Также там оговорено, кем устанавливается публичный сервитут. Чтобы предоставить участок, находящийся в собственности в пользование необходимо иметь на это веские основания. Они должны значительно перевешивать ущерб, который будет нанесён хозяину этой земли.
Итак, кем могут устанавливаться публичные сервитуты :
Как видим, список тех, кто устанавливает публичный сервитут крайне ограничен.
Подобные меры допускаются только в том случае когда появляется острая необходимость занять участок, находящийся в собственности и иначе никак нельзя. Субъектом, которым устанавливается публичный земельный сервитут, должен написать заявление и обосновать в нём причины, в связи с которыми ему всё это понадобилось.
Об особенности возникновения прекращения и осуществления публичного сервитута будет сказано чуть ниже.
Таким образом, можно уверенно сказать, что установление публичного сервитута может быть осуществлено на следующих основаниях :
Важно. Однако несмотря на всё это главным основанием остаётся нужда людей, которые проживают в данном населённом пункте, а также работы, проведением которых занимаются предприятия муниципального или федерального типа.
Данные действия должны получить санкции, выдаваемые органами исполкома. И тут важно знать, как установить сервитут на муниципальный земельный участок.
Когда необходимо установление публичного сервитута на земельные участки, желающие должны обращаться в администрацию и приносить с собой уведомление о том, что участок земли действительно необходимо выделить в пользование. Документ должен быть составлен на имя главы городского или сельского исполнительного комитета.
В образце заявления на публичный сервитут необходимо отразить следующие сведения :
В случае когда подобное желание изъявляет должностное лицо необходимо заверить бумагу печатью фирмы.
Если речь идёт о группе граждан, то расписаться должен каждый и поставить расшифровку.
Перед тем как писать бумагу в администрацию следует сначала сходить к хозяину земли и предложить составить соглашение на пользование, которое в дальнейшем будет приложено к документу.
Если собственник наотрез отказался идти навстречу, то об этом тоже необходимо уведомить администрацию в письменном виде.
Когда заявитель подал документ он рассматривается в течение 5 дней с момента подачи. Когда данный срок проходит, принимается решение принять его в производство либо отклонить. Во втором случае, должно быть, составлено письменное описание тех причин, из – за которых документ был отклонён.
Если бумага была принята в производство, то в специально уполномоченный отдел, занимающийся этим делом, приглашается хозяин земли. Его информируют о том, что его участок будет ограничен и сообщают причины, на основании которых данное действие будет произведено.
Право на сервитут должно проходить регистрацию в Едином реестре государственного типа для этого необходимо собрать пакет документов.
Потребуются :
Когда пакет документов собран его передают в специальный отдел, который занимается земельными делами.
После этого назначаются слушания общественного типа и определяется их дата.
На публичных слушаниях по публичному сервитут должны присутствовать стороны, которые высказывают определенные аргументы . Если всё идёт хорошо, то комиссия принимает решение наложить обременение на землю.
В случае когда комиссия принимает положительное решение, но хозяин участка всё равно отказывается идти на уступки может быть принято решение о передаче дела в суд. В такой ситуации публичный сервитут будет установлен судом и упрямый хозяин уже ничего не сможет поделать. Когда сервитут начнёт действовать, то заявитель получит законное право распоряжаться землёй.
Ниже можно увидеть образец постановления об установлении публичного сервитута:
Бывают ситуации когда в государственном кадастре каким – то образом появляется информации об обременении земельного участка, притом что на самом деле ничего этого нет. Такая ситуация может возникнуть в результате :
Так, может произойти если участок был куплен недавно, а прежние хозяева умолчали об обременении. Дело в том, что после того как работы, для проведения которых накладывался сервитут будут окончены, обременение необходимо снять.
Таким образом, должна появиться соответствующая отметка в государственном кадастре.
В случае когда человек занимающий должность регистратора в Росреестре не позаботился о должном оформлении завершения работ, то запись об обременении могла сохраниться с тех пор. Ещё так могло произойти если бывший собственник не удосужился произвести процедуру регистрационного типа, связанную с отменой действия публичного сервитута.
Когда обнаруживается такой сюрприз, необходимо как можно быстрее составить заявление о снятии сервитута и отнести его начальнику местного кадастрового отделения. Если данное должностное лицо откажется удовлетворить или даже рассматривать документ, то можно обратиться в суд с исковым заявлением.
Бывают случаи когда городские власти собираются проложить трубопровод через земельный участок, который находится в собственности у гражданина владеющего им на полностью законных основаниях.
И в этом случае публичный сервитут может устанавливаться.
Однако в то же время в такой ситуации есть несколько вариантов развития событий
:
Как уже неоднократно упоминалось выше публичный сервитут устанавливается на время проведения каких – либо работ. Как только они завершаются, по закону действие обременения должны быть прекращено.
Иногда власти нарушают права хозяина участка и не соблюдают установленных границ или в результате работ был нанесён вред плодородному слою почвы.
Ещё бывают случаи когда не соблюдаются противопожарные или санитарные нормы. Во всех перечисленных ситуациях собственник участка может подавать ходатайство о прекращении использовании его земли.
Сервитут может быть снят
:
Теперь читатель знает всё о том, как установить публичный сервитут. Если вспомнить всё то, что было изложено выше, то можно сделать вывод, что государство при всём желании не сможет отобрать землю у своих граждан если они сами этого не захотят. Однако они могут на время воспользоваться участками, которые находятся в собственности у частных лиц на основании публичного сервитута.
Особенно безапелляционным оказывается установление публичного сервитута , позволяющего государству проводить необходимые работы в условиях расположения на территории , обременённого зависимостью от имущественных интересов государства или муниципалитета.
Публичный сервитут в отношении возникает в условиях взаимозависимости разных видов объектов, принадлежащих разным лицам и располагающимся на совместном участке земли.
Ответ на вопрос «Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков» вы можете узнать .
Использование участка, попадает под ограничение с обеих сторон.
Муниципалитет или организация вынуждены проводить соответствующие действия на участке гражданина, которому он принадлежит или устанавливать на его части собственный имущественный объект: трубу газопровода, бойлер, трансформатор и т.п.
Осуществляя правоустанавливающее взаимодействие на участке для нужд муниципалитета , на него налагается публичный сервитут.
Земельный сервитут – это использование чужого участка земли, на основании законного прецедента (уважительной причины ), ограничивающего в правах на оговоренную часть принадлежащего ему земельного участка.
Наиболее приемлемый и взаимовыгодный вариант – ограничение, принятое на основании взаимных договорённостей . При отказе со стороны собственника – через суд . Установление сервитута представлено по двум типам субъекта ограничения:
Частный характер сервитута возникает из отношений частных лиц или общественных интересов групп людей, взаимодействующих в пределах общих земель или на участках, соединяющихся друг с другом .
Эти отношения обременены в связи с реальным положением вещей: стены домов, межевые заборы, трубы, стены надворных построек зачастую устанавливаются вплотную к землям соседствующих участков.
На сегодняшний день существуют требования при планировании строительных работ , связанные с эксплуатацией или обслуживанием зданий. Но в кварталах старинных построек, эти требования не всегда были соблюдены, что приводит к некоторым неудобствам.
Обременённость участка сервитутом среди частников не столь распространённое явление, здесь в приоритете устные договорённости .
Но когда, например, сосед затеял ремонт своего дома, его строительство, прокладку водопровода или газопровода через близлежащий участок, где ему не позволяют проводить соответствующие работы, то возникновение сервитута может стать насущным .
В некоторых случаях сосед собственник предложит занять часть участка гражданина за приемлемую плату , собственным имущественным объектом. Если это предложение будет принято, то сервитут, как способ пользования участком , станет гарантией сохранности имущества на чужой территории.
Возможны случаи установления общественного сервитута дачными или гаражными кооперативами , когда на участок одного из членов, устанавливается общественный имущественный объект, с взаимным предоставлением преимуществ. Чтобы эти отношения носили правоустанавливающий характер, их скрепляют отношения сервитута.
Носит правоустанавливающий прецедент изначально, так как он всегда вызван необходимостью использования земель для действий, согласованных с административным образованием и – в интересах населения. Также они могут носить характер федеральных правоустанавливающих полномочий.
Однако для жителей городов некоторые обременяющие их, муниципальные объекты не являются сервитутами. К таковым, в первую очередь, относятся линии электропередач , налагающие на собственника участка ограничения и ряд запретов.
Он утрачивает право строить здание под проходящими над участком проводами и даже вырубать деревья. Подобные ограничения могут налагать и другие линейные объекты, а также – линейно-кабельные сооружения.
Границы зон действия публичных сервитутов оформляются путём составления межевого проекта .
Этот документ не основной, он дополняет данные межевого плана, в котором содержатся сведения из кадастровых записей и указаны кадастровые номера .
Когда сервитут охватывает комплекс земельных участков , межевой проект наносится на всю территорию зоны обременения. Межевой проект составляется кадастровыми инженерами и проектировщиками соответствующей квалификации.
Если отдельный муниципальный объект располагается на одном участке , принадлежащем собственнику, то межевой проект составляется на основании межевого плана соответствующего , с учётом соответствующих кадастровых записей.
Для этого копируется снимок с интерактивного плана, затем на него наносятся межевые линии, выделяющие зону участка, обременённую сервитутом. Межевой проект утверждается муниципалитетом и составляется по типовому образцу.
Основания для возникновения публичного сервитута продиктованы муниципальными нуждами . Основанием будет служить поданное главе местной администрации заявление о насущной необходимости , с обоснованием причины.
возникает исключительно на законном основании и опирается на нормативные правовые акты РФ и хозяйствующего субъекта региона. Решение принимается на основании публичных слушаний.
Здесь определяется необходимость пользования на основании:
К числу оснований могут относиться и другие причины. Особенно важны те, что позволяют населению отдыхать на природе, ходить на озёра или в леса.
Порядок установления публичного сервитута осуществляется на основании 23 статьи ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ. Он определяет наименьший ущерб для лица, позволяя ему предельно свободно пользоваться своим участком. Сервитут может быть установлен на определённый срок , в пределах проводимых работ, а может быть бессрочным .
Землепользователь имеет возможность определить плату за сервитут . Когда сервитут нарушает интересы землепользователя кардинально, то он имеет право обратиться в муниципалитет с заявлением о возмещении материального ущерба и предоставлении ему другого, равноценного участка.
По окончании работ, когда необходимость ограничения отпадает, гражданин может просить отмену сервитута . При распоряжении имуществом, сервитут продаётся, меняется или дарится вместе с землями . Сервитут регистрируется в отделении Росреестра после получения административного акта.
Рассмотрим алгоритм установления публичного сервитута.
Для его производства, нужно подать заявление в органы местную администрацию.
Обратиться с заявлением могут:
Это нормативный акт, однако, его действия носят индивидуализированный контекст, который рассматривает узкую проблему пользования землями с точки зрения широкой общественности . Поэтому при обращении должны учитываться все нюансы.
Заявление пишется на имя главы местной администрации , в соответствии с муниципальными нормативами. Его фамилия, инициалы и должность пишутся в верхнем правом углу, ниже указываются данные подателя заявления. После этого посередине листа указывается наименование документа (заявление) и в основной части содержится подробная информация по следующим моментам:
После подачи заявления, будет указана дата слушания по поставленному вопросу. До начала слушаний, уполномоченная комиссия тщательно рассмотрит материалы дела для установления наиболее полной и объективной картины.
При установлении обременения федерального значения, сроки рассмотрения вопроса комиссией, не устанавливаются.
Полученные материалы и поданное заявление станут предметом рассмотрения для вынесения решения.
Материалы слушаний оформляются протоколом, на основании выписки из которого, подготавливаются административные решения .
В течение трёх дней после вынесенного решения и подготовки необходимых документов, инициатор может подойти лично и получить решение на руки, под расписку о его выдаче. Кроме того, результаты слушаний должны быть представлены на сайте государственных услуг . Далее оформление сервитута потребует регистрации в кадастровых записях участка.
Если полученное решение, по результатам будет неудовлетворительным , то в течение 10 дней после его получения, можно обратиться в суд для его обжалования.
Значительно быстрее вопрос будет урегулирован, если при обсуждении возникнет прецедент соглашения. Добровольно договориться можно ещё до подачи заявления в муниципалитет.
Составление соглашения потребует указать наименование сторон, с полным указанием данных, в том числе – и , а также (юридические лица) и формы собственности предприятия.
После сведений о сторонах, указывается наименование документа (соглашение об установлении сервитута ), и в основной части указывается:
Публичный сервитут всегда имеет вид акта федерального или муниципального значения , поэтому его легализация требует административного утверждения. В связи с этим, главе администрации подаётся заявление вместе с соглашением.
По решению администрации, вопрос может быть решён на основании представленного соглашения.
При необходимости (значимости обременения сервитутом), оба документа будут представлены на слушания.
После полученного нормативного решения от административного органа, сервитут должен быть зарегистрирован .
При регистрации потребуются следующие документы :
Госпошлину оплачивает лицо, в чью пользу которого регистрируется сервитут. Она составляет 6 000 рублей , так как в данном случае в процессе участвуют юридические лица.
Если сервитут не зарегистрирован, но запись в кадастровом учёте имеется , то, вероятно, участок подлежал имущественной сделке. Необходимо понимать, что участок передаётся новому владельцу вместе с обременением сервитутом.
Если не зарегистрировал участок в Росреестре, значит – регистрации участка не будет, так как регистрацию нужно обновлять с момента любого изменения, проводимого в отношении имущественного владения. Это нарушение условий существования сервитута , который всегда должен отражать реальное положение вещей.
Здесь возможны два решения:
Вполне вероятно, что срок обременения участка сервитутом завершился, но не была произведена регистрация отмены сервитута .
В любом случае, кадастровые учётные записи должны быть в полном порядке, поэтому с этим вопросом надлежит разобраться.
Прекращение публичного сервитута возникает тогда, когда заканчивается срок его действия , установленный нормативным актом. Если работы, в соответствии с которыми, налагалось обременение участка, закончены досрочно – землевладелец имеет право обратиться в административный орган к уполномоченному лицу с заявлением об отмене сервитута.
Прекращение путём отмены может быть произведено и в судебном порядке , если права землевладельца кардинально нарушены. При этом, землевладелец может продать свой участок юридическому лицу , обременившему его сервитутом или муниципалитету, за разумную плату.
В этом случае, при приобретении в собственность участка с собственным обременением, сервитут можно устранить и использовать участок в соответствии с целями и находящимся на нём имуществом. Прекращение публичного сервитута возникает при условии утраты причин , в соответствии с которыми был установлен сервитут.
Необходимо понимать, что обременение его земель публичным сервитутом – это необходимость, связанная с использованием его территории для нужд населения . Это потребность, которая по своей значимости стоит выше, чем индивидуальные интересы собственника.
Тем не менее, условия обременения должны быть сведены к минимуму , гарантируя возможность беспрепятственного пользования обеим сторонам.
При условии перегибов со стороны муниципалитета, собственник имеет право отстаивать свои интересы в суде или требовать равноценной замены .
Соглашения о публичном сервитуте земельных участков.
Сервитут публичный – это возмездное ограничение права пользования определенным земельным участком или его частью в пользу государства.
Более понятно на вопрос, что такое публичный сервитут, можно ответить следующим образом: это принудительная аренда куска земельного участка у владельца для определенного общественного пользования. При составлении договора тип пользования будет прописан и ни государство, ни другие люди не смог использовать эту землю в иных целях, кроме собственника.
Данный вид ограничения может быть установлен только в результате публичного слушанья, на котором рассматриваются вопросы, связанные с доступом к общественной территории.
Продемонстрировать, что это такое – публичный сервитут, может следующий пример: дом построен на земельном участке, ведущем к единственному водоему.
В данном случае обременением будет являться разрешение проходить всем гражданам по определенной территории участка для попадания к воде, не выходя за установленные границы.
Государственный сервитут может быть установлен исходя из ряда определяющих потребностей государства и его жителей:
Установление любого обременения начинается с проведения общественного слушания, которое организует муниципалитет. На слушанье происходит уточнение мнения заинтересованных людей и жителей, проживающих в муниципальном образовании. В случае, когда граждане высказали согласие в необходимости обременения, муниципальные органы выпускают соответствующее постановление, если же люди оказались против, либо воздержались, сервитут быть наложен, не может.
С учетом того, что сервитут устанавливается для реализации гражданских государственных целей, то его установление может происходить только при рассмотрении и подписании определенных государственных актов:
При установлении публичного сервитута на земельные участки у собственников остаются права, связанные с земельным наделом. Единственным ограничением права будет запрет на действия, которые осложнят или сделают невозможным использование территории в целях, указанных в договоре.
Читайте также Процедура оформления собственности по дачной амнистии: какие документы нужно подавать в Росреестр
В случаях, когда пользование территорией затрудненно по адекватным причинам, которые не зависят от собственника, он может обратиться в суд и обязать государство выплатить ему стоимость части участка и забрать ее в собственность.
В случае, когда хозяин обращается в судебные органы и выигрывает процесс государство не только выкупает участок, но и компенсирует все подтвержденные затраты, которые понес хозяин в связи с ограничением прав на пользования землей и использования ее сторонними лицами в своих целях.
Перед тем как ограничение вступит в законную силу, государство должно внести изменения в кадастровый план земельного участка и указать межеванную территорию.
Для того что бы установить и принять публичный сервитут на земельный участок необходимо:
Все спорные вопросы необходимо решать через суд.
Не все собственники согласны делить свой земельный участок с государством и общественностью. Если хозяин земли считает, что созданный сервитут нарушает его права и ухудшает условия жизни, то он может обратиться в суд.
В соответствии с законами России, рассмотрение вопросов, связанных с публичным сервитутом находится в компетенции только арбитражного суда.
В арбитражный суд необходимо обратиться с исковым заявлением, в котором указать какие права и почему нарушает обременение и, в просительной части, попросить признать государственный сервитут недействительным.
В судебном процессе основное бремя доказывания ложится на государство или представителя муниципалитета. В судебном заседании им необходимо доказать, что обременение установлено как единственный способ реализации прав и свобод граждан.
Устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.
В ЗК определены два основных вида сервитута: публичный и частный.
Характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а огромного количества людей.
Список документов, требуемых для регистрации :
Для публичного обременения необходимо на всех участках , подпадающих под зону ограничения. Производить данное действие должны . На сформированном плане указываются все границы действия обременения и отмечаются участки, находящиеся на . К прилагается межевой проект с указанием всех участков, которые будут затронуты обременением.
Отличия | Публичный сервитут | Частный сервитут |
Стороны, для которых вводятся ограничения | Введение ограничений в интересах большого круга лиц. | Наложение обременения в пользу определенного частного лица или нескольких лиц. |
Устанавливается при помощи нормативно-правовых актов. | Принятие происходит при заключении соглашения сторон. |
|
Получение выгоды | Почти всегда заключается на безвозмездной основе. Плата может быть назначена только при условии существенного затруднения при пользовании участком. При невозможности использования участка владелец вправе потребовать выкуп или предоставление нового. | Всегда заключается на возмездной основе. Происходит ее владельцу. Величина устанавливается от размера убытков, причиненных обременением. |
Необходимость согласования | Всегда согласовывается с местной администрацией | Нет необходимости в таком согласовании. |
Разрешение о несогласии сторон | В суд обращается тот, на чей участок проводятся ограничения. | В судебный орган обращается тот, кто хочет установить сервитут. |
Снятие ограничений происходит изданием акта о прекращении обременения. | Заключается соглашение о прекращении действия обременения или подается на рассмотрение в суд. |
Сервитут накладывает ограничения на использование земли ее собственником. Это является вынужденной необходимостью, которая может быть связана с проведением каких-либо работ как со стороны частного лица, так и со стороны государства. Между этими ограничениями существует ряд различий по порядку оформления, по разрешению спорных ситуаций, по возмещению неудобств.
В процессе распоряжения и владения землей часто возникают ситуации наложения ограничений прав по конкретному объекту. Публичный сервитут – это вид обременения, устанавливаемый государственными службами и органами, не требующий изъятия под нужды государства от собственника.
Бывают ситуации, когда собственники сопредельных участков должны предоставить возможность пользоваться определенным образом своей территорией владельцам соседних участков. Данное право зафиксировано в положениях ГК РФ и имеет отличную от аренды земли природу. Подобное обременение может возникнуть только по решению властей, без притязаний на право собственности владельца.
Земельный Кодекс России предусматривает такие виды обременения как частное и публичное. Под частным обременением понимают предоставления права пользования участком владельцу смежной территории.
Как правило, частный сервитут использует свое право для организации проходов, проезда, протягивания инженерных коммуникаций и электросетей.
В отличие от частного, публичный сервитут представлен обществом и органами власти. Такое обременение устанавливается для:
Главным отличием от частного вида служит участие в решении вопроса местных властей, представителей государственных органов.
Публичный сервитут не подразумевает достижения взаимного согласия сторон, а исполняется после публичных слушаний в рамках принятого государственного акта.
Полный список оснований, при которых возможно наложение обременения, выглядит следующим образом:
Нельзя путать подобное обременение с отчуждением участка в пользу третьих лиц или государства. Земля по-прежнему остается в собственности хозяина, а при исчезновении оснований для доступа, обременение, по запросу собственника, снимают.
В правах землевладельца потребовать выкупа интересующего участка государством, либо получать компенсацию за убытки, возникшие в силу данного обременения. Такая ситуация вполне возможна, когда обременение привело к тому, что землевладелец утратил возможность использовать рассматриваемый участок по своему прямому назначению.
Собственник, в отношении которого возникло публичное обременение, может обратиться за установлением платы от той стороны, в чьих интересах возникло данное право.
Процедура установления сервитута проходит в следующей последовательности:
Составить заявление на установление публичного сервитута не составит особого труда. Оно должно включать следующие характеристики:
Чаще всего, в администрацию населенного пункта заявление пишет орган местной власти, однако возможно обращение иного субъекта. В таком случае, заявление подают территориальный отдел по земельным вопросам. Установить обременение можно только согласно государственного акта, изданного в отношение конкретного землевладельца и конкретного участка.
Процедура рассмотрения заявления и согласования обременения проводится согласно региональным нормативным актам в установленные законодательством сроки.
В случае рассмотрения вопроса, касающегося земель городов федерального значения, необходимо организовать публичные слушания, по результатам которых будет вынесено решение. Обязательно фиксирование решения в протоколе собрания, который и станет основанием для наложения обременения.
Оформление публичного сервитута возможно в виде договора или акта с указанием конкретных деталей обременения – названия объекта, его точного адреса, общей площади, кадастрового номера. Сведения относительно участка указывают согласно данных из заявления.
Для того, чтобы воспользоваться правом публичного сервитута, необходимо пройти обязательную госрегистрацию. Для данного действия готовят следующий перечень бумаг:
Данная мера позволит внести необходимые сведения об обременении на плане и в кадастровом реестре. Право на обременение возникает после того, как издается акт о регистрации с присвоением регистрационного номера.
Собственник вправе обратиться в судебные инстанции, если будет выявлено нарушение его прав на собственность. Подобные дела рассматриваются в Арбитражном суде.
Для того, чтобы снять законные ограничения, необходимо наличие одной из нижеследующих ситуаций:
На видео о публичном сервитуте
Каким бы ни была причина устранения сервитута, потребуется оформить соответствующий правовой акт через структуру, вынесшую решение об обременении. Общественные слушания по устранению сервитута, как правило, не проводятся.