Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
В июне 2005 Совет по правам человека направил открытое письмо белорусскому президенту Александру Лукашенко с осуждением «действий тех представителей белорусских властей, которые ущемляют права белорусов и россиян», и создал в своём составе российско-белорусскую правозащитную комиссию. В 2005 году совет также выступал с заявлениями по поводу массовых нарушений прав граждан в Благовещенске (Башкортостан) и по подготовке в Государственной Думе нового закона о некоммерческих организациях.
По инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:
Президент дал поручение создать рабочую группу и разработать поправки в Закон РФ «О гражданстве», что было сделано с участием членов Совета. К 11 ноября 2003 года поправки были приняты и вступили в силу. В соответствии с ними была полностью переписана ст.14 - о получении гражданства в упрощенном порядке. Благодаря такой возможности за 2005-2006 годы российское гражданство получило около 850 тыс. человек .
Президент подписал Указ от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». В соответствии с Указом ежемесячную прибавку к пенсии получили более 90 тысяч военных пенсионеров , ставших инвалидами вследствие травм, полученных ими при исполнении своего воинского долга.
8 мая 2009 г. Президент РФ Д.Медведев подписал Распоряжение «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях». По результатам ее работы в Федеральный закон № 170-ФЗ «О некоммерческих организациях» были внесены изменения , устраняющие часть системных проблем закона.
Более подробно о работе Совета:
Первоначальный вариант заявления, выложенный на официальном сайте Совета и растиражированный в интернете, не содержал положений о том, что Совет осуждает откровенно высказывания Подрабинека. В дальнейшем заявление было отредактировано (по некоторым данным, после звонка Э.Памфиловой, поступившего от высокопоставленного чиновника) и в него были включены реплики о том, что Совет не согласен с позицией Подрабинека и считает её оскорбительной для ветеранов.
Заявление было встречено неоднозначно. Некоторые члены Совета заявили о своём несогласии с позицией, высказанной от имени Совета его главой Эллой Памфиловой без учёта мнения других членов. Среди них тележурналист Алексей Пушков , Владимир Легойда , глава Национального фонда развития здравоохранения Елена Николаева, российский кинорежиссёр и писатель Сергей Говорухин . Комментируя ситуацию Елена Николаева заявила следующее: «К сожалению, о том, что такое заявление появилось, я узнала, можно сказать, только из газет и информагентств. Лично со мной как с членом Совета текст не согласовывался и на последнем заседании Совета, где я присутствовала, это заявление не принималось ». Сергей Говорухин , ранее в открытом письме обвинивший Подрабинека в моральном уродстве, подлости и скотстве , отозвал свою подпись под обращением.
С критикой Эллы Памфиловой по данному вопросу выступили многие общественные и политические деятели, в том числе директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков (председатель Общественного совета Президиума Генерального Совета партии «Единая Россия » по взаимодействию со СМИ), лидер правозащитного движения «Сопротивление » Ольга Костина (член Комиссии по работе с общественными организациями при Президиуме Генерального совета партии «Единая Россия», супруга зампредседателя ЦИК «Единой России» Константина Костина) , правозащитник Александр Брод , депутат Госдумы от «Единой России» Андрей Исаев , главный редактор журнала «Эксперт » Валерий Фадеев . Так, по мнению последнего, Совет, возглавляемый Эллой Памфиловой, ведёт себя странно и неестественно, поскольку, будучи «органом, который по своему предназначению должен способствовать предотвращению или затуханию конфликтов, выступать независимым арбитром в спорах гражданских институтов, вдруг категорично становится на позиции одной из сторон. И этим только разжигает конфликт. Кроме того, история с заявлением, сделанным от имени Совета, но, как выяснилось, без согласия отдельных его членов, тоже выглядит абсурдной» . .
Бывший пресс-секретарь движения «Наши», а ныне депутат Государственной Думы Роберт Шлегель внёс на рассмотрение нижней палаты парламента предложение по смещению Памфиловой с занимаемого поста. В своём блоге член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи выступил с резкой критикой позиции Э. Панфиловой.
По результатам прокурорской проверки по заявлению Эллы Памфиловой нарушений законодательства в действиях движения «Наших» выявлено не было.
Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2010 г. № 991 из состава Совета исключена Памфилова Э. А.
Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 1020 из стостава совета исключены Говорухин С. С. и Ямщиков С. В.
президент конституционный право человек
Общественная приемная Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (далее - Общественная приемная) является общественным постоянно действующим рабочим органом Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.
В своей деятельности Общественная приемная руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, настоящим Положением.
Целью деятельности Общественной приемной является создание и постоянное совершенствование механизма взаимодействия между личностью, обществом и государством в целях защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Основными задачами Общественной приемной являются:
1. прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства с обращениями, заявлениями, просьбами, связанными с фактами систематического нарушения прав и свобод человека и гражданина;
2. оказание содействия Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации в работе с обращениями граждан;
3. проведение консультационной работы среди населения относительно возможностей, прав и обязанностей граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4. организация работы с жалобами и обращениями граждан с привлечением членов Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, а также соответствующих специалистов и экспертов;
5. разъяснение политики, проводимой Президентом Российской Федерации по вопросам защиты и обеспечения прав человека;
6. разъяснение роли и функций Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации;
7. информирование на основе анализа поступающих обращений Председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации о ситуации с правами человека по отдельным направлениям деятельности Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации на общефедеральном и региональном уровнях.
Общественная приемная формируется в составе руководителя, секретаря, советников и консультантов. К работе в Общественной приемной для выполнения отдельных поручений в соответствии с поставленными задачами могут привлекаться члены Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, а также эксперты (на общественных началах).
Руководитель Общественной приемной утверждается Председателем Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Порядок работы Общественной приемной, организация и обеспечение ее текущей деятельности определяется Руководителем Общественной приемной.
Для реализации поставленных задач члены Общественной приемной имеют право:
1. принимать заявления, жалобы и ходатайства, поступающие в адрес Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, другую информацию, материалы и документы для рассмотрения и ответа заявителю;
2. принимать участие в качестве приглашенных лиц в заседаниях Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, вносить предложения в повестку дня заседания по вопросам, связанным с работой Общественной приемной;
3. запрашивать и использовать в своей работе необходимую информацию от Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.
Члены приемной обязаны:
4. согласно утвержденному графику осуществлять прием посетителей, обращающихся в Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации;
5. осуществлять свою деятельность на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.
6. обеспечивать контроль за рассмотрением поступающих через Общественную приемную в адрес Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации жалоб и обращений, а также доведением результатов до заявителя;
7. анализировать работу по приему граждан с целью повышения ее эффективности и выявления общих тенденций в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Общественная приемная при осуществлении своей деятельности взаимодействует в установленном порядке с учреждениями и организациями, осуществляющими прием граждан, а также с российскими и международными правозащитными организациями. Протокол № 1 от 29 октября 2002г. ПОЛОЖЕНИЕ об Общественной приемной Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.
Характерной чертой общественно-политической жизни России периода второго президентства В.В. Путина является не только наличие двух сегментов гражданского общества, по разному строящих свои отношения с государством, но и существование определенной структуры, в рамках которой те и другие имеют возможность встречаться вместе, а также, раз в год, общаться с Президентом РФ. Именно такой структурой является Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, созданный на основе Комиссии по правам человека при Президенте РФ в ноябре 2004 г. Интересно подчеркнуть, что Указ Президента РФ о создании этого Совета появился именно в те дни, когда в Перми проходил Социальный форум, на котором, в частности, обсуждался законопроект «Об Общественной палате РФ» Такой параллелизм двух инициатив может объясняться, на наш взгляд, наличием в Администрации Президента РФ по крайней мере двух проектов развития отношений государства и структур гражданского общества..
В соответствии с Положением о Совете, его основными задачами являются:
В состав Совета вошли около половины из состава Комиссии по правам человека, утвержденного в 2002 г., включая и ее председателя - Э.А. Памфилову, при этом остались практически все лидеры правозащитных, экологических и иных сильных сетевых организаций, составлявших ранее основу Народной ассамблеи, а спустя месяц, в декабре 2004 г. - вошедшие во Всероссийский гражданский конгресс Два из трех сопредседателей Всероссийского гражданского конгресса - Л.М.Алексеева и А.А.Аузан являются одновременно и членами Совета при Президенте РФ.. Более того, в состав Совета вошли и председатель правления общества «Мемориал» Юрий Орлов, и председатель петербургской организации «Гражданский контроль» Борис Пустынцев, ранее не входившие в состав Комиссии по правам человека.
С другой стороны, в состав совета вошли и такие активные участники создания Общественной палаты, ставшие затем ее членами, как Сергей Марков и Валерий Фадеев Членами Общественной палаты стало шесть членов Совета при Президенте.. Были представлены в Совете и телеведущие основных телеканалов страны, и лидеров ассоциаций малого и среднего бизнеса - «Опоры России» и «Деловой России», представители научной общественности. Таким образом, Совет при Президенте РФ стал достаточно уникальной, с учетом прочих внешних факторов, «переговорной площадкой», включающей представителей гражданского общества и общественности в целом, представляющих действительно основную часть спектра позиций на взаимодействие власти и структур гражданского общества и включающих как лидеров Всероссийского гражданского конгресса, так и Общественной палаты РФ.
Совет проводит свои заседания примерно раз в два месяца, на которых обсуждаются многие острые проблемы соблюдения прав человека и развития гражданского общества в России, а также готовятся конкретные предложения по их решению. Часть этих предложений выносится на регулярные встречи членов Совета в Президентом РФ. Такие встречи состоялись 20 июля 2005 года и 11 июля 2007 г. в Георгиевском зале Кремля, на каждой из них имел место серьезный, детальный, иногда - нелицеприятный обмен мнениями, по их итогам принимались специальные поручения Президента сотрудникам его Администрации и Правительства РФ. Все материалы Совета, включая и стенограммы встреч с Президентом РФ, представлены на его веб-сайте www.sovetpamfilova.ru.
Одним из фокусов внимания членов Совета в 2005-2006 гг. стали изменения в законодательство о некоммерческих организациях, а также мониторинг применения нового законодательства с целью последующего устранения тех его сторон, которые мешают развитию организаций гражданского общества в России. Вторым примером деятельности Совета может служить обеспечение международной программы встреч и дискуссий «Гражданская восьмерка», проходившей в год саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 г. Интересно подчеркнуть, что в подготовке и реализации мероприятий «Гражданской восьмерки» принимали активное участие и те члены Совета, которые одновременно участвовали и в «альтернативном» форуме «Другой России».
Опыт Совета при Президенте РФ стал, по-видимому, хорошей основой для распространения его опыта на другие структуры федеральной исполнительной власти. Так, летом 2006 г. появился Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 04.08.2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам», в соответствии с которым подобные советы стали создаваться и при соответствующих структурах. Вопрос о персональном составе таких советов и о формах их деятельности пока остается за границами обсуждения в настоящем тексте.
Таким образом, мы видим наличие весьма разнообразных институционализированных форм взаимодействия структур гражданского общества и государственной власти на федеральном российском уровне.
Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека
Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека был создан Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября № 1417 на базе Комиссии по правам человека, действовавшей с 1 ноября 1993 года . Этим же Указом утверждено Положение о Совете.
Задачи - подготовка предложений по совершенствованию защиты прав и свобод граждан, взаимодействию власти с правозащитниками, экспертиза законодательства, информирование Президента о ситуации в области соблюдения прав и свобод.
В состав совета вошли 33 правозащитника и известных общественных деятеля во главе с председателем Эллой Памфиловой .
Совет осуществляет законотворческую деятельность, анализ законодательства и правоприменительной практики, координацию деятельности неправительственных организаций, деятельность, направленную на борьбу с неуставными отношениями в армии, работу по рассмотрению индивидуальных и коллективных обращений граждан, взаимодействие с ведомствами и региональными властями по профильным влпросам .
В июне 2005 Совет по правам человека направил открытое письмо белорусскому президенту Александру Лукашенко с осуждением «действий тех представителей белорусских властей, которые ущемляют права белорусов и россиян», и создал в своём составе российско-белорусскую правозащитную комиссию. В 2005 году совет также выступал с заявлениями по поводу массовых нарушений прав граждан в Благовещенске (Башкирия) и по подготовке в Государственной Думе нового закона о некоммерческих организациях.
Первоначальный вариант заявления, выложенный на официальном сайте Совета и растиражированный в интернете, не содержал положений о том, что Совет осуждает откровенно высказывания Подрабинека. В дальнейшем заявление было отредактировано (по некоторым данным, после звонка Э.Памфиловой, поступившего от высокопоставленного чиновника) и в него были включены реплики о том, что Совет не согласен с позицией Подрабинека и считает её оскорбительной для ветеранов.
Заявление было встречено неоднозначно. Некоторые члены Совета заявили о своём несогласии с позицией, высказанной от имени Совета его главой Эллой Памфиловой без учёта мнения других членов. Среди них тележурналист Алексей Пушков , Владимир Легойда , глава Национального фонда развития здравоохранения Елена Николаева, российский кинорежиссёр и писатель Сергей Говорухин . Комментируя ситуацию Елена Николаева заявила следующее: «К сожалению, о том, что такое заявление появилось, я узнала, можно сказать, только из газет и информагентств. Лично со мной как с членом Совета текст не согласовывался и на последнем заседании Совета, где я присутствовала, это заявление не принималось ». Сергей Говорухин , ранее в открытом письме обвинивший Подрабинека в моральном уродстве, подлости и скотстве , отозвал свою подпись под обращением.
С критикой Э. Памфиловой по данному вопросу выступили многие общественные и политические деятели, в том числе директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков , лидер правозащитного движения «Сопротивление » Ольга Костина , правозащитник Александр Брод , депутат Госдумы Андрей Исаев , главный редактор журнала «Эксперт » Валерий Фадеев . Так, по мнению последнего, Совет, возглавляемый Эллой Памфиловой, ведёт себя странно и неестественно, поскольку, будучи «органом, который по своему предназначению должен способствовать предотвращению или затуханию конфликтов, выступать независимым арбитром в спорах гражданских институтов, вдруг категорично становится на позиции одной из сторон. И этим только разжигает конфликт. Кроме того, история с заявлением, сделанным от имени Совета, но, как выяснилось, без согласия отдельных его членов, тоже выглядит абсурдной» . .
Бывший пресс-секретарь движения «Наши», а ныне депутат Государственной Думы Роберт Шлегель внёс на рассмотрение нижней палаты парламента предложение по смещению Памфиловой с занимаемого поста. В своём блоге член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи выступил с резкой критикой позиции Э. Панфиловой.
По результатам прокурорской проверки по заявлению Эллы Памфиловой нарушений законодательства в действиях движения «Наших» выявлено не было.
В настоящее время функционирует состав Совета, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 148:
Прежний состав был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1417:
Президент Российской Федерации | |
---|---|
Президенты | Борис Ельцин ¹ (1991-1999) Владимир Путин (2000-2008) Дмитрий Медведев (с 2008) |
Исполняющие обязанности | Александр Руцкой ² (1993) Виктор Черномырдин (1996) Владимир Путин (1999-2000) |
Вице-президент (должность упразднена в 1993) |
Александр Руцкой ³ (1991-1993) |
Выборы | |
Вступление в должность (инаугурация) |
Присяга |
Отрешение от должности (импичмент) |
Попытка импичмента 1993 г. Попытка импичмента 1998-1999 гг. |
Отставки | Отставка 1999 г. |
Верховный Главнокомандующий ВС России |
Введение военного положения «Ядерный чемоданчик » Эмблема Верховного Главнокомандующего Грамота Благодарность |
Администрация | Руководитель |
Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом при главе государства. Он образован в целях оказания содействия президенту в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования главы государства о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию совета.
Совет ведет свою историю с 26 сентября 1993 года, когда указом первого президента России Бориса Ельцина была образована Комиссия по правам человека при президенте РФ. В 1993-1995 годах ее возглавлял правозащитник Сергей Ковалев, а в 1996-2002 годах – специалист в области международного публичного права Владимир Карташкин. Позднее, согласно указу президента РФ от 6 ноября 2004 года комиссия была преобразована в Совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
В 2002-2010 годах его возглавляла Элла Памфилова.
В 2010 году председателем совета был назначен Михаил Федотов. Для того, чтобы орган мог качественнее выполнять свою главную функцию – быть коллективным, председатель совета Федотов был назначен советником президента РФ .
В 2011 году Совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека был преобразован в Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Нормативно-правовую базу деятельности совета составляет указ президента РФ от 1 февраля 2011 года "О Совете при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека".
Структура совета включает председателя, заместителя председателя, президиум совета, трех сопредседателей президиума, ответственного секретаря, постоянные комиссии и постоянные рабочие группы. Для выполнения отдельных задач или проектов по решению совета могут создаваться временные комиссии и временные рабочие группы.
Президиум формируется для решения текущих вопросов деятельности из числа членов совета, избранных на заседаниях постоянных комиссий. Каждый член совета имеет право быть избранным в состав президиума неограниченное число раз. Избранные члены президиума наделяются полномочиями сроком на 12 месяцев. Президиум совета возглавляют три сопредседателя, одним из которых по должности является председатель совета. Сопредседатели президиума наделяются полномочиями на шесть месяцев.
По решению совета создаются постоянные комиссии. Каждый член совета вправе войти в состав любой комиссии по своему выбору и в любое время, за исключением периода избрания представителей комиссий в состав президиума.
Персональный состав постоянных комиссий является открытым и может меняться в течение срока полномочий совета.
Решения совета носят рекомендательный характер. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, и их должностные лица, а также общественные объединения, получившие рекомендации совета, в установленные сроки рассматривают их и уведомляют Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека о принятых решениях. В необходимых случаях информация о рекомендациях совета доводится до сведения президента РФ .
Председатель совета вправе предложения по составу, представлять от имени совета проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции совета, а также аналитические записки и иные материалы, подготовленные по результатам организованных экспертиз.
Согласно документу в состав СПЧ входит 51 человек . Среди них – президент "Русфонда" Лев Амбиндер, главный редактор газеты "Московский комсомолец" Павел Гусев, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, политический обозреватель Николай Сванидзе, кинорежиссер Александр Сокуров, исполнительный директор отделения Гринпис России Сергей Цыпленков, научный руководитель Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" и глава фонда "Либеральная миссия" Евгений Ясин и др .
Актуальные темы деятельности совета – проблемы некоммерческих организаций (НКО), реновация жилья, мониторинг на выборах, увековечение памяти жертв репрессий.