Юридический портал. Льготный консультант

  • 6. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды.
  • 7. Субъекты ап: понятие, виды, общая характеристика.
  • 8. Административно-правовой статус гражданина рф.
  • 9. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в рф.
  • 10. Гарантии прав и свобод граждан в сфере государственного управления.
  • 11. Административный порядок рассмотрения обращений граждан.
  • 12. Судебная защита прав и свобод граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.
  • 13. Органы исполнительной власти как s ап: понятие, характерные черты и принципы их деятельности.
  • 14. Система органов исполнительной власти рф.
  • 15. Правовой статус Правительства рф: его состав, порядок образования, компетенция и организация деятельности.
  • 16. Федеральные министерства: порядок образования, компетенция и организация деятельности.
  • 17. Федеральные службы: порядок образования, компетенция и организация деятельности.
  • 18. Федеральные агентства: порядок образования, компетенция и организация деятельности.
  • 19. Система органов исполнительной власти субъектов рф; их взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти.
  • 20. Взаимоотношения Президента рф с органами исполнительной власти.
  • 21. Предприятия и учреждения как субъекты административного права.
  • 22. Общественные и религиозные объединения как субъекты ап.
  • 23. Государственная служба рф: понятие, система, принципы.
  • 24. Государственные должности и должности государственной службы. Классификация должностей государственной службы.
  • 25. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Права и обязанности государственного служащего.
  • 26. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, продвижение по службе, прекращение службы.
  • 27. Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих.
  • 28. Административно-правовые формы деятельности органов исполнительной власти.
  • 29. Условия и порядок вступления в силу правовых актов управления.
  • 30. Действие правовых актов управления.
  • 31. Административные договоры: понятие, особенности, виды.
  • 32. Административно-правовые методы деятельности органов исполнительной власти.
  • 33. Административный процесс: понятие и виды.
  • 34. Административные процедуры: понятие и виды.
  • 35. Административное принуждение: понятие, виды.
  • 36. Понятие административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, правовое регулирование.
  • 37. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие и состав.
  • 38. Субъекты административной ответственности, характеристика их видов.
  • 39. Виды административных наказаний и порядок их назначения.
  • 40. Субъекты административной юрисдикции, распределение компетенции между ними.
  • Глава 23 КоАп рф содержит перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это:
  • 41. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 42. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении; порядок и сроки составления протокола об админправонарушении, требования к его содержанию.
  • 43. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении. Виды постановлений и определений по делам об админправонарушениях.
  • 44. Пересмотр постановлений или решений по делам об административных правонарушениях.
  • 45. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.
  • 46. Понятие и виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, общие принципы их применения.
  • 47. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: порядок, сроки, виды постановлений и определений.
  • 48. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах.
  • 49. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • 50. Понятие и система способов обеспечения законности в сфере деятельности органов исполнительной власти.
  • 51. Президентский и парламентский контроль за деятельностью органов исполнительно власти.
  • 52. Контроль органов исполнительной власти и административный надзор как способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
  • 53. Формы и методы надзора прокуратуры за законностью в сфере деятельности органов исполнительной власти.
  • 54. Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
  • 55. Административно-правовое регулирование в сфере экономики.
  • 56. Управление государственной собственностью.
  • 57. Административно-правовое регулирование в сфере образования и науки.
  • 58. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
  • 59. Административно-правовое регулирование в сфере культуры, связи и массовой коммуникации.
  • 60. Государственное управление в сфере внутренних дел.
  • 61. Государственное управление в сфере обороны.
  • 62. Государственное управление в сфере юстиции.
  • 18. Федеральные агентства: порядок образования, компетенция и организация деятельности.

    Федеральные агентства – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

    Федеральное агентство:

    Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору;

    Возглавляется руководителем (директором) федерального агентства (федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа);

    В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ;

    Ведет реестры, регистры и кадастры;

    Не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

    Руководители агентств назначаются распоряжением Правительства РФ.

    Росимущество – приватизация государственной земли.

    Росмолодежи – Якеменко Василий и НАШИ.

    19. Система органов исполнительной власти субъектов рф; их взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти.

    В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

    Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах РФ:

    – государственная и территориальная целостность РФ;

    – распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

    – верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

    – единство системы государственной власти;

    – разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий;

    – разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

    – самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий.

    Постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ является высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ.

    Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:

    1) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    2) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта рФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

    3) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

    4) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

    5) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ соответствии с законом субъекта РФ;

    6) иные полномочия.

    Высшее должностное лицо субъекта Федерации:

    – кандидатура представляется Президентом РФ Руководителем Администрации Президента РФ по предложению полномочного представителя Президента РФ в соответствующем федеральном округе;

    – законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение 14 дней со дня представления;

    – если кандидатура отклоняется, Президент РФ не позднее 7 дней с момента отклонения повторно вносит предложение о кандидатуре;

    – в случае двукратного отклонения проводятся согласительные процедуры, по их результатам вносится предложение о кандидатуре или Президент РФ назначает временно исполняющего его обязанности.

    Взаимоотношения с федеральными органами.

    Конституция Российской Федерации указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий - конституционный, договорный и законодательный. Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения, а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации.

    В Конституции России не используется термин «исключительное» ведение Федерации, но содержание вопросов ст. 71 Конституции, раскрывающие содержание суверенитета Российской Федерации, позволяет их оценивать именно в этом качестве. «Исключительность» предметов ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции российской Федерации, выражается, прежде всего, в том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь в исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.

    Проблема разграничения полномочий органов государственной власти особенно актуальна для сферы совместного ведения Федерации и ее субъектов.

    Конституция Российской Федерации не содержит перечня предметов ведения субъектов Российской Федерации. Формулировка ст. 73 Конституции говорит о полноте государственной власти субъектов Российской Федерации, которой они обладают вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения.

    Сами предметы ведения в Конституции РФ сформулированы не совсем удачно - они не разграничены по характеру оказываемого воздействия на сферы правового регулирования и сферы государственного управления, в которых осуществляются полномочия органов государственной власти.

    В результате все смешалось: федеральная государственная собственность и гражданское законодательство, природопользование и земельное, водное, лесное законодательство и т.д. Если для предметов ведения Российской Федерации это «переплетение» терпимо, то для совместных предметов ведения такая структура неприемлема.

    Некоторые предметы ведения сформулированы слишком пространно, неконкретно, что позволяет толковать их расширительно, - например, «федеративное устройство и территория Российской Федерации», «кадры судебных и правоохранительных органов».

    Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти " в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

    Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр), который назначается президентом РФ.

    Функции министерства :

    Координация и контроль деятельности федеральных служб и агентств находящихся в ведении министерства;

    Управляет непосредственно подчиненными гос.учреждениями;

    Является главным распорядителем и получателем средств фед. бюджета, предусмотренных на содержание министерства;

    Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации гос.служащих министерства;

    Взаимодействие другими органами гос.власти и международными организациями;

    Управляет имуществом которое им принадлежит, решают кадровые вопросы, вопросы организации деятельности государства;

    Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы, он является главным государственным инспектором и его полномочия определяются фз. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

    Федеральные службы делятся на 2 группы:

    1. Фед. службы, которые осуществляют спец.функции в области оборонного комплекса (ФСБ, фед.служба за оборотом наркотиков)

    2. Фед. службы, которые находятся в непосредственном ведении правительства (антимонопольные)

    Для осуществления функций фед.службам даны права: они могут применять меры по административным наказаниям, предусмотренным коап.

    Функции :

    Контроль и надзор за соблюдением законодательства;

    Инициирование отдельных видов деятельности;

    Выдача разрешений на определенный вид деятельности;

    Государственная регистрация определенных объектов и прав.

    Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.


    Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Каждый фед.орган исп.власти для осуществления своих полномочий практически в каждом субъекте создает свои территориальные органы. Положение о территориальном органе утверждается министерствами. Каждый территориальный орган в субъекте действует самостоятельно, и подчиняется своему руководителю в Москве.

    Структура . Это понятие содержится в статье 112 Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации". Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом Российской Федерации. Предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти Президенту Российской Федерации вносит в соответствии с частью 1 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после своего назначения.

    Структуру федеральных органов исполнительной власти можно определить как перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию полномочий Президента РФ и Правительства РФ. Она включает в себя Правительство РФ, а также другие федеральные органы исполнительной власти, создаваемые для реализации функций исполнительной власти в Российской Федерации.

    Современная структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации № 636 от 21 мая 2012 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Согласно нему Председатель Правительства Российской Федерации имеет семь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью (министерств, агентств, служб) Министерства внутренних дел, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Министерства юстиции Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью (федеральные министерства службы и агентства) Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными этим федеральным министерствам, федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.

    Понятие федерального агентства.

    Федеральное агентство: «а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа; б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации; г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации».

    Признаки федерального агентства.

    • · является федеральным органом исполнительной власти,
    • · осуществляют функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции.

    Элементы административно-правового статуса федерального агентства.

    В этой связи попытаемся проанализировать, насколько успешно функциональный подход отразился на статусе федеральных агентств как федеральных органов исполнительной власти.

    Комплексный анализ положений о федеральных агентствах, принятых во исполнение Указа Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», позволяет нам говорить об отсутствии нормативно закрепленных целей и задач деятельности федеральных агентств. Вместе с тем принципиальная важность рассматриваемых элементов правового статуса федеральных агентств не позволяет последним осуществлять свою деятельность без четко сформулированных, конкретных целей и задач.

    В этой связи в настоящее время широкое распространение получили такие формы установления целей и задач деятельности конкретного федерального агентства, как издание внутреннего документа, посредством официальных выступлений руководителей федеральных агентств и определением показателей деятельности и разработкой планов работы. Полагаем, что подобная практика не совсем правильна.

    Поэтому закрепление основных целей и задач федеральных агентств непосредственно в положениях о них позволит более четко определить их правовой статус и специализацию деятельности. Подобными целями применительно ко всем федеральным агентствам, исходя из функционального подхода, положенного в основу деления федеральных органов исполнительной власти, могли бы явиться, в частности:

    • - не оказание, а организация оказания государственных услуг;
    • - не только управление, но и распоряжение в установленном порядке государственным имуществом;
    • - реализация государственной политики в установленной сфере деятельности и создание условий по выявлению правовых пробелов и коллизий в федеральном законодательстве.

    Общее представление о функциях, которые в настоящее время возложены на федеральные агентства, мы можем получить из упомянутого Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Согласно п. 5 Указа федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

    Помимо функций по контролю и надзору за федеральными агентствами на сегодняшний день не закреплены и такие функции, как прогнозирование, стимулирование и планирование. Вместе с тем функциональный подход к определению статуса современных федеральных агентств совсем не исключает возможности выполнения ими данных функций. Более того, нормативное закрепление такой значимой функции, как, например, прогнозирование, без которой федеральное агентство не может объективно спрогнозировать и обосновать задачи своей деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе, крайне важно и необходимо. А отсутствие функции планирования, как правильно считает Н.А. Игнатюк, «губительно отражается на эффективности деятельности» любого федерального органа исполнительной власти.

    Детальный анализ основной на сегодняшний день функции федеральных агентств - функции оказания государственных услуг - в свете оценки успешности административной реформы приводит к неутешительным выводам.

    Наделение федеральных агентств подобной функцией как основной в их деятельности фактически повлекло за собой превращение государственных органов исполнительной власти в государственные учреждения. Было бы неверным говорить, что федеральные агентства целиком лишены государственно-властных полномочий. По сути, их компетенция не лишена собственно функций государственного управления (управление имуществом), однако подавляющее значение отведено именно функции непосредственного предоставления государственных услуг, которая в полном смысле этого слова к управленческим функциям отнесена быть не может.

    Такое взаимоисключающее совмещение в одном органе исполнительной власти функций государственного управления и функций оказания услуг на сегодняшний день:

    • - снижает эффективность исполнительной власти, то есть осуществление государственно-властных полномочий;
    • - приводит к нерациональному использованию ресурсов, создает благоприятные условия для злоупотреблений властью и проникновения коррупции в государственный аппарат;
    • - деформирует каждый из этих видов деятельности, создавая предпосылки для возникновения административных барьеров, препятствующих нормальному функционированию экономики;
    • - не способствует повышению эффективности и качества осуществления функций оказания государственных услуг.

    Не оспаривая в целом необходимость влияния органов исполнительной власти на процесс и качество оказания услуг, имеющих исключительную общественную значимость, на наш взгляд, представляется целесообразным возложить на федеральные агентства функции по организации работы по предоставлению государственных услуг вместо их непосредственного оказания. Всецело укладываясь в классификацию функций органов исполнительной власти, предложенную Б.М. Лазаревым, это позволит нивелировать вышеобозначенные недостатки, исключив конфликт интересов, неизменно возникающий при соединении федеральными агентствами функций государственного органа исполнительной власти и государственного учреждения. Организация федеральными агентствами работы по оказанию государственных услуг может осуществляться, например, посредством:

    • - управления государственными учреждениями и иными организациями, осуществляющими на основании правовых актов органов государственной власти или договоров о выполнении работ или оказании услуг для государственных нужд деятельность по оказанию государственных услуг гражданам и организациям;
    • - формирования государственного заказа в форме государственных контрактов на оказание услуг гражданам и организациям с учетом требований к объему и качеству услуг;
    • - проведения конкурсов, распределения грантов на финансирование целевых программ и проектов в сфере деятельности, связанной с оказанием услуг, имеющих исключительную общественную значимость;
    • - управления социально значимыми проектами и программами.

    Грамотная организация федеральными агентствами работы по оказанию государственных услуг также позволит повысить эффективность и качество осуществления этих функций.

    Конкретизация полномочий федеральных агентств, позволяющая данным органам исполнительной власти действовать в рамках правового поля осуществления именно государственно-властных полномочий, позволит установить четкие критерии оценки результатов их деятельности и контроля.

    Отметим, что утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р Концепция административной реформы в 2006 - 2008 гг. предусматривает в качестве одной из первоочередных задач разработку и внедрение стандартов оказания государственных услуг. Вместе с тем существующие в настоящее время законопроекты и указанная Концепция в целом не отражают и не учитывают особенностей статуса федеральных агентств именно как исполнительных органов власти, в связи, с чем требуют более детальной проработки.

    Принимая во внимание успешное развитие федеральных агентств в других странах, в России необходимо выработать единообразный подход к регламентации оказания государственных услуг конкретными федеральными агентствами.

    Проведенный анализ нормативно-правового материала, регламентирующего статус современных федеральных агентств, показал, что в отдельных положениях содержится приблизительный перечень тех услуг, которые вправе оказывать данный орган исполнительной власти, в иных - только указание на ту сферу деятельности, в которой федеральное агентство осуществляет оказание государственных услуг. Кроме того, в отдельных постановлениях Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы деятельности федеральных агентств, функция оказания государственных услуг лишь обозначена как основная, но не раскрыта. Все это порождает неопределенность в деятельности федеральных агентств, обусловливая низкую эффективность исполнения функций по оказанию государственных услуг.

    Важно подчеркнуть, что создание федеральных агентств является, безусловно, положительной тенденцией в налаживании диалога органов исполнительной власти с широкими слоями общественности. Предложенные же меры по совершенствованию статуса ныне действующих федеральных агентств, на наш взгляд, позволят последним стать основным звеном между властью и конечным потребителем государственных услуг.

    Согласно указу Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции , за исключением функций по контролю и надзору.

    Функции по оказанию государственных услуг – это предоставление непосредственно федеральным агентствам или через подведомственные ему учреждения безвозмездно или по регулируемым ценам услуг гражданам и организациям в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и других областях.

    Функции по управлению государственным имуществом – это осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного подведомственным учреждениям и организациям.

    Правоприминительные функции: Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

    Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту.

    В организационном отношении ряд федеральных агентств социально-экономического профиля (Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство и др.) подчинены непосредственно Правительству, а не федеральным министерствам. Этим достигается их независимость от влияния федеральных министерств при выполнении надзорных функций в соответствующих сферах деятельности и особое государственное значение.

    Вопрос 22:

    Орган исполнительной власти – это государственный орган, учрежденный в установленном порядке и наделенный компетенцией и государственно-властными полномочиями для исполнения и обеспечения исполнения законов и осуществления государственного управления общественной жизнью.

    После проведения административной реформы 2003/2004 годах, основанной на разделение функций органов исполнительной власти, были учреждены министерства, агентства и службы.

    Система федеральных органов исполнительной власти – взаимосвязь федеральных органов исполнительной власти, как единого механизма исполнительной власти.

    Элементы системы:

    1. Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти в РФ, на коллегиальной основе осуществляющий исполнительную власть и возглавляющий единую систему органов исполнительной власти РФ.

    2. Федеральные министерства – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности.

    Федеральные службы -федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты, и охраны государственной границы и т.д.

    4. Федеральные агентства – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в установленной сфере деятельности по оказанию государственных услуг, управления государственным имуществом + правоприменительные функции кроме контроля и надзора.

    Статус федерального министерства:

    Возглавляется министром, который входит в состав Правительства РФ;

    Осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;

    Координационные полномочия обуславливают наделение их руководителей следующими функциями:

    1) утверждение ежегодных планов деятельности федеральных служб и агентств + принимает отчет об их исполнении;

    2) вносить в Правительство по представлению руководителя федеральной службы и федерального агентства положения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда их работников;

    3) вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию служб и агентств;

    4) вносит в Правительство РФ проекты нормативно-правовых актов;

    5) дает поручения службам и агентствам, во исполнение поручений Правительства РФ;

    6) назначает и освобождает от должности руководителей агентств и служб, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ;

    7) вносит в Правительство РФ предложения о назначении или освобождении от должности руководителя государственного внебюджетного фонда + вопросы нормативно-правового регулирования + вносит проекты ФЗ-ов о бюджете государственного внебюджетного фонда + назначение проверки деятельности внебюджетных фондов.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Юридический портал. Льготный консультант