Юридический портал. Льготный консультант

Положение

«Об организации (осуществлении) тушения пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ» федеральной противопожарной службой на территории Хабаровского края

Настоящее Положение определяет основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Выполнение требований Положения является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных привлеченных к тушению пожаров сил (далее - участники тушения пожаров). Самостоятельное тушение пожаров гражданами Положением не регулируется.

Глава 1.

^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В Положении применяются следующие основные понятия:

Тушение пожаров - действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

^ Аварийно-спасательные работы – действия по спасению, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

^ Действия по тушению пожаров и проведению аварийно – спасательных работ - предусмотренное Положением организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной задачи, (далее – действия).

^ Основная задача - достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны, (далее – задача).

^ Локализация пожара - стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

^ Ликвидация пожара - стадия (этап) тушения пожара, на котором прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Решающее направление – направление действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны обеспечивает наилучшие условия решения основной задачи.

^ Позиция сил и средств - место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение действий по спасению людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре, (далее – позициях).

^ Тыл на пожаре - силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение действий на позициях личным составом.

Выполнение основной задачи обеспечивается силами пожарной охраны - личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, в том числе курсантами и слушателями пожарно-технических учебных заведений, а при необходимости и в условиях особого противопожарного режима также профессорско-преподавательским составом пожарно-технических учебных заведений, учеными и специалистами пожарно-технических научно-исследовательских учреждений, личным составом иных противопожарных формирований, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственностии.

К тушению пожаров могут быть привлечены в установленном порядке личный состав органов внутренних дел, военнослужащие, силы гражданской обороны, а также население.

3. Для выполнения задач используются следующие средства: пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;

пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;

огнетушащие вещества;

аварийно-спасательное оборудование и техника;

системы и оборудование противопожарной защиты предприятий; системы и устройства специальной связи и управления; медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;

иные средства, вспомогательная и специальная техника.

4. Успешное выполнение задач при тушении пожаров основано на:

эффективной организации действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, умелой их расстановкой и активным, наступательным действиям;

Мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, боевом опыте личного состава пожарной охраны (далее - личного состава);

Дисциплинированности участников тушения пожара.

Глава 2.

^ ДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

выезд и следование к месту вызова (пожара, аварии, катастрофы);

разведку;

спасание людей и имущества;

боевое развертывание;

ликвидацию горения;

выполнение специальных работ;

сбор и возвращение в подразделение.

Действия по разведке, спасанию людей и имущества, развертыванию, ликвидации горения и выполнению специальных работ могут выполняться одновременно.

6. Действия должны выполняться в соответствии с установленными требованиями охраны труда и техники безопасности при пожарах и могут проводиться в условиях высокой психологической и физической нагрузки, повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников тушения пожаров. Ведение действий по тушению пожаров на предприятиях, которые имеют разработанные в установленном порядке планы локализации и ликвидации аварий, должно осуществляться с учетом особенностей, определяемых этими планами.

7. Действия на позициях в условиях крайней необходимости, связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью участников тушения пожара, могут выполняться с отступлением от установленных требований охраны труда и техники безопасности только в исключительных случаях и, как правило, добровольцами.

^ Обработка вызовов

8. Обработка вызовов осуществляется в установленном порядке дежурным диспетчером (радиотелефонистом) подразделения пожарной охраны (далее - дежурный диспетчер) и включает в себя:

Прием от заявителя и фиксирование информации о пожаре;

Оценку полученной информации и принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств, предусмотренных расписанием выезда (планом привлечения сил и средств);

Подачу сигнала "ТРЕВОГА";

подготовку и вручение (передачу) должностному лицу, возглавляющему дежурный караул или дежурную смену (далее - начальник караула), путевки о выезде на пожар (приложение 1), а также оперативных планов и карточек тушения пожаров и иной информации о горящем объекте.

9. При приеме информации от заявителя о пожаре дежурный диспетчер должен по возможности полно установить:

Адрес пожара или иные сведения о месте пожара;

Наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;

Особенности объекта, на котором возник пожар;

Фамилию, имя, отчество заявителя (в том числе - номер телефона заявителя);

Иные сведения о пожаре, могущие повлиять на успешное выполнение основной задачи.

Подача сигнала "ТРЕВОГА" осуществляется сразу после установления адреса или иных сведений о месте пожара и принятия решения о выезде.

Обработка вызова должна быть завершена за возможно короткое время и не задерживать выезд и следование к месту пожара.

При необходимости и наличии технической возможности информация о пожаре может быть передана диспетчером начальнику караула по радиосвязи во время его следования к месту пожара.

^ Выезд и следование к месту вызова (пожара, аварии, катастрофы)

10. Выезд и следование к месту вызова (пожара) включает в себя сбор личного состава по сигналу "Тревога" и его доставку на пожарных автомобилях и иной мобильной пожарной технике (далее - пожарный автомобиль) к месту вызова.

11. Выезд и следование к месту вызова (пожара) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается благодаря:

Быстрому сбору и выезду личного состава дежурного караула (в течение времени, не превышающего нормативное);

Движению пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения;

Знанию особенностей района выезда.

12. Для сокращения времени следования пожарных автомобилей к месту пожара на маршрутах их следования в необходимых случаях и в установленном порядке может перекрываться дорожное движение.

13. Следование к месту вызова может быть приостановлено только по распоряжению дежурного диспетчера гарнизона. При вынужденной остановке в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся дежурному диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту вызова отделения дежурного караула и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся дежурному диспетчеру и принимает меры по доставке личного состава и пожарно-технического вооружения к месту вызова.

14. При следовании подразделений пожарной охраны к месту вызова по железной дороге, водным или воздушным транспортом старший начальник в пути следования обязан:

Обеспечивать сохранность пожарной техники и оборудования;

Организовывать размещение, питание и отдых личного состава.

^ Проведение разведки

15. Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий.

Разведка ведется непрерывно с момента выезда на пожар и до его ликвидации.

16. При проведении разведки необходимо установить:

Наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

Наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов пожара (ОФП), в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

Место и площадь горения, что горит, а также пути распространения огня;

Наличие и возможность использования средств противопожарной защиты;

Местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

Наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;

Места вскрытия и разборки строительных конструкций;

Необходимость эвакуации материальных ценностей, способы защиты их от огня, воды и дыма, пути и способы эвакуации (при опасности их уничтожения или порчи);

Возможные пути ввода сил и средств для тушения пожаров и иные данные, необходимые для выбора решающего направления.

Личным составом, участвующим в разведке, при необходимости и в зависимости от обстановки выполняются и другие задачи. При обнаружении пострадавших надо немедленно оказать им помощь.

17. Разведку проводят руководитель тушения пожара (РТП), другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющие боевые действия на порученном им участке работы.

При организации разведки РТП:

определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

Устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, а также необходимые для разведки пожарно-техническое вооружение, оборудование и снаряжение;

Определяет особенности соблюдения личным составом разведки правил техники безопасности;

Устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

18. В состав групп разведки входят:

РТП и связной, если на пожар прибыло одно отделение;

РТП, командир одного из отделений и связной, если на пожар прибыли два и более отделений.

Количество и состав групп разведки и их экипировка может изменяться РТП с учетом складывающейся оперативной обстановки на пожаре.

19. Личный состав, ведущий разведку, обязан:

Иметь при себе необходимые средства индивидуальной защиты, спасания, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;

Проводить работы по спасанию людей в случае возникновения непосредственной угрозы для них;

Оказывать, при необходимости, первую доврачебную помощь пострадавшим при пожарах;

Принимать, при возможности, одновременно с разведкой пожара меры по его тушению и защите имущества всеми доступными средствами;

Соблюдать требования техники безопасности и правила работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания;

Использовать, по возможности, кратчайшие пути ведения разведки;

Докладывать своевременно в установленном порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

^ Cпасание людей и имущества

20. Спасание людей при пожаре является важнейшим видом действий и представляет собой совокупность мер по эвакуации людей из зоны воздействия и вторичных проявлений ОФП или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений.

Спасание людей при пожаре должно проводиться с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.

Спасание имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения боевых задач.

21. Основными способами спасания людей и имущества являются:

Перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;

Защита их от воздействия ОФП.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и состояния пострадавших на пожаре посредством:

Организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;

Вывода или выноса их из опасной зоны пожарными.

Защита спасаемых людей от воздействия ОФП осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения. Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

22. Для спасания людей и имущества применяются следующие основные средства:

Автолестницы и автоподъемники;

Стационарные и ручные пожарные лестницы;

Спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы и индивидуальные спасательные устройства);

Аппараты защиты органов дыхания;

Аварийно-спасательное оборудование и устройства;

Надувные и амортизирующие устройства;

Летательные аппараты;

Иные доступные, в том числе приспособленные средства спасания.

23. При спасании людей оказывается первая доврачебная помощь пострадавшим.

24. Спасание людей и имущества при пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими действиями. Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасания людей, другие действия не ведутся или приостанавливаются.

Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей и отсутствия нуждающихся в спасении.

Развертывание

25. Развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных автомобилей в состояние готовности к выполнению задач по тушению пожаров. Развертывание включает в себя следующие этапы:

Подготовку к развертыванию; предварительное развертывание; полное развертывание.

Развертывание на пожарных автоцистернах и автонасосах (насосно-рукавных автомобилях) осуществляется в соответствии со статьями 26 - 28 Положения. При этом развертывание от первой прибывшей на место пожара автоцистерны осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении. Развертывание на других пожарных автомобилях проводится согласно инструкциям по их эксплуатации и рекомендациям (указаниям) по тушению пожаров.

26. Подготовка к развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту вызова (пожара). При этом выполняются следующие действия:

Установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние;

Открепление необходимого пожарно-технического вооружения;

Присоединение магистрально рукавной линии к напорному патрубку насоса, если иное не установлено РТП.

Другие подготовительные действия осуществляются по указанию начальника караула и РТП.

27. Предварительное развертывание на месте вызова (пожара) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация действий или получено указание РТП.

При предварительном развертывании:

Выполняют действия, предусмотренные статьей 26 Положения;

Прокладывают магистральные рукавные линии;

Устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение.

28. Полное развертывание на месте вызова (пожара) проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном развертывании:

выполняют действия, предусмотренные статьей 27 Положения;

Определяют позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии;

Заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

29. При развертывании и последующих действиях для обеспечения безопасности участников тушения пожара, возможности маневра прибывающей пожарной техники, установки резервной пожарной техники должны быть проведены необходимые действия по ограничению или запрещению доступа посторонних лиц к месту пожара, а также движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия соответствующих служб органов внутренних дел эти действия должны выполняться личным составом в порядке, определяемом РТП.

30. При прокладке рукавных линий необходимо:

Выбирать кратчайшие, наиболее удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая путей эвакуации людей и имущества;

Обеспечивать их сохранность и защиту от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек;

Устанавливать разветвления вне проезжей части дорог;

Создавать запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении боевых действий. Прокладку рукавных линий с использованием рукавного автомобиля необходимо проводить в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

^ Ликвидация горения

31. Ликвидация горения - действия личного состава, непосредственно обеспечивающие прекращение горения веществ и материалов на пожаре, в том числе посредством подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.

32. Основные способы прекращения горения веществ и материалов (далее - горючее):

Охлаждение зоны горения огнетушащими веществами или посредством перемешивания горючего;

Разбавление горючего или окислителя (воздуха) огнетушащими веществами;

Изоляция горючего от зоны горения или окислителя огнетушащими веществами и (или) иными средствами;

химическое торможение реакции горения огнетушащими веществами.

Прекращение горения может достигаться комбинированным применением перечисленных способов.

33. Выбор подаваемого огнетушащего вещества определяется физико-химическими свойствами горючего, поставленной боевой задачей, применяемым способом прекращения горения и другими обстоятельствами.

Количество и расход подаваемых огнетушащих веществ, необходимых для выполнения задачи, обусловлены особенностями развития пожара и организации его тушения, тактическими возможностями подразделений пожарной охраны, тактико-техническими характеристиками используемой пожарной техники и определяются с учетом требуемой интенсивности их подачи, установленной действующими нормативами и рекомендациями, а также на основе практического опыта тушения пожаров.

Если огнетушащих веществ для успешного выполнения задачи недостаточно, организуется их доставка к месту пожара, в том числе посредством перекачки, подвоза на пожарных автомобилях и приспособленной для целей пожаротушения технике, использования иных способов и приемов транспортировки огнетушащих веществ.

34. При подаче огнетушащих веществ прежде всего необходимо использовать имеющиеся стационарные установки и системы пожаротушения.

При работе с ручными пожарными стволами необходимо:

Осуществлять первоочередную подачу огнетушащих веществ на решающем направлении;

Обеспечивать подачу огнетушащего вещества непосредственно в очаг пожара с соблюдением требований техники безопасности;

Охлаждать материалы, конструкции, оборудование для предотвращения обрушений и (или) ограничения развития горения;

Не прекращать подачу огнетушащих веществ и не оставлять позицию без разрешения старшего начальника;

Исключать случаи воздействия воды на слой пены или порошка, используемых для прекращения горения;

Не допускать излишнего пролива воды.

35. Для создания необходимых условий подачи огнетушащих веществ могут быть использованы имеющееся инженерное оборудование, коммуникации зданий (сооружений) и проведены специальные работы, в том числе по вскрытию и разборке конструкций.

Подачу электропроводящих огнетушащих веществ в места нахождения электроустановок под напряжением 0,38 кВ и выше осуществляют после отключения электрооборудования (если иное не установлено указаниями и рекомендациями ГПС, утвержденными в установленном порядке) представителем энергослужбы населенного пункта (предприятия) и получения в установленном порядке соответствующего допуска от уполномоченного должностного лица.

^ Выполнение специальных работ

36. Специальные работы - действия личного состава, направленные на обеспечение выполнения задач с использованием специальных технических средств и (или) знаний. К основным специальным работам относятся:

Освещение места вызова (пожара);

Вскрытие и разборка конструкций;

Подъем (спуск) на высоту;

Выполнение защитных мероприятий;

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;

Восстановление работоспособности технических средств.

37. Организация связи осуществляется для обеспечения управления силами пожарной охраны, их взаимодействия на месте вызова (пожара).

Организация связи включает в себя определение РТП используемых схем связи, подготовку для их реализации средств связи, постановку задач перед личным составом, осуществляющим эти функции.

При использовании связи должно обеспечиваться соблюдение установленных правил передачи информации, в том числе правил радиообмена.

38. Освещение места вызова (пожара) осуществляется по указанию РТП в условиях недостаточной видимости, в том числе при сильном задымлении.

Для освещения места вызова (пожара) используются имеющиеся на вооружении пожарной охраны осветительное оборудование специальных пожарных автомобилей, а также другие штатные средства, предназначенные для этих целей.

На месте вызова (пожара) по указанию РТП могут дополнительно применяться осветительные средства предприятий.

39. Вскрытие и разборка конструкций здания (сооружения) проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения, выполнения иных работ.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения сил и средств, необходимых для тушения этих очагов.

40. Подъем (спуск) на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ, выполнения иных работ.

Подъем (спуск) на высоту осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания, перечисленных в статье 22 Устава. При необходимости допускается применение для этих целей иных, в том числе приспособленных, средств.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава на высоту, допускается только после оповещения об этом указанного личного состава.

41. Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасных условий ведения действий и успешного выполнения задач.

При выполнении защитных мероприятий в установленном порядке могут быть отключены (включены), заблокированы, а при необходимости разрушены оборудование, механизмы, технологические аппараты, установки вентиляции и аэрации, электроустановки, системы отопления, газоснабжения, канализации, внутриобъектового транспорта и иные источники повышенной опасности на месте пожара.

Электроустановки, находящиеся под напряжением, отключаются (обесточиваются) при пожаре специалистами энергослужб объекта или населенного пункта самостоятельно или по указанию РТП.

В необходимых случаях электропровода и иные токонесущие элементы, находящиеся под напряжением до 0,22 кВ включительно, могут отключаться (обесточиваться) личным составом по указанию РТП в случаях, если они:

Опасны для участников тушения пожара;

Создают опасность возникновения новых очагов пожара;

Препятствуют ведению действий.

Отключение осуществляется с соблюдением требований техники безопасности и учетом особенностей технологического процесса.

42. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим выполняется личным составом в порядке, установленном нормативными документами ГПС. С этой целью, при необходимости, могут применяться средства индивидуальной защиты органов дыхания, средства первой медицинской помощи, а также иные, в том числе приспособленные, средства.

43. Восстановление работоспособности технических средств - выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, оборудования, пожарно-технического вооружения, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования объекта при необходимости их использования для решения задач. Указанные работы выполняются тылом на пожаре.

^ Сбор и возвращение в подразделение

44. Сбор и возвращение в подразделение - действия личного состава по возвращению сил и средств пожарной охраны с места пожара к месту постоянной дислокации.

45. Сбор сил и средств на месте пожара предусматривает: проверку наличия личного состава;

Сбор и проверку комплектности оборудования и пожарно-технического вооружения согласно табелю положенности;

Размещение и крепление оборудования и пожарно-технического вооружения на пожарных автомобилях;

Принятие мер по приведению в безопасное состояние использующихся систем наружного противопожарного водопровода;

Уборку (откачку), при необходимости, использованных при тушении пожара огнетушащих веществ.

О завершении сбора сил и средств на месте пожара и их готовности к возвращению в подразделения начальник караула (командир отделения) докладывает РТП и (или) дежурному диспетчеру гарнизона.

46. Возвращение к месту постоянной дислокации проводится по кратчайшему маршруту при поддержании связи с дежурным диспетчером. При этом должна быть проведена заправка автоцистерн водой.

Глава 3.

^ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯМИ НА ПОЖАРЕ

47. Управление действиями на пожаре - целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении действий на месте пожара.

48. Управление действиями на пожаре предусматривает:

Оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоящего Положения нештатной структуры управления действиями на месте пожара;

Установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач;

Планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации действий по тушению пожара;

Постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре;

Осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применения сил и средств для его тушения, а также регистрацию необходимой информации, в том числе дежурным диспетчером и с помощью технических средств специальной службы управления гарнизона;

Проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективности боевых действий по тушению пожара.

49. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Указания РТП обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара.

50. Руководителем тушения пожара с учетом требования статьи 52 Положения является:

прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ГПС;

Прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должностных лиц ГПС), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями.

51. В зависимости от количества прибывших на пожар сил и средств пожарной охраны руководство тушением пожара осуществляют:

При работе одного дежурного караула (отделения) - старшее должностное лицо, возглавляющее караул (отделение), или оперативный дежурный гарнизона;

При работе двух и более подразделений - старшее должностное лицо, возглавляющее подразделение (дежурный караул), в районе выезда которого возник пожар, или должностное лицо, допущенное к руководству тушением пожара в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне, в том числе начальник гарнизона.

52. Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным лицом органа управления, подразделения пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

53. Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица специальной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение ими обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается дежурному диспетчеру и делается запись в соответствующих документах. При этом ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.

54. РТП в зависимости от обстановки на пожаре может создавать оперативный штаб, участки и сектора.

55. Оперативный штаб является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается при:

Привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;

Организации на месте пожара трех и более боевых участков;

необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению пожара.

Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП.

В состав оперативного штаба могут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП.

Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

56. Основными задачами оперативного штаба являются:

Сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и дежурному диспетчеру;

Определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП;

Обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

Организация подготовки и обеспечение ведения боевых действий по тушению пожара;

Учет сил и средств на пожаре, расстановка их по участкам (секторам), ведение документации, предусмотренной приложениями 2, 3, 4 Положения;

создание на пожаре резерва сил и средств;

Обеспечение работы газодымозащитной службы (ГДЗС) и связи на пожаре;

обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава на пожаре;

Реализация мер по поддержанию боевой готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.

57. Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:

Днем - красным флагом с надписью "ШТАБ",

Ночью - красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

58. На пожарных касках личного состава, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены знаки различия.

Руководитель тушения пожара и лица, входящие в состав оперативного штаба, должны иметь нарукавные повязки.

При ведении документации оперативного штаба, подготовке описаний пожаров применяются допускаемые сокращения терминов согласно приложению 5 Положения.

^ Участки тушения пожара и аварийно-спасательных работ

Участки создаются в соответствии с решением РТП по месту ведения (периметр пожара, этажи, лестничные клетки, противопожарные преграды и т.д.) или видам (спасание, ликвидация горения и т.д.) действий.

При создании на пожаре пяти и более УТ могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков. Действия на УТ возглавляет его начальник, в секторе - начальник сектора. Начальники УТ и секторов назначаются РТП.

^ Руководитель тушения пожара

60. РТП обязан:

Обеспечивать управление действиями на пожаре непосредственно или через оперативный штаб;

Устанавливать границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий;

Проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), вызывать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

Принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

Определять решающее направление на основе данных, полученных при разведке пожара;

Производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

Принимать решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других специальных служб гарнизона пожарной охраны;

Организовывать связь на пожаре;

Сообщать диспетчеру гарнизона необходимую информацию об обстанов

Одной из важнейших составляющей успешного тушения пожаров на объектах экономики в городах и населенных пунктах является наличие пожарных частей оснащенных пожарной техникой и укомплектованных профессионально подготовленным личным составом – будущими участниками тушения пожара.

Число пожарных подразделений в муниципальных образованиях определяют в зависимости от их размеров, характера застройки, пожарной опасности технологических процессов производства и других условий.

Ассортимент мобильных средств пожаротушения их количества, которым оснащаются пожарный части, зависит от особенностей обслуживаемых районов и объектов.

Для своевременного оказаний помощи в случае возникновения пожара, в расчете пожарной части предусматриваются пожарные автоцистерны, реже и как правило в крупных городах пожарные насосно-рукавные автомобили.

Для повышения боевой готовности пожарных частей и привлечения личного состава свободных от дежурства караулов к тушению крупных пожаров в каждой части создают резерв мобильных средств пожаротушения.

Число и тип специальных мобильных средств пожаротушения определяют в целом для гарнизона пожарной охраны. Специальные мобильных средств пожаротушения включают в расчет тех пожарных частей, в районе выезда которых наиболее часто они используются при тушении пожаров. В некоторых крупных гарнизонах пожарной охраны создают специализированные пожарные части, которых оснащаются специальными мобильными средствами пожаротушения.

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов в Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно – территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление).

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы является:

Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Организация и проведение своевременных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Для выполнения основных задач гарнизона служба осуществляет следующие функции:

Планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Осуществляет учет и контроль состояний сил и средств гарнизона пожарной охраны;

Обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

Организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Обеспечивает работоспособность систем приема и регистрации вызовов, а также систем приема и регистрации вызова, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

Разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – нештатные службы гарнизона пожарной охраны.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:

Управления;

Газодымозащитная;

Техническая;

Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее- План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).

Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.

В каждом гарнизоне пожарной охраны создаются подразделения (ЦППС, ЕДДС и др.) для приема сообщений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях, обеспечивая постоянной связи в повседневной деятельности и при работе подразделения по ликвидации пожаров и последствий других чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия с другими службами (милицейская, медицинская, газовая и др.) привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для организация постоянной связи ЦППС с пожарными частями гарнизона в каждой пожарной части организуют, пункт связи части (ПСЧ). Пункт связи части оборудуют прямой телефонной связью с ЦППС и наиболее важными объектами района выезда радиосвязью. Де­журный диспетчер (радиотелефонист) отвечает за своевременный и четкий прием на передачу сообщений, поступающих на пункт связи части.

Для организации руководства дежурными караулами и сменами, а также создается служба пожаротушения (СПТ), которая комплектуется опытными, грамотными специалистами в области пожаротушения.

Основные задачи СПТ.

Контроль за оперативно-служебной деятельностью подразделений ФПС гарнизона, проверка готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ всех подразделений, входящих в гарнизон.

Контроль за выполнением нормативных правовых актов в области ор­ганизации пожаротушения подразделениями ФПС, входящими в гарнизон.

Контроль за организацией службы в подразделениях ФПС, входящих в гар­низон.

Осуществление непрерывного контроля за оперативной обстановкой в гарнизоне, контроль за своевременной постановкой в боевой расчет пожарных автомобилей и иной пожарной и аварийно-спасательной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара или проведения аварийно-спасательных работ, рассмотрение обоснованности вывода пожарной техники из боевого расчета, принятие первоочередных мер к устранению выявленных недостатков в несении службы, в том числе с выездом на место происшествий.

Контроль за организацией и проведением пожарно-тактических учений и занятий по профессиональной и другим видам подготовки в подразделениях, входящих в состав гарнизона.

Участие в подготовке и разработке регламентных документов гарнизона, самостоятельная их разработка.

Устойчивое, непрерывное управление подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, входящими в состав гарнизона, в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Под организацией тушения пожа-ров в городах и населенных пунктах принято понимать комплекс организа-ционных мероприятий, связанных с подготовкой боевых действий пожар-ных подразделений.

Организация тушения пожаров включает в себя:

Организацию гарнизонной и ка-раульной служб;

Разработку оперативных докумен-тов (планов пожаротушения, привле-чения сил и средств, расписания выез-дов пожарных подразделений на по-жары и т. п.).

Организация тушения пожаров, как составная часть пожарной такти-ки, тесно связана с организационными мероприятиями, направленными на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно от-нести:

Создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими средствами и опреде-ление им конкретных задач;

Организация связи и взаимодействия между пожарными подразделе-ниями, а также с другими службами города (объекта);

Определить возможный объем боевых действий на пожаре и их реализацию.

Разработка документов службы, подготовки и пожаротушения;

Материально-техническое обеспече-ние пожарных подразделений;

Поддержание высокой боевой го-товности пожарных подразделений.

Тактические возможности первичного и ос-новного пожарного подразделения.

Боевым уставом пожарной охраны определено, что тушение пожаров является составной частью системы противопожарной защиты и основным видом боевых действий, направлен-ных на ликвидацию пожаров и сниже-ние последствий от них.

Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям при ликвидации пожара, но и в ре-зультате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организа-ции.

Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и насе-ленных пунктах направлены на свое-временное прибытие пожарных под-разделений к месту пожара и введе-ние в действие огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружениях подтверждают, что влияние фактора времени все больше воз-растает.

При организации подразделений учитывают размеры города, числен-ность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пунк-та.

Пожарно-профилактические меро-приятия, способствующие успешной ликвидации возможных пожаров (обе-спечение водой, средствами связи и сигнализации, дорогами и проездами, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т. п.), выпол-няются в процессе строительства и эксплуатации гражданских и промыш-ленных зданий и сооружений в соот-ветствии с действующими СНиПами, а также правилами пожарной без-опасности.


При организации тушения пожа-ров очень важно создать условия, поз-воляющие первому пожарному под-разделению прибыть на место и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горе-ния требуются минимальные силы и средства.

Время с момента обнаружения до начала тушения, т. е. время свобод-ного развития пожара, мин, можно определить по формуле

Все временные значения имеют прямую связь с организацией туше-ния пожаров, борьба за уменьшение каждого из них — повседневная зада-ча подразделений пожарной охраны.

Согласно требованиям СНиП «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунк-тов» и Устава службы пожарной охраны, число пожарных частей в го-роде определяется с учетом того, что-бы путь следования пожарной части в своем районе выезда не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть может прибыть на пожар за 8-10 мин с момента вызова.

Радиус обслуживания одной по-жарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара на самом удаленном расстоя-нии от пожарной части.

Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движе-ния автотранспорта из года в год снижается, стало быть при одном и том же радиусе обслуживания время прибытия к месту пожара будет воз-растать.

Уже в 1986-1987 гг. средняя скорость движения пожарных автомо-билей составляет: в городах 30 км/ч, в сельской местности до 40 км/ч, тенденция снижения средней скорости будет иметь место и дальше, стало быть радиус обслуживания целесооб-разно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 мин для первого подразделе-ния пожарной охраны.

Если учесть, что какой-то проме-жуток времени будет затрачен на бое-вое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 мин в самых идеальных случаях, а в остальных — больше, т. е. более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, нежели радиус обслуживания.

Количество основных и специаль-ных пожарных автомобилей в де-журном карауле пожарной части за-висит от особенностей охраняемого района.

В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15 %) составляют автонасосы, т. е. в боевом расчете караула одновременно нахо-дится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономи-чески оправдан, так как большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10 % с участием азто-насосов или установкой автоцистерны на водоисточники.

Есть районы выезда, куда пожар-ная часть не может своевременно

прибыть, в этом случае создаются отдельные посты (караулы) на рас-стоянии более 5 км от пожарной части.

В боевом расчете отдельных постов в одну смену дежурит отделение на автоцистерне.

В пожарной части в боевой готов-ности содержится 100 %-ный резерв основных пожарных автомобилей.

Особенности города или объектов в районе выезда регламентируют количество и вид специальных автомо-билей. Например, пожарными авто-лестницами и коленчатыми подъемни-ками снабжают части, в районе выез-да которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета примерно одна автолестница в районе на 50 тысяч человек населения, две, три — при населении 50-100 тыс. человек (или одна автолестница на две пожарные части).

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областных или республи-канских центрах, или пожароопасных объектах народного хозяйства.

Пожарные подразделения по охра-не объектов народного хозяйства орга-низуются исходя из народнохозяйст-венного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей нор-мируется от 2 до 4 км в зависи-мости от категорий зданий и поме-щений объекта.

Тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;..."

Источник:

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Организация тушения пожаров" в других словарях:

    Кимстач, Игорь Фотиевич - Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Управление государственной противопожарной службы Москвы - УГПС Москвы государственное учреждение МЧС России, возглавляющее систему Государственной противопожарной службы Москвы. На Управление в пределах компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, возложены… … Словарь черезвычайных ситуаций

    установка - 4.3 установка: Совокупность взаимосвязанных образцов ТС или систем, смонтированных для выполнения конкретной задачи в установленном месте. Источник …

    время - 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Пожарная охрана - Пожарные борются с пожаром … Википедия

    Частная пожарная охрана - Автомобиль группы компаний «Falck» в Польше Частная пожарная охрана вид пожарной охраны. Содержание … Википедия

    Основные - 1. Основные положения системы сельской телефонной связи. М., ЦНИИС, 1974. 145 с. Источник: Руководство: Руководство по проектированию сети электросвязи в сельской местности 16. Основные положения по учету труда и заработной платы в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ВОДОСНАБЖЕНИЕ - ВОДОСНАБЖЕНИЕ. I. Водоснабжение населенных мест. Цель и назначение водоснабжения. В. организованное и регулярное доставление массовому потребителю воды установл. качества и в определенном количестве, обеспечивающем с той или иной полнотой… … Большая медицинская энциклопедия

    Природные пожары в России в 2010 году - Природные пожары в России (2010) Дым над Европейской Россией 4 августа 2010 … Википедия


п.п.
Учебные вопросы Вре
мя
мин.
Содержание учебного вопроса
1 2 3 4
1. Подготовительная
часть.
5
мин
Проверка наличия всего личного состава; объявление темы и целей
занятия.
2.
2.1
Основная часть.
Предмет, цели и
задачи курса
«Основы
организации
тушения
пожаров и
проведения
аварийно
спасательных
работ». Место
пожарной
тактики в
обеспечении
пожарной
безопасности.
Организация с
учетом
требований
нормативных
актов и
руководящих
документов,
уровня
пожарной
безопасности
охраняемого
района (объекта)
и готовности
подразделения,
пожарно -
тактической
подготовки в
новом учебном
году и её
содержание.
80
мин
40
мин
Пожарная тактика – совокупность боевых действий по
организации усилий подразделений пожарной охраны для
успешной ликвидации пожара в тех размерах, который он принял
к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию
людей в случае угрозы для их жизни.
Задачи обучения:
- приобретение личным составом подразделений ГПС и
совершенствование навыков ведения боевых действий при
пожарах,
- подготовка личного состава к умелым и отлаженным
действиям в составе отделения, караула,
совершенствование пожарно-тактических знаний и
практических навыков начальствующего состава подразделений
ГПС по управлению боевыми действиями на пожаре.
Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной
охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров
определяется Государственной противопожарной службой и
утверждается:
· на межрегиональном уровне - федеральными органами
государственной власти;
· на территориальном и местном уровнях - соответственно
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и
участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на
безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.
Организация тушения пожаров предусматривает организационные
мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных
боевых действий по тушению пожаров.
К таким мероприятиям можно отнести:
· создание подразделений пожарной охраны, оснащение их
техникой и огнетушащими веществами;
· организация связи и взаимодействия между пожарными
подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).
· разработка оперативных документов службы, подготовки и
пожаротушения;
· поддержание высокой боевой готовности подразделений;
· материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.
Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря
активным и умелым боевым действиям, но и в результате
осуществления мероприятий,
предусмотренных системой организации. Все мероприятия по
организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах
направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к
месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в
современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора
времени все больше возрастает. При создании подразделений
учитывают размеры города, численность населения, пожарную
опасность объектов, особенности застройки и планировки города,
населенного пункта.
Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной
ликвидации пожара (обеспечение водой, средствами связи, и
сигнализации, проездами и подъездами к зданиям, сооружениям и
водоисточникам, устройство противопожарных зон, преград и разрывов
и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и
сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также Правилами
пожарной безопасности. Разрабатывая организационные мероприятия
тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому
пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства
тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения
требуется минимальные силы и средства. Время от момента
обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития
пожара (мин) можно определить по формуле:
(6.1)
где τобн – время с момента возникновения пожара до его
обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время
боевого развертывания, мин.
Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения
пожаров, борьба за уменьшение каждого из них - повседневная задача
подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных
норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных
частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования
пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком
размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10
минут с момента вызова.
Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по
времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от
пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя
скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому
при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара
возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных
автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до
40 км/ч.
Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому
радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени
прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого
подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток
времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства
будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных
случаях, а в остальных - больше, поэтому более целесообразно
нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.
Количество основных и специальных пожарных автомобилей в
дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района
(объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в
основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-
15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула
одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах.
Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат
от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с
установкой автоцистерн на водоисточник.
Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно
прибыть. В этом случае создаются отдельные посты (караулы),
обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.
Особенности города, района или объекта регламентируют количество
и вид специальных автомобилей. Например, пожарными
автолестницами и коленчатыми подъемниками снабжают части, в
районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета,
примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как
правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.
Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями,
автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в
боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и
республиканских центрах или пожароопасных объектах.
Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из
хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных
частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от
категории пожарной опасности технологического процесса,
огнестойкости зданий и сооружений.
Проведение аварийно–спасательных работ
Проведение аварийно-спасательных работ - неотложные действия
пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей
на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по
перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или
защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой
медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации
имущества.
АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью
времени на их проведение, сложностью обстановки и
предельным напряжением сил всего личного состава. Они
проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до
стабилизации положения. Это обеспечивается высокой
готовностью подразделений, высокой выучкой и
психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным
управлением подчиненными подразделениями и приданными
формированиями и всесторонним их обеспечением.
АСР включают в себя:
поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих
зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных,
задымленных и затопленных помещений или завалов, при
необходимости, с осуществлением мероприятий по
предотвращению паники.
вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных
помещений и спасение находящихся в них людей;
вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей)
транспортных средств и спасение находящихся в них людей;
подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения
жизни находящихся там людей;
оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
организацию эвакуации материальных ценностей из опасной
зоны;
укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений,
угрожающих обвалом и препятствующих безопасному
проведению работ.
Место и способ проведения АСР, обеспечивающий
наибольшую безопасность, должны определяться в каждом
конкретном случае по данным разведки, в зависимости от
состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние
инженерного оборудования и коммуникаций, свойств
обращающихся в них продуктов производства, а также состояния
основных и запасных путей эвакуации и технической
оснащенности объекта системами оповещения, аварийного
освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-
технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных)
подразделений.
2.2 Государственная
противопожарна
я служба МЧС
России –
функциональная
подсистема
Российской
системы
предупреждения
и действий в
чрезвычайных
ситуациях
(РСЧС). Цели,
задачи и
функции
подсистемы
РСЧС.
40
мин.
АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).
Спасение людей организуется и проводится в том случае,
если:
людям угрожает огонь, высокая температура, опасность
взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они
находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и
разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при
пожаре или другой ЧС;
имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям
эвакуации;
предусматривается применение опасных для жизни людей
огнетушащих веществ и составов.
Основными способами спасения людей и имущества
являются:
перемещение их, в том числе спуск или подъем с
использованием специальных технических средств, в безопасное
место;
защита их от воздействия опасных факторов и их вторичных
проявлений.
Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути
и способы. Такими путями могут быть:
основные входы и выходы;
запасные выходы;
оконные проемы и балконы с использованием технических
средств;
люки если через них можно выйти в безопасную зону;
проемы проделываемые в строительных конструкциях
зданий, (сооружений) и корпусах (кузовах, фюзеляжах)
транспортных средств для перемещения пострадавших.
Перемещение спасаемых людей в безопасное место
осуществляется с учетом условий тушения пожара или
проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:
организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
вывода или выноса их из опасной зоны.
Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов
пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и
техногенного характера осуществляется в процессе их
перемещения в безопасное место, а также при невозможности
осуществления такого перемещения.
Указанная защита должна осуществляться с использованием
возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с
применением средств защиты органов дыхания, посредством
подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты)
конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в
помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или
воспламенения веществ и материалов.
При спасении людей с верхних этажах зданий с
разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными
клетками применяются следующие основные средства:
автолестницы, автоподъемники и другие машины;
стационарные и ручные пожарные лестницы;
спасательные устройства (спасательные рукава, веревки,
трапы; индивидуальные спасательные устройства и т.д.);
средства защиты органов дыхания;
аварийно-спасательное оборудование и устройства;
летательные аппараты;
В исключительных случаях для ведения спасательных
работ допускается:
изготовление и установка подвесных или приставных
лестниц, трапов, переходов;
использование надувных и амортизирующих устройств.
Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном
количестве сил и средств проводится одновременно с другими
основными (главными) действиями.
Если сил и средств недостаточно, то они используются только
для спасения людей, другие основные действия не ведутся или
приостанавливаются.
Реализацию жизненно важных интересов в области защиты
населения и территорий от ЧС природного, техногенного,
эпидемиологического и социального характера призвана
осуществлять составная часть системы общественной
безопасности России - Единая государственная система
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения
усилий федеральных и региональных органов исполнительной
власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и
ликвидации последствий ЧС.
К силам РСЧС относятся:
- силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и
ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
- аварийно-спасательные формирования(АСФ)
министерств и ведомств РФ;
- части и подразделения Государственной
противопожарной службы МЧС России;
- специально подготовленные подразделения Вооруженных
Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
- учреждения и формирования Всероссийской службы
медицины катастроф (ВСМК).
3. Заключительная
часть.
5
мин.
Построение личного состава в учебном классе. Ответить на
возникшие у личного состава вопросы.
Объявление оценок с дальнейшим выставлением их в журнал.
Задание на самоподготовку.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант