Юридический портал. Льготный консультант

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Основы конституционного строя

Конституционный строй – устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

Человек, его права и свободы как высшая ценность;

Народовластие;

Полнота суверенитета Российской Федерации;

Равноправие субъектов РФ;

Единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

Экономическая свобода как условие развития экономической системы;

Разделение властей;

Гарантии местного самоуправления;

Идеологическое многообразие;

Политический плюрализм (принцип многопартийности);

Приоритет закона;

Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

Особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, – указывается в ст. 2 Конституции, – обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем – либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа – характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство – это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную - является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов:

  • Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ - исполнительную власть;
  • федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) - судебную власть;
  • Президент РФ - глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура - органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества.

Принцип идеологического многообразия заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического (многообразия) подразумевает многопартийность.

Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия - конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции, составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации.

В содержание этого принципа входят два основных положения;

Положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;

Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Государственная власть и государственное устройство РФ

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.

Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственное устройство РФ

Государственное устройство является важнейшим элементом государства, представляющим собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений с центром.

Государственное устройство зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций, особенностей его политического режима и т.д.

Исторически сложились три основные формы государственного устройства – унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство – это цельное государство, части которого (департаменты, провинции, округа и т.д.) являются только административно-территориальными образованиями, не имеющими каких-либо суверенных прав. У них нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение – «центру» и местным представительным органам.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим институтом государства. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства – федераций и конфедераций. В наше время унитарное государство как явление также существует, но оно не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), мононациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями).

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать быстрому росту благосостояния граждан. Для унитарных государств характерна, как правило, высокая степень централизации государственной власти. В настоящее время унитарными государствами являются Беларусь, Франция, Дания, Швеция, Польша, Португалия и т.д.

Федерация – это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа и т.д.) обладают самостоятельностью, которая не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три «ветви») децентрализации и «разделению» власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относятся внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.

Федерация как форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII-XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно-демократических революций. Наиболее известным историческим примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (например, Российская Федерация).

Различают федерации, основанные по национальному, территориальному и смешанному (или национально-территориальному) принципам.

Федерации, основанные по национальному принципу, как правило, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в построении федерации способно не сплотить, а разделить население, подорвать государственную общность. Государства, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (например, СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (например, Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.

Территориальный подход (например, в США, Австралии) способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции.
В государственном устройстве Российской Федерации преобладает смешанный подход, что связано с историческими и политическими особенностями развития нашей государственности.

Главное различие между федерацией и унитарным государством заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государство подобные образования или даже государства – субъекты федерации.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
Она возникает, как правило, на недолгий срок для решения каких-либо целей внешней и внутренней политики. Конфедерация редко имеет собственные органы управления, чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы. Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Считается, что конфедерация – это переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на непродолжительное время. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом гражданской войны в США (1861-1865 гг.). Необходимо отметить различие между федерацией и конфедерацией. Оно заключается в том, что федерация – это форма территориального устройства государства, а конфедерация – форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие не всегда просто. Например, официальное название швейцарского государства – Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство.

Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы, например, парламент, правительство, верховный суд. Однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации не действуют непосредственно на территориях государств-субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и отклонять. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия. Европейский союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов.

Государственные символы России

Государственные символы России - установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства - Российской Федерации.

В 1993 году была принята Конституция России - Основной закон нашей страны.

Отдельная статья Конституции посвящена государственным символам: в ней говорится, что Россия имеет свои герб, флаг и гимн, и устанавливается, что эти три символа должны быть утверждены специальными федеральными конституционными законами.

25 декабря 2000 года вступили в силу федеральные конституционные законы России «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации» и «О Государственном гимне Российской Федерации».

Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: Широко распространено изображение Е. Ухналёва. И хотя эта иллюстрация прилагается к закону, она не является обязательным эталоном. Каждый художник может создавать собственный рисунок по официальному описанию.

«…четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея».

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос:

верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение длины флага к его ширине 2:3. Российский флаг родился вместе с первыми российскими военными кораблями и до XIX века оставался принадлежностью главным образом флотской культуры.

Начало применения российского бело-сине-красного флага на суше связано с географическими открытиями русских мореплавателей, то XIX века русские моряки водружали на берегу присоединенной земли памятный крест. Но в 1806 году появилась новая традиция. Русская экспедиция обследовала побережье Южного Сахалина и подняла на берегу два флага. Андреевский флаг отмечал заслугу военного флота, государственный бело-сине-красный флаг - новое владение России.

Распространение государственного бело-сине-красного флага было заторможено в 1858 году, когда Гербовое отделение Департамента герольдии Правительствующего Сената выступило с инициативой изменения российского государственного флага.

В течение почти полутора столетий флаг нашей страны многократно изменялся. В ноябре 1990 года правительственная комиссия по разработке новой государственной символики решила проблему флага быстро и почти без разногласий: Россия имела бело-сине-красный флаг с более чем 300-летней историей, и этот флаг должен был вернуться.

25 декабря 2000 года, накануне нового века и нового тысячелетия, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации». Он определяет правовое положение и правила использования флага России.

Например, в законе сказано, что Флаг Российской Федерации может быть поднят во время торжественных мероприятий, проводимых предприятиями, учреждениями и организациями, а также во время семейных торжеств.

Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.

- Основы конституционного строя

- Статьи Конституции

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1. Ст. 3

Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких‑либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией

3. Правовое государство

Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы

4. Разделение

Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов

5. Приоритет прав человека

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

6. Российская Федерация - социальное государство

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.

7. Суверенитет

Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.

8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.

9. Политичекое многообразие (плюраизм)

Ст. 13, ч.3‑5

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.

КОНСТИТУЦИЯ РФ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

Конституция - основной закон (или система законов) государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкретного государства.

Виды конституции

Юридическая наука классифицирует существующие конституции по критериям:

· Форма - принято делить конституции на писаные (единый нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, кодифицирующий правовые нормы, регулирующие важнейшие общественные отношения) и неписаные (совокупность нескольких законов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан).

· Порядок установления - конституции подразделяются на октроированные, которые дарованы монархом, и неоктроированные, т. е. принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом.

· Время действия - конституции бывают временные и постоянные.Временные имеют ограниченный срок действия, постоянные - таким сроком не ограничены.

· Способ принятия или изменения - конституции делятся на гибкие (изменяются в обычном законодательном порядке) и жесткие (изменяются в порядке усложненной процедуры по сравнению с обычным законодательным процессом).

· Форма правления - различают монархические и республиканскиеконституции.

· Форма государственного устройства - конституции классифицируются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

· Политический режим, закрепляемый в конституциях - подразделяются на демократические и антидемократические.

· Время возникновения - конституции «старого» и «нового» поколения.К первой группе относятся конституции, принятые в основном в ХVШ-ХIХ вв., а также некоторые конституции первой половины XX в.. Вторую группу составляют конституции, принятые после Второй мировой войны.

Конституция РФ

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. 25 декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.

Конституция РФ является Основным законом Российской Федерации, ядром ее правовой системы. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Верховенство Конституции означает, что она возглавляет всю систему нормативно-правовых актов (и всех источников права вообще). Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что все законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Конституция РФ имеет прямое действие,т. е. ее нормы непосредственно регулируют важнейшие общественные отношения без какого-либо дополнительного, передаточного механизма. По своей структуре Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле характеризуются условия и цели принятия Конституции. Далее следуют разделы, которые делятся на главы. Главы состоят из статей.

Раздел первый содержит 137 статей, сгруппированных в девяти главах:

Глава 1 - Основы конституционного строя;

Глава 2 - Права и свободы человека и гражданина;

Глава 3 - Федеративное устройство;

Глава 4 - Президент Российской Федерации;

Глава 5 - Федеральное Собрание;

Глава 6 - Правительство Российской Федерации;

Глава 7 - Судебная власть;

Глава 8 - Местное самоуправление;

Глава 9 - Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй называется «Заключительные и переходные положения» и содержит девять частей.

Основы конституционного строя РФ

Конституционным строем называется система общественных отношений, складывающихся на основе норм Конституции. Основы конституционного строя РФ - это закрепленные в Конституции Российской Федерации главные, фундаментальные принципы, лежащие в основе жизнедеятельности российского государства и общества. К числу принципов (основ) конституционного строя относятся:

Принцип демократизма, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ, означает, что в Российской Федерации всеми государственными и общественными делами управляет народ - как непосредственно, так и через систему органов, образуемых либо им самим либо органами, которые он сформировал (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Государственная Дума РФ, губернаторы, мэры и т. п.).

Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ и предполагает создание в Российской Федерации государственных органов, предназначенных для исполнения трех основных функций государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной: принятие законов осуществляется высшим представительным органом (парламентом); исполнение законов возлагается на правительство и органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами.

Принцип федерализма, Конституция РФ определяет Россию как федеративное государство. В состав Российской Федерации входят 21 республика, 49 областей, 6 краев, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. Хотя субъекты Федерации имеют различные названия, все они созданы и действуют по единым принципам. Основными принципами российского федерализма являются принципы:

· равноправия субъектов Федерации,

· государственной целостности,

· разграничения предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации,

· другие.

Принцип республиканизма, ст. 1 Конституции РФ закрепляет в России республиканскую форму правления. Все высшие органы государственной власти в России избираются населением либо формируются избранными им представительными учреждениями. Глава государства - Президент РФ избирается народом на четыре года. Республиканская форма правления является обязательной и для субъектов Федерации.

Принцип верховенства закона, Российское государство определяется Конституцией РФ как правовое - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах. Смысл правового государства раскрывается в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Для правового государства также характерна взаимная ответственность государства и личности: нарушитель закона, независимо от его личности, должен быть привлечен к юридической ответственности. В правовом государстве последовательно проводятся в жизнь принципы верховенства права во всех сферах жизни общества, а также принцип разделения властей. Признание российского государства правовым означает подчинение любых действий государственных органов праву, прежде всего Конституции РФ.

Принцип рыночной экономики, Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В ч. 2 этой же статьи установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом, что подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ. Допускается национализация – перевод собственности из частной в государственную и приватизация - перевод собственности из государственной в частную. Перечень форм собственности, указанный в Конституции РФ, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности.

Принцип социального государства, Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из важнейших целей деятельности социального государства является сглаживание в обществе социальных противоречий, обеспечение общественного прогресса, основанного на принципе социальной справедливости. Социальная роль государства выражается в предоставлении каждому возможности распоряжаться своими способностями к труду, иметь надлежащие жилищные условия и питание, средства передвижения, получить медицинскую помощь, образование, профессию, в государственной поддержке различных форм социального обеспечения и благотворительности.

Принцип светского государства, В соответствии со ст. 14 Конституции РФ является светским государством - государством, в котором не существует официально признанной религии и ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или предпочтительным. В Российской Федерации не существует государственной (общеобязательной или предпочтительной) религии, все религиозные конфессии равны между собой и перед законом, граждане равноправны независимо от их религиозной принадлежности, вероисповедание не указывается в официальных документах. Религиозные объединения отделены от государства: государство оказывает поддержку религиозным организациям, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность.

Принципы политического и идеологического многообразия (плюрализма). Предполагает возможность свободного выбора для гражданина: состоять в любой, действующей в рамках Конституции РФ партии либо не состоять ни в какой партии. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности. В соответствии с ч. 2 ст.13 Конституции РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства РФ, пропагандировать их, публично защищать свои идеологические воззрения.

В результате изучения главы студент должен:

  • знать определение понятия основ конституционного строя; виды основ конституционного строя; концепции правового статуса личности; сущность термина "высшая ценность";
  • уметь сравнивать термины "конституционный строй", "общественный строй", "государственный строй"; показать взаимосвязь основ конституционного строя России с общечеловеческими ценностями, выработанными мировой цивилизацией;
  • владеть навыками анализа влияния основ конституционного строя на другие конституционно-правовые институты, выделения основных проблем в регулировании основ конституционного строя, моделирования путей и способов их разрешения.

Основы и структура конституционного строя

Раздел первый Конституции РФ открывается гл. 1 "Основы конституционного строя". Понятие основ конституционного строя является новым как для Конституции РФ, так и для науки конституционного права.

В конституциях советского периода использовались понятия общественного строя (общественного устройства, его основ) и государственного строя.

Понятие "общественный строй" включало экономическую и политическую систему общества, его социальные основы.

Под экономической системой общества понималась совокупность общественных отношений, выражающих главные устои производства, распределения и обмена в сфере экономической жизни общества.

Под политической системой общества понимался механизм народовластия, имеющий целью обеспечить управление государственными и общественными делами в соответствии с волей народа. Политическая система состояла из государства, общественных объединений и политических партий. По Конституции РСФСР 1978 г. в состав политической системы входили трудовые коллективы, которые были наделены рядом полномочий по участию в политической жизни страны, в частности по участию в выборах представительных органов государственной власти.

Социальную основу общества составляли отношения между социальными группами и слоями общества.

Понятие государственного строя обозначало основные характеристики государства, его территориальную организацию, системы государственных органов, порядок их образования и взаимодействия как между собой, так и с гражданами и их объединениями.

Понятие "конституционный строй " является более широким. Оно включает в себя характеристику как общественного, так и государственного строя. Конституционный строй возможен только в правовом конституционном государстве. Основным отличительным признаком правового (конституционного) государства является подчинение государства праву. Оно в своей деятельности, в осуществлении всех форм власти ограничено и связано правом.

Конституционный строй РФ – закрепленное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличительным признаком которого является подчинение государства и общества праву.

Подчинение государства и общества праву должно быть обеспечено гарантиями, которые являются одновременно основами конституционного строя. Основы конституционного строя представляют собой общечеловеческие ценности, выработанные мировой цивилизацией, возникшие в период буржуазных революций и воспринятые конституциями современных демократических государств, в том числе Конституцией РФ. Они имеют универсальный характер для мировой цивилизации, определяют взаимоотношения между личностью, обществом и государством. Закрепленные гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя представляют собой нормы-принципы, развиваемые нормами других глав Конституции РФ. Их особая юридическая природа, верховенство обеспечиваются особым порядком их пересмотра, предусмотренного ст. 135 Конституции РФ. Определим конкретные виды основ конституционного строя Российской Федерации .

Важнейшим субъектом конституционно-правовых отношений является народ. В конституционном государстве должно быть закреплено и обеспечено участие граждан в осуществлении власти как непосредственно, так и через представителей. С. А. Котляревский писал, что "в конституционном государстве всякий полноправный гражданин через своих представителей является участником в создании того акта государственной воли, который именуется законом; он не получает этого веления со стороны, как чего-то чуждого ему" . Конституционное государство предполагает наличие непосредственной и представительной демократии. Оно сближает представителей и представляемых и стремится создать из тех и других единое гражданское общество.

Гражданское общество является следствием длительного развития самого общества, социального прогресса, культуры, цивилизации. Оно представляет собой особый стиль жизни, мышления и общения, особый экономический уклад. Гражданское общество – открытое, демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. В гражданском обществе интеграция личности и государства происходит через независимые социальные институты, такие как церковь, политические партии, общественные объединения. Задача гражданского общества в лице таких социальных институтов состоит в обеспечении автономии человека от государства, в защите сто основных прав, свобод и законных интересов от злоупотреблений со стороны государственного аппарата, его должностных лиц.

Следовательно, народовластие является важнейшим признаком конституционного государства и в то же время основой конституционного строя.

Составной частью российского народа являются граждане Российской Федерации. Непременным условием народовластия является соблюдение и охрана прав и свобод человека. Закрепление человека, его прав и свобод высшей ценностью является важнейшей гарантией подчинения государства праву и непременным условием признания государства конституционным. Признание человека высшей ценностью, а обязанностью государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – составная часть народовластия как основы конституционного строя РФ.

Важнейшим субъектом конституционно-правовых отношений является Российское государство как государственная организация российского многонационального народа. Характеристике Российского государства посвящен ряд статей гл. 1 Конституции РФ, которые в совокупности характеризуют его как основу конституционного строя.

Государство, в котором обеспечено подчинение государственного аппарата, всех должностных лиц, граждан праву, называется правовым . Не случайно в дореволюционной науке конституционного права термины "конституционное" и "правовое" государство использовались как тождественные по своему содержанию. По мнению В. М. Гессена, "только конституционное государство может быть государством правовым; отождествление понятий правового и конституционного государства является общим местом современной германской доктрины государственного права" . Поэтому правовой характер конституционного государства является признаком российского государства как основы конституционного строя Российской Федерации.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, господство права в государственной и общественной жизни страны предполагает и требует последовательного и строгого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Источником власти остается народ. Однако полномочия по осуществлению власти распределяются между тремя ветвями власти, которые независимы друг от друга по своему составу и положению, сдерживают друг друга. Суть разделения властей – в обеспечении защиты свободы граждан путем создания системы сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной властями, нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом.

Таким образом, следующий признак Российского государства как основы конституционного строя – разделение властей.

Поскольку основной обязанностью конституционного государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, то оно должно создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Следовательно, конституционное государство должно быть социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальный характер конституционного государства – признак Российского государства как конституционной основы.

Для того чтобы гарантировать основные права и свободы человека и гражданина, обеспечить народовластие, государство должно быть суверенным, т.е. обладать качествами верховенства, самостоятельности и независимости в осуществлении государственной власти как внутри страны, так и на международной арене. Не может быть конституционным государство, которое нс обладает качествами верховенства, самостоятельности и независимости, руководители которого получают денежное содержание от иностранного государства.

Суверенный характер Российского государства составляет основу конституционного строя Российской Федерации.

Значительную роль в функционировании государственной власти, определении характера взаимоотношений, распределении компетенции между центральными органами государственной власти и органами власти составных частей государства имеет его форма государственного устройства. Российское государство по форме государственного устройства является федеративным, что составляет следующий признак российского государства как основы конституционного строя.

В России никакая религия нс может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Сказанное определяет светский характер российского государства и составляет один из его конституционных признаков.

Важное значение для определения системы органов государственной власти, порядка их формирования и взаимодействия имеет форма правления государства. Статьей 1 Конституции РФ в качестве неотъемлемого признака, характеризующего Российское государство, закреплена республиканская форма правления.

Конституционный строй невозможен без наличия не только юридического, но и реального идеологического и политического многообразия. В конституционном государстве никакая идеология не получает статус официальной государственной или обязательной. Разнообразные политические идеи относительно путей развития России могут вырабатываться, развиваться и пропагандироваться многообразными и равными перед законом политическими партиями. Для выражения и защиты интересов различных групп граждан перед государством создаются общественные объединения. Политические партии и общественные объединения, представляющие различные мнения в качестве идеологических течений, необходимое условие наличия гражданского общества. Итак, идеологический и политический плюрализм основа конституционного строя РФ.

Народовластие, высшая ценность человека, его основных прав и свобод, правовой и социальный характер государства, разделение властей предполагают необходимость местного самоуправления, которое можно считать обязательным условием конституционного характера государства. Местное самоуправление как одна из форм публичной власти народа обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Оно осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Итак, местное самоуправление следующая основа конституционного строя РФ.

Важнейшими гарантиями конституционного характера государства являются: признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, которые составляют экономическую основу конституционного строя РФ.

Не все из перечисленных основ конституционного строя являются обязательными для признания строя определенного государства конституционным. Народовластие, высшая ценность человека, его прав и свобод, демократический, правовой, социальный характер Российского государства, разделение властей, местное самоуправление, идеологический и политический плюрализм являются обязательными признаками конституционного государства, характеризуют основы конституционного строя России.

Вместе с тем Конституция РФ в гл. 1 называет такие признаки Российского государства, как республиканская форма правления , федеративное устройство, светский характер. Включение их в первую главу можно объяснить стремлением законодателя дать наиболее полную характеристику Российского государства. Однако перечисленные признаки

Российского государства нельзя признать обязательными для признания конституционного строя любого государства. Так, некоторые государства имеют монархическую форму правления (Великобритания, Дания, Швеция), унитарное государственное устройство (Испания, Норвегия, Финляндия, Швеция), тем не менее они признаются конституционными государствами, имеющими конституционный строй.

Кроме того, отдельные государства хотя и закрепляют равенство религиозных конфессий, но одна из религий признается наиболее традиционной, пользуется определенными привилегиями и оказывает большое влияние на жизнь этих стран (Италия, Япония, Англия).

Основы конституционного строя России можно классифицировать на основы конституционного государства и основы конституционного общества.

К основам конституционного государства относятся: народовластие, республиканская форма правления, разделение властей, правовое государство, социальное государство, федеративное государство, суверенное государство, светское государство.

К основам конституционного общества относятся: идеологический и политический плюрализм; экономическая основа общества, местное самоуправление.

Главным принципом конституционного строя, пронизывающим содержание как основ конституционного государства, так и основ конституционного строя общества, является сформулированный в ст. 2 Конституции РФ принцип: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

  • Котляревский С. А. Конституционное государство. СПб., 1907. С. 9.
  • Гессен В. М. Основы конституционного нрава. 2-с изд. Петроград, 1918. С. 6.

Государство существует, охраняемое личным

участием каждого.

Ликург Лакедемонский

Вопросы к теме

  • 1. Понятия «конституционный строй», «основы конституционного сгроя».
  • 2. Принципы конституционного строя Российской Федерации.
  • 3. Республиканская форма правления Российской Федерации.
  • 4. Россия - федеративное государство как основа конституционного строя.
  • 5. Демократический режим Российской Федерации.
  • 6. Народовластие как основа конституционного строя.
  • 7. Российская Федерация - правовое государство.
  • 8. Российская Федерация - социальное государство.
  • 9. Российская Федерация - светское государство.

Правовая основа

Конституция Российской Федерации (гл. 1).

Основные термины: конституционный строй, основы конституционного сгроя, республика, принцип разделения властей, федерация, демократия, плюрализм, народовластие, выборы, референдум, правовое государство, социальное государство, светское государство.

Задание 1

На основе анализа учебной и научной литературы приведите и проанализируйте различные подходы к пониманию термина «конституционный строй». Сформулируйте свою точку зрения.

Задание 2

Изучите юридическую литературу и соотнесите термины «конституционный строй», «государственный строй», «общественный строй».

Задание 3

На основе анализа учебной и научной литературы сформулируйте основные подходы к пониманию термина «основы конституционного строя». Классифицируйте основы конституционного строя, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Задание 4

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию государством с республиканской формой правления, не указывая, к какой разновидности республик относится наше государство. Изучите признаки президентской и парламентской республик и постарайтесь ответить на вопрос о том, к какой именно республике может быть отнесена Российская Федерация. Какие мнения высказываются в юридической литературе?

Задание 5

Статья 1 Конституции Российской Федерации определяет Россию как федеративное государство. Проанализировав положения гл. 1 Конституции Российской Федерации, постарайтесь определить, каковы основные особенности российского федерализма.

Задание 6

Раскройте понятие, признаки и принципы правового государства на основе изучения юридической литературы и положений гл. 1 Конституции Российской Федерации. Разграничьте понятия «правовое государство» и «демократическое государство».

Задание 7

В ст. 7 Конституции Российской Федерации наше государство провозглашается в качестве социального. При характеристике социального государства становится неизбежным обращение к количественным показателям. Отечественный конституционалист В.Е. Чиркин предлагает ориентироваться на следующую систему положений (индикаторов) концепции социального государства: закрепление в конституциях в том или ином виде концепции социальной функции частной собственности; закрепление в конституциях положений о социальном партнерстве; социально-экономическое равноправие и фактическое выравнивание положения индивидов и различных общностей; закрепление принципа социальной справедливости (проявляется через установление минимального размера оплаты труда, потребительской корзины, регулирование вопросов труда, пенсий, социальной инфраструктуры - образования, медицинского обслуживания, жилья и др.); положение о социально ориентированной экономике; социальная ответственность (проявляется в системе обязанностей граждан трудиться, служить обществу, самосовершенствоваться и др.).

Источник : Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. - 2008, - № 12.

Проанализируйте приведенную точку зрения.

Задание 8

Изучите правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные в постановлениях от 11.06.2003 № 10-П «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона “О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”» и от 21.03.2007 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации” в связи с жалобой фаждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа». Ответьте на вопросы:

  • 1) каким образом Конституционный Суд Российской Федерации характеризует референдум и выборы в качестве форм прямой демократии;
  • 2) рассматривает ли Конституционный Суд Российской Федерации референдум как приоритетную форму прямой демократии?

Задание 9

Характеризуя форму государственного правления в России, обычно говорят о том, что Конституция Российской Федерации изначально заложила модель президентско-парламентской республики с «неклассическим» разделением властей. Опираясь на статьи Конституции Российской Федерации, поясните, что означает «неклассическое» разделение властей.

Задание 10

Часть 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации закрепляет политическое многообразие, многопартийность. Законодательно устанавливаются определенные ограничения реализации конституционных прав. Проанализируйте приводимые ниже правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и дайте им оценку.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона “О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации “Балтийская республиканская партия”» обосновывается невозможность создания региональных партий, указывается, что «в современных условиях, когда российское общество еще не приобрело прочный опыт демократического существования, при том что имеют место серьезные вызовы со стороны сепаратистских, националистических, террористических сил, создание региональных политических партий - поскольку они стремились бы к отстаиванию преимущественно своих, сугубо региональных и местных, интересов - могло бы привести к нарушению государственной целостности и единства системы государственной власти как основ федеративного устройства России. Кроме того, создание региональных и местных политических партий в каждом субъекте Российской Федерации могло бы привести - принимая во внимание сложносоставной характер Российской Федерации - к образованию множества региональных партийных систем, что чревато превращением формирующейся партийной системы как части политической системы в фактор ослабления развивающейся российской демократии, народовластия, федерализма, единства страны и тем самым - ослабления конституционных гарантий прав и свобод, в том числе самого права на свободу объединения в политические партии, равенства прав граждан на создание и участие в деятельности политических партий на всей территории Российской Федерации».

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона “О политических партиях” в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации “Православная партия России” и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина» признан конституционным запрет на создание национальных (религиозных) партий. Приводится следующая аргументация. «В многонациональной и многоконфессиональной России - вследствие особенностей функционирования ведущих вероучений (с одной стороны, православия как господствующего направления христианства, а с другой - мусульманства), их влияния на социальную жизнь, в том числе использования в политической идеологии, исторически в значительной степени тесно связанного с национально-этническим фактором, - такие понятия, как “христианский”, “православный”, “мусульманский”, “русский”, “татарский” и т.п., ассоциируются в общественном сознании скорее с конкретными конфессиями и отдельными нациями, чем с общей системой ценностей российского народа в целом.

Кроме того, на современном этапе российское общество, в том числе политические партии и религиозные объединения, еще не приобрели прочный опыт демократического существования. В этих условиях партии, созданные по национальному или религиозному признаку, неизбежно ориентировались бы на преимущественное отстаивание прав соответствующих национальных (этнических) или религиозных групп. Конкуренция партий, образованных по национальному или религиозному признаку, которая особенно остро проявляется в предвыборной борьбе за голоса избирателей, способна привести вместо консолидации общества к расслоению многонационального народа России, противопоставлению этнических и религиозных ценностей, возвеличению одних и принижению других и, в конечном счете, - к приданию доминирующего значения не общенациональным ценностям, а какой-либо этнической идеологии или религии, что противоречило бы Конституции Российской Федерации, ее ст. 13 и 14.

Создание партий по религиозному признаку открыло бы путь к политизации религии и религиозных объединений, политическому фундаментализму и клерикализации партий, что в свою очередь повлекло бы отторжение религии как формы социальной идентичности и вытеснение ее из системы факторов, консолидирующих общество. Создание партий по национальному признаку могло бы привести к преобладанию в выборных органах власти представителей партий, отражающих интересы больших этнических групп в ущерб интересам малых этнических групп, и тем самым - к нарушению установленного Конституцией Российской Федерации принципа правового равенства независимо от национальной принадлежности (ч. 2 ст. 6; ч. 4 ст. 13;

ч. 2 ст. 19)».

Задание 11

Часть 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации закрепляет, что частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности признаются и защищаются равным образом. Дайте краткую характеристику каждой из форм собственности и поясните, что понимается под «иными формами собственности».

Задача 1

По статистическим данным большое количество хищений совершается в сфере государственного сектора. Один из депутатов Государственной Думы предложил разграничить уголовную ответственность за хищение частной, государственной и муниципальной собственности. Было предложено за хищения государственного и муниципального имущества ввести более строгие санкции ответственности. Разгорелся спор и большинство депутатов поддержали идею ужесточить ответственность за хищение государственного и муниципального имущества.

Если разграничение ответственности будет принято, нс будет ли нарушена Конституция Российской Федерации? Если да, то какие ее положения?

Задача 2

В муниципальной общеобразовательной школе на педагогическом совете было принято решение, что со следующего учебного года необходимо ввести обязательный предмет «Изучение заповедей христианства». Родители учащихся поддержали данную инициативу. По мнению педагогов и родителей, это будет способствовать приобщению детей к соблюдению таких правил поведения, как дисциплинированность, уважение старших, почитание родителей.

Как данное нововведение будет соотноситься с положениями Конституции Российской Федерации?

Задача 3

Георгиевский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Георгиевска, МДОУ «Детский сад № 28 «Красная Шапочка» г. Георгиевска об обязании принятия мер безопасности в виде установки систем видеонаблюдения в здании МДОУ «Детский сад № 28 «Красная Шапочка» г. Георгиевска в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Правомерны ли требования прокурора? Допущены ли нарушения норм Конституции Российской Федерации Администрацией г. Георгиевска, МДОУ «Детский сад № 28 «Красная Шапочка» г. Георгиев-ска?

Задача 4

Гражданин Кравцов обратился в суд с иском к Председателю Правительства Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда, возложении обязанности по совершению определенных действий. В принятии искового заявления было отказано по следующим причинам. Суд указал, что требования Кравцова не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку из содержания искового заявления невозможно сделать вывод о том, какие именно материальные права истца или законные интересы нарушены, а также каким именно способом гражданин просит суд восстановить его права. Кроме того, суд обратил внимание на то, что обжалование в судебном порядке действий Правительства Российской Федерации и его Председателя означает прямое либо косвенное вмешательство в конституционно-правовую и иную деятельность Президента Российской Федерации как главы государства, обладающего неприкосновенностью и осуществляющего верховную государственную власть в Российской Федерации, что недопустимо и нарушает основы конституционного строя Российской Федерации и принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции Российской Федерации.

Дайте оценку принятого судебного решения.

Задача 5

Сальский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Миронову об обязании создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски, для беспрепятственного доступа в здание, указав, что вход в здание магазина «Хозтовары», находящегося в селе Бор Муксулинского района и принадлежащего на праве собственности индивидуальному предпринимателю Миронову, не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов использующих кресла-коляски.

Какое решение должен принять суд? Нарушены ли нормы Конституции Российской Федерации?

Задача 6

В целях обеспечения ремонта автомобильной дороги, соединяющей две области, губернатор своим постановлением предусмотрел взимание платы за пересечение границы между данными субъектами с транспортных средств, масса которых превышает 8 т. Обосновывалось принятие данного постановления тем, что автомобильная дорога существенно изнашивается от движения больших потоков грузовых автомобилей, а соответствующие сборы позволят использовать денежные средства для ремонта дорожного покрытия.

Дайте оценку постановлению губернатора с точки зрения положений Конституции Российской Федерации.

Вопросы для размышления

  • 1. Правовое государство - это миф или реальность?
  • 2. Является ли Российская Федерация правовым государством?
  • 3. Можно ли рассматривать наше государство в качестве социального государства?
  • 4. Чем обусловлена дискуссионность в характеристике формы государственного правления современной России?
  • 5. Некоторые зарубежные конституции содержат девиз, лозунг, отражают национальную идею государства. Имеются ли соответствующие положения в Конституции Российской Федерации и как их наличие или отсутствие можно оценить?
  • 6. Изучите ст. 16 Конституции Российской Федерации. Подумайте, в чем заключается ее назначение; позволяет ли она говорить о наивысшей юридической силе гл. 1 в сравнении с другими главами Конституции Российской Федерации?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант