Юридический портал. Льготный консультант

Общак является важной частью криминальной субкультуры. Понятие криминального общака как своего рода аналога бюджета начало формироваться тогда, когда в России появились каторга и каторжане. Тогда общаком были деньги, которые подавали каторжникам сердобольные люди. Эти средства собирались и делились поровну. С того времени общак как явление и принципы его формирования неоднократно менялись.

В России общаком бывали и общинные кассы - они служили «страховым фондом» на случай утраты имущества или неблагоприятных событий в жизни общин (например, общие деньги были у старообрядцев). Подобную функцию и сейчас выполняют криминальные общаки.

Виды общака

Существуют два вида общака: лагерные и свободные. Главный принцип их формирования остается неизменным десятилетиями. «Каждый по мере возможности своих сил должен заботиться об пополнении общака», - говорится в воровском законе. Контролирует общак пользующийся уважением лидер.

Лагерные общаки

В колониях и СИЗО общак формируется из двух источников: передач заключенным и из средств региональных общаков и отдельных преступных группировок. Не все заключенные могут участвовать в пополнении общака. У некоторых есть родственники, регулярно высылающие посылки, – таким людям полагается делиться. Другие же посылок не получают, поэтому не обязаны участвовать в формировании общей казны. О добровольности участия регулярно напоминают смотрящие и воры в законе. Не положено лишать человека последних средств. Однако это правило часто нарушается.

Также берется налог с карточных игр. В СССР в 70-е годы размер такого налога варьировался в зависимости от вида игры: за одну партию игры в «очко» в общак отчислялся рубль, а за партию в «терц» – пять. Платил всю сумму проигравший.

До 70-х годов менее строгие исправительно-трудовые учреждения платили в общак за содержание более строгих. Впрочем, суммы были небольшими – около 150 рублей в год с каждой колонии общего, усиленного и строгого режима в пользу зон тюремного содержания и особого режима. Но через некоторое время набрали силу свободные общаки, и необходимость сбора средств с колоний отпала.

Свободные общаки

Они формируются за счет взносов от группировок и отдельных криминальных элементов. В общак кладется и часть платы за разрешение споров. В свободных общаках нередко существовала практика «членских взносов», когда каждый участник группировки был обязан ежемесячно отдавать в общую кассу некую сумму. Долги записывались в особую книгу, а потом взыскивались силой или списывались за заслуги.

В советское время общаком мог служить обычный сейф, спрятанный в надежном месте. Его охранял выбранный казначей. Вскрыть такой сейф не составляло труда, но общак был предметом гордости преступного сообщества. Растрата каралась смертью – фактически, это было оскорблением объединения. Г. Глонти и Г. Лобжанидзе в книге, посвященной ворам в законе, приводят такой случай: «В 50-х годах кассир тайком взял из общака небольшую сумму. Пропажа обнаружилась случайно. Вор божился, что собирался вернуть деньги через неделю, после воровского скока (кражи). Братва понимающе кивала, но кассира все же убила».

В современных условиях предпочитают взыскивать растрату. Того, кто запустил руку в общак, предупреждают о сроках возврата и начинают начислять бешеные проценты за каждый день.

Иногда современные свободные общаки могут выглядеть как легальная финансовая структура или офшорная фирма, но чаще это - хранилище наличных денег, находящееся под надежной охраной. «Держат» общак воры-законники и бойцы-охранники. У последних есть право убить любого законника, который позарится на кассу.

Для чего служит общак?

Лагерная касса служит для подкупа администрации, снабжения штрафного изолятора и карцера, закупок запрещенных веществ. Распределение средств производится с санкции вора в законе или смотрящего. В камерах СИЗО или исправительных учреждениях нуждающиеся могут обратиться с просьбой к хранителю. В карцерах или при транзите хранитель сам следит за тем, чтобы у всех было необходимое. Тот, кто распоряжается общаком согласно правилам не может тратить средства на себя без общего разрешения. В противном случае он может лишиться привилегий, а то и жизни.

Свободные общаки изначально создавались для того, чтобы «греть» находившихся в местах лишения свободы и помогать их родственникам. Но в 90- годы XX века многие свободные общаки стали своего рода аналогом краудфандинга (практика финансирования проекта или предприятия за счет привлечения большого количества небольших сумм денег от множества людей). На общие средства начали создавать или покупать банки, финансировать общие бизнес-проекты, кредитовать коммерсантов и обеспечивать отмывание и юридическое сопровождение средств. Легализация преступного бизнеса стала одной из главных целей использования общаков. Также средства свободных общаков активно применяются для подкупа властей и выполнения пропагандистской функции.

Хотя в современных учреждениях уголовно-исполнительной системы нередко внедряются законные альтернативы общака» в виде своеобразных «касс взаимопомощи» заключенных, само явление исчезнет еще не скоро. Пока существует нелегальный бизнес и преступность, будут и «темные» деньги, помогающие создавать влиятельные организованные структуры.

Здравствуйте, пользователи игрового портала PlayNTrade, с Вами Редактор Xakky Ariane. Сегодня я расскажу про команды зама в SAMP .

Зачем нужны заместители и их функции.

Замы на серверах SA:MP это заместители лидера организации, заместители нужны для того, чтобы помогать лидеру.Должность заместителя очень важная работа, так как если лидер отсутствует то вся ответственность за состав организации лежит на заместителе.Их роль: помощь в проверках состава организации, помощь в проведении мероприятий, набор состава, проверка работы состава, организация похищений, предотвращение терактов когда лидер отсутствует. Работа зама это на 70 процентов работа лидера, должность зама организации как бы показывает как работает лидер, все тонкости и сложность той или иной работы.

Команды для замов в самп.

Сейчас я расскажу про команды для замов в самп , команды бывают как от принятия игрока в организацию так и до его увольнения, вот большинство команд для заместителя лидера разных структур.

/gov - государственные новости

/invite - принять игрока

/uninvite - уволить игрока

/giverank или /rang - понизить/повысить игрока

/close - открыть/закрыть общак банды

/fwarn - выдать выговор игроку.

/unfwarn - снять выговор.

/sellzone - продать территорию вашей банды.

/demote - уволить игрока из Армии, ПД, ФБР.

/takecash - взять деньги с общака банды.

/giveramlic - выдать орден на взлом дверей домов.

В каких структурах есть замы в SA:MP?

ПД - Полковник.

Армия - Полковник.

ФБР - Заместитель Директора ФБР.

Мэрия - Заместитель Мэра.

МЧС - Заместитель главного врача.

Автошкола - Директор.

СМИ - Програмный директор.

The Varios Los Aztecas - Нестро.

Los Santos Vagos Gang - Падрино.

Groove Street - Легенд.

The Ballas Gang - Райч Нига.

The Rifa - Аджунто.

Администрация Президента - Вице-Президент.

Russian Mafia - Вор в законе.

Yakuza - Оябун-Кобун.

La Cosa Nostra - Контильере.

Итак, сегодня мы узнали команды для замов в самп и рассказали Вам об этом подробнее.Всего хорошего и удачного дня на PlayNTrade !

Тема воров в законе для прессы всегда считалась "жареной", а сами обладатели звезд под ключицами сегодня нередко становятся ньюсмейкерами. Кого же нынче и за что коронуют в законники? Какие каноны сменились, превратившись в мифы, а какие остались? Обо всем об этом "СК" расспросил одного из самых авторитетных представителей современного криминального мира.

Говорят, еще несколько десятилетий назад понятия "вор" и "тюрьма" разделились. Теперь можно быть коронованным законником, вообще не имея официальных проблем с законом. Особенно если сделал солидный взнос в общак.

Если у нас сейчас время свободной коммерции, то смешно думать, что она не окажет влияния на людей какой-то определенной профессии. Мы же не фанатики, которые устраивают поселения в глухом лесу и оттуда проклинают злую современность. Хотя, если на то пошло, во все времена люди стремились за деньги приобрести власть. Так что в наши дни ничего нового нет в покупке любого чина и титула, причем официального. А вор в законе - мало того что это нелегальное звание, но и заплатить за него так, как выкладывают за свое кресло чиновники, просто нереально. Ведь там нужны живые рекомендации от очень уважаемых людей. Система работает долгие годы. Эффективна ли она? Спросите у полицейских, которые имеют дело с законниками. Как в прошлом веке, так и сегодня это действительно незаурядные люди. А уж если вор в законе попал за решетку, администрация всегда принимает особые меры безопасности и строго индивидуальный подход. Такого не могло бы быть, если бы какие-то приблатненные барыги могли бы купить воровской сан. Случайные или нетвердые люди ставят под угрозу и организацию, и ее деньги. О моральных потерях и говорить нечего. В результате что же получится? Допустим, сегодня коронуем какого-нибудь денежного искателя приключений за взнос, а завтра он мало того что будет бить себя в грудь: "Я же вор в законе" - это полбеды, но ведь попробует еще и другими людьми порулить. Сан законника - это не перстень на пальце, не украшение.


Это знак влияния, признание того, что ты способен управлять определенными людьми, принимать правильные решения в критических ситуациях. Ну и попробует такой тип, который подражает криминалу, как обезьяна человеку, повоевать. И что? Обезьяна с гранатой всех разнесет. А если кто-то увидит, что законники - это, оказывается, люди, которые гранаты раздают обезьянам? Кто же тогда завтра будет готов заплатить за этот титул?

Он сразу превратится в дурацкий колпак, лишенный всякой цены. Вот поэтому среди воров в законе ничего подобного нет и быть не может. Купленные звезды под ключицами - это басни, которые рассказываются ради дискредитации законников.

В действительности каждый вор в законе - натура сильная и опасная. Поэтому знающие люди ни на минуту не расслабляются, имея дело с законниками.

Между прочим, сами они тоже активно распространяли слухи о том, что начали короновать за деньги и даже без тюрьмы, особенно выходцев из Закавказья.

Если говорить "за деньги", не нужно уже добавлять "без тюрьмы". За деньги - это значит, что все другие условия могут только повлиять на цену вопроса, но не на его итоговое решение. Однако по существу вы правы: некоторые законники тоже приложили руку к созданию этого мифа. В то время и Советский Союз считался братским объединением народов, и криминал, соответственно, был полнейшим интернационалом. Именно поэтому тогда, еще в семидесятые годы, законники-славяне оказались в меньшинстве, и это стало восприниматься как несправедливость. Но ведь национальной статистике советского населения это грубо не соответствовало. Все знали, что в южных республиках любой порядок и суд заменяется торгом. И традиция семейных, клановых вкладов в общак там тоже была. Потому что народ в этих национальных республиках сплоченней русских. Вот все это вместе и слилось в такую сказку. Мол, мандарины, они же пиковые, испортили всю карту воров в законе, коронуя за деньги даже юных сынков из богатых семей. А уж о тюремном стаже вообще не было речи.

Почему вы называете это сказкой, раз законники именно с тех пор действительно получили негласное право не сидеть в тюрьме?

Я называю сказкой не тот факт, что это стало обычным делом, а то, что каста законников от этого нововведения понесла урон. Неправда, что эти, как вы говорите, сынки были недостойны воровской короны. Они самые настоящие воры в законе, натуральней не бывает. Они такие по праву рождения, как английская королевская династия, не взыщите за сравнение. Какой отец выложит деньги, да еще и громадные, чтобы его сына назвали вором, да еще и в законе? То есть бесповоротно. Ясное дело, парень принадлежит к целому клану, к воровской династии, которая протянулась, может, через несколько поколений. Кто же тогда и вор в законе, если не он? И по случаю, что его короновали, деньги в общак вносятся не за то, что он вдруг превратился в законника, а за то, что он им признан открыто и по праву. Справедливости ради скажу, что не только где-нибудь в Кутаиси, но и у нас в Москве дети уважаемых отцов и матерей очень рано получали воровской сан. Дело не в родительской протекции, а в том, что они рано нужные таланты проявляли. Потому что это было у них в крови. Витя Калина, например, в двадцать четыре года был коронован. Его мать Таля Никифорова - подруга Япончика. А для самого Япончика Витя был просто как сын. Что, сказать, будто они его с малолетства двигали? Нет. Они всю опасность такого пути понимали лучше других. Недолго проносил корону Витя, его расстреляли в подъезде. А про двух сыновей Япончика, наоборот, даже милиция никогда не говорила, что они пошли-де по его стопам. То есть это дело человеческой натуры, которая проявляет себя в раннем возрасте. Не зря русская пословица говорит: в двадцать лет ума нет - и не будет. То есть все качества человека налицо уже в этом возрасте. Он к двадцати годам жизни вполне проверен.

Пословица про яблоко, которое падает недалеко от яблони, тоже существует с незапамятных времен. Однако еще одно поколение назад сидеть в тюрьме законнику все равно требовалось. С какой бы семейной яблони он ни упал.

Опять-таки это не вопрос какой-то коррупции внутри воровской касты. И уж подавно не тема для национальных распрей под флагом: "Вот, это грузины с абхазами ради своего молодняка нарушили традиции. Налетели скопом на славянских законников и продавили новый порядок". Мол, можно и вообще в жизни видеть решетку только в зоопарке. Да еще и придя туда с детьми, которых по старым правилам вору в законе тоже иметь не полагалось. Это очень примитивный взгляд на вещи. Так младенец смотрит на яркую погремушку, а более важного не замечает.

Воры в законе всю жизнь для общества такая же погремушка. Люди видят яркие детали, которые лежат на поверхности, а в суть вникнуть не могут. Основная же идея здесь такая: каста законников была создана государством для решения определенных задач в конкретных условиях. Изменились условия в стране - изменились и задачи, которые волей или неволей решают законники. Для решения новых задач требуются немного иные люди. И вот меняются требования к воровской касте. То есть все эти изменения имеют объективный характер и государственный масштаб. И только тем, кто в школе не учил историю, может показаться, будто дело сводится к внутренней конкуренции каких-то кланов.

Все равно эти бои местного значения только отражают обстановку в стране. Не нужно приписывать законникам какую-то самостоятельную жизнь. Если бы они были абсолютным злом для общества, государство давно бы уничтожило воров в законе как класс. Ну сколько сейчас в России коронованных людей? Хорошо, если четырехзначная цифра наберется. Да и то вряд ли. И все наперечет. При всей личной крутизне, какое это имеет значение в целом для страны? Мы же манией величия не страдаем. Ну был Советский Союз при Сталине сплошным ГУЛАГом, страной лагерей, вот и нацелила родная партия воров в законе на тюрьмы. Чтобы в этой преисподней держать порядок. Отсюда и установка: вор должен сидеть в тюрьме. Это же вовсе не милицейский лозунг, как из фильма времен застоя может показаться, а внутреннее правило законников сталинских времен. Если ты не сидел, да еще и как можно дольше, не был паханом, не организовывал на зоне народ - какой же ты вор в законе? И чем себя оправдываешь перед государством?

Вот в Грузии - колыбели большинства законников - Саакашвили посчитал, что они ему мешают. И где они? Даже там все свершилось просто и быстро. Но в Советском Союзе с его сплошными лагерями законники были нужны, они были востребованы именно в лагерях. Кстати, и в те времена и молодые ребята из закавказских кланов тоже сидели и без этого не получали корону, хотя отцы готовы были потратиться на эту церемонию и тогда. Но без тюрьмы это бы просто абсурдно выглядело. А потом пришел Хрущев, начался массовый исход из лагерей, вот и не нужна стала заточенность воров в законе под жизнь в зоне. Наоборот, она стала даже мешать. Потому что всеобщая реабилитация и амнистия подвели к тому, что уголовный элемент разбрелся по стране. А значит, именно на воле нужно его было как-то организовывать, держать в границах, не допускать беспредела. Вот в таких исторических условиях принцип "Вор должен сидеть в тюрьме" и дал трещину. Какое-то время от законников тюремный опыт еще требовался, потому что он за десятилетия сталинизма въелся всему народу в плоть и кровь. И тому, кто его не имел, трудно было продвинуться. Однако постепенно всеобщая лагерная жизнь забылась. И тюрьма превратилась в то, чем она и должна быть - в исключительный и крайне нежелательный эпизод в жизни, который нужно прервать как можно скорее. Так зачем нацеливать молодежь на то, что плохо?

И вот отцы-наставники нацелили их на вольную жизнь. Образование, ведение дел, солидные знакомства, семейные ценности. При таких новых традициях странно было бы требовать от законника, чтобы он сидел полжизни. А тюремный стаж не обязателен, значит, на первое место выходит личный талант, который как раз в молодости проявляется. Поэтому молодые законники - нормальная практика. Для воспитания подрастающего поколения в настоящих понятиях это даже полезно. Парни видят своих ровесников, которые уже приобрели вес, и сами тоже хотят подняться, работают с энтузиазмом. Такой порядок распространился в застойные годы, когда на экранах только советских верховных старцев и показывали. Это вызывало отрицательное отношение, рождало анекдоты и желание собственную жизнь устроить по-другому. Тем более что в криминале чисто умственные задачи решает очень малое число солидных людей. А в основном, как говорится, ноги кормят. Поэтому нужна молодежь.

Получается, распад советского тоталитаризма с его лагерной системой привел к распаду связи "вор - тюрьма"?

Это была первая по времени причина. Но вслед за ней вскоре пришла вторая - сращивание законников с властью и правоохранительными органами. В стране без ГУЛАГа и железного занавеса, но с необустроенным населением активно заработали спекулянты и цеховики - так называли тогда предпринимателей. И вся их деятельность, конечно, вписывалась по тем временам в Уголовный кодекс. Тогда же начались крышевания и рэкет. Потому что если и существует масштабная незаконная деятельность, то ее в карман не спрячешь. И ради безопасности приходится делиться.

На этой почве срослись тогда гражданская власть, цеховики и барыги, то есть коммерсанты. Хотя они формально друг друга сторонились и каждый на людях оставался в своем образе, на самом деле барьеры были сломаны. В следующем поколении это привело к тому, что многие воры в законе превратились в коммерсантов отчасти. А уж их дети - вообще полностью.

Богатые коммерсанты существовали, допустим, и во времена НЭПа, но законники же не смешивались с ними. С другой стороны, в сталинских лагерях воры в законе в противостоянии политическом выступали заодно с администрацией. Почему же вы говорите, что сращивание произошло только в семидесятые?

Потому что сращивание - это близость не по делу, а по духу. Если сказать: воры в законе срослись с кем-то - это всегда означает только одно, что этими "кем-то" также творятся заведомо незаконные дела, так же как и ворами в законе.

Лагерное начальство в сталинских зонах действовало строго, так, как велела власть страны. У офицеров же не могло быть понятия, что они наравне с законниками преступники. Да они ими и не были, потому что никаких законов не преступали. Да, начальники сидели с законниками, проще говоря, в одном лесу. И с их помощью как-то держали в руках всю разномастную братию. Точнее, не как-то, а очень даже хорошо. Как между всякими людьми, в конкретном лагере между начальником и законником личные отношения могут сложиться по-разному. От ненависти до дружбы. А начальник всегда остается при том чувстве, что он выполняет свой долг. То есть прежде всего обеспечивает порядок и труд в зоне, используя для этого авторитетный уголовный элемент. Это не сращивание. Наоборот, так и устроена лагерная система.

Сращивание началось тогда, когда рухнул тот самый тоталитаризм и люди, не видя жесткой руки, начали и разворовывать социалистическое добро, и создавать собственную нелегальную коммерцию. Самый отъявленный вид это приобрело на южных окраинах страны. Там быстро спаялись старые мощные воровские кланы с партноменклатурой и цеховиками. Законники на фоне такого сращивания, конечно, пошли только в рост. Какая уж тут тюрьма... То есть, конечно, садились туда время от времени, но это по причине внутренней конкуренции. Само собой, подставленного друга никто не забывал и в зоне ему обеспечивали красивую жизнь. Потому что любое тюремное начальство - это тоже люди, которые понимают, что обстановка в стране изменилась и, не особо греша против службы, можно жить на уровне.

Начиналось сращивание с того, что за деньги обеспечивали комфорт и выход до срока. Потом начались совместные коммерческие проекты. Причем в них со временем стали использовать рядовых зэков как бесплатную рабочую силу для выполнения вроде бы выигранных на конкурсах заказов. Тут дело, собственно, не в технологиях, потому что они примерно одинаковые для любой коммерции. Делается она за решеткой или вовне. Просто надо понимать, что тюремная система по ходу перестройки стала настолько коррумпированной, что не просто срослась с законниками, а вместе с ними превратилась в гибрид коммерческой конторы с рабовладельческой.

Там же, помимо человеческих, еще и материальные ресурсы огромные. Для всякой мелкоуголовной рыбешки тюрьма - это, может, место лишения свободы, а для акулы - это мощный синдикат. В советское время он работал на государство, а потом на частных лиц. Поначалу, конечно, на воров в законе и вообще на прокриминальные структуры.

Но постепенно и законники легализовывались, и чиновники крепли.

В этом размытом мире, замешанном на деньгах, как на дрожжах, уже не существовало четкого разделения по кастам, все делалось цивилизованно. И людей мало интересовало, есть у тебя звезды под ключицами или нет. В целом же это выглядело так, что тюремный синдикат находился под контролем чиновников. В нем, конечно, звучали финансовые темы отдельно взятых персонажей, но уже не существовало разницы, кто это - вор в законе или, допустим, коммерсант, которого подвели под Уголовный кодекс. Подход к ним был хотя и разный, но в итоге все они расценивались с точки зрения текущей финансовой состоятельности и возможных вложений в серьезные проекты.

Администрацию мало интересовали люди как осужденные, их сильно интересовал их коммерческий полет на свободе. То есть какие-то там идеи преступления и наказания или, наоборот, сращивания остались в прошлом. Отношения перестали рассматриваться в этой плоскости. Законники вообще не желали смотреть в сторону тюрьмы, а молодежь и подавно. За решеткой, конечно, оставалась своя табель о рангах и были воры в законе, которые оттуда не выходили. Но они начали существовать будто на разных полюсах жизни. Звезды под ключицами были, может, и одинаковыми, какое-то общее прошлое просматривалось.

Но на сегодня было вот что: одни цивилизованные люди - в гуще бизнеса и даже политики, другие обитают в дремучем тюремном мире.

Воровской общак до сих пор предусматривает траты на невезучих обитателей этого мира, или, может быть, они и командуют его распределением?

Воровской общак - это такой миф, что уже невозможно нащупать его реальное содержание. Но, в конце концов, за пределы общечеловеческого понимания он не выходит. Надо заметить, что касса взаимопомощи - древнейшее изобретение человечества. Еще в Библии говорилось об обязательной помощи бедным братьям. Вот такая касса для своих и была создана. Понятно, что если уважаемый человек оказывается в сложном положении, например в тюрьме, его круг оказывает поддержку. И если на свободе человек занимался, допустим, распределением финансов, то он это стремится делать и на дистанции, пока не вернулся домой. А если с кем-то из администрации сойдется на дружеской ноге по поводу общих деловых проектов, то даже из-за решетки начнет эти проекты реализовывать. Какие препятствия?

В наше время техника позволяет решать вопросы, не сходя с места. Но поскольку физически рядом много других людей и у них иерархия, и существуют особые местные порядки с денежной составляющей, то человек поддерживает какие-то общие интересы. Кто-то больше, кто-то меньше, это от многих причин зависит - от возможностей человека, его натуры, от верности традициям. Как раз все это измельчало в тюрьмах в последнее время. Серьезные люди там стали редкостью, все они прекрасно вписаны в современную жизнь и кассу взаимопомощи предпочитают вести на свободе, с такими же достойными людьми.

Но их и вообще сейчас стало меньше, потому что советское население слишком часто и долго подвергалось прополке. Умные сгинули в сталинских лагерях, смелые в войну бросились на амбразуру, творческие спились в застой, предприимчивые полегли на стрелках девяностых, перспективные, глядя на все это, уехали из страны. Откуда тут традиции? Откуда деньги?

Вот сейчас оппозиция говорит, что власть и народ словно в разных мирах живут. А ведь в криминале точно так же. Есть элита, она существует на своем уровне, между собой общается и расчеты ведет по собственным правилам. А есть прочее население. И для него важны всякие мифы на криминальную тему. Чтобы не забывались и хоть как-то придерживались понятий.

Вот вы вспомнили про уголовный элемент времен НЭПа. Но у того генетика другая была. От революции, от Первой мировой и Гражданской были разруха, беспризорность и воровство. Но те воры были детьми нормальных родителей, и в них кровь взяла верх, как в пацанах из "Республики Шкид", из колоний Макаренко. Их без труда выправила советская власть, они к своим корням вернулись, стали честно работать на страну. А нынешняя уличная шпана - кто они? Дети алкоголиков, наркоманов или просто быдла, никчемных тупиц. Из них не получатся воры в законе. Настоящих традиций они не сохранят, общую кассу не создадут. Да и то, что собрано, пропьют и проколют.

Поэтому мы с вами сегодня рассуждаем все-таки об истории. Конечно, страна у нас необозримая и нормальный народ со временем возродится, а с ним и воры в законе. Потому что криминал вечен и в нем должны быть лидеры. Те, кто, так сказать, специализируется по тюрьме, действуют по более простым старинным схемам, зато эти образы кинематограф любит.

А те, кто в вольную жизнь вписан, обязаны соответствовать моменту. Быть в гуще событий и контролировать финансы. Публике они неизвестны, в кино их не покажут. Я напишу о них книгу, но только в старости. Если, конечно, доживу.

В 1979 году он с отличием окончил Рязанскую высшую школу МВД СССР (специализирующуюся на подготовке специалистов для системы исправительно – трудовых учреждений). И в сентябре этого же года начал службу инструктором политчасти, а в феврале 1982 года был назначен заместителем начальника колонии усиленного режима по воспитательной работе среди спецконтингента, УВД области, где проработал до июля 1990 года. Затем был переведён на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам Штаба УВД Николаевской области. Службу в МВД закончил в должности пресс – офицера Управления уголовного розыска УМВД области. С 1996 года является членом Национального союза журналистов Украины, признан лауреатом премии союза журналистов «Золотое перо» в номинации «Журналистское расследование», отмечен многими другими наградами областной организации Национального союза журналистов Украины. А также правами руководства УМВД области.

В настоящее время он работает вольнонаёмным сотрудником УМВД Украины в Николаевской области. И по роду своей работы имеет возможность лично наблюдать за работой сотрудников различных служб милиции по их раскрытию.

За время работы в колонии усиленного режима, а затем и в уголовном розыске каждодневно наблюдая за жизнью уголовников, изучил привычки и законы преступного мира, психологию различных категорий осуждённых. В ходе этой работы подготовил более 10 различных материалов о жизни осуждённых за колючей проволокой. Ведь несмотря на кажущуюся открытость, многие процессы, которые там происходят, недоступны для ознакомления рядовому гражданину. Хотя знание этих процессов, особенно жестокость нравов, царящих за «колючкой» могли бы уберечь молодых людей от желания попасть туда и заработать здесь себе мнимый авторитет. А фактически за годы пребывания в местах не столь отдалённых эти люди практически ломают себе жизнь.

Пользуясь случаем Владимир Иванович предоставляет на суд читателей свои небольшие рассказы, написанные им на основе личных многолетних наблюдений за жизнью спецконтингента, изучении нравов преступного мира, которые несколько отличаются от тех, которые царят на свободе.

Воровской общак

Многие далёкие от этой проблемы люди часто задают профессионалам недоумевающий вопрос: отчего это, несмотря на многолетние усилия различных правоохранительных органов, так живуча преступность во всех её проявлениях. Факторов здесь множество: безразличие простых граждан, не сообщающих в милицию о лицах ведущих преступный образ жизни, покровительство со стороны коррумпированных чиновников (в том числе и в тех же правоохранительных органах), а также народных депутатов всех уровней.

Но есть, пожалуй, главная причина живучести преступности вообще, и особенно организованных её видов. Она то и объясняет: почему различные уголовники и особенно рецидивисты не боятся ответственности за совершённые ими порою жестокие преступления. Более того попадая в места, не столь отдалённые, они чувствуют себя здесь как дома, а иногда даже лучше, чем на воле. И объяснение всему этому весьма простое.

Дело в том, что все эти годы криминалитет и особенно активные участники многих организованных преступных сообществ жируют за счёт годами создаваемого ими экономического базиса. Имя ему – «воровской общак». О том, как он формируется, пополняется и расходуется, я попытаюсь рассказать в этой своей публикации.

Конечно же (и это ни для кого не секрет), всегда лучше обычных, рядовых уголовников, живут преступные «авторитеты». Даже находясь за колючей проволокой, они позволяют себе побаловаться дорогой водкой или коньяком, закусывая разносолами, запивая всё это чаем и кофе лучших торговых марок. Чтобы затем с «устатку» курнув «плана» (пыльцы конопли), сесть играть в карты «под интерес» на зелёные банкноты с лицами мёртвых американских президентов.

Отсюда возникает вполне закономерный вопрос: на какие такие «шиши», могут так шиковать эти наглые бандиты? Анализ различной информации, собранной в правоохранительных органах, убедительно свидетельствует о следующем. За последние 20 лет в местах лишения свободы широкое распространение получила хорошо налаженная и отработанная взаимопомощь криминалитета, имеющая довольно разветвлённую систему сбора, накопления и использования ранее накопленных материальных ценностей и прежде всего денежных средств. В преступном мире она получила емкое название — «воровской общак».

В отличие от прошлых лет такая система уже начала повсеместно формироваться не только в СИЗО, колониях, межобластных больницах для осуждённых, но и на свободе. Такой «общак» предназначен для обеспечения продуктами питания, предметами первой необходимости, а также спиртными напитками и наркотиками лидеров преступных группировок и их «шестёрок», находящихся под следствием в ИВС и СИЗО, на лечении в межобластных больницах, а также отбывающих наказание в многочисленных колониях и тюрьмах. На воровском жаргоне это называется «подогнать грев». Для непосвященных объясняю: каждый зэка обязан вносить минимум «десятину» с отоварки в зоновском ларьке. Прежде всего, это чай и сигареты. Их затем по своим каналам: через продажных контролёров или «бачковых» (раздатчиков пищи) передают в ШИЗО (штрафной изолятор) или ПКТ (помещение камерного типа) для содержащейся там «отрицаловки» (злостных нарушителей режима).

Кроме этого, осужденные также вносят в этот «общак» установленный процент от поступающих на их счет денежных переводов, азартных игр «под интерес» (на деньги). А «ширпотребщики» сдают в него «диполам» (чеканки, нарды, иконы, трубки для кальяна, «балабешки» — набалдашники для рычага переключения скоростей автомобилей, кухонные ножи и топорики с наборными ручками, другие оригинальные изделия, которые затем можно продать за зоной). Такой «широпотреб» через «дорожку» (тайный канал в лице тех же контролёров или вольнонаёмных сотрудников колонии), передаётся на волю для их продажи. А вырученные за них наличные деньги затем поступают всё в тот же «общак».

Кстати, по воровским понятиям внести свою лепту в него – святое дело. Теж же зэка, которые (по тем или иным причинам), отказываются платить дань в «общак», ждёт неминуемая и скорая расправа. Для этого в каждом отряде из числа проверенных зеков, живущих по «понятиям», назначаются от двух до пяти сборщиков податей. Над ними имеется «старшой». Он и отвечает перед ворами за пополнение «общака». На блатном жаргоне его называют «шнифтом» (от слова шнифт – глаза). А уже на уровне колонии воровской сходкой назначается «смотрящий». По его началом имеется группа «пехотинцев» (накаченных отморозков). Они и проводят «раз» яснительные беседы» с лицами «забывающими платить дань.

За счёт всех этих средств, которые аккумулируются в таких «кассах», в случае острой необходимости оказывается материальная помощь семьям уголовников, находящихся за решёткой, вплоть до назначения им определённых сумм в виде «пенсии». Также выделяются значительные суммы на «гонорары» адвокатам, нотариусам, продажным чиновникам правоохранительных органов и медицинских учреждений.

Существует несколько разновидностей «общаковых касс». Прежде всего, это «кассы», создаваемые из паевых взносов участников преступных группировок, занимающихся «теневым» бизнесом и отчисляющих в «общак» ранее оговоренный процент «отступных». Это ещё называется плата за «крышу».

В последнее время, из – за ужесточения борьбы правоохранительных органов с преступностью, в криминальном мире начали создаваться различные «общаковые кассы» (по типу касс взаимопомощи), для обслуживания самих уголовников, попавших в сложное материальное положение. К основным источникам их формирования относятся добровольные вклады различных категорий уголовников: карманных и квартирных воров, мошенников, сбытчиков наркотиков, грабителей, рэкетиров, поборы с лиц, работающих в теневом секторе бизнеса. А также тех, кто работает без соответствующего разрешения и патента: врачей, занимающихся частной практикой на дому, владельцев баров, ресторанов, залов игровых автоматов, компьютерных клубов, лиц оказывающих юридическую помощь, обеспечивающих необходимой информацией, разрешающих конфликты и спорные вопросы между сторонами.

При этом за сохранность общаковых касс, действующих на свободе, отвечает группа людей, пользующихся наибольшим уважением в криминальном мире, именуемая «сообщаковой братвой». Неписаный воровской закон позволяет им даже выносить приговор тем, кто допустил грубое нарушение «финансовой дисциплины». Например, за сокрытие и присвоение денег, предназначенных для пополнения воровских касс (т.н. «крысятничество»), а также за отказ вносить в «общак» установленную сумму денежных средств.

В местах лишения свободы «общаковая касса» находится у одного из проверенных осуждённых — «казначея». Был такой «казначей» (по кличке «Сибиряк») и в нашей колонии. Уже после того как он освободился, то признался мне, что в те далёкие 80 –е годы прошлого столетия в этом «общаке» находилось более 20 тысяч полноценных советских рублей (для сравнения это была цена двух новеньких «Волг»). Так вот «казначей» отвечал за сохранность этой «кассы» под страхом смерти.

Кроме выше описанных, существуют ещё своего рода кассы взаимопомощи уголовным элементам, которые срочно нуждаются в деньгах на личные нужды. При взятии ими оттуда определённой суммы, заранее оговаривается срок ёе уплаты целиком или по частям. Обычно деньги, полученные из такой кассы, используются на различные «организационные» мероприятия: устройство воровских сходок, встречу освободившегося из колонии лидера преступного мира и организацию его досуга.

При этом, как показывает анализ оперативной информации, дальновидные криминальные авторитеты для пополнения воровской кассы уже не довольствуются банальным рэкетом. С учётом изменений в нашей повседневной жизни, они постоянно ищут всё новые и новые источники пополнения воровского общака. В городах это поборы с торговцев на автомобильных, оптовых, овощных рынках, с владельцев АЗС, аптечных киосков, массажных кабинетов и салонов красоты, пунктов приёма металлолома, а также владельцев саун и на их базе — подпольных «борделей».

С недавних пор щупальца криминальных «авторитетов» дотянулись и до сельской местности. С целью пополнения воровского «общака» посланные ими уголовники осуществляют наезды на руководителей сельхозпредприятий, фермеров и арендаторов. При этом мзда с этих людей взымается как наличными деньгами, так и натуроплатой: виде зерна пшеницы, семян подсолнечника, муки, сахара, масла. Их потом реализуют на городских рынках по бросовой цене, а наличка — поступает в тот же «общак». При этом обложенные данью люди, предупреждаются, что в случае их обращения в правоохранительных органы «доносчиков» ждёт неминуемая расправа. И те под угрозой здоровья и жизни близких родственников, предпочитают в милицию с заявлением о творимом в отношении их «безпеределе» — не обращаться. А бандитам только это и надо.

Как видим все эти денежные средства ныне и составляют экономическую основу организованной преступности. Без этого «золотого запаса», аккумулируемоего и находящегося под жёстким контролем лидеров преступного мира, жадные до чужих и главное шальных денег уголовники быстро бы разбежались «на все четыре стороны». А так с помощью этих подачек уголовные авторитеты и удерживают криминальные элементы у своей богатой «кормушки». Из неё же кормятся и продажные чиновники законодательной и исполнительной власти и (среди них есть даже некоторые депутаты всех уровней), а также некоторые прикормленные сотрудники правоохранительных органов. И это мы не раз видели в многочисленных сериалах типа: «Менты», «Бригада», «Бандитский Петербург» и в прочих «шедеврах» детективного жанра.

Оттого борьба с организованной преступностью, и должна начинаться прежде всего с выбивания экономической почвы, её питающей. Одним из основных элементов этой непримиримой борьбы является выявление и ликвидация «воровского общака» во всех его проявлениях. Без этого всяческие призывы с различных, в т.ч. и самых высоких трибун, о необходимости ликвидации организованной преступности в Украине, является не более чем пустое сотрясение воздуха пустым звуком.

Владимир Зацеркляный, член Национального союза журналистов Украины

Воровской клан имеет свои кассы, которые называются общаком,99 т.н. нелегальный фонд взаимопомощи заключенных. "Общак" бывает двух видов - лагерный и свободный.

Лагерная касса формируется внутри зоны и служит для поддержки карцеров и изоляторов, подкупа администрации, закупок спиртного и наркотиков, а также для личных расходов лидера.

В каждом отряде существуют «шнифты», местные кассы, за которые головой отвечают шнифтари - группа осужденных, назначенных «вором в законе». Они и собирают со всего отряда дань на общак: сигареты, чай, продукты, деньги и разную туалетную утварь. Размер дани устанавливает сходка. Помимо общих поборов, берется налог с карточных игр. В 70-х годах за каждый стук (игру) в очко зэки отчисляли рубль, буру - два рубля, терц - пять. Налог оплачивал проигравший.

Хотя "общак" предназначен для заключенных, живущих по правильным понятиям (мужики и блатные), иногда из этого правила делаются исключения: некоторая часть "грева" из "общака", направляемого в ШИЗО и ПКТ, должна распределяться между содержащимися там козлами и опущенными. На практике многие из перечисленных принципов (добровольность взносов, равноправие в получении помощи и т.д.) нарушаются.

Но основные средства в "общак" в местах лишения свободы поступают из свободных касс, расположенных на воле. Они поддерживают целые зоны небольшими суммами, но регулярно. Так называемая «воровская дорога» принимает деньги почти ежедневно. До 70-х годов в "общак" платили не только осужденные, но и целые лагеря. Суммы были небольшие - до 150-200 рублей с зоны. Таким образом, ИТК общего, усиленного и строгого режимов поддерживали зоны особого и крытого (тюремного) содержания. После того, как свободные "общаки" превратились в мощные финансовые структуры, такая необходимость отпала.

В первые годы своего существования свободный "общак" пополнялся добровольными взносами воров. Своим уловом делились карманники, грабители, домушники, фальшивомонетчики, шулеры и прочий уголовный элемент. Собранные деньги на очередном сходняке клали в тайник. Им мог служить сейф, спрятанный в каком-то заброшенном месте. Воры выбирали кассира и вручали ему ключи от сейфа. Хранитель "общака" только тем и занимался, что оберегал кассу. Разумеется, хранилище было символическим: любой «шнифер» или медвежатник (взломщик сейфов), знающий о тайнике, мог в считанные минуты его раскрыть. Но воровская касса была "знаменем полка" т.е. символом воровской власти. Любого, кто пытался похитить "общак" - ждала неминуемая смерть. Когда воровские ревизоры выявляли недостачу, начиналось целое расследование. Обычно спрашивали с кассира. Иногда общаковые деньги замораживали - клали на длительное хранение. Например, их могли закопать на кладбище под видом свежей могилы. Был случай, когда в 50-х годах кассир тайком взял из "общака" небольшую сумму. Пропажа обнаружилась случайно. Вор божился, что собирался вернуть деньги через неделю, после воровского скока (кражи). Братва понимающе кивала, но кассира все же убила. Новые законники переносят эмоции на второй план, предпочитая им четкий экономический расчет. Когда один вор вернулся из тюрьмы и купил на общаковые деньги без ведома братвы трехэтажный особняк, сходка пожурила его за неправильное поведение.

Затем ему было приказано продать дом, вернуть в "общак" деньги и заплатить штраф, который был вдвое выше самого долга. На все давались сутки. Опешивший вор просил уменьшить штраф или хотя бы дать отсрочку, но братва не отступила. Чтобы не умереть, он воспользовался своим правом законника и взял из "общака" кредит под бешеные проценты. Погасив долг, вор стал работать на возвращение кредита. Говорят, что он все-таки расплатился и остался жив.

Изначально "общак" создавался с вполне благородной целью (пусть и не совсем благородными методами) – для оказания помощи лицам, попавшим в места лишения свободы, а также их родственникам. Но за последние несколько десятилетий функции воровской кассы сильно изменились.

Современные свободные "общаки" могут существовать в виде легальной финансовой структуры, но в основном их прячут в глубокое подполье. Банковский счет могут арестовать, к наличности же подобраться почти невозможно. Поэтому воры стараются хранить наличность, притом твердую валюту, которая в меньшей степени подвержена инфляции. Такая касса хорошо охраняется. Число хранителей свободного общака порой достигает двадцати бойцов, которых выбирают на сходняке. Стеречь кассу - дело почетное и довольно прибыльное. Эту миссию поручают фанатикам, самым преданным воровскому делу законникам. О месте хранения денег и способе их получения знает лишь охрана (ее называют сообщаковой братвой). Она ложится на дно и живет на конспиративных квартирах по фальшивым паспортам. Система безопасности общака продумывается настолько, что заговор внутри сообщаковой братвы ничего не даст. Воры-охранники получают право убить любого законника, даже самого авторитетного, который попытается запустить руку в кассу.

Органами внутренних дел был обнаружен письменный документ, который назывался "Закон преступного мира, правил общака и воровской идеи". Он составлен примерно так же, как школьный учебник, - в расчете на весьма средних читателей.

Эта письменная инструкция содержит разъяснения по следующим вопросам:

Вопрос: Что такое общак?

Ответ: В преступном мире общак - это святое место. Общаком должны руководить только святые люди и достойные мужики, то есть воры и достойные мужики.

Вопрос: Есть ли у общака понятия слов, понятия по мастям?

Ответ: Да, есть. Касается рулевых общака. Эти люди в воровской идее должны быть кристально честными, преданными душой и сердцем идее справедливых людей. Далее, быть вежливыми, культурными, остроумными, иметь глубокие понятия в идеологии, философии, юридической науке, а также иметь заслуги в долголетней арестантской жизни. Каждый рулевой должен иметь на своем воспитании от 5 до 15 человек.

Вопрос: Есть ли у общака линия справедливости?

Ответ: Да, есть.

Вопрос: Есть ли линия солидарности?

Ответ: Есть.

Вопрос: Какая?

Ответ: У общака существует только один "котел". Что в него приходит – первым долгом ворам, затем в крытую и в больницу, штрафной изолятор. Правильная расстановка людей в общаке: каждый несет ответственность за свое место.

Вопрос: Какая структура общака

1. Голова общака - 2 чел.

2. Бытовые удобства, жилзоны, личное и общее свидание - 2 чел.

3.Производственная зона - 2 чел.

4. Бур, изолятор, санчасть, больница - 2 чел.

5. Камеры хранения - 2 чел.

Рулевые общака должны смотреть за личным фондом общака. Рулевые содержатся полностью за счет фонда общака.

Вопрос: Имеет ли общак грубый характер или жестокость?

Ответ: Да, имеет. Только к тем людям, которые идут против идеи справедливости, справедливых людей и оскверняют воровскую идею.

Вопрос: Если люди из системы МВД проявили какой-либо беспредел в отношении преступного мира

Ответ: В течение 15 суток "общак" обязан ответить им теми же методами.

Имеются сведения, что существует даже всесоюзный "общак", общая сумма которого исчисляется сотнями миллионов долларов.100 Он предназначен для: *

помощи другим осужденным, заключенным и их семьям; *

дальнейшего расширения преступного бизнеса; *

подкупа представителей исполнительной и законодательной властей (чиновников, депутатов всех уровней с целью обеспечения лоббирования интересов преступных сообществ, а также получения различных льгот и привилегий для контролируемых преступными сообществами предприятий, фондов, банков и др.); *

подкупа сотрудников ОВД, РУОПа, ИУ, СИЗО, прокуратуры и судов; *

легализации преступного бизнеса, постепенного его перевода на «законные рельсы»; *

создания материальной и финансовой базы преступных объединений; *

выполнения пропагандистско-психологической функции; *

организации противодействия сотрудникам пенитенциарных учреждений

Еще по теме d. Общак.:

  1. Ю.П.Орловский, А.Ф.Нуртдинова, Л.А.Чиканова. 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу российской федерации: комментарии и разъяснения, 2007
  2. 1. Какие отношения регулируются трудовым законодательством?
  3. 2. Какие нарушения в сфере труда признаются дискриминационными?

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика -

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант