Текущая величина МРОТ зависит от нескольких показателей:
С 1 января 2017 года увеличения МРОТ не будет, он останется на прежнем уровне 7500 рублей .
С 1 июля 2016 года величина минимального размера оплаты труда составляет 7500 рублей для российских граждан в месяц ( , ), Госдума одобрила закон о повышении МРОТ 17 мая 2016 года, Президент РФ Владимир Путин подписал закон 2 июня 2016 года), это на 1296 рублей выше, чем предыдущий показатель.
С изменениями и дополнениями от 01.07.2016
Регион Российской Федерации | Размер МРОТ в 2016 году |
---|---|
Центральный федеральный округ | |
Белгородская область | 8694 |
Брянская область | 6500 |
Владимирская область | 6204 7000 |
Воронежская область | 6204 (для организаций бюджетной сферы)
8787 (для организаций внебюджетной сферы) |
Ивановская область | 8645 |
Калужская область | |
Костромская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Курская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Липецкая область | 6000 (для организаций бюджетной сферы)
(для организаций внебюджетной сферы) |
Московская область | 12500 |
Орловская область | 9778 |
Рязанская область | 6350 (для организаций бюджетной сферы)
7500 (для организаций внебюджетной сферы) |
Смоленская область | 6200 |
Тамбовская область | 6240 (для организаций бюджетной сферы)
7500 (для организаций внебюджетной сферы) |
Тверская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7280 (для организаций внебюджетной сферы) |
Тульская область | 11000 (с 01.08.2016) (для организаций бюджетной сферы)
13000 (с 01.08.2016) (для организаций внебюджетной сферы) |
Ярославская область | 6000 (для организаций бюджетной сферы)
8021 (для организаций внебюджетной сферы) |
г. Москва | 17300 |
Северо-Западный федеральный округ | |
Республика Карелия | 7213 (для организаций бюджетной сферы северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша)
5796 (для организаций бюджетной сферы остальных районов) на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Республика Коми | 6500 |
Архангельская область | 7500 |
Вологодская область | 7500 |
Калининградская область | 10000 |
Ленинградская область | 7800 |
Мурманская область | 13650 |
Новгородская область | 6204 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Псковская область | 7500 |
г.Санкт-Петербург | 11700 |
Ненецкий авт.округ | 6204 |
Южный федеральный округ | |
Республика Адыгея | 7500 |
Республика Калмыкия | 7500 |
Краснодарский край | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Астраханская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7350 (для организаций внебюджетной сферы) |
Волгоградская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
не ниже 1,2 прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Ростовская область | 7500 |
Северо-Кавказский федеральный округ | |
Республика Дагестан | 7500 |
Республика Ингушетия | 7500 |
Кабардино-Балкарская Республика | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Карачаево-Черкесская Республика | 7500 |
Республика Северная Осетия - Алания | 7500 |
Чеченская Республика | 8252 |
Ставропольский край | 8588 |
Приволжский федеральный округ | |
Республика Башкортостан | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8900 (для организаций внебюджетной сферы) |
Республика Марий Эл | 9251 |
Республика Мордовия | 7500 |
Республика Татарстан | 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7309 (для организаций внебюджетной сферы) |
Удмуртская Республика | 7500 |
Чувашская Республика | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
6988 (для организаций внебюджетной сферы) |
Пермский край | |
Кировская область | 7500 |
Нижегородская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
9000 (для организаций внебюджетной сферы) |
Оренбургская область | 7500 |
Пензенская область | 7500 |
Самарская область | 7500 |
Саратовская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7900 (для организаций внебюджетной сферы) |
Ульяновская область | 6500 (для организаций бюджетной сферы)
10000 (для организаций внебюджетной сферы) |
Уральский федеральный округ | |
Курганская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7620 (для организаций внебюджетной сферы) |
Свердловская область | 8862 |
Тюменская область | 7700 (для организаций бюджетной сферы)
9300 (для организаций внебюджетной сферы) |
Челябинская область | 6100(для организаций бюджетной сферы)
8300 (для организаций внебюджетной сферы) |
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра | МРОТ с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате |
Ямало-Ненецкий авт.округ | 12431 |
Сибирский федеральный округ | |
Республика Алтай | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8751 (для организаций внебюджетной сферы) |
Республика Бурятия | 7500 |
Республика Тыва | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
не ниже 6300 (для организаций внебюджетной сферы) |
Республика Хакасия | 7500 |
Алтайский край | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
9400 (для организаций внебюджетной сферы) |
Забайкальский край | 6044 (для организаций бюджетной сферы)
8095 (для организаций внебюджетной сферы) |
Красноярский край | 6204 (для организаций бюджетной сферы)
9544 (для организаций внебюджетной сферы) |
Районы Крайнего Севера Красноярского края | 16130 (г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район)
14269 (Северо-Енисейский район) 19009 (Эвенкийский муниципальный район) 15313 (Туруханский район) 15200 (г.Енисейск) |
Иркутская область | 7774 (для организаций бюджетной сферы)
9717 (для организаций внебюджетной сферы) |
Кемеровская область | 13617 |
Новосибирская область | 9030 (для организаций бюджетной сферы)
9390 (для организаций внебюджетной сферы) |
Омская область | 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7135 (для организаций внебюджетной сферы) |
Томская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8581 (для организаций внебюджетной сферы) |
Дальневосточный федеральный округ | |
Республика Саха (Якутия) | 15390 |
Камчатский край | 16910-19510 |
Приморский край | 7500 |
Хабаровский край | 11414-15510 |
Амурская область | 7500 |
Магаданская область | 18750 (для организаций бюджетной сферы)
20250 (для организаций внебюджетной сферы) |
Сахалинская область | 16838 |
Еврейская авт.область | 7500 |
Чукотский авт.округ | 6204 |
Крым | |
Республика Крым | 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7042 (для организаций внебюджетной сферы) |
г. Севастополь | 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7343 (для организаций внебюджетной сферы) |
Архив:
Срок, с которого установлен МРОТ | Сумма МРОТ, руб./мес. | Нормативный акт, установивший МРОТ |
---|---|---|
с 1 января 2018 | Проект Закона | |
с 1 июля 2017 | 7800 | ст.1 Закона №460-ФЗ от 19.12.2016 |
с 1 июля 2016 | 7500 | ст.1 Закона №164-ФЗ от 02.06.2016 |
с 1 января 2016 | 6204 | ст.1 Закона №376-ФЗ от 14.12.2015 |
с 1 января 2015 | 5965 | ст.1 Закона №408-ФЗ от 01.12.2014 |
с 1 января 2014 | 5554 | ст.1 Закона №336-ФЗ от 02.12.2013 |
с 1 января 2013 | 5205 | ст.1 Закона №232-ФЗ от 03.12.2012 |
с 1 июня 2011 | 4611 | ст.1 Закона №106-ФЗ от 01.06.2011 |
с 1 января 2009 | 4330 | ст.1 Закона №91-ФЗ от 24.08.208 |
с 1 сентября 2007 | 2300 | ст.1 Закона №54-ФЗ от 20.04.2007 |
с 1 января 2006 | 1100 | |
с 1 сентября 2005 | 800 | ст.1 Закона №198-ФЗ от 29.12.2004 |
с 1 января 2005 | 720 | ст.1 Закона №198-ФЗ от 29.12.2004 |
с 1 октября 2003 | 600 | ст.1 Закона №127-ФЗ от 01.10.2003 |
с 1 мая 2002 | 450 | ст.1 Закона №42-ФЗ от 29.04.2002 |
с 1 июля 2001 | 300 | |
с 1 января 2001 | 200 | ст.1 Закона №82-ФЗ от 19.06.2000 |
с 1 июля 2000 | 132 | ст.1 Закона №82-ФЗ от 19.06.2000 |
Также следует сказать, что выплачиваемая заработная плата работнику может быть ниже начисленной. Например, если работник отработал неполный месяц или не выполнил свои трудовые обязанности. В этом случае выплаченная зарплата за месяц может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда и используется в современной экономике для многих целей. Рассмотрим динамику МРОТ, а также особенности показателя.
Минимальный размер оплаты труда – минимум оплаты, который установлен на федеральном уровне. Он может рассчитываться за определенный промежуток времени – час, день, неделя, месяц, год.
Именно ту сумму, которая установлена, работодатель обязуется платить своему сотруднику, не меньше (можно больше). Данная планка может быть установлена в законодательном порядке и в неформальном виде.
Хотя этот показатель используется в большинстве стран мира, однозначного мнения касательно пользы и вреда его применения не имеется.
Есть несколько задач , для решения которых используется показатель МРОТ:
Регламент по тем или иным порядкам устанавливается в Трудовом кодексе, статьей 133 . Согласно действующим положениям законодательства, ежемесячная оплата за труд работника, который полностью отработал данный период, не может быть ниже, чем минимальный показатель оплаты .
Установление оптимального показателя осуществляется в рамках федерального законодательства. Если говорить о данных на 2015 год, то этот параметр составлял 5965 руб., а со следующего года он повысился на 250 рублей. В 2017 году данный критерий возрос еще больше. В 2018 год в январе МРОТ составлял 9489 руб., с 1 мая — 11 163 руб.
Согласно части 1 ст. 133 , МРОТ, устанавливаемый по всей территории страны, не может составлять меньшую величину , чем прожиточный минимум.
Если работодатель будет выплачивать сотрудникам заработную плату, которая не превышает размер МРОТ, то в дальнейшем это грозит административной ответственностью.
Рассмотрим таблицу, в которой отражена динамика роста показателя по годам – с 2008 по 2018.
Годовой период установления МРОТ | Значение МРОТ, рублей |
---|---|
С 2009, с 1 января | 4330 |
С 2011, с 1 июня | 4611 |
С 2013, с 1 января | 5205 |
С 2014, с 1 января | 5564 |
С 2015, с 1 января | 5965 |
С 2016, с 1 января | 6204 |
С 2016, с 1 июля | 7500 |
С 2017, с 1 июля | 7800 |
С 2018, с 1 января | 9489 |
С 2018, с 1 мая | 11 163 |
Исходя из табличных данных, можно сделать вывод, что в последние годы наблюдаются активные темпы роста данного показателя . Чем ближе к 2017-2018 годам, тем больше возрастает МРОТ. Практика насчитывает несколько случаев , при которых пересчет этой величины наблюдался 2 раза в год, в частности – в 2016, 2018 годах, а также изменения дважды в год происходили в 2001, 2005.
В России есть закон, в соответствии с которым МРОТ должен быть не меньше величины прожиточного минимума. В 2018 году в этом плане произошло уравнение , и величины имеют идентичное значение.
С начала 2018 года МРОТ составлял 85% от величины прожиточного минимума и сравнялся с суммой 9489 рублей. По данным на май МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом .
Вообще на территории России установлено два показателя – для расчетных мероприятий по заработной плате и для проведения подсчетов штрафных санкций, пени, пособий.
С января 2002 года по начало 2010 показатель МРОТ использовался в целях регулирования трудовой оплаты и определения размерных значений различных пособий .
До 2002 года данный критерий использовался и для решения других задач. Например, для точного определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, для компенсации вреда по работе, профзаболеваниям и прочим повреждениям. В целях решения этих задач с 2018 года используется показатель в 11 163 руб .
Во множестве российских регионов для определения оплаты трудовых действий используется еще и региональный МРОТ . То есть получается, что законодатели определенных регионов имеют право на установление своего размера заработной платы.
Есть несколько сторон , силами которых определяется оптимальный показатель МРОТ:
После оговорок всех соглашений работодателям делается предложение присоединиться к новым правилам.
Если необходимо определить именно данные величины, то ранее в этих целях практиковалось использование базовой суммы . Ее размер подвергался многочисленным изменениям с 2001 года и оставался равным показателю в 100 рублей.
Но в настоящее время зависимость штрафной суммы от минимального оплатного размера установлена в законодательном порядке, который и регламентирует эти суммы в твердых величинах. К примеру, штрафы по правонарушениям административного или уголовного характера считаются не в показателе МРОТ, а имеют выражение в виде конкретной суммы .
Получается, что в настоящее время штрафные и прочие санкции, согласно общим требованиям российского законодательства, подлежат исчислению в твердых суммах и не имеют отношения к МРОТ. В связи с этой причиной базовая сумма, которая ранее находила применение в процессе начисления и расчета штрафных величин, в настоящее время считается не актуальной .
Зато сегодня МРОТ актуален в ходе определения минимальных показателей заработной платы и вычисления сумм полагающихся социальных пособий.
Если рассматривать данные на 2018 год, то практически во всех регионах действует уровень в 11 163 руб . В некоторых — выше.
85 регионов России установили минимальный размер оплаты труда.
В качестве прожиточного минимума выступает минимальный показатель дохода, который является необходимой суммой для обеспечения и поддержания среднего уровня жизни в стране. Этот показатель представляет собой приблизительную стоимость потребительской корзины .
Расчет прожиточного минимума осуществляется в отдельности по каждому региону. Также его определение производится для различных категорий населения – пенсионеры, дети, трудоспособные граждане.
примерный расчетный перечень товарных позиций , который характеризует типичную структуру годового потребления одного человека. Также это значение может рассчитываться на целую семью.Этот набор целесообразно использовать для расчетных операций по минимальному потребительскому бюджету (прожиточному минимуму). Это – своеобразная база для сравнения расчетного и реального потребительского уровня.
Если рассматривать структурный состав годовой потребительской корзины, то в нее у трудоспособного человека входит следующий годовойнабор продуктов :
Помимо этого, стоит учесть еще и непродовольственные товары, которые включают в себя половину суммы, затраченной на продукты. Вдобавок стоит учесть и коммунальные платежи с прочими услугами, которые условно берутся за норму в 50% от стоимостного показателя продуктовой корзины.
Если работодатель платит сотруднику зарплату ниже прожиточного минимума, он несет определенную ответственность .
Таким образом, МРОТ играет важную роль в жизни страны и регионов. Грамотный подход к его расчету гарантирует народу хороший уровень жизни.
Минимальная зарплата в Москве с 1 июля 2016 и федеральный МРОТ, это разные показатели. МРОТ устанавливается Госдумой и действует по всей стране. А уровень минимальной зарплаты определяют органы субъектов, по согласию с объединениями, защищающими интересы и работников, и работодателей.
Из статьи вы узнаете:
Закон позволяет субъектам РФ самим определять размер минимальной зарплаты, который может быть применен частными компаниями (ст. 133.1 ТК РФ). При этом важно, чтобы ее размер не был ниже МРОТ, который утвержден на федеральном уровне.
Правительство Москвы и объединения, представляющие интересы работников и работодателей, заключили соглашение о «минималке» (Соглашение в редакции от 30.10.2015). И минимальная зарплата в Москве с 1 января действует в размере 17 300 рублей.
В таком же размере будет действовать минимальная зарплата в Москве с 1 июля 2016 года .
Минимальный заработок применяется по территориальному признаку, то есть к тем работникам, которые трудятся в данном регионе, в нашем случае, в Москве (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ).
В самом Соглашении также есть положение, которое требует от всех компаний, руководствоваться в вопросах зарплаты правилами, действующими на территории Москвы. И тут неважно, где зарегистрирована компания. Имеет значение лишь то, что она осуществляет свою деятельность в московском регионе (п. 3 Соглашения).
Таким образом, даже если компания зарегистрирована в соседнем регионе, но ее работник трудится в столице, ему гарантируется минимальная зарплата в Москве с 1 июля 2016 года в размере 17 300 рублей.
Однако напоминаем: компания может отказаться от присоединения к соглашению об установлении «минималки», но для этого нужно (см. рисунок).
На федеральном уровне МРОТ утверждает Государственная Дума. В мае этого года приняты поправки в Закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ, которые повышают размер МРОТ более чем на 20%.
Таким образом, как федеральный показатель минимальная зарплата в Москве в 2016 году с 1 июля 2016 возрастет до 7500 Рублей, и это самое внушительное повышение за последние годы. Напомним, что до этого уровень МРОТ на территории РФ составлял 6204 Рубля (Закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ).
Спектр вопросов, которые решаются с помощью МРОТ, ограничен самим законом (ст. 3 Закона № 82-ФЗ). И если минимальная зарплата в Москве в 2016 году с 1 января гарантирует работнику-москвичу зарплату не ниже 17 300 рублей, то с помощью федерального МРОТ ему могут .
Применять федеральный МРОТ при расчете пособия по болезни надо в случае, когда работник не получал зарплату или его зарплата меньше МРОТ.
Минимальный размер оплаты труда по России с 1 января 2016 г. равен 6204 руб. В 2015 году федеральный МРОТ был равен 5965 руб.
МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
Что нужно изменить работодателям с 2016 года в связи с новшеством?
Если зарплата (оклад плюс компенсационные и стимулирующие выплаты) за полностью отработанную норму рабочего времени за месяц у каких-то работников меньше 6204 руб., то с 1 января 2016 нужно увеличить зарплату этих работников. На руки работник может получать сумму меньше 6204 руб. (за счет ).
Средний заработок за время отпуска, командировки и т.д., выплачиваемый в 2016 г., должен быть не менее нового МРОТ в пересчете на полный месяц.
Работникам, у которых не было заработка в 2014 — 2015 годах или их заработок не превышал 6204 руб. за каждый месяц расчетного периода, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком нужно рассчитывать исходя из МРОТ. Правда, это касается только тех, у кого болезнь (декретный отпуск) начались 1 января 2016 г. и позже (ч. 1.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
А для тех работников, чей страховой стаж не превышает 6 месяцев, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам не должны превышать 6204 руб. за календарный месяц (
С первого июля минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повышается почти на 21 процент до 7,5 тысячи рублей. Работодатели всей России не смогут платить сотрудникам меньше этой суммы при условии, что месяц работником отработан полностью, а трудовые обязанности выполнены.
Новый размер МРОТ установлен Федеральным законом от 02.06.2016 № 164-ФЗ. Изменение затронет около миллиона работников. Из них 87 процентов трудятся в государственных и муниципальных учреждениях, а остальные - в негосударственной сфере.
Увеличение МРОТ является очередным шагом Минтруда России к повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума. Сравнять два показателя планируется к 2020 году. Прожиточный минимум в России за первый квартал 2016 года составил в среднем 9 776 рублей в месяц на душу населения, для работающего россиянина - 10 524, для пенсионера - 8 025 рублей, на ребенка - 9 677 рублей. Таким образом, с первого июля МРОТ будет составлять 77 процентов от средней величины прожиточного минимума.
Контроль за соответствием зарплат МРОТ осуществляет инспекция труда. "Трудовики" проводят как плановые проверки, так и работают по обращениям граждан. За нарушение законодательства об оплате труда работодатель может быть привлечен к ответственности по статье 5.27 КоАП РФ. Для руководителей и предпринимателей штраф составит от 1000 до 5000 рублей. Для юрлиц - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Эксперты напоминают, что каждая территория дополнительно устанавливает МРОТ на региональном уровне. Однако несоответствие зарплаты сотрудника региональному МРОТ не карается так строго. "Специфика регионального МРОТ в том, что при нарушениях к работодателю не могут быть применены санкции, а только административные меры, к примеру, такие как запрет на участие в региональных проектах", - говорит Александр Сафонов, проректор РАНХиГС.
Увеличение размера минимальной оплаты труда связано с целым рядом последствий. Это мешает сравнять размер прожиточного минимума и МРОТ одномоментно. Повышение МРОТ увеличивает расходы федерального, регионального и местных бюджетов на оплату труду госслужащих. "Хотя, количество людей, получающих зарплату на уровне МРОТ не так велико, но на МРОТ, как на базовую величину, завязаны пропорции в оплате труда высококвалифицированных специалистов", - отмечает Александр Сафонов.
Кроме того, повышение МРОТ приведет не только к увеличению доходов населения, но и к росту отчислений подоходного налога (НДФЛ) и страховых взносов.
Способствует увеличение МРОТ и повышению расходов на выплату декретных и больничных пособий. Такие выплаты рассчитываются на основе МРОТ, если за два года до страхового случая у человека не было заработка или он был меньше МРОТ. Если же страховой стаж сотрудника меньше шести месяцев, его больничное либо декретное пособие за полный месяц не может превышать МРОТ.
В то же время повышение МРОТ позволит сократить размер "теневых" доходов. Не секрет, что многие предприниматели назначают сотрудникам формальную зарплату в один МРОТ для сокращения налогов. Теперь НДФЛ и взносы таких работодателей увеличатся на 21 процент.