Как основа ФГОС стал особенно актуальным в условиях инноваций, происходящих в настоящее время в нашей стране, в том числе и в сфере дошкольного образования. Он стал важным средством социально-экономического, культурного формирования интеллектуального потенциала РФ.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход к каждому ребенку, формирование у подрастающего поколения способности решать сложные проблемы и задачи. Современное общество выдвигает серьезные требования к процессу дополнительного образования. России необходимы нравственные, образованные, предприимчивые молодые люди, которые способны прогнозировать результаты своих поступков, готовые ощущать гордость и ответственность за свою семью, страну.
Так как приоритетом образовательной системы и общества считается подготовка молодежи, вступающей в новую жизнь, то результат обучения характеризуется их успешной адаптацией в социуме.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС направлен на создание оптимальных условий для самореализации подрастающего поколения постиндустриального общества. Учитель не может «вылепить», «сделать» ребенка при пассивном варианте обучения и воспитания. Только при вовлечении школьников в совместную деятельность можно получить желаемый результат, выполнить социальный заказ в полном объеме.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС предполагает оценку качества образования по определенным критериям:
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС имеет практическое значение, он является актуальным и востребованным в современном обществе.
Идея объединить деятельностный и системный подходы была предложена отечественными учеными и педагогами. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС появился в 1985 году. Среди его разработчиков выделим Э. В. Ильенкова, Э. Г. Юдина, психолога А. Г. Асмолова. Разработчики новой образовательной системы внимательно изучили опыт зарубежных коллег, а также методики развивающего и опережающего обучения, созданные Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным.
Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС стал результатом синтеза разных инновационных технологий, созданных в 20-м веке зарубежными и отечественными психологами и учеными. Он включил в себя лучший педагогический опыт нескольких десятилетий. Сегодня системно-деятельностный подход - это основа отечественного образования на всех ступенях, включая дошкольную систему.
Регламентируется воспитательный процесс в ДОУ государственными стандартами, разработанными к дошкольной образовательной программе.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС дошкольного образования имеет следующую суть:
Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС позволяет учитывать возрастные, физиологические, психологические характеристики детей. Особое значение в новой образовательной системе отводится поиску форм общения между наставником и воспитанником для полноценной и продуктивной совместной деятельности.
Новые технологии обеспечивают плавный переход от дошкольного воспитания к ступени школьного обучения.
Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС отличается разнообразными организационными формами, позволяет учитывать индивидуальные способности каждого отдельного ученика. Педагоги могут работать не только с одаренными детьми, но и с ребятами, имеющими ограничения по здоровью.
В результате совместной плодотворной деятельности дети получают возможность к реализации своего творческого потенциала.
Системно-деятельностный подход - основа эффективной реализации ФГОС второго поколения. Этот метод отличается от традиционных образовательных технологий многообразием форм, возможностью активного включения в поисковую и исследовательскую деятельность.
Чем еще отличаются инновационные образовательные технологии? Системно-деятельностный подход - основа ФГОС ООО, без него трудно выполнить те требования, которые предъявляет общество к уровню современного образования.
Основой для успешности каждого ребенка, формирования его умений, многочисленных компетенций, должна стать систематическая смена способов и видов деятельности, что в полной мере обеспечивают инновационные образовательные технологии.
Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС нуждается в обновленной методической базе. Она предполагает подбор совокупности инновационных подходов и приемов, позволяющих педагогу активизировать собственную деятельность школьников.
Системно-деятельностный подход в обучении - основа ФГОС дошкольного образования. В конце прошлого века в отечественном образовании внимание уделялось только усвоению знаний. Никто не придавал значения вопросу, связанному с поиском эффективных способов усвоения теории, с развитием индивидуальности, становлением гражданственности и патриотичности у подрастающего поколения.
Обучение основывалось на вербальном способе и формах передачи готовой информации, обезличенности и монотонности, пассивном обучении ребят. Те сведения, которые они вынуждены были заучивать, являлись бесполезными, они не требовались школьникам в повседневной жизни, не способствовали социальной адаптации и успешности в профессии.
Создал системно-деятельностный подход Петерсон. Как основа ФГОС им предложена организация и контроль учебной и воспитательной деятельности ребят дошкольного возраста в контексте жизнедеятельности. Обязательным условием является учет жизненных планов, интересов, ценностных ориентиров, использование инновационных приемов и методик.
Новая дошкольная парадигма образования имеет деятельностный вариант. Ее основной целью является развитие личности дошкольника на базе овладения универсальными способами формирования навыков и умений, которые составляют инструментальную основу УУД.
Системно-деятельностный подход - основа ФГОС НОО. Его отличительной особенностью является отведение отдельного внимания процессу развития личности дошкольника, обретения им нравственного, духовного, социального опыта.
Именно такой подход в последнее время стал ведущим научным методом познания и преобразования объектов. Это направление методологии теоретических исследований и социальной практики, базирующееся на рассмотрении различных предметов и объектов в качестве целостных систем, дает возможность выявлять вариативность учебных предметных отраслей.
Федеральные государственные требования нового поколения предполагают выделение во всех учебных дисциплинах определенного количества часов на региональный компонент. Например, в рамках экологического воспитания малыши знакомятся с деревьями, растениями, животными своего края, приобретают опыт толерантного отношения к живой природе.
Сущность приема - в рассмотрении самостоятельных компонентов во взаимосвязи, движении, постоянном развитии и совершенствовании.
Такой деятельностный подход - основа ФГОС ООО, которые в настоящее время внедрены в российское дошкольное образование.
Дифференцированный подход к воспитанию позволяет выявлять системные интегративные свойства, а также качественные характеристики, необходимые для гармоничного развития подрастающего поколения России.
Исторический, функциональный, предметный аспекты комплексного подхода нуждаются в совокупности таких принципов анализа, как конкретность, историзм, учет развития и всесторонних связей.
Культурно-исторический аспект базируется на теоретических положениях педагогической концепции Гальперина, Леонтьева, Выготского. Они уделяли особое внимание основным психологическим закономерностям процессов воспитания и обучения, структуре образовательной деятельности дошкольников с обязательным учетом основных особенностей индивидуального возрастного развития детей.
Основной тип мышления, который связан с новой образовательной концепцией, предполагает эмпирическое мышление. Ребенок получает возможность подбирать собственное содержание образования, выбирать в большом объеме те направления, которые интересны детям.
Системно-деятельностный подход сопровождает модернизацию общей образовательной парадигмы, находящей свое отражение в переходе:
Отметим, что ориентированный и компетентностный подходы к обучению не противоречат тем задачам, которые ставят ФГОС второго поколения перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Сочетание разнообразных педагогических приемов с проектной и исследовательской деятельностью дает желаемый результат, помогает педагогам формировать у воспитанников все качества, указанные в современной образовательной парадигме.
Системно-деятельностный подход является в настоящее время самым подходящим вариантом для учета психологических и умственных особенностей дошкольников. Он в полной мере соответствует тем приоритетам, которые выбраны для модернизации российской образовательной системы.
Педагогическая инициатива «Наша новая школа», внедренная в современном российском образовании, предъявляет особые требования к профессиональному уровню педагогов РФ. Они должны не просто иметь теоретические знания обо всех особенностях детской психологии, владеть преподаваемым предметом, но и выполнять функции тьютора. Задача современного учителя состоит в помощи ребятам развивать самостоятельность, творческие способности, искать сферу профессиональной деятельности. Ключевой особенностью российского образования должна стать именно воспитательная, а не образовательная деятельность.
Базой, основой педагогической деятельности воспитателя, которая обуславливает и процесс, и конечный результат работы, признана система действий педагога. Она характеризуется особенностями личности учителя, его приоритетами, персональными качествами. Инновации, наблюдаемые в российской системе дошкольного образования, основываются на введении в процесс обучения компетентностного, деятельностного подхода.
Во многих дошкольных учреждениях сегодня наблюдается переход от классического обучения к творческой работе над заданиями воспитанников ДОУ, связанными с теми проблемами, которые будут решать малыши вне стен детского сада.
Признание активной деятельности ребенка в образовательном и воспитательном процессе приводит к совершенствованию представлений о содержании взаимной работы ребенка со сверстниками, воспитателем, родителями.
Теперь даже в детском саду не используется вариант классической трансляции знаний детям от педагога. На смену такому образовательному процессу пришло полноценное сотрудничество. Единоличное руководство воспитателя в подобном сотрудничестве замещено полноценным участием в подборе методов и содержания обучения самими дошкольниками.
Л. С. Выготский сравнивал в подобной ситуации учителя с вагоновожатым, управляющим образовательным и воспитательным процессом.
При реализации системно-деятельностного подхода в отечественном образовании в основу ставят развитие познавательных и учебных мотивов, что требует от воспитателя создания следующих условий:
В настоящее время деятельность воспитателя ДОУ предполагает полное осознание целесообразности, своевременности, важности перехода на федеральные стандарты нового поколения. В качестве решающего фактора выступает готовность педагога, работающего в детском дошкольном учреждении, переходить к системно-деятельностному подходу от знаниевой парадигмы.
Воспитатель должен в полном объеме овладеть современной техникой и информационными технологиями, разработать учебно-методический комплект, который будет удовлетворять ФГОС, вооружиться поддержкой материально-технической базы.
Только при умении педагога продумывать и разрабатывать собственные образовательные программы, применять на практике здоровьесберегающие технологии он сможет быть новатором. Если воспитатель не принял, не осмыслил основную идею такого подхода, его нельзя считать на сто процентов компетентным, соответствующим профессиональным стандартам, созданным для педагогических работников.
Переход страны от индустриального к постиндустриальному обществу, которое базируется на высоком интеллектуальном потенциале и знаниях, выдвигает перед отечественными дошкольными образовательными учреждениями новые цели. Развитие подрастающего поколения должно осуществляться не посредством выполнения отдельных задач, а в комплексе. Помимо познавательного интереса особое внимание уделяется формированию общекультурных, личностных качеств дошкольников.
Своевременность проведения оптимизации образования воспринимается обществом как актуальная проблема. Причина заключается в серьезном противоречии между теми требованиями, которые выдвигают новые стандарты, и программами и методами, по старинке применяемыми многими воспитателями ДОУ.
Федеральные образовательные стандарты второго поколения, разработанные для дошкольной образовательной системы, предполагают выделение в качестве основной компетенции развитие у подрастающего поколения умения учиться.
СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАМКАХ ФГОС.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затронет все компоненты системы образования. Для эффективной реализации этих масштабных инновационных изменений каждый педагог должен осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направ¬ления развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся. Таким образом, педагогу, как основному субъекту инноваций, сегодня, в отсутствии опыта и разработанных методик реализации новых подходов, просто необходим опыт педагогического проектирования. Сегодня происходит изменение парадигмы образования - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход
.
Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации - освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Школьные стандарты второго поколения отменяют «минимум знаний» и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Но самое трудное, на наш взгляд, это перестройка сознания учителя: переход к обучению по новым стандартам потребует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
- слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:
Ставит цели,
Решает задачи,
Отвечает за результаты.
Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.
Что значит "деятельность"?
Целеустремленная система;
Есть обратная связь;
Всегда имеет генетически развивающийся план анализа.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Задача школы - не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорим «учебная деятельность»?
Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность - это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.
Чему должен научиться ребенок?
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Своеобразие и значение учебной деятельности
в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это возможно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя (учить+ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.
Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение в среднем звене по любому учебно-методическому комплекту.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.
Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Требования к результатам ФГОС НОО – ведущая, системообразующая составляющая. Результатами освоения основной образовательной программы являются:
Предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;
Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия,обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы.
Новый результат формулируется в виде конкретных задач:
1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ)
2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)
3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)
Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения
Меняется и представление об уроке.
Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.
Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные
Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работыпроцесса обучения – изменение структуры урока. Напомню типология уроков А.К. Дусавицкого.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
1. Урок постановки учебной задачи.
2. Урок решения учебной задачи.
3. Урок моделирования и преобразования модели.
4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
5. Урок контроля и оценки.
Моделирование урока с позиции системно – деятельностного подхода:
1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.
2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.
3. Совместная с обучающимися постановка цели.
4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы).
5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.
7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).
8. Рефлексия.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока , вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Подводя итог сказанному, нужно отметить, что тема «Современный урок» - широкая и основательная. Поэтому она должна быть основной в наших методических поисках .
Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.
Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов, перечень которых приведен ниже. Это методы:
Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.
Системно-деятельностный подход в образовании основан именно на данном принципе. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.
Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.
Второй важнейший принцип системно-деятельностного подхода – принцип системности. Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук.
В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.
Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию
Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.
Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. На практике преподаватели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода.
Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Применение данного подхода эффективно только в случае правильной реализации его принципов на практике. Учитель должен составить план урока и провести его в соответствии с основными принципами системно-деятельностного подхода к обучению. Урок должен состоять из нескольких этапов.
Во время первого этапа учитель формулирует содержание и развивающую цель урока. Он должен четко обозначить, чему именно научится школьник на том или ином уроке и как он это сделает, а также объяснить, какую деятельность должен осуществлять ученик для получения и усвоения новых знаний.
Следующий этап – мотивационный. Преподаватель активно применяет методы и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности учеников, создает условия для самостоятельной познавательной деятельности детей, способствует созданию обстановки сотрудничества на уроке и «ситуации успеха» для каждого обучающегося индивидуально.
После этого следует этап, на котором учитель подбирает содержание учебного материала, соответствующее теме и развивающей цели урока. Совместно с учениками проектирует способ, схему и алгоритм решения задачи, поставленной на уроке.
На следующем этапе педагог организует познавательную деятельность и сотрудничество между детьми, а также индивидуальную работу каждого ученика.
На этапе отбора методов обучения преподаватель применяет новейшие методы обучения и показывает ученикам, как нужно добывать информацию из книг, интернета и других источников. Также учит их систематизировать полученную информацию: составлять схемы, таблицы, графики и диаграммы. Педагог должен применять новейшие интерактивные методы обучения и нетрадиционные формы уроков.
Последний этап – рефлексия. В это время учитель совместно с учениками подводит итоги урока, анализирует их деятельность в процессе занятия и учит самостоятельно оценивать результаты своей работы по заранее подготовленным критериям. В зависимости от итогов деятельности на уроке педагог дает обучающимся задание на дом.
Чтобы реализация системно-деятельностного подхода была полноценной, необходимо изучать не каждый предмет отдельно, а заниматься межпредметным изучением. Если на уроках перед школьниками будут ставиться практические задачи из реальной жизни на стыке наук, процесс обучения будет для них более запоминающимся и интересным. Соответственно программа будет усваиваться активнее. Также ученики лучше поймут взаимосвязь между различными научными дисциплинами.
Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.
Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:
Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя.
Если педагог будет учитывать психологические особенности детей, системно-деятельностный подход в начальной школе даст свои позитивные плоды и поможет школьникам приобрести навыки, необходимые для дальнейшего обучения.
Дети усваивают школьную программу с различной степенью интенсивности. Некоторые более склонны к предметам гуманитарного профиля. Этим детям легче усваивать такие предметы, как литература, история, обществознание и т. д. Другим легче даются точные дисциплины. Сгладить эти различия помогает системно-деятельностный подход. Математика, физика, химия и другие точные науки будут более понятны детям-гуманитариям, если они будут сами находить нужный материал, систематизировать его, обсуждать проблемные вопросы во время учебных дискуссий. Именно при использовании активных методов осуществляется интеграция различных областей знаний. Также системно-деятельностный подход и его методы помогут освоить гуманитарные предметы тем ученикам, которые имеют математический склад ума и предпочитают точные науки. Таким образом, новые методы и технологии позволяют каждому школьнику осваивать тот обязательный минимум знаний, который предусмотрен ФГОС.
Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.
К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.
К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.
Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.
Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.
Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.
Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию.
Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.
Ананина А.В., учитель информатики и ИКТ
МАОУ «Школа №44»
Использование принципов системно – деятельностного подхода в обучении информатике
Можно накормить голодного рыбой,
а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.
Литература:
1. С.Г.Манвелов «Конструирование современного урока математики» Москва «Просвещение»2005;
2. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004
Интернет-ресурсы:
www.moi-universitet.ru
Материал для педсовета. Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.
Доклад на тему: « Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.
Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен системно -деятельностный метод обучения.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование УУД в нач.школе.
И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать только с помощью действия.
Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
В чём же сущность деятельностного подхода?
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему .
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.
Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на системно-деятельностный подход. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.
Рассмотрим две главные составляющие такого деятельностного подхода:
Первая заключается в том, что учебный материал представляется в виде последовательности задач, которые следует решить ученикам вместе с учителем, сформулировать выводы, осуществить обобщения на различных этапах и выполнить переход к следующим задачам.
Вторая составляющая - это поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.
Использование системно - деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя - создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться - того, что тормозит развитие.
Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов. Структура урока в технологии системно деятельностного подхода
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
1-2 минуты;
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Включение детей в деятельность;
Выделение содержательной области.
Приёмы работы:
Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
Девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
Самопроверка домашнего задания по образцу.
Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут;
2. Возникновение проблемной ситуации.
Актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
Создание проблемной ситуации;
Выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
7-8 мин;
Способы: диалог, групповая или парная работа:
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
Организация самостоятельной исследовательской деятельности;
Выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
4-5 минут;
Способы: фронтальная работа, работа в парах;
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
Выполнение заданий с проговариванием в громкой речиВ процессе первичного закрепления примеры решаются с