Юридический портал. Льготный консультант

  • Тема 2.
  • 2.3. Раздел 3. «Опасные ситуации природного и техногенного характера, их предупреждение и защита от них».
  • Тема 4.
  • Тема 2.
  • 3.Содержание блоков модуля курса дистанционного обучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Блок №1 (обязательный к изучению).
  • Тема 1.
  • «Исторический аспект в изучении проблем безопасности жизни человека».
  • 1.Какова роль биосферы в планетогенезе Земли?
  • 1.Существуют ли закономерности появления угроз безопасности от жизнедеятельности
  • 1.Раскройте сущность понятия «опасность» и «безопасность».
  • 1.Понятие чс. Механизм и стадии развития чрезвычайных ситуаций.
  • 1.Постановление Правительства рф «о классификации чс природного и техногенного характера» от 13.09.96 г. №1094.
  • 1). Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного
  • 1.Задачи и структура гражданской обороны.
  • 1.Предназначение и примерная структура го образовательного уч­реждения.
  • 1.Комплекс организационно-профилактических мероприятий в образовательном учреж­дении по предупреждению и пресечению террористических проявлений.
  • 1.Обеспечение личной безопасности на улицах города. Сформулируйте правила безопасного поведения на улицах города.
  • 13.Чс не выходящая за пределы населенного пункта, классифицируется, как:
  • 53. Биологический смысл активной адаптации состоит в:
  • 64.Как необходимо вести себя людям, захваченным в качестве заложников?
  • 69.Как называется комплекс мероприятий по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозированию и профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций (чс)?
  • Лекция №1.
  • 1.Происхождение Вселенной, эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.1. Теория возникновения Вселенной. Современная картина мира.
  • (Рис 4) Рождение звезд.
  • 1.2. Эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.3.Теоретическая судьба Вселенной.
  • 2. Теория возникновения жизни и биосферы.
  • 2.1.Зарождение жизни.
  • (Рис.8)Земля 4,5 млрд. Лет назад.
  • 2.2. Характеристики биосферы. Местоположение биосферы.
  • 2.3. Будущее биосферы.
  • 3.Ноосферогенез(рождение и эволюция разума). Учение в.И Вернадского о ноосфере.
  • XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году.
  • 1). Заселение человеком всей планеты.
  • 1).Рассмотрение человечества в роли планетарного фактора, физического компонента
  • 1) .Продолжение процесса цефализации.
  • 1.Моисеев н. Н. Слово о научно-технической революции. 2-е изд., доп. - м.: «Молодая гвардия», 1985. - 238 с.
  • Тема 2. «Научные исследования о последствиях жизнедеятельности человека. Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи».
  • Лекция № 2.
  • 1.Возникновение и эволюция мира опасностей. Закономерности появления
  • 2. Предпосылки и признаки новой эпохи.
  • 2.1.Учение о ноосфере и его определяющая роль для прогрессивного развития человечества.
  • 2.2.Демографический взрыв.
  • 2.4.Первые признаки новой эпохи.
  • 1).Угроза от атомной бомбы и возможные последствия ядерной войны.
  • 2).Космический аналог ядерной угрозы.
  • 3. Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности.
  • 3.1.Мировая динамика.
  • 1900 2025 2100
  • 3.2.Пределы роста.
  • 3.3.Устойчивость биосферы.
  • 4.Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи.
  • 2.Сущность и типология глобальных проблем безопасности.
  • 1).Примечание.
  • 2).Современный комплекс проблем безопасности – это системно выстроенное на базе современной науки представление:
  • 1) Проблемы, связанные с противоречием между обществом и окружающей средой (система «общество – природа»);
  • 2) Социальные проблемы, связанные с противоречиями внутри общества (система «человек – общество»).
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 3.
  • 2).Обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем.
  • 3).Воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.
  • 1. Причинно – исторический аспект становления науки о безопасности жизнедеятельности.
  • 2.Основные положения, цели, задачи и практическое значение Науки безопасность жизнедеятельности.
  • 1.С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях
  • 1. По своему происхождению опасности бывают:
  • 2.По времени проявления последствий опасности делятся на:
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 4.
  • 1.Понятие о риске. Классификация рисков.
  • 2. Концепция приемлемого риска. Управление риском.
  • 2.1. Концепция приемлемого риска.
  • 2.2. Управление риском.
  • 3. Принципы и методы обеспечения бж. Средства обеспечения безопасности.
  • 3.1 .Принципы обеспечения безопасности.
  • 3.2.Методы обеспечения бж.
  • 3.3.Средства обеспечения безопасности.
  • 4.2. Раздел 2. «Чрезвычайные ситуации и их классификация».
  • Тема 1.
  • Лекция № 1.
  • 1.Понятие об опасных и чс. Основные понятия и определения.
  • 2.Характеристика чрезвычайных ситуаций.
  • 2.1. Характерные стадии развития чс (элементы чс).
  • 1).Накопление факторов риска. Опыт свидетельствует, что опасности, как правило,
  • 2).Инициирование чс. Это своего рода толчок, пусковой механизм чс.
  • 3). Процесс самой чс. В этой стадии происходит высвобождение факторов риска - энергии или вещества и начинается их воздействие на людей и окружающую среду.
  • 2.2.Основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Воздушная взрывная волна.
  • 2).Температурный фактор - это воздействие высоких и низких температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуациях (Рис. 5).
  • 4).Возникновение поражающего фактора химически опасных веществ (хов).
  • 6).Аэрогидродинамический поражающий фактор, как правило, возникает при таких стихийных бедствиях, как наводнение, тайфуны и ураганы, смерчи, сели, оползни,
  • 3.Классификация чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения.
  • 2).Классификация чрезвычайных ситуаций по скорости (темпу) распространения.
  • 3).Классификация чрезвычайных ситуаций по степень внезапности:
  • 4).Классификация чрезвычайных ситуаций по продолжительность действия.
  • 5). Классификация чрезвычайных ситуаций по природе происхождения (по
  • 4.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):
  • 4.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):
  • 5.Чс социального характера:
  • 5.1. Военные:
  • 5.2.Терроризм.
  • 5.3.Локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
  • Тема 1.
  • Лекция № 2.
  • 1).Гипокинетическая аффективно-психогенная шоковая реакция (психогенный шок) - внезапное развитие психомоторной заторможённости, вплоть до полной обездвиженности (аффектогенный ступор).
  • 3).Истерические психозы:
  • 5).Реактивный параноид (психогенный параноид):
  • 2. Основные принципы защиты населения от чс в условиях мирного времени.
  • 3.2.Эвакуационные мероприятия.
  • 3.3. Инженерная защита населения от чс. Укрытие населения в защитных сооружениях.
  • 3.4. Средства индивидуальной защиты в чс.
  • 1.Фильтрующие:
  • « Чрезвычайная ситуация » может быть также опреде­лена как внешне

    неожиданная, внезапно возникающая обстанов­ка, характеризующаяся неопределенностью, стрессовым состоянием населения, значительным экономическим социальным, экологическим и т.д. ущербом, прежде всего человеческими жертвами, и вследствие этого необходимостью быстрого реагирования (принятия решений), крупными людскими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию многообразных не­гативных последствий (разрушений, пожаров и т.д.).

    Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных

    ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции ФЗ от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 07.05.2009 N 84-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 19.05.2010 N 91).

    дает такое определение ЧС:

    «Чрезвычайная ситуация» – это обстановка на определенной территории,

    сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления,

    стихийного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб

    здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные

    потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    Исходя из вышесказанного можно заключить, что ключевым при определении

    понятия ЧС является термин «обстановка», как совокупность обстоятельств создавших

    условия при которых возможно воздействия неблагоприятных факторов, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Совокупность обстоятельств условий, создающих ту или иную обстановку, или положение принято называть ситуацией (от латин. situs - положение, расположение).

    Примечание.

    Ситуация(от латин. situs - положение, расположение) - Совокупность обстоятельств, условий, создающих ту или иную обстановку, или положение (книжн.).

    Одноактность и неповторимость наступления множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию и деятельности человека.

    Ход развития ЧС обусловлен возникновением опасных и экстремальных

    ситуаций различного характера, вызывающих воздействие неблагоприятных факторов.

    Опасная ситуация - ситуация, связанная с деятельностью людей, которая характеризуется достаточно большой вероятностью воздействия неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека, вызванных явлением, событием, (совокупностью событий) опасного характера, в ходе развития которой может быть нанесен вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

    Экстремальная ситуация (лат. Extremum - крайнее, предельное) - ситуация,

    связанная с деятельностью людей, которая характеризуется резким, радикальным и

    внезапным изменением обстановки сопровождаемым воздействием особо

    неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека.

    «Опасные ситуации» и «Экстремальные ситуации» отличаются друг от друга скоростью развития, возможностью скачкообразного усложнения обстановки масштабностью и связанной с этим высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях, а также воздействием особо неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

    Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

    Для возникновения и развития ЧС необходимы определенные условия, а именно: существование источника «опасных факторов» или «негативных факторов» .

    Примечание.

    Опасность реализуется при наличии определенных причин, движущих сил, именуемых « факторами риска».

    Рис. 1 Авария на АЭС Фокусима.

    «Негативный фактор» - обобщенное понятие, охватывающее такие понятия как «опасный фактор», «вредный фактор», поражающий фактор».

    Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития. Тем не менее, бурное развитие науки и техники резко изменило привычный ритм жизнедеятельности современного человека и предъявляет к нему все более серьезные требования в области безопасности.

    Повышенные нервноэмоциональные нагрузки создают экстремальные состояния. В основе причин возникающих ЧС,в 85 % случаев лежат плохая организация, непродуманные действия, безответственность, халатность, низкий уровень профессиональной подготовки, или проще говоря - «человеческий фактор».

    Нерегулируемое воздействие человека на крупномасштабные процессы в природе может приводить к глобальным природным и как следствие техногенным и социальным катастрофам (Рис 1).

    На современном этапе развития человечества, в силу масштабности последствий возможных глобальных катастроф, устойчивое развитие цивилизации в полной мере зависит в утверждении мировоззрения на систему безопасности, основанную не на реагировании на уже случившуюся катастрофу, а на предупреждение ее опасности.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

    Рис. 2 Вулкан Йеллоустоун США. Периодичность извержений 1 раз в 10 000тыс. лет.

  • 0

    1. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Катастрофа - событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

    Авария - повреждение системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, станка, которое может сопровождаться взрывами, пожарами, выбросом или разливом аварийных химических опасных веществ (АХОВ) и радиоактивных вещества (РВ), не повлекшее за собой значительного материального ущерба и серьезных человеческих жертв.

    Характер источника ЧС может быть: природный, техногенный, биолого-социальный, военный.

    Зона ЧС - территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.

    Все ЧС классифицируются по трем признакам:

    Но сфере возникновения (природные, техногенные, экологические);

    По ведомственной принадлежности (в строительстве, в промышленности, в коммунальнобытовой сфере, на транспорте, в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве);

    По масштабу возможных последствий (частные, объектовые, местные, региональные и глобальные).

    Частные ЧС - масштабы ЧС ограничиваются одной промышленной установкой, небольшим производством, для ликвидации последствий вполне достаточно сил и средств, имеющихся на объекте.

    Объектовые ЧС - масштабы ЧС ограничиваются территорией предприятия; для ликвидации последствий привлекаются силы и средства предприятия, их достаточно, чтобы справиться с аварийной ситуацией.

    Местные ЧС - масштабы ЧС ограничиваются поселком, городом, районом, отдельной областью; для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в подчинении местной власти, комиссии по ЧС, а также на объектах экономики, расположенных на территории (иногда могут привлекаться войска ГО и подразделения МЧС).

    Региональные ЧС - масштабы последствий распространяются на несколько субъектов РФ; ликвидацией последствий ЧС занимаются региональные центры МЧС, для проведения аварийноспасательных работ привлекаются, кроме формирований Гражданской обороны (ГО), войска ГО и другие подразделения МЧС, Министерства внутренних дел (МВД) и Министерства обороны (МО).

    Глобальные ЧС - последствия захватывают значительные территории, в том числе и сопредельные страны. Для их ликвидации привлекаются все основные силы МЧС, части МО, МВД, Федеральной службы безопасности (ФСБ). Проведением спасательных и неотложных работ руководит специальная правительственная комиссия или лично начальник ГО страны - Председатель Правительства РФ.

    ЧС природного характера делятся: на геологические (землетрясение, извержение вулкана, оползни, сели, снежные лавины),

    Метеорологические (ураганы, бури, смерчи),

    Гидрологические (наводнения, заторы, засоры, цунами),

    Природные пожары (лесные, торфяные, степные),

    Массовые заболевания (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии).

    ЧС техногенного характера - это аварии разных типов:

    На химически опасных объектах,

    На радиационно-опасных объектах,

    На пожаро - и взрывоопасных объектах,

    На гидродинамических объектах,

    На транспорте,

    В коммунально-энергетических сетях.

    Следствием ЧС экологического характера являются различные изменения:

    Состояния суши (деградация почв, эрозия, опустынивание),

    Свойств воздушной среды (климат, недостаток кислорода, вредные вещества, кислотные дожди, шумы, разрушение озонового слоя),

    " состояния гидросферы (истощение и загрязнение водной среды),

    Состояния биосферы.

    2. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

    В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» основными задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) являются:

    Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

    Осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

    Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

    Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

    Подготовка населения к действиям в ЧС;

    Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

    Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

    Ликвидация ЧС;

    Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

    Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации ЧС;

    Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

    Согласно утвержденному Положению от 5 ноября 1995 года № 1113 Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней подчиненности:

    федеральный,

    региональный,

    территориальный,

    объектовый.

    Территориальные подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их административных границ и состоят из звеньев, соответствующих админи

    стративно-территориальному делению республик и областей.

    Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) определяются положениями об этих формированиях, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

    Функциональные подсистемы (ФП) РСЧС создаются Федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

    Организация, состав сил и средств, порядок деятельности ФП РСЧС определяются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Положение о функциональных подсистемах (ФП) РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ утверждается Правительством РФ.

    Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

    3. Чрезвычайные ситуации, связанные с загрязнением атмосферы и территорий

    химически опасными веществами

    С каждым годом значительно увеличивается количество химических препаратов, применяемых в промышленности, быту и сельском хозяйстве. Многие из них токсичны и вредны. При проливе или выбросе в окружающую природную среду они способны вызвать массовые поражения людей и животных с тяжелыми последствиями, а также приводят к загрязнению воздуха, воды, почвы и растений. Поэтому они называются химически опасными веществами (ХОВ). К ним относятся все сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). В нормальных условиях хранения они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях. Однако в большинстве случаев они являются жидкостями или газами.

    При аварии емкостей, в которых находились химически опасные вещества в жидком состоянии при атмосферном давлении, происходит разлив жидкости с дальнейшим испарением, проникновением в глубокие слои почвы, подвалы, низкие участки местности, водоемы.

    В случае повреждения емкостей с химически опасными веществами (в виде сжатых жидкостей, газов) эти вещества выбрасываются в атмосферу, образуя пар, газ или аэрозоли. На организм человека они воздействуют по-разному, проникая через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки.

    Они могут быть разделены на следующие группы:

    Преимущественно удушающего действия (хлор, фосген, хлорпикрин и др.);

    Общеядовитого действия (окись углерода, цианистый водород и др.);

    Удушающего и общеядовитого действия (амил, оксид азота, сернистый ангидрид, фтористый водород и др.);

    Нейронного действия, то есть влияющие на генерацию, проведение и передачу нервных импульсов (сероуглерод, тетраэтиленсвинец и др.);

    Удушающего и нейронного действия (аммиак, гептил, гидразин и др.);

    Метаболические, то есть нарушающие обмен веществ в организме (окись этилена, дихлорэтан, диоксин и др.).

    Для характеристики токсичности все химически опасные вещества, находящиеся в воздухе, подразделяются на 4 класса:

    1-й класс - чрезвычайно опасные;

    2-й класс - высоко опасные;

    3-й класс - умеренно опасные;

    4-й класс - мало опасные.

    Класс опасности устанавливается в зависимости от дозы или концентрации, вызывающей хроническое, острое или смертельное действие. При этом большинство сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) относится к 1 -му и 2-му классам.

    Количественно поражающее действие химически опасных веществ определяется предельно допустимой концентрацией (ПДК) и токсодозой.

    Значение ПДК установлено для нормальных условий трудового процесса или жизнедеятельности, при которых человек подвергается воздействию вредных веществ (ВВ) не менее 8 часов в сутки. Вследствие этого ПДК не может использоваться для оценки опасности аварийных ситуаций с выбросом химически опасных веществ. Для условий аварии применяется оценка в виде токсодозы, то есть количества вещества, вызывающего токсический эффект.

    При поступлении химически опасного вещества через органы дыхания токсодозу определяют как произведение концентрации этого вещества (С) во вдыхаемом воздухе на время воздействия (Т), мг х мин /л.

    При проникновении химически опасного вещества через кожу, желудочно-кишечный тракт или кровяной поток токсодоза определяется количеством этого вещества Д, приходящегося на 1 кг массы человека, мг/кг.

    Различают следующие токсодозы:

    1) ЛСТ 50 - средняя смертельная, вызывающая летальный исход у 50% пострадавших;

    2) ICT 50 - средняя, выводящая из строя 50% пострадавших;

    3) РСТ 50 - средняя пороговая, вызывающая начальные симптомы поражения у 50% пострадавших.

    По токсичности все вещества подразделяются на следующие группы:

    Чрезвычайно токсичные (ICT 50 менее 1 мг х мин/л);

    Высокотоксичные (ICT 50 = 1 ... 5 мг х мин/л);

    Сильно токсичные (ICT 50 = 6 ... 20 мг х мин/л);

    Умеренно токсичные (ICT 50 = 21 ... 160 мг х мин/л);

    Практически нетоксичные (ICT 50 более 160 мг х мин/л).

    Предприятие или иной объект народного хозяйства, при авариях и разрушениях которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений химически опасный веществами, называется химически опасным объектом (ХОО).

    Крупными запасами химически опасных веществ располагают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностей, черной и цветной металлургии, по производству минеральных удобрений. При этом значительное количество химически опасных веществ (таких, как хлор и аммиак) сосредоточено на объектах пищевой и мясомолочной промышленности, в холодильниках хранилищ и предприятий оптовой торговли, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

    В большинстве случаев при аварии и разрушении емкости с химически опасными веществами давление в ней падает до атмосферного, в результате чего жидкое вещество вскипает, преобразуется в пар, газ или аэрозоль и начинает выделяться в атмосферу.

    Ядовитое облако, возникшее в момент разрушения емкости в первые 3 минуты, называется первичным облаком зараженного воздуха. Оно распределяется на определенной площади, образуя первичную зону заражения. Оставшаяся часть жидкости растекается по близлежащей поверхности

    и, постепенно испаряясь, создает вторичное облако зараженного воздуха, которое накрывает значительно меньшую площадь, чем первичное.

    Глубина первичной зоны заражения и зоны чрезвычайной ситуации (ЧС), проявившейся в результате аварии, зависит от концентрации химически опасных веществ, скорости ветра, температуры почвы и воздуха, воздушных вертикальных потоков, влажности воздуха и др.

    Например, при скорости ветра:

    1 м/с облако от места аварии удаляется на 5 ... 7 км;

    2 м/с облако удаляется на 10 ... 14 км;

    3 м/с облако удаляется на 16 ... 21 км.

    Значительная скорость ветра (до 6 м/с и более) способствует быстрому рассеиванию облака и снижению концентрации химически опасных веществ по глубине зоны.

    Продолжительность химического заражения приземного слоя воздуха парами, газами и аэрозолями химически опасных веществ при отсутствии подпитки от испарения разлившейся жидкости может колебаться от нескольких десятков минут до нескольких суток.

    Продолжительность заражения местности, техники и строений химически опасными веществами в аэрозольном, капельном или жидком состоянии может составлять от нескольких часов до нескольких месяцев.

    Опасные концентрации сильнодействующих ядовитых веществ в непроточных водоемах сохраняются от нескольких часов до нескольких месяцев или даже лет (например, при заражении диоксином); в реках - от 2 до 4 суток; в проточных каналах, реках, ручьях - в течение 1 часа.

    Стойкость заражения химически опасными веществами тупиковых улиц, закрытых дворов, подвальных помещений в центральных частях города значительно выше, чем на периферии или открытой местности.

    4. Чрезвычайные ситуации военного времени

    Опасности военного времени характеризуются следующим образом:

    1) они планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и поэтому имеют более сложный и изощренный характер, чем природные и техногенные опасности;

    2) в реализации опасностей военного времени меньше стихийного и случайного (оружие применяется, как правило, в самый неподходящий для жертвы агрессии момент и в самом уязвимом месте);

    3) развитие средств поражения всегда опережает развитие адекватных средств защиты (в течение какого-то промежутка времени имеется превосходство средств нападения над средствами защиты);

    4) для создания средств нападения всегда используются последние научные достижения, привлекаются лучшие научные силы, лучшая научно-производственная база (все это ведет к тому, что от некоторых средств нападения практически невозможно найти средств и методов защиты, например, это относится к ракетно-ядерному оружию);

    5) современные и будущие войны все чаще носят террористический, антигуманный характер (мирное население воюющих стран превращается в один из объектов вооруженного воздействия с целью подрыва воли и способности противника оказывать сопротивление).

    К современным видам оружия, основанного на новых физических принципах, относятся:

    Лазерное оружие;

    Источники некогерентного света;

    СВЧ-оружие;

    Инфразвуковое оружие;

    Средства электромагнитного импульса;

    Биотехнологическое оружие;

    Средства информационной борьбы;

    Высокочастотное оружие нового поколения;

    Метеорологическое и геофизическое оружие;

    Биологическое оружие нового поколения (включая различные психотропные средства);

    Химическое оружие нового поколения.

    При этом катастрофические последствия для цивилизации представляет возможность применения оружия массового поражения. Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, о запрещении и уничтожении химического и биологического оружия уменьшают вероятность применения оружия массового поражения.

    5. Классификация и характеристика опасных ситуаций социального характера

    Исторически сложившиеся формы совместной деятельности людей, характеризующиеся определенным типом отношений, образуют общество или социум.

    Социум - это особая система, некоторый организм, развивающийся по своим специфическим законам, характеризующимися чрезвычайной сложностью взаимосвязей внутри него.

    Результатом этих связей является особая обстановка, создающаяся в отдельных социальных группах, которая может влиять на других людей, не входящих в данные группы.

    Социальными называются опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей.

    Особенность социальных опасностей состоит в том, что они угрожают большому числу

    Социальные опасности могут быть классифицированы по определенным признакам:

    1. По воздействию: а) связанные с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.); б) связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество); в) связанные с болезнями (СПИД, венерические заболевания и др.);г) опасности суицидов.

    2. По масштабам событий: а) локальные; б) региональные; в) глобальные.

    3. По половозрастному признаку различают социальные опасности, характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей.

    4. По происхождению социальные опасности могут быть случайными и преднамеренными.

    Рассмотрим некоторые виды социальных опасностей.

    Шантаж в юридической практике рассматривается как преступление, заключающееся в угрозе разоблачения, разглашения позорящих сведений с целью добиться каких-либо выгод. Шантаж как опасность оказывает отрицательное воздействие на нервную систему.

    Мошенничество - преступление, заключающееся в завладении государственным, общественным или личным имуществом путем обмана или злоупотребления доверием.

    Бандитизм - это организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения либо на отдельных лиц, а также участие в таких бандах и совершенных ими нападениях.

    Разбой - преступление, заключающееся в нападении с целью завладения государственным, общественным или личным имуществом, соединенным с насилием (или угрозой насилия), опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению.

    Изнасилование - половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица. Уголовное право предусматривает самое суровое наказание за изнасилование.

    Захват заложников - представляет собой форму преступления. Его суть состоит в захвате людей (нередко это дети и женщины) одними лицами с целью заставить других лиц выполнить определенные требования.

    Террор - физическое насилие вплоть до физического уничтожения.

    Наркомания - зависимость человека от приема наркотиков, заболевание, которое выражается в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне только при условии приема наркотического вещества. Наркомания ведет к глубокому изменению физических и психических функций человека.

    Алкоголизм - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков.

    Курение - вдыхание дыма некоторых тлеющих растительных продуктов.

    Венерические болезни - инфекционные болезни, передающиеся в основном половым путем. При неправильном лечении эти болезни принимают длительное хроническое течение, иногда при

    водящее к инвалидности.

    СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - болезнь, вызванная так называемым вирусом человеческого иммунодефицита. Заражение происходит при попадании даже самого малого количества крови больного человека в кровь здорового.

    Суицид - самоубийство, то есть намеренное лишение себя жизни.

    5. Уголовная ответственность несовершеннолетних

    Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 летнего возраста.

    Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления 14 лет, за убийство (ст. 105 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

    Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактического характера и общественной опасности своих действий (или бездействия).

    Состояние алкогольного опьянения не освобождает от уголовной ответственности и не является смягчающим вину обстоятельством.

    Умышленное преступление - преступное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом, когда лицо сознает и желает наступления последствий своего преступления.

    Преступление, совершенное по неосторожности, - преступное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

    Обычно это переоценка своих возможностей (силы, ловкости, знаний и т.д.) или обстоятельств, в которых совершается преступление (ночное время, отсутствие людей и т.д.).

    Лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, должностного или социального положения, а также других обстоятельств.

    Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

    В Уголовном кодексе (УК) выделен самостоятельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних. К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

    Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. За большинство преступлений уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за преступления, перечисленные в части 2 ст. 20 УК, ответственность наступает с 14 лет.

    К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88):

    Лишение права заниматься определенной деятельностью,

    Обязательные работы,

    Исправительные работы,

    о лишение свободы на определенный срок.

    Штраф назначается только при наличии у осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание.

    При этом штраф назначается в размере от 10 до 500 минимальных окладов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

    Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет - 3 часов в день.

    Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до 1 года.

    Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от 1 до 4 месяцев.

    Лишение свободы назначается несовершеннолетним, осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

    В воспитательных колониях общего режима (если это лицо женского пола или лицо мужского пола, впервые приговоренное к лишению свободы);

    В воспитательных колониях усиленного режима (если это лицо мужского пола, ранее отбывавшее наказание, связанное с лишением свободы).

    Лишение свободы - самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему.

    Для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, может быть применено освобождение от уголовной ответственности. Это используется тогда, когда будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

    К ним относятся:

    Предупреждение;

    Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо под надзор специализированного государственного органа;

    Возложение обязанности загладить причиненный вред;

    Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома и т.п.).

    Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости и назначаются в целях исправления несовершеннолетних. Если несовершеннолетние не подчиняются указанным ограничениям, то материалы их дела направляют в суд.

    Принудительные меры являются мягкой формой воздействия на несовершеннолетних и предполагают, что молодые люди способны сделать необходимые выводы и в дальнейшем строить свою жизнь, не повторяя ошибок юности.

    Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Нижнекамский медицинский колледж,

    20142015 учебный год

    Реферат

    по ОБЖ

    на тему: Опасная ситуация

    Выполнила: студентка 1 курса

    группы 9431

    Юртаева Валентина

    Преподаватель: Нурмухаметов

    Руслан Ахадович

    Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.

    Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.

    Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.

    Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

    В процессе жизнедеятельности, т. е. создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию (ЧС).

    Опасности и чрезвычайные ситуации имеют различный характер. Чаще всего в их основе лежат природные явления, вызывающие стихийные бедствия, экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды, техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций, биологические, проявляющиеся в эпидемиях, эпизоотиях, эпифитотиях и пр., и социальные, связанные с противоречиями в общественных отношениях. Анализ происходящих в последнее время ЧС свидетельствует, что в 75-80 % случаев их возникновение связано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера.

    Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не изза различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.

    Перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это, прежде всего, демографическая проблема, порождаемая перенаселением, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. Это экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе изменением глобального климата и истощением озонового слоя. Это проблемы войны и мира, проблемы природных катастроф и техногенной безопасности, это, наконец, проблемы энергетики, истощения невозобновимых ресурсов, бедности, занятости, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационной безопасности, здравоохранения, генетической безопасности, наркомании, деградации духовнонравственной сферы и др.

    Каждая неразрешенная, непреодоленная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. В качестве примера успешно разрешенных глобальных проблем можно назвать острую в 19601980х годах проблему "информационного взрыва", на сегодня весьма эффективно смягченную благодаря новым информационным технологиям, а также решенную во многом благодаря достижениям медицины проблему эпидемий, охватывавших ранее обширные территории Земли.

    Однако для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают опасные ситуации.

    Опасная ситуа­ция -- это стечение обстоятельств, которое при оп­ределенном развитии событий может привести к несчастью.

    В большинстве случаев опасные ситуации созда­ет сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.

    Опасная ситуация может возникнуть на дороге, если пешеход переходит проезжую часть в неустанов­ленном месте или на красный свет светофора, если человек нарушает правила пожарной безопасности, если не соблюдает правила общественной безопас­ности и общественного порядка.

    Опасные ситуации, с которыми наиболее часто человек может встретиться в повседневной жизни, можно условно разделить на три группы.

    Опасные ситуации техногенного характера.

    Они могут возникнуть при общении человека с техникой и различными техническими устройствами. К ним мож­но отнести опасные ситуации на дорогах, опасные си­туации при обращении с огнем и различными быто­выми приборами.

    Опасные ситуации природного характера.

    Могут возникнуть изза невнимательного отношения человека к особенностям природ­ных условий в регионе его проживания, изза наруше­ния правил поведения в при­родных условиях в различное время года. опасный чрезвычайный ситуация самозащита

    Опасные ситуации социального характера.

    Они связаны с нарушениями людьми правил обществен­ной безопасности и обще­ственного порядка.

    Эти ситуации зачастую носят крими­нальный характер. А что мы называем чрезвычайной ситуацией?

    Чрезвычайная ситуация -- это обстановка, сло­жившаяся в результате ава­рии или опасного природ­ного явления, которые по­влекли человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей при­родной среде.

    Чрезвычайная ситуация отличается от опас­ной, прежде всего тяжестью последствий.

    Чрезвычайные ситуации также делятся на природные, техногенные и социальные.

    Чрезвычайные ситуации природного характера могут быть вызваны землетрясени­ем, наводнением, ураганом, бурей, смерчем, оползнем, селем, цунами, извержением вулкана, циклоном.

    Чрезвычайные ситуации техногенного характера мо­гут быть вызваны промыш­ленной аварией, взрывом, транспортной аварией, по­жаром, гидродинамической аварией.

    Чрезвычайные ситуации социального характера на­ступают вследствие ведения военных действий, при тер­рористических актах, при эпидемиях.

    Чтобы снизить нежела­тельные последствия опас­ной и чрезвычайной ситуа­ции, необходимо постоянно учиться вести себя без­опасно, то есть предвидеть опасности, уметь их избегать, знать, как вести себя в опасной си­туации.

    Для того чтобы научиться безопасному поведению, необходимо:

    Решать ситуационные задачи, продумывая свое поведение в различных условиях;

    Постоянно совершенствовать свои физические качества, занимаясь физической культурой и спортом, закаливанием организма;

    Постоянно воспитывать в себе волевые качества и уравновешенность, которые помогут сохранить спокойствие в сложной обстановке и найти рациональный путь выхода из нее.

    Некоторые люди считают, что с ними никогда не случится ничего плохого, что все неприятности суще­ствуют не для них. До определенного времени так мо­жет и быть. Однако самые тяжелые последствия опас­ной ситуации постигают человека, который ее не ожидал и не был готов к грамотным действиям.

    Столкнувшись с проблемой или неординарной ситуацией, мы начинаем лихорадочно искать выход, пытаемся принять верное решение. Как правило, все это происходит потом, когда, к сожалению, определенное негативное событие уже произошло.

    Однако есть способ, который позволит значительно уменьшить долю риска в той или иной опасной ситуации: просто необходимо заранее предвидеть возможную угрозу, подготовить себя и неукоснительно соблюдать правила обеспечения собственной безопасности.

    Опасность легче предугадать, предусмотреть и "застраховать" себя от нее, нежели потом устранять ее последствия.

    В повседневной жизни чаще всего могут возникнуть криминогенные ситуации, связанные с мошенничеством, воровством, ограблением, вымогательством, шантажом, насилием и похищением.

    Общие правила безопасного поведения в таких ситуациях состоят в следующем:

    Всегда будьте начеку и умейте распознавать источники опасности, чтобы не быть застигнутым врасплох;

    Старайтесь всегда находиться в хорошей физической форме и психологически будьте готовы к возможной опасной ситуации;

    Не падайте духом и в любой ситуации ищите выход;

    Постоянно имейте под рукой телефон ближайшего отделения милиции;

    Научитесь технике самообороны и при необходимости защищайте себя самым решительным образом;

    Не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, особенно с теми, которые вызывают подозрение;

    Будьте особенно бдительны и внимательны в местах повышенной криминогенной опасности;

    Затрудняйте, насколько это возможно, действия злоумышленников, так как каждое препятствие ставит перед ними задачи и для их разрешения требуется время;

    Как избежать опасной криминогенной ситуации.

    Криминогенные ситуации чаще всего возникают в темное время суток в плохо освещенных и малолюдных местах, в подъездах домов и лифтах. При угрозе необходимо исходить из реальной, конкретной обстановки, не стесняться обращаться за помощью к работникам магазинов, аптек, банков и других учреждений и организаций.

    Выходя вечером на улицу, не надо надевать дорогую, броскую одежду, украшения, брать большие суммы денег. Опасно выбирать маршрут движения, проходящий через пустыри, безлюдные скверы, глухие переулки и другие пустынные места. Нельзя принимать предложения прокатиться или подвезти от незнакомых водителей. Если появилось ощущение, что ктото преследует, надо убедиться в этом и спешить к освещенному месту, звать на помощь людей.

    Следует задержаться и не заходить в подъезд дома, если следом идет человек, внушающий подозрение. При угрозе нападения надо привлечь внимание соседей (стучать и звонить в двери, кричать). При явном нападении, оценив ситуацию, защищаться, стараясь ошеломить и озадачить нападающего. После нападения немедленно сообщить в милицию.

    Вызвав лифт, не следует заходить в него, если там уже находится подозрительный пассажир. Нельзя стоять в кабине лифта спиной к попутчику. Подвергшись нападению, необходимо защищаться, кричать, стучать по стенкам кабины, стараться нажать кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». По возможности надо пытаться выскочить на площадку или на улицу и позвать на помощь. Оказавшись в безопасности, следует вызвать милицию.

    Важное значение для самозащиты в криминогенных ситуациях имеет психологическая подготовка человека. Спокойное и уверенное поведение, умение справиться со страхом и взять инициативу в свои руки, стремление убедить потенциального агрессора в возможности мирного разрешения ситуации, неожиданные действия, а при необходимости использование приемов самозащиты -- хорошая гарантия не стать жертвой преступников.

    Все мы являемся свидетелями активизации глобальных природных процессов в последние годы, которые проявляются во всевозможных землетрясениях, ураганах, цунами, небывалых снегопадах и т.д. Не вдаваясь в исследования причин, мы поговорим о следствиях. А следствия таковы, что стихийные бедствия приносят огромный экономический ущерб, угрожают жизни и здоровью человека. Кроме природных катаклизмов, сегодня огромную опасность для человечества представляет само человечество, точнее, созданная человеком "техносфера". Реальность такова, что люди производят ядовитые вещества чудовищные по своей силе, используют энергию расщепления ядра, способную уничтожить все живое. Может ли развиваться цивилизация иначе? Кто знает? Впрочем мы все равно говорим о следствиях.

    Человечеству брошен вызов. Бедствия, катастрофы, чрезвычайные ситуации подают сигнал: траектория мирового развития стала неустойчивой, и задача современной науки найти выход и предложить его обществу. Символами уходящего XX века был технический прогресс, расширенное воспроизводство, экстенсивный роста. Императивы XXI века иные. Во главу угла ставятся устойчивость, безопасность, качество. Сегодня ученым недостаточно указать обществу выбор, надо изучить его последствия и выяснить цену этого выбора до того, как он будет сделан. И тогда у нашего и следующих поколений появится надежда. Сегодня в центре нашего внимания человек, люди, общество, и цель этого общества защита жизни и интересов человека. А чтобы научиться защищать человека, нужна не только научная система взглядов на способы управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. И соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Воспитание у учащихся навыков правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях. Действия при наводнении, землетрясении, урагане, сильной грозе, оползне в горах, лесном пожаре. Поведение при эвакуации, оказание медицинской помощи пострадавшим.

      методичка , добавлен 11.11.2009

      Чрезвычайная ситуация как обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, классификация данных явлений. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций различной природы.

      реферат , добавлен 28.12.2010

      Источники и виды природных чрезвычайных ситуаций. Геологически опасные явления: землетрясение, оползень. Ураган, буря, смерчь. Правила действия людей при их возникновении. Как действовать во время грозы. Цунами и наводнение. Пожары в лесах, на торфяниках.

      курс лекций , добавлен 30.01.2010

      Обеспечение военной, экономической и социальной безопасности. Понятие чрезвычайных ситуаций. Аварии на химически, радиационно и взрывоопасных объектах. Аварии на транспорте. Чрезвычайные ситуации природного характера. Защита в чрезвычайных ситуациях.

      контрольная работа , добавлен 27.06.2014

      Понятие и источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Причины техногенных чрезвычайных ситуаций, негативные факторы при их возникновении. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения, по темпу развития и по природе происхождения.

      реферат , добавлен 23.02.2009

      Понятие чрезвычайной ситуации, классификация и общая характеристика. Наиболее характерные причины возникновения ЧС. Региональные особенности чрезвычайных ситуаций в России. Техногенные и природные чрезвычайные ситуации, факторы, их провоцирующие.

      контрольная работа , добавлен 01.09.2011

      Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Общение с незнакомым человеком по телефону. Мошенничество, его основные виды, основные черты, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

      методичка , добавлен 11.11.2009

      Понятие чрезвычайных ситуаций, их классификация, исходя из условий возникновения. Правила поведения населения при землетрясении. Как действовать во время урагана, бури, смерча. Необходимые меры безопасности при пожаре, наводнении и массовых заболеваниях.

      реферат , добавлен 22.12.2010

      Классификация чрезвычайных ситуаций естественного (природного) происхождения. Чрезвычайные ситуации: землетрясения, извержение вулканов, сель, оползни, ураган, буря, смерч, сильный снегопад, заносы, обледенения, лавины, наводнение, подтопление и др.

      контрольная работа , добавлен 04.12.2008

      Чрезвычайные ситуации, их поражающие факторы. Особенности неблагоприятного влияния поражающего фактора на человека, окружающую среду. Классификация чрезвычайных ситуаций, стадии развития, причины возникновения. Прогнозирование, зоны поражения при авариях.

    Поговорим о том, что такое опасность, где, когда и в какой ситуации она может возникнуть.

    Скажем откровенно, опасностей вокруг хватает, и наша задача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.

    Наверное, за это мы и любим отважных героев книг и фильмов. Задумайся, ведь Добрыню Никитича и Илью Муромца, Герду и Элли, Робинзона и Робин Гуда мы ценим за смелость, находчивость, умение преодолевать трудности и находить выходы из сложных жизненных ситуаций.

    Можешь ли ты стать таким же храбрым, ловким и смелым, как наши герои? С детства ли были умелыми и отважными люди, которые потом стали полководцами и космонавтами, героями моряками и танкистами, спасателями и пожарными? Конечно нет. Они сначала были такими лее девочками и мальчиками, как ты и твои друзья. Просто они лучше подготовились к жизни, больше работали над собой, умели уберечь себя от ошибок и опасностей. Давай и мы с тобой последуем их примеру!

    С чего начать нашу подготовку к безопасной жизни?

    Познакомимся с понятием «безопасность». Безопасность - это когда человеку ничто не угрожает, защищен он, его дом, имущество.

    Попробуем выделить пространство, в котором мы живём. Назовем места, в которых мы бываем повседневно и случайно, и где нас могут ожидать опасности.

    • Дома: в ванной, на кухне, на балконе.
    • В подъезде, в подвале, на чердаке, в лифте.
    • На улице: во дворе, на дороге, на площади, на стройке.
    • В гостях, на дне рождения, на ёлке.
    • В парке, на стадионе, в лесу, на пляже.
    • В школе: в мастерской, в классе, в спортзале, в коридоре, в раздевалке.
    • В магазине, на ярмарке, на рынке, в кафе.
    • На транспорте: в автобусе, трамвае, такси, метро, в поезде, самолёте, на вокзале.
    • В кино, в музее, на выставке, на концерте, в театре.

    Опасные ситуации могут возникать в самых обычных и привычных для тебя местах. Они вызываются различными причинами. Возьмём, например, огонь, газ, электричество, острые и тяжёлые предметы, скользкие поверхности, стекло, ядовитые вещества. Всё это и многое другое может служить нам во благо и в то же время угрожать здоровью, жизни или имуществу. Некоторые опасности не проявляют себя до поры до времени, как подтекающая водопроводная труба или осколки стекла в траве. Другие видны сразу: кипящая вода, разлитое масло, тлеющий мусор в мусоросборнике.

    Мы часто упоминаем слова «опасность» и «опасная ситуация». Что они означают? Опасность - это угроза чего-либо плохого, какого-нибудь несчастья.

    Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой есть факторы различного происхождения, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и окру его среде.

    Человек попал в аварию или стал жертвой преступления, оказался без воды и продуктов питания, упал или простудился. Всё это опасные ситуации, но некоторые из них могут стать экстремальными.

    Экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые могут угрожать человеку и требуют от него для защиты жизни и здоровья напряжения всех физических и духовных сил. Например, когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих или истекает кровью. Действия в экстремальных ситуациях требуют хорошей физической подготовки, собранности и силы воли.

    Ты наверное слышал или уже знаешь, что в жизни случаются большие беды, например эпидемии, когда заболевает много людей смертельными болезнями. Продолжительные ливневые дожди могут привести к наводнениям, и в результате оказываются затопленными большие территории и населённые пункты. Землетрясения, ураганы, цунами, разливы нефти, аварии на атомных станциях могут привести к большим человеческим и материальным потерям. Такие ситуации называются чрезвычайными.

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определённой территории (на суше) или акватории (в водном пространстве), сложившаяся в результате аварии, катастрофы, какого-либо опасного природного явления или иного события. Она влечёт за собой человеческие жертвы, наносит ущерб здоровью людей или окружающей среде, и всё это сопровождается значительными материальными потерями.

    В зависимости от причин возникновения и типа действующих факторов опасные ситуации подразделяются на: техногенные (например, аварии или катастрофы с техникой), социальные (например, конфликтные и криминальные ситуации) и природные (например, стихийные бедствия, эпидемии, землетрясения, наводнения).

    На заметку

      В конце марта 2011 г. на юге России в Краснодарском крае пронёсся ураган. Больше всего пострадал Новороссийск. Несколько человек получили ранения. Им оказали медицинскую помощь. Ветер разбивал окна, выбивал двери, срывал крыши и уносил на несколько сотен метров. Ураган бушевал всего лишь пять минут, но за это время он с корнем вырвал более 150 деревьев, повредил десятки машин, без крыш остались 50 домов, а без электроэнергии - 25. Спасатели МЧС Краснодарского края участвовали в восстановлении зданий и подачи городу электроэнергии.
      Ураган - ветер необычайно разрушительной силы со скоростью свыше 30 м/сек.

    При массовых бедствиях на помощь пострадавшим приходят специальные государственные службы. Они эвакуируют людей в безопасные места, обеспечивают водой, продуктами питания и всем необходимым. Органы местной власти и определённые организации по решению Президента и Правительства России оказывают помощь пострадавшим. Выделяются денежные средства, осуществляется необходимый ремонт жилья и т.д.

    Чаще всего в жизни человеку приходится сталкиваться с такими опасностями, которые угрожают ему лично и когда его спасение зависит прежде всего от его действий.

    Вопросы.

    1. О каких опасных ситуациях ты слышал или читал?
    2. Сформулируй понятие «опасная ситуация».
    3. Кто из твоих любимых героев книг, мультфильмов или фильмов попадал в опасную ситуацию? Приведи 2-3 примера.
    4. О каких чрезвычайных ситуациях ты слышал или читал?
    5. Сравни два понятия: «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация».
    6. Как ты думаешь, какие опасные ситуации могут угрожать тебе в повседневной жизни?
    7. Приведи пример природной опасной и чрезвычайной ситуации.
    8. Почему одни опасные ситуации называют природными, а другие - техногенными и социальными?

    Задания.

    1. Нарисуй в тетради схему своего маршрута из школы домой. Отметь на ней ярким цветом места, где надо быть очень внимательным, например переход через проезжую часть дороги. Расскажи, какая опасная ситуация может возникнуть на твоём пути.
    2. Какие поговорки и пословицы предупреждают об опасности. Запиши 2-3 примера в тетрадь.
    3. Подготовь рассказ о том, как древние люди защищали своё жилище. (Используй сведения, которые ты узнал на уроках истории Древнего мира.)

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Юридический портал. Льготный консультант