Юридический портал. Льготный консультант

Право собственности на недра, как и на иные природные ресурсы, в объективном смысле, т. е. как правовой институт, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую сферу имущественных отношений по поводу недр. Право собственности в объективном смысле определяет содержание субъективного права собственности, тех правомочий, которыми обладает носитель такого права - собственник природных ресурсов и тех обязанностей, которые закон возлагает на третьих лиц и на самого субъекта права собственности.

Субъективное право собственности на недра и иные природные ресурсы представляет собой установленную объективным правом меру возможного поведения обладателя такого права и наделяет собственника правом требования к лицу, которое препятствует или нарушает правомочия обладателя субъективного права собственности. Особенности субъективного права собственности на недра и другие природные ресурсы заключаются в следующем. Право собственности - это первоначальное субъективное право, непосредственно вытекающее из закона. Субъективное право собственности закрепляет за его обладателем экономическую власть над принадлежащим ему имуществом - природными ресурсами. Право собственности на недра и другие ресурсы природы предполагает возможность собственника использовать принадлежащие ему недра по своему усмотрению в пределах, установленных законом.

Право собственности на недра и иные природные ресурсы является наиболее полным имущественным правом (титулом), предусмотренным гражданским законодательством, законодательством о недрах и о природных ресурсах. В основе этого права лежит принцип дозволения совершать любые действия, не запрещенные законом, с учетом принципа публичного характера регулирования отношений собственности на землю и иные природные ресурсы (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Наиболее важные положения, касающиеся регулирования отношений собственности на недра и иные природные ресурсы, закреплены в Конституции РФ. Согласно части 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Специфика отношений собственности на природные ресурсы отражена в законодательстве о природных ресурсах, в том числе в горном законодательстве.

Вопрос о праве собственности на недра урегулирован следующим образом. В ст. 1.2 Закона РФ “О недрах” сказано, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Право же пользования недрами может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Таким образом, все недра в нашей стране являются государственной собственностью.

Статья 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” (с изм. от 10 января 2002 г.) также регулирует отношения собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни . Так, вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Разграничение федеральной собственности и собственности субъектов Федерации на указанные объекты осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ “О недрах”, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр ее континентального шельфа, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни.

Субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, в пользование на основании выданных в соответствии с законодательством РФ о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней. Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни являются собственностью указанных субъектов, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.

Законодательство предусматривает также и иные, кроме права собственности, права на недра. Вопрос о правах на ресурсы континентального шельфа урегулирован в ст. 5 Федерального закона “О континентальном шельфе Российской Федерации”. Россия осуществляет суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Россия не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы, никто не может этого делать без ее согласия. Кроме того, Россия осуществляет исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе.

Федеральный закон “Об исключительной экономической зоне” (ст. 5) предусматривает, что неживые ресурсы исключительной" экономической зоны находятся в ведении Российской Федерации, т. е. государство регулирует деятельность по разведке, разработке и охране таких ресурсов. В исключительной экономической зоне Россия осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения неживых ресурсов и управления такими ресурсами; в целях разведки морского дна и его недр, а также разработки минеральных и других неживых ресурсов и его недр. Россия имеет исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей.

Правовая природа суверенных прав на недра континентального шельфа и исключительной экономической зоны обусловлена содержанием их правового режима. Эти районы не находятся под суверенитетом государства и не входят в состав его территории. Однако прибрежное государство обладает суверенными правами в отношении природных ресурсов таких районов. Характер и объем этих прав определяются нормами международного права, например Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. В пределах этих прав государство вправе издавать законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок деятельности в данных районах. Что касается иных вопросов, то на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют нормы международного морского права.

  • СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463; 2002. № 2. Ст. 131.

Право собственности рас­крывается в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) через так называемую триаду правомочий собственника. В соот­ветствии со статьей 209 ГК РФ собственнику имущества принад­лежат права владения (т. е. он может реально обладать своим иму­ществом), пользования (т. е. он может извлекать пользу из принад­лежащего ему имущества) и распоряжения (т. е. он может опреде­лять юридическую судьбу своего имущества: продавать, дарить, сдавать в аренду и пр.). Помимо прав, указанных выше, собст­венник по своему усмотрению вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противо­речащие закону и иным правовым актам и не нарушающие пра­ва и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе от­чуждать свое имущество в собственность другим лицам, пере­давать им, оставаясь собственником, права владения, пользова­ния и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Субъектами права собственности в Российской Федерации могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Фе­дерация, субъект Российской Федерации, муниципальное обра­зование.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ста­тья 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в част­ной, государственной, муниципальной и иных формах собственно­сти. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В недропользовании выделяются пять объектов права собст­венности:

· ресурсы недр;

· движимое и недвижимое имущество, используемое при недропользовании;

· информация, получаемая в процессе изучения и использо­вания ресурсов недр;

· горное предприятие (в целом).

Рассмотрим эти объекты права собственности более подробно.

3.1.НЕДРА КАК ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Из всех возможных форм собственности на природные ресур­сы, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в За­коне РФ «О недрах» закреплена лишь одна - государственная собственность на недра. Однако, не в виде монопольной государ­ственной собственности, как это было ранее установлено «Осно­вами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах» - законодательном акте, регулировавшем горные отношения (отношения недропользования) в СССР в период 1975-1992 гг. В этом нормативном правовом акте указывалось (статья 3), что «...недра в СССР являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме на­рушающие право государственной собственности на недра, запре­щаются». В соответствии со статьей 4, «...все недра в СССР со­ставляют единый Государственный фонд недр, в который входят как используемые, так и не используемые части недр». В Законе РФ «О недрах» указано (статья 1.2), что «...недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, прода­жи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или пере­ходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот до­пускается федеральными законами».


Право владения и распоряжения недрами в соответствии со статьей 2 находятся в совместном ведении Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации (принцип «двух ключей»). Вместе с тем эта статья не определяет механизм решения вопросов, возникающих при совместном ведении, и ос­тавляет неясной процедуру выделения участков недр федерального значения.

В статье 2.1 Закона РФ «О недрах» содержится норма, в соот­ветствии с которой «...для гарантированного обеспечения государ­ственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации, отдельные уча­стки недр, в том числе содержащие месторождения полезных иско­паемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государст­венной власти и органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации». Из этой статьи не следует, как же следует по­ступать, если эти органы не смогут согласовать свои интересы.

Есть несколько возможных решений про­блемы совместного ведения. Прежде всего, должно быть реализова­но положение статьи 2.1 Закона РФ «О недрах», в которой указано, что «...порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения... условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами». Эти законы до настоящего времени не разработаны, поэтому необходимо приступить к их созданию.

Второй вариант решения этой проблемы состоит в следую­щем: в договор pазграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, который может быть заключен в соответствии со статьей 11 Конституции РФ, включается в виде обязательного приложения перечень участков недр федерального значения. При пользовании недрами на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) принцип «двух ключей» сохраняется. В соответ­ствии со статьей 3 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» сторонами соглашения являются: Российское государ­ство, от имени которого в соглашении выступает Правительство Российской Федерации, и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен пре­доставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы.

Закрепленная Законом РФ «О недрах» государственная форма собственности на недра, по нашему мнению, не позволяет гражда­нам Российской Федерации в полном объеме реализовать свое кон­ституционное право иметь в частной собственности участок недр (как вид природных ресурсов), нарушает принцип равноправия всех форм собственности и ограничивает возможности использо­вания недр в интересах развития экономики России. Пока лишь собственники, владельцы земельных участков, имеют право непо­средственно для своих нужд добывать общераспространенные по­лезные ископаемые (не числящиеся на Государственном балансе), строить подземные сооружения на глубину до 5 м, а также строить и эксплуатировать бытовые колодцы и скважины на первый водо­носный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Поэтому в процессе развития и совершенствования законода­тельства РФ о недрах могут быть рассмотрены возможности нор­мативного закрепления:

· различных форм собственности на месторождения с уже утвержденными запасами и на те, которые будут разведаны и открыты с помощью частного капитала;

· передачи (продажи) государством субъектам предприни­мательской деятельности собственности на участки недр как с целью добычи полезных ископаемых, так и в иных целях (например, для строительства подземных складов, гаражей и др.).

3.2. РЕСУРСЫ НЕДР КАК ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

В статье 1.2 Закона РФ «О недрах» указано, что добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности, а в статье 12 этого же За­кона определено, что в содержание лицензии должны входить дан­ные о согласованном уровне добычи минерального сырья и праве собственности на минеральное сырье.

В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» определено (статья 8), что произведенная продукция подлежит раз­делу между государством и инвестором в соответствии с соглаше­нием. Статья 9 развивает эту правовую норму, определяя, что ком­пенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции, являющаяся в соответствии с условиями соглашения долей инве­стора, принадлежит ему на праве собственности.

Формулировки статей Закона РФ «О недрах» имеют суще­ственный недостаток, обусловленный тем, что право собствен­ности на природные ресурсы сводится, в основном, к праву соб­ственности на добытые из недр полезные ископаемые. При этом, во-первых, не совсем понятно, когда полезные ископае­мые могут считаться добытыми из недр, и, во-вторых, остается за рамками закона механизм возникновения права собственно­сти на иные виды ресурсов недр, например, на подземные со­оружения, используемые в целях, не связанных с добычей по­лезных ископаемых, или на внутреннее глубинное тепло недр Земли. Необходимо отметить, что этот механизм не один и тот же для различных видов ресурсов недр.

Для анализа механизма возникновения прав собственности на различные виды ресурсов недр их целесообразно разделить на две группы:

1. Ресурсы недр, использование которых в практических целях требует их извлечения из недр.

2. Ресурсы недр, использование которых в практических целях не требует их извлечения из недр.

В первую группу входят месторождения полезных иско­паемых, отходы производства, внутреннее глубинное тепло недр Земли, глубинные источники пресных, минеральных и термаль­ных вод.

Во вторую - подземное пространство, т. е. полости в массиве горных пород природного и техногенного происхождения.

Входящий в первую группу такой ресурс недр, как полезные ископаемые, размещается в недрах в твердом, жидком и газооб­разном состоянии. В условиях естественного залегания этот ресурс принадлежит государству - собственнику недр. Как только недропользователь, владея лицензией на право добычи по­лезных ископаемых и применяя те или иные способы добычи и системы разработки, переводит полезные ископаемые в подвижное состояние и доставляет их в определенное им место, он становится собственником добытых полезных ископаемых.

Для твердых полезных ископаемых переход права собственно­сти от государства к недропользователю происходит в момент от­деления полезного ископаемого от массива горных пород. Этот пе­реход права не должен быть связан с тем, поднято ли это полезное ископаемое на поверхность. При разработке месторождений от­крытым способом, оно и так остается на поверхности, а при под­земном способе разработки полезное ископаемое не всегда подни­мается на поверхность, поскольку, в некоторых случаях, может доставляться на обогатительную фабрику для переработки непо­средственно по подземным коммуникациям.

Для жидких или газообразных полезных ископаемых или твердых полезных ископаемых, добываемых методами физико-химической геотехнологии (через скважины), переход права соб­ственности на них от государства к недропользователю соответст­вует моменту доставки полезного ископаемого к устью скважины в соответствии с проектами разработки месторождения и обустрой­ства рудника или промысла.

Для остальных видов ресурсов недр, входящих в первую груп­пу, переход права собственности на них от государства к недро­пользователю происходит в момент начала работ по эксплуатации данного вида ресурса недр.

Ресурсы недр, отнесенные ко второй группе, формально явля­ются недвижимостью (недвижимым имуществом). В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмер­ного ущерба их назначению невозможно. По мнению некото­рых специалистов придание участкам недр правового режима недвижимого имущества - это явное расхождение предписа­ний Гражданского кодекса РФ с реальной действительностью. С такой точкой зрения вряд ли можно согласиться, так как в соот­ветствии с Законом РФ «О недрах» одним из видов пользования недрами является строительство и эксплуатация подземных со­оружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (склады, гаражи, лечебницы и пр.). Совершенно очевидно, что эти сооружения не способны к перемещению, а их полезные свойства определяются именно размещением этих сооружений в недрах.

Анализ механизма перехода собственности на этот ресурс недр от государства к недропользователю позволяет выделить сле­дующие ситуации:

1. Недропользователь получил лицензию на использование природного подземного пространства (полости) для строительст­ва какого-либо инженерного сооружения (например, склада или гаража). В процессе строительства недропользователь произвел не­обходимые улучшения в этой полости, например, возвел крепле­ние, а также установил необходимые приборы и оборудование. Действия недропользователя в этом случае регулируются статьей 623 Гражданского кодекса РФ, из которой следует, что произве­денные арендатором (в данном случае, недропользователем) отде­лимые улучшения арендованного имущества (приборы и обору­дование) являются его собственностью, если иное не предусмотре­но договором аренды. В случае, когда арендатор (недрополь­зователь) произвел за счет собственных средств и с согласия арен­додателя (организации, выдавшей лицензию) улучшения арендо­ванного имущества, не отделимые без вреда для имущества (на­пример, бетонное крепление стенок полости), арендатор имеет пра­во после прекращения договора (лицензии на право пользования) на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не преду­смотрено условиями лицензии.

Таким образом, если недропользователь использует для стро­ительства и эксплуатации подземного сооружения в целях, не свя­занных с добычей полезных ископаемых, природное подземное пространство, оно

2. Недропользователь получил лицензию на использование техногенного пространства (т. е. образованного в результате про­изводственной деятельности человека, но не самим недропользова-телем), например, подземных горных выработок для захоронения отходов и в соответствии с условиями лицензии произвел как отде­лимые, так и не отделимые без вреда для имущества улучшения. В этом случае (так же, как и в предыдущем) отделимые улучшения являются его собственностью, если иное не предусмотрено усло­виями лицензии. Затраты недропользователя на улучшения, не от­делимые без вреда для имущества, подлежат возмещению, если иное не оговорено в условиях лицензии.

техногенное подзем­ное пространство, созданное не им, оно не переходит в его собст­венность.

3. Недропользователь получил лицензию на строительство и эксплуатацию подземного объекта, причем в лицензии оговорено, что недропользователь должен самостоятельно образовать техно­генное пространство в недрах и провести в нем необходимые улучшения и обустройство. Эта правовая коллизия не рассмотрена в законодательстве о недрах, но по аналогии с ранее рассмотрен­ными ситуациями можно предположить, что в случае перехода права пользования данным участком недр к другому субъекту предпринимательской деятельности первый недропользователь имеет право на возмещение затрат на создание техногенного про­странства, его улучшения и обустройство (если иное не оговорено в условиях лицензии).

Таким образом, если недропользователь использует для строительства и эксплуатации подземного сооружения в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, созданное им под­земное пространство, оно не переходит в его собственность. Та­кой подход, вытекающий из статьи 1.2 Закона РФ «О недрах» и признающий недра и содержащиеся в них ресурсы, государствен­ной собственностью, представляется в данной ситуации не вполне логичным. Ведь этот ресурс (подземное пространство) образован самим недропользователем, поэтому он может рассчитывать в бу­дущем (при внесении соответствующих изменений в законодатель­ство) на получение на него права собственности.

3.3.ДВИЖИМОЕ И НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ПРИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ, КАК ОБЪЕКТА ПРАВА

Выше рассматривался правовой статус движимого и недви­жимого имущества, используемого при строительстве и эксплуата­ции подземных сооружений в целях, не связанных с добычей по­лезных ископаемых.

Правовой статус движимого имущества, используемого при добыче полезных ископаемых, достаточно полно регулируется нормами гражданского законодательства. Вместе с тем ряд экспер­тов обращает внимание на неурегулированность правового статуса недвижимого имущества, необходимого для проведения всего цик­ла разведочных, подготовительных и добычных работ, а также обеспечения их безопасности. Такое имущество (по аналогии с по­нятийным аппаратом, принятым в зарубежном законодательстве о недрах) рекомендуется именовать горным имуществом.

Эта проблема, особенно актуальная для нефтяной и газовой промышленности, учитывая значительные масштабы добычи этих видов полезных ископаемых, существует также и для других гор­ных предприятий, использующих для добычи полезных ископае­мых специальные скважины (методы физико-химической геотех­нологии).

В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» (статья 11) имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения ра­бот по соглашению, является собственностью инвестора,если иное не предусмотрено соглашением. Право собственности на ука­занное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или на других основаниях, предусмотренных соглашением. По­скольку в этой статье вид имущества, находящегося в собственно­сти инвестора, не определен, можно предположить, чтоэто право рас­пространяется как на движимое, так и на недвижимое имущество.

Одним из основных видов недвижимого горного имущества в нефтяной и газовой промышленности являются скважины (раз­ведочные и эксплуатационные), права на которые подлежат реги­страции в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Эксперты отмечают, что эта регистра­ция, как правило, значительно затягивается из-за того, что нор­мативные правовые и инструктивные документы, регули­рующие этот процесс, разрабатывались без учета специфики горного имущества. Это, в свою очередь, отрицательно отра­жается на своевременности начисления амортизационных от­числений и экономике предприятия.

Для эффективного решения всех проблем, связанных с права­ми собственности на недвижимое имущество, используемое при добыче полезных ископаемых (горное имущество), необходимы разработка новых или совершенствование существующих норма­тивных правовых актов.

3.4.ИНФОРМАЦИЯ, ПОЛУЧАЕМАЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДР, КАК ОБЪЕКТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ используются следующие основные термины:

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, со­бытиях, явлениях и процессах независимо от формы их пред­ставления;

Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

Информационная система - организационно упорядо­ченная совокупность документов и информационных техноло­гий, реализующих информационные процессы;

Информационные ресурсы - отдельные документы и от­дельные массивы документов, документы и массивы докумен­тов в информационных системах (библиотеках, архивах, фон­дах и других информационных системах). Необходимо указать, что в российском законодательстве о не­драх существуют различные правовые режимы, регулирующие собственность на информацию.

В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» (статья 11) установлено, что вся первичная геологическая, геофи­зическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интер­претации и производные данные, а также образцы горных пород, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглаше­нию, принадлежат на праве собственности государству. Инвестор имеет право лишь свободно и безвозмездно пользоваться указанной информацией при соблюдении условий конфиденциальности.

В Законе РФ «О недрах» (статья 22) указано, что пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и их сохранность. Эта документация является информационным ре­сурсом и подпадает под действие правовых норм Федерального за­кона «Об информации, информатизации и защите информации, подписанного Президентом РФ 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ.

В статье 6 этого Закона определено, что информационные ре­сурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регули­руются гражданским законодательством Российской Федерации. В этой статье также установлено, что информационные ресурсы мо­гут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных за­конодательством Российской Федерации, а собственник этих ре­сурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законода­тельством Российской Федерации.

В законодательстве о недрах из всех видов информации, по­лучаемых в процессе изучения и использования ресурсов недр, право собственности закреплено только на геологическую ин­формацию, включая в эту категорию также геофизическую и геохимическую информацию (более подробно правовое регули­рование пользования геологической информацией рассмотрено далее).

В статье 27 Закона РФ «О недрах» указано, что информация о геологическом строении недр, содержащихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки и других характеристиках недр может находиться в государственной собственности и в собст­венности пользователя недр в зависимости от того, за счет каких средств она получена.

за счет государственных средств, является государственной собст­венностью и представляется им в Федеральный и соответствую­щий территориальный фонды геологической информации по уста­новленной форме. Эти фонды осуществляют хранение геологиче­ской информации, ее систематизацию и предоставление в пользо­вание в порядке, определяемом Федеральным органом управления Государственным фондом недр.

Информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является его собственностью и пред­ставляется им по установленной форме в Федеральный и соответ­ствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе и в коммерческих целях.

Должностные лица указанных фондов обязаны обеспечить конфиденциальность представленной им информации и несут материальную, административную и уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение. Так, в соответствии с Граж­данским кодексом РФ (статья 139), информация составляет слу­жебную или коммерческую тайну в случае, когда информация име­ет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного досту­па на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, пре­дусмотренными Гражданским кодексом РФ и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возмес­тить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну, вопреки трудовому договору, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Исполнитель имеет право использовать геологическую и иную информацию, полученную в результате проведения работ, для на­учной и преподавательской деятельности (если иное не предусмот­рено договором).

К сожалению, в законодательстве о недрах не нашлось места для правового регулирования собственности на такой важный вид информации, как маркшейдерская информация.

Маркшейдерская информация представляет собой сведения о деятельности недропользователя по освоению ресурсов недр и про­цессах, возникающих в недрах и на земной поверхности в резуль­тате этой деятельности, полученные в результате проведения марк­шейдерских работ и зафиксированные на материальных носителях в соответствии с действующими нормативными правовыми акта­ми, инструкциями и методиками.

В связи с важностью маркшейдерских работ для правильной эксплуатации месторождений полезных ископаемых, строительст­ва и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добы­чей полезных ископаемых, консервации и ликвидации горного предприятия в законодательство РФ о недрах необходимо ввести статьи о праве собственности на маркшейдерскую информацию. За пользование маркшейдерской информацией о недрах, полученной за счет государственных или частных средств, может взиматься плата так же, как и за геологическую информацию. Поэтому при определении рыночной цены акций действующих горнодобываю­щих предприятий, выставляемых на продажу, необходимо учиты­вать и стоимость геологической и маркшейдерской информации об этих предприятиях..

3.5.ГОРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ

В соответствии со статьей 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая зе­мельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, долги, а также права на обозначение, индиви­дуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права, если иное не предусмотрено зако­ном или договором. В российском законодательстве о недрах гор­ное предприятие как объект права собственности не рассматрива­ется. Отмечается лишь (статья 9 Закона РФ «О недрах»), что поль­зователями недр могут быть субъекты предпринимательской дея­тельности, в том числе участники простого товарищества, ино­странные граждане, юридические лица, если федеральными зако­нами не установлены ограничения предоставления права пользо­вания недрами. Пользователь недр в соответствии со статьей 22 Закона РФ «О недрах» имеет право самостоятельно выбирать фор­мы предпринимательской деятельности и использовать результаты своей деятельности в соответствии с лицензией и действующим за­конодательством.

В Гражданском кодексе, как известно, юридическим лицом признается (статья 48) организация, которая имеет в собственно­сти, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособ­ленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим иму­ществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязан­ности, быть истцом и ответчиком в суде.

К числу юридических лиц относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Наиболее распространенным видом юридического лица в гор­нодобывающей промышленности РФ являются открытые акцио­нерные общества. Имущественной основой деятельности акцио­нерного общества является уставный капитал, который составляет­ся из номинальной стоимости акций общества, приобретенных ак­ционерами. Уставный капитал акционерного общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего инте­ресы его кредиторов. Акционерное общество вправе по решению общего собрания увеличить или уменьшить уставный капитал. В первом случае это достигается путем увеличения номинальной сто­имости акций или выпуска дополнительных акций, во втором - путем уменьшения номинальной стоимости акций или покупки части акций в целях сокращения их общего количества.

В зарубежном горном законодательстве ряда стран особо рас­смотрено право собственности на горное предприятие (7). В ФРГ пра­во собственности на горное предприятие определено нормами § 9 Горного закона ФРГ от 13 августа 1980 г., в соответствии с кото­рыми «собственность на горное предприятие предоставляет ис­ключительное право осуществлять в соответствии с данным Зако­ном следующие работы и права:

· на определенном участке (в соответствии с лицензией) раз­ведывать и добывать указанные в лицензии полезные ископае­мые, добывать сопутствующие полезные ископаемые, а также приобретать право собственности на полезные ископаемые;

· добывать полезные ископаемые, вскрываемые и высвобож­даемые при проходке вспомогательных горных выработок, и приобретать на них право собственности;

· вводить и эксплуатировать необходимые сооружения;

· требовать передачу прав на земельный участок.

По этому Горному закону право собственности на горное пре­дприятие возникает (§ 17) с момента официального вручения зая­вителю документа, предоставляющего это право.

В Горном кодексе Франции (1995 г.) статьей 105 определено, что карьеры являются собственностью того земельного участка, на котором они расположены.

Особенностью правового режима горного предприятия в США является возможность распоряжаться как всем имуществом горного предприятия, так и его отдельными частями. Собственник горного предприятия вправе в соответствии с законами отчуждать горное предприятие как хозяйственный комплекс. Он может про­дать и заложить земельный участок на месторождении или отдель­но сами полезные ископаемые. Более того, он может продать право собственности на полезные ископаемые по видам и пластам от­дельно, оговаривая это в документах, которые удостоверяют право собственности нового владельца. Иными словами, он может делить собственность по вертикали и горизонтали, предоставляя право собственности на землю одному владельцу, а на недра - другому, в результате чего собственником земельного участка окажется один, а собственником недр - несколько других собственников.

Передача прав собственности может происходить в различных формах, включая изъятия и оговорки, касающиеся передачи только имущества или целиком работающего горного предприятия либо с исключением или запретом использовать полезные ископаемые.

Сравнение российского и зарубежного горного законодатель­ства указывает на целесообразность внесения в Кодекс России о недрах правовых норм, регулирующих собственность на горные предприятия.

Проблема права собственности в недропользовании является исключительно важной для экономики страны, требует дальнейше­го детального изучения и реализации сделанных рекомендаций в нормативных правовых актах.

Институт собственности на недра и ресурсы недр представляет собой совокупность правовых норм различных отраслей права - государственного, гражданского, земельного, экологического, финансового, административного, иначе говоря, данный институт имеет не только гражданско-правовой характер.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 26.07.2010) "О недрах" // Российская газета. - 15.03.1995. - № 52. - Ст. 1.2. Статус объектов федеральной собственности приобретают участки недр (часть государственного фонда недр), используемые для обеспечения государственных потребностей РФ в стратегических и дефицитных видах ресурсов, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ; обеспечение её суверенитета, выполнения международных обязательств РФ. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Это означает, что недра изъяты из гражданского оборота. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Что касается добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов, то они представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В соответствии с законодательством к участкам недр, находящимся в федеральной собственности, относятся те из них, которые имеют общегосударственное значение.

От имени государства правомочия собственника реализуют его компетентные органы: общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент, Правительство, местные администрации) и специальной компетенции (Министерство природных ресурсов РФ, Госкомэкология России, Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) и другие) См.: Данилова Н.В. Право государственной собственности на недра: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03: Тюмень. - 2003 - С. 98.

Указанные органы осуществляют государственное регулирование в сфере горных отношений, то есть общественных отношений, связанных с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России и ее континентального шельфа, а также в связи с использованием и захоронением отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (торфа, сапропелей и др.), подземных вод (преамбула Закона РФ "О недрах").

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля, принятия нормативных актов.

Существует суеверие, что по Конституции РФ недра России принадлежат государству и народу, проживающему в данной местности. Этого заблуждения придерживается даже премьер министр В. Путин: «Я обращаюсь, уважаемые коллеги, ко всем вам - и к основным ключевым акционерам наших нефтяных компаний, и к менеджменту и хочу напомнить: вы работаете в Российской Федерации, - сказал Путин. - Получая лицензии на недра, вы эти недра используете, но они остаются в собственности российского народа: это - общенациональное достояние, это в соответствии с действующим законодательством. Даже получая лицензию на недра, недра остаются собственностью российского народа, российского государства ».

Согласно статьи 9, пункт 2 Конституции РФ: “Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”. То есть здесь однозначно прописано равное право на недра частной и государственной собственности.

Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения. Эти правомочия в комплексе составляют юридическое право собственности. (http://www.rosnedra.com/article/256.html). Право распоряжения - это предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Это значит, что по конституции РФ частный собственник, обладая тем же правом на недра, что и государство, может продать свою собственность на недра во владение, пользование и распоряжение любому другому юридическому лицу, в том числе и иностранным компаниям. Это напрямую затрагивает национальную безопасность и независимость России.

Сейчас, чтобы ограничить эту возможность, даваемую Конституцией РФ, существует Федеральный закон “О недрах» , где указано, что: “Недр а в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации” (статья 1-2).

Важно отметить, что группой заинтересованных лиц эти вопросы могут быть решены так, что пункт единоличной государственной собственности может исчезнуть из нового закона «О недрах», и тогда недрами России будет распоряжаться по своему усмотрению любой частный собственник, в том числе и иностранные компании. По мнению академика РАСХН В. Кашина (http://zlev.ru/71_10.htm) «содержание нового закона развивает линию на уничтожение прав Российской Федерации и ее граждан на свои ресурсы». Он пишет: «Недопустима конструкция закона, низводящего Российскую Федерацию, одну из крупнейших стран мира, владеющую богатейшими природными ресурсами, в положение простого партнера гражданско-правовых отношений с недропользователями - добывающими компаниями и даже отдельными физическими лицами… В проекте нового закона записано: «… в отношении стратегических видов минерального сырья федеральными законами может быть установлено приоритетное право Российской Федерации на заключение договоров о приобретении в собственность государства таких видов минерального сырья»… Кто же так маниакально "продавливает" этот законопроект? Ответ на этот вопрос очевиден, если рассмотреть новые законопроекты: «Земельный кодекс», «Лесной кодекс», «Водный кодекс», «Закон о недрах». Это стройный ансамбль, монолит, составные части которого подчинены единому замыслу: тотальное разгосударствление (читай - изъятие у народа природных ресурсов, превращение их в обычных товар, продажа частным лицам, включая иностранцев)…Итак, дан старт второму, этапу приватизации крупных стратегических объектов государства »

Чтобы исключить очередное разбазаривание природных ресурсов России, я предлагаю в Конституции РФ дополнить статью 9 пунктом 3: «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью». Тогда частной собственностью природные ресурсы Росси могут быть только после продажи государством уже добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант