Юридический портал. Льготный консультант

Сотрудники дорожно патрульной службы РФ осуществляют свои служебные функции на основе административного регламента. Этот нормативный акт определяет принципы работы сотрудников ГИБДД, устанавливает их права и обязанности в сфере обеспечения контроля над движением автотранспорта на дороге и вносит ясность в некоторые спорные моменты. Новый приказ устанавливает, что проверка документов сотрудником ДПС вне стационарного поста теперь является легитимной и любой сотрудник ГИБДД в случае необходимости может остановить автомобиль для проверки документов.

Согласно правилам старого приказа № 185 остановка автомобиля сотрудником ДПС допускалась только в пределах специальных постов. Однако со времени общее количество дорожных постов значительно сократилось, что естественно отразилось на работе представителей дорожной службы и, конечно, поведении водителей. Остановить автомобиль за пределами поста было возможно только в случае проведения плановых мероприятий, связанных с массовой проверкой транспорта.

Вместе с этим независимое наблюдение эффективности работы сотрудников дорожно патрульной службы на постах выявило многие недочёты, которые связаны не с работой самих сотрудников, а поведением водителей. Так, большинство владельцев автотранспорта в момент подъезда к месту поста, резко меняет свой стиль вождения и на миг становятся законопослушными гражданами.

К сожалению, такое примерное поведение продолжалось недолго, и в остальной части дороги езда водителя кардинально отличалась. Это наблюдение еще раз подтвердило необходимость создания другого подхода к остановке и проверке документа автотранспортных средств.

Представители закона, как говорится, воочию убедились в актуальности изменения административного регламента.

Согласно правилам нового приказа № 664 вопрос о том может ли ДПС остановить машину для проверки документов вдали от поста уже остался в прошлом. Если имеются основания, прописанные в регламенте ГИБДД, представитель дорожной службы может остановить автомобиль в любом месте .

Обратите внимание! Сотрудник ГИБДД не имеет право стоять на любом участке, где ему было бы удобно. Место его нахождения согласуется с начальством, которое в зависимости от загруженности дорожных развязок выбирает наиболее благоприятное место для контроля водителей.

Теперь рассмотрим, когда инспектор ГИБДД имеет право останавливать ТС для проверки документов:

  1. Нарушение ПДД.
  2. В случае подозрения на сходство с угнанным автомобилем. Если транспорт по внешним признакам напоминает разыскиваемое авто, то инспектор имеет право остановить водителя и произвести проверку.
  3. Для привлечения водителя в качестве понятого.
  4. Для проезда специальной техники. В данном случае инспекторы, как правило, находятся прямо на дороге и останавливают одну полосу для освобождения проезжей части.
  5. В случае плановых мероприятий. По указу начальства сотрудники ДПС периодически осуществляют плановый мониторинг, что дает им право останавливать любой автомобиль по выбору.
  6. Если поступает информация от диспетчера, что конкретный автомобиль числится в базе нарушителей.
  7. Для проверки документов.
  8. Для временного ограничения движения. Опять-таки мера осуществляется по инициативе руководства.
  9. В случае возникновения ДТП с другими участниками движения, водителя могут остановить с просьбой оказать содействие инспектору.

После остановки автомобиля между водителем и представителем дорожной службы возникает контакт, границы которого четко прописаны в законе. Обе стороны обязаны выполнять требования административного регламента. Но как показывает практика конфликт между инспектором и владельцем автотранспорта возникает по причине неправильного подхода сотрудника ГИБДД к беседе с гражданами.

Могут ли сотрудники ДПС просто так подойти и без всякой вступительной речи приступить к проверке документов ? Однозначно нет. Рассмотрим последовательность действий работника ДПС в случае остановки ТС.

  1. Представитель дорожной службы должен сразу подойти в сторону водительской кабины. В свою очередь, водителю необязательно выходить из машины.
  2. Затем должен представиться, объявив свое имя, фамилию и название должности.
  3. Далее инспектор должен приступить к разъяснению причины остановки.
  4. В случае требования удостоверяющего документа водителем, работник ГИБДД обязан его показать (но не передавать в руки).
  5. В случае остановки машины по причине плановых проверок, водитель должен по требованию инспектора выйти из автомобиля и открыть багажник для осмотра.

Помимо основного новшества (возможность остановки транспорта вне зоны постов) новый регламент еще больше расширил перечень прав работников дорожной службы, которым разрешили останавливать транспорт за пределами поста.

Список дополнений:

  1. Теперь сотрудник патрульной службы может поинтересоваться, какие документы при себе имеет не только владелец авто, но и пассажиры.
  2. Допускается делать видеосъемку без специального регистратора. Теперь в случае отсутствия камеры инспектор может снять обстановку с помощью телефона.
  3. Вместе с остальными документами может проверять наличие страхового полиса.
  4. Осуществлять задержание транспорта, зафиксированного в базе угнанных автомобилей.
  5. При остановке грузового транспорта вместе с проверкой водительских документов инспектор может осмотреть бумаги от перевозимого груза.

Обратите внимание! Указанные права не относятся к стажерам, которые фактически еще не являются блюстителями порядка на дорогах. То же правило закреплено в п. 10 Приказа МВД РФ от 15.08.2011№ 942. Согласно регламенту граждане, проходящие стажировку в органах ГИБДД, могут участвовать в процедуре остановки транспорта для проверки документов только в сопровождении опытного инспектора.

Каждый автолюбитель сталкивался с остановкой на дороге сотрудником дорожно-транспортной службы. Основная причина – . Остановка ТС на посту у водителей вопросов не вызывает.

А вот когда сотрудник ГИБДД для проверки документов остановил вне стационарного поста, то первый вопрос, появляющийся у каждого автолюбителя, законно ли. Давайте попробуем разобраться.

Большинство автолюбителей уверены, сотрудник ГИБДД не вправе останавливать авто вне стационарного поста.

Согласно Административному регламенту 63 пункту введенного 185 приказом МВД РФ, ГИБДД все же имеет право останавливать автомобиль.

Где же имеют право остановить автовладельца и по какому поводу? Ранее ГИБДД устанавливало мобильные посты по собственному регламенту, а повод для остановки инспектор мог найти самостоятельно. Автомобилисты, в свою очередь, не сильно возражали, ведь предъявить необходимые бумаги не составляет большого труда.

Однако, не редки случаи откровенного нарушения прав водителей самими сотрудниками: жалобы на хамство и дискриминацию по различным признакам, неправомерные обвинения и высказывания заставили чиновников пересмотреть правила.

В 2017 году основаниями для остановки являются следующие факты:

Водителю на заметку! Особенности взаимодействия с ДПС ГИБДД.

  • во время движения используется техника, провоцирующая аварийную ситуацию;
  • есть данные об участии водителя в аварии;
  • есть информация об использование ТС в противоправных целях;
  • возникла необходимость привлечь водителя, как свидетеля или понятого;
  • проведение проверок на наличие всех комплектующих в авто (аптечки и огнетушителя);
  • запрос необходимых документов на право эксплуатации автомобиля;
  • необходимо предоставить преимущество на дороге автомобилям специального назначения;
  • автолюбитель представляет угрозу безопасности дорожного движения;
  • имеется ориентировка на факт угона данного транспортного средства.

Мнение эксперта

Наталья Алексеевна

Вывод: контроль документов является основанием для остановки авто, а это значит, что вне стационарного поста работники Госавтоинспеции останавливать ТС имеют право.

Еще одним поводом для остановки транспортного средства работниками ГИБДД является нарушения скоростного режима и за выключенные фары. Причиной остановки нередко становится проверка на алкогольное опьянение.

Регламент остановки транспортного средства

Водитель должен понимать: остановка работником ГИБДД должна осуществляться исключительно по правилам.

А именно:

Жест сотрудника ГИБДД, указывающий на необходимость остановки.

  1. Инспектор использует специальный жест посредством жезла или диска с красным сигналом.
  2. На скоростных трассах остановка может потребоваться с помощью громкоговорящего устройства и красных проблесковых маяков на автомобиле инспекции. В большинстве случаев они сопровождаются специальным сигналом, уведомляющим о необходимости остановиться.

Помимо положения для работников ГИБДД, свод ПДД регламентирует и правила остановки водителя. Их суть сводится к следующему: управляющий транспортным средством обязан и руководствуясь правилами безопасности остановить машину.

Правила проверки

Наиболее частой причиной остановки транспортного средства сотрудниками дорожной службы является контроль водительских прав.

Действия инспектора, прописанные в законе и должностных инструкциях, должны проходить по следующим правилам:

Водителю на заметку! Интересные изменения в административном регламенте ГИБДД.

  • сотрудник должен подойти к авто;
  • поздороваться и представиться по форме: назвать свою должность, фамилию, имя, отчество и номер жетона;
  • обращаясь к водителю, его правая рука должна быть приложена к головному убору;
  • после инспектор должен пояснить причину остановки;
  • предъявить свои документы или ориентировку, подтверждающие правомерность его действий;
  • попросить документы.

Водитель вправе находиться в своем автомобиле.

Инспектор ГАИ может попросить выйти из авто собственника авто только в таких случаях:

  • у работника ГАИ возникли подозрение вождения в нетрезвом виде;
  • существует необходимость для осмотра машины;
  • имеется необходимость в сверке номера кузова с тем, что указаны в техпаспорте;
  • если человек нужен для оказания помощи пострадавшему в ДТП;
  • в случае создания водителем аварийной ситуации.

В случае обычной проверки прав или страховки, водитель вправе не выходить из машины.

Сотрудник ДПС вправе проверить следующее:

  • паспорт;
  • документ, разрешающий находиться на территории РФ;
  • водительские права;

Автоинспекторы, пожелавшие проверить документы у водителя, совсем скоро смогут сделать это на любом участке шоссе. Приказ, запрещавший останавливать автотранспорт (в случае отсутствия нарушений с его стороны) вне стационарных постов ГАИ, принятый пять лет назад, первый замминистра внутренних дел Александр Горовой признал ошибочным. "Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, которым запрещалось останавливать любые транспортные средства вне стационарных постов", - сказал он на совещании у главы государства. Ошибочность того приказа Горовой объяснил транспортной логистикой и географией нашей страны.

Однако, как стало известно "Российской газете", данный приказ все-таки еще действует, а отменить его только планируется. Впрочем, полицейские не сомневаются, что это произойдет уже в самое ближайшее время.

Этот документ проходит последние согласования. Новый регламент отменит норму, которая предполагает остановку автомобиля для проверки документов лишь на стационарных постах.

Эффективность такого решения будет зависеть от контроля за его исполнением

В последней редакции Административного регламента по работе сотрудников ДПС (утвержденного в 2009 году и обновленного в декабре 2014 года) указано, что автоинспекторы могут останавливать транспортные средства только в случае, если водитель нарушил правила или для оказания помощи. Для проверки документов автолюбителей разрешено останавливать только на стационарных постах ДПС.

В марте 2017 года на портале Госавтоинспекции появилось сообщение о разработке новой редакции Административного регламента. В публикации было указано, что в целях реализации общественного порядка и в условиях сокращения штата предложено отменить запрет на остановку транспортных средств для проверки документов вне стационарных постов. Замглавы МВД Горовой, говоря о необходимости отмены такой меры, также подчеркивал, что она позволит сотрудникам ГИБДД останавливать автобусы и проверять соблюдение водителями режима отдыха и сна. Дело в том, что в последнее время участились аварии с автобусами, произошедшие из-за того, что водитель уснул.

Общее число пассажиров, погибших по вине водителей автобусов, по данным МВД, уже выросло на 21 процент. Из 115 погибших по вине водителей автобусов за последнее время пассажиров 39 погибли из-за того, что люди за рулем уснули. Отмена нормы о том, что не нарушающий ПДД транспорт можно тормозить только на стационарных постах, позволит автоинспекторам останавливать на трассах междугородные автобусы и проверять водителей.

Окажется ли полезным возвращение полицейским подобных полномочий, "РГ" спросила экспертов.

Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев полагает, что отмена приказа, запрещающего останавливать транспортные средства вне стационарных постов, ни на что не повлияет. "Никто и ранее по сути не запрещал этого делать. Да, говорили, что нельзя останавливать автомобиль без причин для проверки документов, но инспектор останавливал автомобили, ссылаясь на проведение спецмероприятий. То есть автомобилистов как останавливали вне стационарных постов, так и будут останавливать", - уверен эксперт.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, председатель движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков в свою очередь не исключает, что возможность останавливать транспортные средства вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны автоинспекторов. "До сегодняшнего дня остановить водителя могли только в случае, если он нарушил правила дорожного движения. Не исключаю, что впредь сотрудник будет останавливать и смотреть, к чему можно прицепиться. Здесь риски пятьдесят на пятьдесят. С одной стороны, это может способствовать большей выявляемости административных и уголовных преступлений и их профилактике, а с другой стороны, возможны злоупотребления", - пояснил депутат, подчеркнув, что эффективность такого решения "будет зависеть от контроля его исполнения соответствующими службами".

Кстати, накануне недавно назначенный новый глава ГИБДД России Михаил Черников заявил, что он против остановки водителя лишь ради остановки. "Это же экономика. Двигаясь из точки "А" в точку "Б", мы планируем, что я должен добраться за условно 30 минут. Останавливает сотрудник. И после этого водитель ведь с еще большей скоростью поедет. Ему надо нагнать то время, которое он потерял. Это логично", - считает генерал-майор.

В ходе совещания у президента России Владимира Путина заместитель министра внутренних дел Александр Горовой сообщил, что ведомство отменило приказ, запрещающий сотрудникам автоинспекции останавливать транспортные средства и проверять документы вне стационарных постов ГИБДД. Он заявил, что данный приказ был ошибочным, так как не соответствовал условиям географии и транспортной логистики России.

«Это было ошибкой с нашей стороны», — сообщил замглавы МВД в ходе президентского совещания.

Горовой также отметил рост нарушений, связанных с автобусными пассажирскими перевозками. По его словам, в четырёх из семи последних ДТП с участием автобусов водители уснули за рулём. Число пассажиров, погибших в подобных инцидентах, выросло на 21%. Горовой сообщил, что для борьбы с такими происшествиями маршруты движения пассажирских автобусов будут наложены на места расположения постов и патрулей ГИБДД.

«Мы прогнозируем определённый негатив среди пассажиров. Но, поработав месяц в таком режиме, думаю, что побудим хозяйствующие субъекты к необходимости выполнения требований приказа Минтранса, который определяет режим труда водителей», — отметил Горовой.

Глава Госавтоинспекции Михаил Черников ранее заявил, что ГИБДД намерена проводить инспекционные рейды по выявлению переутомлённых водителей, занимающихся перевозкой людей.

«По поручению руководства МВД России мы будем проводить рейдовые мероприятия по проверке условий перевозки людей. Если мы будем видеть случаи, когда водитель утомлён, чувствует себя некомфортно и может уснуть, или болен, или же перевозка не установлена нормативными документами, будем пресекать такие нарушения», — заявил он.

Председатель МРОО «Движение автомобилистов» и руководитель экспертного совета по дорогам и транспорту Общероссийского народного фронта Армен Оганесян считает, что это распоряжение может привести к злоупотреблениям полномочиями со стороны автоинспекторов.

«Если всё будет в рамках закона, и все будут себя вести порядочно, то я ничего плохого в этом не вижу. Но мы знаем, что у нас есть проблемные сотрудники ГИБДД. Я предполагаю, что могут искусственно создаваться ситуации, когда будут останавливать водителей для того, чтобы заработать деньги. Всю систему полиции и ГИБДД нужно менять, переводить её на ту систему, которая есть в западных странах», — считает эксперт.

По словам Оганесяна, возвращение подобных мер связано с целью компенсировать сокращение числа самих стационарных постов.

«Такая практика запрещена именно с целью недопущения коррупционных моментов. Регламент предусматривал, что остановить машину могут только в месте, где есть стационарный пост. С учётом того, что на сегодняшний день все эти посты полуликвидированы из-за сокращений, им разрешили с целью улучшения ситуации опять останавливать автомобили на дорогах», — заключил эксперт.

Автоюрист Дмитрий Славнов поддерживает возвращение практики проверки документов вне стационарного поста.

«Инспекторов, которых выставляют на посты-пикеты, обязывают проверять машины и разгружать дорожное движение. А те инспекторы, которые стоят на светофорах и перекрёстках или других машинах, должны в первую очередь заботится о безопасности дорожного движения. Две или более патрульные машины приравниваются к стационарному посту. Они, например, могут сказать, что поступила ориентировка на угон или разбойное нападение, и проверить любой автомобиль и документы у водителя. Если водитель отказывался, он был обязан проследовать на стационарный пункт. Я только выступаю за. Если вам нечего боятся, значит вам нечего скрывать», — заключает эксперт.

На сегодняшний день в Административном регламенте исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения содержится исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД. Одно из них — «проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров». В этом пункте указано, что проверка документов может быть произведена только на стационарных постах ДПС.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Остановка сотрудником ГИБДД для проверки документов

Довольна распространенная ситуация на дороге: законопослушный гражданин передвигается на своем транспортном средстве, не нарушая правил дорожного движения. Вдруг его останавливают сотрудники ГИБДД, вне стационарного поста, и требуют предъявить документы. Насколько это правомерно и соответствует законодательству? Попробуем разобраться.

Мы уже рассматривали на нашем портале сайт , в котором перечисляются все причины, по которым инспектор ГАИ может останавливать проезжающие мимо машины. Приведем небольшой перечень, в каких случаях остановка и требование предъявить документы будут правомерны:

  • обнаружение признаков нарушения требований о безопасности дорожного движения - то есть водитель нарушил один из пунктов ПДД;
  • у инспектора имеется ориентировка или приказ проверять ТС и их водителей на причастность к совершению незаконных действий - проводится спецоперация «Перехват» и тормозят всех, кто подпадает под ориентировку;
  • произошло ДТП и инспектор останавливает транспортные средства для опроса водителей об обстоятельствах, либо необходимость задействовать понятых;
  • инспектору требуется помощь водителя: перевезти пострадавших в аварии, воспользоваться автомобилем для поимки преступника;
  • проведение разнообразных мероприятий на основе распорядительных актов выше стоящих инстанций.

В 63-ем пункте приказа ясно и четко сказано, что останавливать водителя для проверки документов можно лишь в пределах стационарных пунктов ДПС. Как видим, просто так, без причины, сотрудники ГИБДД не имеют право вас проверять.

Тем не менее, случаи остановки уже стали обыденными. Работники Госавтоинспекции ссылаются на следующие законы и нормы. Прежде всего, на пункт 2.1.1 ПДД, в котором сказано, что по требованию сотрудника ГИБДД водитель обязан предъявить удостоверение и документы на транспортное средство, а также полис ОСАГО.

Во-вторых, есть статья 13 п. 20 ФЗ «О полиции», в которой сказано, что инспектора, а также представители различных служб МВД имеют право останавливать автомобили в следующих случаях:

  • для проверки документов на право пользования и управления ТС;
  • для обеспечения безопасности на проезжей части;
  • при возникновении подозрений о возможных нарушениях.

Далее в этой статье идет целый список пунктов. Но ясно одно, что, остановив вас, гаишник может аргументировать это тем, что у него возникли некие подозрения. Например за рулем дорогого джипа сидит молодой парень, а в салоне громко играет музыка и веселится целая компания. Либо у стража порядка возникли вопросы по поводу перевозимого вами в прицепе груза. Одним словом, причин для подозрения можно придумать миллионы.

Действительно, мы видим двойные стандарты. С одной стороны, причины для остановки строго регламентированы в приказе МВД. С другой же стороны, сама формулировка о «подозрении» является довольно размытой. Подозревать, как говорится, можно любого из нас, причем в чем угодно.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

К счастью, ясность вносит статья 27 все того же ФЗ «О полиции». Что в ней говорится? Дословно следующее:

  • сотрудник ГИБДД обязан придерживаться должностного (административного) регламента ГИБДД .

Ну а требования данного регламента перечислены в 185 законе МВД, п. 63. То есть все те пункты, которые мы перечислили выше. Таким образом, если вас останавливают без причины, следует ссылаться на все эти статьи и подпункты.

С другой стороны, имеется небольшое новшество. В 2016 году в приказ №185 были внесены небольшие дополнения. В частности, сотрудники ГИБДД получили право проверять документы вне стационарных пунктов ДПС и без особых причин, но при условии, что контроль осуществляется на служебном авто с включенными мигалками . Скрытый же патруль запрещается - вы можете спокойно проехать мимо, если видите, что кто-то выскакивает из кустов и машет вам полосатой палкой.

Понятно, что простому водителю, спешащему по своим делам, некогда вникать во все эти юридические дебри. Тем не менее, следует придерживаться простых правил, если вас остановили без причины:

  • включить камеру, диктофон или видеорегистртор для фиксации разговора;
  • инспектор обязан показать, не выпуская из рук, свое удостоверение, назвать имя и звание, указать причину остановки;
  • если указания причин не было, вы можете сказать ему о неправомерности действий;
  • в случае составления протокола за, якобы, отказ выполнить законные требования инспектора, пишите в нем, что вас остановили без объяснения причин/без видимых на то причин.

Помимо всего прочего, по вашему запросу инспектор обязан сообщить вам все свои данные для составления на него жалобы в прокуратуру и Управление ГИБДД. Именно так советуют поступать юристы. Опять же, все это отнимает массу нервов и времени, поэтому, если вы не чувствуете за собой никакой вины, просто покажите документы, зафиксировав процесс общения с гаишником на камеру, и мирно отправляйтесь дальше по своим делам.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант