Юридический портал. Льготный консультант

ВОСЬМИКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ-самый распространенный на Руси.

Над средней вертикальной перекладине расположены короткая, длинная и под ними косая перекладина, верхний конец которой обращен на север, нижний - на юг. Верхняя малая перекладина символизирует собой дощечку с надписью, изготовленную по распоряжению Пилата на трех языках: "Иисус Назорей Царь Иудейский", нижняя пееркладина - подножие, на которое опирались ноги Иисуса, изображенное в обратной перспективе. Форма православного креста больше всего соответствует тому, на котором был распят Иисус, поэтому он для всех не только знамение, но и образ Креста Христова...

Восемь концов креста символизируют восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой - это жизнь будущего века, Царство Небесное. Конец, который направлен вверхсимволизирует путь в Небесное Царство, открытого Христом. Косая перекладина, к которой по приданию были прибиты ноги Христа, говорит о том, что с его пришествием в земной жизни людей было нарушено равновесие пребывания всех без исключения во власти греха. Это начало духовного возрождения везде и всюду, путь человека из области тьмы в область света небесного. Вот это движение от земли к небу и обозначает косая перекладина восьмиконечного креста.

Когда на кресте изображено распятие Христа, крест знаменует полный образ Распятия Спасителя и содержит в себе всю полноту Крестной Силы. Поэтому на Руси восьмиконечный нательный крестик всегда считался самой надежной защитой от всего зла - как видимого, так и невидимого.

ШЕСТИКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ.

Это - тоже один из древнейших русских крестов. Например, поклонный крест, установленный в 1161 году преподобной Евросинией, княжной Полоцкой, был шестиконечным, с наклонной нижней перекладиной. Почему она наклонная здесь, в этом варианте креста? Смысл символичен и глубок.

Крест в жизни каждого человека служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния, души и совести. Так было и в момент реального распятия Иисуса на кресте - между двумя разбойниками. В литургическом тексте 9-го часа службы Кресту есть слова о том, что "между двоих разбойников мерило праведное обретется". Мы знаем, что во время казни один из разбойников хулил Иисуса, второй - напротив, говорил о том, что сам он понес казнь справедливо, за грехи свои, а Христа казнят невинно.

Знаем, что Иисус в ответ на это искреннее покаяние сказал разбойнику, что грехи с него снимаются, что "сегодня же" он будет вместе с Господом в раю. И в шестиконечном кресте наклонная перекладина нижним концом символизирует страшную тяжесть нераскаянного греха, влекущего во тьму первого из разбойников, вторая, устремленная вверх, - освобождение покаянием, через которое и пролегает путь в Царство Небесное.

В православной культуре на могилу обычну устанавливают восьмиконечный могильный крест, такойже крест делают на крышку гроба. Часто его дополняют распятием Христа.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Есть большое количество символов в православии, которыми мы ежедневно пользуемся. Среди них наибольшей популярностью пользуется распятие. Крест несет определенное значение в православии. Именно он означает мученическую смерть Иисуса Христа. Если хорошо присмотреться к этому самому важному символу христианства, то можно увидеть некоторые надписи. Они привлекают наше внимание, особенно надпись НИКА на православном кресте.

Значение креста православного

Крест считают самым важным объектом религиозного почитания. Распятие на кресте было одним из наиболее частых способов казни в Древнем Риме, которую позаимствовали от карфагенян. В основном таким образом казнили разбойников, но и многие другие люди понесли такое же наказание. Распятым на кресте по приказу Понтия Пилата был и Христос, а вот апостол Петр приказал распять его вниз головой, так как говорил о том, что не достоин такой же смерти как Иисус.

До VI века изображение креста редко использовалось. Есть большое количество вариаций данного символа.

Наиболее часто в православии среди встречается восьмиконечный крест, с нижней и верхней перекладинами. Эти перекладины также несут особое значение:

  • Верхняя (над основной горизонтальной перекладиной) означает табличку на кресте Иисуса, на которой есть надпись ИНЦИ.
  • Нижняя (косая перекладина) считается подпоркой для ног. Она несет значение двух разбойников, которые были распяты по обе стороны от Христа. Один из них перед своей смертью покаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же, перед смертью своей, нелестно отзывался о Христе и своих палачах.

Что означает НИКА на православном кресте

Присмотревшись к кресту можно увидеть несколько надписей. Они находятся как на табличках, так и рядом с крестом. Есть несколько особо значимых для христианства писаний. На верхней табличке можно увидеть сокращение «ИНЦИ». Данное слово практически не переводится на другие языки и остается без изменений. Оно означает «Иисус Назазарянин Царь Иудейский». Такую надпись сделал Понтий Пилат для того, чтобы обозначить проступок Христа, так как это делали для прочих разбойников.

Полезные статьи:

Второй важной считают надпись на кресте НИКА. Это слово находится под нижней основной верхней горизонтальной перекладиной. По поводу его происхождения есть много разногласий.

В переводе данное слово имеет смысл победить или победитель. Именно оно является символом победы Христа над смертью, а также его Воскресенье. Многие считают, что появление данной надписи связано с иным не менее важным историческим событием.

Считают, что появление данного надписи на кресте возникло после победы Константина Великого над Марком Аврелием в 312 году. Согласно легенде, перед битвой он увидел на небе крест. И прочитал рядом с ним надпись «с ним побеждай!». Это прибавило ему сил. После победы он начал почитать символ креста и установил в Константинополе, который ранее именовался Византией, 3 креста с надписями:

  1. IС – на кресте триумфальных ворот,
  2. ХС – написано на римской колонне,
  3. NIKA – на мраморном столбе.

Если соединить все эти надписи воедино, то выйдет фраза – Иисус Христос побеждает. Со временем стало традицией писать эту надпись на просфорах и . После такой победы и пошло всеобщее почитание Креста Христова в народе.

Почему на крестах написано НИКА? Ученные считают, что таким образом показана власть Христа над смертью. Что даже после своего распятия он способен был воскреснуть и явится людям. Для того, чтобы они поверили в него и в Господа.

На кресте написано в ногах НИКА

Нижняя перекладина над которой есть эта надпись символизирует своеобразные весы Божьего суда. Если происходит покаяние, то одна чаша поднимается и таким образом человек попадает в рай. Если же продолжает жить во грехе, то чаша отпускается и тем самым ведя за собой человека в ад. Считается также, что Иисус – это Новый Адам, который искупил первородный грех человечества.

Господь всегда с Вами!

Во время Крещения каждому человеку одевается нательный крест. Всю оставшуюся жизнь его необходимо носить на груди. Верующие люди отмечают, что крестик не является талисманом или крашением. Это символ приверженности к православной вере и Богу. Он помогает в трудностях и бедах, укрепляет дух. При ношении крестика главное - поминать его смысл. Надевая его, человек обещает стойко переносить все испытания и жить по Божьим заповедям.

Стоит отметить, что нательный крестик считается признаком того, что человек верующий. Те, кто к церкви не присоединились, то есть, не были крещенными, носить его не должны. Также, согласно церковной традиции, поверх одежды носить его могут только священники (одевают поверх рясы). Все остальным верующим это не позволяется и считается, что те, кто носит его поверх одежды, хвастаются своей верой и выставляют ее напоказ. А христианину не подобает такое проявление гордыни. Также верующим не позволяется носить крестик в ухе, на браслете, в кармане или на сумке. Некоторые люди утверждают, что четырехконечные кресты могут носить только католики, якобы православным это запрещено. На самом деле данное утверждение ложное. Православная церковь признает сегодня разные виды крестов (фото 1).

Это означает, что православные могут носить крестик четырехконечный, восьмиконечный. На нем может быть изображено распятие Спасителя, а может и не быть. Но, чего стоит избегать православному христианину, так это изображение распятия с очень предельным реализмом. То есть, подробностями крестных страданий, провисающим телом Христа. Такое изображение характерно именно для католицизма (фото 2).

Также стоит отметить, что материал, из которого изготавливается крестик может быть абсолютно любым. Все зависит от пожелания человека. Например, некоторым людям не подходит серебро, поскольку оно не теле сразу чернеет. Им тогда от такого материала лучше отказать и сделать выбор в пользу, например, золота. Кроме того, церковь не запрещает носить крестики больших размеров, инкрустированных дорогими камнями. Но, обратно же, некоторые верующие считают, что такая демонстрация роскоши совсем не совместима с верой (фото 3).

Крестик нужно освятить в церкви, если он был куплен в ювелирном магазине. Обычно освящение занимает пару минут. Если же он покупается в лавке, которая работает при церкви, то об этом беспокоиться не стоит, он будет уже освященным. Также церковь не запрещает носить крестики, которые достались в наследство от умершего родственника. Не нужно боятся того, что таким образом он "унаследует" судьбу своего родственника. В христианской вере нет представления о неотвратимой судьбе (фото 4).

Итак, как уже сказано, католическая церковь признает только четырехконечную форму креста. Православная, в свою очередь, более снисходительная и признает шестиконечную, четырехконечную и восьмиконечную формы. При этом считается, что более правильная форма, все же восьмиконечная, с двумя дополнительными перегородками. Одна должна быть в изголовье, а вторая для ног (фото 5).

Маленьким детям лучше не покупать крестики нательные с камнями. В таком возрасте они все пытаются попробовать, могут откусить камешек и глотнуть его. Мы уже отметили, что не обязательно на крестике должен быть Спаситель. Также православный крестик от католического отличается количеством гвоздей для ног и рук. Так, в символе веры католическом их три, а в православном - четыре (фото 6).

Отметим, на крестике помимо распятого Спасителя может изображаться лик Богородицы, образ Христа Вседержителя. Также могут изображаться различные орнаменты. Все это не противоречит вере (фото 7).

Крест — символ искупительной жертвы Христа - не только знаменует нашу принадлежность к христианству, но через него нам ниспосылается спасительная Благодать Божья. Поэтому он является важнейшим элементом веры. Будь то старообрядческий крест или один из тех, что приняты в официальной церкви — они в равной степени благодатны. Их отличие чисто внешнее, и обусловлено лишь сложившейся традицией. Постараемся разобраться, в чём оно выражено.

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Восьмиконечный крест

Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях. Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя — небольшая перекладина - должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель. На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский».

Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия. Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Дореформенные кресты

Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства. Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции. Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа. Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят. В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий - известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу. В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи "Иисус Христос Царь Славы". Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Крест — общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах. Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро. И причина этому отнюдь не в экономии — среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, - а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Общность религиозных устремлений

Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств. В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь. Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви. Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе. И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.

Крест – самый узнаваемый символ православия. Но любой из вас видел множество видов крестов. Какой же из них правильный? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!

Крест

Разновидности креста

«Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке. А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные». Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего специалиста по ставрографии, кандидата искусствоведения Светлану ГНУТОВУ.

Каким был крест, на котором распяли Христа?

«Крест — это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, — говорит игумен Лука (Головков) . — Поэтому Крест — величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь».

История этого христианского символа началась с того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие. Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы “Т”, то есть трехконечным, — рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова . — У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и четырехконечным, и восьмиконечным».

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию (он защитил ее в 1855 году в СПбДА) «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»: «Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный, то есть прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным способом, они называют печатью антихриста и мерзостью запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительнейшую форму креста!»

Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «”Византийский” четырехконечный крест на самом деле есть крест “русский”, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет. Игумен Лука: «В Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что православный крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения. Чин освящения крестов для того и стал обязательным в Русской Церкви, так же как и икон. Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов необязательно, потому что христианские традиции в обществе более устойчивы».

Почему мы не носим знак рыбы?

До IV века, пока продолжались гонения на христиан, открыто делать изображения креста было нельзя (в том числе и для того, чтобы гонители над ним не надругались), поэтому первые христиане придумывали способы зашифровать крест. Именно поэтому самым первым христианским символом стала рыба. По-гречески «рыба» — Ίχθύς — акроним греческой фразы «Iησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτήρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» на христианские встречи. «Но рыба не стала таким же символом христианства, как крест, — объясняет игумен Лука, — потому что рыба — это аллегория, иносказание. Святые отцы на Пято-Шестом Трулльском Вселенском соборе 691-692 года прямо осудили и запретили аллегории, поскольку это некое “детоводительное” изображение, которое только ведет ко Христу, в отличие от прямого изображения самого Христа — нашего Спасителя и Креста Христова — символа Его Страданий. Аллегории надолго ушли из практики Православной Церкви и лишь через десять столетий начали вновь проникать на Восток под влиянием католического Запада».

Первые зашифрованные изображения самого креста были найдены в римских катакомбах II и III веков. Исследователи обнаружили, что на гробницах христиан, пострадавших за веру, часто рисовали пальмовую ветвь как символ вечности, жаровню — как символ мученичества (именно такой способ казни был распространен в первые века) и христограмму — буквенное сокращение имени Христос — или монограмму, состоящую из первой и последней букв греческого алфавита Α и Ω — по слову Господа в Откровении Иоанну Богослову: «Аз, есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Иногда эти символы рисовали вместе и располагали таким образом, что в них угадывалось изображение креста.

Когда появился первый «легальный» крест

Святому равноапостольному царю Константину (IV) «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов, — пишет церковный историк Евсевий Памфил. — Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».

Эти буквы, названные впоследствии монограммой Константина, царь носил на своем шлеме. После чудесного явления св. Константин распорядился сделать изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных православных креста с золотой надписью по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Иисус Христос — Победитель». Первый крест с надписью «Иисус» он установил на триумфальных воротах городской площади, второй с надписью «Христос» — на римской колонне, а третий с надписью «Победитель» — на высоком мраморном столбе на хлебной площади города. С этого началось всеобщее почитание Креста Христова.

«Святые образы были везде для того, чтобы, чаще видимые, они побуждали нас любить Первообраз, — объясняет игумен Лука. — Ведь все, что нас окружает, так или иначе воздействует на нас, злое и доброе. Святое напоминание о Господе помогает душе устремляться мыслью и сердцем к Богу».

В от как писал об этих временах свт. Иоанн Златоуст: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи… так наперерыв все восхищают этот удивительный дар».

Интересно, что с тех пор, как в христианском мире появилась возможность легально делать изображения креста, зашифрованные надписи и христограммы не исчезли, а перекочевали, как дополнение, на сами кресты. Эта традиция пришла и в Россию. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста-распятия, который устанавливался в храмах, появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Надписи являются кратким комментарием обстоятельств распятия Господа, смысла Его крестной смерти и расшифровываются так: «М.Л.Р.Б.» — «место лобное распят бысть», «Г.Г.» — «гора Голгофа», Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС», а под ней: «НИКА» — «Победитель»; на табличке или около надпись: «СНЪ БЖIЙ» — «Сын Божий», «I.Н.Ц.И» — «Иисус Назорей Царь Иудейский»; над табличкой надпись: «ЦРЪ СЛВЫ» — «Царь Славы». «Г.А.» — «глава Адамова»; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Католическое или православное Распятие?

«Католическое Распятие часто пишут более натуралистично, — рассказывает Светлана Гнутова. — Спаситель изображается провисшим на руках, образ передает мученические страдания и смерть Христа. В древнерусских же образах Христос изображается Воскресшим и Царствующим. Христос изображен в силе — как победитель, держащий и призывающий в Свои объятия всю Вселенную».

В XVI веке московский дьяк Иван Михайлович Висковатый даже выступал против крестов, где Христос изображен на кресте со сжатыми в кулак, а не раскрытыми ладонями. «Христос на кресте распростер руки, чтобы нас собрать, — объясняет игумен Лука, — чтобы мы устремились к небу, чтобы наше устремление всегда было к горнему. Поэтому крест — это и символ собирания нас воедино, чтобы мы были едины с Господом!»

Еще одно отличие католического Распятия — Христос Распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же Распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем. Игумен Лука: « Это достаточно древняя традиция. В XIII веке на Синае писались заказные иконы для латинян, где Христос уже был пригвожден тремя гвоздями, а в XV веке такие Распятия становятся общепринятой латинской нормой. Однако это только дань традиции, которую мы должны уважать и сохранять, но не выискивать здесь никакой богословской нагрузки. В Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями».

Православный крест – Любовь распятая

«Иконография креста развивается, как любая другая иконография. Крест может быть украшен орнаментом или камнями, но он ни в коей мере не может стать 12-конечным или 16-конечным», — говорит Светлана Гнутова. «Многообразие форм креста в христианской традиции — это многообразие прославления Креста, а не изменения его смысла, — объясняет игумен Лука. — Гимнографы прославили Крест многими молитвами, так же и иконописцы по-разному прославляют Крест Господень. Например, в иконописи появилось изображение цаты — царственной или княжеской подвески в форме полумесяца, у нас она обычно употребляется на иконах Богородицы и Христа, — скоро она появилась и на кресте, чтобы подчеркнуть его царственное значение.

Безусловно, нам нужно использовать кресты, которые написаны в православной традиции. Ведь православный крест на груди не только помощь, к которой мы прибегаем в молитвах, но и свидетельство нашей веры. Хотя, я думаю, мы можем принимать изображения крестов древнехристианских конфессий (например, коптов или армян). Католические кресты, которые после эпохи Возрождения стали слишком натуралистичны по формам, не совпадают с православным пониманием Христа Распятого как Победителя, но поскольку это изображение именно Христа — мы должны с благоговением к ним относиться».

Как писал св. Иоанн Кронштадтский: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант