Юридический портал. Льготный консультант

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1. ЗРИТЕЛЬНОЕ УТОМЛЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

2. ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Зрение -- это особый дар природы, который отвечает за визуальное восприятие окружающего мира. Как известно, с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем 90 % информации из внешней среды. В нынешних условиях роль зрительного восприятия невозможно переоценить -- практически все многообразие производимой информации рассчитано на образное усвоение. Вследствие длительной работы на близком расстоянии с такими агрессивными визуальными средами, как компьютер, телевизор, печатная продукция, а также комплекса неблагоприятных факторов внешней среды нередко возникает синдром зрительного утомления.

1. ЗРИТЕЛЬНОЕ УТОМЛЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

зрительный утомление астенопия

Характеристика зрительного анализатора. В процессе деятельности человек до 90 % всей информации получает через зрительный анализатор. Прием и анализ информации происходит в световом диапазоне (380--760 нм) электромагнитных волн. Цветовые ощущения вызываются действием световых волн, имеющих различную длину.

Порог световой чувствительности изменяется в широких пределах в процессе адаптации зрительного анализатора к внешнему световому воздействию.

Условия труда работающих при различных процессах с применением высокочастотного ультразвука весьма разнообразны. Например, труд операторов ультразвуковой дефектоскопии сопровождается психоэмоциональной нагрузкой и утомлением зрительного анализатора, связанными с необходимостью расшифровки сигналов; перенапряжением опорно-двигательного аппарата, особенно кистей рук, что обусловлено вынужденной позой и характером совершаемых кистью движений, связанных с перемещением искателя по контролируемой поверхности.

При хроническом отравлении Мп, кроме того, наблюдается тенденция к изменению кровяного давления.

Зрительное утомление - физиологическое состояние, связанное с временным уменьшением работоспособности органа зрения, в ухудшении координации работы органа зрения, сопровождаемое усталостью глаз, резью, болью, жжением в глазах, слезотечением, головными болями, общей раздражительностью.

Зрительное утомление особенно часто встречается у лиц, работающих с компьютером (так называемый компьютерный зрительный синдром), а также на сборке микросхем, вождении транспорта и т.д., характеризуется не столько нарушением работы аккомодационного аппарата глаза (работы мышц), сколько понижением функционального состояния сетчатой оболочки глаза, нарушением кровенаполнения, окислительно-восстановительных процессов.

Распространение зрительного утомления, или астенопии, -- это довольно распространенный симптомокомплекс, в особенности у школьников, студентов, у лиц, чья работа связана с компьютером, бухгалтеров, а также среди населения старше сорока лет; сопровождает технологические и демографические тенденции во всем мире. Жалобы на усталость глаз встречаются у значительного процента пользователей ПК (по данным разных авторов, от 20 % до 60 %) и сильно зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства -- через 4 часа, и практически у всех -- через 6 часов работы за экраном. Менее нагрузочным считается считывание информации с экрана дисплея, более нагрузочным -- ее ввод. Сильнейшее утомление вызывает работа в диалоговом режиме. Американская ассоциация оптометристов ввела термин «компьютерный зрительный синдром» (КЗС) для обозначения комплекса отрицательных проявлений зрительного утомления, связанного с работой пользователя за монитором. В отличие от существовавшего ранее представления об отрицательном влиянии излучений монитора на здоровье пользователя, современная офтальмоэргономика считает доказанным, что решающим фактором в формировании зрительных расстройств является зрительное утомление, развивающееся в процессе напряженной работы. Перегрузка зрительного анализатора часто вызывает «цепную реакцию» в виде заболеваний других органов и их систем: нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др.

Механизм развития зрительного утомления достаточно сложен и имеет ряд составляющих. Е. Е. Сомов ввел в список анатомических зон, ответственных за зрительное утомление, оптический аппарат глаза, аккомодацию и конвергенцию, сетчатку, подкорковые и корковые структуры. В результате было выделено три составляющих синдрома зрительной усталости. На первом месте, конечно, стоит усталостьвнутриглазных и наружных мышц глаза, напряжение которых обеспечивает правильную фокусировку и ориентацию зрительного аппарата при визуальной нагрузке. Далее необходимо затронуть глубже лежащие звенья зрительного аппарата, такие как изменения в сетчатке на биохимическом уровне. Процессы окисления и восстановления, происходящие во всем организме, не обходят, естественно, и сетчатую оболочку, поэтому при длительных нагрузках, требующих четкого, детального видения, запасы антиоксидантных систем организма начинают истощаться, что приводит к сбою в работе анализатора. И наконец, немаловажную роль в процессе зрительной усталости играют психоэмоциональные расстройства, которые приводят к нарушению восприятия и концентрации внимания. При объективных исследованиях и оценке состояния органа зрения у субъектов со зрительным утомлением выявлено, что оно связано как с нарушением функции периферического аппарата, так и со снижением активности центральных мозговых структур.

Эффективность функционирования зрительного анализатора зависит от ряда факторов, к которым относят соответствие структурнофункциональных возможностей глаза зрительным задачам, достаточную пропускную способность зрительно-нервных путей и оптимальный уровень функционирования коркового отдела зрительного анализатора. Функции периферического звена зрительного анализатора заключаются в сборе соответствующей информации из окружающей среды при условии хорошей остроты зрения, нормально функционирующей аккомодации, достаточно высокой световой, цветовой и контрастной чувствительности глаза. К факторам, ухудшающим работу зрительного анализатора,относятся: неправильная оптическая коррекция, колебания яркости, сниженная освещенность, некачественный текст, длительность, монотонность работы, уровень шума, общая астенизация, психическое состояние субъекта.

Симптоматически астенопия проявляется субъективными ощущениями: мелкие детали начинают «расплываться», буквы и строчки по временам затуманиваются, в глазах ощущаются резь и ломота, появляется боль в висках и между надбровными дугами, возникает светобоязнь, сжимание век, глазной тик. Основной признак -- появление или усиление астенопических явлений при зрительной работе на близком расстоянии, их исчезновение или ослабление во время отдыха. Различают:

Аккомодативная астенопия. Распространена наиболее широко. Астенопия, возникшая на почве аномалий рефракции, носит еще название оптико-аккомодационной. При дальнозоркости приходится аккомодировать сильнее, чем при эмметропии, особенно при работе на близком расстоянии, поэтому среди дальнозорких данная форма встречается чаще всего. Еще легче возникает астенопия при астигматизме, который ведет к неравномерному сокращению цилиарной мышцы. Аккомодативная астенопия возникает также вследствие ослабления цилиарной мышцы. Это возможно и при эмметропии. Основные причины -- общее переутомление, истощающие болезни, контузии, нервное перенапряжение. Парезы цилиарной мышцы по своему происхождению могут быть двух видов: вызванные расстройствами иннервации (центральными и периферическими) и обусловленные различными инфекциями, интоксикациями, хроническими заболеваниями.

1. Мышечная астенопия. Вызвана несоответствием между аккомодацией и конвергенцией при миопии. Неприятные ощущения исчезают при выключении конвергенции (т.е. закрытии одного глаза). Слабость конвергенции возникает как следствие перенесенных инфекционных и других общих заболеваний, а также хронических интоксикаций.

2. Смешанная (аккомодативномышечная). Обусловлена в качестве этиологических моментов любыми из описанных причин. Дифференциальная диагностика аккомодативной (слабость аккомодации) и мышечной (слабость конвергенции) астенопии основана на раздельном определении резервов этой функции (по Дашевскому А. И.). Снижение резервов аккомодации -- аккомодативная астенопия, снижение резервов конвергенции -- мышечная, при одновременном их ослаблении -- смешанная.

3. Нейрогенная. Чаще наблюдается как проявление общей неврастении и истерии.

4. Симптоматическая. Проявляется как симптом, сопровождающий некоторые воспалительные заболевания глаз, носа и придаточных пазух. Связь со зрительной работой на близком расстоянии менее очевидна. Иногда бывает первым признаком начинающегося увеита, в частности, симпатического воспаления.

Для снижения опасности развития астенопии и других, в основном, функциональных нарушений зрения предложены различные методы и программы их профилактики, которые составляют часть эргономики как науки, обобщающей разные методы сохранения психофизиологических функций человека при экстремальных и пограничных проявлениях дискомфорта. Залогом профилактики зрительного утомления является, прежде всего, полноценная коррекция оптических дефектов. С учетом того, что уже через 2 часа напряженной зрительной работы появляются объективные изменения физиологических показателей глаза, для их профилактики необходимо через каждые 2 часа делать перерывы на 20-30 минут для снятия зрительного и статистического напряжения, которая позволяет на 50 % снизить удельный вес неблагоприятных изменений в функциональном состоянии организма субъекта. Во время таких перерывов рекомендуется проводить комплексы гимнастики и самомассажа, в том числе на рабочих местах, в позах сидя и стоя.

Для профилактики нарушений зрительной функции глазного анализатора при длительной работе с текстом, за компьютером и др. рекомендуется применение препаратов с антиоксидантной и метаболической активностью. Результатом многолетних исследований европейских ученых является препарат Стрикс фирмы Ферросан (Дания), зарегистрированный как биологически активная добавка к пище. Стрикс содержит 260 мг экстракта черники, что соответствует 12 мг антицианозида, а также 1,2 мг бетакаротина, что соответствует 200 мкг витамина А.

Антицианозиды -- сильные антиоксиданты (поглощают свободные радикалы в 15-20 раз сильнее, чем витамин Е), а потому стимулируют восстановление зрительного пурпура, укрепляют соединительную ткань, стимулируют синтез основного материала капилляров сетчатки, укрепляют клеточную стенку и препятствую ее разрушению свободными радикалами. Кроме того, эти вещества уменьшают синтез и выброс в кровяное русло биологически активных веществ.

Каротин, или провитамин А, обладает выраженным антиоксидантным эффектом и защищает клетки от повреждения активными формами кислорода и свободными радикалами. Кроме того, стимулирует общий и местный иммунитет, препятствует излишнему пересыханию глаза, оказывает нормализующее влияние на формирование и функцию покровных тканей и повышает их устойчивость к инфекциям, обусловливает противоопухолевую устойчивость организма, способствует восстановлению зрительного пурпура.

В последние годы в офтальмологической практике широко используются медикаменты, содержащие лютеин-зеаксантиновый комплекс. Эти препараты обладают ярко выраженной антиоксидантной активностью, улучшают метаболические процессы в пигментном эпителии сетчатки, увеличивают его плотность, что способствует профилактике зрительного утомления. Наиболее распространенным в мире, в том числе и в Украине, является препарат Окувайт-лютеин, несмотря на то, что очень быстро налаживается производство других лекарственных форм аналогичного препарата.

Немаловажное значение в формировании синдрома зрительного утомления играет недостаток орошения роговой оболочки слезой и формирования синдрома «сухого глаза». Для повышения зрительной работоспособности сформулированы требования к офтальмологическому профессиональному отбору и периодическим медицинским осмотрам лиц с повышенной зрительной нагрузкой, а также к рациональному режиму труда и отдыха. Для пользователей компьютером предложена специальная оптическая коррекция -- очки, рассчитанные на расстояние 60-70 см от глаз и на повышение зрительного комфорта при восприятии цветного изображения на мониторе.

2. Профилактика зрительного утомления. Условия учебной работы

В предупреждении зрительного утомления большую роль играет свет, особенно в утренние часы, когда на организм оказывают интенсивное воздействие ультрафиолетовые лучи. При ультрафиолетовом "голодании" происходит нарушение фосфорно-кальциевого обмена, снижается работоспособность аппарата аккомодации. Под влиянием ультрафиолетовых лучей провитамин Б, находящийся в коже, переходит из недеятельного состояния в активное, способствуя тем самым правильному усвоению солей кальция и фосфора. Необходимо как можно больше бывать на воздухе в период наиболее интенсивного действия ультрафиолетовой радиации (с 10 до 16 ч) не только во время каникул, но и в учебные, в воскресные дни желательно для прогулок отводить именно эти часы. Не зря врачи советуют после занятий в школе 1-2 ч гулять на улице. Это важно не только для восстановления работоспособности всего организма, но и для отдыха глаз. В северных районах для общего укрепления организма школьников часто используют искусственное ультрафиолетовое облучение, включенное в систему искусственного освещения, при этом значительно улучшается и состояние аккомодационного аппарата.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно О и А. Витамин В содержится в таких продуктах, как печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло.

Витамин А является компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина А - каротина, который входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.).

Организация рабочего места в школе и дома. Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий: письменный стол, стул, книжный шкаф или полку дома и подходящую его росту парту в классе.

Необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться. К ним относятся прежде всего достаточная освещенность рабочего места как днем, так и в вечернее время; соответствие мебели (стол, парта) росту школьника; чередование зрительной работы с отдыхом для глаз.

Врачами гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс - единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избы ток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В осенне-зимний период как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 ч. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания и люминесцентные лампы. Согласно утвержденным нормам освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания не должна быть меньше 150 лк, люминесцентными лампами - 300 лк.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50%.Освещенность комнаты снижается на 10-40%, если на подоконниках стоят высокие цветы или окна занавешены тюлевыми занавесями. Окно, возле которого стоит рабочий стол, лучше не загромождать цветами. Их можно расположить вблизи окна на полочках. На уровень освещенности помещения влияют степень отражения света от потолка, стен, пола, окраска мебели. Светлые тона повышают освещенность, например белый цвет отражает до 90% световых лучей, желтый - около 80%, голубой - 70%, зеленый - 60%, темно-зеленый - 22%. Поверхность, окрашенная в черный цвет, поглощает почти все лучи. Как правило, стены жилых помещений мало отражают света, так как завешены коврами, уставлены мебелью, чаще темно-коричневого цвета и т. д. Именно поэтому письменный или рабочий стол лучше всего поставить у окна, чтобы свет падал или прямо на стол, или слева (если стол стоит торцом к окну), иначе на тетрадь будет падать тень от правой руки, она окажется затемненной. Если вы пользуетесь секретером, то его также надо разместить так, чтобы свет падал слева на рабочую поверхность стола.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет - появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.

Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк.

Роль физических упражнений/ При чтении, письме, рисовании, конструировании, выполнении столярных и слесарных работ, помимо достаточной освещенности, соответствия мебели росту, правильной посадки за столом, очень важно соблюдать чередование этого вида деятельности с активным отдыхом, т. е. переключением на физические упражнения. Упражнения следует проводить через каждый час напряженной зрительной работы в течение 10-15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Физическая нагрузка улучшает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мышцы, вовлекает в динамическую работу различные группы мышц, уставшие от статической (сохранение неподвижности) позы, и в то же время расслабляются мышцы глаз, особенно при взгляде вдаль. Если выбежать на улицу на 10- 15 мин не удается, то при открытой форточке, фрамуге можно сделать несколько физических упражнений, постоять у окна, глядя вдаль.

Рабочая поза. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия.

Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости.

Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

Чтение и зрение. При чтении зрительное восприятие текста представляет собой быстрое различение очень большого числа мелких деталей.

Глазам во время чтения приходится проделывать колоссальную работу, связанную с рассматриванием текста и с необходимостью движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Рассматривание текста, распознавание букв, особенно у неопытного читателя, связано с напряжением аккомодации для установления определенной кривизны хрусталика и усиления его преломляющей силы. В работу включается аккомодационная мышца глаза и одновременно напрягаются внутренние прямые мышцы глаз, которые поворачивают глазные яблоки кнутри и к носу.

Движение глаз вдоль строки осуществляется с помощью остальных глазодвигательных мышц. При этом многочисленными исследованиями физиологов и психологов установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после которых следует остановка. Скачки, т. е. собственно движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксация). Продолжительность фиксаций - от 0,2 до 0,6 с, скачков - 0,02 с. Во время чтения 97% времени приходится на фиксации, 3%-на скачки (у взрослых). Чем неопытнее читатель, тем чаще останавливается его глаз на строке. Это, конечно, зависит и от трудности текста. Опытный читатель при чтении простого текста делает мало пауз (4-6 остановок на строке), неопытный - 10-20. Помимо поступательных движений глаз вдоль строки, могут быть и возвратные движения (рефиксация), связанные с повторным возвращением к плохо понятному слову, потерей текста и т.д.

Возвратные движения особенно утомительны, так как глаза находятся в постоянном напряжении. Чтение взрослых характеризуется почти полным отсутствием возвратных движений глаз, поэтому менее утомительно для них. Естественно, помимо непосредственного восприятия текста, его рисунка, величины букв, строк, расстояния между буквами и строками, т. е. всего того, что определяет удобочитаемость текста, легкость его восприятия, мозг человека во время чтения совершает работу по осознанию содержания текста, эмоциональному его восприятию, запоминанию и анализу прочитанного. Интересно заметить, что при умственном утомлении физиологи обнаружили изменение в движениях глаз - утрачивается равномерность движения глаз, появляются длительные остановки, учащается число фиксаций и рефиксаций, снижается скорость чтения. Наблюдения показали, что при этом изменяется и поза читающего: человек ближе наклоняется к книге, чаще начинает менять положение тела, прерывать чтение. Особенно вредно читать при недостаточной освещенности или книгу с нечетким шрифтом, что заставляет чрезмерно приближать глаза к книге. Все это ведет к утомлению глаз (веки краснеют, в глазах появляется ощущение рези, "песка"), усталости мышц шеи и спины.

Массаж как профилактика зрительного утомления. К основным приемам массажа и самомассажа глаз относятся поглаживание по ходу круговых мышц, легкое растирание, а также мягкое надавливание на глазные яблоки в виде вибрации. Поглаживание тонизирует кожу век и повышает ее эластичность, растирание снимает спазм мышц, улучшает кровообращение и уменьшает боль, а разминание помогает при судорожных сокращениях век. Но для того, чтобы правильно сделать массаж, необходимо знать направления массажных линий. По верхнему веку они идут от корня носа наружу, а по нижнему веку -- внутрь.

При массаже век более эффективным будет поглаживание, растирание и разминание подушечками пальцев. Верхнее веко массируется по направлению от внутреннего угла глаза к наружному, а нижнее веко -- наоборот: от наружного к внутреннему углу.

Массаж глазных яблок представляет собой легкое надавливание на них через кожу сомкнутых век круговыми движениями подушечек пальцев, при этом глаз поворачивают вниз-вверх и влево-вправо. Эта процедура не только снимает зрительное утомление, отечность вокруг глаз, но и оказывает тонизирующее действие на весь организм, снимает головную боль и даже улучшает работу сердца. Можно применять и прием вибрации -- легкое ритмичное надавливание на глазные яблоки. Попробуйте сделать такой массаж, и вы заметите, как снижается нервное возбуждение, проходят головные боли, утомление, отечность вокруг глаз, а зрение становится острее. А вот сильно надавливать на глазные яблоки не рекомендуется, так как это может вызвать кратковременное потемнение в глазах, расстройство сердечного ритма и другие неприятные ощущения.

Известно, что любую болезнь, в том числе и зрительное утомление, легче предупредить, чем лечить. Отложите на время все домашние дела, сядьте поудобнее и попробуйте сделать самомассаж с акупрессурой -- точечным массажем.

Точечный массаж для глаз. В основе точечного массажа лежит механическое воздействие пальцами рук на биологически активные точки, которые связаны с различными органами и системами.

*Первая точка -- несимметричная, расположена по средней линии между затылочной костью и первым позвонком.

* Вторая точка -- симметричная, расположена на уровне первой точки и в 3--5 см кнаружи от нее у нижнего края затылочной кости.

* Третья точка -- симметричная, расположена в месте соединения лобной и теменной костей на уровне бугра лобной кости.

* Четвертая точка -- симметричная, расположена на уровне нижнего края брови в 1--1,5 см кнаружи от верхнего края орбиты.

* Пятая точка -- несимметричная, расположена по средней линии в центре переносицы в углублении между бровями.

* Шестая точка -- симметричная, расположена у основания верхнего внутреннего края брови.

* Седьмая, последняя, точка -- симметричная, расположена в области надглазничного отверстия примерно в середине брови.

Выполнять точечный массаж нужно кончиками указательного или большого пальца обеих рук, лучше всего сидя или лежа, не менее одного раза в день, особенно если на ваши глаза пришлась нагрузка и у вас появилось чувство тяжести или другие неприятные ощущения в глазах. Движения пальцев при массаже должны быть слегка вращательные или вибрирующие, давите на точку вначале легко, потом чуточку сильнее, затем силу давления постепенно ослабляйте до ощущения легкого прикосновения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа зрительного анализатора складывается из деятельности световоспринимающего и глазодвигательного аппаратов.

Астенопия (зрительное утомление) может наступать при воздействии неблагоприятных факторов на деятельность как одного, так и обоих аппаратов. Однако в значительно большей мере это относится к глазодвигательному аппарату. Для профилактики нарушений зрительной функции глазного анализатора при длительной работе с текстом, за компьютером рекомендуется применение препаратов с антиоксидантной и метаболической активностью. Для пользователей компьютером предложена специальная оптическая коррекция -- очки, рассчитанные на расстояние 60-70 см от глаз и на повышение зрительного комфорта при восприятии цветного изображения на мониторе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аветисов Э. С. "Охрана зрения у детей". Издательство "Медицина", 1975 г.

2. Глушкова Е. К. "Береги зрение". Издательство "Медицина", 1987 г.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Кн.1 Физиология нервн., мышечн. и сенсорн. систем: Учебник для биол. и мед. спец. ВУЗов / Под ред. А.Д.Ноздрачева - М., 1991.

4. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Смирнова. М., 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проводящие пути зрительного анализатора. Глаз человека, стереоскопическое зрение. Аномалии развития хрусталика и роговицы. Пороки развития сетчатки. Патология проводникового отдела зрительного анализатора (Колобома). Воспаление зрительного нерва.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2015

    Анатомо-гистологические особенности, схема строения зрительного анализатора. Внутриглазной отдел зрительного нерва. Этиология общих заболеваний, приводящих к развитию атрофии. Основные клинические симптомы, классификация заболеваний зрительного нерва.

    презентация , добавлен 22.12.2015

    Пороки развития сетчатки. Патология проводникового отдела зрительного анализатора. Физиологический и патологический нистагм. Врожденные аномалии развития зрительного нерва. Аномалии развития хрусталика. Приобретенные расстройства цветового зрения.

    реферат , добавлен 06.03.2014

    Этапы зрительного восприятия, результаты параллельной и последовательной обработки информации. Кодирование признаков в зрительной системе и каналы их описания. Проблема пространственного группирования. Главные свойства механизмов второго порядка.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2012

    Особенности устройства зрения у человека. Свойства и функции анализаторов. Строение зрительного анализатора. Строение и функции глаза. Развитие зрительного анализатора в онтогенезе. Нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость, косоглазие, дальтонизм.

    презентация , добавлен 15.02.2012

    Общая характеристика и анатомические особенности зрительного пути, его главные элементы и функциональное назначение отделов: внутриглазного, орбитального, внутриканального и внутричерепного. Аномалии развития зрительного нерва и возможные его воспаления.

    презентация , добавлен 21.02.2016

    Элементы точечного массажа. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики с элементами песочной терапии. Упражнения на профилактику зрительного утомления. Примерный комплекс дыхательной гимнастики. Упражнения с мыслеобразами и на мышечное расслабление.

    реферат , добавлен 09.01.2016

    Рассмотрение понятия и структуры органа зрения. Изучение строения зрительного анализатора, глазного яблока, роговицы, склеры, сосудистой оболочки. Кровоснабжение и иннервация тканей. Анатомия хрусталика и зрительного нерва. Веки, слезные органы.

    презентация , добавлен 08.09.2015

    Проведение офтальмоскопического исследования глаза. Особенности диагностики интрабульбарного неврита (папиллита). Недоразвитие диска зрительного нерва. Патология, при которой отсутствуют зрительные функции. Косой ход склерального канала зрительного нерва.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2015

    Принцип строения зрительного анализатора. Центры головного мозга, анализирующие восприятие. Молекулярные механизмы зрения. Са и зрительный каскад. Некоторые нарушения зрения. Близорукость. Дальнозоркость. Астигматизм. Косоглазие. Дальтонизм.

Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся: стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки; несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся; несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса; отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.


Причины, вызывающие утомление учащихся. профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей; негативные особенности традиционной системы школьного обучения; перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса; переполненность классов учащимися (более 20 человек) затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса; несоблюдение гигиенических условий в школе и классах; нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.


Признаки переутомления Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания; Расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.); Стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства); Снижение иммунитета.


Причины переутомления учебные перегрузки, т.е. необходимость в ограниченное время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из разных областей знаний, что превышает возможности детского организма, если не вводить его в форсированный режим деятельности, т.е. в состояние психофизиологического перенапряжения; невозможность (или ограниченные возможности) индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной нагрузки на учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей, состояния здоровья;


Неоптимально составленное расписание уроков, постоянно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели; недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности школьников; обучение во вторую смену, что особенно часто вызывает состояния переутомления у учащихся пятых классов и школьников, относящихся к типу «жаворонков».


Внешние признаки усталости ученика: частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.


Домашние задания Перегрузку учащихся могут вызывать: чрезмерно большое домашнее задание; чрезмерно трудное домашнее задание; несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания; неумение учащихся правильно оформить выполненное задание. Основная причина перегрузки объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.


Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений вырабатывающих этот навык. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования. Методика проверки домашней работы учащихся должна быть чрезвычайно гибкой, а ее формы разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней


Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах: В первом классе – до 1 часа; Во втором классе – до 1,5 часа; В третьем-четвёртом классах – до 2 часов; В пятом-шестом классах – до 2,5 часов; В седьмом классе – до 3 часов; В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.


Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.


Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.


Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.


Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе. Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой- то период. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которое уже выполнялись учащимися на уроке самостоятелен. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке. Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать. Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.


Снять усталость за одну минуту. 1. Сильно и энергично потрите ладони одна об другую. Выполняйте 5 секунд. 2. Потрите разогретыми в предыдущем упражнении пальцами рук щеки вверх-вниз. Делайте это 5 секунд. 3. Постучите кончиками пальцев по макушке головы. Продолжительность та же - 5 секунд. 4. Сожмите пальцы в кулак и энергично погладьте верхнюю и нижнюю части предплечья. Сделайте это упражнение по 3 раза для левого и правого предплечий.


Зарядка, снимающая усталость. - Положить кисти на плечи и медленно вращать руками так, чтобы локти описывали в воздухе небольшие окружности (10 раз). Столько же раз повращать их в обратном направлении. - Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Глядя прямо перед собой, вращать бедрами по окружности (10 раз), не отрывая стоп от пола. Повторить то же в обратном направлении.


Встать прямо, ноги на ширине плеч. Медленно подняв кисти ладонями вверх на высоту плеч, вращать их так, чтобы они описывали небольшие окружности (10 раз). Повторить в обратном направлении. - Встать прямо, ноги на ширине плеч. Медленно разведя руки в стороны (ладонями вниз), описывать ими окружности. Вращательные движения увеличивать до тех пор, пока не включатся плечевые суставы.


Встать прямо, ноги на ширине плеч. Плавно подняв руки, представить, что держите над головой надувной пляжный мяч. Вращать воображаемый мяч десять раз в одном и другом направлениях. Последнее упражнение для достаточно разогретых мышц. - Встать прямо, ноги на ширине плеч. Руки над головой описывать ими окружности, как в предыдущем упражнении. Круги все шире и шире, по кругу начинает работать все тело: при наклоне вперед выдох, при взлете рук вдох. Выполняется упражнение не больше трех минут (при головокружении прекратить).


Минутка - и нет усталости. Специалисты рекомендуют проводить физкультминутки непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Упражнения должны выполняться с учетом нагрузки для всех групп мышц. Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук рекомендуют следующий комплекс упражнений. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение - сидя на стуле. 1. Голову наклонить направо. 2. Вернуться в исходное положение. 3. Голову наклонить налево. 4. Вернуться в исходное положение. 5. Голову наклонить вперед, плечи не поднимать. 6. Вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза в медленном темпе. Исходное положение - сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы направо. 2. Вернуться в исходное положение. 3. Поворот головы налево. 4. Вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.


Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук. Исходное положение - стоя, руки на поясе. 1. Правую руку вперед, левую вверх. 2. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями, голову наклонив вперед. Затем повторить 3-4 раза. Темп средний. Исходное положение - сидя, кисти тыльной стороной на поясе свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем опустить руки вниз и расслабленно потрясти. Темп медленный. Исходное положение - сидя, руки вверх. 1. Сжать кисти рук в кулак. 2. Разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.


Воспитание правильной осанки. за столом (партой) Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка.


При письме Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30. Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.




Стоя Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки.


Зрительное утомление

Нарушения зрения чаще всего вызваны неправильным распределением зрительной нагрузки, что в свою очередь вызывает утомление зрительного анализатора. Его работа складывается из деятельности светоощущающего и двигательного аппаратов.

Утомление зрительного анализатора может наступать при расстройстве индивидуальных функций так и суммарных эквивалентов. К двигательному аппарату это относится в значительно большей мере, чем к светоощущающему.

Причины и механизм развития зрительного утомления

Светоощущающий аппарат отвечает на световые раздражения изменением световой чувствительности глаза в первые секунды и минуты действия света на глаз, после чего чувствительность остается неизменной. В отношении утомления нервной части светоощущающего аппарата еще нет достаточного количества данных. Изучены лишь главным образом изменения электрической чувствительности глаза.

Хорошо изучено зрительное утомление, когда работа происходит в неблагоприятных условиях (недостаточная освещенность, неудобное положение и т.д.).

Клинические проявления зрительного утомления

Симптомы зрительного утомления проявляются в субъективных ощущениях: при чтении или рассматривании предметов на близком расстоянии мелкие детали начинают «расплываться», буквы и строчки по временам затуманиваются, в глазах ощущается резь, ломота в висках, боль между надбровными дугами, временами может возникать светобоязнь.

Все эти симптомы могут в различных комбинациях встречаться при разных видах зрительного утомления, они могут отмечаться и при общем утомлении организма.

Диагностика зрительного утомления

В практике офтальмологии существует ряд методик, с помощью которых определяют уровень или степень утомления зрительного анализатора. Все они основаны на изменении ответной реакции анализатора на предложенную зрительную нагрузку.

Одной из характеристик определяющих полноценность зрительных ощущений — острота зрения.

Для исследования контрастной чувствительности применяются вращающиеся диски, на белом фоне которых имеются черные секторы разной угловой величины.

Наиболее распространенным методом изучения зрительного утомления является исследование устойчивости ясного видения. По длительности сменяющихся периодов (раздельного и слитного видения) определяется устойчивость ясного видения. Последнее, рассчитывается на основании отношения времени ясного и неясного видения.

У многих лиц зрительное утомление можно определить по количеству инверсий ясного и неясного видения, так как его основе лежит утомление двигательного аппарата глаза. Однако, при этом необходимо знать, как меняется аккомодация, конвергенция, мышечное равновесие и бинокулярное зрение.

При работе на близком расстоянии, точка ясного зрения приближается к глазу, что и ведет к общему увеличению объема аккомодации. Увеличение объема аккомодации во время зрительной работы, объясняется тем, что цилиарная мышца через 15 — 30 минут зрительной работы переходит в состояние тонического сокращения, которое прекращается, если дать глазам 5 минут отдыха.

Зрительное утомление часто развивается при неустойчивом бинокулярном зрении. Лучшим способом его выявления является исследование бинокулярного зрения на близком расстоянии. Для этой цели можно пользоваться малым диплоскопом. При устойчивом бинокулярном зрении знаки, видимые в малом диплоскопе, остаются в покое и сохраняют свой порядок. При неустойчивости все оказывается подвижным, знаки накладываются друг на друга или меняются местами и могут даже исчезать.

Лечение и профилактика зрительного утомления

Многие исследователи показали важную роль гигиенических требований, рационального питания, режима труда и отдыха, физических упражнений и т.п. в предупреждении миопии, и ее коррекции.

Используя специализированных упражнений можно тренировать цилиарную и глазодвигательные мышцы, улучшая аккомодацию глаза. А.И. Дашевский один из первых предложил и начал применять упражнения, тренирующие цилиарную мышцу глаза. Это ежедневные упражнения по 15-20 минут с вогнутыми линзами. В настоящее время тренировочные упражнения с линзами проводятся в специализированных кабинетах под руководством врача. Для тренировки используются минусовые и плюсовые линзы, что позволяет осуществить принцип физиологического «массажа» цилиарной мышцы.

В домашних условиях предлагается проводить упражнения типа «метка на стекле» и на «аккомодотренере».

Шульт предлагает упражнения с таблицами, которые улучшают центральное зрение, вырабатывают навыки использования периферического поля зрения. Таблицы представляют собой квадраты размером 20 x 20 см., разделенные на 25 частей, в каждую из которых вписаны числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Цель: расположить числа по порядку натурального ряда за 25 секунд. Работа с таблицами улучшает ориентировку в пространстве.

Немаловажным фактором для сохранения полноценного зрения является рабочая поза.

В сидячем положении учащийся испытывает постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. При утомлении он часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т.д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, увеличивается нагрузка на зрение, что способствует развитию близорукости.

Правильной рабочей позой считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

Однако некоторые гигиенисты считают, что при письменной работе менее утомительна поза с малым наклоном корпуса вперед. При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия дтя зрительного восприятия.

Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют росту и пропорциям тела. Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно должно быть в пределах 30-35 см. В случае утомления органа зрения это расстояние уменьшается и вырабатывается, как говорят врачи офтальмологи, «навык низко склоненной головы».












1 из 11

Презентация на тему: Утомление и меры его предупреждения

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Из истории изучения утомления В петербургском Психоневрологическом институте (основан В. М. Бехтеревым в 1907 г.) под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского был выполнен ряд экспериментальных исследований, посвященных проблеме умственной работоспособности, утомления. Тематика их даже и по современным меркам была оригинальной и перспективной. И. Н. Спиртов экспериментально исследовал влияние музыки и цветных ощущений на мышечную работу и на кровяное давление. М. А. Минцлова экспериментально установила феномен снижения оригинальности ассоциаций при умственном утомлении. Для В. М. Бехтерева эти исследования имели не только прагматическое значение. Он рассматривал труд (его условия, содержание) как существенный социальный фактор развития, жизнедеятельности человека, как условие общественного прогресса. Развернутая программа исследований личности в труде была намечена В. М. Бехтеревым уже после Октябрьской революции в работе Центральной лаборатории труда при Институте по изучению мозга и психической деятельности. Были интересные работы в области изучения умственного утомления, проводившиеся под руководством А. П. Нечаева сотрудниками психологической лаборатории и слушателями воспитательских курсов при Педагогическом Музее военно-учебных заведений в Петербурге. Вопросы умственного утомления разрабатывались школьными врачами, педагогами, судя по публикациям в журнале "Русская школа"; с 90-х гг. XIX в. обсуждались на Всероссийских съездах по педагогической психологии и съездах по экспериментальной педагогике. Таким образом, в России, как и в странах Западной Европы, США во второй половине XIX в., а точнее, в 80-90 гг. формируется общественное движение за научное изучение труда в связи с задачами охраны здоровья трудящихся, задачами поиска способов оптимальной организации труда, в том числе и умственного труда, деятельности учащихся. Общими проблемами, существенно объединявшими целый ряд практических задач, были проблемы утомления и работоспособности человека. Если раньше основное внимание ученых концентрировалось на энергетической стороне физической работы, то сегодня главными становятся проблемы нервного напряжения и изыскание способов предупреждения высоких степеней состояния напряжения, увеличивающих ошибки, снижающих производительность труда, приводящих к переутомлению и иногда к заболеваниям.

№ слайда 3

Описание слайда:

Утомление и переутомление Утомление обычно возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и характеризуется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление условно. Умственное утомление проявляется в снижении продуктивности интеллектуального труда, ослаблении внимания.Физическое утомление характеризуется нарушением функций мышц: снижением согласованности и ритмичности их работы, интенсивности и скорости движений. Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга.

№ слайда 4

Описание слайда:

В чем заключаются первые признаки утомления и переутомления? Начальные признаки переутомления довольно трудно определить, но чаще они выражаются так: С каждым разом выполнение привычной, обыденной работы, которая раньше получались без особых усилий, становится все более трудным. Постепенно начинает пропадать желание что либо делать, работать. Появляются учащенное сердцебиение, одышка, усталость и боль в мышцах (суставах), большая потливость, значительное покраснение кожи, нарушение координации при выполнении упражнений и невнимательность. Восстановление дыхания и частоты сердечных сокращений после работы происходит более медленно, а чувство усталости наступает быстрее. При переутомлении дыхание осуществляется поверхностно - через рот, появляются головные боли, иногда тошнота и рвота, настроение становится подавленным.

№ слайда 5

Описание слайда:

Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня: исключить недосыпание, умело подбирать нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых. В повышении работоспособности и предупреждении утомления существенную роль играет минимизация усилий, затрачиваемых на поддержание позы тела, удержание инструмента, приборов и т.п. Выбор оптимальных условий трудовой деятельности, необходимая конструкция инструментов, оснащение рабочего места: положение стола, сидения; условий освещенности; температуры в помещении. Предупреждение вредного воздействия производственных факторов: шума, вибрации, давления, влажности воздуха, действие различных химических веществ и других производственных факторов с целью оздоровления условий труда и профилактики профессиональных заболеваний - занимается специальная отрасль науки гигиена труда.

№ слайда 6

Описание слайда:

Меры психологической профилактики утомления Чрезвычайно важными для поддержания оптимальной работоспособности, предупреждения нежелательных степеней напряжения являются удовлетворение результатами труда и другие моральные факторы, проявляющиеся в новом отношении к труду, породившем в свое время стахановское движение, развертывании социалистического соревнования, ответственности каждого за дело коллектива.

№ слайда 7

Описание слайда:

Меры предупреждения утомления и повышения работоспособности Для снижения утомления при выполнении локальной мышечной работы рекомендуется осуществлять следующие мероприятия:Уменьшать число движений и статическое напряжение за счет изменения технологии применения средств малой механизации.Снижать величину усилий при выполнении трудовых операций -рационализировать режимы труда и отдыха.Чрезвычайно важным является нормализация режима труда и отдыха. С физиологической точки зрения целесообразной является пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями подряд. Такой режим выходного дня снижает физиологические затраты на 12%. Желателен двукратный отпуск в течении одного года работы.Так же очень важна эргономическая составляющая трудового процесса.

№ слайда 8

Описание слайда:

Переутомление в клинике делят на нечетко отграниченные друг от друга три стадии I стадия Для нее характерно отсутствие жалоб или изредка человек жалуется на нарушение сна, выражающееся в плохом засыпании и частых пробуждениях. Весьма часто отмечается отсутствие чувства отдыха после сна, снижение аппетита, концентрации внимания и реже -снижение работоспособности. Объективными признаками заболевания являются ухудшение приспособляемости организма к психологическим нагрузкам и нарушение тончайших двигательных координаций. силой). Никаких объективных данных нет. При переутомлении I стадии следует снизить психологическую нагрузку и изменить режим дня на 2-4 недели, а именно уменьшить общий объем нагрузки, исключить длительные и интенсивные занятия. Основное внимание в режиме дня уделить общей физической подготовке, которая проводится с небольшой нагрузкой. В процессе улучшения общего состояния режим постепенно расширяется и через 2-4 недели он возвращается к прежнему объему.

№ слайда 9

Описание слайда:

Переутомление в клинике делят на нечетко отграниченные друг от друга три стадии II стадия. Для нее характерны многочисленные жалобы, функциональные нарушения во многих органах и системах организма и снижение физической работоспособности. Так, люди предъявляют жалобы на апатию, вялость, сонливость, повышенную раздражительность, на снижение аппетита. Многие люди жалуются на легкую утомляемость, неприятные ощущения и боли в области сердца, на замедленное втягивание в любую работу. В ряде случаев такой человек жалуется на потерю остроты мышечного чувства, на появление неадекватных реакций на физическую нагрузку. Прогрессирует расстройство сна, удлиняется время засыпания, сон становится поверхностным, беспокойным с частыми сновидениями нередко кошмарного характера. Сон, как правило, не дает необходимого отдыха и восстановления сил. Часто эти люди имеют характерный внешний вид, выражающийся в бледном цвете лица, впавших глазах, синеватом цвете губ и синеве под глазами. При переутомлении II стадии занятия на 1-2 нед. заменяются активным отдыхом. Затем в течение 1-2 мес. проводится постепенное включение в обычный режим, как это описано при лечении I стадии переутомления. Все это время запрещается нарушение режима труда и отдыха.

№ слайда 10

Описание слайда:

Переутомление в клинике делят на нечетко отграниченные друг от друга три стадии III стадия. Для нее характерно развитие неврастении гиперстенической или гипостенической формы и резкое ухудшение общего состояния. Первая форма является следствием ослабления тормозного процесса, а вторая-перенапряжения возбудительного процесса в коре головного мозга. Клиника неврастении характеризуется повышенной нервной возбудимостью, чувством усталости, истощаемостью, быстрой утомляемостью, апатией и сонливостью днем утомления, общей слабостью и бессонницей. В III стадии переутомления первые 15 дней отводятся на полный отдых и лечение, которые следует проводить в клинических условиях. После этого человеку назначается активный отдых. Постепенное включение в обычный режим дня проводится еще 2-3 мес. Все это время запрещается большая психологическая или физическая нагрузка. Необходимо проводить витаминизацию организма, особенно витамином С, комплексом витаминов группы В и витамином Е.

№ слайда 11

Описание слайда:

Выводы Для предупреждения возникновения переутомления необходимо правильный здоровый образ жизни, соблюдать режим дня: исключить недосыпание, умело подбирать нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых и т.п. Немаловажно находиться в хорошем расположении духа, уметь радоваться своим успехам и успехам окружающих, быть оптимистом. Лечение переутомления будет успешным только в тех случаях, когда устраняются все причины, вызвавшие ее, и нагрузка приводится в соответствии с общим режимом жизни.

Объективные же изменения физиологических показателей появляются уже после двух часов работы. Чтобы их не допускать, по крайней мере, после двух часов непрерывной работы с дисплеем нужно делать перерывы. Во время перерывов необходимо проводить гимнастику для глаз, самомассаж и физические упражнения.

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ

Для профилактики зрительного утомления во время работы предлагаем Вам использовать следующие рекомендации. Перед началом работы установите регуляторы яркости и контрастности изображения в наименьшее положение, при котором Вы еще можете комфортно считывать информацию. В дальнейшем (по мере наступления зрительного утомления) увеличивайте яркость (контрастность) для достижения оптимальных условий зрительного восприятия. Не смотрите подолгу пристально на экран. Глаза должны постоянно перемещаться по экрану, а не фиксироваться на какой-либо его части. Старайтесь периодически (через каждые 3-5 мин) переводить взгляд (на 3-5 с) с экрана монитора на самый дальний предмет в комнате или (что существенно лучше) на отдаленный объект за окном. При чтении с экрана старайтесь после каждой строки моргнуть, а после каждого большого абзаца - поднять глаза и посмотреть на 2-3 с вдаль. При вводе информации старайтесь не читать только что написанные слова (буквы). Во всех случаях, даже в момент интенсивной мыслительной работы, введите привычку регулярно (через 3-5 с) моргать (мягко, без усилий и только веками). Регулярно (через каждые 2 часа работы) выполняйте комплексы расслабляющих упражнений.

Упражнения для глаз

Выполняется сидя. Перемещайте взгляд из угла в угол дисплея. Движение глаз должны быть частыми и совершаться без усилий.

Выполняется сидя. Найдите дальний объект за окном, сосредоточьтесь на нем и рассматривайте его в деталях.

Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с. Затем открыть глаза на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

Выполняется стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 с, поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Выполняется сидя. Закрыть веки, затем массировать круговым движением пальца: верхнее веко - от носа, к наружному краю глаза, нижнее веко - от наружного края к носу, затем наоборот. Продолжительность 1 мин.

Выполняется стоя. Голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую руку в сторону. Медленно передвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем, затем то же - слева направо. Повторить 10-12 раз.

Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза, спустя 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3--4 раза.

Выполняется сидя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 с затем перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Упражнение повторить 6-8 раз.

Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять полусогнутую правую руку вверх, медленно передвигать палец сверху вниз и следить за ним глазами, затем то же при движении пальца снизу вверх. Повторить 10-12 раз.

Выполняется сидя. Голова неподвижна. Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо, производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за концом пальца, то же при движении левой рукой против часовой стрелки. Повторить 3-5 раз.

Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза вверх, опустить их книзу, повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону. Повторить б-8 раз.

Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать круговые движения против часовой стрелки. Повторите 3-5 раз.

Выполняется сидя. Глаза закрыты. Голова неподвижна. Поднять глаза, опустить глаза, повернуть глаза вправо, повернуть глаза влево. Повторить 6-8 раз.

Вы можете также выбрать любое упражнение, входящее в предложенные ниже разгрузочные комплексы.

Разгрузочный комплекс 1

Задание 1. Положите кончики пальцев на виски. 10 раз быстро и легко мигните с максимальной скоростью (не зажмуривайтесь, Вы не должны чувствовать движения под кончиками пальцев). После интенсивного и легкого мигания закройте глаза и сделайте 2-3 глубоких вдоха. Повторите 3 раза.
Задание 2. Посмотрите на кончик носа (на счет 1-4), затем вдаль (на самый отдаленный предмет) (на счет 5-8). Повторите 5 раз.
Задание 3. Тремя пальцами надавите 3 раза под бровями по верхнему краю глазницы, стараясь, чтобы ногти не касались кожи и направляя движение вверх. То же самое сделайте по нижнему краю глазницы, направляя движения вниз.

Разгрузочный комплекс 2

Задание 1. Глубоко вздохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Задержите дыхание на 2-3 с и старайтесь не расслабляться. Быстро выдохните, широко открыв глаза, и не стесняйтесь выдохнуть громко. Повторите 5 раз.
Задание 2. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно чувствуя напряжение глазных мышц, переведите глазные яблоки в крайнее левое положение, затем медленно с напряжением переведите глаза вправо (не следует щуриться, напряжение глазных мышц не должно быть чрезмерным). Повторите 10 раз.
Задание 3. Сядьте удобно и подушечками указательных пальцев надавите в течение 5 сек трехкратно с перерывом в 1-2 сек на следующие четыре точки на обоих глазах: точка 1 расположена на расстоянии 0,3 см от внутреннего угла глаза, точка 2 расположена на нижнем крае глазницы на уровне зрачка, точка 3 расположена на расстоянии 0,5 см от наружного края глаза, точка 4 расположена на расстоянии 0,5 см от наружного конца брови в углублении.

Разгрузочный комплекс 3

Задание 1. Массируйте закрытые веки с помощью круговых движений пальца (верхнее веко - от носа к наружному краю глаза, нижнее веко - от наружного края к носу), затем наоборот.
Задание 2. Поднимите глаза вверх, затем опустите их книзу. Поверните глаза в правую, затем в левую сторону. Проделайте круговые движения глаз по и против часовой стрелки. Повторите 5 раз.
Задание 3. Посмотрите на кончик пальца, удерживаемого по средней линии лица на расстоянии 30 см от глаз (на счет 1-4), затем максимально вдаль (на счет 5-8). Повторите 10 раз.

Пальминг

Сложите чашкообразно ладони рук и положите одну ладонь руки на другую крест-накрест, так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. Поднимите руки в таком положении и мягко опустите их вниз вдоль лица на переносицу, при этом место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков. Окончательно подберите положение ладоней, позволяющее свободно открываться и закрываться глазам, а также исключающее возможность проникновения света, проверить, направив взгляд на источник света. Обратите внимание на то, чтобы выполнение упражнения не сопровождалось каким-либо мышечным напряжением. В этих целях в домашних условиях очень удобна полужесткая подушечка, которая подкладывается под локти при положении сидя или лежа на животе. Если же Вы сидите за столом, то необходимо согнуться в пояснице, отодвинув немного стул от стола, так чтобы позвоночник и шея находились на одной прямой. Помните, что основная задача - избежать излишнего напряжения. Мягко закройте глаза.
Вторым, и наиболее трудным, этапом выполнения является психическое расслабление. Возможно, что перед Вашими закрытыми глазами предстанут довольно разнообразные калейдоскопические явления - штрихи, кружки, пятна, отражающие возбуждение зрительных центров мозга. Ваша цель - достигнуть совершенно черного поля перед глазами. При этом степень черноты, подобно манометру в паровозе, указывает на глубину расслабления. В этой связи необходимо усвоить ряд важных замечаний, от которых будет зависеть успешность выполнения упражнения.
Не пытайтесь прочувствовать глаза, то есть не обращайте внимание на глаза как на физические органы, так как они практически не поддаются волевому управлению.
Не следует добиваться черноты поля путем приложения усилий, то есть пытаться обязательно разглядеть черное. Это приведет только к усилению напряжения и обратному эффекту. Помните, что чернота появится автоматически, как только будет достигнута необходимая для этого степень расслабления тела и психики.
Правильность и законченность выполнения упражнения характеризуется абсолютно идеальным воспоминанием цвета любого объекта, наличием перед закрытыми и прикрытыми ладонями глазами совершенно черного поля, а также немедленным улучшением зрения при открытии глаз. Повысится острота зрения и снизятся симптомы зрительного дискомфорта. Обычно, чем дольше упражняться, тем более глубокого оттенка черного можно добиться. В то же время в ряде случаев помогают непродолжительные, но частые занятия. Следует апробировать оба варианта тренировки и выбрать лучший.
Следует еще раз подчеркнуть необходимость при выполнении упражнения не столько физического, сколько психического расслабления при отсутствии напряжения и излишней концентрации внимания. Именно поэтому для достижения эффекта Вам потребуется найти для себя оптимальный путь к расслаблению зрения.

Часы

Самомассаж точек проводится в положении сидя. Перед процедурой кончиком указательного пальца нащупайте указанные точки; при этом во время надавливания на них Вы должны ощутить болезненность, чувство ломоты или распирания. В точках, расположенных вблизи глаза, добиваться сильных болезненных ощущений не следует.
Массируйте одновременно каждую точку справа и слева кончиками указательных или больших пальцев. Движение пальца вращательное или слегка вибрирующее. Давление должно быть умеренным с легким нарастанием и последующим расслаблением. В целях профилактики зрительного утомления (рис.2) общая процедура включает в себя последовательный массаж следующих точек:

ТОЧКА № 1. Расположена на внутренней поверхности предплечья на расстоянии трех пальцев выше складки запястья. Время массажа - 2-3 мин.
ТОЧКА № 2. Расположена на задней поверхности шеи между мышцами и затылочной костью. Время массажа - 2-3 мин.
ТОЧКА № 3. Расположена на расстоянии 0,3 см от внутреннего угла глаза. Время массажа - 1 мин.
ТОЧКА № 4. Расположена на нижнем крае глазницы на уровне зрачка. Время массажа - 1 мин.
ТОЧКА № 5. Расположена на расстоянии 0,5 см от наружного края глаза. Время массажа - 1 мин.
ТОЧКА № 6. Расположена на расстоянии 0,5 см от наружного конца брови в углублении. Время массажа - 1 мин.

Точечный массаж повторяется через каждые 2-3 часа работы или при возникновении жалоб на зрительное утомление.

ПРОФИЛАКТИКА ОБЩЕГО УТОМЛЕНИЯ

К начальным признакам общего утомления относятся появление усталости, раздражительности и возникновение желания быстрее закончить работу, т.к. становится труднее сосредоточиться на конкретной задаче. При ухудшении состояния могут наблюдаться головные боли, головокружение, немотивированная тревога, а также неприятные ощущения в области сердца.

Для профилактики указанных расстройств необходимо соблюдать следующие правила :

Делайте обязательные перерывы в работе по возможности через каждые 30-60 мин. После 2-х часов работы (или после 1 часа интенсивной деятельности) перерыв является строго обязательным. Не следует использовать для разгрузки компьютерные игры, поскольку они не снимают утомление и не дают полноценного отдыха.
Длительность таких перерывов составляет 10-15 минут. Во время этих перерывов не поленитесь выполнить полностью любой из разгрузочных комплексов, описанных в предыдущих и последующих разделах.
Соблюдение перерывов во время работы лежит на основе всех профилактических мер. Это элементарное правило оказывается очень важным для здоровья и работоспособности, хотя зачастую с большей легкостью меняют компьютер, чем находят время и желание сделать перерыв и выполнить несколько простых упражнений.

Следите за своей позой во время работы. Позвоночник называют линией жизни. Нарушения кривизны позвоночника затрудняют работу всего организма, создают излишнее напряжение функциональных систем и приводят к быстрому развитию общего утомления. Правильная поза подразумевает, что спина несколько прогнута вперед, при этом избегайте сползания вперед по сиденью стула или опускание (прогибание) средней части спины по спинке стула. Старайтесь сидеть вертикально прямо, задняя поверхность бедер должна соприкасаться с сиденьем, колени расположены на уровне или ниже бедер.
Не закрепощайте тело, старайтесь, чтобы все движения были легкими и непринужденными, держите Ваши руки и плечи максимально свободно.

Следите, чтобы дыхание во время работы было естественным и регулярным, ни в коем случае дыхание нельзя замедлять.

Держите Ваши руки и плечи максимально свободно.

Не оставляйте руки на столе во время паузы в работе.

При печатании давление на клавиши должно быть минимальным.

Располагайте мышь так, чтобы Ваша кисть не была изогнута в запястье. На протяжении дня старайтесь управлять мышью то правой, то левой рукой. При перемещении мыши старайтесь удерживать кисть и предплечье в одной плоскости. Не держите мышь подолгу на одном месте (даже если это необходимо), передвигайте ее на другой участок поверхности стола каждый час. Не вцепляйтесь в мышь во время работы: держите ее легко, расслабленной кистью.

Регулярно (через каждые 2 часа работы) выполняйте комплексы расслабляющих упражнений.

Предлагаем несколько коротких и простых способов снятия легкого утомления :

Согните руки за спиной, а ладони сложите пальцами вверх. Шею держите вертикально. Походите в таком положении 30-40 секунд, после чего опустите руки и расслабьте мышцы. Глубоко вдохните, задержите дыхание на 10-15 секунд и резко выдохните. Подышите так 1-2 мин.

Усложнив немного предыдущее задание, Вы добьетесь лучших результатов. На вдохе (во время задержки дыхания) сожмите руки в кулаки и напрягите мышцы рук, спины и живота, а во время резкого выдоха расслабьте все мышцы и встряхните руками. Повторите несколько раз. Вы можете также выбрать любое упражнение, входящее в предложенные ниже разгрузочные комплексы. Для снятия общего утомления выраженной степени предлагаем специальные разгрузочные комплексы, которые выполняются в течение 10-15 минут. Перед тем, как приступить к выполнению заданий, примите удобное положение и сконцентрируйте внимание на собственном состоянии.

Разгрузочный комплекс 1

Задание 1. Выполните легкое поглаживание головы обеими ладонями так, словно приглаживаете волосы сзади: двигайтесь по затылку от макушки к плечам.
Задание 2. Сделайте вдох. Задержите дыхание и сожмите руки в кулаки. Напрягите мышцы рук, живота, спины. Выдохните и полностью расслабьте все мышцы.
Задание 3. Сидя, корпус прямой, руки опущены. Делая глубокий вдох, поднимите руки вверх и потянитесь 4 раза. Вместе с полным выдохом опустите руки вниз, расслабьте мышцы, округлите спину.

Разгрузочный комплекс 2

Задание 1. Подушечками пальцев обеих рук погладьте свое лицо, медленно двигаясь от середины лба по щекам к подбородку.
Задание 2. Сделайте вдох, медленно считая до 4-х. Сделайте выдох, медленно считая до 4-х. Задержите дыхание. Сделайте снова вдох и продолжайте выполнять упражнение.
Задание 3. Сидя удобно, опустите руки вниз. Выполните несколько круговых движений плечами, вращая их сначала назад, а затем вперед. Дышите произвольно.

Разгрузочный комплекс 3

Задание 1. Положите руки на голову так, чтобы кончики слегка согнутых и растопыренных пальцев находились в области макушки. Сделайте круговые растирания волосистой части головы.
Задание 2. Сидя на стуле, выпрямите спину и скрестите ноги. Дышите неглубоко через нос. При вдохе приподнимайте пальцем кончик носа и одновременно с закрытым ртом как бы разжевывайте резинку. При выдохе выпускайте воздух узкой струей через рот.
Задание 3. Сядьте удобно, положите одну ногу на другую, руки поставьте на пояс. Выполните 4 круговых вращения ступни внутрь, а затем повторите упражнение, вращая ступню наружу. Покачайте расслабленной ногой. Поменяйте ноги местами, выполните те же упражнения с другой ногой. Дышите произвольно.

Комплекс упражнений для снятия явлений длительной статической нагрузки позвоночника

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка (положение стоя, ноги - на ширине плеч, руки - на поясе). На счет "раз" - поворот туловища вправо с одновременным разведением рук в стороны. На счет "два" и "три" - пружинящие движения разведенных рук в направлении назад с одновременным сведением лопаток. На счет "четыре" - возвращение в исходное положение. То же самое - с поворотом туловища влево. Упражнение выполняется 5-6 раз.
Упражнение 2. Исходное положение - основная стойка. На счет "раз" правая рука поднимается вверх до упора, левая - вниз до упора. На счет "два" и "три" - рывки руками с одновременным прогибанием спины. На счет "четыре" - возвращение в исходную позу. На счет "пять" - смена положения рук (правая - вниз, левая - вверх), на счет "шесть" и "семь" - рывки руками с одновременным прогибанием спины, на счет "восемь" - возвращение в исходное положение. Упражнение выполняется 6-7 раз.

Упражнения для кистей рук

Упражнение 1. Растереть наружные и внутренние поверхности ладоней до ощущения тепла.
Упражнение 2. Пружинистыми нажатиями большим пальцем левой руки отгибать назад каждый палец правой руки. По четыре нажатия на каждый палец. Поменять руки.
Упражнение 3. Соединить пальцы обеих рук между собой, ладони обращены друг к другу тыльными сторонами и слегка расставлены. Вдавливать пальцы рук друг в друга на счет 1-5. Расслабить кисти рук, потрясти ими на счет 6-9.
Упражнение 4. Кисти постепенно сжимать в кулаки, все крепче и крепче на счет 1-6. Встряхнуть кистями, расслабиться на счет 7-9.
Упражнение 5. Руки выпрямлены в стороны, кисти слегка сжаты в кулаки. Выкинуть пальцы, сильно напрягая их удерживать напряжение на счет 1-6. Опустить кисти, расслабиться на счет 7-9.

Самомассаж биологически активных точек (БАТ)

В целях профилактики общего утомления (рис.3) процедура включает в себя последовательный массаж следующих точек:

ТОЧКА № 1. Расположена на внутренней поверхности предплечья на расстоянии трех пальцев выше складки запястья (рис.2). Время массажа - 2 мин.
ТОЧКА № 2. . Расположена сбоку на уровне между первым и вторым шейными позвонками на границе волосистой части головы, во впадине у наружного края трапециевидной мышцы. Время массажа - 1,5 мин.
ТОЧКА № 3. Расположена в центре мочки уха. Время массажа - 1,5 мин.
ТОЧКА № 4. Расположена в середине брови. Время массажа - 1 мин.
ТОЧКА № 5. Расположена у основания верхнего внутреннего края брови. Время массажа - 1 мин.
ТОЧКА № 6. Расположена в центре надпереносья в углублении, прощупываемом между бровями. Время массажа - 1 мин.
ТОЧКА № 7. Расположена в 2 см ниже середины нижнего края глазницы. Время массажа - 1,5 мин.
ТОЧКА № 8. Расположена на тыле кисти, в углу, образованном наружными концами I и II пястных костей, в ямке вблизи от II пястной кости. Время массажа - 1,5 мин.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант