перерывы в работе, выполняйте гимнастику для глаз, давайте глазам отдохнуть, при необходимости пользуйтесь увлажняющими

Школьное утомление как основа нарушений здоровья обучающихся подготовила заместитель директора по УВР ГКООУ «Надежда» Щипанова Т.Н.




ЦЕЛЬ СЕМИНАРА:

Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса, способствующих предупреждению утомления воспитанников и сохранению их здоровья


ЗАДАЧИ СЕМИНАРА:

  • Определить факторы преждевременного умственного утомления.
  • Освоить средства повышения умственной работоспособности и предупреждения ее раннего снижения на уроке

Утомление -

временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем


  • поведенческий
  • физиологический
  • психологический

Внешние признаки утомления при умственном труде (по С.А. Косилову)


Объекты

наблюдения

У т о м л е н и е

Незначительное

Внимание

Поза

Значительное

Редкие отвлечения

Движения

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Рассеянное, частые отвлечения

Резкое

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание

Точные

Интерес к новому материалу

Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула

Неуверенные, замедленные

Живой интерес, задает вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка

Полное отсутствие интереса, апатия


Причины вызывающие утомление учащихся:

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
  • негативные особенности традиционной системы школьного обучения;
  • перегруженность школьных учебных программ;
  • несоблюдение гигиенических условий в школе и в классах;
  • нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.

  • нарушение температурного режима в помещении:
  • воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся (например, жужжание ламп дневного света);
  • недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
  • физический дискомфорт от неудобного положения тела, который обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной тактике учителя, когда дети «боятся пошевелиться»;
  • длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).


(по Н.К.Смирнову)

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Плотность урока

рациональный

не менее 60% и не более 75-80%

недостаточно

рациональный

Количество видов учебной деятельности

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

нерациональный

более 90%

не более 10 минут

11-15 минут

более 15 минут


Критерии рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову)

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 минут

Количество видов преподавания

смена через 11-15 минут

Чередование видов преподавания

не менее 3-х

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

смена через 15-20 минут

не позже чем через 10-15 минут

через 15-20 минут

Место и длительность применения ТСО

не чередуются

в соответствии с гигиеническими нормами

Чередование позы

с частичным соблюдением гигиенических норм

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

в произвольной форме

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем


Критерии рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову)

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого

Психологический климат

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Преобладают положительные эмоции

Отсутствуют

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

Преобладают отрицательные эмоции

До 30 минут


  • Трудность учебного материала
  • Насыщенность видов учебной деятельности
  • Эмоциональное состояние

Динамика работоспособности учащихся:

3-5 минут - врабатывание;

5-10 минут - оптимум, период самой высокой работоспособности;

2-3 минуты - период компенсаторной перестройки;

5-10 минут - период средней работоспособности;

оставшаяся часть времени урока - период непродуктивной работы.


  • Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.
  • Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
  • По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
  • Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
  • Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.


Профилактика школьной близорукости

Класc

Перерыв (мин)

Длительность работы с компьютером (мин)



МЕТОДИКА СЕНСОРНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ МЕНЯЮЩИХСЯ ЗРИТЕЛЬНО-СИГНАЛЬНЫХ СЮЖЕТОВ




Цвета должны соответствовать

следующим требованиям : ::

- изображается ярко-голубым цветом;

+ - коричнево-золотистым ;

- наружный овал – красным;

Внутренний овал – зеленым .




  • Гимнастика для глаз
  • Упражнения для релаксации глазных мышц (по Ше Я Линь)
  • Физкультминутки для улучшения

мозгового кровообращения

  • Физкультминутки для снятия утомления

с плечевого пояса и рук

  • Физкультминутки для снятия утомления с туловища
  • Бодрость за одну минуту по Д.В. Керни
  • Кинезиологическая гимнастика




«Если нельзя вырастить ребенка,

чтобы он совсем не болел,

то, во всяком случае,

поддерживать его высокий уровень здоровья

вполне возможно». Н.М. Амосов

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант