Юридический портал. Льготный консультант

Средства массовой информации нагнали жути по поводу вступления с 20 октября 2017 г. нового Административного регламента ГИБДД. Видеосъемка инспекторов ГИБДД запрещена, проверять документы у водителя можно где угодно и основания для этого не нужны, инспектор вправе маскировать автомобиль! Так ли это? Попробуем разобраться.

Новый Административный регламент …, утвержден приказом МВД России от 20.10.2017 № 664 и является внутренним документом министерства. По сути этот документ содержит правила о том, как инспектору правильно вести себя с участниками дорожного движения.

Видеосъемка инспектора ДПС

Старый Регламент содержал прямой запрет на запрещение видеосъемки инспектором. В век Интернета и доступности получения правовой информации из различных источников (YouTube, соцсети) водитель, насмотревшийся видеороликов о правильном поведении инспекторов, в случае его остановки разжигал бессмысленный спор или по-современному «троллил» инспектора, придираясь ко всему подряд. Именно поэтому из Регламента убрали запрет на препятствование проведению съемки. Раньше инспектор не мог даже попросить не снимать его на видеокамеру.

В новом Регламенте такого запрета уже нет. Однако помимо Регламента есть статья 8 Закона «О полиции», которая разрешает гражданам проводить видеосъемку сотрудников полиции (а инспектор ГИБДД является сотрудником полиции). Также, такое право предусмотрено частью 4 статьи 29 Конституции, статьей 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» и других законах.

Смысл заключается в следующем – так как МВД является публичным органом, то им должен соблюдаться принцип открытости и доступности.

Максимум, что инспектору ГИБДД дозволено – это предложить (попросить) не осуществлять видеозапись. Водителем в данной просьбе может быть и отказано.

Поэтому снимать на видеокамеру инспектора ДПС при исполнении не запрещено. Регламентом не запрещено. Если инспектор попросит не осуществлять видеозапись со ссылкой на другие правовые акты, то такое требование будет вполне законным и ему следует подчиниться. Например, запрет съемки при проведении спец мероприятий, вблизи спец объектов и др.

Что касается съемки водителя, то инспектор обязан уведомить об этом участника дорожного движения (пункт 38).

Передача документов без удерживающих устройств

Использование зажимов, зацепов и других ухищренных приборов, которые не дают инспектору возможности отойти с документами, использовать запрещено. Теперь инспекторы принимают документы без удерживающих устройств (пункт 53).

Однако не понятно, что делать инспектору если водитель передает документы на цепочке. Должен ли он принять или требовать от водителя освободить документы. По сути, если водитель передает документы с удерживающим устройством, то он не исполняет требования Регламента. Но Регламент, как было сказано выше, это внутренний документ и ни какие обязанности водителя там не закреплены. В ПДД не уточнено каким образом водитель передает документы. Поэтому какая ответственность, какое наказание должно быть применено к водителю не ясно.

Проверка документов вне стационарного поста

В связи с сокращением количества стационарных постов законодатель расширил перечень оснований для остановки транспортных средств. В старом Регламенте их было 10, в новом Регламенте их уже 14.

Новый Регламент не содержит требований об остановке автомобиля в целях проверки документов исключительно на стационарных постах. Значит остановить автомобиль можно вне стационарного поста? Ответ: да. Но для остановки нужны основания. А основания для проверки документов перечислены в пункте 106 Регламента. Прочитаете сами.

Засады ГИБДД

Теперь Инспектор в кустах уже не герой анекдотов. Новый Регламент допускает случаи маскировать служебный автомобиль.

По общему правилу служебный автомобиль должен быть размещен таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения (пункт 63). Этим же пунктом предусмотрены случаи для маскировки автомобиля.

Патрульный автомобиль может быть размещен в местах с ограниченной видимостью (замаскирован):

  • на аварийно-опасных участках дороги;
  • при использовании средств фото- видео фиксации.

Остановка на неосвещенном участке дороги

В старом Регламенте был прямой запрет на остановку автомобиля на неосвещенном участке дороги. В новом Регламенте такого запрета нет. Главное требование к остановке в темное время суток – наличие световых сигналов и то при наличии возможности.

Видеофиксация нарушений в зоне действия временных знаков

В старом Регламенте применение средств автоматической фиксации в местах, где установлены временные дорожные знаки, не допускалось (пункт 57).

В новом Регламенте такого запрета нет.

Связано это с тем, что в преддверии подготовки к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году, власти решили отремонтировать дороги. Много дорог. Поэтому много сужений, объездов и временных знаков. По данным ГИБДД в зонах проведения ремонтных работ увеличилось количество аварий. Зависимость понятная. Увеличилось количество ремонтных работ – увеличилось количество аварий. Но в ГИБДД причиной увеличения аварий в зоне действия временных знаков назвали именно нарушения ПДД, а не резкий рост проведения ремонтных работ.

Для водителя важна не причина, а результат – фиксация нарушений в зоне временных знаков.

Водитель обязан выйти из автомобиля по требованию инспектора

Сотрудник вправе предложить выйти из автомобиля (пункт 93). Ключевое слово здесь «предложить». Т.е. водитель может вежливо отказаться от предложения. Как же тогда отстранить водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения? Легко, на основании статьи 27.12 КоАП.

Таким образом, инспектор не вправе требовать от водителей выйти из автомобиля.

Досмотр автомобиля

Весьма положительное изменение. Старый Регламент содержал положение о том, что основанием для проведения досмотра является проверка обоснованного предположения. Ключевое слово «предположение». Т.е. те самые «хотелки» инспектора: «что-то мне не нравится, как вы ведете со мной диалог», «что-то всё подозрительно, а, ну-ка, давайте я проверю автомобиль».

Теперь такого нет. Новый Регламент содержит следующее: досмотр транспортного средства возможен в соответствии с фактическими данными – сообщениями граждан, дежурной части и так далее, т.е., это должна быть какая-то фактическая информация. Не желание инспектора, а информация.

Итак, что сказать в заключении. Если в прежнем Регламенте сотрудники ДПС в течение 8 лет так и не разобрались, то сделать это в новом, более объемном, будет ещё сложнее.

А вообще новый Регламент ГИБДД-2017 написан для инспекторов дорожно-постовой службы. Каких-либо обязанностей для водителей там нет. Может и не стоит так скрупулёзно его изучать. Зачем водителям знать внутренние документы МВД. Водители должны соблюдать правила дорожного движения, а не контролировать соблюдение инструкций должностными лицами.

Снимать на камеру сотрудника ГИБДД - обязательная процедура, и порой такая видеозапись может служить единственным доказательством его нарушений. Но на фоне выхода нового Приказа №664 вместе с Административным регламентом интернет захлестнули новости о том, что якобы теперь делать это нельзя. Правда ли это и можно ли снимать на камеру сотрудника ГИБДД по новому закону на 2019 год, давайте разберём с ссылками на действующее законодательство!

Изменения в Административном регламенте коснулись большей его части. И одно из них, интересное для нас в этой статье - был убран пункт о запрете препятствования инспектором ДПС видеосъёмке водителя. Но, тем не менее, все новости о запрете снимать на камеру инспектора ДПС и даже, где просто говориться, что из регламента убран пункт о разрешении видеосъёмки - не более чем "утка".

Из регламента ничего не убрано, просто изменена формулировка, и данная норма перенесена в новый пункт.

Впрочем, формулировка немного изменена, и её смысл вместе с формулировкой тоже. Логики стало больше, ведь регламент предназначен для сотрудников полиции (коими являются инспекторы ГИБДД), и если ранее прямо было прописано "нельзя препятствовать", то сейчас речь только о съёмке административных процедур самими сотрудниками (таких как досмотр автомобиля , освидетельствование на состояние опьянения и другие).

Прямые же разрешения на съёмку водителем инспектора ДПС есть в других нормативно-правовых актах.

На каком основании в 2019 году снимать сотрудника можно?

Есть два правовых акта, предусматривающих практически прямо, что записывать инспектора ГИБДД, когда тот остановил Вас, составляет в отношении Вас протокол или выписывает постановление, можно. Давайте взглянем на них!

Первый из них - Федеральный закон "О полиции", основы которого (статья 8) предусматривают открытость деятельности полиции при осуществлении правозащитных функций:

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях , об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан , общественных объединений и организаций.

Как видим, право снимать сотрудника ГИБДД на камеру прямо вытекает из принципа открытости деятельности полиции. И поэтому Вы можете записывать на видео все действия инспектора.

Второй нормативный акт, касающейся нашей темы - это ФЗ "Об информации", статья 3 которого также предусматривает открытость деятельности госорганов:

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
....
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

Заметьте, что оба вышеуказанных закона - Федеральные, и они имеют одни из самых высоких приоритетов при возникновении противоречий с другими правовыми актами. Так, новый Приказ №664 имеет гораздо более низкий приоритет, даже если бы там был прописан прямой запрет снимать на камеру сотрудника ГИБДД.

Таким образом, можно смело сделать вывод о том, что записывать процессуальные действия инспектора на 2019 год можно и даже нужно.

Нужно ли предупреждать инспектора о съёмке?

Опять же, нигде нет прямого запрета на видеосъёмку разговора с инспектором без уточнений и тонкостей . Поэтому записывать разговор можно как публично, предупредив сотрудника о том, что Вы его записываете, так и скрытно, не возглашая наличие видеосъёмки.

За непредоставление преимущества пешеходам на зебре теперь водителям придется раскошелиться на две с половиной тысячи рублей. Размер прежнего штрафа в полторы тысячи, по мнению инспекторов ГИБДД, не соответствовал тяжести столь грубого правонарушения. Об этом же говорят и цифры статистики. В 2014-м году за непропуск пешеходов были оштрафованы миллион 640 тысяч водителей. А по результатам прошлого года, в России наказали миллион 800 тысяч человек.

Споров о том, должен ли штраф за нарушение правил дорожного движения бить по карману, сегодня нет. А вот нововведения в регламенте по надзору за участниками дорожного движения вызывают много разногласий. Инспекторам ГИБДД теперь разрешено прятать патрульную машину в кусты и даже останавливать транспортв пешем режиме. Но наиболее резонансное изменение касается видеосъемки автолюбителями.

Я имею полное право себя снимать. Вы инспектор, я поворачиваюсь, снимаю себя, и вы попадаете в кадр. Но если инспектор сейчас говорит, что не надо его снимать, то вы обязаны убрать камеру. Иначе это будет трактоваться как сопротивление при исполнении. Имеем мы следующее. Где-то происходит конкретное хамство со стороны инспектора ДПС, и его уже никак не зафиксировать, - говорит руководитель Новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков.

Следующее новшество ожидали давно. Российский премьер Дмитрий Медведев узаконил электронный паспорт транспортного средства. Выдачу привычного бумажного документа окончательно прекратят первого июля следующего года. Значимых минусов у идеи независимые эксперты не находят.

Во-первых, электронный ПТС гораздо сложнее подделать. Во-вторых, будет исключена возможность существования так называемых двойников-тройников, когда в разных регионах выдаются ПТС на разные авто, это приводит к преступлениям и прочим правонарушениям, - говорит адвокат Денис Садовский.

Другой плюс электронного ПТС в том, что количество записей об автовладельцах не будет ограничено, то есть, так называемый дубликат уходит в прошлое. И, наконец, цифровой документ станет содержать информацию о ДТП с участием транспортного средства. Следующую информацию новшеством назвать нельзя, это просто свежая статистика.

По-настоящему шокирующие данные опубликовали эксперты рынка автострахования. Ежедневно в России шесть миллионов автолюбителей садятся за руль, не имея полиса ОСАГО. А еще один миллион человек используют поддельные бланки автогражданки. Это значит, что если в момент ДТП у виновника не окажется страховки, то процесс возмещения ущерба обернется многочисленными судебными тяжбами.

А вот долгожданного решения об отмене так и не случилось. Основной довод противников такого обременения в том, что, по сути, российские автовладельцы и так платят акцизы, заложенные в стоимость топлива. Однако на последнем заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам пришли к выводу, что в случае отказа от транспортного налога регионы не досчитаются 146-ти миллиардов рублей. На восполнение этих выпадающих доходов сегодня средств нет.

Сотрудники ГИБДД с 20 октября официально смогут останавливать автомобили и мотоциклы вне стационарных постов. Это следует из финальной версии административного регламента, который МВД РФ опубликовал на портале правовой информации . Регламент подробно прописывает в том числе правила поведения сотрудников ГИБДД при остановке машин.

По еще действующей редакции административного регламента, который утвердили еще в 2009 году, инспекторы могут останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС. Исключение – если водитель нарушил правила или требуется оказать медицинскую помощь.

Несмотря на то что с 2009 года существовал закон, запрещающий останавливать водителей вне постов, на практике машины останавливали, рассказал корреспонденту портала Москва 24 руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

Этой нормой скорее завуалированно принимается мера, разрешающая инспекторам прятаться в кустах с радарами. За восемь лет, пока действовал запрет, мы видим, что случаев, когда водители стояли в кустах и брали взятки, стало гораздо меньше. Это можно отчетливо заметить на примере южных регионов, где раньше такая практика процветала. Теперь есть относительные опасения, что все вернется. Однако сейчас ввели много камер видеофотофиксации. Возможно, такой массовости уже не будет.

Сергей Канаев

Руководитель Федерации автовладельцев России

Эксперт обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения. "В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. А сейчас может сказать: "Я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь". И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете – вам грозит статья 19.3".

КоАП РФ Статья 19.3 (часть 1) – Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции... влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать "любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений", хамить и грубить.

Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и "удерживающих устройств". Кроме того, cотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.

На сайте обязательного опубликования правовых актов pravo.gov.ru появился окончательный вариант Административного регламента ГИБДД - основного документа, регулирующего повседневную деятельность каждого сотрудника ведомства. Он утвержден приказом приказом главы МВД №664. Документ уже получил некоторую известность среди автомобилистов тем, что сотрудникам ДПС останавливать автовладельцев вне стационарных постов. На самом деле, новый Регламент разрешает не только это, но и полностью легитимизирует остановку транспорта «для проверки документов».

Кроме того, пункт 9.12, разрешает проверять, помимо прочих, еще и «документы на право пользования машиной». Другими словами, сотрудники ГИБДД теперь вполне могут вновь начать требовать у водителей такую раритетную бумажку как «доверенность на право управления ТС» - в случае, если человек управляет авто, зарегистрированным, например, на имя родственника или знакомого.

Сохранилось в новом Регламенте и «раздвоение личности» с одновременным запретом/разрешением прятать свои авто в засадах. Цитируем: «… размещение патрульного автомобиля в стационарном положении должно осуществляться так, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения». И далее: «… в случаях осуществления надзора за дорожным движением,… автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». То есть, буквально: «прятаться в кустах нельзя, но можно».

Теперь регламент требует, что «В разговоре с участниками дорожного движения обязан быть вежливым, тактичным, обращаться к ним на Вы, проявлять спокойствие и выдержку, свои требования и замечания излагать в понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания».

«должен воздерживаться от высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений, а также исключить грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, предвзятые замечания, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений, оскорбительные выражения или реплики и действия, провоцирующие противоправное поведение». Кроме того, теперь при общении с водителями не запрещается курить.

В беседе с корреспондентом портала «АвтоВзгляд» представитель Госавтоинспекции сообщил, что новая редакция Регламента ликвидировала накопившиеся нестыковки этого документа с постоянно меняющимся законодательством. Среди наиболее значимых новелл он назвал следующие: появление процедуры водителями в отсутствии сотрудника полиции (по европротоколу), требование к инспекторам ДПС проводить все процессуальные действия под видеозапись, а также обязанность сотрудников доставить водителя обратно к его машине в случае, когда тест на алкоголь в медучреждении доказал его трезвость.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант