Юридический портал. Льготный консультант

  • Вопрос 5. Понятие об опасных и вредных производственных факторах, их классификация и краткая характеристика.
  • 6 Вопрос. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности работающих.
  • Тема 17. Организация обучения и контроль безопасности труда. Расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний
  • 1.Организация обучения и контроль безопасности труда.
  • 2.Расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний
  • 1Вопрс.Организация обучения и контроль безопасности труда.
  • 1.1. Организация обучения и контроль знаний по вопросам охраны труда
  • 1.2. Обучение и проверка знаний Работающих по рабочим профессиям по вопросам охраны труда
  • 1.3 Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда
  • 1.4. Инструктажи по охране труда
  • 2.Расследование и учет несчастных случаев. Специальное расследование несчастных случаев.
  • Список литературы
  • Тема 18. Требования к производственному освещению, газо­вому составу воздушной среды, микроклимату. Защита от неионизирующих электромагнитных излучений. Защита от поражения электрическим током
  • Вопрос 1. Основные показатели освещения.
  • Вопрос 2. Основные требования к производственному ос­вещению и цветовому оформлению производственного интерьера.
  • 1. Требование. Освещённость (е) на рабочем месте должна соответствовать характеру зрительной работы, который определяется 3-мя параметрами:
  • Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных вдт, эвм и пэвм
  • Вопрос 3. Санитар­но-гигиенические требования к газовому составу воздушной среды и микро­климату производственных помещений
  • Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы "перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ"
  • Вопрос 4.Требования к микроклимату.
  • Вопрос 5 Защита от неионизирующих электромагнитных излучений.
  • Тема19. Защита от поражения электрическим током.
  • Факторы, влияющие на степень поражения.
  • Вопрос 2.. Наиболее частые причины поражения электрическим током и основные методы защиты.
  • Вопрос 3. Явление при стекании тока в землю. Напряжение прикосновения и шага.
  • Вопрос 4. Классификация помещений по степени электробезопасности.
  • Вопрос 5. Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности.
  • Вопрос 6. Технические способы и средства защиты от случайного прикосновения к токоведущим частям оборудования.
  • Защитное заземление.
  • Защитное зануление.
  • Защитное отключение.
  • Вопрос 7. Изолирующие защитные средства (основные и дополнительные).
  • Вопрос 8. Правила электробезопасности при эксплуатации бытовых электроприборов и других электрических устройств.
  • Вопрос 9. Меры личной безопасности при освобождении пораженного от контакта с проводником электрического тока.
  • Тема 19 Защита от опасных и вредных факторов при работе на персональном компьютере.
  • Вопрос 1. Виды опасных и вредных факторов при работе на персональном компьютере.
  • Вопрос 2. Основные требования к организации рабочего места пользователя.
  • Вопрос 3. Требования к визуальным эргономическим параметрам.
  • Вопрос 4. Преимущества жидкокристаллических мониторов.
  • Габариты
  • Электромагнитное излучение
  • Вопрос 5. Требования электробезопасности при нормальных условиях эксплуатации и в аварийной ситуации.
  • Вопрос 6. Способы и средства защиты от электромагнитных излучений, повышенного шума и вибрации при работе на пк.
  • Вопрос 5. Требования электробезопасности при нормальных условиях эксплуатации и в аварийной ситуации.

    Оператору во время работы запрещается:

    Касаться одновременно экрана монитора и клавиатуры; - прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании; - переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании; - загромождать верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами, препятствующими вентиляции; - захламлять рабочее место бумагой и другими предметами во избежание накапливания пыли; - производить отключение-включение питания без необходимости; - допускать попадание влаги на поверхность процессора, монитора, клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств; - включать сильно охлажденное (например, принесенное с улицы в зимнее время) оборудование; - включать ПК со снятыми кожухами системного блока, монитора, принтера и др.; - оставлять ПК во включенном состоянии без наблюдения; - применять нестандартные предохранители, сетевые и сигнальные кабели; - самостоятельно вскрывать и ремонтировать оборудование, если это не входит в круг его обязанностей;

    В аварийной ситуации оператор обязан: - во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю и дежурному электрику; - при обнаружении человека, попавшего под напряжение, немедленно освободить его от действия тока путем отключения электропитания и до прибытия врача оказать потерпевшему первую медицинскую помощь; - при любых случаях сбоя в работе технического оборудования или программного обеспечения немедленно вызвать представителя инженерно-технической службы эксплуатации вычислительной техники; - в случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости - невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем руководителю работ и обратиться к врачу; - при возгорании оборудования, отключить питание и принять меры к тушению очага пожара при помощи углекислотного или порошкового огнетушителя, вызвать пожарную команду и сообщить о происшествии руководителю работ.

    Вопрос 6. Способы и средства защиты от электромагнитных излучений, повышенного шума и вибрации при работе на пк.

    Мероприятия по снижению шума

    1. В помещениях с ПЭВМ (ПК), где уровень шума превышает допустимые значения, для его устранения должны проводиться организационные, строительно - акустические и другие мероприятия (таб.1).

    2. Шумящее оборудование (АЦПУ, принтеры и т.п.), уровни шума которого превышают нормированные, должно находиться вне помещения с ПЭВМ. 3. Мерой борьбы с шумом является рациональная планировка помещений с ПК, позволяющая исключить проникновение шумов из соседних помещений. 4. Стены и потолки производственных помещений, где устанавливаются ПК и другое фотонаборное оборудование, должны быть облицованы звукопоглощающим материалом, независимо от количества единиц установленного оборудования. 5. В дисплейных залах при высоте помещения свыше 3,5 м к потолку необходимо подвешивать звукопоглотитель в виде поперечных и продольных диафрагм, обработанных с двух сторон звукопоглощающим материалом.

    Наименование мероприятия

    Материалы и устройства

    1. СТРОИТЕЛЬНО - АКУСТИЧЕСКИЕ

    Устройство подвесных потолков

    Плита минераловатная, акустическая Акустическая плита "Акмигран" ГОСТ 17918-72

    Облицовка стен

    Гипсовая перфорированная звукопоглощающая плита Перфорированный асбестоцементный лист

    Покрытие пола

    Ковровое Ковровое (антистатическое) Антистатические цветные резиновые пластины

    Изоляция рабочего места

    Дерево (дуб, береза), стекло, плексиглаз, кожа, поролон

    2. ВИБРОАКУСТИЧЕСКИЕ

    Установка на прокладки

    Войлок, поролон

    Установка на виброопоры

    Резиновые или пружинные

    3. ПРОЧИЕ

    Применение средств индивидуальной защиты

    Противошумные наушники различной конструкции (ВЦНИИОТ-1, ВЦНИИОТ-2М, ВЦНИИОТ-4А и др.), телефоны головные с низкой шумозащитой ТГ-С1, ТГ-С2

    6. Следует использовать звукопоглощающие материалы с максимальными коэффициентами звукопоглощения в области частот 63 - 8000 Гц для отделки помещений (разрешенные органами и учреждениями Госсанэпиднадзора России), подтвержденные специальными акустическими расчетами. Дополнительными звукопоглотителями служат однотонные занавеси из плотной ткани, гармонирующие с окраской стен и подвешенные в складку на расстоянии 15 - 20 см от ограждения. Ширина занавеси должна быть в 2 раза больше ширины окна.

    Мероприятия по снижению интенсивности электромагнитных излучений и постоянных электрических и магнитных полей

    Мероприятия по снижению излучений включают: - мероприятия по сертификации ПЭВМ (ПК) и аттестации рабочих мест; - применение экранов и фильтров; - организационно - технические мероприятия; - применение средств индивидуальной защиты путем экранирования пользователя ПЭВМ (ПК) целиком или отдельных зон его тела; - использование и применение профилактических напитков; - использование иных технических средств защиты от патогенных излучений.

    (п. 3.1 санитарных правил). 1. Все ПЭВМ (ПК) должны иметь гигиенический сертификат, включающий, в том числе оценку визуальных параметров (п. 3.1 санитарных правил). 2. Санитарно - гигиенический надзор и контроль за электромагнитными (ЭМИ) и другими видами излучений рекомендуется осуществлять как на стадии выпуска ПК, так и в процессе их эксплуатации. 3. Организационно - технические мероприятия подразделяются на: - рациональное размещение рабочих мест, оснащенных ПЭВМ (ПК); - применение экранов и фильтров класса "Полная защита". ПК следует располагать при однорядном их размещении на расстоянии не менее 1 м от стен; рабочие места с дисплеями должны располагаться между собой на расстоянии не менее 1,5 м. Минимальная ширина проходов с передней стороны пультов и панелей управления ПЭВМ при однорядном его расположении должна быть не менее 1 м, при двухрядном - не менее 1,2 м. Расстояние между рабочими столами с видеомониторами должно быть не менее 2 м (между тылом поверхности одного монитора и экраном другого монитора), а расстояние между боковыми поверхностями монитора - не менее 1,2 м. Экран монитора ПЭВМ (ПК) располагают на расстоянии 600 - 800 мм от пользователя ПК, но не ближе 500 мм с учетом размеров цифровых знаков и символов. .4. Применение экранирующих устройств на мониторах персональных компьютеров. Экраны и фильтры предназначены для защиты от вредного воздействия ЭМИ и уменьшения нагрузки на органы зрения. Рекомендуется применять фильтры (экраны) на мониторы ПК типа "Polaroid" и класса "Полная защита" ("Синко", "Эргон"). Экранные защитные фильтры должны быть подключены к общему контуру заземления. Сопротивление контура заземления не должно превышать 4 Ом. Вопрос 7. Предупреждение зрительного переутомления, чрезмерной статической нагрузки.

    Режимы труда и отдыха при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должны определяться видом и категорией трудовой деятельности.

    - Для целей настоящих Санитарных правил виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы:

    группа А – работа по считыванию информации с экрана ВДТ, ЭВМ или ПЭВМ с предварительным запросом;

    группа Б – работа по вводу информации;

    группа В – творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.

    При выполнении в течение рабочего дня (смены) работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50 % времени в течение рабочей смены или рабочего дня (смены).

    - Для целей настоящих Санитарных правил виды трудовой деятельности делятся на 3 категории по тяжести и напряженности работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, которые определяются:

    для группы А – по суммарному числу считываемых знаков за рабочий день (смену), но не более 60 000 знаков за смену;

    для группы Б – по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочий день (смену), но не более 40 000 знаков за смену;

    для группы В – по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ за рабочий день (смену), но не более 6 часов за рабочий день (смену).

    Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день.

    Продолжительность обеденного перерыва определяется действующим законодательством о труде и правилами внутреннего трудового распорядка организации.

    Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочего дня (смены) должны устанавливаться регламентированные перерывы.

    Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочего дня (смены), вида и категории трудовой деятельности с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должно устанавливаться согласно приложению 6 к настоящим Санитарным правилам. При несоответствии фактических условий труда требованиям настоящих Санитарных правил время регламентированных перерывов следует увеличить на 30 %.

    Продолжительность непрерывной работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов.

    При работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов) независимо от категории и вида трудовой деятельности суммарная продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.

    При восьмичасовом рабочем дне (смене) и работе на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:

    для II категории работ – через 2 часа от начала рабочего дня (смены) и через 1,5–2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;

    для III категории – через 1,5–2 часа от начала рабочего дня (смены) и через 1,5–2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

    При двенадцатичасовом рабочем дне (смене) регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при восьмичасовом рабочем дне (смене), а в течение последних 4 часов работы независимо от категории и вида работ каждый час продолжительностью 15 минут.

    Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития статического утомления необходимо выполнять физкультурные минутки.

    С целью уменьшения отрицательного влияния монотонности целесообразно применять чередование операций.

    В случаях возникновения у пользователей ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение Гигиенического норматива, эргономических требований, режимов труда и отдыха, следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ.

    Пользователям ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ с высоким уровнем напряженности труда во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня (смены) показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).

    Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочего дня (смены), вида и категории трудовой деятельности с видеодисплейными терминалами, электронно-вычислительными машинами и персональными электронно-вычислительными машинами

    Уровень нагрузки за рабочий день (смену) при видах работ с видеодисплейными терминалами, электронно-вычислительными машинами и персональными электронно-вычислительными машинами

    Суммарное время регламентированных перерывов, минут

    группа А, количество знаков

    группа Б, количество знаков

    группа В, часов

    при 8-часовом рабочем дне (смене)

    при 12-часовом рабочем дне (смене)

    * В соответствии с приложением 1 к Санитарным нормам и правилам «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях», утвержденных постановлением, утвердившим настоящий Гигиенический норматив.

    Человек работает, устает, отдыхает, опять работает, и так продолжается всю жизнь. Следующее за работой утомление относится к нормальному состоянию организма. Это количественное и качественное снижение трудоспособности, обусловленное напряженной деятельностью. Чем больше устал человек, тем меньше коэффициент полезного действия его работы

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Работа выполнена Железновой Н.Г.- учителем ОЗОЖ МОУ «Гимназия №1» г.Балаково Саратовская область Утомление и переутомление

    Жизнедеятельность организма Э то постоянный процесс, состоящий из труда и отдыха. Человек работает, устает, отдыхает, опять работает, и так продолжается всю жизнь. Следующее за работой утомление относится к нормальному состоянию организма. Это количественное и качественное снижение трудоспособности, обусловленное напряженной деятельностью. Чем больше устал человек, тем меньше коэффициент полезного действия его работы.

    Чувство усталости служит предупреждающим сигналом, сила которого обычно не соответствует действительной степени утомления. В нормальных условиях организм всегда оставляет у себя «в запасе» силы, которые могут быть освобождены в чрезвычайной обстановке напряжением воли, эмоциональным взрывом (страх, гнев) или химическими веществами (например, кофеин).

    Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).. В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма.

    Быстрота утомления зависит от специфики труда: оно наступает скорее при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц и т. д. Важную роль в появлении утомления играет отношение человека к работе. Известно, что в период эмоционального напряжения не возникает признаков утомления и чувства усталости. Обычно, когда необходимо продолжить интенсивную работу при наступившем утомлении, человек расходует дополнительные силы и энергию - изменяются показатели отдельных функций организма (например, при физическом труде учащаются дыхание и сердцебиение и др.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки утомления усиливаются.

    Недостаточный по времени отдых или даже чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению. Различают умственное и физическое переутомление. У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов.

    Переутомление может возникнуть, когда человек перетрудился, однако оно может развиться и на фоне какого-либо малозаметного хронического заболевания, когда обычная нагрузка окажется не по силам.

    Возникают на первый взгляд беспричинные физические недомогания: головная боль, нарушение сна и аппетита, боли в области сердца, чрезмерная потливость, дрожание пальцев и т. п. Все эти явления указывают на переутомление центральной нервной системы и функциональные расстройства. Переутомление сопровождается ухудшением течения хронических заболеваний (хронического гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонической болезни).

    Переутомление не устраняется обычным отдыхом. Иногда и не помогает более продолжительный и хорошо организованный отдых, необходимы лекарственные препараты, регулирующие деятельность переутомленных нервных клеток.

    Вызывают переутомление не столько большая нагрузка, сколько увеличивающие нервное напряжение дополнительные факторы: непланомерная (неритмичная) работа, плохой психологический микроклимат в рабочем коллективе или семье, нерегулярное чередование труда и отдыха, нерациональный отдых.

    Для предупреждения переутомления у детей необходимо наладить их режим дня, исключить недосыпание, недоедание, уменьшить нагрузку, правильно организовать чередование занятий и отдыха. Следует отдохнуть от той работы, которая вызвала утомления. При возникновении состояния физического или умственного переутомления рекомендуется пользоваться различными средствами народной медицины, которые оказывают тонизирующее действие на организм.

    Нормальное питание – лучшее средство от переутомления. Исследования показали, что люди, которые едят часто, но понемногу, меньше страдают от утомляемости и нервозности, сохраняя ясность мышления, в отличие от тех, кто питается 2-3 раза в день. Поэтому между основными приемами пищи рекомендуется съесть немного фруктов, выпить сока, чашку чая с молоком и ложкой меда или стакан настоя мяты перечной.

    При умственном утомлении хорошо съесть несколько кусочков рыбы (особенно щуки); фосфор, содержащийся в ней, необходим для работы мозга. Людям, занятым в основном умственной деятельностью, рекомендуют есть больше грецких орехов, арахиса, миндаля и гороха.

    Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых. И главное, в любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.

    Школьное утомление как основа нарушений здоровья обучающихся подготовила заместитель директора по УВР ГКООУ «Надежда» Щипанова Т.Н.




    ЦЕЛЬ СЕМИНАРА:

    Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса, способствующих предупреждению утомления воспитанников и сохранению их здоровья


    ЗАДАЧИ СЕМИНАРА:

    • Определить факторы преждевременного умственного утомления.
    • Освоить средства повышения умственной работоспособности и предупреждения ее раннего снижения на уроке

    Утомление -

    временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем


    • поведенческий
    • физиологический
    • психологический

    Внешние признаки утомления при умственном труде (по С.А. Косилову)


    Объекты

    наблюдения

    У т о м л е н и е

    Незначительное

    Внимание

    Поза

    Значительное

    Редкие отвлечения

    Движения

    Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

    Рассеянное, частые отвлечения

    Резкое

    Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

    Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание

    Точные

    Интерес к новому материалу

    Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула

    Неуверенные, замедленные

    Живой интерес, задает вопросы

    Слабый интерес, отсутствие вопросов

    Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка

    Полное отсутствие интереса, апатия


    Причины вызывающие утомление учащихся:

    • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
    • перегруженность школьных учебных программ;
    • нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.

    • нарушение температурного режима в помещении:
    • воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся (например, жужжание ламп дневного света);
    • недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
    • физический дискомфорт от неудобного положения тела, который обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной тактике учителя, когда дети «боятся пошевелиться»;
    • длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).


    (по Н.К.Смирнову)

    Факторы урока

    Уровни гигиенической рациональности урока

    Плотность урока

    рациональный

    не менее 60% и не более 75-80%

    недостаточно

    рациональный

    Количество видов учебной деятельности

    Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

    нерациональный

    более 90%

    не более 10 минут

    11-15 минут

    более 15 минут


    Критерии рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову)

    Частота чередования различных видов учебной деятельности

    смена не позже чем через 7-10 минут

    Количество видов преподавания

    смена через 11-15 минут

    Чередование видов преподавания

    не менее 3-х

    Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

    смена через 15-20 минут

    не позже чем через 10-15 минут

    через 15-20 минут

    Место и длительность применения ТСО

    не чередуются

    в соответствии с гигиеническими нормами

    Чередование позы

    с частичным соблюдением гигиенических норм

    Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

    в произвольной форме

    Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

    Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем


    Критерии рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову)

    Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

    На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого

    Психологический климат

    1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

    Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

    Преобладают положительные эмоции

    Отсутствуют

    Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

    Не ранее 40 мин.

    Не ранее 35-37 мин.

    Преобладают отрицательные эмоции

    До 30 минут


    • Трудность учебного материала
    • Насыщенность видов учебной деятельности
    • Эмоциональное состояние

    Динамика работоспособности учащихся:

    3-5 минут - врабатывание;

    5-10 минут - оптимум, период самой высокой работоспособности;

    2-3 минуты - период компенсаторной перестройки;

    5-10 минут - период средней работоспособности;

    оставшаяся часть времени урока - период непродуктивной работы.


    • Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.
    • Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
    • По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
    • Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
    • Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.


    Профилактика школьной близорукости

    Класc

    Перерыв (мин)

    Длительность работы с компьютером (мин)



    МЕТОДИКА СЕНСОРНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ МЕНЯЮЩИХСЯ ЗРИТЕЛЬНО-СИГНАЛЬНЫХ СЮЖЕТОВ




    Цвета должны соответствовать

    следующим требованиям : ::

    - изображается ярко-голубым цветом;

    + - коричнево-золотистым ;

    - наружный овал – красным;

    Внутренний овал – зеленым .




    • Гимнастика для глаз
    • Упражнения для релаксации глазных мышц (по Ше Я Линь)
    • Физкультминутки для улучшения

    мозгового кровообращения

    • Физкультминутки для снятия утомления

    с плечевого пояса и рук

    • Физкультминутки для снятия утомления с туловища
    • Бодрость за одну минуту по Д.В. Керни
    • Кинезиологическая гимнастика




    «Если нельзя вырастить ребенка,

    чтобы он совсем не болел,

    то, во всяком случае,

    поддерживать его высокий уровень здоровья

    вполне возможно». Н.М. Амосов


    Описание:

    Астенопия (зрительное утомление) - функциональные нарушения, сопровождающиеся неприятными ощущениями в глазах (резь, жжение, чувство песка, покраснение, затуманивание зрения и др.), возникающими после напряженной зрительной работы.

    Раньше считалось, что зрение портится, если много смотреть телевизор и читать в темноте и движущемся транспорте. Теперь добавился еще один вредный фактор - компьютер.

    В 1998 году с США американские медики ввели в обиход новый термин - компьютерный зрительный синдром (Computer Vision Syndrome, CVS). CVS - специфическое нарушение зрения у людей, проводящих много времени перед экраном компьютера. Считается, что этот синдром ежедневно возникает у 40% людей, работающих на компьютере, и периодически - у 92% пользователей. Зачастую невозможность правильно и рационально организовывать рабочее место (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию.

    Несмотря на предупреждения врачей, многие из нас проводят до 8 часов в сутки перед компьютером на работе дома или в игровом клубе.


    Симптомы:

    Компьютерному зрительному синдрому наиболее подвержены люди в возрасте от 12 до 40 лет. Основными жалобами являются:

          *чувство жжения в глазах,
          *чувство песка в глазах,
          *боли в области глазниц и лба,
          *боли при движении глаз,
          *покраснение глаз,
          *двоение в глазах (диплопия),
          *замедление перефокусировки с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации),
          *ухудшение зрения,
          *быстрая утомляемость при чтении,
          *головная боль,
          *раздражительность,
          *эффект Маккалаха: при переводе взгляда с монитора на черный или белый предмет, он приобретает оттенок цвета, который доминировал на мониторе.


    Причины возникновения:

    Врачи долго искали доказательство того, что компьютер повреждает глаз, но так и не нашли. Ни катаракту, ни глаукому он не вызывает. Единственное изменение, которое может произойти - разовьется или усилится близорукость.

    Специалисты насчитали пять основных причин вредного воздействия компьютера на глаза:

          *Пиксельная структура изображения. На мониторе компьютера подается не в виде сплошных линий, а в виде микроскопических точек.
          *Постоянное прямонаправленное свечение экрана. Отраженный свет, который мы обычно наблюдаем в освещенной комнате, для глаз более естественен. Когда лучи света из компьютера "бьют" прямо в глаза, они наносят вред мозгу, поскольку утомление зрения - это и утомление мозга.
          *Мониторы зачастую имеют низкую контрастность. Из-за этого глаза больше напрягаются и сильнее устают.
          *На наше зрение влияет мерцание монитора. Кто хотя бы однажды долго смотрел на мигающую лампу, заметил, наверное, как это начинает раздражать. Такое же действие оказывает и компьютер.
          *Зрение ухудшают блики на мониторе. Они появляются в виде отражения других светящихся объектов.

    Негативное влияние оказывает неправильно выбранное расстояние от глаз до экрана, неудачные цвета. Кроме того, глаза быстрее устают, когда приходится постоянно перемещать взгляд с экрана на клавиатуру или бумажный лист.

    Основными факторами риска развития астенопии являются:

          *работа на компьютере (независимо от типа монитора),
          *чтение книг на мобильных компьютерах,
          *длительное вождение автомобиля, особенно в сумерках и в ночное время,
          *работа, требующая постоянного зрительного внимания,
          *длительное чтение,
          *ежедневный просмотр телепередач,
          *неправильно подобранные очки,
          *неправильно организованное освещение в помещении.

    Большинство постоянных пользователей персональных компьютеров начинают жаловаться на здоровье через 4 часа и практически все - через 6 часов работы за монитором. Самое сильное утомление вызывает работа с компьютерной графикой.


    Лечение:

    Для лечения назначают:


    Исследование зрительных функций у людей, в течение нескольких лет работавших за экранами компьютеров, выявило снижение функций зрения по сравнению с возрастной нормой и большую частоту близорукости по сравнению с людьми того же возраста, не связанных с компьютером. У лиц, предъявлявших вышеописанные жалобы, все эти изменения были выражены более резко. Исследование влияния самой работы с дисплеем на зрение показало, что за рабочую схему происходит уменьшение объема аккомодации, и у некоторых пользователей развивается временная, т.н. ложная близорукость.
    В современной жизни без компьютера уже не обойтись. Но как из "неизбежного зла" превратить его в действительно полезного помощника?
    Не пренебрегайте посещением офтальмолога, и не занимайтесь самолечением.

    Используйте для работы специальные компьютерные очки.
    Ограничьте время работы за компьютером не более 4 часов в день.
    Делайте обязательные паузы во время работы на близком расстоянии через каждые 20-30 минут. Через каждый час напряженной работы давайте глазам 10-15 минут отдыха. Самое лучшее - посмотреть за окно: полюбоваться пейзажем, переводя взгляд с близких предметов на дальние, или просто на небо.
    Большое значение имеет правильная организация рабочего места и рациональный режим работы. Отрегулируйте положение и освещенность монитора, а также освещенность рабочего места и помещения. Избегайте резких перепадов света - например, работы в темной комнате с ярко освещенным монитором.
    Особенно важно соблюдение правил для детей и подростков. Детям рекомендуется проводить время у персонального компьютера только с познавательной целью.
    Используйте специальные очки с прогрессивными линзами, в которых зона ясного видения соответствует перемещению взора при работе на различных расстояниях. Применение таких очков у интенсивных пользователей ПК снижает зрительное утомление.
    Работайте в удобной позе. Для хорошего зрения и профилактики астенопии важно хорошее кровоснабжение. Поэтому, отрываясь от монитора, делайте физические упражнения или массаж воротниковой зоны.
    Используйте специальные капли для глаз. Для подбора терапии обязательно проконсультируйтесь с врачом-офтальмологом.
    При соблюдении перечисленных рекомендаций уменьшается раздражительность и головные боли, улучшается эмоциональное состояние и работоспособность.












    1 из 11

    Презентация на тему: Утомление и меры его предупреждения

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Из истории изучения утомления В петербургском Психоневрологическом институте (основан В. М. Бехтеревым в 1907 г.) под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского был выполнен ряд экспериментальных исследований, посвященных проблеме умственной работоспособности, утомления. Тематика их даже и по современным меркам была оригинальной и перспективной. И. Н. Спиртов экспериментально исследовал влияние музыки и цветных ощущений на мышечную работу и на кровяное давление. М. А. Минцлова экспериментально установила феномен снижения оригинальности ассоциаций при умственном утомлении. Для В. М. Бехтерева эти исследования имели не только прагматическое значение. Он рассматривал труд (его условия, содержание) как существенный социальный фактор развития, жизнедеятельности человека, как условие общественного прогресса. Развернутая программа исследований личности в труде была намечена В. М. Бехтеревым уже после Октябрьской революции в работе Центральной лаборатории труда при Институте по изучению мозга и психической деятельности. Были интересные работы в области изучения умственного утомления, проводившиеся под руководством А. П. Нечаева сотрудниками психологической лаборатории и слушателями воспитательских курсов при Педагогическом Музее военно-учебных заведений в Петербурге. Вопросы умственного утомления разрабатывались школьными врачами, педагогами, судя по публикациям в журнале "Русская школа"; с 90-х гг. XIX в. обсуждались на Всероссийских съездах по педагогической психологии и съездах по экспериментальной педагогике. Таким образом, в России, как и в странах Западной Европы, США во второй половине XIX в., а точнее, в 80-90 гг. формируется общественное движение за научное изучение труда в связи с задачами охраны здоровья трудящихся, задачами поиска способов оптимальной организации труда, в том числе и умственного труда, деятельности учащихся. Общими проблемами, существенно объединявшими целый ряд практических задач, были проблемы утомления и работоспособности человека. Если раньше основное внимание ученых концентрировалось на энергетической стороне физической работы, то сегодня главными становятся проблемы нервного напряжения и изыскание способов предупреждения высоких степеней состояния напряжения, увеличивающих ошибки, снижающих производительность труда, приводящих к переутомлению и иногда к заболеваниям.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Утомление и переутомление Утомление обычно возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и характеризуется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление условно. Умственное утомление проявляется в снижении продуктивности интеллектуального труда, ослаблении внимания.Физическое утомление характеризуется нарушением функций мышц: снижением согласованности и ритмичности их работы, интенсивности и скорости движений. Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    В чем заключаются первые признаки утомления и переутомления? Начальные признаки переутомления довольно трудно определить, но чаще они выражаются так: С каждым разом выполнение привычной, обыденной работы, которая раньше получались без особых усилий, становится все более трудным. Постепенно начинает пропадать желание что либо делать, работать. Появляются учащенное сердцебиение, одышка, усталость и боль в мышцах (суставах), большая потливость, значительное покраснение кожи, нарушение координации при выполнении упражнений и невнимательность. Восстановление дыхания и частоты сердечных сокращений после работы происходит более медленно, а чувство усталости наступает быстрее. При переутомлении дыхание осуществляется поверхностно - через рот, появляются головные боли, иногда тошнота и рвота, настроение становится подавленным.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня: исключить недосыпание, умело подбирать нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых. В повышении работоспособности и предупреждении утомления существенную роль играет минимизация усилий, затрачиваемых на поддержание позы тела, удержание инструмента, приборов и т.п. Выбор оптимальных условий трудовой деятельности, необходимая конструкция инструментов, оснащение рабочего места: положение стола, сидения; условий освещенности; температуры в помещении. Предупреждение вредного воздействия производственных факторов: шума, вибрации, давления, влажности воздуха, действие различных химических веществ и других производственных факторов с целью оздоровления условий труда и профилактики профессиональных заболеваний - занимается специальная отрасль науки гигиена труда.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Меры психологической профилактики утомления Чрезвычайно важными для поддержания оптимальной работоспособности, предупреждения нежелательных степеней напряжения являются удовлетворение результатами труда и другие моральные факторы, проявляющиеся в новом отношении к труду, породившем в свое время стахановское движение, развертывании социалистического соревнования, ответственности каждого за дело коллектива.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Меры предупреждения утомления и повышения работоспособности Для снижения утомления при выполнении локальной мышечной работы рекомендуется осуществлять следующие мероприятия:Уменьшать число движений и статическое напряжение за счет изменения технологии применения средств малой механизации.Снижать величину усилий при выполнении трудовых операций -рационализировать режимы труда и отдыха.Чрезвычайно важным является нормализация режима труда и отдыха. С физиологической точки зрения целесообразной является пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями подряд. Такой режим выходного дня снижает физиологические затраты на 12%. Желателен двукратный отпуск в течении одного года работы.Так же очень важна эргономическая составляющая трудового процесса.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Переутомление в клинике делят на нечетко отграниченные друг от друга три стадии I стадия Для нее характерно отсутствие жалоб или изредка человек жалуется на нарушение сна, выражающееся в плохом засыпании и частых пробуждениях. Весьма часто отмечается отсутствие чувства отдыха после сна, снижение аппетита, концентрации внимания и реже -снижение работоспособности. Объективными признаками заболевания являются ухудшение приспособляемости организма к психологическим нагрузкам и нарушение тончайших двигательных координаций. силой). Никаких объективных данных нет. При переутомлении I стадии следует снизить психологическую нагрузку и изменить режим дня на 2-4 недели, а именно уменьшить общий объем нагрузки, исключить длительные и интенсивные занятия. Основное внимание в режиме дня уделить общей физической подготовке, которая проводится с небольшой нагрузкой. В процессе улучшения общего состояния режим постепенно расширяется и через 2-4 недели он возвращается к прежнему объему.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Переутомление в клинике делят на нечетко отграниченные друг от друга три стадии II стадия. Для нее характерны многочисленные жалобы, функциональные нарушения во многих органах и системах организма и снижение физической работоспособности. Так, люди предъявляют жалобы на апатию, вялость, сонливость, повышенную раздражительность, на снижение аппетита. Многие люди жалуются на легкую утомляемость, неприятные ощущения и боли в области сердца, на замедленное втягивание в любую работу. В ряде случаев такой человек жалуется на потерю остроты мышечного чувства, на появление неадекватных реакций на физическую нагрузку. Прогрессирует расстройство сна, удлиняется время засыпания, сон становится поверхностным, беспокойным с частыми сновидениями нередко кошмарного характера. Сон, как правило, не дает необходимого отдыха и восстановления сил. Часто эти люди имеют характерный внешний вид, выражающийся в бледном цвете лица, впавших глазах, синеватом цвете губ и синеве под глазами. При переутомлении II стадии занятия на 1-2 нед. заменяются активным отдыхом. Затем в течение 1-2 мес. проводится постепенное включение в обычный режим, как это описано при лечении I стадии переутомления. Все это время запрещается нарушение режима труда и отдыха.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Переутомление в клинике делят на нечетко отграниченные друг от друга три стадии III стадия. Для нее характерно развитие неврастении гиперстенической или гипостенической формы и резкое ухудшение общего состояния. Первая форма является следствием ослабления тормозного процесса, а вторая-перенапряжения возбудительного процесса в коре головного мозга. Клиника неврастении характеризуется повышенной нервной возбудимостью, чувством усталости, истощаемостью, быстрой утомляемостью, апатией и сонливостью днем утомления, общей слабостью и бессонницей. В III стадии переутомления первые 15 дней отводятся на полный отдых и лечение, которые следует проводить в клинических условиях. После этого человеку назначается активный отдых. Постепенное включение в обычный режим дня проводится еще 2-3 мес. Все это время запрещается большая психологическая или физическая нагрузка. Необходимо проводить витаминизацию организма, особенно витамином С, комплексом витаминов группы В и витамином Е.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Выводы Для предупреждения возникновения переутомления необходимо правильный здоровый образ жизни, соблюдать режим дня: исключить недосыпание, умело подбирать нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых и т.п. Немаловажно находиться в хорошем расположении духа, уметь радоваться своим успехам и успехам окружающих, быть оптимистом. Лечение переутомления будет успешным только в тех случаях, когда устраняются все причины, вызвавшие ее, и нагрузка приводится в соответствии с общим режимом жизни.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Юридический портал. Льготный консультант