Юридический портал. Льготный консультант

Мавы кок-байрак – небесно-голубое полотно и золотого цвета герб – тарак-тамга – трезубец в верхнем левом углу сегодня узнаваемые символы крымских татар. Они прекрасно сочетаются на национальном флаге коренного народа Крыма. Однако тамга не всегда располагалась на знамени. Ранее 1917 года вы не увидите ее на голубом полотне. Но об этом факте иногда забывают в литературе, кино и даже исторической науке, допуская анахронизм, не имеющий к реальности никого отношения. И тем не менее и голубое полотно, и золотая тарак-тамга имеют давнюю историю. Но у каждого символа она своя.

Кок-байрак и тарак-тамга были государственными символами Крымского ханства. Однако они никогда не совмещались. Голубое полотно служило личным персональным знаменем. А вот тарак-тамгу имели право использовать только представители одной династии и это были Гираи – бессменные правители Крымского ханства.

Что же собой представляет голубое знамя и гербовая эмблема тарак-тамга крымских татар? Всегда ли эти два символы принадлежали крымцам, были ли заимствованы или перешли по наследству? Это одновременно и простые и сложные ответы. Трудность заключатся в том, что нет единого мнения и официальной теории. К примеру, почему крымские татары использовали голубое знамя? Какое значение оно имело для них?

Сегодня флаг – символ государственной независимости, который отражает национальные особенности страны и важнейшие вехи ее истории. Но когда-то флаг возник как знак отличия рода. Со временем знамена стали атрибутом власти и достоинства правителей, полководцев и отдельных воинов. Флаги, знамена, хоругви и даже бунчуки – это своеобразные шифры, которые оставляет история в качестве знаков, рассказывающих о жизни народов и важных событиях, ключ к которым, к сожалению, во многих случаях утерян безвозвратно. С момента своего зарождения и до настоящего времени они играют огромную роль в жизни общества, особенно в военные периоды. И, конечно же, исключением не была могущественная держава крымских татар.

Крымское ханство на карте Восточной Европы как государственное образование появилось в XV веке. Оно стало наследником Великой Орды. Его возглавил прямой потомок самого Чингисхана Хаджи Гирай. Вместе с ханским титулом к нему перешел санджак-шериф, или хоругвь великого хакана, который символически обозначал национальный, государственный и административный статус ханства, имел почетное происхождение и подчеркивал высокий статус хана.

Родовой санджак-шериф ханов не сохранился. Остались лишь его описания. Он представлял собой древнее, уже тогда частично изношенное временем полотнище, бережно хранимое и благоговейно почитаемое ханами и их поданными. Санджак некогда развивался над ставкой самого Чингисхана. Гираи брали санджак-шериф в военные походы, однако знамя поднимали лишь перед началом сражения. А после того, как имамы, сопровождавшие войска, завершали намаз, знамя великого хакана снова передавалось священнослужителям на хранение.

Помимо санджак-шерифа Чингисхана, у главы государства и двух его наследников на трон калги и нур-эд-дина были собственные знамена. Под родовыми санджаками выступали в поход представители ханской аристократии беи и мурзы. Кроме этого, у каждого военного подразделения были свои знамена, отличавшиеся по цвету, размеру и форме.

Судя по сохранившимся миниатюрам, знамена, или санджаки, были разной формы и фактуры. Знамя состояло из высокого древка, навершия – алема и цветного матерчатого полотнища, как правило, треугольной, реже прямоугольной формы, которое крепилось вертикально. Алемы были фигурные, простые или пикообразные. Делали ее из латуни, позолоченной меди или жести. Иногда к алему прикрепляли бунчук из хвостов лошади – знак храбрости и воинской доблести.

В эмблемах знамен была заключена определенная информационная символика. К примеру, на них обозначались родовые эмблемы – нишаны или тамги. О последних, мы поговорим чуть позже. А пока обратим внимание на цвет знамен, используемых крымцами ханского периода, к примеру, в военных кампаниях.

Наравне с санджаком-шерифом Чингисхана использовалось черно-красное полотнище, покрытое молитвами. В походе эти знамена несли перед крымским ханом и хранили в его личном шатре.

Польский дипломат Мартин Браневский, посетивший в 1578 году ханство отмечал, что символом гвардейского отряда крымского хана был белый бунчук, рядом с которым несли санджак красно-зеленого цвета. Дипломат писал, что: «При ханском отряде всегда есть знамя, состоящее из белого лошадиного хвоста, прикрепленного к длинной палке, и шелковое знамя зеленое с красным».

Кроме регулярной армии хана, полки, которые формировались на время похода и подчинялись непосредственно главе государства, имели три больших знамени: красно-желтое, белое, белое с зеленой окантовкой (или зелеными «языками») и черный бунчук, а также красное с золотым шаровидным навершием, покрытое арабскими надписями.

Другие же полки под предводительством родовой аристократии имели знамена и бунчуки, отличавшиеся по цветовой гамме, форме, качеству полотна и количеству туг – хвостов. Что касается ногайцев из ханских провинций Северного Причерноморья, то они, как правило, сражались под желтыми («сары туг») и белыми («ак туг») знаменами.

Османский путешественник Эвлия Челеби отмечал, что такая иерархия цветов была не принципиальна. Челеби писал во время боевых действий в середине XVII века: аскеры, то есть воины, применяли красные и зеленые знамена.

«На османской миниатюре из сочинения Локман бен Хусайна аль-Ашури (список 1579 г.) изображена переправа крымскотатарских и османских войск через Дунай в 1566 году. Над головами крымцев реют два больших знамени, увенчанные фигурными золотыми навершиями. Первый санджак имеет желтое полотнище треугольной формы с широкой красной полосой по краю. Второй санджак – это зеленый флаг треугольной формы, разрезанный на два длинных «языка», благодаря чему полотнище имеет характерную форму «ласточкиного хвоста».

На миниатюрах «Шахнаме-и Надири» (20-е гг. XVII в.) показаны знамена крымскотатарской армии хана Джанибека Гирая. Главные знамена ханских войск представляют собой длинные деревянные древка с фигурным золотым навершием и треугольным полотнищем красного цвета. Знамена военачальников снабжены короткими черными бунчуками, белыми и оранжевыми треугольными флагами.

И только на одной миниатюре к произведению «Шахнаме» работы Субхи-Челеби Талики-заде мы видим армию крымского хана Бора Гази Гирая II, где его военачальники наравне с треугольным красным флагом держат знамена голубого цвета.

События, изображенные на этой миниатюре, – это встреча глав двух держав: Крымского ханства и Османской империи. Год 1595. Крымский хан Гази Гирай согласился оказать военную помощь своему дальнему родственнику султану Мехмеду III в венгерских походах. Историк Ибраим Печеви так описывал эту встречу: «повелитель Крыма, Дешт-и-Кыпчака и ногайских татар, держатель меча Чингизова, обладатель знаний и адепт просвещения, хан Гази Гирай, перейдя через реку Озю и подойдя к берегу Турлы со стороны Польши, ожидаемый, но неожиданный, вдруг появился возле крепости Сунлук, чтобы помочь падишаху в его победоносном походе. На другой день, это было 19-го зу-ль-кааде (6 августа), главный визирь и главнокомандующий (падишах) вышли навстречу хану с войском, которое с трудом вмещали земля и небо. Верхом на лошадях они справились о здоровье и благополучии друг друга. Затем, спешившись и идя рядом со своими конями, они направились к золототканному шатру главнокомандующего. Обсудили с ним несколько главных вопросов и вместе отобедали. Печеви достаточно красочно описал события, которые после Субхи Челеби изобразит в миниатюре. И историк, и художник были не только современниками тех событий, но и участниками венгерских походов, поэтому можно с уверенностью говорить, что они изображали ровно то, что видели. И голубое знамя в рядах крымской армии не исключение. «Другими словами если мы не видели знамени или байрака голубого цвета на миниатюрах, изображающих крымскотатарских воинов других авторов, это не говорит о том, что его не использовали.

Наряду со знаменами в Крымском ханстве большое распространение имели бунчуки, или, как еще их называли, туг. Они представляли собой деревянное древко, увенчанное фигурным или шаровидным навершием, на которое подвешивалась кисть из одного или нескольких лошадиных хвостов. Своим подданным бунчук мог жаловать только крымский хан. По количеству бунчуков определяли военный ранг военачальника. Кроме бунчуков, военные чины имели почетные знаки отличия – туман-туг и чер-туг – особый род знамен, древко которых венчали фигурные наконечники – алемы, обозначающие чин военного.

Как видим, в письменных источниках и на миниатюрах, изображающих военные походы санджаки и флаги, голубой цвет представляет редкость. Подчеркнем еще раз в военных походах, так как это не говорит о том, что голубой цвет на флагах не использовался. Возможно, это объясняет тот факт, что для крымских татар как тюрков голубой считался священным цветом и не предназначался для военных кампаний.

Мавы кок – небесно-голубой цвет у тюркских народов является символом чистоты и свободы, честности, верности и безупречности. Он ассоциируется с небом, реками и озерами. Голубой цвет один из символов древнего тюркского верования – тенгрианства. Вера в единого бога Тенгри. Сегодня на национальном флаге крымских татар цвет символизирует чистое небо, мир и благополучие, а одноцветие фона – единство народа. И, видимо, неслучайно именно эти небесные мотивы и были отражены при выборе основного цвета национального флага крымских татар.

Продолжение следует…

Гульнара АБДУЛАЕВА

Вопрос, откуда в Крыму появились татары, до недавнего времени вызывал массу споров. Одни считали, что крымские татары наследники золотоордынских кочевников, другие их называли исконными жителями Тавриды.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка: «В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия: «А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».
Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несет на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли три основные этнографические группы.
«Степняки» («ногаи», «ногайцы») – потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII столетии ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.
«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.
«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.
Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

8 апреля 1783 года был издан Манифест Екатерины II о присоединении Крыма к России.

Крымское ханство , отколовшееся в 1427 году от распадающейся под нашими ударами Золотой Орды, всё время своего существования было самым злейшим врагом Руси.
C конца XV столетия крымские татары , которых сейчас пытаются представить жертвами русского геноцида, совершали постоянные набеги на Русское Царство.

флаг Крымского ханства

Ежегодно они, обходя степные посты, проникали на русскую землю, углублялись в пограничную область на 100—200 километров, поворачивали назад и, развернувшись лавиной, занимались грабежом и захватом рабов. Тактика татар состояла в том, что они разделялись на несколько отрядов и, стараясь привлечь русских к одному или двум местам на границе, сами нападали на какое-либо другое место, оставленное без защиты. татары сажали на лошадей чучела в виде людей, чтобы их казалось больше. Пока 20-30 тысяч татарских всадников отвлекали на себя внимание основных сил русских, другие отряды опустошали русские пределы и возвращались назад без большого урона.

крымско-татарский воин

Захват пленников и торговля рабами были главной статьей экономики Крымского ханства. Пленники продавались в Турцию, на Средний Восток и даже в европейские страны. За два века на крымских невольничьих рынках было продано более трех миллионов людей. Ежедневно в Константинополь приходили по три-четыре корабля, везущих русских невольников.
Борьба с крымскими татарами была главной статьёй русских военных расходов, но эта борьба шла с переменным успехом. Часто русским войскам удавалось разгромить татар и отбить пленных. Так, в 1507 году войска князя Холмского нанесли поражение татарам на Оке, отбив захваченную добычу. В 1517 году 20-тысячный татарский отряд дошёл до Тулы, где был полностью разбит русским войском, а в 1527 году русские войска разгромили крымцев на реке Остёр.

Однако поймать в степи мобильное крымское войско в условиях отсутствия в те годы авиаразведки и спутникового слежения было достаточно сложно, и чаще всего татары уходили в Крым безнаказанно.

Как правило, взять крупный город татарам было не под силу, но в 1571 году войска хана Давлет-Гирея, пользуясь тем, что русская армия ушла на Ливонскую войну, разрушили и разграбили саму Москву, уведя 60-тысяч пленных - практически всё тогдашнее население столицы.

Девлет-Гирей

На следующий год хан хотел повторить поход и даже намеревался присоединить Московию к своим владеньям, но был наголову разбит в Битве при Молодях , потеряв при этом почти всё мужское население ханства.

Подробнее смотрите на сайте: Для продвинутых - Сражения - Битва при Молодях

Русские воины

Однако предпринять поход в Крым чтобы добить зверя в его логове, Русь, ослабленная войной на два фронта, тогда не смогла, и через два десятилетия выросло новое поколение, и уже в 1591 году татары повторили поход на Москву, а в 1592 разграбили тульские, каширские и рязанские земли.

Положение пленников в Крыму было крайне тяжёлым. Рабы продавались с аукциона, скованные по десятку за шею. Помимо самого худого содержания пищей, водой, одеждой и жилищем, их предавали изнурительным работам и истязаниям. Мужчины нередко попадали на турецкие галеры, где до полного истощения служили прикованными к скамьям гребцами. Женщины-невольницы поставлялись в богатые дома для плотских утех и гаремов, а менее красивые из них делались домашней прислугой.

Но больше всего ценились мальчики - среди подобных народов всегда высок процент содомитов, но поскольку магометанским законом мужеложство запрещено, они нашли способ обмануть Аллаха - нельзя, мол, иметь в зад мужчину, у которого растут борода и усы, а если они ещё не растут, то можно.

Уже Ивану Грозному было ясно, что для ликвидации татарской угрозы необходимо захватить татарскую территорию и закрепить её за Россией. Так он сделал с Казанью и с Астраханью, но с Крымом расправиться не успел - увидев, как усиливается Русь, запад навязал нам Ливонскую войну.

Смутное время также не позволило расправиться с Крымом, и татарские набеги продолжались всё 17-е столетие. Попытку покорить Крым в период правления царевны Софьи предпринял князь Василий Голицын. Он сумел разгромить союзную крымцам Буджакскую орду дунайских татар, но взять Перекоп и войти в Крым ему так и не удалось.

Василий Васильевич Голицын

Первыми из русских в Крым вошли войска фельдмаршала Миниха. 20 апреля 1736 года пятидесятитысячное русское войско с Минихом во главе выступило из местечка Царицынки, бывшим местом сбора, и 20 мая через Перекоп вошло в Крым, отбросив крымского хана с войском. Взяв штурмом перекопские укрепления, русская армия пошла вглубь Крыма и через десять дней вошла в Гезлев (Евпатория), захватив там почти месячный запас продовольствия для всей армии.

укрепления Ферх-Кермана (Перекоп)

К концу июня войска подошли к Бахчисараю, выдержав два сильных татарских нападения перед крымской столицей, взяли город, в котором было две тысячи домов, и полностью сожгли вместе с ханским дворцом. Однако пробыв в Крыму месяц, русские войска отошли к Перекопу и в конце осени вернулись на Украину, потеряв непосредственно от боевых действий две тысячи человек и половину армии от болезней и местных условий.

Бурхард Кристоф Миних

В отместку за поход Миниха в феврале 1737 года крымские татары сделали набег на Украину через Днепр у Переволочны, убив генерала Лесли и взяв множество пленных, но на большее крымцы, снова потерявшие много народу, способны уже не были.

Крымские набеги возобновились через два десятилетия, когда вновь подросло следующее поколение. Дело в том, что русские, в отличие от восточных народов, никогда не убивают женщин и детей в стане разбитого противника. Эту русскую черту сами русские называют благородством, а восточные народы именуют не иначе как глупостью. У нас почему-то считают, что те, кого мы пощадили, будут за это нам благодарны. На самом же деле подросшие сыновья всегда будут мстить за убитых отцов.

В 70-е годы 18-го столетия русские вновь были вынуждены пойти на Крым. Первое сражение произошло у Перекопской крепости 14 июня 1771 года. Отряд российский войск генерала Прозоровского переправился через Сиваш и обошел Перекопскую крепость слева, оказавшись в тылу татарско-турецких войск. Хан пошел к нему навстречу, но был отброшен ружейным огнем. Одновременно штурмовые колонны князя Долгорукова пошли на перекопские укрепления. 17 июня Долгоруков начал наступление на Бахчисарай, отряд генерал-майора Брауна двинулся на Гезлев, а отряд генерала Щербатова пошел к Каффе.

крепость Гезлев (Евпатория)

Вторично разбив 29 июня уже стотысячную армию крымских татар в сражении при Феодосии, русские войска заняли Арабат, Керчь, Еникале, Балаклаву и Таманский полуостров. 1 ноября 1772 года в Карасубазаре крымский хан подписал с князем Долгоруковым договор, по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России.

Василий Михайлович Долгоруков-Крымский

Карасубазар

К России переходили морские черноморские порты Керчь, Кинбурн и Еникале. Но и в этот раз, освободив более десяти тысяч русских пленников, армия Долгорукова ушла к Днепру, правда, теперь русские хотя бы оставили гарнизоны в крымских городах.

Окончательное покорение Крыма стало возможным лишь в результате заключения Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Турцией в 1774 году, и главная заслуга в окончательном решении Крымского вопроса принадлежит Григорию Потёмкину.
Потёмкин придавал большое значение присоединению Крыма к России. В конце 1782 года, оценивая все преимущества присоединения Крыма, светлейший излагает свое мнение в письме Екатерине II: «Крым положением своим разрывает наши границы… Положите ж теперь, что Крым Ваш, и что нету уже сей бородавки на носу — вот вдруг положение границ прекрасное: по Бугу турки граничат с нами непосредственно, потому и дело должны иметь с нами прямо сами, а не под именем других... Вы обязаны возвысить славу России...».

Григорий Александрович Потёмкин-Таврический и Екатерина II

Рассмотрев все доводы Потемкина в необходимости срочного решения столь важной внешне и внутриполитической задачи, 8 апреля 1783 года Екатерина II издает манифест о присоединении Крыма, где крымским жителям обещалось «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру...».

Манифест:

"В прошедшую с Портою Оттоманскою войну, когда силы и победы оружия нашего давали нам полное право оставить в пользу нашу Крым, в руках наших бывший, мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению доброго согласия и дружбы с Портой Оттоманскою, преобразив на тот конец народы татарские в область вольную и независимую, чтоб удалить навсегда случаи и способы к распрям и остуде, происходившим часто между Россией и Портою в прежнем татар состоянии. /.../

Именно Потемкину принадлежит слава «бескровного» присоединения Крыма, что отмечали и его современники. Глинка С.Н. поэтически, немного высокопарно отзывался об этом историческом событии в своих «Записках»: «заботы его (Потемкина) были о древнем царстве Митридатовом, и он это царство принес России в дар бескровный. Чего не успели сделать века от покорения Казани и Астрахани, чего не успел сделать Петр I, то один совершил этот великан своего времени. Он смирил и усмирил последнее гнездо владычества монгольского».
Признание Портой присоединения Крыма к России последовало только через восемь с лишним месяцев. До тех пор положение в Крыму было чрезвычайно напряженным. Обнародование манифеста должно было произойти после принесения присяги в Крыму и на Кубани, причем Потемкин лично принимал присягу у крымской знати. Это было приурочено князем ко дню восшествия на престол Екатерины II (28 июня). Сначала присягали мурзы, беи, духовные лица, а затем уже и простое население. Торжества сопровождались угощеньями, играми, скачками и пушечным салютом. Уже 16 июля 1783 года Потемкин докладывал Екатерине II, что «вся область Крымская с охотой прибегла под державу Вашего императорского величества; города и с многими деревнями учинили уже в верности присягу».
Татарская знать ханства торжественно присягала на плоской вершине скалы Ак Кая под Карасубазаром.

скала Ак-Кая

После присоединения Крыма к России многие татары стали покидать полуостров и переселяться в Турцию. Однако для освоения края были нужны рабочие руки. Отсюда, наряду с официальным разрешением и выдачей всем желающим соответствующих документов (паспортов), стремление администрации удержать как можно больше жителей на занимаемой территории. Переселение из внутренних областей России и приглашение на жительство иностранцев начались несколько позднее. Заботясь о сохранении спокойствия в Крыму, Потемкин 4 мая 1783 года в ордере генералу Де Бальмену писал: «Воля Ея императорскаго величества есть, чтобы все войска, пребывающие в Крымском полуострове, обращались с жителями дружелюбно, не чиня отнюдь обид, чему подавать пример имеют начальники и полковые командиры»; нарушители должны были отвечать «по всей строгости закона».

В первые годы существования Советского Союза Крым входил в состав РСФСР.

Во время Великой Отечественной Войны Крым находился в немецкой оккупации, и крымские татары объявили себя союзниками Гитлера, активно боролись с партизанами и Красной Армией, за что и были выселены в Среднюю Азию.

крымские коллаборационисты

В 1954 году Крым был передан в состав Украинской ССР. После приобретения Украиной независимости в Крыму образовалась автономная республика, президент которой Юрий Мешков придерживался пророссийской ориентации. Однако вскоре Мешков был отстранен от власти, а автономия Крыма была существенно урезана.

КРЫМСКОЕ ХАНСТВО (крым. Qırım Hanlığı, Къырым Ханлыгъы, قريم خانلغى‎) - государство крымских татар. Самоназвание - Крымский юрт (крым. Qırım Yurtu, Къырым Юрту, قريم يورتى‎) -

феодальное государство в Крыму и землях на севере и востоке от него; но здесь оно не имело определенных границ, выделившееся в XV веке из Золотой Орды, и в 1783 присоединенное к России; вассал Турции (до 1774).

Его образовали монголо-татары, которые после 1223 вторглись в Крым и первоначально покорили его степную часть (1239), разрушив местное земледельческое хозяйство и подчинив население Крыма (алан, половцев, славян, армян, греков и др.). Основным занятием завоевателей было примитивное скотоводство, требовавшее постоянной перемены пастбищ.

С конца XIII века монголо-татарские феодалы сделали Крым постоянным местом своих кочевий, преимущественно для зимовки. Они стали захватывать и пашенные земли, закабаляя местное население. С оседанием в плодородных предгорьях Крыма монголо-татарских улусов (наиболее крупными были улусы семей Ширин, Барын, Аргын, Кипчак и др.) создавалась социальная база для обособления Крыма. На рубеже XIII-XIV вв. здесь образовалось особое наместничество, а его наместник, находившийся в Солхате (Старый Крым), получил большую самостоятельность (сносился с иностранными государствами, вел войны, чеканил монету и т. д.). В ходе междоусобной борьбы в Золотой Орде в 1426 году Крымом на короткое время овладел хан Давлет-Берди. В 30-х гг. борьбу за власть в Крыму начал Хаджи-Гирей; при поддержке Польско-Литовского государства она привела к созданию независимого от Золотой Орды Крымского ханства. (1443).

В состав Крымского ханства вошло также Нижнее Поднепровье, куда летом кочевали стада, принадлежавшие феодалам. После овладения Константинополем войска турецкого султана Мехмеда II вторглись в Крым (1475) и при поддержке местной феодальной знати превратили Крымское ханство в вассала Турции. Хан Менгли-Гирей (1468-1515) перенес столицу в Бахчисарай. Используя враждебные отношения Крымского ханства с Большой Ордой, великий князь Иван III Васильевич заключил союз с Менгли-Гиреем. Войска Менгли-Гирея совершили набег на владения польско-литовского короля Казимира IV, лишив его возможности оказать помощь хану Большой Орды Ахмату, двигавшемуся на Москву.

В дальнейшем отношения Крымского ханства с Россией приобрели враждебный характер. Низкий уровень производительных сил, слабое и медленное распространение земледелия, примитивные формы скотоводческого хозяйства обусловливали постоянный недостаток необходимых продуктов в Крымском ханстве. Феодально-скотоводческая знать предпочитала искать выход в организации грабительских вторжений в соседние страны. Не ставя целью приобретение территорий, феодалы Крымского ханства стремились к захвату богатой добычи, пленников для продажи в рабство, вынуждали противников к уплате дани. Нападениям со стороны Крымского ханства подвергались территории России и Украины. В 1521 крымское войско осаждало Москву, в 1552 - Тулу, особенно частыми были нападения в период Ливонской войны 1558-83. Используя трудное положение России после польско-шведской интервенции, правители Крымского ханства в 1-й половине XVII в. вынуждали русское правительство к уплате всякого рода "поминков" (подарков), огромные расходы шли на содержание крымских послов и гонцов. Только за период 1613-50 сумма расходов, связанных с предотвращением нападений Крымского ханства, составила около 1 млн. руб.

Но нападения продолжались, и за то же время было взято в плен и уведено в Крым около 200 тысяч русских людей. Вероломным было отношение Крымского ханства и к Украине. Согласившись поддерживать национально-освободительную войну украинского народа во главе с Богданом Хмельницким и заключив с ним военый союз, хан Ислам-Гирей неоднократно изменял ему, а в 1651 захватил огромный "полон" на Украине и поставил освободительное движение в трудное положение. Крымское ханство было обычно союзником Турции в войнах против России XVII-XVIII веков, но были случаи, когда крымские феодалы выходили из повиновения султану.

Крымское ханство было опасным очагом агрессии на Юге, отвлекавшим много сил русского и украинского народов. Мужественную борьбу с Крымским ханством вели донские и запорожские казаки. Лишь в XVIII веке Крымское ханство было ликвидировано в результате победы России в русско-турецкой войне 1768-74. Крымское ханство сначала было объявлено независимым от Турции, а в 1783 окончательно прекратило существование. Территория Крымского ханства вошла в состав Российской империи.

Крымские ханы в период с 1441 по 1783 гг.

Династия Гиреев

1441-1466
1475-1475
1515-1523
1523-1524
1532-1551
1551-1577
1577-1584
1584-1584
1596-1596
1607-1608
1608-.1610
1624-1627
1635-1637
1637-1641
1644-.1654
1666-1671
1678-1683
1683-1684
1691-1691
1691-1692
1704-1707
1716-1716
1716-1724
1736-1737

Крымские татары - весьма интересный народ, возникший и сформировавшийся на территории полуострова Крым и южной Украины. Это народ с драматической и неоднозначной историей. В статье пойдет речь о численности, а также о культурных особенностях народа. Кто же они - крымские татары? Фото этого удивительного народа вы также сможете найти в данной статье.

Общая характеристика народа

Крым - необычная многокультурная земля. Здесь оставили свой ощутимый след многие народы: скифы, генуэзцы, греки, татары, украинцы, русские... В этой статье мы остановимся лишь на одном из них. Крымские татары - кто они? И как появились в Крыму?

Народ относят к тюркской группе алтайской языковой семьи, его представители общаются между собой на крымско-татарском языке. Крымские татары сегодня (другие названия: крымцы, крымчаки, мурзаки) проживают на территории Республики Крым, а также в Турции, Болгарии, Румынии и других странах.

По вере большая часть крымских татар относится к мусульманам-сунитам. У народа есть свой гимн, герб и флаг. Последний представляет собой полотнище голубого цвета, в левом верхнем углу которого изображен особый знак кочевых степных племен - тамга.

История крымских татар

Этнос является прямым предком тех народов, которые в разные времена были связаны с Крымом. Они представляют собой некий этнический микс, в формировании которого взяли участие древние племена тавров, скифы и сарматы, греки и римляне, черкесы, турки и печенеги. Процесс формирования этноса длился не одно столетие. Цементным раствором, скрепившим этот народ в единое целое, можно назвать общую обособленную территорию, ислам и один язык.

Завершение процесса формирования народа совпало с возникновением мощной державы - Крымского Ханства, которое просуществовало с 1441 по 1783 год. Большую часть этого времени государство было вассалом Османской Империи, с которой Крымское Ханство поддерживало союзнические связи.

В эпоху Крымского Ханства крымско-татарская культура пережила период своего расцвета. В это же время были созданы величественные памятники крымско-татарской архитектуры, например, ханский дворец в Бахчисарае или мечеть Кебир-Джами в историческом районе, Ак-Мечеть в Симферополе.

Стоит отметить, что история крымских татар весьма драматична. Самые трагические её страницы относятся к ХХ столетию.

Численность и распространение

Общую численность крымских татар назвать очень непросто. Приблизительная цифра составляет 2 миллиона человек. Дело в том, что крымские татары, которые в разные годы покинули полуостров, ассимилировались и перестали считать себя таковыми. Поэтому установить их точную численность в мире сложно.

По данным некоторых крымско-татарских организаций, за пределами своей исторической родины проживает около 5 миллионов крымских татар. Самая мощная их диаспора - в Турции (около 500 тысяч, однако цифра очень неточная) и в Узбекистане (150 тысяч). Также довольно много крымских татар осело в Румынии, Болгарии. В Крыму на данный момент проживает не менее 250 тысяч крымских татар.

Поражает численность крымско-татарского населения на территории Крыма в разные годы. Так, по данным переписи за 1939 год, их численность в Крыму составляла 219 тысяч человек. А ровно через 20 лет, в 1959 году, крымских татар на полуострове было не более 200 человек.

Основная часть крымских татар в Крыму проживает сегодня в сельской местности (около 67 %). Наибольшая их плотность наблюдается в Симферопольском, Бахчисарайском и Джанкойском районах.

Крымские татары, как правило, свободно владеют тремя языками: крымско-татарским, русским и украинским. Кроме этого, многие из них знают турецкий и азербайджанский языки, которые очень близки к крымско-татарскому. Свыше 92% крымских татар, проживающих на полуострове, считают своим родным языком крымско-татарский.

Особенности крымско-татарской культуры

Крымские татары создали уникальную и самобытную культуру. Литература этого народа начала активно развиваться во время Крымского Ханства. Еще один её расцвет приходится на XIX век. Среди выдающихся писателей крымско-татарского народа - Абдулла Дерменджи, Айдер Осман, Джафер Гафар, Эрвин Умеров, Лилия Буджурова и другие.

В основе традиционной музыки народа - давние фольклорные песни и легенды, а также традиции исламской музыкальной культуры. Лиричность и мягкость - вот основные черты крымско-татарской народной музыки.

Депортация крымских татар

18 мая 1944 года - черная дата для каждого крымского татарина. Именно в этот день началась депортация крымских татар - операция по принудительному выселению их с территории Крымской АССР. Руководило операцией НКВД по приказу И. Сталина. Официальным поводом для депортации стало сотрудничество отдельных представителей народа с нацистской Германией в годы Второй мировой войны.

Так, в официальном положении госкомитета по обороне СССР указывалось, что крымские татары дезертировали из Красной армии и вступали в гитлеровские отряды, воюющие против Советского Союза. Что интересно: тех представителей татарского народа, которые воевали в Красной армии, также депортировали, однако уже после окончания войны.

Операция по депортации длилась два дня, и в ней было задействовано около 30 тысяч военных. Людям, по воспоминаниям очевидцев, давали полчаса на сборы, после чего грузили в вагоны и отправляли в восточном направлении. Всего было вывезено свыше 180 тысяч человек, в основном на территорию Костромской области, Урала, Казахстана и Узбекистана.

Данная трагедия крымско-татарского народа хорошо показана в фильме "Хайтарма", который был снят в 2012 году. К слову, это первый и пока единственный полнометражный крымско-татарский фильм.

Возвращение народа на свою историческую родину

Крымским татарам было запрещено возвращаться на свою родину вплоть до 1989 года. Национальные движения за право вернуться в Крым начали зарождаться в 60-х годах ХХ века. Одним из лидеров этих движений стал Мустафа Джемилев.

Реабилитация крымских татар датируется 1989 годом, когда Верховный Совет СССР признал депортацию незаконной. После этого крымские татары начали активно возвращаться на свою родину. На сегодняшний день в Крыму насчитывается около 260 тысяч крымских татар (это составляет 13% всего населения полуострова). Однако, возвращаясь на полуостров, люди столкнулись с массой проблем. Самые острые среди них - это безработица и отсутствие земли.

В заключение...

Удивительный и интересный народ - крымские татары! Фото, представленные в статье, только подтверждают эти слова. Это народ с непростой историей и богатейшей культурой, которая, без сомнения, делает Крым еще более уникальным и интересным для туристов регионом.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант