Юридический портал. Льготный консультант

Причины и профилактика статического и зрительного утомления

Зрительное утомление возникает при напряженной зрительной работе, такой как работа с компьютером. Оно может сопровождаться следующими симптомами: чувство жжения в глазах, чувство песка в глазах, боль в области глазниц и лба, боль при движении глаз, покраснение глаз, двоение в глазах, замедление перефокусировки с ближних предметов на дальние и наоборот, ухудшение зрения, быстрая утомляемость при чтении, головная боль, раздражительность.

Основными причинами зрительного утомления при работе с ПК являются пиксельная структура изображения на мониторах, низкая контрастность, постоянное мерцание и прямонаправленное свечение экрана, блики на поверхности экрана. Повышенному напряжению глазных мышц способствуют также малое расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость и малая четкость изображения. Сказывается на перенапряжении глаз и тот факт, что монитор надолго приковывает к себе внимание пользователя, что является причиной длительной неподвижности глазных и внутриглазных мышц, в то время как они нуждаются в динамическом режиме работы. Это приводит к их ослаблению.

Для профилактики зрительного утомления нужно обеспечить равномерность освещения, оптимальное положение дисплея для комфортного восприятия информации, использовать соответствующую цветовую гамму, размер и начертание шрифтов, периодически устраивать перерывы в работе с ПК, выполнять гимнастику для глаз, включающую упражнения, приведенные в приложении. С целью сохранения здоровья работников, деятельность которых связана с работой с компьютером, работодатель обязан проводить периодические медосмотры.

Под статической напряженностью, которая при частом и длительном повторении приводит к развитию заболеваний, понимают не только работу, выполняемую в положении сидя или требующую в течение длительного времени определенного положения тела и равновесия, но и повышенный тонус всех мышц, возникающий в любой позе. Статическая напряженность является одной из форм мышечной деятельности.

Садясь за компьютер, человек принимает рабочую позу, которая затем приобретает характер вынужденной. Вынужденность позы заключается в том, что в течение всей работы голова и туловище наклонены вперед, предплечья полусогнуты в локтевых суставах, руки приподняты почти до горизонтальной линии. Поддержание рабочей позы осуществляется путем напряжения почти всей скелетной мускулатуры с одновременным перемещением центра тяжести вперед. Чтобы не дать телу опрокинуться и удержать его в равновесии, в процесс включаются мышцы спины, а иногда и икроножные мышцы, сгибатели колена. Кроме того, возникает напряжение соответствующих мышц для удержаний в определенном положении рук и головы. Локтевой сустав, суставы кисти и пальцев также фиксируются посредством напряжения соответствующих мышц всей руки. Но вместе с тем этого недостаточно, чтобы движение могло быть выполнено, - необходима фиксация лопатки, что осуществляется путем напряжения всех мышц, связывающих лопатку с грудной клеткой. Для установки в нужном положении головы развивается тонус мышц, оттягивающих книзу затылочную часть черепа, т. е. поднимающих переднюю часть головы.

Таким образом, несложные движения требуют согласованного взаимодействия и напряжения большого количества мышц всего тела.

Работа в вынужденной позе с наклоненным затылком вызывает появление боли в области шейных и затылочных мышц, а также обусловливает повышенную нагрузку на шейные позвонки. Боль в плече и руке, на которую иногда жалуются пользователи ПК с большим стажем, является симптомом развивающихся изменений в межпозвоночных хрящах.

Боли, как следствие напряженности или неприятных ощущений в отдельных группах мышц во время работы за компьютером, появляются в спине и пояснице, в мышцах рук и плечевого пояса.

Чрезмерное статическое напряжение затылочных мышц, являющееся результатом длительного удержания головы в наклоненном вперед положении, а также напряжение мышц плечевого пояса и передней части шеи приводят к возникновению головной боли различной интенсивности, которая особенно проявляется в теменной и затылочной области, а также в области глазниц. Головная боль является одним из признаков утомления и переутомления и в ряде случаев требует лечения.

Для профилактики статического утомления необходимо делать паузы в работе с ПК и выполнять комплексы упражнений: физкультминуток, физкультминуток для снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища и ног, - которые приведены в приложении Б.

Пожарная безопасность рабочих мест с ПК

Для обеспечения пожарной безопасности помещения с ПК должны быть оборудованы системой оповещения о пожаре, противопожарным оборудованием, огнетушителями, должны иметься специальные указатели, схема эвакуации, ориентирующие при эвакуации во время пожара.

Причины возгораний, пожаров

В современных компьютерах очень высока плотность размещения элементов электронных систем, в непосредственной близости друг от друга располагаются соединительные провода, коммуникационные кабели. При протекании по ним электрического тока выделяется значительное количество теплоты, что может привести к повышению температуры отдельных узлов до 80-100 °С. При этом возможны оплавление изоляции соединительных проводов, их оголение и, как следствие, короткое замыкание, сопровождаемое искрением, которое ведет к недопустимым перегрузкам элементов электронных схем. Перегреваясь, они сгорают с разбрызгиванием искр. Также к возникновению возгораний приводит несоблюдение следующих требований: на рабочем месте нельзя зажигать огонь; включать электрооборудование, если в помещении пахнет газом; курить; сушить что-либо на отопительных приборах; закрывать вентиляционные отверстия в электроаппаратуре, нарушать требования электробезопасности.

Действия в случае возникновения возгораний и пожаров

При обнаружении возгорания или пожара необходимо:

а) немедленно сообщить об этом по телефону 01 в пожарную охрану и назвать адрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию;

б) принять меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Руководитель предприятия или лицо, исполняющее его обязанности должен:

а) в случае угрозы жизни людей организовать их спасение;

б) при необходимости отключить электроэнергию;

в) прекратить все работы, не связанные с тушением пожара;

г) организовать встречу подразделений пожарной охраны.

По прибытии пожарного подразделения руководитель обязан проинформировать руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта.

Зрительная утомляемость знакома почти всем, кто долгое время работает за компьютером или проводит дни за работой над документами. Точно так же, как наше тело не создано для постоянного нахождения в статическом напряженном положении, наш зрительный аппарат не создан для долговременной однообразной нагрузки. И тот факт, что в наше время большая часть подобной работы выполняется с помощью всевозможных гаджетов, только усугубляет проблему.


Зрительная утомляемость (астенопия) – это состояние, характеризующееся группой однородных симптомов, связанных со зрительным дискомфортом. Так как это не болезнь, астенопию не лечат, а предупреждают, принимают меры профилактики. Несмотря на несколько несерьезный статус зрительной утомляемости, офтальмологи не советуют ее игнорировать. Во-первых, она сопровождается болезненными и неприятными симптомами, которые способны значительно ухудшить ваше самочувствие, снизить эффективность вашей работы: когда сильно болят глаза, сконцентрироваться уже просто невозможно. Во-вторых, хроническая астенопия может приводить к развитию ряда серьезных зрительных нарушений – косоглазия, конъюнктивита и т.д. Кстати, эта связь работает и в обратную сторону: появление симптомов зрительной утомляемости всегда вероятнее у тех, кто уже страдает нарушениями зрения.

Симптомы астенопии

Название зрительной утомляемости говорит само за себя: в первую очередь, вы ощущаете именно сильную усталость глаз – такую же, которая возникает, например, в мышцах ног после долгой и плохо переносимой вами нагрузки. Кроме того, астенопию можно узнать и по ряду дополнительных симптомов:
Слезотечение (при отсутствии других причин его появления – дыма, ветра и т.д.).
Ощущение пелены перед глазами, затуманенность изображения. Расфокусировка зрения, невозможность получить четкую картинку.
Сухость, чувство песка в глазах, похожее на то, которое появляется при синдроме сухого глаза. Резь в глазах.
Искажение изображения, мелькающие перед глазами звездочки.

Боль вокруг глаз – такая, словно болит вся верхняя часть лица, головы.
В целом, вы плохо видите, у вас болят глаза и голова, возникают те или иные деформации и нарушения картинки.

Причины зрительной утомляемости разнообразны: среди них и чрезмерная зрительная нагрузка, и другие , и врожденные патологии глазных мышц, и общие заболевания. В зависимости от причин, вызвавших проблемы, выделяют несколько разновидностей астенопии :

Мышечная . При мышечной астенопии симптомы появляются из-за систематического напряжения зрительных мышц. Чрезмерность этого напряжения возникает либо из-за внешних причин (слишком большая зрительная нагрузка), либо из-за болезней глаз, при которых мышцы глазодвигательного аппарата работают «сверх нормы» для обеспечения наилучшего – в данных условиях – зрения.

Аккомодационная . Этот вид астенопии возникает на почве уже существующих пресбиопии (поэтому часто встречается у людей старше 45-50 лет) и . Слишком большая нагрузка на цилиарную зрительную мышцу вызывает повышенную утомляемость и соответствующие симптомы.

Астеническая . Астеническая астенопия является одним из последствий некоторых системных заболеваний организма – от инфекционных до иммунных и вызванных физическим перенапряжением. В этом случае зрение откликается на общее снижение самочувствия и энергии организма так же, как и другие системы органов, проявляя свой низкий тонус в симптомах зрительной утомляемости.

Симптоматическая . Иногда все признаки зрительной утомляемости являются лишь временным симптомом, сигнализирующим о развивающемся воспалительном процессе (внутриглазном, уха, носа). При симптоматической астенопии симптомы зрительной утомляемости могут проявляться острее и быть более внезапными.

Как лечить астенопию? Профилактика

Лечение зрительной утомляемости заключается в двух подходах:
1. Пройдите обследование у и выясните, есть ли у вас проблемы со зрением. Если причина астенопии – в болезнях глаз, то единственным способом избавиться от утомляемости будет лечение коренной проблемы.
2. Снизьте нагрузку на зрение ; делайте частые перерывы в работе, выполняйте гимнастику для глаз, давайте глазам отдохнуть, при необходимости пользуйтесь увлажняющими








Признаки физического утомления Обычно возникает в результате чрезмерной физической нагрузки Происходит временное снижение снижение работоспособности организма Нарушение функций мышц, снижением согласованности и ритмичности их работы, интенсивности и скорости их движений




Признаки переутомления Выполнение упражнений становится более трудным Постепенно пропадает желание тренироваться Учащенное сердце биение Отдышка, усталость и боль в мышцах Большая потливость Значительное покраснение кожи Нарушение координации и невнимательность




Лечение переутомления Витаминизация организма, особенно витамином С и комплексом витаминов группы В и Е Седативные и ноотропные средства (настойка валерьяны, новопассит, пирацетама) Средства улучшающие микроциркуляцию сосудов головного мозга (трентал, циннаризин) Применение гормонов коры надпочечников и гормоны половых желез


Список литературы А.Д. Тобарчук, Л.П. Крол «Медицинское обеспечение в спорте»

Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся: стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки; несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся; несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса; отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.


Причины, вызывающие утомление учащихся. профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей; негативные особенности традиционной системы школьного обучения; перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса; переполненность классов учащимися (более 20 человек) затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса; несоблюдение гигиенических условий в школе и классах; нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.


Признаки переутомления Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания; Расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.); Стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства); Снижение иммунитета.


Причины переутомления учебные перегрузки, т.е. необходимость в ограниченное время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из разных областей знаний, что превышает возможности детского организма, если не вводить его в форсированный режим деятельности, т.е. в состояние психофизиологического перенапряжения; невозможность (или ограниченные возможности) индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной нагрузки на учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей, состояния здоровья;


Неоптимально составленное расписание уроков, постоянно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели; недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности школьников; обучение во вторую смену, что особенно часто вызывает состояния переутомления у учащихся пятых классов и школьников, относящихся к типу «жаворонков».


Внешние признаки усталости ученика: частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.


Домашние задания Перегрузку учащихся могут вызывать: чрезмерно большое домашнее задание; чрезмерно трудное домашнее задание; несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания; неумение учащихся правильно оформить выполненное задание. Основная причина перегрузки объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.


Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений вырабатывающих этот навык. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования. Методика проверки домашней работы учащихся должна быть чрезвычайно гибкой, а ее формы разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней


Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах: В первом классе – до 1 часа; Во втором классе – до 1,5 часа; В третьем-четвёртом классах – до 2 часов; В пятом-шестом классах – до 2,5 часов; В седьмом классе – до 3 часов; В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.


Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.


Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.


Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.


Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе. Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой- то период. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которое уже выполнялись учащимися на уроке самостоятелен. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке. Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать. Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.


Снять усталость за одну минуту. 1. Сильно и энергично потрите ладони одна об другую. Выполняйте 5 секунд. 2. Потрите разогретыми в предыдущем упражнении пальцами рук щеки вверх-вниз. Делайте это 5 секунд. 3. Постучите кончиками пальцев по макушке головы. Продолжительность та же - 5 секунд. 4. Сожмите пальцы в кулак и энергично погладьте верхнюю и нижнюю части предплечья. Сделайте это упражнение по 3 раза для левого и правого предплечий.


Зарядка, снимающая усталость. - Положить кисти на плечи и медленно вращать руками так, чтобы локти описывали в воздухе небольшие окружности (10 раз). Столько же раз повращать их в обратном направлении. - Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Глядя прямо перед собой, вращать бедрами по окружности (10 раз), не отрывая стоп от пола. Повторить то же в обратном направлении.


Встать прямо, ноги на ширине плеч. Медленно подняв кисти ладонями вверх на высоту плеч, вращать их так, чтобы они описывали небольшие окружности (10 раз). Повторить в обратном направлении. - Встать прямо, ноги на ширине плеч. Медленно разведя руки в стороны (ладонями вниз), описывать ими окружности. Вращательные движения увеличивать до тех пор, пока не включатся плечевые суставы.


Встать прямо, ноги на ширине плеч. Плавно подняв руки, представить, что держите над головой надувной пляжный мяч. Вращать воображаемый мяч десять раз в одном и другом направлениях. Последнее упражнение для достаточно разогретых мышц. - Встать прямо, ноги на ширине плеч. Руки над головой описывать ими окружности, как в предыдущем упражнении. Круги все шире и шире, по кругу начинает работать все тело: при наклоне вперед выдох, при взлете рук вдох. Выполняется упражнение не больше трех минут (при головокружении прекратить).


Минутка - и нет усталости. Специалисты рекомендуют проводить физкультминутки непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Упражнения должны выполняться с учетом нагрузки для всех групп мышц. Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук рекомендуют следующий комплекс упражнений. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение - сидя на стуле. 1. Голову наклонить направо. 2. Вернуться в исходное положение. 3. Голову наклонить налево. 4. Вернуться в исходное положение. 5. Голову наклонить вперед, плечи не поднимать. 6. Вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза в медленном темпе. Исходное положение - сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы направо. 2. Вернуться в исходное положение. 3. Поворот головы налево. 4. Вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.


Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук. Исходное положение - стоя, руки на поясе. 1. Правую руку вперед, левую вверх. 2. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями, голову наклонив вперед. Затем повторить 3-4 раза. Темп средний. Исходное положение - сидя, кисти тыльной стороной на поясе свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем опустить руки вниз и расслабленно потрясти. Темп медленный. Исходное положение - сидя, руки вверх. 1. Сжать кисти рук в кулак. 2. Разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.


Воспитание правильной осанки. за столом (партой) Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка.


При письме Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30. Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.




Стоя Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

Физическая окружающая среда: солнечная активность, электромагнитные поля, атмосферные явления, почва, климат, вода, экология Биологическая окружающая среда: животный и растительный мир Социальная среда: человеческое общество Производственная среда (школа): условия труда, экология труда человек

Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости.

Объекты наблюдения Утомление незначительное значительное резкое внимание редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствуют поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивание, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку движения точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Среди мер профилактики утомления ведущее место принадлежит улучшению организации труда и отдыха, контролю за соответствием длительности и интенсивности нагрузки возможностям человека, мотивации к труду и физической подготовленности человека.

Самочувствие - суммарный показатель, складывающийся из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое; работоспособность, зависящая от общего состояния организма, а также от настроения и степени восстановления от предыдущей работы, оценивается как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления; нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна - признак переутомления; ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.

Частота сердечных сокращений; величина артериального давления.

Правило 1. Нагрузка должна быть не больше ваших возможностей. Правило 2 . Постоянно повышать свои умственные и физические возможности, соблюдая принципы здорового образа жизни. Для исключения перегрузок за счет учебной работы необходимо умело сочетать учебные занятия с занятиями физической культурой и спортом, научиться рационально использовать время, свободное от занятий, и выходные дни. Активный отдых в природных условиях - лучшее средство от утомления, возникающего в период интенсивной учебной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока 2 класс "Профилактика нарушения осанки"

Профилактика нарушения осанки. На уроке применяется здоровьесберегающая технология. Используются интересные упражнения для профилактики нарушения осанки...

Презентацией для 9 класса "Профилактика наркозависимости."

Профилактика наркозависимости презентация,может использоваться как материал, для классных часов так для учащихся. так и для родителей.В конце презентациии небольшая викторина, для усвоения основног...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант