Юридический портал. Льготный консультант

Комеди Франсез

„Комеди Франсез“ - название театра „Театр Франсе“, французский театр, театр французской комедии. Один из древнейших западноевропейских профессиональных театров, он был создан в 1680 году по указу короля Людовика XIV, объединившему Театр Мольера (еще ранее слившийся с театром „Маре“) с театром „Бургундский отель“. В труппу театра вошли 27 актеров, в том числе М. Шанмеле, М. Барон, П. Пуассон, Ш. Лагранж, А. Бежар и другие. Театр получил королевскую дотацию в 12 000 ливров, а руководили им назначаемые королем суперинтенданты, определявшие репертуар, состав труппы и т. д. „Комеди Франсез“ представлял собой актерское товарищество (societe). Доходы делились на 24 пая, основные участники товарищества - „сосьетеры“ - имели право на целый пай или его часть. В труппу театра также входили „пенсионеры“ - актеры, получавшие жалованье. Со дня основания театра до 1715 года король также имел в своем распоряжении половину пая, которую отдавал по собственному усмотрению актерам, приглашаемым им лично, без согласования с труппой. Актеры-пайщики были не заинтересованы в увеличении количества паев, так как уменьшалась цифра дохода на каждого из них. Пенсионеры же как бы состояли на службе и получали жалованье независимо от суммы доходов театра. Их набирали из провинциальных или частных театров Парижа. Пенсионер мог быть переведен в сосьетеры в результате голосования на общем собрании сосьетеров, проводимом один раз в году. Тогда ему назначался или полный пай, или часть пая, в зависимости от участия в жизни театра.

„Комеди Франсез“ начал работать в здании отеля Генего на ул. Мазарини, а в 1687 году перешел на ул. Фоссе-Сен-Жермен-де-Пре (ныне ул. Старой Комедии), где оставался до 1770 года. В 1771 году труппа играла в Тюильри, в зале, в котором в годы революции заседал Конвент. В 1782 году „Комеди Франсез“ переехал в помещение, где позднее был основан театр Одеон. С 1802 года до настоящего времени театр работает на ул. Ришелье в районе Пале-Рояля.

В XVIII веке театр был тесно связан с двором и аристократией - актеры именовались „ординарными актерами короля“ и были подчинены четырем придворным сановникам, которые по очереди управляли театром. Камер-юнкеры (так они назывались) имели полное право на предварительный просмотр всех пьес, намеченных к постановке, могли вмешиваться в распределение ролей и принимать в труппу новых членов.

В театре этого времени было принято также отводить места для знатных зрителей прямо по бокам авансцены. Естественно, актеры могли слышать любой шум или разговоры во время спектакля. Эти особые „почетные места“ постепенно вытеснялись со сцены, так как зрители часто мешали актерам.

Вскоре после создания „Комеди Франсез“ театр завоевал славу крупнейшего во Франции. Положение „королевского театра“, то есть имеющего устойчивую материальную базу, позволило приглашать в группу театра наиболее талантливых актеров. Театр обладал монополией на исполнение лучших национальных драматических произведений, что привлекало к нему таких известных драматургов, как Ж. Ф. Реньяр, Ф. К. Данкур, А. Р. Лесаж, Ф. Детуш, П. К. Нивель де Лашосс, П. Мариво. С самого начала возникновения театра в нем были представлены две актерские школы, которые получили название „расиновской“ и „мольеровской“. Первую представляли актеры трагедийного классицистского репертуара. Наиболее крупная представительница расиновской школы - это любимая ученица Расина и лучшая исполнительница его трагедий, „сладкозвучная“ Мари Шанмеле, проработавшая в театре до 1697 года. Именно под руководством Расина она сохраняла в своем исполнении высокую культуру поэтической речи, величавое благородство и изящество. После ухода Расина из театра, Шанмеле, лишенная надежного руководства, часто возвращалась к той грубоватой театральной декламации, против которой боролся и сам Расин. Шанмеле была главным противником Барона. Крупнейшим актером мольеровской школы был Барон, последний по времени из учеников великого комедиографа. Барон был единственным из учеников Мольера, посвятившим себя главным образом трагедии. Однако он иначе понимал свои задачи, особенно в области театральной декламации. На первое место в читке стихов он выдвигал не мелодическую сторону стиха, а заключенную в нем мысль. Ради естественности игры он затушевывал рифму, ломал ритм александрийского стиха, коим писались трагедии, приближал ее к прозе, выдерживал в середине тирады большие паузы и прибегал к таким недопустимым с точки зрения классицистской декламации приемам, как шепот, рыдание, всхлипывание и т. д. Он нарушал чинность и церемонность поведения трагического героя. Он первым ввел невиданный во французском театре принцип общения с партнером. Между Шанмеле и Бароном одиннадцать лет шла борьба, до тех пор, пока Барон покинул неожиданно сцену в полном расцвете своей славы.

С первой четверти XVIII века в театре „Комеди Франсез“ ставились произведения французских просветителей, видевших в театральном искусстве средство просвещения и воспитания народа. В 1718–1778 годах основу трагедийного репертуара составляли драматические произведения Вольтера, пьесы Дидро, П. Бомарше. Как театр „королевский“ „Комеди Франсез“, безусловно, был в определенной степени консервативен: в нем удерживались традиции аристократического классицизма с характерной для него сценической условностью, преувеличенной аффектацией, декоративной пластикой актерских поз, напевной, „завывающей“ декламацией, получивших наиболее яркое выражение в актерском искусстве следующего поколения - Бобура, Дюкло. В 1717 году в труппу театра вступила новая актриса, составившая себе прочную репутацию в провинции - Андриенна Лекуврер. Она с огромным успехом дебютировала в роли Монимы в „Митридате“ Расина. Она играла просто, искренне, правдиво и была, по словам Вольтера, „так трогательна, что заставляла проливать слезы“.

Если Дюкло была актрисой силы, то Лекуврер преуспевала там, где требовалось тонкое исполнение. Она, подобно Барону, ценила партнера, умела его слушать. И когда в 1729 году старый актер Барон вновь вернулся на сцену, он именно в Лекуврер увидел свою преемницу, радостно с ней общался, но смерть в том же году оборвала его попечение о молодой актрисе, которая тоже трагически рано умерла - через год, будучи 38-ми лет от роду. Весь Париж упорно говорил о том, что была она отравлена великосветской дамой-соперницей - именно так изображена причина ее смерти в мелодраме Скриба „Андриенна Лекуврер“. С именем этой актрисы связана еще одна из первых попыток изменения образа трагической героини - в одной из трагедий Корнеля она выходила на сцену в черном платье, лишенном модных вышивок и украшений (как это было принято) и без парика, с распущенными волосами. Трагические актрисы в это время выступали всегда в пышных придворных платьях.

Вся история развития драматического театра, история борьбы различных театральных и литературных направлений отразилась в его репертуаре, в его актерской школе. В течение всего XVIII века театральный классицизм отступал и преображался. Актеры нового поколения М. Барон, А. Лекуврер, М. Дюмениль, А. Лекен, сохраняя старые черты актерской школы, стремились вместе с тем и к ее обновлению - к большей психологической оправданности декламации, к большей естественности сценического поведения. Однако благородному величию и монументальности театрального классицизма пришлось уступить свое место галантной эротике, изысканной декоративности и орнаментальности. В этом стиле играли на театре Гранваль, м-ль Госсен и м-ль Данжевиль. Гранваль был изыскан - он в совершенстве владел секретом „мариводажа“ - галантного великосветского жаргона XVIII века. Он перенес на сцену атмосферу аристократических салонов. Но реалистическая манера исполнения все активнее вытесняет классическую манеру актеров старого поколения: актриса Дюмениль, с которой никто не мог сравниться по силе воздействия на зрительный зал, играя в трагедиях классицистов, в трагедиях Вольтера, умела заставить зрительный зал плакать, создавая образы „трагических матерей“. Она, играя царственных особ, не ходила чинно и размеренно, но, защищая сына от руки убийцы, вмиг, одним прыжком, оказывалась рядом с ним, восклицая со слезами на глазах: „Остановись, варвар, это мой сын !“ Зал трепетал. Она могла нарушить все правила придворного этикета и, например, ползти вниз по ступеням гробницы, опять-таки играя царицу. Ползти царице! И это в придворном театре! Эта актриса играла инстинктом и потому была превосходна во всех ситуациях и во всех драмах, где царила страсть. Она умела повергнуть публику в страх и ужас, в скорбь и восхищение. Клерон - еще одно блистательное имя театра, за ней Последовал Анри-Луи Лекен - любимый актер и ученик Вольтера, проделавший над собой громадную работу, постоянно совершенствующий свое мастерство, он стал одним из ведущих „первых актеров“ театра, хотя его внешность не располагала, казалось бы, к главным ролям. Искусство Лекена отрицало галантную красивость и изнеженную грацию. Его стихией была суровая мощь, энергия, динамика страстей. Он был первым актером, который жил чужими мыслями (т. е. героев) как своими. Он переиграл все вольтеровские роли. В 1759 году Лекен начинает и режиссерскую работу в „Комеди Франсез“. Получив в свое полное распоряжение обширную сцену, Лекен, прежде всего, отбросил стандартную декорацию „дворца вообще“, в которой исполнялись все трагедии, независимо от их содержания. Он ввел обыкновение ставить всякую новую трагедию в особой декорации, и даже менять их, если того требовала пьеса. Он обращал большое внимание и на мизансцены трагедии. Обыкновенно актеры выходили на первый план (авансцену) и там произносили свои монологи. Лекен начал располагать актеров на разных планах сценической площадки живописными группами, стал вводить переходы. Его смерть 8 февраля 1778 года была исключительно трагической утратой для французского театра. Она произошла незадолго до кончины его учителя Вольтера. Последний приехал в Париж после многолетнего отсутствия в самый день похорон Лекена и лишился чувств при вести о его кончине. Но у него были продолжатели и ученики.

В годы французской революции (1789–1794) „Комеди Франсез“ был переименован - и стал называться „Театром Нации“. Политическая борьба во время революции привела к расколу труппы (в 1792 году). Уже к концу 1789 года в театре наметились две противоположные политические группировки. Сторонники революции и патриотического репертуара сгруппировались вокруг молодого актера Тальма. В группу „черных“, то есть актеров-роялистов, не выносящих того, что партер их театра заполняется чернью, входили многие ведущие актеры театра. Формальным поводом для окончательного раскола послужила история вокруг спектакля „Карл IX“. Эта пьеса 33 раза успешно шла на сцене. Ее трактовка была революционной, то есть антимонархической. Актеры-роялисты добились того, чтобы ее сняли из репертуара. Но зрители, среди которых были Дантон, Мирабо, депутаты департаментов, масса революционного народа, бурно вмешались в дела театра. Две тысячи человек перед спектаклем кричали: „Карла IX!“ Спектакль пришлось возобновить, но дирекция театра воспользовалась болезнью актрисы Вестрис и отъездом актера, игравшего кардинала. Тогда перед зрителями выступил Тальма. Он заявил, что спектакль состоится во что бы то ни стало - актриса Вестрис из патриотических чувств будет играть, несмотря на болезнь, а роль кардинала он сам. Тальма, попросту прочтет по тетрадке. Овации зрителей были бурными. Спектакль состоялся. Конфликт Тальма с труппой принимал зловещие масштабы. Разъяренный ведущий актер дал ему пощечину, после чего последовала дуэль. Актеры-роялисты приняли решение об исключении Тальма из труппы театра, что вызвало грандиозный скандал в зрительном зале вплоть до вмешательства городских властей. В такой ситуации, естественно, совместное существование было невозможно. Революция прошла и через главный театр Франции. Актер Ф. Ж. Тальма (1763–1826), величайший французский актер, увлеченный гражданскими тенденциями в искусстве, воплотивший героико-революционную направленность в своем творчестве, вместе с Ж. Б. Дюгазоном, Ф. Вестрис оставили „Комеди Франсез“ и организовали „Театр Республики“. В этом театре шел „якобинский репертуар“. Тальма играл роли тирана Генриха VIII в пьесе Шенье, а также роли справедливого судьи, борца против аристократии, народного героя, патриота. Его герои боролись за справедливость. Но он не был настолько революционером, чтобы забыть об устойчивых, охранительных тенденциях своего искусства. После контрреволюционного переворота 1794 года на сцене „Театра Республики“ появились антиякобинские пьесы.

В январе 1793 года актеры „Театра Нации“, то есть „Комеди Франсез“, незадолго до казни Людовика XVI показали пьесу „Друг законов“. Ее центральные образы были карикатурой на Робеспьера и Марата. Спектакль, естественно, столь же пылко принимался сторонниками монархии. Но якобинский „Листок общественного спасения“ гневно требовал закрытия этого театра как „нечистого притона“, в котором господствует „прусское и австрийское прихвостье“. В результате Комитет общественной безопасности вынес решение о закрытии „Театра Нации“ и об аресте его актеров. Актеры, оставшиеся в „Театре Нации“, были в 1793 году арестованы якобинскими властями за постановку „реакционных пьес“ и освобождены лишь после свержения Робеспьера в 1794 году.

В 1799 году обе части труппы вновь объединились, и театр получил свое прежнее историческое название. „Московский декрет“ Наполеона 1812 года еще раз утвердил внутреннюю структуру театра „Комеди Франсез“, что впоследствии было подтверждено постановлениями 1850, 1859, 1901, 1910 годов, а также укрепил положение театра как привилегированного и подчиненного органам государственной власти.

В начале XIX века „Комеди Франсез“ по-прежнему представлял образцовую национальную драматургию и занимал охранительно-консервативные позиции в искусстве. В трагедиях национальных Драматургов Лемерсье и Ренуара играли ведущие актеры театра:

Тальма, Дюшенуа, Жорж, Лафон, Марс. Тальма - по-прежнему, один из крупнейших актеров французского театра. В это время он играет преимущественно героев шекспировских трагедий. В последние годы жизни Тальма активно занимается педагогической практикой. В канун революции 1830 года на сцене театра ставились романтические драмы Виктора Гюго. Героическая тема перед революцией 1848 года звучала в творчестве знаменитой актрисы Рашель. Затем наступил в театре период „затишья“, когда на сцене игрались пьесы мещанского толка драматургов Э. Скриба, Э. Ожье, легкие и развлекательные пьесы А. Дюма-сына, В. Сарду. Выдающаяся актриса Агар за сочувствие Парижской коммуне была вынуждена после 1871 года оставить театр. В искусстве других трагедийных актеров конца XIX века - Сары Бернар, Ж. Муне-Сюлли усилились черты академизма и стилизации. В это же время активно ставилась комедия, в которой играли много талантливых актеров - наиболее блистательные из них Го и Коклен. Их роли отличались чеканностью отделки, строгой логичностью, умением раскрыть особенный характер героя.

В конце XIX века на сцене прославленного театра идут произведения драматургов-реалистов - Бека, Франса, Ренара, позднее - Фабра. Расширяется и классический репертуар - в него включаются произведения П. Мериме, О. Бальзака, А. Мюссе, Шекспира. Конец XIX - начало XX века, как и в других европейских культурах, ознаменовался формированием режиссерского театра - фигура режиссера как создателя спектакля приобретает огромный вес и значение. Значительным событием для „Комеди Франсез“ в 30-х годах XX века было приглашение на постановку таких крупных режиссеров, как Ж. Копо, Л. Жуве, Ш. Дюллен, Г. Бати. С именем этого театра связано творчество и других выдающихся актеров и режиссеров современного театра - Ж. Л. Барро, М. Бель, Ж. Йонелля, Б.-М. Бови, Б. Бретти и др.

Старейший национальный театр Франции называют еще и „Домом Мольера“ - ведущие французские актеры и режиссеры всегда работали в нем. Это - честь и ответственность. На его сцене всегда присутствует французская и европейская классика. Театр „Комеди Франсез“, пожалуй, можно сравнить с нашим Малым театром - „Домом Островского“. Такие театры всегда остаются в сознании соотечественников образцовыми, эталонными, хранящими лучшие театральные традиции своей культуры.

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Что такое «Комеди Франсез»? В 1643 году молодой Жан Батист Поклен, сын королевского обойщика, взял псевдоним Мольер и организовал труппу актеров-любителей. Но поскольку зрители шли на его спектакли, Мольер решил разъезжать по провинции. В 1661 году Мольеру и его труппе была

Гебхард Леберехт фон Блюхер прусский военачальник, генерал-фельдмаршал, князь Вальштадтский, участник наполеоновских войн и герой Ватерлоо родился в этот день 275 лет тому назад. Человека лихого, энергичного и решительного прусский король Фридрих II Великий в молодости посылал к дьяволу, император Наполеон называл Старым чёртом и Колбасником , а русские и прусские солдаты Силезской армии дали ему прозвище Генерал Вперед!


Фельдмаршал Гебхард Леберехт Блюхер
Симон МЕЙСТЕР

В старинном дворянском роду Блюхеров почти все мужчины были военными, служили в разных армиях и различным государям. Кристиан Фридрих Блюхер тоже немало повоевал, дослужился до ротмистра, а затем, осев в Ростоке, обзавёлся семьёй, в которой и родился девятым ребенком по счёту наш герой. Семья была достаточно скромной по достатку, но дружной. Дети с малых лет не чурались домашнего труда, любили физические упражнения, отличались отменным здоровьем, в свободное время общались и играли с крестьянскими ребятами, не обращая внимание на предрассудки. В 12 лет Гебхард переехал жить к своей старшей сестре на шведский остров Рюген. Учился юноша не очень охотно и старательно, о чём впоследствии сожалел, так как приходилось наверстывать упущенное частными уроками. Зато большую часть свободного времени он проводил у расположенного неподалёку военного гарнизона, где, подражая военным, ребятня играла в войну и уже в ту пору юный Гебхард проявлял свои лидерские способности.


Прусский генерал от кавалерии Вильгельм Себастьян фон Беллинг. Из серии времен короля Фридриха. Герои войны и мира
Адольф фон Менцель

Не мудрено, что Гебхард мечтал стать военным, поэтому вместе со своим старшим братом решил, что хватит им играть в войну, пора начать военную карьеру на поле брани. Братья вступили в шведский гусарский полк, в составе которого воевали против армии Фридриха II Великого в Северной войне. В ходе кампании во время сражения при Фридланде он рубился героически. Окруженный прусскими гусарами, Блюхер сражался до тех пор, пока под ним не была убита лошадь, его придавило её телом, поэтому не смог больше сопротивляться и попал в плен к пруссакам (на свою удачу к родственнику, дяде по материнской линии, Вильгельму фон Беллингу).


Гебхардт Блюхер в 1762–1763 годах
Книжная иллюстрация

Вместо наказания Беллинг предложил племяннику перейти на прусскую службу. В полку прусских черных гусар юный корнет Блюхер и получил закваску гусарской лихости и отваги, отличавших его до глубокой старости. Фон Беллинг способствовал карьерному росту Гебхарда; спустя несколько месяцев службы в новом полку молодой кавалерист получил звание секунд-лейтенанта, затем и премьер-лейтенанта; попутно он набирался штабного опыта, так как непродолжительное время состоял в должности адъютанта командира полка. Блюхер вспоминал: Незаменимый Беллинг был для меня настоящим отцом и любил меня безгранично .


Гусарский ротмистр Гебхардт Блюхер
Вильгельм КАМПАУЗЕН

Но Беллинга сменил новый командир – генерал фон Лоссов. С ним у Блюхера отношения не сложились. Сражался гусар славно, но кутил, картёжничал, волочился за дамами, что было неприемлемо для благородного офицера. Генерал не пожелал закрывать глаза на проделки молодого своенравного гусара и в 1772 году даже приложил усилие, чтобы тот не получил очередное звание. А когда на вакантную должность майора, на которую претендовал наш герой, был назначен ротмистр фон Егерсфельд, внебрачный сын маркграфа фон Шведта, Блюхер возмутился и написал королю: Государь, Егерсфельд, у которого нет никаких заслуг кроме того, что он сын маркграфа фон Шведта, предпочтен мне. Прошу, ваше величество, соизволить мне отставку

В ответ на это разгневанный Фридрих Великий приказал посадить зарвавшегося ротмистра в тюрьму, но когда, несмотря на довольно длительное заключение, строптивый Блюхер отказался взять обратно своё письмо, монарх дал согласие удовлетворить его просьбу резолюцией следующего содержания: Ротмистр фон Блюхер может убираться к дьяволу...

Гебхардт Блюхер и убрался в польскую Силезию где начал вести оседлую жизнь помещика, занимаясь сельским хозяйством. На деньги, отложенные из жалования, он приобрел небольшое имение Гpocc-Раддов в Померании, в 1773 году он женился на дочери генерала Каролине фон Меллинг, став заботливым супругом, хорошим отцом и рачительным хозяином. Но труба звала нашего героя, он мечтал возвратиться на военную службу и с 1778 года не раз писал королю письма с просьбой вернуть его в армию. Но злопамятный монарх был неумолим, и по-прежнему в ответ на прошения Блюхер получал отказ.


Гебхардт Блюхер в 1793 году
Книжная иллюстрация

Лишь после смерти короля Фридриха Великого в 1787 году бывший ротмистр Блюхер смог вернуться в армию. Он был сразу произведен в чин майора и вступил в свой родной гусарский полк, с которым успешно сражался в охваченной революцией Франции. После короткой голландской кампании в 1789 году Блюхер стал подполковником, отмеченным к тому же самой почётной военной наградой Пруссии орденом Pour le Merite (За заслуги ), вручавшимся только за проявленную в бою воинскую доблесть. В 1790 году назначен командиром 8-го гусарского полка в чине полковника, в 1791 – овдовел (повторно Блюхер женился в 1795 году на Амалии Коломб, сестре прусского генерала от кавалерии Петера Коломба). Через пять лет за выдающуюся боевую службу в Рейнском походе был поставлен во главе кавалерийского обсервационного корпуса на Нижнем Рейне. 28 мая 1794 года в сражении при Киррвейлере Гебхард Блюхер со своим полком в стремительной атаке пленил 300 французов и захватил 6 орудий. Этот подвиг принес Блюхеру звание генерал-майора и назначение командующим обсервационным корпусом в Нидерландах на границе с Францией.


Гебхардт Блюхер в 1803–06 годах
Книжная иллюстрация
В 1803 году король Фридрих Вильгельм III назначил уже генерал-лейтенанта Блюхера губернатором Пруссии
со штаб-квартирой в Мюнстере и оставлением его в должности шефа 8-го гусарского полка.


Королева Луиза и Гебхард Леберехт фон Блюхер на придворном балу в Берлине

В 1806 году потомки Фридриха Великого, ведомые очаровательной королевой Пруссии Луизой Мекленбург-Стрелицкой – единственным мужчиной в семье Гогенцоллернов, решили показать всему миру на что способна прусская армия. Бравые прусские офицеры заиграли мускулами, бахвалясь прежними доблестью и могуществом, уверяя подданных, что проучат этого выскочку Бонапарта и разнесут в пух и прах его хвалённую армию. 2 октября король Фридрих Вильгельм III (не без настойчивых рекомендаций нашего героя) выдвинул Наполеону ультиматум: убрать вон все французские войска с германских территорий. В ответ на это Наполеон объявил войну Пруссии и его армия тремя колоннами через Тюрингский лес начала переходить саксонскую границу. Закончилась эта авантюра плачевно: пруссаки были разбиты наголову, что позволило позже Генриху Гейне сказать: Наполеон дунул на Пруссию и она перестала существовать...

Это был беспримерный, оставшийся единственным в истории нового времени разгром в течение нескольких дней первоклассной европейской державы со славными военными традициями, какого ещё не знала военная история. Наполеон с таким столкнулся впервые. Он недоумевал так как всегда встречал сопротивление, более или менее ожесточённое: дрались, как львы, мамелюки в Египте, итальянцы в обеих кампаниях, австрийцы, русские при Аустерлице... Здесь же царили паника, растерянность, покорность властей и населения. Вся Европа была потрясена и напугана. Так закончилась эта удивительная война...


Генерал-лейтенант Гебхард Леберехт фон Блюхер в 1803–06 годах
Цветная гравюра неизвестного автора

Надо отдать должное генералу Блюхеру, который практически в одиночку после двойного поражения пруссаков при Ауэрштедте и Йене, объединив остатки своей кавалерии, войска Евгения Вюртембергского и герцога Саксен-Веймарского, приняв на себя командование авангардом, попытался пробиться к Пренцлау на соединение с войсками принца Гогенлоэ. Его отступление к нейтральному городу Любеку (где Блюхер надеялся погрузиться на английские корабли и уйти, чтобы сберечь войска для последующей борьбы) под натиском объединенных сил маршалов Сульта, Бернадота и Мюрата было одним из немногих славных эпизодов этой эпохи унижения Германии, практически единственным примером стойкого сопротивления врагу. Но английского флота в Любеке не оказалось. Окружённый, Блюхер принужден был сдаться с остатками своего отряда 7 ноября 1806 года, письменно засвидетельствовав в документе о капитуляции: Я капитулирую потому, что у меня нет больше ни хлеба, ни боеприпасов . Наполеон высоко оценил действия прусского генерала, сказав: Этот беглец удерживал почти половину армии .


Обмен генерала Блюхера на французского генерала Виктора, март 1807 года
Карл РЁХЛИНГ

Освобожденный под честное слово, Блюхер отправился в Гамбург, где в компании своих сыновей убивал время за карточной игрой и попойками, при каждом удобном случае, собрав вокруг себя аудиторию, мало заботясь о выражениях, громко бранил Бонапарта, прекрасно понимая, что его слова будут переданы адресату. 8 марта 1807 года Блюхера обменяли на бригадного генерала Виктора (пленённого прусскими повстанцами по дороге в Штеттин 23 января 1807 года)

Трудно было найти в то время военачальника так истово ненавидевшего и презиравшего Наполеона, как Блюхер. Одни императора боялись, боялись до дрожи в коленках или мурашек по телу, другие, преклонялись, относясь со священным трепетом к его военному гению. В 1807 году Блюхер был назначен генерал-губернатором Померании, награждён орденом Чёрного Орла, однако плохо скрываемая злоба к Наполеону привела к тому, что осмотрительный король Фридрих-Вильгельм III был вынужден отправить его в отставку.

Блюхер примкнул к германскому национальному движению, вновь став яростным поборником войны с Францией. Но он понимал, что главной причиной поражения Пруссии стало состояние её армии, поэтому совместно с военным министром генералом Шарнхорсом и инженером подполковником Гнейзенау разрабатывал и проводил в жизнь реформу прусской армии, способствовавшую повышению её боеспособности. Все последующие успехи и победы прусских войск в равной степени являются заслугой этих трёх военачальников.


Портрет Гебхарда Лебереха фон Блюхера. Немецкая миниатюра на слоновой кости

Так минуло пять лет. Узнав в 1812 году, что Наполеон двинул свою огромную армию на Россию, 70-летний Блюхер пророчески заявил:
Вот где он похоронит свою славу!

Так и случилось. На безбрежных полях России легенда о непобедимости великой армии была развеяна. Началось отступление. Едва русские войска вступили в Европу, как в Пруссии вспыхнуло восстание против владычества Наполеона. Счастливый Блюхер в начале 1813 года собрал в Силезии 27-тысячную армию, тогда же он получил от Кутузова в подкрепление и два русских полка (13 тысяч штыков). В марте она пересекла границу Силезии и двинулась в Саксонию. Бесконечно пребывающий в сомнениях король Фридрих-Вильгельм III наконец-то решился официально объявить войну Франции и назначил Гебхарта Блюхера главнокомандующим прусскими войсками. Уже в марте 1813 года авангард русской армии под командованием генерала от кавалерии барона Фердинанда Винцингероде при поддержке прусских гусар Гебхарда Блюхера занял столицу Саксонии город Дрезден.

Напрасно европейские монархи надеялись на то, что Наполеону не удастся быстро сформировать новую армию. Но император вновь продемонстрировал своё искусство концентрироваться в экстремальной ситуации. Ещё во время пребывания в России предусмотрительный Бонапарт отдал приказ о начале досрочного призыва конскриптов 1813 года, тем самым он выиграл время и к весне была не только проведена мобилизация, но и началось обучение новобранцев. Большой проблемой для армии оставалась только кавалерия, лошадей, практически почти полностью уничтоженных в кампании 1812 года, катастрофически не хватало. Тем не менее в середине апреля 1813 года французская армия двинулась на театр военных действий в Саксонию.


Генерал Вперед!
Литография с картины Морица Бланкартса

Как и для всей союзной армии, в рядах которой сражался корпус Блюхера, в кампании 1813 года поражения сменялись победами, крупными и локальными. В неудачных для армий союзников сражениях при Лютцене и Бауцене Блюхер действовал очень достойно. Своей лихой атакой во главе кавалерии раненый Блюхер задержал пехотную дивизию французов и заставил её простоять всю ночь под ружьем. За этот подвиг генерал был награжден императором Александром I орденом Святого Георгия 2-й степени.

Блюхер и казаки в Бауцене в мае 1813 года
Богдан ВИЛЛЕВАЛЬДЕ

Под Бауценом Блюхер оборонял Креквицкие высоты, а при отступлении к Швейницу нанёс французам чувствительный урон у Гайнау. Он устроив засаду, внезапно атаковал дивизию генерала Н.Ж. Мезона, пленил около полутора тысяч солдат и отбил 11 орудий. После этого французы стали продвигаться медленнее и осторожнее, а генерал Блюхер приобрел среди прусских офицеров небывалую популярность.


Генерал-лейтенант Блюхер приветствует прусскую пехоту перед сражением при Кацбахе 26 августа 1813 года
Карл РЁХЛИНГ

В августе после окончания Плейсвицкого перемирия Блюхер был назначен командующим 100-тысячной Силезской армией и успешно водил Наполеона за нос в соответствии с трахенбергским планом союзников, направленным на измор противника и принуждение на принятие боя в невыгодных для него условиях. Результатом подобных действий стала крупная победа Силезской армии Блюхера над маршалом Макдональдом на реке Кацбах 26 августа, которая доставила ему громкую славу и титул князя Вальштадтского.


Блюхер в Глогау после битвы при Кацбахе 26 августа 1813 года
Рихард КНЁТЕЛЬ

В тоже самое время, когда Блюхер громил корпус Макдональда, Богемская армия успела потерпеть сокрушительное поражение при Дрездене, одержать победу при Кульме и начать отступление к Лейпцигу. Наполеон в начале октября в свою очередь ринулся на помощь разбитому Макдональду в надежде наказать вконец опостылевшего Старого чёрта . Однако Блюхер умело уклонялся от сражения с превосходящими силами Бонапарта и начал движение на север на соединение с Северной армией кронпринца Бернадота.


Прусские лейб-гренадеры в сражении при Вартенбурге 3 октября 1813 года
Рихард КНЁТЕЛЬ

По пути, переправившись через Эльбу, корпуса армии Блюхера у села Вартенбург сходу опрокинули и обратили в бегство корпус генерала Бертрана. 10 октября Генерал Вперёд! успел вовремя ретироваться из местечка Дюбен, на который Наполеон обрушился всей мощью своих войск. Но... выстрел оказался холостым... Как это не раз случалось в ходе этой кампании, император не обнаружил в Дюбене Силезскую армию: она растаяла, как дым, а с ней испарилась и надежда на её уничтожение.


Генерал Гебхардт Леберехт Блюхер
Литография с рисунка Вильгельма Кампхаузена


Бранденбургские гусары под Мёкерном, Лейпциг, 16 октября 1813 года
Рихард КНЁТЕЛЬ

Особенно искусны и энергичны были действия Блюхера во время Лейпцигской битвы, накануне которой он получил звание фельдмаршала. Пруссаки отличились уже в первый день сражения: не дожидаясь подхода запаздывавшей Северной армии, Блюхер бросил свои войска в атаку. Сломив ожесточенное сопротивление корпусов Домбровского и Мармона, пруссаки выбили противника с хорошо укрепленных позиций у деревень Видериц и Мёкерн; при этом корпус Мармона был фактически полностью уничтожен. Таким образом, фронт французских войск севернее Лейпцига был прорван, что заставило Наполеона бросить против Блюхера два новых корпуса, ослабив давление на войска Богемской армии у деревни Вахау, где уже наметился успех французов.


Фельдмаршал Блюхер в сражении

В дальнейшем войска фельдмаршала Блюхера продолжили наступление на подступах к Лейпцигу, его пригородах и самом городе, участвовали в пленении не успевших покинуть Лейпциг французов. За большой вклад в общую победу император Александр наградил Блюхера высшим военным орденом России – орденом святого Георгия 1-й степени. Надо сказать, что фельдмаршал Карл фон Шварценберг двигался не намного быстрее, чем в своё время светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов, сопровождавший французов во время отступления из Москвы... А Наполеон, как обычно, всегда выигрывал в скорости передвижения войск. Поэтому сражение при Ханау стало своего роде немецкой Березиной, армия Наполеона продемонстрировала большую отвагу и стойкость, оказавшись припёртой к стене. Но Блюхер в этом сражении не принимал участие.


Фельдмаршал Блюхер в ночь на новый 1814 год пересекает реку Рейн в районе г. Кауб
Вильгельм КАМПГАУЗЕН


Фельдмаршал Блюхер переправляется через Рейн
Людвиг БУРГЕР

Новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января 1814 года Гебхард Леберехт фон Блюхер со своей 75-тысячной Силезской армией провёл на берегах Среднего Рейна, форсировав который в течение двух дней у Мангейма, Кауба и Кобленца, оказался, наконец, во Франции. В отличие от главнокомандующего Карла Филиппа цу Шварценберга, двигавшегося с Богемской армией в темпе шаг вперёд, два шага назад , Блюхер стремительно мчался навстречу врагу, тесня перед собой корпус маршала Мармона и оставив в тылу для блокады крепостей около двух третей сил своей армии. Поэтому уже к 26 января оказался в авангарде главных сил. Наполеон в свою очередь выдвинулся на юго-восток, надеясь настичь и уничтожить войска ненавистного Старого чёрта , доставившего ему в 1813 году немало неприятностей, до того, как тот успеет соединиться с армией Шварценберга.


Битва при Бриенне
Литография Чарльза Мотта с рисунка Виктора Адама

Их первая встреча произошла в окрестностях Бриенна, местности, каждая тропинка которой была прекрасно знакома как самому императору, так и многим его офицерам – выпускникам Бриеннской военной школы. Здесь Блюхер был 29 января атакован превосходящими силами французов. Кавалерийские бои длились до полуночи, город был подожжён.


Блюхер в замке Бриенна уничтожает триумфальные бюллетени империи
Лилиан и Фред ФУНКЕН

Штаб Блюхера расположился в замке (где прежде находилась военная школа) и имел отличный обзор позиций, но французы, сумевшие пройти незамеченными мимо российских войск, стремительно ворвались в Бриеннский замок, едва не захватив в плен фельдмаршала Блюхера и его штаб: Неприятель занял город и овладел замком, пробившись сзади через сад; фельдмаршал Блюхер, занимавший оный со своею главною квартирою, едва успел сам спастись, несколько его чиновников были захвачены, что должно приписать неосторожности, ибо упущено было занять дорогу, ведущую вокруг селению к саду (из Воспоминаний генерала А.Г. Щербатова) Сам же Наполеон тоже едва не угодил в плен казакам, но был спасён ординарцем, бароном Гаспаром Гурго.


Олег ПАРХАЕВ

Но это поражение отнюдь не смутило фельдмаршала Блюхера. Произведя искусный манёвр, он вывел свои войска из боя под Бриенном, отойдя на юг, а уже через три дня рассчитался с французами: 1 февраля 1814 года в сражении при Ла-Ротьере во многом благодаря распоряжениям Блюхера французская армия потерпела поражение.

А вот дальше Генерал Вперёд! расслабился и потерял бдительность. Он решил окружить и уничтожить корпус маршала Макдональда при Шалоне, для чего, предприняв сложный маневр, разбросал свои четыре корпуса в долине реки Марны более чем на 70 км, на расстояниях одного-двух дневных переходов, что сделало невозможным совместный отпор французам.


Сражение при Монмирале. Французская кавалерия атакует каре русских войск
Войцех КОССАК

Наполеон Бонапарт не мог не воспользоваться таким королевским подарком фельдмаршала Блюхера и предпринял все усилия для того, чтобы разгромить Силезскую армию по частям. Так началась Шестидневная война, ставшая ещё одной викторией в серии блестящих побед Наполеона Бонапарта, который казалось обрёл свои сапоги итальянской кампании...


Императорская гвардия салютует Наполеону при Шампобере (фрагмент)
Г. ШАРТЬЕ

С 9 по 14 февраля в сражениях при Шампобере, Монмирале, Шато-Тьерри и Вошане Наполеон, благодаря стремительным действиям своих войск, нанёс сокрушительное поражение армии, которую считал лучшей армией коалиции, лишив её трети личного состава, ослабив и унизив. Это позволило ему написать брату Жозефу: Силезской армии неприятеля более не существует, я её полностью разогнал...


Фельдмаршал Гебхард фон Блюхер
Aдольф фон МЕНЦЕЛЬ

Но не таков был наш фельдмаршал, чтобы так просто сдаться. Он остался верен своему принципу, сказанному князю Шварценбергу: Мы должны идти на Париж. Наполеон нанес визиты во все столицы Европы; неужели мы уступим ему в вежливости? Короче говоря, он должен оставить престол, и мы не успокоимся, пока не свергнем его с престола. Почистив пёрышки, Генерал Вперёд! приказал своему начальнику штаба Гнейзенау: Нужно опять вперед! – и в третий раз начал наступление на Париж. К тому же он получил дополнительные полномочия от военного совета и лично русского императора Александра I на самостоятельные действия и присоединение к Силезской армии свежих корпусов генералов Винцингероде и Бюлова. И вновь Наполеон встал на пути нашего героя.


Битва при Краоне
Тeoдoр ЮНГ


Наполеон возвращается в Суассон после битвы при Лаоне.
За Наполеоном идут маршалы Ней и Бертье, генералы Друо и Жерар
Жан-Луи-Эрнест МЕСОНЬЕ

И снова начались качели: победа – поражение. У Суассона Блюхер едва не попал в ловушку, но смог ускользнуть из неё, избежав сражения и переправившись на северный берег реки Эны. Наполеон, раздраженный этой неудачей, энергично преследовал Блюхера, но достиг лишь некоторого успеха у Краона. Несмотря на то, что под давлением превосходящих сил Наполеона дивизиям Блюхера пришлось отойти, отвод войск был проведен блестяще – под прикрытием интенсивного артиллерийского огня и контратак конницы, отбросивших преследовавших их французов. А у Лаона наполеоновские войска снова потерпели поражение, едва не ставшее разгромом.


Портрет фельдмаршала Гебхарда фон Блюхера
Литография Теодора Майерхофера

Но Наполеону повезло. Небывалое перенапряжение сил последних двух месяцев кампании, преклонный возраст Блюхера спровоцировали у него нервное расстройство, усугубившееся светобоязнью. Фельдмаршал слёг, а принявший командование армией генерал Гнейзенау действовал не очень решительно и позволил Наполеону отойти к Суассону. Кроме этого, в Силезской армии были проблемы со снабжением продовольствием и порохом, так что на время прусская армия значительно снизила свою боеспособность.

Лишь 25 марта 1814 года состояние здоровья фельдмаршала Блюхера несколько улучшилось, он ехал вместе со своими войсками в экипаже, на виду у всех, надев на голову дамскую шляпу из зеленого шелка с очень широкими полями, прикрывавшими его глаза от света. Погода стояла прекрасная, моральный дух войск коалиции вырос, настроение и у командования, и у подчинённых было боевое, наступление на Париж было возобновлено.


Гебхард фон Блюхер прусский фельдмаршал
Неизвестный художник

Во время взятия Парижа Гебрард фон Блюхер не надолго появился на поле боя, верхом на коне, укрыв глаза от света. Но после капитуляции французской столицы под предлогом болезни Генерал Вперёд! ушёл в отставку. Однако истинной причиной такого демарша стал протест Блюхера, не скрывавшего своей ненависти к французам и Наполеону, против политики умиротворения, которой придерживались все союзные монархи. Он находился в Париже как частное лицо.


Фельдмаршал князь фон Блюхер
Джордж ДОУ

После подписания Парижского мирного договора в мае 1814 года Блюхер сопровождал русского императора Александра I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III во время их турне по Англии. Фельдмаршала чествовали как героя, английские денди и барышни рукоплескали при его появлении. Он был участником парадов, приёмов на высшем уровне, праздников, банкетов и балов.


Фельдмаршал Гебхард Леберхерт фон Блюхер в 1814 году
Томас ЛОУРЕНС

Лучшие художники писали портреты Гебхарда фон Блюхера, он был осыпан высшими военными наградами европейских домов, английский принц-регент подарил ему свой портрет, а Оксфордский университет присвоил ученую степень доктора канонического и гражданского права. Простодушный фельдмаршал, полагавший, что доктор этот тот, кто лишь лечит больных, ходатайствовал за своего начальника генерального штаба: Если уж хотите, чтобы я был доктором, то произведите Гнейзенау хотя бы в аптекари...


Генерал Блюхер со своими офицерами за столом Вильгельм АЛТАЙМ

Казалось бы, что ещё нужно ветерану-военачальнику ушедшему на заслуженный отдых? Радоваться жизни, встречаться за кружкой пива с друзьями-соратниками, рассказывать внукам о былых победах или писать мемуары... Но с острова Эльба вспорхнул пленённый стервятник, который, приземлившись на время во Франции, собрал новую стаю и вновь ринулся за добычей...


Фельдмаршал фон Блюхер в 1815 году

И наш фельдмаршал опять был призван на службу королём Пруссии Фридрихом-Вильгельмом в 1815 году и назначен главой прусско-саксонской армии, сосредоточенной в Нидерландах. Блюхер не переставал сокрушаться о том, что всегда предупреждал англичан и русского императора, умнейшего из монархов, что, низвергнув узурпатора, нужно было судить его и расстрелять. Но кто его слушал?


Блюхер в Линьи
Деревянная гравюра Иоганна Якоба Кирхгофа

Противники встретились у бельгийского городка Линьи 16 июня 1815 года; в ходе сражении Блюхер потерпел поражение от своего давнего визави. При этом фельдмаршал едва не угодил в плен, так как под ним была убита лошадь, он рухнул на землю, потеряв от удара сознание, но его адъютант, рискуя жизнью, вынес бесчувственное тело с поля боя. Придя в себя, Блюхер велел Нижне-Рейнской армии отступать на север, к Вавру. Это решение в дальнейшем предопределило исход всей кампании.


Блюхер у Ватерлоо 18 июня 1815 года
Георг БЛЕЙБТРЕЙ

Несмотря на контузию, Старый прусский лис быстро оправился от поражения, совершив блестящий манёвр, смог увести преследовавший его корпус маршала Груши подальше от главных сил французской армии, а затем, оторвавшись от преследователей, без отдыха и остановок устремился на помощь истекавшей кровью армии герцога Веллингтона под Ватерлоо. Появление прусской армии во второй половине дня 18 июня на правом фланге французов решило исход этого ожесточённого и кровопролитного сражения в пользу союзников.


После битвы при Ватерлоо. Блюхеру доставляют в Женаппе захваченные приказы, шляпу и саблю Наполеона
Гравюра по дереву с картины Рудольфа Эйхштадта

А затем армия Блюхера гнала неприятеля взашей под грохот барабанов от Ватерлоо, не давая ему ни минуты передышки. Это был ответ на позорное преследование Наполеоном пруссаков от Йены до Штеттина в 1806 году. Наполеон и его свита в суматохе ретировались, побросав практически всё имущество: остатки артиллерии, оружие, шикарную карету императора, повозки, обозы, деньги, драгоценности, которые собирались пустить на покрытие расходов на празднование триумфа императора в Брюсселе.


Портрет Гебхарда Лебереха фон Блюхера, 1817 год
Литография с картины Фридриха Карла Грёгера

Война была завершена. 7 июля подковы прусской кавалерии уже стучали по мостовым Парижа. На этот раз Блюхер вошёл в столицу триумфатором во главе прусской армии и назначил своего генерал-квартирмейстера Мюфлинга военным губернатором Парижа. Гебхард Блюхер требовал, чтобы Наполеон был расстрелян, Йенский мост на Сене взорван, а сокровища, награбленные французами в различных столицах Европы, возвращены их владельцам. Первому его желанию воспрепятствовал Веллингтон, второму – союзные монархи, и лишь последнее было осуществлено. Только присутствие императора Александра I спасло Париж от разгрома, который готовился учинить ему Блюхер за все унижения, понесенные Пруссией от французов. Он пробыл в Париже три месяца, появляясь преимущественно за игорными столами в залах для азартной карточной игры rouge et noir (красное и чёрное)


Портрет Гебхарда Лебереха фон Блюхера, 1815 год
Иоганн Карл Бок

За заслуги в кампании 1815 года Блюхер получил особый, специально для него одного установленный символический знак отличия: Железный крест с золотым сиянием.


Генерал Гебхард Леберет фон Блюхер
Иллюстрация к книге Уильяма Миллигана Слоана Жизнь Наполеона Бонапарта, 1896 год

Пережив главный триумф своей жизни, после заключения мира Гебхард фон Блюхер вышел в отставку. Он удалился в свое имение, где почти безвыездно и прожил остаток дней. В августе 1819 года в шестую годовщину победы Силезской армии при Кацбахе Блюхер посетил свой родной город Росток, где жителями на собранные ими средства был воздвигнут памятник в его честь.


Крибловиц. Замок, где провёл свои последние годы и скончался фельдмаршал Гебхарт Леберехт фон Блюхер

12 сентября 1819 года мимо его дома прошли маршем войска, которые отсалютовали старому заслуженному полководцу, воину, Генералу Вперёд! Вечером того же дня Блюхер скончался. По случаю его смерти вся прусская армия носила восьмидневный траур.


Мемориальная монета Блюхер, Гебхард Леберехт, прусский фельдмаршал, 1816 год
худ. Карл Фридрих Шинкель Медальер Фридрих Кениг

Гебхард Леберехт фон Блюхер остался в истории России единственным иностранным военачальником, ставшим кавалером ордена Святого Георгия двух высших степеней – самой почётной, любимой и желанной награды русских офицеров и генералов.


Памятник Генералу Вперёд! в Каубе (благодарю Сергея, ака vagant за фото).

Вот так сложилась жизнь бесподобного гусара-рубаки, кавалерийского генерала Гебхарда фон Блюхера. Он был популярен в народе за свои плебейские симпатии, присущий ему в здравый смысл, простоту манер и грубоватость речи, хотя при необходимости он мог стать пламенным оратором. Блюхер был образцом солдата, сочетал в себе суровость, требовательность, справедливость с заботой о подчинённых. Отчаянная храбрость, тонкое умение оценивать свойства местности (при неумении читать карты), способность быстро принимать решение в трудных ситуациях, энергичность в наступлении и упорство в обороне сделали его незаменимым военачальником в боевых действиях 1813–1815 годов.

Блюхер Гебхард Леберехт родился 16 декабря 1742 года в городе Тойтенвинкель, Польша. После нескольких лет учебы в школе в 1756 году против воли родителей поступил на службу в шведский гусарский полк. Участвовал в боевых действиях против Пруссии.

В 1760 году в стычке с прусскими гусарами при Фридланде взят в плен. В плену, в том же году, после уговоров полковника фон Беллинга, родственника Блюхера по материнской линии, перешел на прусскую службу в чине корнета в восьмой гусарский полк фон Беллинга.

В различное время Блюхер служил секунд - лейтенантом, премьер - лейтенантом, адъютантом фон Беллинга, штаб - ротмистром восьмого гусарского полка. В 1772 году фон Беллинга сменяет новый командир полка, генерал фон Лоссов, с которым у своенравного Блюхера не сложились отношения, в результате чего последний вынужден подать в отставку, чем вызвал резкое возмущение самого короля Фридриха II Великого. Лишь в 1787 году, через год после смерти Фридриха, Блюхер смог вернуться в полк «черных гусар» в чине майора.

Недостаток воспитания и весьма скудное образование возмещались в нем природным здравым смыслом, неутолимой жаждой деятельности и выдающейся энергией.

В 1787 году участвовал в экспедиции в Нидерланды. Через два года произведен в подполковники. С 1790 года командует восьмым гусарским полком в чине полковника. Далее сражается против французов на Рейне. В битве при Киррвейлере 28 мая 1794 года одержал победу над французами, захватив 6 орудий и 300 пленных, после чего произведен в генерал - майоры. В следующем году назначен командующим кавалерийского корпуса на границе с Францией. В 1801 году за многочисленные подвиги Блюхер произведен в генерал - лейтенанты.

Во время кампании 1806 года, после сражения при Ауэрштедте, Блюхер с горстью солдат, предводимых им и генералом Йорком, успел уйти в Любек, но здесь, очутившись в безвыходном положении, принужден сдаться, исполнив первоначально все, чтобы спасти честь оружия.

Весной 1807 года, после возвращения из плена, назначен генерал - губернатором Померании. Через два года получил чин генерала от кавалерии. В 1812 году из-за плохо скрываемой ненависти к Наполеону король Фридрих Вильгельм III вынужден отправить его в отставку.

До конца года обречен на бездеятельность, но едва лишь появилась надежда на свержение Наполеоновского ига, как Блюхер, в возрасте семидесяти лет, но еще полный сил и энергии, стал во главе национального движения в Германии.

В начале 1813 года назначен главнокомандующим прусскими войсками. В конце марта 1813 года, не встретив сопротивления, вступил в оставленный французами Дрезден. Участвовал в сражениях при Лютцене и Бауцене. Получил начальство над соединенными русско - прусскими войсками в Силезии, покрывшими себя славою в сражениях при Кацбахе и Вартенбурге. Особенно искусны и энергичны оказались действия Блюхера во время Лейпцигской битвы. В октябре 1813 года получил чин генерал-фельдмаршала.

В кампании 1814 года счастье не раз изменяло Блюхеру, но не заставляло его падать духом. Под Бриенном 17 января потерпел неудачу, но затем, получив подкрепление, 20 января одержал победу при Ла-Ротьере. В начале февраля Блюхер двинулся через Шалон к Парижу, но Наполеон, воспользовавшись разобщенным и растянутым положением его войск, разбил их по частям и заставил Силезскую армию, понесшую огромные потери, отступить к Шалону. В конце февраля Блюхер одержал победу при Лаоне. А 18 марта занял Монмартрские высоты под Парижем. На следующий день его войска вступили в Париж.

В 1815 году, после возвращении Наполеона с острова Эльбы, Блюхер принял начальство над прусско - саксонскими войсками в Нидерландах. Частично разбитый при Линьи, преследуемый Груши, не мог успеть к началу битвы при Ватерлоо. Тем не менее, подход авангарда прусской армии стал переломным моментом сражения. Решил победу Гнейзенау своим гениальным по мнению Наполеона маневром, после которого, неотступно преследуя французов, британские и прусские войска подошли к Парижу и принудили его к сдаче 7 июля 1815 года.

За заслуги Блюхера в битве при Ватерлоо Фридрих Вильгельм III пожаловал ему свой дворец близ Бранденбургских ворот на Парижской площади в Берлине.

По окончании войны Гебхард Леберехт Блюхер удалился в свое силезское поместье Крибловиц, где и скончался 12 сентября 1819 года.

Награды Гебхарда Блюхера

Орден Черного орла (апрель 1807)
Орден Красного орла
Орден «Pour le Mérite» (4 июня 1789)
Звезда Большого креста Железного креста (1813)
Большой крест Железного креста (31 августа 1813)
Железный крест I класса (1813)
Орден Святого Иоанна Иерусалимского
Военный орден Марии Терезии, большой крест (Австрия)
Шпага, украшенная алмазами, от муниципалитета Лондона (Великобритания, 1814)
Орден Слона (Дания)
Военный орден Вильгельма, большой крест (Нидерланды, 28 июля 1815)
Орден Святого апостола Андрея Первозванного (Россия, 11 октября 1813)
Орден Святого Георгия 1-го класса (Россия, 8 октября 1813)
Орден Святого Георгия 2-го класса (Россия, 20 мая 1813)
Орден Святого Александра Невского (Россия, 11 октября 1813)
Орден Серафимов (Швеция, 28 апреля 1814)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант