С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
3. Искажение структуры отдельного слога:
4. Уподобление слогов : «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
1. Ориентировка в собственном теле
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
Направления работы:
Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.
Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.
Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».
Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.
Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук —
стук, стук —
стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп —
хлоп, хлоп —
хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук —
стук —
стук, стук —
стук —
стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп —
хлоп —
хлоп, хлоп —
хлоп —
хлоп.
Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли — предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.
Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
Работа проводится с разными типами слогов:
Приемы и упражнения:
А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Фавзана Аюпова
Важным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков должна участвовать, прежде всего языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять. Наиболее удобным объектом для пробуждения звуковой интуиции, нужной для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые легче всего тянутся, произношению которых ничто не мешает. Хочу предложить вам игры на выделение и интонирование ударных гласных звуков. (Идеи для некоторых игр взяты у Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, И. Р. Калмыковой)
Научить ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего в игре «Позови друга» . Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища, который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете ребёнку позвать их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик. И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.
Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру "Найди ударный слог " (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).
Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).
Играющим поровну раздают маленькие карточки. По очереди дети произносят свои слова (названия картинок, определяют ударный слог и находят на игровом поле соответствующую слогоударную схему и закрывают схему предметной картинкой. Если ребёнок ошибается, право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый разместил свои карточки на игровом поле.
Цель игры : продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.
Ход игры: - Послушайте, ребята, сказку о споре обитателей дворцовой кухни. Однажды они заспорили, кто из них самый главный.
Я самый главный, - хрустел румяной корочкой Хлеб, - Без меня никто за стол не садится!
Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, - Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!
Нет, я главнее, - возразила Соль, - Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.
Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» - носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» - носили б (ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» - ж (ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце», «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире.
В конце игры считают, у кого, сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.
Они научат детей выделять в словах ударные звуки.
У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко. Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» - по звуку «О». У мастеров работы много, потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить - кому ударить молоточком? Помоги им договорится.
Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили, у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова "медвЕЕЕдь", "лисААА", " тИИИгр", "волчОООк"? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т. д.)
Цель: на практике показать детям силу звучания ударного слога.
Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан». Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.
Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:
Цель: помочь детям понять, что ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.
Детям предлагаются пары слов:
ирис – ирис
гвоздики – гвоздики
замок – замок
мука – мука
кружки – кружки
стрелки – стрелки
Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые. Предлагаю прочесть слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.
Игра помогает понять детям, что от изменения ударения, может измениться смысл слова.
помогает детям понять подвижность ударения.
В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.
А теперь предлагаю игру
Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.
Учебно-методическое пособие
Колпакова Ирина Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ
школы № 570 Санкт-Петербурга
С 1 января 2010 года в Российской Федерации был введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Предмет «Русский язык» для начальной школы имеет цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи; развитие навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека).
Предмет «Русский язык», согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, тесно связан с предметом «Литературное чтение» и решает основные задачи содержания предметной области «Филологии»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
2) понимание того, что язык - это явление национальной культуры, основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
3) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи;
4) овладение орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка, правилами речевого этикета;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами, умение использовать знания для решения познавательных, практических, коммуникативных задач;
6) развитие способностей к творческой деятельности.
Умение правильно ставить ударение в словах русского языка важно как для уроков литературного чтения, так и для уроков русского языка.
Систематический курс русского языка включает в себя фонетику и орфоэпию, графику, лексику, морфемику, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию, развитие речи. При изучении фонетики и орфоэпии обучающиеся сталкиваются с понятием ударения русского языка.
В «Толковом словаре» С. И. Ожегова можно прочитать: «Ударение - это выделение слога, слова силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение».
Работа над развитием правильной устной и письменной речи начинается с первого класса. Идёт интенсивное развитие речевого аппарата обучающихся за счёт использования различных частоговорок, упражнений на развитие дикции и интонации, скороговорок, артикуляционной гимнастики. Неправильная постановка ударения в сложных словах для учащихся начальной школы исправляется учителем на всём протяжении начальной школы. Постепенно учащихся приобщаем к работе с орфоэпическим словарём. Учим учащихся с первого класса и самим исправлять неправильную постановку ударения в словах, вооружая их следующими способами действия, которые применяются и в последующих классах:
1) если возникли трудности с постановкой правильного ударения в слове, надо произнести слово так, будто кого-то зовёте и при этом надо услышать гласную или слог, который произносится дольше других, тянется или звучит сильнее. Здесь и будет правильное ударение;
2) если возникли трудности с постановкой правильного ударения в слове, надо произнести слово несколько раз с разным ударением. Например: КОРмушки, корМУШки, кормушКИ и себя внимательно послушать. При таком движении ударения в слове становится понятно с ударением на каком гласном звуке слово звучит правильно.
Эти два способа правильной постановки правильного ударения в словах русского языка тесно связаны с пониманием и знанием учащимися гласных и согласных звуков, слогового строения слов.
Знать и не путать гласные и согласные звуки поможет следующее задание учащимся: обхватите своею ладошкой своё горлышко и произнесите звуки [а], [о]. Чувствуется, что внутри как - будто есть «моторчик». Всё дело в том, что внутри горлышка есть две голосовые связки, которые дрожат при произношении таких звуков как [а ], [о], [у], [ы], [э], [и]. Значит, голос присутствует при произношении этих звуков. В старину ГОЛОС назывался словом ГЛАС, поэтому такие звуки стали называть гласными. Голос есть и у звонких согласных звуков. Найти их можно тем же приёмом (ладошка на горлышке). При произношении гласных звуков воздух проходит через рот свободно; их можно долго тянуть и петь. А вот звонкие согласные произносятся коротко, так как при их произношении воздух встречает на своём пути преграды в виде губ, зубов, языка. Так появляется шум, который есть при произношении любого согласного звука. У звонкого согласного шум дружит с голосом, а у глухого согласного образуется один шум. Вот почему глухие согласные легче определяются. Распознав гласные и согласные звуки слова и помня, что значок ударения ставят над гласным звуком (буквой), легче, пользуясь вышеизложенными способами правильной постановки правильного ударения, поставить в слове ударение.
Чтобы найти ударный слог слова, надо научиться разбивать слово на слоги и находить ударный слог. Как это сделать? Помогут игрушки. Спрашиваем у ребят, из каких частей состоит, например, машинка. В ней есть отдельные части: кузов, кабина, колёса. Вот и слово состоит из отдельных частей. Части слова можно прохлопать: МА (хлопок), ШИ (хлопок), НА (хлопок). Сколько раз вы хлопали? (три раза) Значит, в этом слове три части. Каждая часть - это отдельный слог. В других словах слоги можно простучать, пропрыгать, прошептать. У А. Шибаева есть замечательный совет, как делить слова на слоги:
Чтобы дело шло на лад,
Раздели на слоги слово,
Как на дольки ШО - КО - ЛАД!
Следовательно, слово делится на части. Часть слова - это слог. Если этот способ (прохлопывание, простукивание слогов) не помогает разбить слово на слоги, то вооружаем ребёнка другим приёмом определения слогов в слове: делаем глубокий вдох, приоткрыв рот, выдыхаем, поднеся ладошку ко рту. Ладошка ощутит тепло. Значит, ладошка чувствует тепло при выдохе. Не убирая ладонь, произносим слова, вдыхая и выдыхая воздух и замечаем, что тепло на ладони ощущаем, так как слоги проговариваются на выдохе. Когда произносим слово, воздух выходит из нас толчками. Каждый слог и есть толчок.
Разбив слово на слоги, можно определить ударный слог. Голосом выделяем ударный слог, для этого помогут такие задания: слово произносим быстро три раза, а на четвёртый выкрикиваем в нём ударный слог или делаем всё тоже, но только ударный слог произносим шёпотом. Про ударный слог и голосовой молоточек А. Шибаев написал так:
Ударный слог,
Ударный слог -
Он назван так недаром.
Эй, невидимка - молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит!
Работа над ударением ведётся во всех классах начальной школы, начиная с простых заданий и заканчивая более сложными. В учебниках русского языка учебно-методического комплекса «Перспектива» обучающимся предложен следующий ряд упражнений по возрастанию трудностей русского языка, связанных с ударением:
1) Поставьте ударение в схеме слова.
ОООООО; ОООООООО
(машина) (травинка)
Цель упражнения: нахождение ударной гласной и ударного слога.
2) Прочитайте пары слов: в чём их сходство и различие?
КРУЖки - кружКИ, ЗАМки - замКИ
Цель упражнения: одинаковые по написанию слова имеют разное значение из-за места ударения в слове.
3) Прочитайте стихи Я. Козловского. Какие слова одинаково пишем, но по - разному слышим? Почему?
Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.
Поставьте ударение. Объясните, какую роль выполняет в слове ударение.
Цель упражнения: самим правильно поставить ударение в словах, которые одинаково написаны.
4) Прочитайте слова с верным ударением, пользуясь орфоэпическим словариком «Говори правильно».
Шофёр, щавель, свёкла, договор, столяр.
Цель упражнения: познакомить обучающихся с орфоэпическим словарём.
5) Найдите слова, которые различаются ударением.
Мне слово «чудно»
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на «О»-
Исчезло «ЧУДно»,
Родилось «чудНО»
Цель упражнения: понять, что изменение положения ударения в слове ведёт к изменению его смысла возможно лишь в ходе работы над текстом упражнения, а не по заданию к нему.
6) Поставьте в словах ударение. Есть ли в тексте родственные слова?
Ты родился в России. Здесь твоя жизнь. Только здесь твоё небо родное, деревья родные, родная трава. Родина начинается с детства.
Цель упражнения: научить ставить ударение в родственных словах.
7) Расставьте ударение. В каких словах знак ударения ставить не нужно.
Повёл, дол, шофёр, мяч, квартал.
Цель упражнения: акцентировать внимание обучающихся на осознание того, что все слова русского языка имеют ударение и если в слове одна гласная, значит, в слове один слог. Он и будет ударным. Ударение в односложных словах можно и не ставить. А. Шибаев помогает запомнить ещё одно правило русского языка:
Расскажи -ка-, буква Ё,
Как твоё житьё, бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
Ничего житьё, течёт.
Я - ударная всегда! Ой - Ё - Ёй, вот это да!
8) Обратите внимание на созвучия слов в каждой строке. Где стоит ударение? Что этим достигается?
Скачет всадник на коне,
На буланом скакуне,
Королю везёт поклон,
Передаст и выйдет вон.
(И. Токмакова)
Цель упражнения: показать роль ударения для создания стихотворной рифмы.
9) Объясните, какие буквы надо ставить на месте пропусков.
Один мальчик гулял в л…су и нашёл гн…здо. Пт…нцы п…щали. …ни ждали, когда м…маша прил…тит и нак…рмит их ч…рвячками.
Цель упражнения: снабдить обучающихся алгоритмом правописания проверяемых безударных гласных в корне слова (поставьте безударный гласный звук под ударение, изменив форму слова или подобрав к проверяемому слову однокоренное слово) и проверить умение написания проверяемых безударных гласных.
10) Найдите слова с безударными гласными, которые можно проверить.
В саду всё падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек. Листья сыпались с них частым и печальным дождём.
Цель упражнения: научить самим находить безударные гласные, которые можно проверить, пользуясь пошаговой инструкцией: поставьте ударение в слове, найдите безударный гласный в корне слова, проверьте его.
11)Вставьте пропущенные буквы, объяснив их написание.
Б…рёза, б…тинки, ябл…ко, …бед.
Цель упражнения: отработать на практике умение правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными, основанное на понимании, что такие слова надо запоминать, как они правильно пишутся и уметь пользоваться орфографическим словарём русского языка.
12) Запомните постановку ударения в словах чешского и французского языка.
Цель упражнения: напомнить, что в словах русского языка ударение не имеет постоянного места, а в некоторых языках ударение стоит на определённом слоге:
в чешском языке - всегда на первом слоге (КАРловы Вары);
во французском языке - всегда на последнем слоге (МарСЕЛЬ, ПаРИЖ)
На уроках русского языка с помощью УМК «Перспектива» создаётся информационно-образовательная среда, инструментально обеспечивающая включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и надёжного достижения определённых ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.
Учитель начальных классов Колпакова И.В.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.
2. Сборник рабочих программ «Перспектива».- М.: Просвещение, 2011.
3. УМК «Перспектива».- М.: Просвещение, 2011.
Предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.
Комплексная система логопедического воздействия включает:
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков);
развитие фонематического слуха, формирование навыков фонематического восприятия;
работа над слоговой структурой слова;
расширение и обогащение словаря (активного и пассивного);
развитие грамматического строя речи;
формирование интонационно-выразительной стороны речи;
формирование связной речи;
воспитание самоконтроля за речью;
формирование практических умений и навыков пользования правильной речью.
Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией осуществлялось через систему игровых упражнений. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Можно выделить два этапа:
подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
собственно коррекционная работа; цель – коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка.
Подготовительный этап.
На этом этапе предлагаются игровые упражнения сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале.
Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?)
Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным).Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий:
Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;
Сравнение ритмов: !-!!, !!-!!-;
Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
Произвольное воспроизведения ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
Воспроизведение долгих звуков(дудка, губная гармошка – символ « – » и коротких«+» – барабан, бубен). Ритмический рисунок может быть следующим: –++, ++-+– и т. д.
Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:
маршировка, легкий бег.
Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений(левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь.
Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)
Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…;+=+=…
Работа на вербальном материале.
Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко- слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.
Упражнение 1.
Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева.Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.
Упражнение 2.
Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.
(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)
Упражнение 3.
Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.
Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.
Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.
Упражнение1.
После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.
Взрослый. Где находится сердце?
Ребенок. Слева.
Взрослый. Где у тебя темя?
Ребенок.Сверху.
Взрослый. Где у тебя спина?
Ребенок. Сзади.
Взрослый. Где живот?
Ребенок. Спереди.
Упражнение 2.
Ребенок самостоятельно показывает:левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.
Упражнения 3.
Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.
Упражнения 3.
Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.
Упражнения 4
Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.
Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.
Упражнение 1.
Поставь вверху листа точку, внизу палочку, нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.
Упражнение 2.
От поставленной на листе точки ребенок, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.
Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.
Упражнение 3
Ребенок должен продолжить ряд: хх\ хх\ хх\; …
Упражнение 4.
Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.
Упражнение5.
Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.
Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.
Упражнение1.
Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)
Упражнение 2.
Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.
Упражнение 3.
Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.
Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7
Упражнение 4.
Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».
Упражнение 5.
Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».
Упражнение 6.
Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.
Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.
Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.
Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после предъявления инструкции взрослым.
Артикуляционные упражнения.
Открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;
Язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;
два раза щелкнуть языком, один раз подуть;
–втянуть щеки, пощелкать языком, один раз подуть;
Беззвучно артикулировать гласные (и-у-а);
Упражнения для рук.
–большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;
Класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;
Показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»;
Из и. п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец;
3.Упражнения для тела:
Наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;
Помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;
Топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.
Упражнение 7.
Повторение ритмических рисунков за взрослым –отстукивание, отхлопывание, притоптывание.
Коррекционный этап
Работа над гласными
Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.
Упражнение 1.
Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:
А – И А – И – О У – А – И – О
А – У У – А – И Э –У – А – И
И – О И – О – Ы А – И – О – Ы
Ы – А Э – У – А И – Э – У – А
У – Э А – Ы – О У – А –Ы –О
А – О И – Ы – Э О – И – Ы – Э
О – У О –У – А Э – О – У –А
Упражнение 2.
на одном выдохе, при этом плавно;
громко (тише, совсем тихо);
чередуя громкость в пределах одного ряда;
быстро (медленно).
Упражнение 3.
Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:
показать то же количество пальцев, сколько звуков;
отстучать звуки молча;
встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;
назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;
придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;
узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
повторить звуки в обратном порядке.
Работа над слогами
Упражнение 1.
Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:
с общими согласными:
МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;
с общими гласными:
БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;
обратные:
АН – ЫН – ОН – ЭН – УН
ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;
закрытые слоги, их ряды и пары:
МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК
КАП – ПАП ПЫХ – ТЫХ
ТУК – МУК БОК – ВОК;
прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:
БА – БЯ АП – ЭЛЬ
ВУ – ВЮ УФ – УФЬ
МО – МЁ ЕН – ЕНЬ
Упражнение 2.
Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:
выложить палочки по количеству слогов;
сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;
определить одинаковый звук в ряду;
придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);
придумать и («загадать») слоги с данным согласным;
повторить ряд слогов в обратном порядке;
повторить только первый и последний слог ряда;
произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);
выделить ударный слог (отражённо);
назвать первый (второй, третий) звук слога;
составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;
сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.
наращивание слогов;
уменьшение количества слогов;
отстукивание слоговых цепочек.
Работа над слогами со стечениями согласных.
Упражнение 1.
Предлагаются слоги:
открытые и закрытые:
кна-акн гна-агн
дмо-одм тмо-отм
пту-упт бму-убм
С оппозиционными согласными:
фта-фтя фта-вда
тко-тке тко-дго
кму-кмю кму-гму
Цепочки слогов:
мна-мно-мну-мны-мнэ
гва-гво-гву-гвы-гве
хва-хвы-хви-хве
Слоги со сменой позиции согласного:
мна – нма
ско – ксо
хту – тху
Коррекционный этап
Работа над гласными
Упражнение 1.
А – У У – А – И Э –У – А – И
У – Э А – Ы – О У – А –Ы –О
О – У О –У – А Э – О – У –А
Упражнение 2.
громко (тише, совсем тихо);
быстро (медленно).
Упражнение 3.
сосчитать количество звуков;
отстучать звуки молча;
Работа над слогами
Упражнение 1.
с общими согласными:
МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;
с общими гласными:
БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;
обратные:
АН – ЫН – ОН – ЭН – УН
ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;
МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК
КАП – ПАП ПЫХ – ТЫХ
ТУК – МУК БОК – ВОК;
БА – БЯ АП – ЭЛЬ
ВУ – ВЮ УФ – УФЬ
МО – МЁ ЕН – ЕНЬ
Упражнение 2.
сосчитать количество слогов;
наращивание слогов;
Повторение ритмических рисунков за взрослым отстукивание, отхлопывание, притоптывание.
Коррекционный этап
Работа над гласными
Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.
Упражнение 1.
Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:
А – И А – И – О У – А – И – О
А – У У – А – И Э –У – А – И
И – О И – О – Ы А – И – О – Ы
Ы – А Э – У – А И – Э – У – А
У – Э А – Ы – О У – А –Ы –О
А – О И – Ы – Э О – И – Ы – Э
О – У О –У – А Э – О – У –А
Упражнение 2.
Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:
на одном выдохе, при этом плавно;
громко (тише, совсем тихо);
чередуя громкость в пределах одного ряда;
со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);
быстро (медленно).
Упражнение 3.
Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:
сосчитать количество звуков;
показать то же количество пальцев, сколько звуков;
отстучать звуки молча;
встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;
назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;
придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;
узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
повторить звуки в обратном порядке.
Работа над слогами
Упражнение 1.
Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:
с общими согласными:
МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;
с общими гласными:
БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;
обратные:
АН – ЫН – ОН – ЭН – УН
ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;
закрытые слоги, их ряды и пары:
МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК
КАП – ПАП ПЫХ – ТЫХ
ТУК – МУК БОК – ВОК;
прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:
БА – БЯ АП – ЭЛЬ
ВУ – ВЮ УФ – УФЬ
МО – МЁ ЕН – ЕНЬ
Упражнение 2.
Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:
сосчитать количество слогов;
выложить палочки по количеству слогов;
сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;
определить одинаковый звук в ряду;
придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);
придумать и («загадать») слоги с данным согласным;
повторить ряд слогов в обратном порядке;
повторить только первый и последний слог ряда;
произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);
выделить ударный слог (отражённо);
назвать первый (второй, третий) звук слога;
составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;
сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.
наращивание слогов;
уменьшение количества слогов;