Юридический портал. Льготный консультант

В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность.

Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст. 95 ФЗ № 44 указано, что контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке только в случае, если контрактом была предусмотрена такая возможность. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то ФЗ № 44 не устанавливает требования о необходимости отражения подобной возможности в контракте.

Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.

Таким образом, даже если контрактом не предусмотрена возможность расторжения контракта по соглашению сторон, такое право существует по умолчанию, в силу закона.

Также статьей 451 ГК РФ определена возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В п. 1 ст. 451 ГК РФ установлено, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На практике существует несколько ситуаций, когда стороны по соглашению могут расторгнуть контракт. Итак, обоюдное расторжение контракта возможно, во-первых, в случае невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контракту по не зависящим от него причинам (например, срок контракта истек, а заказчик выбрал не весь товар, соответственно, поставщик поставил не весь товар). Во-вторых, когда отпала необходимость в поставке товара у заказчика. В-третьих, когда контракт не может быть исполнен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе - обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т. д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара.

Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.

В ст. 453 ГК РФ определены последствия расторжения договора: при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Отметим, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчиком не направляются в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба), сведения и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 103 ФЗ № 44 ведется общероссийский реестр контрактов.

Порядок ведения реестра контрактов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее - Постановление № 1084).

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1084 в реестр контрактов включается:

Информация о заключенных контрактах;

Информация об изменении контракта;

Информация об исполнении (расторжении) контракта;

Информация о расторжении контракта.

Таким образом, в единую информационную систему (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) заказчик должен в течение трех рабочих дней со дня подписания соглашения о расторжении контракта включать сведения в реестр контрактов.

За нарушение требований по ведению реестра контрактов Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Заказчику следует помнить об отчетности, установленной ст. 94 ФЗ № 44. Так, согласно ч. 9 ст. 94 ФЗ № 44 результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 названного закона), а также информация о поставленном товаре (выполненной работе, оказанной услуге) отражаются заказчиком в отчете, содержащем сведения:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта: осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Согласно ч. 3 названного Положения отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Приведем примерную форму соглашения о расторжении контракта.

СОГЛАШЕНИЕ

О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

(Полное наименование государственного (муниципального) заказчика ) в лице ( ), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации ) в лице (должность руководителя, Ф. И. О. ), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия ), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) и ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ с тороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г. на (предмет контракта ) , заключенного по результатам (вписать нужно е ) (Протокол ( вписать нужное ) № ( значение ) от ( число, месяц, год )).

2. Взаиморасчёты между Сторонами по к онтракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме. Н а момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы) на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы) , а Заказчик о бязан п ринять и оплатить фактическое количество поставленного товар а (оказанной услуги, выполненной работы ).

Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

3. Обязательства Сторон по к онтракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.

4. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.

5. Реквизиты и подписи Сторон:

ЗАКАЗЧИК

ПОСТАВЩИК (ПОДРЯДЧИК, ИСПОЛНИТЕЛЬ)

М. П.

Ф. И. О.

М. П.

Донченко Ольга Сергеевна,

юрисконсульт Единого центра консультаций по госзакупкам ( )

ЮТЦ «Ориентир»

02.06.2015 г.

У вас остались вопросы о том, как осуществить расторжение контракта по соглашению сторон? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.


Наиболее простым способом разорвать госконтракт для заказчика является односторонний отказ от его исполнения. Для поставщика же это может повлечь негативные последствия. Однако контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке и по его инициативе. Но кто бы ни разорвал контрактные отношения, для этого нужны веские основания.

Когда можно расторгнуть госконтракт

Заказчик и поставщик имеют одинаковые права на расторжение госконтракта. Для этого нужно, чтобы одновременно наступили два условия:

  1. В тексте контракта содержались положения об одностороннем отказе от его исполнения.
  2. Наступили основания, предусмотренные гражданским законодательством для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

У заказчика существует обязанность расторгнуть госконтракт, если он выяснил, что исполнитель либо его товар не отвечает требованиям закупочной документации. Кроме того, такая обязанность у заказчика возникает, если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Основания для отказа

Закон № 44-ФЗ ссылается на гражданское законодательство, но не указывает, какие именно нормы Гражданского кодекса являются основанием для одностороннего отказа от исполнения госконтракта. В связи с этим Минэкономразвития и Антимонопольная служба рекомендуют заказчикам включить в госконтракты несколько таких оснований (письмо Минэкономразвития РФ № 324-ЕЕ/Д28И, ФАС РФ № АЦ/9777/16 от 18.02.2016). Перечень из письма не является закрытым - контролирующие органы лишь привели наиболее распространенные из них. Их наличие или отсутствие в тексте контракта никак не повлияет на возможность его расторжения. Эти основания рекомендуется включить в документ лишь для удобства сторон, чтобы они имели представление о возможных причинах для одностороннего расторжения госконтракта.

Если проштудировать Гражданский кодекс, то в нем можно найти множество оснований для расторжения договоров разных типов в одностороннем порядке. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.

Для расторжения договора купли-продажи существуют следующие основания:

  1. Продавец отказывается передать покупателю товар или его принадлежности (пункт 1 статьи 463 и абзац 2 статьи 464 ГК РФ).
  2. Товар содержит неустранимые недостатки либо недостатки, которые нельзя устранить без больших затрат (финансовых или временных), либо недостатки, выявленные неоднократно, в том числе после их устранения, а также иные недостатки подобного рода. Наличие таких недостатков является существенным нарушением поставщиком требований к качеству товара (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
  3. Продавец отказывается в разумный срок доукомплектовать поставленный товар (пункт 1 статьи 480 ГК РФ).

Договор поставки можно расторгнуть в одностороннем в порядке на основании статьи 523 Гражданского кодекса. Это следующие случаи:

  • поставщик поставил товар с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый срок;
  • поставщик неоднократно нарушил сроки поставки;
  • заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты;
  • заказчик неоднократно допустил невыборку товара.

Что касается договора возмездного оказания услуг , то в соответствии со статьей 782 ГК РФ, любая из сторон имеет право отказаться от исполнения своих обязательств. Но есть условие - издержки второй стороны должны быть возмещены. Заказчик может расторгнуть договор по своей инициативе, если оплатит фактически понесенные исполнителем расходы, а исполнитель - если возместит убытки заказчика.

Рекордсменом по количеству оснований для одностороннего расторжения является договор подряда . У заказчика они таковы:

  • если подрядчик своевременно не приступил к исполнению своих обязательств по договору либо скорость его работы говорит о том, что закончить в установленный срок он явно не успеет (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если подрядчик в назначенный срок не устранит недостатки, которые свидетельствуют о том, что работа будет выполнена ненадлежащим образом (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
  • если подрядчик отступил от условий договора или допустил при исполнении работы недостатки и не устранил их в разумный срок или же эти недостатки являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
  • если заказчик просто решил расторгнуть договор подряда до тех пор, пока ему не сданы результаты работы (статья 717 ГК РФ). При этом он должен уплатить подрядчику стоимость выполненной работы и возместить убытки, которые повлечет расторжение договора, в пределе разницы между ценой контракта и суммой, выплаченной за исполненную работу.

У подрядчика тоже есть основания расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке:

  • если заказчик не согласен повысить цену контракта из-за необходимости дополнительных работ (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если заказчик отказывается увеличить цену из-за того, что возросла стоимость материалов, оборудования либо услуг субподрядчиков и это нельзя было предвидеть при заключении договора (пункт 6 статьи 709 ГК РФ).

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке

В целом процесс одностороннего отказа от исполнения госконтракта одинаков и для заказчика, и для поставщика. Разница лишь в последствиях - если заказчик разрывает контракт по вине поставщика, то информация о последнем будет направлена в РНП. На практике большинство односторонних расторжений инициируется заказчиками.

На первом этапе принимается решение об отказе от госконтракта. У заказчика такому решению может предшествовать экспертиза предмета закупки. При этом в заключение эксперта должно быть указано, что имеет место нарушение условий контракта, из-за которых он может либо должен быть расторгнут.

Принятое решение следует в течение трех рабочих дней разместить в ЕИС и направить второй стороне любым способом, который позволяет зафиксировать факт его вручения - заказным письмом, по электронной почте, по факсу и так далее. Тот день, когда отправитель решения будет уведомлен о том, что вторая страна его получила (или отсутствует по указанному адресу), будет считаться датой надлежащего уведомления. Бывает, что подтверждение извещения второй стороны получить невозможно. Тогда дата уведомления наступает через 30 дней после размещения информация о расторжении контракта в ЕИС.

По прошествии 10 дней после наступления даты уведомления контракт считается расторгнутым. Если расторжение контракта инициировал заказчик, то информация о поставщике передается в РНП. Но еще до истечения этого срока исполнитель может постараться устранить указанные недостатки. Если он это сделает, а также возместит заказчику затраты на экспертизу, то последний будет вынужден свое решение отменить. Но лишь при условии, что это нарушение не было повторным.

Практика ФАС и судов

Самым беспроблемным вариантом с точки зрения контролирующих органов является расторжение контракта из-за нарушения срока исполнения обязательств. Если исполнитель опоздал с поставкой партии товара, заказчику целесообразно это задокументировать - в адрес поставщика направляется соответствующая претензия. При повторении ситуации у заказчика будет основание расторгнуть контракт. То же самое справедливо и при затягивании подрядчиком срока начала работы и/или выполнении отдельных ее этапов с опозданием (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2016 № Ф05-4174/2016).

Расторгая контракт, заказчик должен быть уверен, что его вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств нет. Ведь иначе решение об одностороннем расторжении будет признано недействительным, как в определении Верховного Суда РФ от 15.03.2017 № 301-ЭС17-1010.

По условиям контракта исполнитель должен был разработать проектную документацию по ремонту дороги в установленный срок. По окончании этого срока исполнитель получил от заказчика решение о расторжении госконтракта, поскольку работу не закончил. Как выяснилось в ходе разбирательства, причиной тому были действия самого заказчика - несмотря на требование исполнителя предоставить необходимые для работы данные, заказчик этого своевременно не сделал. Суд признал одностороннее расторжение контракта недействительным, поскольку были препятствия, из-за которых подрядчик не мог исполнить свои обязательства в срок.

Немало вопросов возникает и относительно самой процедуры расторжения госконтракта. Заказчики иногда не выдерживают сроки, и зачастую это выходит им «боком» - в судебной практике есть подобные примеры.

В одном из них заказчик принял решение расторгнуть контракт, разместил информацию в ЕИС и направил сведения о поставщике в РНП, не выждав положенные 10 дней. Антимонопольная служба и суд поддержали поставщика и пришли к выводу, что заказчик нарушил порядок вступления решения об одностороннем отказе в силу (определение Верховного Суда РФ от 02.12.2016 № 305-КГ16-15701, от 12.09.2016 № 308-КГ16-11459).

Итак, гражданское законодательство предусматривает разные причины для отказа от госконтракта в одностороннем порядке. Однако специалисты рекомендуют прибегать к этому при наличии «железных» оснований, а также досконально исполнять процедуру расторжения, иначе у суда будут основания признать его недействительным.

Одностороннее расторжение контракта - почти всегда конфликт. У заказчика есть право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Возможно ли злоупотребление со стороны заказчика?

Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12-22, ст. 95 № 44-ФЗ):

  1. Обязательное уведомление второй стороны.
  2. Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Хотите знать все о процедурах заключения контракта по 44-ФЗ и договора по 223-ФЗ? Записывайтесь на экспресс-курс « ». Учитесь с пользой.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст. 450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч. 4, ст. 34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч. 5, ст. 34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

Закон № 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы в той части, в какой они не противоречат Закону № 44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч. 1, ст. 2, № 44-ФЗ).

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну-единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

Регистрируйтесь на вебинар , чтобы узнать, как снизить риски при одностороннем расторжении контракта.

Не устроило качество услуг — заказчик расторгает контракт? Не всегда

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с ч. 14 ст. 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Подрядчик нарушил сроки

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство, согласовать ее с заказчиком и компетентными органами и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Отказ от приемки

Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора, то есть в срок до 11.04.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта, и тем более основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Вывод

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

Основной курс для специалистов заказчика. Управление государственными и муниципальными закупками» . Пройдите курс и получите удостоверение о повышении квалификации 120 часов.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

Созданная в России 20 лет назад система государственных и муниципальных закупок, заключения контрактов на поставку товаров и оказания муниципальных услуг, стала поистине хорошей базой для развития многих бизнесов, больших и малых. Такая система предполагает изначально заключение специальных контрактов, которые по своей форме имеют некоторое отличие от тех форм договоров, которые заключаются в обычной деловой практике.

Особенно это актуально для тех моментов, когда по тем или иным причинам заказчик и исполнитель не находят условий для дальнейшего продолжения исполнения взаимных обязательств. Такие случаи, надо сказать, нередки и часто перед предпринимателями встает вопрос, насколько высоки риски неисполнения таких контрактов и есть ли какие — либо процедуры, по которым можно отказаться от исполнения обязательств по заключенному с муниципалитетом контракта.

Если обратиться к ГК РФ (Гражданскому Кодексу), то там имеется целая глава (глава 37 ГК РФ), посвященная тому, на каких основаниях могут быть расторжены контракты между продавцом и покупателем, между поставщиком услуг и их заказчиком.

Так, например, там прямо оговорены условия прекращения обязательств сторон по следующим причинам:

  • в любой момент до сдачи результата работ без объяснения причин с оплатой уже выполненной работы и возмещением убытков подрядчика в пределах стоимости работ (ст. 717 ГК РФ);
  • ввиду медлительности подрядчика (п. 2 ст. 715 ГК РФ), при этом должно иметь место явное отсутствие возможности завершения подрядчиком работы к конечному сроку, немаловажную роль по данной категории дел имеет переписка сторон;
  • неисполнения подрядчиком в разумный срок требования заказчика об устранении недостатков выполняемой работы (п. 3 ст. 715 ГК РФ);
  • отступления в работе от условий договора подряда или обнаружения иных недостатков результата работы, которые в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ).

Эти и другие основания расторжения контрактов, принятые в общей деловой практике, конечно же, имеют некоторые общие моменты с теми условиями, которые связаны с выполнением или прекращением муниципальных контрактов. Но все же имеется и немало своих специфических особенностей, о которых должен знать всякий, кто решил участвовать в конкурсах аукционах или торги на заключение муниципального контракта.

В этой статье будет рассказано о том, что служит основанием для расторжения муниципального контракта, как правильно расторгнуть муниципальный контракт, какой для этого существует правовой порядок и с какими последствиями может столкнуться исполнитель работ или поставщик товаров по муниципальным контрактам.

Несмотря на то, что по своему характеру публичных отношений государственные и муниципальные контракты имеют довольно существенную значимость, все же в юридической практике все условия заключения или расторжения муниципальных контрактов базируются на положениях Гражданского Кодекса РФ.

В этом нормативном документе, также как и в других подзаконных актах, регламентирующих процедуры заключения муниципальных контрактов ( или ФЗ 223), предусмотрено три способа расторжения муниципальных контрактов.

  • Вариант первый. Взаимное соглашение сторон по расторжению. контракта.

Это самый распространенный из всех типов расторжения контрактов, который не предусматривает какого — либо обращения в судебные инстанции, и стороны сами договариваются, на каких условиях будет расторжен контракт, какие взаимные уступки будут предприняты, какая будет выплачена неустойка или компенсация и т.п.

Например, муниципалитетом был заключен контракт на поставку компьютерного оборудования, который выполняла частная коммерческая фирма. Но в силу обстоятельств у муниципального бюджета не хватает средств на покупку всей партии оборудования, а у фирмы в свою очередь, имеются задержки с поставкой компьютеров.

Тогда муниципальный контракт будет расторгнут по соглашению сторон и они могут прийти к взаимному соглашению, что лучше всего расторгнуть имеющийся контракт без взаимных претензий друг к другу.

  • Вариант второй . Расторжение контракта по постановлению суда.

Обращение в судебные инстанции считается крайним случаем в деловой практике, и отношения по муниципальным контрактам не являются каким — то исключением.

Действительно, мало того, что судебные тяжбы отвлекают массу и сил и времени, так и нет еще гарантий, что суд займет сторону истца. Тем более, что для многих небольших компаний втягивание в продолжительные судебные процедуры чревато потерей значительной части средств, так как услуги адвокатов, экспертов, оценщиков стоят довольно дорого.

Поэтому в российской практике работы по муниципальным контрактам, обращения в суды носят нечастный характер и, как правило, такие обращения связаны с очень грубыми нарушениями условий по исполнению контракта. Например, банкротство фирмы, на счет которой был перечислен аванс на поставку оборудования для муниципалитета, или отказ муниципального заказчика принимать работу или оплачивать полную стоимость работ.

  • Вариант третий. Односторонний отказ от выполнения условий муниципального контракта.

Этот вариант является более продуманным и регламентирован законом (например, ), что позволяет исполнителю работ или поставщику товара по муниципальному контракту, также как и самому муниципалитету, сохранить свои интересы при наступлении условий, при которых дальнейшее выполнение условий контракта не представляется возможным.

Этим законом, в частности, сформированы базовые условия для одностороннего расторжения муниципального контракта:

  • размещение решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (о расторжении контракта) в единой информационной системе;
  • определение понятия «надлежащего уведомления» и «дата надлежащего уведомления» об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • дата расторжения контракта определена истечением установленного времени после надлежащего уведомления;
  • определены случаи обязательного принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком;
  • определены случаи обязательной отмены не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Этот метод прекращения исполнения муниципального контракта используется в последнее время намного чаще, чем все другие основания и имеет смысл далее рассмотреть именно одностороннее расторжение муниципального контракта более подробно.

Основания для одностороннего расторжения муниципального контракта

Основания, по которым может быть расторжен муниципальный контракт, четко определены в соответствующем нормативном правовом документе. А именно, Письмом Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016 г.).

Такими условиями могут быть:

  • поставка товара или оказание услуги по муниципальному контракту осуществлены с существенными нарушениями . Это могут быть завышенная цена, неприемлемое качество, время. Т.е. любые критические параметры, при которых определяется — выполнен заказ или нет.

Государственные и муниципальные контракты по результатам торгов обычно сразу имеют такой перечень условий.

  • в условиях муниципального контракт прямо заложена оговорка , что заказчик или исполнитель, может немотивированно отказаться от исполнения условий контракта на определенном этапе его реализации. Этот момент надо сразу оговаривать, перед тем как начать торги по муниципальным контрактам.

  • решение о приостановке муниципального контракта принято в судебном порядке по заявлению одной из сторон.

Для реализации полной процедуры одностороннего отказа от выполнения условий по муниципальному контракту не достаточно самого факта невыполнения обязательств и должны быть соблюдены некоторые юридические формальные процедуры. Это такие процессы, как подача заявления о невыполнении, или занесение соответствующих записей в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП), о чем и будет продолжен разговор далее.

Порядок одностороннего отказа от муниципального контракта

В существующем правовом поле, регламентирующем оформление муниципальных контрактов, т.е. те, что используют муниципальные аукционы, контракты, торги, для того, чтобы расторгнуть муниципальный контракт, нужно в первую очередь правильно уведомить своего контрагента. Для этого подается в принятой (установленной) форме уведомление или заявление.

Такое заявление подается несколькими путями:

  • заверенной телеграммой
  • факсом
  • заказным письмом с уведомлением о получении адресатом
  • по электронной почте на адреса, указанных на официальных информационных ресурсах контрагентов (сайты компаний, муниципалитетов).
  • размещение уведомления в электронной информационной системе, когда, например, муниципальный контракт был оформлен через систему электронных торгов и аукционов по муниципальным заказам и контрактам (муниципальные контракты на электронных торгах).

Причем, здесь надо иметь в виду, что датой уведомления должно считаться не дата послания сообщения или письма, а дата подтверждения получения адресатом. Если это заказное письмо – то получением соответствующего уведомления. Если это электронная почта — то должно быть поставлена при отправке функция в почтовом сервисе «уведомление о прочтении».

После того, как выполнена эта часть процедуры, то в действие вступает административный регламент, который предусматривает, что срок вступления отказа в силу — 10 дней, в течение которых поставщик может устранить нарушения и компенсировать заказчику расходы на проведение экспертизы. Данное правило (10 дней) не применяется при повторном нарушении условий контракта. Из этого следует, что отказ должен быть только мотивированным.

Уведомление об отказе от договора должно быть определенным. Так, предложение исполнить обязательство с указанием, что в противном случае договор будет расторгнут, не может считаться таким сообщением. Если информация о расторжении договора в одностороннем порядке не дошла до контрагента или получена одновременно с соответствующим отзывом, то отказ от договора действительно может считаться не состоявшимся.

Административная ответственность за нарушение порядка отказа: штраф 50 тыс. руб. для должностных лиц; 200 тыс. руб. для юридических лиц. (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ). После того, как вручено уведомление о расторжении контакта и он был расторгнут, заказчик услуг или товаров по муниципальному контракту имеет полное право внести соответствующие записи в РНП.

Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Согласно ч. 3 названного Положения, отчет размещается заказчиком т.е. тот, кто расторгает муниципальный контракт, в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта. Т. е. со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя, либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Объем размещаемой в этом Реестре информации тоже четко определен. Там, в частности, заказчик может указать что:

  • муниципальный контракт предусматривал выполнение определенных условий. Должны быть названы сроки, качество и другие важные характеристики, достаточные для того, чтобы понять, на каких критериях оценивается выполнение контракта.
  • о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

В качестве заключения

Остается только отметить, что муниципальный контракт — это не просто договор на поставку услуг или товаров, но это и очень важный момент, характеризующий каждую из сторон, умение выполнять заявленные условия, в немалой степени влияет на деловую репутацию. Поэтому, если возникла такая необходимость или есть сомнения, можно ли расторгнуть муниципальный контракт, выполнение условий по которому невозможно, то сторонам лучше прийти к взаимному соглашению, чем быть занесенными в список недобросовестных поставщиков, что само по себе является для многих компаний форс — мажором.

СОГЛАШЕНИЕ

О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

(Полное наименование государственного (муниципального) заказчика) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

  1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) и ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ стороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г. на (предмет контракта), заключенного по результатам (вписать нужное) (Протокол вписать нужное) № (значение) от (число, месяц, год).
  2. Взаиморасчёты между Сторонами по контракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме. На момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы)на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы)Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы), а Заказчик обязан принять и оплатить фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы).

Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

  1. Обязательства Сторон по контракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.
  2. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.
  3. Реквизиты и подписи Сторон:
ЗАКАЗЧИК ПОСТАВЩИК (ПОДРЯДЧИК, ИСПОЛНИТЕЛЬ)
__________________ Ф. И. О. __________________ Ф. И. О.

Главой 29 ГК РФ и ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность прекращения контракта, т.е. досрочного прекращения его действия до выполнения всех обязательств, без перехода прав и обязанностей к третьим лицам. Контракт может быть прекращен по соглашению сторон, в связи с отказом стороны от его исполнения, а также расторгнут в судебном порядке.

контракта по соглашению сторон

Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ, ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Для этого сторонам требуется заключить соответствующее соглашение, т.е. подписать документ, в котором устанавливаются их права и обязанности, связанные с прекращением правоотношений, в частности, касающихся уже исполненного по контракту и (или) уже произведенной оплаты.

При прекращении контракта по соглашению сторон сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Расторжение государственного (муниципального) контракта в судебном порядке

Основания и порядок расторжения контракта в судебном порядке по требованию одной из сторон регулируются общими нормами о расторжении договора в судебном порядке (ст. ст. 450 — 453 ГК РФ).

Контракт может быть расторгнут:

— при его существенном нарушении одной из сторон (пп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ);

— при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта (ст. 451 ГК РФ);

— в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами, контрактом (пп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Из последнего положения следует, что стороны вправе установить в контракте дополнительные случаи для его расторжения в судебном порядке.

При расторжении контракта судом в связи с существенным нарушением его условий поставщиком (исполнителем, подрядчиком) сведения о таком контрагенте вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Прекращение государственного (муниципального) контракт в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения

Часть 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от его исполнения по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такая возможность предусмотрена контрактом. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ только при наличии в контракте условия о праве заказчика на односторонний отказ от его исполнения (ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Односторонний отказ заказчика от исполнения государственного (муниципального) контракта

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

При установлении права на такой отказ заказчику рекомендуется определить, по каким из оснований, предусмотренных Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, допускается отказ от контракта (см. Письмо Минэкономразвития России N 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/9777/16 от 18.02.2016).

Выбор оснований, которые следует указать, зависит от вида обязательств по контракту (поставка товара, выполнение работ, оказание услуг).

Пример формулировки условия:

«Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего контракта в одностороннем порядке по одному из следующих оснований, предусмотренных Гражданским кодексом РФ:

— ____________________________;

— ____________________________».

Может ли заказчик немотивированно отказаться от исполнения контракта?

Ответ: Нет, не может.

Обоснование: По мнению Минэкономразвития России, односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта возможен, только если другая сторона нарушила его условия. В обоснование ведомство ссылается, в частности, на ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчик при определенных условиях обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если устранены нарушения, послужившее основанием для принятия данного решения (см. Письма от 10.04.2017 N Д28и-1555, от 08.04.2016 N Д28и-880, от 31.12.2015 N Д28и-3866).

Аналогичный подход встречается в судебной практике. Так, суд пришел к выводу, что немотивированный отказ от исполнения контракта не может быть произвольным, а возможен только в случае нарушения его условий. Суд также указал: признание права немотивированно отказываться от исполнения государственных контрактов, заключенных по итогам открытых аукционов в электронной форме, открывает возможность для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков. Фактически это дезавуирует положения Закона N 44-ФЗ в части определения лиц, с которыми заключаются государственные контракты (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 N Ф07-3770/2016).

До принятия решения об отказе от контракта в связи с его ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов (ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В такой ситуации отказ заказчика допустим, только если экспертизой подтверждено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения (ч. 11 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

В ряде случаев заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Так, он должен это сделать, если в ходе исполнения контракта выяснится, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) товар не соответствуют требованиям к участникам закупки (к товару), предусмотренным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке, либо поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать победителем (п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Например, после заключения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов и это позволило ему стать победителем. При данных обстоятельствах отказ заказчика правомерен, понудить его к исполнению контракта нельзя (см. п. 10 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016).

Может ли заказчик отказаться от контракта, если в ходе его исполнения поставщик включен в реестр недобросовестных поставщиков?

Ответ: Нет, не может.

Обоснование: По мнению ФАС России, включение поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным контрактам и не является основанием для одностороннего отказа заказчика (Письмо от 06.08.2015 N АЦ/40483/15). Аналогичного подхода придерживаются суды (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 N 09АП-11847/2015-ГК, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 N 17АП-15953/2014-АК).

Минэкономразвития России разъяснило, что включение поставщика в указанный реестр по результатам исполнения отдельного контракта не является основанием для расторжения иных заключенных с ним контрактов. Данное обстоятельство может лишь ограничить его дальнейшее участие в закупках, если заказчик установил требование об отсутствии информации в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 N Д28и-387).

Уведомление об отказе от контракта

После принятия решения об одностороннем отказе заказчик в течение трех рабочих дней размещает его в ЕИС и направляет поставщику (исполнителю, подрядчику) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также одним из следующих способов:

— телеграммой;

— по факсу;

— по электронной почте;

— с помощью другого средства связи и доставки, обеспечивающего фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении контрагенту.

Выполнение заказчиком данных требований считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Верховный Суд в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указал, что несовершение заказчиком всех изложенных выше действий не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю. При этом в приведенном Верховным Судом примере разъяснено, что для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно того, чтобы исполнителю было доставлено (с использованием любого средства связи и доставки) сообщение заказчика об отказе от исполнения контракта. В свою очередь, размещение решения об одностороннем отказе в ЕИС необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок, такая обязанность заказчика установлена в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

Датой уведомления будет признаваться не дата получения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) соответствующего документа, а дата получения заказчиком подтверждения о вручении этого документа контрагенту или дата получения информации о его отсутствии по адресу, указанному в контракте. Если использованный для доставки уведомления способ не позволяет получить такое подтверждение или информацию, датой уведомления будет считаться дата по истечении 30 дней с момента размещения решения об отказе в ЕИС (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В случае когда 30-й день приходится на нерабочий, датой надлежащего уведомления также признается день по истечении указанного периода (Письмо ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18).

Срок вступления отказа в силу

Закон предоставляет сторонам возможность сохранить правоотношения по контракту, устанавливая специальный срок для вступления решения об одностороннем отказе заказчика в силу. На это согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ сторонам отведено 10 дней с даты уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика). В течение указанного времени поставщик (исполнитель, подрядчик) может устранить нарушение, которое послужило основанием для отказа от контракта, а также компенсировать заказчику затраты на проведение экспертизы, если она была проведена в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом заказчик будет обязан отменить свое не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Данное правило не применяется, если поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил условия контракта повторно. В этом случае, а также если поставщик (исполнитель, подрядчик) в установленный срок не устранил нарушение контракта, имевшее место в первый раз, контракт считается расторгнутым по истечении 10 дней с даты уведомления об одностороннем отказе (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Если 10-й день приходится на нерабочий, днем окончания указанного срока признается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ, Письмо ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18).

Односторонний отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения государственного (муниципального) контракта

Включение в контракт условия о возможности отказа заказчика от исполнения контракта в одностороннем порядке автоматически предоставляет такое же право контрагенту (ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Порядок расторжения контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в этом случае аналогичен порядку, установленному Законом N 44-ФЗ для заказчика.

После принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщик (исполнитель, подрядчик) в течение трех рабочих дней направляет его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также любым из иных способов, которые обеспечивают фиксирование уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения того, что решение вручено заказчику (ч. 20 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). К числу таких способов относится, например, направление корреспонденции телеграммой, посредством факсимильной связи, через электронную почту.

Поставщику (подрядчику, исполнителю) рекомендуется направить решение об отказе и заказным письмом с уведомлением о вручении, и одним из иных перечисленных в названной норме способов. Аналогичные требования предъявляются при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ)..

По выполнении данного требования заказчик считается уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом датой уведомления признается не дата получения заказчиком направленного документа, а дата получения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подтверждения о его вручении заказчику (ч. 20 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Разногласия, послужившие основанием для отказа поставщика (исполнителя, подрядчика) от исполнения контракта, также могут быть урегулированы сторонами до его окончательного расторжения, поскольку решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу через 10 дней с даты уведомления заказчика об одностороннем отказе (ч. 21 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В течение этого времени заказчик может устранить нарушения, и в этом случае поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан будет отменить свое не вступившее в силу решение об одностороннем отказе (ч. 22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант