Юридический портал. Льготный консультант

Национальный парк ледников (El Parque Nacional Los Glaciares) в аргентинской провинции Санта-Круз возглавил составленный порталом Turismo Online рейтинг самых известных достопримечательностей Латинской Америки, внесенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Коллекцию» нацпарка, занимающего14 тысяч квадратных километров, составляют 247 ледников, 47 из которых являются частью Анд, а 13 заканчивают свое движение в Атлантическом океане. Парк был провозглашен Всемирным природным наследием в 1981 году.

На почетном втором месте - исторический центр города Сальвадор-де-Байя (Salvador de Bahía), вошедший в список ЮНЕСКО в 1985 году. Старый город с его улочками, памятниками и площадями является одним из самых ярких примеров колониальной португальской архитектуры.

Замыкает тройку боливийский город Потоси (Potosí), ставший в XVI веке благодаря добыче серебра одним из важнейших мировых индустриальных комплексов. Самыми знаменитыми зданиями колониального периода считаются Монетный двор, дворцы местной знати и сохранившиеся индейские кварталы.

Колумбийский портовый город Картахена-де-Индиас (Cartagena de Indias), считающийся самым романтичным городом Латинской Америки, обосновался на четвертом месте. Фортификационные сооружения колониального периода - четырехкилометровая стена и крепости, защищавшие город от нападений пиратов, - считаются самыми масштабными среди сохранившихся в Новом Свете.

Пятая строка - за принадлежащими Эквадору Галапагосскими островами (Islas Galápagos), провозглашенными природным наследием ЮНЕСКО в 1979 году. Эти 19 вулканических островов, населенные эндемическими видами животных и растений, вдохновили Чарльза Дарвина на исследования, результатом которых была его знаменитая теория эволюции видов.

Шестым стал затерянный в горах Перу город Мачу-Пикчу (Machu Picchu) - один из наиболее потрясающих примеров инкской культуры и архитектуры, раскинувшийся на 35 тысячах гектаров на высоте 2430 метров над уровнем моря.

Национальный парк «Канайма» (Parque Nacional Canaima) в Венесуэле занимает седьмую позицию. В ранг природного наследия в 1994 году его вывели прекрасные пейзажи, непроходимые плоские горы (тепуйи) и многочисленные водопады, самый знаменитый из которых - Анхель - считается самым высоким в мире. А сам парк является шестым в мире по протяженности территории.

Следом идет исторический квартал уругвайского города Колония-дель-Сакраменто, представляющий собой причудливую смесь испанского и португальского колониальных стилей.

На предпоследнее место составители рейтинга поместили национальный парк «Рапа-Нуи» (Parque Nacional de Rapa Nui) на острове Пасхи, принадлежащем Чили. Этот треугольный остров, имеющий несколько вулканических кратеров, привлекает туристов своими гигантскими статуями-моаи и алтарями-аху, вырезанными из вулканического камня древними жителями острова - представителями полинезийской культуры, населявшими его начиная с III века нашей эры.

Чем занимается ЮНЕСКО

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была образована в 1945 году по инициативе конференции министров образования стран-союзниц во Второй мировой войне. Согласно Конституции, цель организации — «содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека». В сферу деятельности ЮНЕСКО входит широкий круг вопросов — от проблем сохранения культурного наследия до преодоления безграмотности. Сегодня в центре внимания ЮНЕСКО находятся проблемы Африки и гендерное неравенство. Бюджет ЮНЕСКО на 2016-2017 годы составляет $667 млн.

В состав ЮНЕСКО входят 195 государств. В ближайшее время вступить в организацию планирует Косово. В 2015 году непризнанная республика не набрала достаточное для членства количество голосов. Последним в 2011 году членом ЮНЕСКО стала Палестина.

Как США и другие страны выходили и возвращались в ЮНЕСКО

В 1957 году ЮНЕСКО покинула ЮАР, обвинив организацию во вмешательстве во внутреннюю расовую политику государства. После прихода к власти Нельсона Манделы в 1994 году ЮАР вернулась в ЮНЕСКО.

США в 1985 году выходили из состава ЮНЕСКО, назвав в качестве причины нерациональное использование средств и политизацию деятельности организации. В 1986 году организацию покинули Великобритания и Сингапур. Тем не менее все страны в итоге вернулись: Великобритания — в 1997 году, США — в 2003-м, Сингапур — в 2007-м.

Предвыборная лихорадка

О том, что Вашингтон принял решение покинуть организацию, еще в среду сообщало издание Foreign Policy. По его информации, это решение Тиллерсон принял несколько недель назад. В конце сентября он уведомил об этом французского президента Эмманюэля Макрона, находившегося на открытии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. По данным Foreign Policy, официальное объявление о выходе должно было состояться «не раньше начала следующей недели».

При этом сейчас проходит очередная сессия исполнительного комитета ЮНЕСКО, где будет избран преемник Боковой, которая возглавляет организацию уже два срока подряд с 2009 года. Победившего кандидата утвердят на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в начале ноября. Намерение отложить объявление о выходе США Foreign Policy объяснял как раз желанием дождаться избрания нового гендиректора. То, что этот вопрос был поднят именно на встрече с Макроном, издание объясняет стремлением Парижа заручиться поддержкой французского кандидата со стороны США.

На пост гендиректора ЮНЕСКО претендуют два основных кандидата. Это бывшие министры культуры Франции и Катара — Одри Азулай и Хамад бин Абдулазиз аль-Кавари. При этом арабы ни разу не возглавляли ЮНЕСКО, а Азулай является француженкой еврейского происхождения. В марте египетское информагентство Al-Ahram Al-Arabi сообщило , что неназванный чиновник одной из стран Запада охарактеризовал номинацию Азулай как «акт провокации, направленный против арабских государств».

Заседание ЮНЕСКО (Фото: Charles Platiau / Reuters)

Израильский след

Решение Вашингтона не имеет прямой связи с выборами гендиректора ЮНЕСКО, поскольку имеет целью «общий разлад в международном сообществе и попытку уйти от международных обязательств», считает заведующий кафедрой ЮНЕСКО МГИМО Алексей Борисов.

Как следует из заявления Госдепартамента, на решение США выйти из организации повлияла ее «антиизраильская предвзятость». Израиль и поддерживающая его часть американской политической элиты давно и резко критиковали ЮНЕСКО за такой подход, который особенно четко проявился именно в период работы Боковой.

Как указывает агентство Al-Ahram Al-Arabi, ЮНЕСКО «всегда была ареной столкновения и дискуссий по острым для арабов вопросам, в частности по статусу Иерусалима», который и Израиль, и Палестина считают своей столицей. Осенью 2011 года ЮНЕСКО приняла в свой состав частично признанную Палестинскую автономию. Тогда в начале октября на сессии исполкома ЮНЕСКО было принято решение вынести вопрос о принятии страны на голосование Генеральной конференции организации. Через несколько недель, 31 октября, за вступление Палестинской автономии проголосовали представители 107 стран — членов организации, в том числе и Россия. Делегаты 14 стран выступили против, еще 52 воздержались.

В тот же день США приняли решение отказаться в знак протеста против итогов голосования от ежегодных платежей в бюджет ООН. Они занимали первое место среди источников финансирования ЮНЕСКО: 22%, или $80 млн в год. Израиль в 2017 году также несколько раз размер своих взносов в бюджет организации, угрожая прекратить их вовсе.

Мирный развод

За шесть лет долг США перед организацией достиг почти $500 млн. Решение Вашингтона является попыткой оптимизировать не только свои финансовые, но и политические издержки, пояснил в разговоре с РБК эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Максим Сучков. «В таком контексте это выглядит логичным продолжением линии президента Трампа на избавление от «лишних», по его мнению, обязательств в международных организациях», — добавил Сучков.

Освобождая себя от обязательств, США сохраняют свои права в ЮНЕСКО, поскольку остаются в статусе наблюдателя, пояснил РБК Алексей Борисов из МГИМО. Согласно заявлению Госдепартамента, США по-прежнему будут участвовать в программах по защите мирового наследия, свободы прессы, по продвижению научного сотрудничества и образования.

Для ЮНЕСКО выход США не связан с финансовыми издержками, поскольку агентство за несколько лет уже адаптировалось к отсутствию их взносов, отмечает Борисов. В целом, по его мнению, и для Вашингтона, и для ЮНЕСКО последствия ограничатся имиджевым ущербом. Вашингтон потеряет очередную трибуну для выступлений и возможность прямо влиять на решения в сфере культуры, а для ЮНЕСКО эффективность некоторых программ будет снижена, поскольку авторитет и влияние США «реально помогали решению вопросов».

ЮНЕСКО потребуется некоторое время на адаптацию, поскольку США — это крупная держава и член Совбеза ООН, добавляет Сучков.

1 из 57

Презентация - Природное наследие Америки

Текст этой презентации

Природное наследие Америки
Курс по география 10 класс Бердюгина Виктория Николаевна, Учитель географии и биологии МБОУ Сарасинской СОШ Алтайского района Алтайского края с.Сараса 2014

Аргентина
Национальный парк Лос-Гласьярес (исп., ледники) - национальный парк, расположенный в Патагонии (Южная Америка). Основанный в 1937 году, является вторым по величине национальным парком Аргентины. Своим названием парк обязан огромной ледяной шапке в Андах, которая питает 47 больших ледников, из которых только 13 стекают в сторону Атлантического океана. Этот ледяной массив является крупнейшим после льдов Антарктиды и Гренландии. В парке ледники начинаются с высоты 1500 м и сползают до 200 м, эродируя склоны лежащих под ними гор.

Национальный парк Игуасу - национальный парк. Парк был создан в 1934 году и частично содержит один из природных памятников Южной Америки - водопад Игуасу, окружённый субтропическими джунглями. Флора включает 2 тыс. видов растений. Фауна парка включает в себя 70 видов млекопитающих, 400 видов птиц, 40 видов рептилий, несколько сотен видов бабочек, в том числе вымирающие виды.

Вальде́с - полуостров на атлантическом побережье Аргентины. Соединяется с материком перешейком Карлос-Амегино. Бо́льшая часть полуострова представляет собой незаселённую территорию. Имеется несколько солёных озёр, самое крупное из которых лежит на 40 метров ниже уровня моря. Это самая низкая отметка на суше для Южной Америки. На побережье полуострова находятся колонии морских млекопитающих: южный морской слон, ушастые тюлени; водятся южные киты. У побережья водятся косатки. На суше обычны страусы нанду, гуанако, мара (патагонский заяц или патагонская морская свинка).

Провинциальный парк Исчигуаласто - природоохранная зона в Аргентине, Парк характеризуется типичной пустынной и полупустынной растительностью (кусты, кактусы и небольшие деревья). Климат засушливый, дожди бывают преимущественно летом, а температура колеблется от −10 до +45 °C. В основном здесь дуют постоянные южные ветры со скоростью 20-40 км/ч.

Талампая - национальный парк. Целью образования парка явилась защита мест важных археологических и палеонтологических раскопок. Находится в долине между двумя горными хребтами, и его ландшафт явился результатом воздействия водной и ветровой эрозии в пустынном климате при широком диапазоне температур. Проливные дожди идут в этой области летом, а весной дуют сильные ветра. Высохшее русло реки Талампая, где несколько миллионов лет назад жили динозавры - здесь можно найти окаменелости той эпохи. Каньон Талампая - высота стен достигает 143 м, минимальная ширина - 80 м.

Канада
Национальный парк Наха́нни - в переводе с дене, «Наханни» означает «душа». Над рекой Саут-Наханни расположены четыре каньона: Первый, Второй, Третий и Четвёртый. Река известна благодаря водопаду Вирджиния высотой 90 м - в два раза выше Ниагарского водопада. На территории парка находятся серные термальные источники, тундра, смешанные леса из елей и тополей. Место обитания медведей гризли, лесного карибу, альпийских овец и коз. Здесь расположены самые высокие горы и крупнейшие ледники Северо-Западных территорий.

Провинциа́льный парк Да́йносор - создан 27 июня 1955 года в честь 50-го юбилея Министерства туризма, парков и отдыха провинции Альберта с целью защиты места раскопок ископаемых животных. Парк знаменит тем, что это одно из крупнейших хранилищ окаменелостей динозавров в мире. Здесь были найдены остатки более чем 500 динозавров, принадлежащих к 39 видам.

Парки и резерваты Клуэйн, Рангел - Сент-Элайас, Глейшер-Бей и Татшеншини-Алсек - международная система парков, находящаяся в Британской Колумбии (Канада) и штате Аляска (США). Система занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году из-за впечатляющих ледников и ландшафта ледяных полей, а также из-за важности как местообитания медведей гризли, северных оленей, баранов Далла (тонкорогих баранов).

Вуд-Баффало - основан в 1922 году. Это крупнейший в Канаде национальный парк и один из самых больших в мире, имеющий площадь более 44 тыс. кв. км. Расположен в центральной части Канады, между озёрами Атабаска и Большое Невольничье. Здесь соседствуют травянистые прерии и засоленные луговые равнины, где кормом для травоядных служат солеустойчивые травы и дикие цветы. На его территории обитает самое большое на континенте дикое стадо американских бизонов (около 2500 голов), здесь гнездятся ставшие очень редкими американские журавли и пеликаны. Еще одна природная достопримечательность - самая обширная в мире внутренняя речная дельта, образованная реками Атабаска и Пис-Ривер.

Парки Канадских скалистых гор расположены в Канадских скалистых горах. В их состав включены четыре национальных парка Канады. Парки включают горы, ледники и горячие источники, а также истоки основных речных систем Северной Америки: Северный Саскачеван, Атабаска, Колумбия, Фрейзер.

Национальный парк Уотертон-Лейкс - представлены каменные породы различной цветовой гаммы: красный аргиллит содержит окисленное железо, в то время как зелёный - неокисленное; камни бежевого, серого и коричневого цветов - доломиты и известняки, чёрные камни - вулканического происхождения. Горы сформированы в ходе одного крупного движения, а не многих более мелких, как в случае остальной части Канадских Скалистых гор. За миллионы лет движение с юго-запада на северо-восток, позволило породе передвинуться на 100 км и перекрыть более молодые (70 миллионов лет) породы.

Куба
Национальный парк имени Александра Гумбольдта - получил своё имя в честь немецкого учёного Александра фон Гумбольдта, посетившего остров в 1800 и 1801 годах. Имеет незаурядные размеры, перепады высот, ландшафтное разнообразные и многочисленные эндемические виды произрастающих растений и обитающих животных на его территории.

Мексика
Эль-Пинакате и Гран-Десиерто-де-Алтар - биосферный заповедник. Известен своими уникальными физическими и биологическими характеристиками - наличием щитовидного вулкана, обширными зонами подвижных дюн, окружающих его, и очень высокой концентрацией кратеров мааров. Горная цепь Пинакате возникла в результате складкообразования и представляет собой складчатую систему, результат извержения вулканов, превратившего лаву в плотную породу, песок и вулканический пепел, которые сформировали цветовые гаммы особой красотой и кратеры.

Калифорни́йский зали́в - известен также как Мо́ре Корте́са - залив, отделяющий полуостров Калифорния от мексиканского континентального побережья Тихого океана. У залива образовался выход к морю около 5,3 млн лет назад, после чего река Колорадо получила выход к океану.

Сиан-Каан - биосферный заповедник, с целью сохранения биоразнообразия региона. На языке индейцев майя означает «там, где начинается небо». Включает в себя тропические леса, есть мангры и болота, а также прибрежные воды Карибского моря с участком барьерного рифа.

США
Национа́льный парк Йе́ллоусто́н, или Йеллоусто́нский национа́льный парк - международный биосферный заповедник, первый в мире национальный парк (основан 1 марта 1872 года). Парк знаменит многочисленными гейзерами и другими геотермическими объектами, богатой живой природой, живописными ландшафтами. Согласно археологическим данным люди начали жить на этой территории 11 000 лет назад. На огромной территории парка находятся озёра, реки, каньоны и пещеры. Большая часть территории парка покрыта застывшей лавой; в парке находится одно из пяти существующих в мире гейзерных полей. На территории парка находятся около 3 тысяч гейзеров.

Национальный парк Гранд-Каньон - один из старейших национальных парков США. На территории парка расположен Гранд-Каньон - Великий каньон реки Колорадо, одно из признанных природных чудес света. Ценится своим гармоничным сочетанием размера, глубины и многоцветных слоев обнаженных горных пород, которые датируются вплоть до докембрийского периода.

Национальный парк «Редвуд» - парк покрыт древними лесами секвойи. Эти деревья являются одной из самых высоких и массивных пород деревьев на Земле. Кроме лесов красного дерева, парки сохраняют коренные флору и фауну, пастбища прерий, культурные ресурсы, части рек и ручьев, а также 60 километров нетронутой береговой линии.

Национальный парк «Ма́монтова пеще́ра» - здесь находится часть самой длинной пещерной системы в мире - Мамонтовой пещеры. Мамонтова пещера или пещерная система Мамонтова - карстовая пещерная система, которая образовалась около 10 миллионов лет назад под хребтом Флинт в западных предгорьях Аппалачей, в толстом пласте известняка под пластом песчаника. Точная длина пещеры неизвестна, каждый год спелеологи открывают несколько километров новых ходов. Длина исследованной части пещерной системы - 627 650 м. при глубине 115 м.

Национальный парк Йосе́мити или Йосе́митский национальный парк - находится на западных склонах горного хребта Сьерра-Невада. Славится своими ландшафтами и природой: впечатляющие гранитные скалы, водопады, реки с чистой водой, рощи секвойядендронов и богатое биологическое разнообразие (около 89 % парка считается зоной дикой природы).
Природные зоны Африки

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Статья подготовлена по результатам поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг. Авторами предпринята попытка обобщить основные данные, полученные при изучении истории и наследия Русской Америки, подвести итоги первого опыта полевых междисциплинарных исследований и обозначить перспективу в изучении русского влияния на всё многообразие жизни и деятельности в регионе. Статья не претендует на всеобъемлющий и подробный анализ источников и литературы по заявленной теме - эта цель ставится в монографии, над которой работает коллектив.

В 1867 г. Россия продала США полуостров Аляску, и прилегающие к ней острова. Америка получила огромную территорию со значительными природными ресурсами, суровым климатом, на которой обитает один из самых крупных хищников планеты - кадьякский бурый медведь. Удивительно, но всё это - и обширная территория, и природные богатства, и климат, и медведь - стало для американцев символом Советского Союза, а потом и современной России. Другими словами, Аляска перед жителями американских континентальных штатов предстала своего рода Россией в миниатюре.

Долгое время в российско-американских отношениях превалировали стереотипы, они распространились и в научной среде. Так, некоторые учёные тему Русской Америки полагали незначительной, при этом затруднялись отнести её к отечественной или к американской истории. В школьных и вузовских учебниках практически ничего не говорится о великих русских географических открытиях в северной части Тихого океана и об истории Русской Америки. В то же время распространено множество мифов. Лишь в последние годы, благодаря усилиям учёных-специалистов и участников научно-исследовательских экспедиций на Аляску, изучение Русской Америки вышло на новый уровень.

Наследие Русской Америки как историко-культурный феномен мы предлагаем рассматривать в разных аспектах. В узком смысле - это Аляска, группы Алеутских островов, поселения в Калифорнии, на Гавайских, Курильских и Командорских островах. Это район деятельности Российско-американской компании, управлявшей данными территориями в 1799-1867 гг. В широком смысле мы понимаем Русскую Америку как Новый Свет, новые рубежи в сознании наших предков. "Америка" - термин, который обозначает не столько континент, сколько новую, неизвестную землю, границу. Только в первой половине XIX в из России отправилось более 50 кругосветных экспедиций. Они составили гордость отечественного флота, привели к качественным изменениям в науке, ведь было сделано немало крупных географических открытий. Важно подчеркнуть, что конечной целью практически всех экспедиций была Аляска, а снаряжены они были на средства Российско-американской компании (РАК). Без понимания этого фактора и должной оценки финансово-хозяйственной деятельности РАК в России и за её пределами крайне сложно составить "русский глобус" и изучать российское наследие за рубежом. Поэтому в широком смысле под Русской Америкой мы подразумеваем страны и регионы, которые посетили участники российских кругосветных экспедиций.

Предлагаем краткий обзор некоторых итогов отечественных исследований в данной области.

Исторические исследования. Основу изучения Русской Америки и Российско-американской компании заложили отечественные историки П. А. Тихменёв и С. Б. Окунь . Позднее сформировалось несколько направлений в историографии. Одно из них связано с изучением географических открытий. Значительное количество работ посвящено продвижению русских к тихоокеанскому побережью в конце XVII - первой половине XIX в., отечественным экспедициям, организации пушного промысла и картографии Аляски и Алеутских островов .

Признанным лидером второго направления, связанного с изучением дипломатических отношений стран в северной части Тихого океана, был академик Н. Н. Болховитинов. В серии работ, посвященных русско-американским связям, он детально изучал все аспекты дипломатических контактов между США, Россией, Испанией, Великобританией и другими державами в этом регионе. Русско-испанские отношения на Тихом океане в последней трети XVIII в. отражены в трудах М. С. Альперовича .

Третье направление можно назвать историко-этнографическим. Ряд учёных написали монографии и опубликовали сборники документов по истории взаимоотношений русских с местным населением Аляски и Калифорнии (алеутами, эскимосами, атапасками, тлинкитами, помо и др.). В их работах прослежены также проблемы культурного развития народов Аляски в период российской колонизации этого региона .

Накопленный материал, устоявшиеся методические принципы исследований позволили современным учёным создать капитальный труд по истории Русской Америки, в котором получили освещение многие стороны почти полуторавекового процесса российской колонизации Аляски . Исследовательская работа авторов книги пришлась на начало 1990-х, когда было мало известно о влиянии русских на внутренние районы Аляски, ограниченными были знания по археологии и лингвистике Русской Америки. Вообще работали по этой теме почти исключительно историки и историки-этнографы. Изучение финансово-хозяйственной деятельности РАК, организация специальных научных исследовательских экспедиций во внутренние районы Аляски были ещё вопросами будущего. Основываясь на тогдашнем источниковом и научно-исследовательском багаже знаний, Н. Н. Болховитинов высказал мысль о том, что русское наследие исчезло: «От некогда обширных американских владений России не сохранилось ничего. Последние остатки русского наследия в конце XIX века смыла гигантская волна авантюристов и золотоискателей, хлынувшая в район Клондайка, а затем и на саму Аляску. Призрак русского влияния рассеялся "как дым, как утренний туман"» .

По инициативе Н. Н. Болховитинова в Институте всеобщей истории РАН был создан центр по изучению истории Русской Америки, куда вошли многие известные учёные. Основные направления работы центра легли в основу образованной им же ведущей научной школы, поддерживаемой Президентом РФ. В настоящее время получили развитие региональные центры, действующие в основном при университетах. Учёные этих центров ведут специальные курсы по истории Русской Америки, проводят конференции и семинары, публикуют монографии и статьи в отечественных и зарубежных изданиях. Развитие связей с этими центрами - часть большой программы Центра по изучению исторического, культурного и духовного наследия Русской Америки, который возглавляет академик А. О. Чубарьян.

Современные тенденции в изучении Русской Америки характеризуются попыткой обобщения имеющихся знаний, в то же время появляются новые направления исследований, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности РАК, развития колониального права в Русской Америке и деятельности РАК в Сибири и на Дальнем Востоке. В последние годы прилагаются усилия по формированию международной ассоциации учёных - специалистов в данной области.

Православие в Русской Америке. Частью исторических исследований и одновременно самостоятельным направлением стало изучение деятельности на Аляске Русской православной церкви. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, именно распространение православия стало существенным подтверждением русского культурного влияния на жизнь аборигенов в этой части Нового Света. Православные миссионеры тесно взаимодействовали с паствой и в своей духовной деятельности опирались на изучение и сохранение особенностей культуры коренных народов. Их стараниями сложилась письменность основных этнических групп Аляски, переводились на туземные языки книги Священного писания, богослужебные и вероучительные тексты. В русский период РПЦ оказала цивилизационное воздействие на автохтонное население колонии, внеся значительный вклад в развитие самосознания, культуры и оздоровление социальных отношений в местной среде. В отличие от РАК Русская православная церковь продолжила свою деятельность на Аляске и после того, как та стала американским штатом. Проводя пастырскую работу в многоконфессиональной стране с резко отличающимся от России государственно-политическим и общественно-экономическим строем, православное духовенство защищало интересы своей паствы перед органами власти всех уровней, а также перед американскими коммерческими структурами и представителями иных конфессий. Н. Н. Болховитинов отмечал, что именно православная церковь стала главной хранительницей русского наследия в Северной Америке. Но этот уникальный опыт пока мало отражён в исследовательской литературе.

Публикации о православии на Аляске в XIX – начале XX в., в том числе книги святителя Иннокентия (Вениаминова), очерки о первой духовной миссии, походные журналы миссионеров, имели в основном описательный характер. В советское время по идеологическим причинам данная тема была запретной, неугодные властям сведения изымались, даже при публикации архивных документов слов «святой» исключалось из названий кораблей и даже географических названий. В это время изучением вопросов церковной истории на Аляске занимались американские авторы .

Отечественные публикации исследовательского характера по данной теме появились в постсоветское время. Н. Н. Болховитинов был первым светским ученым, написавшим отдельную работу о распространении русской духовной культуры на Аляске. Наследие православных миссионеров, трудившихся в Русской Америке, стало темой статей Р. Г. Ляпуновой и Г. И. Дзенискевич, вошедших в сборник «Русская Америка». Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) первым предпринял изучение деятельности РПЦ на Аляске после 1867 г. В его монографическом исследовании истории православия на этой территории с момента ее открытия до 1917 г. охвачены как русский, так и американский период присутствия РПЦ на Аляске. Последние его публикации раскрывают отдельные вопросы распространения православия в Русской Америке .

Культурное наследие и коллекции материальной культуры Русской Америки. Судьба российского наследия и в целом влияние русской культуры на современную жизнь Аляски - тема специальных исследований, выполненных научным сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН С.А. Корсуном на основе отечественных музейных коллекций. В публикациях по результатам этой работы ему удалось показать всё богатство естественно-научных, историко-антропологических и этнологических коллекций по истории народов Русской Америки .

Археологические исследования. Надо заметить, что русский период в истории Аляски оставил прекрасные объекты для археологических исследований - крепости, редуты и торговые посты. Столица Русской Америки город Ново-Архангельск уже давно привлекает внимание специалистов как уникальный объект культурного наследия России, центр мореплавания и один из крупных портов западного побережья Северной Америки первой половины XIX в. В 2000-х годах в течение нескольких сезонов российско-американской группой исследователей в составе А.В. Харинского, В.В. Тихонова, Т. Диллиплейна и Д. МакМехана были проведены археологические раскопки в Ново-Архангельске (ныне Ситха), включая так называемый замок Баранова - место пребывания главного правителя колоний. Артефакты, найденные и идентифицированные во время этих раскопок, а также и в других русских поселениях, позволят выяснить, как проходили торговые пути, насколько интенсивной была торговля, каков был быт русских, креолов и местных жителей Аляски. Объектами археологических исследований стали и некоторые регионы, связанные с Русской Америкой, - поселения на Курильских островах, здания контор Российско-американской компании на Дальнем Востоке, Форт Росс в Калифорнии и даже строения на Гавайских островах .

Эти же исследователи стали первыми подводными археологами, обследовавшими акваторию Русской Америки. В 2003 г. недалеко от острова Кадьяк был найден корабль Российско-американской компании с одноимённым названием "Кадьяк", затонувший в 1860 г. во время перевозки льда в Калифорнию. Он стал объектом тщательного изучения методами подводной археологии, которые позволили точно оценить возможности флота компании, надёжность постройки кораблей, грузовместимость и т.д.

Филологические исследования. Перу ведущих отечественных специалистов в области лингвистики Русской Америки А. А. Кибрика и М. Б. Бергельсона принадлежат работы, подготовленные по результатам экспедиций на Аляску. Там изучались язык и культура верхнекускоквимских атабасков (русские называли их "кольчане"), а также русский диалект, сохранившийся на полуострове Кенай со времён Русской Америки. В этих работах речь идёт не только о языке, но и в целом о культурном наследии русских на Аляске. А. А. Кибрик проследил пути проникновения русских заимствований в верхнекускоквимский язык атабасков. Всего было выявлено около 80 лексических заимствований из русского языка. Исследование показало, что какая-то их часть попадала в язык верхнекускоквимцев во время прямых, хотя и очень редких контактов с русскими первопроходцами, другая часть - через посредство родственных атабаскских языков или эскимосского языка. Основные культурные контакты проходили по водному маршруту - реке Кускоквим . Исследования языков коренных народов Аляски, в частности алеутского языка, проводятся Е. В. Головко, Н. Б. Бахтиным и А.С. Асиновским .

Накопленный богатый материал позволяет приступить к подготовке фундаментального словаря языков народов Аляски, что существенно обогатит отечественную науку.

Естественно-научные исследования. При изучении наследия Русской Америки весьма эффективным может оказаться сотрудничество представителей естественных и гуманитарных наук, например, в области истории освоения природных ресурсов северо-запада Тихого океана. Даже первых отечественных исследователей здешней фауны в XVIII-X1X вв. интересовал не только промысел сам по себе, но и разнообразие органической жизни на островах и побережье, причины сходства или различия животных, обитающих на двух близко расположенных континентах, и т.д. Одной из первых попыток обобщения имеющихся работ можно считать исследования B. C. Шишкина, который пришёл к выводу, что необходима дальнейшая кооперация историков, биологов, представителей других специальностей для освоения естественно-научной деятельности РАК и работавших в Русской Америке натуралистов .

В начале своей деятельности Российско-американская компания вела хищнический промысел морских животных. Однако в 1840-х годах из-за истощения пушных богатств стали применяться рациональные способы охоты. Были учреждены так называемые "запуски" - запреты на ловлю животных на определённой территории. Благодаря сбалансированной схеме промыслов удавалось сохранять и регулировать численность морских животных. Способы и методы охоты на пушного зверя, а также влияние объёмов его добычи на популяцию животных и экосистему региона являются перспективными направлениями в изучении Русской Америки и относятся к междисциплинарным подходам.

В настоящее время в Русском географическом обществе уделяется пристальное внимание междисциплинарным исследованиям, связанным с географией, историей и наследием Русской Америки.

Антропологические, этнологические и другие исследования. Сотрудничество археологов, этнологов, антропологов и судебных медиков в последние годы привело к удивительным открытиям. Так, в результате работы специалистов во главе с учеником и последователем М. М. Герасимова профессором В. Н. Звягиным (Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития РФ) был восстановлен по черепу облик капитан-командора Витуса Йонассена Беринга. Оказалось, что хрестоматийно известный портрет принадлежал вовсе не знаменитому путешественнику, а его дяде - датскому историку и поэту Витусу Педерсену Берингу . В настоящее время в планах В. Н. Звягина и его сотрудников исследование некрополя Форта Росс с целью воссоздания облика его основателей и увековечения их памяти.

Изучение музейных и архивных коллекций. Российские музеи располагают богатейшими материалами по этнографии коренных народов Тихоокеанского региона, собранными российскими мореплавателями и исследователями в ходе экспедиций. Многие коллекции уникальны и сохранились только в России. Кроме того, в нашей стране есть архитектурные сооружения, культовые памятники и просто места, связанные с кругосветными путешествиями, историей Русской Америки (дома контор Российско-американской компании в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске и других городах, храмы, сооружённые землепроходцами, памятники самим путешественникам и т.д.). Музеи или специальные экспозиции на эту тему находятся во многих городах от Сахалина до Санкт-Петербурга.

В исследования, посвященные освоению Аляски, вовлечены представители отечественных федеральных и региональных архивов - более 20 архивов и рукописных отделов библиотек и музеев, и их число растёт с каждым годом. Особенно тесными оказались связи коллектива учёных Института всеобщей истории РАН, занимающихся историей Русской Америки, с Российским государственным архивом Военно-морского флота в Санкт-Петербурге. В архиве находятся богатейшие коллекции документов и карт, всё ещё не в полной мере введённые в научный оборот, здесь работают превосходные специалисты - знатоки Русской Америки. Нельзя не отметить поддержку названного архива в установлении взаимодействия с архивами Крыма, в частности, с Государственным архивом Севастополя.

Изучение художественного наследия Русской Америки и философские исследования. История Русской Америки насыщена яркими, порой драматическими событиями. Художественные произведения, основанные на американских сюжетах русской истории, стали тем отражением наследия, которое доступно и известно не только специалистам, но и огромному числу ценителей прекрасного. Именно в художественных образах ("Юнона и Авось" А. Рыбникова и А. Вознесенского, романы В.Н. Исаева и Г. Шавиньи) закрепляются символы, важные для общественного сознания.

Направление искусствоведческих и философских исследований пока только обозначено, эта темы касался в своих работах историк и писатель В.В. Ружейников .

Геополитические исследования особенно актуальны в связи с приближающимся саммитов стран Азиатско-Тихоокеанского региона на Дальнем Востоке 2012 г. Развитие знаний об истории Русской Америки очень важно для понимание стратегии внешнеполитической деятельности России в регионе.

Итоги полевых исследований последних лет. В 2009 и 2010 гг. были проведены две научно-исследовательские экспедиции по рекам Юкон, Кускоквим и Инноко на Аляске. В августе-сентябре 2011 г. состоялась третья экспедиция по изучению Аляски в районе реки Нагашак. Комплексный анализ результатов трёх экспедиций будет представлен в виде специального исследования. Участники двух первых экспедиций прошли маршрут на байдарках в условиях, максимально; приближенных к середине XIX в. Они повторили путь знаменитого русского исследователя Аляски, Лаврентия Загоскина, который в 1842-1844 гг. изучил внутренние территории Русской Америки. Результатом экспедиции Л. А. Загоскина стала его книга "Пешеходная опись части русских владений в Америке, произведённая лейтенантом Л. Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 годах", изданная в двух томах в Санкт-Петербурге в 1847 г. Она была переиздана в 1956 г. под названием "Путешествия и исследования лейтенанта Лаврентия Загоскина в Русской Америке в 1842-1844 годах". Во время экспедиций 2009 и 2010 гг. в общей сложности было пройдено около 2500 км по рекам Аляски и проведены научные исследования в 35 труднодоступных населённых пунктах. Это крупнейшие российские экспедиции на Аляску со времён Российско-американской компании. Они являлись составной частью проекта, посвященного 200-летию со дня рождения; Л. А. Загоскина. Одним из итогов экспедиций стало создание Рязанского музея путешественников и Русской Америки на базе дома Загоскина в Рязани, развитие контактов между исследовательскими, образовательными, общественными и деловыми организациями России и США.

Научные цели экспедиций включали описание современных социально-экономических условий проживания коренного населения по рекам Юкон и Кускоквим, проведение историко-географических и этнографических исследований в рамках изучения влияния русской культуры на современную жизнь и культуру местных народов, сравнительное описание исследуемых территорий в сопоставлении со сделанным Загоскиным, поиск укреплённого поселения в устье Юкона, известного из его дневников.

Основными методами социологического исследования были наблюдение и опрос, использовалась методика экспресс-наблюдения, хорошо зарекомендовавшая себя в условиях жёстко лимитированного времени и большой физической нагрузки. Суть методики заключается в чётком распределении блоков исследования между участниками экспедиции с подробной детализацией схемы наблюдения и описания объекта - планировочно-пространственной структуры, системообразующих объектов в населённых пунктах, улиц, экстерьеров и интерьеров построек, приусадебных участков и т.д.

Особое внимание уделялось выяснению традиционного и нового, присущего местному населению и заимствованного русского, сравнению виденного Загоскиным с тем, что есть на той же территории сейчас. Опросы велись на английском языке. С целью выявления русских слов применялись два подхода: первый - респондента напрямую спрашивали, какие русские слова он знает или считает русскими; второй - русские слова выявлялись в ходе полуструктурированного интервью. Качественные методы исследования подкреплялись количественными данными переписей 2000 и 2008 гг. Кроме того, в администрациях населённых пунктов запрашивалась информация о социально-экономическом состоянии (паспорт) и истории села.

Во многом благодаря широкому охвату территории в ходе экспедиций был определён значительный пласт российского наследия, который до настоящего момента не являлся предметом специального исследования и не был осмыслен как единое явление.

Исследования проводились на территории проживания двух основных этнических групп - это атабаски (коюконы, ингалики, верхнекускоквимцы) и эскимосы-юпик (незначительно - эскимосы-инупиаты). Большинство обследованных поселений малонаселённые - 50-500 человек, 90% из них - коренные жители. Одни посёлки полностью отрезаны от других, существует только авиасвязь. В 1950-1970-е годы наблюдалось двукратное сокращение числа населённых пунктов и их укрупнение.

Основное занятие коренных народов - охота и рыболовство, но только для самообеспечения. Везде отмечается высокий уровень технической оснащённости домохозяйств (стиральная машина, холодильник, иногда посудомоечная машина, микроволновая печь, телевизор), подавляющее большинство семей имеют квадроцикл, снегоход, лодку с мотором (часто не одну). В каждом поселении имеются централизованные водоснабжение, канализация и очистные сооружения, есть школа, церковь, почта, магазин, аэропорт (взлётно-посадочная полоса), клуб.

Динамика численности населения в посёлках атабасков за 2000-2008 гг. отрицательная и по всем населённым пунктам варьируется в узких пределах - 11.3-13%. В поселениях эскимосов по реке Юкон эта динамика, наоборот, положительная и варьируется в пределах 9.4-9.6%. Интересен тот факт, что в поселениях эскимосов на океанском побережье численность населения стабильна, чего нельзя сказать о "речных" эскимосах. В свою очередь прирост/убыль эскимосского населения по берегам реки Кускоквим отличается от таких же показателей у эскимосов Юкона и побережья. Это свидетельствует о наличии чётких этнодемографических границ, совпадающих с историческими границами этнических групп и подгрупп коренных народов Аляски, и, несомненно, заслуживает серьёзного анализа.

Практически во всех поселениях на Юконе и Кускоквиме количество постоянных рабочих мест весьма ограниченно. Основной работодатель здесь - государство. Рабочие места предоставляют школа, почта, заповедники, пожарная часть, учреждения культуры (библиотека), медицинский пункт. Некоторые постоянные рабочие места обеспечивают частные лица, владельцы магазинов, аэродромов, авиакомпаний, гостиниц, кафе, речного транспорта.

Официально регистрируемый уровень доходов относительно низкий, если сопоставлять его со средним по Соединённым Штатам Америки, - 30-40 тыс. долл. в год на домохозяйство. Важными источниками дохода являются сезонные заработки (на вахтах, в шахтах, коммерческом рыболовстве), а также средства, получаемые от деятельности корпораций, образованных в 1970-х годах в рамках закона о признании исков коренных народов.

За последние 100 лет культура коренных народов претерпела кардинальные изменения - от кочевания в середине XIX в. и использования каменных орудий до оседлого хозяйства и новейших технических средств к концу XX в. Местное население испытало воздействие европейской культуры - русской и американской. На современном этапе многие традиции, которые описывали исследователи прошлого, утрачены. Национальные языки забываются (в основном на них говорит только старшее поколение). Бытует традиционный обряд поминовения с раздачей подарков, танцами и песнопениями, большим столом с яствами (зафиксирован последней экспедицией). С XIX в. сохранилась, к примеру, двойственная система самоуправления инородцев Русской Америки, отражённая в уставах РАК, подчиняющая коренных жителей, с одной стороны, колониальной администрации, с другой - выборному тоену: в современных поселениях есть глава местного самоуправления (он может называться мэром) и глава сообщества коренных жителей (вождь).

Вопросами наследия русского православия на исследуемой территории в составе экспедиции 2010 г. занимались два священнослужителя из Калужской епархии РПЦ. Они проводили научные исследования в соответствии с разработанными митрополитом Климентом инструкцией и планом и совершали богослужения в православных храмах совместно с духовенством православных общин на Аляске. Почти все они относятся к православной церкви в Америке, которая находится в каноническом общении с РПЦ. Было выяснено, что в населённых пунктах по Юкону и Кускоквиму присутствуют различные христианские церкви и направления, среди которых ключевую роль играет православная церковь. Свои представительства имеют также католическая церковь и протестантские деноминации (епископальная церковь, библейская церковь, баптисты и др.). Следует отметить, что православные общины существуют большей частью в селениях эскимосов. В памяти местного населения сохраняются представления об образе действий первых православных миссионеров, которые примиряли враждующие племена, а для христианской проповеди собирали жителей в специально установленных для этого палатках - походных церквах. В сознании местного населения запечатлелась святость новой религии, необходимость соблюдать благоговение в доме Божием. Объявляя во время крещения всех братьями во Христе, причащая их от одной чаши, миссионеры изменяли социальные взаимоотношения, искореняли межплеменную вражду и рабство. Именно через призму православия многие представители коренных народов воспринимают и осознают русский период своей истории. Большинство из них знают имена американских православных святых - мученика Петра Алеута, преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Вениаминова, праведного Иакова Нецветова.

Результаты экспедиционных исследований показали, что, несмотря на то, что русский этап на Юконе и Кускоквиме был по продолжительности совсем незначительным (40-60-е годы XIX в.), многие влияния русской культуры сохранились до нашего времени и играют значительную роль в жизни коренных народов. Среди заимствований - русские слова, встречающиеся в языке индейцев и эскимосов, обозначающие продукты и предметы быта: "чай", "сахар", "молоко", "ложка", "платок", "баня" и т.д. Подобного словаря русских заимствований не создано до сих пор, но их большое количество даёт основание говорить о существовании особого аляскинского диалекта русского языка. Широкое распространение получили русские фамилии и имена (Кожевников, Иванов, Васка, Питка, Исмалка, Николай и пр.). Все эскимосы и атабаски обязательно говорят, что в них течёт русская кровь, и это считается предметом гордости.

Посёлки, состоящие из срубных построек, изб, лабазов, и их планировка - предмет заимствования (изначально коренные народы - кочевые, и идея постоянного поселения впервые привнесена русскими колонистами, которые по сути и сформировали облик современных поселений). Широко распространены русские топонимы и гидронимы.

В ходе экспедиции сделано уникальное открытие - обнаружен комплекс метрических книг на русском языке (порядка 30 книг) за 1852-1950-е годы, который содержит информацию по статистике и истории сёл практически всей внутренней части Аляски. Данные книги не были известны научной общественности Америки и России. Наиболее ранняя из них (1852) содержит автографы и, возможно, написана рукой священника Якова Нецветова, причисленного к лику святых Американской православной церковью. После экспедиции почти все книги перевезены в архив на остров Кадьяк.

Никогда ранее не использовавшиеся в научных целях документы позволили сделать вывод о том, что влияние русской культуры было велико и после продажи Аляски США. Всё делопроизводство до начала XX в. велось на русском языке, имена и фамилии местных жителей русские, значительной была креольская прослойка (потомки русских, эскимосов и алеутов), указаны и этнические русские выходцы из губерний России, которые остались жить на Аляске. Местное население представлено несколькими племенами - это квихпакцы, инкалиты, куюканцы, кольчане, кускоквимцы.

На Аляске сохранилось большое число памятников истории русского освоения, многие из которых никак не изучены и не поставлены на охрану. В ходе экспедиции были выявлены могилы и могильные плиты русских колонистов и креолов (в Рашен Мишен), сохранились остатки русских фортов и одиночек (форт в Нулато, в Рашен Мишен, Колмаковский редут и др.). Требуется составление реестра объектов, связанных с русской колонизацией, нанесение их на карту и детальное изучение.

В 1844 г. Л.А. Загоскин обнаружил и дал краткую характеристику разрушенного укреплённого поселения в 7 милях от устья крайнего правого рукава Юкона - реки Апхун. Оно характерно для многих среднерусских и сибирских городищ - острогов - и полностью вписывается в русскую традицию. В устье Юкона другие русские поселения неизвестны. Более того, местные племена, по свидетельству американских археологов, никогда не строили укреплений. Таким образом, данные Загоскина не укладываются в привычную схему освоения Аляски. Возможно, это городище имеет отношение к давней легенде о первом русском поселении на Аляске, основанном в XVII в. людьми с потерявшихся судов Семёна Дежнёва или какой-либо другой экспедиции.

В 1985 г. под руководством американского археолога К. Пратта в низовьях Юкона проводились полевые исследования по выявлению как существующих, так и заброшенных эскимосских поселений. В ходе экспедиции в нескольких километрах выше современного поселка Котлик по реке Апхун были зафиксированы остатки заброшенного поселения эскимосов-юпик. Поселение было обследовано и внесено в приложение к Соглашению о землепользовании аборигенов Аляски.

Во время экспедиции 2010 г. южный отряд обследовал Колмаковский редут, основанный в 1841 г. русскими промышленниками. Это один из памятников Русской Аляски, включённый США в число национальных исторических сокровищ, в ближайшее время планируется его реставрация. Тогда же был впервые проведён уникальный исторический эксперимент по изучению маршрутов движения русских первопроходцев и возможностей транспортно-торговых коммуникаций по рекам и озёрам Аляски. Северный отряд экспедиции совершил водно-сухопутный переход из Юкона в Кускоквим по тому маршруту, которым пользовались местные жители Аляски и русские землепроходцы, в том числе и Л. А. Загоскин. Выяснилось, что роль природно-климатических условий (уровень воды, время года и другие явления) часто недооценивалось исследователями, изучающими местное население Русской Америки и русскую колонизацию этих территорий. В ходе эксперимента установлено, что транспортные возможности перехода в большой степени зависели от природно-климатических условий (например, высокий уровень воды способствовал усилению контактов населения разных районов).

В результате проведённого исследования установлено, что русское наследие на Аляске не исчезло под натиском переселенцев из континентальной части США, а сохранилось до настоящего времени, несмотря на продолжительный период отсутствия взаимодействия с Россией. Собранные в ходе экспедиций материалы, а также выявленные архивные источники позволили сделать вывод о том, что относительно кратковременное взаимодействие русских с аборигенами внутренних и труднодоступных районов Аляски оказало на них весьма сильное влияние. Оно оставалось значительным и после продажи Аляски США. Результаты предварительных исследований показывают глубину проникновения русских традиций, особенно духовной культуры России - православия, в культуру коренных жителей Аляски, что сохранилось и в их современной жизни.

Финансово-хозяйственная деятельность Российско-американской компании лежала в основе освоения огромного региона. Результаты рекогносцировочных работ показывают, что история Русской Америки является фундаментом для развития положительного образа России в США. Данные, которые предоставляет историческая наука, можно считать отправной точкой для дальнейших исследований в смежных и других дисциплинах. Политический потенциал российского наследия на настоящий момент задействован недостаточно, в перспективе это может стать важнейшим элементом научно-культурной политики России в США. Колониальное и международное право, межкультурная коммуникация и иные явления, получившие развитие в первой половине XIX в., укоренились и при определённой трансформации продолжают оказывать влияние на современную жизнь на полуострове.

Конечно, есть ещё обширное поле для дальнейшего взаимодействия. Аляска до сих пор не была предметом специальных междисциплинарных исследований. Несмотря на то, что русские элементы культуры проявляют значительную устойчивость к процессам, происходящим в Соединённых Штатах, но и они постепенно уходят из народной жизни. В связи с этим крайне важным представляется изучение и сохранение этих традиций. На Аляске существует обширный комплекс материальных объектов - свидетельств активной деятельности России на территории Америки. Они нуждаются в научном описании и дальнейшем исследовании. Здесь хранятся удивительные памятники письменности - многочисленные архивы церковных приходов, многие из которых ещё не выявлены. Первым этапом исследований могут стать реестр и карта российского наследия на северо-западе Америки. Используемую методику можно применить и на других территориях США. В связи с этим важнейшим направлением исследований должны стать работы по формированию путеводителя по архивам России и Америки, посвященного рассматриваемой теме.

Одной из острых проблем остаётся подготовка молодых учёных на местах, защита ими диссертаций и вовлечение их в общий процесс изучения истории и наследия Русской Америки. Более активно следует использовать имеющиеся архивные материалы в местных региональных музеях и библиотеках для подготовки новых специалистов. Особое внимание нужно уделить интернет-ресурсам. Пока отечественные разработки в этом отношении отстают от аналогичных в США как по объёму, так и по популяризации привлекаемых источников.

Следует, однако, отметить, что в Институте всеобщей истории РАН под руководством академика А. О. Чубарьяна разработан план по расширению международного сотрудничества в данной области. Это особенно актуально в связи с приближающейся юбилейной датой - 200-летием основания Форта Росс. Важно, чтобы в предстоящих научных мероприятиях приняли участие представители всех научно-образовательных и исследовательских центров по изучению Русской Америки. Итоги исследования приводят к необходимости объединения усилий учёных разных специальностей и представителей церковной исторической науки для выхода на новый этап изучения наследия Русской Америки. Настоящее исследование можно рассматривать как базис для проработки культурно-исторического наследия, реализация которого способна стать важным фактором внутренней и внешней политики России. Данная статья призвана определить основные направления нового этапа изучения российского наследия за рубежом на примере Русской Америки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тихменёв П.А. Историческое обозрение образования Русско-американской компании и действий её до настоящего времени. СПб.: Тип. Эдуарда Веймара, 1862-1863. Т. 1-2; Окунь С.Б. Российско-американская компания. М.-Л.: Соцэкгиз, 1939.

2. Берг Л.С. Открытие Камчатки и экспедиция В. Беринга, 1725-1742. М.: Изд-во АН СССР, 1945; Ефимов А. В. Из истории великих русских географических открытий. М.: Географгиз, 1950; Дивин В.А, Русские мореплаватели на Тихом океане в XVIII веке. М.: Мысль, 1971; Макарова Р.В. Русские на Тихом океане во второй половине XVIII века. М.: Наука, 1968; Пасецкий В.М. Арктические путешествия россиян. М.: Мысль, 1974; Постников А.В. Русская Америка в географических описаниях и на картах, 1741-1867. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

3. Болховитинов Н.Н. Становление русско-американских отношений, 1775-1815. М.: Наука, 1966; 9. Он же. Русско-американские отношения, 1815-1832. М.: Наука, 1975; Он же. Русско-американские отношения и продажа Аляски, 1834-1867. М.: Наука, 1991; Он же. Russian America and International Relations // Russian American Colony. Durham: Duke University Press, 1987. P. 251-270; Альперович М.С. Россия и Новый Свет (последняя треть XVIII века). М.: Наука, 1993.

4. Дзенискевич Г.И. Атапаски Аляски. Очерки материальной и духовной культуры. Конец XVIII - начало XX века. Л.: Наука, 1987; Ляпунова Р.Г. Алеуты. Очерки этнической истории. Л.: Наука, 1987; Фёдорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии. Конец XVIII века - 1867 год. М.: Наука, 1971; А. В. Гринёв. Кто есть кто в истории Русской Америки. М.: Academia, 2009; Истомин А.А. "Индейский" фактор в калифорнийской политике Российско-американской компании на начальном этапе колонизации (1807-1821) // История и семиотика индейских культур Америки. М.: Наука, 2002. С. 452-463; Россия в Калифорнии: русские документы о колонии Росс и российско-калифорнийских связях, 1803-1850. В 2-х т. / Сост. и под-гот. Истомин А.А., Гибсон Дж. Р., Тишков В.А. М.: Наука, 2005. Т. 1.

5. История Русской Америки. 1732-1867. В 3-х т. / Ред. акад. Болховитинов Н.Н. Т. 1. Основание Русской Америки. 1732-1799. М.: Международные отношения, 1997; Т. 2. Деятельность Российско-американской компании. 1799-1825. М.: Международные отношения, 1999; Т. 3. Русская Америка: от зенита к закату. 1825-1867. М.: Международные отношения, 1999.

6. Bensin B.M. Russian Orthodox Church in Alaska 1794_1967. N.Y., 1967; Gregory (Afonsky), bishop. A History of the Orthodox Church in Alaska (1794-1917). Kodiak Saint Herman"s Theological Seminary Press, 1977; Smith B.S. Orthodoxy and Native Americans: The Alaskan Mission. N.Y.: Syosset, 1980.

7. Болховитинов Н.Н. У истоков православия в Северной Америке (середина XVIII века - 1794 год) // Американский ежегодник 1993. М.: Наука, 1994. С. 127-132; Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев / Отв. ред. Дридзо А.Д., Кинжалов Р.В. М.: Мысль, 1994; Климент (Капалин), митрополит. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ЗАО "ОЛМА Медиа групп", 2009; Он же. К вопросу об участии священнослужителей во Второй Камчатской экспедиции // Вестник Тамбовского университета. Сер. "Гуманитарные науки". 2010. Вып. 2 (82) С. 219-224; Он же. Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске // Вестник Тамбовского университета. Сер. "Гуманитарные науки". 2010. Вып. 3(83). С. 307-316.

8 Корсун С.Л. Русское наследие на Аляске // Кунсткамера: Этнографические тетради. 2003. Вып. 13. с. 57-69; Этнография и археология коренного населения Америки. СПб.: МАЭ РАН, 2010.

9. McMahan D. An Overview of the Archaeology of Russian America: the Past, Present and Future // Русская Америка. Материалы III международной научной конференции "Русская Америка" (Иркутск, 8-12 августа 2007 г.). Иркутск: ООО "Репроцентр АI", 2007. С. 328-344; Диллиплэйн Т., Исаев А.Ю., Клементьев A.M. и др. Исследования у здания конторы Российско-американской компании в Иркутске // Там же. С. 133-148.

10. Кибрик А.А. Русские заимствования в верхнекускоквимском языке и экспедиция Л.А. Загоскина // Лаврентий Загоскин. Русский путешественник и общественный деятель. Исследования и материалы. Рязань: ОАО "Рыбновское полиграфическое предприятие", 2008. С. 141-147; Бергельсон М.Б. Прагматическая и социокультурная мотивированность языковой формы. М.: Университетская книга, 2007.

11. Язык командорских алеутов: диалект острова Беринга / Сост. Головко Е.В., Бахтин Н.Б., Асиновский А.С. СПб.: Наука, 2009.

12. Шишкин ВС. Отечественные исследователи животного мира Русской Америки: исторические и экологические аспекты // Американский ежегодник за 1999. М.: Наука, 2001. С. 155-163.

13. Звягин В.Н., Мусаев Ш.М., Станюкович А.К. Витус Йонассен Беринг (1681-1741). Медико-криминалистический портрет // Баку: Азернешр, 1995; Звягин В.Н. Исторические памятники Второй Камчатской экспедиции. М.: Научный мир, 2002.

14. Ружейников В.В. Русская Америка: отражение историко-географического феномена в отечественном менталитете // Лаврентий Алексеевич Загоскин и исследования Русской Америки. Экспедиции и путешествия российских исследователей в международном контексте. Сборник материалов конференции. Рязань: ИП "С.К. Фомин", 2008.

ПЕТРОВ Александр Юрьевич - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Митрополит КЛИМЕНТ (КАПАЛИН) - кандидат исторических наук, председатель Издательского совета Русской православной церкви.

МАЛАХОВ Михаил Георгиевич - кандидат медицинских наук, Герой России, почётный полярник, руководитель Рязанского отделения Русского географического общества.

ЕРМОЛАЕВ Алексей Николаевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института экологии человека СО РАН.

САВЕЛЬЕВ Иван Вячеславович - кандидат исторических наук, доцент Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.

) находится в западной части архипелага Королевы Шарлотты. Здесь, на северном побережье Тихого океана, еще в XIX в. проживали семьи рыбаков и охотников индейского племени нинстинтов, промышлявшие добычей моллюсков и лосося. Каноэ для промыслов они изготавливали из гигантских красных кедров, которыми богат этот край. До нашего времени дошли развалины жилых домов. На острове обнаружены остатки десяти зданий и 32 тотемов (идолов), а также многочисленные захоронения. Сохранившиеся объекты демонстрируют образ жизни, искусство и быт индейцев.

(Канада) – объект культурного наследия ЮНЕСКО, отражающий доевропейский период развития страны и связанный с культурой ее коренных народов – североамериканских индейцев. Исторический парк также известен как «Пропасть, где разбиваются бизоны». Он расположен на юго-западе провинции Альберта. Здесь, на Великих равнинах, почти шесть тысяч лет жили многочисленные индейские племена. Их жизнь полностью зависела от бизонов. Бизоны обеспечивали людей не только мясом, но также шкурами и жилами, которые шли на изготовление орудий труда и наконечников стрел. Индейцы использовали даже навоз бизонов – в высушенном виде он служил им топливом. Индейские воины загоняли стадо бизонов к обрыву, с которого те падали и разбивались насмерть. На территории парка обнаружено множество остатков скелетов и костей бизонов.

(США) находятся на юго-западе штата Колорадо, на высоте свыше 2,6 км. Здесь сохранились остатки жилищ предков индейцев пуэбло. Их постройки датированы VI-XII вв. Всего здесь зарегистрировано более 4 тысяч объектов, включая поселения, построенные на вершине и склонах плато. Несколько поселений располагается под навесом скалистого обрыва. Строения выложены из камней, и каждое из них насчитывает более 100 помещений. Исследования показали, что с середины VI в. до н.э. и до середины XIII в. в районе Меса-Верде в абсолютной изоляции от внешнего мира проживало около 5000 человек. Скальные «дворцы» считаются самыми первыми в истории американской архитектуры «многоквартирными домами».

(США) расположен на северо-западе штата Нью-Мексико. Здесь в течение двух тысяч лет проживали племена индейцев пуэбло. Каньон Чако, являвшийся в IX-XIII вв. главным очагом культуры предков этого народа, служил важным религиозным, торговым и политическим центром. Здесь сохранились монументальные общественные и церемониальные здания с «Т-образной» планировкой. Они относятся к индейской культуре Чако, которая процветала в XI – начале XII вв. Парк представляет собой древний городской церемониальный центр, окруженный деревнями и покрытый сетью дорог. Дополнительную историческую ценность в районе Чако представляют руины построек ацтеков.

(США) находится в долине реки Рио-Гранде («Большая река») в штате Нью-Мексико. Здесь до прихода испанских завоевателей существовала уникальная культура индейских племен пуэбло. Испанское слово «пуэбло» означает «деревня», но на юго-западе США им принято называть старые индейские поселки. Первые жители появились здесь около 10 тысяч лет назад. Они жили в круглых землянках – кивах. Их потомки строили каменные и глинобитные дома. Эти постройки превратились в гигантские, иногда до пяти этажей, «многоквартирные» дома во время цивилизации Анасази (XI-XV вв.). Каждая деревня состояла из одного-двух таких домов, обычно имевших форму полукруга и вмещавших несколько сотен человек. В Пуэбло-де-Таос индейцы до сих пор живут без электричества и водопровода в двух таких домах, заложенных в XV в. Здесь же позже появилось несколько красивых католических миссий и церквей, сочетающих индейский и испанский стили.

(США) находится в 13 км к северо-востоку от Сент-Луиса (штат Миссури). Это одно из крупнейших доколумбовых поселений севернее , датированное VIII-XIV вв. На пике своего развития в XI-XII вв. местное аграрное сообщество состояло из 20 тысяч жителей. На пирамидальных земляных курганах строились деревянные храмы и резиденции знати. Таких курганов насчитывалось около 120. Иногда курганы использовались как некрополи. Курганы группируются вокруг главной площади, которая имеет прямоугольную форму и покрыта глиной. Курган Монкс («Монашеский») имеет высоту 30 м и считается крупнейшим земляным рукотворным сооружением в Америке. Курган был резиденцией вождя «Великое Солнце».

(США) расположен на самом крупном острове Гавайского архипелага – Биг Айленде. В парке находятся два постоянно действующих вулкана – Мауна-Лоа и Килауэа. Вулкан Мауна-Лоа (гавайск. «Длинная гора») высотой 4170 м является самым высоким и большим по объему на Земле, если считать высоту его подводной части. Вулкан Килауэа высотой 1250 м – самый активный на планете. Согласно гавайской мифологии, именно на его вершине обитает богиня огня и вулканов Пеле. Коренные гавайцы называют «волосами Пеле» тонкие нитевидные образования вулканического стекла.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант