Право на получение данной субсидии предусмотрено Жилищным кодексом (ст. 159 ЖК РФ). Основания и порядок получения содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг».
Почему законодатель предоставил такое право? Граждане с низким заработком являются финансово уязвимыми. Их финансовая уязвимость напрямую влияет на финансовое состояние поставщиков коммунальных услуг. А финансовое состояние поставщиков коммунальных услуг может привести к остановке их деятельности или вовсе ликвидации, что в свою очередь приведет к невозможности поставлять электричество, воду и газ большому кругу лиц. Именно во избежание такой ситуации законодатель предоставил право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Таким образом, законодатель минимизировал риски банкротства коммерческих структур – поставщиков коммунальных услуг. А граждане получили возможность получать субсидирование.
Субсидия предоставляется всем гражданам с учетом проживающих с ними в одном жилом помещении членов семьи.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также субсидия на оплату ЖКУ или субсидия на оплату услуг ЖКХ) имеют все граждане Российской Федерации (как безработные, так и работающие, пенсионеры, инвалиды, малоимущие, матери одиночки, многодетные), а также некоторые граждане зарубежных государств, проживающих в России (Белоруссии и Киргизии).
Однако есть исключения. В начале статьи целесообразно определить круг граждан, которым субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляется в силу определенных условий и обстоятельств.
см. приказ Минрегиона России № 58, Минздравсоцразвития России № 403 от 26.05.2006 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Если гражданин не подпадает под вышеуказанные категории, то у него возникает право на получение субсидии по коммунальным платежам. Следующим главным критерием будет являться размер заработка, о чем расскажем ниже.
В связи с тем, что субсидия предоставляется с учетом членов семьи заявителя, то стоит определить круг лиц.
В состав семьи входят:
Пользование коммунальными услугами неразрывно связано с жилым помещением. Поэтому целесообразно определиться с объектом, на который предоставляются субсидии. Граждане, претендующие на получение субсидии, должны иметь правовые основания владения (пользования жилым помещением), а также в обязательном порядке быть зарегистрированными в жилом помещении:
Субсидия на оплату услуг ЖКХ предоставляется всем гражданам в зависимости от размера индивидуального заработка гражданина или общего дохода семьи. Именно доход является главным критерием при принятии решения уполномоченными органами о предоставлении субсидии, а также при ее расчете.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется при наличии следующих условий:
Забегая вперед оговоримся, что доля расходов от совокупного дохода на оплату ЖКУ устанавливается региональным законодательством, но не может превышать 22 %. (например, в Москве – 10 %, в Санкт-Петербурге – 14 %).
Размер субсидии зависит от:
При определении размера субсидии используются разные показатели дохода семьи:
Совокупный доход семьи – сумма заработка всех членов или одиноко проживающего гражданина за последние 6 месяцев.
Например, если супруг получал прибыль за 6 месяцев: январь – 14000, февраль – 15000, март – 14000, апрель – 17000, май – 11000, июнь – 12000, а супруга: январь – 9000, февраль – 8000, март – 4000, апрель – 7000, май – 6000, июнь – 2000, то совокупный заработок семьи составит (14000+15000+14000+17000+11000+13000)+(9000+8000+4000+7000+6000+2000)= 84000+36000=120000.
В совокупный заработок семьи входят следующие доходы:
Полный перечень приведен в пункте 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512; пункт 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.
Используется при расчете размера субсидии во всех случаях:
Данный показатель нужен для отнесения семьи к категории малообеспеченной. Если среднедушевой заработок семьи меньше прожиточного минимума, то при расчете используется дополнительный коэффициент, повышающий размер субсидии.
Количество проживающих ни Правилами, ни другим законодательством не ограничено. Однако не стоит забывать об ответственности за фиктивную регистрацию (ст. 322.2 УК РФ).
Как указывалось выше, в состав семейства входят: сам заявитель, его супруг(а), родители (усыновители), дети (усыновленные). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, признанные судом членами семьи заявителя (подробнее ст. 31, ст. 69 ЖК РФ, ст. 2 СК РФ).
При расчете размера субсидии в качестве члена семейства не учитываются следующие категории граждан:
Федеральный закон от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчетов среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Для разных социально-демографических групп (трудоспособные, пенсионеры и дети) устанавливается разная величина прожиточного минимума. Социально-демографические группы учитываются в случае отнесения семьи к категории малообеспеченной. Поэтому коэффициент, используемый при расчете размера субсидии для малообеспеченных семей (в том случае, когда среднедушевой заработок семейства меньше прожиточного минимума), может меняться в зависимости от отнесения к той или иной социально-демографической группе.
Например, в Москве величина прожиточного минимума установлена в следующих размерах:
Данные показатели постоянно индексируются и проверять их актуальность следует в официальных источниках.
Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения устанавливается региональными властями. Во всех регионах он одинаковый и составляет:
Есть и еще один момент, на который следует обратить внимание, если вы претендуете на получение субсидии: помощь вам будет оказана только в том случае, если площадь вашего жилья не превышает стандарт нормативной площади. К примеру, если одинокая пенсионерка проживает в квартире площадью 60 кв. м, то субсидию она может получить только в расчете на 33 кв.м, а за остальную жилплощадь ей придется платить полностью.
Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг также устанавливаются региональными властями. Однако, размер отличается не только в зависимости от региона, но и от населенных пунктов, входящих в состав одного субъекта. Например, в Москве стандарт стоимости ЖКУ установлен Постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. № 849-ПП и в зависимости от категории проживающих (пользователи государственного жилищного фонда, собственники жилых помещений и другие) составляет:
Указанные размеры постоянно индексируются. Актуальную информацию следует уточнять в официальных источниках.
На федеральном уровне доля расходов установлена в размере 22 % от совокупного дохода семейства (постановление Правительства от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»)
Региональным законодательством указанный размер может изменяться, но только в сторону уменьшения. Например, в Москве доля расходов для всех составляет 10%. При заработке до 2500 – 6%, до 2000 – 3%, а при доходе до 800 рублей – заявитель вовсе освобождается от платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги (Закон г. Москвы от 1 ноября 2006 г. № 54 «О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»).
Другими словами – размер расходов на оплату коммунальных платежей не должен превышать 22 % (10 % для Москвы) от заработка гражданина или совокупного дохода семейства. Например, при заработке 30 000 рублей оплата коммунальных услуг должна составить не более 6 600 рублей (3000 для Москвы).
Актуальную информацию следует уточнять в официальных источниках.
Формула расчета достаточно сложная. Приведем наглядный пример для среднестатистической семьи, проживающей в Москве:
Размер субсидии составит около 4 300.
Стоит сделать акцент на том, что при предоставлении субсидий принимаются во внимание не фактические расходы гражданина на оплату ЖКУ, а расчетная сумма, зависящая от нормативной площади жилого помещения и стандарта стоимости ЖКУ. Размер субсидии не может превышать фактических расходов на оплату услуг ЖКХ.
Например, если по региональным стандартам размер расходов на оплату ЖКУ составляет 4000, а фактические расходы составляют 3000, то субсидия не может превышать 3000 рублей.
Обращаем внимание, что в случае предоставления получателю субсидии и членам его семейства иных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать сумму оплаты по квитанции, уменьшенную на размер предоставленных мер социальной поддержки.
Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
ЖК РФ):
В плату за жилое помещение для нанимателя дополнительно включается плата за пользование жилым помещением (плата за наем). При этом капитальный ремонт общего имущества в МКД проводится за счет собственника жилищного фонда (п. п. 1 , 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Примечание. Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
В плату за жилое помещение для собственника помещения дополнительно включается взнос на капитальный ремонт. При этом следует учитывать, что для ряда категорий граждан предусматривается компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт (п. 2 ч. 2 ст. 154 , ч. 2.1 ст. 169 ЖК РФ; ч. 14 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
В плату за жилое помещение также может включаться абонентская плата за услуги связи для целей телевещания, установленная на основании письменного договора на оказание услуг связи, заключаемого с абонентом (владельцем помещения в МКД). Если абонентская плата за услуги связи включена в единый платежный документ в отсутствие такого договора, собственник (наниматель) помещения вправе требовать ее исключения из единого платежного документа и не оплачивать услуги, которыми он не пользуется (п. п. 12 , Правил оказания услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 785; Письмо Минстроя России от 13.07.2016 N 21928-АЧ/04).
Примечание. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя плату за наем жилого помещения и плату за коммунальные услуги (ч. 1.1 ст. 154 , ст. 156.1 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги
Размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Исключение составляет определение размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, для которого применяется особый порядок, в том числе и путем принятия решения на общем собрании (ч. 7 , 9.2 ст. 156 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления МКД либо об установлении размера такой платы, устанавливается органами местного самоуправления (в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — как правило, органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) (ч. 3 ст. 156 , ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
При этом перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденный собственниками помещений либо органом местного самоуправления, не может быть меньше Минимального перечня (Письмо Минстроя России от 17.03.2016 N 7513-ОЛ/04).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии — исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг), и по тарифам для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов) (ч. 1 , 2 ст. 157 ЖК РФ; п. 38 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца включительно, следующего за истекшим месяцем. При этом договором управления МКД либо решением общего собрания членов ТСЖ (жилищного кооператива) может быть установлен иной срок внесения платы (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ; п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
За несвоевременную и (или) неполную оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрена обязанность должников уплатить кредитору пени в установленных размере и порядке (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).
За несвоевременную и (или) неполную уплату взносов на капитальный ремонт предусмотрена обязанность собственников помещений уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты (ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ).
Справка. Ставка рефинансирования
С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России и с 30.10.2017 составляет 8,25% (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У; Информация Банка России от 27.10.2017).
Предоставление информации о порядке и форме оплаты коммунальных услуг
Организации или индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги (исполнители), обязаны предоставить потребителю информацию о порядке и форме оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета.
Информация предоставляется путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении таких услуг, и размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом или комплекс жилых домов, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей (пп. «п» п. 31 Правил N 354).
Если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не установлен порядок оплаты, потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов, при этом уведомлять поставщика услуг или управляющую компанию не требуется (Письмо Минстроя России от 04.09.2015 N 28485-ОЛ/04).
Примечание. В определенных случаях органы госвласти субъектов РФ могут принять решение об оплате коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года (пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857; п. 1 Постановления Правительства Москвы от 29.09.2016 N 629-ПП).
Основания внесения платы за коммунальные услуги
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься следующим образом (п. п. 1 , 2 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ):
Информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенная в информационной системе, должна соответствовать сведениям, содержащимся в платежном документе, представленном потребителю. При несоответствии этих сведений достоверной считается информация, размещенная в информационной системе (ч. 2.3 ст. 155 ЖК РФ).
Способы внесения платы за коммунальные услуги
В настоящее время существует множество способов оплаты потребителем жилого помещения и коммунальных услуг. Так, в частности, потребитель по своему выбору вправе (п. 65 Правил N 354):
1) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в выбранных им банках, или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет, через информационно-платежные терминалы, банкоматы, депозиторы, с помощью мобильного телефона, с использованием систем электронных платежей, долгосрочных поручений о списании денежных средств, в соответствии с которыми банк ежемесячно перечисляет со счета клиента оговоренные платежи, и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ. Подтверждающие оплату документы должны храниться в течение не менее трех лет со дня оплаты;
2) поручать внесение платы за коммунальные услуги другим лицам;
3) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период (месяц) частями, не нарушая при этом установленный срок внесения такой платы;
4) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Кроме того, потребитель вправе воспользоваться рассрочкой, которую исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить ему, если размер платы за коммунальную услугу в каком-либо месяце превысит более чем на 25% размер платы, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года.
Рассрочка предоставляется на условиях внесения платы равными долями в течение 12 месяцев и взимания за это процентов в размере не выше, чем увеличенный на 3% размер ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предоставления рассрочки.
При этом проценты за предоставляемую рассрочку не начисляются или начисляются в меньшем размере, если за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы РФ исполнителю коммунальных услуг предоставляется компенсация средств, недополученных в виде процентов за предоставление рассрочки (п. п. 72 — Правил N 354).
Подготовлено на основе материала
ООО «Институт Управления ЖКХ»
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги по договорам социального найма, найма, договору найма жилого помещения в бездотационном доме жилищного фонда города Москвы, найма специализированного жилого помещения жилищного фонда города Москвы включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плату за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
3) плату за коммунальные услуги.
2. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договорам социального найма, найма, договору найма жилого помещения в бездотационном доме жилищного фонда города Москвы, найма специализированного жилого помещения жилищного фонда города Москвы, относящихся к категории непригодных для проживания, не оплачивают услуги по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
3. Плата за пользование жилым помещением (плата за наем), содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги с граждан, проживающих в жилых помещениях по договорам социального найма, найма, договору найма жилого помещения в бездотационном доме жилищного фонда города Москвы, найма специализированного жилого помещения жилищного фонда города Москвы, взимается с момента заключения соответствующего договора, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.
4. При недостижении соглашения между гражданами, проживающими в жилом помещении по договорам социального найма, найма, о порядке оплаты жилого помещения и коммунальных услуг доля платежей каждого гражданина за жилое помещение и отопление определяется в судебном порядке.
5. Размеры платы за пользование жилым помещением из жилищного фонда города Москвы (платы за наем) устанавливаются в зависимости от качества, благоустройства жилого помещения, места расположения дома, имущественной и жилищной обеспеченности пользователей (нанимателей) и условий предоставления жилого помещения в соответствии с городскими жилищными программами.
6. Размеры и порядок внесения платы гражданами, проживающими в специализированных жилых помещениях жилищного фонда города Москвы, за пользование жилыми помещениями, помещениями культурно-бытового и иного назначения, мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем устанавливаются правовыми актами города Москвы и договором найма специализированного жилого помещения.
7. Граждане, признанные в установленном порядке малоимущими и занимающие жилые помещения по договору социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
1. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы, обязаны осуществлять оплату:
1) услуг за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) коммунальных услуг.
2. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы, относящихся к категории непригодных для проживания, не оплачивают услуги по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
3. Плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги взимается с граждан, проживающих в жилых помещениях по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы, с момента заключения данного договора, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.
4. При недостижении соглашения между гражданами, проживающими в жилом помещении по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы, о порядке оплаты жилого помещения и коммунальных услуг доля платежей каждого гражданина за жилое помещение и отопление определяется в судебном порядке.
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
2. Собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию и ремонту принадлежащего ему жилого помещения, участвовать в расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
3. Собственник жилого помещения обязан нести расходы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество в порядке и на условиях, установленных на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.
4. Плата за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и услуги по отоплению взимается с собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на данное жилое помещение, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом или иным договором.
5. В многоквартирном доме, где создано объединение собственников (товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив), решение о размерах платы за содержание и ремонт жилого помещения принимается органами управления данного объединения, если иное не определено в его уставе.
6. В многоквартирном доме, где не создано объединение собственников, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, которое проводится в порядке, установленном федеральным законодательством, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее одного года.
7. Если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе способа управления домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается Правительством Москвы.
8. Если собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления таким домом, но отсутствует решение общего собрания собственников помещений об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы устанавливается Правительством Москвы.
9. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.
10. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть установлена плата за страхование объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
1. Оплата коммунальных услуг (электроснабжения, газоснабжения, в том числе снабжения сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализирования) и теплоснабжения (отопления), в том числе доставки и приобретения твердого топлива при наличии печного отопления) осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду любой формы собственности, по единым правилам, условиям, тарифам, действующим на территории города Москвы.
2. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребленных коммунальных ресурсов (показаний приборов учета) и тарифов на соответствующие виды услуг, а при отсутствии приборов учета — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на соответствующие виды услуг, если иное не предусмотрено правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
2. Плата за пользование жилым помещением (плата за наем), плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, а также плата за отопление взимаются независимо от факта пользования жилым помещением.
3. Размер платы за пользование жилым помещением, содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается дифференцированно в зависимости от благоустройства дома, его месторасположения, объема предоставляемых услуг.
4. Плата за пользование жилыми помещениями (плата за наем), находящимися в собственности города Москвы, направляется в бюджет города Москвы.
5. Изменение платы за содержание и ремонт жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, платы за пользование жилым помещением (плата за наем) и тарифов на коммунальные услуги может осуществляться не чаще одного раза в год одновременно с принятием закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной период, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
1. При внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги с нарушением сроков, предусмотренных федеральным законодательством, а также при внесении ее не в полном объеме начисляются пени в установленном размере в соответствии с федеральным законодательством.
2. При невыполнении гражданином своих обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение более шести месяцев он подлежит выселению в судебном порядке из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Москвы, по нормам площади в общежитии.
3. При невыполнении собственником жилого помещения своих обязательств по оплате содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг задолженность подлежит взысканию в установленном федеральным законодательством порядке и в соответствии с договором управления многоквартирным домом либо в судебном порядке.
1. Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам в порядке и на условиях, которые устанавливаются правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы.
2. Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг рассчитываются исходя из размеров стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стандарта стоимости жилищных и коммунальных услуг и стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
1. Отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета города Москвы в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.
2. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Коммунальные услуги дорожают с каждым годом. Для семей со средним уровнем достатка — это незначительные изменения в бюджете. Малоимущим гражданам, в свою очередь, тяжело справиться с оплатой. Однако, государство предусматривает субсидии по оплате ЖКХ.
Согласно законодательству РФ, максимальная оплата жилищно — коммунальных услуг не должна превышать отметки в 22 процента от суммы доходов семьи. Тарифы повышаются ежегодно, в соответствии с прожиточным минимумом региона. Если семья является малоимущей, сумма квартплаты должна быть снижена в соответствии с Постановлением Правительства №541.
Правом на получение субсидий обладает определенная категория граждан, чей доход равный или ниже установленного ежегодного прожиточного минимума. В 2017 году эта цифра составляет 9 776 рублей на человека.
Компенсация — это социальная финансовая поддержка малоимущих граждан. Предполагает выплату денежных средств на расчет за квартиру и коммунальные услуги. Компенсация расходов предоставляется в полном и частичном размере тем, у кого отсутствуют задолженности по ЖКХ. Для того чтобы ежемесячно получать пособие, необходимо оплачивать коммунальные услуги не позднее 25 числа каждого месяца, а также передавать показания счетчиков поставщикам услуг. Особенно важно предоставлять эту информацию инвалидам — ветеранам, для которых компенсация выплачивается в соответствии с нормой потребления.
Субсидии предполагают соразмерное уменьшение квартплаты в соответствии с прожиточным минимумом региона. Для того чтобы получить льготы, необходимо предоставить справку о доходах в ЖЭК. Также, требуется сообщать о любых изменениях, таких как:
Герои СССР освобождаются от оплаты коммунальных услуг.
Законодательство РФ предоставляет субсидии на оплату коммунальных услуг следующим категориям граждан:
Помимо этого, вне зависимости от места проживания, предоставляются льготы собственникам, арендаторам и пользователям государственного жилья. Однако, закон запрещает назначать субсидии должникам коммунальных услуг, а также иностранцам.
Основное назначение льготы — помощь малообеспеченным и социально-уязвимым семьям. Граждане вправе получить субсидии от государства если не работают и являются собственниками только одного жилого помещения. В основном, скидки предоставляются на газообесепечение. Поддержка осуществляется региональными органами самоуправления, а размер льготы назначается в индивидуальном порядке для каждого случая. Для пенсионеров предусмотрены скидки на оплату следующих ЖКХ:
Инвалидам I и II группы предоставляется 50-процентная скидка на оплату электроэнергии и телефонной связи. От уплаты капитального ремонта многоквартирного дома освобождаются пенсионеры старше 80 лет, а также семьи детей — инвалидов.
Компенсация за оплату ЖКХ предоставляется:
Государственная поддержка малоимущих семей и социально уязвимых граждан РФ осуществляется на основании подтвержденного статуса. Это может быть справка или свидетельство, военное удостоверение. Тарифы компенсации установлены законодательной базой и могут изменяться в зависимости от индивидуального случая. В нормативе предусмотрены следующие размеры:
Малоимущим многодетным семьям возвращается 30 процентов оплачиваемой стоимости квартплаты в случае, если нет задолженности. К перечню услуг относятся водоснабжение, газ, электроэнергия и отопление. 50 процентов расчета возмещается пенсионерам — инвалидам или другой уязвимой категории граждан для оплаты всех коммунальных услуг. На полную компенсацию могут рассчитывать герои Второй Мировой Войны, СССР, а также почетные доноры Московской Области.
Льготы от государства предоставляются ветеранам и инвалидам — пенсионерам, учитывая площадь квартиры, количество прописанных жильцов, а также средний ежемесячный доход семьи. 50 процентов субсидий предоставляется на оплату отопления, электричества, водостока и вывоз мусора. Помимо этого, учитывается:
Если условия для проживания неудовлетворительные, предоставляется 50-процентная скидка на все виды коммунальных услуг.
Для того чтобы получить компенсацию за жилищно — коммунальные услуги, следует оплатить все задолженности и после предоставить пакет документов с заявлением на получение государственной финансовой поддержки. Денежный возврат предоставляется гражданам по месту жительства и регистрации. Суммы расчетов по квитанции не должны превышать норматив потребления.
Компенсация за коммунальные услуги предоставляется на основании справки о доходе. Требуется обратиться в органы местного самоуправления или в территориальный МФЦ. Решение о назначении либо отказ предоставления компенсации утверждается государственными органами в 10-дневный срок. При удовлетворении прошения, гражданин ежемесячно получает письменное оповещение со следующими данными:
Основанием для отказа может быть неполный список необходимых документов, а также:
Получение льгот и субсидий предоставляется гражданам на основании заявления по тому же принципу.
Для получения компенсации за расходы коммунальных услуг, необходимо предоставить следующие документы:
Помимо этого, в зависимости от случая, предоставляется справка о доходах, военный билет, заключение медицинской комиссии о присвоении группы инвалидности, пенсионное удостоверение, выписка из ЗАГСа о количестве детей и другое. К перечню дополнительных документов для получения компенсации также относятся:
Ежемесячная денежная компенсация за оплату коммунальных платежей начисляется до 10 числа. Гражданин получает письменное оповещение. Срок действия субсидий — 6 месяцев с момента подачи заявления. В дальнейшем, при необходимости, процедуру следует повторить.
Начисляются денежные средства на лицевой счет владельца квартиры. Компенсация не облагается налогом и может быть потрачена на оплату любого вида коммунальных услуг.
Выплаты субсидий прекращаются на следующих основаниях:
Помимо этого, некоторые субсидии выдаются на полгода, например, компенсация за отопление. Перевод денег прекращается с момента последней оплаты квитанции.
Тарифы на коммунальные услуги все выше, а вот зарплаты растут не так быстро. Все больше людей не в состоянии своевременно вносить коммунальные платежи.
Государство дает возможность оформить субсидию на оплату услуг ЖКХ, тем гражданам, у кого тяжелое материальное положение.
Как получить субсидию на оплату коммунальных услуг? Для ее оформления необходимо собрать пакет документов и подтвердить свой социальный статус.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !
Субсидией называется государственная помощь, предназначенная для погашения части оплаты по коммунальным услугам в виде компенсационных выплат.
Выплату предоставляют, когда расходы, которые семья направляет на погашение «коммуналки», составляют больше пятой части от ее общих доходов .
Порог в 20% может изменяться в зависимости от условий региона. Назначение компенсации осуществляется согласно статье 159 Жилищного кодекса РФ. Размер субсидии зависит от дохода семьи.
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются малообеспеченным гражданам, обратившихся к государству за помощью , также правом на получение компенсаций обладают члены их семей. Компенсацию назначают на основании предоставления пакета требуемых справок и документов.
Получить помощь на оплату коммунальных услуг имеют возможность :
Нет права на помощь государства в оплате услуг ЖКУ у следующих лиц :
Компенсация не предоставляется, если гражданин:
Если вы хотите узнать, как оформить договор дарения квартиры, советуем вам прочитать .
Заявление от населения на оформление государственной помощи на оплату коммунальных услуг могут принять в разных организациях. Для оформления субсидии следует посетить органы власти того субъекта Российской Федерации, где человек проживает .
Например, в Москве можно подойти в центр жилищных субсидий. В регионах желающие оформить компенсационные выплаты могут обращаться в организации, где осуществляется помощь социально незащищенным категориям населения.
Предоставление субсидий производится по месту постоянного проживания, для чего в виде подтверждения необходимо предъявить регистрацию. По месту временного пребывания субсидию не предоставят.
Документы можно подавать в уполномоченные организации следующими способами:
При подаче документации в виде электронного сообщения это можно сделать при помощи портала госуслуг или через МФЦ – многофункционального центра по оказанию населению государственных услуг .
При оформлении субсидии следует собрать следующие документы:
Читайте статью, как сэкономить электроэнергию в домашних условиях .
Заявление заполняет гражданин, на которого открыт лицевой счет по оплате коммунальных услуг . В заявлении необходимо указать:
Предлагаем вам ознакомиться с примерной формой заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: Скачать бланк .
Список документов может быть дополнен или изменен в некоторых пунктах в зависимости от региона и конкретной жизненной ситуации заявителя.
Рассмотрение заявки на предоставление выплаты происходит в течение 10 рабочих дней . Необходимо проверить достоверность сведений, указанных в документах.
После принятия решения о назначении компенсации гражданину будет выслано уведомление .
Если оформление производилось 1-15 числа месяца, предоставление субсидии начинается с первого числа. При оформлении начиная с 16 числа до конца месяца компенсация будет предоставлена с первого числа следующего месяца. Срок предоставления субсидии — полгода .
Размер выплаты будет исчисляться помесячно и зависеть от размеров расходования на оплату услуг ЖКУ.
Услуги рассчитываются на основании региональных стандартов. Ежемесячно размер субсидии будет рассчитываться по формуле, установленной законодателями. Сумма, полученная в результате, не должна превысить фактические расходы на услуги коммунальщиков.
Начисление производится следующим образом: получатель государственной субсидии оплачивает , через определенное время на его лицевой счет поступают денежные средства, определенные в качестве компенсации. Для отдельных категорий граждан может быть организована доставка денег на дом.
Возможно Вас заинтересует статья о том, как выписаться из квартиры и прописаться в другую, прочитать об этом можно .
Остановить выплату компенсации возможно в таких случаях:
Наибольший срок приостановки платежей может быть до 30 дней. Если получатель субсидии может предоставить подтверждение того, что возникновение условий для остановки выплат было вызвано уважительными причинами, они могут быть возобновиться.
За уважительную причину могут признать смерть родственника, задержку зарплаты, прохождение заявителем стационарного лечения.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — одна из мер социальной поддержки граждан. Предлагаем вам посмотреть видеоролик.