Tags: Что, делать, если, перешел, дорогу, похоронной, процессии
Jul 7, 2014 - Перешли дорогу похоронной процессии. ... Что мне делать? ... Старые люди говорили, что, когда идет процессия хоронить умершего, ...
Издавна принято было считать, что умереть среди своего семейства ("в своей постели"), прожив долгую, достойную жизнь, - это небесная благодать для человека. И наши предки верили, что если человек умирал быстро, легко, то душа его непременно попадала в рай. Если же тяжело мучился перед смертью, значит грехи его велики и не миновать ему ада. Считалось также, что тяжело умирают колдуны и ведьмы, если не имеют возможности передать кому-то свои знания. (и это вроде как правда, моя прабабушка была свидетельницей таких мучений деревенской колдуньи которая всеми правдами и не правдами призывала на смертном одре свою ближайшую живую родственницу и когда та все же пришла они остались вдвоем, только после чего первая испустила дух,)
Чувствуя приближение смерти, люди призывали к себе священника для исповеди. После исповеди прощались с родными, давали наказы, благословляли, "приказывали долго жить".
Среди приверженцев старой веры, напротив, считалось тяжким грехом исповедоваться у православного священника. Покаяние возможно было приносить только перед своим наставником. Случалось, что наиболее убежденные староверы уходили перед смертью из деревни и умирали где-нибудь в полном одиночестве, зачастую уморив себя голодом.
В старину в деревнях считалось, что умирать легче всего на полу, куда стелили солому, а позже - полотно. Собравшиеся вокруг родственники молча соболезновали умирающему. Громко разговаривать возле него было нельзя. Если человек мучился, старались помочь душе отлететь, открывали дверь, окно, печную трубу, ломали конек на крыше или просто поднимали верхнюю слегу на крыше дома.
Когда наступала смерть, родственники начинали громко причитать и плакать. Считалось, только что отлетевшая от тела душа находится еще в доме, рядом. Если покойный будет оплакан ("обвыт") надлежащим образом, то и душе его будет покойнее и он не станет позже беспокоить живых в видениях, думах и наяву. (в наше время священник наоборот увещевает не рыдать, не плакать, не убиваться, а иначе покойному будет тяжело уйти и не спокойно - его как бы держат на земле близкие)
Формы погребения. Ранняя форма погребений древних славян - погребение трупа в скрюченном виде, то есть в положении зародыша, - связана с идеей реинкарнации, перевоплощения умершего, его второго рождения на земле, перехода его жизненной силы (души) в одно из живых существ.
На рубеже бронзового и железного веков возникает способ погребения умерших уже в распрямленном виде.
Затем появилась кремация - сожжение трупа на погребальном костре. Этот ритуал также был связан с представлением о неистребимости жизненной силы. Новым было представление о местожительстве невидимых душ - небе, куда души попадали с дымом погребального костра. Прах сожженного покойника хоронили в земле, помещая его в урны-горшки или просто в ямы. Первоначально над каждой могилой строилось надмогильное сооружение в форме жилого дома, домовина. Именно отсюда берет начало обычай (в частности, у старообрядцев) делать над могильным крестом навершие, похожее на двускатную крышу. (а никак не защита креста от дождя или снега)
В середине первого тысячелетия обряд захоронения погребальных урн сменился захоронением в курганах - "могылах".
После крещения Руси в X веке русские переходят к захоронению умерших в земле в гробах из досок или выдолбленных колодах, которые также получили название домовин или домин.
Языческие обычаи изживались медленно. Только с XII века в славянских деревенских могилах появляются христианские символы (крестики, иконки). Разведение ритуальных костров на кладбищах, символизирующих сожжение трупа, сохранялось кое-где вплоть до XIX века, а вложение в гроб предметов, которые якобы пригодятся покойному на том свете, случается и до сих пор.
Представления о смерти. Православные похороны не несут отпечатка трагедии случившегося. Наоборот, это в большой степени радость от надежды на то, что душа умершего благочестивого человека попадет в рай, предстанет перед Богом и будет молиться там за оставшихся на земле.
В житейском же представлении смерть, безвозвратная потеря близкого и любимого человека, всегда и вполне естественно является горем, требующим своего выражения в плаче и причитаниях. В старину для придания похоронам торжественно-печальною характера существовала даже профессия плакальщиц.
Как долг первой необходимости рассматривалось присутствие в момент смерти у постели больного близких родственников. По народным поверьям, при последнем вздохе человека - испускании духа - душа расстается с телом и происходит борьба за душу между нечистой силой и ангелом, посланным Богом за душой умирающего. Предсмертные страдания объяснялись не тяжестью болезни, а тем, что умирающего в последние минуты мучает нечистая сила (черт, дьявол), она будто бы не отдает душу ангелу.
Стараясь облегчить путь души к Богу, вкладывали в руку умирающему свечу, кадили вокруг него ладаном.
Хорошей считалась смерть на Пасху, в день Христова воскресения, когда, по поверьям, открыты райские двери по аналогии с царскими вратами в храме. Легкая смерть расценивалась в народе как награда за благочестивую жизнь, трудная - как удел грешников.
Подготовка к похоронам. В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа.
Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тела умершего к похоронам, омовение, одевание, положение в гроб, ночные бдения у гроба покойного.
Погребальные обряды: вынос тела, отпевание в церкви, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.
Поминки: после похорон в доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, с трапезами и домашними молениями по умершим.
Многие предпогребальные действия имеют древнее ритуальное происхождение. Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам - сборами в дальнюю дорогу.
Омовение. Омовение имело не только гигиеническую цель, но рассматривалось и как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен уйти к Господу с чистой душой и чистым телом. Омовение совершала особая профессиональная категория людей - смывальщики.
Смывальщики. Обмывальщицы, мытницы, умывальники - везде их называют по-разному.
Обмывальщиками чаще становились старые девы и старые вдовцы, уже не "имеющие греха", то есть интимных отношений с людьми противоположного пола. Пожилой возраст обмывальщиков как бы подчеркивал, что умерший в глазах живых становится не только представителем "того света", но теперь уже и предком, принадлежностью прошлого. Мужчину обмывали мужчины, женщину - женщины. Обмыть мертвого всегда считалось богоугодным делом, способствующим прощению грехов.
Девицы, занимавшиеся "собиранием" умерших и чтением над ними Псалтири, носили темную одежду. За труд они получали белье и носильные вещи умершего.
Если не было профессиональных смывальщиков, омовение умерших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим. Правда, в некоторых деревнях было принято обмывать тело родственникам того же пола, что и умерший.
Согласно церковному поучению, матери не полагалось обмывать своего умершего ребенка, так как она обязательно будет его оплакивать, а это осуждалось как отступление от веры в бессмертие души. По христианскому вероучению, ребёнка ожидает райская жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. В народе считали, что материнская слеза "жжет ребенка".
В некоторых селах умершего раздевали перед обмыванием, раздирая на нем одежду вдоль тела, а не снимая через голову. При обмывании читали молитву.
Процедура омовения носила ритуальный характер, магическую направленность. Она совершалась на полу у порога избы. Покойника клали на солому ногами к печи.
Обмыть старались очень быстро. Обмывали обычно три человека: "один обмывает, другой посудку держит, третий поддерживает тело". Обмывание, собственно, было похоже на обтирание покойника: тряпочкой, куделькой, ватой или просто тыльной стороной руки водили по умершему сверху вниз. Смазывали глаза, нос, уши, рот, грудь, а также "во всех местах, где суставчики". Обмывали два-три раза теплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка.
На атрибуты омовения - горшок, воду, мыло, гребень - переносились свойства мертвеца, его мертвящая сила. От них старались скорее избавиться. Вода, которой мыли покойника, называлась мертвой, ее выливали в угол двора, туда, где нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на нее наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Глиняные горшки, использующиеся для омовения, выносили в овраг, на край поля, на перекресток дорог, где, как правило, стоял крест, столб, часовня (там их разбивали или просто оставляли). Солому, на которой обмывали, сжигали или бросали в лесу под елочкой, когда везли хоронить. Все это делалось с целью предотвратить возвращение покойника. Эти места считались в народе страшными.
Обмывальщикам после совершения ритуала обязательно нужно было вымыться в бане и переодеться.
Предметами омовения колдуны умело пользовались: "мертвую" воду они использовали для порчи молодоженов. Плотники заколачивали в дверной косяк при постройке дома кусок савана, когда желали беды неугодному им хозяину. Мыло, употреблявшееся для омовения покойника, в домашней медицине применяли с иной целью - подавить, умерить нежелательные явления. Жены подавали его, например, для умывания злым мужьям, чтобы их "злоба замирала", а девушки мыли им руки, чтоб кожа на них не дрябла.
Существовало поверье, что если нечистая сила сумеет подобраться к покойному, то она выкручивает ему руки и ноги. Поэтому староверы, например, перевязывали суставы умершим суровыми нитками, получался крест, и нечистая сила отступала.
Волосы покойному расчесывали гребнем, а иногда щепочкой от гроба. Затем клали их в гроб.
Одевание. В средневековой России хоронили, как правило, в белом. Это объяснялось не только влиянием христианства, которое связывало этот цвет с духовной, младенческой чистотой христианской души, - душа уходит к Богу такой, какой пришла на землю при рождении. Белый цвет одежды умершего - это натуральный цвет домотканого холста.
В начале XVII века мертвых хоронили в одежде, в которой они ходили: в кафтане, штанах, сапогах, шляпе и другом платье. Если умирал больной, его брали с постели, клали на лавку, омывали тщательно и надевали на него чистую сорочку, полотняные штаны, новые красные сапоги. Обвивали его тело в белое полотно, сделанное в виде рубашки с рукавами, складывали ему крестообразно руки на груди, сшивали полотно у изголовья, также на руках и ногах. И клали его в гроб на носилки. Если это был богатый человек или дворянин, носилки покрывали бархатом или дорогим сукном. Если же это человек не зажиточный или бедняк, носилки покрывали его собственным кафтаном из холста или другой дешевой материи. Так и несли его на кладбище.
Женщин было принято хоронить в платочках: молодых - в светлых, пожилых - в темных. Был обычай одевать девушку, умершую в расцвете молодости, в подвенечный наряд, На похоронах умершей девушки даже имитировали свадебный обряд, пели свадебные и подвенечные песни. Как девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали обручальное кольцо, между тем как женатому человеку и замужней женщине кольца не надевали.
Способ изготовления погребальной одежды подчеркивал ее предназначенность преисподнему миру. Одежда была как бы не настоящей, а лишь ее заменой, не сшитой, а лишь наметанной. Ее шили обязательно на руках, а не на машинке, нитку закрепляли, держали иголку от себя вперед; иначе покойник опять придет за кем-нибудь в свою семью. Имитированной была и обувь покойника: в кожаной обуви, как правило, не хоронили, а заменяли ее матерчатой. Когда надевали сапоги, железные гвозди из них выдергивали. Онучи, надевавшиеся с лаптями, на ногах обвязывали так, чтобы крест, образуемый шнурками, приходился спереди, а не сзади, как у живых. Таким образом придавалось как бы обратное направление движению умершего, чтобы он не мог вернуться назад в дом.
Когда-то постель умершего и одежду, в которой он умер, клали под куриный насест и держали их там в течение шести недель (пока душа умершего, по поверью, находится дома и нуждается в одежде).
Сейчас обычно вещи, принадлежащие покойному, сжигают или закапывают. А хоронить стараются в новой, еще не носившейся одежде, чтобы душа явилась на тот свет чистой. Многие пожилые люди заранее готовят себе "смертный наряд". Хотя, бывает, что хоронят и в старом - мужчин обычно в темном костюме, рубашке с галстуком, женщин - в платье или юбке с кофтой, как правило, светлых тонов. В качестве обуви обычно используют специальные тапочки (они, как и покрывало, имитирующее саван, входят в комплект похоронных принадлежностей ритуальных бюро).
Положение в гроб. В старину обмытый и обряженный покойник один или два дня лежал на лавке под образами. Тело клали в гроб только перед выносом из дома. В это время приходили прощаться с ним дальние родственники, знакомые, соседи. Для чтения псалтыря приглашались старушки-читалки, которые, помимо псалмов, исполняли духовные стихи.
Покойного, как и умирающего, ни в коем случае нельзя было оставлять одного. Считалось, что нужно стеречь его от нечистой силы, "от бесов".
Гроб. При изготовлении гроба полагалось класть в него образовавшиеся стружки. Щепу потом вывозили подальше за село и выбрасывали, а не сжигали, чтобы покойнику не было жарко на том свете. Предпочитали делать гроб из кедра, сосны, только не из осины. В местностях, богатых лесом, старались делать гробы, выдолбленные из ствола дерева.
Гроб соответственно рассматривался как последний дом умершего. Иногда даже делали в гробу застекленные оконца.
Перед тем как положить покойника, гроб обязательно окуривали дымом ладана из кадила. Гробы устилались изнутри чем-нибудь мягким: мягкая обивка, покрытая белым материалом, подушка, покрывало. Дно гроба устилали также листьями березового веника, причем "чистого", т.е. сделанного не в воскресенье. Такими же листьями набивали подушечку под голову. Некоторые пожилые женщины собирают при жизни собственные волосы, чтобы набить ими подушку.
Положение. Прежде при положении умершего в гроб принимали меры магической предосторожности. Тело брали не голыми руками, а надевали рукавицы. Избу постоянно окуривали ладаном, сор из избы не выносили, а подметали под гроб, направляя в сторону умершего. Пока готовили гроб, омытого покойника клали на лавку, застеленную соломой, в переднем углу избы так, чтобы его лицо было обращено к иконам. В избе соблюдали тишину и сдержанность.
Согласно правилам православного захоронения, положено класть в гроб мирянину, помимо нательного крестика, образок, венчик на лоб и "рукописание" - написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника. Затем покойника покрывают белым покрывалом. Гроб разворачивают по солнышку и снова ставят так, чтобы умерший был обращен к иконам ногами. На гроб ставят свечи.
Существует обычай класть в гроб вещи, которые могут якобы пригодиться умершему на том свете. В древности иногда в рот мертвецу клали несколько мелких монет, как будто для издержек в дальней дороге на тот свет, а к гробу привешивали кафтан покойника.
В знак траура в доме занавешивают зеркала, останавливают часы; из помещения, где стоит гроб с телом умершего, выносят телевизор.
За 15-20 минут до выноса гроба в помещении остаются для прощания с умершим только родные и близкие.
Проводы усопшего. Домашние проводы. Хотя теперь в городе чаще всего стараются в день смерти перевезти усопшего в морг, в православных семьях в небольших городах и деревнях, где нет моргов, сохраняется традиция ночного бдения около покойника.
Если не приглашается священник, псалтырь или другие священные книги читают верующие миряне. Но часто посиделки старушек у гроба проходят в самых обычных воспоминаниях или беседах.
Сразу после смерти стараются поставить на полочку к иконам или на окно стакан воды, накрытый куском хлеба. На поминальном обеде подобным образом оставляют рюмку водки, накрытую куском хлеба, и иногда этот символический прибор ставится у символического места покойного за столом. Наиболее типичное объяснение этому - "душа находится до шести недель дома".
В изголовье покойного зажигают свечи, их прикрепляют к углам гроба, ставят в стакан на столе, а перед иконами - лампады.
Раньше в зимнее время не спешили хоронить и ставили покойников в церковь, где духовенство служило каждодневную литургию и панихиды, и только на восьмой день предавали тело земле.
Вынос тела. Бытует мнение" что раньше 12 часов и позже захода солнца выносить покойного из дому нельзя. Существует обычай выносить тело из дому ногами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратить возвращение покойника по своему следу.
Старались сразу же после покойника занять место - на стол или стулья, на которых в доме стоял гроб, после выноса покойного сесть, а потом эту мебель на некоторое время перевернуть кверху ножками.
Существовал и такой обычай: один из родственников три раза обходил вокруг гроба стопором в руках, держа его лезвием вперед, при последнем обходе ударял обухом по гробу. Иногда при выносе покойника клали топор на порог.
Топор. Топору - оружию Громовержца - с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет "подсечена" и изгнана смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным солнечный крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения солнца и грома. Подобный топор, всаженный в двойной косяк, был неодолимым препятствием для нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жилье.
Многие народы, в том числе и славяне, старались выносить умершего не через входную дверь, служащую живым, а через окно или специально проделанное отверстие, чтобы обмануть покойника, чтобы "запутать его след".
В старину, как только покойника выносили из дома, старались вымыть одной водой всю избу: стены, лавки, даже всю посуду. Теперь моют только пол.
При выносе тела умершего из дома было принято громко плакать. Над гробом причитали не только близкие родственники покойного, но и соседи. Если родственницы не плакали, соседи брали под сомнение чувство привязанности родных к умершему.
Еще древнерусская церковь наложила запрет на народные вопли и плачи. Надгробные плачи расценивались как проявление языческих представлений об участи души за гробом, отсутствие у народа христианской веры в бессмертие души. Матери не должны были плакать по умершим детям. Однако церковный запрет в повседневной жизни не соблюдался. Петр I издал даже специальный указ о воспрещении плача на похоронах, который также не возымел действия.
Траурная процессия. Похоронное шествие возглавлял человек, несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Если умирал мужчина, впереди похоронной процессии шел с иконой мужчина, если женщина, то икону несла женщина. Перед процессией разбрасывали еловые или пихтовые ветки, а летом и цветы.
Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними - духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкие родственники. Траурную процессию замыкали соседи, знакомые, любопытные.
В русских деревнях еще в прошлом веке из суеверных соображений старались переносить гроб в рукавицах, на полотенцах, жердях, носилках.
В некоторых местах старались доставить мертвеца к месту захоронения на санях, причем даже летом.
Сидя на санях. Отсюда пошло выражение "сидя на санях", что означает "в конце жизни". Владимир Мономах так начинал свое знаменитое "Поучение": "Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться..." Перевернутые сани часто служили намогильным памятником. Но иногда сани сжигали либо оставляли до сорокового дня лежащими вверх полозьями.
При выносе покойника из дома производился обряд "первой встречи" - человеку, который первый встретил на пути похоронную процессию, вручали краюху хлеба, завернутую в полотенце. Подарок служил напоминанием, чтобы первый встречный помолился за умершего, а умерший, в свою очередь, первым встретил на том свете принявшего хлеб.
По дороге до храма и от храма до кладбища разбрасывали зерно для кормления птиц.
Похоронной процессии, по церковному уставу, полагалось останавливаться только в церкви и возле кладбища. Но, как правило, она останавливалась в наиболее памятных для покойного местах села, около дома умершего соседа, на перекрестках дорог, у крестов, которые в некоторых местностях так и назывались - покойничьими. Здесь часть провожающих покидала процессию, далее следовали преимущественно родственники.
На современных похоронах обычно не разрешают детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и закапывать могилу.
Состав современного траурного шествия обычно таков: вначале несут венки, потом крышку гроба узкой частью вперед, гроб с покойником. За гробом первыми идут родные, близкие, затем все провожающие.Метки: Содержательно
Когда мужчина на фото поправит своё здоровье и как сложатся его отношения с... Случайно перешла дорогу машине с покойником. что делать?
Умершего, то нельзя переходить дорогу впереди этой процессии. ... Я не обратил особо внимания, перешел через дорогу впереди него. ... люди, и меня забеспокоило все это, что же делать, если, не подозревая, сделал что-то не так? ... А не перебегают дорогу перед похоронной процессией скорее из...
- 2406Выбрасывание на дорогу различных предметов является способом ритуального удаления опасной и вредоносной субстанции за пределы «своего» пространства и ее уничтожения. Ритуальное уничтожение на дороге обусловлено и ее семантикой как места, где «нечистые» предметы затаптывают, а также разносят, растаскивают ногами, расчленяя вред и опасность на множество частей. При лечении болезней на дорогу выбрасывали ногти и волосы больного, предметы, бывшие с ним в соприкосновении: его полотенце, рубашку, а также предметы, на которые с помощью заговора «переводилась» болезнь: яйцо, монету, полено, камешки от печки. На дороге обмывали больных, туда выливали воду, которой мыли больного или мылись сами в Чистый четверг, чтобы быть здоровыми (в.-слав.).
Чтобы избавиться от бородавок, их обмывали водой, стекающей с морды коня во время водопоя, а воду выливали на дорогу; кровью от бородавок намазывали палку и оставляли ее на дороге. (полес.); завязывали на нитке узлы по числу бородавок и бросали на дорогу. (в.-слав.). Чтобы избавить человека от болей в спине, у него на пояснице рубили старый лапоть и выбрасывали его на дорогу, чтобы проезжающие «развозили и разносили» болезнь.
Согласно этимологической магии, болезни «проходят» так же, как по дороге проходят люди. У сербов на Пасху во время крестного хода женщины, имеющие больных детей, заворачивали их в рядно, которое бросали на дорогу, чтобы участники крестного хода прошли по нему. По представлениям в Вятской губ. колдуны с этой же целью на дорогу под ноги участникам крестного хода бросали пояса тяжело больных людей.
Для избавления от сорняков выдернутые растения бросали на дорогу в колею, чтобы их топтали люди и скотина. Схожим образом избавлялись от клопов и тараканов - их выбрасывали на дорогу завернутыми в тряпку. В брестском Полесье принято было выбрасывать на дорогу мусор после выноса покойника из дома, чтобы таким образом изгнать смерть. В дорожную колею выбрасывали залом, чтобы обезвредить его.
Выбрасывание предметов на дорогу могло быть и актом вредоносной магии, призванной передать другому лицу порчу или болезнь. Оставляя на дороге вещи больного, считали, что болезнь тогда покинет его, когда их поднимет другой человек, на которого и перейдет болезнь. Чтобы испортить свадьбу, подкладывали или закапывали на дороге яйцо, старый веник, стручок с девятью горошинами (в.-слав.), а чтобы обратить новобрачных в волков, колдун втыкал в дорогу нож острием вверх (рус.). Чтобы наслать на кого-либо чирьи, тряпками обтирали чирьи у больного, обмывали тряпки в воде, а воду выливали на дорогу, по которой должен пройти тот, кому предназначалась порча. Колдуны оставляли на дороге палку или посох, на которые предварительно «переводили» нечистую силу, находящуюся у них в услужении. Считалось, что черти перейдут к тому человеку, который поднимет этот посох. В связи с этим существовал запрет поднимать на дороге, особенно на перекрестке, найденные вещи и даже прикасаться к ним. В частности, строго запрещалось поднимать валяющийся на дороге веник.
Поэтому в ряде случаев в Полесье на дорогу запрещалось выливать воду после мытья в Чистый четверг, чтобы болезни не перешли на других людей; выбрасывать костру, что бы не было пожара в селе; выбрасывать сажу, иначе наступившие на нее будут страдать падучей; оставлять там мусор, т. к. у тех, кто на него наступит, будут на ногах чирьи.
Одновременно считалось, что предметы, случайно найденные на дороге, т. е. имевшие контакт со сферой «чужого», обладают лечебной силой и приносят счастье нашедшему их. В Воронежской губ. для излечения от бородавок больной собирал мелкие камешки, идя по дороге, а на перекрестке останавливался, обкладывал ими круг около себя, затем выходил из круга, оставляя камешки, символизирующие бородавки, на перекрестке.
Если путник будет держать в кармане переднюю лапу найденного на дороге крота, его путь будет благополучным. Удачу сулит найденная на дороге подкова или кусок железа. Предметы оставляли на дороге или развешивали вблизи нее с продуцирующим или защитными целями - чтобы передать их положительные свойства охраняемому объекту или от одного объекта другому. Например, воду, настоянную на листьях дерева, на которое сел первый пчелиный рой, выливали на дорогу, чтобы по ней прошел скот, для усиления его молочности и плодовитости. Перед молодыми, возвращающимися из-под венца, сыпали на дорогу. жито, чтобы они жили богато.
Одним из вариантов ритуального уничтожения является перебрасывание через дорогу предметов, от которых необходимо избавиться. В частности, для избавления от клопов и тараканов их перебрасывали через дорогу в коробочке или перевозили в старом лапте (рус., полес.). По этой причине иногда существовал запрет давать взаймы вещи соседям, живущим через дорогу (в.-слав.), тогда как для соседей из домов со своей стороны дороги таких запретов не было.
В Полесье, что бы узнать и обезвредить ведьму, в купальскую ночь и на Юрьев день дорогу, по которой гоняют скот, перегораживали ниткой, перепахивали плугом или боронили, пересыпали семенами, муравьями, выливали на нее от вар из муравьев, считая, что корова ведьмы не сможет перейти через это препятствие. В Ярославской губ. главный пастух при выгоне стада из села на пастбище чертил поперек дороги границу, чтобы преградить путь злым духам.
Переход дороги человеку или скоту практиковался для отнимания здоровья, счастья, плодовитости. Ведьму, в частности можно было узнать по тому, что она по ночам перебегает дорогу с распущенными волосами (полес.). У коров отнимали молоко, переходя им дорогу с пустым ведром, когда стадо первый раз выгоняют на пастбище (полес.). Чтобы испортить молодых, колдуны переходили дорогу свадебному поезду. Поэтому тщательно следили, чтобы никто не перешел дорогу отправляющимся в путь во всех этих и других важных случаях, например отправлявшемуся сеять, иначе семена не взойдут. Переходить дорогу похоронной процессии и обгонять ее нельзя было потому, что перешедший мог умереть или заболеть. Нельзя было переходить дорогу человеку, укушенному гадюкой, или обгонять его.
Дорогу подметали перед молодыми на разных этапах свадьбы, чтобы их не коснулась порча. Связь дороги с потусторонним миром и семантикой пути делают ее местом, где узнается судьба, проявляется удача или неудача, которые реализуются во время случайных встреч с людьми и животными. На дороге зовут и встречают свою Долю (укр.), гадают о судьбе и браке. На святки девушка с первым испеченным блином выходила на дорогу и узнавала имя у первого встречного; выбрасывала со двора на дорогу башмак, наблюдая, в какую сторону носком он упадет; выносила из избы на дорогу мусор, вставала на него и по доносящимся звукам определяла свою судьбу (в.-слав.).
Накануне Ивана Купалы девушки находили на дороге подорожник и обращались к нему со словами: «Подорожник, подорожник, ты сидишь на дороге, видишь старого и малого, скажи милого моего». После этого растение срывали ртом и на ночь клали под подушку (полес.).
Встреча на дороге с различными людьми и животными служила добрым или злым предзнаменованием: удачу сулила встреча с коровой, с человеком, несущим полные ведра; неудачу - встреча со священником, беременной и недавно родившей женщиной, похоронной процессией, человеком с пустыми ведрами, зайцем, змеей, сорокой, вороной и пр.
В свадебном, крестильном и похоронном обрядах имел значение выбор дороги, по которой следовало ехать в церковь или на кладбище и обратно, т. к. локус, по которому происходило движение, соотносился с жизненным путем молодых или ребенка в одном случае и путем покойника в загробный мир в другом. Похоронная процессия должна двигаться на кладбище кружной дорогой и без остановок, чтобы покойник не возвращался домой. Утопленника запрещалось нести домой по дороге, а можно было только окраиной села, глухими улочками, иначе будет засуха.
По дороге запрещалось везти ведьму на кладбище, а предписывалось двигаться в обход, задворками (полес.). После похорон возвращались в село другой дорогой, чтобы покойник не пришел назад. Другой дорогой возвращался домой больной, ходивший скидывать болезнь на перекресток.
Существовали определенные запреты и обереги на дорогу. Запрещалось строить дом на том месте, где была дорога, т. к. в таком доме будет неспокойно жить (в.-слав.). На дороге, как и на меже, нельзя спать, чтобы не быть задавленным проезжающей свадьбой черта или др. нечистой силой, сидеть, громко петь или кричать, справлять естественные надобности, т. к. считалось, что это делают «лешему на стол». Видя человека, справляющего нужду на дороге, следовало сказать: «Чирий тебе в...» (с.-рус.). Нельзя спать и на месте, где раньше была дорога, иначе человека может «подвеять» (з.-укр.). На дороге нельзя разводить костер, хотя иногда практиковалось разведение на дорогах ритуальных костров для уничтожения «заломов» или подкинутых вещей с порчей.
Будучи общим местом для людей и нечистой силы, дорога символически разделялась на две половины: правую - для людей и левую - для потусторонних существ и зверей. Поэтому при встрече с волком переходили на правую сторону, считая, что волк перейдет на левую; при встрече на дороге с упырем следует сказать: «На половину дороги» (зап. Галиция), а при встрече с ведьмой произносят: «Я иду своей дорогой, а ты ступай своей».
Главная > Дороги > Почему нельзя переходить дорогу похоронной процессииИлья нельзя вроде впереди катафалка ехать.... хрен его знает... придумал кто то, вот и пошло, поехало....
Антон Обычное суеверие.
Борис Это примета такая. - Нельзя переходить дорогу похоронной процессии, также как и перегонять катафалк. Перейти дорогу процессии – значит принять на себя болезнь, от которой умер человек.
Дмитрий Примета плохая, потом будут ноги мерзнуть, - в белых тапках=(
Snowmobile - Как делают дороги в Германии и России.Разница Жесть!!! (Video) ... Snowmobile - Как кладут асфальт в Германия и России · Как кладут...
Вчера перебежала-некогда было ждать. Надеюсь ничего плохого не будет?
Кирилл А сколько сотен тысяч людей прошли по этой дороге до этой похоронной процессии?Если нельзя,то это значит,что вообще нигде ходить нельзя.В любом месте когда нибудь пройдёт такая процессия.Дело не в самам действии, а в том,с какими мыслями мы осуществили данное действие.Если тебе нужно было перейти по каким-то делам,то пожалуйста.А если ты специально перешла,исходя из каких-то нездоровых побуждений,то это уже совсем из другой оперы-ты своими мыслями уже наводишь какой либо исход событий из существующих примет.
Роман Сходи в церковь и закажи сорокоуст за здравие. Идти впереди похоронной процессии - спешить на тот свет раньше покойника...
Станислав Конечно, не будет, Ольга,Ты ведь успела первой.И никогда не бойся,
Если была причиной.
Анатолий чем больше будешь думать что всё будет плохо и будешь думать что же со мной произойдёт плохолого, тем будет хуже для тебя... скорее оно так и будет, так что выкинь всё из головы и не будь суеверной...
Михаил ny voobshe-to ne zhelatelno ni darogy perehodit", ne na mashine obronjat"....no raz bula prichina - to nadeus" vse obojdet"sa....a voobshe ludi pravu - luchshe ne zamorachivat"sa po takomy povody....ny polychilos" tak - da i ladno...ne beri v golovy))
Александр Нельзя, так люди говорят, у вас есть хороший совет: сходите в три церкви и подайте себе за здравие.
Вячеслав Есть такая вещь суеверия, приметы. Если человек верит в них, то они исполняются, если нет.. . соответственно. Проверено.
Эдуард все будет хорошо...
Виталий согласна с Надеждой
Руслан нежелательно
Илья А я слышала, что нельзя! Несколько человек после жаловались.
Как выразить ему свою любовь на его языке - чтобы он понял, как он вам дорог? ... Как мужчине понять женщину; Язык любви. ... Как выразить ему свою любовь на его языке - чтобы он понял, как он вам дорог и ответил вам тем же? ... к обиде и ответной реакции в виде желания не показывать свою любовь.
tomnosti.info
В жизни человека нет более важных событий, чем рождение или кончина. К смерти в народе всегда было особое, почтительное отношение. Неизвестность, которая связана с перемещением души в мир иной, пугает. Со смертью и похоронами связано множество поверий и правил. Можно по-разному относиться к приметам, но следует помнить, что они возникли не на пустом месте, люди ничего не делали просто так. Каждая традиция была обусловлена практической необходимостью. Эти неведомые современному человеку и отвергаемые им законы работают не зависимо от того, верим мы в них или нет. Чтобы не пострадать по неведению, объясните близким, почему нельзя обгонять похоронную процессию.
Не переходи дорогу усопшему
Считается, что душа только что умершего человека не отлучается от тела далеко и сама возглавляет траурную процессию. По дороге к месту захоронения ангелы и демоны вступают в борьбу за каждого, кто еще вчера ходил по земле. Им предстоит решить в свет или в мрак отправится душа. Человек, который решил обогнать похороны или перейти им дорогу попадает в эпицентр противостояния сил добра и зла. Невозможно предсказать, кто обратит внимание на нечаянного прохожего, и какие последствия ему грозят. К сожалению, темные силы охотно пользуются человеческим невежеством и отбирают часть жизненной энергии. Человек начинает болеть, у него пропадает интерес к жизни, порой его настигает преждевременная кончина. Удивительно, что техника, которая странным образом бывает чувствительной к потусторонним мирам, порой странно реагирует на погребальные шествия, а бывает, что машина ломается на ровном месте, не давая своему владельцу обогнать несущих гроб. Нести ответственность за обгон траурного кортежа нередко приходится не только водителю, но и пассажирам автомобиля. Их настигают неудачи и болезни. Если человек случайно обогнал траурную процессию и не хочет страдать из-за этого, он должен присоединиться к процессии, пойти на кладбище, отстоять всю церемонию и помолиться за упокой души умершего. Считается, что тогда он будет прощен. Живите долго, будьте здоровы и счастливы!
bus200.ru
Смерть кого-то из близких людей всегда приносит боль, страдания и слёзы. И в этот, самый страшный для человека, период жизни так хочется верить, что «там» всё-таки что-то ждёт, есть другая жизнь, где родные и близкие счастливы. И вера в народные приметы и суеверия о похоронах, многие из которых дошли до нас в виде традиций, становится крепче.
По приметам возле покойника всегда должен кто-то находится. Более того, суеверные люди считают, что возле гроба нужно сажать женщин. Они объясняют это тем, что вещи умершего человека наделены магической силой и нельзя допустить, чтобы они попали к злым людям. Также оставить покойника в комнате – проявить к нему неуважение.
У покойника могут открыться глаза и люди, которые будут сидеть рядом, должны их закрыть. Иначе, как гласят приметы на похоронах, человек умрёт если на него упадет взгляд умершего.
Нельзя касаться своего тела, когда смотришь на гроб с умершим. В этих местах могут появиться различные кожные заболевания.
В руки умершего кладут платок, которым он будет вытирать пот на Божьем суде.
Нужно быть осторожными с фотографиями, которые желаете положить в гроб. На них должны быть изображены люди, которых уже нет в мире живых. Иначе все, кто изображён на фото, - скоро умрут.
Когда умирает незамужняя девушка – в гроб её кладут в венчальном платье. По приметам, девушка станет невестой Бога, и нельзя, чтобы она предстала перед ним не в соответствующем наряде.
Когда покойного вынесли из дома, нужно перевернуть то, на чём стоял гроб и рядом положить топор. Согласно поверью, если так не поступить, то умерший вернётся в дом.
Также необходимо вымыть пол, чтобы прогнать смерть из жилья. До того, пока умерший находится в доме – запрещено мыть или мести полы. По примете, человек из дома выметает на кладбище всех членов семьи. При этом инвентарь для уборки нужно выбросить.
Обмывать покойного должны вдовы. Воду, которой мыли умершего человека, нужно вылить в месте, где нет людей.
Предметы личной гигиены, которыми обмывали покойного нужно положить в гроб (плохо, если они попадут не в те руки и будут использованы в магических ритуалах).
Так сложилось, что человек смертен, и вопрос о другой жизни навсегда останется без ответа. Поэтому нужно дорожить своей земной жизнью. Каждый это осознает, и где-то в подсознании, даже если и не верит в народные приметы что кто-то умрет, пытается их выполнять.
Практически во всём, что нас окружает, суеверные люди видят хорошие или плохие знаки. Поэтому примет и поверий, предвещающих смерть или счастливую и долгую жизнь, накопилось достаточно.
Народные приметы и суеверия, предвещающие смерть:
Дню погребения также нужно уделять внимание. Считается, что хоронить в воскресенье нельзя. По поверью погребение в этот день предвещает смерть еще трёх людей на протяжении недели.
Многие считают, что во сне также можно предвидеть смерть. Наиболее популярные приметы, предвестники смерти:
Как вести себя на похоронах знают немногие, особенно это касается молодого поколения.
Мало кто из несуеверных людей признается, что в этот печальный момент он не верит в приметы. Вера в загробную жизнь усиливается и боязнь сделать что-то не так, не правильно провести в последний путь любимого человека, слишком велика.
Похороны, прощание с дорогим человеком всегда вызывает эмоции, слёзы. Но, по приметам, усопший может утонуть в слезах на том свете.
Всегда на столе во время поминального обеда ставят фото умершего, стакан с водкой и кусок хлеба. Употреблять и выпивать их категорически запрещено, как и отдавать домашним животным. Первый поминальный блин предназначен для умершего.
К тому, что нельзя делать на похоронах, суеверные люди относят выражение ярких эмоций: смех, веселье.
На протяжении похоронного процесса нельзя говорить или думать плохо об усопшем.
На похоронах нельзя находиться беременным женщинам.
Ни в коем случае нельзя переходить дорогу, когда несут умершего человека. Лучше переждать пока похоронная процессия пройдёт мимо, иначе быть беде. Считается, что тот, кто переходит дорогу заболеет точно такой же болезнью, что и умерший.
Крышку гроба заколачивают только на кладбище и перед погребением. Считается, что тот, кто преждевременно закроет гроб – наведёт смерть на свой дом и дом семьи умершего.
При выходе с его территории нужно повернуться спиной и вытереть ноги.
После того как гроб положили в могилу, необходимо каждому бросить горсть земли в могилу. По примете, если не сделать этого – мёртвый будет приходить по ночам.
К содержанию
Родственникам совершенно не нужно спешить открывать зеркала и зеркальные поверхности в доме, где умер их близкий. В течение 40 дней душа умершего человека еще прогуливается по родным местам и может «заблудиться» в зеркале. Только после 40 дней, как душа улетит на небо, можно снять ткань с зеркала.
Традиционно при погребении в могилу бросают мелкие монеты. Но не многие знают к чему это. Считается, что деньги на могиле понадобятся умершему человеку для выкупа себе места в раю.
Если деньги (мелочь или крупные) просто выпали из кармана – нельзя их поднимать.
Нет ничего плохого, если незнакомый человек хочет посмотреть на похороны и посочувствовать, пожелать Царствия небесного умершему. Но через окно смотреть запрещается. Суеверы считают, что человек, который смотрит на похоронную процессию, может умереть.
Многие связывают это с тем, что своим взглядом можно разозлить душу умершего человека, которая находится рядом с гробом. Дух обязательно отомстит, даже если при жизни был добрым человеком. Особенно следует убирать от окон детей, которые считаются энергетически более слабыми.
Открыть окно и увидеть покойника можно совершенно случайно. Чтобы не разгневать умершего, необходимо перекреститься трижды, пожелать ему Царствия небесного.
Для того, чтобы посмотреть на похороны, нужно выйти из дома и закрыть двери.
Также по примете нужно разбудить всех, кто спит в доме, когда возле дома идёт похоронная процессия. Спящий человек очень уязвим, и душа умершего может забрать его с собой.
По примете, на полотенце, которое лежит возле гроба, наступать нельзя.
Выпивать, когда проходят похороны на кладбище тоже запрещено.
Ни в коем случае не ведите детей на кладбище.
О смерти говорит и примета, когда покойник в гробу открыл глаза. Для того, чтобы избежать этого, принято на глаза умершего класть медные монеты.
Страх, вера, уважение к покойному и другие эмоции приводят к тому, что даже не верующий человек старается не нарушать традиции погребения. Ведь достойно простится с дорогим человеком, провести его со всеми почестями в последний путь – обязанность каждого.
jekstrasens.ru
С погребальным обрядом, к сожалению, рано или поздно сталкивается каждый живущий на планете Земля человек. Приходится либо просто принимать участие в похоронном процессе, как человек, пришедший попрощаться с умершим, либо как организатор всей процессии. И в том, и в другом случае каждый из нас должен знать, какие приметы на похоронах могут повлиять на нашу дальнейшую судьбу. В этой статье мы подробно расскажем о суевериях, связанных с погребальным обрядом.
Похороны – обряд печальный, трагический, но неминуемый, поэтому мы должны знать, как его нужно проводить, и что при этом следует в обязательном порядке учитывать каждому человеку, который пришел попрощаться с покойником.
Мы перечислим вам основные приметы на похоронах и на кладбище, о которых обязательно нужно знать:
Каждому человеку нужно знать, как необходимо вести себя во время погребального обряда. Мы перечислим вам основные правила, которые следует запомнить:
Есть несколько поверий, связанных с характеристиками покойника:
После похорон есть тоже приметы, которые следует соблюдать. К ним относятся:
Есть несколько примет, по которым можно определить, как скоро погибнет человек, живущий в вашем доме, особенно если он серьезно болен:
Похороны родного человека, безусловно, трагическое событие, которое очень тяжело пережить. Но каждому из нас нужно осознать, что всех эта учесть рано или поздно постигнет, поэтому относиться нужно к погребальному обряду, как к важному событию, завершающему жизнь человека. Покойнику не будет приятно, если вы будете страдать. Своими слезами вы сделаете ему только хуже. Постарайтесь успокоиться и дать возможность упокоиться душе усопшего. Ходите в церковь, общайтесь с родными, глядя на их фотографии, но не тревожьте их души зря.
Почему нельзя есть после операции
Плохих примет на похоронах несравненно больше. Неудивительно - энергетика смерти очень тяжелая. Она не прощает ошибок, несоблюдение старинных правил до добра не доведет. Вполне возможно навести на себя или родственников умершего тяжелую порчу . Именно поэтому важно знать народные приметы о похоронах.
Свод правил и запретов касается членов семьи отошедшего в мир иной. Стороннему человеку знать о них необязательно. Но есть и поверья, касающиеся всех пришедших попрощаться с умершим, соседей и случайных прохожих, встретивших скорбную процессию.
Каждый пришедший на кладбище должен бросить горсть земли на гроб, чтобы дух не беспокоил. На похоронах нельзя оглядываться, иначе дух покойного может пойти за вами.
Мытье пола и подметание, чтобы вымести смерть из дома. Как правило, поручают это друзьям семьи - родственникам усопшего запрещено. Метут и моют по направлению к порогу. Веник, тряпка и перчатки выбрасываются. Воду - вылить, где никто не ходит. Ведро - вымыть. После этого отправляться на поминки.
После кладбища полагается ехать на поминки или домой. Заходить в гости нельзя, приведете в этот дом смерть. По приезду с кладбища согрейте над свечой или помойте руки, это уберет энергетику смерти. На входе в дом очистите обувь от земли.
Соблюдайте . Нельзя перебарщивать с алкоголем, петь, веселиться. В некоторых регионах нельзя говорить «спасибо». Усопшего вспоминают только хорошими словами.
Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство... К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.
Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!
Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>> . Доступ может закрыться в любой момент.
Цветы на могилы принято класть с древности. Традиционно покойным приносят орхидеи, гвоздики, каллы, тюльпаны, хризантемы, астры . Можно купить букет цветов, которые при жизни нравились умершему.
Касательно цвета растений строгих ограничений нет. В Европе, например, считаются символом скорби, траура и разлуки. У славян были приняты неброские, строгие цветы на похоронах. Не должно присутствовать больше трех оттенков - пестрота не соответствует моменту скорби.
Покойному мужчине розовые тона в букете нежелательны. Хоронят молодую девушку - лучше принести белые и розовые цветы. Детям - белые и кремовые букеты. Чем старше умерший, тем темнее цветы. Растения в букетах должны быть живыми. Лучше, чтобы и венки состояли из живых цветов.
Сколько цветов дарят на похороны? Четное количество, но не больше восьми. В остальном траурные букеты мало чем отличаются от обычных. Принесенные на похороны цветы возлагаются на могилу. Их нельзя уносить. Они принадлежат покойнику. Если нет возможности посетить похороны, пришлите цветы с курьером и запиской, выражающей вашу скорбь.
Если у соседей похороны, придется соблюдать несколько правил даже, если с ними незнакомы, и присутствовать на прощании с усопшим не собираетесь. Не имеет значения, где вы живете - в многоквартирном доме или частном.
Запрещено спать в одном помещении с покойником
Соседям нельзя спать. Душа покойного может вселиться в тело спящего. Не все умершие легко относятся к факту своей кончины, разлуке с близкими и их горю. Почивший сосед может не пожелать уходить в иной мир и воспользоваться спящим человеком и прожить еще одну жизнь в его теле. Поэтому полагается разбудить всех, кто живет рядом. Особенно, если речь идет о детях - их защита от подселения духов слабее.
Если в доме маленькие дети, под колыбель поставьте воду - она впитает негатив. Ребенок ест, когда по соседству прощаются с усопшим? Поставьте воду неподалеку и в этом случае. Пить ее нельзя, вылейте в канализацию после использования.
В большинстве стран поверья запрещают это. Считается, кто разглядывает покойника или гроб из окна, скоро умрет от тяжелой болезни. Духу умершего не нравится пристальное разглядывание из окна.
Такое любопытство и живые считают бестактностью, а мертвые отличаются куда большей мстительностью. Дух способен утащить живого человека за собой
. Даже если при жизни он не отличался злым нравом. Особенно тщательно придется присматривать за детьми. Если вы знаете о том, что будут похороны, следует заранее закрыть окна шторами.
Что делать, если правило нарушено случайно? Быстро отвернитесь и перекреститесь три раза. Пожелайте мысленно Царствия небесного умершему, помолитесь о его душе. Смотреть на похороны можно с улицы. Не из-за двери, в глазок или с порога. Не из-за забора или калитки. Если имеется желание выразить сочувствие - выходите на улицу.
Участники похоронной процессии не должны смотреть в окна. Ни в свои, ни в чужие, ни в окна дома, где жил усопший - притянет смерть в дом. По этой же причине не оборачиваются назад, собираясь уезжать на кладбище, и не опережают гроб, идя перед ним.
Почему нельзя переходить дорогу покойнику? Приметы обещают тяжелые болезни нарушителю правила.
По приметам, встретить похороны по дороге - не страшно. Но не нужно смотреть на гроб и покойника. Как сказано выше, он может и обидеться на любопытство. Увидели знакомого среди скорбящих — не здоровайтесь, сейчас не время.
Если переходить дорогу умершему не придется, не задерживайтесь зря. Обгонять его нельзя - к смерти. Проще сменить маршрут. Но помните, оборачиваться на покойника нельзя .
До октябрьской революции было принято фотографироваться с умершими. В Индонезии и вовсе принято откапывать трупы родственников раз в три года, фотографироваться с ними, усаживать за стол, а потом закапывать обратно.
Но можно ли фотографировать похороны с точки зрения примет и церкви? Экстрасенсы уверены: фото будет излучать негативную энергию . При хранении в доме оно навредит живущим в нем людям.
Православные и католические священники негативно относятся к фотографированию покойников. Увековечивать полагается лучшие моменты жизни. Мусульмане не снимают похороны и не наносят изображения усопших на надгробия.
Если вам пришлось присутствовать на похоронах, соблюдайте народные традиции. Они составляют немаловажную часть погребального этикета, правил вежливости по отношению к покойному и его родственникам. Существуют правила для соседей умершего и даже прохожих, которые повстречали похоронную процессию по дороге.
В разделе на вопрос подскажите пжл. что будет если перейти дорогу покойнику? говорят есть такая примета заданный автором Евгения Обабко лучший ответ это Мистический смысл: перейти дорогу похоронной процессии - принять на себя ту болезнь, от которой умер покойный. Для запугивания детей (чтобы они не бегали в это время по дороге) часто говорят, что если дорогу гробу перейти, то горб вырастет (мрачная игра слов) . Ни одно, ни другое суеверие не имеет под собою оснований. Обе "приметы" бытуют в народе скорее по чисто этическим соображениям: к похоронной процессии следует относиться уважительно, не мешать людям достойно совершить обряд проводов покойного.
Ответ от Вровень
[гуру]
Не слушайте ерунду и не верьте в предрассудки. А самое главное - не думать о плохом. Все мысли материальны. Ничего не будет.
Ответ от Правосознание
[гуру]
А что покойники ходят. Смотри правила перехода (сзади, или спереди и смотреть налево, или направо).. Неправильно перейти дорогу, стать самому покойником.
Ответ от АНДРЕЙ и МАРИНА
[гуру]
Помнится, приехала я к бабушке в деревню. Лет 7 мне было. Кто-то там умер, идёт процессия похоронная, а мы с подружкой решили перебежать дорогу, тут меня за руку хватает незнакомая старуха и шипит: "Не смей перебегать, вперёд покойника в могиле окажешься! ".Прошло уже 20 лет, а я вот всё думаю: ну как можно оказаться в могиле вперёд того, кого уже практически закапывают?!
Ответ от Прососаться
[активный]
Меньше знаешь - больше спишь))забудь)
Ответ от Darts
[гуру]
А на фига? ? И к тому же..после 12 ночи никто покойников не поминает! ! Вот так!!
Ответ от ЅХХ
[гуру]
не верь в них, так сложно жить становится!))
Ответ от Александр нэт
[гуру]
Ничего, а примета эта пустая, то есть суеверие.
Ответ от БОГИНЯ
[гуру]
интересно а каким образом можно перейти дорогу покойнику? ! в прямом или в переносном смысле????
Ответ от Forward
[гуру]
Ничего не будет, спите спокойно, а когда несут покойника перекреститесь и помяните новопреставленного и вам зачтется, когда-то всех эта участь ждет.
Ответ от Elation
[гуру]
хм... а если покойник перешел дорогу?
реально... пришлось приостановиться и пропустить процессию..выноса тела из подъезда...