Юридический портал. Льготный консультант

Ключевые слова

ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС / СУД ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Биткова Людмила Алексеевна

Цели: Создание в России является дискуссионным. Необходимо изучить российский и зарубежный исторический опыт существования ювенального судопроизводства, проанализировать действующее законодательство России на предмет существования правовых предпосылок для создания таких судов, дать предложения по его совершенствованию. Методология: Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также базирующиеся на нем общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, социологический, статистический и основные общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение). Правовую базу составляют международные и российские нормативные правовые акты. Результаты: Проанализированы положения международных и национальных правовых актов, регламентирующих административную и судебную защиту прав несовершеннолетних , выявлены пробелы в действующем законодательстве и проблемы в организации деятельности правоохранительных структур, представлены предложения по совершенствованию нормативного регулирования и организационного обеспечения ювенального судопроизводства. Социальные последствия: Особую озабоченность российского общества вызывает рост правонарушений , совершаемых несовершеннолетними . Существующая правоохранительная и судебная системы нуждаются в преобразовании с учетом международных стандартов в области защиты прав детей. В России назрела необходимость и есть правовые и исторические предпосылки для создания специализированных судов по делам несовершеннолетних .

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Биткова Людмила Алексеевна

  • Международные стандарты в области правосудия в отношении несовершеннолетних и ювенальная юстиция в России

    2008 / Беляева Л. И.
  • Ювенальная юстиция: от практического опыта к концептуальной модели

    2007 / Косолапова Н. В.
  • 2. 5. Ювенальная юстиция и ее перспективы в России

    2011 / Кияшко Дмитрий Анатольевич
  • Проблемы административно-юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

    2009 / Бойко С. С.
  • Реформа государственного управления в сфере административно-правовой защиты прав несовершеннолетних

    2009 / Бойко Сергей Сергеевич
  • Российская модель ювенальной юстиции: проблемы эффективного функционирования и пути их устранения

    2018 / Горян Элла Владимировна, Забара Захар Константинович
  • Ювенальная юстиция в эпоху постмодернизма

    2007 / Сулейманова Светлана Тимуровна
  • Краткий очерк развития ювенального уголовного правосудия в России: от законодательных новелл Устава уголовного судопроизводства российской империи до современных реалий

    2014 / Исакова Татьяна Валерьевна
  • О необходимости внедрения новых элементов ювенальной юстиции в правоприменительную и социальную практику России

    2007 / Борисевич Г. Я., Соболева Л. А.
  • Правосудие в отношении несовершеннолетних: расширительное толкование

    2014 / Хромова Наталия Михайловна

The legal prerequisites for the development in modern Russia Juvenile Courts

Background: The creation in Russia of juvenile courts is debatable. It is necessary to study the Russian and foreign historical experience of the existence of juvenile justice, to analyze the current legislation of Russia for the existence of the legal prerequisites for the creation of such courts, give suggestions for improvement. Methodology: The methodological basis of the study constitute the dialectical materialist method of scientific cognition of objective reality, but it is also based on the general scientific and private methods: a comparative legal, formal and legal, systematic and structural, sociological, statistical and basic knowledge of general logical methods (analysis, synthesis, generalization). The legal framework consists of international and Russian legal acts. Results: Having analyzed the provisions of international and national legal acts regulating administrative and judicial protection of the rights of minors, identified gaps in existing legislation and problems in the organization of the law enforcement agencies, presented proposals to improve the regulatory and organizational support of the juvenile justice system. The social consequences: Of particular concern is the growth of the Russian society of offenses committed by minors. The current law enforcement and the judicial system need to be converted in accordance with international standards for the protection of children"s rights. In Russia, there is a need and there is a legal and historical background to the creation of specialized juvenile courts.

Текст научной работы на тему «Правовые предпосылки создания в современной России судов по делам несовершеннолетних»

3.4. ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

СУДОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Биткова Людмила Алексеевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: Заведующий кафедрой. Место работы: Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева. Подразделение: кафедра правоведения. E-mail: [email protected]

Аннотация:

Цели: Создание в России судов по делам несовершеннолетних является дискуссионным. Необходимо изучить российский и зарубежный исторический опыт существования ювенального судопроизводства, проанализировать действующее законодательство России на предмет существования правовых предпосылок для создания таких судов, дать предложения по его совершенствованию.

Методология: Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также базирующиеся на нем общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, социологический, статистический и основные общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение). Правовую базу составляют международные и российские нормативные правовые акты.

Результаты: Проанализированы положения международных и национальных правовых актов, регламентирующих административную и судебную защиту прав несовершеннолетних, выявлены пробелы в действующем законодательстве и проблемы в организации деятельности правоохранительных структур, представлены предложения по совершенствованию нормативного регулирования и организационного обеспечения ювенального судопроизводства.

Социальные последствия: Особую озабоченность российского общества вызывает рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Существующая правоохранительная и судебная системы нуждаются в преобразовании с учетом международных стандартов в области защиты прав детей. В России назрела необходимость и есть правовые и исторические предпосылки для создания специализированных судов по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетние, процессуальный статус, суд по делам несовершеннолетних, административная ответственность.

THE LEGAL PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA JUVENILE COURTS Bitkova Luydmila Alekseevna, Ph.D., associate professor. Position: Head of department. Place of employment: Russian State Agrarian University - MTAA Timiryazev. Division: Department «Jurisprudence». E-mail: [email protected]

Background: The creation in Russia of juvenile courts is debatable. It is necessary to study the Russian and foreign historical experience of the existence of juvenile justice, to analyze the current legislation of Russia for the existence

of the legal prerequisites for the creation of such courts, give suggestions for improvement.

Methodology: The methodological basis of the study constitute the dialectical materialist method of scientific cognition of objective reality, but it is also based on the general scientific and private methods: a comparative legal, formal and legal, systematic and structural, sociological, statistical and basic knowledge of general logical methods (analysis, synthesis, generalization) . The legal framework consists of international and Russian legal acts.

Results: Having analyzed the provisions of international and national legal acts regulating administrative and judicial protection of the rights of minors, identified gaps in existing legislation and problems in the organization of the law enforcement agencies, presented proposals to improve the regulatory and organizational support of the juvenile justice system.

The social consequences: Of particular concern is the growth of the Russian society of offenses committed by minors. The current law enforcement and the judicial system need to be converted in accordance with international standards for the protection of children"s rights. In Russia, there is a need and there is a legal and historical background to the creation of specialized juvenile courts. Keywords: law-breaking, mirrors, procedural status, juvenile court, administrative responsibility.

Формирование в 1990-х годах самостоятельной и независимой российской государственности не всегда сопровождалась позитивными изменениями. Ломка сложившихся стереотипов негативно отразилась на всех сферах жизнедеятельности общества, ее последствия затронули подрастающее поколение страны, актуализировав тем самым проблему криминализации подростковой среды. В начале XXI века в России прокатилась «третья волна беспризорности после Гражданской и Великой Отечественной войн» , вызвав серьезную озабоченность государственных структур.

Поэтому в последнее десятилетие одним из основных национальных приоритетов, что неоднократно отмечалось в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, становится обеспечение благополучия и защиты детей, как будущего нашего государства.

Действительно, в стране реализуется комплекс правовых и социальных мер по ликвидации детского неблагополучия. Существующие проблемы детства, а также варианты их решения нашли свое отражение в национальных концептуальных и стратегических документах: Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации и пр. Однако, с сожалением следует констатировать, что количество подростков с асоциальным поведением, беспризорных не уменьшается так быстро, как хотелось бы. Поэтому нуждаются в пересмотре и коренном изменении целый комплекс общественных и государственных институтов, зачастую не отвечаю-

щих реалиям сегодняшнего дня и неспособных развивать социальные отношения.

Данные обстоятельства настоятельно диктуют объективно, глубоко и более всесторонне, чем это делалось до сих пор, взглянуть на многие проблемы обеспечения и защиты прав несовершеннолетних в процессе привлечения их к юридической ответственности и предотвращения совершаемых ими правонарушений.

Первоначально следует отметить, что в Российской Федерации создана правовая основа деятельности компетентных субъектов, направленной на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основной закон российского государства (ст. 7) содержит положение о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства как одном из социальных элементов конституционного строя, а в ст. 38 установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Кроме того, ст. 2 Конституции РФ закрепляет, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Причем данная обязанность возникает у государства с момента рождения ее граждан (момента возникновения правоспособности). Главным инструментом реализации указанной обязанности, безусловно, выступают нормы права (закон) как изначальный и универсальный гарант личных прав граждан.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права, направленные на обеспечение прав и свобод детей и подростков, предупреждение их противоправного поведения. К ним относятся:

1. «Декларация прав ребенка» от 20 ноября 1959 года впервые провозгласила положение о необходимости и обязательности специальной охраны ребенка и заботы о нем ввиду его физической и умственной незрелости, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

2. «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу 2 сентября 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 15 сентября 1990 г.). Конвенция признает ребенка, то есть человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Она утвердила новую мораль отношений между взрослыми и детьми, подняв интересы детей на самую высокую ступень, т.е. государства, подписавшие Конвенцию, обязуются признавать и защищать права ребенка. Впервые на межгосударственном уровне озвучены такие гуманистические понятия, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей.

К ведению правоохранительных органов государств -участников Конвенции - отнесены вопросы предупреждения всех форм насилия в отношении детей, сексуальной эксплуатации, употребления наркотиков, нарушение их личных прав при отправлении правосудия (ст. 32-40).

3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», а также План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы (приняты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г.).

Документы посвящены не только правовым аспектам защиты детства, но и новым принципам и программам реальных действий в пользу детей.

Декларация и План определяют принципы образованности и грамотности, регулируют положение детей, находящихся в особо трудных условиях, т.е. сирот и инвалидов, формулируют принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, планируют снижение уровня нищеты, защиту от всех форм эксплуатации и применения наркотиков, и рассматривают вопросы защиты окружающей среды применительно к охране детства (п. 7 ст. 20) .

4. «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» («Пекинские правила») (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.). Данные Правила разработаны на Межрегиональном подготовительном совещании к VII Конгрессу ООН, состоявшемуся в г. Пекине (КНР) в мае 1984 г., в связи с чем и получил название - «Пекинские».

«Пекинские правила» - основополагающие нормы -принципы, принятые ООН, касающиеся минимальных стандартных (т.е. общих для всех государств - участников ООН) правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Конкретно, они регулируют процессуальную форму судебного разбирательства, определяют систему мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, ориентируют на устранение причин и условий совершения преступления, ставят своей целью его исправление и перевоспитание.

В плане наиболее эффективного предупреждения преступности несовершеннолетних обращается внимание на специальную подготовку сотрудников полицейских органов, а в крупных городах признается целесообразность создания специальных подразделений полиции по борьбе с преступностью подростков (п. 12.1).

5. «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» («Эр-Риядские принципы») (приняты на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.). Принципы разработаны на Международном совещании экспертов в г. Эр-Рияде (Саудовская Аравия) в марте 1988 г., поэтому получили название - «Эр-Риядские».

Данный правовой документ определяет, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Он предусматривает тесное сотрудничество между национальными, государственными, местными органами управления с участием частного сектора, представителей общин, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоприменительных и судебных учреждений с целью принятия совместных мер для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи.

С учетом норм международного права и общих принципов предупреждения делинквентного поведения подростков в Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, составляющие юридический базис профилактической деятельности соответствующих субъектов государственной системы.

Важным этапом стало принятие Указа Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 г. № 1338. Данный нормативный акт заложил основу для развития российского законода-

тельства о профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних и предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Впоследствии общественные отношения в данной сфере стали регулировать правовые нормы, содержащиеся в Федеральных законах «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, Указе Президента Российской Федерации «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» от 1 сентября 2009 г. № 986.

Отдельные аспекты правового статуса несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации и вопросы его реализации отражены в Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ, Федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ, «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ, «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 272-ФЗ и других.

Нормы об уголовной ответственности несовершеннолетних, а также о содержании их под стражей закреплены соответственно в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах Российской Федерации, а также Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ.

К правовым актам, содержащим нормы, регламентирующие применение мер административной ответственности к несовершеннолетним, относятся Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), который является основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) в административном праве и нормы которого распространяются как на физических, так и на юридических лиц, и законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Законодатель занимает однозначную позицию в оценке возраста, и возможности привлечения лица, достигшего 16-летнего возраста, к ответственности за административные правонарушения. В отличие от уголовной ответственности для административной характерна ключевая особенность правового статуса несовершеннолетних: представлять и защищать их интересы, фактически отвечать за совершенные детьми деликты призваны родители или иные законные представители. Тогда как речь должна идти именно о личной ответственности индивидуума и о применении к нему в необходимых случаях мер государственного принуждения .

Во исполнение Конвенции ООН о правах ребенка в 1999 году был принят Федеральный закон № 122 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором впервые с учетом международного опыта заложены новые подходы решения проблем борьбы с подростковой преступностью на государственном уровне. Существовавшая ранее система предупреждения преступности несовершеннолетних должна была быть заменена на защитно-охранную, представленную комплексом мер медико-психологической, социально-психологической, социально-правовой, педагогической помощи и поддержки семье, детям и подросткам. Однако существующее до сих пор влияние советской системы профилактики правонарушений негативно сказывается на результатах этой деятельности, остро ощущается недостаток качественного правосудия по делам несовершеннолетних.

Таким образом, множественность отраслевых нормативных актов, регулирующих отдельные виды прав детей, и, как следствие, имеющиеся пробелы в законодательстве, коллизии отраслевых норм, разночтения, свидетельствуют об отсутствии комплексной правовой защиты рассматриваемой категории граждан и необходимости подготовки и принятия единого документа о правовом статусе ребенка как носителя субъективных прав и обязанностей, включая их процессуальную составляющую. И начинать нужно с законодательной формулировки понятия «ребенок», которое связано с понятиями «несовершеннолетний», «подросток», «дети», имеющими иные содержательные аспекты.

Особое место в сфере реализации мер защиты прав граждан принадлежит судам. Вопрос о целесообразности создания в нашей стране системы ювенального судопроизводства неоднократно обсуждался на государственном уровне с привлечением ученых и практиков, что связано, безусловно, с появлением новых форм девиантного поведения несовершеннолетних, достаточно высоким уровнем криминализации подростковой среды. Кроме того, положение о формировании ювенальной юстиции было включено в Концепцию судебной реформы в Российской Федерации 1991 г. Но, несмотря на наличие разработанных законопроектов о ювенальной юстиции, вопрос о внедрении данной системы остается открытым.

Отметим, что рассматриваемый правовой институт не является для России новеллой. Прообразом этих судов изначально выступали учрежденные при Екатерине II Совестные суды. С 1910 г. до 1917 г. в стране действовало несколько специализированных судов по делам несовершеннолетних. Перед этими судами ставились больше педагогические, а не карательные задачи, был предписан особый порядок судопроизводства, с обязательным привлечением родителей, попечителей, опытных педагогов и других общественных институтов. Российская модель ювенальной юстиции начала XX в. оценивалась как весьма перспективная, даже по сравнению с зарубежными моделями.

Если рассматривать международный опыт становления и развития ювенальных судов, то нужно сказать, что международное сообщество через специализированные суды и социальные службы достаточно давно и успешно использует различные технологии юве-нальной юстиции для работы с так называемыми «трудными» семьями и подростками. С организационной точки зрения в мировой практике выделяются два варианта становления системы ювенальной юстиции:

первый связан с формированием автономных самостоятельных судов (США, Канада, Бельгия, Франция); второй предусматривает наличие специальных составов в рамках судов общей юрисдикции (Германия, Австрия, Португалия). Положительный опыт зарубежных стран, безусловно, может быть использован при реформировании судебной системы России с учетом наших исторических и национальных особенностей.

Исходя из международных требований, правосудие, осуществляемое в отношении детей, должно иметь свою специфику, а именно: учитывать особенности психофизического развития субъектов ответственности и особенности применяемых к ним мер. Это предопределяет наличие, во-первых, материальных и процессуальных правовых норм, закрепляющих порядок привлечения несовершеннолетних к юридической ответственности, во-вторых, наличие специальной квалификации (дополнительной психологической и педагогической подготовки) у судей, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних.

Анализ материальных и процессуальных уголовно-правовых норм позволяет говорить о том, что уголовная ответственность несовершеннолетних рассматривается как самостоятельный уголовно-правовой институт. Так, глава 14 Уголовного кодекса РФ закрепляет особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, которые выражаются в наличии специального перечня наказаний, применяемых к несовершеннолетним с учетом тяжести преступления, обстоятельств его совершения, социального положения несовершеннолетнего, возможности использования реабилитационных мер. Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит специальную главу - «Производство по уголовным делам в отношении не совершеннолетних», в которой предписано обязательное исследование личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, выяснения причин и условий, способствовавших совершению преступления (ст.421), установлен порядок задержания несовершеннолетнего подозреваемого, иных процессуальных действий (ст. 423-425), определены вопросы, подлежащие разрешению судом при постановлении приговора несовершеннолетнему (ст.430), условия освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и освобождения от наказания с направлением в специальное воспитательное учреждение (ст.431, 432).

Уголовно-исполнительный кодекс РФ не содержит отдельных положений, касающихся исполнения наказаний, назначенных несовершеннолетним осужденным, но наряду с общими нормами закрепляет особенности исполнения наказаний указанными субъектами, например, особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях (гл. 17).

Более сложная ситуация сложилась с закреплением и реализацией института административной ответственности несовершеннолетних.

По общему правилу к административной ответственности привлекаются физические лица, достигшие на момент совершения административного правонарушения, 16-летнего возраста (ч. 1 ст.2.3 КоАП РФ). Однако до сих пор ведутся активные дискуссии теоретиков и практиков о снижении возраста административной ответственности с 16 до 14 лет, с момента получения паспорта гражданина РФ, что корреспон-

дируется с гражданским, уголовным и трудовым законодательством.

Если права и обязанности совершеннолетних граждан как участников производства по делам об административных правонарушениях достаточно прозрачны, то специфика статуса несовершеннолетнего участника этого производства пока законодательно не закреплена.

Норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ и оцениваемая в контексте ст. 22.1 и 23.2 КоАП РФ, относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите в случае совершения ими правонарушений.

Исключением из данного правила является то обстоятельство, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, а также об административных правонарушениях в области дорожного движения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают только в том случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, передают его в комиссию.

Однако качественная характеристика правоприменительной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав КДН и ЗП) не всегда находится на высоком уровне, правовой статус самих комиссий законодательно не определен, устаревшая нормативная база не позволяет адекватно реагировать на противоправные деяния несовершеннолетних, а административное судопроизводство, провозглашенное Конституцией РФ, осуществляемое в отношении несовершеннолетних правонарушителей, практически отсутствует. По нашему мнению, нужно изменить вектор полномочий КДН и ЗП, связанных с профилактикой противоправных деяний несовершеннолетних и координацией деятельности других субъектов системы профилактики, в сторону обеспечения, защиты прав и интересов несовершеннолетних, уменьшить объем их юрисдикционных полномочий.

Законодатель допускает возможность освобождения лица, совершившего правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120 примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством РФ. Однако принятые Правительством РФ постановления № 272 от 6 мая 2006 г. «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» и № 995 от 6 ноября 2013 г. не содержат перечня мер принудительного воздействия, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям. По смыслу ч. 2 ст. 2.3. Ко-АП РФ федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних должна быть предусмотрена альтернатива административным наказаниям - меры принудительно-воспитательного характера. Многие комиссии субъектов Федерации восприняли меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 г., в качестве

мер, заменяющих административные наказания (например, ст. 9 Закона г. Москвы от 27 апреля 2001 г. № 20 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»; ст. 12 Закона Пермской области от 5 сентября 2005 г. № 2441-539 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»).

Сопоставление данных мер с видами административных наказаний, которые могут быть применены к несовершеннолетним, показывает, что две из них совпадают с существующими видами административных наказаний - предупреждение (п. «б» ст. 18 Положения, ст. 3.4 КоАП РФ), штраф (п. «д» ст. 18 Положения, ст. 3.5. КоАП РФ). При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП РФ), но законодателем не определен порядок такого взыскания (эта обязанность обоих родителей в равном соотношении от суммы штрафа или только одного, кто из родителей должен оплатить штраф, если они находятся в разводе и т.п.).

Как показывает практика, в реализации института административной ответственности несовершеннолетних роль судов минимальна, но передача полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях несовершеннолетних судьям позволила расширить спектр применяемых к ним административных наказаний (например, лишение права управления транспортным средством, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения и других).

Поэтому, на наш взгляд, представляется приоритетным выделение норм, касающихся административной ответственности несовершеннолетних, в отдельную главу КоАП РФ, в которую необходимо включить виды административных наказаний и порядок их применения к несовершеннолетним; определить специфические меры наказания для подростков; освобождение от административной ответственности несовершеннолетних; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних. Также необходимо разработать систему мер воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетних и включить их в КоАП РФ, т.к. меры, применяемые к несовершеннолетним, должны преследовать, прежде всего, цель исправления и предупреждения совершения новых административных правонарушений и преступлений.

Таким образом, формирование в России системы ювенального судопроизводства обусловлено международными обязательствами Российской Федерации, наличием правовых основ функционирования отдельных элементов ювенальной юстиции и сложившей социально-экономической ситуацией в стране.

Современная судебная система нуждается в реформировании, т.к. в действующей системе подсудности не выделяется отдельная категория дел несовершеннолетних, что позволяет, например, одному и тому же судье отправлять правосудие как в отношении совершеннолетних граждан, так и в отношении подростков, причем по разным вопросам. Однако в силу большой загруженности судьи не всегда всесторонне и полно выясняют причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения несовершеннолетними, сама процедура не во всех случаях оказывает на ребенка нужное воспитательное воздействие, теряется эффективность применяемых мер.

Следует согласиться с мнением о необходимости принципиального совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних и создания в нашей стране полноценной системы ювенального судопроизводства, основанной на не карательном подходе к несовершеннолетним правонарушителям, а на воспитательном и реабилитационном

Представляется, что специализированные ювеналь-ные суды должны иметь комплексную юрисдикцию в соответствии с международными стандартами и имеющегося российского опыта ювенального судопроизводства.

Библиографический список

1. Биткова Л.А. Вопросы совершенствования законодательства об административной ответственности несовершеннолетних // Актуальные проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности: Материалы научно-практической конференции. 30 мая 2013 года, Москва / Отв. ред. М.А. Штатина. - Москва, РАП, 2014. 204 с.

2. Выступление Рашида Нургалиева на расширенном заседании коллегии МВД России, посвященном вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 1 июня 2005 года. -NEWSru.com.

3. Давыдов Д.С., Полковников Р.М. Система юве-нальной юстиции в Российской Федерации: ргое1соп)та // Противодействие преступлениям, совершаемым несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Москва, 13 февраля 2015 г.) / под ред. А.И. Бастрыки-на. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 549 с.

4. Остапенко Н.И., Бурлаков В.Н., Пишикина Н.И. Организация деятельности милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие. - М., Академия управления МВД России, 2000. 42 с.

5. Стеблецова Л.А. Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних: Монография. -Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2006. 100 с.

РЕЦЕНЗИЯ на научную статью «Правовые предпосылки создания в современной России судов по делам несовершеннолетних», подготовленную кандидатом юридических наук, доцентом Л.А.Биткова

Научная статья «Правовые предпосылки создания в современной России судов по делам несовершеннолетних», подготовленная кандидатом юридических наук, доцентом Л.А. Битковой, рецензентом прочитана и изучена.

Тема научной статьи актуальна с теоретической точки зрения и имеет большое научно-практическое значение для правоохранительной и судебной деятельности.

Статья посвящена проблемам организации и деятельности судебных органов власти при осуществлении правосудия по уголовным и административным делам с участием несовершеннолетних. С учетом позиций ряда судов и их представителей автором выработаны определенные выводы и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

Положения статьи представляют интерес, как для юридической науки, так и для практических работников правоохранительных органов и судов.

Ювенальным (детским) называется суд, который в пределах своей компетенции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний . Существует множество мнений о том, что составляет сущность ювенального суда и какими именно признаками обладает, что объединяет его с судами общей юрисдикции и что отличает его от них. Согласно самому распространённому из них ювенальный суд несет в себе совокупность тех признаков, которые составляют противоположность общеюрисдикционному суду, поэтому производство дел с участием несовершеннолетних общим судом видится затруднительным и даже невозможным. Сторонники этой точки зрения также указывают на необходимость автономности «детских» судов и расширения их полномочий до превращения в своеобразный публичный орган попечении малолетних.

Таким образом, определение степени ответственности для несовершеннолетних правонарушителей не составляет основную компетенцию данных органов. Более значительную работу для ювенальных судов видят в предупреждении правонарушений, воспитании подростков, преодолении безнадзорности и беспризорности, охрану интересов и прав несовершеннолетних, как имущественных, так и неимущественных. То есть в судах для несовершеннолетних сосредотачиваются не только функции непосредственно судебных органов, но и органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, подразделений органов внутренних дел и министерства юстиции, а также прочих организаций и учреждений, занимающиеся в какой-либо мере проблемами семьи и детства. Следовательно, ювенальный суд занимается не только рассмотрением юридического дела, а в целом контролем над всеми стадиями процесса и даже за исполнением наказания. Получается, что в качестве судов для несовершеннолетних не может рассматриваться обычная специализация судей, ювенальные суды должны представлять собой целую инфраструктуру, в большинстве аспектов даже автономную относительно судов общей юрисдикции.

Но есть ещё один важный момент при создании «детских» судов, который невозможно не рассмотреть. Это наличие специальной нормативной базы, регулирующей деятельность такой структуры. И вот тут возможно несколько вариантов разрешения данной проблемы. Во-первых, необходимо создание специального ювенального процессуального законодательства, отличного от общепроцессуального, ведь цель создания судов для несовершеннолетних есть именно учреждение особого порядка рассмотрения данных дел, досудебного следствия и исполнения наказаний. Во-вторых, возможно создание не только процессуального законодательства, а целой ювенальной юстиции, отдельно квалифицирующей преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении них, и устанавливающей специальные наказания, возможно, даже учреждающей новые виды наказаний.

Необходимость особого процессуального законодательства для детских судов кроется в различии целей судебных процессов. Например, для взрослого преступника гораздо меньшую роль играет психологический аспект, большее же внимание в процессе уделяется формальной стороне и назначению фактического наказания или не назначению такового в случае невиновности подсудимого. В процессе же с участием несовершеннолетних должно уделяться большое значение воздействию на психику ребенка, а точнее, минимизации вредного воздействия и увеличению полезного. Полезное воздействие в первую очередь необходимо в тех случаях, когда несовершеннолетний является преступником и находится на скамье подсудимых. Здесь следует уделять внимание наличию искреннего раскаяния в содеянном, осознания неправомерности и аморальности поступка. В таком случае и наказание может носить более мягкий характер. Но, ни в коем случае ребенок не должен воспринимать раскаяние в суде как формальную процедуру необходимую для избегания наказания.

После распада Советского Союза преступность в России, в том числе и несовершеннолетних, возросла, но вскоре, уже после 1997 года, можно заметить значительное снижение зафиксированных преступлений, совершенных детьми. Например, в 1997 году их было 182798, а уже в 2005 - 154414 . Эти данные свидетельствуют о сокращении преступности почти в шесть раз. Но даже такая положительная динамика не умаляет тревогу по поводу состояния подростковой преступности в российском обществе.

Но меры по созданию ювенальной юстиции в России начали предприниматься гораздо раньше. Нужно отметить, что ещё 26 января 1990 года Россией была ратифицирована Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Данный факт предполагает, что принятие нашей страной на себя обязательств, связанных с непосредственным использованием норм Конвенции в осуществлении правосудия в отношении детей, а также внедрением ее норм в российское национальное законодательство.

Так, в настоящий момент закрепление особой роли защиты детства в РФ находит своё отражение в различных источниках российского права. Например, в статье 38 Конституции РФ говорится о том, что детство находится под защитой государства. Затем в 1998 и 1999 году были приняты федеральные законы "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", закрепляющие законные интересы несовершеннолетних, их социальные и правовые гарантий, а также способы защиты их прав.

Правовое регулирование в области правосудия в отношении несовершеннолетних в законодательстве России по-прежнему оставалось весьма затруднительным, но и развитие ювенальной юстиции, а в частности ювенальных судов, на этом не остановилось. 15 февраля 2002 года Федеральный конституционный закон "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" в части введения ювенальных судов в системе судов общей юрисдикции" был принят Государственной Думой РФ в первом чтении.

Одним из передовых регионов в части создания ювенальных судов стала Ростовская область. В ней ещё в 2001 году был запущен пилотный проект по созданию судов для несовершеннолетних. А спустя два года в Ростовском областном суде образовали специальный судебный состав коллегии по уголовным делам, в компетенцию которого входило рассмотрение дел несовершеннолетних в кассационном порядке.

Первый в полной мере ювенальный суд был открыт также в Ростовской области в городе Таганроге. Это произошло 25 марта 2004 года. Он находился в отдельном здании, в котором впервые были созданы помещения для работы психолога, а также специально отведенные кабинеты для приема несовершеннолетних, проведения примирительных процедур и кабинет помощника судьи, наделенного некоторыми полномочиями социального работника. В здании было два зала судебных заседаний, в которых отсутствовали привычные «решетки», а скамьи были заменены на мягкие стулья. Все участники процесса размещались за одним полуовальным столом, находящимся непосредственно перед судьёй. Сами заседания всегда проходили в закрытом режиме, не допускалась какая-либо публикация или участие представителей средств массовой информации. Таким образом, можно отметить, что в ключевых моментах всё соответствовало международным требованиям.

Если говорить о совершенствовании федерального законодательства в области создания детских судов, то в 2004 же году по вопросам совершенствования правосудия прошло заседание Совета при Президенте РФ, в ходе которого поступило предложение создания ювенальных судов на всей территории Российской Федерации и внесения соответствующих поправок в нормативные акты. 11 октября 2004 г. в нижней палате российского парламента состоялись слушания по вопросу развития и реализации мер, касающихся профилактики правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности. На данном заседании также было доложено о попытках взаимодействия судей ювенальных судов со службами и органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действующей в Российской Федерации, а также речь шла о внедрении ювенальных технологий в деятельность судов различного уровня. Участниками парламентских слушаний было предложено Верховному Суду РФ ввести в экспериментальном порядке судов по делам несовершеннолетних на территории одного субъекта РФ - Ростовской области, а также определить указанный регион базовым центром отработки специализации ювенального правосудия. Целью такого предложения было объединение всех ветвей власти, государственных и негосударственных организаций в сфере защиты прав несовершеннолетних, выработка действенных мер по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.

Таким образом, по данным 2010 года в РФ в судах общей юрисдикции следующих регионов действует 10 составов судей по делам несовершеннолетних:

  • в Иркутской области - Ангарский городской суд;
  • в республике - Хакасия Абаканский городской суд;
  • в Брянской области Володарский - Бежецкий районный суд и Дубровский районные суды г. Брянска;
  • в Липецкой области - Елецкий районный суд;
  • в Камчатском крае - Петропавловск-Камчатский городской суд;
  • в Ростовской области - Азовский, Шахтинский и Таганрогский городские суды, Егорлыкский районный суд.

В России ювенальная юстиция существует в виде судебно-правовой системы, решающей задачу защиты прав несовершеннолетних граждан во время судопроизводства, досудебного следствия, а также в ходе иных правоотношений. В разных формах ювенальная юстиция в России существует достаточно длительный период. Ведь к ювенальной юстиции относятся не только и не столько ювенальные суды, сколько особая нормативная база, касающаяся несовершеннолетних, объёма и порядка реализации их прав и обязанностей в повседневной жизни.

Также не стоит забывать о наличии таких государственных учреждений, как органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, которые тоже являются частью большой системы ювенальной юстиции в России. В более узком правовом смысле - это содержащие особенности уголовной ответственности и отбывания наказаний несовершеннолетними разделы уголовного и уголовно-исполнительного кодексов.

Активная работа по внедрению в систему российского законодательства ювенальной юстиции ведется с начала 2000 годов. Можно сказать, что это происходит в определенном последовательном порядке, который состоит в создании общую законодательную базу, организованной деятельности судебных, попечительских, правоохранительных, реабилитационных и медико-социальных организаций и учреждений.

В настоящий момент правовую базу ювенальной юстиции в Российском праве составляют:

  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 09.06.1999 года № 120-ФЗ;
  • Семейный кодекс РФ (в частности глава 22, содержащая положения о возможности изъятия детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, из семей);
  • Постановление пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

В то же время отдельный закон о ювенальной юстиции до сих пор в России не был принят. Но, стоит отметить, что деятельность по его разработке ведется на протяжении длительного времени. В настоящий момент рассматривается то, в какой форме должны быть закреплены нормы ювенальной юстиции. Будет это в виде отдельного закона или стоит ограничиться внесением изменений и дополнений в уже существующие законодательные акты. Примером такой деятельности может послужить разработка проектов по внесению изменений в федеральный конституционный закон «О судебной системе в РФ» от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ; Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 09.06.1999 года № 120-ФЗ; в Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года № 223-ФЗ. Но в настоящий момент ничего не было разработано и принято.

Также в настоящее время общественными организациями был разработан проект Федерального конституционного закона "О ювенальных судах в Российской Федерации". Документ предполагает создание института федеральных ювенальных судей и ювенальных судебных коллегий при Верховном Суде РФ, а также при областных, краевых судах, судах автономных округов и автономной области, при верховных судах республик. Согласно данному проекту закона ювенальные суды являются автономными учреждениями, поднадзорными только Верховному Суду РФ.

Одним из факторов столь длительного законотворческого процесса в отношении ювенальных законов является и то, что до сих пор вопрос о необходимости существования ювенальной юстиции в России остаётся открытым. С одной стороны, все понимают особенность положения несовершеннолетних в обществе и необходимость их дополнительной защиты посредством законодательства. С другой стороны, Россия может и печальный опыт внедрения ювенальной юстиции в Европейских странах, где это повлекло чрезмерное вмешательство государственных структур в семейную жизнь и воспитание детей, вселению страха в родителей того, что ребенок в случае малейшего нарушения огромного числа не всегда обоснованных требований закона может быть изъят из семьи.

В настоящее время в России сторонниками внедрения ювенальной юстиции и законодательную базу являются в основном работники структур, деятельность которых имеет непосредственное отношение к правонарушителям и детям из неблагополучных семей.

Ведь эти люди каждый день сталкиваются с малолетними преступниками. Например, работники многих правоохранительных органов осознают, что детскую преступность нельзя мерить общими категориями и недопустимо существование одинакового подхода к детям и взрослым преступникам. Они это обуславливают в первую очередь тем, что реальное наказание не всегда исправляет человека, а зачастую и наоборот - ухудшает существующее положение.

Также огромное количество детской бесправности и незащищенности видят сотрудники органов опеки, которые работают с неблагополучными семьями. В ряде случаев им очень горестно осознавать своё бессилие, а ведь кто, как ни органы опеки, призван стоять на страже прав ребенка.

В то же время существует мнение, что внедрение ювенальной юстиции в России приведет к массовому изъятию детей из семей, но сторонники введения отдельного законодательства в отношении несовершеннолетних оппонируют, что основная цель такого института должна заключаться в сохранении ребенка в его кровной семье.

Необходимость существования института ювенальной юстиции в любой стране, во-первых, обусловлена неспособностью несовершеннолетних самостоятельно и в полной мере реализовывать свои обычные гражданские права. Этот факт полезность такой меры, как наделение детей особыми правами, отличающимися от прав взрослых. Во-вторых, во всех правоотношениях с участием детей огромное значение нужно уделять воздействию данной ситуации на психику ребенка. Таким образом, мы приходим к выводу, что для решения обеих этих проблем в России необходимо учреждать ювенальные суды.

Из выше сказанного следует, что суды для несовершеннолетних в России уже существуют, а также можно говорить и о наличии проявлений ювенальной юстиции. Но в той форме, которая присутствует сейчас у ювенальных судов можно выделить следующие недостатки:

  • малое количество и недоступность рассмотрения дел в таком суде для большого числа российских регионов;
  • отсутствие специального процессуального законодательства, регулирующего подсудность и порядок деятельности ювенальных судов;
  • отсутствие должной и организованной специализации судей в данных судах;
  • отсутствие как таковой целостной системы судопроизводства в отношении несовершеннолетних;
  • отсутствие надзора со стороны специального органа ювенальной юстиции за производством досудебного следствия с участием несовершеннолетних.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной России необходимо развитие и реформирование системы ювенальных судов, а также создание специального процессуального законодательства, касающегося рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних. Ведь должная борьба с детской преступностью дает гарантию снижения преступности в целом и повышения уровня безопасности в стране.

Проблема защиты прав детей, формирования особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних совершивших противоправные действия не нова.

Уже в Римском праве, более поздних правовых актах средневе­ковья и тем более законодательстве ряда Европейских стран XVIII-XIX вв. предпринимались попытки защитить права несовершеннолетних и оградить их от жесто­кой кары за совершенное деяние.

В Дигестах императора Юстиниана (VI в. н.э.), в книге четвертой, есть титул IV, озаглавленный «О лицах, не дос­тигших 25 лет». В п. 1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана (жил примерно в 170-228 гг.), римского юриста, префекта - претория: «Следуя естественной справед­ливости, претор установил этот эдикт, путем которого он предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непроч­ной и подвержена возможностям многих обманов; этим эди­ктом претор обещал и помощь и защиту против обмана...» В титуле IV есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются раз­ные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда - нет. Упо­минаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к современ­ному их пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где он отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь ма­лолетнему, если он умышленно совершил правонарушение. «И нужно признать, - отвечает Ульпиан, - что при право­нарушениях не следует приходить несовершеннолетним на помощь и таковая не оказывается. Ибо если он совершил во­ровство или противоправно причинил ущерб, помощь не оказывается» 5 . Сноска!!!

Римское право оставило нам еще одно свидетельство защи­ты детей государством - это доктрина государства-отца. Государство объявляется высшим опекуном ребенка. В истории ювенальной юстиции она констатировалась (деклари­ровалась) не один раз (например, в момент создания «детских» судов в конце XIX в. и когда возникли сомнения в высокой эффективности этих судов - уже в конце XX в.). Сноска!!!

Если говорить о том, что оставили нам античный мир и средневековье о преступлениях несовершеннолетних и об их ответственности за это перед судом, то в законах речь шла только о наказаниях детей и подростков. Процессуальный ста­тус стал интересовать юристов значительно позднее.

В Законе XII таблиц был впервые сформулирован принцип прощения наказания. Он относился главным образом к несо­вершеннолетним и в некоторых последующих работах, тракто­вавших содержание упомянутого закона, формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием.

В Законе XII таблиц речь шла о неназначении наказания при наличии следующих двух условий: 1) когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта; 2) когда сам преступный акт не был доведен до конца. Сноска!!!

Этот принцип в течение длительного времени был распро­странен в странах, воспринявших римское право. Например, французские юристы отсчитывают его существование во Франции и других романских странах от Закона XII таблиц до Великой французской революции 1789 г. Несовершеннолет­них, к которым применен принцип прощения наказания, современные западные юристы называют «уменьшенными взрослыми».

Закон XII таблиц делал различие между преступлениями умышленными и неумышленными. Можно напомнить, что это предусматривалось и в Дигестах Юстиниана, только при­менительно к нанесению ущерба.

По Закону XII таблиц умышленные преступления счита­лись неискупаемыми, за них всегда следовало наказание. Од­нако несовершеннолетнему, признаваемому психически не­зрелым, допускалось уменьшение наказания. Известный французский исследователь прав несовершеннолетних Фи­липп Робер оценивает это правило Закона XII таблиц как ос­нову возникшего позднее общего для уголовной ответственно­сти несовершеннолетних принципаразумения. О нем речь впереди, поскольку он уже имеет отношение к действующей ювенальной юстиции и ко всей ее философии. Сноска!!!

Жестокость, игнорирование детства как естественного со­стояния человеческой личности более всего характерны для средневековых правовых актов. Известные швейцарские ис­следователи преступности несовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своих многолетних ис­следований истории борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствуют, что частым было применение смерт­ной казни к детям младшего возраста. К ним применялись все виды и иных наказаний, как к взрослым преступникам, со­держание в одних с ними тюрьмах (даже детей 7-летнего воз­раста), непонятные детям процессуальные действия (приведе­ние к присяге) и недопустимые (пытки). Сноска!!!

В Средневековой Европе проблема защиты прав ребенка в различных отраслях права практически не дискутировалась. Дети несли такую же ответственность как и взрослые и в отношении них могли применятся практически все виды уголовных наказаний.

Лишь в отдельных странах определённое внимание уделялось проблеме социальной защиты детей.

Так есть упоминание о том, что в Испании еще в XIV в. были церковные функционеры, которых называли «отцами и судья­ми сирот». Испанский король Павел IV Арагонский законода­тельно закрепил эту традицию, создав в 1337 г. в г.Валенсии магистратуру «отца сирот». В его компетенцию вошли опека, попечительство, устройство детей. Католическая церковь в Испании с давних времен создавала приюты и брала на себя функции ресоциализации подростков-правонарушителей. Сноска!!!

Италия была первой европейской страной, где церковь инициировала создание специального пенитенциарного учре­ждения для несовершеннолетних правонарушителей. Папа Клемент XI создал в Риме исправительный дом Сен-Мишель, определив своим указом контингент подростков, помещаемых в этот дом, и условия их содержания. Сноска!!!

Католическая религия способствовала и некоторым довольно радикальным законодательным новеллам, направленным на су­дебную защиту прав несовершеннолетних (например, нормы Гражданского кодекса Португалии, включенные в него в 1867 г. и касающиеся создания специальной юрисдикции суда для не­совершеннолетних, правда, не вступившие в действие). Сноска!!!

Серьезную роль в создании системы помощи детям-сиро­там и правонарушителям, особого режима их воспитания сыг­рала, церковь в Польше. Как отмечают западные исследователи этой проблемы, особенно одна из самых из­вестных - Энрика Вейяр-Цибульская, система социальной по­мощи, тесно связанная с системой правосудия для несовер­шеннолетних, была целиком в руках церкви. Для Польши бы­ло традиционным создание большого числа религиозных па­тронажных общин, покровительствовавших детям и подрост­кам, оказавшимся в неблагоприятных для жизни условиях. Многие из этих общин располагали немалыми материальными средствами, позволявшими им создать воспитательные учреж­дения для таких детей (например, возникшее в 1871 г. «Обще­ство сельского хозяйства и ремесел». Это общество построило в 1876 г. исправительный дом для подростков-правонарушите­лей, который, по замыслу создателей, должен был стать подо­бием семьи для этих детей) 3 . Сноска!!!

Оригинальный вариант участия церкви в реализации право­судия дала дореволюционная Россия. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет, совершившие преступления «без ра­зумения», могли быть отданы «для исправления» в монастыри их вероисповедания, если в них не запрещалось проживание посторонних лиц.

В целом же отсутствие специальной правовой защиты несовершенно­летних можно было обнаружить в законах многих стран в на­чале и даже в середине XIX в.

В большинстве законов того времени устанавливалась равная для детей и взрос­лых уголовная ответственность и наказание, одинаковая для всех лиц, представших перед судом. Лишь к середине XIX в. ряде государств мира стали появляться законы, создаваться специальные учреждения, где стояла задача элементарной защиты детей и подростков на разных стадиях осуществления правосудия. Так в 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах со взрослы­ми преступниками. В 1831 г. закон штата Иллинойс пред­усмотрел, что наказание несовершеннолетних за некоторые виды преступлений должно отличаться от наказания взрослых. В 1869 г. в Бостоне (штат Массачусетс) впервые были органи­зованы заседания суда специально для рассмотрения дел несо­вершеннолетних, а также осуществлен первый опыт примене­ния к ним режима пробации (воспитательного надзора), став­шей впоследствии одним из самых распространенных и, по мнению американцев, самых действенных методов обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Федеральный закон США уже содержал предписание о рассмотрении дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отдельно от дел взрослых преступников. Сноска!!!

И все-таки это были лишь отдельные попытки, которые не меняли кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии в 1890 г., затем указанные суды были образованы в Канаде (1894) и в США (1899). Сноска!!!

Конечно, этот поворот в истории правосудия не был слу­чайным. Его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех. Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце XIX в. Достижения техниче­ского прогресса породили определенные новшества в эконо­мической сфере, изменившие привычные условия жизни об­щества. Европа конца XIX - начала XX вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существовавшие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к не­совершеннолетним - как провоцирующие новые преступле­ния.

Примеру Австралии, Канады и США, создавших суды для несовершеннолетних, по­следовали другие страны, через короткое время возникли наци­ональные суды для несовершеннолетних: в Ирландии (1904) (специальная сессия общего суда), Египте (1904) (Закон от 14.02.1904 г. «О создании суда для несовершеннолетних в г. Александ­рии»; Закон от 06.04.1904 г. о создании такого суда в Каире), Англии и Уэльсе (1905) (первый суд по делам несовершеннолетних), Нидерландах - 1905 г. (законы от 06.02.1901 г. и от 12.02.1901 г.: созданы временные суды для несо­вершеннолетних, действовавшие по упрощенной судеб­ной процедуре), Германии (1907-1908) (соединение функций опе­кунских судов и судей по уголовным делам о несовер­шеннолетних в судах Кельна, Франкфурта-на-Майне, Бреслау и др.), Франции (1914) (Закон от 22.07.1912 г., всту­пил в силу 04.03.1914 г., создал автономную судебную систему судов для несовершеннолетних), Бельгии (1912) (Закон Картон-де-Виарта от 15.05.1912 г.), Австрии (1908) (созданы опекунские суды для несовершеннолетних), Испании (1918) (созданы опекунские суды), Италии (1908) (Закон от 11.05.1908 г. «О специ­ализированных судах по делам несовершеннолетних»), Португалии (1911) (созданы трибуналы по делам не­совершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый - в Лиссабоне в 1911 г., второй - в Порто в 1912 г.), России (1910) (создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних), Венгрии (1908) (автономная судебная система), Румынии (Трансильвания) (1913) (автономная судеб­ная система), Польше (1919) (автономная судебная система), Швейцарии (1911-1913), Японии - январь 1923 г. (Закон от 01.01.1923 г., со­здавший автономную систему по делам несовершенно­летних. Одновременно общие суды могли рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет). Греции - декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24.12.1924 г. установил специализацию судей по делам несовершеннолетних и специфику судебной про­цедуры по этим делам. Автономная судебная система по делам несовершеннолетних создана Законом 1939 г.). Сноска!!!

Сегодня ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира. Причем следует отметить, что при создании судов по делам несовершеннолетних сразу обнаружился неодинаковый подход в разных странах к виду указанной юрисдикции. В самом начале уже стало появляться немало вариантов. История развития концепции ювенальных судов свидетельствует о наличии различных подходов к данному вопросу. Автономная ювенальная юстиция возникла отнюдь не во всех странах, где были созданы суды для несовершеннолетних. Достаточно четко обозначились два варианта: I) автономный суд, не связанный с общим судом; 2) состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.

В самом начале существования судов для несовершеннолет­них автономная ювенальная юстиция была создана в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции (вариант), Нидер­ландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии (вариант), Австралии, Новой Зеландии (вариант), кантонах французской Швейцарии.

В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах не­мецкой Швейцарии функции опекунских судов были соедине­ны с функциями судов по делам несовершеннолетних, что вы­двинуло на первый план их деятельности задачу судебной за­щиты прав несовершеннолетних, а не задачу борьбы с пре­ступностью, как это произошло в судах первой группы стран.

Некоторые страны пошли по пути создания специализиро­ванных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции (вариант), Швейца­рии (кантон Женева), Японии (вариант). Новой Зеландии (ва­риант).

Такова была «стартовая ситуация» для начала деятельности ювенальной юстиции.

Постепенно ювенальная юстиция вышла за пределы собственно специализированного уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних. В настоящее время ювенальную юстицию, как представляется, следует рассматривать в качестве важной части социальной политики при работе с детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации.

В России на рубеже XX и XXI веков стали появляться работы по ювенальной юстиции, и к концу первого десятилетия XXI столетия их накопилось уже довольно порядочное количество. При всем разнообразии взглядов на ювенальную юстицию можно, сгруппировав различные мнения, выделить два подхода к рассматриваемому явлению. В частности, один из крупнейших отечественных специалистов в данной области Э.Б.Мельникова относит к ювенальной юстиции преимущественно и даже почти исключительно специализированные судебные органы (правда, не только в виде отдельной системы судов, но и в виде судебных присутствий или коллегий в рамках судов общей юрисдикции), хотя и отмечает в некоторых своих работах, что модернизация ювенальной юстиции включает и появление административных органов, альтернативных ювенальным судам (причем отметим, такие административные органы рассматриваются не сами по себе, а как альтернатива судам). Сноска!!! Выраженный Э.Б.Мельниковой подход поддерживается еще целым рядом авторов. Сноска!!!

В соответствии с другим подходом предлагается включить в систему ювенальной юстиции значительно более широкий круг органов: к примеру, комиссии по делам несовершеннолетних; уполномоченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью и т.п.; органы опеки и попечительства над несовершеннолетними; ювенальные органы следствия и дознания, семьи по делам семьи и несовершеннолетних; воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Сноска!!!

Таким образом, в настоящее время в России сложились два подхода к ювенальной юстиции и, соответственно, к установлению внешних границ системы ювенальной юстиции, т. е. к определению того, какие институты принадлежат этой системе в качестве ее элементов. Отсутствие же единого подхода в рассматриваемой сфере имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку дискуссии по проблемам ювенальной юстиции оказывают непосредственное воздействие на ход разработки соответствующих законопроектов.

Итак, при характеристике ювенальной юстиции необходимо выделять несколько аспектов:

Во-первых, ювенальная юстиция - система государственных органов, чья деятельность направлена на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, среди которых ведущее место занимают ювенальные суды;

Во-вторых, присутствует определенный механизм, посредством которого государственные органы осуществляют защиту прав ребенка;

В-третьих, для нее обязательно взаимодействие судебных органов с различными социальными службами помощи детям и подросткам.

С учетом вышеизложенного представляется возможным предложить следующее определение: «ювенальная юстиция» - это основанная на специфических принципах особая система защиты прав несовершеннолетних, включающая в себя совокупность государственных органов, деятельность которых осуществляется совместно с соответствующими методико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам, посредством механизма защиты прав ребенка, применяемых для обеспечения реализации его прав.

Именно такое понимание ювенальной юстиции складывается и у законодателя, который, разрабатывая проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции», нацелил его на обеспечение взаимодействия различных государственных, муниципальных и общественных институтов, занимающихся проблемами детей. Это взаимодействие строится в соответствии с широким пониманием системы ювенальной юстиции, в которую входят не только суды, занимающиеся делами несовершеннолетних, но и несудебные органы, а также негосударственные некоммерческие организации, нацеленные на защиту прав детей и на реализацию реабилитационных программ. Вместе с тем проект закона направлен на развитие связей всех государственных и негосударственных институтов, что должно повысить эффективность использования наличных ресурсов. Причем особое место в построении взаимодействия различных государственных органов в этой системе отводится ювенальным судам.

Вторая половина XIX в. знаменовала собой постепенное, но неукоснительное изменение указанного традиционного отношения к несовершеннолетним правонарушителям. В тех же США делались попытки облегчить судьбу детей и подростков, оказавшихся в орбите правосудия. Так, еще в 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах со взрослыми преступниками. В 1831 г. закон штата Иллинойс предусмотрел, что наказание несовершеннолетних за некоторые виды преступлений должно отличаться от наказания взрослых. В 1869 г. в Бостоне (штат Массачусетс) впервые были организованы заседания суда специально для рассмотрения дел несовершеннолетних, а также осуществлен первый опыт применения к ним режима пробации (воспитательного надзора), ставшей впоследствии одним из самых распространенных и, по мнению американцев, самых действенных методов обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Федеральный закон США уже содержал предписание о рассмотрении дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отдельно от дел взрослых преступников.

И все-таки это были лишь отдельные попытки, которые не меняли кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Коренной перелом наступил лишь в самом конце XIX в. и завершился созданием специального суда по делам несовершеннолетних. Этот суд был создан 2 июля 1899 г. в Чикаго (штат Иллинойс). И день 2 июля сразу был провозглашен историческим днем, когда победу одержали прогрессивные силы юридической общественности США.

Конечно, этот поворот в истории правосудия не был случайным. Его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех. Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце XIX в. Достижения технического прогресса породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные условия жизни общества. Европа конца XIX - начала XX вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существовавшие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним - как провоцирующие новые преступления.

Примеру США, создавших свой суд для несовершеннолетних (Закон от 1 июля 1899 г., первый проект Закона - в 1891 г.), последовали другие страны, через короткое время возникли национальные суды для несовершеннолетних:

в Северной Америке

Ирландия - 1904 г. (специальная сессия общего суда);

Англия и Уэльс - август 1905 г. (первый суд по делам несовершеннолетних); декабрь 1908 г. (вступление в силу Закона о детях от 21 декабря 1908 г., создавшего в стране автономную систему судов для несовершеннолетних);

Германия - 1907-1908 гг. (соединение функций опекунских судов и судей по уголовным делам о несовершеннолетних в судах Кельна, Франкфурта-на-Майне, Бреслау и др.);

Франция - март 1914 г. (Закон от 22 июля 1912 г., вступил в силу 4 марта 1914 г., создал автономную судебную систему судов для несовершеннолетних);

Италия - май 1908 г. (Закон от 11 мая 1908 г. о специализированных судах по делам несовершеннолетних);

Португалия - 1911 г. (созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый - в Лиссабоне в 1911 г., второй - в Порто в 1912 г.);

Россия - 1910 г. (создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних);

Венгрия - 1908 г. (автономная судебная система);

Румыния (Трансильвания) - 1913 г. (автономная судебная система);

Польша - 1919 г. (автономная судебная система);

Швейцария - кантоны:

Баль - 1911 г. (опекунские советы); Женева - 1913 г. (специальная уголовная камера общего суда для рассмотрения дел несовершеннолетних);

Нойшатель - 1917 г. (опекунские советы); Цюрих - 1919 г. (районный суд, функционировавший как суд для несовершеннолетних); Берн - 1913 г. (структура и компетенция суда сходны с судом в кантоне Цюрих);

Нидерланды - 1905 г. (законы от 6 февраля 1901 г. и от 12 февраля 1901 г.: созданы временные суды для несовершеннолетних, действовавшие по упрощенной судебной процедуре);

Греция - декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24 декабря 1924 г. установил специализацию судей по делам несовершеннолетних и специфику судебной процедуры по этим делам. Автономная судебная система по делам несовершеннолетних создана Законом 1939 г.). Юрисдикция этих судов - исключительно и только для рассмотрения деликтов.

Египет - февраль 1904 г. (Закон от 14 февраля 1904 г. о создании суда для несовершеннолетних в г. Александрии; Закон от 6 апреля о создании такого суда в Каире).

Япония - январь 1923 г. (Закон от 1 января 1923 г., создавший автономную систему по делам несовершеннолетних. Одновременно общие суды могли рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет).

Австралии и Новой Зеландии

Австралия (штаты):

Западная Австралия - 1907 г. (Закон о благополучии детей 1907 г.); Куинленд - 1907 г. (Закон о детских судах 1907 г.);

Виктория - 1915 г. (Закон о судах для детей 1915 г.); Тасмания - 1918 г. (Хартия о детях 1918 г.); Южная Австралия - 1926 г. (Акт о поддержке детей 1926 г.);

Новая Зеландия - 1925 г. (Закон 1925 г. о благополучии детей). Суды по делам несовершеннолетних были организованы только в центре страны. На периферии действовали суды общей юрисдикции.

Переходя к модели континентального правосудия по делам несовершеннолетних, надо и здесь отметить традиционность, стабильность организации судебного процесса, но исходит она здесь не от исторической преемственности (чикагского суда), а скорее от влияния на ювеиальиую юстицию континентальной системы права, основанной на правовых нормах.

Типичный вариант континентальной модели суда для несовершеннолетних - французский суд этой юрисдикции.

Судебный процесс по делам несовершеннолетних во Франции, как уже говорилось, имеет три стадии, отражающие соответствующую компетенцию юрисдикций по делам несовершеннолетних: судьи для детей, трибунала по делам несовершеннолетних и суда присяжных по делам несовершеннолетних. Эта современная французская ювенальная юстиция отличается от той, что была создана во Франции в 1914 г., хотя бы потому, что вначале не было системы судов для несовершеннолетних, действовал только единоличный судья. В дальнейшем Ордонанс от 2 февраля 1945 г., модифицированный Законом от 24 мая 1951 г. и Ордоиаисом от 22 декабря 1958 г., окончательно создал во Франции автономную судебную систему по делам несовершеннолетних. Ее юрисдикции принадлежат все дела несовершеннолетних без изъятий, в том числе и их дела в соучастии со взрослыми.

Обычно судебная процедура в судах для несовершеннолетних во Франции рассматривается применительно к указанным выше их видам.

Французский судья для детей - это магистрат суда большой инстанции, назначаемый гобратите внимание - не избираемый!) на эту должность на три года с возможностью возобновления срока. При отборе кандидатур на этот пост учитывается интерес магистрата к вопросам детства. По общему правилу в департаменте гединица территориального деления Франции) имеется один судья для детей. Однако в департаментах, важных по значению, их может быть и больше. При каЖдом трибунале по делам несовершеннолетних первый президент апелляционного суда назначает еще следственного судью по делам несовершеннолетних. Дела между судьей для детей и указанным следственным судьей распределяются так: оба они могут рассматривать дела о проступках и простых нарушениях, тогда как дела о преступлениях и иных правонарушениях относятся только к компетенции следственного судьи.

В процессуальном отношении вызов к судье для детей является первой стадией процесса по делам несовершеннолетних. В значительной мере эта стадия носит предварительный,

ознакомительный характер для судьи, хотя и заканчивается решениями, имеющими важное значение для судьбы подростка.

Итак, судья дЛя детей знакомится с делом, с самим правонарушителем, с его средой. В случае необходимости судья может принять и неотложные меры: изъять подростка из семьи и поместить его на режим пробации (воспитательного надзора) и даже временно в закрытое воспитательное учреЖдение, решить положительно вопрос о его предварительном заключении.

Значительное место уже в этой стадии занимает изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя. Проводится оно по правилам предусмотренного французским процессуальным законодательством "социального исследования" с составлением специального досье. Это исследование по французскому законодательству является обязательным процессуальным требованием. "Социальное исследование" судья может проводить сам, но большей частью поручает его чиновникам службы пробации, которые, в свою очередь, используют помощь психологов, психиатров, специалистов в области образования. Возможно и помещение подростка в центр наблюдения для более глубокого изучения его личности и дачи рекомендаций судье по выбору режима обращения. Однако этот последний метод социального исследования больше применяется в трибунале по делам несовершеннолетних, когда рассматриваются дела о более серьезных проступках. Социальное исследование предполагает посещение лицами, его производящими, семьи подростка для выяснения условий его жизни и воспитания. Нетрудно заметить, что нечто подобное есть и в английском "детском" суде. Отметим также, что требование российского УПК обязательного изучения судом и следователем условий жизни и воспитания несовершеннолетних (при определении предмета доказывания по уголовному делу, ст. 392) ставит и перед российским судом, хотя он и не является специализированным, те же задачи.

Каким же образом может решить судьбу несовершеннолетнего правонарушителя французский судья для детей? Он может освободить подростка от уголовного преследования и меры воздействия за правонарушение, может сделать ему выговор, может, наконец, принять в отношении него "меры безопасности" (охрана, надзор, наблюдение), но никогда не может применить к нему уголовное наказание. Судья для детей может дать дальнейший ход рассматриваемому делу, распорядившись о направлении его в трибунал по делам несовершенно-

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант