Юридический портал. Льготный консультант

Как уже отмечалось, производительные силы общества представляет собой совокупность личных факторов производства, которую составляют люди с их способностью работать, и объективных факторов, включающих средства производства, и используются людьми в процессе производства. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении, видоизменению и присвоении ее богатств. В процессе функционирования производительных сил воспроизводятся условия существования общества, происходит развитие человечествва.

Центральное место в производительных силах принадлежит человеку с его способностью работать и создавать блага. Знание и производственный опыт людей, их работоспособность, активность и трудолюбие определяют возможности и могущество общественного производства. Ведущая роль людей в производительных силах, с одной стороны, проявляется в том, что только живой труд способен создавать блага. Без нее, как отметил один из классиков пол итичнои экономии, объективные факторы производства является мертвой грудой вещей. Кроме того, материально-вещественные факторы производства являются порождением ума, опыта и труда людей. Любой элемент материально вещественных производительных сил всегда выступает в производстве непосредственным продолжением природных сил людей, их энергетических способностей. О роли этого фактора свидетельствует такой факт. На основе анализа национал ьного богатства 192 стран мира эксперты. Всемирного банка определили, что доля производственных фондов в их национальном богатстве составляет 16%, природных ресурсов - 20%, а человеческого капитала - 64у - 64%.

Особое место в производительных силах общества занимает земля. Будучи объективным фактором производства, она в отдельных отраслях экономики выступает преимущественно как средство труда (это касается сельскохозяйств. Арского производства), а в других - как предмет труда (добывающая промышленность). Но во всех сферах экономической деятельности она служит производственной площади и материальной условием производства. Силы природы есть все общим предметом труда. Подчинение их человеку умножает производительные силы общества. К материально-вещественных элементов производительных сил относятся уровень технологий, наука в пределах продуктивного просмотр ористання ее достижений и уровень организации производствицтва.

Итак, производительные силы выражают отношение людей к природе. Уровень их развития определяется степенью воздействия людей на природу, возможностями создания определенного объема материальных и нематериальных благ и услуг. Он характеризуется тем, какими средствами и способами производства люди добывают блага, каким является их производственный опыт, что, в конце концов, и определяет степень овладения человеком силами природы. Роз виток производительных сил предопределяет все полнее подчинения человеку стихийных сил природы и роста производительности человеческого труда, что ведет к увеличению богатства общества и составляет основу обще льного прогрессесу.

Развитие производительных сил происходит под влиянием ряда факторов. Это, во-первых, уровень материально-вещественных элементов производительных сил. Чем мощнее технические средства производства, чем совершенные технолог гии, тем больший объем создаваемых с их помощью благ. Эволюционное развитие человеческого общества обусловлен прежде изменениями в средствах и методах производства. Переход от ручного к машинному произ ицтва, научно-технический прогресс - вот основные предпосылки развития производительных сил и их подъем до нынешнего уровня. Именно устарелость технических средств и технологических процессов в Украине является одним из факторов, сдерживающих развитие производительных сих сил.

Важным фактором развития производительных сил уровень прогрессирования человека как главной производительной силы. Как уже отмечалось, от уровня знаний человека, его трудоспособности, производственного опыта значительной степени ю зависит как использование объективных факторов производства, так и его результативность. Особое значение приобретает человеческий фактор в современных условиях, когда резко повышается уровень технической оснащен ости производства в результате научно-технической революции. Новации в технологическом базисе производства под воздействием. НТР приводят и к изменению роли человека в производстве, в частности, усиливается роль умственно й труда. Подтверждением интеллектуальной насыщенности труда, растущей, является существенное повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников. Так, в. США минимальная продолжительность образования рабочих в после получения среднего образования достигла 14,5 лет. В современных условиях считается, что инвестиции в человека (человеческий фактор) являются одними из самых выгодныхдніших.

Еще одним фактором развития производительных сил уровень организации производства. Последняя выступает организационно-экономической формой, через которую реализуется общественная производительная сила человека. Она возникла в результате проявлений обобществления производства на основе разделения труда, специализации и кооперирования производства. На современном этапе развития человеческого общества роль этого фактора существенно увеличивается я. Это проявляется прежде всего в каждом большей роли управления производством, подтверждением чего является широкое развитие и распространение таких наук управления производством, как менеджмент и маркетинтинг.

Среди организационных факторов развития производительных сил важное место занимает общественное разделение труда. Это процесс дифференциации трудовой деятельности, что приводит к обособлению и сосуществованию различных ее й видов. Разделение труда выступает такой формой организации общественного труда, при которой отдельные группы производителей закрепляются на длительный период времени по определенным видам производственной деятельности. По экономическим кри. Терри выделяют общий, частичный и единичное разделение труда. Общее разделение труда - это разграничение общественного производства на такие его сферы, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, сфера услуг. Разделение труда между предприятиями - это частичный раздел, внутри предприятия между его структурными подразделениями - единичный, или технологический разделение труда. По территориальному озн акою выделяют следующие уровни разделения труда: в пределах предприятия, между различными предприятиями, между различными регионами страны и между различными странами (международное разделение трудапраці).

Формами разделения труда выступают специализация и кооперирования производства. Под специализацией производства понимают обособления и создания предприятий и отраслей для выпуска однородной продукции. Она заключается в унификации производимой продукции и усилении технической однородности производства. Рассматривают три вида специализации: предметную, детальные (агрегатную) и технологическую (стадийный) при предметной й специализации производство отдельных видов продукции сосредоточивается на отдельных предприятиях или в отраслях. Подетальная специализация предполагает сосредоточение на изготовлении отдельных деталей и узлов (напр иклад производство шин). А выполнение отдельных технологических процессов (например, изготовление поковок), является технологической специализациизацією.

Второй формой общественного разделения труда является кооперирования производства. Это установление постоянных связей между специализированными производителями, совместно производят определенную продукцию, но зберигают во экономическую самостоятельность соответствии с видами специализации рассматривают предметное, подетальной и технологической кооперации производства. Следует отметить, что на основе кооперирования в современных условиях водоворот обляеться большинство продукцииції.

Значение разделения труда как фактора развития производительных сил состоит в том, что такое разделение позволяет эффективнее, рациональнее использовать ресурсы, так существенно повышает производительность труда с одной го стороны, разделение труда позволяет человеку сосредоточиться на каком-то виде труда и в нем совершенствоваться, что способствует повышению результативности ее деятельности с другой - разделение труда позволяет использовать и преимущества, создаваемые природно-климатическими условиями. Следует отметить, что одним из первых в экономической теории роль разделения труда как фактора развития производительных сил обосновал. Адам. Смиміт.


Производительные силы - орудия, при помощи которых производятся материальные блага, и люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному опыту и навыкам к труду. Состояние производительных сил отвечает на вопрос, какими орудиями производства производят люди необходимые для них материальные блага, выражает отношение общества к природным силам. От исторического уровня развития производительных сил, совершенства орудий производства, от производственного опыта и навыков людей к труду зависит и производительность общественного труда. В каждый исторический момент жизнь общества определяется в конечном счёте производительными силами, которыми оно располагает.

Существование первобытного человека так же немыслимо без лука и стрел, каменного топора и пр., как не мыслимо существование современного капитализма без машин, а также без рабочих, составляющих основную производительную силу общества. Развитие производительных сил, прежде всего развитие орудий производства, лежит в основе изменения и развития (см.). Изменение же способа производства приводит к изменению всего общественного строя. Производительные силы не существуют вне определённой общественной формы, т. е. вне (см.). Марксизм-ленинизм подвергает резкой критике концепции, рассматривающие производительные силы вне их взаимодействия с производственными отношениями, с которыми они неразрывно связаны. Такова, например, когда бухаринская концепция, абсолютно чуждая марксизму.

Развитие производительных сил можно понять лишь в связи с производственными отношениями. Производительные силы являются основой, на которой вырастают определённые производственные отношения. Но эти последние, возникая на базе производительных сил, оказывают на них огромное воздействие. Если производственные отношения не соответствуют характеру производительных сил, находятся в состоянии противоречия с ними, они тормозят дальнейшее развитие производительных сил. Это несоответствие и противоречие вызывается тем, что производительные силы всегда идут впереди, являясь наиболее подвижным и революционным элементом производства. Революционность и подвижность производительных сил объясняется тем, что с помощью орудий производства люди добывают средства существования, необходимые для жизни. Стремясь поднять материальный уровень еврей жизни, люди совершенствуют орудия производства, добиваются подъёма производительных сил.

Отсюда закономерность отставания производственных отношений от развития производительных сил, возникновение на определённой ступени развития противоречия между ними. Чтобы производительные силы могли дальше развиваться, необходимо уничтожение старых производственных отношений и замена их новыми производственными отношениями. Марксизм учит, что новые производственные отношения являются той главной и решающей силой, которая определяет дальнейшее мощное развитие производительных сил. Так, современные производительные силы капитализма не могут уже развиваться, как раньше, ибо буржуазные производственные отношения тормозят это развитие. Напротив, производительные силы советского общества развиваются бурными темпами, ибо этому способствуют социалистические производственные отношения.

В работе «О диалектическом и историческом материализме» И. В. Сталин дал картину развития производительных сил от древних времён до наших дней: «Переход от грубых каменных орудий к луку и стрелам и в связи с этим переход от охотничьего образа жизни к приручению животных и первобытному скотоводству переход от каменных орудий к металлическим орудиям (железный топор, соха с железным лемехом и т. п.) и, соответственно с этим, переход к возделыванию растений и к земледелию; дальнейшее улучшение металлических орудий обработки материалов, переход к кузнечному меху, переход к гончарному производству и, соответственно с этим, развитие ремесла, отделение ремесла от земледелия, развитие самостоятельного ремесленного и потом мануфактурного производства; переход от ремесленных орудий производства к машине и превращение ремесленно-мануфактурного производства в машинную промышленность; переход к системе машин и появление современной крупной машинизированной промышленности,- такова общая, далеко неполная, картина развития производительных сил общества на протяжении истории человечества». Вместе с изменением орудий производства и в тесной связи с ними развивались и люди, составляющие важнейший элемент производительных сил, развивались их навыки к труду.

При переходе от старой формации к новой существующие производственные отношения ликвидируются, тогда как производительные силы сохраняются и развиваются далее.

Производительные силы - это совокупное сочетание производства и человеческого общества, располагающего специфическими знаниями и достаточным для эффективной деятельности опытом. Задача людей - применить на практике познания, чтобы сделать возможным производство. В некоторой степени производительные силы - это одна из базовых потребностей общества, так как позволяет получить продукцию, требуемую для жизнедеятельности современного человека. Тема не раз привлекала внимание мыслителей мирового уровня, не менее применима и на практике. Производительные силы - это объект специфических исследований известнейшего Карла Маркса.

Важный момент

Производительные силы - это комплексное понятие. К нему относятся как организационные подходы, так и научные возможности. В рамках воплощения оптимальных производственных стратегий необходим корректный подход к разделению труда и удачные варианты кооперации. В настоящее время принято говорить, что производительные силы (ПС) - это один из ключевых общественных производственных факторов, определяемый характерной социуму экономической свободой.

Общественные отношения

Социальные, экономические, производственные - все эти категории принято относить к объективным отношениям, что позволяет говорить об их материальности. Успешность определяется волевыми усилиями, сознательным отношением к вопросу, но во многом справедлива обратная связь: сами отношения определяют сознание и волю. Историки, экономисты, политологи не раз рассматривали различные причины, их системы взаимосвязей для выявления, почему для конкретного периода развития общественных отношений в большей степени характерен некий определённый подход, меняющийся со временем. Перед учеными стояла задача определения наиболее значимых факторов, корректирующих природу взаимоотношений в социуме.

Отношения, обусловленные фактором собственности, принято делить на обмен, распределение. Через них формируется производственная структура, социальные аспекты производственного процесса. В такой ситуации производство можно определить как факт формирования социального продукта применением усилий. Именно эти усилия и называют основными производительными силами. Принято говорить о человеческих массах, располагающих специфическими орудиями. Не менее важно знать, каким образом заставить орудия работать.

Зачем это нужно?

Производительные силы, производительные отношения - базовое понятие для производства на уровне социума в принципе. Корректность функционирования такой системы позволяет получить необходимые продукты, используемые для дальнейшего развития и совершенствования. Социальные, экономические взаимоотношения, установившиеся в человеческом сообществе в некоторую систему, становятся незаменимой формой общественного производства.

А если попонятнее?

Производительные силы, производительные отношения бывают меньше, больше. В некоторой ситуации наблюдается прирост, другие условия провоцируют снижение показателя. На основании наблюдаемой динамики можно сформулировать теорию развития, раскрывающую закономерности размещения производительных сил, влияние фактора на социальные аспекты.

Для экономических, социальных отношений, характерных для общества современного типа, принято говорить, что уровень развития производительных сил - наиболее значимый фактор, позволяющий выявить доминирующий типаж взаимоотношений. Не меньшую значимость придают структуре производительных сил. Для выявления уровня, описывающего некоторый социальный, исторический организм, необходимо определить, насколько объемным был созданный общественный продукт, выявить соотношение с числом людей и рассчитать показатель, приходящийся на одного человека. Уровень развития производственных сил именуют продуктивностью. Таким параметром характеризуется социальное производство, как комплексный объект.

О продуктивности

Продуктивность - комплексное явление, определяющееся взаимодействием нескольких факторов. Немалое влияние оказывает рабочая сила, вместе с тем - техника, используемая в производственном процессе, а также ряд взаимосвязанных факторов, обусловленных общественным развитием. Что-то корректируется природными условиями, характеризующими конкретный рабочий процесс.

Предположим, рабочая сила задействована в процессе сбора некоторого урожая, ловит рыбу или охотится. Продукт, который будет получен в ходе такой активности, зависит от затраченного времени, использованных приспособлений, богатства природных запасов. Равный уровень технического обеспечения в различных естественных условиях существенно корректирует производительные силы региона.

Природа и производство

Ресурсы, которыми располагает общественность в силу проживания в конкретной местности, являются не только лишь узко применимой категорией предметов труда. Нередко это и фактор развития производительных сил, и средство. Классический пример: земля для сельского хозяйства, классифицируемая как важнейший элемент ПС. Процесс подобного осознания значения земли в рамках экономической системы , производственных процессов стал итогом исторического развития. Применение территорий как средства труда в настоящее время считается очевидным показателем совершенствования ПС.

Природные дары

В некоторой степени современные производительные силы в области сельского хозяйства зависят от естественных факторов. Показательный пример - плодородие. Именно оно определяет, насколько продуктивным будет процесс земледелия. Применяя одинаковые технические средства, прибегая к сходным системам исполнения работ, тратя равные временные промежутки и трудовые ресурсы, общественное производство будет значительно выше, если земля по качеству хорошая.

Впрочем, природное плодородие - не единственный фактор, связанный с натуральным состоянием среды. Так, есть регионы, где почву обработать легко, а вот в других местностях задача вызывает немалые затруднения. Климатические условия также во многом определяют продуктивность. В субтропическом, тропическом поясах круглый год можно выращивать растения и снимать урожай, а в умеренном поясе более одного урожая за год не получишь, причем период строго ограничен сезоном. Чем севернее, тем сложнее земледелие.

О чем это говорит?

Приведенные примеры очевидно свидетельствуют, что ПС имеют тесную связь с двумя явлениями:

  • природные особенности;
  • результат исторического, общественного совершенствования.

Принято говорить о естественной и социальной продуктивности, тесно взаимодействующих друг с другом. На основании этого выделяют суммарные ПС и социальные, для описания каждого явления выявляют уровень его развития.

Как было раньше?

Для социума до периода капитализма социальные ПС и суммарные различались. В некоторые периоды разность была больше, в другие эпохи - меньше. Со временем человечество перешло к индустриальной форме, что позволило существенно сократить разрыв. В некоторые моменты он исчезает полностью. В такой ситуации оценивают развитие ПС, не уточняя дополнительные характеристики.

Мыслители, экономисты, сформулировавшие базовые понятия исторического капитализма, формулировали такие идеи, из которых можно заключить: уже в тот момент многие интуитивно приблизились к пониманию разности социальных, естественных ПС. В то же время четкой формулировки высказано не было, так как реалии тех времен существенно отличались от современных. Формулировавшие базовые постулаты исторического материализма были «детьми своего времени», то есть воспитанниками капитализма.

Ни шагу назад

Прогресс ПС предполагает повышение социальной составляющей производственной продуктивности. Несомненно, увеличить ее можно, повысив производительность труда, что обусловлено ростом квалифицированности привлеченной рабочей силы, большей опытности каждого сотрудника. Не меньшее влияние оказывает усиление интенсивности рабочего процесса и применение самых современных технических, технологических решений для оптимизации труда. Важный аспект - организационное усовершенствование производственного процесса. Иные аналитики обращают внимание: все перечисленные приемы в какой-то момент времени исчерпываются, ситуация превращается в тупиковую.

Есть только один путь, который дает доступ к неограниченному росту ПС без каких-либо умозрительных пределов. Предполагается техническое, технологическое общественное развитие. С периода формирования капиталистических зачатков и по сей день производственный процесс развивается именно по такому вектору. Повышение продуктивности через технические аспекты для многих долгое время казалось единственным путем, не имеющим альтернатив. На фоне такого подхода эволюция ПС стала отождествляться с техническим прогрессом.

Маркс и Энгельс

Идея соответствия эволюции ПС и прогрессирования доступной общественности техники довольно четко выражена в сочинениях Маркса. Именно он писал, что приобретение ПС позволяет человечеству менять производственные способы, что дает возможности к корректировке жизнеобеспечения. Следовательно, перемены наблюдаются в общественных взаимоотношениях. Маркс формулировал это так: «пользующееся ручной мельницей сообщество возглавляется сюзереном, а вот получившие в свое распоряжение паровую люди возглавлены капиталистами».

Сходные постулаты можно найти и в идеях, собраниях сочинений Энгельса. Этот известнейший фундаменталист отмечал, что дикарские орудия формируют соответствующее общество, а новейшие приборы - капиталистическое.

Техника и не только

Современные специалисты, разрабатывающие методологию, анализирующие экономику, социальные аспекты, готовы поспорить с самыми известными мыслителями прошлого столетия. Безусловно, для уровня ПС качество техники, применяемой людьми в работе, важно, многое определяет, но нельзя назвать это единственным фактором. Социальные аспекты совершенствования ПС - это не только техника, но и ряд влияющих на человеческую производительность стимулов, первое место среди которых принято отдавать системе экономических, социальных взаимоотношений.

При равных условиях наличия современной техники и отличающихся экономических факторах, в ином социальном окружении люди производят существенно отличный объем продукта, важного для общественности. ПС - не единственное, что оказывает влияние на отношения в рамках трудового процесса, при этом подобные взаимоотношения всегда оказывают сильное воздействие на ПС. Некоторые мыслители наших дней предлагают все нетехнические факторы, корректирующие уровень ПС, объединить в категорию социальных гуманитарных.

А можно и попроще

Производственная техника не раз была в центре внимания специфических исследований, посвящённых ПС. Многие авторы стремятся к упрощению этого понятия, что привело к следующему его наполнению: комплекс машин, орудий. А вот более обширная трактовка предполагает включать специфические отраслевые системы, используемые в рабочем процессе средства. Для описания технического уровня ПС необходимо не только проанализировать, какие машины, орудия применяются в рабочем процессе, но и оценить технику, не принадлежащую к этой категории.

На примерах это можно проиллюстрировать довольно наглядно следующим образом: древние римляне располагали лошадиными упряжками, тягловая сила которых составляла половину тонны. В период Средневековья в европейских государствах это значение возросло в пять раз и достигло двух с половиной тонн. Обусловлен такой скачок изобретением восьмого столетия - конской упряжью, перенятой от евразийских кочевников. Такое усовершенствование рабочего процесса позволило задействовать в сельском хозяйстве не только быков, но и коней, на основании чего производительность отрасли существенно возросла.

И как повысить?

Из вышесказанного можно заключить, что повышение ПС допускается различными методиками. Это технический подход, социальные аспекты, некоторые другие. В частности, общественная производительность растет, если рабочее время удлиняется. Такой метод назвали темпоральным. Альтернативный путь - демографический, предполагающий рост доли способных к труду людей в обществе. Анализируя перемены в производственных способах в разные исторические периоды, нельзя охватить картину в целом, исключая из сферы внимания эти аспекты.

И людей, которые обладают знаниями, умениями и навыками, чтобы привести в действие эти средства для производства желаемых материальных благ.

Такая структура, состоящая из людей и средств производства, является общей для всех общественно-экономических формаций. Развитие производительных сил зависит непосредственно от человека, потому что именно он является определяющим звеном в Объясняется это следующими факторами:

  • человек создает все элементы производительных сил, включая орудия труда;
  • только труд способен превратить орудия труда и производственные материалы в факторы производства. Даже самая современная и сложная техника без участия человека становится абсолютно бездейственной и бесполезной;
  • являются основной силой, которая движет социально-экономическим прогрессом общества.

Сопоставив все эти факторы, можно сделать уверенный вывод о том, человеку отведена активная роль в процессе труда, а средствам и предметам труда - пассивная. Таким образом, нельзя ставить капитал, отождествляемый со средствами труда, на одну ступень по значимости с человеком.

Свойства производительных сил

1) Сложная структура

Производительные силы включают в себя все поскольку они используются для производительного потребления и создают источники энергии. Во всех формациях в состав производительных сил входят также силы природы, которые научился использовать человек - солнце, ветер. Чаще всего природные силы выступают в качестве источников энергии.

В нынешних условиях самостоятельными элементами структуры производительных сил также становятся наука, методы организации производства и информация.

Таким образом, очевиден вывод о том, что производительные силы являются достаточно сложной системой, которая включает в себя множество различных элементов. По составу они бывают материальными и духовными, по характеру воспроизводства - объективными и субъективными, по специфике - общественными и природными.

2) Постоянное развитие

Находясь в бесконечном процессе развития, производительные силы постоянно обогащаются, изменяются качественно и количественно.

В эпоху раннего развития капитализма для работников было достаточно иметь низкий уровень образования и квалификации. Но современные потребности производства могут удовлетворить только работники как минимум со средне-специальным образованием и высоким уровнем квалификации. А в некоторых странах, например, в Японии, перед обществом ставится практическая задача перехода на повсеместное высшее образование.

Усложнение и автоматизация производства требуют от людей не только высоких умственных и физических способностей, но также творческого, организаторского и духовного развития.

3) Взаимодействие всех элементов структуры

Поскольку все элементы производственных сил постоянно взаимодействуют, то они находятся в диалектическом единстве и зависимости друг от друга. Это порождает такие формы общественного взаимодействия, как кооперация, разделение труда и пр. Между отдельными элементами производительных сил возникают противоречия, которые разрешаются в основном независимо от

4) Внутренние законы развития

Еще одно свойство производительных сил - это наличие у них внутренних законов развития. Сюда относятся, например, закон передачи функций от частных к материальным закон опережающего роста объемов предметного труда в совокупной структуре труда, соответствие живого и предметного труда, закон изменения роста и производительности труда и т.д. Все эти законы движимы внутренними противоречиями, которые обуславливают различные изменения в развитии производительных сил, а также качественные перемены в их содержании.

Производительные силы в своей совокупности выражают отношения человека и природы, а также передают процесс труда, который является общим для всех Таким образом, обеспечивается преобразование природных материалов и веществ соответственно потребностям человека, создаются духовные и материальные блага, которые непосредственно определяют развитие производительности общественного труда.

Производительные силы - совокупность средств производства и людей, занятых в производстве, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся общественно-экономических формаций процесс становления и развития самого человека.

Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства , основу развития общества. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют определённые производственные отношения , выступающие в качестве общественной формы их движения. В процессе своего развития производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда в условиях антагонистических формаций наступает эпоха социальной революции , происходит переворот в экономической структуре общества, в юридической и политической надстройке. Главная производительная сила общества - это сами люди, участники общественного производства - рабочие, трудящиеся массы . Производственный опыт и знания людей, их трудолюбие, активность и трудоспособность, достигнутый уровень их личностного развития и задачи, которые они перед собой ставят, в конечном счёте определяют потенции общественного производства. Действительным богатством общества К. Маркс называл развитую производительную силу всех индивидов. Положение трудящихся масс в системе производительных сил определяет принципиальное отличие производительных сил одной эпохи от другой.

Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности , человек «опредмечивает », воплощает себя в окружающем его материальном мире. Порождением его разума и труда являются вещественные элементы производительных сил - средства производства и средства потребления . Средства производства состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на природу, и предметов труда, на которые направлен труд человека. Важнейшая составная часть средств труда - это орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т. д.). Они образуют в современном производстве не только его главную «костную и мускульную систему», но и развивающуюся часть его управляющей системы. К средствам труда относятся также трубопроводы и различные ёмкости («сосудистая система производства»), производственные здания, дороги, каналы, энергосети, средства связи и т. д. Средства труда и особенно орудия труда являются мерилом развития рабочей силы и в известной мере показателем тех отношений, при которых совершается труд . Они оказывают огромное обратное воздействие на развитие рабочей силы. Средства производства образуют материально-техническую базу, производительное богатство общества, создаваемое I подразделением (производство средств производства). Земля в одних отраслях используется как средство труда (сельское хозяйство), в других - как предмет труда (добывающая промышленность), но везде служит производственной площадью. Всеобщим предметом труда человека является природа в целом. Покорённые человеком её естественные силы (например, электричество, энергия атома, света, ветра, воды и т. д.) умножают могущество производительных сил человека. Рост вооружённости работника средствами производства и развитие его рабочей силы являются главными факторами исторического процесса повышения производительности труда как одного из всеобщих законов развития производительных сил.

Целесообразно затрачивая свою силу, человек и общество в ходе потребительной деятельности за пределами производства «распредмечивают» окружающий материальный мир, осваивая материальные и духовные ценности. В целостном процессе обмена веществ между человеком и природой ведущую и определяющую роль играют материально-техническая база и трудовая деятельность, производство, создающее материальные и духовные условия развития культурно-бытовой базы и потребительной деятельности. Но это не умаляет самостоятельного значения потребительной деятельности, особенно в условиях научно-технической революции, когда совокупные затраты труда в ней превосходят часы работы на производстве. С помощью потребительной деятельности не только воспроизводится рабочая сила, но и закладываются основы духовного и физического развития человека, формируется новое поколение, новые черты человека. Историческую тенденцию развития этой стороны производительных сил В. И. Ленин охарактеризовал как закон возвышения потребностей и роста общественного потребления , стихийно пробивающих себе дорогу и в условиях антагонистических формаций.

В своём восходящем развитии производительные силы принимают три усложняющиеся формы: естественные производительные силы, общественные производительные силы и всеобщие производительные силы; они проявляются в процессе исторического развития общества в виде трёх последовательных ступеней развития: первичные, или архаические, производительные силы, вторичные, или антагонистические, производительные силы, коммунистические производительные силы . Всеобщий закон развития производительных сил состоит в том, что материальные возможности последующей формы производительных сил зарождаются и развиваются в недрах предшествующей формы, но сама она становится господствующей лишь на новой ступени развития общества .

Естественные производительные силы труда , или естественные условия производительности труда, характеризующие самую низшую ступень производительных сил, могут быть целиком сведены к природе самого человека (к его расе и т. п.) и к силам окружающей человека природы: естественному богатству средствами жизни и труда (см. Первобытнообщинный строй).

Общественные производительные силы труда возникли в результате исторического развития процессов объединения и разделения труда , т. е. в результате роста общественного характера труда. Глубокий антагонизм вторичных производительных сил проявился в закреплении умственного труда, духовного производства и высших форм потребления материальных и духовных благ за немногими ценой самого тяжёлого, подчас губительного труда масс, лишённых доступа к достижениям культуры.

Развитие вторичных производительных сил проходит восходящие ступени, на которых образуются три антагонистических общественно-экономических формации (рабовладельческая , феодальная , капиталистическая). В пределах каждой из этих ступеней производительных сил трудящиеся массы благодаря своему труду и классовой борьбе преодолевают трудный путь восходящего развития. В рамках определённой общественно-экономической формации производительные силы в свою очередь могут проходить ряд технологических стадий производства . Для капиталистических производительных сил это простая кооперация, мануфактура , крупное машинное, инженерно-конвейерное и автоматизированное производство. Наиболее адекватной капиталу технологической формой производительных сил стало крупное машинное производство, распространение которого привело к вытеснению феодальных отношений и утверждению господства капиталистического способа производства. Ускорился процесс интернационального развития общественных производительных сил в форме возникшего мирового рынка, а затем экономической капиталистической интеграции.

Всеобщие производительные силы как качественно новая форма производительных сил есть господство развивающегося общественного индивида над силами природы при помощи науки, которую Маркс определял как «всеобщее общественное знание», «всеобщие силы человеческой головы», «всеобщий интеллект» . Развитие этой формы производительных сил с середины 20 в. совершается в ходе научно-технической революции, протекающей в принципиально различных формах в капиталистических и социалистических системах. Уже при капитализме в 19 в. наука начинает становиться непосредственной производительной силой, наиболее основательной формой богатства, выступающей и как продукт, и как производитель богатства, как идеальное и как практическое богатство (см. там же, с. 33). Первая форма соединения науки с производством (в виде сложных средств производства, машинной техники) гигантски усилила в ходе индустриализации мощь и господство овеществленного труда (капитала) над живым наёмным трудом, проявилась «… в виде чудовищной диспропорции между затраченным рабочим временем и его продуктом…», создавая этим «… материальные условия нового мира…» . Высшей формой этого процесса во второй половине 20 в. выступает автоматизация производства и массовое применение ЭВМ. Прогресс техники заключается и том, что «… человеческий труд всё более и более отступает на задний план перед трудом машин» . Вместе с тем новые потребности и интересы людей создают новые сферы приложения вытесняемого человеческого труда, новые отрасли, вступающие в свою очередь на путь индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с производством путём инженерно-конвейерной организации массового производства явились важным фактором крайнего обострения борьбы империалистов за массовые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация возможностей инженерно-конвейерного производства в обрабатывающей промышленности в 50-60-х гг. 20 в. дала мощный толчок научно-технической революции. Слияние науки с производством, получающее бурное развитие в условиях научно-технической революции, находит выражение в быстром изменении качества, моделей, видов и типов производимых конечных продуктов и в создании новых предметов труда. Получает импульс развития и главная форма воздействия науки на производство: воплощение общественного знания в самом работающем человеке в результате роста свободного времени и развития духовного производства (сферы образования, культуры и активного отдыха). Это подводит развитие индивидов к тому наивысшему уровню, который возможен в условиях антагонистического общества, всесторонне выявляет болезненное торможение и деформацию процесса развития производительных сил в результате господства капитала и поднимает на качественно новую ступень классовую борьбу пролетариата против отживших производственных отношений. Торможение развития производительных сил устаревшими производственными отношениями проявляется и в сосуществовании при капитализме самых отсталых форм и ступеней производительных сил с передовыми. Основная масса населения земного шара ещё занята простым физическим трудом без применения машин. Почти для 1 млрд. чел. мотыга и деревянная соха служили главным орудием труда даже в конце 60-х гг., около 60% самодеятельного населения развивающихся стран было неграмотно, большинство женщин трудилось в условиях фактического домашнего рабства.

Главная движущая сила развития производительных сил в антагонистическом обществе - классовая борьба, революции и творчество масс, подготавливающие их к восприятию, развитию и применению достижений науки и техники. «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю» . Только революция кардинально меняет его место в системе производительных сил, поднимая эту систему на новую ступень развития. Именно личностным развитием трудящихся в значительной степени измеряется и оценивается общественный прогресс .

Производительные силы, образующие основу коммунистической формации, характеризуются полным торжеством всеобщих производительных сил - активным, творческим контролем науки над всеми сторонами общественного производства, комплексным преобразованием этого процесса в соответствии с её требованиями для возможно более быстрого и многогранного развития каждого индивида. Всестороннее развитие каждого полностью реализуется как величайшая производительная сила, условие развития всех. Однако эта новая ступень производительных сил возникает в виде переплетения общественных и всеобщих производительных сил, достающихся «в наследство» от капитализма.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант