Юридический портал. Льготный консультант

Современная экономическая система предусматривает наличие конкуренции не только среди коммерческих компаний и предприятий, но и участие в коммерческом обороте государственных и муниципальных органов власти. Правда, такое участие имеет свои специфические особенности. Такие особенности выражены через специально регламентированные конкурсные торги и аукционы, где местные органы власти могут участвовать, как в продаже, так и в покупке необходимых им товаров и услуг.

В этой статье будет рассказано о том, как проводятся торги государственным и муниципальным имуществом, кто уполномочен проводить такие торги и как они осуществляются на практике.

Чтобы понять всю систему того, как происходят торги государственного и муниципального имущества, нужно иметь представление о том, какое именно имущество может продаваться на торгах и конкурсах, проводимых, как самими муниципальными властями, так и сторонними организациями по их поручению.

Исходя из регламентирующих законодательных актов муниципальным имуществом, которое может быть реализовано на торгах, конкурсах и аукционах (в том числе торги имущества муниципального образования проводимых в электронной форме), могут быть:

  1. имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения муниципальным организациям, включая бюджетные – школы, лечебные учреждения и т.п.
  2. имущество, принадлежащее на праве хозяйственного управления муниципальным предприятиям . Это имущество, например, муниципальных унитарных предприятий, а также компаний, где имеется преобладающая доля муниципалитетов.
  3. имущество, продающееся в рамках приватизации муниципального жилья
  4. земля и земельные участки , как входящие в состав поселений, так и земли сельхозназначения, а также лесные угодья, водные объекты.
  5. права на пользование имуществом — аренда объектов недвижимости, права на пользование лесными и сельскохозяйственными угодьями.
  6. интеллектуальная собственность , в которую, в частности, могут входить права на использование в торговых марках названий городов, поселений и другой местной официальной атрибутики.

Кроме этого перечня имущества, торги аукционы муниципального имущества, могут предлагать к продаже имущество физических или юридических лиц, которое по решению суда признаны банкротами и отчужденное имущество перешло в собственность муниципалитета.

В некоторых случаях, муниципальные имущественные торги могут быть площадкой, для реализации некоторых объектов государственного имущества, которое перешло в право владения муниципалитетом по решению федеральных или региональных органов государственной власти. Например, имущество бывших военных городков, какие — либо инфраструктурные коммуникации, дороги, мосты, трубопроводы и прочие инженерные сооружения, а также земельные участки.

Таким образом, на торгах муниципальным имуществом можно купить или приобрести не только, как принято говорить, старые компьютеры или школьные парты, но и доли капитала в муниципальных компаниях, муниципальные магазины и прочие торговые предприятия.

Кто уполномочен проводить муниципальные торги имуществом

Несмотря на то, что порядок торгов муниципального имущества достаточно четко прописан в законодательстве, то в отношении того, кто именно имеет право проводить торги муниципальным имуществом, имеются различные подходы.

Так, согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации субъектом права собственности муниципального имущества выступает население. Прежде чем совершить сделку по отчуждению муниципального имущества, местной администрации необходимо получить согласие у представительного органа местного самоуправления (ст. 35, 51 Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

При этом муниципальные депутаты определяют порядок распоряжения муниципальным имуществом, утверждают регламент на торги по передаче прав на муниципальное имущество, находящимся в муниципальной собственности. Несмотря на то, что в ГК РФ урегулированы основные положения проведения публичного аукциона и конкурса, нормативными правовыми актами местного самоуправления определяется порядок их проведения. Это выражается в том, что местный законодательный орган власти (муниципальный совет, городская дума, поселковый совет) должен принять постановление о порядке проведения торгов муниципальным имуществом.

В этом постановлении определяется:

  1. регламент проведения торгов и процедура торгов муниципального имущества – начиная от способа извещения и заканчивая порядком заключения договора с победителями конкурсов и аукционов.
  2. Конкурсная комиссия или комиссия по торгам муниципального имущества — ее состав, полномочия, права и обязанности.
  3. перечень имущества, выставляемого на муниципальные торги включая и торги на капитальный ремонт муниципального имущества
  4. план — график проведения торгов муниципальным имуществом , в том числе, и план приватизации имущества, который в обязательном порядке подлежит опубликованию в СМИ.
  5. список СМИ , включая и интернет – ресурсы, в которых публикуется вся информация о муниципальных торгах
  6. утверждается список муниципальных торговых площадок и аукционов , через которые будут проводиться непосредственно торги муниципальным имуществом.

Здесь нужно отметить один особенный момент, связанный с полномочиями конкурсной комиссии. Полномочия органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества с инвестиционными и (или) социальными условиями путем проведения конкурса определены в

Постановлении Правительства РФ от 09 ноября 1998 г. (в ред. от 21 ноября 2001 г.). Здесь указывается, в частности, что при продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, состав комиссии определяется органом местного самоуправления.

При этом конкурсная комиссия:

  • рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами, принятые продавцом от претендентов, и определяет их соответствие требованиям законодательства и условиям конкурса;
  • принимает решение о допуске или об отказе в допуске претендентов к участию в конкурсе; утверждает распоряжение о торгах муниципальным имуществом
  • уведомляет претендентов о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе;
  • определяет победителя конкурса и подписывает протокол об итогах торгов муниципального имущества

Для установления соответствия представленных документов требованиям законодательства и условиям конкурса, комиссия вправе при необходимости запросить дополнительные сведения, а также направить представленные документы на экспертизу. Комиссия самостоятельно определяет регламент своей работы.

Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов с правом решающего голоса. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса.

Что касается вопроса того, как проводятся торги с муниципальным имуществом, то здесь имеется два варианта:

  • Первый вариант связан с тем, что торги проводятся самим муниципалитетом, при этом всю организацию торгов и подготовка необходимых документов обычно возлагается на профильный орган муниципалитета. Как правило, это какой — нибудь комитет по управлению муниципальным имуществом, департамент или управление.
  • Второй вариант — это когда муниципалитет в виду отсутствия собственных возможностей провести конкурсные торги и аукционы (что характерно для большинства небольших муниципальных образований), то имущество муниципалитета может быть выставлено на торги через специальные , как федерального уровня, так и местные региональные. Список таких площадок можно легко найти на сайтах Росимущества или общефедеральном реестре торгов – www.torgi.gov.ru.

Как проводятся торги муниципальным имуществом

Порядок проведения торгов муниципальным имуществом регламентируется многими нормативными актами, законами, отдельными постановлениями правительства. Приоритетными на текущий момент являются такие федеральные законы, как ФЗ №44, ФЗ № 223, ФЗ № 94, которые непосредственно определяют порядок того, как проводятся торги, включая и проведение аукционов на электронных, торговых и аукционных площадках.

Общий же порядок проведения торгов муниципальным имуществом выглядит следующим образом:

  • Принятие решения о проведении торгов. Это решение принимается муниципальным советом совместно с исполнительным органом власти. Это решение выходит в виде постановления, в котором указывается, что в такой — то срок, в таком — то месте будут проведены торги муниципальным имуществом, с перечислением — какое именно имущество будет продаваться. Также этим решением устанавливается Конкурсная комиссия, ее полномочия и контактные данные для подачи заявок всеми заинтересованными участниками
  • Публикация извещения о проведении торгов в СМИ. Для этого используются те информационные площадки, с которыми у муниципальных органов есть договорные отношения или через свои собственные газеты, радио или ТВ, включая и самый основной информационный источник — сайт муниципального образования или сайт по торгам муниципального имущества. Также подобная информация отражается в различных информационных системах и порталах, отслеживающих проведение торгов по всем регионам страны,
  • Принятие заявок от претендентов, их регистрация в журнале приема заявок. После того, как размещено извещение или опубликовано постановление о проведении муниципальных торгов, не менее, чем за тридцать дней до начала самих торгов, проводится прием заявок от всех потенциальных участников. Такой прием заявок проводится с обязательной регистрацией в специальном журнале регистрации заявок и присвоением каждой поданной заявке своего идентификационного номера.
  • Рассмотрение заявок и документов претендентов, установление факта поступления задатков от претендентов, принятие решения о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске, оформление протокола о признании претендентов участниками торгов;

  • Проведение торгов в месте, указанном в извещении;
  • Оформление результатов торгов протоколом;

  • Публикация информации о результатах торгов, в тех же СМИ, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов;
  • Заключение договора купли-продажи муниципального имущества или договора аренды объекта недвижимости или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Кроме приведенного общего порядка проведения муниципальных торгов, также следует дополнить его и некоторыми существенными моментами, к которым относится обжалование итогов торгов, что довольно часто встречается в российской аукционной практике. Подача жалоб в отношении муниципальных торгов имущества основывается на положениях Федерального закона № 401-ФЗ и его статьей 181 — «Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров».

Обжалование возможно лицами, подавшими заявку на участие в торгах. А также лицами, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Это может быть выражено в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, результаты торгов муниципального имущества, а также порядка подачи заявок на участие в торгах.

Обжалование допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов, либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.

Что нужно, чтобы принять участие в муниципальных торгах имущества

В независимости от того, кто имеет желание принять участие в муниципальных торгах имущества, физическому лицу (обычному человеку) или компания (юридическое лицо), чтобы стать участником, нужно придерживаться следующего несложного алгоритма.

  • Первое — это поиск информации о том где и когда происходит реализация муниципального имущества на торгах. Самый простой вариант — это сайт муниципального образования.

Если муниципалитет настолько мал, что у него нет своего сайта или муниципалитет сам не может проводить торги своим имуществом, то следующим источником информации может быть сайт региональных властей (области, края, республики), где обязательно есть раздел о том, какие торги проводятся в каких муниципалитетах. Что именно будет выставлено на продажу и график торгов муниципального имущества.

  • Второе — как только выбраны интересующие торги, нужно подать заявку, не позднее, чем за тридцать дней. Как правило, многие продвинутые муниципальные образования предоставляют возможность прямо на сайте произвести заполнение такой заявки, для чего нужно предварительно зарегистрироваться, что вполне доступно почти каждому.

  • Третье — это сбор документов. Заполняя заявку на участие в торгах, там уже определено изначально, каким условиям должен удовлетворять участник и, соответственно, там же и указаны, какие именно документы нужны. Это и паспорт, и свидетельство о регистрации ИП или выписка из реестра ЕГРЮЛ. Список документов необходимых для регистрации участника торгов, как правило, всегда есть на том же сайте, где выставлено извещение о проведении торгов.

  • Четвертое – как только заявка подана, и она зарегистрирована, следует, исходя из правил большинства торгов, произвести зачисление задатка на счет той организации, которая проводит торги. Причем, нужно перечислять по тем реквизитам, которые указаны в извещении, а не на счет муниципалитета или его предприятия.
  • Пятое — как только наступил срок проведения торгов, нужно перед самым началом пройти регистрацию участников или подтвердить свое участие в электронной системе торгов.
  • Шестое — как только торги закончены и участник стал победителем, то ему следует сразу подписать протокол, где зафиксированы итоги торгов муниципального имущества (не позднее, чем чрез три дня) в двух экземплярах. После чего, имея на руках этот протокол, можно приступить к подписанию договора купли — продажи с собственником имущества, т.е. муниципалитетом или лицом его заменяющим (представитель).

На этом вся процедура торгов считается законченной, и каждый из участников получает выполнение тех задач, который он перед собой ставил.

В качестве заключения

Остается отметить, что как видно из приведенной статьи, ничего сложного в проведении или участии в муниципальных торгах нет. Зная порядок и систему проведения торгов, не трудно сориентироваться, как и когда подать нужные документы, что является уже залогом того, чтобы стать победителем.

  • Посредством чего осуществляется реализация гос. собственности
  • Организация
  • Что требуется для участия в торгах
  • Как отозвать заявку
  • Подведение итогов торгов
  • Заключение

Нередко у частных организаций или у физических лиц возникает необходимость в приобретении государственного либо муниципального имущества. В рамках этого материала постараемся разобраться в том, как именно происходит реализация гос. собственности.

Для понимания процесса приобретения гос. объектов необходимо представлять, как и почему рассматриваемые объект подвергается продаже. Если изучить процедуру с точки зрения организации, то понять все тонкости этого процесса не составит труда.

Вся приведенная ниже информация будет приводится на основе выдержек из действующего законодательства. Таким образом в актуальности данного материала сомневаться не стоит, его можно использовать как своеобразную памятку.

Отметим, что в действующем законодательстве материал изложен в форме списка. Это не совсем удобно, так как материал достаточно объемный и найти в нем опорные моменты быстро весьма трудоемко. Мы же разделим весь объем на опорные разделы, где будем давать разъяснения.

Посредством чего осуществляется реализация гос. собственности

Продажа государственного и муниципального имущества осуществляется на торгах. Это достаточно удобно, так как имеет место конкуренция между потребителями.

Аукцион проводятся по принципу открытого набора участников. Однако есть случаи когда аукцион может быть признан недействительным.

Если аукцион не состоялся, то организаторы могут снизить начальную цену на приобретение муниципального или государственного имущества. Как правило, в таких случаях интерес со стороны покупателей увеличивается в разы.

Аукцион по продаже гос. собственности имеет двухстороннюю выгоду . Для покупателей это хорошая возможность выгодно вложится и купить неплохой гос. объект, а для продавцов возможность привлечения большого количества участников, что косвенно увеличивает начальное ценовое предложение.

Организация

Набор аукциона по продаже государственного или муниципального имущества проводится на основании заявок от претендентов. Период подачи заявок определяется организаторами аукциона, однако не должен быть меньше 25 дней.

После сбора заявок, организаторы аукциона на реализацию гос. объектов проверяют документы, предоставленные претендентами и принимают решение о допуске их к участию в торгах. Аукцион должен быть проведен в течении трех дней с момента утверждения участников.

Торги могут проводится в открытой форме и закрытой. Если текущая ставка поднимается публично в ходе проведения торгов, то имеет место первый вариант. При подаче предложений в письменном виде в закрытых конвертах аукцион - второй.

Отметим, что при открытой продаже гос. собственности должен быть установлен также фиксированный шаг повышения предложения. Это делается для уравнивания шансов всех участников аукциона.

Если мероприятие проводятся в закрытой форме, то предложения собираются в день подведения результатов аукциона. По решению организаторов предложение может быть принято при подаче заявки на участие.

Что требуется для участия в торгах

Итак, если вы решили по участвовать в аукционе по продаже государственного и муниципального имущества вам необходимо подготовить ряд документов и выполнить некоторые операции. Рассмотрим их по порядку.

  1. Подать заявку на участие в торгах государственного или муниципального. Заявка имеет стандартную форму, форму для ее написания следует взять у организаторов аукциона.
  2. Внести предварительный взнос, размер которого составляет 20% от первоначальной цены. Делается это для подтверждения намерений претендента. Факт оплаты подтверждается наличием квитанции.
  3. Предоставить перечень документов, которые требует организатор (документ подтверждающий личность, бланки о платежеспособности организации и т.д.).

Претендент может быть не допущен к участию в торгах по продаже государственного или муниципального имущества. Послужить такому решению могут следующие объективные основания:

  • представлен не весь перечень документов, которые организатор указал в информационном сообщении;
  • поданные документ выполнены не по форме, которая предусматривается действующим законодательством;
  • подача заявки осуществлена лицом, которое не имеет полномочий представлять конкретную организацию;
  • нет информационных данных о внесении предварительного взноса на счет организаторов аукциона.

Если одно из перечисленных оснований имеет место быть, то организаторы имеют полное право отказать претенденту. На практике, организаторы часто делают предупреждение перед тем, как переходить к более решительным действиям.

Как отозвать заявку

Иногда возникают ситуации в отзыве поданной заявки. Такое может случится, если человек нашел более выгодное предложение либо просто передумал. Отзыв осуществляется при помощи составления уведомления, которое выполняется в письменной форме.

Имущество банкротов - Как выгодно продать нежилое помещение в маленьких городках

Отметим, что обратиться к организатором аукциона по проведению торгов гос. имущества с просьбой о закрытии заявки можно до момента пока не состоялось утверждение заявок. В этом случае вам гарантированно вернут внесенный задаток.

А вот если вас утвердили в качестве участника и вы попросту не пришли на аукцион, то организаторы имеет полное право не возвращать задаток. Поэтому крайне рекомендуется хорошо подумать прежде чем участвовать в торгах.

Что касается количества заявок на участие, то одно лицо может подать только одну заявку. Это сделано для того, чтобы снизить факты намеренного срыва аукциона.

Подведение итогов торгов

После проведения аукциона победителю либо лицу представляющему его должно быть выдано официальное уведомление , согласно которому данное лицо признается победителем. На основании этого документа выигравший торги по продаже гос. имущества должен заключить договор купли-продажи. На данную процедуру отводится 5 рабочих дней со дня проведения аукциона.

Если победитель аукциона не заключил договор, то фат продажи муниципального или государственного имущества признается недействительным. Это нужно обязательно иметь ввиду. Однако, если у вас просто возникли форс-мажорные обстоятельства можно поговорить с организаторами аукциона и прийти к компромиссу.

После определения победителя задатки основных участников возвращаются в период не позднее пяти рабочих дней. Так, что не стоит переживать о том, что если вы не стали победителем, то деньги вам не вернут. Просто организаторам аукциона нужно как-то страховаться от злоумышленников.

Передача собственности происходит в течении 30 рабочих дней со дня подписания договора купли-продажи. Такой срок устанавливается в связи с тем, что объекты государственного и муниципального владения могут быть достаточно большими и оформление может занять достаточно длительное время.

Заключение

Как видно из представленного материала реализация и процесс приобретения государственного или муниципального имущества на торгах не вызывает сложности. Попросту необходимо внимательно ознакомиться с регламентом аукциона, который предоставляют организаторы и предоставить весь перечень документов.

При возникновении сложностей воспользуйтесь услугами юриста . Хотя при условии изучения этого материала и собственной экономической грамотности он вам вряд ли понадобиться. Участвуйте в аукционах и эффективно вкладывайте свои денежные средства.

Муниципальным имуществом в России считается такое имущество, которое на основании права собственности принадлежит государству (так называемая федеральная собственность), а также имущество, на основании права собственности принадлежащее субъектам государства. От имени государства и его субъектов органы, осуществляющие государственную власть, имеют право приобретать это имущество, осуществлять в его отношении свои имущественные права и обязанности.

Муниципальным имуществом является также то, которое содержится в собственности городских или сельских поселений, либо иных муниципальных образований. Приобретать и использовать его имеют право органы местного самоуправления, а также в рамках компетенции муниципальных образований, которая устанавливается специальными нормативными актами, выступать в суде. Рассмотрим для начала, что такое продажа и аренда муниципального имущества

Общие положения аренды муниципального (государственного) имущества

Аренда муниципального имущества имеет свои особенности, которые касаются заключения договора, а также установления всех соответствующих арендных платежей. В соответствии с некоторыми положениями Конституции РФ, управление муниципальной (государственной) собственностью осуществляет Правительство государства.

Отношения, которые возникают в процессе заключения договора аренды муниципальной собственности, а также исполнения арендного договора, регламентированы главой 34 Гражданского кодекса РФ. Договор аренды, иначе называющийся имущественным наймом, заключается в том, что арендодатель должен предоставить нанимателю определенное федеральное имущество во временное пользование за соответствующую плату.

Важность заявления

Все вопросы о получении в аренду любого федерального имущества решаются только на основании заявления от определенного законом круга физических или юридических лиц, российских либо иностранных. Также сюда относятся международные организации, имеющие резолюцию о том, что они являются балансодержателями.

Что еще необходимо?

Помимо заявки (заявления) на аренду, заявитель должен предоставить в специальный Комитет по управлению муниципальным (федеральным) имуществом следующие документы:

  • Подлинники учредительных документов предприятия, которое получает в аренду имущество, либо их копии, заверенные в нотариальном порядке, если речь идет о юридических лицах. Если договор аренды намерено заключить физическое лицо как индивидуальный предприниматель, то от него потребуется свидетельство о регистрации частного предпринимательства.
  • Баланс предприятия, которое в договоре аренды имущества будет выступать как арендатор.

  • Справка о наличии задолженности по оплате коммунальных платежей либо арендной платы.
  • Справка, заверенная налоговым органом, о наличии или отсутствии задолженностей по всем видам обязательных платежей.

Во время рассмотрения заявок на предоставление аренды особенно учитываются наличие либо отсутствие задолженностей по налоговым обязательствам и своевременность осуществления платежей по арендным обязательствам. Для того чтобы ограничить максимальные сроки оформления арендных договоров, такой срок четко регламентирован и составляет 1 месяц со дня предоставления нанимателем полного пакета соответствующих документов.

Формат арендного имущества

Аренда федерального и муниципального имущества может осуществляться в нескольких формах:

  • при условии реализации нанимателем преимущественного права на арендный договор - в прядке продления такого договора;
  • в общем порядке рассмотрения заявлений, в том числе на основе коммерческого конкурса или посредством аукциона.

Аукцион - это конкурсный способ определения того, кто станет нанимателем государственного или муниципального имущества. Аукцион производится путем осуществления публичных торгов, где арендатором становится тот соискатель, который предложил максимальную цену за право заключить арендный договор. Коммерческий конкурс - это такой способ определения нанимателя имущества, где победителем могут признать того соискателя, который представит наиболее выгодное предложение.

Что делать, если был получен отказ?

Отказ в заявке на заключение договора аренды предоставляется Комитетом по управлению государственным или муниципальным имуществом и должен быть вручен соискателю в письменной форме. Обязательным условием здесь является указание причин такого отказа, который, в свою очередь, может быть обжалован в судебном порядке с соблюдением регламентации специальных нормативных законодательных актов.

Передача имущества по договору аренды

Договор аренды любого нежилого помещения должен заключаться письменно одним документом с подписью обеих сторон. Согласно этому договору арендодатель должен передать во временное использование конкретное здание, сооружение или помещение. В арендном договоре обязательно должно быть указано это имущество, его техническое состояние, местонахождение, площадь и другие характеристики. Передача в аренду таких объектов имущества осуществляется согласно передаточному акту или же другому документу, свидетельствующему о том, что объект передан в пользование арендатора. Акт должен быть составлен в двух экземплярах - для обеих сторон этого договора. Через 5 дней после заключения соглашения арендодатель должен предоставить нанимателю имущество, являющееся предметом данного арендного договора.

Продажа муниципального (государственного) имущества

Процесс продажи муниципального имущества контролируется законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация - это отчуждение имущества, которое находится в праве собственности муниципальных образований, в право собственности юридических либо физических лиц. Этот процесс носит возмездный характер.

Приобрести находящееся в процессе продажи муниципальное имущество имеют право любые юридические, а также физические лица. Этот список исключает унитарные предприятия, муниципальные либо государственные учреждения. Это касается также тех юридических лиц, у которых в уставном капитале содержится более 25 % средств, принадлежащих государству или его субъектам. Существует специальный сайт по продаже муниципального имущества, официально предоставляющий информацию по этому вопросу. Порядок приватизации имущества, которое содержится в муниципальной собственности, согласуется с нормативными актами государства, а также его субъектов.

Как определяется стоимость?

Нормативная цена имущества, которое подлежит приватизации, является минимальной стоимостью, по которой можно отчуждать такое имущество. Определяется она в порядке, который устанавливается правительством государства. Нормативная цена имущества, которое подлежит приватизации, должна приравниваться к рыночной, которая определяется независимым оценщиком. Начальная цена муниципального имущества, подлежащего приватизации, устанавливается в предусмотренных законодательством случаях на основании заключения независимого оценщика, который также должен осуществлять свою деятельность в рамках закона.

Условия о приватизации имущества, принадлежащего муниципальным образованиям, согласно нормативно-правовым актам, регулирующим этот процесс, самостоятельно определяются органами местного самоуправления. Информация о начале приватизации муниципального (государственного) имущества в обязательном порядке должна быть опубликована в различных источниках СМИ, которые также определяются органами местного самоуправления. Это должно произойти не менее чем за 1 месяц до назначенного дня, если иное не предусмотрено в законодательстве. Продажа муниципального имущества осуществляется после приватизации.

Что подлежит огласке через СМИ?

Перечень сведений, которые подлежат обязательному опубликованию в источниках массовой информации:

  • Наименование того органа местного самоуправления, который принял решение о начале приватизации муниципального имущества, а также все существующие реквизиты такого решения.
  • Наименование муниципального имущества, а также все его индивидуальные характеристики.
  • Способ, согласно которому будет осуществляться приватизация муниципального имущества.
  • Начальная цена.
  • Условия платежа, сроки его осуществления, а также все необходимые реквизиты расчетных счетов.

  • Место подачи заявления на приватизацию муниципального имущества, порядок ее осуществления, даты начала и окончания.
  • Требования по оформлению документов и их исчерпывающий перечень.
  • Срок, установленный для заключения договора купли-продажи муниципального имущества.
  • Возможность ознакомления потенциальных покупателей с иной информацией об объекте, подлежащем приватизации, а также с условиями договора и актом инвентаризации.
  • Условия ограничения для определенных категорий юридических или физических лиц.
  • Иные важные сведения.

Продажа муниципального имущества путем проведения аукционов

Муниципальное имущество может продаваться также посредством аукциона. Это происходит в том случае, если покупатели такого имущества не должны выполнить никаких условий в его отношении. Право приобретения находящегося в процессе продажи муниципального имущества осуществляется в порядке аукциона и принадлежит тому покупателю, который готов предложить за него наиболее высокую цену. Если в аукционе принимало участие всего одно юридическое или физическое лицо, такой аукцион по закону признается недействительным.

Перед проведением аукциона в СМИ должны быть указаны:

  • место и время проведения такого аукциона;
  • порядок, согласно которому будут определяться победители;
  • условия внесения задатка, его размер, все необходимые банковские реквизиты и порядок его внесения.

Информация о результатах аукционов подлежит обязательному опубликованию в источниках средств массовой информации, где срок такой публикации не должен превышать тридцати дней со дня совершения подобных сделок. Аукцион по продаже муниципального имущества и тематические конкурсы могут проводиться также в электронной форме. Как уже было отмечено, есть специальный сайт для всех интересующихся данным вопросом. Торги по продаже муниципального имущества такого формата обеспечат их информационную прозрачность и упрощение данной процедуры. Электронный вид сведет к минимуму возможность сговора между участниками таких аукционов и их организаторами. Приватизация объектов осуществляется путем оформления договора купли-продажи муниципального имущества, в который в обязательном порядке должны быть включены все условия данной сделки.

В современной экономической системе отношений, муниципальные органы власти занимают довольно скромное место, так как в основном все формы хозяйствования сосредоточены в России, где порядка 70 — 80% занимает государственный сектор (или частно — государственный), порядка 18 % частный бизнес и на муниципальный сектор приходится всего лишь 1-2 % национальной экономики. Тем не менее, именно муниципалитеты являются той основой, на которой создается повседневная жизнь и быт большинства граждан, и значение органов местной власти в управлении местной (региональной) экономикой трудно переоценить.

Однако существующая в настоящее время система распределения государственных полномочий между федеральным центром, региональным уровнем власти и муниципалитетами создала такое положение, в котором на долю муниципальных образований приходится очень малая часть тех доходов (в виде налогов всех видов), которые составляют общегосударственный бюджет.

В этих условиях многие муниципальные образования вынуждены идти по пути изыскания дополнительных источников дохода в свои бюджеты. В рамках существующего законодательства, одним из таких методов является эффективное управление муниципальным имуществом, в том числе и его продажа, приватизация или безвозмездное пользование муниципальным имуществом без проведения торгов

Согласно положениям норм законов таких, например, как и ФЗ 223, а также многими постановлениями Правительства и ФАС (Антимонопольной службы), реализация права муниципалитетов на отчуждение практически любого имущества должно проходить на конкурсной основе.

Это очень эффективная и удобная схема для того, чтобы продать непрофильное имущество местных органов власти, когда на конкурсной основе, можно за порядком устаревший объект недвижимости или земельный участок, получить неплохие деньги. Но это возможно только в том случае, если конкурсные торги признаны состоявшимися и интерес к этому активу был больше чем у одного участника. А что делать, если нет, желающих участвовать в конкурсных торгах или аукционах на имущество, от которого хотел бы избавиться город или поселок.

Для этих случаев существует несколько методов таких, как приватизация, продажа или предоставление муниципального имущества без торгов, без конкурсов и аукционов. В этой статье будет рассказано о том, как продается и осуществляется передача муниципального имущества без торгов, на какой правовой базе строится такая система отношений и как такие схемы реализуются на практике.

Условия продажи и предоставление муниципального имущества без проведения торгов

Условия продажи и реализация муниципального имущества без проведения торгов регламентируются многими положениями федерального законодательства, начиная от Конституции РФ, закрепляющая за муниципалитетами право распоряжения своей собственностью, нормами закона ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и многими отраслевыми нормативными актами.

В общем виде передача муниципального имущества безвозмездно без торгов или продажа муниципального имущества может быть реализована в следующих случаях:

  • продажа имущества товариществам собственников жилья,
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона,
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения, продажа муниципального имущества
  • муниципальным компаниям и предприятиям
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.
  • продажа муниципального имущества.

Кроме того, имущество может быть продано без торгов и заключены муниципальные контракты без торгов на бессрочную аренду любым лицам, если:

  • передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев,
  • представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв. м или не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Также в некоторых случаях муниципалитеты имеют право передавать имущество муниципальных предприятий или компаний, принадлежащих им на праве собственности в долгосрочный лизинг, что по своей сути представляет продажу имущества в рассрочку.

Как выкупается муниципальное имущество

Чтобы было понятно, как работает вся эта система на практике, следует рассмотреть некоторые моменты системы реализации и отчуждение муниципального имущества без торгов, подробнее.

  1. Приоритетное право выкупа или аренды. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» и на федеральном уровне устанавливающий, ранее не предусмотренный законодательством способ приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно Закону от 22.07.2008г. (ст. 3) предприниматели могут выкупить (заключить муниципальный контракт без торгов) арендуемое недвижимое имущество из государственной собственности субъекта Российской Федерации или из муниципальной собственности (пролонгация договора муниципального имущества без торгов) при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух лет или более до дня вступления в силу Закона от 22.07.2008 на основании договора или договоров аренды этого имущества. При этом возможны ситуации, когда арендатор на момент вступления в силу Закона от 22.07.2008г. владел арендованным имуществом два или более двух лет, но договор аренды прекратился, и только затем было принято решение о приватизации данного имущества. Понятно, что в таком случае право на выкуп у бывшего арендатора возникнуть не может.

Известно, что договор аренды может быть заключен и на определенный, и на неопределенный срок. При этом, если договор заключен на срок от одного года и более, у арендатора возникает право на выкуп (пролонгация договора муниципального имущества без торгов) только в случае государственной регистрации договора аренды в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 433 ГК РФ).

  • Отсутствует задолженность по арендной плате за арендуемое имущество. Отсутствует задолженность по неустойкам (штрафам, пени) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч.4 ст. 4 Закона от 22.07.2008г., а в случае, прямо предусмотренном Законом от 22.07.2008г., — на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
  • Арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. См. ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Выкупить имущество можно только в том случае, если публичный собственник (муниципалитет) не включил его в перечень объектов, используемых для адресной поддержки малого и среднего бизнеса. Например, бизнес — инкубаторы, торговые заведения для данной категории предпринимателей и пр.
  • Площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 № 961 предельные значения были установлены в размере 1000 кв. метров, а максимальная рассрочка платежа – 3 года. Для сравнения — Законом Республики Татарстан от 3.10.2008 № 79-РТ предельные значения были установлены в размере 1500 кв. метров с максимальной рассрочкой 12 месяцев.

В общем порядке арендатор, желающий выкупить имущество, реализует право на выкуп по цене, определяемой в особом порядке – независимым оценщиком. И потому он не связан условиями продажи, согласованными между покупателем и продавцом.

Закон от 22.07.2008г. содержит две процедуры выкупа: перед выставлением на продажу в процессе приватизации и инициативный выкуп по заявлению арендатора.

В первом случае, собственник намерен приватизировать недвижимость, которую занимает арендатор, и включает ее в нормативные акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества. Арендатор же в соответствии с положениями Закона от 22.07.2008 г. в этом случае вправе обратиться к публичному собственнику с заявлением о своем намерении выкупить недвижимое имущество до его приватизации. Это заявление порождает обязанность публичного собственника заключить договор купли-продажи данного имущества с арендатором и таким образом остановить приватизацию имущества по плану.

Второй случай. Арендатор может по своему усмотрению принять решение о реализации права на выкуп имущества (предусмотрено Законом от 22.07.2008г.) и направить соответствующее заявление публичному собственнику. Это заявление порождает обязанность собственника продать недвижимость субъекту малого или среднего предпринимательства.

  1. Приватизация муниципального имущества

Несмотря на то, что основной этап приватизации муниципального или государственного жилья в собственность остался в далеком прошлом, все же этот метод пока остается одним из основных, которым пользуются многие муниципалитеты России.

Согласно законам о приватизации 1997г («о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», от 21.07.1997 N 123-ФЗ) и 2001г. («О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ), под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц.

Основными принципами приватизации государственного и муниципального жилищного фонда являются:

  • добровольность приобретения гражданами жилья в собственность;
  • бесплатная передача гражданам занимаемых ими жилых помещений;
  • гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения только один раз.

В качестве нормативно-правовой базы приватизации жилья даже в настоящее время используются следующие государственные акты.

Приватизация жилищного фонда в РФ регулируется в основном следующими правовыми актами:

  • Законом РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;
  • Положением о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 года №4;
  • от 25 февраля 2013 года №16-ФЗ «О внесении изменения в статью 2
  • Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Перечисленные нормативные акты являлись базой для органов муниципального управления для разработки своих собственных. В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ процесс приватизации включает несколько этапов:

  • подача заявки на приватизацию;
  • принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта;
  • составление и утверждение плана приватизации;
  • заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора. т.е. заключение договора с муниципальным образованием без торгов.

При этом, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

  1. Лизинг муниципального имущества.

Почти в каждом муниципальном образовании в РФ есть немало предприятий, принадлежащих городской (поселковой) власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В некоторых случаях бывает оправдана не прямая продажа имущества таких предприятий, а продажа их через систему лизинговых контрактов.

В этом случае муниципалитет получает не только цену за конкретное имущество или объект недвижимости, но и в течение нескольких лет имеет возможность получения дополнительной прибыли в виде процентов, по переданному в лизинг имуществу.

К сожалению, такая форма продажи муниципального имущества без торгов используется довольно редко, так как муниципалитетам на рынке лизинга трудно конкурировать со специализированными коммерческими лизинговыми компаниями. Но в случае, если нужно пополнить местный бюджет — это бывает иногда почти единственным и оптимальным вариантом для городских властей, особенно небольших муниципалитетов.

В заключение

Остается отметить, что представленные основные варианты продажи муниципального имущества, минуя торги, аукционы и конкурсы, далеко не единственные. Имеются и специальные методы такие, например, как продажа части пакета акций, принадлежащих на праве собственности муниципальным органам власти. Но даже той информации, связанной с продажей муниципального имущества без торгов, вполне достаточно предпринимателям и гражданам, чтобы понять, как устроена система муниципальных торгов, и как там можно принять выгодное участие.

В ситуации финансового кризиса государству приходится искать дополнительные источники пополнения бюджетов разных уровней. Аукцион по продаже муниципального имущества помогает найти решение проблемы с нехваткой денег в местных бюджетах. Власти, продавая недвижимость, обязаны соблюдать установленную правовыми нормами процедуру проведения торгов, и реализовать равенство граждан на участие в приватизации госсобственности.

Если необхожима юридическая консультация по данному вопросу, рекомендуем обратиться к нашию юристам .

Правовые аспекты продаж с аукционов, проводимых государством

По закону (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) для торговли правами владения, пользования и распоряжения предметами муниципалитета, используется открытый аукцион - это способ приватизировать их (передать частным лицам или коммерческим компаниям).

Приватизация - возмездная передача прав на имущество, принадлежащее федеральным или местным властям. В ее основе лежат принципы открытости работы государственных и муниципальных органов и равенстве каждого человека, желающего выкупить часть собственности государства.

Правовыми нормами разрешается продавать:

  • Землю.
  • Природные ископаемые и ресурсы.
  • Здания, строения, сооружения (в том числе и из жилищного фонда).
  • Недвижимость и предметы, принадлежащие России, но находящиеся за границей.
  • Акции, составляющие государственную собственность.
  • Ценные бумаги, выпущенные государством.

По закону разрешено продавать имущественные права только специально уполномоченным органами и инстанциями. Если сделки по отчуждению госсобственности проводятся организациями без полномочий, то они признаются ничтожными. Не влекут за собой переход прав распоряжения ими к гражданам или предприятиям. Специализированные учреждения, которые организуют выкуп собственности, вправе защищать имущественные интересы муниципалитета, обращаться в суд при их нарушении.

Требования к участникам аукциона

Согласно закону (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) участвовать в приобретении собственности государства вправе физические и юридические лица. Но в целях защиты конституционного строя нашей страны государство запрещает становиться участниками аукционных мероприятий следующим категориям покупателей:

  • Предприятиям унитарного типа.
  • Учреждениям власти.
  • Коммерческим фирмам, если доля Российской Федерации, ее субъектов или соответствующего муниципалитета в их уставном капитале превышает 25%.

Это правило не распространяется на случаи выкупа земельных наделов владельцами построек, которые стоят на них.

Помимо этого запрещается выступать в роли покупателей акционерным обществам, если происходит продажа их акций. В случае если после выкупа устанавливается неправомерность участия в нем лица или компании, которое приобрело продаваемое имущество, то результаты торгов аннулируются, сделка признается недействительной.

На нашем сайте есть очень много интересных статтей . Ознакомьтесь с ими дабы быть юридически подкованным по многим направлениям.

Порядок проведения аукционных мероприятий

Правовые нормы (Постановление №585, принятое Правительством России в августе 2002 года) устанавливают, что продажа государственного или муниципального имущества на аукционе начинается с подготовительных действий, в которые включены:

  • Предварительная оценка приватизируемой собственности.
  • Определение положений о внесения и оплате задаточной части выкупной стоимости имущества или прав на него.
  • Установление месторасположения и дня проведения аукционных торгов, времени их начала и окончания, даты, до которой происходит принятие заявок.
  • Организация и размещение сообщений для информирования о проведении мероприятия.
  • Принятие заявлений, регистрационные и учетные действия с заявками на участие в торговле.
  • Проверка верности составления предоставляемых претендентами бумаг.
  • Определение состава участников мероприятий из числа лиц, заявивших желание произвести выкуп государственного имущества.
  • Назначение аукциониста для проведения действий по торговле недвижимостью.

До начала аукциона в интернете размещается сообщение, носящее информационный характер. В нем указываются все существенные условия присвоения статуса участника - размер, срок и порядок внесения обеспечительного платежа, банковские реквизиты и наименования причины перевода денег, процедуру их возвращения. Это письмо - публичная оферта, а подача заявки и внесение средств на счет организаторов - это ее принятие. Об этом обязательно информируются все претенденты на участие в мероприятии.

Для присвоения статуса покупателя подается оформленное в соответствии с законом заявление. К нему прикладываются документы, определенные в письме об их организации. В подтверждение своего желания приобрести имущество, претендент вносит на счет продавца задаточную часть будущей выкупной цены приобретаемых имущественных прав. Это действие подтверждается выпиской со счетов государственного органа, организующего мероприятие.

Прием заявок на выкуп муниципального имущества происходит в срок не менее двадцати пяти дней и заканчивается за три дня до дня формирования списков лиц, изъявивших желание участвовать в них. Если заявления поступают после установленного времени, то они возвращаются заявителю с указанием причин непринятия.

Организатор рассматривает заявления претендентов, признает их участниками мероприятий. Подобное решение протоколируется и содержит перечень всех лиц, пожелавших купить права на имущество.

Оно принимается в пятидневный срок с момента окончания приемного времени. О присвоении статуса покупателя или об отказе в этом, заявители оповещаются почтовым отправлением или личным вручением уведомления под расписку.

Закон устанавливает две процедуры проведения - открытый и закрытый аукцион. В первом случае участники, выражают желания приобрести вещь за указанную цену, поднимая карточки, во втором - передают аукционисту запечатанные конверты с указанием в них выкупной стоимости.

В результате проведения мероприятия выбирается покупатель, назвавший наивысшую цену. Результаты проведения мероприятия протоколируются. Протокол, содержащий сведения о выигравшем лице, вручается ему под расписку. Остальным участникам возвращаются внесенные денежные средства. Задаток победителя перечисляется в бюджет соответствующего уровня.

По итогам торгов составляется сообщение информационного содержания, которое публикуется в интернете. За пять дней после проведения аукциона между организатором и победителем оформляется сделка по передаче прав собственника на приобретенное имущество. Покупатель перечисляет деньги на указанный организатором банковский счет, оттуда они поступают в казну. При отказе выигравшего участника аукциона оплатить купленные предметы, ему грозят санкции, установленные нормами гражданского законодательства.

Другие способы реализации муниципальных прав собственника

Законодательно (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) закреплены и другие варианты оформления приватизационной процедуры:

  • Изменение организационной формы предприятия с унитарным характером пользования оборотных средств.
  • Торговля имуществом и правами собственности на него на специализированном аукционе или путем проведения конкурсных мероприятий.
  • Продажа прав собственника без указания цены или при помощи публичных оферт.
  • Внесение имущественных прав в капиталы коммерческих предприятий.
  • Отчуждение акций, принадлежащих России, ее субъектам или муниципалитетам через доверительного управляющего.

Имущественные комплексы предприятий унитарного типа преобразуются в предпринимательские общества. Если имущества достаточно для формирования акционерного общества, то госпредприятие оформляется по этому типу коммерческой организации. Если по итогам приватизации такого размера капитала достичь не удается, формируется общество с ограниченной ответственностью.

Запрещается передавать права собственности на госимущество гражданам и субъектам коммерческой деятельности способами непредусмотренными в законе.

Если вам незаконно отказали в участии на торгах, или вы столкнулись с нарушением правил проведения аукциона и его отдельных мероприятий, то обращение за юридической помощью на сайт сайт - способ защитить свои права на приватизацию. Сотрудники портала сайт - адвокаты с опытом работы в области передачи имущества от государства и муниципалитета. Они расскажут вам:

    Кто вправе выкупить недвижимость или имущественные комплексы в частное владение.

    Как устанавливаются виды продаваемых предметов и цена на них.

    В каком порядке, и в какой срок уведомляются покупатели.

    Как правильно оформляются результаты торгов.

    Как обжаловать действие госорганов, уполномоченных на их проведение.

Консультация проходит в онлайн-режиме, поэтому не придется тратить время на поиски юридической конторы. Мы ответим на любые вопросы, поможем защитить законные интересы при желании купить недвижимости у государства.. Если что-то не понятно, можете задать вопрос нашим специалистам в специальной форме на сайте.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант