Юридический портал. Льготный консультант

Материальная ответственность военнослужащих – это вид юридической ответственности, подразумевающей полное или частичное возмещение лицом нанесенного государству ущерба. В процессе несения службы гражданину вверяется техника, оружие и другие материальные ценности, за которые он отвечает.

Ограниченная материальная ответственность военнослужащего

Материальная ответственность военнослужащего может быть ограниченной или полной. Привлечь к ограниченной ответственности могут в таких случаях:

  • - Вред, причиненный по неосторожности, военнослужащими-контрактниками, а также лицами, призванными на военные сборы, должен быть компенсирован в размере нанесенного ущерба, но не более чем 1 оклада месячного содержания и надбавки за выслугу лет. Для солдат срочной службы сумма не должна быть больше двух окладов месячного содержания.
  • - Контрактники, виновные в нанесении ущерба, вызванного уплатой штрафов за простои техники, вагонов или судов, заведомо завышающие объемы выполненных работ и несвоевременно внесшие налоги или другие бюджетные платежи обязаны возместить материальный ущерб. Сумма компенсации не может превышать двух окладов и двух месячных надбавок за выслугу лет.
  • - Командиры, исполнение приказов которых привело к нарушению порядка учета, хранения, применения и расходования имущества, которые не смогли предотвратить его хищение и порчу, обязаны компенсировать нанесенный ущерб в сумме, не более одного оклада и надбавки за выслугу.
  • - Начальник воинской части, виновный в незаконном увольнении, переводе на другую работу военнослужащих или гражданских сотрудников, назначении на должность, которая не предусмотрена штатным расписанием, в также ряде других действий, несет материальную ответственность в размене трех денежных месячных содержаний и трех доплат за выслугу лет.

Такие меры финансовой ответственности призваны воздействовать на военнослужащих российской армии с целью предотвращения более серьезных нарушений законодательства.

Полная материальная ответственность

Основанием для привлечения в полной материальной ответственности могут быть ситуации, когда ущерб нанесен:

  1. Ответственным лицом, которому под отчет было передано для хранения, транспортировки и распределения имущество;
  2. Бездействием или действием военнослужащего, содержащим признаки уголовно-наказуемого преступления;
  3. Умышленной порчей, повреждением или незаконным использованием вверенного имущества, не зависимо от того, попадают ли данные деяния под юрисдикцию Уголовного кодекса РФ;
  4. Деяниями, повлекшими затраты на лечение в медицинских учреждениях лиц, пострадавших от действий военнослужащего;
  5. Военнослужащим российской армии, который выполнял свои функции в состоянии алкогольного, токсического или наркологического опьянения (при условии, что до такого состояния он бы доведен добровольно).

После обнаружения вреда, следует провести административное расследование, которое позволит выявить виновное лицо и основания привлечения военнослужащего к материальной ответственности.

Порядок и сроки проведения расследования

Привлечение к ответственности может быть осуществлено только после проведения административного расследования. Командир военной части, после обнаружения проблемы, должен организовать его проведение. Процедура позволит:

  • - установить основания для привлечения к ответственности;
  • - определить причины возникновения нарушения законодательства;
  • - выяснить размер ущерба и лиц, виновных в его нанесении.

Проведения подобных действий можно избежать, когда недостача или нарушение были установлены судом или выявлены в результате проведения ревизии, проверки или следственных действий.

Порядок возмещения ущерба

Возмещение нанесенного ущерба, размер которого не превышает одного оклада и надбавки, производится по приказу командира части путем удержания из денежного довольствия лица виновного в причинении материального ущерба.

Если возникает вопрос о компенсации более серьезного вреда, то он решается исключительно судом. Исковое заявление подается командиром воинской части.

Приказ должен быть издан в 14-дневный срок после проведения расследования, вступления в законную силу решения суда, получения материалов и актов ревизии. С его содержанием нарушителя знакомят под роспись. Приказ должен быть принят к исполнению не позднее семи дней с момента его издания.

Такой приказ может быть обжалован вышестоящему командиру или в судебный орган. Важно помнить, что оспаривание не приостанавливает удержание материальных средств. Последующее изучение материалов должно дать ответ, правильно ли определены основания для привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Удержание из денежного довольствия правонарушителя, которое осуществляется по решению суда, выполняется на основании исполнительного листа.

Как осуществляется удержание денежных средств?

Удержание средств производится из ежемесячного денежного довольствия военнослужащего. Размер не может превышать 20% при возмещении ограниченной материальной ответственности и 50%, если за нанесенный ущерб полагается полная ответственность.

Если при сложившихся обстоятельствах имеет место удержание средств другого характера, то действующее законодательство РФ не допускает, чтобы они превышали 50 % довольствия. Порядок и очередность снятия средств регулируется Федеральными законами.

При возникновении каких-либо проблем на службе, следует обращаться к юристу, специализирующемуся на военном праве. Он способен дать разъяснения по всем вопросам, и подсказать, как выйти из сложившейся ситуации и отстоять свои права.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Государственной Думой

Советом Федерации

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;

командиры (начальники) - командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

имущество воинской части (далее - имущество) - все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также - ущерб) - утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА

И ПОРЯДОК ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

1.1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Статья 10. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, - в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. N 10661-Х "О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 3, ст. 61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

На балансе вооруженных сил, принадлежащих Российской Федерации значится немалое количество разнопланового характера техники и имущества. Они переданы сообразно Федеративного закона «Об обороне» воинским формированиям для применения в решении поставленных задач.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но военная техника и имущество есть собственность государства. Акт был испущен законодателем 31 мая 1996 года за номером 61-ФЗ. Одним из приоритетных обязанностей военнослужащих является обязанность беречь народное достояние.

Правовые основы

Под понятием «материальная ответственность военнослужащего» подразумевается учрежденная законодателем обязанность служащих вооруженных сил всех типов формирований покрытия нанесенного урона.

В целом вопросам касательно компенсации ущерба посвящен Федеративный закон «О материальной ответственности военнослужащих», изданный 12 июля 1999 года под номером .

Сообразно указаниям законодателя материальная ответственность на военнослужащего возлагается, если числящемуся на балансе воинской части имуществу ими нанесен реальный ущерб.

В акте разъяснен правила относительно порядка его компенсации, методика установления размеров, выявления степени вины служащего воинского подразделения. В нем установлен круг лиц, которые в силу ряда причин не могут быть привлечены к ответу за причинение ущерба.

К ним относятся:

  • выполнение приказаний командования;
  • осуществление аргументированных поступков;
  • признание мотивов риска, связанных с несением военной службы;
  • воздействие силы, которую невозможно преодолеть.

Материальная ответственность военнослужащих за ущерб причиненный государству зависит от уровня обеспечения сохранности военного снаряжения, техники и оборудования, госимущества, которое является общенародным наследием.

В то же время оно составляет материальную основу всемогущества вооруженных сил, которые охраняют государство от внешнего вмешательства.

Помимо указанного выше акта вопросы относительно МО предусмотрены в ряде актов, таких как:

За что привлекаются

Служащих воинских формирований можно обвинить за совершенное ими имущественное правонарушение.

Оно характеризуется как противозаконное поведение, в результате которого был причинен реальный ущерб. Как правило, оно проявляется в действии или бездействии военнослужащего. Но их должна быть документально подтверждена.

Если ущерб был нанесен в ходе исполнения воинских обязанностей при прохождении службы, то военнослужащий несет ответственность согласно указаниям вышеуказанных актов.

Если ущерб был нанесен в то время, когда он не находился при исполнении, то военнослужащий должен ответить соответственно предписаниям гражданских законодательных актов РФ.

Например, в воинской части произошло хищение боекомплектов гражданскими лицами при участии военнослужащего. В сложившейся ситуации его вина заключается в активном действии.

Если он не участвовал в совершении хищения, но не предпринял никаких мер в предотвращении хищения, то привлекается за бездействие.

Под реальным ущербом подразумевается полная потеря военного имущества, вследствие его уничтожения или повреждения, расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества.

Что касается финансовых средств, то ущерб заключается в расходах, которые существенно превышают потребности воинских частей.

К ним относятся:

  • истраченные сверх положенной нормы транспортные расходы на обеспечение дислокации воинских подразделений;
  • чрезмерные денежные расходы, уплаченные в качестве штрафа, пени, неустойки, включая покрытие ущерба по гражданско-правовым договорам, если был причинен вред собственности третьих лиц.

Под полной утратой имущества подразумевается невозможность его использования в результате его неимения в наличии помимо воли собственника, своевременного непринятия действенных мер по его сохранению. К примеру, имущество было похищено, поэтому не предоставляется возможным его использовать.

Под поврежденным имуществом понимается приведения его в негодность с полной или частичной потерей полезных качеств. Ущерб может быть нанесен имуществу в результате его разрушения, поджигания.

Полная и ограниченная

Под понятием «ограниченная материальная ответственность» подразумевается ущерб, который военнослужащий нанес имуществу по неосторожности во время выполнения им воинских обязанностей.

Она распространяется на всех военнослужащих без исключения, включая лиц, поступивших на службу на контрактной основе.

Материальная ответственность военнослужащих по контракту должно быть возмещено в зависимости от размера нанесенного ими ущерба.

Но он не должен превысить размер получаемых ими за месяц службы удвоенного оклада денежного довольствия и начисляемых за выслугу лет надбавок. При этом они могут быть привлечены к МО за причиненный ущерб, если была выявлена их вина.

Полная материальная ответственность это мера понуждения, заключенная во взыскании с виновных лиц нанесенного военному имуществу урона.

Военнослужащий привлекается к ней, если он был подотчетен вышестоящему чину за хранение военного имущества, его транспортировку, по распоряжению им или пользованию для выполнения конкретных заданий командования.

К ней привлекаются, если было выявлено:

  • действие или бездействие, расцененные как преступное деяние, которое предусмотрено уголовным правом РФ;
  • намеренное разрушение и приведение в негодность военного снаряжения;
  • расхищение и непозволительное израсходование материальной базы;
  • предумышленные действия, которые повлекли за собой определенные траты на лечение пострадавших лиц в медицинских учреждениях, включая военные;
  • прочие виды сознательного образа действий или бездействий, отмеченные в уголовном праве как противоправные.

В обязанности командования воинских частей входит взыскание ущерба с виновных лиц. Им следует назначить служебное дознание с целью выявления размеров причиненного ущерба, установления причинной связи между ним и проступком военнослужащего, степень его вины.

Если они не предприняли никаких мер, то с них взыскивается штраф в размере одного оклада довольствия в денежном эквиваленте и назначаемой за выслугу лет надбавки за выслугу, начисляемых за месяц службы.

Сообразно указаниям законодательных актов вина может быть выражена в качестве:

  • уплаты штрафа за вынужденный простой транспортных средств, например, контейнеров, вагонов железнодорожных составов;
  • преувеличения объемов произведенных работ;
  • внесение в бюджет государства налогов и обязательных платежей с отставанием.

Договор

Прямой обязанностью военнослужащего является обеспечение сохранности вверенного ему имущества. Он должен бережно относиться к нему, своевременно принимать меры по устранению вероятности причинения ему ущерба. Безусловно, он должен приложить все усилия, чтобы вверенное ему имущество находилось в исправном состоянии.

Одним из главных задач командование воинской части является создание условий для нормального исполнения воинских обязанностей военнослужащим, обеспечивая при этом сохранность имущества.

В противном случае взыскать с него причиненный имуществу ущерб командованию не удастся или он сможет возместить только некую часть.

Предпринятые командованием меры должны быть отражены в договоре, чтобы впоследствии не возникли непредвиденные ситуации. Служащий военной части должен быть ознакомлен с перечнем вверяемого ему имущества, условиями его содержания в надлежащем виде.

В договоре необходимо сделать пометку о неразглашении военнослужащим сведений о средствах вооружения.

Он должен своевременно поставить в известность командование войск о неисправности военного снаряжения, с помощью которых военнослужащий несет свою службу. Если ущерб был нанесен, то ему следует оказать содействие в служебном расследовании,.

Командование должно внести в договор права и обязанности сторон, способы возмещения ущерба, обстоятельства, принудившие к его подписанию. Он должен быть подписан заинтересованными сторонами, на нем необходимо проставить дату его подписания. Договор скрепляются печатью воинской части.

Приказ о привлечении к материальной ответственности военнослужащих

Как правило, командование воинской части издает приказ, по которому военнослужащий призывается к ответу за причиненный им ущерб.

В сложившейся ситуации с его денежного довольствия удерживаются некие суммы. Но так командование может поступить, если размер ущерба не превышает один оклад месячного довольствия военнослужащего.

Приказ подлежит изданию со дня:

По общепринятым правилам исковое заявление о том, чтобы с военнослужащего взыскали причиненный им ущерб в судебный орган, должен подать командир воинской части.

Военнослужащий имеет право обжаловать приказ своего командира путем подачи рапорта в вышестоящую инстанцию или в судебный орган.

В период судебного разбирательства с него продолжается удержание, за счет которого компенсируется ущерб. Если судебный орган оправдает военнослужащего, то ему возвращаются все удержанные с него денежные отчисления.

Порядок

Командование имеет возможность привлечь к ответственности военнослужащего по приказу, если размер причиненного ущерба не более величины должностного оклада и надбавки, устанавливаемого за выслугу лет.

В противном случае процедура привлечения к МО должно проводиться исключительно в судебном порядке. Последовательность проведения процедуры привлечения к МО военнослужащего утверждено предписаниями вышеуказанных актов.

Сообразно им командованию необходимо:

  • провести административное расследование;
  • установить размер ущерба в денежном эквиваленте;
  • взыскать с военнослужащего ущерб, осуществляя контроль над исполнением приказа или постановления судебного органа.

Как правило, на проведение служебного расследования отводится месячный срок, который может быть продлен при возникновении новых обстоятельств дела.

В его ходе устанавливается личность виновного лица, причина его проступка, степень деяния. Расследование можно не проводить, если указанные детали были установлены в ходе судебной тяжбы.

Размер ущерба должен быть установлен на основе невосполнимых убытков, понесенных воинской частью. В расчетах учитываются рыночные цены, которые функционируют в ее местоположении.

Для производства подсчетов стоимости ущерба назначается государственными органами специальная комиссия. Как правило, стоимость подсчитывается с учетом степени износа имущества.

Он находится по нормам, которые актуальны на день, когда был выявлен ущерб. Но в любой ситуации размер ущерба должен быть соразмерен стоимости, вышедшего из строя имущества для предъявления обвинений.

Если в нанесении ущерба стали виновны несколько военнослужащих, то размер ущерба должен быть разделен на всех в зависимости от возложенного на каждого вида материальной ответственности. С каждого виновного лица взыскивается определенная часть убытка с учетом степени его проступка.

Чтобы установить размер удержаний необходимо использовать в расчетах должностной оклад, начисляемую за выслугу лет надбавку на день издания приказа или вынесения постановления судебного органа. Ущерб взыскивается на основании приказа, который издает командир воинской части.

Лицо, состоящее на действительной военной службе в качестве призывника, принятого по контракту или мобилизованного из запаса, несёт полную материальную ответственность за причинённый ущерб любой государственной собственности, находящейся на балансе органов военного управления, где проходит несение службы.

Под ответственностью подразумевается возлагаемое обязательство безусловного возмещения в денежном эквиваленте нанесённого ущерба. При этом военный должен компенсировать убыток, не зависимо от того, привлекается ли за совершённое деяние или бездействие к другим видам ответственности, таким как административная, дисциплинарная и уголовная.

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности регламентируется Федеральным законом от 12.07.1999 №161-ФЗ и другими подзаконными актами.

Вооружённые Силы представляют собой Государственную организацию Российской Федерации, деятельность которой направлена на физическую защиту территориальной целостности и других интересов РФ за её пределами. Для выполнения поставленных задач данная организация снабжается всеми необходимыми материально-техническими средствами за счёт государственного бюджета.

Согласно законодательству, к таковым относятся все виды:

  • оружия;
  • боеприпасов;
  • топлива;
  • техники;
  • горюче-смазочных материалов;
  • вещевого и продовольственного имущества;
  • здания и сооружения;
  • денежные средства и ценные бумаги;
  • другие виды федеральной собственности, закрепленной за воинской частью.

Соответственно, любые материальные объекты, находящиеся в распоряжении Вооружённых Сил, являются государственной ценностью, для обеспечения сохранности которой, на законодательном уровне был определён порядок установления ответственности военнослужащих за материальную целостность государственного имущества.

Что является ущербом

Согласно положениям закона №161 , а также другим гражданско-правовым и подзаконным актам, к ответственности привлекаются лица, которые на момент причинения убытков состояли на действительной военной службе, как на территории РФ, так и за её пределами.

При этом ущербом считается любое действие или бездействие, совершённое при исполнении обязанностей военной службы, которое могло носить как умышленный, так и неумышленный характер, результатом которого стала полная или частичная утрата каких-либо материальных ценностей воинской части или другого формирования ВС РФ.

Важно ! Согласно пункту 1 статьи 3 Закона №161-ФЗ , служащие армии России могут привлекаться к ответственности за порчу имущества, только если был нанесён «реальный убыток», именуемый также в правоприменительной практике как «прямой ущерб», и по их личной вине. Соответственно, никакой косвенной ответственности для военнослужащих действующее законодательство не предусматривает так же, как и возмещения упущенной выгоды.

Согласно статье 2 Закона №161-ФЗ , определяются следующие виды реального ущерба:

  1. Безвозвратная утеря или повреждение какой-либо собственности, принадлежащей воинской части.
  2. Необходимые для восстановления материально-технической базы расходы по приобретению нового, взамен утраченного, или ремонту доведённого до непригодного состояния имущества.
  3. Превышающие потребность денежные выплаты, которые органы воинского управления были вынуждены осуществить или которые будут произведены в дальнейшем, например, штрафы, компенсации, санкции и другие.

Также важно знать, что согласно актам законодательной базы, служащий Вооружённых Сил, по вине которого был нанесён ущерб имуществу ВС РФ, полностью освобождается от привлечения к ответственности в таких случаях:

  1. Убыток является неминуемым результатом выполнения приказа вышестоящего командира.
  2. Действия, приведшие к материальным потерям, являлись правомерными и были оправданны служебной необходимостью и риском.
  3. Материальные потери произошли в результате неподконтрольных военнослужащему событий, таких как стихийное бедствие, обвал в городе и другие.

Внимание ! Право установления факта виновности, степени и вида компенсации ущерба военнослужащими принадлежит исключительно уполномоченными органами государственной власти. Никакие лица в частном порядке не могут привлекать военных к возмещению убытков, даже в случае добровольного согласия последних.

Стоит отметить, что в практике бывают случаи, когда у органов гарнизонного или гражданского суда, а также других государственных служб, возникают затруднения в дифференциации обстоятельств, при которых был нанесён ущерб военной собственности. Так как существует множество нюансов, которые учитываются различными нормативными актами и, соответственно, предусматривают неодинаковые способы привлечения или освобождения от ответственности. Поэтому для начала нужно определить степень возложенных на служащего ВС РФ обязательств.

Как устанавливается материальная ответственность военнослужащих

В отличие от гражданских лиц, для военных предусмотрено два вида юридической ответственности за материально-техническое состояние какого-либо имущества. Так, если своими действиями или бездействием лицо нанесло ущерб, находясь при исполнении обязанностей, то есть непосредственно на службе в армии, процедура привлечения и взыскания осуществляется на основании Федерального закона о материальной ответственности военнослужащих.

В том же случае, когда солдат, даже принятый по контракту, наносит вред собственности в иное время, например, находясь в увольнительной или на отдыхе, привлечение к ответственности осуществляется на основании общего гражданского законодательства РФ. Другими словами, солдата привлекают как частное лицо, не имеющее специального статуса военнослужащего. Именно такое различие органам следствия или суда порой бывает непросто установить.

Эта принципиальная разница заключается в том, что процедура определения виновных, величины денежного взыскания и способов возмещения, а также непосредственно судебное разбирательство, проводится в обычном гражданско-правовом поле Российской Федерации.

Если привлекаются лица, которые на момент нанесения ущерба были при исполнении своих обязанностей, то для установления виновных и размера материальной ответственности назначается административное расследование на основании приказа командира (начальника) воинской части, где непосредственно был осуществлён факт нанесения ущерба.

Далее, по результатам этого расследования, определяется степень виновности и размеры компенсации. В том случае, если наличие принесённого убытка и причастность конкретных лиц были установлены другим способом, например, в ходе проведения судебного разбирательства, проверки, ревизии или дознания, приказ о взыскании может быть издан без проведения административного расследования.

Важно ! По 161 ФЗ О материальной ответственности военнослужащих предусмотрено, что лица, несущие службу в армии, могут быть привлечены к обязанности возместить ущерб в течение трех лет, но начиная со дня обнаружения, а не нанесения убытков.

Если, к примеру, в ходе проведения ревизии было установлено, что имеется какая-либо финансовая или материальная недостача, приказом назначается административное расследование. В том случае, когда установленное виновным лицо по-прежнему находится на военной службе, процедура взыскания проводится согласно изданному приказу. Если военнослужащий уже был уволен или демобилизован, возмещение осуществляется в судебном порядке, независимо от срока давности происшествия, приведшего к материальному ущербу.

Внимание ! Административное расследование проводится в месячный период. По решению командира или начальника этот срок может быть увеличен ещё на один месяц. В том случае, если виновное лицо так и не будет установлено, взыскание производиться не может. По истечению трёх лет, даже в случае выявления лица, причастного к нанесению материального убытка, востребование компенсации не может быть осуществлено по причине истечения срока давности.

Если руководством воинской части будет принято решение о взыскании компенсации со служащего вооружённых сил РФ по истечению трёхлетнего периода, такое лицо имеет право обжаловать данное решение в суде.

Материально ответственное лицо

Помимо того, что должен быть установлен факт наличия убытков воинской части и причастных к содеянному поступку лиц, действия или бездействия, которых стали причиной ущерба, необходимо также определить лицо, которое непосредственно несёт ответственность за материальное состояние данной собственности.

Очень распространённой ошибкой командиров и начальников воинских формирований является взыскание компенсации урона со служащих армии, в официальные обязанности которых не входило обеспечение целостности данного имущества.

Например, из практики можно выделить решение Владивостокского гарнизонного военного суда об отказе привлечения заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения к ответственности за выявленный ущерб. Суть дела заключалась в том, что воинской частью был заключён договор на аренду помещения для проживания военнослужащего. В дальнейшем данное деяние было признано неправомерным, а выплаченные суммы классифицированы как убыток.

Но судом было установлено, что решение об аренде помещения принималось коллегиальным образом, при помощи созданной жилищной комиссии, членом которой являлся ответчик. При этом ни комиссия, ни заместитель начальника отдела материально-технического обеспечения не наделялись правом заключать договор на аренду помещения – документ был подписан непосредственно начальником гарнизона. В результате военный суд постановил, что ответчик не совершал каких-либо действий, вследствие которых был нанесён реальный ущерб. А материально ответственным лицом в данной ситуации выступает командир, подписавший договор.

Помимо этого, нередкими бывают случаи отказа в привлечении ответственности служащих армии из-за того, что материалы, направленные командирами в суд, были составлены ненадлежащим образом.

Например, гарнизонный военный суд отказал во взыскании суммы в размере 170 000 рублей с военнослужащего, которому было вверено транспортное средство, принадлежащее воинской части. В результате пренебрежения обязанностями по проверке исправности эксплуатируемой техники, произошло возгорание автомобиля. Но при подаче материалов командир не смог документально подтвердить факт того, что солдат ненадлежащим образом выполнял предписанные обязательства, в связи с чем в финансовом взыскании ущерба было отказано.

Материально ответственное лицо может определяться различными актами и документами, такими как Устав Вооружённых Сил или служебная инструкция.

Но в общем положении действующее законодательство закрепляет ответственность за следующими лицами:

  1. Служащие армии, которые при исполнении совершили действие или бездействие, ставшее причиной ущерба для имущества, находящегося в их непосредственном расположении.
  2. Военнослужащие, которым было передано имущество под отчет для транспортировки, хранения, выдачи, эксплуатации, а также иных целей.
  3. Лица, в должностные обязанности которых входило обеспечение надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по обеспечению технической исправности оборудования, уплате налогов или каких-либо других платежей.
  4. Командиры или начальники, давшие неправомерные приказы, выполнение которых стало причиной образования материальных убытков, например, незаконное увольнение или перевод служащего армии, а также гражданской персоны на другую работу.

Как определяется степень нанесённого военнослужащим вреда

В случае выявления наличия материального ущерба для собственности Вооружённых Сил, сумма денежной компенсации устанавливается, исходя из размера фактических потерь. Для этого учитываются цены на объекты собственности, ремонт или замена которых требуется, с учётом стоимости на день обнаружения убытков, для местности или страны, где дислоцируется воинская часть.

Если компенсация назначается за оружие или его составные части, военную технику, а также любые другие объекты собственности, поставки которых осуществляются централизованно для всех воинских формирований, для определения суммы ущерба формируется специальная комиссия от уполномоченного государственного органа.

Важно ! При установлении степени нанесённого убытка Вооружённым Силам учитывается уровень естественного износа данной собственности в ходе её постоянной эксплуатации. Амортизация рассчитывается на день обнаружения причинённых потерь, но сумма компенсации должна быть не ниже стоимости утилизации данного имущества.

Если материальный ущерб был нанесён командиром из-за неправомерного назначения на занимаемую должность лица, которое не соответствует установленным критериям, то убыток исчисляется из размера выплаченной заработной платы или денежного довольствия, которое начислялось такому лицо во время нахождения на посту. Также сумма компенсации может вычисляться из разницы между положенной и фактически занимаемой должностью.

Внимание ! Если в нанесении убытка воинской части были установлены виновными несколько служащих армии, то размер материальной ответственности для каждого из фигурантов определяется индивидуально, исходя из степени вины. Но общая сумма компенсации устанавливается из расчёта нанесённого ущерба, а не количества участников.

Если действия находящегося на службе лица привели к необходимости оказания лечения в военно-медицинских учреждениях пострадавшим от совершённых деяний, то все возникшие затраты подлежат возмещению виновником произошедшей ситуации.

По степени важности материальная ответственность военнослужащих делиться на два вида :

  1. Ограниченную – взыскание компенсации осуществляется в размерах, не превышающих установленную норму (как правило, это не более трёх месячных окладов) и такое же количество надбавок за выслугу лет. В судебной практике данный вид ответственности применяется в случае неумышленной порчи имущества или ущерба в малых размерах.
  2. Полную – принудительное возмещение убытков в полном размере без каких-либо ограничений. Применяется, как правило, при умышленном совершении неправомерного деяния, грубого нарушения устава и должностных инструкций, совершении действий, которыми был нанесён вред здоровью других военнослужащих и в случае ущерба в крупных масштабах.

Важно ! Если размер компенсации ущерба не превышает сумму в один месячный оклад и надбавки за выслугу лет, то возмещение осуществляется на основании приказа командира при помощи удержания необходимой суммы из денежного довольствия. В остальных случаях решение принимается судом, по иску командира или военного прокурора.

Обжалование приказа на возмещение ущерба

Законодательством предусмотрено, что военнослужащий имеет право опротестовать решение на взыскание с него материальной компенсации. Для этого он может обратиться к вышестоящему командиру или в суд. Также служащим армии дано право обжаловать и предоставленные административным расследованием материалы. Помимо этого, если жалоба будет подана в момент рассмотрения взыскания компенсации за нанесённый ущерб в суде, то делопроизводство приостанавливается до окончания рассмотрения жалобы.

Но при этом, если решение о взыскании уже принято, то удержание денежных средств из оклада или довольствия будет осуществляться до момента признания приказа неправомерным. В таком случае вся вычтенная сумма будет возвращена военнослужащему.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О материальной ответственности военнослужащих


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 279, 12.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2013) (о порядке вступления см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2014) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2017, N 0001201707190016).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2016 года N 22-П (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.11.2016, N 0001201611100003).
____________________________________________________________________

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи с 1 по 3)

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

командиры (начальники) - командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

имущество воинской части (далее - имущество) - все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также - ущерб) - утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. *3.1)

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (статьи с 4 по 5)

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 170-ФЗ .

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ .

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА И ПОРЯДОК ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЯ (статьи с 6 по 12)

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ .

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

1_1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (пункт дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ).

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия (пункт дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему (абзац дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

____________________________________________________________________
Взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 настоящего Федерального закона и пункта 5 настоящей статьи не соответствуют Конституции Российской Федерации , ее (части 1 и ), (части 1 и ), (часть 1), (часть 1), (часть 3) и (часть 2), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (и тем самым - фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом, - см. пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2016 года N 22-П .
____________________________________________________________________

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ .

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Статья 10. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, - в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи с 13 по 14)

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 года N 10661-Х "О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 3, ст. 61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант