Начало 2019 года ознаменовалось радостным событием для всех нанимателей социального жилья – был принят закон о бессрочной приватизации жилья (). Жилищная приватизация теперь не только бесплатная, но и бессрочная.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Это означает, что каждый житель страны, постоянно проживающий на государственных или муниципальных квадратных метрах, имеет возможность в установленном законом порядке инициировать переход прав собственности.
В этой статье рассмотрим, действительно ли принят такой закон, будет ли он выгоден простым гражданам, сделали ли его бессрочным навсегда или только хотят сделать.
Приватизация жилья – уникальное явление, определяющее добровольную передачу государственного или муниципального имущества в руки частных лиц.
Основными принципами разгосударствления жилищного фонда страны являются:
Основу жилищной приватизации в Российской Федерации теперь составляют:
Именно последняя законодательная норма в этом списке сделала возможным то, о чем раньше невозможно было и мечтать – бессрочная, бесплатная жилищная приватизация.
Свежие новости о принятии законопроекта о бессрочной приватизации порадовали в первую очередь простых россиян, которые:
Для тех, кто ожидает переселения в новое, отвечающее всем санитарным нормам и требованиям безопасности жилье, бессрочная приватизация стала отличной возможностью получить собственное жилье, не ущемляя свои гражданские и конституционные права ().
Жители полуострова Крым имеют право воспользоваться процессом разгосударствления жилищного фонда Российской Федерации так же как и все остальные жители Российской Федерации.
Приватизация такого вида жилья в основном происходит в судебном порядке и тянется длительное время, бессрочная приватизация позволяет им спокойное довести начатое до конца.
Очевидно, что решение о бессрочной приватизации жилья для всех после 1 марта 2019 года в первую очередь будет выгодно тем, кто не по своей вине не смог или не успел приватизировать недвижимость в период действия в его предпоследней редакции.
С точки зрения государства, приватизация всегда была спорным мероприятием.
Количество плюсов зачастую перевешивала отрицательные моменты и наоборот, много раз рассматривался вопрос о прекращении и о продлении приватизации.
Рассмотрим, что означает жилищное разгосударствление для страны:
1. Положительные моменты. Основными преимуществами приватизации для государств являются:
Чем больше объектов недвижимости переходит в частные руки, тем выше процент собираемости налогов и наполняемости государственного бюджета.
Приняв в собственность жилье, граждане обязаны самостоятельно нести бремя капитального ремонта всего здания в целом.
Отсутствие на балансе муниципалитета большого количества социального жилья, высвобождает большие денежные потоки, которые могут быть использованы на другие нужды субъекта Федерации.
2. Недостатки. К основным недостаткам разгосударствления жилищного фонда можно отнести:
Итоги приватизации за прошедшие годы показали, что уже более 80% муниципального и государственного жилья переведено в частную собственность, это существенно нарушает права тех, кто действительно нуждается в получении социального жилья.
Возвращение недвижимости обратно в государственную или муниципальную собственность символизирует о том, что институт приватизации уже исчерпал себя.
Предоставляя жилье гражданам, муниципалитет постоянно оказывается в ситуации, когда «из-под носа уходят» квадратные метры и невозможно наладить сферу арендного жилья в нужных пропорциях.
Возможность получить от государства жилье в частную собственность россияне получили еще в далеком 1991 году и уже 25 лет граждане Российской Федерации бесплатно получают от государства жилые квадратные метры (). За эти годы бесплатная приватизация неоднократно продлевалась, чтобы все желающие могли успеть воспользоваться своим правом.
Именно в этот день жилищная приватизация должна была стать платной. То есть для того, чтобы получить от государства жилье, необходимо было бы за это заплатить.
Но с принятием закона за номером все изменилось. Теперь крайнего срока не существует. Хотя многие политологи считают, что после очередных президентских выборов в 2018 году можно ждать других решений, касательно бесплатной и бессрочной приватизации.
Порядок оформления государственной или муниципальной квартиры представляет собой несколько этапов, основными из которых являются:
Для того чтобы стать полноправным владельцем квартиры, понадобиться собрать немалое количество документов:
Сама жилищная приватизация проводиться совершенно бесплатно, то есть вам не придется компенсировать государству потерю им жилого помещения. Но вот получение каких-либо отсутствующих у вас документов, обойдется «в копеечку».
Как понять, за что надо платить, а за что нет:
При проведении приватизации невозможно обойтись без визита в следующие организации и государственные учреждения:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1;
Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ,
от 28.03.1998 N 50-ФЗ, от 01.05.1999 N 88-ФЗ,
от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ,
от 26.11.2002 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ,
от 11.06.2008 N 84-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 03.11.1998 N 25-П, Определением Конституционного Суда РФ
от 10.12.2002 N 316-О,
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П)
Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).
Статья 1. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Статья 2 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).
Статья 2. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ, от 28.03.1998 N 50-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)
В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.
(часть третья в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)
Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 3. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.
(статья 3.1 введена Федеральным законом от 26.11.2002 N 153-ФЗ)
Положение статьи 4, запрещающее приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, - в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения, - как аналогичное положениям, ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 316-О).
О применении части первой статьи 4 см. определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2000 N 220-О, от 05.11.2003 N 350-О, от 21.12.2004 N 441-О.
Статья 4 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).
Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ)
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Статья 5. Исключена. - Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.
Статья 6 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).
Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
(статья 6 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Статья 7 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).
Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ)
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
(в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Статья 8 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).
Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Статья 9. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Статья 9.1 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).
Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
(статья 9.1 введена Федеральным законом от 20.05.2002 N 55-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 10. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Раздел II утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ
ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ)
Статья 12. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.
Статья 13. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.
Статья 14. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.
Статья 15. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.
Исходя из системного толкования статьи 16 данного документа, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года).
Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 19. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.
Статья 20. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.
Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов РСФСР
4 июля 1991 года
N 1541-1
Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статья 2
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.
Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.
Статья 3. Утратила силу
Статья 3.1
В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.
Статья 4
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статья 5. Исключена
Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.
Статья 6
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статья 7
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 8
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Статья 9. Утратила силу
Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Статья 9.1
Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Статья 10. Утратила силу
Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ
ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Статья 11
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Статьи 12 - 15. Утратили силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.
Статья 16
Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Статья 17
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.
Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в действующей редакции с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 20.12.2017 N 399-ФЗ), вступившими в силу с 20.12.2017 года (ред. 15).
Обращаем внимание : Бесплатная приватизация жилых помещений является теперь бессрочной . Ограничение срока бесплатной приватизации отменено Федеральным законом от 22.02.2017 N 14-ФЗ.
См. также: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1 . Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статья 2 . Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.
Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.
Статья 3. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.
Статья 4 . Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статья 5 . Исключена. - Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.
Статья 6 . Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статья 7 . Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 8 . Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Статья 9
Статья 9.1 . Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Статья 10 . Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ
ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Статья 11 . Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Статья 12
Статья 13 . Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.
Статья 14 . Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.
Статья 15 . Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.
Статья 16 . Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Статья 17 . Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.
Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Статья 19 . Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.
Статья 20 . Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.
Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.ЕЛЬЦИН
Несмотря на то, что первый правовой акт о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации был принят более четверти века назад, ее до сих пор нельзя считать завершенной. На данный момент передано около 80% всех строений и помещений, имеющих статус жилых. Это очень мало, учитывая законы, по которым без прохождения этой процедуры невозможно совершать сделки с недвижимостью.
Приватизация - это процесс передачи прав на собственность от государства частным лицам. Поэтому иногда такую процедуру называют «разгосударствление», хотя это не совсем точно. Имущество после приватизации выходит из-под контроля государства и становится предметом свободных рыночных отношений.
Дальнейшие взаимоотношения между собственниками и объектами имущества регулируются гражданским, уголовным законодательством, другими правовыми актами. Процесс может касаться крупной, мелкой промышленности, объектов торговли, жилищного фонда.
Обычно эту процедуру государство начинает при условии экономического спада, для дополнительного стимулирования развития экономики. Приватизация жилья имеет не только экономический и юридический смысл. Имеет значение мотивация. Человек, уверенный, что имущество принадлежит ему, будет заботиться о нем более добросовестно.
Инициативу правительства нельзя назвать успешной. Несмотря на то, что приватизация должна была завершиться более 19 лет назад и продлевалась несколько раз, люди начинали оформлять жилье только из-за того, что продать без официальной регистрации его было невозможно.
Интересно. 20% жилого фонда до сих пор не приватизировано, и это при том, что сама процедура бесплатна. Оплатить придется только госпошлины, а если обращаться в агентства, то их услуги.
Приватизация жилищного фонда возможна только после определенного этапа жизни страны. Обычно такое случается, когда большая часть жилого фонда находится у государства. Именно поэтому процесс волной прокатился по странам, бывшим членам соцлагеря. Особенно сильные перемены были там, где процветал государственный социализм.
Читайте также: Кадастровая стоимость участка по кадастровому номеру Росреестра
В Советском Союзе предполагалось социальное равенство, и поэтому вся недвижимость находилась в монополии у государства. Была введено новое правовое понятие, так называемая «личная собственность».
Справка. К личной собственности относились вещи человека, дом, небольшой приусадебный участок и квартира.
Личная собственность охранялась государственными законами, но, в отличие от частной, ее нельзя было открыто купить или продать. Вся собственность находилась у государства, которое могло ей распоряжаться через своих представителей. Например, случаи выселения из квартиры за неуплату коммунальных платежей были повсеместными.
В 1958 году начали создаваться ЖСК (жилищно-строительные кооперативы), члены которых участвовали деньгами в постройке многоквартирных домов, а затем получали там квартиру. Но эти квартиры также не являлись частной собственностью.
В июле 1991 года Верховный Совет принял закон о приватизации жилья. Его основными положениями были следующие:
Законом было оговорено, что аварийное, а также служебное жилье не будет подлежать передаче гражданам. Под запретом оказались помещения, которые находятся в закрытых военных городках и на территориях, не подлежащих заселению.
В 1994 году закон был дополнен. Основные поправки:
Согласно Конституции те, кто приватизировал жилье, может распоряжаться им по своему усмотрению. Изъять такое имущество у гражданина невозможно, поскольку оно является частной собственностью.
Интересно. В 1988 году появилось Постановление о продаже государственных квартир гражданам. Но к 1991 году, времени массовой приватизации, было приватизировано меньше 1 процента всего жилья.
При принятии закона, речь не шла о каких-либо сроках. Но при работе над проектом нового ЖК РФ (Жилищного Кодекса Российской Федерации) возник вопрос об определенных сроках. С 2005 году новое жилищное законодательство вступило в законную силу.
Читайте также: Как продать жилье, купленное на материнский капитал
В нем не было упомянута процедура бесплатной передачи жилой собственности от государства к частным лицам. Это означает, что все ранее действующие законы со вступлением в силу нового ЖК РФ были отменены. Однако, президент сделал исключение для вопроса приватизации.
Первоначально сроки бесплатной процедуры были назначены на 2007 год, но со временем они сдвинулись до 1 марта 2017 года. Всего даты окончания изменялись 5 раз. В настоящее время неизвестно, когда в этом вопросе будет поставлена точка. Пока Государственная дума пролонгировала решение вопроса на неопределенный срок.
Положение принято в ноябре 1993 года и дополняет ФЗ о приватизации жилищного фонда в РФ. Основные положения:
Дополнительно перечислены возможности пользования общей собственностью и придомовой территорией. А также указаны правила эксплуатации жилых помещений.
По данным службы российской статистики с 1992 по 2000 год было приватизировано почти половина (47 процентов) жилых зданий и помещений. За 10 следующих лет процент перехода в частные руки составил 75%. А еще через 5 лет, к 2015 году увеличился на 4%.