Как уже упоминалось выше, основной целью реформы ЖКХ в России является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление.
К основным положениям жилищной реформы, реализация которых позволила бы достичь поставленной цели, относилось:
· совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
· переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;
· совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
· совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств».
Особое внимание при этом отводилось процессу демонополизации в сфере ЖКХ. Монополизм в этой сфере не дает потребителям и первую очередь населению возможности выбирать на рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. Поэтому для успешной реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи Егоров Е. В., Потапова М. В. Экономика жилищного хозяйства России. - М.: ТЕИС, 2002. - С. 149. :
· завершение процесса разграничение функций собственника, управления и обслуживания в сфере ЖКХ на муниципальном уровне;
· повышения прозрачности всех процедур формирования тарифной политики ЖКХ;
· модернизация кадровой политики и подготовка нового поколения менеджеров для ЖКХ;
· реструктуризации и ликвидации задолженностей в сфере ЖКХ;
· планомерный, поэтапный переход к полной оплате жилищно-коммунальных услуг при одновременном формировании эффективных, действенных органов, призванных обеспечить меры адресной социальной защиты малоимущих слоев населения;
· обеспечения эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделяемых на модернизацию ЖКХ;
· усиления контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в сфере ЖКХ.
· введение системы сбора и обработки информации об основных изменениях в жилищной сфере России, приватизации жилья, данных о затратах на жилье и коммунальные услуги, тарифах и субсидиях, платежах и задолженности потребителей коммунальных услуг, а также об участии частного сектора в обслуживании жилья.
· создание системы ресурсосбережения (внедрение передовых технологий, установка приборов учета энергоресурсов (воды, газа и тепла и т. п.).
Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации были намечены к реализации три этапа Указ Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации». :
· Первый этап (1997 - 1998 гг.) предполагал разработку нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации Концепции. Введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов. Дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении. Демонополизация деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства. Принятие федеральных стандартов, необходимых для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Завершение создания системы органов государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации. Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров. Переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье.
· Второй этап (1999 - 2000 гг.) - доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 100%. Широкое использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах. Переход на полную оплату населением затрат на содержание жилья. Завершение в основном перевода жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования. Поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг. Разработка методологии технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального хозяйства средне- и долгосрочных кредитных ресурсов на развитие объектов инфраструктуры.
· Третий этап (2001 - 2003 гг.) предполагал завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт (включая капитальный) жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек. Завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья. Обязательная установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов. Широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования. Товарищества собственников жилья становятся преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами.
В настоящее время уже можно сделать вывод о том, что, хотя мероприятия, предусмотренные на каждом этапе реформы, постепенно реализуются, но соблюсти сроки, предусмотренные Концепцией, на практике оказалось невозможно.
Так, например, Государственная Дума своим постановлением от 11.09.2002 № 2994-III ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации В.В.Путину о внесении изменений в концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренную Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2001 года № 804 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год» констатировала, что в ходе проведения реформы ЖКХ Правительство Российской Федерации проявляет излишнюю поспешность.
Государственная Дума отмечала, что Концепция предполагала завершение перехода на новую систему оплаты населением жилья и коммунальных услуг в части, касающейся покрытия текущих издержек, в 2001-2003 годах. В то же время статьей 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-I «Об основах федеральной жилищной политики» предусматривалось, что переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг должен осуществляться поэтапно в течение 15 лет (то есть до 2008 года) с использованием мер социальной защиты граждан.
Таким образом, по состоянию на сегодняшний момент, жилищная реформа в России все еще не завершена.
Административная реформа как современный социально-политический процесс
Основные мероприятия административной реформы в Мурманской области должны быть реализованы в 2006 - 2008 годах...
Демографическая политика и регулирование миграционных процессов на территории региона на примере деятельности правительства Мурманской области
Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (2007-2010 годы) реализованы меры...
Жилищная реформа в Российской Федерации
Основные элементы административной реформы в Российской Федерации; - Административная реформа в субъектах Российской Федерации; - Административная реформа в России и зарубежных странах: общее и особенное Часть включенных в курсовую работу...
Основные направления, выдвинутые в процессе проведения административной реформы и оптимизация механизма управления
Основные направления, выдвинутые в процессе проведения административной реформы и оптимизация механизма управления
Административная реформа в субъектах Российской Федерации; - Административная реформа в России и зарубежных странах: общее и особенное Часть включенных в курсовую работу вопросов в определенной мере уже реализованы...
Основные направления, выдвинутые в процессе проведения административной реформы и оптимизация механизма управления
Основные направления, выдвинутые в процессе проведения административной реформы и оптимизация механизма управления
Пенсионная реформа
Для решения сложных вопросов, определяющих перспективы развития, должна быть разработана стратегия движения к более эффективному его образу чем существующий сегодня...
Часть включенных в курсовую работу вопросов в определенной мере уже реализованы, но это не снижает их актуальности. Работа по реформированию управления продолжается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ...
Реформа административного права Российской Федерации: основные направления и сущность
Реформа функций и структуры исполнительной власти представляет собой административную реформу в собственном смысле слова. Она состоит из двух частей: оперативной и институциональной...
Реформа административного права Российской Федерации: основные направления и сущность
Общая ситуация в России
К 1991 году в Советском союзе назрел кризис во всех сферах жизни. На фоне общего экономического кризиса и провала национальной политики произошло обострение межнациональных конфликтов. С конца 80х начался т.н. «парад суверенитетов», в ходе которого была принята, в том числе, декларация о государственном суверенитете России (1990г). К 8 декабря 1991 года советское государство перестало существовать.
В 90е годы 20го столетия перед Россией встала возможность и необходимость двигаться по принципиально новому пути, отличному от того, что выбрал ранее Советский Союз. По конституции, принятой в 1993 году, страна объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Нужно было оправдать эти слова, построить рыночную экономику, наладить заново внешние связи в качестве нового государства с новыми взглядами, которое, однако, является правопреемником СССР. Реформы, попытки которых предпринимались ещё раньше в целях спасти рушившийся Союз, теперь были неизбежны и охватили все сферы жизни.
Их проведение не закончилось и по сегодняшний день. Страна всё ещё не вполне избавилась от Советского прошлого, хотя прошло более 20 лет. Изменения в политической, экономической, социальной, дипломатической и других сферах жизни продолжаются. Имея всё это в виду, мы остановимся подробно на одной из начатых в 90е и продолжающихся по сей день реформ – реформе жилищного хозяйства. Этапы её осуществления и результаты хорошо отражают общую картину деятельности России по становлению нового государства с рыночной экономикой, которое пытается оправдать принципы, прописанные в своей Конституции, но пока, по большей части, действующие лишь на бумаге.
Приватизация жилищного фонда
Мы начнём рассмотрение серии жилищных реформ с закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991. Как нами было замечено, к этому времени сформировалась необходимость перехода к рыночной экономике. Это требовало, среди прочего, изменения отношений собственности в жилищной сфере. Согласно документам, «Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда». По факту, должно было решиться две задачи: во-первых, создавался рынок жилья (за счёт расширения круга его собственников), а во-вторых, с государства снималось бремя поддержания в должном состоянии жилищного фонда, что требовало немалой части бюджета.
Приватизация подразумевала бесплатную передачу гражданам занимаемого ими жилья из государственного или муниципального жилищного фонда или жилья, забронированного ими. С правом собственности к гражданину переходит и право распоряжаться своим жильём. Кроме того, на нового собственника ложились и расходы по поддержанию своего жилья в должном состоянии, не считая того случая, когда приватизированное жильё находится в аварийной ситуации (тогда предыдущий собственник несёт соответствующие расходы). При этом изначально закон подразумевал добровольность принятия решения: не имея соответствующего желания, гражданин мог остаться в своём жилье на условиях социального найма. Однако в настоящее время большая часть статей закона 1991 года утратила свою силу или утрачивает после 1 марта 2013 года. Так, именно этой датой заканчивается очередной срок продления бесплатной приватизации. Однако 19.02.2013 в Госдуме будет принят закон, продлевающий сроки приватизации до 1.03.2015 для всех категорий граждан. Это вызвано рядом причин как, например, не все желающие успели приватизировать жильё. Тем не менее, на сегодняшний день результаты таковы: около 18 млн жилых помещений были приватизированы за период 1998-2012гг (Росреестр располагает данными по приватизации только с 1998г). Собственниками жилья стали более 30 млн Россиян. Из них москвичи – более 2,5 млн чел. Некоторые цифры по приватизации можно увидеть в следующем рисунке:
Закон «Об основах федеральной жилищной политики», 1992г
В продолжение событий, связанных с реалиями жизни в новом государстве, в 1992г был принят закон, определяющий «основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере».
Целью федеральной жилищной политики является: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства».
В рамках этого закона были определены такие термины как социальная норма площади жилья (в пределах которых возможны субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг), договор аренды, товарищество собственников жилья, договор социального найма жилого помещения, плата за содержание, ремонт жилья и т.д. Также оговаривалось право граждан на жилище по условию найма/ аренды/ приобретения или строительства и помощь со стороны государства тем, кто не был обеспечен жилищем по установленным нормативам. Государство, согласно закону, брало на себя обязанности осуществлять жилищное строительство, предоставлять право на жильё для отдельных категорий граждан за счёт федерального бюджета, содержать и развивать системы, поддерживающие жилищную сферу и некоторые другие положения. Оговаривалось право граждан, общественных организаций, собственников и т.д. участвовать в управлении жилищным фондом с целью защиты своих прав. Перечислялись виды жилищной собственности, а также процессы, происходящие при изменении вида собственности. Подробно разъяснялись порядок и система оплаты коммунальных платежей, арендных взносов, а также возможные льготы и т.д. Были прописаны процессы аренды или строительства жилого помещения.
Таким образом, закон детально описывал отношения между государством, гражданами и организациями в отношении жилых помещений; прописывал все права и обязанности, что являлось его несомненным плюсов в упорядочении юридических отношений в этой области. Однако, если говорить о сегодняшнем дне, то действие закона утратило свою силу с 1.03.2005 вследствие принятия в 2004г закона «О введении в действие жилищного кодекса РФ», на содержании которого мы остановимся далее.
Указ Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", 1997г
Обратимся к одному из наиболее важных, на наш взгляд, документов, касающихся жилищных отношений, принятому в 1997году.
К этому времени всё более очевидными становились дальнейшие проблемы в рассматриваемой области: это было связано и с деталями приватизации (например, хорошее состояние квартир граждане, естественно, поддерживали самостоятельно, а вот общие места пользования были «брошены на произвол»), и с проблемами тарификации, и с дальнейшей необходимостью перехода от административных методов управления к экономическим.
Указ президента одобрил концепцию реформы ЖКХ в России, которая разбивалась на три этапа.
Первый из них приходился на 1997-1998гг. За это время предписывалось окончательно разграничить функции собственника-домовладельца, управляющей организации, обслуживающей организации в государственном и муниципальных жилищных фондах, а также перейти на договорные отношения в сфере предоставления услуг ЖКХ в условиях разгосударствления эксплуатационных организаций.
Важно, что в этом документе учитывалась указанные выше проблема с необоснованно завышенными тарифами, формирование которых не было обусловлено никакими адекватными расчетами. Теперь же, принимая во внимание программу снижения затрат на предоставление услуг ЖКХ, должен был соблюдаться контроль как за обоснованностью тарифов, так и за их уровнем.
Упорядочивалась система льгот отдельным гражданам, уточнялись источники финансирования.
Параллельно, государство модифицировало систему оплаты жилья, включая в ставку оплату за наём и затраты на капитальный ремонт.
Происходило содействие массовому созданию товариществ собственников жилья, а также оказывалась помощь в подготовке кадров.
Не стоит забывать, что в дополнение к Указу, была также принята программа демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 годы.
В рамках этой программы предполагалось принятие мер антимонопольного регулирования при предоставлении услуг ЖКХ естественными монополистами; проведение конкурсных отборов службы управляющей организации и подрядчиков для обслуживания жилья; контроль за развитием конкуренции в сфере ЖКХ между субъектами, не являющимися естественными локальными монополиями; формирование системы договорных отношений между собственником, управляющей организацией (заказчиком), подрядчиком и жильцами и т.д.
Второй этап реформы намечался на 1999-2000 годы. Планировалось окончательно перенести бремя содержания жилья на плечи населения (полная оплата затрат), а также поэтапное включение в себестоимость жилищных услуг затрат по обязательному страхованию жилья.
Развитие конкуренции и проведения конкурсного отбора управляющей организации должно было стать общепринятой практикой.
Доля государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, должна была составить (в отличие от 60% на предыдущем этапе) 100%.
На третьем этапе (2000-2003гг) планировалось завершить предыдущие нововведения. Дополнительно, в жилых домах должны были установить счётчики потребления воды, газа и т.п. на обязательной основе.
Товарищества собственников жилья должны были стать доминирующей формой управления многоквартирными жилыми домами. ЖКХ должно было уже не первый год как работать в режиме безубыточного функционирования, а привлечение кредитов для развития ЖКХ с различными источниками инвестирования должно было стать широко распространённым явлением.
Как мы понимаем, отлично сформулированная бумага, имеет не так много общего с реальностью. Так, например, установка счётчиков воды стала обязательной лишь с 1.07.2012. О высокоэффективности ЖКХ, привлекающего различные виды инвестиций, также говорить не приходится. И этим круг «несоответствий» планируемого и реализованного не ограничивается. Одной из проблем является, в частности, устаревание жилищного кодекса, принятого еще в Советском Союзе в 1985 году. Но, прежде чем перейти к нему, мы остановимся на подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Реформирование ЖКХ РФ и целевая программа «Жилище»
В 2002 году Правительство РФ принимает постановление о подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ», мероприятия и объёмы финансирования которой должны корректироваться ежегодно в соответствии с состоянием федерального бюджета. Осуществление подпрограммы было задумано в рамках целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. Первый вариант «Жилища» был разработан ещё правительством Е. Т. Гайдара, которое ушло в отставку в 1992 году. Что касается рассматриваемой программы 2002-2010гг, то основные её задачи были представлены следующим образом: «создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с
платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями». Что касается конкретной рассматриваемой нами подпрограммы, то до 2005 года на неё было выделено 3163 млн рублей, участие приняли 54 субъекта РФ. В плане мероприятий значились «ликвидация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса; ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно – коммунальных услуг; обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно- коммунальных услуг; совершенствование экономических механизмов в жилищно- коммунальной сфере; формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно– коммунальный комплекс; обеспечение эффективного целевого использования средств федерального бюджета, выделяемых на модернизацию жилищно- коммунального комплекса; создание механизмов участия государства и органов местного самоуправления в привлечении предприятиями жилищно–коммунального комплекса внебюджетных долгосрочных заемных средств».
Общий плановый объём затрат выглядел следующим образом:
Результаты реформы, тем не менее, оставляют желать лучшего. Тарифы на коммунальные услуги за 10 лет выросли почти в 14 раз, при этом расчёты тарифов по-прежнему не строились на разумной обоснованной системе. 25-40% от общего дохода примерно 40% россиян продолжило уходить на оплату услуг ЖКХ. Субсидии на 2009г получало менее 7% жителей многоквартирных домов. Проблема изношенности коммунальной инфраструктуры решена не была, да и качество соответствующих услуг едва ли испытало значительное улучшение.
Позже была принята следующая часть программы «Жилище на 2011-2015гг». Она включает в себя следующие подпрограммы: «Обеспечение жильём молодых семей», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов РФ» и мероприятия по обеспечению жильём отдельных категорий граждан. Т.к. программа ещё не завершена, подробно на ней останавливаться мы не будем.
Жилищный кодекс РФ, 2005г
29 декабря 2004 года принимается новый жилищный кодекс РФ, который вступил в действие 1.03.2005 и, претерпев последние изменения в 2012 году, является действующим на сегодняшний момент.
В новом кодексе большое место уделяется правам участников жилищных отношений: их детализации, реализации и защите. Жилищное законодательство находится в совестном ведении РФ и её субъектов, а участниками соответствующих отношений являются граждане, юридические лица РФ и её субъекты, а так же муниципальные образования. Новым является пункт о согласованности жилищного законодательства РФ и норм международного права, что является положительным знаком и подтверждает стремление России к развитию и международному сотрудничеству. Несмотря на то, что основная часть выплат, касающихся ЖКХ, лежит на гражданах, государство, тем не менее, принимает материальное участие в улучшении жилищных условий, например, предоставляя субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, а также частично финансируя проведение капитального ремонта общего имущества.
Подробно описываются полномочия органов государственного управления РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Жилые помещения подразделяются на жилой дом(или его часть), квартиру (часть) и комнату. Прописывается ситуация перевода жилого помещения в нежилое и наоборот. В действующем кодексе также разъясняется процесс переустройства и перепланировки жилого помещения.
Интересно, что в главе «Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан» уточняется, что изъятие земельного участка собственника в связи с проведением Зимней Олимпиады 2014, если иное не предусмотрено соответствующим ФЗ, осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом (в котором вопросы изъятия также подробно описаны).
Описывается порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и смежные с этим вопросы.
Малоимущим гражданам, признанным таковыми соответствующим образом, доступно жилое помещение по договору социального найма. Также эта опция доступна, например, гражданам, проживающим в помещениях, в которых не соблюдаются установленные для жилых помещений требования.
В 9 главе обсуждаются вопросы, связанные с жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, к которому относятся служебные жилые помещения (далее ЖП), ЖП в общежитиях, ЖП маневренного фонда, ЖП в домах системы социального обслуживания населения, ЖП фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, ЖП фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, ЖП для социальной защиты отдельных категорий граждан, ЖП для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилищном кодексом также регламентируется организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья.
Представляет интерес статья 154 «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги». Наниматель жилого помещения по договору социального найма или найма жилого помещения несёт расходы, включающие в себя:
«1. Плату за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
2. Плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)». Подробно описывается управление многоквартирным жилым домом. Рассматриваются детально вопросы, касающиеся капитального ремонта.
В общем Жилищный кодекс 2005г содержит 9 разделов и 191 статью, в то время как кодекс 1983 года содержал 7 разделов и 158 статей, гораздо меньших по объёму и, соответственно, деталям. Многие вопросы, поднятые в кодексе 2004 гожа, в предыдущем кодексе не поднимались, т.к. страна жила совершенно в других условиях, нежели сегодня. Если кодекс 1983 года был «социалистическим» и «советским», то новый кодекс 2005 года стал куда более «рыночным» и подчёркивающим права и обязанности каждой из сторон. При этом с его введением было отменено много других законов, регулирующих жилищные отношения.
Итоги реформирования системы ЖКХ
В 2007 году был подписан ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», который озвучивал правовые и организационные основы предоставления финансовой помощи субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан их аварийного жилища. Создавался т.н. Фонд содействия реформированию ЖКХ, в программах которого сейчас участвует 81 субъект РФ, а средств в Фонде находится на сумму более 300 млрд рублей (деятельность Фонда планируется продлить до 2015 года. В ходе деятельности Фонда частично отремонтировано около 400 млн кв м жилой площади. Однако изнашиваемость жилого фонда происходит быстрее, чем его восстановление. В целом, несмотря на огромное количество реформ и очевидно большой шаг вперёд по сравнению с началом 90х, в деятельности ЖКХ остаётся много проблем и нерешённых вопросов.
Если рассматривать мнения относительно последних изменений, то даже официальные лиц признают расхождение между планами и результатами. Так, аудитор счётной палаты Александр Филиппенко подтвердил, что «Жилищно-коммунальная реформа в России во многом способствовала развитию рыночных отношений в ЖКХ, однако не достигла своей цели - качественных преобразований в отрасли не произошло». Если говорить о выводах по реформированию ЖКХ, которые были озвучены в ноябре 2012 года на пресс-конференции с участием Филиппенко, то они таковы:
· слабое превышение темпов нового строительства и ремонта над темпом выхода жилья из строя
· неудача в регулярно планировавшемся на бумаге привлечении частных инвестиций в отношения, касающиеся ЖКХ
· невыполнение регионами программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности
· не достигнуто улучшение качества коммунальных услуг
· не проведена модернизация коммунальной инфраструктуры
Естественно, этим список проблем не исчерпывается.
В зарубежных странах накоплен богатый опыт по проведению плодотворных реформ ЖКХ, однако проблема в том, что мы не можем просто перенести их модель реформ на российские реалии без соответствующей адаптации. Мы находимся на разных уровнях развития рыночности, правовой системы, гражданского общества и т.д., включая общий уровень развития страны. Невозможно перенять лишь успешный опыт в области реформирования ЖКХ, необходимо модернизировать все сферы жизни страны наиболее оперативно и качественно. Тем не менее, остановимся на некоторых удачных моментах зарубежной реформаторской деятельности в сфере ЖКХ, чтобы обозначить возможные пути развития.
Так, например, после проведения приватизации в таких странах, как Великобритания, Германия, США, муниципальные службы продолжают поставлять услуги в сфере коммунального обслуживания, которые делегируют свои полномочия предприятиям, основанным на муниципальной собственности и подотчётных муниципалитету. Если же территориально-административные образования находят невозможным или невыгодным самостоятельное предоставление каких-либо услуг, то они заключают соглашению по предоставлению этих услуг более высокими властными структурами и оплачивают их «найм» или платят частным компаниям. По факту, это оказывается более эффективной и рациональной системой организации системы услуг в коммунальном хозяйстве.
Другой положительный опыт в сфере ЖКХ – это децентрализация систем коммунального обеспечения газом, водой, теплом путём применения индивидуальных и групповых установок.
В целом же российским законодателям имеет смысл остановиться на опыте США, т.к. наши страны по многим параметрам являются сопоставимыми. Интерес представляет вариант решения проблемы финансирования реформ в рассматриваемой сфере, а также проблема управления блоком ЖКХ. Возвращаясь к ситуации в РФ, приведём данные, касающиеся одной из самых неурегулированных и беспокоящих тем ЖКХ – тарифов на коммунальные услуги. Для примера используются данные по тарифам РЭК г. Москвы и информационно-аналитического портала Индустрии управления активами фондов.
Год | Отопление (руб/кв м общей площади) | Горячее водоснаб. (руб/чел) | Газ (руб/чел) | Электроэнергия (коп/кВт/час) |
2001 | 2,6 | 47,6 | 4,7 | 63 |
2002 | 3,3 | 61,2 | 6,5 | 90 |
2003 | 4,2 | 77,3 | 8,2 | 105 |
2004 | 4,9 | 89,7 | 9,9 | 122 |
2005 | 6,7 | 123,8 | 11,9 | 153 |
2006 | 8,4 | 191,6 | 14,1 | 184 |
2007 | 9,9 | 228,7 | 15,9 | 208 |
2008 | 11,8 | 272,9 | 19,4 | 237 |
2009 | 15,3 | 354,3 | 24,3 | 301 |
2010 | 19,04 | 444,06 | 29,04 | 345 |
темп роста (%) | 732,3076923 | 932,8991597 | 617,8723404 | 547,6190476 |
темп прироста (%) | 632,3076923 | 832,8991597 | 517,8723404 | 447,6190476 |
Рассчитанные коэффициенты темпов роста и прироста показывают увеличение тарифов в среднем на 600 % за 10 лет (при инфляции выросшей за это же время примерно на 115% - по данным РЭК г. Москвы). Это ещё раз подчёркивает завышение тарифов и отсутствие объективной разумной системы тарификации.
Реформа ЖКХ в России - понятие не новое и большинство россиян уже познакомились с процессом ее реализации. А все ли граждане знают, что стоит за понятием «Реформирование ЖКХ», как долго оно будет продолжаться и какова конечная цель всей программы? На эти и множество других важных вопросов мы ответим в рамках темы «Все о реформе ЖКХ».
Представляет собой комплекс предприятий и служб по обслуживанию населения городов, сел и т.п.
ЖКУ (Жилищно-коммунальные услуги)- это услуги, предоставляемые потребителям, проживающим в жилищном фонде с целью обеспечения комфортных условий жизни.
В состав коммунального хозяйства входят:
Состав коммунальных услуг услуг, предоставляемых потребителю зависит от степени благоустройства дома.
к меню
Основные цели и направления данной программы:
ЖКХ реформа проводится правительством Российской Федерации и подразумевает модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.
За период экономических реформ физический износ имущества ЖКХ достиг довольно больших размеров. Приблизительные цифры таковы:
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., многоквартирный дом представляет собой коллективную собственность всех собственников помещений. Получается, что жильцы квартир владеют домом в целом, а не только своей жилой площадью. И, следовательно, они должны нести ответственность за его состояние и своевременно осуществлять капитальный ремонт.
Основной проблемой здесь стало то, что дома передавались собственникам в крайне плачевном состоянии. На проведение капитального ремонта требовались огромнейшие суммы, которых у собственников не было. Также у жильцов не было и навыков управления.
Основным проводником реформы стала государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. Он был создан по решению Правительства РФ от 21.07.2007г. 2007 г. Более подробную информацию, касающуюся работы Фонда мы разместим во второй половине статьи.
к меню
Определены основные направления реализации реформы ЖКХ:
Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» - это некоммерческая организация по созданию благоприятных и безопасных условий жизни граждан, а также стимулированию реформирования ЖКХ, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрению ресурсосберегающих технологий при помощи предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Первоначальный взнос в бюджет фонда в декабре 2007 года составил 240 млрд.рублей. Он был осуществлен за счет дополнительных доходов государства. Также было выделено 15 млрд.рублей в 2010 году.
Кроме того, Фонд содействия реформированию ЖКХ в целях финансирования региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда использует доходы от размещения временно свободных средств. В регионы уже было направлено более 11 млрд рублей.
Изначально Фонд содействия реформированию должен был действовать до 1 января 2013 года, после чего ему грозила ликвидация. Однако было принято решение о продлении его деятельности до 2015 года. 24 июля 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о продлении работы Фонда до 1 января 2018 года.
Функции Фонда содействия реформированию ЖКХ:
к меню
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку по реализации региональных адресных программ, а именно выделяет средства:
к меню
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) представляет собой одну из форм управления многоквартирным домом. По сути, ТСЖ - это организация по обеспечению гармоничного обслуживания дома. Товарищество может включать в себя как один дом, так и несколько кварталов.
При вступлении в ТСЖ собственник берет на себя обязательства по участию в жизни своего дома. Он в обязательном порядке должен посещать проводимые собрания.
Для создания товарищества собственников жилья необходимо 50% голосов + хотя бы один голос сверху. Не вступившие в ТСЖ жильцы автоматически лишаются права голоса. Однако данный факт не снимает с них обязательств по выполнению решений, принятых на общих собраниях ТСЖ.
к меню