Юридический портал. Льготный консультант

Водоснабжение — подача подземных и поверхностных вод в многоквартирные дома потребителей или иные нежилые объекты. Качество воды в водных объектах должно соответствовать санитарным нормам. Инженерные конструкции, которые предназначены для решения задач водоснабжения, именуются водопроводами или системами водоснабжения.

Чтобы урегулировать отношения между потребителями воды и организациями, которые ее поставляют, был принят Федеральный закон №416.

ФЗ-416 был принят 23 ноября 2011 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был 29 ноября того же года. ФЗ-416 вступил в силу 7 декабря.

Краткое содержание закона включает в себя:

Глава 1 — описание общих положений закона.

Глава 2 — перечисление полномочий госструктур в отношении водоснабжения и водоотведения.

Глава 3 — регулирование порядка предоставления горячей и холодной воды, а также водоотведения.

Глава 4 — регламентируется порядок обеспечения населения питьевой и горячей водой.

Глава 5 — порядок обеспечения сохранности окружающей среды.

Глава 6 — контроль за тарифами на услуги.

Глава 7 — планирование, организация и развитие централизованных систем по предоставлению горячей и холодной воды, а также по водоотведению.

Глава 7.1 — регулирование прав владения поставками горячей и холодной воды. Особенности заключения и расторжения контрактов.

Глава 8 заключительные положения ФЗ.

ФЗ-416 регулирует и контролирует отношения, которые возникают в процессе обеспечения населения водой и в сфере водоотведения. Законодательство РФ контролирует забор и сброс сточных вод в специальные для этого места.

Законодательство РФ устанавливает требования по качеству воды в санитарной области.

Основное в ФЗ-416 о водоснабжении и водоотведении

Цели госполитики:

  • охранять здоровье населения путем предоставления качественной воды;
  • повышать энергетическую эффективность (основы закона об энергоснабжении );
  • очищать сточные воды;
  • обеспечивать доступность водоснабжения и водоотведения;
  • создавать эффективные формы управления системами предоставления горячей и холодной воды.

Принципы политики государства :

  • Обеспечить население питьевой, горячей водой и услугами по водоотведению;
  • Создать условия, которые повлияют на привлечение инвестиционных денежных средств в область водоотведения и водоснабжения;
  • Обеспечить правильную работу централизованной системы горячего/холодного водоснабжения;
  • Достичь экономического баланса с организациями, которые обеспечивают многоквартирные дома и нежилые помещения холодным/горячим водоснабжением;
  • Обеспечить равными условиями доступ граждан к водоотведению и водоснабжению;
  • Иметь доступ к открытой деятельности организаций, которые обеспечивают горячее/холодное водоснабжение.

Скачать

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области водоотведения и водоснабжения. Законодательство регулирует процесс забора воды из водного источника и сброса используемой воды в водный объект.

Условия по безопасности и качеству воды представлены в законодательстве Российской Федерации. Правильные требования способствуют обеспечению санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан РФ.

Скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями, дополнениями и поправками можно по .

Последние изменения закона о водоснабжении

Последние изменения настоящего Федерального закона «О водоснабжении» были внесены 19 декабря 2016 года.

Поправки коснулись следующих статей закона:

  • Часть 10 статьи 41.1;
  • Часть 19 статьи 41.1;
  • Часть 2 статьи 41.2;
  • Часть 5 статья 41.2.

Статья 41.1

Часть 19 была дополнена пунктом 3. В ней описываются расходы арендатора, которые должны быть возмещены государством. Список расходов арендатора определяется Правительством РФ.

Статья 41.2

В ч 2 был дополнен пункт 7 настоящего закона. В нем говорится, что расходы должны быть возмещены арендатором в соответствии с нормативно правовыми документами. Задолженность должна быть погашена не позднее последнего дня срока действия договора.

В ч 5 описываются сроки возмещения расходов арендатором. Задолженность должна быть погашена не позднее чем через 24 месяца с момента истечения срока действия договора.

Ниже рассмотрены следующие статьи:

Статья 18

ФЗ-416 ч 13 ст 18 описывается, как рассчитывается плата за подключение. Сумма расходов учитывается организацией, которая обеспечивает холодным/горячим водоснабжением. Если заявитель запрашивает объем водоснабжения, который превышает установленные законодательством нормы, то оплата за использованный объем воды рассчитывается индивидуально. Процесс подключения рассчитывается отдельно.

На стоимость влияют следующие факторы:

  • Расстояние до точки подключения;
  • Определение нагрузки на систему водоснабжения.

Статья 20

В ст 20 описывается, что подлежит коммерческому учету. Сюда входит вода, которая :

  • Подается жителю многоквартирного дома за определенный период;
  • Транспортируется организацией по водопроводным сетям;
  • Проходит первичную подготовку для последующего потребления для бытовых нужд;
  • Сточные воды, которые прошли предварительную очистку в соответствии с договором.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 21

В ст 21 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» описываются ситуации, когда организация по предоставлению водоснабжения и водоотведения может временно прекратить свою работу или ограничить количество потребляемой воды.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 22

В ст 22 описываются случаи, когда организация имеет право вывести объект из работы для проведения последующего ремонта. При последней редакции закона изменения не вносились.

Полный текст закона в последней редакции по

В статье рассмотрим, что поменял Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступит в силу 01.01.2019; далее — Федеральный закон № 225-ФЗ) в законодательстве о водоснабжении и водоотведении.

Федеральным законом № 225-ФЗ внесены изменения в следующие нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ);

Федеральный закон от 10.07.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ;

Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее — Федеральный закон № 166-ФЗ);

Новые понятия

Федеральным законом № 225-ФЗ введены следующие понятия:

. локальное очистное сооружение — сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации);

. нормативы состава сточных вод — устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации);

. централизованная система водоотведения поселения или городского округа — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.

Также из текста Федерального закона № 225-ФЗ следует, что под технологически нормируемыми веществами понимаются вещества, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий (далее — НДТ).

Изменения в Федеральный закон № 416-ФЗ

Многочисленные изменения в Федеральный закон № 416-ФЗ главным образом связаны с переводом нормативов допустимых сбросов (далее — НДС) для абонентов централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ) в нормативы состава сточных вод.

При этом нормативы состава сточных вод устанавливаются для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение. Требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Нормативы состава сточных вод

На замену природоохранной гл. 5 Федерального закона № 416-ФЗ вводится новая гл. 5.1 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)» .

Так, в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Указанные нормативы устанавливаются для любых объектов абонентов, за исключением:

Жилых домов;

Многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в ЦСВ);

. иных объектов , определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее — Правила).

КСТАТИ

В настоящий момент Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, не разграничивают абонентов по необходимости устанавливать НДС в зависимости от объемов сбрасываемых сточных вод; категории таких абонентов вводит гл. 5 Федерального закона 416-ФЗ, которая с 01.01.2019 утратит силу. Возможно, в этом же ключе будет определена категория объектов абонентов, попадающих под формулировку «иные объекты», кого установление нормативов состава сточных вод не затронет.

Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения.

В связи этим Правительству Российской Федерации предстоит скорректировать Правила, которые с 01.01.2019 должны будут определять в том числе:

Порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод;

Особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ;

Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов.

План снижения сбросов

План снижения сбросов не является нововведением, но теперь он не будет относиться к абонентам, для которых устанавливаются лимиты на сбросы.

Абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод 2 и более раза в течение 12 месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в 3 и более раза, обязаны в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей водоотведение, и реализовать план снижения сбросов в сроки, предусмотренные этим планом.

Иные абоненты вправе разработать и утвердить план снижения сбросов.

Требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования будут установлены Правительством Российской Федерации. Пока лишь только обозначены мероприятия, включаемые в план.

При отсутствии у абонента плана снижения сбросов, разработанного и согласованного в указанный выше срок, или его неисполнении, а также в случае неоднократного (2 раза в течение года) недопуска абонентом представителей организации, осуществляющей водоотведение, к месту отбора проб сточных вод для проведения в установленном порядке контроля их состава и свойств организация, осуществляющая водоотведение, в течение 15 календарных дней по истечении указанных сроков или с даты второго недопуска информирует об этом соответствующий орган госэконадзора. А это является основанием для проверки абонента и привлечения его к ответственности.

Будем надеяться, что принятые сроки согласования в Росприроднадзоре не коснутся планов снижения сбросов и не повлияют на возможность абонента исполнить волю законодателя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Федеральный закон № 225-ФЗ обременяет абонентов обязанностями по разработке, утверждению и реализации сразу двух планов — плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод (в установленных Правилами случаях).

Плата за сверхнормативные сбросы

Порядок исчисления платы за сверхнормативные сбросы пока остается неизменным (но изменения в существующий порядок могут быть внесены Правилами). При этом традиционно меняется формулировка, касающаяся внесения абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). Так, в отношении загрязняющих веществ, сброшенных в ЦСВ, внесение абонентами платы за НВОС при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.

Плату за сверхнормативные сбросы вносят абоненты организации, осуществляющей водоотведение, в порядке, установленном Правилами.

Правила будут устанавливать и другие аспекты взимания платы.

Изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ

Нормирование сбросов объектов ЦСВ

Федеральным законом № 225-ФЗ дан в новой редакции еще не вступивший в силу п. 5 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ (уже в более конкретном, а не отсылочном варианте).

Так, для объектов ЦСВ поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением (далее — КЭР) устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений ЦСВ поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.

Помимо этого, ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ будет дополнена п. 5.1, согласно которому для объектов ЦСВ поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них КЭР в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном для объектов I категории.

Пункт 7 ст. 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ также из отсылочного стал конкретным: при невозможности соблюдения технологических нормативов (НДС технологически нормируемых веществ) для объектов ЦСВ поселений или городских округов устанавливаются временно разрешенные сбросы на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов ЦСВ поселений или городских округов (исключая аварийные сбросы).

В результате дополнения п. 2 ст. 44 Федерального закона № 7-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений также должны приниматься меры по обеспечению, в т.ч. с использованием ЦСВ, сбора и очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, сток которых осуществляется с территорий поселений.

Программа повышения экологической эффективности, план мероприятий по охране окружающей среды для объектов ЦСВ поселений или городских округов

Напомним, Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было введено требование о необходимости разработки программ повышения экологической эффективности (для объектов I категории) и планов мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категорий).

Федеральным законом № 225-ФЗ конкретизированы нормы еще не вступивших в силу нововведений. Отдельный спектр изменений Федерального закона № 7-ФЗ связан с необходимостью учета новых форм для объектов ЦСВ поселений или городских округов в действующем законодательстве. В соответствующие нормы добавлена необходимость учета или включения в пакет документов, необходимых на период поэтапного достижения нормативов, программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды.

Статья 67.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ дополнена п. 13: программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, разрабатываются и утверждаются на период поэтапного достижения соответственно технологических нормативов и НДС технологически нормируемых веществ.

Сведения об очистке сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов, информация о программах повышения экологической эффективности, планах мероприятий по охране окружающей среды, об итогах реализации этих программ и планов не реже одного раза в год публикуются органом местного самоуправления в СМИ и размещаются на официальном сайте муниципального образования (в случае отсутствия такого сайта — на сайте субъекта Российской Федерации).

Плата за НВОС за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов. Возмещение вреда окружающей среде

Статья 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ дополнена п. 6.1, который вводит дополнительные коэффициенты при расчете платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов.

Также определено, что из суммы платы за НВОС при сбросе загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, вычитаются:

Затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, включенных в программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды, фактически произведенные указанными организациями, в пределах исчисленной платы за НВОС в отношении всех загрязняющих веществ, при сбросе которых указанными организациями вносится плата за НВОС;

Сумма, на которую была снижена плата абонентов указанных организаций за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Указанные затраты организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, и сумма, не учтенные при исчислении платы за НВОС в отчетном периоде, учитываются в последующие отчетные периоды, в т.ч. за пределами сроков выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды.

Также Федеральный закон № 7-ФЗ дополнен ст. 78.1 «Особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов» , в соответствии с которой вред возмещается в полном объеме абонентами ЦСВ, а если причинитель вреда (абонент) не известен — организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов.

Отсылка к порядку возмещения вреда, устанавливаемому Правительством Российской Федерации, позволяет предположить, что вред будет возмещаться организациями, эксплуатирующими ЦСВ, в особом порядке, а не как сейчас — по Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (далее — Методика), по которой выставляются сотни миллионов рублей. Этот тезис подтверждается изменениями, вносимыми в ВК РФ.

Изменения в Водный кодекс

В ВК РФ включено требование о соблюдении технологических нормативов.

Также отмечено, что Методика должна учитывать особенности возмещения вреда, причиненного окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через ЦСВ поселений или городских округов, установленные законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Попутно исключен запрет сброса сточных вод в границах рыбоохранных зон.

Изменения в Федеральный закон № 166-ФЗ

Федеральным законом № 225-ФЗ внесено изменение, не относящееся к общей тематике изменений, но очень важное по своей сути.

Так, изменения, вносимые в Федеральный закон № 166-ФЗ, направлены на исправление ныне существующей ситуации, когда любая дренажная канава в промзоне может быть признана объектом рыбохозяйственного значения:

Федеральный закон № 166-ФЗ

(в настоящей редакции)

Федеральный закон № 166-ФЗ

(в редакции Федерального закона № 225-ФЗ)

3. К водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.

Статья 17. Рыбохозяйственные бассейны и водные объекты рыбохозяйственного значения

3. Критерии и порядок отнесения водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения, порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом 01.01.2019 утратит силу п. 4 с. 17 Федерального закона № 166-ФЗ, согласно которому категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, обитающих в них, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Будем надеяться, нормативный акт, устанавливающий критерии отнесения водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения, будет адекватно распределять водные объекты на рыбные и нерыбные категории, не приводя к абсурдным ситуациям при использовании предприятием нерыбных объектов или даже нахождении в районе их размещения.

Вывод

Поскольку заявленная дата вступления в силу изменений — 01.01.2019, пока правовых последствий новые нормы не несут. Стоит иметь в виду, что значимые изменения могут возникнуть при приведении Правил в соответствие с Федеральным законом № 225-ФЗ. Однако учитывая, что дата вступления в силу предыдущих изменений несколько раз передвигалась, но так и не наступила, можно не торопиться с обдумыванием того, как соблюсти новые правила. Возможно, они также будут изменены.

А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ», член подкомитета по охране окружающей среды Ассоциации европейского бизнеса
А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Водоснабжение - это важнейший элемент в любом цивилизованном обществе. В Российской Федерации снабжение населения водой регламентируется законодательно. В этой статье будут представлены комментарии к 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Общая характеристика закона

Для начала стоит расскрыть понятия, закрепленные в представленном нормативном акте. Что представляет собой водоснабжение? Согласно закону, это проведение работ по подготовке, транспортировке и подаче питьевой или людям, находящимся на территории страны. Неважно, является ли человек гражданином России, иностранцем или лицом без гражданства: если он получает воду, то автоматически приобретает статус абонента. Абонентом в рассматриваем законе именуют лиц, заключивших договор на поставку воды.

Второе немаловажное понятие, закрепленное в статье 2 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", - это как раз отведение воды. Процедура обработки жидкости, которая помогла бы обеспечить оптимальное качество технической или питьевой воды, называется водоотведением. Надо сказать, это довольно важная и сложная процедура, регулируемая не иначе, как законодательно. Как снабжение, так и отведение реализуются на водопроводной сети.

О принципах и целях закона

Для чего вообще нужен 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"? Положения нормативного акта указывают на достижение следующих целей, закрепленных законодательно:

  • работа по повышению энергетической эффективности водопроводной сети;
  • охрана здоровья и жизни российских граждан путем снабжения их только качественной водой - как холодной, так и горячей;
  • поддержка водоснабжения;
  • своевременный осмотр и ремонт центральных систем водоснабжения и т. д.

Стоит также рассказать о принципах, на которых должна базироваться вся рассматриваемая система. Это приоритетность обеспечения населения водой, обеспечение технологического единства, достижение и соблюдение баланса финансовых интересов, открытость деятельности предприятий по водоснабжению и многое другое.

Роль исполнительной власти

Как известно, именно исполнительная ветвь власти обязана обеспечивать в Российской Федерации достойный уровень жизни людей. В главе 2 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" речь идет об основных полномочиях российских исполнительных органов в рассматриваемой области. В частности, стоит обратить внимание на функции правительства:

  • утверждение правил и требований к водопроводным предприятиям и сетям;
  • утверждение правил коммерческого учета поставляемого продукта;
  • осуществление качественной контрольно-оценочной деятельности в рассматриваемой области;
  • закрепление правил регулирования тарифов;
  • расчет норм доходности капитала;
  • утверждение специальных стандартов и т. д.

Таким образом, российское правительство обладает наиболее важными и общими функциями. Субъектные же содержат более простые обязанности, важные лишь в границах того или иного региона.

Требования к реализации водоснабжения

Общие правила к функционированию всей рассматриваемой системы закреплены в статье 7 Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Самое главное и важное правило - это реализация профессиональных обязанностей органами водопроводной системы только в строгом соответствии с законом. Также должны быть заключены соглашения с лицами, которые эксплуатируют систему. Поставка воды без регистрации специальных документов будет расцениваться как нарушение закона, ведь за продукт должна взиматься плата. Поставщики воды должны вести список абонентов, который позволил бы определять время взимания платы и проведения контрольной деятельности.

Немалое количество требований установлено и в отношении абонентов. Здесь стоит отметить своевременную плату за пользование продуктом, установку специального оборудования для водопотребления, позволение осуществлять проверку систем отдельным государственным инстанциям и т. д.

Обеспечение качества

В главе 4 водоснабжении и водоотведении" речь идет о параметрах обеспечения качественного снабжения и потребления воды. Так, управляющие компании должны подавать абонентам продукт, строго соответствующий установленным в законодательстве требованиям. Источниками воды должны быть только согласованные скважины, а сам продукт не должен содержать примеси свыше установленной нормы. Обеспечивать контроль за производством и снабжением должны государственные органы и местные самоуправленческие инстанции.

Еще более строгие требования закрепляются к обеспечению качества горячей воды. Здесь стоит отметить температуру, которая не должна выходить за рамки установленных отметок, максимальное количество примесей и прочие особенности. В случае если санитарно-эпидемиологические инстанции выявили нарушения, на производителей и поставщиков будет возложена ответственность с соответствующими санкциями. Такая норма закрепляется в статье 25 Закона РФ 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

О регулировании тарифов

В главе 6 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" закрепляются основные виды деятельности в области водоснабжения. Вот на что указывает нормативный акт:

  • транспортировка, распределение и подвоз воды;
  • подключение водоснабжающей системы к централизованным инстанциям.

Существует ряд тарифов, законодательно подлежащих государственному регулированию. Вот на что здесь стоит обратить внимание:

  • питьевая вода - холодная и горячая;
  • вода как технический продукт;
  • транспортировка и подвоз воды.

На все вышеперечисленные элементы законодательно устанавливается ряд отдельных тарифов. Тариф - это денежное обложение граждан за пользование товарами или за реализацию какой-то услуги. В системе водоснабжения существует отдельная инстанция, относящаяся к исполнительной российской власти. Инстанция эта именуется органом регулирования тарифов. Здесь устанавливаются соответствующие нормам цены за пользование водой или специальными услугами, рассматриваются вопросы о повышении или понижении тарифов, о льготах, скидках и т. д.

Техническое обеспечение

В статьях 37-38 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" говорится о процедуре технического обследования поставляемого продукта. В каких целях реализуется эта процедура? Нужно отметить:

Обследование проводят специальные органы, работающие строго в соответствии с законом.

В составе" присутствуют общие нормы, заключительные положения и юридические конструкции. Последние формируют область распространения акта. Рассмотрим краткое описание 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Комментарии к нормативному акту также будут приведены в статье.

Правовые конструкции

В ФЗ РФ 416 "О водоснабжении и водоотведении" закрепляются:

  1. Полномочия исполнительных структур, местных органов.
  2. Правила обслуживания населения и организаций.
  3. Нормы обеспечения.
  4. Требования по защите природы.
  5. Особенности тарифного регулирования.
  6. Организационно-правовая база планирования и развития централизованных систем обеспечения потребителей сырьем.
  7. Порядок передачи прав пользования/владения магистралями и объектами, находящимися в муниципальной и госсобственности.

Предмет регулирования

Нюансы

Необходимо отметить, что положения ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении " направлены на реализацию государственной стратегии, утвержденной правительственным постановлением №1235-р. В ней закреплены фундаментальные принципы госполитики в сфере охраны и использования объектов гидротехнического назначения. ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении" призван закрепить юридическую базу для принятия и реализации управленческих решений по сохранению экосистем, обеспечивающих максимальный социально-экономический эффект. Нормативный акт ориентирован на обеспечение условий для результативного взаимодействия соответствующих отношений.

Основные направления

Рассматриваемый закон призван обеспечить комплексное решение существующих проблем. К основным из них следует отнести:

  1. Нерациональную эксплуатацию ресурсов.
  2. Наличие в некоторых регионах страны дефицита водных запасов.
  3. Несоответствие качества сырья, потребляемого большей частью населения, санитарно-гигиеническим нормативам.
  4. Ограниченный доступ граждан к централизованным системам снабжения.

Цели государственной политики

Деятельность власти в области водоснабжения и водоотведения ориентирована на обеспечение гарантий:

  1. Охраны здоровья граждан и повышения качества их жизни. Эта цель достигается за счет бесперебойного обеспечения потребителей сырьем, соответствующим действующим стандартам.
  2. Повышения энергетической эффективности. Эта задача решается посредством экономного потребления ресурсов.
  3. Уменьшения отрицательного воздействия на объекты. Данная цель достигается за счет повышения качества фильтрации вод.
  4. Обеспечения доступности сырья для абонентов. Эту задачу государство реализует посредством повышения эффективности работы обслуживающих предприятий.
  5. Обеспечения развития централизованных магистралей путем внедрения передовых методов управления ими.

Общие принципы

Госполитика в области водоснабжения и водоотведения основывается на:

  1. Приоритетности обеспечения граждан сырьем и необходимыми услугами.
  2. Формировании условий для повышения инвестиционной привлекательности обслуживающих предприятий.
  3. Обеспечении организационной и технологической целостности, единства централизованных систем подачи сырья.
  4. Достижении и сохранение баланса предпринимательского интереса обслуживающих предприятий и потребителей.
  5. Установлении тарифов в области водоснабжения/водоотведения. Ставки определяются на основании экономически обоснованных затрат обслуживающих предприятий, поставляющих абонентам сырье.
  6. Обеспечении недискриминационных и стабильных условий для ведения предпринимательской деятельности в области водоснабжения и водоотведения.
  7. Создании равных для всех потребителей условий доступа к необходимым им услугам.

Одним из основных принципов госполитики также выступает открытость работы предприятий, обеспечивающих холодное, горячее водоснабжение, а также осуществляющих водоотведение, структур госвласти, местных, региональных исполнительных органов, уполномоченных на регулирование данной сферы.

Подавляющее большинство вопросов, касающихся подачи воды и её отведения, регулирует закон 416 «О водоснабжении и водоотведении». Документ принят и одобрен в ноябре 2011 года, но ежегодно в его текст вносятся дополнения и изменения. Последняя редакция была принята в конце 2016 года – вот её мы и возьмём за основу нашего обзора.

Где искать ответы на вопросы: законодательные акты

При пользовании водой, у потребителя возникает великое множество вопросов, но не все знают, где искать на них ответы. ФЗ о водоснабжении и водоотведении 416, регулирует только те отношения, которые возникают в сфере подачи и отведения воды. Однако им сопутствуют и многие другие вопросы, которые регламентируются совсем иными документами.

Основной их перечень вы видите в приведённой ниже таблице:

Сфера интересов потребителя Правовой документ
Отбор воды из природного водоёма, а так же сброс в него стоков ВК РФ (водный кодекс)
Лицензия на водоснабжение и водоотведение Постановление 326, регламентирующее лицензирование тех или иных видов деятельности
Качество подаваемой воды ФЗ-52 «О санитарном благополучии населения»

ФЗ-184 «О техническом урегулировании»

ФЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»

Отношения и технические вопросы по горячему водоснабжению из открытых систем ФЗ-190 по теплоснабжению
Предоставление услуг по подаче воды, и её отведению ФЗ, о котором идет речь в данной статье — но только в той части, которая не урегулирована другими законами
Регулирование тарифов, определение норм качества воды, полномочия органов власти, касающиеся водоснабжения Комментарий к ФЗ «Водоснабжение и водоотведение»
Правовое регулирование водоснабжения между подающими и эксплуатирующими организациями Постановление 644 об утверждении правил водоснабжения и водоотведения

ФЗ-210 «Организация предоставления муниципальных услуг»

Подземная добыча воды ФЗ РФ «О недрах»
Водоснабжение оборонных объектов Правительство РФ
Передача полномочий по водоснабжению ФЗ-131 статья 17, часть 1.2

Принципы государственной политики в вопросах водоснабжения

Политика страны, которую выражает закон о центральном водоснабжении, определяет такие цели:

  • Обеспечение не только качественного, но и бесперебойного снабжения населения водой, что автоматически способствует улучшению его здоровья и качества жизни.
  • Экономное водопотребление, благодаря которому можно повысить энергетическую эффективность.
  • Повышение качества, и усиление контроля очистки стоков, что способствует снижению вероятности загрязнения наземных водоёмов и подземных водоносных горизонтов.

Обратите внимание! Полная доступность водоснабжения для любых абонентов, может быть достигнута только благодаря более эффективной работе предприятий, осуществляющих подачу и отведение воды. Основными принципами в этом вопросе, является обеспечение целостности и технологического единства систем водоснабжения, а так же соблюдение экономических интересов обслуживающих их организаций.

Однако, несмотря на необходимость соблюдения интересов осуществляющих подачу воды организаций, установление тарифов в данной сфере должно основываться на их реальных, экономически обоснованных расходах.

Полномочия органов власти

ФЗ водоснабжение и водоотведение с изменениями, определяет так же круг полномочий в решении тех или иных вопросов в данной сфере.

Правительство РФ утверждает правила подачи и отвода воды, а так же типовые договора:

  • на подачу холодной либо горячей воды;
  • на транспортировку питьевых и сточных вод;
  • на технологическое присоединение к системе централизованного типа подачи и/или отведения воды;
  • Правила учёта объёма вод, в том числе и сточных;
  • Разработка и содержание технологических схем подачи и отвода воды;
  • Порядок, по которому должен производиться контроль её качества и состава;
  • Основы ценообразования, касающиеся подачи и отвода воды, а так же правила тарифного регулирования;
  • Определение категории абонентов, для которых сброс стоков является нормируемым;
  • Сроки и порядок рассмотрения споров, возникающих между владельцами систем, предоставляющими услуги по отведению и подаче воды; органами, регулирующими тарифы; и абонентами.

ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении», определяет так же полномочия органов (представителей) исполнительной власти.

За ними остаётся утверждение таких документов:

  • Порядок определения плановых и фактических показателей энергоэффективности , а так же качества и надёжности систем отведения и подачи горячей и холодной воды;
  • Определение порядка проведения обследования и технической экспертизы централизованных систем отведения и подачи воды;
  • Классификация и порядок учёта затрат организаций , основным видом деятельности которых является водоснабжение;
  • Утверждение схем подачи и отведения воды;

На них так же лежит обязанность по рассмотрению разногласий между предприятиями, подающими воду, органами, регулирующими тарифы, и абонентами; по рассмотрению споров в досудебном порядке; по отмене решений исполнительных властей в субъектах РФ, которые были приняты с нарушением законодательных актов.

О правилах подачи и отведения воды

В статье 7 ФЗ РФ о водоснабжении, определены общие правила, по которым и должно осуществляться снабжение водой. Во главе любых отношений стоит договор о соответствующем предоставлении услуг, и в настоящей статье закона чётко прописано, с кем его следует заключать.

Обратите внимание! Для централизованного подключения к системе, подающей холодную воду, абонент, в ведении которого есть капитальные объекты, заключает договор с организацией, которую настоящий закон определяет, как гарантирующую. В городах и поселениях, местные органы самоуправления наделяют данным статусом такое снабжающее предприятие, к сетям которого присоединено больше всего абонентов.

Итак:

  • Что касается горячей воды, подаваемой из закрытых систем, то абоненты, имеющие на балансе капитальные объекты, заключают договоры непосредственно с эксплуатирующими их предприятиями.
  • Для получения горячей воды из открытой системы, абонент заключает договор уже с организацией, осуществляющей теплоснабжение. Этот документ регламентируется ФЗ-190.
  • Когда абонент подключен к централизованной системе, договор на отведение воды так же заключается с гарантирующей организацией.
  • Если же подсоединение к центральному водоснабжению есть, а к системе водоотведения нет, то договор может быть заключен и с предприятием, осуществляющим вывоз ЖБО (жидких отходов).

  • Гарантирующая организация может предложить подключённым к ней абонентам и единый договор на снабжение водой и её отведение.
  • За неимением на территории поселения централизованной системы подачи холодной воды, местные органы самоуправления обязаны организовать либо нецентрализованное снабжение (например, от ), либо обеспечить её постоянный подвоз.
  • Правила, в соответствии с которыми должно осуществляться водоотведение и снабжение холодной и горячей водой, предусматривают так же прядок расторжения договоров, либо временной приостановки её подачи или транспортировки. Эти меры применяют в первую очередь к абонентам, не выполняющим своих обязательств.


Относительно централизованных систем отвода сточных вод: правила определяют виды систем их транспортировки; требования к химическому составу, который должен декларироваться абонентом; установке приборов учёта; порядок установки норм по объёму; порядок формирования тарифов.

О чём договариваются стороны

Договор водоснабжения по своему характеру является публичным. А это значит, что цена услуг в нём устанавливается своя для каждой категории потребителя. Основной обязанностью осуществляющей снабжение организации, является обеспечение своевременной подачи и отвода воды в необходимом объёме.

От абонента требуется своевременная оплата, обеспечение эксплуатационной безопасности сети, и соблюдение режима потребления, который оговаривается в приложении к договору. Образец приложения вы видите на фото снизу.

В случае самовольного подключения абонента к системе водоснабжения, организация, в ведении которой она находится, вправе вообще отказаться от заключения договора.

Обратите внимание! К центральному трубопроводу нередко самовольно присоединяются не только физические, но и юридические лица. В результате, против них выдвигаются иски с требованием возмещения убытков организации, которой принадлежит система. Судебная практика (водоснабжение частных домов) показывает, что чаще всего их владельцам грозит штраф до 2000 руб. Для юридических лиц эта сумма вырастает уже до 30000 рублей.

Существенные условия договоров

Основные нюансы, о которых договариваются стороны при заключении договора на поставку воды, это её объём, включающий в себя и потребности на пожаротушение, и уровень давления в трубопроводе, в точке присоединения. Режим подачи определяется в соответствии с техусловиями на присоединение к водопроводной сети.

Договором так же устанавливаются сроки подачи и качество воды. Если это горячее водоснабжение, то указывается ещё и температура воды. Отдельным пунктом оговаривается порядок учёта объёма расходуемой воды, а так же условия, при которых подача может быть ограничена или совсем прекращена. Соответственно, устанавливаются и сроки оплаты за потреблённую воду.

Согласно ФЗ о водоснабжении и водоотведении, ст. 20, учёту подлежит:

  • Вода, поданная абоненту за какой-либо период (обычно это календарный месяц);
  • Организации, эксплуатирующие или арендующие сети, должны учитывать транспортируемый объём (как чистой воды, так и сточной);
  • Объём водоподготовки;
  • Принятый объём стоков;
  • Количество очищенных стоков.

В договоре так же производится раздел границ сети трубопроводов между абонентом и подающей стороной, на которые распространяется эксплуатационная ответственность. Раздел оформляется актом с соответствующей схемой, который прикладывается к договору.

Оговаривается и перечень мер, принимаемых сторонами в случае неисполнения обязательств, а так же порядок урегулирования возникших разногласий.

Обратите внимание! Согласно ФЗ РФ 416 «О водоснабжении и водоотведении», абоненту, неоплатившему или задержавшему оплату за питьевую, техническую или горячую воду, начисляется пени. Её размер определяется исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центробанка, которая действует на день фактического внесения долга. Для организаций, приобретающих воду для предоставления услуг (например, теплоснабжающих), пени возрастает уже до 1/300 ставки. Что касается частных собственников, то для них пени устанавливает жилищное законодательство.

В договорах, заключаемых на водоотведение, ко всем вышеупомянутым условиям, добавляется ещё и определение порядка и мест отбора проб воды на анализ, а так же порядок осуществления контроля соответствия сбросов нормативам.

Заметим, что передача системы водоснабжения: в пользование или владение целой сетью, или её объектов, из муниципальной либо государственной собственности, осуществляется согласно договору аренды или соглашению. В некоторых случаях, это делается в рамках закона о приватизации.

Передача имущества по водоснабжению, осуществляемая по договору аренды, обязательно сопровождается техническим обследованием системы, и подписанием сторон акта. В этом документе даётся полное описание системы, технико-эксплуатационные показатели. Обязательно оговаривается и её целевое назначение, изменять которое в соответствии с данным законом не допускается.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант