Юридический портал. Льготный консультант

общественный порядок безопасность инспектор

Общественный порядок в государстве - это результат соблюдения людьми установленных правил, это определенная система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения норм (права, морали, обычаев) регулирующих доведшее людей в общественных местах.

Общественный порядок рассматривается в широком и узком смыслах.

В широком смысле общественный порядок рассматривается как совокупность всех общественных отношений, складывающихся в государстве данного типа.

В узкой смысле общественный порядок представляет систему общественных отношений, складывающихся преимущественно в общественных местах, регулируемую нормами права и морали в целях обеспечения неприкосновенности граждан, защиты их прав, обеспечения спокойствия в общественных местах и создания необходимых условий для общения людей в процессе удовлетворения различных жизненных потребностей и нормальной деятельности государственных органов и общественных организаций.

Система общественных отношений в сфере общественного порядка характеризуется:

  • а) закрепленностью нормами права я морали;
  • б) установлением определенных прав и обязанностей участников этих отношений;
  • в) гарантированной возможностью осуществления прав личности;

Отношения между людьми в сфере общественного порядка находят свое выражение в поведении людей, всех действиях, поступках. Это поведение, совершение поступков, принятие решений обусловлено объективными факторами и условиями, в которых живут люди. Правовые нормы призваны направлять поведение людей таким образом, чтобы в каждом конкретном Попов Л.Л. Административное право и административная деятельность органов внутренних дел. М., Ак. МВД СССР, 1990.случае регламентированного правом, граждане совершали те или иные действия и поступки в направлении, соответствующем интересам общества.

Поступки со стороны отдельных лиц, неуважение к установленному общественному порядку, требуют его защиты от посягательства силами и средствами специальных государственных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел. Конечно, проступки не так серьезны, как преступления. Но, во-первых, некоторые из них граничат с преступлениями, во-вторых, ввиду своей многочисленности они причиняют значительный вред. Часто нарушаются правила дорожного движения, распространенными являются такие как мелкое хулиганство, нарушение правил, направленных на борьбу с пьянством, наркоманией, правил охраны природы.

Борьбу с административными проступками нельзя сводить к наложению взысканий на лиц их совершивших. Необходимо борьбу вести с данными правонарушениями уже на "дальних подступах". Это - воспи-тание в семье, школе, коллективах, выявление причин и условия способствующих совершению административных правонарушений и их устранение.

Общественный порядок должен:

  • а) обеспечить жизнь и неприкосновенность граждан;
  • б) охранять честь, достоинство и иные права граждан;
  • в) охранять имущество собственника;
  • г) обеспечить спокойствие в общественных местах, поддерживать необходимые условия для нормальной деятельности учреждений, предприятий и т.д.

Охрана общественного порядка - это проведение государственными органами различных мероприятий по обеспечению неприкосновенности граждан, защите их прав и законных интересов, народного достояния.

Эти меры включает:

  • - во-первых, создание законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих вопросы охраны порядка, правила поведения людей в общественных местах;
  • - во-вторых, деятельность органов суда, прокуратуры, внутренних дал, юстиции и др. по проведению в жизнь этих актов.

Охрана общественного порядка осуществляется тремя способами:

  • а) уголовно-правовым;
  • б) гражданско-правовым;
  • в) административно-правовым.
  • - Органы следствия и суда используют уголовно - правовые средства для борьбы с преступностью.
  • - Суды используют гражданско-правовые средства для охраны прав и законных интересов граждан.
  • - Административно-правовая охрана общественного порядка осуществляется, прежде всего, органам государственного управления. Они создают соответствующие нормативные акты, направляют и контролируют деятельность других органов по вопросам охраны порядка.

Организация охраны общественного порядка, представляет собой систему знаний о правовых, организационных и тактических основах охраны общественного порядка, ее объективных закономерностях, принципах организации, формах и методах деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка, путях совершенствования, повышения качества и эффективности этой деятельности.

Основные черты управления в области охраны общественного горянка.

Управление в области охраны общественного порядка представляет составную часть управления внутренними делами, которые в свою очередь являются составной частью государственного управления. То есть - это исполнительно-распорядительная деятельность органов государства (ОВД) направленная на организацию и практическое осуществление охраны общественного порядка путем планирования, подбора и расстановки кадров, выработки соответствующих решений и проведение их в жизнь, руководства подчиненными органами, проведения профилактических мероприятий и применения мер принуждения.

Управлению в области охраны общественного порядка характерны такие общие черты государственного управления как:

  • - подчиненность и подконтрольность Государственным администрациям, Советам народных депутатов;
  • - исполнительно-распорядительный, государственно властный характер;
  • - организующая, правоохранительная, предупредительно-профилактическая направленность.

Подчиненность и подконтрольность органов внутренних дел Государственным администрациям и мест-ным Советам проходят в основном по линии их административной деятельности. В силу специфического характера дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной работы руководство ими сосредоточено в основном в вышестоящих органах внутренних дел.

Административная деятельность органов внутренних дел, как и других органов государственного управления" одновременно исполнительная и распорядительная.

Исполнительной она является потому, что направлена на повседневное исполнение, непосредственное практическое претворение в жизнь законов, указов, постановлений, правительства, решений местных Советов по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Органы внутренних дел исполняют наказания, определенные приговорами судов за совершение преступления.

Распорядительный характер она носят потому, что государство наделило ОВД широкими административно-распорядительными полномочиями необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей. ОВД и их должностные лица полномочны принимать акты управления о наложении на правонарушителей административных взысканий, давать гражданам и должностным лицам предприятий и учреждений обязательные для исполнения указания о совершении действий, установленных правилами общественного порядка и обязанности, или о прекращении действий, нарушающих эти правила применять принудительные меры с целью предупреждения и пресечения правонарушений, а также в рамках своей компетенции самостоятельно решать другие вопросы (например, предоставлять право на управление транспортом, выдавать разрешения).

Государственно-властный характер деятельности ОВД выражается в том, что она осуществляется от имени государства, с использованием предоставленных государством властных полномочий. Сотрудники ОВД при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью выступают в качестве представителей власти. В этом состоит одно из основных отличий деятельности ОВД от деятельности общественных организаций, осуществляющих охрану порядка путем общественно-организационных форм работы и не наделенных государственно-властными полномочиями

Однако, характеризуя государственно-властный характер деятельности ОВД, необходимо иметь в виду, что она не сводится только к государственно-властным предписаниям. Властный метод регулирования отношений в процессе охраны порядка сопровождается широким использованием разъяснения, воспитания, рекомендаций.

Деятельность ОВД носит творческий, организационный характер. Основу ее содержания составляет положительная, созидательная работа по организации и развитию общественных отношений, возникающих в связи с пребыванием людей в общественных местах, передвижение по республике, выездом и въездом за границу, функционированием объектов, представляющих повышенную опасность для окружающих, по организации движения транспорта и пешеходов, перевоспитания осужденных и т.д.

Применение норм права в процессе, деятельности ОВД в преобладающем большинстве случаев не связано с правонарушениями, а направлено на организацию проведения норм права в жизнь, на решение многочисленных организационных вопросов, возникающих при правомерном поведении граждан, деятельности общественных организаций государственных учреждений, предприятий и их должностных лиц.

Вместе с тем важнейшей специфической чертой деятельности ОВД является ее предохранительная направленность. Вся их деятельность имеет своим основным назначением организацию и практическое осуществление охраны Закон ПМР "О милиции" от 18 июля 1995 г.

2. Кодекс ПМР об административных правонарушениях принят Верховным Советом ПМР 18.12.2013 г. вступил в силу с 28.04.2002 г.ОП и безопасности, направлена на борьбу с нарушениями соответствующих правил.

Основными методами деятельности ОВД являются:

  • - надзор за соблюдением установленных правил;
  • - убеждение граждан в необходимости их соблюдения и применение мер административного принуждения в целях предупреждения, пресечения правонарушений и наказания нарушителей.

ОВД наделены широкими полномочиями по осуществлению надзора и выявлению нарушителей установленных правил. Так, органы пожарного надзора имеют право:

  • - производить осмотры всех зданий, сооружений, вкладов, жилых помещений и составлять акты осмотров;
  • - требовать от всех государственных и общественных организаций, а также отдельных граждан представления сведений о противопожарном состоянии соответствующих объектов;
  • - давать обязательные для исполнения письменные предписания об устранении недостатков в организации пожарной безопасности.

Главным в административной деятельности ОВД является предупреждение правонарушений, проведение профилактических мероприятий.

Правление в области охраны общественного порядка включает внешнюю деятельность и внутриорганизационную.

К внешней деятельности относятся:

  • - издание актов регулирующих деятельность государственных и общественных организаций в сфере общественного порядка, устанавливающих правила поведения граждан;
  • - осуществление мер по проведению в жизнь изданных актов (административный надзор, выдача паспортов, их прописка и выписка и т. Д.);
  • - предупреждение и пресечение административно-правовыми средствами посягательств на общественный порядок.

Внутриорганизационная деятельность складывается из:

  • - определения структуры органов и штатов;
  • - четкого определения компетенции органов и конкретных исполнителей;
  • - планирование работы;
  • - выработка решений;
  • - организация практического исполнения принятых решений и т.д.

Сущность и элементы общественного порядка. Сущность общественного порядка составляют необходимые, относительно устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие общественному порядку, объединяющие воедино его элементы. Сущность общественного порядка является действительным его содержанием, под которым понимается система элементов, свойств общественного порядка и его функций.

Общественный порядок характеризуется материальным, волевым и правовым содержанием (элементами).

Материальное содержание. Под этим видом содержания общественного порядка понимаются реально существующие общественные отношения. Материальной основой общественного порядка являются: экономический строй общества; политический строй государственной власти; вид демократии; система общественных отношений и потребность в их упорядочении; реальные потребности и интересы членов общества.

детерминированы материальным содержанием общественного порядка, реальной действительностью, закономерностями общественного развития. . Приказ МВД ПМР 178 от 12 июня 2002 г. ""Об утверждении и введении в действие Инструкции ""Об организации и тактике проведения операции МВД ПМР при задержании вооружённых преступников""

Воля индивидуума проявляется в его сознательных действиях по достижению определенных целей. Волевые акты индивидуума, являясь функцией человеческой психики, тесно связаны с реальной жизнью и зависят от нее. Действия и поступки, совершаемые индивидуумом в сфере общественного порядка, могут соответствовать его требованиям и способствовать упрочению общественного порядка или противоречить его интересам. В этой связи важное значение имеет воспитание у индивида уважительного отношения к социальным нормам, регулирующим общественный порядок, формирование привычки соблюдать действующие правила.

Носителями общественной воли в нашем обществе являются рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, нации, народности, общественные объединения и социальные группы, разного рода неформальные образования.

Разновидностью общественной воли является воля государственная. Содержание этой воли определяется экономикой, политическими интересами и целями народа, который обладает государственной властью.

Государственная воля, выраженная в законе (праве), является общеобязательной. Предписания и правила правовых норм определяют поведение людей в сфере общественного порядка. Государственная воля, выраженная в праве, регулирует отношения, особенности и другие важные стороны общественного порядка. Она воздействует на поведение, действия, т.е. волю участников общественного порядка. Воля последнего должна соответствовать государственной воле, выраженной в нормах права.

Правовые нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка.

С учетом целей правового регулирования отношений в сфере общественного порядка правовые нормы могут быть сведены в следующие группы: нормы, определяющие правовой статус граждан в рассматриваемой сфере; нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка; нормы, регулирующие деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка.

Нормы, определяющие правовой статус граждан в сфере общественного порядка. Эти нормы составляют наиболее многочисленную группу. Они устанавливают права, обязанности и ответственность граждан в данной сфере.

Граждане имеют право на спокойствие и благоприятные условия для труда и отдыха. Общественный порядок дает возможность людям спокойно проводить свой досуг, обеспечивает надежные условия пребывания в общественных местах, создаёт нормальные условия для трудовой деятельности и т.д. Они вправе обращаться в компетентные органы за защитой от посягательств на их личность.

Граждане имеют право на участие в охране общественного порядка. Они вправе сообщать в компетентные органы (милицию и др.) о готовящихся или совершаемых нарушениях общественного порядка, принимать меры к пресечению нарушений общественного порядка. Действия граждан, направленные на пресечение преступных посягательств и на задержание преступника, правомерны и не влекут юридической или иной ответственности, даже если этими действиями вынужденно был причинен вред преступнику.

Граждане имеют право на самооборону. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу, то есть при защите личности и прав обороняющегося от других лиц охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения.

Нормы права предоставляют гражданам возможность обращаться в компетентные органы с критическими замечаниями и предложениями, направленными на укрепление общественного порядка и совершенствование деятельности органов и организаций, охраняющих общественный порядок.

Граждане имеют право участвовать в охране общественного порядка в качестве членов народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов и других общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка.

Права граждан в сфере общественного порядка не могут рассматриваться вне их связи с обязанностями в данной сфере. Единство прав и обязанностей в цивилизованном обществе основывается на сочетании интересов общества и личности. Известно, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Граждане обязаны соблюдать установленный нормами права и иными социальными нормами общественный порядок, правила поведения в общественных местах.

Граждане должны соблюдать специальные запреты, установленные в сфере общественного порядка. Запрещаются: нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан (мелкое хулиганство), стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка; распитие спиртных напитков в общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в разлив разрешена компетентными органами; появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, азартные игры на деньги, вещи и иные ценности, а равно принятие ставок частными лицами на спортивных и иных состязаниях; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения и др.

Правовые запреты и предписания направляют поведение субъектов отношений в сфере общественного порядка. Запреты и предписания реализуются путем их соблюдения, воздержания от совершения действий, запрещенных нормами права, т.е. вне правовых отношений. Реализация запретительных норм через правоотношения осуществляется в тех случаях, когда предписание запретительной нормы нарушено. За нарушение запретов, совершение правонарушения в сфере общественного прядка устанавливается юридическая ответственность. Эта ответственность устанавливается законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

Важную регулирующую функцию выполняют нормы права, устанавливающие гарантии прав граждан в сфере общественного порядка. К числу таких норм относятся нормы, закрепляющие принцип законности в деятельности органов и должностных лиц вообще и в применении мер воздействия за нарушение общественного порядка в частности; нормы, предоставляющие право на обжалование действий органов и должностных лиц; нормы, устанавливающие ответственность органов и должностных лиц за незаконные действия, и др.

Нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка. Эту группу составляют нормы, которые устанавливают задачи, функции, обязанности, права и ответственность органов и должностных лиц по охране общественного порядка, определяют формы и методы их деятельности. В состав данной группы входят нормы, устанавливающие нормотворческую компетенцию государственных органов в сфере общественного порядка, обязанности и права органов внутренних дел, милиции и других правоохранительных органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, полномочия работников милиции и других должностных лиц в сфере общественного порядка и др. Объем полномочий того или иного звена в системе государственных органов в сфере общественного порядка зависит от назначения и места, которое занимает оно в этой системе: чем выше звено системы, тем более широкой компетенцией оно обладает. Совершенствование компетенции органов и должностных лиц, точное и четкое определение задач, обязанностей и прав, а также ответственности каждого органа (должностного лица) в сфере общественного порядка способствуют дальнейшему укреплению законности, улучшению работы органов, охраняющих общественный порядок.

Нормы, регулирующие деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. Нормы, входящие в данную группу, содержатся в законодательных и иных актах, устанавливающих основные обязанности и права общественных формирований. Задачи и функции, порядок образования и организации работы, обязанности и права, формы и методы работы, организация взаимодействия общественных Приказ МВД ПМР № 80 от 4 апреля 2002 г. ""Об утверждении Инструкции ""Об образовании работы ОВД по обеспечению взаимодействия с добровольными народными дружинами по охране общественного порядка""формирований с государственными органами и др. определяются положениями о соответствующих общественных формированиях.

Общественная безопасность. Общественный порядок тесно связан с другой сферой жизни общества - общественной безопасностью, которую призваны обеспечивать органы государства и в особенности органы внутренних дел, милиция.

К сфере общественной безопасности относятся те общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества. Общественная безопасность связана с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими. Она включает в себя отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему (например, правил приобретения, хранения, перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов, правил приобретения и хранения взрывчатых материалов, правил открытия и функционирования объектов, где они обращаются, и др.).

Отношения, складывающиеся в сфере общественной безопасности регулируются правовыми нормами. Их соблюдение и исполнение гарантируются применением принуждения со стороны государства и его органов.

Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь. Укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности. Так, обеспечение должного общественного порядка при проведении каких-либо массовых мероприятий (спортивных игр, народных гуляний, митингов, демонстраций, шествий и т.п.) одновременно является и обеспечением общественной безопасности, поскольку служит целям предотвращения наступления опасности для жизни и здоровья людей или их имущества. Вместе с тем соблюдение правил и требований общественной безопасности (скажем, правил дорожного движения, правил пользования спортивными сооружениями во время проведения соревнований и т.п.) является важным условием поддержания надлежащего общественного порядка.

Однако, несмотря на тесную взаимосвязь, рассматриваемые сферы не тождественны. Они объединяют различные группы общественных отношений, регулируемые нормами и правилами. В связи с этим законодательство об административных правонарушениях устанавливает дифференцированную ответственность за правонарушения в сфере общественного порядка и в сфере общественной безопасности.. Кисин В.Р., Коренев А.П., Селиванов В.В. Производство по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами внутренних дел (милицией). Образцы документов. Учебное пособие. М., МВШМ МВД СССР, 1989.

В российском правовом поле так установлено, что огромное количество различных действий подпадает под понятие административного правонарушения. Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) охватывает самый широкий круг сфер – от защиты прав потребителей до мелкой уголовщины.

При этом имеется отдельный блок правонарушений, который вызывает особое отношение. И это, в первую очередь, те проступки, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность. Отношение государства к таким действиям своих граждан самое серьезное. А это грозит неприятностями тем, кто пренебрегает требованиями закона – осознанно либо по недоразумению, незнанию.

Что такое нарушение общественного порядка?

Такого рода административным правонарушениям в КоАП РФ посвящена отдельная глава под номером двадцать. В наши дни в нее входят 27 составов правонарушений. Следует отметить, что это более чем вдвое превышает тот перечень, который содержался в указанной главе в предшествующей версии кодекса.

Из этого следует логичный вывод: общественный порядок для нашего государства выводится в приоритеты, а покушение на него воспринимается как серьезное нарушение и требует адекватной реакции. Главное, что, по мнению законодателей, объединяет все перечисленные в этой главе составы, – это общий объект посягательства со стороны нарушителей.

Им является комплекс общественных отношений, которые подлежат административному регулированию. Также к общим объектам статьи 20 КоАП можно отнести посягательства не только на общественную нравственность или честь и достоинство граждан, но и на собственность (личную, коммерческую или общественную). Но определенный состав каждого пункта статьи 20 относится к определенным общественным отношениям со своей спецификой, а потому в зависимости от этого предусматривает индивидуальные особые санкции.

Эксперты разделяют также объективную часть правонарушения (его обстоятельства, поведение обычного человека либо должностного лица) и его дополнительные признаки (когда, где, каким образом совершено правонарушение, использованные при этом орудия).

Необходимо подчеркнуть, что указанные дополнительные признаки прописаны и в КоАП РФ, и в других важных нормативных документах, которыми также следует руководствоваться при вынесении решения. Сюда можно отнести, скажем, комплекс федеральных законов – «О защите прав потребителей», «О чрезвычайном положении», «О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях» и другие.

Состав правонарушений общественного порядка

Наказанию за подобные правонарушения, прописанные в главе 20, подлежат лишь дееспособные граждане в возрасте от 16-ти лет и старше. Также взыскания по этим статьям могут налагаться на должные и юридические лица.

Важно, чтобы при определении санкций по этим статьям присутствовал фактор умышленных действий. Как правило, отсутствие умысла при таких правонарушениях в практике встречается довольно редко.

При вынесении решений о санкциях по какому-либо из указанных составов правонарушения обычно принимают во внимание форму вины фигуранта дела, мог ли он предвидеть негативные последствие своих поступков, совершил ли он небрежность или легкомысленный проступок.

Часто такие правонарушения, которые представляют собой угрозу общественному порядку, совершаются гражданами из-за отсутствия правовой культуры. Они просто не видят в своих поступках нарушения закона и ущерба для общественных отношений.

Один из самых распространенных составов в этой главе – мелкое хулиганство (ст. 20.1). Закон трактует его как нарушение общественного порядка; при этом нарушитель в обязательном порядке проявляет неуважение к обществу. Выражается это и в нецензурной брани, и в оскорблениях и т.д. Это карается штрафом до 1 тыс. рублей либо административным арестом (до 15-ти суток).

Среди других достаточно распространенных составов, которые прописаны в 20-й главе, можно назвать нарушение требований пожарной безопасности, использование фашистской атрибутики либо символики, нарушения в организации митингов и шествий, нелегальная деятельность детективов и ЧОПов, потребление в общественных местах алкоголя и наркотических веществ. Целый перечень статей (20.8-20.14) связан с оборотом оружия.

Законность соотносится с однопорядковыми явлениями: общественным порядком, правопорядком.

Общественный порядок представляет собой систему упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.

Правопорядок - это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка. По своей сути правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Правопорядок - это результат законности, то есть упорядоченная система всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других.

Правопорядок и законность не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель и средство. Причем целью является правопорядок, а средством выступает законность. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами и законными методами. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как противоречат природе правопорядка как порядка законного.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой - состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 У К предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность - цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).

35.Проблема укрепления законности и правопорядка в России.

Анализ современного состояния законности показывает, что среди широких слоев населения нарастает требование укрепления дисциплины и порядка, обеспечения стабильности, защищенности от уголовного произвола. В связи с этим возникает настоятельная потребность в эффективном механизме осуществления требований законности. Его создание и совершенствование относится к числу важнейших и неотложных задач наведения порядка в стране и формирования правового государства. Для этого требуется последовательная и целенаправленная деятельность, всех субъектов общественных отношений.

Для начала целесообразно рассмотреть причины низкого уровня законности и правопорядка, анализ которых имеет принципиальное теоретическое значение. Без этого невозможно разработать меры по реализации принципов законности и стабилизации общественных отношений.

В научной литературе основными причинами низкого уровня законности называются следующие.

1. Консерватизм и деградация социальных институтов, что выступает первопричиной искажения других компонентов социально – политической и экономической систем. А выражается это в несоответствии различных уровней управления обществом тем изменениям, которые произошли и происходят, а для самих институтов – их неспособность решать стоящие перед страной проблемы, ослабление контрольных функций, коррупция, злоупотребление властью, выход на общественно-политическую «арену» теневых структур управления.

2. Деформация социальных норм. Это выражается в том, что правовые и иные нормы не соответствуют требованиям времени. В результате они перестают исполнять свое назначение, что ведет к игнорированию их со стороны участников отношений, к возникновению двойной морали.

3. Происходит изменение и извращение социальных ценностей и представлений о них, которые выступают в качестве определяющего фактора мотивации поведения человека, критериев оценки их деятельности и результатов.

4. Все вышеперечисленное коренным образом меняет отношения между членами общества, группами, слоями и классами, приводит их к дестабилизации.

Таким образом, очевидно, что проблема обеспечения должного уровня законности, реализации ее принципов существует. Не претендуя на исчерпывающую разработку проблемы и рассмотрения всех ее аспектов, остановимся лишь на некоторых, наиболее очевидных и принципиальных, на мой взгляд, положениях, позволяющих определить правильный подход к механизму реализации принципов законности.

Необходимо иметь ввиду, что закрепленные в законах и других актах правила поведения сами по себе могут оставаться на бумаге, не превратившись в реальные общественные отношения, если не будет обеспечиваться законность, то есть их соблюдение, исполнение. Таким образом, законность является обязательной и необходимой частью одного из важнейших методов государственного руководства обществом – метода правового регулирования общественных отношений. Государство, издавая нормы права и обеспечивая законность, влияет соответствующим образом на общественные отношения, обеспечивает закрепление одних, развитие других, пресечение третьих. На этот вывод не влияет то обстоятельство, что государство не может устанавливать законы произвольно, без учета объективности и правового регулирования, определяемых, в частности, законами природы, закономерностями социального развития, уровнем культуры общества, целесообразностью государственного воздействия и другими реалиями общественной жизни.

Право и законность являются основой взаимоотношений всех членов общества, в том числе и отношений между государством и личностью. Только они создают единственную реальную в современных условиях возможность, если не согласования разнородных интересов и притязаний в экономической и иных сферах, то достижения компромиссов, в частности, национальных, социальных.

Все это и определяет главное значение законности как средства, способа перевода правовых предписаний в реальные правовые отношения, в правопорядок.

На пути построения демократического правового государства, в содержании законности должны произойти конкретные изменения:

1. Все субъекты общественных отношений обязаны строго соблюдать правовые предписания и Конституцию, которая должна стать не орудием в руках государства, а правовым балансом общественных интересов.

2. Все субъекты должны получить реальную возможность требовать соблюдения правовых предписаний от всех других субъектов, включая государство и его органы.

3. Следует расширить предметную сторону законности, в частности, за счет реализации принципа «разрешено все то, что законом не запрещено».

4. Основным источником права должны стать законы, при этом большинство из них должны получить прямое действие. И, конечно же, они должны соответствовать прогрессивно развивающимся общественным отношениям.

Подводя итог сказанному, еще раз отмечу следующее. При всей своей единой сущности законность в различные периоды, в различных социальных условиях заметно отличалась по своему объему и характеру. Таким образом, содержание законности не одинаково проявляется как конкретно-исторический срез эпохи. Она провозглашается, зачастую получая фиксацию в конституциях и других нормативных правовых актах, в качестве принципа, требования, обращенного обычно ко всем участникам общественных отношений.

Термин «общественный порядок» употребляется в литературе и действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Общественный порядок понимается в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле слова общественный порядок - это совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всего круга социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Соответственно общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок.

По мнению И.Н. Даньшина, общественный порядок - «это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества».

В узком смысле слова общественный порядок понимается как обусловленная интересами всего народа, регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций. Серегин А.В. характеризовал общественный порядок как «урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности».

Веремеенко И.И. считает, что общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития общества «систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни».

Сущность управления в сфере общественного порядка сводится к организации деятельности административных служб (аппаратов), в процессе которой достигаются цели, решаются задачи, выполняются функции органов внутренних дел, их служб и подразделений. В результате развития служб, совершенствования их структуры и управленческой деятельности, внедрения передового опыта, а также достижений науки и техники укрепляется взаимосвязь между организацией и тактикой деятельности административных служб и подразделений, приобретающая при этом все более многогранный и динамичный характер взаимозависимости.

В законодательстве понятие «общественное место» не формулируется. Однако в нем содержится примерный перечень общественных мест: улицы, площади, парки, транспортные магистрали, вокзалы, пристани, аэропорты и другие общественные места. То есть это места общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей. Общественное место связывается с пребыванием в нем людей, ибо нарушение правил поведения в местах общения людей одной личностью затрагивает интересы другой личности, группы людей, общества. Этим, в частности, объясняется тот факт, что одно и то же деяние, совершенное в общественном месте, рассматривается как правонарушение и влечет юридическую ответственность (скажем, распитие спиртных напитков на улице, в парке и т.п.), совершенное вне общественного места, к числу правонарушений не относится. «Следовательно, отмечает И.И. Веремеенко, специфика нарушений общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах, видимо, и является для законодателя тем первым признаком, ориентируясь на который, он выделяет эти отношения в относительно обособленную группу, именуемую в праве общественным порядком» .

Общественные отношения, складывающиеся в общественных местах, в сфере общественного порядка, регулируются нормами права и иными социальными нормами. Ведущее место в правовом регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит конституционным нормам, которые возлагают на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию РФ. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

Важная роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит нормам законов и иных актов органов государственной власти, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности (см., например, гл. 20 («Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность») Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)).

Нормы, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, содержатся также в уголовном и ином законодательстве. Они содержатся в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах МВД РФ, законах и других актах органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Отношения в рассматриваемой сфере регулируются общепринятыми в обществе правилами общежития, нормами морали, обычаями и др. Они возлагают на граждан выполнение нравственных обязанностей в сфере общественного порядка, являются важными средствами предупреждения антиобщественного поведения. Нормы морали устанавливают меры общественного воздействия в отношении нарушителей общественного порядка.

Сущность общественного порядка составляют необходимые, относительно устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие общественному порядку, объединяющие воедино его элементы. Сущность общественного порядка является действительным его содержанием, под которым понимается система элементов, свойств общественного порядка и его функций. Общественный порядок характеризуется материальным, волевым и правовым содержанием (элементами).

Материальное содержание. Под этим видом содержания общественного порядка понимаются реально существующие общественные отношения. Материальной основой общественного порядка являются: экономический строй общества; политический строй государственной власти; вид демократии; система общественных отношений и потребность в их упорядочении; реальные потребности и интересы членов общества.

Волевое содержание. Общественный порядок имеет волевое содержание. Поведение участников общественных отношений волевое. При этом воля выступает в виде психической реакции человека (воля индивидуума) и общественной воли (воли социальных групп, классов, государства). Волевые действия и поступки участников общественного порядка, в конечном счете детерминированы материальным содержанием общественного порядка, реальной действительностью, закономерностями общественного развития. Воля индивидуума проявляется в его сознательных действиях по достижению определенных целей. Волю «можно определить как психическое регулирование поведения, заключающегося в детерминированном и мотивированном желании достижения поставленной цели, в выборе решения, разработке путей, средств и применения усилий для их осуществления».

В этой связи важное значение имеет воспитание у индивида уважительного отношения к социальным нормам, регулирующим общественный порядок, формирование привычки соблюдать действующие правила.

Носителями общественной воли являются классы, нации, народности, общественные объединения и социальные группы, разного рода неформальные образования. Разновидностью общественной воли является воля государственная. Содержание этой воли определяется экономикой, политическими интересами и целями народа, который обладает государственной властью. Государственная воля, выраженная в законе (праве), является общеобязательной. Предписания и правила правовых норм определяют поведение людей в сфере общественного порядка. Государственная воля, выраженная в праве, регулирует отношения, особенности и другие важные стороны общественного порядка. Она воздействует на поведение, действия, т.е. волю участников общественного порядка. Воля последнего должна соответствовать государственной воле, выраженной в нормах права.

Правовые нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка.

С учетом целей правового регулирования отношений в сфере общественного порядка правовые нормы могут быть сведены в следующие группы:

1) Нормы, определяющие правовой статус граждан в сфере общественного порядка. Они наиболее многочисленны. Эти нормы устанавливают права, обязанности и ответственность граждан в данной сфере.

Граждане имеют право на спокойствие и благоприятные условия для труда и отдыха. Общественный порядок дает возможность людям спокойно проводить свой досуг, создает нормальные условия для трудовой деятельности и т.д. Они вправе обращаться в компетентные органы за защитой от посягательств на их личность.

Граждане имеют право на участие в охране общественного порядка, а также на самооборону. Не подлежит юридической ответственности лицо, хотя и совершившее правонарушение, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения ее пределов (ст. 2.7 КоАП РФ). Граждане могут также обращаться в соответствующие органы с критикой. Граждане имеют право участвовать в охране общественного порядка в качестве членов добровольных народных дружин по охране общественного порядка и других общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. «Охраняя общественный порядок, дружинники следят за тем, чтобы все граждане соблюдали правила поведения в общественных местах. Эти правила устанавливаются законами, постановлениями правительства, нормативными актами других компетентных государственных органов».

Права граждан в сфере общественного порядка не могут рассматриваться вне их связи с обязанностями в данной сфере. Единство прав и обязанностей в цивилизованном обществе основывается на сочетании интересов общества и личности. Граждане обязаны соблюдать установленный нормами права и иными социальными нормами общественный порядок, правила поведения в общественных местах, специальные запреты, установленные в сфере общественного порядка и общественной безопасности (см. гл. 20 КоАП РФ).

Правовые запреты и предписания направляют поведение субъектов отношений в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Запреты и предписания реализуются путем их соблюдения, воздержания от совершения действий, запрещенных нормами права, т.е. вне правовых отношений. Реализация запретительных норм через правоотношения осуществляется в тех случаях, когда предписание запретительной нормы нарушено. За нарушение запретов, совершение правонарушения в сфере общественного прядка и общественной безопасности устанавливается юридическая ответственность. Эта ответственность устанавливается законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

Важную регулирующую функцию выполняют нормы права, устанавливающие гарантии прав граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности (нормы, закрепляющие принцип законности в деятельности органов и должностных лиц вообще и в применении мер воздействия за нарушение общественного порядка и общественной безопасности в частности; нормы, предоставляющие право на обжалование действий органов и должностных лиц; нормы, устанавливающие ответственность органов и должностных лиц за незаконные действия, и др.)

2) Нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Эту группу составляют нормы, которые устанавливают задачи, функции, обязанности, права и ответственность органов и должностных лиц по охране общественного порядка и общественной безопасности, определяют формы и методы их деятельности. В состав данной группы входят нормы, устанавливающие нормотворческую компетенцию государственных органов в сфере общественного порядка и общественной безопасности, обязанности и права органов внутренних дел, полиции (ранее - милиции) и других правоохранительных органов по охране общественного порядка и общественной безопасности и борьбе с преступностью, полномочия работников полиции и других должностных лиц в сфере общественного порядка и общественной безопасности и др. Объем полномочий того или иного звена в системе государственных органов в сфере общественного порядка и общественной безопасности зависит от назначения и места, которое занимает оно в этой системе: чем выше звено системы, тем более широкой компетенцией оно обладает.

3) Нормы, регулирующие деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. Нормы, входящие в данную группу, содержатся в законодательных и иных актах, устанавливающих основные обязанности и права общественных формирований. Задачи и функции, порядок образования и организации работы, обязанности и права, формы и методы работы, организация взаимодействия общественных формирований с государственными органами определяются положениями о соответствующих общественных формированиях.

общественный порядок безопасность государство

Общественный порядок

Общественный порядок - сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, регулируемых действующим законодательством , обычаями и традициями, а также нравственными нормами.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

Охрана общественного порядка

Охраной общественного порядка занимаются полиция и другие правоохранительные органы .

К охране общественного порядка привлекаются и другие структуры: таможня , органы государственной безопасности, пожарные , судебные исполнители, лесники , частная охрана и т. д., а в силу ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, охрану общественного порядка осуществляют и органы местного самоуправления

Литература

  • Алексушин Г.В. История правоохранительных органов. Самара : Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», .
  • Рыбников В. В.,Алексушин Г.В. Историяpuka правоохранительных органов Отечества. М.: Издательство «Щит-М», .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Общественный порядок" в других словарях:

    Общественный порядок - реально складывающийся в обществе, отвечающий задачам его прогрессивного развития порядок, основанный как на правовых, так и неюридических нормах (нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организаций). Это такой порядок отношений в… …

    Политическое устройство, государственное устройство, режим, система, строй Словарь русских синонимов. общественный порядок сущ., кол во синонимов: 5 государственное устройство … Словарь синонимов

    Общественный порядок - см. Правопорядок … Энциклопедия права

    Общественный порядок - система отношений, которые складываются в результате соблюдения и исполнения норм и правил, регулирующих поведение людей в общественных местах … Административное право. Словарь-справочник

    Общественный порядок - см. Правопорядок … Большой юридический словарь

    Общественный порядок - это морально правовое состояние общества, при котором компетентные органы исполнительной власти путем полицейского надзора обеспечивают безопасность и правомерное поведение граждан в общественных местах, свободное использование ими своих прав и… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

    Толпы психология и общественный порядок - Толпа бесструктурное скопление людей на одном месте, лишенных изначально ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Начало научного изучения массовых скоплений людей… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Государство и общественный порядок - Имена существительные ГОСУДА/РСТВО, страна/, ца/рство, офиц. держа/ва. Страна, объединённая общностью территории, государственной символики, государственного языка (или языков), имеющая единую денежную систему, единую армию и т. д., во… … Словарь синонимов русского языка

    Общественный правопорядок - состояние упорядоченности общественных отношений, характеризующееся эффективной их охраной, обеспечением обстановки спокойствия и режима правомерности поведения граждан в общественных местах, а также созданием нормальных условий для их труда и… … Элементарные начала общей теории права

    Прил., употр. часто 1. Общественным называют то, что связано с человеческим обществом, его организацией, структурой, функционированием и т. п. Общественный строй. | Общественный кризис. | Законы общественного развития. | Тюрьма как общественный… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Библиотека всемирной литературы , Жан-Жак Руссо. Книга Руссо - манифест свободы чувства; подлинный манифест, в котором записаны золотые слова: «Пусть же люди занимают положение по достоинству, а союз сердец пусть будет по выбору, - вот…

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант